РазноеЧерный воронок нквд: Автозак — Википедия – Почему автозаки прозвали «воронками» | Авторамблер

Черный воронок нквд: Автозак — Википедия – Почему автозаки прозвали «воронками» | Авторамблер

Синдром черного воронка. Трагедия меннонитов в СССР

У Ины Вигель хранится старая Библия, на титульном листе написаны 4 даты: день рождения ее деда Якоба Тиссена – 3 июня 1908 года, день рождения его жены Катарины – 15 ноября 1905 года, день их свадьбы – 26 августа 1931 года и день ареста Якоба – 31 октября 1937 года. Еще одной даты нет: 6 декабря 1937 года 29-летний Якоб Тиссен из села Фюрстенвердер Запорожской области Украинской ССР был расстрелян «за контрреволюционную пропаганду в пользу фашистской Германии». Но о расстреле семья узнала лишь в 2019 году.

Страница из семейной Библии семьи Тиссен Страница из семейной Библии семьи Тиссен

«Он был арестован 31 октября, хотя в документах указано, что 29-го, – рассказывает Ина Вигель. – Видимо, за ним пришли, не застали дома, потом снова пришли через два дня, а приказ был арестовать 29-го, так что в документах менять ничего не стали. Моя мать была зачата в один из его последних дней на свободе. Она родилась ровно через девять месяцев, 27 июня, но он об этом уже не узнал».

Мать Ины Вигель была четвертым ребенком в семье. «Сейчас ей 81 год, и она всю жизнь тосковала по исчезнувшему отцу. У многих меннонитов это так – у нас сохранилась душевная рана из-за родственников, которых убили в СССР в 30-х годах», – говорит Ина Вигель.

Екатерина II позволила иностранцам «в империю нашу въезжать и селиться, где только пожелают…» Меннониты из Пруссии, Швейцарии и Голландии искали убежище за границей в первую очередь потому, что вера не позволяла им идти на военную службу. Принципиальный пацифизм и отказ участвовать в судебных тяжбах сделали их врагами многих государств, но в России они нашли пристанище. В Запорожье возникли меннонитские колонии – краснокирпичные европейские городки с немецкими именами. Меннониты, освобождённые от воинской и гражданской службы, занимались земледелием, животноводством и торговлей. Датой создания Запорожского автомобилестроительного завода принято считать 1863 год, когда меннонит Абрахам Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Тарас Шевченко, посетивший поселения меннонитов, писал:

А на Сечи мудрый немец
Вырастил картошку
И вам продает. Берите,
Ешьте на здоровье,
Прославляйте Запорожье!

В XX веке на меннонитов – живших обособленно, говоривших на немецко-платском диалекте, не бравших в руки оружие – обрушились репрессии. Промышленные предприятия были экспроприированы, фермерские хозяйства превращены в колхозы, имущество изымалось, а вскоре началось физическое истребление колонистов. С европейскими анклавами на территории СССР было покончено.

за массовое убийство людей Турбовский получил орден Красной звезды

«Мои предки приезжали из Пруссии в Россию с 1789 по 1805 год», – рассказывает живущий в Торонто профессор теологии Арнольд Нойфельдт-Фаст

. С Иной Вигель он познакомился в Фейсбуке на форуме «Меннонитская генеалогия и история». Его дед Франц Брейль был арестован 30 ноября 1937 года и приговорен тройкой НКВД к расстрелу. Приговор привели в исполнение 11 декабря, через пять дней после убийства Якоба Тиссена.

Страница из семейной Библии семьи Тиссен

арестованных погрузили в семь грузовиков. Жены и дети стояли на улице, и грузовики проезжали возле них

Профессор Нойфельдт-Фаст знает имя человека, который убил его деда. После революции 2014 года архивы советских спецслужб в Украине открыты, и папку с делом НКВД на Франца Брейля удалось скопировать. Документов немного: в протоколе допроса Брейль признает себя виновным в том, что был кулаком, проводил контрреволюционную агитацию среди немцев и в случае войны готов был сражаться с Красной армией. Следуют показания двух свидетелей, подтверждающие эти выбитые пытками признания, лаконичное обвинительное заключение, приговор тройки и акт о приведении приговора в исполнение, подписанный лейтенантом госбезопасности Наумом Турбовским.

Наум Турбовский получил орден за массовые убийства Наум Турбовский получил орден за массовые убийства

Благодаря публикации Радио Свобода «Лично расстрелял 2100 человек» Арнольд Нойфельдт-Фаст узнал историю Турбовского, который с 1936-го по июль 1938 года был комендантом и начальником тюрьмы УГБ Днепропетровска и по совместительству основным исполнителем приговоров к высшей мере наказания. За массовое убийство людей Турбовский получил орден Красной звезды. В аттестационном листе 1937 года палач характеризуется так: «Свою работу знает хорошо. Умело организовал охрану и изоляцию заключенных внутренней тюрьмы УНКВД, доставку арестованных на допрос, что во многом способствовало успешности следствия. Товарищем Турбовским проведена большая работа по приведению в исполнение приговоров к высшей мере над врагами народа, участниками военно-фашистского заговора, шпионами и диверсантами. Лично приведено в исполнение свыше 2100 приговоров». Эта справка была подписана 7 декабря 1937 года, за 4 дня до расстрела Франца Брейля и на следующий день после казни Якоба Тиссена. Ина Вигель не видела уголовного дела своего деда, но предполагает, что и его расстрелял Наум Турбовский. «Это был человек-функция, – говорит исследователь из Петербурга

Константин Богуславский, который изучал личное дело Турбовского. – И функция была незатейливая: безостановочно расстреливать». В поселениях меннонитов хватали всех молодых мужчин. Брат Якоба Тиссена тоже был арестован и расстрелян.

Похороны отца Якоба Тиссена (1931). Якоб в верхнем ряду в центре Похороны отца Якоба Тиссена (1931). Якоб в верхнем ряду в центре

Якоб сказал: «От меня только требуют сказать, где мое богатство»

«Моего деда отправили в тюрьму в Мелитополь. Мои тетки, которые тогда были девочками, видели, как всех арестованных погрузили в семь грузовиков. Жены и дети стояли на улице, и грузовики проезжали возле них. Моя бабушка дважды ходила в тюрьму, ей позволили свидание с мужем. Якоб сказал: «От меня только требуют сказать, где мое богатство». Но в 1937 году у немцев уже не было никакого богатства, потому что в 1929–30-м всех раскулачили. У них отобрали дома и «уплотнили»: три семьи жили вместе», – рассказывает Ина Вигель.

Якобу Тиссену было 29 лет, когда его расстрелял Наум Турбовский Якобу Тиссену было 29 лет, когда его расстрелял Наум Турбовский

В 1924–26 годах часть меннонитов эмигрировали из СССР в Канаду, и благодаря помощи канадских родственников многим из тех, кто остался в Украине, удалось пережить Голодомор. «Коллективизация и раскулачивание оказались тяжелым ударом для меннонитов, у которых были независимые и успешные фермерские хозяйства, пишет Арнольд Нойфельдт-Фаст. –

Хуже всего было закрытие храмов, аресты священников и экспроприация школ. В Канаду перебрались 20 000 человек».

Профессор Нойфельдт-Фаст работает над исследованием, посвященным судьбе меннонитов в СССР. Он рассказывает о том, как большевистская власть разрушала религиозные общины, превращая храмы в кинотеатры, арестовывая священников, запрещая религиозные обряды даже на похоронах, закрывая воскресные школы. Тайной целью репрессий стала конфискация имущества меннонитов, которые, по мнению экспроприаторов, слишком хорошо жили. Распространялись легенды, что они прячут золото.

вспороли подушку и матрас в постели, на которой лежала его тяжело больная жена. Она умерла той же ночью

Вот одна история из его рукописи: в 1933 году у 74-летнего Иоганна Классена, объявленного кулаком, потребовали выдать золото. Золота не было, и старика поместили под арест в Халбштадте. 14 дней его не кормили, а еду, которую приносили родные, не передавали. Когда Иоганн совсем обессилел, его выпустили. Он пытался добраться до дома на поезде, но его вытолкнули из вагона, он упал и скончался в больнице. В тот же день в его доме был проведен обыск, вспороли подушку и матрас в постели, на которой лежала его тяжело больная жена. Она умерла той же ночью. В день похорон Иоганна всё, что было у семьи «кулака», – одежду, домашнюю утварь, мебель – конфисковали и увезли.

Следственное дело Франца Брейля Следственное дело Франца Брейля

Семья Тиссенов, спасаясь от репрессий, в 1934 году уехала в Казахстан. «Но бабушка очень скучала по Украине, в 1936 году решила вернуться и потом говорила: «Если бы мы остались, Якоба не расстреляли бы». Ведь двоих братьев, оставшихся в Караганде, не убили, а в 1941 году отправили в Трудармию, на шахту, оба выжили, и через 8 лет их отпустили к семьям», – рассказывает Ина Вигель.

В 1941 году немецкие войска вернули меннонитам отобранное имущество. «Мой 84-летний прадед был счастлив. Он восстановил дом, развел сад и огород. Но в сентябре 1943 года немецкая армия забрала мою бабушку и всех детей в Польшу. Наша семья жила в Украине с 1804 по 1943 год. Обратно уже никто не вернулся».

это были люди, сломленные годами репрессий. Мужчины были расстреляны, церкви закрыты

Арнольд Нойфельдт-Фаст поясняет: «Неудивительно, что после того, что меннониты пережили при советской власти, они рассматривали немцев как освободителей и стали пользоваться всеми благами, которые предлагались «фольксдойче». Надо понимать, что это были люди, сломленные годами репрессий. Мужчины были расстреляны, церкви закрыты. Несмотря на то что меннониты исповедуют непротивление злу, юноши 18–20 лет пошли на службу в немецкую армию. Трое сыновей моей бабушки погибли на фронте, выжил только один. В 1943 году 35 тысяч человек были эвакуированы в оккупированную Польшу и натурализованы как граждане Германии».

Франц Брейль, отказывавшийся брать в руки оружие, был военным врачом (1921) Франц Брейль, отказывавшийся брать в руки оружие, был военным врачом (1921)

Когда Красная армия заняла Польшу, 23 тысячи меннонитов из числа бывших советских граждан были насильственно репатриированы в СССР и отправлены в лагеря или ссылки. В том числе и семья Тиссенов. В 1945 году бабушку и мать Инны Вигель, которой тогда было 6 лет, отправили в Сибирь. Семья эмигрировала из СССР в Германию при первой возможности, когда границы открылись в 1988 году. «Мои тетушки до сих пор говорят на смеси трех языков – меннонитского, немецкого и русского», – говорит Ина Вигель. Она хочет узнать, где похоронен ее дед, но выяснить это пока не удается.

Тиссен – распространенная фамилия у меннонитов, в списках расстрелянных в Украине в годы Большого террора – 40 человек с фамилией Тиссен, в том числе и Иоганн Тиссен, не родственник Якоба. Его внук, Гарольд Тиссен из Торонто, предоставил Радио Свобода найденное в архивах СБУ уголовное дело своего деда, жившего в колонии Клиппенфельд и расстрелянного в 1937 году. Приговор тоже приводил в исполнение Наум Турбовский.

она узнала, что односельчанин, донесший на ее мужа, переселился в Канаду и живет в Британской Колумбии

Иоганн Тиссен (р. 1892) и его семья владели преуспевающим фермерским хозяйством, 65 десятин земли. В 1926 году его младший брат эмигрировал в Канаду, но Иоганн предпочел остаться. Когда началась коллективизация и расправы над «кулаками», ему пришлось полгода скрываться от ареста. Он вернулся, устроился в колхоз, его несколько раз задерживали и окончательно арестовали в декабре 1937 года. «Моя бабушка говорит, что на него донес односельчанин. В 1941 году, когда немцы заняли колонию, мой семнадцатилетний отец пошел служить в кавалерийский полк, и мать убеждала его сообщить немцам об этом человеке, который сотрудничал с советскими властями. Мой отец отказался: он знал, что предателей расстреливают, и не хотел, чтобы у него на совести была гибель человека. Моя бабушка была очень расстроена, особенно после того, как узнала, что односельчанин, донесший на ее мужа, переселился в Канаду и живет в Британской Колумбии», – рассказывает Гарольд Тиссен.

Памятник меннонитам – жертвам сталинского террора, Запорожье Памятник меннонитам – жертвам сталинского террора, Запорожье

Элизабет Кран из Виннипегского университета написала работу о том, как женщины из меннонитских колоний в СССР, эмигрировавшие в Канаду, пережили сталинский террор и уничтожение их поселений. Она пишет о травме «черного воронка» – автомобиля для перевозки арестованных НКВД, страхе перед безжалостной и всемогущей машиной репрессий. Эта коллективная травма остается в сознании не только непосредственных свидетелей государственного террора, но и их потомков. Такие исследования проводились в отношении евреев, переживших Холокост, и к сходным результатам пришли психологи, исследовавшие потомков меннонитов, которым удалось перебраться из СССР в Канаду. Многие из них страдают от депрессий и тревожных расстройств. В 2025 году меннониты собираются праздновать 500-летие своего движения, и, вероятно, тема этой коллективной травмы будет обсуждаться на их всемирном съезде. Из Украины на конгресс вряд ли кто-то приедет: потомков колонистов, которых пригласила в Российскую империю Екатерина II, почти не осталось. Об их страшной судьбе напоминают краснокирпичные здания и памятник, открытый в 2009 году в Запорожье: гранитные плиты с силуэтами, словно три семейные фотографии, из которых чья-то злая рука вырезала изображения людей.

Кошмар, порожденный революцией. Легенда про «чёрный воронок»

Одним из последствий Февральской революции стал массовый психоз. Весной-летом 1917 года Петроград, Москву и другие крупные города захватили слухи о таинственных «чёрных машинах», из которых загадочные личности убивали милиционеров, женщин, евреев, монархистов — каждый видел свои жертвы.

Из этой городской легенды о загадочных карательных «чёрных машинах» спустя полтора-два десятилетия выросла страшная реальность — «чёрные воронки» НКВД, на которых приезжали арестовывать людей. Обывателям, помнившим страх перед «чёрными авто» в 1917-м, было уже легко принять новые практики сталинских карателей. Интересно, что городская легенда о «чёрных машинах» дожила до последних дней советской власти — в 1970-80-е люди ассоциировали эти агрегаты как новый «карающий меч». «Чёрные Волги», по слухам, ловили детей и пускали их на органы; кавказцы на этих машинах ловили женщин; русские националисты охотились на евреев. Миф о «чёрной машине» жил весь ХХ век.

Ниже — рассказ об истоках этой легенды.

Затишье после появления таинственных белых крестов было недолгим (в конце февраля 1917 года на сотнях дверях квартир в Петрограде и Москве появились загадочные белые кресты, нарисованные мелом; впрочем, никакой развязки из этого не последовало). На смену им пришли новые слухи, свидетельствовавшие о деятельности секретной организации. Это «чёрные автомобили», которые якобы появлялись по ночам в разных частях Петрограда и расстреливали обывателей и милиционеров. Впервые известия о них распространились 2 марта: «Появился в Петербурге некий «черный автомобиль», мчавшийся, как говорили, из конца в конец столицы и стрелявший в прохожих чуть ли не из пулемета». «Русские ведомости» 9 марта сообщили о предпринятых в Петрограде «таинственными моторами» ночных разбойничьих набегах, сообщалось также, что удалось напасть на след некоторой организации.

Поисками тайных контрреволюционных сил занимались на протяжении всей революции. Под подозрение попадали то бывшие черносотенцы, то евреи, то офицеры, то бывшие жандармы, то большевики. В первые же месяцы революции, по мнению обывателей, главная опасность исходила от бывших полицейских и монархистов-черносотенцев. То и дело появлялись совершенно безосновательные слухи о том, что в каком-то районе полицейские засели на крыше и обстреливают прохожих.

Читайте также: Православная церковь на зарплате у коммунистов. Как это было

16 марта слухи о «чёрных авто» добрались из Петрограда до Москвы. «Московский листок» от 17 марта сообщал, что «в Москве идут толки о появлении в ночное время загадочных автомобилей, которые без номеров и фонарей с бешеною быстротою проносятся по улице. Появление таких автомобилей замечено на Трубной площади и Сретенке». На следующий день в этой же газете появилась следующая статья, начинавшаяся словами: «Похождение таинственных автомобилей продолжается (на этот раз их видели несущимися по Садово-Спасской улице)». Отмечалось, что согласно чьим-то разговорам из машин производились выстрелы.

Официальные представители власти также вскоре начали испытывать серьёзные опасения по поводу «таинственных моторов». В здании Государственной думы с тревогой ожидали выступления контрреволюционных сил. Среди питерских и московских обывателей циркулировали известия, что то там, то здесь обнаруживали следы деятельности контрреволюционных сил, пресса писала о тайных монархических организациях, а 25 мая по улицам Петрограда вдруг распространились слухи об убийстве Керенского. Обстановку накалял тот факт, что никто не имел ни малейшего представления о том, о какой именно организации шла речь и вообще существует ли она.

Секретарь начальника городской милиции З.Кельсон вспоминал, как 3 марта в 3 часа ночи его разбудил комендант Городской думы и передал только что полученный пакет: «Начальнику милиции. Спешно. Секретно. В собственные руки». В пакете было письмо: «Коменданту города. По сообщению членов Совета рабочих депутатов Жукова, Васильева и др., сегодня ночью предполагается выезд чёрных автомобилей с чёрными флагами для обстрела милиционных постов. №№ их следующие…»

Через некоторое время в Думу был доставлен арестованный гласный Казицын, проезжавший на автомобиле под одним из этих номеров.

Такие же слухи о готовящемся выступлении какой-то таинственной организации ходили по Петрограду перед похоронами жертв революции. Будто бы к этому моменту организация приурочивала свои решительные действия: расставляла на крыш

Черная Маруся — это… Что такое Черная Маруся?


Черная Маруся

Вороно́к (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, черная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений:

  • Автомобиль для перевозки арестованных
  • Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного служащего

Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.

Также воронка́ми могли называть грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5.

…живой к техническим веяниям, Архипелаг не опоздал перенять черного ворона, а ласковей — воронка. На еще булыжные мостовые наших улиц первые воронки вышли с первыми же грузовиками. Они были плохо подрессорены, в них сильно трясло — но и арестанты становились не хрустальные. Зато укупорка уже тогда, в 1927 году, была хороша: ни единой щелки, ни электрической лампочки внутри, уже нельзя было ни дохнуть, ни глянуть. И уже тогда набивали коробки воронков стоя до отказу. Это не так, чтобы было нарочито задумано, а — колёс не хватало.

Много лет они были серые стальные, откровенно тюремные. Но после войны в столицах спохватились — стали красить их снаружи в радостные тона и писать сверху «Хлеб» (арестанты и были хлебом строительств), «Мясо» (верней бы написать — «кости»), а то и «Пейте советское шампанское!»

Внутри воронок может быть просто бронированным кузовом — пустым загоном. Может иметь скамейки вкруговую вдоль стен. Это — вовсе не удобство, это хуже: втолкают столько же людей, сколько помещается стоймя, но уже друг на друга как багаж, как тюк на тюк. Могут воронки иметь в задке бокс — узкий стальной шкаф на одного. И могут целиком быть боксированы: по правому и левому борту одиночные шкафики, они запираются как камеры, а коридор для вертухая.

А. Солженицын — Архипелаг ГУЛаг (Часть вторая. Вечное движение. Глава 1. Корабли Архипелага)

Этимология

Слово «воронок» произошло от вороной масти (коня). Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило.

Ссылки

См. также

  • АВТОЗАК — Автомобиль для перевозки заключенных

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Черная Людмила Борисовна
  • Черная Гадюка (телесериал)

Смотреть что такое «Черная Маруся» в других словарях:

  • Маруся Сава — Маруся Сава. Конец 1940 х годов Основная информация Полное имя …   Википедия

  • Сава, Маруся — Маруся Сава Маруся Сава. Конец 1940 х годов Полное имя Мария Ивановна Савицкая Дата рождения 29 октября (11 ноября) 1910 Место рождения Владивосток, Россия …   Википедия

  • Чёрный ворон (автомобиль) — Воронок (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, черная Маруся) жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений: Автомобиль для перевозки арестованных Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного… …   Википедия

  • Русский алкоголь — Год основания 2003 …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Мурка — У этого термина существуют и другие значения, см. Мурка (значения). Мурка  одна из самых известных дворовых песен. Содержание 1 История песни 2 Исполнители песни …   Википедия

  • Высший пилотаж (сериал) — Высший пилотаж  сериал, премьера которого состоялась на телеканале «Россия 1» в 2009 году. Высший пилотаж Высший пилотаж Режиссёр(ы) Александр Щурихин Сценарист(ы) Дмитрий Каморин В главных ролях Борис Щерб …   Википедия

  • Высший пилотаж (телесериал) — Высший пилотаж  сериал, премьера которого состоялась на телеканале «Россия 1» в 2009 году. Высший пилотаж Высший пилотаж В главных ролях Борис Щербаков Сергей Карякин Ольга Ломоносова Мария Горбань Александр Ермаков Анатолий Калмыков Сергей… …   Википедия

  • Туманова, Тамара Владимировна — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. В Википедии ест …   Википедия

  • Кулиш, Пантелеймон Александрович — отличный знаток малорусского языка и талантливый малорусский поэт, публицист и историк. Род. в 1819 г. в Черниговской губернии, в семье старого казацкого рода; учился в киевском университете, но не кончил курса, был учителем в Луцке, Киеве, Ровно …   Большая биографическая энциклопедия


Стихотворение «Черный воронок», поэт Жуков Владимир

…Гвозди бы делать из этих людей,

Не было б крепче в мире гвоздей.

Николай Тихонов.

«Баллада о гвоздях»

 

37-й зловещий, роковой,

Навис, как меч дамоклов, над страной.

Не извлекли из прошлого урок,

Опять средь ночи «черный воронок»*

Помчится, поглощая души,

Как ворон, что над жертвой кружит.

НКВД*, чекисты лютовали

На сталинском кровавом карнавале

И сами тоже в жернова попали.

 

Берут людей по-воровски, во мраке,

Как будто ошалевшие собаки.

За что арест? За светлую идею,

Чтоб от жулья освободить Рассею.

Чтоб не шагать бездумно в ногу,

Вообразив, что служим Богу.

Не в Северной живем Корее,

Чтоб деградировать, тупея.

Когда Отчизну в розницу и оптом

Распродают, считая алчность спортом.

 

У «космонавтов»* пистолет и лом,

Не устоит перед вторжением дом.

Дверь срежут и кувалдой разнесут,

Благословил на то «гуманный суд».

Плевать, что в доме старики и дети,

За беспредел никто ведь не ответит.

Хотя политик-блогер — не убийца,

Но сколько там силовиков толпится.

Как будто банк или дворец обчистил,

По комнатам снуют криминалисты.

Компьютер, ноутбук, смартфоны

Изымут непременно фараоны.

Грабеж средь ночи, а не бела дня.

На «космонавтах» прочная броня.

А человек пред натиском бесправен,

Он винтик для опричников державы.

Не олигарх-вампир, а нищий,

То отберут свободу и жилище.

В карьер загонят или лес валить,

Научат власть жестокую любить.

Сошлись не случайно звезды,

Вновь почитаем властью Грозный*

И дел заплечных друг его Малюта*.

Народ в узде они держали круто.

 

На зоне так, что, не смыкая веки,

Страдают от режима политзэки*.

Убийцы, уголовники в чести,

Готовы политзэков извести

Удавкой или острою заточкой

И на свободу с песнею досрочно.

Недаром ведь блатная клиентура—

Типичная для зоны агентура,

Питомник и рассадник стукачей

На службе у садистов-упырей,

Терзает честных, праведных людей.

Карьеры ради, звезд и благ

Россию снова превратят в ГУЛаг*

Отечество растащат по оффшорам

О, эти ненасытные обжоры:

Олигархат, чиновники, мажоры.

И неслучайно, даже в жуткий кризис

На высоте их криминальный бизнес

Ведь истощают землю, недра,

Народ при этом остается бедным.

Но победит любой крутой режим,

Не раб, а настоящий гражданин,

Коль власть принадлежит народу,

Анафема* Тридцать седьмому году!

Тогда лишь извлечет народ урок,

Когда в утиль отправит «воронок».

 

Судьба храни вас, так заметил верно

Мой добрый друг, поэт Левенко*:

«Это видели вечные звезды,

Время шло сквозь огонь и дым.

Из одних оно сделало гвозди

И вогнало в ладони другим»…

 

Делай, что должно и будь, что будет.

Честность и смелость оценят люди.

 

* «Черный воронок» — авто для доставки «врагов народа».

* НКВД — народный комиссариат внутренних дел.

* «Космонавты» — силовики в экипировке, бронежилетах и шлемах.

* Анафема — церковное проклятие.

* Иван Грозный (1530-1583 гг) — великий князь московский и всея Руси.

* Малюта Скуратов (?—1573 гг) — думский боярин, руководитель опричнины.

* Политзэки — политические заключенные.

* ГУЛаг — главное управление лагерей.

* Валерий Левенко — советский русский поэт.

Какую машину называли Чёрный ворон и почему?Сейчас такие есть?

Вороно́к (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, чёрная Маруся) — жаргонное слово (выражение) , имеет несколько значений: * Автомобиль для перевозки арестованных * Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного служащего Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка») , с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета. Также воронка́ми могли называть грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5. Сейчас забрать могут и на иномарке любого цвета, и на УАЗике если в деревне. Сохранились свидетельства, что во время немецкой оккупации «воронка́ми» , или «во́ронами» население оккупированных территорий прозвало «душегубки» , автомобили, использовавшиеся нацистами для умерщвления людей во время их перевозки.

чёрная молния

есть, токо они светлые, а не черные с красной полосой…

Автозак, он же «черный ворон»-автомобиль (фургон) специально оборудованный для перевозки заключенных (под следственных) из пункта А в пункт В. «Черный во-о-орон, что ж ты кру-у-ужишь.. над моею головою.. «

Да, только серенькими стали.

автозаки машины для перевозки заключенных

В 30-40 годы аресты производили в основном ночью, наверное, поэтому и машину, на которой увозили арестованных, называли «Черный ворон». А марка самой машины, по-моему, ГАЗик.

увозили на расстрел :0 ночью. Зажиточных крестьян. хорошо что при Путине не так.

Черный воронок Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. М1.
М-1
Производитель ГАЗ
Годы производства 1936—1942
Сборка ГАЗ (Горький, СССР)
Класс средний
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
2‑дв. пикап (2‑мест.)
4‑дв. фаэтон (5‑мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
ГАЗ-М
Производитель ГАЗ
Тип Бензиновый
Объём 3285 см3
Максимальная мощность 50 л. с., при 2800 об/мин
Максимальный крутящий момент 166,8 Н·м, при 1300 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 8
Макс. скорость 105
Разгон до 100 км/ч до 80 км/ч 24 сек
Расход топлива при смешанном цикле 14,5
Диаметр цилиндра 98,43 мм
Ход поршня 107,95 мм
Степень сжатия 4,6
Система питания карбюратор
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм SV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ чугун
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Рекомендованное топливо А-66 или А-70
3-ст. мех. (двухходовая)
Длина 4625 мм
Ширина 1770 мм
Высота 1780 мм
Клиренс 210 мм
Колёсная база 2845 мм
Колея задняя 1440 мм
Колея передняя 1435 мм
Масса 1370 кг
Связанные Ford Model B (1932)
Грузоподъёмность 500 кг
Объём бака 60 л
 Медиафайлы на Викискладе
Почтовая марка СССР (1975)

ГАЗ М-1, «Эмка» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год.

В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, являлся одной из наиболее распространённых моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко. Всего было изготовлено 62 888 экземпляров.

Название автомобиля

В литературе 1930-х и 1940-х годов автомобиль, как правило, назывался просто «М-1» или «М1», без какого-либо упоминания названия завода-изготовителя в обозначении. Это обозначение расшифровывалось «Молотовский-первый», в честь главы правительства СССР (председателя Совнаркома) — Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого в те годы носил завод.[1] Марка «М» присутствовала в обозначениях практически всех легковых автомобилей Горьковского завода вплоть до 1965 года (Молотов был снят со всех постов в 1957 году, исключён из партии в 1962 году и отправлен на пенсию в 1963 году). При этом грузовые автомобили, включая пикапы, буквы «М» в обозначениях моделей не имели и продолжали использовать марку ГАЗ. Впоследствии от этой буквы появилось на свет и народное прозвище автомобиля — «Эмка».

Существенно реже использовалось обозначение «ГАЗ-М-1»[2] или «ГАЗ-М»[3].

Название завода ГАЗ в написании ГАЗ-М-1, ГАЗ-М1 или ГАЗ М-1 начало широко употребляться в обозначении этого автомобиля лишь с 1965 года, уже после его снятия с конвейера.

Предыстория

В рамках договора 1929 г. Советскому Союзу была передана документация на Ford Model B, которую в США запустили в производство в 1934 году[4]. Поэтому свою следующую модель М1 горьковчане также проектировали по образу Ford. Однако советские конструкторы в значительной степени переработали решения американцев. Так что технически он сильно отличался от американца, хотя внешне был очень похож на него.

Выпускавшийся с начала 1930-х годов ГАЗ-А стал первым советским массовым легковым автомобилем, и вскоре в основном вытеснил в советском народном хозяйстве и в Красной Армии устаревшие, изношенные иностранные автомобили старых выпусков. Это позволило существенно сократить импорт из-за рубежа легкового автотранспорта и запасных частей, бывший серьёзной статьёй расходов для экономически ещё не вполне окрепшего Советского государства.

В то же время ГАЗ-А, будучи копией разработанного в середине 1920-х годов Ford Model A в варианте с открытым кузовом типа «фаэтон», оставлял желать много лучшего с точки зрения комфортабельности, а также надёжности и долговечности отдельных узлов, до предела упрощённая конструкция которых (в духе ещё Ford Model T) была хотя порой и весьма остроумна, но не всегда удобна в условиях реальной эксплуатации. Кроме того, вскоре стало ясно, что климатическим условиям большей части СССР в наибольшей степени соответствует закрытый кузов.

Между тем, попытки развёртывания выпуска машины в варианте «фордор» — четырёхдверный седан (ГАЗ-3, ГАЗ-6), равно как и выпуска седанов собственной разработки на базе ГАЗ-А (ГАЗ-Аремкуз), полного успеха не имели.

Сам ГАЗ в своих вариантах закрытого кузова попытался воспроизвести передовую для того времени технологию, использовавшуюся в производстве базовой модели и «полуторки» ГАЗ-АА — кузова ГАЗ-3 и ГАЗ-6 были практически полностью металлическими за исключением крыши, которая представляла собой обтянутый брезентом деревянный каркас, причём многие их части — проём лобового стекла, передние двери — были унифицированы с кабиной «полуторки». Однако, увы, полностью уйти от кустарщины заводу не удалось — так, задняя панель кузова из-за отсутствия штампов выколачивалась на деревянных оправках с использованием ручного пневмоинструмента и последующей подгонкой по месту. Сборка кузовов велась не на конвейере, а в заводском экспериментальном цехе — предшественнике будущего ПАМСа, занимавшегося малосерийным выпуском «Чаек» и специальных автомобилей.

Что касается продукции «Аремкуза», то она с самого начала представляла собой обычные для тех лет композитные кузова, изготавливавшиеся в полукустарных условиях по каркасно-панельной технологии — медленной, сопряжённой с требующими больших трудозатрат изготовлением деревянного каркаса кузова и его обшивкой подгоняемыми по месту крупными, склонными к деформации панелями из тонкого стального листа.

И в том, и в другом случае использовавшаяся технология не подходила для массового производства: по сути каждый выпущенный автомобиль оказывался штучным, индивидуальным, требующим для сборки множества ручных операций, в результате чего его себестоимость оказывалась недопустимо высока, а количество выпущенных автомобилей — ничтожно. Сам Ford в США, столкнувшись со схожими проблемами, поначалу решал их за счёт перекладывания расходов на менее эффективный производственный процесс на плечи потребителя — четырёхдверный седан Ford Model A Fordor с кузовом, поставленным партнёрами Ford — ателье Briggs или Murray, стоил примерно вдвое дороже открытого фаэтона той же модели. В условиях СССР этот путь, естественно, был бесперспективен — ведь и производителем, и продавцом, и основным покупателем автомобилей было фактически одно лицо — Советское государство.

Между тем, на фордовских заводах в США произошла смена модельного ряда — место Model A занял намного более совершенный Ford Model B, в числе других новшеств имевший практически полностью металлический кузов типа «седан», для производства которого «Фордом» совместно с кузовостроительной фирмой Budd Company был разработан новый, намного более эффективный и современный производственный процесс. Советская сторона оказалась весьма заинтересована в освоении выпуска этой новой и гораздо более совершенной модели «Форда» на Горьковском заводе, что вполне соответствовало условиям заключённого с «Фордом» Договора о техническом сотрудничестве сроком на 10 лет.

Разработка

1934 Ford Model 40A Fordor Sedan

Послуживший основой для разработки М-1 модельный ряд американского филиала «Форда» в 1933—1934 модельных годах включал в себя две модели, отличавшиеся двигателями — четырёхцилиндровый Ford Model B и восьмицилиндровый Ford Model 18 (цифра «1» означала «первая модель», а «8» — количество цилиндров). Шасси и кузова их были практически идентичны, причём общий для обеих моделей кузов имел, в соответствии с принятой на «Форде» в те годы номенклатурой, собственное обозначение — Model 40 в 1933 году и Model 40A — в 1934 (аналогичная номенклатура наименования автомобилей по системе «модель двигателя — модель кузова» в последующие годы была принята и на ГАЗ-е). Обе модели были доступны в достаточно широкой для тех лет гамме типов кузова (двух- и четырёхдверные седаны, купе, фаэтон, пикап, родстер, универсал и другие), а также двух вариантах оформления — стандартном и улучшенном (DeLuxe).

В качестве прототипа для выпуска в СССР был избран Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года, с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением — таким образом, часто встречающееся утверждение о том, что конструкторы ГАЗа якобы заменили V8 на рядную «четвёрку», неверно — просто за образец была взята модель, исходно имевшая четырёхцилиндровый силовой агрегат (на тот момент уже готовившаяся к снятию с производства). Стоит отметить, что V8 не имел решающего превосходства над «четвёркой» ни по рабочему объёму (соответственно 3,6 и 3,5 литра), ни по мощности (65 и 50 л. с.), ни по использованным в его конструкции техническим решениям. Переход «Форда» от четырёх цилиндров к восьми был обусловлен в основном маркетинговыми соображениями — автомобиль с восьмицилиндровым двигателем создавал у потребителя впечатление более высококлассного, что давало «Форду» коммерческое преимущество над конкурентами, предлагавшими только четырёх- и шестицилиндровые двигатели (при весьма схожих технических характеристиках). Поэтому вполне логично, что советская сторона оказалась заинтересованна в сохранении четырёхцилиндрового силового агрегата, как более простого и технологичного в производстве, и при этом в целом вполне соответствовавшего предъявляемым требованиям.

Документация по автомобилю была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора; подготовить новую модель к производству и создать часть производственной оснастки советской стороне предстояло самостоятельно.

Адаптацией иностранной модели к советским условиям эксплуатации занимался коллектив инженеров под руководством А. А. Липгарта в составе А. М. Кригера, Ю. Н. Сорочкина, Л. В. Косткина, В. И. Борисова, Н. Г. Мозохина, И. В. Новоселова, Б. Д. Кирсанова и В. И. Подольского. Сам Липгарт сформировал набор требований к будущему автомобилю, включавший доведение прочности и надёжности всех узлов и агрегатов до необходимой для продолжительной работы в отечественных дорожных условиях, повышение проходимости в соответствии с тем же фактором, достижение достаточно высоких, но не рекордных динамических показателей при наилучшей возможной при выполнении остальных требований топливной экономичности, комфортабельность на уровне новейших американских массовых моделей, простоту в уходе и доступность в ремонте даже при низкой квалификации персонала.

Первые опытные образцы М-1 появились в феврале 1935 года. В серийном производстве автомобиль пришёл на смену ГАЗ-А в 1936 году.

16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли два первых серийных автомобиля, а с 20 мая начался их массовый выпуск, составивший до конца 1936 года 2524 машины. До 11 декабря 1938 года было выпущено 41650 автомашин М-1[5].

Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (но изначально с деревянным боковым брусом крыши и её обтяжкой из дерматина), передовая для своего времени технология изготовления которого была освоена заводом в кооперации с кузовостроительным подразделением компании Ford.

В 1937 году ГАЗ М-1 экспонировался на Всемирной промышленной выставке в Париже.

В начале 1939 года институт городского транспорта Моссовета создал для М-1 одноосный грузовой прицеп грузоподъемностью 200 кг[6].

Сравнение с иностранным прототипом

На момент принятия решения о выпуске в СССР аналога новой модели «Форда» советские инженеры намного лучше владели информацией о современном состоянии автомобилестроения за рубежом, чем за пять лет до того, что в сочетании с опытом, полученным в ходе эксплуатации ГАЗ-А, позволило критически отнестись к её конструкции. Испытания выявили многочисленные недостатки: архаичное шасси со слабой рамой и подвесками на поперечных рессорах, обуславливающее низкие уровни управляемости, живучести и долговечности, неудовлетворительно действующие и сложные в производстве ротативные амортизаторы, непрочные и недолговечные спицованные колёса, недостаточная общая долговечность автомобиля, невысокая комфортабельность, обусловленная жёсткой подвеской силового агрегата и передачей возникающих при проезде неровностей дороги толчков и вибраций на шасси из-за конструкции задней подвески с закрытой карданной передачей, в которой защитная труба карданного вала (упорная труба, англ. torque tube) служила реактивной штангой, воспринимающей продольные перемещения заднего моста.

В ходе адаптации к местным условиям эксплуатации конструкция автомобиля была подвергнута масштабной ревизии, а многие узлы — фактически спроектированы советскими специалистами заново. Количество и характер изменений относительно прообраза были таковы, что на заводе эту модель уже считали своей собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием.

Рама М-1 была переработана в связи с изменением конструкции подвески и усилена относительно американского прототипа, причём её оконечности, в которых устанавливались узлы передней и задней подвесок, были спроектированы с нуля.

В подвеске были применены четыре продольные рессоры вместо двух поперечных, поршневые гидравлические рычажные амортизаторы одностороннего действия — вместо ротативных. Полностью переработана была конструкция рулевого управления, изменён привод тормозов, автомобиль получил штампованные колёсные диски вместо спицованных и шины низкого давления с более высоким профилем.

Устанавливавшийся на автомобиль двигатель ГАЗ-М представлял собой продукт модернизации силового агрегата Ford A — ГАЗ-А по образцу Ford B, изготовленный на оригинальной советской производственной оснастке. В отличие от «Форда», у которого двигатель жёстко крепился к раме, на М-1 была внедрена «плавающая» подвеска двигателя с мягкими резиновыми подушками, значительно снизившая передачу вибраций на раму и кузов.

Коробка передач получила, как и у Ford B, шестерни постоянного зацепления вместо скользящих на II—III передачах и зубчатые «муфты лёгкого включения» — предшественники синхронизаторов. Карданная передача осталась закрытой, с имеющим один шарнир карданным валом, заключённым в упорную трубу — но, в отличие от ГАЗ-А и американского прототипа «Эмки», эта труба уже не передавала на шасси толчки от задней подвески, которые теперь воспринимались мягкими продольными рессорами и эффективно гасились, благодаря чему автомобиль приобрёл намного более плавный ход, повысилась долговечность узлов шасси. Наличие же в подвеске задних колёс упорной трубы упрощало конструкцию карданной передачи, в которой оставался лишь один карданный шарнир, и повышало живучесть автомобиля, поскольку при поломке рессоры он сохранял ограниченную способность передвигаться, что невозможно при использовании открытой карданной передачи.

Также были внесены некоторые изменения в дизайн — в частности, заново спроектированы передние крылья, которые на советском автомобиле имели более привлекательную форму и лучше прикрывали раму и элементы передней подвески спереди. Последнее было сделано коллективом завода для получения опыта и отработки графопластического метода построения сложных геометрических поверхностей, впоследствии применённого уже при проектировании собственных перспективных моделей.

В целом, автомобиль получился существенно осовремененным по сравнению не только с предыдущей моделью, но и со своим прототипом, а по отдельным позициям превосходил и более позднюю продукцию «Форда» — скажем, архаичная подвеска на поперечной рессоре на легковые «Форды» ставилась до 1948 года включительно. Кроме того, «Эмка» оказалась намного лучше приспособлена к советским дорожным условиям.

Внедрение оригинальных узлов собственной разработки проходило не без проблем: так, первые серийные экземпляры «Эмки» не избежали проблемы многих автомобилей тех лет — «шимми», виляния передних колёс на максимальной скорости после проезда дорожной неровности из-за возбуждения в подвеске автоколебаний, доставлял проблемы и привод передних тормозов, тросы которых в оболочке по соображениям компоновки пришлось проложить с изгибом под прямым углом. Эти дефекты были устранены в первые годы серийного производства автомобиля.

Сравнение с предыдущей моделью

Среди особенностей М-1 по сравнению с предыдущей моделью, ГАЗ-А, — более комфортабельный закрытый кузов, практически полностью металлический (кроме деревянного бокового бруса крыши), более жёсткая лонжеронная рама с X-образной поперечиной, более совершенная и живучая подвеска на продольных рессорах, автоматическое опережение зажигания, лучше отделанный и оборудованный салон — регулируемое вперёд-назад переднее сиденье, электрический указатель уровня топлива, противосолнечные козырьки, вентиляция кузова четырьмя поворотными стёклами («форточками») в боковых окнах.

Автомобиль получил модернизированный мотор модели ГАЗ-М, с намного более совершенной относительно предыдущей модели конструкцией и более долговечный. Мощность его была поднята до 50 л. с. против 40 л. с. у ГАЗ-А (Ford A) за счёт повышения степени сжатия до 4,6:1 и других мер. Конструктивно он также был существенно современнее своего предшественника — в частности, получил бензонасос (на ГАЗ-А топливо поступало к двигателю самотёком из расположенного за панелью приборов бензобака), масляный насос и систему смазки под давлением — вместо смазки разбрызгиванием и окунавшихся в находящееся в картере масло черпачков на шатунах, насос в системе охлаждения — вместо термосифонной системы, работавшей за счёт разницы температур. Появился автомат опережения зажигания (на ГАЗ-А водитель сам устанавливал угол опережения при помощи специального рычажка на рулевой колонке), был несколько усовершенствован карбюратор.

Двигатель М-1 в дальнейшем стал монтироваться и на грузовиках ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ после модернизации).

В коробке передач были введены шестерни постоянного зацепления на второй и третьей передачах со скользящей муфтой переключения, вместо архаичных скользящих шестерён у ГАЗ-А. Эта коробка передач в своей основе, после модернизации применялась до 1950 года и на «Победе».

Особенности

Основная масса автомобилей была окрашена в чёрный цвет с узкой красной полосой вдоль борта (цировкой) — именно так окрашен, например, экземпляр, хранящийся в заводском музее ГАЗ.

Металлические детали салона автомобиля были отделаны под дорогие сорта дерева (окраской по металлу — очень популярный в те годы тип отделки[источник не указан 349 дней]), сам салон имел обивку из серого или коричневого шерстяного сукна (типа шинельного).

Модификации

ГАЗ М-1 в камуфляжной окраске (новодел, к использовавшимся в годы войны схемам окраски отношения не имеет) ГАЗ М-1 на съемках художественного фильма «Дау» в Харькове ГАЗ М-1 Воронежского такси в 1938 году

На базе М-1 были созданы следующие модели: Основные модификации

  • ГАЗ М-1 такси (1937—1941) — отличался наличием таксометра и элементами окраски кузова, специальным окошком (фонарём) над рамкой лобового стекла.
  • ГАЗ-415 (1939—1941) — пикап грузоподъёмностью 500 кг. Произведено свыше 8 тыс. пикапов.
  • ГАЗ-11-73 или М-11 (1939—1941, 1945—1948) — модернизированный седан с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11 и изменённой облицовкой радиатора и капотом.
  • ГАЗ-61-73 (1941—1945) — первый в мире седан 4×4[7], в 1942—1945 годах производился эпизодически мелкими партиями. Произведено около 200 автомобилей.
  • БА-20 — лёгкий бронеавтомобиль.

Всего с 1936 по 1942 годы произведено 62 888 автомобилей М-1. Малосерийные и опытные модификации

  • ГАЗ М-1 с кузовом фаэтон — опытная модель, построена летом 1938 года[8], в 1939 году кузов был использован для опытного ГАЗ-61.
  • ГАЗ М-1 V8 (1938—1940, приведённое обозначение условно) — малая серия седанов М-1 для нужд НКВД была оснащена импортными моторами Ford V8 (65 л. с.), в 1941 году большая часть этих двигателей была снята с «Эмок-догонялок» для установки на танки Т-60.
  • Купе — опытный автомобиль с американским V8 и использованием других компонентов «Форда» в кузове «трёхоконное купе», использовался заводской спортивной командой.
  • ГАЗ-11-40 (1940) — фаэтон массой 1400 кг с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, в серию не пошёл, хотя кузовные штампы были изготовлены. Имел V-образное лобовое стекло, двери с передними петлями, увеличенный кофр-багажник, усовершенствованные подвеску и панель приборов, изменённую по форме облицовку радиатора и капот двигателя с отдушинами[8], построено не более 6 экз. В 1941 году все выпущенные фаэтоны были переделаны на шасси ГАЗ-61, то есть превращены в ГАЗ-61-40 и использовались высшим командным составом РККА, в 1942 году открытые кузова заменены на закрытые типа «М-1» и «73».
  • ГАЗ-61-40 (1941)
  • ГАЗ-21 (1936) — опытный трёхосный (6×4) пикап на базе М1, кабина от ГАЗ-АА. В 1937 году было изготовлено 100 комплектов, но в серию машина не пошла.
  • ГАЗ-25 (1938) — трёхосный штабной автомобиль с 5-местным кузовом типа рамбл-сит, в серию не пошёл.
  • ГАЗ-11-415 (1940) — шестицилиндровый пикап, в серию не пошёл.
  • ГАЗ-61-415 (1940) — пикап 4×4, в серию не пошёл, построено 2 экземпляра.
  • ГАЗ-61-416 (1941, ранее широко известен как ГАЗ-61-417) — лёгкий артиллерийский тягач 4×4, во второй половине 1941 года построено 36 автомобилей, сразу укомплектованных 57-миллиметровыми противотанковыми пушками с прицепными передками.
  • ГАЗ-НАТИ-ВМ (1937—1938) — опытный полугусенично-колесный вездеход на базе М-1 с кузовами типа седан и пикап.
  • ГАЗ-ГЛ-1 — одноместный гоночный автомобиль с обтекаемым кузовом, построенный на базе М-1 в 1937 году специалистами Центрального автомобильного клуба под руководством Е. В. Агитова. С целью увеличения устойчивости база автомобиля была увеличена на 230 мм (до 2860 мм), расположение центра тяжести было понижено за счёт уменьшения клиренса до 150 мм, также были установлены новые передние рессоры и более мощный мотор 60 л. с.[9]. Автомобиль смог развить на дистанции в 1 км с ходу скорость 147,84 км/ч. Позднее, в 1940 году, на машину был установлен форсированный силовой агрегат ГАЗ-11 мощностью 100 л. с. Модернизированная версия установила всесоюзный рекорд скорости — 161,78 км/ч[10].
  • ГАЗ М-1 с газогенераторным двигателем, работавшим на древесном топливе — один автомобиль построен в 1938 году (газогенераторная установка была размещена в багажнике позади кузова)[11], в 1942 году в блокадном Ленинграде на авторемонтной базе Ленинградского района ПВО газогенераторной установкой была оборудована ещё одна машина[12]
  • ГАЗ М-1 с двигателем на сжиженном газе — один автомобиль изготовлен в 1938 году Научно-исследовательским институтом автотракторной промышленности[13].

Модернизация

ГАЗ М-11, он же ГАЗ-11-73

В конце 1930-х годов было принято решение о модернизации автомобиля. В первую очередь, необходимо было заменить стремительно устаревающий двигатель. За опытом вновь обратились к американцам.

Наиболее пригодным для производства и эксплуатации в СССР был признан находившийся в серии с 1928 года, но регулярно модернизировавшийся и вполне соответствующий тогдашнему уровню американской автомобильной промышленности шестицилиндровый двигатель Dodge D5. Этот двигатель имел почти в два раза большую литровую мощность, чем двигатель М-1.

В 1937—1938 годах в США были закуплены документация и необходимое для производства оборудование, чертежи были переведены в метрическую систему. Вскоре (1940 год) началось серийное производство двигателя под обозначением ГАЗ-11. Двигатель имел рабочий объём 3,5 литра (точнее, 3485 см³) и хорошую для тех лет мощностную отдачу — 76 л. с., при этом отличался неприхотливостью и мог работать на доступных в СССР тех лет эксплуатационных материалах. Впоследствии на его базе были созданы двигатели «Победы» и ЗИМ.

Приспособленная для его установки версия «Эмки» получила внутризаводское обозначение ГАЗ-11-73 — по уже упоминавшейся системе «номер модели двигателя — номер модели кузова» — или М-11. От М-1 она отличалась, помимо двигателя, иным, более современным, оформлением передней части с полукруглой маской радиатора, кроме того, удлинили передние рессоры, установили передний стабилизатор поперечной устойчивости, повысили эффективность тормозов, ввели гидравлические амортизаторы двойного действия, и так далее. К сожалению, большинство внесённых в конструкцию автомобиля изменений не было задокументированы заводом, а сохранившихся полностью в заводской комплектации автомобилей этой достаточно редкой модели неизвестно, поэтому привести полный список отличий модернизированной модели от исходной затруднительно.

Также в печати сообщалось о планах внедрения на модернизированном М-1 гидравлических тормозов[14], но реализованы они так и не были — первой моделью ГАЗ с гидроприводом тормозной системы стала уже послевоенная «Победа».

Всего было выпущено около 1170 автомобилей, причём остаётся неясным, насколько они соответствовали исходному варианту комплектации модели, в частности, какие именно моторы устанавливались на них с завода — ГАЗ-М, ГАЗ-11 или ГАЗ-20 (в особенности это касается машин послевоенного выпуска).

На базе ГАЗ-11-73 была создана модель ГАЗ-61 с приводом на все колёса и увеличенным дорожным просветом. Семейство ГАЗ-61 включало в себя армейские пикапы и фаэтоны для командного состава армии. ГАЗ-61 отличился во время Великой Отечественной войны. Командный состав армии высоко оценил неприхотливость и надёжность автомобиля. ГАЗ-61-73 стал первым в мире комфортабельным внедорожником с закрытым кузовом «седан».

Производство автомобиля ГАЗ-11-73 продолжалось до 1948 года. Этим мотором комплектовались в годы войны танки и самоходки, а в послевоенные годы — ранние выпуски грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-63.

Эксплуатация в такси

Изначально планировался запуск в производство специальной версии-такси. От обычной машины её отличал фонарь «Такси» над лобовым стеклом, багажник в задней части машины и запасное колесо, перенесенное на левое крыло. Однако в серию этот вариант не пошёл, и в такси работали обычные «эмки», оснащенные таксометром.

В 1936—1946 годах М-1 был основным советским таксомотором. К примеру, в таксопарки Ленинграда первые 20 машин этой марки поступили уже в первом квартале 1936 года. На сентябрь 1939 года в Минске насчитывалось 20 такси М-1, в Ленинграде — 465, в Москве — 2740. Последние таксомоторы М-1 были выведены из эксплуатации в 1946—47 годах.

Памятники и экспонаты

Примечания

  1. Липгарт А. А. Славное двадцатилетие // Техника-Молодёжи. — 1952. — № 1. — С. 15—18.
  2. ↑ Отчёт об испытаниях автомобиля ГАЗ-М-20.
  3. ↑ Шасси легковых автомобилей ГАЗ-М и ГАЗ-М-415.
  4. ↑ 9 советских машин, которые похожи на иномарки
  5. ↑ Выполнили годовую программу // «Известия», № 287 (6754) от 12 декабря 1938. с. 1.
  6. ↑ Прицеп к легковой машине // журнал «Техника молодёжи», № 3, 1939. с. 59.
  7. ↑ Л. Шугуров. Родословная советских джипов // журнал «За рулём», № 1, 1977. с. 12—13.
  8. 1 2 ГАЗ-11-40 // журнал «За рулём», № 8, 1979 (4-я страница обложки).
  9. ↑ Советский спортивно-скоростной автомобиль // журнал «Техника молодёжи», № 7, 1937. с. 52.
  10. ↑ Я. Новиков, А. Сабинин. Испытание скоростью // журнал «Техника молодёжи», № 4, 1941. с. 24—26.
  11. ↑ инженер Ю. Чижов. Легковая газогенераторная машина // журнал «Техника молодёжи», № 12, 1938. с. 43.
  12. ↑ «М-1» с газогенератором // журнал «Техника молодёжи», № 1, 1943. с. 24.
  13. ↑ Автомобиль работает на сжиженном газе // «Красная звезда», № 278 (4128) от 4 декабря 1938. с. 1.
  14. ↑ «Автомобиль „М-1“ ожидает коренная модернизация. В будущем году он будет иметь ещё более мощный шестицилиндровый двигатель, гидравлические тормоза, более изящный и удобный кузов»
    Автомобиль набирает скорость // журнал «Техника молодёжи», № 10. 1937. с. 34—35.
  15. ↑ Курган. Памятник автомобилю.
  16. ↑ В Кургане исчез раритетный автомобиль (рус.). oblast45.ru. Дата обращения 30 января 2020.
  17. ↑ В музее автотехники УГМК появилась шестицилиндровая Эмка (неопр.).

Литература

  • «СССР на стройке», № 11 за 1936 года (посвящён М-1).
  • «Эмка» и её наследники // журнал «За рулём», № 4, 1974. с. 32—34.

Ссылки

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

WTF!? Джеки Чан ЯННП википедия песочница воронок черный воронок нквд 
Подробнее
Воронок (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, чёрная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений: • Автомобиль для перевозки арестованных • Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного служащего Воронками в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1Л/8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета. Также воронками могли называть грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5. 2 В годы немецкой оккупации 3 Автомобиль милиции 4 Ссылки 5 См. также 6 Примечания Слово ворон означало «чёрный». Отсюда и название птицы и масть лошади. Иногда говорят «цвета еороноеа крыла». Этимология Содержание [убрать] 1 Этимология [править] ВОРОН м. вран церк. самая большая в Европе птица вороньего рода, весь черный, с отливом… Воронить что, наводить воронь, особ, на железе темный цвет разных отливов; ворониться, быть ворониму. Вороненое серебро, с чернью. (В. Даль)^- Слово «воронок» произошло от вороной масти лошади. Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило. В слово «воронок» могло так же быть вложено отношение народа к карканью воронов, ворон — считалось, оно приносит беду.
wtf,WTF!?,Джеки Чан,ЯННП,википедия,песочница,воронок,черный воронок,нквд

Еще на тему

Развернуть

Похожие темы

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *