как могут измениться цены на топливо в России до конца 2020 года — РТ на русском
С начала 2020 года в России умеренно растут цены на топливо. Аналитики объясняют ситуацию повышением акцизов на бензин и дизель, а также новыми правилами компенсаций доходов для нефтяников. В то же время эксперты не ожидают резкого повышения стоимости горючего в ближайшее время.
С начала 2020 года стоимость топлива в России демонстрирует незначительный рост. По данным Росстата, ещё в конце декабря 2019-го средний уровень цен на бензин АИ-92 и АИ-95 составлял 42,24 и 45,76 рубля за литр соответственно, а по состоянию на 20 января показатели достигли 42,35 и 45,8 рубля.
Небольшое удорожание горючего произошло в большинстве российских регионов. Заметнее всего средний уровень цен вырос в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах — на 14 и 37 копеек, до 45,26 и 46,37 рубля за литр. Исключением стал Уральский федеральный округ, где с начала января бензин в среднем подешевел на четыре копейки — до 44,68 рубля за литр.
Одновременно стоимость дизельного топлива увеличилась на территории всей страны и в среднем выросла на 37 копеек — до 48,09 рубля за литр.
«Наблюдаемый в начале года рост цен на топливо во многом связан с повышением акцизов. С 1 января ставки акцизов на бензин и дизельное топливо увеличились примерно на 3,5%. В следующий раз аналогичный эффект мы увидим только через год, когда ставки вырастут ещё на 4%. Соответствующие изменения уже заложены в Налоговом кодексе», — отметил в беседе с RT аналитик ГК «Финам» Алексей Калачёв.
Примечательно, что уже на третьей неделе января рост цен на бензин в России практически остановился, в то время как дизельное топливо продолжило умеренно дорожать. Такую ситуацию эксперты связывают с резким увеличением стоимости горючего за рубежом.
«В первой половине января можно было наблюдать рост цен на горючее в Европе. Дело в том, что Россия поставляет за рубеж порядка 70% произведённого дизельного топлива и приблизительно 10—11% бензина. Поэтому стоимость российского дизеля более чувствительна к изменениям цен на внешних рынках», — добавил Калачёв.
Помимо этого, на увеличение стоимости горючего повлияли изменения в формуле компенсирующего механизма. Об этом в разговоре с RT рассказал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Напомним, после резкого удорожания топлива в 2018 году правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. В то же время нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты только за рубежом. С 1 января 2019 года государство компенсирует компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.
Также по теме
Весеннее решение: правительство и нефтяники договорились продлить заморозку цен на бензинСоглашение о заморозке цен на бензин будет продлено до конца июня. Об этом по итогам совещания 26 марта договорились представители…
Во второй половине 2019 года нефтяным компаниям возмещали 75% доходов от продажи бензина и 70% — от дизельного топлива. Между тем с 1 января 2020-го размер компенсации сократился до 68% и 60% соответственно. Как отметил Евгений Аркуша, изменения в первую очередь спровоцировали увеличение оптовой стоимости горючего. Вместе с тем розничные цены на бензин и дизель в России по-прежнему растут медленнее инфляции.
Отметим, что в результате работы компенсирующего механизма рост цен на бензин в России замедлился почти в пять раз — с 9,4% в 2018 году до 1,9% в 2019-м. Такие данные приводит Росстат. Хотя размер компенсации нефтяникам несколько сократился, действующая система выплат по-прежнему будет оставаться ключевым сдерживающим фактором для цен в 2020 году.
«В целом, если бы не разработанный правительственной группой механизм компенсации, российские автолюбители и предприятия уже сейчас столкнулись бы с подорожанием бензина на 3—4 рубля», — пояснил RT шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.
Опрошенные аналитики не исключают введения новых изменений в компенсирующем механизме после смены состава правительства. Однако после этого эксперты не ожидают резкого роста цен на топливо до конца года.
«Сейчас пока действует негласное правило между нефтяниками и властями, но со сменой правительства ситуация потенциально может измениться. Впрочем, я думаю, что руководство страны в любом случае постарается не допустить такого же серьёзного скачка цен, который был в 2018 году», — отметил в беседе с RT начальник отдела инвестиционных идей «БКС Брокер» Нарек Авакян.
