TATRAPAN — адский броневагон из Словакии.
ATRAPAN — это любопытный эксперимент словацких оборонщиков по созданию бюджетного бронетранспортера на шасси армейского грузовика. Этот проект обогнал время лет на десять. TATRAPAN вполне можно назвать MRAPом.
После того как чехи и словаки разбежались по разным государствам, встал вопрос создания национальной словацкой армии. И естественно такая армия должна была иметь своё, национальное вооружение. Одновременно надо было чем-то загрузить остатки промышленность, а иначе социального взрыва не миновать.
На мегапроекты, типа основного танка, у словаков денег не было. Разрабатывать было решено бронетранспортер. Причем бюджетно. А это значит про специальное шасси можно было забыть. Использовали шасси армейского грузовика Tatra 813TP, коих на армейских складах имелось с избытком. Зато замысел был прекрасен. Модульная конструкция бронекузова, модули должны были меняться за час, что удалось реализовать. Усиленная защита при подрыве. Здесь свою роль сыграло шасси Tatra.
Первые прототипы поступили на испытания в 1994 году. Дальше производство шло ни шатко ни валко Финансирование было скудным, закупки были мизерными. Все изменилось с начала операции НАТО в Ираке и Афганистане. Словакия, как вассал США, несёт воинскую повинность в этих странах. Очень быстро выяснилось, что парк бронетехники вновь прибывших стран НАТО сильно изношен и требует замены. Тут же началось щедрое финансирование стран участвующих в операциях НАТО со стороны США. Ну а как появились деньги, то производство TATRAPAN форсировали. Словацкая армия получила 50 таких бронетранспортеров. Кроме этого удалось пристроить еще несколько десятков греческой армии.
Сейчас TATRAPAN выпускается в нескольких вариантах.
TATRAPAN ZASA — стандартный бронетранспортер, вооруженный 12,7-мм пулеметом НСВТ. Хотя могут быть и другие варианты воружения. Бронированный модуль вмещает десять бойцов.
TATRAPAN AMB — медицинская версия бронетранспортера.
TATRAPAN VSRV — передвижной командный пункт.
TATRAPAN MOD — экспортная версия с дизелем водяного охлаждения KHD Deutz BF 6M 1015C.
Первый прототип TATRAPAN.
amonov.livejournal.com
Словацкий бронеавтомобиль «Tatrapan»
Словацкий бронеавтомобиль «Tatrapan» разработан фирмой «Podpolianske Strojarne Detva» на базе чешского автомобиля повышенной проходимости Т-815 «Tatra» с колесной формулой 6×6. Длина машины 8,4 м, ширина 2,5 м, высота 2,7 м, максимальная боевая масса 21,3 т.
Базовый вариант Tatrapan Т1, используется в качестве БТР. Он имеет экипаж из двух человек и вмещает в себя 10 полностью экипированных пехотинцев. В экстренных ситуациях может вместить 12 военнослужащих.
Броня Tatrapan обеспечивает всестороннюю защиту экипажу от 7,62-мм пуль.
На крыше базовой версии автомобиля установлен 7,62-мм ручной пулемет. Кроме того, в кормовой части устанавливается дополнительно 12,7-мм зенитный пулемет или 40-мм автоматический гранатомет.
Машина оснащается дизельным 19-литровым турбированным с воздушным охлаждением двигателем «Tatra» Т3-930-51 мощностью 355 л. с..
Максимальная скорость движения по шоссе 120 км/ч, запас топлива 460 л, запас хода по топливу 850 км.
Tatrapan оборудован системой автоматического пожаротушения. Автомобиль имеет полный привод на все колеса. Управляемыми являются передняя пара колес. Он имеет центральную систему подкачки шин, которая может работать на ходу.
Первый прототип бронеавтомобиля «Tatrapan» был изготовлен в 1994 году.
В период до 2009 года было выпущено около 50 машин в различной модификации.
Модификации бронеавтомобиля «Tatrapan»:
Tatrapan T1 – бронетранспортер базовой версии;
Tatrapan ZASA — бронетранспортер имеет усиленную конструкцию и обеспечивает улучшенную защиту от мин;
Tatrapan VESPRA — командно-штабная машина;
Tatrapan MOD — модернизированная версия бронетранспортера, установлен более мощный дизельный двигатель с водяным охлаждением «Дойц» (450 л. с.), имеет усиленную защиту от мин.
Технические характеристики бронетранспортера Tatrapan T1:
Колесная формула: 6х6;
Экипаж, чел.: 2 +10;
Масса, т: 21,3;
Габаритные размеры, мм: длина – 8460, ширина – 2500, высота – 2750, дорожный просвет – 390, колея — 2044, колесная база — 3200;
Двигатель: дизель «Tatra» Т3-930-51;
Мощность двигателя, л. с.: 355;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 120;
Емкость топлива, л: 460;
Запас хода по шоссе, км: 850;
Вооружение: пулеметы 2 х 7,62-мм / 12,7-мм;
Преодолеваемые препятствия: градиент, % — 60; уклон, % — 40; траншея, м — 1,1; стенка, м — 0,6; брод, м – 1,4
tehnowar.ru
Словацкий бронеавтомобиль «Tatrapan» — Познавательный журнал ЕНОТ
Post Views: 167
Словацкий бронеавтомобиль «Tatrapan» разработан фирмой «Podpolianske Strojarne Detva» на базе чешского автомобиля повышенной проходимости Т-815 «Tatra» с колесной формулой 6×6. Длина машины 8,4 м, ширина 2,5 м, высота 2,7 м, максимальная боевая масса 21,3 т.
Базовый вариант Tatrapan Т1, используется в качестве БТР. Он имеет экипаж из двух человек и вмещает в себя 10 полностью экипированных пехотинцев. В экстренных ситуациях может вместить 12 военнослужащих.
Броня Tatrapan обеспечивает всестороннюю защиту экипажу от 7,62-мм пуль.
На крыше базовой версии автомобиля установлен 7,62-мм ручной пулемет. Кроме того, в кормовой части устанавливается дополнительно 12,7-мм зенитный пулемет или 40-мм автоматический гранатомет.
Машина оснащается дизельным 19-литровым турбированным с воздушным охлаждением двигателем «Tatra» Т3-930-51 мощностью 355 л. с.. Максимальная скорость движения по шоссе 120 км/ч, запас топлива 460 л, запас хода по топливу 850 км.
Tatrapan оборудован системой автоматического пожаротушения. Автомобиль имеет полный привод на все колеса. Управляемыми являются передняя пара колес. Он имеет центральную систему подкачки шин, которая может работать на ходу.
Первый прототип бронеавтомобиля «Tatrapan» был изготовлен в 1994 году.
В период до 2009 года было выпущено около 50 машин в различной модификации.
Модификации бронеавтомобиля «Tatrapan»:
Tatrapan T1 – бронетранспортер базовой версии;
Tatrapan ZASA — бронетранспортер имеет усиленную конструкцию и обеспечивает улучшенную защиту от мин;
Tatrapan VESPRA — командно-штабная машина;
Tatrapan AMB — бронированная машина скорой помощи;
Tatrapan MOD — модернизированная версия бронетранспортера, установлен более мощный дизельный двигатель с водяным охлаждением «Дойц» (450 л. с.), имеет усиленную защиту от мин.
Технические характеристики бронетранспортера Tatrapan T1:
Колесная формула: 6х6;
Экипаж, чел.: 2 +10;
Масса, т: 21,3;
Габаритные размеры, мм: длина – 8460, ширина – 2500, высота – 2750, дорожный просвет – 390, колея — 2044, колесная база — 3200;
Двигатель: дизель «Tatra» Т3-930-51;
Мощность двигателя, л. с.: 355;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 120;
Емкость топлива, л: 460;
Запас хода по шоссе, км: 850;
Вооружение: пулеметы 2 х 7,62-мм / 12,7-мм;
Преодолеваемые препятствия: градиент, % — 60; уклон, % — 40; траншея, м — 1,1; стенка, м — 0,6; брод, м – 1,4
Помощь проекту
Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
udachnyj-enot.com.ua
Tatrapan — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
TATRAPAN | |
---|---|
TATRAPAN словацької армії | |
Тип: | |
Походження: | Словаччина |
Характеристики | |
Маса | 24000 кг |
Броня | 7.62 AP |
Тип і модель двигуна | TATRA або DEUTZ |
Швидкість | більше 90 км /год |
Потужність двигуна | 275 kW або 300 kW |
Запас ходу | 1000 км |
Довжина | 8.4 м |
Ширина | 2.5 м |
Висота | 2.7 м |
Обслуга | 2-3 + 10 пасажирів |
TATRAPAN — словацький бронеавтомобіль колісною формулою 6×6.
Бронеавтомобіль розроблено словацькою компанією VYVOJ Martin a.s. на базі вантажівки Tatra 815. Корпус має дві полуавтономні секції — для екіпажу та пасажирів. Днище має V-образну протимінну форму. Бронеавтомобіль має систему кондіціювання, яка працює при температурі до 55 °C.
Прийнят на озброєння словацької армії з 1994. До 2009 для армії та на експорт виготовлено 100+ одиниць.
- TATRAPAN ZASA — бронетранспортер
- TATRAPAN AMB — польова медична машина
- TATRAPAN VŠRV або VESPRA — командно — штабна машина
- TATRAPAN MOD — варіант з двигуном Deutz та автоматичною трансмісією
- ↑ SIPRI — Trade Registers China (англ.)
uk.wikipedia.org
Бронеавтомобиль TAPV — все про оружие человечества
Бронеавтомобиль TAPV
Немецкая компания Rheinmetall объявила о получении заказа на совместное производство с Textron (США) TAPV (Tactical Armoured Patrol Vehicle ) средних бронированных машин для нужд канадской армии.
Стоимость контракта оценивается в 160 миллионов евро. В рамках реализации дочернее предприятие немецкой компании Rheinmetall Canada, будет участвовать в сборке TAPV. Заключая договор о сотрудничестве с Textron, Rheinmetall предложила ряд изменений в консрукции : установить ряд ключевых подсистем, ответственных за управление огнем, ситуационной осведомленности, навигации, а также набор устройств наблюдения и анализа поля боя.
Реализация контракта начнется в 2014 с ожидаемым завершением в 2021 годах. Большая часть работ проводится в рамках обязательств, взятых на Rheinmetall, будет принято в канадском заводе компании в Сен-Жан-сюр-Ришелье в Квебеке на востоке страны.
В рамках реализации канадская компания построит и передаст для нужд канадской армию 500 машин этого типа с опционом на дополнительные 100 единиц.
Тактическая бронированная патрульная машина (Tactical Armoured Patrol Vehicle — TAPV) предназначена для замены в канадской армии существующего парка бронированных патрульных машин (APV) и разведывательных машин Coyote.
TAPV является колесной бронированной машиной 4х4, специально разработаной и предназначен для обеспечения живучести, мобильности и гибкости в асимметричном бою при ыполнении любых типов операций.
warweapons.ru
«MSPV Panthera F9» Сирийские трофеи на «Армии-2018»: safaniuk — LiveJournal
В этом году на форуме «Армия-2018» в парке «Патриот» была представлена большая экспозиция трофейного оружия захваченнjuj у боевиков террористических группировок в ходе сирийской кампании под названием «Свободная Сирия».
Среди одних из наиболее вызвавших интерес были: «джихад-мобили» и «современные» тачанки – пикапы, кузова которых превращены в передвижную огневую точку. Я врятли смогу добраться до каждой в отдельности, поэтому кто еще не видел, смотрите фотографии у podpolkovnikvvs Экспозиция сирийских трофеев
Турецкие бронеавтомобили «Panthera F9» созданные по лицензии ОАЭ компанией Minerva Special Purpose Vehicles (MSPV). Данные бронеавтомобили террористы применяли в контрнаступлениях против правительственных сил Сирии на фронтах провинций Идлиб и Хама в начале этого года. Я тогда накатал большой пост по этому поводу. В марте этого же года «Пантеры» были захвачены войсками Сирийско Арабской Республики при освобождении юго-западных провинций Сирии. И которые, российские военные забрали на родину, как трофеи.Кстати, тогда же, мне на почту писали официалы MSPV, чтобы я убрал упоминает о них, так как они, мол, не имеют никакого отношения к боевикам :)) И они же пытались через саппарт YouTube удалить ролик, который я залил себе на капал, с мотивировкой о приченении вреда деловой репутации компании 🙂
Напомню, на тот момент, когда арабоязычный сегменте в Twitter стал массово «бурлить» сообщениями о том, что у боевиков группировок Jaish al-Nasr и Faylaq al-Sham в провинции Идлиб, были замечены новенькие бронированные автомобили «Panthera F9» и вооружение, а за ними потянул ряд англоязычных СМИ, американские аналитики начали убеждать мир, что данная бронетехника была предоставлена террористам, Анкарой (союзником России в регионе).
На деле же выяснилось, что бронемашины были поставлены союзником США. Благодаря США и ОАЭ в провинциях Северная Хама и южный Идлиб боевики раскатывали на современной тяжелой военной технике. Следует напомнить, что Эмираты являются одной из опорных точек США в зоне Персидского залива. Америке было жизненно важно внести коррективы между отношениями Турции и России. Более подробнее тут.
В один из представленных на сирийской экспозиции форума «Армия-2018» бронеавтомобиль «Panthera F9» попал 125-мм бронебойный подкалиберный снаряд (БПС). Снаряд вошел в левый борт (6-мм бронелист) и вышел через правый.
По информации МО РФ, машина шла с полной загрузкой. Все, кто находился в десантном отсеке, превратились в мясо. Говорят, что перед доставкой в Москву, машину пришлось постараться отмыть…
Снаружи вот такая дырочка, а внутри фарш:
Обзор «Пантеры» от Константина Лазарева:
Сирийский БТС-4 тащит трофейный Panthera F9:
Новенькие MSPV «Panthera F9» у боевиков в Сирии, в январе этого года:
Бронеавтомобиль «Panthera F9» создан по лицензии ОАЭ, компанией Minerva Special Purpose Vehicles (MSPV), двумя компаниями в прошлом году его анонсировали на IDEF 2017. Panthera F9 оснащена 6,7-литровым турбодизелем V8 с 6 скоростной АКПП. Включает интеграцию ARX20 с дистанционным управлением. Уровень защиты B7 / STANAG 4569-2 и STANAG 4569-1. Panthera F9 вмещает до 9 солдат в заднем отсеке.
Демонстрация боевого модуля с дистанционным управлением ARX20 на выставке IDEF 2017 в Абу-Даби (ОАЭ):
Фото: http://forcesoperations.com/en/nexter-and-mspv-joint-project/
Основное вооружение ARX 20 — 20 мм пушка М621 со средней скоростью обстрела 750 выстрелов в минуту. Угол горизонтального наведения — 360°, вертикального — 60°. Модуль дистанционно управляемый.
Масса ARX20 всего 270 кг, что позволяет устанавливать его на любые бронемашины вплоть до 4х4. Боевой модуль стабилизирован для обеспечения стрельбы с ходу, а его прицельный комплекс оборудован двумя камерами дневного видения и, по требованию, может быть установлена неохлаждаемая инфракрасная камера для ночного видения.
Дополнительно может быть установлен пулемет калибра 7,62 мм, пусковые установки дымовых гранат и магазин для дополнительного боекомплекта (помимо 100 снарядов имеющихся в базовой комплектации).
Фото: http://forcesoperations.com/en/nexter-and-mspv-joint-project/
Эти же «Пантеры» применяет Ливийская национальная армия ( LNA ):
safaniuk.livejournal.com
Финские колесные бронированные универсальные модульные машины Patria AMV
Статья Михаила Барятинского «Альтернативный БТР для российской армии» (vpk-news ru, 2012) дополнена, в основном, изображениями.На основе перспективной отечественной унифицированной средней колесной платформы «Бумеранг» планируется создать бронетранспортер, боевую машину пехоты и спецмашины. В этой связи интересна разработанная в Финляндии универсальная бронированная модульная машина Patria AMV, послужившая базой для систем различного назначения.
Морской БТР «Хэвок» выполнил всю программу испытаний
Летом 2013 года компания Lockheed Martin успешно завершила программу тестирования систем защиты четырехосного (8х8) модульного бронированного автомобиля Havoc (программа МРС — Marine Personnel Carrier), сообщает ASDNews 25 сентября.При помощи детекторов выявлено, что при испытаниях не было разрушений, которые привели бы к ущербу для любого из трех членов экипажа и девяти морских пехотинцев, находившихся бы внутри машины.
«Защищенность и готовность выполнить миссии является нашей первоочередной задачей, и мы теперь можем утверждать, что Havoc обеспечит защиту наших морских пехотинцев и в реальных боевых условиях. Броня «Хэвока» подтвердила все наши расчеты, выполненных передовыми методами моделирования защиты», заявил вице-президент наземных транспортных средств компании Lockheed Martin Missiles and Fire Control Скотт Грин (Scott Greene). В марте этого года бронемашина на 100% выполнила все условия испытаний, проводившихся для выявления плавучести транспортного средства. Бронеавтомобиль готов для развертывания серийного производства, в нем достигнута высокая степень унификации узлов и деталей с другими плавающими транспортными средствами Корпуса морской пехоты, что значительно снижает стоимость, облегчает обучение персонала и упрощает материально-техническое обеспечение.
«Хэвок» является многоцелевой экспедиционной боевой машиной, созданной на базе широко распространенного в вооруженных силах стран мира и успешно прошедшего боевое крещение модульного БТР Patria (8х8).
Колесные бронированные машины на финском шасси
Перед экономическим форумом летом 2012 года в Санкт-Петербурге президент Суоми Саули Ниинисте сообщил о возможном контракте на поставку Минобороны РФ 500 БМП Patria. Это заявление вскоре частично опровергли СМИ, сославшись на круги, близкие к российскому военному ведомству: мол, речь шла только об изучении финского детища. Тем не менее среди наших экспертов и людей, просто интересующихся боевой техникой, развернулась малопродуктивная дискуссия по поводу появившейся информации. Суждения и оценки, как водится в таких случаях, были полярно противоположными. Причем за рамками спора почему-то остались вопросы о ТТХ и возможностях БМП Patria. А ведь с этого следовало начинать.
Особенности конструкции
Разработка колесной бронированной машины (КБМ) нового поколения Patria AMV (AMV – Armored Modular Vehicle) началась в середине 90-х годов XX века. В основу проекта легли результаты исследований, проведенных научно-техническими подразделениями финской армии, а также опыт создания и эксплуатации (в том числе и в миротворческих силах ООН) бронетранс-портеров семейства Sisu ХА-180 с колесной формулой 6х6, выпуск которых осуществлялся с 1984 года.
Прорабатывалось несколько вариантов шасси – 6х6, 8х8 и 10х10. Однако по итогам испытаний инженеры фирмы Patria Vehicles и военные пришли к выводу, что лучшей машиной для замены ХА-180 является КБМ с колесной формулой 8х8. Такое шасси наиболее полно отвечало задаче повышения защищенности и размещению различного вооружения.
Компоновка машины соответствует стандартам НАТО. Корпус делится на четыре отделения: управления, моторно-трансмиссионное (МТО), боевое и десантное. Отделение управления расположено в носовой части корпуса у левого борта. МТО – справа от отделения управления. В варианте бронетранспортера позади водителя находится место командира, а за МТО и справа от командира – место наводчика, управляющего пулеметной установкой. Собственно места командира и наводчика образуют боевое отделение. Десантное – на восемь полностью экипированных пехотинцев – от середины до кормовой части машины.
Корпус КБМ сварен из катаных броневых листов Armox повышенной твердости. В стандартном исполнении он выдерживает попадания обычных натовских пуль калибра 7,62 миллиметра и соответствует второму классу защиты стандарта STANAG-4569. Для повышения ее уровня можно разместить на корпусе КБМ дополнительные броневые плиты. В любом случае, по словам разработчиков, Patria AMV в лобовой проекции не должен быть страшен обстрел 30-мм бронебойными подкалиберными снарядами. Для снижения воздействия кумулятивной струи при попадании гранат РПГ у машины есть подбой из композитных панелей.
В отличие от большинства аналогов Patria AMV не имеет несущего корпуса. Элементы ходовой части крепятся к раме. За счет этого конструкция нижней части корпуса значительно упрощена, кроме того, рама защищает карданную передачу от механических повреждений.
Силовая установка
На БТР установлен шестицилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения Scania DC12 мощностью 490 лошадиных сил (360 кВт) с турбонаддувом. Трансмиссия автоматическая семиступенчатая ZF 7HP9002 Ecomat немецкого производства. От автоматической коробки передач крутящий момент через передаточную коробку передается на центральную карданную передачу, а от нее – на все восемь колес. Привод колес постоянный с межосевыми дифференциалами между передними и задними парами осей. Две передние пары колес управляемые. Однако по желанию заказчика управляемыми могут быть сделаны все четыре пары колес, поскольку для унификации полуоси всех колес снабжены шарнирами равных угловых скоростей.
Колеса оснащены шинами размерностью 14.00R20, имеют централизованную систему подкачки и дисковые гидравлические тормоза. Подвеска колес независимая, на двух поперечных рычагах.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают КБМ массой 16 тонн (в варианте БТР) движение по шоссе с максимальной скоростью 100 километров в час. При увеличении массы до 27 тонн в зависимости от модификации динамические характеристики не ухудшаются, так как для установки в Patria может использоваться линейка силовых агрегатов мощностью от 335 до 536 лошадиных сил. Машины до 22 тонн – плавающие. Для движения на плаву в кормовой части КБМ устанавливаются два водометных движителя, позволяющие машине развивать скорость на воде до 10 километров в час.
Универсальная платформа
Главной привлекательной особенностью Patria AMV является модульность ее конструкции. Во-первых, по желанию заказчика на машине могут быть установлены различные двигатели и трансмиссии, системы охлаждения, обогрева, кондиционирования, коллективной защиты от ОМП, а также колеса различного размера и типа. Во-вторых, за счет различной комплектации базового шасси вооружением и специальным оборудованием удается получить технику различного назначения – БТР, БМП, БРЭМ, БММ, КШМ, САУ.
Колесный БТР Patria ХА-180 стал отправной точкой при создании новой бронированной колесной машины Patria AMV | Одной из первых серийных машин Patria AMU стала минометная система Patria AMOS |
Минометная система AMOS на шасси Patria AMV финской армии | Самоходные минометные системы на шасси Patria AMV NEMO (слева) и AMOS |
Patria AMV в варианте БМП с башней Oto Melara HITFIST | Южноафриканский вариант БМП на шасси Patria AMV с башней Denel LTC 30 |
Перспективный вариант БМП для финской армии с башней PROTECTOR Medium Caliber RWS | Вариант БМП на шасси Patria AMV с комплексом вооружения израильской компании Elbit |
Patria AMV с комплексом вооружения израильской компании Rafael | |
Вариант БТР на шасси Patria AMV для армии Хорватии | Вариант БТР на шасси Patria AMV для армии Словении с измененной кон¬струкцией кормовой двери |
Перспективный ЗРК на шасси Patria AMV | Patria AMV в варианте машины огневой поддержки с 90-мм пушкой |
Таким образом, специальные машины на базе КБМ получают различный набор оружия. В варианте БТР Patria оснащается одним из трех выносных модулей с крупнокалиберными пулеметами, в том числе комплексом PML 127OWS на основе российского 12,7-мм пулемета НСВ-12,7 «Утес».
В варианте БМП набор еще более разнообразный. Напомним, что согласно определению, содержащемуся в приложении к Договору по ограничению вооруженных сил и вооружений в Европе (ДОВСЕ), машины с вооружением калибром до 20 миллиметров – БТР, а свыше – БМП. Причем вне зависимости от типа шасси и боевой массы. Одним из первых вариантов оснащения БМП стал комплекс в составе башни HITROLE производства итальянской фирмы Oto Melara с 25-мм пушкой Oerlikon КВА. Также испытывалась машина с башней американской компании Delco Defense сначала с 25-мм автоматическим орудием М242 Bushmaster, а затем с 30-мм Bushmaster II. На БМП для ВС Польши устанавливается двухместная башня HITFIST c 30/40-мм автоматической пушкой М44 АТК Gun Systems. Эта пушка может быстро переоборудоваться из системы, стреляющей боеприпасами калибра 30х173 миллиметра, в 40-мм пушку с новыми боеприпасами Super Forty.
Комплекс вооружения HITFIST оснащается цифровой СУО Galileo. В ее состав входят прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, двухплоскостной стабилизатор и баллистический вычислитель. Прицельно-наблюдательный комплекс наводчика включает перископический прицел Kollsman с 12-кратным телевизионным дневным каналом, тепловизионным каналом с двумя сменными увеличениями и лазерным дальномерным каналом. Командир машины может вести огонь из основного и вспомогательного вооружения, наводя его на цель по установленному на рабочем месте монитору, дублирующему комбинированное изображение телевизионного и тепловизионного каналов прицельного комплекса наводчика. Башня HITFIST сварена из алюминиевой брони, к которой снаружи болтами крепятся стальные бронелисты.
Такой же 30/40-мм автоматической пушкой М44 оснащена БМП для армии ЮАР. Но в состав ее автоматизированной СУО введен панорамный комбинированный прицел командира.
БМП для финской армии предполагается оснастить дистанционно управляемым комплексом вооружения среднего калибра норвежской компании Kongsberg. В его состав входит автоматическая пушка калибра 25–30 миллиметров и СУО, обеспечивающая возможность реализации принципа Hunter Killer.
Наиболее любопытным можно считать вариант БМП для армии ОАЭ. Эта машина оснащена башней с комплексом вооружения от российской БМП-3.
Вариант БМП на удлиненном шасси
Patria AMV с комплексом вооружения от БМП-3
Помимо БТР и БМП, на шасси Patria AMV созданы минометные системы AMOS и NEMO. Первая система включает башню с установленными в ней спаренными 120-мм казнозарядными гладкоствольными минометами с автоматической системой заряжания. NEMO – облегченная версия системы AMOS – имеет только один ствол.
Кроме этих образцов, на шасси Patria AMV разработана машина огневой поддержки с 90-мм пушкой. На этом, собственно, краткий обзор систем вооружения, устанавливаемых на этой КБМ, можно завершить.
Мировое признание
Вернемся в ноябрь 2001-го, когда на испытания в финские ВС был передан первый опытный образец. Спустя два года к тестам подключились еще два. Однако апробации не успели толком начаться, а Министерство обороны Финляндии уже заказало 24 машины Patria AMV с минометными системами AMOS. Вслед за этим контрактом последовал заказ на 62 бронетранспортера, оснащенных дистанционно управляемыми боевыми модулями.
Дальше – больше. В декабре 2002-го Министерство обороны Польши после официально объявленного, но фактически так и не проведенного тендера на поставку БТР для Войска Польского закупило у компании Patria 690 КБМ (позже заказ увеличили на 133 единицы): 313 – в варианте БМП с башней Oto Melara с 30-мм пушкой и 377 машин других модификаций (медицинской, командирской и т. д.). Окончание поставок планируется в 2013 году. В Польше Patria AMV получила название Rosomak. Будет не лишним добавить, что именно машины Речи Посполитой первыми побывали в бою. С 2007-го 35 БМП Rosomak находятся в Афганистане в составе польского контингента международных сил безопасности.
Польские БМП Rosomak в Афганистане
Контракт с Варшавой сразу выдвинул фирму Patria в ведущие производители КБМ массой до 30 тонн. Впрочем, коммерческий успех финского изделия – следствие не столько неплохих тактико-технических характеристик, сколько относительно невысокой цены. С самого начала польские эксперты на первое место выдвигали стоимость новой КБМ. Этот критерий повлиял на окончательный выбор на 60 процентов. На 15 он зависел от условий гарантии и на 25 от степени локализации производства.
Если и имелись какие-то претензии к качеству финских боевых машин, а их в основном выдвигали другие участники тендера – австрийцы и швейцарцы, то к началу поставок в 2004 году все они были неактуальны. Из существующих на сегодня КБМ финский бронетранспортер – наиболее удачный. По сути финны одними из первых уловили новую тенденцию в развитии машин такого класса да и бронетехники в целом – создание унифицированной колесной бронированной платформы. Все это быстро сказалось на экспортных заказах.
В 2006 году Словения объявила о закупке 135 Patria AMV, 12 из которых должны оснащаться минометной системой NEMO. В 2012-м после поставки 30 машин заказ был аннулирован из-за финансовых трудностей и ограничен уже отправленными КБМ. Судя по всему, словенцы получили только бронетранспортеры, обладающие дистанционно управляемым модулем Kongsberg Protector с 12,7-мм пулеметом Browning M2HB.
Хорватия заказала 84 машины в 2007 году и еще 42 – в декабре 2008-го. Поставки должны завершиться в 2012 году.
В мае 2007-го с южноафриканской компанией Denel Land Systems был заключен контракт на производство 264 КБМ с повышенным уровнем баллистической и противоминной защиты. Планируется выпуск Patria AMV в пяти вариантах: БТР, КШМ, самоходный миномет, машина огневой поддержки и самоходный ПТРК.
В январе 2008-го Patria объявила, что ОАЭ заинтересованы в поставках финских КБМ. Достоверно известно о 15 заказанных Patria AMV – с минометной системой NEMO или с башней БМП-3. У последних для обеспечения плавучести, в которой почему-то заинтересованы Эмираты, пришлось на 40 сантиметров удлинить корпус.
Контракт на приобретение 113 Patria AMV в августе 2010-го заключила Швеция. Интерес к финским машинам проявляла также Македония.
С 2008 года фирма Patria и американская компания Lockheed Martin работали над адаптацией финской КБМ к требованиям Корпуса морской пехоты США. Речь идет о выпуске примерно 600 машин для замены КБМ LAV. В 2012-м машина, получившая название Havoc, была допущена к тендеру, в котором участвуют образцы еще трех фирм.
В общей сложности в настоящее время можно говорить о контрактах на поставку 1324 финских КБМ различных вариантов, часть из которых покупатели уже получили. По числу заказанных и выпущенных машин Patria AMV – безусловный лидер среди бронетранспортеров 4-го поколения. Так, например, на февраль 2012 года изготовлено только 100 германо-голландских KБМ Boxer (из 272, предназначенных для бундесвера). Поставки первых машин для армии Нидерландов (заказано 200 единиц) должны начаться в этом году. По состоянию на июнь 2012-го ВС Франции получили 400 БМП VBCI из 630 единиц, которые должны получить войска Пятой республики. Кстати, ни на германо-голландскую, ни на французскую машины экспортных заказов нет.
Несколько лучше обстоит с этим делом у австрийской КБМ Pandur II. На 2012 год заказано 359 таких машин. В австрийской армии их насчитывается 68, в португальской – 260. В 2009-м в Чехию были отправлены первые 17 КБМ Pandur II из 107 заказанных, но затем процесс поставки замедлился в связи с финансовым кризисом. В 2006 году итальянская армия заказала 249 КБМ Freccia в нескольких модификациях, но к настоящему времени получила только 54 штуки.
С точки зрения количества составить конкуренцию Patria AMV может только турецкая КБМ Pars. Сухопутные войска Турции заказали 1000 таких машин, а морская пехота – 50. Поставки ожидаются в 2012–2016 годах. В июле 2011-го был подписан контракт на продажу 257 КБМ Pars вооруженным силам Малайзии.
К созданию колесной бронемашины 4-го поколения приступили и в Сингапуре. В 2006 году здесь приняли на вооружение КБМ Terrex. За шесть лет в войска поступили 135 единиц. К 2018-му армии Тайваня планируется передать 368 КБМ СМ-32. Их серийное производство началось в 2010 году. Ну и, наконец, с 2009-го Народно-освободительная армия Китая получает БМП ZBL-09. Впервые 18 машин этого типа были показаны на параде в честь 60-летия КНР. В настоящее время Пекин начал активно продвигать эту машину на экспорт под обозначением VN-1 в трех вариантах: бронетранспортер, БМП и САУ.
Качество и сроки
Если интерес к Patria AMV со стороны ряда восточноевропейских стран в значительной степени можно объяснить привлекательным соотношением «цена-качество», то Швецию и уж тем более Арабские Эмираты никак нельзя отнести к бедным странам, экономящим на закупке вооружений. Ну а интерес к финской машине американских военных – уже своеобразный знак качества, нравится это кому-то или нет.
Чем объясняется внимание к Patria AMV в России? Ответ, думается, очевиден – отечественный БТР-80 устарел безнадежно. Никакие косметические модернизации кардинально положения не изменят. Самое главное – ни БТР-80, ни БТР-82 в силу компоновки, заточенной при их создании на большую войну в Европе, нельзя использовать в качестве полноценной унифицированной колесной бронированной платформы.
Но с другой стороны, какой смысл закупать 500 иностранных машин, если потребности нашей армии существенно превышают данную цифру. Тем более что собственные предприятия будут простаивать. Значительно разумнее организовать лицензионное производство с достаточной степенью локализации, по вооружению уж в любом случае.
Другое дело – закупка нескольких образцов для ознакомления и испытаний. Однако судя по всему, применительно к Patria AMV речь об этом не шла. Во всяком случае никакой информации о таких испытаниях не было в отличие, например, от сообщений об апробациях в Российской армии двух бронетранспортеров Boxer. Причем говорилось, что по результатам испытаний может быть дана рекомендация по принятию машины на вооружение. В этом случае в России будет развернуто лицензионное производство германо-голландской машины. Впрочем, все это представляется маловероятным, особенно с учетом ее стоимости – три миллиона евро за штуку.
Возможных причин повышенного внимания наших военных к импортным бронетранспортерам 4-го поколения скорее всего две.
Первая – вполне разумное желание ознакомиться с лучшими образцами иностранной техники, по-видимому, больше соответствующими современным задачам.
Вторая – подстегнуть собственных разработчиков и в плане сроков, и в плане качества. Кстати, возможно, именно конкуренция существенно приблизила – с 2015 до 2013 года – сроки финальной сборки двух первых прототипов бронетранспортеров отечественной унифицированной платформы «Бумеранг».
Rosomak
Patria AMV (англ. AMV, Armored Modular Vehicle — бронированная модульная машина) или KTO Rosomak (польск. KTO, Kołowy Transporter Opancerzony — бронированный колёсный транспортёр, rosomak — росомаха) — многоцелевой бронетранспортёр, разработанный финской компанией «Патрия» (Patria Vehicles) в 2001 году.
Бронемашина Rosomak выпускается в различных версиях в зависимости от предназначения. Шасси машины могут иметь колёсную формулу 8х8 или 6х6.
Компания Patria Vehicles выиграла тендер на поставку бронемашин польским вооружённым силам в 2002 году. Ожидается, что к 2013 году в войска поступит 690 единиц Rosomak.
Модификации:
SKOV Svarun — модификация для армии Словении, предпологалась в семи различных вариантах.
Badger — модификация для армии ЮАР, оборудованный усиленной броневой и противоминной защитой и модульным башнями MCT разработки DLS. Представленна в пяти различных вариантах:
бронетранспортёр (Section Variant — SV), оснащенный двухместной модульной башней MCT 30, вооружённой 30-мм автоматической пушкой Denel GI-30 CamGun и 7,62-мм пулемётом.
вариант огневой поддержки (Fire Support Variant — FSV, машина командиров взводов), с башней MCT 30.
вариант с четырьмя дополнительными ПТРК Denel Ingwe.
самоходный миномёт, с башней MCT 30, вооружённой 60-мм дальнобойным миномётом Denel M10.
командно-штабная машина, вооружённая 12,7-мм пулемётом.
Havoc — прототип под требования КМП США, создан компаниями Lockheed Martin и Patria Land Systems, для участия в конкурсной программе Marine Personnel Carrier (MPC), для замены AAV. На машине усиленно противоминное бронирвание, прототип оснащён башней от AAV, вооружённой 12,7-мм пулемётом и 40-мм автоматическим гранатомётом.
Шведские варианты AMV оснащены дополнительным бронированием корпуса (как у БТР XC360 финской армии) и лишены возможности плавать. Машины получили шведские военные обозначения: БТР — Patgb 360 (Pansarterrängbil 360), КШМ — Stripatgb 360, санитарный — Sjtppatgb 360, БРЭМ — Reppatgb 360.
Тип: | бронетранспортер |
Страна: | Финляндия |
Масса, кг: | 16000 — 26000 |
Тип и модель двигателя: | DI 12 Scania Diesel |
Скорость, км/ч: | более 100 по шоссе |
до 10 на плаву | |
Удельная мощность, л.с./т: | 15.6 (макс. масса) |
Мощность двигателя, л.с.: | 490 (360 кВт) или 540 (405 кВт) |
Запас хода, км: | 800 |
Подвеска: | 8×8 или 6×6 |
Длина, мм: | 7700 |
Ширина, мм: | 2800 |
Высота, мм: | 2300 |
Экипаж (расчёт), чел.: | 3 (командир, механик-водитель, наводчик) |
10 десантников |
Развитие КАЗ заслон для легко бронированных машин — БТР, БМП. Еще в 2007 году был показан вариант установки «Заслона» (Шершень) на БТР «Росомаха» (Patria AMV). Быстродействие системы составляет 0,001 сек. Потребляемая мощность 200 Вт, перехватываются как РПГ так и высокоскоростные цели.
Источник:
vpk-news.ru/articles/12926 — Михаил Барятинский. Опубликовано в выпуске № 43 (460) за 31 октября 2012 года
Кроме того:
lratvakan.com/news/68192.html
militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/6120/
vpk.name/news/97568_morskoi_btr_hevok_vyipolnil_vsyu_programmu_ispyitanii.html
andrei-bt.livejournal.com/102031.html
asdnews.com/news-51291/LM_Havoc_8x8_Demos_High_Levels_of_Crew_Protection_in_Marine_CorpsaEUR(tm)_Blast_Testing.htm
topwar.ru/32390-kto-rosomak-chast-1.html
otvaga2004.ru/bronya-pehoty/advanced-apc/finskij-proryv/
ru.wikipedia.org/wiki/XA-180
ru.wikipedia.org/wiki/Rosomak
commons.wikimedia.org/wiki/Category:KTO_Rosomak
alternathistory.com