Автобус ЛиАЗ-677М, Казань — ZAVODFOTO.RU
Внутри всё печально:
Табличка:
История создания
В конце 1950-х годов основным городским автобусом в СССР был уже порядком устаревший ЗиЛ-158. Его архаичная конструкция и малая вместимость не позволяли автопаркам должным образом справляться с перевозкой пассажиров в быстро растущих городах. Более того, и сам московский завод едва справлялся с выпуском автобусов: приоритетным для зиловцев был выпуск грузовых машин, не менее нужных народному хозяйству, а сборка «сто пятьдесят восьмых» была для заводчан обузой, и в 1958 году было принято решение перенести автобусное производство в подмосковный город Ликино-Дулёво, на Ликинский машиностроительный завод, специализировавшийся на выпуске оборудования для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, а также производивший комплектующие к грузовикам ЗиЛ.
Уже в январе 1959 года из ворот переименованного в Ликинский автобусный завод предприятия вышел первый ЗиЛ-158. Поскольку конструкция машины давно устарела, конструкторы новоиспеченного автозавода совместно со специалистами НАМИ (Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института) занялись её доработкой, разработали модификацию ЗиЛ-158В, а также построили несколько экспериментальных автобусов серии ЛиАЗ-676, включая даже первую в СССР «гармошку», но было очевидно: многого из кузова старой машины не выжать. И вот в 1960 году согласно директиве Совета министров в Ликино приступили к разработке нового городского автобуса большой вместимости. Здесь очень пригодился опыт специалистов Львовского автобусного завода, к тому времени сконструировавшим модель ЛАЗ-695, и всё того же ЗиЛа. Вначале появился опытный автобус ЗиЛ-159; главный недостаток его заключался в заднемоторной компоновке: это не позволяло создать заднюю накопительную площадку в задней части салона и этим уменьшало вместимость. Поэтому в новой модели, получившей индекс 677, решили расположить двигатель в передней части, справа от водителя, а трансмиссию «спрятать» под полом салона.
Первый предсерийный образец, как водится, был представлен к исторической дате — годовщине Революции — и 7 ноября 1962 года принял участие в праздничной демонстрации в Ликино-Дулёво. Кузов был полностью новым, разработанным с чистого листа. Двигатель позаимствовали у армейского грузовика Урал-375 и доработали его, «приучив» к более дешёвому бензину А-76. «Изюминкой» конструкции стала двухступенчатая гидромеханическая автоматическая коробка передач «Львов 22.17», созданная конструкторами ЛАЗа и НАМИ — водителю теперь не нужно было орудовать рычагом коробки передач, достаточно было лишь нажимать кнопки на панели приборов. В салоне было три ряда сидений. 25 пассажиров могли ехать сидя, всего же ЛиАЗ-677 вмещал 110 пассажиров.
Предсерийный образец:В начале 1963 года опытный автобус представили Государственной комиссии по автоматизации и механизации при Совете министров СССР, на которой он получил положительную оценку. Летом 1964 года пара опытных «677-ых» прошла испытания на горных дорогах в окрестностях Сочи, произведя хорошее впечатление на местных водителей. В следующем году испытания продолжились пробегом Москва–Харьков–Новороссийск–Сочи–Тбилиси–Е
ЛиАЗ-677Д с опытным горизонтальным дизелем ЯМЗ-233 и механической коробкой передач ЯМЗ-236Л (1966):
Но до постановки на конвейер и начала полноценного производства прошло ещё три года. В 1967 году выпустили опытно-промышленную партию из 11 автобусов, в 1968–69 годах производство нарастили до сотен штук в год, но ЛиАЗ-677 всё ещё выпускался параллельно со стареньким ЗиЛом-158В. Лишь в 1970 году, когда, наконец, удалось решить проблемы с дефектами автоматической коробки передач, новый автобус окончательно вытеснил ветерана с конвейера.
Производство ЛиАЗа-677 стало наращиваться, к 1975 году перевалив за 10000 машин в год и продержавшись на этом уровне десять лет. Попутно появлялись модификации автобуса: 677А (появилась в 1969 году) — «северная», с двойным остеклением, для эксплуатации при низких температурах; 677Б (1973 год) — пригородная, с одноуровневым полом по всему салону и четырьмя рядами сидений вместо трёх у городской версии; 677В (1970 год) —экскурсионный, с одной четырёхстворчатой дверью в передней части, и созданный на его базе штабной автобус с распашной дверью, собираемый штучно по спецзаказу МВД. С 1976 года выпускалась версия 677Г, работающая на сжиженном газе (внешне ничем не отличающаяся от обычного ЛиАЗ-677).
Серийный ЛиАЗ-677:Пригородный ЛиАЗ-677Б:
Северное исполнение 677А:
Экскурсионный ЛиАЗ-677В:
ЛиАЗ-677В на выставке «Автосервис-73» (скан из журнала «За рулем» №11 ‘2012):
Штабные ЛиАЗы-677:
После того, как в 1972 году ЛиАЗ-677 отметили Почетным дипломом и Золотой медалью на осенней Лейпцигской ярмарке, появилась экспортная разновидность 677Э. Автобус экспортировался в основном в социалистические страны Восточной Европы, в первую очередь — в ГДР; для того, чтобы он прошёл сертификацию и отвечал всем немецким требованиям, в конструкцию пришлось внести изменения: в частности, задние круглые фонари уступили место новым квадратным от Ikarus 200-й серии, а вместо круглых передних фар появились прямоугольные от «Москвича-412».
ЛиАЗ-677Э:ЛиАЗ-677Э в ГДР:
Из более экзотических версий можно отметить перронный ЛиАЗ-677П, созданный в 1974 году и предназначенный для перевозки пассажиров в аэропортах. Он имел две двери по каждому борту и всего 10 сидячих мест. Дальше трёх опытных экземпляров дело не пошло — авиаторам машина не особо понравилась: пол слишком высокий, вместимость маловата, да и ремонтировать часто ломавшуюся автоматическую трансмиссию для механиков авиапредприятий было проблематично.
Перонный 677П:Но некоторые ЛиАЗы всё же попадали на работу при аэродромах. На их базе создавались в подмосковном Щелкове передвижные лаборатории для контроля радио- и электротехнического оборудования самолетов.
Самолетная передвижная лаборатория СПЛ-1 образца 1972 года:Лаборатория СПЛ-154, работавшая в Шереметьеве. Эта машина уже утилизирована:
А вот в Ульяновской области на одном из аэродромов есть две СПЛ-204 на базе «лунохода» — и эта парочка поддерживается в прекрасном состоянии. Индексы у таких машин совпадают с моделью самолёта, которые обслуживают лабратории: СПЛ-154 работает с Ту-154, а СПЛ-204, соответственно — с двести четвёртой «тушкой».
Конечно, такие машины выпускались в очень ограниченных количествах — за 11 лет изготовили всего 127 СПЛ-1. Сравнимы и «тиражи» передвижных телевизионных станций на базе ЛиАЗ-677, которых собрали около 170 штук за 14 лет. Первый ЛиАЗ-5930 ПТС-4 выпустили на телевизионном заводе в Шауляе (том самом, что производил известные в СССР телевизоры Tauras) в 1969 году. На шасси автобуса устанавливали новый цельнометаллический фургон усиленной конструкции (чтобы крыша могла выдержать трёх операторов с телекамерами) с дополнительной термоизоляцией, системой отопления и двумя кондиционерами, питавшимися от внешней сети. Внутри устанавливались пульты режиссера, видеоинженера и звукорежиссера.
Через несколько лет появилась модель ЛиАЗ-5931 «Лотос», отличавшаяся лишь внутренним оборудованием: теперь здесь стояла аппаратура для записи цветной картинки. Чуть позже начали выпускать ЛиАЗ-5932 «Магнолия», который был оборудован аппаратурой, позволявшей вести прямые репортажи. Телестанции работали в паре со вспомогательным грузовиком-фургоном, как правило, тоже на базе ЛиАЗа, в котором перевозили и хранили кабели, штативы, телекамеры и прочие необходимые для репортеров вещи.
ПТС и вспомогательный автобус омского ТВ:
Другая узкоспециализированная разновидность ЛиАЗа: передвижной пункт питания А-621, разработанный ЦПКТБ «Автоспецоборудование» и выпускавшийся на Апшеронском авторемонтном заводе. Его предназначение — раздача подогретой пищи, заранее приготовленной в стационарной столовой, водителям и кондукторам, работающим на маршруте. Кузов автобуса разделялся двумя перегородками. В передней части салона располагалась кухня, в средней — столовая с расположенными вдоль бортов столами и стульями, а в задней — вешалка, оборудование для мытья рук и хранения грязной посуды. Пункт питания подключался к городской электросети при помощи кабеля.
Интерьер передвижного пункта питания:Автобус ЛиАЗ-677: московскому Луноходу 50 лет!
Автор:09 января 2018 12:35
50 лет — срок значительный. Для человека это почётный юбилей, для семейной пары — золотая свадьба. 50 лет может стукнуть и автомобилю, паровозу, теплоходу — чему угодно. Но отмечать вековую отметку будут только для того, что по-настоящему запомнилось, чему ставят памятники и просто любят.
Автобус ЛиАЗ-677 любим многими поколениями. Машина не без недостатков, а на сегодняшний день уже сильно устаревшая, запомнилась многим и возможно, даже стала одним из символов былых времён.
50 лет назад, в январе 1968 года Управление пассажирского транспорта Мосгорисполкома получило первую партию серийных ЛиАЗов-677
Источник:
677-й (он же «Луноход») — первый советский серийный городской автобус с автоматической трансмиссией, гидроусилителем руля и пневматической подвеской
Источник:
За всё время производства, с конвейера Ликиснкого автобусного завода сошло более 194 тысяч таких автобусов
Источник:
Наверняка многие из тех, кто это читает, застали эти машины в реальной эксплуатации (а в нескольких городах они возят пассажиров и до сих пор!)
Источник:
Аскетичная по современным меркам, но всё же уютная кабина
Источник:
Не отличавшийся изысками, но добротный салон
Источник:
А вот этот диван был любимым местом для многих детей (для меня и моих друзей уж точно)
Источник:
Источник:
За время своего существования 677-й получил множество модификаций
Источник:
Городской, пригородный, экскурсионный и даже перронный для аэропортов — ролей у «Лунохода» было множество
Источник:
При желании его можно было переработать под самые разные нужды
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Помните что такое «абонементная книжка»?
Источник:
Пятого парка как самостоятельного подразделения больше нет. Волна объединения всего и вся добралась и до него
Тип кузова | Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки | Низкопольный, несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Мин. радиус разворота, м | 10,7 | 10,7 |
Масса снаряженная/технически допустимая, кг | 10500 / 18000 | 10500 / 18000 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг | 6500 / 11500 | 6500 / 11500 |
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) | 108 (28+1 инв.), 114 (28+0 инв.) | |
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л | 220 | 220 |
Шасси/мост | Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами | Передний мост: Зависимый, портальный с дисковыми тормозами, задний мост: Портальный, с центральным коническим редуктором, дисковыми тормозами |
Рулевой механизм | с гидравлическим усилителем руля | с гидравлическим усилителем руля |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR | Пневматическая, двухконтурная, с ABS, ASR |
Вентиляция | Естественная и принудительная | Естественная и принудительная |
Система отопления | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя |
Шины | 275/70 R 22,5 | 275/70 R 22,5 |
База, мм | 5960 | 5960 |
ЛиАЗ-5292 — Википедия
ЛиАЗ-5292 | |
---|---|
ЛиАЗ-5292.65 в фирменном окрасе «Московский Транспорт» | |
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Выпускался, гг | 2004–настоящее время |
Экземпляры | не менее 8543 (на январь 2020)[1] ЛиАЗ-5292.00: 51ЛиАЗ-5292.20: 467 ЛиАЗ-5292.21: 1342 ЛиАЗ-5292.22: 1892 ЛиАЗ-5292.22-01: 132 ЛиАЗ-5292.22(рестайлинг для Москвы): 265 ЛиАЗ-5292.30: 31 ЛиАЗ-5292.56: 39 ЛиАЗ-5292.60: 997 ЛиАЗ-5292.60 (10,5; 2-2-0): 71 ЛиАЗ-5292.60 (10,5; 2-2-2): 54 ЛиАЗ-5292.65: 1605 ЛиАЗ-5292.67: 1081 ЛиАЗ-5292.70: 3 ЛиАЗ-5292.71: 345 |
Полная масса, т | 17,7–18,39 |
Снаряжённая масса, т | 9,95–11,25 |
Макс. скорость, км/ч | 65–85 |
Класс автобуса | низкопольный городской |
ЭКО стандарт | Евро-3 |
Мест для сидения | 20–32 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 105–112 |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
Низкопольность, % | 100% |
База, мм | 5 960 |
Количество дверей для пассажиров | 3 (2) |
Формула дверей | 2-2-2 (2-2-0) |
Модель двигателя | Caterpillar 3116 Cummins CGe 250 30 (газ.) MAN D0836LOH04 MAN D0836 LOh51 MAN D0836 LOH56 MAN D0836 LOH65 MAN Е0836 LOH01 (газовый) Scania DC09 91A ЯМЗ-536111 ЯМЗ-53633 ЯМЗ-53624 (газовый) |
Тип топлива | дизельное, CNG |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 29 |
Модель коробки передач | Voith Diwa D 851.3E ZF Ecomat 6 HP 504 C ZF EcoLife 6 AP 1200 B ZF EcoLife 6 AP 1400 B Voith Diwa D 864 |
Медиафайлы на Викискладе |
ЛиАЗ-5292 — российский городской низкопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. Первый полностью низкопольный автобус российского производства. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Серийно выпускается с 2004 года. По состоянию на ноябрь 2019 года выпущено не менее 8180 экземпляров, из которых не менее 4720 (59 %) были поставлены с завода в Москву, не менее 1330 (17 %) — в Московскую область, не менее 460 (6%) — в Санкт-Петербург, не менее 200 (~2%) — в Нижний Новгород, не менее 185 (~2%) — в Тюмень, не менее 165 (~2%) — в Волгоград
5292.00[править | править код]
Автобус ЛиАЗ-5292.00 на остановке «Микрорайон Заря», Курск (2009)Первый экземпляр ЛиАЗ-5292.00 был построен и продемонстрирован широкой публике на Московском автосалоне в 2003 году[2][3][4]. Автобус на тот момент имел силовой агрегат, идентичный ЛиАЗ-5256.25 — Caterpillar 3116, расположенный поперечно, и автоматическую трёхступенчатую коробку передач фирмы Voith модели Diwa D 851.3E. Он был оснащён портальными («низкопольными») мостами Rába и рулевым механизмом Csepel A-500.73-3520-00. Модель была запущена в серийное производство и стала поступать в мелком количестве в автобусные парки № 3, 7, 10 и 12 Москвы, а также в Курск, Воронеж, Иваново и другие города. Однако, автобусы были ещё «сырыми» и малопригодными к эксплуатации. ЛиАЗ-5292.00 производился с 2004 по 2006 год. В Москве автобусы данной серии были списаны в 2014—2016 годах по причине низкой надежности и износа ресурса кузова.
5292.20 (52922)[править | править код]
Автобус ЛиАЗ-52922 с двигателем MAN в экспозиции компании «Русские Автобусы» на Московском мотор-шоу 2007 годаЛиАЗ-5292.20 был впервые продемонстрирован на Московском мотор-шоу 2007 года. Модификация была создана с помощью немецкой компании IVM Automotive с учётом требований ГУП «Мосгортранс». Автобусы этой модификации комплектуются двигателями MAN D0836 LOh51 (Евро-3), расположенным продольно, ведущими портальными («низкопольными») мостами ZF типа AV-132/87, передними портальными мостами ZF RL-85A и АКПП ZF 6 HP 504C типа Ecomat[5]. С 2008 года салоны ЛиАЗов для Москвы собирались на заводе Тушино-Авто. С середины 2011 года ЛиАЗ-5292.20 выпускается только для регионов России. С 2015 года в Москве начались списания самых первых автобусов данной модификации из-за износа оборудования и неисправностей двигателей, с 2016 года — автобусов 2008 года выпуска, с 2017 года — автобусы 2009—2010 годов выпуска. Некоторые автобусы, преодолевшие определённые пробеги и находившиеся в исправном состоянии, были переданы для дальнейшей эксплуатации в другие города России (например, Березники, Тамбов, Хабаровск). По состоянию на ноябрь 2019 года в Москве осталось 45/16 единиц ПС, в филиале «Центральный» и в ЗелАКе, модификация навсегда уходит в историю, ибо все автобусы в обоих филиалах навсегда отстранены от эксплуатации и ждут порезки.
5292.21 (529221)[править | править код]
ЛиАЗ-5292.21 в Москве (2011) Салон автобуса ЛиАЗ-5292.21Дальнейшее развитие ЛиАЗ-5292.20. Основным отличием от предшественника является двигатель MAN D0836 LOH56, отвечающий экологическим нормам Евро-4.[6] Другими отличиями являются другая приборная панель, аналогичная московским ЛиАЗ-6213.20 2010 года выпуска и новый потолок салона, разработанный фирмой КОРА, а также схема окраски экстерьера, аналогичная ЛиАЗ-6213.20 поставки конца 2010 года. Машины, закупаемые ГУП «Мосгортранс», также оснащены точечной головной оптикой фирмы Hella и системой кондиционирования воздуха (на первых экземплярах марки Spheros, затем — Konvekta) в пассажирском салоне и кабине водителя (в автобусах, поставляемых в регионы России, кондиционер и принудительная вентиляция отсутствует). С лета 2011 года машины данной модификации массово поставлялись в автобусные парки Москвы, а с середины 2012 года – и в регионы России.
С конца 2018 года часть автобусов данной модификации выводится из эксплуатации вследствие сложности обслуживания и износа.
Начиная с 2020 года и позднее начнутся массовые списания данных автобусов, сначала автобусов 2011 года выпуска и затем автобусов 2012 года выпуска.
5292.22 (529222)[править | править код]
Опытный автобус ЛиАЗ-5292.22 в экспозиции компании «Русские Автобусы» на выставке Комтранс-2011Модификация с двигателем MAN D0836 LOH65, отвечающим нормам Евро-5.[6] Первый экземпляр данного типа был показан на выставке «Комтранс-2011» в сентябре 2011 года и затем отправлен на доработку. Уже в раскраске САС[7] первый ЛиАЗ-5292.22 был отправлен в 14-й автобусный парк (14449). Отличается новой панелью приборов, новым интерьером кабины водителя, обновлённой водительской перегородкой, и пластиковыми подиумами и кожухами колесных арок разработки фирмы КОРА.
Модификация была запущена в серийное производство в ноябре 2011 года. Первые серийные автобусы имели стандартную заводскую эмблему[8] и салон, идентичный автобусам модификации ЛиАЗ-5292.21. Более поздние автобусы имеют обновлённую заводскую эмблему[9] и модернизированный салон с пластиковыми подиумами разработки фирмы КОРА[10]. Автобусы, выпускаемые с лета 2012 года, имеют салон с поручнями жёлтого цвета, цельное лобовое стекло, обрамление лобового маршрутоуказателя чёрного цвета, светодиодное освещение салона и изменённую корму — стало больше прорезей для вентиляции двигателя, также поменялся кондиционер марки Konvekta — он стал мощнее. На нескольких первых новых «чернолобых» автобусах установлены кондиционеры Konvekta старого образца. Более новые автобусы ЛиАЗ-5292.22 комплектуются сиденьями Pilot и стеклянными заглушками в нижней половине поручней.
В конце 2013 года был начат выпуск обновлённой версии автобуса 5292.22 с передней и задней масками, аналогичными автобусу ЛиАЗ-5292.30 и цельностеклянными дверями. В декабре 2013 года серия из 25 рестайлинговых автобусов ЛиАЗ-5292.22 поступила в 10-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс». В 2014 году аналогичные автобусы начали поступать в филиалы ГУП МО «Мострансавто».
Начиная с конца 2017 года на заводе ЛиАЗ в следствии массового полного выхода из строя двигателей на данной модификации автобусов, на заводе ЛиАЗ автобусы модификации ЛиАЗ-5292.22 проходят замену двигателя с MAN D0836 LOH65, на ЯМЗ-53633, идентичному автобусам модификации 5292.65. Одним из первых замену двигателя прошёл автобус с бортовым номером 161115, ныне 011552[11].
Начиная с 2021 года и позднее начнется массовое списание автобусов 2011-13 годов выпуска.
5292.22-01[править | править код]
Учебная кабина.Модификация автобуса с учебной кабиной и вентиляционными люками, аналогичными применяемым на автобусах МАЗ. Остальное совпадает с ЛиАЗ-5292.22. В Филиале «Юго-Западный» ГУП Мосгортранс (Очаковская площадка, бывш. 14-й АП Москвы) эксплуатируется один опытный автобус данной модификации с прислонно-сдвижными средними и задними дверями (011100; бывш. 14309)[12].
5292.22-02[13][править | править код]
Пригородная версия ЛиАЗ-5292.22. Данная модификация не имеет задней двери, а количество посадочных мест доведено до 32 штук. Первые пятьдесят автобусов поступили в МУП «Сочиавтотранс» в январе 2014 года.
5292.22-77[править | править код]
Усовершенствованная версия модели ЛиАЗ-5292.22 с увеличением прохода в хвостовой части автобуса и добавлением дополнительного третьего сидения перед шахтой двигателя, увеличенная шахта двигателя и новая оптика передка и задка автобуса. Партия из данных автобусов массово закупается ГУП «Мосгортранс» начиная с осени 2015 года. Начиная с января-февраля 2016 года поступают автобусы с новыми сиденьями и кондиционерами марки Spheros, модификация которой была установлена на первые автобусы ЛиАЗ-5292.21, а также кондиционерами марки Konvekta, установленные на последние автобусы ЛиАЗ-5292.22. Первую партию автобусов данной модификации получили филиалы «Северо-Восточный» и «Южный», мелкие партии получили филиалы «Восточный» и «Юго-Западный». Большинство автобусов модификации ЛиАЗ-5292.22 из всех филиалов ГУП «Мосгортранс» были переданы в филиал «Северо-Восточный». Летом 2018 года двумя партиями было поставлено 50 автобусов в Худжанд.
5292.30[править | править код]
Опытный автобус ЛиАЗ-5292.30 в экспозиции компании «Русские Автобусы» на выставке «Мир автобусов 2013»Модификация с двигателем Scania DC09 91A, отвечающим нормам Евро-4.[14] Первый экземпляр с полностью обновлённым дизайном был показан на выставке «Мир автобусов 2013». На выставке Комтранс-2013 был показан серийный вариант автобуса данной модификации. Первые тридцать автобусов поступили в Сочинский филиал ГУП Пассажиравтотранс в конце 2013 года. Автобусы данной модификации были задействованы в транспортном обслуживании Зимних Олимпийских игр 2014.
5292.56[править | править код]
Модификация автобусов с двигателями Cummins, отвечающие нормам Euro-6 (первые дизельные двигатели, отвечающее столь высоким стандартам). К концу 2017 года выпущено 27 автобусов данной модификации, все они работают в Белграде (Сербия). Комплектуются кондиционерами Konvekta, которые намного мощнее своих предшественников.
5292.60[править | править код]
Модификация с двигателем ЯМЗ-536111, отвечающим нормам Евро-4 и АКПП ZF EcoLife 6AP1400B. Первые автобусы этой модификации начали поступать в Санкт-Петербург в ноябре 2013 года. В 2014 году автобусы данной модификации массово поставлены ГУП МО «Мострансавто». С 31 декабря 2014 автобусы этой модификации начали поступать в МУП МТК «Ростовпассажиртранс» города Ростов-на-Дону.
В июле 2014 года в Нижний Новгород поступил один автобус на испытания. В 2017 году партия из 75 автобусов поставлена в Алма-Ату (Казахстан).
С начала 2018 года, автобусы данной модификации не выпускаются, так как минимальный экологический стандарт выпускаемых для РФ транспортных средств не может быть ниже Euro-5[15].
5292.60-60[править | править код]
Укороченная до 10,5 метров версия ЛиАЗ-5292.60. Существует как в городском (три двери, 22 сидячих места), так и в пригородном (две двери, 26 сидячих мест) вариантах. Данные модификации были разработаны по заказу ГУП МО Мострансавто и их поставка в количестве 122 единиц была летом 2014 года. Особенности проектирования укороченного варианта ЛиАЗ-5292 послужила базовой основой для создания в будущем совершенно нового автобуса средней вместимости — ЛиАЗ-4292.
Автобусы модификации ЛиАЗ-5292.60, поступившие в город Ростов-на-Дону.5292.65[править | править код]
Модификация с двигателем ЯМЗ-53633, отвечающий нормам Euro-5. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1400B. Автобус данной модификации выпускается в нескольких вариантах — двухдверный полунизкопольник, имеющий 33 сидячих места, задний мост высокопольный Raba—718, идентичный автобусам моделей ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293, предназначенный для пригородных перевозок, а также стандартный полностью низкопольный автобус, идентичный остальным автобусам семейства ЛиАЗ-5292 с задней шахтой и стандартные немного укороченные автобусы. В полностью низкопольных автобусах с коробкой передач ZF устанавливаются стандартные портальные мосты типа ZF, а в автобусах с коробкой передач Voith устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно — ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P[16]. Первый опытный автобус данной модификации в полунизкопольном исполнении выпущен в сентябре 2015 года, серийное производство стартовало в апреле 2016 года (только производство полностью низкопольных автобусов). Первая партия серийных автобусов поступила в ООО «Трансавтолиз» (дочернее предприятие Автолайна), которое занимается обслуживанием городских перевозок на микроавтобусных маршрутах и автобусных маршрутах, переданных из ГУП «Мосгортранс». С мая 2016 года, автобусы данной модификации начали эксплуатацию на маршрутах Москвы. На сегодняшний момент автобусы данной модификации эксплуатируют ООО «20-й таксомоторный парк» (дочернее подразделение ООО «Питеравто»), ООО «Трансавтолиз» (дочернее подразделение ОАО «Автолайн») и ООО «ГЕПАРТ».
В 2018 году выпущена обновлённая версия модификации ЛиАЗ-5292.65 для расширения автобусной сети, работающих по программе «Новой модели транспортного обслуживания Москвы». Светотехника и внешний вид автобуса идентичны автобусам 2016 года выпуска, исключение составляют лишь электронные маршрутоуказатели, получившие светло-зелёный, оранжевый и красный цвета. Изменения коснулись и салона автобуса — в дополнение к обычным табло установлены мониторы, три сидения перед шахтой двигателя и новая перегородка кабины водителя, унаследованная от модели ЛиАЗ-5292.22 и более поздних её модификаций. Сидения в автобусе идентичны установленным в автобусах модификации ЛиАЗ-5292.65-77.
В начале сентября 2018 года первая партия автобусов данной модификации в количестве 6 штук поступила в Кемеровскую область, в октябре-ноябре — в количестве 18 штук в Красноярск. Автобусы для Красноярска изначально были закуплены для обслуживания Универсиады-2019, затем их передали городу.
Осенью 2018 года партия из 75 автобусов поставлена в Алма-Ату (Казахстан).
В августе 2019 года партия из 17 автобусов была закуплена для Владивостока[17][18].
ЛИАЗ-5292 площадь Киевского вокзала5292.65-77[19][править | править код]
Усовершенствованная версия модификации ЛиАЗ-5292 с увеличенным задком автобуса, огромной шахтой и добавлением третьего места у шахты двигателя. Модификация по внешнему виду схожа с ЛиАЗ-5292.22-77. От ЛиАЗ-5292.22-77 отличается двигателем марки ЯМЗ-53633, устанавливаемого взамен двигателя MAN, установкой кондиционера отечественного производства марки Август. Автобусы ЛиАЗ-5292.65-77 работают во всех автобусных парках и филиалах, за исключением филиала «Северо-Восточный».
11 мая 2017 года крупная партия данных автобусов поступила в Тюмень.
5292.65-79[20][править | править код]
В конце 2017 года в Москву поступила новая партия автобусов данной модификации, отличительной особенностью которых стала: установка двух мониторов в салоне автобуса, наличие трех USB-зарядок для смартфонов, установка новой приборной панели с электрорегулировкой рулевого колеса, нового бортового компьютера, наличие системы кругового видеообзора, отсутствие вентиляционных люков в потолке автобуса, установка дополнительного светового указателя. Маршрутный указатель приподнят вверх, внизу во время остановок высвечивается надпись: STOP и пассажир на лестнице, которая раньше гасла при отъезде от остановок (после перепрограммирования заменена на надпись «СПАСИБО»). Вследствие установки дополнительного указателя в области заднего стекла, установлен пластмассовый заменитель окна. Кроме этого, добавлены кнопки открытия дверей пассажирами так и снаружи, так и внутри автобуса. Кнопки включаются в работу по усмотрению водителя. В целях повышения удобства пассажиров было решено отказаться от установки трех сидений перед шахтой двигателя. Модификация 2018 года выпуска также претерпела ряд некоторых изменений — помимо вышеупомянутых изменений, теперь кондиционеры окрашиваются вместе с кузовом в голубой цвет.
5292.65-80[21][править | править код]
Данные автобусы оборудованы учебной кабиной, дизайн перегородки которой аналогичен обычной, но имеет несколько «сплющенный» облик вследствие расположения относительно оси кузова. Помимо этого, учебная кабина стала немного больше, чем на предыдущих учебный автобусах ЛиАЗ-5292.22-01. Вследствие установки кабины инструктора, пришлось изменить в салоне расположение некоторых сидений. Всё остальное совпадает с модификацией ЛиАЗ-5292.65-79. Автобусы данной модификации стартовали в серийное производство в конце 2017 года.
5292.67[править | править код]
Модификация с газовой версией дизельного двигателя ЯМЗ-53624-40. Устанавливается коробка передач Voith Diwa 864 или ZF 6AP-1200B. В автобусах с коробкой передач Voith, устанавливаются портальные мосты китайского производства, а именно — ведущие портальные мосты типа Hande Axle HDZ13P и передние мосты Hande Axle HDZ75P[16]. Первоначально планировалось автобусу присвоить индекс ЛиАЗ-5292.90, но в последние месяцы индекс был перенумерован. К декабрю 2019 года выпущено уже более 675 автобусов данной модификации, 164 из которых эксплуатируются в Волгограде, 100 автобусов поставлено в Нижний Новгород, 33 автобуса работают в Челябинске, 25 автобусов поступили в Ижевск в середине июня 2017 года, 10 автобусов поставлено в Тюмень. Три машины начали эксплуатироваться в Саранске. Один тестировался в Москве с марта 2017 года в 11-м автобусном парке ГУП «Мосгортранс», и затем был поставлен на баланс парка. В течение 2017 года испытания прошли в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге (экземпляр, который на данный момент работает в Москве), Казани, Липецке и Пензе. За время испытаний были выявлены недостатки, главные из которых относятся к новому на тот момент двигателю ЯМЗ: повышенный уровень шума при разгоне и возможность замены свечей только при снятии клапанной крышки.
5292.67-79[править | править код]
Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.67 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Серийный выпуск планировалось начать в 2018—2019 годах, но из-за низкой надёжности двигателя ЯМЗ53624-10 и его высокой трудоёмкости технического обслуживания, в ГУП «Мосгортранс» было решено закупать автобусы модификации ЛиАЗ-5292.71-79. Однако с конца 2017 года, автобусы данной модификации эксплуатируются в Тюмени.
5292.70 (52927)[править | править код]
Газовая модификация автобуса ЛиАЗ-5292.00. Вместо двигателя Caterpillar 3116 установлен двигатель Cummins CGe 250 30. Всего было выпущено два автобуса данной модификации, и один выставочный автобус ЛиАЗ-5292.20 в 2010 году был переоборудован на заводе в данную модификацию[22]. Один автобус ЛиАЗ-52927 эксплуатировался в филиале 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» с 2006 года, списан в 2015 году из-за низкой надежности, износа оборудования, экономической нецелесообразности замены и доработки газового оборудования после приостановки эксплуатации газовых автобусов в Москве в 2013 году. Автобус имел поперечное расположение двигателя Cummins CGe250 и автоматическую коробку передач Voith с угловым редуктором. Из-за неудачного расположения радиатора системы охлаждения двигатель начинал греться, как только скорость автобуса превышала 30 км/час. Автобус эксплуатировался только в зимнее время года и был списан с пробегом менее 200 тыс. км.
5292.71 (52927 EEV)[править | править код]
ЛиАЗ-5292.71 в ПермиМодификация с газовым двигателем MAN E0836 LOH01, отвечающим нормам EEV (Евро-5+) и автоматической трансмиссией нового поколения ZF EcoLife 6 AP 1200B[23]. Первый экземпляр данной модификации был впервые показан на выставке Busworld-2010 в июле 2010 года. На нём были продемонстрированы новый салон и новый дизайн передней маски кузова для автобусов семейства ЛиАЗ-5292. В 2012 году ЛиАЗ-5292.71 был запущен в серийное производство. Первые 40 автобусов этой модели поступили в филиал 11-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» без кондиционеров, однако потом были возвращены на завод для доработки. На автобусы был установлен кондиционер Konvekta нового образца, а газовые баллоны смещены вперёд. Следующая партия автобусов в количестве 10 единиц поступила с кондиционерами. С апреля 2012 года автобусы этой модификации оснащаются кондиционерами. После разрыва газового баллона типа КПГ/CNG-2 09.05.2013 года все газовые автобусы Москвы были временно отстранены от эксплуатации. В 2014 году после замены производителем автобусов баллонов типа КПГ/CNG-2 на баллоны КПГ/CNG-3 и устранения конструктивных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, эксплуатация данной модели автобуса в Москве было поэтапно полностью восстановлена. Пятнадцать автобусов данной модификации работают в Челябинске, тридцать шесть в Санкт-Петербурге и двадцать девять автобусов — в Химках. В декабре 2015 года партия из 40 экземпляров данного типа автобусов прибыла в Симферополь. В конце 2017 года 10 автобусов поступили в Пермь.
5292.71-79[24][25][править | править код]
Рестайлинговая версия модификации ЛиАЗ-5292.71 для Москвы с увеличенной шахтой двигателя в новом кузове. Серийный выпуск данных автобусов стартовал в 2019 году, и уже в марте-апреле 2019 года они стали поступать и выходить на линию на эксплуатационной площадке «Левобережная улица» филиала ЗелАК.
5292.71-80[править | править код]
Модификация автобуса на базе ЛиАЗ-5292.71-79 с учебной кабиной инструктора, выпускаемой для Москвы, эксплуатационной площадки «Левобережная улица» филиала ЗелАК.
В сентябре 2009 года на московской выставке «Интеравто-2009» была представлена гибридная версия автобуса ЛиАЗ-5292 — ЛиАЗ-5292Х.[26][27][28].
В данной модели используется последовательная схема гибридной силовой установки: двигатель внутреннего сгорания используется только как мотор-генератор для выработки электроэнергии и заряда накопителя, а двигает транспортное средство электромотор, непосредственно связанный с трансмиссией. В автобусе установлен асинхронный тяговый двигатель ТАД 225-380 мощностью 132,5 кВт и максимальной кратковременной мощностью 250 кВт. В качестве ДВС установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель Cummins ISBe4+ 185 мощностью 185 л.с., соответствующий экостандарту Евро-4, работающий вкупе с асинхронным мотор-генератором ТАГ 225-280 такой же мощности. На крыше установлено 12 суперконденсаторов суммарной ёмкостью 21 Ф[29][30]. Планировалось, что после завершения испытаний первая опытно-промышленная партия будет выпущена в 2009 году, однако автобус так и не был запущен в производство.
Автобус ЛиАЗ-6274 в период обкатки, Москва (2015)В июне 2012 года на выставке «Busworld Russia — 2012» был представлен опытный электробус ЛиАЗ-6274. Автобус оснащён литий-ионными батареями производства компании «Лиотех». Расчётный максимальный запас хода составляет 200 км.[31][32] Данный электробус был передан ФАТПу на испытания, и ему был присвоен номер 08106. К большому сожалению, данный электробус очень быстро вышел из строя, испытания электробуса с пассажирами так и не состоялись и электробус вернулся на завод. Неудачные испытания модели поставила под вопрос запуск электробусов ЛиАЗ-6274 в серийное производство, однако взамен этого него был выпущен усовершенствованный электробус ЛиАЗ-6274, на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 и присвоен бортовой номер 08729. Данный электробус успешно прошёл двойные испытания, как при двухмесячной обкатке, так и с пассажирами на маршруте № м2 и затем вернулся на завод, и с него отправился на постоянную работу в Тюмень. Серийное производство электробусов на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 должно было начаться в декабре 2017 года[33]. В феврале 2018 года был представлен улучшенный вариант электробуса с ультрабыстрой зарядкой. За счет удаления шахты двигателя, а также размещения полноценного заднего окна и дополнительных сидячих мест электробус получил горб на крыше, в который переместились электрооборудование и аккумуляторы. Данный вариант электробуса успешно прошел тендер и в июне 2018 года начато его серийное производство, однако его дизайн был изменён и получил оптику схожую с КамАЗ-6282. Наравне с КамАЗ-6282 данная модель электробуса поступила в филиал Северо-Восточный ГУП «Мосгортранс» для замены части подвижного состава на некоторых троллейбусных и автобусных маршрутах, определенных в конкурсе.
Технические характеристики[6][14][34] | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2х 1325 + 1х 1225 |
Ресурс кузова, лет | 10-12 |
Общее число мест | 105-112 |
Число мест для сидения | 20-30 |
Радиус разворота, м | 11,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 65-85 |
Расход топлива, л/100 км | 45 |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 880 / 3 140 (газовый) |
База, мм | 5 960 |
Полная масса, кг | 17 700 — 18 390 |
Высота потолка в салоне | 2200…2280 |
Вентиляция | Естественная через потолочные люки и форточки; принудительная, система кондиционирования воздуха (опции) |
Система отопления | Радиаторного типа |
Задний мост | ZF-AV132/87/6,5, портальный с центральным коническим редуктором |
Комплектуется двигателями | Caterpillar 3116, Cummins CGe 250 30 (газовый), MAN D0836 LOH04, MAN D0836 LOh51, MAN D0836 LOH56, MAN D0836 LOH65, MAN Е0836 LOH01 (газовый), Scania DC09 91A, ЯМЗ-536111, ЯМЗ-53624 (газовый), ЯМЗ-53633 |
- На моделях ЛиАЗ-5292.21 из-за недостаточной термоизоляции моторного отсека и плохого распределения воздуха, поступающего через кондиционер (или через узкие форточки), в задней части салона в жаркое время года создаются условия, весьма далёкие от комфортных.
