РазноеАнтидепрессанты и вождение автомобиля: Выбор антидепрессанта для водителей Врач психотерапевт Михаил Балкарей – Как антидепрессанты влияют на водителя

Антидепрессанты и вождение автомобиля: Выбор антидепрессанта для водителей Врач психотерапевт Михаил Балкарей – Как антидепрессанты влияют на водителя

Содержание

Выбор антидепрессанта для водителей Врач психотерапевт Михаил Балкарей

  • Современные алгоритмы антидепрессивной терапии предполагают длительные курсы лечения, поэтому переносимость антидепрессанта с минимизацией поведенческой токсичности необходима для обеспечения полноценного социального функционирования пациентов. В частности, антидепрессанты с выраженным седативным компонентом действия могут замедлять время реакции и ухудшать внимание, негативно влияя на способность к управлению транспортным средством. В статье приводятся современные данные о подходах к антидепрессивной терапии у водителей, в том числе о дополнительных факторах, повышающих риск аварий на фоне приема антидепрессантов. Обосновываются критерии выбора антидепрессанта для минимизации рисков, связанных с вождением.

По данным метаанализов, современные АД обнаруживают определенные различия по структуре побочных эффектов, что необходимо учитывать в индивидуальных назначениях, особенно если имеются сведения о нежелательных явлениях, развивавшихся у пациента в процессе тимоаналептической терапии ранее

[1, 2]. Например, среди селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) флуоксетин считается лидером по частоте гастроинтестинальных расстройств, флувоксамин – по частоте тошноты, пароксетин – потливости и седации, сертралин – диареи. При этом частота тошноты и рвоты при приеме дулоксетина и венлафаксина (СИОЗС и норадреналина – СИОЗСН) выше, чем у препаратов группы СИОЗС. При приеме миртазапина и пароксетина отмечается значительная прибавка массы тела, а миртазапина и тразодона – выраженная седация. 

Согласно рекомендациям S.Kennedy и соавт. «Canadian Network for Mood and Anxiety Treatments» [3] по фармакологическому ведению пациентов с большим депрессивным расстройством, прием АД должен длиться 6–9 мес после достижения симптоматической ремиссии, а при повышенном риске рецидива – 2 года и более. Имеются данные, подтверждающие это положение [см. 4-6]. При резком прекращении приема АД до 40% пациентов могут испытывать симптомы отмены (бессонница, тошнота, потеря равновесия, сенсорные расстройства, повышенная возбудимость и др.)

[7].

Приоритетными при выборе препарата становятся минимальная выраженность поведенческой токсичности и спектр побочных действий. Особое значение в этом случае приобретают индивидуальная чувствительность и исходное отношение больного к антидепрессанту и психофармакотерапии в целом. В качестве препаратов выбора выступают АД различной структуры, сочетающие мягкий тимоаналептический эффект с хорошей переносимостью [9].

Хорошая переносимость АД терапии с минимизацией явлений поведенческой токсичности актуальна для обеспечения активного социального функционирования пациентов, что в современном обществе часто связано с необходимостью вождения автомобиля. АД с выраженным седативным компонентом действия могут замедлять время реакции и ухудшать внимание, тем самым негативно влияя на способность к управлению транспортным средством.

Метаанализ от 2017 г., включивший данные исследований 1995–2015 гг., показал 40% повышение риска аварии и более чем трехкратное повышение риска попасть в аварию со смертельным исходом у водителей, принимавших АД [11]. Доступные зарубежные обзоры выделяют и дополнительные факторы, повышающие риск аварий на фоне терапии АД.

 

Трициклические антидепрессанты (ТЦА), к которым относятся амитриптилин, имипрамин, а также активные метаболиты нортриптилин, дезипрамин и доксепин, повышают вероятность аварии в среднем на 41% [12]. Механизмы, определяющие этот риск, связаны не только с седацией, в разной степени характерной для всех ТЦА, но и с антихолинергическим действием, влияющим на зрение, и риском ортостатической гипотензии. 

K.Iwamoto и соавт. выявили прямую корреляцию между уровнем амитриптилина в плазме и способностью совершения маневров (через 4 ч после приема 25 мг) [13]

A.Brunnauer и соавт. показали, что только 10% пациентов, получающих ТЦА, способны сдать тест на вождение (Global Driving Ability Test), в то время как среди пациентов, принимающих миртазапин, эта цифра выше, хотя и не превышает 50%

[14]

В норвежском исследовании J.Bramness и соавт. сравнили 2 группы пациентов: получавших седативные (ТЦА и миртазапин) и неседативные АД. Установлено, что в 1-й группе риск ДТП был на 40% выше [15]

Пожилой возраст и использование более высоких доз значимо увеличивают риск аварии на фоне терапии амитриптилином. Применение 125 мг амитриптилина у пожилых повышает риск аварии на 220–230%[16-17].

Фактически даже использование субтерапевтических доз ТЦА, недостаточных для адекватной терапии депрессии, ухудшает психомоторные функции и визуальное восприятие, что позволяет отнести ТЦА к последней линии терапии депрессии у водителей при наличии альтернативы [14]

.

 

СИОЗС и другие современные АД продемонстрировали преимущество по сравнению с ТЦА в отношении влияния на избирательность внимания [14], и, казалось бы, проблема выбора должна быть решена. Однако в обзорах, посвященных влиянию современных АД на способность к вождению, было отмечено, что данные носят «неясный и противоречивый» характер. Возможно, это обусловлено неоднородностью группы препаратов, включенных в исследования. Так, M.Wingen и соавт. сообщили об ухудшении маневрирования транспортным средством в тесте SDLP (Standard Deviation Lateral Position) при использовании как СИОЗС, так и СИОЗСН, но не рассматривая каждый препарат в отдельности [18]

Серьезные различия имеются между плацебо-контролируемыми исследованиями, проведенными в «стерильных» условиях научного эксперимента, и наблюдательными исследованиями из реальной жизни. Например, двойное слепое плацебо-контролируемое исследование 1998 г. показало отсутствие влияния венлафаксина на тест SDLP

[19], а данные натуралистических наблюдений A.LeRoy и cоавт. зафиксировали увеличение риска аварий на фоне приема венлафаксина (78%). Аналогичные данные были получены для дулоксетина (78%) и еще в большей степени – для тразодона и нефазадона (90%) [12]. Подобные риски были обнаружены и в объемном наблюдательном исследовании J.Bramness и соавт. [15]

Для понимания значимости риска аварии, связанного с АД терапией, некоторые авторы приводят эквивалентные риски, связанные с уровнем алкоголя в крови, среди них результаты 5-летнего когортного наблюдения за 409 171 взрослым жителем штата Вашингтон. Различные седативные препараты, в том числе и антидепрессант тразодон, принимали 5,8% пациентов (табл. 1) [20].

Пик риска аварий отмечен на 4–8-м месяце терапии, что вступает в противоречие с мнением о возможности полной адаптации к АД спустя 1–2 недели терапии

[21] и с мнением, что риск связан исключительно с симптомами депрессии, которая сама по себе может влиять на скорость психомоторных реакций и почти удваивает вероятность ДТП [11]

 

В целом к факторам, доказано повышающим риск аварий у водителей, принимающих АД, относятся:

  • пожилой возраст;
  • 1-я неделя терапии;
  • резкое повышение дозировки;
  • более высокая степень тяжести депрессии; 
  • взаимодействие по системе цитохрома при одновременном применении других препаратов, обладающих угнетающим действием на ЦНС [22]

Подтверждение негативного влияния комбинированной терапии современными АД с другим препаратами на способность к управлению автомобилем было получено в исследовании C.Des las Cuevas и соавт. При сочетании СИОЗС или СИОЗСН и других препаратов, влияющих на ЦНС, подавляющее большинство пациентов (80%) не смогли пройти электронные тесты, необходимые для получения водительских прав в Испании

[23]

 

Повышать риски, связанные с вождением автомобиля, могут следующие группы психотропных препаратов [21]

  • Барбитураты – повышают риски в 7,5 раза.
  • Бензодиазепины (БЗД) удваивают риск аварий.
  • Антипсихотики II поколения повышают риски на 120%.
  • Небензодиазепиновые гипнотики: суммарно золпидем, залеплон, эсзопиклон повышали риск на 48%. Причем в группе, принимавшей золпидем, риск увеличивался более чем в два раза по сравнению с контрольной группой [20]
  • Антипаркинсонические средства вызывают внезапные «сонные атаки» почти у каждого третьего пациента [23].

Риски сочетания АД и указанных групп могут заключаться не только в наложении седативных эффектов, но и в значительном повышении концентрации веществ при совпадении в пути выведения по ферменту в системе цитохрома. Многие АД из групп СИОЗС и СИОЗСН являются мощными ингибиторами системы цитохрома P450 и могут значительно повышать концентрацию препаратов из группы риска для водителей 

(табл. 2). Например, флуоксетин и флувоксамин замедляют выведение триазоловых БЗД (триазолам, алпрозалам, мидозалам), т.е. повышая их концентрацию и, соответственно, выраженность побочных эффектов (ухудшение внимания и реакции, седация, головокружение и др.) [11]

АД могут повышать концентрацию препаратов соматической терапии, увеличивающих риски для водителей: для мышечных миорелаксантов – +209%, для инсулина – в 1,8 раза, для метформина и препаратов сульфонил мочевины – в 1,5 раза (риски, связанные с развитием гипогликемических состояний). Выявлены риски у седативных антигистаминных препаратов (в том числе комплексные противопростудные средства), антиспастических, гастроинтестинальных и противорвотных средств с антихолинергическим (атропиноподобным) действием

 (см. табл. 2) [24].

Следует отметить, что субстраты конкурируют за выведение через фермент и возрастают уровни обоих препаратов, тогда как ингибиторы повышают концентрации других препаратов, выводящихся этим ферментом. Например, комбинация флувоксамина и агомелатина (нерекомендованная) может увеличивать концентрацию агомелатина в 12–412 раз в зависимости от врожденной активности ферментной системы CYP1A2 [25].

АД из всех групп способны потенцировать действие алкоголя, что может проявляться в передозировке, сонливости или головокружении [11]

 

Исходя из представленных данных хорошей альтернативой для лечения депрессии у лиц, управляющих автомобилем, может стать милнаципран (Иксел). Иксел не взаимодействует с мускариновыми, гистаминовыми и a1-адренорецепторами, селективно действуя только на серотониновые и норадреналиновые транспортеры. В своем классе (СИОЗСН) в терапевтической дозе препарат обладает наиболее норадренергическим действием. Как известно, именно дефицит норадреналина при депрессии снижает способность к концентрации внимания. 

В плацебо-контролируемом исследовании было продемонстрировано, что милнаципран достоверно (p<0,05) улучшал внимание у пожилых пациентов[27]. В двойном слепом плацебо-контролируемом перекрестном исследовании, как в лабораторных тестах, так и в реальной дорожной ситуации, милнаципран (50 мг 2 раза в день) достоверно не ухудшал способности к вождению. Препарат не потенцировал, а в некоторых тестах ослаблял действие низких доз алкоголя (табл. 3) [28].

Милнаципран выделяется среди других АД отсутствием взаимодействия с системой цитохрома. Согласно инструкции «даже в концентрациях, в 25 раз превышающих среднетерапевтические, не влияет на систему микросомального окисления в гепатоцитах.., в силу чего не следует ожидать взаимодействия с индукторами и ингибиторами микросомального окисления». 

 

К критериям выбора антидепрессанта для водителей можно отнести следующие параметры:

  • АД не должен вызывать седацию или миорелаксацию, обладать холинергическим или антигистаминным действием, угнетать ЦНС (в том числе у пожилых пациентов), желательно избежать потенцирование действия алкоголя;
  • АД должен иметь понятный механизм улучшения когнитивных функций, в первую очередь способности к активации психомоторных реакций и внимания, сниженных в результате депрессии;
  • АД должен обладать низким потенциалом лекарственных интеракций, в идеале – характеризоваться отсутствием метаболизма в системе цитохрома, поскольку невозможно исключить необходимость комбинированной терапии в процессе длительного лечения депрессий.

1. Brambilla P, Cipriani A, Hotopf M, Barbui C. Side-effect profile of fluoxetine in comparison with other SSRIs, tricyclic and newer antidepressants: a meta-analysis of clinical trial data. Pharmacopsychiatry 2005; 38 (2): 69–77.  2. Gartlehner G, Hansen RA, Morgan LC et al. Second-generation antidepressants in the pharmacologic treatment of adult depression: an update of the 2007 comparative effectiveness review. Rockville (MD). Agency for Healthcare Research and Quality (US) 2011; 12-EHC012-EF. 3. CANMAT 2016 Clinical Guidelines for the Management of Adults with Major Depressive Disorder: Section 3. Pharmacological Treatments. Can J Psychiat 2016; 61 (9): 540–60. 4. Sim K, Lau WK, Sim J et al. Prevention of relapse and recurrence in adults with major depressive disorder: systematic review and meta-analyses of controlled trials. Int J Neuropsychopharmacol 2015; 19 (2): pyv076. 5. Borges S, Chen YF, Laughren TP et al. Review of maintenance trials for major depressive disorder: a 25-year perspective from the US Food and Drug Administration. J Clin Psychiatry 2014; 75: 205–14. 6. Trivedi MH, Dunner DL, Kornstein SG et al. Psychosocial outcomes in patients with recurrent major depressive disorder during 2 years of maintenance treatment with venlafaxine extended release. J Affect Disord 2010; 126: 420–9. 7. Fava GA, Gatti A, Belaise C et al. Withdrawal symptoms after selective serotonin reuptake inhibitor discontinuation: a systematic review. Psychother Psychosom 2015; 84: 72–81. 8. Renoir T. Selective serotonin reuptake inhibitor antidepressant treatment discontinuation syndrome: a review of the clinical evidence and the possible mechanisms involved. Front Pharmacol 2013; 4: 45. 9. Романов Д.В. Алгоритмы дифференцированной терапии депрессий с применением современных антидепрессантов. Психиатрия и психофармакотерапия. 2012; 14 (2): 56–60. 10. IMS http://www.ims-retail.ru 11. Hill LL, Lauzon VL, Winbrock EL et al. Depression, antidepressants and driving safety. Inj Epidemiol 2017; 4 (1): 10. DOI: 10.1186/s40621-017-0107-x 12. LeRoy AA, Morse ML. Department of Transportation. HS 810 858. Multiple medications and vehicle crashes: analysis of databases. 2008. 13. Iwamoto K, Takahashi M, Nakamura Y et al. The effects of acute treatment with paroxetine, amitriptyline, and placebo on driving performance and cognitive function in healthy Japanese subjects: a double-blind crossover trial. Hum Psychopharmacol Clin Exp 2008; 23: 399–407. 14. Brunnauer A, Laux G, Geiger E et al. Antidepressants and driving ability: results from a clinical study. J Clin Psychiatry 2006; 67: 1776–81. [PubMed: 17196059] 15. Bramness JG, Skurtveit S, Neutel CI et al. Minor increase risk of road traffic accident after prescriptions of antidepressants: a study of population registry data in Norway. J Clin Psychiatry 2008; 69: 1099–103. 16. Ray WA, Fought RL, Decker MD. Psychoactive drugs and the risk of injurious motor vehicle crashes in elderly drivers. Am J Epidemiol 1992; 136: 873–83. [PubMed: 1442753] 17. Leveille SG, Buchner DM, Koepsell TD et al. Psychactive medications and injurious motor vehicle collisions involving older drivers. Epidemiology 1994; 5: 591–8. [PubMed: 7841240] 18. Wingen M, Ramaekers J, Schmitt J. Driving impairment in depressed patients receiving long-termantidepressant treatment. Psychopharmacology 2006; 188: 84–91. [PubMed: 16865389] 19. O’Hanlon JF, Robbe HW, Vermeeren A et al. Venlafaxine’s effects onhealthy volunteers’ driving, psychomotor, and vigilance performance during 15-day fixed and incremental dosing regimens. J Clin Psychopharmacol 1998; 18: 212–21. [PubMed: 9617980] 20. Hansen R, Boudreau D, Grossman D et al. Sedative Hypnotic Medication Use and the risk of Motor Vehicle Crash. Am J Pub Health 2015; 105 (8). 21. Hetland A, Carr D Ann Pharmacother. Medications and Impaired Driving. Rev Liter 2014; 48 (4): 494–506. 22. Sansone R, Sansone L. Driving on antidepressants: cruising for a crush? Psychiatry (Edgemont) 2009; 7 (9): 13–6.  23. Des las Cuevas C, Sanz EJ. Fitness to drive of psychiatric patients. Prim Care Companion 2008; 10: 384–90. 24. Indiana University Department of Medicine Clinical Pharmacology P450 Drug Interactions «Clinically Relevant». 25. SnPc agomelatine, EMA 2008. 26. Nutt DJ Relationship of neurotransmitter to the symptoms of major depressive disorder. J Clin Psychiatry 2008; 69 (Suppl. E1): 4–7. 27. Hindmarch I, Rigney U, Stanley N, Briley M. Pharmacodynamics of milnacipran in young and elderly volunteers. Br J Clin Pharmacol 2000; 49 (2): 118–25. 28. Richet F, Marais J, Serre C, Panconi E. Effects of milnacipran on driving vigilance Int J Psychiatry Clin Pract 2004; 8 (2): 109–15.

Источник:  Петрова Н.Н., Маркин А.В. Антидепрессивная терапия и социальное функционирование: выбор антидепрессанта для водителей. Психиатрия и психофармакотерапия. 2018; 20 (1): 27–31.

Как антидепрессанты влияют на водителя

Давно известно, что не все лекарства одинаково полезны. Существует ряд противопоказаний и исключений, таких как невосприимчивость организма, аллергия, сонливость, беременность и необходимость садиться за руль после приема лекарств. Особенно осторожно необходимо вести себя при приеме антидепрессантов за рулем.Как бы грустно это ни звучало, но ученые доказали, как антидепрессанты влияют на водителя после их приема, и выводы неутешительные. Антидепрессанты могут помочь вам справиться с нервами, депрессией, плохим настроением и сном, – это бесспорно. Но если начинаете принимать их, отправляйтесь на прогулку, а не садись в авто.

Что вы знаете об антидепрессантах.

Прежде чем начать беседу о вреде антидепрессантов, необходимо понять, что это такое и как они действуют. Антидепрессантами называют лекарственные средства психотропного воздействия на организм. Необходимы эти средства для лечения депрессии:

1. Уменьшения вялости человека;

2. Отторжения апатии;

3. Избавления от тревоги;

4. Снятия напряжения;

5. Поднятия настроения;

6. Прощания с тоской;

7. Улучшения эмоциональной положительной активности;

8. Оздоровления сна;

9. Нормализации здорового аппетита.

Как вы можете заметить, антидепрессанты могут помочь во многих случаях, сделать вашу жизнь и деятельность более активной и позитивной. Антидепрессанты нацелены в первую очередь на сохранение моноаминов в организме, без которых человек начинает ощущать депрессивное состояние. Лекарства же блокируют распад полезных для психологического и эмоционального здоровья элементов. Однако не все так легко и благополучно: есть такой симптом, как антидепрессивный порог, который нельзя точно назвать (т.к. организм каждого человека уникален) и потому на вас действие антидепрессантов может подействовать только за счет побочных эффектов.

Как антидепрессанты влияют на водителя.

Как бы вам ни казалось безопасным принимать антидепрессанты «на дорожку» этого делать не стоит. Давно доказано отличными специалистами, как негативно антидепрессанты влияют на водителя за рулем. Вся беда в том, что антидепрессанты влияют на водителя только с отрицательной стороны: они сильно увеличивают вероятность участия в аварии. Учитывая, что антидепрессанты – сильные психотропные средства, они активно действуют на мозг водителя, тормозят его реакцию и действия, нарушают общий контроль над дорогой и ситуацией вокруг авто. Особенно вредно принимать такие средства, которые борются с бессонницей, т.к. они изначально нацелены на снятие напряжение организма, снижение внимание и желание спать. Если вам не удалось избежать вождения автомобиля после приема таких, да и любых иных антидепрессантов, вам необходимо самостоятельно попытаться восстановить свое внимание, пока не доберетесь до дома. Чем внимательнее вы будете, тем выше возможность избежать ДТП. Риск попасть в ДТП увеличивается после приема антидепрессантов примерно на 70 процентов, и это касается как человека, который впервые или одноразово употребил лекарство, так и проходит антидепрессивный курс. Советую вовсе отказаться от вождения после приема сильных психотропных лекарств.

Как правильно принимать антидепрессанты.

Если нет возможности избавиться от депрессии самостоятельно, и вы обращаетесь к врачу за помощью, который в свою очередь назначает вам те или иные антидепрессанты, знайте о некоторых правилах приема таких лекарственных средств:

1. Всегда перед приемом антидепрессантов прочитайте инструкцию по применению лекарств. В тех инструкциях, где четко оговаривается предупреждение о нежелательность управлять транспортом после приема лекарства, не шутят. Если есть такая оговорка, всегда следуйте ей. Хотя есть сильные средства, которые при этом в аннотациях не оговаривают нежелательность нахождения за рулем.

2. Есть препараты, у которых в инструкции по применению написано, что при хорошей переносимости препарата можно управлять транспортным средством. Нельзя полагаться на это «предупреждение», т.к. это только рекламный ход для клиентов, которые не могут жить без автомобиля. На самом же деле вы можете не адекватно оценить свое состояние после приема антидепрессанта и спровоцировать ДТП на дороге.

3. Внимательно прочитайте, что за антидепрессанты вам прописаны. Узнать подробнее о них до покупки можно при консультации с фармацевтом либо с помощью интернета. Дело в том, что есть ряд групп лекарственных средств, при приеме которых не стоит садиться за руль: антидепрессанты, снотворное, нейролептики, транквилизаторы и седативные препараты.

Во многом возможность провокации или участия в ДТП объясняется тем, что водитель после приема антидепрессантов может чувствовать себя активно и уверенно, при этом его реальное состояние будет заторможено действием лекарств, что повлечен и к нарушению координации.

какие таблетки не стоит принимать перед поездкой. Лекарства, противопоказанные при вождении

Содержание:

Какие таблетки не стоит принимать, если вы собираетесь сесть за руль?

Советует врач отделения функциональной диагностики железнодорожной поликлиники г. Воронежа Анна Сергеевна Калюжная.

Какие таблетки не стоит принимать

Как часто причиной аварий на дорогах становится прием каких-либо медикаментов?

— У нас статистики нет. Однако подобные данные опубликованы в Германии. Немецкие исследователи из Совета по безопасности движения заявляют, что лекарства — причина каждой четвертой-пятой аварии.

По данным США, каждый десятый американский нарушитель совершил аварию вскоре после принятия препарата.

Поэтому зарубежные медики все чаще предлагают руководителям фармацевтических концернов наносить на лекарственные упаковки заметные характерные символы. Они должны напоминать водителям о нежелательных эффектах применения лекарств за рулем.

Какие из препаратов наиболее опасны для водителя?

— Наиболее многочисленная и «рискованная» группа лекарств — те, что влияют на скорость реакций и координацию движений. Коварство этих таблеток в том, что последствия их вечернего приема могут проявиться лишь следующим утром.

Самое заметное влияние на психику оказывают так называемые психотропные препараты. К ним, в первую очередь, относят снотворные средства — имован, ивадал, донормил, фенобарбитал.

Однозначно опасны и транквилизаторы — тазепам, нозепам, феназепам, рудотель, реланиум, элениум, седуксен, нитразепам, сибазон, валиум. Эти препараты, с одной стороны, уменьшают страх, тревогу, напряжение, а с другой — тормозят скорость реакций и зачастую оказывают снотворное влияние.

Для большинства других психотропных средств снотворное действие — не основное. Однако они могут изменить психику и поведение. Поэтому человек, принимающий их, может быть непредсказуем. Очень сильно изменяют скорость психических реакций тегретол, финлепсин, аминазин, сонапакс, тизерцин, неулептил, эглонил, трифтазин.

Для водителей весьма опасны некоторые антидепрессанты, особенно амитриптилин и имипрамин. Новые препараты этой группы — прозак, паксил, коаксил и им подобные — меньше влияют на координацию движений. Но и при их использовании за рулем надо соблюдать осторожность.

Могут повлиять на нервную систему противоаллергические средства так называемого старого поколения — димедрол, супрастин, тавегил, пипольфен. Многие из них обладают снотворным эффектом. Они заметно снижают способность к концентрации внимания и вызывают замедление реакции. Кроме того, эти медикаменты могут вызвать ощущение усталости и вялости. Это опасно на дороге.

Действуют на головной мозг и некоторые обезболивающие препараты, в частности трамал, трамадол, кеторол, кетанов, пенталгин, седалгин, солпафлекс, солпадеин.

Зрение теряет резкость от некоторых лекарств, применяемых в практике глазных врачей. Например, при использовании атропина.

Непредсказуемое действие на скорость реакции могут оказать и безрецептурные средства, которые люди покупают по совету подруги или фармацевта. Увы, не все читают инструкцию, прилагаемую к препарату. Последствия этой беспечности могут быть самые печальные.

Какие из препаратов, продающихся без рецепта, наиболее опасны за рулем?

— В отличие от сильнодействующих препаратов, которые принимают по рецепту врача, рекламируемые лекарства ошибочно считаются совершенно безобидными.

Опасно садиться за руль даже после приема некоторых средств от простуды. К ним относятся, к примеру, колдрекс найт, терафлю, фервекс, нурофен плюс. Эти препараты содержат противоаллергические и другие добавки, вызывающие сонливость.

Вполне безобидными средствами слывут лекарства с кодеином, успокаивающим кашель. Между тем, согласно медицинской статистике, около 10 процентов людей, пользующихся ими, становятся менее внимательными, быстрее устают. Их реакция замедляется. Кодеин содержится в кодтерпине, коделаке и многих комплексных препаратах для лечения простуды и кашля. Так что для водителей предпочтительнее известные всем домашние способы лечения — мед, ромашка, чабрец, аптечный грудной сбор.

Находящимся за рулем не стоит принимать и некоторые лекарства от диареи — имодиум и лоперамид. Эти препараты иногда тормозят нервную систему. Сходным эффектом обладают препараты, содержащие метоклопрамид, реглан и церукал, часто используемые в гастроэнтерологии для уменьшения тошноты. Близкий к метоклопрамиду мотилиум быстроту реакции не угнетает.

Можно ли выделить «самые опасные» для водителя препараты?

— Из огромного перечня лекарств, употребление которых связано с повышенным риском для водителей, нет смысла выделять «особо опасные». Любое может стать причиной проблем на дороге.

Кстати, имейте в виду, что не все лечебные средства, имеющиеся в аптеках, сертифицированы как лекарства. Иногда медикаменты продаются под видом «пищевых добавок». Так их легче и дешевле вывести на рынок. Отравиться ими нельзя, так как у всех биологически активных добавок есть сертификат безопасности. Однако полноценного исследования БАДов не проводится.

Были случаи, когда в пищевых добавках для снижения веса находили психотропные вещества, влияющие на аппетит и непредсказуемо действующие на психику.

Небезопасны, кстати, и гомеопатические средства, и иглорефлексотерапия, при которой «включаются» расслабляющие точки. В любом случае медики советуют не заниматься самолечением.

Как же быть, если у водителя аллергия или для лечения ему необходимы психотропные средства?

— Практически безопасны в плане воздействия на психику препараты от аллергии последних поколений — кларитин, зиртек, телфаст и эриус. Именно эти таблетки рекомендуют использовать водителям-аллергикам.

А вот если нельзя обойтись без психотропных препаратов, то на время их приема придется отказаться от вождения автомобиля. Кроме того, хочу подчеркнуть, что даже такие успокоительные травы, как валериана, пустырник, пион, мелисса, могут замедлять двигательные и психические реакции. Поэтому после приема сборов или таблеток, в состав которых входят эти растения, водителям можно садиться за руль лишь через 12 часов.

Сейчас много говорят о том, что при гипертонии лекарства нужно принимать постоянно. А как быть в этом случае?

— Да, некоторые из них могут оказывать затормаживающее действие. В первую очередь, это лекарства, действующие на центральную нервную систему — резерпин и препараты, его содержащие: адельфан, кристепин, трирезид К, бринердин. Не менее опасны клофелин и допегит. Сейчас эти препараты стараются использовать как можно реже.

Но на психику могут повлиять и так называемые бета-блокаторы. Например, анаприлин, метопролол и другие, выпускающиеся под разными торговыми названиями. Препараты этой группы применяют не только для лечения гипертонии, но и при аритмии, ишемической болезни сердца. Поэтому для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы бета-блокаторы зачастую оказываются незаменимыми.

Как же тогда быть? Совсем отказываться от вождения автомобиля?

— Иногда это действительно необходимо. Однако группа бета-блокаторов неоднородна. Некоторые из них, например, атенолол на психику влияют минимально. Кроме того, нужно понимать, что воздействие одного и того же лекарства на нервную систему человека индивидуально.

Разве можно как-то узнать, влияет на скорость реакции человека лекарство или нет?

— Да. Для этого можно использовать, например, новый психодиагностический комплекс «Селект». Это небольшой прибор, совмещенный с персональным компьютером. При его помощи можно отследить скорость реакции человека на меняющуюся окружающую обстановку.

Как правило, вначале нужно проверить исходные данные человека. Затем назначить таблетки, а через некоторое время сравнить показатели прибора до и после. Если изменений нет, значит, все в порядке, скорость реакции не изменилась.

Нина Волкова

Лекарства запрещенные при вождении автомобиля – INFO-EFFECT

На чтение 5 мин. Опубликовано

Привет! Общеизвестно, что под влиянием алкоголя и классических наркотиков, абсолютно запрещено водить машину. Но знаете ли вы, что под воздействием веществ, присутствующих в некоторых лекарствах – как по рецепту врача, так и без рецепта – вы также не можете управлять автомобилем? В результате употребления определенных препаратов возникает нарушение двигательной функции и координации движений, длительное время реакции и неправильная оценка дорожной ситуации. От каких лекарств стоит отказаться при вождении? Какие лекарства следует избегать? Смотрите далее!

 

 

Водитель, берегись психотропных веществ!

 

Психотропы представляют собой большую группу лекарств, используемых для лечения психических расстройств, пронизывающих так называемые гематоэнцефалический барьер и влияет на функционирование нервной системы. Мы включаем антидепрессанты, которые используются для лечения депрессии, расстройств настроения и тревоги.

Наиболее опасными являются эти препараты старого поколения, то есть неселективные ингибиторы обратного захвата норадреналина и серотонина, то есть трициклические антидепрессанты – например амитриптилин, доксепин, кломимпрамин или опипрамол. Нейролептические (антипсихотические) лекарственные средства используются для лечения психических расстройств, например, шизофрении. К ним относятся хлорпротиксен, оланзапин, клозапин, рисперидон или галоперидол.

 

галлюцинации псих

 

Следует также обратить внимание на снотворные средства, используемые людьми, которые испытывают трудности с засыпанием. Особенно опасны уннодиазепины, например, лоразепам, клоназепам, алпразолам, оксазепам.

Препараты, содержащие вышеуказанные вещества, опасны для водителей, поскольку они могут вызывать сонливость, нарушение концентрации внимания, чрезмерную седацию, замедленную реакцию, нарушение зрения, головные боли и головокружение, что приводит к опасным ситуациям на дороге.

 

 

Вождение автомобиля и гипертония

 

Препараты от гипертонии используются для снижения и регулирования артериального давления. Они вызывают множество побочных эффектов и ухудшают способность водить машину. Особое внимание следует уделить комбинированным препаратам, содержащим такие активные вещества, как клопамид, дигидроэргокристин и резерпин. В инструкции содержится четкое предупреждение о возможности чрезмерной слабости и других симптомов, которые ограничивают способность управлять автомобилем.

Другим лекарственным средством, вызывающим побочные эффекты со стороны центральной нервной системы, такие как головная боль и головокружение и помутнение зрения, является мочегонное средство, используемое при лечении гипертонии – гидрохлоротиазид. Этот препарат также влияет на обмен электролитов в организме, что может привести к тошноте, рвоте, слабости, беспокойству, судорогам, спутанности сознания, вялости, болям и мышечным спазмам.

 

вождение авто

 

На нарушение водно-электролитного баланса также влияют калий сберегающие препараты, например, гидрохлорид амилорид + гидрохлоротиазид). Также препарат, содержащий действующее вещество ацетазоламид, помимо типичных симптомов сенсорной инвалидности, сонливости, усталости, дезориентации, вызывает атаксию – совокупность симптомов, определяющих нарушения двигательной координации и преходящую миопию. Эти расстройства исчезают после снижения дозы или отмены препарата. Однако люди, не должны водить машину во время лечения.

 

 

У тебя диабет? Будьте особенно внимательны!

 

Будьте особенно осторожны, когда у вас диабет 1 типа . Это не является противопоказанием к вождению, но неправильно введенная доза инсулина или длительный перерыв между приемами пищи могут вызвать гипергликемию (гиперактивность) или гипогликемию (гипогликемию), что приводит к сильному чувству голода, раздражительности и нервозности, нарушениям сознания или даже без сознания.

 

 

Аллергия, остерегайтесь антигистаминных препаратов!

 

У вас аллергия и вы используете антигистаминные препараты? Вы должны быть предельно осторожны при управлении автомобилем. Первое поколение этих препаратов особенно опасно: клемастин, кетотифен и прометазин. Их использование часто сопровождается сонливостью, слабоумием, ухудшением зрения или ухудшением концентрации внимания.

Антигистамины 2-го поколения , менее проникающие через гематоэнцефалический барьер, лучше переносятся водителями и вызывают меньше побочных эффектов . Мы включаем, например, цетиризин, левоцетиризин, лоратадин, дезлоратидин, фексофенадин.

 

 

Вы простудились? Лимит вождения

 

Антигистаминные препараты также входят в состав популярных препаратов, используемых при симптоматическом лечении ринита и околоносовых пазух (насморк и заложенный нос) при гриппе и простуде. Особенно часто мы используем эти препараты, осенью и зимой. Они доступны в аптеке без рецепта. Мы включаем препараты, содержащие комбинацию псевдоэфедрина и цетиризина.

Если у вас сухой, постоянный кашель без отхаркивания, вы можете купить одно из лекарств, которые уменьшают эти симптомы. Они содержат в своем составе химические вещества. После применения такого препарата могут появиться побочные эффекты – сонливость, головокружение – могут повлиять на психомоторную эффективность и продлить время реакции.

 

 

Офтальмологические препараты и вождение автомобиля

 

Сульфат атропина, встречающийся в глазных каплях, продлевает срок зрачка и используется в диагностических тестах для глаз. После закапывания в конъюнктивальный мешок вызывает длительные нарушения зрения (до 5-7 дней после применения). После применения глазных капель, содержащих тропикамид, могут появиться фотофобия и нарушения зрения. Следует отказаться от вождения автомобиля до восстановления зрения, которое возвращается примерно через 6 часов после использования продукта.

Знаете ли вы, что … Во время обычного посещения кабинета стоматолога и использования местной анестезии для удаления зуба, не следует водить машину как минимум 2 часа после ухода от стоматолога.

Список препаратов, которые противопоказаны и опасны для водителя, очень длинный. Чтобы не представлять опасности на дороге, внимательно и чётко прочитайте инструкцию, прилагаемые к лекарствам. В них вы найдете информацию о том, можете ли вы отправиться в дорогу в качестве водителя после употребления лекарства или есть необходимость находится на пассажирском сиденье.

 

Остались вопросы? Напиши комментарий! Удачи!

 

Какие лекарства влияют на способность управлять автомобилем

Применение препаратов во многих случаях оказывает влияние на способность управлять автомобилем. Пациенты, постоянно принимающие лекарства, как правило, получают от врача предупреждение, что данный препарат ухудшает способность к вождению автомобиля.

Дезориентированный водитель под действием лекарств

Некоторые лекарственные средства действуют так сильно, что больные должны на время лечения вообще отказаться от вождения автомобиля. Однако, многие водители, только время от времени принимают таблетки (например, обезболивающие), считая, что это не влияет на их организм.

Между тем, даже одна таблетка может стать причиной трагедии на дороге.

Согласно действующему в России законодательству, у лиц, участвовавших в аварии, исследуется кровь на содержание алкоголя. Если при этом обнаруживаются следы наркотических средств – эти лица несут такую же ответственность, как и за вождение после употребления алкоголя.

Оставить такой след совсем не трудно. Достаточно принять, например, противокашлевые таблетки. Содержащийся в некоторых формах таких таблеток кодеин в ходе метаболических процессов превращается в морфин. Если анализ крови его выявит, то водителю грозит до 2 лет тюрьмы.

Существует несколько групп фармацевтических препаратов, потенциально опасных для водителя.

Вождение автомобиля и местная анестезия

После такой анестезии (например, используемой перед удалением зуба) не следует водить машину, по крайней мере, в течение 2 часов.

После общего наркоза (с использованием, например, кетамина, применяемого, когда удаляется большее количество зубов) – через сутки с момента пробуждения.

Опиоидные анальгетики и вождение

Нарушают работу мозга, вызывая задержку рефлексов и проблемы с правильной оценкой ситуации на дороге.

К ним относятся, в частности, вендал (морфин), петидин, пентазоцин … бупренорфин, метадон. Подобные проблемы могут произойти после приема трамала (не наркотик, но действует на мозг схожим образом).

Водители также должны соблюдать осторожность, обращаясь к обезболивающим препаратам, а также противокашлевым, содержащим кодеин. Они могут увеличить время реакции, то есть ослабить рефлексы.

Нестероидные обезболивающие и вождение автомобиля

Водитель может водить автомобиль, если примет таблетку «чистого» парацетамола, ибупрофена или ацетилсалициловой кислоты (например, аспирин). Состав препарата всегда указывается на упаковке.

Однако, сложные обезболивающие средства могут содержать снотворные барбитураты или бодрящий кофеин. Применяя их, следует соблюдать большую осторожность за рулём.

Лекарства для диабетиков и вождение автомобиля

Неправильное применение инсулина может вызвать гипогликемию или гипергликемию, и, следовательно, нарушения сознания и даже потерю сознания.

Водитель, страдающий от сахарного диабета, должен перед поездкой проверить глюкометром уровень сахара в крови, принять соответствующую дозу инсулина – при необходимости – подождать, пока препарат подействует.

Необходимо отказаться от дальнейшего ведения автомобиля, когда появляются потливость, чувство голода, тревожность.

Снотворные и седативные при управлении автомобилем

Водитель не должен садиться в машину, если принял сильные снотворные или транквилизаторы (даже, когда взял принял их вечером предыдущего дня). Они нарушают точность движений, вызывают сонливость, слабость, а у некоторых людей усталость и беспокойство.

Если кто-то должен вести утром, и хочет крепко проспать всю ночь, то должен выбирать мягкие травяные лекарства или мелатонин. Обязательно следует избегать барбитуратов, производных бензодиазепина и циклопиролонов.

Треугольник безопасности

  • Если на упаковке препарата находится графический знак – треугольник с вписанными восклицательным знаком – это означает, что во время лечения этим препаратом запрещается водить автомобиль.
  • Всегда уточняйте у врача о влиянии лекарств, отпущенных по рецепту, на способность управлять транспортными средствами.
  • Если Вы принимаете лекарство самостоятельно, очень внимательно читайте прилагаемую к упаковке листовку, в которой описаны побочные эффекты.

Психотропные препараты и вождение автомобиля

К ним относятся, в частности, антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики. Они могут вызвать сонливость или бессонницу, головокружение, нарушения зрения и другие симптомы, мешающие вождению автомобиля. Это широкая группа препаратов – следует избегать вождения во время приёма любой формы таких лекарств.

Противорвотные средства и вождение автомобиля

Если водитель вынужден принять, например, авиомарин, диферган, торекан, зофран или другой противорвотный препарат, то должен отказаться от вождения автомобиля, так как эти препараты вызывают сонливость, слабость, головные боли.

Средства от гипертонии и вождение автомобиля

Их применение является относительным противопоказанием для управления транспортным средством, так как они могут вызвать усталость и слабость. Аналогичное действие могут иметь диуретики. Управлять автомобилем можно только при небольших дозах этого типа фармацевтики.

Антигистаминные препараты и вождение автомобиля

Средства нового поколения (например, зиртек, кларитин) не влияют на водителя. Однако, «старые» препараты (например, клемастин, феназолин), могут вызвать сонливость, головные боли и нарушения координации движений. Стоит с проконсультироваться с врачом об их замене на безопасные для управления автомобилем.

что не вызывает привыкание, можно ли пустырник, что можно пить от нервов

Водители, особенно новички, часто сталкиваются со стрессом во время начала практики вождения. Это касается не только женщин, но и мужчин. Для устранения последствий волнения за рулём и для восстановления нормальной работы нервной системы врачи рекомендуют употреблять разрешённые успокоительные препараты. Их может посоветовать любой невропатолог или семейный врач.

Не вызывающие опьянения

К средствам, не вызывающим опьянения, относятся все успокоительные лекарственные препараты на растительной основе. Разрешено употребление фитосборов, поскольку они действуют накопительно, без эффекта сонливости и подходят для всех взрослых. Пить такие сборы можно не только для устранения уже имеющейся нервозности, но и для профилактики утомляемости.

Успокоительные для водителей

В состав травяных аптечных смесей для успокоения входят такие растительные компоненты, как мелисса, валериана, перечная мята. Они оказывают хороший успокоительный эффект, не вызывают привыкания и опьянения действующими веществами, помогают снять стресс и расслабиться.

Перед тем как садиться за руль автомобиля, категорически запрещено употреблять алкоголь и любые напитки с его содержанием, а также принимать такие лекарственные средства:

  • «Димедрол»;
  • «Амитриптилин»;
  • «Баклофен»;
  • «Галоперидол»;
  • «Мапротилин».
Рекомендуем для прочтения:

Не имеющие усыпляющего эффекта

Нередко успокоительные сиропы, таблетки или чаи оказывают усыпляющий эффект, то есть вызывают сонливость. Это опасно, поскольку сонный человек всегда недостаточно сконцентрирован на дороге и управлении авто. Это приводит к аварийным ситуациям, а иногда к необратимым последствиям.

Такого негативного эффекта можно избежать, если знать, какие средства употреблять. Взрослый человек, управляющий автомобилем, вполне может принимать «Персен», «Тенотен», «Деприм» без последствий для внимания и концентрации. Единственное противопоказание для приёма этих лекарств — детский возраст (до 12 лет).

Препараты для водителей без усыпляющего эффекта

Для нервной системы человека усыпляющим эффектом обладают такие препараты:

  • «Трамадол»;
  • «Прегабалин»;
  • «Циклодол»;
  • «Карфедон».

Их нельзя употреблять перед поездками и управлением автомобилем, также запрещено садиться за руль через определённое время после приёма. Все указанные выше препараты имеют разный срок действия и выведения из организма, который можно уточнить в инструкции к ним. Они выдаются по рецепту, их принимают строго по назначению врача.

Знаете ли вы? В Древнем Египте стресс лечила отдельная категория врачей: целители невидимых болезней. Лекари использовали для терапии бедуинский чай или пустынь-траву (растение хабак).

Не вызывающие привыкания

Препараты, не вызывающие привыкания, обычно содержат растительную основу и не включают спирт. Иногда встречаются настойки на спиртовой основе, но они не подходят для водителей.

Водителям категорически противопоказаны следующие лекарственные средства:

  • «Валокордин»;
  • «Корвалол»;
  • «Седаристон»;
  • «Капли Зеленина»;
  • «Алора».

Противопоказанные водителям препараты

Без других побочных эффектов, препятствующих нормальному вождению

К самым популярным средствам для устранения нервозности и стресса относятся настойка пустырника и препарат «Ново-Пассит». Однако их следует принимать с осторожностью, поскольку на них может возникать аллергическая реакция. Также существует индивидуальная непереносимость препаратов, следует учитывать это при подборе средств.

Мешать вождению могут такие побочные эффекты, как тошнота, головокружение, зуд кожи, рвота, боль в животе и диарея, поэтому врачи рекомендуют покупать и пить только те препараты, которые не вызывают абсолютно никаких побочных эффектов. К ним относится валериана лекарственная, мелисса и мята, а также ряд искусственно синтезированных препаратов, чаи и травяные сборы, такие как «Фитоседан».

Препараты без побочных эффектов для водителей

Перечень успокаивающих средств, которые разрешены водителю

Рассмотрим более детально, какие успокаивающие препараты можно принимать водителям. Следует помнить, что прописывать себе лекарственные средства самостоятельно нельзя. Любые капсулы, настойки и сиропы необходимо употреблять по инструкции или по индивидуально подобранной врачом схеме приёма.

«Ново-Пассит»

Успокаивающее средство на натуральной травяной основе, которое может пить даже ребёнок. Продаётся в виде таблеток или капель. Водителям рекомендован в таблетированном виде из-за удобства применения (можно выпить их даже в дороге). В состав «Ново-Пассита» входят такие действующие вещества: валериана, мелисса, зверобой, боярышник, пассифлора, хмель, бузина и гвайфенезин. Дозировка для взрослых: по 1 таблетке 3 раза в день. Применение «Ново-Пассита» снижает тревожность и проявления стресса.

«Афобазол»

«Афобазол» — лекарственный успокоительный синтетический препарат, тормозящий тревожность и не вызывающий сонливость. Действующее вещество — дигидрохлорид морфолиноэтилтиоэтоксибензимидазола. Выпускается в таблетированном виде по 10 мг. Взрослым показана суточная доза 30 мг, что эквивалентно приёму 1 таблетки 3 раза в день. Нормализует состояние нервной системы, успокаивает, устраняет раздражительность.

Важно! «Афобазол» может вызвать негативную реакцию у людей с непереносимостью лактозы. Он запрещён тем, у кого зафиксированы такие диагнозы, как недостаточность лактазы и при глюкозно-галактозной мальабсорбции.

Пустырник

Лекарство растительного происхождения, действующее вещество — экстракт пустырника. Выпускается в форме настойки, капсул или таблеток. Водителям разрешена таблетированная форма или капсулы, поскольку они не содержат спирта.

В таблетках

Пустырник в таблетках или капсулах принимают по 1–2 единицы 3 раза в день после еды. Желательно пройти курс приёма в течение 30 дней, а затем сделать паузу в приёме не менее 1 месяца. В состав таблеток входит экстракт пустырниковой травы (Leonuri herba). Также лекарство может содержать различные витаминные добавки и микроэлементы, например, магний и витамин В6.

Пустырник в таблетках

Настойка

Настойка пустырника изготавливается на 70% спирте, поэтому водителям перед непосредственным управлением авто противопоказана. Но её разрешается пить перед сном для седативного и расслабляющего эффекта. Перерыв между приёмом настойки и началом вождения автомобиля должен составлять не менее 6 часов. Дозировка настойки — от 30 до 50 капель перед сном.

Успокоительные чаи

Успокоительные чаи можно принимать в любое время суток, поскольку они содержат растительные компоненты, например, мяту, мелиссу, календулу, пассифлору, листья валерианы, лимонник, зверобой. Сборов трав очень много, все они полезны для нервной системы, а также в качестве общеукрепляющих средств. Они стабилизируют водно-солевой обмен, улучшают функционирование ЖКТ, являются профилактикой бессонницы и снижают чрезмерную возбудимость.

Знаете ли вы? В Древней Руси стресс лечили базиликом. Он имел название «царская трава» и был популярен не только как антистрессовое средство, но и как ранозаживляющее и противоревматическое.

Валериана

Для водителей рекомендована валериана в таблетках. Продолжительность приёма валерианы составляет не менее 30 дней. Дозировка — по 1–2 таблетки трижды в день после еды. Спиртовой экстракт валерианы не рекомендован водителям из-за содержания в настойке спирта.

Мята

Мятные таблетки содержат масло перечной мяты. Это натуральное успокоительное средство, которое одновременно повышает концентрацию внимания человека. Норма — 1–2 таблетки в день. Чаще мята используется в натуральном виде как добавка к чаю или как сырьё для настоев. Употребляется как обычный чай, по 1–2 стакана в сутки.

Пассифлора

Выпускается в таблетированном виде. Применяется для снятия раздражения, а также при повышенной утомляемости, интенсивных умственных нагрузках. Дозировка для взрослых — 1–2 таблетки 2 раза в день для профилактики стресса.

Препарат ПссифлораЛечебными считаются только препараты на основе Passiflora incarnata. Другие подвиды этого растения вредны для человека.

Противопоказания

Основные противопоказания для приёма любых успокоительных средств — индивидуальная непереносимость и сложные заболевания нервной системы, например, эпилепсия. В случае наличия такого заболевания следует проконсультироваться с лечащим врачом. Также крайне осторожно назначают успокаивающие препараты детям, поскольку их нервная система более чувствительна.

При правильно подобранных препаратах водитель сможет управлять автомобилем осознанно, не отвлекаясь на внешние факторы и концентрируясь на дороге и указателях. Антистрессовые средства помогут сделать процесс вождения более безопасным.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Антидепрессанты и вождение автомобиля — Сниться сон

По данным метаанализов, современные антидепрессанты обнаруживают определенные различия по структуре побочных эффектов, что необходимо учитывать при индивидуальных назначениях, особенно если имеются сведения о нежелательных явлениях, развивавшихся у пациента в процессе тимоаналептической терапии ранее [1, 2]. Например, среди селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) флуоксетин считается лидером по частоте гастроинтестинальных расстройств (тошнота, рвота, диарея), флувоксамин – по частоте тошноты, пароксетин – потливости и седации, сертралин – диареи. При этом частота тошноты и рвоты при приеме дулоксетина и венлафаксина (СИОЗС и норадреналина – СИОЗСН) выше, чем у препаратов группы СИОЗС. При приеме миртазапина и пароксетина отмечается значительная прибавка массы тела, а миртазапина и тразодона – выраженная седация. 
Согласно рекомендациям S.Kennedy и соавт. «Canadian Network for Mood and Anxiety Treatments» [3] по фармакологическому ведению взрослых пациентов с большим депрессивным расстройством, предназначенные для психиатров и врачей смежных специальностей, прием антидепрессантов должен длиться 6–9 мес после достижения симптоматической ремиссии, а при повышенном риске рецидива – 2 года и более.
еются данные, подтверждающие это положение. В метаанализе исследований по поддерживающей терапии было выявлено, что антидепрессанты в качестве поддерживающей терапии превосходят плацебо как при длительном приеме от 1 до 12 мес (72 исследования), так и в течение более 12 мес (35 исследований) [4]. Обзор 16 рандомизированных контролируемых исследований – РКИ (n>4000), проведенный Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA), выявил, что преимущество антидепрессантов в качестве поддерживающей терапии над плацебо в 2 раза возрастало при 52-недельном периоде наблюдения по сравнению с 24-недельным (37% против 18% соответственно) [5].
В нескольких рандомизированных плацебо-контролируемых исследованиях продемонстрировано преимущество более длительной поддерживающей антидепрессивной терапии, а именно, в течение 2 лет по сравнению с 1 годом. Если клинические факторы риска отсутствуют, то поддерживающую терапию рекомендовано продолжать более 2 лет (уровни доказательности 3 и 4) [6].
При резком прекращении приема антидепрессантов до 40% пациентов могут испытывать симптомы отмены (бессонница, тошнота, потеря равновесия, сенсорные расстройства, повышенная возбудимость) [7]. Например, формы выпуска пароксетина и венлафаксина немедленного высвобождения чаще вызывают симптомы отмены по сравнению с препаратами с более длительным периодом полувыведения [8]. 
Приоритетными при выборе препарата становятся минимальная

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *