РазноеСистема мониторинга давления в шинах hyundai: характеристики, фото и отзывы покупателей

Система мониторинга давления в шинах hyundai: характеристики, фото и отзывы покупателей

Содержание

Датчики давления в шинах Hyundai Creta – система TPMS

От давления в шинах зависит не только срок эксплуатации автомобиля и его отдельных элементов, но и безопасность водителя и пассажиров. На Hyundai Creta установлены специальные датчики (TPMS), которые контролируют уровень давления в колесах, и сообщают водителю о его изменениях.

Принцип работы системы

На заводе Hyundai при выпуске автомобиля Creta на него стандартно устанавливается датчик контроля давления в шинах. Это электронный индикатор, вкрученный в специальный вентиль внутри покрышки. Он соединен проводами с сигнальной лампой на приборной панели. Когда случается прокол колеса или изменение давления из-за поломки ниппеля индикатор сразу загорается и оповещает водителя о случившемся.

Система мониторинга помогает избежать:

  • аварии на дороге;
  • преждевременного износа резины;
  • лишнего расхода бензина;
  • перегрева или прокола шины;
  • потерю воздуха через ниппель;
  • разбортовку колеса на ходу;
  • излишней нагрузки.

Датчики давления на Хендай Грета устанавливаются на диски колес, а не внутрь камеры с воздухом. Они измеряют окружность покрышки. В нормальном состоянии колесо делает оборот с одной скоростью, а в спущенном скорость будет другой. Таким образом, система осуществляет постоянный контроль над уровнем давления в шинах, дополнительно сверяясь с ABS.

TPMS работает только в движении, на стоянке измерение осуществляться не будет. Она не идеальна, поэтому нужно помнить, что есть вероятность погрешности, которая может доходить до 30%.

Когда давление падает, на приборной панели водителя выводится следующее:

  • лампочка (арфа), сигнализирующая о спуске колеса;
  • горит значок в виде треугольника, сигнализирующий о неисправностях;
  • картинка и дополнительная надпись – «Низкое давление в шинах!».

Какое давление должно быть в шинах Hyundai Creta

В кроссовере нормы данного параметра изображены на стойке двери водителя, там же указаны размеры колес. При стандартной загрузке давление должно быть 2.3 бар, а при максимальной – 2.5 бар. Смотрите фото.

Помните, что давление на стойке указывается для заводских размеров. Если установить другие колеса, то значение может поменяться.

В руководстве по эксплуатации Вы найдете более подробную информацию. Например, зимой при температуре -20 давление может упасть до 2.0 атмосфер, если до этого оно было 2.3, а Вы выехали из гаража, в котором температура была +10. Каждые 10 градусов снижают давление на 0,1 бар, поэтому зимой добавляйте по 0,19 бар. А летом в +30 давление может подняться до 2.5 атмосфер, что является нормой.

Возможные проблемы

Если загорелся датчик давления, первым делом осмотрите все колеса. Бывает, что он показывает неверные значения. Лампочка может загореться даже когда система в норме. На это есть несколько причин:

  • устройство вышло из строя;
  • датчик повредили во время бортировки;
  • замена колес на новые, которые не имеют датчиков;
  • большие перепады температуры за окном.

Перед тем как искать неисправности проверьте показатели манометром. Может быть колесо действительно повреждено. Если манометр показывает нормальные значения необходимо искать неисправность в самом устройстве.

Как убрать ошибку TPMS

Прежде чем обращаться к дилеру Hyundai Creta, попробуйте сделать сброс давления в шинах и перезагрузку бортового компьютера согласно инструкции по эксплуатации. Чтобы убрать сообщение, накачайте колеса по 2.5 бар и затем спустите до 2.3.

Главный недостаток таких датчиков в том, что они не подлежат ремонту, поэтому при сбое в работе их нужно будет заменить. А блок управления ECU можно прошить новой программой. За счет простоты установки в сравнении с изделиями, которые крепятся к ниппелю, цена на такие датчики будет значительно ниже.

Рекомендуем обратиться на СТО к специалистам. Они смогут выявить проблему и дать рекомендации о покупке новых датчиков под Ваш автомобиль.

Установка датчиков

Устройство для измерения давления в шинах на автомобиле Hyundai Creta марки TPMS 52933c1100 устанавливается в таком порядке:

  1. Откручиваем колесо.
  2. Снимаем покрышку с диска, используя специальный станок для шиномонтажа.
  3. Вынимаем старый датчик и на его место устанавливаем новый.
  4. Проверяем на бортовом компьютере распознавание нового устройства.

Компания Хундай автоматизировала компьютер так, чтобы он мог распознать места размещения датчиков самостоятельно, поэтому запоминать номер каждого устройства не нужно, их можно ставить вразнобой.

( 4 оценки, среднее 3 из 5 )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Hyundai Sonata | СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ (TPMS)

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ (TPMS)

■ для комбинации приборов типа В

Сигнализатор низкого давления в шинах (1) / Индикатор неисправности системы TPMS (2)

При холодной погоде необходимо ежемесячно проверять давление в каждой из шин, включая запасное колесо (при наличии) и, при необходимости, доводить уровень давления в шинах до рекомендованного производителем (указывается на информационных табличках автомобиля и уровня давления в шинах). (Если на автомобиле установлены шины имеющие отличный от указанного на табличках размер, необходимо определить для них соответствующий уровень давления.)

В качестве дополнительной системы безопасности автомобиль может быть оборудован системой контроля давления в шинах (TPMS), которая обеспечивает индикацию значительного снижения давления в одной или нескольких шинах с помощью сигнализатора низкого давления в шинах.

Если загорается сигнализатор низкого давления в шинах, необходимо как можно скорее остановить автомобиль, проверить состояние шин и довести в них уровень давления до нормы. Продолжение движения при низком давлении в шинах может привести к перегреву и механическому разрушению шин. Эксплуатация шин с давлением ниже нормы также приводит к увеличению расхода топлива, сокращению срока службы шин, а также может повлиять на управляемость и длину тормозного пути автомобиля.

Обратите внимание, что использование системы TPMS не означает отсутствие необходимости правильного обслуживания шин или поддержания в них надлежащего давления, даже если снижение уровня давления недостаточно для срабатывания сигнализатора низкого давления в шинах системы TPMS.

В автомобиле также предусмотрен индикатор неисправности системы TPMS, обеспечивающий контроль за правильной работой системы. Индикатор неисправности системы TPMS объединен с индикаторным устройством низкого давления в шинах. При обнаружении неисправности индикаторное устройство будет мигать в течение примерно одной минуты и затем станет гореть постоянно. Эта последовательность будет повторяться при последующих пусках двигателя, пока неисправность присутствует. Если индикатор неисправности горит, возможно неправильное определение или индикация низкого уровня давления в шинах. Неисправность системы TPMS может быть вызвана различными причинами, включая установку или замену шин или колес.

Всегда проверяйте показания индикатора неисправности системы TPMS после замены одной или нескольких шин или колес или обмена их местами, чтобы убедиться в работоспособности системы TPMS.

Если индикатор низкого давления в шинах (системы СКДШ) не загорается на 3 секунды после поворота ключа зажигания в положение BKJI(ON) или пуска двигателя или продолжает горсть но прошествии приблизительно 3 с, рекомендуем обратиться к уполномоченному дилеру Kia.

Сигнализатор низкого давления в шинах

Загорание сигнализаторов системы контроля давления в шинах свидетельствует о значительном снижении уровня давления в одной или нескольких шинах.

Немедленно снизьте скорость движения. Избегайте резких поворотов и помните об увеличении тормозного пути. В этом случае необходимо немедленно остановить автомобиль и проверить давление в шинах.

Доведите уровень давления в шинах до нормального значения, указанного на информационных табличках, расположенных на средней стойке панели наружной обшивки кузова со стороны водителя. Если у Вас нет возможности добраться до станции техобслуживания, или же шина не держит добавленный объем воздуха, замените шину с низким давлением на запасную.

В этом случае индикатор неисправности системы TPMS и индикаторное устройство низкого давления в шинах могут включиться и гореть после повторного пуска двигателя и в течение примерно 20 минут непрерывного движения, пока сдувшая шина не будет отремонтирована и установлена.

При холодной погоде сигнализатор низкого давления в шинах может загореться, если в шине установлено давление, рекомендованное для теплой погоды. Это не означает неисправность системы TPMS, поскольку понижение температуры приводит к пропорциональному понижению давления в шинах.

При движении из области с низкой температурой в область с высокой температурой и наоборот, или если внешняя температура значительно выше или ниже, необходимо проверить давление в шинах и довести его до рекомендуемого уровня.

— Опасность пониженного давления Слишком низкое давление в шинах может привести к потере управления автомобилем и увеличению тормозного пути.

Продолжение движения при низком давлении в шинах может привести к перегреву и механическому разрушению шин.

Индикатор неисправности системы TPMS (система контроля давления в шинах)

В случае неисправности системы контроля давления в шинах индикаторное устройство низкого давления в шинах будет мигать в течение одной минуты и затем начнет гореть непрерывно. Если система способна к одновременному обнаружению предупреждения о низком давлении в шинах и неисправности системы, индикатор неисправности системы TPMS и индикаторное устройство низкого давления в шинах могут гореть одновременно. Например, если в случае отказа датчика переднего левого колеса загорается индикатор неисправности системы, но при этом давление в остальных шинах окажется ниже требуемого, это может быть указано на индикаторном устройстве одновременно с включенным индикатором неисправности системы TPMS.

Рекомендуем обратиться к уполномоченному дилеру Kia для проверки системы.

• Индикатор неисправности системы T может также загораться при проезде автомобиля мимо кабелей электропередач или радио-передатчиков (например мимо поста автомобильной инспекции, государственных учреждений, радиовещательных станций, военных объектов, аэропортов, передающих станций и т.д. Возникающие при этом помехи могут вызвать сбой в работе системы контроля давления в шинах (TPMS).

• Может высветиться индикатор неисправности СКДШ, если на шины одеты цепи противоскольжения или в транспортном средстве используется какие-либо электронные устройства (такие как ноутбук, зарядное устройство для мобильного телефона, дистанционный стартер, система спутниковой навигации и т. д.). Это может мешать нормальному функционированию системы контроля давления в шинах (СКДШ).

Замена шины, оборудованной системой TMPS

Если шина спущена, появятся сигнальные сообщения Low Tire Pressure и Position (положение). Рекомендуем обратиться к уполномоченному дилеру Kia для проверки системы.

Рекомендуется использовать герметик, одобренный Kia.

Герметик с датчика давления в шине и колеса будет удален при замене шины на новую.

В каждом колесе установлен датчик давления в шине, который установлен внутри шины позади золотникового штока. Необходимо использовать колеса, совместимые с системой TPMS.

Рекомендуется всегда выполнять обслуживание шин у уполномоченного дилера компании Kia.

Индикаторное устройство продолжит гореть даже после замены сдувшего колеса на запасное до тех пор, пока сдувшее колесо не будет отремонтировано и установлено.

В случае замены сдувшего колеса на запасное индикатор неисправности системы TPMS может включиться и гореть в течение нескольких минут, поскольку датчик системы TPMS, установленный в запасном колесе, не прошел инициализацию.

После восстановления требуемого давления в сдувшей шине и установки этого колеса обратно на автомобиль или выполнения инициализации датчика TPMS в запасном колесе на станции авторизованного дилера Kia, индикатор неисправности TPMS и индикаторное устройство низкого давления в шинах погаснут после нескольких минут движения.

Если индикатор не гаснет в течение нескольких минут после начала движения, рекомендуем обратиться к уполномоченному дилеру Kia для проверки системы.

ВНИМАНИЕ в случае замены оригинального колеса на запасное колесо, необходимо провести инициализацию датчика TPMS на установленном запасном колесе и деактивировать датчик TPMS на снятом оригинальном колесе. Если не дезактивировать датчик TPMS на оригинальном колесе и поместить это колесо в держатель запасного колеса, система контроля давления в шинах может функционировать неправильно. Рекомендуем обратиться к уполномоченному дилеру Kia для обслуживания системы.

Шина, давление в которой ниже нормы, может по внешнему виду не отличаться от шин с нормальным давлением. Для измерения давления в шинах всегда используйте качественные манометры. Обратите внимание, что в шине с более высокой температурой (например после движения) будет более высокий уровень давления, по сравнению с более холодной шиной (если автомобиль не двигался в течение более 3 часов или проехал менее 1,6 км за 3-часовой период).

Перед измерением давления в шине дождитесь, пока она остынет.

Перед накачиванием шины до рекомендуемого давления убедитесь, что шина имеет нормальную температуру.

Это означает, что автомобиль не двигался в течение 3 часов или проехал менее 1,6 км за 3-часовой период.

Если автомобиль оснащен системой контроля давления в шинах, рекомендуем использовать герметик, одобренный Kia. Жидкий герметик может повредить датчики давления в шине.

• Система TPMS не предназначена для оповещения о внезапном повреждении шины, вызванном внешними факторами, например острыми предметами на дороге.

• Если поведение автомобиля на дороге становится неустойчивым, немедленно снимите ногу с педали газа, плавно и с небольшим усилием нажмите на педаль тормоза и медленно остановите автомобиль в безопасном положении на дороге.

Ненадлежащее использование, изменение или отключение компонентов системы контроля давления в шинах (TPMS) может повлиять на возможности системы по оповещению водителя о снижении давления в шинах или неисправности системы TPMS. Ненадлежащее использование, изменение или отключение компонентов системы контроля давления в шинах (TPMS) может привести к аннулированию гарантии на данную систему автомобиля.

• Запрещается производить модификацию транспортного средства, так как это может повлиять на функциональность системы TPMS.

• Доступные на рынке колеса не оснащены датчиками TPMS.

Для обеспечения безопасности рекомендуется использовать детали для замены от официального дилера Kia.

• Если используются доступные на рынке колеса, обязательно должны использоваться одобренные дилером Kia датчики TPMS.

• Если транспортное средство не оборудовано датчиком СКДШ или система СКДШ не работает должным образом, транспортное средство может не пройти обязательный технический осмотр.

Все транспортные средства проданные на ЕВРОПЕЙСКОМ рынке в указанный ниже период времени, должны быть оборудованы TPMS.

— Новые модели транспортных средств: 1 ноября 2012 г. ~

— Текущие модели транспортных средств: 1 ноября 2014 г. ~ (на основании регистрации транспортных средств)

Что такое TPMS и что она делает?

Система контроля давления в шинах (TPMS – tyre pressure monitoring system) – это особая система, которая устанавливается на автомобили для предупреждения водителей о снижении давления в одной или нескольких шинах. При снижении давления на панели управления загорается оранжевый сигнал, предупреждающий водителя.

Что такое TPMS?

1. Что такое


TPMS?

Система, предупреждающая водителя о снижении давления в одной или нескольких шинах.

3. Когда необходим осмотр?

При сезонной смене покрышек (в случае перебортировки шин) или в случае, если на панели управления загорается предупреждающий значок TPMS.

2. Есть ли в моей машине TPMS?

Системой TPMS оснащаются автомобили, произведенные после 1 ноября 2014 года или автомобили, на которые TPMS устанавливается мануально.

4. Где можно осуществить проверку TPMS?

В сервисах официальных автодилеров и в центрах РКР.

Из-за роста количества ДТП, с 2008 года эти датчики стали обязательными для всех произведенных и продаваемых в США автомобилей. С 1 ноября 2014 года это требование стало обязательным и для произведенных в Европе автомобилей. Поэтому при покупке автомобиля, который произведен после 01.11.2014, он будет оснащен TPMS.

Исследования показали, что 40% автовладельцев в Европе и США проверяют давление в шинах лишь раз в год. Следует учитывать, что разным автомобилям требуется разное давление в шинах, которое зависит от размера шин и количества пассажиров. Его значения можно узнать в сервисной книжке автомобиля, а также иногда эта информация в виде наклейки доступна на крышке топливного бака или на корпусе автомобиля в дверном проеме со стороны водителя.

Неправильное давление не только влияет на безопасность на дороге, но также и на потребление топлива, качество вождения и скорость износа шин. Специалисты утверждают, что ежедневно большое количество автоводителей ездит с пониженным давлением, подвергая риску не только себя, но и других участников движения. Поэтому система TPMS – это важное улучшение в области безопасности.

Виды TPMS

Различают два вида системы TPMS – прямую и непрямую. Непрямая система TPMS основана на работе датчиков скорости вращения колес системы ABS. Они измеряют скорость вращения каждого колеса. На основании этих данных «бортовой компьютер» имеет возможность определять диаметр колеса и предупреждать водителя при его снижении. По своей сути, непрямая система не измеряет давление в шинах, а определяет скорость вращения и оповещает компьютер. Преимущества этой системы: нет необходимости в специальном обслуживании и нет необходимости устанавливать дополнительный комплект датчиков для зимнего или летнего комплекта шин. Недостаток: система способна информировать водителя лишь при падении давления более чем на 30%.

Прямая система TPMS использует датчики, которые монтируются в шины и следят за давлением в них. Некоторые датчики даже способны измерять температуру. Полученные данные пересылаются на центральный контрольный модуль в автомобиле, который их обрабатывает и, при падении давления ниже установленного, при помощи светового сигнала оповещает водителя. Каждый такой датчик имеет уникальный серийный номер, чтобы система не могла ошибочно трактовать данные от другого автомобиля и от шин между собой. Необходимо учитывать, что многие автопроизводители устанавливают датчики производства других компаний, поэтому для их обслуживания или замены потребуется опытный и знающий специалист.

Обслуживание и установка TPMS

Если Ваш автомобиль произведен после 1 ноября 2014 года, следует учитывать факт, что на нем установлена система TPMS, и при каждой замене шин или регулировке давления в них потребуется калибровка датчиков. Это можно произвести в любом сервисном центре Pirelli Key Point. Стоимость калибровки составляет приблизительно 20 евро; если же потребуется покупка нового датчика, то его стоимость начинается от 40 евро.

 

Как работают датчики давления в шинах — ДРАЙВ

Первый патент на шину был получен в 1846 году, и с тех пор колёса постоянно прокалываются. Любому ясно, что спустившая покрышка не сулит ничего хорошего. Да и упавшее давление может быть весьма опасно: недаром в разделе «Ежедневное обслуживание» инструкции по эксплуатации автомобиля пункт «Проверка давления в шинах» стоит одним из первых.

Когда шина «испускает дух», сопротивление качению значительно увеличивается. К чему это ведёт? К повышению расхода топлива, повышенному износу шин и, конечно же, к боковому уводу автомобиля. Причём небольшой такой увод в сторону можно списать на уклон дороги или колею. Так что водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать движение довольно долго. И самое опасное в этом то, что при экстренной ситуации, например, при резком манёвре или торможении подспущенная покрышка может сорваться с диска или провернуться. А здесь и до аварии недалеко.

Стало быть, с этим безобразием нужно бороться всеми силами. И чем раньше водитель заметит потерю давления, тем лучше. Конечно, самый простой способ — перед поездкой проверить давление, поочерёдно присоединив к каждому колесу насос или манометр. Но мы с вами народ ленивый и забывчивый. Да и удовольствие ковыряться на морозе или в дождь с какими-то приборами невелико. Тем более что есть уже целый ворох систем, умеющих проверять это самое давление.

Колпачки китайского производства сигнализируют о падении давления изменением цвета. Информативность хороша, точность под вопросом.

Самая простая из них — это специальные колпачки с цветовыми индикаторами, которые устанавливаются вместо штатных на вентили подкачки. Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер — под прозрачной крышечкой такого чудо-колпачка появится предупреждающая жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска. Ага, понятно, с колесом что-то неладное, надо проверить. Опустилось давление ещё ниже — колпачок «окрасится» в другой, как правило, красный цвет, который будет говорить о критичности происходящего. Достоинство такого подхода — простота. Минус — недостаточно хорошая информативность. Ведь колпачки можно увидеть только во время остановки. И всё равно, обойти перед поездкой автомобиль, посмотрев на цвета колпачков, намного проще, чем мерить каждый раз давление.

Ещё один недостаток — колпачки начинают информировать об изменении давления только тогда, когда оно падает ниже каких-то определённых значений, которые, кстати, для вашего автомобиля и ваших колёс могут быть вполне нормальными. Значит, подбирать их надо именно под вашу машину.

Радиодатчики многих электронных систем мониторинга устанавливаются на диск при помощи специальных хомутов.

А для того чтобы заметить неладное во время движения, неплохо бы иметь на борту электронную систему, которая автоматически оповещала бы об опасных падениях давления. И не просто оповещала, а делала бы это вовремя (чтобы было время сориентироваться) и без ложных срабатываний.

Установленная система контроля в таком случае в нужный момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Понятно, в случаях серьёзного прокола или взрыва покрышки такие системы не помогут, поскольку водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при «медленном» проколе подобная электроника просто незаменима.

Есть, например, системы, которые передают данные о давлении и температуре в шинах на центральный блок при помощи радиосвязи. А есть и такие, которые могут передавать эти данные по Bluetooth-связи на телефоны или коммуникаторы. А что, очень удобно.

Система мониторинга давления X-Pressure, разработанная компанией Pirelli. В самом простом варианте Optic она представляет собой четыре колпачка, которые устанавливаются на штатные вентили. А о падении давления они сигнализируют изменением цвета.

Но есть и более хитрые системы, которые работают без «настоящих» датчиков давления, а через ABS. Именно они обычно и ставятся в серийной комплектации автомобилей. Как они работают?

Электроника при помощи датчиков в каждый момент времени определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу. Как известно, при падении давления высота профиля шины становится ниже. Следовательно, скорость вращения колеса с «больной» шиной увеличивается, следовательно, увеличивается и разность частот вращения колёс на одной оси. В результате система фиксирует эти изменения — и даёт тревожный сигнал.

Система X-Pressure в исполнении Acoustic. В колпачки встроены датчики, которые регистрируют давление, и радиопередатчики, обеспечивающие связь с центральным блоком. Как только давление упало, на табло этого блока появляется соответствующая индикация и раздаётся предупреждающий звуковой сигнал. Элементов питания в колпачках хватает примерно на 5 тысяч часов работы, что соответствует пяти годам эксплуатации. Замена батареек в колпачках не предусмотрена, поэтому по истечении срока службы комплект нужно менять полностью.

Чем плох такой косвенный способ определения давления в шинах? Такие системы могут срабатывать, например, в затяжных поворотах, когда на протяжении относительно долгого времени система фиксирует большую разницу частот вращения колёс разных бортов (ведь внешние колёса крутятся с большей скоростью, нежели внутренние). И это ещё цветочки.

Один из самых навороченных вариантов X-Pressure — AcousticBlue умеет передавать данные о давлении через порт Bluetooth на мобильный телефон. Стоит такая штука от 160 евро.

В некоторых случаях такие системы бесполезны вовсе. Например, когда на автомобиле устанавливаются покрышки с технологией Run-Flat. Напомним, у шин с такой технологией даже при полной потере давления высота профиля уменьшается незначительно — примерно на 30—40%. Давления в шине нет, а усиленные боковины продолжают «держать», и не просто держать, а позволяют продолжать движение с очень даже приличной скоростью, на протяжении достаточно длительного времени.

Многие автомобили сами предупреждают своего хозяина о падении давления в шине.

И всё же эта система может очень сильно помочь, особенно в дальней дороге, своевременно предупредив о том, что с колёсами проблемы. Но полагаться на «помощников» полностью не стоит. Поэтому вместо вывода напишем всего два, нет, — три слова. Следите за давлением, товарищи! Хотя бы в неделю раз, а уж если заметили, что колесо подспущено, не ленитесь, подкачайте.

Датчик давления в шинах на Хендай Крета, Туссан, Санта Фе

Новые модели автомобилей становятся все более безопасными и надежными системами оборудованными различными комплексами для удобства использования. Одним из таких комплексов, обеспечивающих дополнительную безопасность при эксплуатации различных типов автомобилей является контроль за давлением в шинах.

Датчики для новых моделей

Как все мы знаем, поддержка именно нужного давления в колесах обеспечивает наиболее безопасное движение на автомобиле, экономит расход топлива, облегчает рулевое управление.

Некоторые продвинутые модели систем контроля могут не только отслеживать давление в шинах, но и температуру воздуха в камерах. В этой статье мы рассмотрим их основные характеристики, причины неисправностей и монтаж, демонтаж этой системы своими руками.

Датчик

Подобная система может контролировать следующие параметры:

  • проколы колес;
  • разбортовка покрышки с диска;
  • перегрев воздуха в колесе;
  • травление воздуха через ниппель;
  • превышение предельно допустимых нагрузок на шины.

Датчик Хендай Крета

Система контроля давления в шинах Hyundai Creta осуществляет мониторинг давления и температуры. Датчики всех колес объединены в одну общую систему контроля. Все показания обрабатываются в блоке электронного управления ECU. Он включен в заводскую комплектацию бортового компьютера. Все информация выводится на дисплей автомобиля. В более продвинутых комплектациях эти данные могут дублироваться световой сигнализацией и передачей данных на мобильный телефон.

Если в заводской комплектации автомобиля нет установленных датчиков давления, их можно установить самостоятельно, а в салоне разместить блок управления, более подробно смотрите на фото. Связь между датчиками и блоком контроля происходит на диапазоне 433,92 МГц посредством радиопередачи. При разрядке элемента питания необходимо полностью поменять датчик.

Датчик Хендай Крета

Крепление датчиков в модели Hyundai Creta осуществляется через специальный переходник, который жестко закреплен к колесному диску. На это устройство уже снаружи накручивается колпачок. Датчики давления в Hyundai отличаются тем, что система контроля сама может распознать с какого колеса идет сигнал, то есть выполнять нумерацию их не нужно.

Давление определяется по методу измерения окружности покрышки. На пустом колесе один оборот покрышки происходит быстрее, чем на нормально накаченном. Измеряя эту разницу можно определить давление воздуха в шинах. Плюс к этому используются информация системы АБС. Отрицательной стороной такой системы является то, что на стоянке измерить давление невозможно, так как колесо неподвижно.

При обнаружении падения давления в колесе, бортовой компьютер выдаст предупреждения:

  • в виде светового сигнала о спуске колеса,
  • аварийный треугольник в неполадке в автомобиле;
  • картинку автомобиля, с отмеченным аварийным колесом.

Отключить датчики давления в автомобиле самостоятельно не представляется возможным, так как эта система интегрирована в бортовой компьютер. Если из колес убрать датчики, то система выдаст аварийный сигнал и блок управления переведет машину в сервисный режим работы.

Для полного отключения данной опции нужно обратиться к специалисту для перепрошивки бортового компьютера. Еще вариантом обхода этой системы можно считать задание ложной информации для бортового компьютера о состоянии датчиков. Но это тоже требует вмешательства специалиста.

Датчик давления

Если при эксплуатации машины горит датчик давления в шинах, а колеса находятся в нормальном состоянии, возможно повреждение датчика. Это может быть вызвано целым рядом причин:

  • если колесо попало в достаточно глубокую выбоину и повредилось место крепления датчика;
  • при перебортовке колеса на шиномонтаже повредили датчик;
  • закончился ресурс элемента питания;
  • датчик просто вышел из строя.

В этом случае заменить неисправный датчик самостоятельно не представляется возможным, так как необходимо выполнить перебортовку колеса, что возможно только в специализированных мастерских. Для снятия датчика с крепления используется специальный инструмент, а так же возможно будет необходимо выполнить калибровку и перепрограммирование датчиков. Поэтому тут выход только один – ехать на станцию технического обслуживания.

Датчик Hyundai Туссан

Хендай Туссан оборудован датчиками давления, установленными на дисках колес. Все датчики одинаковые. Система распознает сигналы с датчиков автоматически и выводит информацию на штатное головное устройство. Частота на которой работают датчики этой модели 433,0 МГц. Элемента питания хватает по расчётам производителя на 7-8 лет эксплуатации.

Датчик Hyundai Туссан

При покупке автомобиля из салона с комплектом зимней, или в зависимости от сезона наоборот летней резины рекомендуем проверить комплектность колес датчиками. Зачастую датчики стоят только на одном комплекте. В этом случае эксплуатация автомобиля будет неудобной из-за постоянной индикации ошибки системы TPMS, это видно на видео.

Датчики обеспечивают показания давления с точностью 0,01 Атм. При стоянке автомобиля датчики находятся в спящем режиме и не потребляют энергии, активация происходит только во время движения автомобиля. Отключить эту систему возможно так же только перепрошивкой бортового компьютера. Более подробно мы рассматривали это выше.

Датчик для Санта Фе

Основным отличием системы контроля в Хендай Санта Фе от Крета и Туссан является то, что датчики прописываются специальной программой, каждый на свое место. Поэтому если после ремонта колес их поменять местами, то на приборной панели горит символ ошибки. Отключить ее можно установкой колес на свои места или перепрошивкой датчиков у официального дилера. Эта процедура занимает пять минут времени и позволяет правильно указать расположение датчиков.

Датчик давления для Санта Фе

Владельцы автомобилей Санта Фе жалуются на распространенный глюк этой системы. Бывает, что выводится ошибка на дисплей, а колеса все накачены равномерно. Для устранения глюка необходимо накачать проблемное колесо до 300 кПа, а затем по манометру выровнять давление во всех шинах. Как правило, для Санта Фе вполне достаточно такой процедуры и после этого ошибка уходит. Владельцы Хендай Креты и Туссана о подобных ошибках не сообщали.

В целом можно сделать вывод, что компания Хендай подобной системой контроля давления в шинах старается по максимуму обезопасить автовладельцев машин. Модельный ряд Солярис так же оборудуется подобными датчиками. Система работает и оперативно информирует водителя о состоянии колес. Обновление информации происходит раз в 60 секунд, что позволяет иметь самые актуальные данные.

Как сбросить датчик давления в шинах Hyundai Sonata — руководство для автомобилей, грузовиков и транспортных средств

Если на вашем Hyundai Sonata загорается индикатор контроля давления в шинах, это означает, что одна или несколько шин автомобиля недокачаны или перекачаны. Автомобильные шины должны быть накачаны до определенного PSI, чтобы обеспечить вашу безопасность во время движения по дороге и предотвратить повреждение шин.

Рекомендуемое значение PSI для Hyundai Sonata составляет 34. Если система контроля давления в шинах обнаружит, что давление в шинах слишком высокое или слишком низкое, на приборной панели автомобиля загорится индикатор давления в шинах.После того, как ваши шины будут накачаны до рекомендуемого PSI, датчик давления в шинах необходимо будет сбросить.

Если вы не знаете как обнулить датчик давления в шинах Hyundai Sonata , у нас есть вся необходимая информация в этой статье. Продолжайте читать наши пошаговые инструкции о том, как сбросить настройки TPMS во всех моделях Hyundai Sonata с 2007 по 2020 год.

Как выглядит индикатор TPMS?

Когда датчики TMPS обнаружат, что давление воздуха в одной или нескольких шинах не соответствует норме, на приборной панели автомобиля загорится сигнальная лампа. Индикатор давления в шинах выглядит как подкова с восклицательным знаком в центре. В зависимости от того, какой моделью и спецификацией Hyundai вы владеете, вы также можете получить предупреждающее сообщение, показывающее, какая шина нуждается в корректировке давления воздуха.

Если загорелся индикатор давления в шинах, важно как можно скорее проверить шины. Если вы не можете сразу безопасно остановить свой автомобиль, вам следует предпринять следующие шаги — 

  1. Уменьшить скорость
  2. Позволяет увеличить тормозной путь 
  3. Избегайте резких поворотов
  4. автомобилей Hyundai Sonata были оснащены системой TPMS с момента выпуска их модели 2007 года.

Несмотря на то, что система TPMS является очень полезной системой для установки в вашем автомобиле, не следует игнорировать регулярное техническое обслуживание и наблюдение за шинами. TPMS может определить, когда в ваших шинах недостаточное давление воздуха, но важно, чтобы водители продолжали проверять протектор своих шин, особенно в холодные месяцы.

Нужно ли сбрасывать датчики TPMS?

Сброс датчиков TPMS на вашем Hyundai Sonata необходим только после накачки шин, если система не сбрасывается автоматически, а индикатор давления в шинах продолжает гореть на приборной панели.

Однако важно всегда сбрасывать TPMS после замены или перестановки шин, чтобы датчики могли точно контролировать давление воздуха в новой шине/ново установленных шинах.

Если индикатор TPMS остается включенным после накачки шин, это означает, что вы можете не знать о каких-либо проблемах с шинами в будущем. Водители могут привыкнуть к тому, что индикатор давления в шинах горит постоянно, поэтому они не знают точно, когда шина требует внимания.

Продолжайте читать наши пошаговые инструкции о том, как сбросить датчик давления в шинах Hyundai Sonata.

Как сбросить датчик давления в шинах Hyundai Sonata моделей 2007–2018 годов 

Самый простой способ сбросить датчик давления в шинах на всех автомобилях Hyundai Sonata — это проехать на автомобиле не менее 10 минут со скоростью 50 миль в час или более.

Если после 10-минутной поездки индикатор давления в шинах все еще горит, необходимо выполнить сброс вручную. Описанный ниже метод будет работать для всех моделей Hyundai Sonata с 2007 по 2018 год. 

Шаг 1:  Поверните ключ в положение ON, но не запускайте двигатель.

Шаг 2:  Найдите кнопку сброса TPMS (обычно под рулевым колесом или сбоку от него).

Шаг 3: Нажмите и удерживайте кнопку сброса системы контроля давления в шинах, пока сигнальная лампа давления в шинах не мигнет 3 раза.

S шаг 4:  Отпустите кнопку сброса TPMS.

Шаг 5:  Заведите автомобиль и оставьте двигатель работать на 20 минут, чтобы полностью сбросить показания датчика.

Шаг 6: После ручного сброса датчика TPMS индикатор давления в шинах должен погаснуть.

Как сбросить TPMS в Hyundai Sonata 2020?

Если вы не можете найти кнопку сброса TPMS в вашем Hyundai Sonata, это может быть связано с тем, что система не может быть сброшена вручную и кнопка не найдена. TPMS в моделях Hyundai 2020 и 2021 годов должна автоматически сбрасываться после того, как вы проехали примерно 10 минут со скоростью 50 миль в час или более после накачки автомобильных шин.

Однако, если вы недавно добавили в свои шины новые датчики TPMS, вам может потребоваться заново настроить новые датчики для системы контроля давления в шинах вашего автомобиля.Большинство автомобилей Hyundai автоматически программируют новые датчики, но в некоторых случаях индикатор TPMS может оставаться включенным, и может потребоваться повторное обучение.

Вот пошаговое руководство по повторному изучению новых датчиков TPMS для вашего Hyundai Sonata.

Шаг 1: Оставьте автомобиль неподвижным на 15 минут после установки новых датчиков.

Шаг 2: Следуйте инструкциям в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы перевести Hyundai в режим «переобучения» — это можно сделать с помощью элементов управления на приборной панели. Возможно, вам придется использовать сканер для сканирования датчиков и обновления идентификационных кодов в компьютере вашего автомобиля. Если вы не уверены, обратитесь к местному дилеру Hyundai.

Шаг 3:  Двигайтесь со скоростью выше 32 км/ч в течение примерно 20 минут, чтобы автомобиль узнал новые идентификаторы датчиков.

Часто задаваемые вопросы

Что означает TPMS на Hyundai?

TPMS расшифровывается как система контроля давления в шинах. Система TPMS используется в большинстве современных моделей автомобилей, в том числе в автомобилях производства Hyundai.

Система контроля давления в шинах следит за давлением воздуха в шинах автомобиля, и датчики автоматически передают водителю предупреждение (включение лампочки давления в шинах). Индикатор давления в шинах загорается, когда шина недостаточно или чрезмерно накачана.

Где находится кнопка сброса TPMS на Hyundai Sonata 2017 года?

Кнопка сброса TPMS в Hyundai Sonata 2017 года расположена справа от рулевого колеса.

Где находится кнопка сброса TPMS на Hyundai Sonata 2013 года?

Кнопка сброса TPMS в Hyundai Sonata 2013 года находится под рулевым колесом.

Почему индикатор давления в шинах все еще горит после заполнения шин?

Если индикатор давления в шинах продолжает гореть после заполнения автомобильных шин, возможно, проблема в системе контроля давления в шинах. В одной из ваших шин может быть медленная утечка, которая вызывает срабатывание индикаторов TPMS, или это может быть признаком того, что ваш автомобильный аккумулятор разряжен или в системе сломан датчик.

Где находится кнопка сброса TPMS на Hyundai Sonata 2015 года?

Как и в модели 2013 года, в Hyundai Sonata 2015 года кнопка сброса давления в шинах находится под рулевым колесом.

Какое давление в шинах Hyundai Sonata?

Важно, чтобы вы накачивали автомобильные шины до идеального давления, езда на перекачанных или недостаточно накачанных шинах может быть опасной и повредить ваши шины. Идеальное давление в шинах Hyundai Sonata составляет 34 фунта на квадратный дюйм.

Заключение 

Сброс датчика TPMS в Hyundai Sonata — это быстрый и простой процесс. Если после накачки новых шин вы заметили, что индикатор датчика TPMS все еще горит, выполнив всего несколько простых шагов, вы сможете быстро сбросить настройки системы.

Если вам нужно сбросить датчик TPMS в вашем Hyundai, мы надеемся, что информация в этой статье оказалась вам полезной. В большинстве случаев водителям даже не нужно вручную сбрасывать TPMS, датчики и свет должны автоматически сбрасываться после того, как автомобиль проедет примерно 10 минут.

Low- и high-line версии ресиверов TPMS на Hyundai Elantra | 2011-08-29

ТЕМА АВТОМОБИЛЬ: 2008-10 Hyundai Elantra.

ДАТЧИК В ШИНЕ? Нет, датчики установлены в колесах.

НУЖНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ? Да, сканер возбудителя TPMS.

В системе контроля давления в шинах (TPMS) на Hyundai Elantra 2008-10 гг. используется приемник, доступный в версиях low-line и high-line. Есть четыре радиочастотных (RF) датчика давления в шинах, два предупреждающих индикатора на комбинации приборов и цепь данных для выполнения системных функций. Автомобили с системами высокого напряжения имеют три предупреждающих индикатора и четыре низкочастотных инициатора (LFI).Когда давление в шинах ниже допустимого порога или обнаруживается быстрая утечка, загорается сигнальная лампа низкого давления на комбинации приборов. На автомобилях с системой High Line также загорается индикатор положения шины, указывающий на неисправную шину.

Если система обнаружит неисправность приемника или датчика, или если она обнаружит неисправность, которая является внешней по отношению к приемнику или датчику, загорится предупреждающий индикатор TPMS на комбинации приборов. Если неисправность считается «критической», индикатор будет гореть в течение всего цикла зажигания.

Чтобы удалить старый датчик и установить новый, выполните следующие действия:

1. Снимите колесо и шину в сборе. ВНИМАНИЕ: Избегайте контакта шины/инструмента с ниппелем при демонтаже шины.

2. Спустите шину и снимите противовесы. Борт должен быть сломан примерно на 180 градусов со стороны клапана колеса. Разрыватель бортов не должен быть установлен слишком глубоко. Демонтаж должен заканчиваться рядом с клапаном. ВНИМАНИЕ: Гайку клапана нельзя использовать повторно.

3.Осторожно обращаясь с датчиком, снимите гайку клапана.

4. Немедленно утилизируйте клапан.

5. Соедините клапан с датчиком и трижды поверните клапан так, чтобы квадратная часть винта находилась в пазу. См. рис. 1. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Убедитесь, что ножки датчика прилегают к колесу на протяжении всего оставшегося процесса сборки.

6. Убедитесь, что отверстие клапана и сопрягаемая поверхность колеса чистые. Установите сборку на колесо. Посадка не должна быть тугой (при этом должна быть возможность легко регулировать угол клапана).ВНИМАНИЕ: Убедитесь, что втулка остается в контакте с колесом.

7. Затяните шайбу и гайку вручную, пока резьба клапана не совпадет со встроенным калиброванным упором гайки.

8. С помощью соответствующего динамометрического ключа затяните гайку с усилием от 31 до 40 дюйм-фунтов. (3,5-4,5 Н.м). Это нормально чувствовать разрыв, когда 20 дюймов-фунтов. (2,3 Н·м) калиброванный упор в гайке защелкивается, и крутящий момент падает. Плавно увеличивайте крутящий момент, чтобы добиться чистого разрыва упора.

9. Смажьте борт шины (не обод).Не используйте чрезмерное количество смазки.

10. Начните монтаж шины примерно в 5,9 дюймах от ниппеля. Отодвиньте монтажный инструмент от клапана. Избегайте контакта шины/инструмента с клапаном. Закончите монтажным инструментом рядом с клапаном.

11. Отрегулируйте давление в колесах. Установите колпачок клапана.

12. При установке нового датчика его необходимо инициировать.

Чтобы активировать датчик давления в шинах, выполните следующие действия:

1. Удерживая диагностический прибор возбудителя TPMS в пределах трех дюймов от клапана датчика, считайте идентификаторы каждого датчика давления в шинах в следующем порядке: передний левый, передний правый, задний левый, задний правый.

2. Подсоедините возбудитель TPMS к разъему канала передачи данных, расположенному под левой стороной приборной панели. Зарегистрируйте идентификаторы четырех датчиков в приемнике. См. рис. 2 и 3.

3. Отсоедините возбудитель TPMS от диагностического канала. Включите зажигание и подождите четыре минуты. Убедитесь, что отображается «НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИЕМНИКА».

Информация для этой колонки взята из «Руководства по системам контроля давления в шинах» Mitchell 1 для отечественных и импортных автомобилей до 2010 года.Компания Mitchell 1 со штаб-квартирой в Пауэе, штат Калифорния, уже более 80 лет предоставляет качественные информационные решения для автомобильной промышленности. Для получения дополнительной информации посетите сайт www.mitchell1.com.

 

TPMS: Hyundai Elantra, Elantra Coupe и Elantra Touring | 2018-03-06

ТЕМА АВТОМОБИЛЕЙ: Hyundai Elantra 2011-2017 гг., Elantra Coupe 2014 г. и Elantra Touring 2009-2012 гг.

ПРОЦЕДУРА ПОВТОРНОГО ОБУЧЕНИЯ? Да.

НУЖНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ? Да, Hyundai GDS (Global Diagnostic System) с модулем TPMS.

Система контроля давления в шинах (TPMS) автомобилей Hyundai Elantra 2011-2017, Elantra Coupe 2014 и Elantra Touring 2009-2012 контролирует давление воздуха в четырех дорожных шинах с помощью датчиков давления в шинах, установленных на колесах. Для этого в системе используется приемник, четыре радиочастотных (РЧ) датчика давления в шинах, два предупреждающих индикатора на комбинации приборов и цепь передачи данных для выполнения системных функций.

Когда давление в шинах ниже допустимого порога или обнаруживается быстрая утечка, загорается сигнальная лампа низкого давления на комбинации приборов. Если система обнаружит неисправность приемника или датчика или если она обнаружит неисправность, которая является внешней по отношению к приемнику или датчику, загорится предупреждающий индикатор TPMS. Если неисправность считается «критической», индикатор будет гореть в течение всего цикла зажигания.

Датчик давления в шинах работает в двух режимах: стационарный/катящийся и спящий режим. В стационарном/вращающемся режиме датчик измеряет давление и температуру каждые четыре секунды и измеряет ускорение каждые 60 секунд.В спящем режиме датчик переходит в состояние низкого потребления тока, при котором измерения не выполняются для экономии заряда батареи. Все датчики в таком состоянии, когда новые. Датчик не будет передавать данные, если этого не потребует команда запуска или когда автомобиль разгонится до 20 миль в час (32 км/ч).

Предупреждающие индикаторы контроля давления в шинах

Когда загорается сигнальная лампа низкого давления в шинах, необходимо проверить давление воздуха во всех шинах и отрегулировать его до указанного давления в холодном состоянии, указанного на сертификационной табличке автомобиля (находится на двери водителя или дверной стойке). Если шина повреждена, при необходимости отремонтируйте. Убедитесь, что сигнальная лампа погасла (это может занять до четырех минут, если шина не будет быстро накачана). Если контрольная лампа продолжает гореть, перепроверьте давление в шинах. Если давление в шинах в норме, поверните колесо на четверть оборота и подождите еще четыре минуты (датчик может быть в нулевом значении RF). Если сигнальная лампа все еще горит или горит предупреждающий индикатор TPMS, в системе TPMS возникла неисправность.

Процедуры сброса

ПРИМЕЧАНИЕ: Если датчик давления в шинах заменяется, его необходимо инициировать.На TPMS не влияет вращение колеса и шины. Когда загорается сигнальная лампа низкого давления в шинах, проверьте давление воздуха во всех шинах и отрегулируйте давление в холодном состоянии, указанное на сертификационной табличке автомобиля (находится на двери водителя или дверной стойке). Убедитесь, что сигнальная лампа погасла (это может занять до четырех минут, если шина не будет быстро накачана).

Инициация датчика давления в шинах (автомат)

  • Автоопределение/обучение выполняется только один раз за цикл зажигания.После успешного завершения четыре идентификатора датчиков опорных колес вместе с их соответствующими положениями опорных колес фиксируются в памяти для мониторинга.
  • Пока не завершится автообучение, ранее изученные датчики (вместе с их соответствующими местоположениями) контролируются на наличие предупреждений о недостаточном накачивании/утечке.
  • Автоопределение/обучение работает только при скорости более 15 миль/ч (20 км/ч).
  • Это занимает менее 10 минут на скорости 15 миль/ч (20 км/ч).

Запуск датчика давления в шинах (ручной)

ПРИМЕЧАНИЕ. В следующей процедуре необходимо использовать Hyundai GDS (глобальную диагностическую систему) с модулем TPMS.ПРИМЕЧАНИЕ: Когда четыре датчика запрограммированы как опорные колеса, невозможно запрограммировать новые датчики опорных колес в одном и том же цикле зажигания.

1) Условие — зажигание включено, двигатель выключен

2) Удерживая модуль TPMS на расстоянии не более 3 дюймов (76 мм) от вентиля датчика, считайте идентификатор каждого датчика давления в шинах в следующем порядке: передний левый, передний правый, задний левый, затем задний правый.

3) Нажмите кнопку ENTER, когда на экране загорится каждая шина.

4) Нажмите кнопку WRITE после считывания идентификаторов всех датчиков.5) Подключите GDS к разъему канала передачи данных (DLC), расположенному под левой стороной приборной панели. Зарегистрируйте идентификаторы четырех датчиков в приемнике (см. рис. 1 и 2).

ПРИМЕЧАНИЕ. Приемник TPMS завершит процедуру обучения нового датчика после того, как автомобиль проедет до 20 минут со скоростью более 20 миль в час (32 км/ч).

ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы система правильно контролировала давление в шинах, должно быть ровно четыре датчика, по одному на каждом из четырех положений опорных катков. В автомобиле не должно быть других датчиков, так как это может привести к тому, что система будет контролировать неправильные датчики или не сможет установить новый датчик.

6) Измените идентификатор любого датчика и нажмите кнопку [OK].

Процедуры демонтажа/монтажа

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Шина должна быть демонтирована с колеса в соответствии с инструкциями производителя шиномонтажного станка. Используйте следующую информацию, чтобы избежать повреждений во время процедур демонтажа/монтажа. Убедитесь, что устанавливаемое колесо предназначено для крепления датчика.Обычно должна быть отметка, указывающая на это.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если датчик давления в шинах заменяется, его необходимо инициировать. См. «Процедуры сброса». На TPMS не влияет вращение колеса и шины.

ПРИМЕЧАНИЕ: Давление в шинах также зависит от температуры шины. При повышении температуры шины на каждые 18 градусов по Фаренгейту (10 градусов по Цельсию) давление в шинах увеличивается примерно на 1,5 фунта на кв. дюйм (10 кПа). Давление в шинах следует регулировать только тогда, когда шины холодные (температура примерно равна температуре окружающего воздуха).ВНИМАНИЕ: Не используйте жидкость для ремонта прокола, так как это может привести к блокировке канала давления датчика и появлению неверного предупреждения.

Удаление

1) Снимите колесо и шину в сборе.

ОСТОРОЖНО: Избегайте контакта шины/инструмента с ниппелем при демонтаже шины.

2) Спустите шину и снимите противовесы. Борт шины должен быть сломан примерно на 180 градусов от ниппельной стороны колеса. Разрыватель бортов не должен быть установлен слишком глубоко. Демонтаж должен заканчиваться рядом с клапаном.

ВНИМАНИЕ: Гайку клапана нельзя использовать повторно.

3) Осторожно обращайтесь с датчиком, снимите гайку клапана.

4) Утилизируйте узел штока клапана.

Установка

ОСТОРОЖНО: Избегайте контакта датчика давления в шинах со смазкой. Всегда осторожно обращайтесь с датчиком давления в шинах.

1) Соберите клапан с датчиком, убедившись, что шестигранная гайка соприкасается с металлической вставкой в ​​корпусе датчика (см. рис. 3).2) Затяните гайку 7 мм с помощью гаечного ключа с требуемым моментом. См. «Характеристики крутящего момента.

3) Убедитесь, что отверстие клапана и сопрягаемая поверхность колеса чистые. Установите узел на колесо с помощью стандартного съемника штока клапана.

4) Смажьте борт шины (не обод). Не используйте чрезмерное количество смазки.

5) Начните монтаж шины примерно на 5 часов от ниппеля. Отодвиньте монтажный инструмент от клапана. Избегайте контакта шины/инструмента с клапаном.Закончите монтажным инструментом рядом с клапаном.

6) Отрегулировать давление во всех колесах. Установите колпачок клапана.

7) При установке нового датчика инициируйте датчик давления в шинах. ■

Характеристики крутящего момента

Компонент       Фунт-фунт. (Н·м)

Колесная гайка          65–79,6                    (88-108)

                          Дюйм-фунты (Н.м)

Гайка клапана датчика давления в шинах    35    (4)

Информация для этой колонки взята из «Руководства по системам контроля давления в шинах» Mitchell 1 для автомобилей отечественного и импортного производства. Компания Mitchell 1 со штаб-квартирой в Пауэе, штат Калифорния, уже более 80 лет предоставляет качественные информационные решения для автомобильной промышленности. Для получения дополнительной информации посетите сайт www.mitchell1.com. Заархивированные статьи о TPMS можно найти на сайте www.moderntiredealer.com.

Изображение предоставлено Hyundai Motor Co.

Чтобы узнать больше о столбцах TPMS, нажмите:

Фольксваген Пассат 2012-2017

2017 Nissan Rogue и Rogue Select

Киа Соренто 2011-2017

Honda Pilot и Ridgeline, 2005-2016

Как сбросить лампочку низкого давления в шинах на Hyundai Tucson

Ваш автомобиль оснащен системой контроля давления в шинах, предназначенной для отображения давления воздуха в каждой шине во время движения.

Hyundai Tucson, 3-е поколение — (фото Hyundai)

Датчики начнут отображать индивидуальное давление в течение нескольких минут вождения.

Система контроля давления в шинах позволяет вам видеть правильное давление в шинах, а также предупреждает вас, если давление становится слишком низким. Когда система обнаруживает, что давление воздуха в одной или нескольких шинах слишком низкое, загорается индикатор давления воздуха в шинах, а на дисплее отображается, в какой шине или шинах требуется большее давление воздуха.

Низкое давление в шинах

Когда загораются предупреждающие индикаторы системы контроля давления в шинах и на ЖК-дисплее комбинации приборов отображается предупреждающее сообщение, это означает, что давление в одной или нескольких шинах значительно ниже нормы.

Символ низкого давления в шинах — (иллюстрация Hyundai)

ЖК-индикатор положения покажет, какая шина значительно недокачана, путем включения соответствующего индикатора положения. Если давление в какой-либо из ваших шин указано как низкое, немедленно снизьте скорость, избегайте крутых поворотов и ожидайте увеличения тормозного пути.

Как можно скорее остановитесь и проверьте шины. Накачайте шины до надлежащего давления, указанного на табличке автомобиля или этикетке давления в шинах, расположенной на внешней панели центральной стойки со стороны водителя.Если вы не можете добраться до станции технического обслуживания или если шина не может удерживать только что добавленный воздух, замените шину низкого давления запасной шиной. ЖК-индикатор низкого давления в шинах будет оставаться включенным, а индикатор неисправности TPMS может мигать в течение одной минуты, а затем гореть до тех пор, пока вы не отремонтируете и не замените шину низкого давления на автомобиле.

Сброс низкого давления в шинах

Нет возможности сбросить низкое давление в шинах Hyundai Tucson. Если вы видите предупреждающий символ и все шины вашего автомобиля имеют рекомендуемое давление, проедьте на автомобиле 5-10 миль.Если сигнальная лампа все еще горит, вам придется посетить дилерский центр Hyundai, чтобы профессионал проверил все датчики.

Совет: Хотя это и не рекомендуется, сигнальная лампочка на некоторых автомобилях Kia выключается, когда давление воздуха превышает рекомендуемое. Например, если рекомендуемое давление воздуха в вашем автомобиле составляет 32, попробуйте заполнить его до 35, а затем проехать несколько миль. Имейте в виду, что более высокое давление воздуха может повлиять на комфорт вождения и вызвать неравномерный износ шин.

Примечание: В случае неисправности системы TPMS показания давления в отдельных шинах на ЖК-дисплее комбинации приборов будут недоступны.

Вот несколько советов по поддержанию шин вашего автомобиля и давления воздуха.

  • Периодически контролируйте давление в шинах, например, раз в неделю, просматривая дисплей системы контроля давления в шинах на комбинации приборов после поездки на автомобиле на короткое расстояние.
  • Имейте в виду, что шины естественным образом могут терять от одного до двух фунтов на квадратный дюйм в месяц, особенно если ваш автомобиль эксплуатируется нерегулярно.
  • Учтите также, что давление в шинах может колебаться в зависимости от температуры, поэтому всегда лучше проверять давление в шинах после того, как вы впервые начнете движение.
  • Убедитесь, что ваши шины накачаны в соответствии с информационной табличкой, расположенной на дверном косяке со стороны водителя вашего автомобиля.

Hyundai Elantra Проблемы с системой контроля давления в шинах

Владельцы Hyundai Elantra сообщили о 9 проблемы, связанные с системой контроля давления в шинах (в категории шин).Ниже перечислены самые последние обнаруженные проблемы. Также, пожалуйста, ознакомьтесь с статистика и анализ надежности Hyundai Elantra на основе всех проблем, о которых сообщалось для Elantra.

1 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2019

Дата сбоя: 30.06.2021

Контакт арендовал Hyundai Elantra 2019 года. Контактное лицо заявило, что во время вождения автомобиля система контроля давления в шинах будет гореть, хотя давление воздуха в шинах находится на правильном уровне.Кроме того, при движении со скоростью более 60 миль в час передняя часть автомобиля и рулевое колесо тряслись и вибрировали, что в некоторых случаях чуть не приводило к тому, что другой автомобиль чуть не врезался в заднюю часть автомобиля. Руль с трудом поворачивался в любую сторону. Причина сбоя пока не установлена. Местный дилер и производитель не были уведомлены о неисправности. ВИН был недоступен. Пробег после отказа составил 63 270 км.

См. все проблемы Хендай Элантра 2019 года 🔎.

2 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2020

Дата сбоя: 09.07.2020

Контакт владеет Hyundai Elantra 2020 года выпуска. Контакт заявил, что во время вождения автомобиля с неизвестной скоростью загорелись сигнальные лампы давления в шинах и проверки двигателя. Контактное лицо доставило автомобиль к независимому механику, который проверил давление в шинах и уровень моторного масла. Контакт был проинформирован о том, что уровни были на правильных уровнях, однако сигнальная лампа tpms продолжала гореть.Местный дилер диагностировал автомобиль с неисправным датчиком. Дилер выполнил обновление программного обеспечения электронного блока управления, чтобы попытаться устранить неисправность, однако неисправность осталась. Автомобиль не был починен. Производитель был проинформирован о неисправности. Пробег отказа был неизвестен.

См. все проблемы Hyundai Elantra 2020 года 🔎.

3 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2008

Дата сбоя: 01.09.2019

У контактного лица есть Hyundai Elantra 2008 года выпуска.Контактное лицо заявило, что во время остановки на светофоре рулевое колесо ненормально вибрировало с включенной сигнальной лампой tpms. Контакт продолжила движение к месту назначения. Контактное лицо также заявило, что иногда передняя дверь водителя отпиралась самостоятельно. Автомобиль был доставлен к независимому механику, которому сообщили, что датчик давления в шинах отключен. Контактное лицо заявило, что комплект шин и два диска были заменены, однако неисправность не устранена.С дилером не связывались. Производитель не был проинформирован об отказе. Пробег после поломки был 100000.

См. все проблемы Хендай Элантра 2008 года 🔎.

4 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2013

Дата отказа: 31.01.2015

Я первый владелец Hyundai Elantra gl 2013 года с шинами Hankook optima model 426 205/55r/16. Я делал все вращения на 6000 миль и развал-схождение один раз в год, как указывает производитель автомобиля.Этот автомобиль также оснащен системой контроля давления в шинах (TPS). Что никогда не указывало на какие-либо проблемы с надлежащей инфляцией. Даже с полным протектором эти шины имели практически нулевое сцепление с дорогой в любых погодных условиях, будь то скопление дождя или снега. Они заявлены как всесезонные радиалы и не выпускаются как таковые. Мои шины были до полос износа 3/32 фута протектора слева с 29791 миль на одометре. Производитель указывает их как шины с номинальным пробегом 50 000 миль. Когда я спросил Hyundai, они направили меня в hankook, сказав, что производитель знает все о проблемах с шиной и рассматривает все жалобы. Я связался со службой поддержки клиентов hankook по телефону 800-426-5665 и поговорил с Жанетт по доб.616 Сначала мне сказали, что все, что мне нужно сделать, это попросить одного из местных дистрибьюторов шин проверить глубину протектора. Заменил шины на городской ярмарке шин. Затем я попросил менеджера городской ярмарки шин позвонить им для проверки. Что он и сделал с удовольствием. История изменилась через два дня, позвонил менеджер и сказал, что они не знают, о чем он говорит, он позвонил мне, я позвонил им, а потом они вспомнили разговор и сказали: «Они перезвонят ему». Затем ему сказали, что им нужны фотографии шин, отправленные им по электронной почте.Через час в Hankook мне сказали, что им нужны настоящие кожухи шин. Поскольку прошло три дня с тех пор, как я заменил шины, переработчики дистрибьютора уже забрали шины, и их больше не было в наличии. Все, что я искал, — это стандартная отраслевая надбавка на шины из-за отсутствия преформ. Что теперь они отказываются делать для меня без шин. Вы можете помочь мне? это опасные продукты на наших дорогах и их нужно удалять.

См. все проблемы Хендай Элантра 2013 года 🔎.

5 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2012

Дата отказа: 29.08.2013

Контактное лицо владеет автомобилем Hyundai Elantra 2012 года, оснащенным шинами Hankook optimo h526 размером 215/45/17. Контактное лицо заявило, что при движении на разных скоростях загоралась сигнальная лампа системы контроля давления в шинах. Контактное лицо заметило, что на боковой стенке передней шины со стороны водителя образовался пузырь. Автомобиль был доставлен к независимому механику, где была заменена неисправная шина.Механик также обнаружил разрыв в боковине боковой шины заднего пассажира. В качестве меры предосторожности на шину был нанесен герметик. Производитель не был уведомлен о дефекте. Примерный пробег до отказа составил 26000.

См. все проблемы Хендай Элантра 2012 года 🔎.

6 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2013

Дата отказа: 04.08.2012

Я купил свою Элантру 2013 года 17.07.12 в Орландо Хёндэ.04.08.12 при движении по И-95 начала мигать лампочка tpms (система контроля давления в шинах). Я сразу же заехал в ближайший шиномонтаж и проверил давление во всех 4 шинах, и все они были в порядке. Механик предложил, чтобы мой дилер посмотрел и, возможно, сбросил датчики. Приехав домой, я отогнал машину в автосалон, и они не смогли объяснить причину срабатывания датчиков. Проблема сохранялась в течение нескольких месяцев, заставляя меня проводить бесчисленные часы в автосалоне.Они даже дошли до того, что оставили мою машину на неделю, проехали на ней несколько миль и заменили всю систему, включая все четыре датчика шин. Несмотря на это, индикатор tpms все еще мигает. Они пытались убедить меня, что usb- и aux-кабели в моей машине (используемые с моим телефоном) вызывают помехи для сигналов датчиков. На мой взгляд, это ложное оправдание. Автомобиль не должен иметь функции, если они не могут сосуществовать. Дилерский центр также пытался заверить меня, что с автомобилем все в порядке и можно безопасно ездить, даже когда мигает индикатор tpms.Я тоже не верю в это, поскольку у меня постоянно есть функция безопасности, предупреждающая меня, что я не верю в обратное. Я несколько раз говорил дилерскому центру и штаб-квартире Hyundai, что считаю этот автомобиль лимоном. Они сообщили мне, что машина — это всего лишь лимон после того, как одна и та же проблема была устранена 3 раза. До сих пор я исправлял свои tpms дважды. Я вообще не чувствую себя в безопасности за рулем этой машины с нефункциональными функциями.

7 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2009

Дата отказа: 15.12.2010

Контактное лицо владеет Hyundai Elantra Touring 2009 года выпуска.Контактное лицо заправляло автомобиль топливом и заметило, что переднее колесо со стороны водителя сплющилось из-за сломанного штока вентиля шины. Система контроля давления в шинах не смогла предупредить контакт о неисправности. Колесо заменили на запаску. Автомобиль был доставлен официальному дилеру, где была заменена система контроля давления в шинах, а оригинальная передняя шина со стороны водителя была установлена ​​обратно на автомобиль. Пробег после поломки был около 29000. Обновлено 20.05.11.

См. все проблемы Хендай Элантра 2009 года 🔎.

8 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2008

Дата отказа: 29.08.2008

Есть Элантра 08. Проехав на нем несколько миль, у меня загорелся индикатор tpms. Я связался с дилером, он проверил и сказал, что это может быть связано с холодной погодой. На следующий день снова загорелся свет. Давление в шинах было точным. Дилер заказал передний клапан TPMS. Снова через несколько миль загорелась лампочка на панели.К сожалению, когда я пошел к дилеру, свет погас. Дилер сказал, что проблем нет. На следующее утро снова загорелся свет. Я проезжаю много миль по шоссе, мне всегда было очень трудно припарковать машину в зоне аварийной остановки и проверить, что не так с моей машиной. Дилер снова заказал новый клапан и заменил его (заняло 3 дня). Позвонил в Hyundai, оставил сообщение одному из менеджеров. Сказали, что если проблема не исчезнет, ​​то пришлют ко мне сотрудника для проверки.Но я думаю, что мой дилер поменял все клапаны tpms, и он сказал, что они откалиброваны, и у меня не должно быть никаких проблем. После этого я перестал ездить по шоссе. Сейчас езжу по городу и через несколько дней опять загорелась лампочка. Мне нужно позвонить дилеру и Hyundai и поговорить с ними. Это серьезная проблема, так как tpms сообщает, что не так с вашей шиной, поэтому, если загорается индикатор, мы думаем, что что-то не так, и мы возвращаем нашу машину и проверяем ее. Это действительно опасно, а также трудно тянуть машину обратно по шоссе (нужно искать места для отдыха).У меня есть все сервисные документы с указанием пробега. Извините, что не опубликовал.

9 Проблема системы контроля давления в шинах Hyundai Elantra 2002

Дата отказа: 02.08.2008

30 июля 2008 года Walmart продал мне 2 новые шины после пробега всего 20 000 миль по гарантии на 60 000 миль. 2 августа 2008 года мне пришлось поставить машину на большие шины, потому что в моем новом переднем колесе было мало воздуха. . Биг О обнаружил 2 гвоздя в моих задних боковинах.Новая передняя шина со стороны водителя не имела нового штока клапана. Обод этой шины был согнут (и должен был быть захвачен за 4 дня до этого, что не позволяло герметичности, а воздух не мог оставаться в шине. Шина со стороны пассажира была неправильно установлена, и это могло привести к серьезной аварии, если я должны были ударить что-нибудь. Все эти вещи должны были быть очевидны 4 дня назад. Я пишу, чтобы выразить свою серьезную озабоченность по поводу безопасности посетителей Walmart и серьезной проблемы для шинной компании Goodyear.«В моей задней боковой стенке было 2 гвоздя, которые были бы видны, когда машина была поднята. «Было согнутое переднее колесо со стороны водителя, которое было бы легко увидеть и предупредить меня за 4 дня до этого (и я заплатил за проверку по 16 пунктам). «Правое переднее колесо не было установлено, что сделало меня уязвимым для того, чтобы спустить шину сразу после любого удара. «У меня не было новых штоков клапанов на моих новых шинах спереди. «Любая и вся эта информация может быть проверена свидетелями и сотрудниками Walmart и Big O Tire Center.?ниже вы найдете адреса и телефоны. «Пожалуйста, сделайте что-нибудь с этим вопиющим пренебрежением к здоровью и безопасности потребителей, их пассажиров и людей, которые могут ехать по той же дороге, когда шина лопается, падает или изнашивается! У меня есть наряд на работу от 30 июля 2008 года и письменное заявление от компании big o tyres. Сервисный центр Волмарт 4210 Ист Хайленд Авеню Хайленд, Калифорния 92346 большая резина на 2536 е. Хайленд Авеню Хайленд, Калифорния 92346 909-862-4980 9) 425-8846.

См. все проблемы Хендай Элантра 2002 года 🔎.

Hyundai How To: сброс TPMS (система контроля давления в шинах)

Hyundai How To: сброс TPMS (система контроля давления в шинах)

Как сбросить TPMS (система контроля давления в шинах) на автомобилях Hyundai Модель: Accent, Azera, Elantra, Elantra Coupe, Elantra GT, Entourage, Equus, Genesis, Genesis Coupe, Santa Fe, Santa Fe Sport, Sonata, Tiburon, Tucson, Veloster, Veracruz, Ioniq.

Примечание. Для выполнения этой процедуры требуется сканер TPMS.

Инструкция по сбросу TPMS

Повторное изучение процедуры замены датчика

  1. Накачайте все шины до давления, указанного на табличке автомобиля.
  2. Начиная с шины LF, используйте диагностический прибор для сканирования каждого датчика в следующем порядке: LF, RF, RR, LR (и полноразмерная запасная часть, если имеется).
  3. Включите зажигание в положение ON при выключенном двигателе (не в положение ACC).
  4. Подключите сканер к порту OBDII и загрузите идентификаторы датчиков.
  5. Включите зажигание в положение OFF. Повторно просканируйте каждый датчик.
  6. Проедьте на автомобиле со скоростью более 30 миль в час в течение не менее 10 минут и следите за низкой шиной.

Примечание: В этих автомобилях используются два типа TPMS; ло-лайн и хай-лайн. Системы Hi-line показывают водителю положение отдельных шин и давление воздуха во всех шинах. Системы Lo-line не показывают положения отдельных шин, а только указывают, что одна из 4 шин недостаточно накачана. Некоторые модели сменили систему в середине года, поэтому помните о типе TPMS, который вы обслуживаете.

 

Ошибки OBDII Если вы видите ошибку на экране во время повторного обучения OBDII, убедитесь, что автомобиль находится в положении ON (не ACC). Также убедитесь, что все соединения безопасны.

Ошибки E1 и E2 ‐ Считывание ошибок связи Убедитесь, что транспортное средство включено, а не ACC. Проверьте надежное соединение.

Ошибки E3 и E6 ‐ Запись Ошибки связи Убедитесь, что транспортное средство включено, а не ACC. Проверьте надежность соединения.

Ошибка E4 – Ошибка неправильного набора Многие автомобили Lexus могут хранить более одного набора идентификаторов TPMS в ECU. Переключите выбранный набор транспортных средств в ГЛАВНЫЙ набор. Затем повторите попытку OBDII Relearn.

Ошибка E5 ‐ Ошибка запасного колеса Если вы получили эту ошибку и не загрузили идентификатор датчика для запасного колеса, значит, для этого автомобиля требуется запасное колесо. Если вы загрузили запаску, но получили эту ошибку, значит, автомобиль не сохраняет в ЭБУ идентификатор запаски.

 

Это руководство будет работать для Hyundai следующего года и модели.

    • Accent 2006-2007
    • Accent 2008-2011
    • Accent 2012-2013
    • Accent 2014
    • Accent 2015-2017
    • Azera 2007-2011
    • Azera 2012-2017
    • ELANTRA 2007-2008
    • Elantra 2009-2010
    • ELANTRA 2011-2012
    • ELANTRA 2013
    • ELANTRA 2014
    • ELANTRA 2017-2018
    • ELANTRA COPE 2013-2014
    • ELANTRA GT 2013
    • ELANTRA GT 2014-2018
    • Entourage 2007- 2010
    • equuse 2011-2013
    • Equus 2014-2016
    • Genesis 2009-2014
    • Genesis 2015-2017
    • Genesis Coupe 2010-2012
    • Genesis Coupe 2013-2015
    • Santa Fe 2007
    • Santa Fe 2008
    • Santa Fe 2009
    • Santa Fe 2010-2012
    • Santa Fe 2013-2014
    • Santa Fe 2015-2017
    • Santa Fe Sport 2013-2014
    • Santa Fe Sport 2015-2017
    • Sonata 20 07
    • Sonata 2008
    • Sonata 2009-2010
    • Sonata 2011-2014
    • Sonata 2014
    • Sonata 2014
    • Sonata 2014
    • Sonata 2015-2017
    • Sonata 2015-2018
    • Tiburon 2007-2008
    • Tucson 2007-2009
    • Tucson 2010
    • Tucson 2011-2014
    • Tucson 2015
    • Tucson 2015
    • Veloster 2012-2017
    • Veracruz 2007
    • Veracruz 2007
    • Veracruz 2008
    • Veracruz 2009-2012
    • IONIQ 2017

    Большое спасибо за посещение моего сайта!

     

    TPMS: как работает система контроля давления в шинах?

     Добавлено 20 февраля 2020 г.  Аарон Видмар давление воздуха , сигнальные лампы приборной панели , спущенное колесо , давление в шинах , система контроля давления в шинах , TPMS

    Нет комментариев

    Фото: The News Wheel

    Недокачанная шина опасна.Это влияет на износ и управляемость вашего автомобиля и, скорее всего, порвет резину. К сожалению, вы можете даже не осознавать, что давление в шинах низкое, пока не станет слишком поздно.

    В качестве меры предосторожности ваш автомобиль оснащен системой контроля давления в шинах, которая предупредит вас, когда давление воздуха в шинах станет опасно низким. Вот как эта технология работает и как она стала важным компонентом.


    Лучшие по безопасности и стоимости: Это рекомендуемые подержанные Toyota для семей


    Как система контроля давления в шинах измеряет воздух в шинах вашего автомобиля

    Системы контроля давления в шинах были стандартом функция на всех U.S. автомобили с 2007 г. в связи с требованиями безопасности правительства, хотя эта технология используется в роскошных и гоночных автомобилях с 1980-х годов.

    Существует два типа TPMS, как объясняет Рональд Монтойя из Edmunds: прямой и непрямой.

    Косвенная система, или iTPMS, отслеживает размер и вращение скорость колеса, чтобы определить, низкая ли она, потому что недокачанная шина имеет другой диаметр и скорость вращения, чем у полностью накачанной шины. Они простые, дешевые системы, а потому что они на самом деле не измеряют атмосферное давление сами по себе они часто могут быть неточными.

    В большинстве автомобилей США используется прямая система TPMS. dTPMS использует электронный датчик в каждой шине для контроля фактического PSI и передачи его на центральный компьютер автомобиля. Это позволяет dTPMS определять, находится ли шина на низком уровне, независимо от того, движется она или работает на холостом ходу.

    Более новые высокопроизводительные системы dTPMS используют эти PSI в реальном времени. показания с водителем, позволяющие видеть текущие уровни давления на блок цифровой информации над рулевым колесом. Если эта информация не отображается, у вас низкоуровневая dTPMS, которая использует показания только для предупреждения вы, когда они слишком низкие.

    Фото: Hydrargyrum

    Какой бы версии ни был ваш автомобиль, система TPMS загорится сигнальной лампой на приборной панели, когда обнаружит шину с низким давлением (значок представляет собой недостаточно накачанную шину с восклицательным знаком внутри). Если это произойдет, это означает, что инфляция упала до 25 процентов или ниже рекомендуемого уровня, поэтому вам нужно остановиться и немедленно обратиться за помощью.


    Новости для родителей: Лучшие модели Hyundai для семейной покупки подержанных


    Аарон не стыдится того, что он уроженец Кливленда и гордится тем, что водит Hyundai Veloster Turbo (который недавно заменил его Saturn SC-2 1995 года выпуска).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.