- Пластиковые колесные арки легко разбиваются о снег.
- Светоотражающие наклейки на полу при дверях быстро отрываются.
- В некоторых версиях отделка салона сделана из легко впитывающего грязь материала, в результате панели тяжело отмываются.
- Обслуживание автобуса очень затратное. Запчасти на порядок дороже других моделей[35].
- В задней части проход настолько узкий, что в часы пик порой бывает невозможно сесть в автобус из-за забивания его до отказа, либо проход к свободным местам в задней части автобуса возможен лишь через толпу, стоящую в передней части автобуса.
ЛиАЗ-6274 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2019; проверки требуют 47 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 февраля 2019; проверки требуют 47 правок.ЛиАЗ-6274 | |
---|---|
Электробус ЛиАЗ-6274.00 в Москве | |
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Проект, г | 2012 |
Выпускался, гг | 2012, 2016, 2018—2019 |
Экземпляры | 105 |
Снаряжённая масса, т | 18 |
Макс. скорость, км/ч | 70 |
Мест для сидения | 25 |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) | 85 |
Полная вместимость (8 чел/м²) | 110 |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 3 140 / 3 300 |
Низкопольность, % | 100% |
Количество дверей для пассажиров | 3 |
Формула дверей | 2-2-2 |
Тип задней подвески | зависимая, пневматическая |
Тип передней подвески | независимая, пневматическая с системой электронного управления и функцией наклона кузова |
Медиафайлы на Викискладе |
ЛиАЗ-6274 — российский городской низкопольный электробус большого класса производства Ликинского автобусного завода[1]. Первый полностью низкопольный электробус российского производства. Разработан на базе модели низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292, серийно выпускаемого с 2004 года. Предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. По состоянию на декабрь 2019 года, выпущено 103 экземпляра, 100 из которых эксплуатируется в Москве, 1 в Тюмени, еще 2 готовятся к отправке во Владивосток. Серийное производство начато в сентябре 2018 года.
Опытный ЛиАЗ-6274 образца 2012 года.
Опытный ЛиАЗ-6274 образца 2016 года.
Опытные экземпляры электробуса выпущены в разновидности с ONC-зарядкой (ночная медленная зарядка в парке). Серийная модель выпускается в разновидности с OC-зарядкой (ультрабыстрая зарядка от зарядной станции).
6274.00 (ONC)[править | править код]
Построен на базе автобуса модификации ЛиАЗ-5292.22 в июне 2012 года. Оснащён литий-ионными батареями производства компании «Лиотех». Расчётный максимальный запас хода составляет 200 км.[2][3] Данный электробус был передан ФАТПу на испытания, и ему был присвоен номер 08106. Электробус очень быстро вышел из строя, испытания электробуса с пассажирами так и не состоялись и электробус вернулся на завод. Неудачные испытания модели поставили под вопрос запуск электробусов ЛиАЗ-6274 в серийное производство.
Второй экземпляр был создан в базе опытного экземпляра автобуса модификации ЛиАЗ-5292.30. Усовершенствованный вариант первой модели электробуса с литий-титанатными батареями по всей плоскости крыши. Испытывался в филиале Центральный ГУП «Мосгортранс» с декабря 2016 по октябрь 2017 года. Данный экземпляр электробуса успешно прошёл двойные испытания как при двухмесячной обкатке, так и с пассажирами на маршруте м2, и затем вернулся на завод. После уже третий по счету экземпляр отправился на постоянную работу в Тюмень, однако в конце 2018 года были выявлены проблемы с аккумулятором и он был возвращён на завод[4]. В марте 2019 года вернулся в Тюмень с обновленной оптикой (аналогичной серийной модели электробуса в OC-исполнении) и обновленными створками дверей с кнопками.
Серийное производство электробусов на базе автобуса ЛиАЗ-5292.22 должно было начаться в декабре 2017 года[5], однако от этих планов завод позднее отказался.
6274.00 (OC)[править | править код]
В феврале 2018 года построен второй экземпляр на базе автобуса рестайлинговой модификации ЛиАЗ-5292.65-77. Отличается установкой зарядки ультрабыстрого типа и меньшим количеством размещаемых на крыше батарей. Первоначальный опытный экземпляр использовал тот же метод зарядки, что и электробус в ONC-исполнении (зарядка пистолетного типа). За счет удаления шахты двигателя, а также размещения полноценного заднего окна и дополнительных сидячих мест электробус получил горб на крыше, в который переместилось прочее электрооборудование. Данный вариант электробуса успешно прошел тендер, однако в ходе опытной эксплуатации без пассажиров на 73 маршруте первый вариант электробуса с пистолетной зарядкой провалил испытания. В сентябре 2018 года электробус вернулся на завод, а в ноябре того же года прошел модернизацию в электробус с динамической подзарядкой.
В сентябре 2018 года начат серийный выпуск электробуса с зарядкой от пантографа. До конца 2018 года планировалась поставка 100 электробусов в филиалы Северо-Восточный и Центральный ГУП «Мосгортранс» для замены подвижного состава на некоторых троллейбусных и автобусных маршрутов, определённых в конкурсе. По состоянию на апреля 2019 года, поставка электробусов с ультрабыстрой зарядкой осуществлялась с нарушением запланированных сроков, но за три месяца завод нарастил обороты производства. Всего в Москву поставлено 100 электробусов в данном исполнении. Дальнейший выпуск не планируется в связи с отсутствием заказов.
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 |
Ширина дверей, мм | 2х 1325 + 1х 1225 |
Ресурс кузова, лет | 10-12 |
Общее число мест | 105-112 |
Число мест для сидения | 25 |
Радиус разворота, м | 11,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Расход электроэнергии, кВт/ч | 23/100 км |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Длина, мм | 11 990 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 3 140 (ONC) / 3 300 (OC) |
База, мм | 5 960 |
Полная масса, кг | 20 000 |
Высота потолка в салоне | 2200…2280 |
Вентиляция | Естественная через форточки; принудительная, система кондиционирования воздуха (опции) |
Система отопления | Радиаторного типа |
Задний мост | Портальный |
Комплектуется электродвигателями | ZF AVE13 |
Дополнительные данные[6][7]:
Узел (агрегат) | Краткие характеристики |
Двигатели электропортального моста | Трехфазные, асинхронные, 2 по 75 кВт. |
Тяговый инвертор | Трехфазный полумостовой IGBT-преобразователь с функцией рекуперации (при электродинамическом торможении позволяет вернуть в аккумулятор до 30 % энергии, потраченной на разгоне) |
Накопители энергии | Литий-титанатные аккумуляторы «Microvast» |
Зарядное устройство | Трехфазное 380В, 10 кВт |
Тормозная система | Комбинированная система электродинамического торможения c тяговым двигателем и пневматический привод с разделением на контуры по осям |
Привод насоса гидроусилителя | Электрический трехфазный 380В |
Главный выключатель (АВДУ) | Двухполюсный, дистанционный, с дополнительным входом управления от внешних датчиков в случае возникновения аварийных ситуаций |
Прибор контроля изоляции | Отображает актуальное сопротивление изоляции. Предусмотрен режим самодиагностики прибора. |
Система отопления | Жидкостная, с дизельным подогревателем и электрическая вспомогательная. |
Основные параметры и размеры | |
Габаритные размеры (мм) | 12000 — 2500 — 3500 |
База (расстояние между передней осью и задним мостом, мм) | 5960 |
Максимальная техническая масса (кг) | 18200 |
Пассажировместимость (чел.) | 90 |
Уровень пола пассажирского салона (мм) | 360 |
Основные характеристики | |
Максимальная конструктивная скорость движения электробуса на горизонтальном участке (км в час) | 80 |
Максимальный запас хода электробуса на накопителях без подзарядки (км) | 80 |
Максимальный преодолеваемый подъём электробуса, % | 12 |
Расход электроэнергии на тягу при условной расчетной скорости 23 км/ч, на 100 км, кВт*ч | 25 |
Время полного заряда (От бортового зарядного устройства, часов) | 6,5 |
Время полного заряда (От ультрабыстрой зарядной станции, минут) | 15 |
ЛиАЗ-4292 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2018; проверки требуют 38 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 августа 2018; проверки требуют 38 правок.ЛиАЗ-4292 «Курсор» | |
---|---|
Завод-изготовитель | ЛиАЗ |
Выпускался, гг | с 2015 |
Экземпляры | не менее 1633[1] |
Класс автобуса | низкопольный городской пригородный |
Мест для сидения | 18-27 |
Полная вместимость (8 чел./м²) | 68-82 |
Длина, мм | 9 500 |
Низкопольность, % | 100% |
Количество дверей для пассажиров | 3 (2) |
Формула дверей | 1-2-1 (1-2-0) |
Модель двигателя | ЯМЗ-53403 |
Тип топлива | дизельное |
Мощность, л. с. | 210 л. с. |
Модель коробки передач | ZF — 6AP 1000 B Allison Т2100 |
Медиафайлы на Викискладе |
ЛиАЗ-4292 — российский городской низкопольный автобус среднего класса производства Ликинского автобусного завода. Предназначен для крупных городов на маршрутах со средним или умеренно-пониженным пассажиропотоком. Серийно выпускается с 2015 года, по состоянию на май 2019 года всего было выпущено предварительно 1633 экземпляров, из них не менее 1100 (68 %) эксплуатируются на территории Москвы и Московской области. На сайте Группы ГАЗ имеет собственное имя «Курсор»[2].
С 1994 по 2014 год ЛиАЗ не выпускал в свет ни одной модели автобуса среднего класса. Последней моделью такого класса автобуса был ЛиАЗ-677. Формальным предшественником новой модели автобуса стал ЛиАЗ-5292.60-60 (укороченная модификация до 10,5 метров).
Первые два опытных экземпляра автобуса ЛиАЗ-4292 были построены в мае и июне 2015 года и продемонстрированы на заводе ЛиАЗ, впоследствии два опытных автобуса отправились на испытания: № 1 сразу же после постройки — в а/к № 1417 Коломны (автобус возвращён обратно на завод) и № 3 спустя год после постройки в Филиал Юго-Западный (01283). Испытания первых двух автобусов в заводских условиях прошли успешно, и модель совместно с модификацией запущены в серийное производство.
Технические характеристики[2] | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 (2) |
Ширина дверей, мм | 2 (785) + 1 (1325) |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Общее число мест | 68-82 |
Число мест для сидения | 18-27+1 |
Максимальная скорость км/ч | 85 |
Радиус разворота, м | 8,9 |
Длина, мм | 9 500 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота, мм | 2 740 |
4292.60[править | править код]
Модификация с двигателем ЯМЗ-53403, отвечающим нормам Евро-5, установлена автоматическая шестиступенчатая коробка передач ZF Ecolife 6 AP 1000 B, или Allison T2100, портальный ведущий мост ZF AV-110/900/70, независимая передняя подвеска ZF RL-55, рулевое управление ZF Servocom 8095. На автобусах с коробкой переключения передач Allison устанавливаются мосты китайского производства Hande Axle. Автобусы выпускаются в городском и пригородном варианте. Городской вариант имеет 3 двери (1-2-1), 18-23 посадочных мест, полностью низкий пол. Пригородный вариант имеет 2 двери (1-2-0), 27 посадочных мест, и высокий уровень пола во второй части салона, отделенный от низкого уровня пола двумя ступеньками сразу за второй дверью. По желанию заказчика, в автобус устанавливается кондиционер марки «Август».[3][4] Все автобусы производятся с этой модификацией, больше никаких автобусов с другими модификациями не производятся.
ЛиАЗ-4292.60 (1-2-1) Мострансавто, Наро-Фоминск ЛиАЗ-4292.60 (1-2-0) в БрянскеЛиАЗ-5256 — Википедия
ЛиАЗ-5256 | |
---|---|
Завод-изготовитель | → → ЛиАЗ |
Выпускался, гг | 1986 — настоящее время |
Экземпляры | не менее 25 716 [1] |
Полная масса, т | 16,4 |
Макс. скорость, км/ч | 120 |
Класс автобуса | высокопольный, большой вместимости |
ЭКО стандарт | Евро-0—Евро-5 |
Мест для сидения | 23 / 44[2] |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 117 / 88 |
Длина, мм | 11 400 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 3 007 |
Количество дверей для пассажиров | 3 / 2 |
Формула дверей | 2—2—2 / 2—0—2/1-0-1 |
Тип топлива | дизельное, CNG |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 28-32 |
Тип коробки передач | механическая, автоматическая |
Медиафайлы на Викискладе |
ЛиАЗ-5256 — советский и российский высокопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода.
По состоянию на август 2019 года выпущено около 25700 таких автобусов. Они используются почти во всех регионах России и в некоторых городах ближнего и дальнего зарубежья, являясь наиболее многочисленным автобусом большого класса постсоветского пространства.
Выпускается в следующих вариантах:
- Городской
- Пригородный/междугородный
- Для перевозки детей
- Специальный (инвалидный)
На базе этого автобуса разработаны многие автобусы и троллейбусы других заводов: Волжанин-5270, ЯАЗ-5267, Неман-5201, МТРЗ-5279, ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ-5280) и другие.
В середине 1970-х годов Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения) начал работы по созданию нового автобуса ЛиАЗ, который изначально разрабатывался как часть нового унифицированного семейства автобусов (в состав которого входили средний городской автобус ЛАЗ-4202, пригородный автобус ЛАЗ-42021, большие городские автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5256М и туристские ЛАЗ-5255)[3].
Разработка началась в конце 1970-х в КБ ЛиАЗ совместно с ВКЭИА (Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения) во Львове. Первый и второй прототипы были построены в 1979 году, с 1980 по 1985 годы было выпущено ещё несколько опытно-промышленных партий автобусов, некоторые из которых испытывались на автобусных маршрутах в Москве в начале 80-х. Серийно выпускается с 1986 года.
Машина разрабатывалась с применением крупносекционной схемы, с общими штампованными элементами боковин, крыши и другими узлами. В рамках этой же системы разрабатывался и городской автобус Ikarus-412/415 на смену 200-серии, кузова ЛиАЗ-5256 и Ikarus-412 ранних выпусков практически идентичны. В начале 1990-х годов был представлен опытный автобус КамАЗ-5262 в аналогичном кузове. Модель разрабатывалась под установку как горизонтального (Raba-MAN), так и V-образного дизельного двигателя (КамАЗ-740), коробка передач — автоматическая гидромеханическая.
В 1982 году первые опытные экземпляры ЛиАЗ-5256 вышли на испытания на городские маршруты Москвы, Ленинграда, Ташкента и Якутска[4].
Начало массового производства модели пришлось на 1989 год, автобус долгое время выпускался параллельно с ЛиАЗ-677, причём автобусные парки неохотно брали новую ненадёжную машину. В связи со сложностями в освоении новой автоматической коробки передач львовского производства автобус оснащался механической КПП КамАЗ, мало подходившей для интенсивной работы на городских маршрутах.
В 1991 году ВКЭИ завершил проектирование пригородной модификации ЛиАЗ-5256 с механической коробкой передач и изменённой тормозной системой (в ходе проектирования проходившей под индексом 52565, но производившейся под наименованием ЛиАЗ-52565)[5].
В 1992 году были выпущены 409 автобусов ЛиАЗ-5256, в 1993 году — 350 (несмотря на освоение сборки автобусов на других предприятиях и создание новых модификаций, пожар на заводе двигателей КамАЗ 14 апреля 1993 года стал причиной сокращения объёмов производства)[6].
Неудачный старт модели, пришедшийся на начало сложных для экономики страны 1990-х годов. К 1996 году производство на ЛиАЗе было прекращено.
Тем не менее, заложенный в машине потенциал удалось раскрыть после модернизации производства, доработки слабых агрегатов, установки двигателей Caterpillar, Cummins, ЯМЗ и автоматических коробок передач Voith, введения в эксплуатацию на заводе линии антикоррозионной обработки и окраски кузовов, состоящей из 8 ванн катафорезного грунтования, 12 окрасочных, 10 сушильных камер, позволившей обеспечить срок службы кузовов до 12 лет. В результате ЛиАЗ-5256, даже несмотря на появление многочисленных конкурентов (Волжанин, НефАЗ, РоАЗ, МАРЗ), стал самым популярным и востребованным городским автобусом большого класса на рынке.
Автобусы ЛиАЗ-5256 различных модификаций по-прежнему можно встретить в ряде городов и сёл Российской Федерации. В 2003 году был проведён рестайлинг модели — появились пластиковые накладки спереди и сзади. Однако, вскоре от этого рестайлинга отказались, и некоторое время автобус выпускался в первоначальном виде. В 2005 году модель прошла второй рестайлинг[7], в результате чего передняя часть стала идентична модели ЛиАЗ-5293 и продолжает выпускаться наряду с более новыми моделями. В декабре 2017 года городская версия автобуса ЛиАЗ-5256 была снята с производства[8].
Модификации, производящиеся в настоящее время[править | править код]
- ЛиАЗ-5256.62 — междугородный, с двигателем ЯМЗ-53621-42 мощностью 245 л. с., или ЯМЗ-53601-42 мощностью 310 л. с., Евро-5;[9]
- ЛиАЗ-5256.65 — пригородный, с двигателем ЯМЗ-53621 мощностью 245 л. с., или ЯМЗ-53633 мощностью 275 л. с., Евро-5;[10]
- ЛиАЗ-5256.67 — пригородный, с газовым двигателем ЯМЗ-53624 мощностью 285 л. с., Евро-5.
- ЛиАЗ-5293 — дальнейшее развитие модели, полунизкопольный, более дешёвый аналог ЛиАЗа-5292. Многие технические решения ЛиАЗа-5293 позже стали применяться на ЛиАЗе-5256. В зависимости от модификации, степень унификации с ЛиАЗом-5256 различна.
Модификации, снятые с производства[править | править код]
Модификация | Двигатель | Пригород | Эко- стандарт | Годы произв. | Внешние признаки |
---|---|---|---|---|---|
ЛиАЗ-5256.00 | КамАЗ-740.10 / RABA-MAN | .00-11 | Евро-0 | 1989—2002 | Горизонтальное расположение задних огней (до 1998 года). |
ЛиАЗ-5256.13 | MAN D0836 LOh50 / MAN D0836 LOh51 | Евро-3 | 2010 | Междугородный | |
ЛиАЗ-52562R | Caterpillar-3116 | Евро-2 | 2000—2004 | Междугородный | |
ЛиАЗ-5256.23 | Caterpillar-3116 | Евро-2 | 2004—2007 | Междугородный | |
ЛиАЗ-5256.23-01 | Caterpillar-3126E | Евро-3 | 2006—2010 | Междугородный | |
ЛиАЗ-5256.25 | Caterpillar-3116 | .25-11 | Евро-2 | 1996—2007 | Горизонтальное расположение задних огней (до 1998 года). |
ЛиАЗ-5256.26 | Caterpillar-3126E | .26-01 .26-20 | Евро-3 | 2005—2010 | |
ЛиАЗ-52563R | ЯМЗ-236НЕ2 | Евро-1 | 2003—2004 | Междугородный; Выхлопная труба расположена справа | |
ЛиАЗ-5256.30 | ЯМЗ-236НЕ2 | .30-01 | Евро-1 | 2001—2005 | Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа |
ЛиАЗ-5256.33 | ЯМЗ-236НЕ2 | Евро-1 | 2004—2007 | Междугородный; Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа | |
ЛиАЗ-5256.33-01 | ЯМЗ-236НЕ2-22 | Евро-2 | 2005—2010 | Междугородный; Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа | |
ЛиАЗ-5256.34 | ЯМЗ-6563.10 | Евро-3 | 2008—2012 | Междугородный; Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа | |
ЛиАЗ-5256.35 | ЯМЗ-236НЕ2-22 | .35-01 | Евро-2 | 2005—2007 | Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа |
ЛиАЗ-5256.36 | ЯМЗ-6563.10 | .36-01 | Евро-3 | 2008—2012 | Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа |
ЛиАЗ-52564R | КамАЗ-740.11-240 | Евро-1 | 2003 | Междугородный | |
ЛиАЗ-5256.40 | КамАЗ-740.11-240 | .40-01 | Евро-1 | 2001—2005 | |
ЛиАЗ-5256.43 | КамАЗ-740.11-240 | Евро-1 | 2004 | Междугородный | |
ЛиАЗ-5256.45 | КамАЗ-740.31-240 | .45-01 | Евро-2 | 2005—2007 | |
ЛиАЗ-5256.46 | КамАЗ-740.65-240 | .46-01 | Евро-3 | 2008—2009 | |
ЛиАЗ-5256.53 | Cummins-6ISBe245B | .53-01 | Евро-3 | 2008—2012 | |
ЛиАЗ 5256.54 | Cummins-6ISBе4245В | .54-01 | Евро-4 | 2013—2016 | |
ЛиАЗ-5256.55 | Cummins-C245.20 | .55-01 | Евро-2 | 2005—2007 | |
ЛиАЗ-5256.57 | Cummins-CGe-250-30 | .57-01 | Евро-4 | 2004-2015 | |
ЛиАЗ-5256.58 | Cummins-6ISBe 245B | Евро-3 | 2010—2012 | Междугородный | |
ЛиАЗ-5256.59 | Cummins-6ISBе4245В | Евро-4 | 2011 | Междугородный | |
ЛиАЗ-5256.60 | ЯМЗ-5362 | .60-01 | Евро-4 | 2012-2017 | |
ЛиАЗ-5256.61 | ЯМЗ-5362 | Евро-4 | 2012-2017 | Междугородный |
- ↑ Список подвижного состава — Фотобус (неопр.). Дата обращения 20 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
- ↑ Городской / пригородный
- ↑ канд. тех. н. И. Смирнов, канд. тех. н. А. Чанков. Новое семейство автобусов // журнал «Автомобильный транспорт», № 5, 1983. стр.44-46
- ↑ Цифры, события, факты // журнал «Автомобильный транспорт», № 7, 1982. стр.19
- ↑ канд. техн. н. М. Н. Возный. Завтра городских и пригородных автобусов // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1991. стр.14
- ↑ Автобусы ЛиАЗ // журнал «Автомобильная промышленность», № 7, 1994. стр.11-12
- ↑ Общественный транспорт: ЛиАЗ-5256
- ↑ Производитель автобусов ЛИАЗ ответил на критику пермских депутатов (рус.). www.kommersant.ru (7 декабря 2018). Дата обращения 24 июня 2019.
- ↑ ЛиАЗ-5256 — междугородный автобус (неопр.). bus.ru. Дата обращения 22 февраля 2019.
- ↑ ЛиАЗ-5256 — городской автобус, технические характеристики, фото (неопр.). bus.ru. Дата обращения 22 февраля 2019.
- инженер С. Пятницкий. Автобус для горожан // журнал «Техника молодежи», № 1, 1983.
- Новая советская техника // журнал «Автомобильный транспорт», № 4, 1985. 3-я стр. обложки
- В. А. Парфенов. Большие ЛиАЗы // «Автомобильная промышленность», № 7, 1993. стр.25-26
- Коммерческие автомобили, М, Третий Рим, 2005—2008
- Группа ГАЗ расширила модификационный ряд ЛиАЗ-5256 // «Автотранспортное предприятие», № 4, 2008. стр.21