РазноеАвтомобиль николая 2 со свастикой: Откуда на машине Николая II появилась свастика? – Романовы и свастика. 2: lady_dalet — LiveJournal

Автомобиль николая 2 со свастикой: Откуда на машине Николая II появилась свастика? – Романовы и свастика. 2: lady_dalet — LiveJournal

Содержание

Откуда на машине Николая II появилась свастика?

На сайте «Авто.ру» выставили объявление о продаже раритетного кабриолета Rolls-Royce Silver Ghost синего цвета. Машина якобы принадлежала Николаю II. Сейчас авто находится в Германии.

В императорском гараже к 1917 году собралось более 50 машин. Для сравнения: у 28-го президента США Вудро Вильсона тогда было всего 10 машин. В «императорский автопарк» входили автомобили не только государя, но и его матери, а также некоторых министров.

Якобы автомобиль Николая II. Фото: © auto.ru

Гараж

Историк Игорь Зимин в своей книге «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции» отметил, что гараж для машин Николая II и его приближённых построили в 1907 году в Царском Селе. Вскоре после этого они появились в тех императорских резиденциях, где он появлялся чаще всего: помимо Царского Села это Гатчина, Петергоф и Ливадия.

Здание построили по последнему слову техники. Машины сначала попадали на мойку, а только затем проезжали за остеклённые ворота в дальнюю часть гаража на стоянку.

Здесь же находились так называемая заправка (которая существенно отличается от того, что мы привыкли видеть) и бензинохранилище.

До Николая II

Чтобы «расшевелить» императора и купить машину, потребовалось почти 10 лет. Это ещё с конца 1890-х пытался сделать министр императорского двора барон Владимир Фредерикс. Однако, когда Николай II согласился совершить прогулку, машина предательски заглохла.

В семье государя автомобили появились благодаря князю Владимиру Орлову. Он сам в 1904 году приобрёл Delaunay-Belleville. А через некоторое время предоставил Николаю II в распоряжение свою машину, сам став личным его шофёром.

Страсть к машинам

Так продолжалось около года. К осени 1905-го Николай II уже сам решает приобрести автомобили. Выбрать машину для императора он поручает лично Орлову, так как последний «разбирается лучше любого профессионала».

Тогда для Николая II и его приближённых купили четыре Мегсеdes. Два из них были с кузовами лимузин, один — ландоле, а последний — полуоткрытый.

Позже появились «омнибус» и ещё один лимузин. Первый — «для служебных нужд», а второй — для дворецкого. Официально все машины принадлежали государству, а не государю императору. Покупали «игрушки для Николая» на бюджетные деньги.

Откуда взялась свастика

На фото императорского Delaunay-Belleville можно заметить свастику, которая «была направлена» против часовой стрелки. Аналогичный знак, кстати, позже нашли в доме Ипатьева, где была расстреляна царская семья.

Николай II и граф Добринский на фронте. Фото: © loc.gov

Во времена Николая II знак, который сейчас считается одним из символов фашизма, являлся сакральным «солнечным крестом». Его изображение встречалось на домах, в книгах и на одежде. Запрещать его стали по мере обострения отношений с Германией. Отметим, что в послевоенное время изымались даже вышиванки из-за сходства изображений.

Или всё-таки мистика?

Существует другая, более мистическая версия причин появления свастики на машине Николая. Так, автор книги «Император, который знал свою судьбу» Борис Романов утверждает, что врач Пётр Бадмаев, который лечил членов семьи последнего императора, а также Григория Распутина, был членом ордена Зелёного дракона. Кроме того, Александра Фёдоровна, которая увлекалась мистикой, тоже состояла в нём.

К слову, в доме Ипатьева нашли не только свастику, но и шкатулку императрицы с двумя зелёными дракончиками. Считается, что подарил её Распутин.

Следователь Николай Соколов, который расследовал убийство царской семьи, высказал предположение о тайной организации, в которую входило ближайшее окружение императора. В переписке они использовали в том числе свастику. Он указывал в своих отчётах, что в перечне вещей, найденных после убийства, значится и образ Спаса Нерукотворного, на оборотной стороне которого было написано (как выяснилось позже) «Зелёный дракон, вы были абсолютно правы».

«Зелёный дракон» — это мистический оккультный орден, который упоминается в исторической фантастике с начала XX века.

Однако отметим, что немецкий географ и социолог, основоположник германской школы геополитики Карл Хаусхофер также был членом ордена Зелёного дракона. Он был лично знаком с Адольфом Гитлером и даже якобы читал ему лекции, некоторые идеи из которых позже встречались в «Майн Кампф».

Шаповалова Алена

Шаповалова Алена

Романовы и свастика. 2: lady_dalet — LiveJournal


.

..
« Императрица велит гравировать свастику на подарках ближним, ставит в завершении писем, а 20 декабря 1917 г. пишет своей любимой фрейлине А.А. Вырубовой: «Послала Тебе по крайней мере 5 нарисованных карточек, которые Ты всегда можешь узнать по моим знакам («свастика»)…».
.

.
Так, что же за автомобиль такой был у Императора Николая II ?
.

Российский император Николай II считался одним из самых богатых людей в мировой истории, однако революция 1917 года сделала его имущество достоянием народа. Царское Село превратилось в музей-заповедник, в Ливадийском дворце открыли первый в мире санаторий для крестьян, а императорскую яхту «Штандарт» переделали в минный заградитель. Один из автомобилей многочисленного царского гаража тоже перешел на службу общественности, но не в России, а в Швеции.

.

.

Французские автомобили Delaunay-Belleville считались фаворитами при дворе последнего русского царя. В 1904 году Николай II еще только приобщался к «моторам», когда автомобильный мир увидел продукцию Delaunay-Belleville на парижской выставке. Уже на первых моделях появился фирменный стиль — радиатор круглой формы, остававшийся неизменным до Первой мировой войны и напоминающий об основной продукции заводов Delaunay-Belleville: паровых машинах и котлах. «Паровозность» проявилась и в облике моделей — радиатор сильно выдвинулся вперед, тогда как другие производители старались наоборот задвинуть его назад. Такой ход придал облику тяжеловесности и солидности — именно тех качеств, которыми и

Императорский гараж — автомобили Николая II, его семьи и свиты

«С появлением в Императорском гараже значительного количества автомобилей для снижения террористической опасности начинается использование различных конспиративных приемов», — рассказал представитель ФСО. Так, в документе, подписанном 10 марта 1910 года другом министра внутренних дел генералом Курловым, отмечается: «…номера на автомобилях менять возможно чаще, шоферы обязаны разнообразить одежду и головные уборы».

Чтобы ввести в заблуждение террористов, охране Петра Столыпина предписывалось следующее: «Автомобиль подавать не так, как это принято теперь, за пять минут до отъезда, а разновременно. Необходимо иногда ставить автомобиль у подъезда без надобности в поездке и выезжать в город пустому автомобилю».

Девятов сообщил, что «было выработано жесткое правило — за основной машиной императора на случай поломки или внештатной ситуации шел запасной автомобиль».

 

ПОЯВЛЕНИЕ СПЕЦНОМЕРОВ И СПЕЦСИГНАЛОВ

Вопрос с номерными знаками императорских автомобилей был впервые поднят в ноябре 1911 года. Мотивировалось это необходимостью «правильной регистрации всех свитских, служебных, фельдъегерских и грузовых моторов, находящихся в ведении Собственного Его Величества гаража».

Были введены особые номерные знаки — они крепились «на задней оси» автомобиля. Номера были синего цвета с белой императорской короной, рядом с которой — либо белая буква для «моторов пассажирских», либо две — для «моторов грузовых».

Для фельдъегерских автомобилей, находящихся в Императорском гараже, использовались стандартные номера, получаемые из Городской управы с буквой «Б», что означало «бесплатно». При этом подчеркивалось, что только «Собственные Его Величества автомобили никаких знаков иметь не будут».

Николай II был первым руководителем государства, на чьих автомобилях использовались спецсигналы. «На машине стояли центральная фара-прожектор, сирены, специальный звуковой сигнал, имеющий несколько тонов, ревун, клаксон, дополнительные фары по бокам», — перечисляют специалисты ФСО.

Все о роскошном автопарке Николая II

Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС

Принадлежавший Николаю II раритетный автомобиль выставлен на продажу в Германии. За Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года просят около 4 миллионов евро

Император Николай II весьма интересовался техническим прогрессом и всегда пользовался его новшествами. Прекрасный наездник, он с не меньшим удовольствием любил езду на автомобиле («моторе», как тогда его называли).

А.А. Вырубова вспоминала:

Государь требовал необычайно быстрой езды. Господь хранил Государя, но езда захватывала дух; шофёр его, француз Кегресс, ездил лихо, но умело«.

У Николая II был самый большой автомобильный парк (гараж) в Европе. К 1916 году он насчитывал 56 машин, среди которых были ведущие марки того времени: «Mercedes«, «RollsRoyce«, «Renault«, «Руссо-Балт«, «Daimler

« и другие. Никто из европейских монархов не мог похвастаться столь внушительным парком. Президент США, например, на тот момент имел в всего десять машин.

У Николая II был самый большой автомобильный парк (гараж) в Европе. К 1916 году он насчитывал 56 машин, среди которых были ведущие марки того времени. Фото: www.globallookpress.com

Однако для автопарка требовались гаражи. Их строительство началось уже в конце 1905 -начале 1906 годов в Царском Селе и Петергофе. Место для Императорского гаража выбрали поблизости от постоянной резиденции Николая II — Александровского дворца, рядом с казармами Собственного Его Императорского Величества конвоя.

Руководителем гаража был заядлый автомобилист флигель-адъютант князь В.Н. Орлов, который пригласил на пост технического директора понравившегося ему инженера и изобретателя двадцативосьмилетнего француза Адольфа Кегресса, который одновременно был личным водителем Государя. Кегресс великолепно справлялся с управлением автомобилем, ездив с необычайной для тех лет скоростью в 65—75 км/ч, при максимальной скорости около 130 км/ч. Дворцовый комендант В.Н. Воейков вспоминал:

Машиной Государя управлял Кегресс, ездивший с необыкновенной быстротой. На мои замечания относительно такой быстрой езды Кегресс всегда возражал, что государь это любит«.

Главным автомобилем был эксклюзивный вариант «Delaunay-Belleville‑70«, который носил аббревиатуру «SMТ», некоторые считают, что она обозначала («Sa Magesté le Tsar« — «Его Величество Царь»). Автомобиль был сделан по спецзаказу в 1905 году, мощность двигателей составляла 70 лошадиных сил. Шестицилиндровый мотор был очень большого по тому времени объема — около 12 литров.

В гараже Императора Николая II был также и второй «SMТ» для зимних поездок на гусеничном ходу.

15 января 1917 года Николай II записал в своем дневнике:

В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег, и вернулись домой в 4 часа очень довольные необычной прогулкой«.

Модификации S.M.T. отличались роскошью. Внешние элементы отделки оформлялись «под золото», на дверях — царские гербы, в салоне — лакированная кожа.  Вплоть до Первой мировой войны эта машина оставалась одной из самых роскошных в мире.

«Николай Второй: правда и мифы» №16. Мнимое отречение от престола

На капоте автомобиля был установлен любимый знак Государыни — гамматический крест, более известный под названием «свастика». Свастика относится к наиболее древним солярным знакам, символизирующим солнце и вечное движение, а у арийских народов также счастье и благополучие. В христианстве этот знак один из самых древних, уже в IV веке он изображен на потире (

Уваров А.С., граф. Христианская символика. Ч. 1. — М., 1908. С. 36). Гамматический крест также является символом Святого Духа, Вечности Творца. В частности, знак многосторонней спиралевидной свастики изображен под куполом собора Василия Блаженного в Москве, в Благовещенском соборе Московского Кремля. После гибели Третьего рейха свастика стала необоснованно восприниматься исключительно как символ национал-социализма.

В 1911 году для Императора были закуплены два «Rolls-Royce» «Серебряный призрак». Этот автомобиль позиционировался как «лучший в мире». Такое название было выбрано из-за покраски в серебристый цвет и покрытия серебром отдельных деталей кузова, также из-за тихой работы двигателя. Это была очень надежная машина.

Автомобили покупались из личных средств Государя. В первое время нередко случались ДТП с участием лошадей и коров. Император Николай II лично компенсировал владельцам ущерб.

По политическим соображениям Николай II предпочитал открытые автомобили. Царь считал, что должен быть виден народу. Несмотря на то, что охрана многократно убеждала его передвигаться по городу в закрытом автомобиле, Государь, как правило, ездил именно в открытых лимузинах. Ни одна из его машин не была бронированной.

Николай II был первым руководителем государства, на чьих автомобилях использовались спецсигналы. На машине стояли центральная фара-прожектор, сирены, специальный звуковой сигнал, имеющий несколько тонов, ревун, клаксон, дополнительные фары по бокам.

Автомобили необходимо было возить вслед за Государем и тогда, когда тот отправлялся куда-либо на поезде. Для этого поначалу использовались открытые платформы. Но уже в феврале 1914 года было принято решение о строительстве специального вагона-гаража. Всего изготовили два вагона, каждый длиной 20 м.

(При написании статьи использовались материалы: Мультатули П.В. Император Николай II. Трагедия непонятого Самодержца; Автомобили Его Величества Царя; материалы Интернет).

Новости партнёров

Delaunay-Belleville – любимый автомобиль последнего императора — Ретроавтомобили

Delaunay-Belleville 1906 года – Википедия Delaunay-Belleville 1906 года – Википедия

Многим известно, что последний российский император Николай II любил пострелять и ради забавы охотился как на мелкую живность, вроде ворон, так и крупного зверя, например, лося или вепря. Но еще одним царским увлечением стали автомобили. Первоначально император не испытывал особых чувств к самоходным повозкам: увиденный в 1895 году паровой мотоцикл не произвел впечатления на государя. Но позже, когда князь Орлов в 1903 показал самодержцу свой автомобиль и прокатил его, отношение царя Николая к машинам изменилось.

Дневник Николая II за 1905 год содержит несколько записей, упоминающих поездки на авто. В частности, 28 июля царь писал:

Встали до 6. час. хорошим утром. Поехали в Красное Село на моторе кн. Орлова. За нами близко следовали: Мама, Ксения, Ольга и Сандро, Миша, Гейден (деж.) – все на разных автомобилях.

Несмотря на имеющуюся информацию о том, что в 1905 году царский гараж пополнился первым автомобилем, император сам не водил машину (не подобает это царской особе). Роль шофера исполнял упомянутый князь Орлов. По этому поводу царский дневник 1905 года содержит запись:

Чудный день. Сегодня Марии исполнилось 6 лет. Был занят до завтрака, Аликс ездила с детьми к молебну. В 3 часа отправились в Ропшу маленьким пикником. Аликс с детьми и А. А. Олениной в первом автомобиле, я с Соней Ден во втором с Орловым.

Позже, когда машин в гараже стало больше, для управления ими был нанят штат шоферов. К 1907 году в императорском гараже было уже несколько машин, используемых императором и его окружением. Об этом свидетельствует запись в дневнике за 30 марта 1907 года.

Утром погулял. Стоял хороший прохладный день. Принял два доклада и двух представляющихся. Завтракали: Аня и Скалон (деж.). Зашли вдвоем в новое помещение для наших автомобилей, там же находится и мастерская. Колол лед. Обедали. Много занимался.

Сам Николай II не упоминал в дневниках о своих любимых автомобилях, не делал больших записей о поездках. Однако имеются сведения из документов и уст очевидцев, согласно которым в личном пользовании царя было минимум 5 машин, 4 из которых были выпущены французской фирмой Delaunay-Belleville (Делоне-Бельвилль).

Императорский гараж Императорский гараж

Сохранились и фотографии, на которых император и/или его близкие запечатлены в автомобиле либо возле. А о том, что Николай II был неравнодушен к авто, свидетельствует хотя бы эта запись за 15 мая 1913:

С утра погода испортилась. В 10 час. поехал в Петербург и посетил автомобильную выставку в Михайлов[ском] манеже. Более 140 различных фирм прислали свои машины.

Царские особы и Delaunay-Belleville: подборка фото

Фотографии для галереи получены из различных источников, их исходники хранятся в свободном доступе в Библиотеке Конгресса США и других заведениях. Согласно международному законодательству об охране авторского права, срок защиты авторских прав на произведения искусства составляет 70 лет с даты смерти автора, а потому данные снимки являются общественным достоянием.

Николай II на пассажирском сидении, до 1909 Николай II на пассажирском сидении, до 1909 Царь (сзади) в Delaunay-Belleville SMT, 1908 или 1909 Царь (сзади) в Delaunay-Belleville SMT, 1908 или 1909 Цесаревич Алексей Николаевич в Delaunay-Belleville 40 л. с., 1909 год Цесаревич Алексей Николаевич в Delaunay-Belleville 40 л. с., 1909 год Царь покидает ипподром в Красном селе на Delaunay Belleville, модели 40 л. с., 1909 год Царь покидает ипподром в Красном селе на Delaunay Belleville, модели 40 л. с., 1909 год Николай II на церемонии открытия Музея изъящных искусств, 1912 Николай II на церемонии открытия Музея изъящных искусств, 1912 Николай II подходит к своему Delaunay Belleville, 1913 год Николай II подходит к своему Delaunay Belleville, 1913 год Царь, великий князь Николай Николаевич и граф Добринский на фронте, 1914 год Царь, великий князь Николай Николаевич и граф Добринский на фронте, 1914 год Цесаревич Алексей Николаевич в Delaunay-Belleville, 1916 год Цесаревич Алексей Николаевич в Delaunay-Belleville, 1916 год Погрузка царского авто на поезд, до 1914 года Погрузка царского авто на поезд, до 1914 года Николай II возле машины, 1910-е Николай II возле машины, 1910-е Николай II возле машины, 1910-е Николай II возле машины, 1910-е Николай II возле машины, 1910-е Николай II (верхом на лошади) и Delaunay-Belleville Николай II (верхом на лошади) и Delaunay-Belleville Автомобиль-снегоход Delaunay-Belleville, созданный царским шофером Адольфом Кегрессом, 1912 год Автомобиль-снегоход Delaunay-Belleville, созданный царским шофером Адольфом Кегрессом, 1912 год Император и офицеры, годы Первой Мировой Император и офицеры, годы Первой Мировой Император и офицеры, годы Первой Мировой Император и офицеры, годы Первой Мировой

Как можно заметить на некоторых снимках, капот минимум одной из царских Delaunay-Belleville украшен свастикой. Знак отличается направлением лучей, противоположным нацистскому символу. Естественно, ни о какой поддержке царем нацистских идей речи нет. Исследователи не имеют единого мнения по поводу причины использования этого знака на царском авто, а среди возможных причин называют увлечение императрицы Александры Федоровны оккультизмом.

Как известно, свастика изначально была символом солнца, и лишь в 30-40-х годах ее дискредитировали нацисты. До этого, в ранние советские годы, данный символ использовался даже некоторыми частями РККА. Также известно, что свастика была обнаружена в доме Ипатьева, в котором большевики расстреляли царскую семью.

История автомобилей Delaunay-Belleville

Фирма Delaunay-Belleville была создана еще в 1850 году и специализировалась она на выпуске паровой техники. В перечне продукции компании были котлы для пароходов, паровозов и стационарного использования, а также другое промышленное оборудование. Автомобильное подразделение Delaunay-Belleville открылось в 1903 году. Первыми ее продуктами стали три модели авто, оснащенные четырехцилиндровыми моторами разной мощности: 16, 24 и 40 л. с. Они впервые в мире получили смазку распредвалов под давлением и тормоза с жидкостным охлаждением.

модель 1905 года © Remarkable Cars модель 1905 года © Remarkable Cars

Автомобили Delaunay-Belleville относились к премиум-классу и были одними из самых роскошных машин своего времени. Среди их царственных владельцев, помимо российского императора, были греческий и испанский короли Георг I и Альфонсо XIII. А специально для Николая II в 1909 году был создан Delaunay-Belleville SMT, оснащенный 6-цилиндровым мотором, мощностью 70 л. с. Аббревиатура SMT означала Sa Majeste le Tsar – «Его Величество Царь». Эта машина отличалась очень богатой отделкой и высокой, по тем временам, скоростью. Delaunay-Belleville SMT легко разгонялся до 100 км/ч. Особенностью царских машин был пневматический стартер, запускавший мотор давлением сжатого воздуха. Он активировался с водительского места, что упрощало запуск авто.

Сотрудничество с российским императором было отличной рекламой для Delaunay-Belleville, а потому дела у компании до Первой Мировой войны шли хорошо. Однако позже ситуация изменилась, в послевоенные годы компания перешла на выпуск более скромной продукции. В 1918 году вышел Delaunay-Belleville в кузове ландоле, оснащенный мотором на 26 л. с.. В Англии он был оценен в 900 фунтов. Такой ценник позволял ему занять промежуточную нишу между Napier и Rolls-Royce.

Реклама 1925 года Реклама 1925 года

После того, как Морис Барбару, один из сооснователей, ушел из фирмы, дела у нее пошли на спад. В 1919 году компания выпустила модели авто с моторами на 10 и 15 л. с., которые были дорогими и не очень популярными. В межвоенный период завод Delaunay-Belleville переключился на выпуск грузовиков и армейской техники. В 30-е, а также после Второй Мировой, компания производила автомобиль RI-6, который стал ее последним детищем. В 1950 году автомобильный бренд Delaunay-Belleville ушел с рынка.

После Февральской революции 1917 года и отречения царя императорский гараж оказался в распоряжении Временного правительства. Когда осенью к власти пришли большевики, они реквизировали автопарк на нужды революции, и дальнейшую историю машин проследить трудно. Однако можно с большой уверенностью сказать, что ни один из автомобилей Николая II до наших дней не уцелел.

Авто-снегоход из царского гаража, 1917 год Авто-снегоход из царского гаража, 1917 год

Иногда можно встретить сообщения о продаже «царских» машин на аукционах, за большие деньги. Но обычно это просто сохранившиеся экземпляры тех моделей, на которых ездил царь, а не машины непосредственно из императорского гаража.

Ящик пандоры – Царь Николай и Свастика [Прошлое Руси]

sv

Ведические символы унаследованы от древней ведической цивилизации, потомками которой являются русы и другие славянские народы. Большое количество фотографий с изображениями свастики на одежде, домашней утвари, на стенах древних строений, на оружии, на денежных знаках, на форме красноармейцев, на рушниках, исторических памятниках и много где ещё…
Автомобиль Николая Второго был так-же украшен свастикой и т.д. Источник: https://www.youtube.com/user/3430417/videos

* Дополнительная информация:
На сайте «Пища Ра» вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. — http://www.peshera.org

 

История Славянской Свастики [Наследие Руси]

Свастика — ненавистный многими современными людьми символ, опороченный во времена второй мировой войны и причисляемый к символике фашизма. Но так было далеко не всегда.

sol

Хотя многие и думают, что не фашистской свастики не бывает, но всё же, свастика один из древнейших символов человечества, который содержит в себе описание и глубинное значение. Эти символы несут энергию солнца и энергию жизни, и именно по этому использовались повсеместно и в религиозных кругах и в жизни обывателей. История символа берёт своё начало в не за памятных временах, когда видов и знаков свастики было довольно много. Коловраты были распространены во многих культурах мира, и наибольшее распространение имела как славянская свастика, так как считается, что именно славяне были создателями этого символа. Уже позже, символ перешел к остальным народам и укрепился в их культуре.

Мы уже забыли истинное значение этого символа и не используем его. И есть ли ещё такое понятие как Русская Свастика? Давайте разберёмся в этом вопросе внимательно и обратимся к фактам! Источник: http://www.knlife.ru

Свастика — Символика Романовых — nngan — LiveJournal

ГАММАТИЧЕСКИЙ КРЕСТ РОМАНОВЫХ

«В ночь с 24 на 25 июля 1918 года войска Белой Армии заняли Екатеринбург. А уже утром все офицеры, свободные от службы и боевых нарядов, потянулись к дому Ипатьева, где содержалась в заключении и 8 дней назад была расстреляна Царская Семья. «Каждому хотелось повидать это последнее пристанище Августейшей Семьи… Каждый почувствовал, что здесь что-то произошло, что-то большое, мрачное и трагичное… Но что? Убили?.. Да, кровь здесь была. Не может быть, думал почти каждый. И зверству есть предел.

И, перебирая безчисленное количество вещей домашнего обихода… никто не допускал, что зверство может и не иметь предела».

.

Раскрыли двери угловой комнаты верхнего этажа, служившей спальней Государю Императору, Государыне Императрице и Наследнику Цесаревичу. Четыре окна этой комнаты выходили на Вознесенскую площадь и Вознесенский переулок. Оглядывая разоренное помещение, офицеры заметили странный знак на левом косяке правого окна…», — так начиналась первая в отечественной исследовательской литературе основательная публикация (с православных позиций) о гамматическом кресте.


Свастика на капоте автомобиля Николая II

Опубликована она была со второй попытки. Об этом пишет сам ее автор Р. В. Багдасаров в первом отдельном издании: «…Написана она была еще раньше, в 1993-м, для несостоявшегося монархического сборника. Составителям сборника важно было создать метаисторическую раму для объяснения использования свастики Семьей Императора Николая II, поэтому работа мыслилась как материал для дискуссии, связанной с Его канонизацией».

Сейчас можно раскрыть некоторые подробности той несостоявшейся публикации, предпринятой для разъяснения вопроса употребления «знака» Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Статья была заказана автором этих строк для редактировавшегося тогда им альманаха «К свету». Написанная Романом Владимировичем в оговоренные сроки, она предполагалась для публикации в 1994 г. в 17-м выпуске альманаха с присовокуплением большого числа иллюстративного материала. Была уже сделана верстка, но вмешалась сторонняя напористая воля. Энергичная вдова известного ученого М. П. Кудрявцева Татьяна Николаевна действовала через своего адепта, художника издательства «Родник» М. Ю. Зайцева. В результате материал был «зарублен»… Разумных (т. е. рационально объяснимых) причин этим «активным действиям» до сих пор не находится…

Как бы то ни было, тот очерк, но уже в значительно расширенном виде (в основном за счет обширного этнографического материала, внесенного соавтором Р. В. Багдасарова), был обнародован в 1996 году. Отдельное, переработанное и существенно дополненное издание появилось в 2001-м. Книга не осталась незамеченной: появились отклики. Вышло второе издание, готовится третье…

Но вопросы, поднятые в исследовании, остались и все еще весьма далеки от более или менее удовлетворительного их разрешения.

Мы вполне отдаем себе отчет, что сделан еще только первый шаг, но весьма и весьма важный: снято многолетнее табу с темы как таковой.

Задача нашей сегодняшней публикации скромна: создать первый свод всех известных ныне данных употребления Царицей Мученицей гамматического креста.

* * *

Уникальным по щедрости декорирования гамматическим крестом памятником эпохи правления Царственных Мучеников остается русский православный храм, воздвигнутый под Лейпцигом в память 22 тысяч русских воинов, убиенных в Битве народов с войсками Наполеона. Церковь-памятник во имя Святителя Алексия, митрополита Московского была торжественно освящена в самый день столетней годовщины сражения 5/18 октября 1913 г. в присутствии Великого Князя Кирилла Владимировича (главы специальной Русской военной миссии), Германского императора Вильгельма II, Саксонского короля Фридриха-Августа и эрцгерцога Австрийского Франца-Фердинанда, Шведского принца… (в общей сложности 33 Высочайших Особ) при большом стечении народа.

Прообразом этой церкви, построенной по проекту Архитектора Высочайшего Двора В. А. Покровского (1870 †1931), воздвигнувшего в те же годы в Царском Селе Феодоровский Государев Собор, стал шатровый храм Вознесения в подмосковном селе Коломенском (таково было условие конкурса, объявленного в 1911 г. Императорской Академией художеств). 600-килограммовое бронзовое позолоченное паникадило с прозрачными яшмовыми чашечками для светильников было личным даром храму-памятнику Императора Николая II.

* * *

По крайней мере, еще в 1913 г. при ближайшем участии Самой Императрицы в Царском Селе был задуман пещерный храм (освящен 26.10.1914) «в духе древних базилик». В стенной росписи, на сосудах и утвари его были воспроизведены символы, к которым верующие в первые века христианства вынуждены были прибегать, чтобы скрыть свою веру перед лицом жестоких гонений. Гамматический крест был, как известно, одним из таких символов.

* * *

Одно из наиболее ранних известных на сегодняшний день изображений гамматического креста в связи с Государыней мы видим на фотографии, относящейся, судя по всему, к периоду Великой войны. Государь слева на коне, Государыня сидит в стоящем перед Ним открытом автомобиле. Казак-конвоец за автомобилем справа отдает Государю честь. На капоте автомобиля Царицы виден установленный левосторонний гамматический крест, заключенный в круг.


Свастика на капоте автомобиля императрицы Александры Федоровны

Известны изображения гамматического креста на рисованных открытках Государыни.

Один из первых таких «знаков» был поставлен Императрицей вслед за подписью «А.» на нарисованной Ей Рождественской открытке, отправленной 5 декабря 1917 г. из Тобольска подруге Ю. А. Ден6.

«Послала тебе, — сообщала Государыня 20 декабря 1917 г. из Тобольска А. А. Вырубовой, — по крайней мере, 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по Моим знакам («свастика»), выдумываю всегда новое».


Первая открытка императрицы Александры Федоровны с гамматическим крестом

На сегодняшний день известны три такие открытки, адресованные А. А. Вырубовой и хранящиеся в составе ее обширного архива в Йельском университете (США). Первая из них (4–5 см), ошибочно приписываемая Цесаревичу Алексею Николаевичу, датирована 1917 годом. Орнамент с использованием двух левосторонних гаммированных крестов обрамляет стих из Псалтири в русском переводе (Пс. 33, 19).

Другая (также размером 4–5 см) — атрибутируемая йельскими архивистами как Рождественская открытка — датирована Самой Государыней. На ней проставлен 1918 год и также воспроизведен стих из Псалтири (Пс. 102, 8-9, 17), но уже на церковнославянском языке. В правом нижнем углу открытки помещен большой правосторонний гаммированный крест в орнаменте. Не раз воспроизводившаяся до этого, эта открытка ошибочно атрибутировалась как лист из рукописной Псалтири Государыни.


Вторая открытка императрицы Александры Федоровны с гамматическим крестом

Существует, наконец, двусторонняя открытка, воспроизводящая церковнославянский текст заупокойного тропаря 8-го гласа («Глубиною мудрости…») и краткую молитву о упокоении. Архивистами Йельского университета она ошибочно атрибутируется как Рождественская (sic!) открытка, нарисованная Цесаревичем Алексеем Николаевичем. Открытка датированная (по-церковнославянски, кириллицей, обозначен год ее создания: 1918). В конце текста поставлен также левосторонний гамматический крест.


Все три открытки подписаны одним и тем же инициалом «М» (Мама?)
Свастика вместо подписи.

«Что же касается пристрастия Ее Величества к свастике, — писала ближайшая подруга Государыни Ю. А. Ден, — то в глазах Ее Величества она представляла собой не амулет, а некий символ. По Ее словам, древние считали свастику источником движения, эмблемой Божественного начала».

* * *


Денежные знаки Временного правительства

Денежные знаки Временного правительства. Существует точка зрения, что они отпечатаны с клише, изготовленных еще во времена монархии.


Дневник императрицы Александры Федоровны. Свастика вышита ее дочерью Татьяной.

Еще по теме:

Отец Сергий, ярославское село Веденье:

Гамматический крест над храмом

— То, что вы называете свастикой, на самом деле является древним православным гамматическим (то есть состоящим из греческой буквы «гамма») крестом, — помешивая в чашке чайной ложкой, рассудительно объяснил батюшка. — Гамматический крест изображен на сосуде для причащения аж в четвертом веке! Государыня Александра Федоровна нарисовала его на обоях у своей кровати и на дверном косяке в день прибытия Романовых в Екатеринбург, в дом Ипатьева в 1918 году. Гитлер, в дальнейшем использовавший гамматический крест, тогда еще был сосунком! — воскликнул он. — Если вообще на этом свете тогда был!

Видели памятник Георгию Жукову в Москве? — он все более распалялся. — Обратите внимание: конь Жукова попирает гамматический крест. Это злонамеренное осквернение древнего православного символа! Вот, что это такое! А вспомните памятник воину-освободителю в Берлине. Под ногами у него валяется расколотый гамматический крест! Кощунство все это, проделки врагов православия!

— Если кто осквернил гамматический крест, так это в первую очередь Гитлер, — заметил я. — Разве не так?

— Осквернил, конечно, — огорченно согласился батюшка. — Не до конца у него была четкая линия. Начал Гитлер правильно: как только пришел к власти, построил в центре Берлина православный храм Пресвятой Троицы. Ну а потом окунулся в протестантизм, оккультизм. Чем это все обернулось, известно. Сколько слез русские матери пролили, скольких своих сынов Россия не досчиталась! У меня самого четверо дядюшек на фронте полегло. Отец тоже воевал. Заслужил медали, ордена. Но тем не менее, надо сказать, что у Гитлера в политике были и четкие моменты.

Кажется, я начинал догадываться, что имеет в виду отец Сергий под «четкими моментами». Но решил пока не спрашивать его о том.

Гамматический Крест («Свастика») присутствует на Православных иконах, в изображении Храмов, на облачении священников, в истории России… (ист)

См. другие материалы по теме «свастика».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *