Виктор Цой, биография, новости, фото
Биография Виктора Цоя
Цой Виктор Робертович – легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и солист культовой группы «Кино». Кроме того, Виктор Цой стал известен благодаря своим работам в кино, сыграв в знаменитых фильмах эпохи перестройки «Асса» и «Игла».Семья и детство
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Его родителями были преподаватель физкультуры Валентина Васильевна и инженер Роберт Максимович. Корейской фамилией и внешностью Виктор обязан деду со стороны отца – корейцу, приехавшему в Северную Столицу из Казахстана. Виктор был единственным ребенком в семье. Он с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать, его родители развелись. Отец покинул семью, однако через год бывшие супруги сошлись вновь. Но более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью. «Я полностью доверяла ему… Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности», – позже написала она.Образование
Параллельно с общеобразовательной школой в 1974-1977-е Виктор ходил в «художку». По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду: «Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь». После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Уделяя все больше времени занятиям музыкой и не желая рисовать агитационные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость. Затем в 1979 году юноша поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже к этому добавилось серьезное увлечение творчеством Брюса Ли. Виктор начал заниматься каратэ и подражать своему кумиру.Начало творческой деятельности
Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре. В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого. Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми. Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино».Становление группы «Кино»
Обретя новое имя, группа сразу начала работать над записью первого альбома. Покровительство БГ и в этом деле сыграло немаловажную роль: именно он привел Виктора и его команду на студию Андрея Тропилло в Дом юного техника, а также «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум».Расцвет музыкальной карьеры
Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров. В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия». С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана». В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни». В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа. «Мне нравилось его творчество, нравилось своей искренностью, своей энергетикой, и с первых же минут общения понравился сам автор: спокойный, обстоятельный, доброжелательный», – вспоминал Айзеншпис. Новый продюсер стал организовывать многочисленные выступления и съемки на телевидении: популярность «Кино» быстро обрела всесоюзный масштаб, началась молодежная «киномания». Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции. 24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».Работы в кино
Дебютной работой Виктора Цоя в кино стала роль в дипломном фильме Сергея Лысенко «Конец каникул», снятом в 1986 году. Этот фильм состоит из четырех клипов группы «Кино», связанных между собой повествованием с другим сюжетом, в котором Виктор также сыграл одну из главных ролей. После фильма «Конец каникул» в 1986 году Цой снялся в фильме «Йя-Хха» режиссера Рашида Нугманова, короткометражной неигровой картине о ленинградском роке и его «отцах». В 1987 году музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса» режиссера Сергея Соловьева, в которой был задействован блестящий актерский состав: Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Сергей Бугаев («Африка»), Александр Баширов, Александр Домогаров и др. И хотя роль Виктора в этом фильме была не велика и прозвучала всего одна его песня («Перемен!»), многие люди узнали и полюбили его именно после этого исполнения, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном Перестройки. Вершиной актерской карьеры Цоя можно считать главную роль в полнометражном художественном фильме Рашида Нугманова «Игла» с участием Петра Мамонова – фильм снимался в Алма-Ате, и ради съемок группе «Кино» пришлось на время прервать концертную деятельность. И эта жертва не была напрасной: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях, стал одним из лидеров проката, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».Личная жизнь Виктора Цоя
Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании».Смерть Виктора Цоя
Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус». Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино». Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2018 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2017 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств). Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2017 году был установлен новый памятник в Караганде. Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее — Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.
Редакция УзнайВсё.ру
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Гибель Цоя: место, дата, причина
Размышляя над феноменом Виктора Цоя, нам порой даже трудно объяснить, благодаря чему он сумел заслужить любовь народа. Что так цепляло в его песнях? Он сам сочинял музыку и исполнял песни, которые могли пробудить в людях дремлющую страсть и заставляли смотреть на мир совершенно под другим ракурсом. Он был своеобразным гласом народа, который не желал молчать, подчиняясь коммунистической идеологии. Его называли одним из символов русского рока, а также могиканином, последним героем нашей страны. Виктора Цоя по культурной значимости порой ставят на один и тот же уровень, что и Владимира Высоцкого. А ведь до этого никакой артист не был удостоен такой чести. Вот почему гибель Виктора Цоя была воспринята прогрессивной частью жителей нашей страны так трагично. В этой статье мы постараемся раскрыть обстоятельства смерти певца. Но прежде хочется просто поговорить о нем, о его жизни и творчестве.
Биография
Рок-музыкант Виктор Цой, который жил и творил в Советском Союзе, воспевая в своих песнях всю абсурдность советской пропаганды, родился 21 июня 1962 года в Северной столице, которая тогда называлась Ленинградом. Он умер совсем молодым. В год гибели Цоя страна делала свои последние вздохи, но все еще продолжала свое существование. Он умер, не узнав, что Советскому Союзу осталось доживать свои последние месяцы и что его родину в скором будущем ожидают такие грандиозные преобразования, о которых он даже не мог мечтать. Родился Виктор в смешанной семье. Его мама – Валентина Васильевна Гусева — русская по национальности. Она работала в школе учительницей физкультуры. Отец же – Роберт Цой – имеет корейское происхождение. Дедушка Виктора — Максим Максимович Цой — родился и вырос в Казахстане, где его принимали за своего, за казаха.
Детство
Мальчик был единственным ребенком в семье. Между родителями постоянно возникали разногласия, и когда Виктору было 11 лет, они разошлись, но через год любовь победила, и они вновь объединились. Однако этот год решил дальнейшую судьбу юного Вити. Мама, которая сильно переживала развод, видя, что сын сильно страдает от разлуки с отцом, отдала его в художественную школу. Творческие задатки у мальчика были заметны еще с самого раннего детства. Витя умел красиво рисовать и лепить из пластилина различные фигурки. Именно здесь, в худшколе, он познакомился с Максимом Пашковым, который и научил его играть на гитаре. В день гибели Виктора Цоя он будет, как никто, горевать по нему. Ведь ничто не может сравниться с детской дружбой.
Приобщение к рок-искусству
Художественная школа находилась на канале им. А. Грибоедова. Все учащиеся мечтали о том, что когда-нибудь станут художниками, и думали, что они обладают особым талантом. Однако большинству из них так и не удалось осуществить эту детскую мечту. Виктор же, безусловно, обладал особым даром, который в дальнейшем сделал его кумиром миллионов, даже гибель Цоя не смогла предать забвению его имя.
Из рассказа Пашкова можно узнать, что в первое время они с Витей не сдружились. Они были в разных компаниях, которые то и дело враждовали друг с другом. Однако, став чуть старше, они постепенно потянулись друг к другу. Стали вместе слушать “Битлз”, Элвиса Пресли, Джонни Холидея и др. Им нравились песни на английском. Затем, в тринадцатилетнем возрасте, они стали вместе играть разные мелодии. Вернее, Максим учил Виктора играть, ведь тот тогда даже не умел держать инструмент в руках. У Пашкова было сразу несколько гитар, и одну из них он подарил другу. К ним присоединился ударник, который пробовал играть на пионерском барабане. Вот так и образовалась группа, которую позже назвали “Палатой № 6”. После окончания художественной школы ребята стали проводить за занятием музыкой практически все свое время.
Юношество
После 8 класса среднеобразовательной школы Виктор Цой поступил в Серовское училище. Несмотря на увлечение музыкой, он не переставал думать о том, чтобы стать художником. В актовом зале училища была какая-то аппаратура, электрические инструменты, о которых музыканты-самоучки даже не мечтали, и, спросив разрешения у администрации, Виктор и Максим стали там репетировать, а затем выступать на студенческих вечерах и дискотеках. Здесь же они нашли для своей группы ударника — Толика Смирнова, слава о котором облетела весь Ленинград. Максим писал музыку и стихи, а Витя помогал с аранжировкой, и это у него получалось великолепно. Петь пока будущая рок-звезда стеснялся и скромно держался на втором месте. Естественно, он практически не посещал занятий в училище, и его скоро отчислили. После этого он попал в группу к панк-исполнителю по кличке Свин. Именно в составе этого коллектива он написал свою первую песню — «Посвящение Марку Болану». С каждым днем парень все больше увлекался музыкой, и она была с ним вплоть до последних минут. В день гибели Цоя, узнав о его трагической кончине, многие вспоминали о нем по его же песням.
Увлечения
Помимо музыки в стиле рок, Цой также обожал восточные единоборства. Ему особенно нравились занятия по каратэ. Его кумиром в этом виде спорта был Брюс Ли. Это увлечение получило настолько большие размеры, что он во всем желал походить на своего любимого актера, стал подражать его имиджу. Его соперником в этом виде спорта был Юрий Каспарян. С ним они подолгу боролись, оттачивая многие приемы. Другое его увлечение было более творческим: он великолепно вырезал фигурки нэцкэ из древесины. Да и вообще резьбой по дереву зарабатывал на хлеб. А было время, когда Виктор рисовал портреты Шварценеггера (в те годы он был на пике популярности) и продавал их у метро за 1 рубль.
Отличительные черты характера
Максим Пашков – человек, который знал Цоя лучше всех, – рассказывал, что он был невероятно скромным, застенчивым, необщительным, можно сказать, консервативным по сравнению с другими членами рокерской братии. Кроме этого, он вел себя слишком интеллигентно на сцене, и это его отличало от других ленинградских музыкантов, работающих в стиле рок. Он никогда не был разнузданным. Хотя, как и у всех рокеров, в его жизни были и наркотики, и допинги, и многое другое. Он очень тяготел к модным западным вещам, например, ему нравилось носить длинные кожаные плащи. А еще у него была странная особенность: он мог спотыкаться и падать на ровном месте, попадал в неловкие ситуации. Казалось, парень витает в облаках, однако он никогда не отличался особой мечтательностью. Максим Пашков считал, что в юношестве он совсем не отличался оригинальностью и был вполне заурядным человеком, хотя и тяготел к веселью и очень боялся обыденности.
Вперед, к цели!
Годы шли, и Виктор целеустремленно двигался к своей мечте. Интересно, куда бы его занесла судьба, если бы не гибель. Виктора Цоя привлекала одна только мысль о том, что можно выделиться из толпы и стать кумиром многих миллионов. Вместе с тем он был очень мирным и дружелюбным человеком. Он не умел «зубами» добиваться своего, а все время работал, сочинял и пел. Изначально он сочинял музыку втайне ото всех. Но однажды, осмелев, представил свои работы на суд зрителей, а тем они, конечно же, понравились. Группа Цоя была создана в результате слияния трех музыкантов: его самого, Рыбина и Олега по кличке Базис, который являлся ударником. Их коллектив сначала назывался «Гарин и гиперболоиды», а потом был переименован в “Кино”. Постепенно группа стала набирать популярность, и у нее появились поклонники. Они-то больше всего и горевали в день гибели Виктора Цоя. Продюсером первого альбома “45” был Гребенщиков. Эта запись в Ленинграде была нарасхват. Так и началось восхождение певца на музыкальный Олимп.
Мнения о нем
Некоторые приближенные к нему друзья считают, что он был очень ленивым. Возможно, это была не лень, а внутренняя сосредоточенность, которая не позволяла ему суетиться, быть энергичным и выглядеть оптимистично. Бывали периоды, когда ему нравилось просто лежать на диване и днями не выходить из дома. Он не был пробивным, скорее его можно назвать инертным человеком, который может пустить свою жизнь на самотек. Однако все это с годами улетучилось, и он стал более уверенной личностью.
Личная жизнь
В 1984 году 23-летний Виктор Цой познакомился с сотрудницей ленинградского цирка, девушкой по имени Марианна. Она-то и подарила ему веру в себя, в свои силы. В том же году они поженились, а месяцами позже у них родился сын Саша. Именно благодаря Марианне Виктор сумел обрести уверенность в своих силах. Когда ему пришла повестка в армию, он имитировал самоубийство и лег в психиатрическую больницу, а верная Марианна устроилась туда санитаркой, чтобы быть рядом. Тем не менее в день Гибели Цоя ее рядом с ним уже не было. К этому времени у него уже была другая возлюбленная – Наталья Разлогова – женщина, которая была старше его и сильно повлияла на его судьбу.
Конец
15 августа 1990 страну потрясла страшная весть. Кумира миллионов больше нет! Гибель Цоя для всех была неожиданностью. В тот день он находился на отдыхе в Прибалтике. На Рижское взморье с ним отправились Наталья и сын Саша. В то злополучное утро он куда-то ехал на своем “Москвиче”. Согласно одной из версий, на рыбалку. Заснув за рулем, не справился с управлением, и его вынесло на встречную полосу, где и столкнулся с большим автобусом «Икарус». На место гибели Виктора Цоя отправилась бригада скорой помощи, однако оказалось, что он погиб мгновенно. Эта весть стала не только потрясающей для поклонников его таланта, но и смертельной. Да-да, в прямом смысле этого слова. Согласно сводкам, гибель Цоя стала причиной самоубийства 45 молодых людей, считавших его своим “божеством”, идолом, кумиром. Вот такое большое влияние имела его музыка на умы миллионов.
Подробности
Люди этого поколения наверняка помнят, как на стенах зданий по всей стране стали появляться написанные мелом и краской надписи “Цой жив!”. Везде звучала его музыка, и никто не желал верить, что его уже нет в живых. Место гибели Цоя (фото смотрите в статье) стало наиболее посещаемым в Союзе. Сюда стекались толпы поклонников, желающих своими глазами увидеть тот участок дороги, где прервалась жизнь их кумира. Виктора похоронили на Ленинградском кладбище. Могила его стала местом для паломничества. Здесь и по сей день можно найти свежие цветы и свечи, а иногда и окурки. Гибель Цоя не стала концом его творчества. Многие молодые ребята, которые родились даже после смерти певца, однажды услышав его песни, увлекаются ими. Вот что значит настоящий талант! Он бессмертен! А еще есть люди, которые не верят в гибель Цоя. Фото разбитой машины и его, уже мертвого, не раз публиковались в прессе, однако и это их не убеждает. Ведь не верят же во всем мире в смерть Элвиса Пресли? Так и Виктор Цой: он жив, пока его песни звучат в сердцах и памяти миллионов поклонников!
Биография Виктора Цоя — РИА Новости, 21.06.2012
В 1988 году вышел альбом «Группа крови» и был записан альбом «Звезда по имени Солнце», который вышел в конце 1989 года — первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии.
Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.
24 июня 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы «Кино». Был устроен специальный салют и зажжен олимпийский факел.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем «Москвича». Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус «Икарус». По версии следствия, певец заснул за рулем.
Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Что же касается личной жизни музыканта, в 1984 году Цой женился на девушке по имени Марьяна, которая с 1982 года работала администратором коллектива «Кино». 5 августа 1985 года у них родился сын Александр. Пара рассталась за несколько лет до гибели Цоя, но официально супруги не разводились.
27 июня 2005 года вдова Виктора Марьяна Цой после тяжелой и продолжительной болезни скончалась.
После смерти Виктора Цоя музыканты «Кино» решили «доработать» и выпустить последний сборник. В декабре 1990 года вышел «Черный альбом», посвященный Виктору Цою. Группа «Кино» перестала существовать.
В 1990 году в Москве в Кривоарбатском переулке появилась «Стена Виктора Цоя». Ее исписали цитатами из песен группы «Кино». Поклонники певца собирались у стены два раза в год 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти.
В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом вновь восстановлена фанатами.
15 августа 2002 года в Латвии на 35-м километре трассы Слока Талси, на месте гибели музыканта, был установлен памятник (авторы — художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили).
В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя «Котельная Камчатка», где музыкант числился штатным кочегаром. Он открылся в конце 2003 года. В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы «Кино». Клуб считается одним из традиционных мест паломничества «киноманов».
В 2009 году было объявлено о начале конкурса на изготовление и установку памятника Виктору Цою в Петербурге.
20 ноября 2010 года состоялось открытие памятника легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.
А 21 июня 2012 года, к 50 летию со дня рождения музыканта, в Калининграде откроется Аллея славы русского рока, центральное место в которой займет стена памяти Виктора Цоя.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников и РИА Новости
Цой Виктор Робертович — биография композитора и исполнителя, личная жизнь, фото
Виктор Цой с самого детства увлекался музыкой и рисованием, в совсем юном возрасте уже играл на бас-гитаре в рок-группе «Палата №6». Музыкант, автор множества песен, актер и художник — он стал настоящей легендой 1980-х годов. Его песни пользовались бешеной популярностью, фильм «Игла» с участием Цоя стал одним из лидеров проката, а молодые люди всего Советского Союза подражали манерам известного музыканта и старались даже внешне походить на него.
Резчик по дереву и фронтмен группы «Кино»
Виктор Цой родился в Ленинграде в июне 1962 года. Его мать преподавала физкультуру, а отец работал инженером. Таланты Цоя проявились уже в детском саду: он хорошо рисовал и к тому же легко мог повторить любую мелодию, даже самую сложную, отстукивая такт ладонью. Воспитатели советовали отдавать мальчика в художественную или музыкальную школу. Но учиться рисованию Цой начал только в 12 лет. До этого он сменил несколько школ: каждый раз, когда мать меняла работу, мальчик переходил в новое учебное заведение вместе с ней. В 1970-х годах Цой впервые поучаствовал в рок-проекте — группе «Палата №6», — где он играл на бас-гитаре.
Виктор Цой. Фотография: 24smi.org
Виктор Цой с семьей. Фотография: isrageo.com
Виктор Цой (слева) в художественной школе. Фотография: kinomannia.ru
Спустя четыре года Цой поступил в художественное училище имени Серова, но вскоре его отчислили за неуспеваемость. Цой перешел в вечернюю школу, устроился работать на завод, а позже учился в ПТУ по специальности «резчик по дереву». От учебы у него на всю жизнь осталась привычка вырезать деревянные японские фигурки нэцке. Профессию Виктор Цой выбрал неслучайно: он по-прежнему увлекался изобразительным искусством. Впрочем, как и музыкой. Круг его общения 1970–80-х годов — знаковые для ленинградского андеграунда фигуры: Алексей Рыбин из группы «Пилигримы», Андрей Панов из «Автоматических удовлетворителей», Майк Науменко из коллектива «Зоопарк» и Борис Гребенщиков.
Виктор Цой и сам участвовал в московских рок-квартирниках: в разное время он играл в нескольких группах. А летом 1981 года Цой впервые выступил на сцене в ленинградском кафе «Трюм». Считается, что после этих концертов образовалась группа «Гарин и Гиперболоиды», ее название возникло по аналогии с романом Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». В коллектив входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Однако вскоре Валинского призвали в армию, и состав поменял свое название: так появилась группа «Кино».
«Начальник Камчатки»
Первый альбом коллектив выпустил в 1982 году. Его записывали полтора месяца. Трудились в разное время дня: музыкантам то и дело приходилось пропускать работу и учебу. Первую пластинку «Кино» назвали «45» — именно такой, 45 минут, была суммарная длительность всех песен альбома. С записью помогал Борис Гребенщиков: в роли сессионных музыкантов выступили участники группы «Аквариум». А спустя год музыканты двух советских рок-групп выступили вместе на сцене — в большом совместном концерте.
Группа «Кино». Фотография: m.ncrim.ru
Виктор Цой. Фотография: vsyoo.com
Группа «Кино». Фотография: m.ncrim.ru
В это время в группе «Кино» сменился гитарист. Алексей Рыбин ушел из коллектива после ссоры с Цоем, а на его место взяли Юрия Каспаряна. Все лето 1983 года группа репетировала: музыканты готовились к Ленинградскому рок-фестивалю. После выступления песню Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» признали лучшей, а сама группа стала лауреатом фестиваля. Песни фестивальной программы позже вышли отдельным альбомом: его назвали «Начальник Камчатки».
В 1984 году Виктор Цой женился на Марианне Родованской — они познакомились еще в то время, когда музыканты группы «Кино» записывали свой первый альбом. На их с Цоем свадьбе гуляли легенды Ленинградского рок-клуба: Борис Гребенщиков и Александр Титов, Георгий Гурьянов и Юрий Каспарян. Спустя год у Виктора и Марианны родился сын Александр.
Виктор Цой с сыном Александром. Фотография: lovlya-ryby.ru
Виктор Цой с женой Марианной и сыном Александром. Фотография: lovlya-ryby.ru
На рок-фестивале 1985 года группа «Кино» снова выступила с триумфом. Вдохновленный успехом, Цой вместе с музыкантами начал записывать следующую пластинку. Вскоре появился альбом «Это не любовь», который разошелся по всему Советскому Союзу. Имя Виктора Цоя стало известно молодежи. Музыкант закончил работу над альбомом «Ночь» и выступил с новыми песнями на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. В это время Цой, уже известный исполнитель, работал в бане на проспекте Ветеранов. А позже он устроился угольщиком в котельную, сейчас там находится клуб-музей «Котельная. Камчатка».
Виктор Цой — актер, художник и рок-легенда
Виктор Цой не только писал и пел песни, но и снимался в кино. Его кинодебютом стала дипломная работа режиссера Алексея Учителя — документальный фильм «Рок». В нем снялись также Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Антон Адасинский, группы «Аквариум», «АВИА», «Аукцыон», «ДДТ», «Кино». Позже Цоя приглашали на съемки все чаще. Он снялся в фильмах «Йа хха!» Рашида Нугманова, «Асса» Сергея Соловьева. В картине Нугманова «Игла» музыкант сыграл главную роль — Моро. За год фильм посмотрели больше 14 миллионов советских зрителей, а журнал «Советский экран» признал Виктора Цоя лучшим актером 1989 года.
«Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама. Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит от реального персонажа, фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я как ходил по улице, так и входил в кадр. У нас был, конечно, первоначальный литературный сценарий, потом Рашид написал режиссерский, со значительными изменениями. В конце концов от оригинала не осталось почти ничего».
Параллельно с музыкой и съемками в кино Виктор Цой продолжал рисовать. Он входил в группу «Новые художники», которая обращалась к наследию авангарда 1920-х годов и зарубежным проектам — поп-арту, комиксам, граффити американских художников. Это сказывалось и на работах Виктора Цоя — ярких, экспрессивных, с нарочито упрощенными формами. Своей мастерской у него не было, и он рисовал где придется и на чем придется. Зачастую — на кусках бумаги, картона и даже полиэтилена. Виктор Цой участвовал в выставках своего творческого объединения и даже в нью-йоркской выставке ленинградских художников — всего в Америку отправились 10 его картин.
Рисунки Виктора Цоя. Фотография: viktortsoylegenda.jimdo.com
Рисунки Виктора Цоя. Фотография: viktortsoylegenda.jimdo.com
Рисунки Виктора Цоя. Фотография: viktortsoylegenda.jimdo.com
Рисунки Виктора Цоя. Фотография: viktortsoylegenda.jimdo.com
Однако для советской молодежи Виктор Цой был в первую очередь рок-легендой. После выхода альбома «Группа крови» песни Цоя зазвучали в каждом дворе, на каждом квартирнике. Многие молодые люди подражали фронтмену группы «Кино» в манерах поведения и даже стали одеваться «под Цоя».
В США вышел совместный альбом нескольких советских рок-групп «Красная волна» — на нем были песни «Аквариума» и «Алисы», коллективов «Странные игры» и «Кино». Пластинку помогла выпустить американская певица Джоанна Стингрей, которая познакомилась с Цоем во время поездки в Ленинград. Весной 1989 года вышел альбом «Звезда по имени Солнце» — единственная пластинка, которую музыканты группы «Кино» записали в профессиональной студии.
В 1988–1990 годах Цой давал десятки концертов по всей стране. Он гастролировал в Дании, выступал на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже и на советско-итальянском рок-фестивале Back In The USSR в Мельпиньяно.
15 августа 1990 года «москвич», за рулем которого ехал Виктор Цой, на большой скорости врезался в автобус. Это произошло на трассе Слока — Талси, в Латвии. Позже было установлено, что музыкант уснул за рулем. Его похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. Последняя пластинка «Кино» под названием «Черный альбом» была выпущена уже после смерти фронтмена группы. 15 августа поклонники рок-группы отмечают день памяти Виктора Цоя.
27 лет спустя. Последние дни Виктора Цоя | Новости
13 июня 1990 года Диана Русова восстановила в памяти до мельчайших подробностей. Это был ее первый и последний поход на концерт группы «Кино».
«Ветром уносило звук в сторону. День был ветреный. Солнечный, но холодный и ветреный. И еще поезда и электрички ходили рядом – тут рядом железная дорога», – вспоминает Диана.
Впрочем, фанатам было все равно. Главное, что Виктор приехал. Час двадцать, пускай не идеального, но все же живого звука. Под занавес – песня «Группа крови». И обещание вернуться. Рига приняла Цоя задолго до его невероятной популярности.
Впервые в Латвию Цоя пригласили в 1986 году. Музыкант не раздумывая согласился. Всего один концерт в актовом зале на 500 человек. И вот она – слава.
«Вот прямо здесь проходили концерты рижского рок-клуба. Он был второй на территории Союза после питерского. Помню, здесь стояло человек десять ребят – они стояли и пели: «Группа крови на рукаве…» – хором. Я был поражён. Я не представляю себе, чтобы так же хором пели «I can’t get no satisfaction» или «Smoke on the water». Я понял, что это – ЯВЛЕНИЕ!» – рассказывает лидер группы «Цемент» и президент рижского рок-клуба Андрей Яхимович.
Читайте также
Все песни Виктора Цоя слушайте в сериале Пятого канала «Последний мент»
Гоша Куценко снова с нами по вечерам 4 дня в неделю в уже ставшее привычным для поклонников детектива время. Любимые эпизоды и новые серии смотрите с 22.30.
А вот хозяйка комнаты, которую Цой снимал под Юрмалой перед самой гибелью, и предположить не могла, что это за постоялец с гитарой. Она до сих пор живет в этом доме. Принимает отпускников. Но от общения с журналистами отказывается. Устала за четверть века. Свой последний альбом кумир миллионов писал в этом сарайчике.
Фото: архив Пятого канала
«Черный альбом был представлен в рок-клубе сразу после записи. Весь зал плакал, так как понимал трагизм каждого слова. Мы вдруг ощутили и поняли, о чём Виктор пел. Что он чувствовал, что он предчувствовал», – говорит музыкант и звукорежиссёр Алексей Вишня.
В студии альбом записывали уже без Цоя. Работа далась музыкантам нелегко. Прежде всего, с психологической точки зрения. Десятки тысяч поклонников восприняли гибель, как личную утрату.
Читайте также
Цой жив! Что осталось в тени «Звезды по имени Солнце»?
15 августа 1990 года. Трасса «Слока-Талси», Латвия. Тёмно-синий «Москвич» мчит по пустой дороге. За рулём — кумир миллионов — Виктор Цой. Машина постепенно уклоняется к разделительной полосе, пересекает её, выруливает на «встречку» и… На полном ходу врезается в вывернувший из-за поворота автобус…
«Когда по новостям это передали, у меня было что-то вроде истерики. Несколько дней я вообще не понимала, что происходит», – делится поклонница группы «Кино» Наталья Фадеева.
На месте гибели всегда живые цветы. Фанаты группы «Кино» едут со всего мира. Кажется, никто уже и не помнит, как здесь появился памятник.
Коллаж: Пятый канал
Самый первый вариант был из гипса. Его установили в 2002 году. Потом отлили из металла. Авторам тогда было по 16 лет. Художник Руслан Верещагин позировал, скрестив руки на груди. Его товарищ Амиран Хабелашвили лепил. Преподаватели в колледже были изрядно удивлены, узнав о таланте учащегося.
Коллаж: Пятый канал
«Преподаватели начали ко мне как к своему относиться. На уровне. Мол, слышали, видели – замечательно», – не без гордости вспоминает Амиран.
Фото: архив Пятого канала
Памятник стоит на том самом повороте, где «Москвич» Цоя выскочил на «встречку» и врезался в автобус. Исследователи творчества музыканта по часам и минутам расписали, как все было. Рано утром Виктор поехал на рыбалку. Так толком ничего и не поймав (в багажнике автомобиля нашли лишь пару мелких рыбешек) отправился домой, по пути уснул за рулем. Это официальная версия.
Раз в году движение на трассе «Слока–Талси» останавливается. 15 августа в 11.28 поклонники Цоя перекрывают дорогу, встают в круг, берутся за руки и под гитару исполняют песню «Легенда». Таким образом, фанаты, как бы пытаются остановить злосчастный автобус и тем самым, спасти своего героя.
Сергей Фирсов, заведующий фонотекой ленинградского рок-клуба, музыкальный продюсер и друг легендарного музыканта, в этот день всегда в знаменитой «Камчатке». Большой концерт как напоминание – Цой жив. И хоть сегодня он уже легенда. В воспоминаниях навсегда останется просто Витей.
«Веселились, слушали музыку, жили – ничего философского в наших разговорах не было. Именно поэтому и удивляют такие глубокие мысли в его стихах», – делится Сергей.
Песни Цоя дают дорогу молодым музыкантам. И хоть кто-то и обвиняет их автора в плагиате, настоящие ценители творчества группы «Кино» с большим удовольствием слушают композиции вживую – в исполнении уже последователей легендарного музыканта.
Цой до сих пор в первой десятке российского ТОПа. И, по-прежнему, радует поклонников новыми композициями. Чуть было не затерявшаяся песня «Атаман» была записана спустя 22 года после его гибели.
Виктор Цой, «Атаман»
Фото: wikipedia.org
И кто знает, когда и какой сюрприз преподнесет своим поклонникам легенда русского рока в следующий раз.
Биография Виктора Цоя — РИА Новости, 15.08.2015
В 1982 году группа «Кино» дебютировала на сцене Ленинградского рок-клуба, после чего вышел первый альбом группы, продюсером которого стал Борис Гребенщиков (лидер группы «Аквариум»).В феврале 1983 года состоялся совместный концерт «Кино» и «Аквариума». После нескольких концертов в Ленинграде и Москве весной того же года из-за разногласий с Виктором Цоем группу покинул Алексей Рыбин.
Весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале Ленинградского рок-клуба и получила лауреатское звание, а песня Виктора Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» была признана лучшей антивоенной песней.
В 1984 году был сформирован второй состав группы «Кино». Летом 1984 года группа записала альбом «Начальник Камчатки», затем вышли альбомы «Это не любовь» (1985), «Ночь» (1986).
Весной 1985 года группа «Кино» стала лауреатом третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба, а через год на очередном, четвертом, рок-фестивале группа «Кино» получила приз за лучшие тексты.
В 1986 году группы «Кино» и «Аквариум» выступили с концертной программой в США и там же записали альбом «Красная волна» (Red Wave).
Осенью 1986 года Виктор Цой устроился работать машинистом в знаменитую котельную «Камчатка». Он проработал в ней до 1988 года.
Весной 1987 года состоялось последнее выступление на фестивале рок-клуба, где группа «Кино» получила приз «за творческое совершеннолетие».
В 1988 году вышел альбом «Группа крови» и был записан альбом «Звезда по имени Солнце», который вышел в конце 1989 года ‑ первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии.
Кроме музыкального творчества, Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в фильмах «Йа‑хха!» (1986, режиссер Рашид Нугманов), «Конец каникул» (1986, режиссер Сергей Лысенко), «Рок» (1988, режиссер Алексей Учитель) и «Асса» (1987, режиссер Сергей Соловьев). В фильме Рашида Нугманова «Игла» (1988) Виктор Цой сыграл главную роль Моро.
Он продолжал также заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали кисти Виктора Цоя.
Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.
В июне 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы «Кино». После этого Виктор Цой уехал на два месяца отдыхать в Латвию, где занимался записями песен для нового альбома.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем «Москвича».
Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус «Икарус». По версии следствия, певец уснул за рулем.
Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Виктор Цой был женат, 5 августа 1985 года в семье родился сын Александр. Пара рассталась за несколько лет до гибели музыканта, но официально супруги не разводились. После гибели Виктора Цоя, вдова Марианна (Марьяна) Цой написала о нем повесть «Точка отсчета». 27 июня 2005 года Марианна скончалась после продолжительной болезни.
После смерти Виктора Цоя музыканты «Кино» доработали и выпустили в декабре 1990 года последний альбом, назвав его «Черный альбом». Он посвящен Виктору Цою. Группа «Кино» перестала существовать.
В 1992 году вышел документальный фильм «Последний герой» (режиссер Алексей Учитель), посвященный Виктору Цою. Съемки этого кинофильма начались еще при жизни музыканта.
В 1990 году в Москве в Кривоарбатском переулке стихийно появилась «Стена Виктора Цоя». Ее исписали цитатами из песен группы «Кино». Поклонники певца собирались у стены два раза в год ‑ 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти. В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом вновь восстановлена фанатами.
15 августа 2002 года в Латвии на 35‑м километре трассы Слока ‑ Талси на месте гибели музыканта был установлен памятник (авторы ‑ художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили). В 2014 году памятник был открыт после реставрации, которая проводилась на пожертвования почитателей творчества рокера со всего мира.
В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя ‑ «Котельная Камчатка», где Виктор Цой числился штатным кочегаром.
Он открылся в конце 2003 года. В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы «Кино». В Петербурге «Камчатка» считается одним из традиционных мест паломничества «киноманов».
20 ноября 2010 года состоялось открытие памятника легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.
В конце 2014 года после нескольких лет согласований в Санкт-Петербурге утвердили проект памятника Виктору Цою. Монумент расположится на юго-западе города в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого. В этом районе находится школа, которую посещал музыкант, и дом, где проживала его семья.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Место гибели Виктора Цоя. Версии и свидетели
29 лет назад погиб культовый ленинградский рок-музыкант. Корреспондент программы «Пульс города» Андрей Фёдоров изучил версии, провёл эксперимент и пообщался с очевидцами трагической аварии.
«Мы знаем, где он жил, учился и работал. Давно изучили все связанные с ним памятные места. Кроме одного. До сих пор, даже спустя 29 лет, никто не может ответить на один из главных вопросов – при каких обстоятельствах погиб Виктор Цой».
Почти за три десятилетия накопилось больше 20-ти версий. Чаще в Интернете встречаются такие: Самоубийство. Из-за несчастной любви и перманентной депрессии в автобус на полной скорости музыкант, якобы, врезался сам. След КГБ. Певца, имевшего влияние на массовое сознание и требующего перемен, усыпили сотрудники спецслужб и подставили автомобиль под «Икарус». Убийство. Аварию подстроил генеральный продюсер группы «Кино», который и подарил Цою тот самый «Москвич». И последняя – официальная.
«15 августа 1990 года. Накануне Виктор Цой закончил работу над черновым вариантом альбома под названием «47». А с утра решил отправиться на рыбалку. Пятилетнего сына разбудить не смог, на озеро приехал один. Клёва в этот день почти не было. За пять часов – всего два хвоста. Музыкант решает сворачивать удочки и возвращаться. Дорога до поселка должна занять 15 минут.
По официальной версии латвийского ГАИ, на дороге Цой разогнался до скорости не менее 130-ти километров в час. Уснул за рулём и вылетел на встречную полосу, где и произошло лобовое столкновение с Икарусом. Но именно этот вариант развития событий вызвал очень много вопросов, как у фанатов, так и экспертов».
Самый главный – к отечественному автопрому. Неужели на «Москвиче» можно разогнаться до такой скорости, да еще и по проселочной дороге?
«Я думаю, что это несчастный случай, другого быть не может. Хочу сказать, что тот самый злополучный «Москвич», на котором он ездил, мы, по поручению Юрия Айзеншписа, ездили покупать на завод. Тогда было модно ездить на таких машинах. Мы ее перегнали в Беляево, и я потом проводил Виктора на своей машине, «Восьмёрке», в аэропорт. Они с Джоанной Стингрей улетали в Японию на гастроли».
«Я думаю, что это был обычный несчастный случай, ничего больше. Он отвлекся, чтобы поменять кассету в магнитофоне. Поэтому и произошла авария».
Но журналисты не унимаются и ведут новые расследования. Для одного из последних, в петербургском Институте безопасности дорожного движения, по старой фотографии из газеты, даже воссоздали схему. По мнению экспертов, латвийская милиция в 90-м делала документ в спешке. Место столкновения не обозначено, расстояния, порой, указаны неверно. Отсюда и все, часто, фантастические, домыслы. Разбираемся на месте.
«Ещё одна загадка – окончание вот этой линии на схеме, которая отображает движение автомобиля по обочине. Если разбираться детально, то «Москвич» бороздил землю больше 30-ти метров, но затем не остановился, а почему- то вернулся на дорогу. Как будто ему что-то-то помешало».
Новая, дополненная, схема объясняет: препятствием на пути и причиной резкого поворота певца стали вот эти дерево и куст, которые были здесь и во время аварии. Так место выглядело в 90-м. А так сейчас.
«Всегда люди хотят увидеть теорию заговора в чем-то, коварный замысел. Кто-то злобный решил, что здесь есть что-то, но я это не зафиксирую. И это, конечно, может быть. Но не надо из всего делать заговор. Чаще всего — это обычная человеческая глупость».
Но самый главный вопрос по-прежнему остается. Почему музыкант выехал на обочину? Было ли препятствие на его пути? Версия есть у свидетельницы тех событий и жительницы ближайшего дома от места ДТП.
«Вы поверите в то, что я вам сейчас скажу? То, что будет в газетах и везде, всё, что будут рассказывать — это совсем не то. На самом деле, он ехал с озера. Он всю ночь там пьянствовал. Уж извините, что я вам правду говорю. Местные люди не хотели его выпускать утром. Поспи и отдохни, после обеда поезжай. Нет, поеду и все. Он же был человек такой, наверное, как хотел, так и делал».
При этом проведенная тогда экспертиза показала, что Виктор Цой был абсолютно трезв и не употреблял алкоголь в течение 48 часов до трагедии.
Свою версию гибели кумира миллионов совсем скоро расскажет и режиссер Алексей Учитель. Сейчас он снимает новый художественный фильм под рабочим названием «47». Начинаться будет со смерти. А вот как это произойдет на экране, пока держится в тайне.
«Не скажу, иначе будет не интересно смотреть. Мы общаемся и с отцом Виктора Цоя, и с сыном. Когда они слышат, что везут гроб, то это не самая лучшая характеристика для будущего фильма. Но мне кажется, что мы найдем общий язык, это для того, чтобы все фанаты и все, кто любит Цоя, еще больше и глубже его поняли».
«По словам режиссера, в этом фильме больше выдуманного, чем исторических фактов. Например, реку в Псковской области автобус с телом Виктора Цоя никогда не форсировал. Вот он, кстати, гроб. А мелкие детали соблюдены достаточно точно. Обратите внимание на номер, 21 15. 21-го числа певец родился, 15 погиб в автокатастрофе».
Такое мистическое совпадение в истории со смертью исполнителя, пожалуй, единственное. Все остальное – догадки и предположения, которых, со временем, становится только больше. Ведь дело об аварии под номером 480 было уничтожено за истечением срока давности. И новых правдивых подробностей о смерти кумира миллионов, на песнях которого выросли целые поколения, скорее всего, уже не появится.