РазноеЧто такое сигнализация – Что такое охранная сигнализация, основные определения, состав оборудования системы

Что такое сигнализация – Что такое охранная сигнализация, основные определения, состав оборудования системы

Содержание

Сигнализация — это… Что такое Сигнализация?

Любое поведение, с помощью которого одно животное воздействует на органы чувств другого животного таким образом, чтобы изменить поведение этого животного. При этом считается, что между двумя животными происходит нечто вроде общения. Существует два основных взгляда на природу общения между животными:

1. Сигналы позволяют животному«отправителю» манипулировать поведением животного«адресата». Это дает отправителю эволюционные преимущсства. К примеру, животное может посылать ложные сигналы, либо заманивая добычу, либо позволяя другим животгным скрыться от хищников (см. Мимикрия).

2. И «отправитель». и «адресатх» получают выгоду от участия в общении. Силы отбора воздеействуют на обоих животных и, возможно, подталкивают ихс в одном направлении, т. е. к развитиго эффективной сигшальной системы. «Чсстнос» общение имеет жизненно важноэ значение при ухаживании, взаимодействии между родителяями и потомством и т. д.

Существует несколько сенсорньмх каналов. по которым сигнал передается от одного животного к: другому. К ним относятся:

1. Зрение. К примеру, окраска, гпоза или плюмаж животного являются аспектами визуальной демонстрации, которую можно использовать для передачш информации, связанной с ухаживанием, угрозой или готовзностью к спариванию. Визуальные демонстрации гораздо бэолее эффективны на открытой местности и при свете дня, а не в темноте.

2. Звук может использоваться для подачи сигналов тревоги, призывов о помощи или в бррачный период для оповещения о готовности к спариванию.. Звук имеет преимущества, так как передается на большие раасстояния, через плотную растительность и может быть усльмшан в темноте. Звук лучше передается по воде, чем по возздуху, а низкочастотные вибрации могут распространяться на очень болыхше расстояния. Существуют многочисленныее доказательства обмена сигналами между горбатыми китами с помощью инфразвука.

3. Феромоны — химические сиггнальные вещества, выделяемые одним животным и воспришимаемые рецепторами другого животного, чье поведение иззменяется соответствующим образом. Наряду с эффективныш действием в темноте и плотных зарослях, феромоны имееют дополнительное преимущество, так как запах сохраняеется достаточно долго. Многие животные помечают гранишы своей территории или общаются с потенциальными партгнерами для спаривания с помощью феромонов.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

СИГНАЛИЗАЦИЯ — это… Что такое СИГНАЛИЗАЦИЯ?

  • СИГНАЛИЗАЦИЯ — СИГНАЛИЗАЦИЯ, сигнализации, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. сигнализировать. Сигнализация флагами. Средства сигнализации. 2. Приспособление, устройство для подачи сигналов. Устроить сигнализацию. Автоматическая сигнализация. 3. Совокупность,… …   Толковый словарь Ушакова

  • сигнализация — и, ж. signalisation f. 1. Действие по знач. гл. сигнализировать (подавать сигнал). Средства сигнализации. БАС I. Сигнализация флагами. Уш. 1940. 2. Система сигналов, применяемая где л. Звуковая сигнализация. Железнодорожная сигнализация. БАС 1. 3 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СИГНАЛИЗАЦИЯ — (фр.). Система передачи сигналов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИГНАЛИЗАЦИЯ совокупность всех условных знаков, которыми пользуются для к. н. целей, нпр.: во время военных действий на железных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • сигнализация — передача сигналов, сигнализирование, отмашка, хаханы, централизация Словарь русских синонимов. сигнализация сущ.) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • Сигнализация — передача сигнала либо сообщения: о событии; о состоянии объекта; или о действиях, которые необходимо предпринять. По английски: Signaling См. также: Сигналы Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • сигнализация — Устройство, обеспечивающее подачу звукового или светового сигнала при достижении предупредительного значения контролируемого параметра. [ПБ 12 529 03 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением… …   Справочник технического переводчика

  • СИГНАЛИЗАЦИЯ — СИГНАЛИЗАЦИЯ, и, жен. 1. см. сигнализировать. 2. Устройство для подачи сигналов (в 1 знач.). Автоматическая с. 3. Система сигналов (в 1 знач.), применяемая где н. Морская с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СИГНАЛИЗАЦИЯ — производство сигналов в целях связи и для обеспечения безопасности мореплавания. Различают С. зрительную (оптическую) и звуковую (акустическую). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР,… …   Морской словарь

  • СИГНАЛИЗАЦИЯ

    — обмен информацией между особями одного и того же вида или нескольких видов химических средств или специфического сигнального поведения. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И.… …   Экологический словарь

  • СИГНАЛИЗАЦИЯ — совокупность устройств, обеспечивающих передачу сигналов; процесс передачи сигналов …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Сигнализация для автомобиля – это…

    Не смотря на то, что местные СМИ постоянно говорят о снижении преступности, и таким образом пытаются успокоить людей, количество угонов индивидуальных транспортных средств не уменьшается. Именно поэтому, купив новый или даже подержанный автомобиль необходимо оперативно обеспечить его надежной защитой от злоумышленников. И в роли самой популярной и надежной защиты сегодня выступает сигнализация для автомобиля. Именно о данной противоугонной системе мы и расскажет вам ниже. Мы рассмотрим, что собой представляет сигнализация, на какие разновидности она делится и насколько такая система эффективна.

    Что такое автомобильная сигнализация?

    Автосигнализация – это специальное оборудование, основная задача которого – предупредить автолюбителя о том, что кто-то пытается вскрыть или причинить вред его машине. Данная система способна оповестить не только автовладельца, но и окружающих, так как она, при возникновении опасности, чаще всего издает громкие звуковые сигналы.

    Автосигнализации делятся на два основных вида:
    • с односторонней связью;
    • с обратной (двусторонней) связью.

    Давайте посмотрим, чем же отличаются эти виды друг от друга.

    С односторонней связью

    Односторонняя сигнализация (без обратной связи) – самый простой и доступный тип противоугонной системы. Ее основная задача – не дать возможность постороннему человеку завести двигатель и оповестить звуковым сигналом автовладельца и всех окружающих о возможном проникновения в салон авто.

    Данный вид автосигнализации имеет один минус – если водитель находится далеко и до него не доходят звуки сирен, то в итоге он не будет даже и подозревать о том, что его машину пытаются вскрыть, угнать или ограбить.

    Кроме того, подобного рода сигнализация способна отогнать только шпану, да мелких воришек. Профессионального угонщика она не остановит. Поэтому ставить такую противоугонную систему на новый и дорогой автомобиль не рекомендуется.

    С двусторонней связью

    Сигнализация для автомобиля с двусторонней (обратной) связью позволяет информировать автовладельца обо всем происходящем рядом с машиной. Происходит это за счет надежной связи между самой сигнализацией и брелком, который находится у водителя вместе с ключами. Чаще всего информация выводится на небольшой экран брелка или же сигнализирует об опасности характерным звуковым сигналом и миганием специальных индикаторов.

    Сигнализации с обратной связью работают по трем основным алгоритмам:
    • передача сигнала через мобильную связь;
    • кодирование:

    — диалоговое;
    — динамическое.

    Основные элементы автосигнализации

    Современные автомобильные сигнализации состоят из следующих элементов:
    • центральный блок;
    • датчики удара;
    • антенны для приема сигнала брелком;
    • сенсор дверей;
    • преобразователь;
    • звуковой излучатель;
    • датчик присутствия.

    Именно все перечисленные элементы формируют конечную стоимость автосигнализации. Чем больше элементов присутствует в конструкции, тем дороже будет стоить такая противоугонная система.

    Принцип работы автосигнализации

    Работает сигнализация для автомобиля до безобразия просто. Однако это не указывает на то, что это неэффективная противоугонная система. Итак, работа автосигнализации построена на специальной кодировке. То есть, чтобы отключить или включить сигнализацию нужно знать определенный код. Вводить его не нужно, так как он вводится автоматически с брелка при нажатии на определенную кнопку.

    В настоящее время есть два вида сигнализаций:
    • со статическим кодом;

    • с динамическим кодом;

    Статический код менее надежен, так как он постоянен, и взломать его может любой профессиональный угонщик. Динамический намного надежнее, так как он постоянно меняется, и подбор кода занимает много времени, да и вообще превращается в трудоемкий процесс. Однако стоит отметить, что профессионалов своего «темного» дела не остановит ни статический, не динамический код.

    Стоимость

    На момент написания и публикации статьи (весна 2014), стоимость автомобильных сигнализаций составляет $30-400$. Цена, как уже было упомянуто выше, зависит от комплектации, технических характеристик, функциональности и производителя данного устройства.

    Что касается советов о приобретении сигнализации, то хочется отметить, что на подобной покупке не экономят. Если вы сильно ограничены финансово, то постарайтесь купить систему среднего ценового диапазона. А если деньги не проблема для вас, то совет очевиден.

    Охранная система — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Охранная система — автоматизированный комплекс для защиты различных объектов имущества (зданий, включая прилегающую к ним территорию, отдельных помещений, автомобилей, водного транспорта, сейфов и пр.) от процессов или явлений криминального характера. Термин является обобщающим для нескольких типов систем. Основное назначение — предупредить, по возможности предотвратить или способствовать предотвращению ситуаций, в которых будет нанесён вред людям или материальным и не материальным ценностям, связанных прежде всего с действиями других лиц.

    • Извещатели охранные (датчики движения), датчики удара, датчики объема, магнито-контактные, электро-контактные
    • Прибор приемо-контрольный охранно-пожарный
    • Оповещатель звуковой
    • Оповещатель световой
    • Видеокамеры, видеорегистраторы
    • Управляющий сервер
    • Приёмо-передающие терминалы
    • Осветительные устройства
    • Генераторы охранного дыма
    • Исполнительные устройства

    По взаимодействию с угрозой[править | править код]

    • Пассивные — комплекс средств и действий, направленный на привлечение внимания владельца имущества или охранных служб
    • Активные — предназначены для предотвращения проникновения в охраняемый объект или вскрытия сейфа.
      Для организации активных систем необходимо руководствоваться действующим законодательством страны. Если будет нанесён вред здоровью взломщика, то последует судебное разбирательство и может дойти дело до уголовной ответственности.

    По способу передачи информации[править | править код]

    • Проводные
      • Аналоговые — в аналоговых охранных системах прибор приемно-контрольный (ППК) контролирует состояние одного или нескольких шлейфов сигнализации (ШС), посредством измерения потребляемого тока. При срабатывании извещателя включенного в электрическую цепь, изменяется сопротивление ШС и ППК переходит в тревожный режим. Недостатком аналоговой охранной системы является затрудненность определения какой именно датчик из всего ШС сработал, поскольку датчики влияют на сопротивление ШС одинаково.
      • Адресные — адресные охранные системы имеют сложную архитектуру, Управляет системой в целом головной пульт или компьютер. В процессе работы адресной охранной системы благодаря тому что каждый извещатель имеет свой адрес, оператор может с легкостью определить какой именно датчик сработал, И сразу принять меры.
    • Беспроводные — в них охранные датчики передают информацию на приёмное устройство посредством радиосигнала.
      • Без обратной связи
        Недостатки:
        • Наличие множества способов подавления радиосигнала специальными «шумилками» (а иногда даже это происходит и от обычных бытовых приборов).
      • С обратной связью с приёмным устройством — позволяет производить непрерывный мониторинг системой всех датчиков.
    • По GSM-сети — используется как для пультовой работы (сигнал о тревоге передаётся на пульт охранной компании), так и для информирования собственника охраняемого объекта, который может получать информацию о различных событиях (тревога, пожар, неисправность и т. д.) в виде SMS или MMS на свой мобильный телефон. Для этого используются GSM-коммуникаторы.
    • По протоколам Wi-Fi — так же как и в предыдущем варианте, используется как для пультовой работы, так и для прямого информирования пользователя. Доступ последнего обеспечивается посредством специального ресурса в сети Internet (Web страница, портал), либо (чаще) с помощью мобильного приложения (Apple IOS, Android)

    Беспроводные системы, обычно, применяются в случаях, когда нет физической возможности провести проводку.

    Специалисты[кто?] рекомендуют комбинировать, как беспроводные системы с проводными, так и пассивные системы с активными.

    В конце 1990-х — начале 2000-х гг. всё большей популярностью стали пользоваться беспроводные охранные системы.

    В начале 2000-х получил распространение способ передачи сигнала от охранных систем через GSM-сети.

    В начале 2010-х наиболее передовые комплексы получили возможности интеграции с облачными технологиями и удаленного доступа и управления посредством сети Internet

    сигнализация — это… Что такое GSM-сигнализация?

    
    GSM-сигнализация

    GSM сигнализа́ция — это сигнализация, предназначенная для оповещения своего владельца в случае наступления событий или совершаемых действий, при которых сохранность имущества или безопасность людей находится под угрозой. Для передачи данных в GSM-сигнализации используется глобальный цифровой стандарт мобильной сотовой связи GSM.

    Виды GSM-сигнализации

    GSM-сигнализация может быть автономной и пультовой. В первом случае сообщение о тревоге получает только хозяин объекта в виде голосового сообщения и/или SMS (можно запрограммировать несколько номеров телефонов), во втором — сообщение уходит на пульт централизованного наблюдения (ПЦН).

    Используемое оборудование

    Для организации GSM-сигнализации используются технические средства охраны:

    В качестве извещателей (датчиков) используются:

    • охранные извещатели:

    Оповещатели могут быть

    • световые;
    • звуковые;
    • комбинированные;
    • речевые.

    Дополнительное оборудование

    • считыватель электронных ключей Touch Memory, бесконтактных карт Proximity, кодонаборная панель и т. д. Служат для считывания кода ключа (карты) и передачи его в прибор охраны. Общее назначение — управление прибором охраны.
    • тревожная кнопка. Это радиомодуль, позволяющий управлять прибором с помощью брелоков по радиоканалу. С их помощью может осуществляться постановка прибора на охрану, снятие с охраны, срабатывание охранного шлейфа сигнализации.
    • внешняя GSM-антенна. При неустойчивом сигнале такая антенна может значительно повысить качество связи.

    Классификация

    1. По взаимодействию с угрозой GSM-сигнализация относится к пассивным методам охраны.
    2. По способу связи приемно-контрольного прибора с датчиками система может быть проводной или беспроводной.
    3. Методы оповещения. Для оповещения по каналу GSM используются специализированные GSM-модули. Они обеспечивают дозвон и передачу сообщений на один или несколько номеров. Сообщения могут быть голосовые и текстовые (SMS). Для работы необходимо наличие SIM-карты мобильного оператора связи с положительным балансом.

    Способы удаленного управления прибором охраны

    1. С помощью SMS-сообщений. Низкая надежность, так как доставка SMS никак не контролируется.
    2. DTMF-сигналы (тональный набор). Удобно, надежно и быстро, но может быть дороже SMS.
    3. Звонком. Управление по звонку полностью бесплатно, однако этим способом можно выполнять лишь две команды: постановку на охрану и снятие с нее.

    Дополнительные функции

    • Аудиопрослушивание — функция дает возможность прослушать происходящие события в помещении при возникновении тревожного сообщения или в любой другой момент.
    • Фото-, видеотрансляция — функция возможна, если аппаратные средства прибора позволяют осуществлять передачу данных по протоколу GPRS. Данная функция позволяет осуществлять не только визуальный контроль над ситуацией, но и записывать происходящее при наличии устройства хранения данных.
    • Защита от генераторов помех GSM — достаточно редкая функция в современных GSM-сигнализациях. Возможно, в дальнейшем производители GSM-сигнализаций займутся разработкой систем противодействия GSM «глушилкам».

    Достоинства

    • Легкость программирования для пользователя.
    • Для автономных GSM-сигнализаций — относительно низкая стоимость обслуживания, так как не нужно платить за услуги охранных предприятий.
    • Широкая зона действия GSM-сети — дальность ограничена только уровнем покрытия сотовой связи.
    • В зависимости от исполнения оборудование может работать автономно (от аккумуляторов, литиевых батарей).
    • Позволяет охранять стационарные объекты (квартира, дача, гараж, сейф) и движимое имущество (автомобиль, дорожный чемодан).
    • Применение в случаях, когда отсутствует возможность монтажа проводной системы охраны (беспроводные системы).

    Недостатки

    • Работа только в зоне действия GSM-сети.
    • GSM-сигнализация уязвима к генераторам помех GSM.
    • Неустойчивость элементов питания к низким температурам (в неотапливаемых помещениях при отключении питания ~220В аккумулятор разрядится быстрее).

    Методы повышения надежности оповещения

    1. Использование нескольких SIM-карт. При невозможности отправить сообщение с одной карты, коммуникатор переключится на резервную.
    2. Использование дополнительных каналов передачи информации. Например, проводной телефонной линии, TCP/IP-сетей.

    Wikimedia Foundation. 2010.

    • Институт тяжёлых ионов
    • GSM терминал

    Смотреть что такое «GSM-сигнализация» в других словарях:

    • Система пожарной сигнализации — Стенд схема системы пожарной сигнализации Система пожарной сигнализации  совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста …   Википедия

    • порт — 3.32 порт (port): Конечная точка соединения. Примечание В контексте Интернет протокола порт представляет собой конечную точку логического канала TCP или UDP соединения. Протоколы приложений на основе TCP или UDP обычно имеют назначенные по… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • VoIP — Содержание 1 Функциональность 2 Мобильные номера …   Википедия

    • IP-телефония — (произносится «айпи телефония», (англ. Voice over IP (VoIP))  общее название коммуникационных протоколов, технологий и методов, обеспечивающих передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим IP сетям. Сигнал по каналу… …   Википедия

    • VOIP — (англ. Voice over Internet Protocol; IP телефония)  система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить… …   Википедия

    • VOIM — VoIP (англ. Voice over Internet Protocol; IP телефония)  система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить …   Википедия

    • Voice over IP — VoIP (англ. Voice over Internet Protocol; IP телефония)  система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить …   Википедия

    • GPRS — (МФА: [dʒiːpiːɑːɹˈɛs]; англ. General Packet Radio Service  «пакетная радиосвязь общего пользования»)  надстройка над технологией мобильной связи GSM, осуществляющая пакетную передачу данных. GPRS позволяет пользователю сети сотовой …   Википедия

    • Таблица сетевых протоколов по функциональному назначению — Таблица сетевых протоколов по функциональному назначению  содержит список всех существующих (а также существовавших в прошлом) протоколов, имеющих отношение к компьютерным сетям (сетевые протоколы). Сетевой протокол  набор правил,… …   Википедия

    • Умный дом — Павильон мультимедийных технологий для умных домов на выставке в Тайване …   Википедия

    ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ — это… Что такое ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ?

    
    ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

    ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, устройство, которое предупреждает о попытке незаконного проникновения в какое-либо помещение. Типичная система такой сигнализации предусматривает наклеивание металлической, электрически заряженной ленты по периметру всех окон и входных дверей здания. Лента подключена к контуру, содержащему электромеханическое реле. Это реле срабатывает и включает звуковой сигнал, если лента в каком-то месте потревожена или разорвана. В других системах используют фотоэлектрические элементы, ультразвуковые датчики или лазерные лучи.

    Научно-технический энциклопедический словарь.

    • ОХРАНА ПРИРОДЫ
    • ОЦЕПЕНЕНИЕ

    Смотреть что такое «ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ» в других словарях:

    • Охранная сигнализация — Получение, обработка, передача и представление в заданном виде потребителям при помощи технических средств информации о проникновении на охраняемые объекты Источник: ГОСТ 26342 84: Средства охранной, пожарной и охранно пожарной сигнализации. Типы …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • охранная сигнализация — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN protective signaling …   Справочник технического переводчика

    • охранная сигнализация (в системе доступа на АЭС) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN burglar alarm …   Справочник технического переводчика

    • охранная сигнализация (по периметру площадки ТЭС, АЭС) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN intrusion protection …   Справочник технического переводчика

    • РД 31.30.11.02-83: Руководство по технологическому проектированию связи и сигнализации в морских портах и на судоремонтных предприятиях ММФ. Пожарная и охранная сигнализация — Терминология РД 31.30.11.02 83: Руководство по технологическому проектированию связи и сигнализации в морских портах и на судоремонтных предприятиях ММФ. Пожарная и охранная сигнализация: 8. Датчик охранный Элемент системы электрической охранной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • сигнализация охранная — – устройство, оповещающее владельца или потенциальных свидетелей о покушении на авто. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

    • сигнализация охранная, охранно-пожарная, тревожная — Представление в заданном виде потребителю при помощи технических средств информации об угрозе охраняемому объекту: (преступное посягательство или его попытка, пожар, авария). [РД 25.03.001 2002] Тематики системы охраны и безопасности объектов EN… …   Справочник технического переводчика

    • сигнализация — 3.26 сигнализация: Устройство, обеспечивающее подачу звукового или светового сигнала при достижении предупредительного значения контролируемого параметра. Источник: СТО 70238424.27.100.033 2009: Хозяйство жидкого топлива ТЭС. Условия создания.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • сигнализация охранная, охранно-пожарная, тревожная — 3.1 сигнализация охранная, охранно пожарная, тревожная: Представление в заданном виде потребителю при помощи технических средств информации об угрозе охраняемому объекту: (преступное посягательство или его попытка, пожар, авария) en.: burglar… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • Охранная система — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия


    Автоматическая локомотивная сигнализация — Википедия

    Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) — система сигнализации на рельсовом транспорте, передающая сигнальные показания на пост управления подвижного состава (например, в кабину локомотива, моторвагонного поезда, дрезины и т. п.)[1]

    В состав системы АЛС входят напольные передающие устройства, приёмные и дешифрующие устройства на подвижном составе, а также устройства, согласующие работу АЛС с другими компонентами сигнализации и блокировки, индикаторы, датчики и исполнительные устройства на подвижном составе.

    Различают АЛС непрерывного действия (АЛСН), при которой информация о сигнале светофора поступает непрерывно, и точечную (АЛСТ), когда информация на локомотив передаётся в момент прохода мимо сигнальной точки (так действует САУТ, дополняющая АЛСН). Существуют системы, где часть информации передаётся непрерывным способом, а часть — точечным. Приёмная аппаратура, как правило, объединённая с системой контроля бдительности машиниста и принудительной остановки поезда, и локомотивный светофор являются обязательными атрибутами практически любого локомотива, главного вагона или мотовоза, за исключением локомотивов промышленных предприятий, которым приём кода не требуется. Сигнальные точки автоблокировки могут как быть оборудованы светофорами, так и содержать только аппаратуру, в этом случае АЛСН именуется АЛСО — АЛС, используемая как самостоятельное средство сигнализации и связи. Проходных светофоров на перегонах при этом нет.

    Для кодирования сигнала могут применяться практически любые известные способы кодирования. Однако в России и странах СНГ применяются два способа кодирования сигналов АЛСН: импульсный числовой, основанный на передаче серий (посылок) импульсов переменного тока (информацию несут число и длительность импульсов в посылке), и частотный, при котором непрерывно передаётся переменный ток определённой частоты (информацию несёт частота). На наземных железных дорогах применяется импульсное кодирование и для передачи дополнительной информации в некоторых системах частотное, в метрополитенах — только частотное. На скоростных железных дорогах применяется система АЛС-ЕН с двукратной фазоразностной модуляцией несущей частоты.

    Передача сигнала идёт по рельсовой цепи. Сигнальный ток подаётся от передающего устройства к поезду по одной рельсовой нити, протекает через замыкающую рельсы между собой колёсную пару и возвращается к передающему устройству по другой рельсовой нити. При этом рельсы и колёсная пара образуют рамку с током, магнитное поле которой улавливается подвешенными перед первой колёсной парой на высоте 110—240 мм над рельсами приёмными катушками. На сортировочных горках, где перед локомотивом находятся вагоны, и поэтому нет возможности передать кодовый сигнал спереди (рельсовая цепь замыкается колёсными парами вагонов, и сигнальный ток не доходит до локомотива), применяется кодирование вслед — сигналы подаются сзади. В метрополитене при системе ДАУ (двустороннего кодирования) сигналы для надёжности подаются как спереди, так и вслед.

    В редких случаях (короткие рельсовые плети, низкое сопротивление балластного слоя, при котором значительная часть сигнального тока протекает через балласт и не доходит до локомотива) сигнал может передаваться не по рельсам, а по специальному шлейфу, уложенному вдоль них. В настоящее время ведутся работы по разработке систем передачи сигналов светофора на локомотив с использованием средств радиосвязи (например, система АЛСР).

    Передача и расшифровка кодовых посылок[править | править код]

    Кодирование сигналов АЛСН Табличка «АЛС-25», Харьковская область Приёмная катушка АЛСН, тепловоз ТЭП70

    Локомотивная аппаратура АЛСН (сейчас повсеместно заменяемая на электронное комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У, которое, однако, принципы приёма и индикации сигналов АЛСН имеет те же) содержит: приёмные катушки, фильтр, усилитель, дешифратор, а также локомотивный светофор и рукоятки бдительности. Фильтр, установленный на входе усилителя, пропускает только кодовый переменный ток, отсекая все прочие токи — наводки от радиосвязи, электрооборудования локомотива и т. п. Кодовый ток на неэлектрифицированных линиях и линиях постоянного тока 3 кВ имеет частоту несущей 50 Гц. На линиях же, электрифицированных переменным током напряжением 25 кВ и частотой 50 Гц, это недопустимо из-за влияния тягового тока на АЛСН, поэтому на таких линиях применяется кодовый ток с частотой несущей 25 Гц (на некоторых участках — 75 Гц), вырабатываемый установленным на сигнальной точке преобразователем. Локомотивы, которые могут выезжать на участки с разными частотами кодового тока (тепловозы, электровозы двойного питания ВЛ82М), оборудуются тумблерами для переключения частоты фильтра — 25/50 Гц, а на границах этих участков устанавливаются сигнальные знаки «АЛС-50» и «АЛС-25» или, например, щиты, с одной стороны которых написано «25», с другой — «50».

    Формирует кодовые комбинации специальное устройство на сигнальной точке — кодовый путевой трансмиттер. Обычный трансмиттер КПТШ (штепсельный) состоит из асинхронного электродвигателя с редуктором, вращающего кулачковый вал, и контактов, замыкаемых этим валом. В зависимости от того, какой код должна передать сигнальная точка, переменный ток подаётся на те или иные контакты КПТШ, а с них поступает в рельсовую цепь. Контакты «З» замыкаются три раза примерно на 0,3 сек с интервалами между замыканиями 0,12 сек (малыми интервалами), после чего следует интервал 0,57-0,8 сек (большой интервал) и кодовая комбинация передаётся снова. Так передаётся кодовая комбинация, соответствующая зелёному огню на путевом светофоре.

    Кодовая комбинация, соответствующая жёлтому огню, создаётся контактами «Ж» и состоит из двух импульсов, кодовая комбинация «КЖ», передаваемая при красном огне на путевом светофоре — из одного. Длительность импульсов незначительно меняется в зависимости от типа КПТШ, их типы всегда различны на смежных блок-участках и смена длительности импульсов — признак, по которому КЛУБ-У определяет смену блок-участков. Существуют также электронные трансмиттеры и другие устройства, передающие точно такие же кодовые сигналы. Точные данные для одного из наиболее распространённых трансмиттеров (КПТШ-5) указаны на рисунке «Кодирование сигналов АЛСН».

    Дешифратор расшифровывает кодовые комбинации, формирует сигналы локомотивного светофора, контролирует отключение ЭПК при нарушении безопасности движения. Существует две основные модификации прибора: релейный дешифратор ДКСВ-1 и микропроцессорный дешифратор ДКСВ-М, который работает с частотами 25 Гц, 50 Гц, 75 Гц и не требует периодической проверки реле.

    При приёме кодовой комбинации «КЖ» на локомотивном светофоре горит соответствующий красно-жёлтый огонь. Если кодовый сигнал АЛСН теряется (перестает приниматься) после приёма кодовой комбинации «КЖ», то на локомотивном светофоре загорается красный огонь — считается, что локомотив проехал красный огонь светофора и въехал на рельсовую цепь, которая ещё зашунтирована идущим впереди поездом. При потере кодового сигнала в случае горения огня «З» или «Ж» на локомотивном светофоре загорается белый огонь. Обычно это означает, что поезд вышел на некодируемый путь, либо сообщает о какой-либо неисправности (неисправность сигнальной точки, обрыв рельсовой цепи) или внезапном загорании красного огня на впереди стоящем светофоре. Если впереди находится заградительный светофор переезда или иного опасного места, то появление белого огня требует немедленной остановки.

    На участках Санкт-Петербург — Москва и Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской железной дороги совместно с АЛСН применяется система АЛС-ЕН, в которой используется двукратная фазоразностная модуляция сигнала и модифицированный код Бауэра (код Вековищева). В отличие от классической АЛСН, АЛС-ЕН контролирует свободность до пяти блок-участков впереди поезда, что необходимо для обеспечения скоростного движения на данном участке. Как в системе АЛСН, в АЛС-ЕН кодированный сигнал на локомотив передаётся по рельсовой цепи.

    Контроль бдительности машиниста и скорости движения[править | править код]

    Клапан автостопа ЭПК-150Е, ВЛ10К Скоростемер 3СЛ-2М со скоростью на КЖ=50 км/ч, что отмечено на корпусе Лампы ПСС, ЧС8-001

    Классическая система контроля бдительности и экстренного торможения, входящая в состав локомотивного дешифратора АЛСН, действует следующим образом. В кабине установлен электропневматический клапан автостопа ЭПК-150. При нормальной работе АЛСН подаёт питание на его электромагнит. При необходимости проверить бдительность машиниста питание снимается, из камеры выдержки времени ЭПК начинает через специальный свисток выходить воздух. Свисток служит сигналом проверки бдительности. Чтобы прекратить свисток, машинист должен нажать рукоятку бдительности РБ, при этом восстанавливается питание электромагнита ЭПК, камера выдержки времени вновь наполняется воздухом. Как только из камеры выдержки времени выйдет воздух, на что требуется 6-8 сек, давление этого воздуха уже не может удержать срывной клапан ЭПК — срывной клапан открывается, выпуская воздух из тормозной магистрали, что вызывает экстренное торможение. Непосредственно перед началом автостопного торможения размыкается контакт в цепи питания электромагнита ЭПК и при нажатии РБ питание ЭПК уже не восстанавливается.

    При приёме кодовой комбинации «З» бдительность не проверяется, а скорость практически не ограничивается (или ограничивается на уровне установленной скорости или несколько выше). При любой смене сигнала локомотивного светофора на менее разрешающий происходит однократная проверка бдительности. При движении при приёме кодовой комбинации «Ж» осуществляется периодическая (через 15-20 с) проверка бдительности машиниста в случае, если скорость движения превышает контролируемую, обычно 60 км/ч. При приёме кодовой комбинации «КЖ» осуществляется периодическая проверка бдительности при любой скорости движения, а при скорости выше порога (60 км/ч) происходит безусловное экстренное торможение. Таким образом, фактически запрещено проезжать жёлтый сигнал со скоростью более 60 км/ч. При переключении локомотивного светофора на красный огонь (например, при проезде закрытого сигнала) также осуществляется периодическая проверка бдительности, а при превышении скорости 20 км/ч — безусловное экстренное торможение. Для контроля скоростей 20 и 60 км/ч используются сигналы, поступающие от механического скоростемера 3СЛ-2М, электронного скоростемера серии КПД-3П или иного прибора измерения скорости.

    Данная система АЛСН, принятая на железных дорогах, не может обеспечивать приемлемый уровень безопасности движения без помощи человека (в случае, например, если машинист в сонном состоянии «механически» нажимает на кнопку бдительности, он может подвести поезд к закрытому сигналу на скорости 60 км/ч). Более современные системы контроля бдительности используют более сложные алгоритмы работы, отличающиеся использованием разных световых и звуковых сигналов для проверки бдительности, числом и расположением кнопок и рукояток подтверждения бдительности, но в целом выполняют ту же задачу и контролируют те же самые скорости.

    Наиболее известная и распространённая из дополняющих АЛСН систем — УКБМ, устройство контроля бдительности машиниста. На пульте устанавливаются лампы ПСС (предварительной световой сигнализации). При необходимости проверки бдительности УКБМ зажигает лампы ПСС, которые можно погасить нажатием рукоятки бдительности. Звуковых сигналов при этом нет. Если ПСС не погашена в течение 5-8 секунд, то снимается питание с ЭПК, которое восстановить штатной рукояткой бдительности невозможно. Для прекращения свистка ЭПК нужно нажать верхнюю рукоятку бдительности, которую можно нажать, только встав с кресла.

    АЛС метрополитенов России и стран СНГ[править | править код]

    Панель АЛС-АРС вагона 81-717

    Более защищёнными и совершенными являются различные системы АЛС-АРС, применяемые на метрополитенах бывшего СССР. В этих системах используется, как правило, частотный код и сравнительно большое число показаний, указывающих допустимую скорость на данном участке, а в некоторых вариантах — также и на следующем.

    На сигнальной точке установлены датчик пути, вырабатывающий информацию о состоянии лежащего за ним пути, шифратор, в соответствии с этой информацией выбирающий частоту, и путевой генератор, вырабатывающий переменный ток нужной частоты. Этот переменный ток непрерывно подаётся в рельсовую цепь, принимается приёмными катушками и расшифровывается локомотивными приёмниками. Локомотивные приёмники передают информацию в сигнальный блок, который зажигает соответствующее табло с показанием максимальной скорости, сравнивает максимальную скорость с текущей и при необходимости отключает тяговые двигатели и производит торможение. Сигнал текущей скорости приходит из блока измерения скорости и также отображается на табло.

    Скорость, км/ч80*70/7560400Дополн.ОЧ
    Частота, Гц75125175225275325отсутствие частоты
    Условный номер частоты123456нет

    «*» — зависит от установленной скорости на линии и конструкционной скорости вагона

    В настоящее время на сети железных дорог России повсеместно распространена система АЛСН, которая из-за ограниченных функциональных возможностей непригодна для участков со скоростным движением. Более совершенная система АЛС-ЕН по ряду причин не получила распространения (исключение — скоростной участок Москва — Санкт-Петербург). Существуют также системы, передающие локомотивной автоматике информацию о расстоянии до следующего сигнала для обеспечения прицельного торможения поезда перед закрытым сигналом. Самая распространённая из таких систем — система автоматического управления торможением САУТ. На сегодняшний день определённая часть локомотивов и ССПС уже оборудованы перспективным комплексным локомотивным устройством безопасности КЛУБ (существуют его различные модификации: КЛУБ, КЛУБ-П, КЛУБ-У, КЛУБ-УП — последняя предназначена для установки на ССПС (Специальный самоходный подвижной состав) и потому рассчитана на напряжение 24 В), которое реализует функции АЛС и АЛС-ЕН на локомотиве.

    1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
    • Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики: Справочник. В 2 т. Сороко В. И., Разумовский Б. А., Москва, Транспорт, 1981.
    • Руководство по ремонту и обслуживанию локомотивных автостопов. Москва, Государственное транспортное железнодорожное изд-во, 1956.
    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *