разработка и контент-поддержка
Sergey Kuznetsov Content Group
Политики объявляют войну терроризму. Мы не очень верим, что в этой войне можно одержать окончательную победу, но верим, что можно научиться жить в эпоху терроризма.
Что значит жить в эпоху террора?
Вы заметили, что тревожащая вас проблема еще не освещена на нашем сайте? Пишите нам — открылся новый раздел, где мы публикуем ответы специалистов на ваши вопросы.

Знакомые моих детей (скажем, одноклассники или их родители) пострадали при теракте. Что я должен говорить детям?

Говорите детям правду.

Ваши действия зависят от того, сколько лет вашему ребенку. Начнем с самых маленьких, до пяти лет. Поверьте, если с друзьями вашего ребенка что-то произошло, то вам следует рассказать все как есть. Если кто-то погиб, так и говорите: «Он умер». Тем более, что такое известие вам все равно скрыть не удастся, дети «считывают» тревожную информацию моментально, они понимают, что что-то произошло. Единственное, о чем следует позаботиться перед таким разговором — чтобы ребенок не чувствовал никакого физического дискомфорта. Он не должен быть голоден, не должен хотеть спать и т.д. Желательно вести беседу в условиях близкого физического контакта.

Ну и, конечно, вы сами должны быть в этот момент спокойны. В таком возрасте дети еще не боятся смерти, не до конца понимают, что это такое, поэтому будьте готовы отвечать на самые неожиданные вопросы, причем со всей серьезностью. Запомните: мышление у ребенка в таком возрасте очень отличается от вашего, поэтому каким бы странным его поведение ни было, примите его как данность. Очень часто мы приписываем маленьким детям те же чувства, что испытывают взрослые. В действительности маленький ребенок еще только постигает саму идею смерти, и его представление о смерти сильно отличается от представлений взрослых. Часто то, что мы воспринимаем как страх, на самом деле — только попытка понять новую для ребенка идею смерти. Например, когда ребенок спрашивает, навсегда ли его друг останется в могиле, хочет пойти на кладбище или на место смерти своего друга, это часто может быть попытка увидеть и понять, что же произошло. При этом ребенок может испытывать самые разные чувства, в том числе тоску, тревогу и страх, но эти тоска, тревога и страх адресованы не конкретному событию, а самой идее смерти. Более того, для взрослых это редкий шанс помочь ребенку встретиться с пугающими истинами. Очень часто дети, если не предоставляется случая, осваивают эту страшную тему в одиночестве. В случае, если теракт затронул вашу семью, вы можете быть с ребенком рядом в этот важный для него период познания.

Если вы видите, что у ребенка появляются страхи и ребенок говорит о них, то предложите ребенку нарисовать то, чего он боится. Затем посадите эту «страшилу» в клетку на рисунке и вместе с ребенком растопчите, разорвите и сожгите рисунок. Также вы можете использовать любые другие игровые методы, так же, как делали это раньше, например, с боязнью серого волка. Если вы видите, что ребенок 2-3 недели разыгрывает одну и ту же сценку с элементами взрывов или смерти или же у ребенка резко изменилось поведение: он стал замкнутым, молчаливым, капризным, — отведите его к психологу. Такие маленькие дети еще очень плохо проявляют свои чувства, и неспециалистам разобраться в них очень трудно.

Дети в возрасте от пяти до двенадцати лет достаточно четко осознают понятие смерти, но они уже утратили непосредственность речи, которая была раньше. Им сложно проговорить то, что они чувствуют, поэтому вам нужно проследить за реакцией ребенка. Дайте ему полную свободу выбора книжек, мультиков, игр и т.д. Если вы заметите какой-то общий элемент в выбранных им развлечениях, то это и будет то, что его беспокоит. В первую очередь, проговорите с ним этот момент, а затем попытайтесь обыграть его с помощью тех же сюжетов, что он видит в книжках и мультфильмах. Это поможет снять тревогу.

Единственное, чего не следует делать — это многократно показывать ребёнку записи реальных событий, кроме тех случаев, когда ребёнок настойчиво об этом просит.

После двенадцати лет дети уже полностью осознают все сами, и ваша задача — лишь подсказать, если надо, как им следует действовать, как, например, общаться с одноклассниками, которых затронул теракт. Общайтесь на эту тему с ними, как со взрослыми. Однако не забывайте, что у ребенка в этом возрасте часто еще не сформированы способы проявления чувств, особенно в такой экстремальной ситуации. То, что чувства переполняют его, понятно по отклонениям в поведении: ребенок становится очень послушным или, напротив, хулиганистым. Попробуйте личным примером показать ребенку, как можно проявлять свои чувства.

И еще раз хочу повторить — перед тем как разговаривать с детьми любого возраста на эту тему, сами разберитесь со своими чувствами. Ребенок не должен чувствовать, что вы не можете справиться со страхом, неуверенностью и гневом. (Варвара Сидорова, психолог)


Ссылки по теме

теракт был совсем близко

Знакомые моих детей пострадали при теракте. Что я должен говорить детям?