По словам Алексея Калачёва, в 2020 году одной из причин удорожания горючего также станет высокая конкуренция между производителями топлива и АЗС. При этом рост цен будут сдерживать избыточные объёмы производства и низкий потребительский спрос. Более того, влияние на стоимость бензина окажут и колебания мировых цен на нефть.
«Стоимость нефти на мировых рынках после попытки нового роста в начале года сейчас снижается. Это тоже не даёт оснований для подорожания нефтепродуктов. С учётом всех факторов, влияющих сегодня рынок, я полагаю, что рост цен на горючее удастся удержать в рамках официальной инфляции — пределах 3,5—4%», — заключил Калачёв.
Нефть резко подешевела, а бензин — нет. Почему так происходит? :: Autonews
Произошедший 9 марта обвал на рынках привел к тому, что цена на нефть Brent падала ниже уровня $32 баррель, цена нефти марки WTI — ниже $30. Это произошло из-за новостей о том, что сделка ОПЕК+, ограничивающая добычу нефти, перестанет действовать с 1 апреля. Россия не согласилась с предложением Саудовской Аравии ограничить добычу на дополнительные 1,5 млн барр. в сутки. Сейчас цены на нефть отскочили до $36 за баррель, но, как заявил глава Минэнерго Александр Новак, восстановление котировок нефти займет несколько месяцев.
Тем временем президент США Дональд Трамп в своем Twitter отметил, что сложившаяся ситуация благоприятна для потребителей, поскольку цены на бензин должны снизиться. Российские автомобилисты также понадеялись, что увидят более низкие цены на АЗС и до последнего старались не заправляться. Но зря: ведущие эксперты и аналитики отрасли объяснили, почему топливо в России будет дорожать при любом раскладе.
Цены на топливо не привязаны к нефти
Снижение цен на бензин в России из-за падения цен на нефть невозможно, поскольку розничные цены на дизельное топливо и бензин практически не привязаны к стоимости нефти, объяснил аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов в беседе с Autonews.ru. По его оценке, доля стоимости сырья в цене на топливо в России составляет не более 7%.
«Если мы посмотрим на структуру стоимости одного литра АИ-95 в рознице, то обнаружим, что 3/4 стоимости (порядка 72%) формируют заложенные в нее государственный акциз, НДС и расходы на уплату НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), — рассуждает Антонов. — Вычитаем так же расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на переработку, транспортировку, логистику, прибыль трейдеров и операторов АЗС. В итоге выходит, что стоимость сырья, в зависимости от текущих котировок, с 2019 года не превышает 7%».
Эксперт предполагает, что текущее падение нефти на мировом рынке теоретически могло бы привести к снижению цен на бензин в пределах 2%. Однако сомневается, что это произойдет. Антонов считает нефтепереработку в России проблемной отраслью, «которая до 2019 года существует за счет многомиллиардных субсидий, а начиная с 2019 года — за счет демпфирующих надбавок».
«Текущие цены на нефть сдерживаются новым механизмом компенсаций со стороны государства и неформальными договоренностями с ним. В итоге участники рынка корректируют оптовые и розничные цены так, чтобы это оказывало минимальное давление на темпы инфляции, — говорит Антонов. — Стоит ли объяснять, что возможность получить дополнительную прибыль в условиях подешевевшей нефти вряд ли будет ими упущена. Но ни о каких сверхприбылях речь не идет. Ведь сама по себе нефть не оказывает существенного влияния на себестоимость литра топлива в опте или тем более рознице».
Фото: Allexander Makarov / Russian Look
Эксперт уточняет, что, проходя по цепочке от скважины до пистолета в топливном баке, топливо дорожает не из-за скачущих котировок на мировом рынке, а из-за роста расходов всех участников этой цепочки. «Эти расходы, надо полагать, вырастут в связи с очередным мощнейшим витком девальвации рубля, смягчающей последствия 30-процентного обвала для добывающих компаний», — прогнозирует аналитик.
Топливо подорожает, если страны не договорятся
Текущая ситуация на сырьевом и валютном рынках может сохраниться в течение несколько недель или даже месяцев. Тогда бензин и дизель в рознице не только не подешевеют, но и вырастут в цене на 2–4% еще до начала мая. «Это возможно, если к тому времени Москва и Эр-Рияд не придут к согласию», — говорит Антонов.
По его мнению, государство будет прикладывать все силы, чтобы сдерживать цены на топливо. Наиболее активно это будет происходить в случае с дизелем, поскольку неблагоприятная ситуация на рынке совпала по времени с началом сельскохозяйственного сезона.
«Аграрии рискуют оказаться в очень сложной ситуации, которая уже во второй половине года может вылиться в существенный скачок инфляции: дополнительные расходы на солярку заложат в стоимость сезонных овощей и фруктов уже летом, а осенью поднимут цены на зерновые, масличные и прочие культуры», — уточнил эксперт.
Бензин в России будет только дорожать
Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов назвал типичной ситуацию, в которой в нефтедобывающих странах и странах-экспортерах цена на бензин не падает вслед за нефтью. Дело в том, что внутренние цены на бензин субсидирует государство. Так происходит и в России.
«Цены на топливо, которые мы сейчас видим на заправочных станциях, субсидируются. Из-за такой схемы получается, что рентабельность у игроков невысокая, — объясняет Баженов Autonews.ru. — Рынок зажат в регуляторные тиски. С одной стороны, мы имеем высокие акцизы, которые давят на нефтепереработку. С ними помогают справляться только различные демпферы и субсидирование. С другой стороны, есть розница, которая не может работать по принципу свободного ценообразования — цены на топливо поставлены в прямую зависимость от инфляции. С 2009 года в отрасли действует правило «инфляция минус», согласно которому цены на бензин и топливо должны расти на 1-2 процентных пункта ниже инфляции. Поэтому нет смысла ждать каких-то понижений. Принцип свободного ценообразования у нас не работает. Цена будет расти всегда, потому что она регулируется».
Эксперт рассказал, как изменятся цены на бензин после падения стоимости нефти
Эксперты уверены, падение цен на нефть на мировых рынках никак не скажется на стоимости бензина в России. Хотя в понедельник 9 марта котировки обвалились на 30%, а во вторник не произошло существенного возвращения
— У нас бензин дешевле точно не станет, — заявил «Комсомольской правде» президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Дело в том, что между торгами на бирже и ценниками на АЗС в реальности настоящая пропасть.
— Как показывает практика, цены на бензин в России растут всегда — но умеренно, в рамках инфляции. Сейчас она в районе 2-3%. Да, случился внешний шок, который мог бы привести к снижению оптовых цен и, как следствие, бензин на заправках подешевел бы. Но тут же упал курс рубля, а вместе с ним и доходы нефтедобывающих компаний от экспорта. Эти два фактора друг друга уравновешивают, — рассказал Баженов.
Поделиться видео </>Новак заявил, что страна может нарастить добычу до нефти 200-300 тыс. баррелей в сутки.
По словам эксперта, намного хуже для российских водителей была бы ситуация с резким ростом цен на сырье. Тут уж нефтяники бы не упустили шанс поднять цены в том числе и для внутреннего рынка.
— Конечно, производители могут попытаться отыграть часть упущенной на внешних рынках прибыли дома. Но цены на бензин — очень чувствительная для населения тема, и власти будут за ними внимательно следить, — полагает Баженов.
Министр энергетики РФ Александр Новак уже высказался в том духе, что правительство приложит все силы, чтобы обеспечить стабильное снабжение внутреннего рынка бензина и другими нефтепродуктами.
Рубль обвалился: покупать ли сейчас машину, пока цены не пересчитали
Поделиться видео </>Минфин продаст валюту, чтобы компенсировать обвал цен на нефть.Федеральный бюджет России недополучил доходы
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что будет с рублем, нефтью и нашими кошельками: «Выиграет не тот, кто богаче. А тот, кто увереннее»
Главное, что нужно знать о происходящем на финансовых рынках (подробности)
Профессор Александр Сафронов: Низкая цена нефти около 35$ за баррель — минимум на год
Центробанк выделил миллиарды долларов на спасение рубля
А также поддержал отрасли, пострадавшие от эпидемии коронавируса (подробности)
Нефть подешевела. Что будет с ценами на бензин?
Вернувшихся с мартовских праздников россиян окатили пугающими новостями о падении нефтяного рынка словно холодной водой из ушата. 9 марта стало известно, что цены на нефть рухнули более чем на 30%. Причина такого внушительного падения в том, что 6 марта участники сделки ОПЕК+ не смогли договориться о дополнительном сокращении добычи нефти.
Обычный россиянин, не имеющий хотя бы базовых знаний о том, как функционируют нефтяные и валютные рынки, с большой вероятностью мог прийти в ужас от обилия новостей со словами «обвалился» и «подорожал» в заголовках. Автомобилистов в этой ситуации волнуют, разумеется, цены на машины и топливо.
Фьючерсный контракт на нефть Brent. График: Московская Биржа
Если с автомобилями все более-менее уже понятно (они, к сожалению, подорожают), то вопрос с ценой топлива оказался в разы сложнее. Сырьем для производства топлива выступает нефть, а она серьезно упала в цене. Логично было бы предположить, что и бензин, например, в таких условиях подешевеет? Или же механизм ценообразования в случае с «горючкой» все-таки сложнее, чем кажется?
По этому поводу уже успел высказаться президент США Дональд Трамп. В своем Twitter он прокомментировал падение стоимости нефти словами «хорошо для потребителей, цены на горючее снижаются».
Во время загрузки произошла ошибка.Good for the consumer, gasoline prices coming down!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) March 9, 2020
Но насколько близки суждения американского президента кошелькам российских автовладельцев?
Авто Mail.ru попробовал разобраться в вопросе зависимости цен на топливо от стоимости нефти с помощью экспертов. Их выводы оказались неожиданными.
Начальник аналитического отдела компании «Церих Кэпитал менеджмент» Николай Подлевских подтвердил, что цены на нефть влияют на стоимость топлива, но необходимо учитывать и другие факторы: прибыль компаний и акцизы.
«Если оглянуться назад и сравнить нынешний период с прошлыми аналогичными, то можно заметить, что при падении цен на нефть у нас в стране стоимость топлива не сильно и снижалась. Это происходит как раз из-за компаний, которые закладывают большую маржу. Однако на этот раз, вероятно, рост цен все же замедлится. Более того, мы сможем увидеть и небольшое падение. Скажем, процентов на 10», — считает Подлевских.
Эксперт уточнил, что о пропорциональном снижении цен речи, конечно, не идет.
Цены на топливо в декабре 2014 года. | Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»Скептически высказался по поводу снижения цен на топливо и Валерий Бессель, вице-президент группы компаний «НьюТек Сервисез», профессор РГУ нефти и газа им И. М. Губкина.
«Не думаю, что нынешние цены на нефть смогут существенно понизить стоимость бензина. Мы все подобное уже проходили. И что, цена за литр топлива стала меньше? Нет. Государство просто переложит налоговую нагрузку на граждан. В этом нет ничего криминального, ведь это наши с вами пенсии, стипендии и выплаты», — рассказал Бессель Авто Mail.ru.
А руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов и вовсе предсказывает рост цен.
«Цены на бензин только вырастут. Да, президент США Дональд Трамп написал у себя в твиттере, что раз цена за баррель упала, то и топливо подешевеет. Однако давайте не будем забывать, что в США свободное ценорегулирование. Там корреляция цен ясная и внятная. Коэффициент практически 1:1. Динамика цен на бензин почти в точности повторяет график стоимости нефти», — объясняет эксперт.
В России же ситуация совсем другая, сетует Баженов. У нас в стране стоимость топлива увеличивается постоянно.
«Цены на бензин растут всегда, весь вопрос в темпе. А он в свою очередь определен инфляцией. К примеру, в 2014 году стоимость нефти упала, но цены на бензин выросли на 11 процентов. Инфляция тогда была 14,5. Вот исходя из этого, цены на бензин в этом году вырастут на 1-2 процента», — уверен Григорий Баженов.
Специалисты сошлись во мнении, что нынешняя ситуация с ценами на нефть — временная и в ближайшем будущем она может измениться.
Офис Московской биржи. | Источник: Фотобанк агентства городских новостей «Москва»Николай Подлевских в прогнозах осторожен. Он также согласен с тем, что ситуация во многом зависит от поведения лидера США.
«Сказать, что будет с ценами на нефть, сложно. Это все равно, что гадать на картах. Дело в том, что в игре есть сильные соперники. И говорить о том, что цены рухнули только лишь из-за срыва сделки с ОПЕК, неправильно. Сейчас важно, какое заявление сделает президент США Дональд Трамп по поводу новой стимулирующей программы. Это тоже может сказаться на стоимости барреля», — уверен Подлевских.
Главные автомобильные новости последних суток — в видео ниже.
Во время загрузки произошла ошибка.