РазноеБеспилотник автоваз – Корреспондент «РГ» стал пассажиром первых в России беспилотных авто — Российская газета

Беспилотник автоваз – Корреспондент «РГ» стал пассажиром первых в России беспилотных авто — Российская газета

Содержание

Ладу Калину превратили в беспилотник — журнал За рулем

НАМИ рассказал о своей очередной разработке — автономном транспортном средстве, которое в институте создали на базе универсала из Тольятти.

Технологиями автономного вождения в России сегодня занимаются сразу несколько компаний. Это Cognitive Technologies, работающая как над собственным проектом (агрегатоносителем выступает Nissan X-Trail), так и над совместным с КАМАЗом. Cвой беспилотник делают в Яндекс.Такси (на базе Toyota Prius), теперь и НАМИ раскрыл немного информации о своей разработке.

В институте в качестве агрегатоносителя выбрали универсал Lada Kalina. Что характерно, сам АВТОВАЗ разработкой автономных систем вождения не занимается. Причем в прототипе была не только установлена система автономного вождения собственной разработки НАМИ, но и электрический силовой мотор максимальной мощностью 98 л.с. (72,4 кВт), блок батарей и система рекуперативного торможения. Партнером института, судя по имеющейся у «За рулем» информации, выступила Научно-производственная компания «ССК», которая поставила блок накопления энергии при рекуперативном торможении.

Практически все оборудование системы автономного вождения размещено в салоне

Практически все оборудование системы автономного вождения размещено в салоне

У прототипа заявлена максимальная скорость в 120 км/ч, а вот запас хода от одной зарядки составляет всего 50 километров. Однако не будем забывать, что машина не была оснащена полноценным блоком батарей, а лишь блоком накопления энергии и одной аккумуляторной батареей с охлаждением.

Прототип беспилотника разработан в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы».

Система успешно распознала знак пешеходного перехода, расположенный справа, и остановки автобуса (расположен слева, на встречной стороне)

Система успешно распознала знак пешеходного перехода, расположенный справа, и остановки автобуса (расположен слева, на встречной стороне)

Автономная система, разработанная в НАМИ, способна самостоятельно запускать и глушить двигатель, поддерживать прямолинейное движение (на скорости до 60 км/ч вперед и 5 км/ч назад), поворачивать, определять разметку и дорожные знаки, а также препятствие. Кроме того, прототип способен определять свое положение и отслеживать маршрут по карте мес

LADA Kalina превратили в беспилотный электромобиль — Naked Science

Специалисты Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ» поделились в Instagram фото своего электрического беспилотного автомобиля, созданного на основе LADA Kalina универсал. О возможном запуске авто в серию ничего не сообщили.

Сейчас множество компаний по всему миру ведут работы по созданию беспилотных авто. Активней всего данное направление прорабатывают на Западе, однако и китайские, и российские специалисты не желают оставаться в стороне. Подтверждением тому служит новая фотография беспилотной электрической LADA Kalina, показанной «НАМИ» в своем Instagram.

 

Строго говоря, от базовой модели осталось не так много. По сути, перед нами совершенно новый автомобиль. К слову, первой моделью теперь уже знаменитой компании Tesla стал Tesla Roadster, который также был основан на базе Lotus Elise. Электрический беспилотник «НАМИ» получил электромотор, имеющий максимальную мощность в 72,4 кВт. При рекуперативном торможении мощность электродвигателя, который переключается в режим генератора, равна 37,2 кВт.

 

Одного заряда батареи хватит, чтобы LADA Kalina проехала до 50 км: максимальная скорость при этом составляет 120 км/ч. Здесь вновь напрашивается пример «Теслы». Дело в том, что заряда литий-ионного аккумулятора Tesla Model S хватает, чтобы преодолеть дистанцию более 400 км. Многие другие электрические авто, в том числе бюджетные, также имеют показатели, значительно превосходящие разработку «НАМИ».

 

Более интересна концепция беспилотного авто. Автопилот «модернизированной» LADA Kalina способен включать мотор и управлять машиной на прямой при скорости до 60 км/ч. Система может выполнять повороты, используя указания навигатора. Она способна «узнавать» дорожные знаки и разметку, подавать различные сигналы другим участникам движения, а также направлять авто вслед впереди идущему автомобилю. При этом разработчики не раскрывают всех деталей своего творения. В частности, неизвестно, какая аппаратура используется, чтобы контролировать окружающее пространство. Можно допустить, что ряд действий совершается при использовании камеры.

 

Беспилотная «Калина» / ©НАМИ

 

Еще одна интрига касается запуска авто в серию. Однако и тут разработчики скромно умолчали. По опыту Google можно предположить, что в «НАМИ» работают над универсальной системой, которую можно будет совместить практически с любым легковым авто. Впрочем, для этого система должна быть потенциально востребованной.         

 

Ранее, напомним, сообщалось о разработке армянского беспилотного электрического автомобиля. 

Скопировать ссылку

он вряд ли куда-то доедет! — журнал За рулем

Автопилот и электрификация — два столпа, на которых, как нас уверяют, будет стоять автомобильная отрасль будущего. Причем будущего уже очень близкого. Вот только вопросов к безопасности от этого становится только больше.

Материалы по теме

Появление автопилота на машинах обусловлено тремя факторами. Первый — технический прогресс. После того как обычный круиз-контроль превратился в адаптивный, стало понятно, что на этом его развитие не остановится: инженерам нужно куда-то двигаться.

Вторая причина — гаджетомания молодежи. Статистика по всему миру отмечает: новое поколение не чувствует кайфа от вождения, а автомобили отвлекают его от любимого смартфона с соцсетями. Выходов у автопроизводителей два. Можно либо потерять эту аудиторию, либо сделать продукт, заточенный под нее. Первое чревато банкротством, поэтому остается одна дорога.

Наконец, третий аргумент «за» — повышение уровня безопасности. Если с первыми двумя пунктами не поспоришь, они достаточно очевидны, то с последним не всё так просто.

Идет перезагрузка

Материалы по теме

Для начала вспомните, сколько раз за последние полгода-год у вас глючил смартфон или компьютер. Скорее всего, гаджет приходилось как минимум перезагружать, иногда — переустанавливать программы. А теперь представьте, что взбрыкнул не телефон в момент праздного хождения по интернету, а автопилот вашей машины на скорости 100 км/ч. Допустим, завис. И кнопочка Reset, как назло, тоже не помогает….

Единичные глюки бытовой электроники — это всего лишь повод для легкого раздражения владельца и нулевой урон репутации производителя (все ведь небезгрешны). Автопилот же права на ошибку лишен: в его руках человеческие жизни. С поправкой на скорость, наличие вокруг машины препятствий и других людей времени на исправление сбоя не будет ни у электронного разума, ни у человека.

Особенно неуютно становится от того, что на дороги готовится выйти только первое поколение беспилотников. Их, конечно, усиленно учат, но статус первого в своем роде по определению означает небезупречность.

Серийные Теслы с «типа»-автопилотом и тестовые прототипы не так уж редко попадают в аварии. В том числе — с летальным исходом. А нам говорят, что уже через пару лет эти разработки выйдут на новый уровень и станут массовыми.

Серийные Теслы с «типа»-автопилотом и тестовые прототипы не так уж редко попадают в аварии. В том числе — с летальным исходом. А нам говорят, что уже через пару лет эти разработки выйдут на новый уровень и станут массовыми.

Защита от дурака

Материалы по теме

Опасаться автопилотам нужно будет не только собственных глюков, но и окружающей действительности. Машины-беспилотники станут ездить в окружении автомобилей, управляемых людьми. Иначе говоря — непредсказуемыми. Компьютер, каким бы умным его ни сделали, не в состоянии предвидеть любой фортель, который может выкинуть сосед по потоку. Нам-то в России над примерами и думать не надо: перестроения перед носом без поворотника — в порядке вещей. Как тебе такое, автопилот?

Получится, что электроника либо будет попадать в аварии из-за соседей-неадекватов, либо станет перестраховываться, держа таких в уме. И второй вариант отнюдь не лучше первого! С таким помощником в плотном городском потоке автомобиль никуда не доедет. Он ведь будет стоять и пропускать всех, кто успеет сунуть перед ним нос. А влезть перед поддерживающим безопасную дистанцию автопилотом проще, чем отнять конфетку у ребенка. Такой «прогресс» окажется раздражающим фактором в потоке для всех, а это есть ущерб безопасности.

Автомобильные дизайнеры дали фантазии волю, рисуя не привычные интерьеры, а какие-то гостиные и спальни на колесах. Аварию в расчет уже не принимают?

Автомобильные дизайнеры дали фантазии волю, рисуя не привычные интерьеры, а какие-то гостиные и спальни на колесах. Аварию в расчет уже не

Корреспондент «РГ» стал пассажиром первых в России беспилотных авто — Российская газета

Корреспондент «РГ» стал пассажиром первых в России беспилотных авто

На Московском международном автосалоне, который проходит в эти дни, можно прокатиться на беспилотном автомобиле. А также познакомиться с отечественными разработками в этой сфере. Тем более что уже два беспилотника работают в России в качестве такси.

То, что машины без водителя смогут ездить по дорогам страны, еще пять лет назад сложно было себе представить. Американский «Гугл-мобиль» — это что-то их, далекое, плохо совместимое с российскими дорогами, бездорожьем и сервисом. Но тем не менее пока за рубежом беспилотная техника проходит испытания, у нас уже осуществляется разведка боем. Автомобиль без водителя перевозит пассажиров в одном из российских городов.

Такси без водителя заказывали?

Город Иннополис в Татарстане выбрали в качестве площадки для тестирования беспилотного такси не просто так: здесь низкий автомобильный трафик, новые дороги и немного пешеходов.

Соглашение между Татарстаном и компанией «Яндекс», которая и запустила беспилотное такси, предусматривает, что оно будет бесплатным. В тестовой зоне города сейчас открыто пять точек посадки и высадки пассажиров. Их разместили возле ключевых объектов Иннополиса: университета, стадиона, медицинского центра, жилого квартала «Зион» и административно-делового центра имени Попова, где расположен офис российской интернет-компании.

Воспользоваться услугами беспилотника в Иннополисе смогут взрослые жители, которые дадут согласие на участие в тестировании. Желающий обращается в консьерж-сервис Иннополиса, подписывает бумаги на согласие в тестировании беспилотника и передает их в мэрию. После этого он получает возможность вызывать автомобиль со своего смартфона.

Работает такси ежедневно. Электронный водитель соблюдает все правила дорожного движения, пропускает пешеходов, умеет распознавать и объезжать препятствия, а при необходимости сможет экстренно затормозить. При этом во время тестирования в салоне постоянно находится инженер-испытатель, контролирующий исправность работы всех систем.

Как пояснил корреспонденту «РГ» директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Артем Фокин, сейчас этот проект готов для работы везде, на любых дорогах. Есть только несколько проблем. Автомобиль собран не из автомобильных компонентов, поэтому требует ежедневной проверки. Автомобильный компонент — это компонент, на который есть гарантия производителя, что он будет работать без вмешательства специалистов от одного планового техобслуживания до другого. Таких пока в природе не существует. Но в компании есть инженеры, которые ежедневно проверяют и обеспечивают работу техники.

Вторая проблема — это отсутствие нормативных актов, которые регулировали бы перевозку пассажиров беспилотным транспортом. Поэтому такси сейчас работает по соглашению с Татарстаном в тестовом режиме и в тестовой зоне.

В качестве базового автомобиля Toyota Prius была выбрана не случайно. По словам Артема Фокина, это надежный автомобиль, в котором есть все необходимые электронные блоки управления, с помощью которых можно этим автомобилем управлять.

— Мы не устанавливаем дополнительные механические средства, мы не вмешиваемся в те модули, которые установлены производителем, — поясняет Фокин. — Мы с помощью электроники говорим машине повернуть — и она поворачивает. Говорим тормозить — и она тормозит.

КАМАЗу нужны умные дороги

Впрочем, технологии отечественных беспилотников сильно отличаются. Например, шаттл от КАМАЗа для безопасного беспилотного передвижения нуждается в развитии интеллектуальной транспортной системы.

Шаттлы этого автопредприятия уже тоже возили пассажиров. Например, в Казани на чемпионате мира. Но по прямой дороге, отделенной от остальных участников движения, — аттракцион для гостей.

Как пояснил корреспонденту «РГ» руководитель направления электрика и электроника проекта «Шаттл» Николай Мезенцев, автомобиль едет по некой своей 3D-карте. Он ее сам строит с помощью лидаров, установленных на крыше. Также у него в памяти должна быть карта. Он накладывает одну на другую и понимает, где находится. Но карты занимают много памяти. Поэтому оптимальный вариант, чтобы автомобиль, подъезжая к новому участку, сам загружал новый кусок карты. А откуда он ее будет загружать? Вот для этого и нужна развитая интеллектуальная транспортная система.

Есть специализированные протоколы связи, по которым автомобили и дорожная инфраструктура передают информацию друг другу. О пробках, о средней скорости, о ямах — о чем угодно. В том числе для беспилотной технологии передают локальные 3D-карты.

— Мы можем по какой-то локальной улице поездить и довести до того, что беспилотник будет там ездить идеально, — поясняет Николай Мезенцев. — Но если автомобиль выедет из этой зоны, мы пока не можем гарантировать безопасности. Для идеальной работы беспилотника должна быть сумма технологий: наши технологии, технологии инфраструктуры и связи. Но, кстати, связи, которая обеспечивает надежную коммуникацию, тоже пока никто не может предоставить.

Кстати, беспилотник «Яндекса» проехал от Москвы до Казани почти 800 км. Но при этом у него была загружена карта всего участка. Причем карта, выверенная накануне поездки.

Камера, радар, поехали

Беспилотники «Группы ГАЗ» тренируются пока на полигоне Березовая пойма в Нижегородской области. Там нанесена дорожная разметка, установлены светофоры, дорожные знаки, есть пешеходные переходы и есть другие участники движения. Также прототипы передвигаются по внутризаводскому маршруту. На дороги общего пользования не выезжают.

ГАЗ представил на выставке сразу два прототипа. Первый оборудован четырьмя парами стереокамер. Они имитируют человеческое зрение и строят вокруг машины карту глубины. Она позволяет оценить расстояние до объекта. Впереди обычная видеокамера, с помощью которой считываются дорожные знаки, разметка, распознаются другие участники дорожного движения и пешеходы. Также для маневрирования и для понимания наличия объектов в ближнем диапазоне по периметру автомобиля установлены ультразвуковые датчики.

Для ориентации и привязки к маршруту используется два типа навигации. Высокоточная навигация работает в режиме поправок и обеспечивает точность до 1 см. В случае потери связи со спутником в работу вступает инерциальная навигация, которая постоянно отслеживает скорость автомобиля по сигналам от датчика АБС, положение руля, также есть датчики, которые отслеживают крены кузова. Так автомобиль понимает, происходит ли отклонение от маршрута или нет. Также инерционная навигация используется для удержания машины в полосе движения.

На втором прототипе уже сделано внешнее управление с помощью каншины рулевым управлением, интеллектуальной тормозной системой, тяговой установкой, трансмиссией и системами автомобиля. Его планируется оснастить лидаром, радаром в среднем диапазоне действий и камерой.

— Мы сейчас проводим исследования, какие наборы сенсоров лучше, — поясняет инженер «Группы ГАЗ» Валерий Филатов. — У камер есть недостатки при работе в тяжелых погодных условиях. Как раз набор «лидар, радар и камера» помогает решить эту проблему. Но значительно удорожает машину. Еще также есть возможность размещения тепловизора. Такой набор сенсоров позволит детектировать проезжую часть без разметки.

Насколько страшен беспилотник

Вокруг беспилотников не смолкают споры о его безопасности для окружающих. Напомним, что в свое время вице-президент одной из немецких компаний автопроизводителей заявил, что если машине придется выбирать, задавить пешехода или причинить неудобство пассажиру, то машина предпочтет первый вариант.

Также непонятно, как беспилотник будет реагировать на различные неожиданности, которые на дороге происходят сплошь и рядом. Например, с грузовика упадет незакрепленный груз, ребенок выскочит из-за стоящего автобуса, неожиданно перед машиной решит проскочить велосипедист. Всем помнится случай с беспилотным Uber, который сбил велосипедистку насмерть.

Но на все это разработчики лишь скептически ухмыляются. Перед машиной не стоит задачи защитить пассажира. Перед ней стоит задача не совершить столкновения с любым препятствием. Даже с тем, которое двигается с изменяемой скоростью, меняя траекторию.

— Сделать что-либо внезапно для этой машины невозможно, — утверждает Артем Фролов. — Она определяет любой объект, а также его скорость и направление движения в радиусе 100 метров и оценивает изменение обстановки с частотой 50 раз в секунду. Неожиданно может быть для водителя. Потому что он смотрел не туда, он был сконцентрирован на другом. У нас есть три типа сенсоров: радар, лидар и камеры. С их помощью мы определяем любой объект, его направление движения, скорость и возможность пересечения траекторий. Если траектории могут пересечься, то машина предпримет все, чтобы этого не допустить.

Радар видит сквозь припаркованный автобус, определяет объект с определенной массой и с определенной скоростью, столкновения с которым необходимо любой ценой избежать. Поэтому ситуация, в которой ему придется выбирать, невозможна. Он предотвратит ее еще на стадии зарождения.

Ну и напоследок. До появления этой техники на дорогах осталось не так долго ждать. Эксперты рассчитывают уже на 2030 год. Сейчас уже между правительством Москвы, «Яндексом», НАМИ и ГАЗом заключено соглашение на тему развития беспилотных транспортных средств. По всей видимости, скоро будут проводиться испытания на улицах столицы.

Остаются еще вопросы юридические. Беспилотный транспорт необходимо прописать в законах и нормативных актах, чтобы его легализовать. Но и здесь есть одна большая проблема: кто будет отвечать, если произойдет авария? Производитель беспилотника или его собственник? Кто компенсирует расходы на ремонт, если из-за какого-нибудь сбоя беспилотник поцарапает чужую машину?

АВТОВАЗ планирует создать машину-беспилотник

АВТОВАЗ планирует создать машину-беспилотник

 

АВТОВАЗ обсуждает с партнерами выпуск машины с функцией беспилотного вождения, которой смогут воспользоваться водители в московских пробках.

«Есть глобальная тенденция в Европе и мире – активно заниматься беспилотным вождением. И сейчас мы прорабатываем вопрос, как данная функция может в будущем применяться в продуктах LADA, – цитирует РИА Новости сообщение исполнительного вице-президента по инжинирингу АВТОВАЗа Харальда Грюбеля, которое он сделал на конференции по развитию автомобилей в Тольятти. – Мы обсуждаем это с нашими партнерами и участниками правительственной программы. Но сейчас это очень ранний этап».

По его словам, машина будет иметь облегченную систему ADAS (Advanced Driver Assistance Systems – «ассистент водителя») с ограничителем до определенной скорости.

«Это может сделать жизнь автомобилиста комфортней, если он находится где-нибудь в Москве», – добавил Харальд Грюбель.

Сроки реализации проекта пока не ясны. По мнению исполнительного вице-президента по инжинирингу АВТОВАЗа, потребители через пять – десять лет будут ждать, что в сегменте, куда входит LADA, появится система «ассистент водителя» и функция беспилотного вождения, которая сейчас является дорогостоящей.

«Для нас, конечно, самое главное – как предложить эти технологии потребителям за разумные деньги. Однако такие системы сложно будет использовать за пределами больших городов, учитывая состояние автодорог», – отметил Харальд Грюбель.

АВТОВАЗ – один из лидеров автомобильной промышленности России. Производственные мощности компании расположены в Тольятти и Ижевске. Технические возможности АВТОВАЗа предусматривают выпуск до 1 млн автомобилей и автокомплектов в год.

АвтоВАЗ намерен выпустить летающий автомобиль и беспилотник

АвтоВАЗ может начать разрабатывать летающий автомобиль. Такое мнение озвучил руководитель российского предприятия Николя Мор. Однако случится это нескоро.

По словам Николя Мора, летающий авто ВАЗ могут начать проектировать примерно через 20 лет. Поспособствует этому партнерство с компанией «Ростех»: именно совместно с ней планируют работать над новым проектом.

АвтоВАЗ намерен выпустить летающий автомобиль и беспилотник

Кроме того, автомобили ВАЗ могут получить автопилот. Система полуавтономного движения уже находится в разработке и ее планируют внедрить в ближайшее десятилетие.

Как известно, в последние годы ряд компаний разрабатывают летающие автомобили и некоторые проекты весьма успешные. В частности, уже в ближайшие месяцы поступят в продажу голландский PAL-V Liberty и словацкий AeroMobil 3.0. А к Олимпиаде 2020 года в Токио обещают представить и летающий автомобиль Toyota.

Читайте также:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тестирование беспилотных машин в городах РФ планируют легализовать

Профильные ведомства и организации занимаются разработкой документов, которые позволят узаконить городские испытания «беспилотников».

В России готовится приказ, который установит «порядок представления документов на проведение испытаний транспортных средств с повышенной степенью автоматизации», а также определит критерии участия в испытаниях водителя. Отметим, сейчас беспилотные машины в стране испытывают только под контролем водителей.

Разработкой документов занимаются Минпромторг, МВД и Росстандарт совместно с Агентством стратегических инициатив, Российской венчурной компанией, профильной рабочей группой и инфраструктурным центром AutoNet, об этом сообщает «Коммерсант». Заняться подготовкой документов Минпромторгу и НАМИ ещё в марте поручил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

В рабочую группу AutoNet сейчас входят Яндекс, АВТОВАЗ, Автодор, Внешэкономбанк, Sollers, МегаФон и другие компании. Доля компаний-участников AutoNet на мировом рынке к 2035 году должна составить 9,2%, объём экспорта предположительно вырастет с 1,4 миллиарда долларов в 2017 году до 241,6 миллиарда долларов. До 2021 года компании поддержат около сотни стартапов и тридцати средних предприятий, на их основе к 2035 году должны появиться «пять национальных чемпионов».

Разработками технологии управления «беспилотниками» уже давно занимается Яндекс. Представитель компании отметил, что прототипы уже сейчас могут выполнять движение по маршруту как в городе, так и на полигоне, однако для дальнейшего развития требуется более масштабное тестирование в условиях города. Разработчик предлагает определить порядок допуска машин к испытаниям на дорогах общего пользования и издать нормативный акт с требованиями к безопасности в этой области.

Ранее стало известно о том, что представители компании «Яндекс» уже официально обращались за разрешением тестирования беспилотного автомобиля в УГИБДД по Москве, однако глава подразделения «добро» не дал, причём отказ был категорическим, об этом рассказал начальник ГАИ России Михаил Черников.

По мнению заместителя руководителя ЦОДД Александра Евсина, на дорогах Москвы полностью беспилотный автомобиль в ближайшие годы «точно не появится». Он считает, что тот момент, когда ответственность за безаварийное движение такого автомобиля можно будет возложить на производителя, наступит не в ближайшие два-три года.

KAM_3681

В прошлом месяце портал «Колёса.ру» сообщал о том, что беспилотные машины в России могут начать тестировать весной-летом 2018 года. Первые технические проезды такого транспорта Росавтодор планирует осуществить на закрытом участке дороги от Казани до Набережных Челнов.

Напомним, согласно дорожной карте по разработке законодательства для беспилотников, которую утвердил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, реализация 75 мероприятий должна пройти в период с 2018 по 2035 годы.

Читайте также:

<a href=»https://www.kolesa.ru/news/prognoz-pwc-bespilotnye-avtomobili-v-gorodah-ozhidayutsya-k-2040-godu» target=»_blank»>Прогноз PwC: беспилотные автомобили в городах ожидаются к 2040 году</a>

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о