РазноеЧто такое адаптивный круиз контроль в машине – Почему адаптивный круиз-контроль и любые автономные технологии в автомобиле – это зло

Что такое адаптивный круиз контроль в машине – Почему адаптивный круиз-контроль и любые автономные технологии в автомобиле – это зло

Содержание

что это такое, как работает и как им пользоваться

Подбирая авто в салоне или просматривая перечень серийно устанавливаемых и опциональных систем на сайте производителя, вы могли заметить такой термин как «адаптивный круиз-контроль». Данная функция начала появляться на автомобилях недавно, поэтому ее значения знают далеко не все автолюбители. Поэтому, в данной статье мы расскажем о том, что такое адаптивный круиз-контроль в машине, как он работает, зачем вообще он нужен?

Что такое адаптивный круиз контроль?

адаптивный круиз контроль в работе

Круиз-контроль – дополнительная система автомобиля, основная задача которой – поддержание установленной скорости движения. Она бывает полезной при продолжительных поездках по загородным трассам, но в городе использовать ее трудно, так как нужно постоянно сбавлять скорость, останавливаться и потом снова разгоняться. Для решения этой проблемы был разработан адаптивный круиз-контроль (или ACC — adaptive cruise control).

Адаптивный круиз-контроль — это улучшенная система круиз-контроля, которая не только автоматически поддерживает скорость движения, но и соблюдает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, адаптируясь под текущую ситуацию на дороге.

Первые, ещё неактивные системы круиз-контроля начали устанавливаться в 70-е годы прошлого века, а исследования в данной области стартовали 30-ю годами ранее. Конечно, родоначальником ещё механических систем, где обычный стальной тросик был напрямую связан с карбюратором, стала Северная Америка. Изначально круиз-контроль позиционировался как предмет роскоши: даже для топовых комплектаций самых дорогих, роскошных моделей предлагался исключительно как опция. Или – как главная «фишка» при анонсе новинки. Но с прогрессом данная система быстро стала электронной, а во многом благодаря компании Bosch перебралась через океан, где начала внедряться на любые, не только легковые авто.

Адаптивный круиз-контроль появился гораздо позже, на рубеже веков. В отличие от неактивной системы, которая только поддерживает заданную скорость движения, система адаптивного круиз-контроля:

  • ускоряет автомобиль до заданного значения;
  • замедляет его, вплоть до полной остановки;
  • наконец, удерживает заданную скорость, обеспечивая не только комфорт в длительных поездках, но и значительно, на 10% и более сокращая расход топлива.

Хотя до полностью автономного от водителя движения, когда автомобиль сам не только тормозит/ускоряется, но и поворачивает, перестраивается из ряда в ряд, ему далеко.

Как устроен адаптивный круиз-контроль

Сама система – простая, понятная, состоит из всего трёх узлов:

  • Фронтальные датчики, расположенные в переднем бампере, реже – за фальшрешёткой радиатора. Это – «глаза» круиз-контроля, поэтому должны быть чистыми от грязи и снега. В противном случае эффективность системы будет стремиться к нулю.
  • Дополнительные датчики, отслеживающие едет ли автомобиль по прямой, в горку или с неё, на какой угол отклонено рулевое колесо, контролирующие включенную в КПП передачу, даже информацию с дорожной разметки и придорожных знаков.
  • Электронный блок управления, «мозг» адаптивного круиз-контроля. Это – основа системы, от которой зависит не только качество функционирования, но и работа вообще. Он анализирует поступающую информацию, давая команды:
    • системе подачи топлива изменить угол наклона дроссельной заслонки;
    • тормозному контуру увеличить или, наоборот, ослабить силу прижатия тормозных колодок к дискам.

Важно: смежные системы, например, ABS или ESP должны быть исправными, в противном случае круиз-контроль просто не включится. 

Как работает адаптивный круиз-контроль

Опять же, ничего сложного:

  • собирается вся информация с основных и второстепенных датчиков;
  • блок управления в режиме реального времени непрерывно её анализирует;
  • в зависимости от заданной водителем скорости и ситуации на дороге – пустая, прямая трасса или, наоборот, впереди идущее авто притормаживает/перестраивается, даёт команду на ускорение или, наоборот, замедление. При этом «продвинутые» системы могут тормозить двигателем или уменьшать его мощность путём кратковременного обеднения воздушно-топливной смеси.

Адаптивный круиз-контроль прежних поколений работает диапазоне от 30 до 160 км/час. Тогда как новые версии имеют расширенную «вилку» от 0 до 200 километров в час. Она будет одинаково удобна как в городской «тянучке» – нет необходимости постоянно подгазовывать/притормаживать, так и на автобане. Выставьте желаемую скорость, и можно убрать ногу с педали газа. 

Как пользоваться адаптивным круиз-контролем

кнопки управления круиз контролем

Исполнение управлением адаптивным круиз-контролем может отличаться от модели к модели. Но сам принцип остаётся неизменным: это могут быть как отдельный блок на рулевом колесе, так дополнительный подрулевой многофункциональный рычажок. Обычно это:

  • Включение/выключение системы: нередко это одна и та же клавиша. Хотя отключить адаптивный круиз-контроль можно прикосновением к педали тормоза или, напротив, резким ускорением.
  • Кнопка SET, переводящая в режим настройки: ею будете пользоваться редко.
  • Ползунок, лепестки, качелька вверх/вниз, позволяющие задать желаемую скорость.
  • Клавиша RESUME, восстанавливающая прежние значения.

Это лишь базовые настройки – возможности управления, набора скорости/торможения могут быть гораздо шире. 

Видео на тему

Похожие статьи

Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр

Чем отличается круиз-контроль от адаптивного круиз-контроля?

Что такое круиз-контроль? К сожалению многие владельцы автомобилей знают об этой функции только поверхностно. А что такое адаптивный круиз-контроль? Думаем друзья, что на этот вопрос смогут детально и подробно ответить не так много водителей, не смотря даже на то, что эта технология давно уже появилась в автомобилестроении. Давайте сегодня вместе подробнее узнаем, что же это за такая полезная и при том очень удивительная функция (опция) в современных автомобилях.

 

И так, уважаемые водители, что же такое круиз-контроль? Круиз-контроль представляет собой  электронную систему, которая автоматически регулирует скорость автомобиля без участия водителя. То есть, система круиз-контроля позволяет водителю при движении на машине убрать ногу с педали газа. Это самое простое объяснение которое в принципе подходит к основному описанию классической системы круиз-контроля. Но в наши дни многие автопроизводители с каждым годом добавляют в автомобили все более продвинутые новейшие системы круиз-контроля, которые делают сам процесс управления автомобилем намного проще и более безопаснее.

 

Также, многие современные системы круиз-контроля в настоящий момент превратились в промежуточный этап перехода всей автопромышленности к полной автономности современного автомобиля, которые в будущем со слов специалистов будут способны полностью обходится без водителя.

 

Смотрите также: Самые популярные опции в автомобилях в 2016 году

 

Когда этот круиз-контроль был пререгативой только автомобилей высокого люксового класса. Каких-то 20 лет назад невозможно было узнать, что такое круиз-контроль, это мог узнать только владелец дорогостоящего роскошного автомобиля. Сегодня же, когда себестоимость этой технологии существенно и порядком подешевела, автопроизводители начали оснащать круиз-контролем автомобили даже эконом-класса. 

 

Сегодня мы может получить для себя такой круиз-контроль даже в самых дешевых и не престижных малолитражных микроавтомобилях. Еще каких-то 10 лет назад это для многих казалось фантастикой. 

 

А что такое адаптивный круиз-контроль (АСС)?

 

Главным отличием классического круиз-контроля от современных систем автоматического поддержания заданной скорости движения машины является, электронная система АСС, которая впринципе сама по себе и означает адаптивный круиз-контроль. Эти системы позволяют автомобилю самостоятельно без участия водителя поддерживать на дороге не только определенную скорость движения машины, но и поддерживать ее в соответствии с дорожным движением работая автоматически, т.е. снижать скорость в случае возникновения опасности столкновения машины с другими автотранспортными средствами.

 

Также, в определенных дорогих автомобилях эти технологии адаптивного круиз-контроля продвинулись еще дальше. Например, некоторые автопроизводители оснащают свою продукцию полуавтоматическим автопилотом, который включается при активировании опции адаптивного круиз-контроля. В итоге получаем следующее, автомобиль не только автоматически поддерживает скорость движения и следит за дистанцией между другими автотранспортными средствами на дороге, но и еще автономно по сути управляет самим автомобилем (например, плавно поворачивает или поддерживает курс автомобиля в полосе).

 

История круиз-контроля.

История системы круиз-контроля уходит корнями далеко в 17 — 18 века, когда инженеры изобрели систему контроля скорости для паровых машин. Эти механические системы в последующем как-раз и были адаптированы в первые модели автомобилей (определенные модели) в начале 20-го столетия. Но в реальности обычный для нашего понимания круиз-контроль появился только после 1940-х годов. 

 

Первым автомобилем оснащенным круиз-контролем была модель Imperial 1958 года выпуска, которую выпускало люксовое подразделение компании «Крайслер». Система называлась «Автопилот» и представляла собой обычное механическое решение. Выглядело это так: -приборная панель была оснащена механическим диском на котором была нанесена шкала скорости. Водитель, собирающийся включить механический круиз-контроль должен был выбрать на круглом циферблате желаемую для него скорость движения и повернуть диск, который был соединен с карданным валом. Так же с поворотом диска выбора скорости одновременно включался и электрический мотор, который автоматически регулировал положение дроссельной заслонки на двигателе, благодаря чему и поддерживалась необходимая скорость движения автомобиля. 

 

Американская компания «American Motors» в 1965 году выпустила бюджетную версию системы круиз-контроля для своих моделей автомобилей. Но затем, во время нефтяного кризиса в 1973 году, интерес к системе круиз-контроля резко пропал. А вот начиная с конца 80-х годов популярность данного круиз-контроля начала стремительно расти вверх. В конечном итоге  большинство современных автомобилей сегодня могут быть оснащены круиз-контролем. 

 

Изначально эта популярность круиз-контроля наблюдалась в США. Это было связана конкретно с тем, что в Америке традиционно и больше всего любят автомобили с автоматической коробкой передач, любят длинные путешествия по всей стране в связи с  огромной сетью скоростных автомагистралей.

 

Например, тажа популярность круиз-контроля в Европу пришла намного позже, в сравнении с теми-же Соединенными Штатами Америки. 

Но тем не менее, в Европе как и в США круиз-контроль появился изначально лишь на люксовых автомобилях, а затем эта система круиз-контроля начала свой путь и начала постепенно распространяться к обычным автомобилям. 

 

Смотрите также: Как содержать Ваш современный автомобиль в чистоте, чтобы он мог «видеть» зимой

 

А вот первый адаптивный круиз-контроль (ACC) появился только в начале 1990-х годов в Японии. Хотя первое поколение адаптивных систем круиз-контроля всего-навсего только лишь предупреждала водителей об опасности и советовала им (ему) снизить скорость, нажав при этом педаль тормоза при включенном круиз-контроле.

 

Только спустя несколько лет в автопромышленности начали появляться адаптивные системы круиз-контроля, которые регулировали в автономном режиме не только одну дроссельную заслонку, но еще и тормоза самого автомобиля. 

 

Первый же полноценный круиз-контроль появился на автомобиле Mercedes S-класса в 1999 году, которая носила название- «Дистроник». Эта система не только контролировала дроссель, но и была способна контролировать тормоза, поддерживая заданную машине дистанцию до впереди идущего автотранспорта.

С тех пор прошло время и автопроизводители начали уже массово использовать адаптивный круиз-контроль (ACC). В конечном итоге эту систему АСС сегодня можно встретить на всех без исключения автомобилях, начиная от мини автомобилей и хэтчбеков, и заканчивая кроссоверами и спортивными автомобилями.

Стоит здесь отметить, в связи с ростом автомобильного трафика на дорогах всего мира этот  адаптивный круиз-контроль стал более полезным (полезной функцией) для многих автомашин, в сравнении со стандартным круизом, так как его адаптивная опция позволяет автомобилю не только поддерживать заданную водителем скорость движения, но автоматически поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущих автотранспортных средств. 

 

Как работает круиз-контроль?

Современные системы круиз-контроля интегрированы в электронику автомобиля и часто устанавливаются на автотранспортные средства в сочетании с дополнительными технологиями. Вот например, с системой предупреждения проезда перекрестков и переулков, с системой контроля слепых зон, или с системой экстренного аварийного торможения в случае опасности на дороге.

 

Со стандартной системой круиз-контроля водителю для поддержания скорости необходимо с помощью переключателя установить нужную ему скорость движения и затем только нажать кнопку либо на рулевом колесе, либо на рычаг на рулевой колонке. В итоге электроника машины просто запомнит установленную скорость и автоматически начинает поддерживать с помощью контроля дроссельной заслонки заданную скорость движения автомобиля. 

 

На некоторых автомобилях вы можете регулировать скорость с помощью кнопки и тогда машина сама автоматически будет изменять свою скорость.

 

На автомобиле оборудованом адаптивным круиз-контролем (ACC) можно увеличивать или уменьшать заданную скорость во время движения машины, автомобиль сам будет разгоняться или замедляться до установленной скорости.

 

Также, эта система адаптивного круиз-контроля использует у себя радиолокационные или лазерные датчики, для поддержания заданного расстояния до автотранспорта идущего впереди. Так же с помощью этих же сенсоров данная адаптивная система может как увеличивать, так и уменьшать расстояние до впереди идущих автомобилей по мере такой необходимости. 

 

Смотрите также: Топ 10 технологий автомобилей будущего

 

Для отключения круиз-контроля надо просто нажать кнопку и вы восстановите ваш контроль над дроссельной заслонкой с помощью педали газа. Стоит сразу отметить главную особенность всех видов круиз-контроля, а именно, при нажатии педали тормоза система поддержания скорости движения автоматически выключается. Это сделано прежде всего для безопасности. 

 

На автомобилях с механической коробкой передач при нажатии педали сцепления круиз-контроль в целях безопасности также деактивируется. Правда подобным образом не все современные машины так себя ведут. Все зависит от марки и модели автомобиля.

 

Кстате друзья, большинство автомобилей оснащенных такими системами круиз-контроля имеют функцию памяти. Это означает следующее, что выставив определенную скорость поддержания движения машины на дороге, в последующем эта настройка по скорости остается в памяти системы и вам не придется заново устанавливать данную скорость. Это происходит (касается) и в том случае, если круиз-контроль отключился в связи с нажатием педали газа или сцепления. 

 

Так же обращаем ваше внимание на следующее, на более ранних системах круиз-контроля система включается только при скорости не ниже 30 — 50 км/час. Стоит тоже здесь отметить, что некоторые автопроизводители до сих пор упорно поддерживают подобное ограничение по скорости.

 

Тем не менее, в большинстве современных автомобилях в наши дни данный круиз-контроль можно включить при движении автомобиля даже и на минимальной его скорости. Это сделано прежде всего для того, чтобы современный адаптивный круиз-контроль мог работать (взаимодействовать) вместе с системой старт/стоп, которая автоматически отключает двигатель при остановках автомашины. 

 

Типы систем круиз-контроля.

Существует четыре типа круиз-контроля, а именно, начиная от самой простой системы, которая может поддерживать только установленную скорость движения и заканчивая более сложной системой, которая умеет автоматически менять полосу движения машины. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки этих типов систем круиз-контроля. 

 

Ограничитель скорости.

Что это такое? Эта система в автомобиле выполняет роль обычного ограничителя максимальной скорости. Например, в некоторых странах на многих коммерческих автомобилях установлено ограничение скорости в 110 км/час. Машина, при достижении ограниченной максимальной скорости просто перестает разгоняться. Как правило такая система не предупреждает водителя о достижении ограниченной скорости. Подобное ограничение может устанавливать как сам водитель, так и владелец этого автотранспортного средства, который к примеру ведет бизнес в сфере коммерческих перевозок и не желает, чтобы его водители превышали установленную определенную скорость движения на дороге. 

 

Смотрите также: Каталог значков на приборной панели автомобиля

 

В каких марках авто встречается: на Citroen, Ford, Nissan, Peugeot, Renault. Также данная система ограничения скорости может быть установлена и на любой подержанный коммерческий автотранспорт.

 

Преимущества: Помогает вам (водителю) придерживаться ограничения скорости, позволяет экономить топливо и не нарушать ПДД.


Недостатки: Водитель должен продолжать использовать дроссель для поддержания скорости (держать ногу на педали газа). 

 

Круиз-контроль.

 

Что это такое? Стандартный круиз-контроль является довольно распространенной системой во многих современных новых автомобилях, включая в себя ту же самую систему (обычно при активировании круиз-контроля на приборной панели появляется шкала выбора необходимой скорости и соответствующий значок системы), где водитель, сначала выбирает скорость движения машины а потом фиксирует ее, ну а далее машина начинает поддерживать заданную ей скорость без участия водителя. То есть, можно смело убирать ногу с педали газа и машина будет продолжать двигаться на заданной скорости. Но обычный круиз-контроль не может поддерживать безопасную дистанцию до других автотранспортных средств, поэтому, водитель самостоятельно должен нажимать педаль тормоза, чтобы избежать столкновения. 

 

В каких марках авто встречается: Большинство новых автомобилей в наши дни оснащаются функцией круиз-контроля. 

 

Преимущества: Помогает снять напряжение и усталость водителя при длительных поездках. Экономия топлива. 


Недостатки: Водитель должен контролировать дистанцию на дороге и в случае необходимости снижать скорость автомобиля. Также, этот обычный круиз-контроль можно использовать в основном только на скоростных шоссе или автобанах с плотным потоком машин.

 

Адаптивный круиз-контроль.

 

Что это такое? Эта система, работающая с помощью радаров или лазера, она может не только поддерживать заданную водителем скорость движения, но и автоматически контролировать дистанцию до впереди идущих автомобилей и при необходимости снижать скорость, чтобы избежать сближения с другими автотранспортными средствами. 

Водитель при включенном адаптивном круиз-контроле может в любой момент сам самостоятельно использовать педаль тормоза. 

 

В каких марках встречается: BMW, Fiat, Ford, JLR, Lexus, Mercedes, на моделях VW Group, а также на ряде других автопроизводителей машин. 

 

Преимущества: Система регулирует скорость движения машины в зависимости от трафика на дороге и самостоятельно принимает решение о безопасной дистанции, автоматически нажимая и не только при необходимости на педаль тормоза, что способствует существенной экономии топлива.


Недостатки: К нашему сожалению датчики адаптивного круиз-контроля пока не совершенны и могут быть просто «ослеплены» (не видеть препятствия на дороге) в плохую погоду. Также, сама электроника может срабатывать не достаточно эффективно. Например, автомобиль может с запозданием реагировать на внезапное замедление движения на дороге. Поэтому, при включенном адаптивном круиз-контроле дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть достаточно большой (приличной), а скорость машины должна соответствовать общему потоку машин, иначе ваш автомобиль может не успеть вовремя затормозить в случае резкого торможения этого потока машин идущего впереди вас. В результате всего этого, водители, включающие адаптивный круиз-контроль частенько стакиваются с такой проблемой, когда их автомобиль разгоняется или снижает скорость не плавно, а какими-то неопределенными рывками, что создает им дискомфорт. 

 

Полуавтономный круиз-контроль.

 

Что это такое? Новейшие электронные системы ставят этот современный адаптивный круиз-контроль на новый уровень (на один шаг вперед), превращая таким образом круиз-контроль в автономную технологию, которая способна управлять машиной без участия водителя. Это уже второй уровень развития адаптивного круиз-контроля, в результате чего определенные современные автомобили получают для себя по своей сути уже полуавтоматический автопилот. 

 

В отличии от первого поколения адаптивного круиз-контроля второе поколение этой системы способно, контролировать не только заданную скорость движения, но и обеспечивать в автоматическом режиме определенную дистанцию до других автотранспортных средств, а также самостоятельно вмешиваться в рулевое управление автомобиля. Но тем не менее, говорить о том, что в современных автомобилях появился настоящий автопилот который мы впервые увидели в фантастических фильмах, пока еще рано. Поэтому эта система и называется «полуавтоматическим автопилотом».

 

Дело здесь вот в чем, не смотря на возможность управления автомобилем без участия водителя большинство этих систем, конкретно не видит вокруг себя полностью все автомобили и не может в полном объеме контролировать местность по которой движется машина. Так что друзья запомните, если ваш автомобиль оснащен полуавтоматическим автопилотом, вы все равно постоянно должны контролировать ситуацию на дороге и в случае опасности тут-же вмешиваться в рулевое управление. Полуавтоматические системы автономного вождения встречающиеся в некоторых современных автомобилях, могут различаться как по сложности, так и по алгоритму своей работы. Например, полуавтопилот может помогать водителю менять полосы движения, контролировать движение в заданной полосе, регулировать скорость машина в соответствии с данными GPS/Глонасс и даже распознавать дорожные знаки. Можно сказать это достойные показатели для такой системы. 

 

В каких марках встречается: Audi A3 / A8 / Q7, BMW 7 -й серии, Mercedes S-Class, Volvo XC90.

 

Преимущества: Может облегчить водителю управление автомобилем и реально помогает отдохнуть за рулем. Особенно во время долгого нахождения за рулем в автопробке. Также существенно снижает и расход топлива автомобиля.


Недостатки: Датчики системы должны всегда быть очищены от снега, грязи, пыли или песка, что в обычных дорожных условиях не всегда выполнимо. Таким образом надо помнить, что для эффективной работы полуавтоматических систем адаптивного круиз-контроля необходимо постоянно очищать все сенсоры и датчики от различной грязи. Также, подобные системы снижают концентрацию нахождения водителя за рулем, что не способствует увеличению безопасности на дороге. Ведь это все-таки не полный автопилот и водитель должен суметь быстро, в случае возникновения опасности или в экстренной ситуации на дороге, принять управление машиной на себя.

Адаптивный круиз-контроль что это, система и датчики

Системой адаптивного круиз-контроля (АСС) современные автомобили оснащаются уже не первый год. Однако не каждый автолюбитель в состоянии внятно рассказать о её предназначении. А между тем она даёт массу преимуществ.

Отличие адаптивного от стандартного круиз-контроля

Предназначение системы круиз-контроля – поддержка скорости транспортного средства на постоянном уровне с автоматическим прибавлением газа, когда данная скорость снижается, и убавлением его, когда данная скорость увеличивается (последнее можно наблюдать, например, при спусках). С течением времени система продолжала развиваться в сторону увеличения автоматизации управления машиной.

адаптивный круиз-контроль что это

Система адаптивного круиз-контроля – это усовершенствованный её вариант, позволяющий одновременно с поддержкой скорости автоматически снижать её, если возникает гипотетическая опасность столкнуться с машиной, идущей впереди. То есть идёт адаптация к дорожным условиям.

Составляющие системы и принцип работы

Адаптивный круиз-контроль состоит из трёх компонентов:

  1. Сенсорных датчиков расстояния, измеряющих скорость идущей впереди машины и расстояние до неё. Располагаются они в бамперах и решётках радиаторов и бывают двух типов:
    • радары, излучающие ультразвуковые и электромагнитные волны. Скорость транспорта, идущего впереди, эти датчики определяют по изменяющейся частоте отражённой волны, а расстояние до него – по времени возврата сигнала;
    • лидары, посылающие инфракрасное излучение. Работают они также, как и радары и стоят намного дешевле, однако менее точны, поскольку подвержены влиянию погоды.

Стандартный радиус действия датчиков расстояния равен 150 м. Однако уже появились АСС, чьи датчики могут работать в коротком диапазоне, изменяя скоростной режим автомобиля вплоть до полной его остановки, и в диапазоне длинном, снижая скорость до 30 км/ч.

Система адаптивного круиз-контроля датчики

Это очень актуально, если автомобиль стоит в пробке и может передвигаться только на малой скорости;

  1. Блока управления со специальным программным комплексом, куда уходит информация от сенсорных датчиков и прочих автомобильных систем. Далее она сравнивается с параметрами, которые были заданы водителем. С опорой на эти данные вычисляется расстояние до идущей впереди машины, а также её скорость и скорость, с которой в ней движется автомобиль с АСС. Необходимы они и для вычисления угла поворота руля, радиуса кривой, бокового ускорения. Полученная информация служит основой для создания управляющего сигнала, который блок управления посылает исполнительному оборудованию;
  2. Исполнительного оборудования. Вообще-то АСС не имеет исполнительного оборудования как такового, но подаёт сигнал системам, связанным с управляющим модулем: системе курсовой стойкости, электронному приводу дросселя, АКПП, тормозным механизмам и пр.

Преимущества и недостатки АСС

Как и любая деталь автомобиля, система адаптивного круиз-контроля обладает своим комплексом достоинств и недостатков. Преимущества её заключаются:

  • в экономии топлива, поскольку автоматическое регулирование дистанции и скорости позволяет лишний раз не нажимать на тормоз;
  • в возможности избежать массы аварий, поскольку на аварийные ситуации система реагирует мгновенно;
  • в избавлении водителя от лишней нагрузки, поскольку необходимость постоянно следить за скоростью своей машины для него отпадает.

Недостатки кроются:

  • в техническом факторе. Любая система не застрахована от сбоев и поломок. В случае с АСС могут окислиться контакты, произойти сбой в работе сенсорных датчиков, особенно лидаров в дождь или снегопад, или же АСС не успеет своевременно отреагировать, если идущая впереди машина внезапно и резко замедлит движение. В итоге АСС в лучшем случае будет резко разгонять автомобиль или снижать его скорость, так что о комфортной езде говорить не придётся, в худшем приведёт к аварии;
  • в психологическом факторе. АСС почти полностью автоматизирует работу автомобиля. В итоге его владелец привыкает к этому и расслабляется, забывая отслеживать ситуацию на дороге и не успевая отреагировать, если та превратится в аварийную.

Как происходит управление адаптивным круиз-контролем

Управляют АСС так же, как обычным круиз-контролем. Панель управления чаще всего располагается на рулевом колесе.

Управление адаптивным круиз контролем на руле

  • Включение и выключение проводится при помощи кнопок On и Off. Там, где этих кнопок нет, для включения достаточно нажать Set, для выключения – на педаль тормоза или сцепления. В любом случае при включении автовладелец ничего не ощущает, а выключить АСС можно без проблем даже когда она работает.
  • Задать помогают Set и Accel. В первом случае водитель предварительно разгоняется до нужного значения, во втором – снижает скорость. Закрепляется результат путём нажатия соответствующей кнопки. После каждого повторного нажатия скорость возрастёт на 1 км/ч.
  • Если после торможения хотят вернуть прежнюю скорость, жмут на педаль снижения скорости и тормоза, а затем на Resume. Вместо тормозной педали можно использовать кнопку Coact, которая при нажатии даст тот же эффект.

Видео: демонстрация работы адаптивного круиз-контроля

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

А еще у нас интересные e-mail рассылки, подписывайтесь! (1 раз в неделю)

Интересные материалы

Что такое круиз контроль на автомобиле, как работает, установка

Круиз контроль автомобиля Круиз контроль — это система, призванная сделать поездки на дальние расстояния более комфортными для водителя. Основная её функция заключается в поддержании постоянной скорости движения, причём водитель освобождается от необходимости постоянно контролировать силу нажатия правой ногой на педаль «газа». Хотя даже при минимальном водительском стаже контроль этого усилия происходит рефлекторно, тем не менее, необходимость подолгу находиться в вынужденной позе вызывает усталость в дальних поездках.

Содержание статьи

Для чего ещё нужен круиз контроль в автомобиле

Для чего нужен круиз контроль

Круиз контроль нужен для комфорта водителя


 

Основная функция круиз контроля автомобиля это поддержание постоянной скорости движения.

Автоматическое поддержание постоянной скорости способствует экономии топлива. Электронный блок круиз контроля соединён с различными датчиками, считывая показания с которых он устанавливает необходимое для поддержания постоянной скорости движения количество впрыскиваемого в цилиндры двигателя топлива, увеличивая его на подъёмах и уменьшая, вплоть до прекращения подачи, на спусках.
Кроме того, установив разрешённый ПДД скоростной режим, вы избежите совершенно излишних расходов на оплату штрафов. Особенно это касается тех случаев (к сожалению, нередких), когда какая-нибудь камера работает, мягко выражаясь, «некорректно» — будет повод подать иск в суд, если вы уверены в соблюдении скоростного режима.
Диапазон работы системы обычно находится в пределах от 30 до 200 км/час. Как правило, включить круиз контроль можно нажатием клавиши SET при движении с той скоростью, которую вы выбрали за «крейсерскую».

Принцип работы круиз контроля

Как и любое другое устройство, система круиз контроля претерпевала изменения, всё более совершенствуясь. Но для того, чтобы полнее усвоить принципы работы более сложных современных схем, необходимо понять, как работали их первоначальные варианты. В данном случае первой ступенью развития систем круиз контроля является так называемый пассивный круиз контроль, поэтому начнём с него.

Что это такое – пассивный круиз контроль и как он работает

Схема круиз контроля автомобиля

Схема работы круиз контроля автомобиля


 

Для координации работы всей системы круиз контроля она оснащается блоком управления.

На рисунке показана активная, или исполнительная составляющая системы.
Как видите, изменение подачи топлива происходит с помощью работы вакуумного устройства, отбирающего необходимое разрежение из впускного коллектора. Параллельно тросику, соединённому с педалью «газа», устанавливается ещё один тросик, соединённый с диафрагмой устройства (сервопривода). Электромагнитные клапаны сервопривода служат для управления количеством отбираемого воздуха, регулируя тем самым силу воздействия разрежения на диафрагму, а, значит, и угол поворота дроссельной заслонки.
При отключении круиз контроля диафрагма не воздействует на трос, не создавая тем самым сопротивления работе основного тросика, соединённому с педалью.
Для координации работы системы круиз контроля она оснащается блоком управления, представляющим из себя небольшой компьютер, который, будучи соединённым с другими системами управления двигателем ( и с ЭБУ), обрабатывает поступающую от них информацию и формирует управляющие сервоприводом импульсы.

Что такое адаптивный круиз контроль в машине

Автомобиль, оснащённый адаптивным круиз контролем, может двигаться на определённом расстоянии от впереди идущего автомобиля.

Адаптивный, или активный круиз контроль, является более сложной системой по сравнению с пассивным. Главное его отличие состоит в том, что адаптивный круиз контроль оснащается датчиком скорости и расстояния. Датчик постоянно сканирует пространство впереди автомобиля, что позволяет блоку управления определять скорость авто и расстояние до помех, расположенных по курсу машины.
В результате автомобиль, оснащённый адаптивным круиз контролем, может двигаться на определённом расстоянии от впереди идущего авто, что освобождает водителя от необходимости следить за безопасностью дистанции.
Более «продвинутые» системы способны также «читать» дорожную разметку, помогая водителю удерживать авто на своей полосе.
Адаптивные системы круиз контроля для управления автомобилем, как правило, воздействуют на основные органы управления – ЭБУ двигателя, АКПП, тормозную систему.

На каких машинах стоит адаптивный круиз контроль

Подобные системы устанавливаются на многие авто уже на конвейере и могут, в зависимости от производителя, иметь различные названия. На VW, Honda, Audi они называются ACC — Adaptive Cruise Control. Эта же аббревиатура на автомобилях BMW расшифровывается как Active Cruise Control. Toyota называет такие системы Radar Cruise Control.

Как пользоваться круиз контролем

Рычаг круиз контроля

Как пользоваться круиз контролем


 

Самый простой круиз контроль включается одной кнопкой и выключается одним нажатием на педаль газа.

Для активации круиз контроля следует или ознакомиться с инструкцией или же попытаться разобраться самостоятельно.
Самые простые системы имеют лишь одну кнопку (или рычаг) включения. После её нажатия произойдёт включение системы, которая «запомнит» текущую скорость и будет её поддерживать. Такой круиз контроль выключается после нажатия на педаль тормоза или «газа» (например, во время совершения обгона), после чего необходимо снова выбирать скоростной режим и активировать систему.
Но существуют и более сложные системы настройки и управления. Они выполнены либо в виде отдельного блока клавиш на панели приборов (или на рулевом колесе) либо в виде рычага, подобного рычагам включения указателей поворотов или стеклоочистителей.
Кнопка ON/OFF предназначается для ручного включения и выключения системы. При этом блок просто устанавливается в режим готовности, но круиз контроль не активируется. Для того, чтобы выбрать и установить требуемую скорость движения, служит кнопка SET/ACCEL. Кнопкой RESUME устанавливается значение ранее выбранной скорости, а COAST (или «+» и «-») служит для пошагового изменения установленной скорости путём кратковременных нажатий. Скорость будет уменьшаться или увеличиваться на 1,5 – 2 км/час при одном кратковременном нажатии.
Кроме того, блок управления связан с педалью тормоза, путём нажатия которой круиз контроль отключается.
Если круиз контроль не работает, с помощью лампы-индикатора можно произвести диагностику – каждая ошибка закодирована и, при наличии инструкции, можно выявить неисправность.

Установка круиз контроля своими руками

Комплект круиз контроля

Комплект устройства круиз контроля


 

При должной подготовке установка круиз контроля своими руками занимает около 4 часов.

Если вы хотите произвести установку круиз контроля на свой автомобиль самостоятельно, то можете приобрести комплект.
В комплект входит всё необходимое – блок с кнопками для круиз контроля, сервопривод с тросиком и шлангом для отбора разрежения, крепёжные элементы, жгуты проводов с разъёмами. По отзывам автовладельцев, для установки такого устройства потребуется 4 часа. При условии, разумеется, что вы уже имеете представление о необходимых разборочных работах (снятие обшивок, накладок и т.д.). Ну и, конечно, для покупки такого комплекта понадобится сумма 250 – 300 $.
Универсальный круиз контроль на электронную педаль газа обойдётся дешевле – немногим больше 100 $ .
Для того, чтобы не производить работы «вслепую», нужно представлять, как работает круиз контроль на автомате и «механике» — в случае с АКПП торможение может осуществляться не только изменением оборотов двигателя, но и изменением передаточных чисел трансмиссии. Для подключения системы к авто с МКПП потребуется установка концевого выключателя на педаль сцепления – если он отсутствует.

Управление авто с круиз контролем

Не стоит расслабляться за рулём, полагаясь на «умную» электронику — никакой электронный мозг не в состоянии заменить человека.

Прежде всего, необходимо помнить о безопасности. Поддержание системой круиз контроля постоянной скорости при движении по скользкой или слишком извилистой дороге может оказать «медвежью услугу». Даже если трасса не занесена снегом, а просто мокрая от дождя, нужно быть внимательным, чтобы моментально снизить скорость – иначе авто либо сорвёт в занос, либо «поплывёт» в результате аквапланирования.
Особенно это опасно на дорогах с продавленными в асфальте колеями. Однажды в сильный дождь автор лично видел три «фуры», лежащие боком на обочине на участке около 5 км длиной. Причём все авто были современные и рассчитанные на хорошие европейские дороги (т.е. по-любому с круиз контролем). Но колеи были такие, что даже многотонная масса не обеспечила им контакт с дорогой.
Поэтому не стоит расслабляться за рулём, полагаясь на «умную» электронику — никакой электронный мозг не в состоянии заменить человека.
 

Что такое адаптивный круиз контроль и что он дает?

Добрый день. В этой статье я расскажу, что такое адаптивный круиз контроль, чем он отличается от классического круиз контроля и зачем он вообще нужен.

Системы адаптивного круиз контроля (АСС) – новый ориентир в безопасности современных автомобилей. В сравнении со стандартным круиз контролем, обеспечивающим возможность настройки водителем только скорости движения, адаптивный круиз-контроль может производить независимое изменение скорости автомобиля при помощи активации тормозных механизмов и/или управления дроссельной заслонкой. По сути это круизконтроль с дополнительной функцией – контроль дистанции до впередиидущего автомобиля. Различные концерны-разработчики дают свое имя освещаемой системе. Так круиз-контроль называют:

  • AdaptiveCruiseControl – у авто Honda, Audi и Volkswagen;
  • ActiveCruiseControl – у BMW;
  • Distronic – у Mercedes;
  • PreviewDistanceControl – у Mitsubishi;
  • RadarCruiseControl – у Toyota.

Договорились – адаптивный круиз контроль служит для упрощения управления, он позволяет ехать в плотном потоке транспорта со средней скоростью потока в заданном диапазоне скоростей. При правильном использовании последних поколений адаптивного круиз контроля (система StopNGo), можно даже в пробках ездить, не касаясь педалей!

 

Посмотрите вот это видео:

 

 

Как устроен адаптивный круиз контроль?

 

Разберем составляющие и методику работы этой системы. Основа ACC — сенсоры расстояний (радары или лидары), процессор обработки информации, подсистемы, управления дросселем и торможением.

 

Сенсоры позволяют круиз контролю вычислить скорость движущегося впереди автомобиля и расстояние до него.

Радары функционируют по принципу отражения радиоволн от идущего впереди авто. За счет измерения разности частот, переданной и принятой, (эффект Доплера) вычисляется скорость впередиидущего автомобиля. Расстояние до него вычисляется как разность между временем отправки и приема сигнала.

 

Для обработки сигналов с датчиков требуется очень дорогой, быстродействующий процессор.

Лидары функционируют иначе — в них применяются инфракрасные волны, дающие возможность рассчитывать показатели идущей впереди машины. Лидары работают хуже (склонны к погрешностям при загрязнении датчиков, да и максимальное расстояние, на котором уверенно детектируется впереди едущий автомобиль едва превышает 50 метров), но они дешевле, по сравнению с радарами. Главный недостаток лидаров – при дожде, снеге или тумане лазер работает не стабильно. Соответственно в дешевых автомобилях используют лидар, а в более дорогих автомобилях люкс и бизнес классов ставят радар.

Стандартно приемо-передающие сенсоры располагают в бамперах и радиаторных решетках. Дистанция, на которой обнаруживается впереди едущий автомобиль, и определяется его скорость, варьируется от 40 до 200 м, в зависимости от решений разработчика устройства.

 

Мозг системы – процессор.

Управляющий узел круиз-контроля – системные «мозги». В его задачу входит прием и обработка всей информации с сенсоров и выдача сигналов управления.

Задачи процессора:

  • определение расстояния до впередиидущего автомобиля
  • определение его скорости
  • сравнение скорости вашего автомобиля со скоростью впередиидущего
  • расчет – приближается к нам или удаляется от нас впереди идущий автомобиль
  • сравнение скорости вашего автомобиля с разрешенной водителем скоростью
  • расчет управляющего действия (разогнаться или затормозить)

 

Получилось довольно мудрено, если проще, система адаптивного круиз контроля проверяет 2 вещи – расстояние до автомобиля, едущего впереди и его скорость. Если автомобиль впереди разгоняется до скорости выше,  чем задана водителем – он просто уедет, если он тормозит – круиз контроль снизит скорость вплоть до полной остановки. Так же он снизит скорость в случае если вас обгонят. По сути адаптивный круиз контроль это система автоматического поддержания дистанции до впередиидущего автомобиля, а если дорога пустая просто система позволяющая двигаться с заданной скоростью.

как работает адаптивный круиз контролькак работает адаптивный круиз контроль

Зачастую диапазон скоростей действия круиз контроля — 20-180 км/ч. Новейшие блоки могут поддерживать диапазон 0-200 км/ч, причем они оснащены механизмами StopNGo, функционирующими в пробках.

 

Заключение.

Все авто производители совершенствуют безопасность выпускаемых автомобилей, оснащая их системами экстренного торможения, навигации GPS и т. п. Стоит отметить, что системы адаптивного круиз контроля – первый шаг к роботизированному управлению автомобилем. Еще 5-10 лет и роботизированные автомобили будут колесить по дорогам во всем мире.

 

Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос что такое адаптивный круиз контроль, чем он отличается от обычного круиз контроля и в чем его главное  преимущество.

Если у вас остались вопросы или если вы хотите дополнить статью – пишите комментарии.

 

С уважением, администратор http://life-with-cars.ru

что это такое, видео демонстрация работы

С каждым годом устройство автомобилей становится все более сложным. Сегодня даже достаточно бюджетные модели оснащают различными функциями, о которых никто не мог мечтать раньше. Одной из них является круиз-контроль, о котором мы уже рассказывали на нашем сайте Vodi.su. Дальнейшим развитием этой концепции стало внедрение систем адаптивного круиз контроля — ACC.

Как работает АСС?

Основное отличие от обыкновенного круиз-контроля, состоит в том, что благодаря системе не только поддерживается заданная скорость и водителю можно спокойно убирать ногу с педали газа, но также с помощью радара или инфракрасного лазерного радара (лидара) измеряется расстояние до находящихся перед вами ТС. Соответственно, если дистанция начинает резко уменьшаться, электронный блок подает команду о снижении скорости.

В передней части машины находятся датчики, их может быть от одного до трех (как в мерседесовском Distronic).

Сами датчики бывают двух видов:

  • короткого диапазона — дальность составляет 150 метров и они могут обеспечить полную остановку транспортного средства;
  • дальнего действия — наиболее эффективны за городом и могут снизить скорость до 30 км/час.

Благодаря одновременному применению обоих видов датчиков АСС можно эффективно использовать даже в условиях постоянных городских пробок. То есть, по идее, в тянучке вам не нужно будет постоянно газовать и сбрасывать скорость. Система сама должна принимать верные решения.

В зависимости от модели машины работа системы поддерживается в диапазоне от нуля до 180 и более км/час.

Так, если вы движетесь по загородной трассе, система придерживается установленного режима. Когда же в поле зрения радара или лидара попадает другой автомобиль, скорость снижается за счет изменения положения дроссельной заслонки. В условиях города АСС взаимодействует с тормозной системой, понижая или повышая давление тормозной жидкости.

Если рассматривать устройство АСС, то оно довольно простое:

  • датчики расстояния, установленные в бампере;
  • электронный блок управления;
  • считывание информации с других датчиков — угол поворота руля, положения заслонки, угловой скорости колес и так далее.

Вся информация поступает на процессор электронного блока управления, обрабатывается, сопоставляется с заданными параметрами и принимается соответствующее ситуации решение — ускоряться до заданной скорости, снижать скорость или полностью останавливаться.

На наиболее продвинутых моделях Премиум-класса АСС также оснащен функцией HLA (Hill Launch Assist) — предотвращение скатывания на подъеме. То есть, если например машина едет под горку и АСС, на основе поступающих данных, вынужден снижать скорость или полностью остановить автомобиль, то будет учитываться угол уклона рельефа, чтобы автомобиль не начал скатываться вниз.

Кроме того, АСС зависит от антиблокировки тормозной системы — ABS, о которой мы тоже писали на Vodi.su, а также связан с системой курсовой стабилизации (ESP). Если любая из этих дополнительных функций не работает, или работает некорректно, то АСС отключается.

Адаптивный круиз-контроль на практике

Из описания к этой опции выходит, что роль водителя сводится к минимуму — крутить руль и выбирать наиболее подходящий режим езды. Но на самом деле это не так.

Все производители указывают:

«Адаптивный контроль ни в коей мере не заменяет водителя. Более того, в разных ситуациях датчики могут некорректно воспринимать дорожную обстановку. Поэтому необходимо внимательно следить за дорогой».

Основные недостатки системы:

  • поле зрения датчиков достаточно узкое, они не могут реагировать на транспортные средства частично перекрывающие дорогу;
  • датчики не могут резко переключаться между режимами, то есть в некоторых ситуациях они не в состоянии определить движется ли впереди идущий автомобиль или резко остановился;
  • лучше всего АСС реагирует на дорожную обстановку в условиях равномерного движения по магистрали.

Можно много перечислить моментов, когда АСС подводит, например если пешеход внезапно появляется на проезжей части, или когда впереди идущий автомобиль меняет полосу движения и впереди перед вами оказывается стоящее авто или стена.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что АСС — вещь полезная, но мастерство водителя куда полезнее.


Загрузка…

Поделиться в социальных сетях

Что такое Адаптивный круиз-контроль, в чем его различие от обычного

Самый первый круиз-контроль стал устанавливаться на автомобилях с середины двадцатого века. Основоположниками и первыми, кто стал применять эту систему стали американцы. Это совсем не удивительно, ведь протяжённость их дорог достаточно велика, и есть прекрасная возможность для использования данной функции. За время, что прошло с появления первых образцов, прошло уже много лет и, естественно, первый вариант претерпел существенные изменения. В результате получился адаптивный круиз-контроль.

Как же функционирует эта система? Все достаточно просто, по крайней мере для водителя. Устанавливаем необходимую скорость, а электроника поддерживает её в дальнейшем без какого-либо его участия человека.

В чём отличие этой обновлённой системы, от стандартной?

У этого круиз-контроля имеются более расширенные функции, чем у обычного круиза. Автомобиль не ограничивается поддержанием только заданной ему водителем скорости. При использовании такой системы происходит автоматическая регулировка скорости автомобиля. Если автомобиль движется в подъём, то система шире раскрывает дроссельную заслонку, поэтому автомобиль движется быстрее. Обратная реакция получается при спускании с горы, когда дроссельная заслонка прикрывается.
В результате даже разогнавшись с горы, автомобиль сохраняет ранее указанную скорость.

В качестве отличительной характеристики усовершенствованного круиз-контроля, выступает адаптация к изменяющимся условиям, которые происходят на дороге. Ведь спереди автомобиля установлены сканеры. Они смотрят вперёд и фиксируют наличие попутно двигающихся транспортных средств. Если на автомобиле данные были предварительно запрограммированы, то он самостоятельно притормаживает и соблюдает установленное водителем расстояние. Когда впереди идущий автомобиль увеличивает скорость, то автомобиль с адаптивным круиз-контролем тоже автоматически ускоряется. Таким образом, при увеличении расстояния между машинами круиз-контроль её догоняет, а если расстояние сокращается, то наоборот, тормозит машину. Необходимо отметить, что такая опция активно используется уже давно, а первым автомобилем, на который она была установлена, был Мерседес S-klasse. Постепенно, потом эта опция перекочевала на автомобили других марок.

Безусловно, адаптивный круиз более сложен по строению и функциям, что существенно отличает его от стандартного круиз-контроля. Чтобы данный принцип работал, то система должна состоять из важных элементов.

Составные части адаптивного круиз-контроля:

1. Электронный блок управления выступает в роли центрального мозгового центра всей системы. В конечном счёте, именно он осуществляет управление автомобилем и строго выполняет требования установки, в соответствии с заложенными программами. Блок управления регулирует поддержание заданной скорости, даёт команду затормозить или ускориться, даёт команду на строгое соблюдение дистанции.

2. Функциональные устройства. В действительности они состоят из множества электронных узлов. Эта адаптивная система взаимосвязана со многими другими системами автомобиля, а с помощью электроники он управляет автомобилем.

3. Датчик расстояния. Его задача заключается в точном определении расстояния до попутно двигающегося транспортного средства. Стоит отметить, что дальность современных датчиков достигает 150 метров, но и это не предел. Уже сейчас есть машины, у которых данный показатель значительно выше.

В заключении, можно отметить, что любой вид круиз-контроля не относится к числу необходимых опций автомобиля. Однако для многих автолюбителей он очень важен, особенно для тех, кто вынужден путешествовать на значительные расстояния по хорошим трассам. Такая система очень востребована среди дальнобойщиков, у которых нет возможности быстро передвигаться. Но если время, проводимое в дороге невелико, или приходится передвигаться в основном по городу, то надобности в такой системе никакой нет.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о