1. Промыть тщательно детали и узлы коробки передач и продуть сжатым воздухом. | ||
2. Провести внешний осмотр деталей и узлов. | ||
3. Заменить поврежденные прокладки. | ||
4. Проверить состояние валов. При наличии питтинга (раковин) на шейках и гнездах подшипников, следов видимого износа валы необходимо заменить. При замене первичного вала необходимо проверить легкость его перемещения в ведомом диске сцепления. Для этого нужно вставить его в шлицевое отверстие ведомого диска (сцепление при этом можно не разбирать) и подвигать первичный вал в продольном направлении. | ||
5. Проверить состояние шестерен коробки передач. При наличии сколов и выкрашивания зубьев, задиров на поверхностях отверстий, шестерни заменить. | ||
7. Проверить состояние синхронизаторов. При наличии сколов и забоин на шлицах ступицы и скользящей муфты, износа сухарей и поломки пружин синхронизатор необходимо заменить. | ||
8. Проверить состояние блокирующих колец синхронизаторов. При наличии забоин и сколов на зубчатых венцах, значительной выработки на конусах блокирующие кольца заменить. | ||
9. Проверить зазор между шестернями и соответствующими блокирующими кольцами, который должен быть в пределах 1,1–1,5 мм. В противном случае блокирующее кольцо необходимо заменить. | ||
10. Проверить состояние штоков включения передач. При наличии погнутости, задиров и заусенцев, разбалтывания отверстия под стопорный палец, выработки лунок под фиксаторы штоки необходимо заменить. | ||
11. Проверить состояние вилок переключения передач. При наличии износа лапок и погнутости вилки заменить. | ||
12. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники, а также износе рабочих кромок сальники заменить. | ||
13. Проверить состояние картеров коробки передач. При обнаружении трещин, забоин и глубоких рисок на сопрягаемых поверхностях, смятия и выработки в гнездах под подшипники картеры заменить. | ||
14. При обнаружении задиров и деформации на упорных шайбах и стопорных кольцах, а также при потере упругости стопорных колец их необходимо заменить. | ||
Дефектовка деталей и узлов
Дефектовка деталей и узлов Дефектовка
деталей и узлов Автор Володюшка |
Все снятые части необходимо тщательно промыть бензином, соляркой, керосином и т. д. Иначе некоторые дефекты можно просто не увидеть. Например, трещины в металлическом сепараторе подшипников иногда обнаруживаются только после тщательной промывки. Очень часто разрушенные части, отколотые зубья, сломанные и перемолотые пружины, стопорные кольца, хорошо скрыты в картере КПП под слоем старого масла и «зубного порошка». Они выявляются только после мойки. В общем, не поленитесь промыть, иначе оставшиеся части, обломки, могут испортить вам всю работу, как ложка дёгтя в бочке с мёдом.
Итак, по порядку.
Промываем нижнюю крышку и магнитную пробку на ней от латунной пыли синхронизаторов, металлической стружки:
Продуваем воздухом под большим давлением.
Промываем и осматриваем механизм выбора передач на наличие трещин в кулисе. Сам механизм из строя выходит очень редко, но иногда ломается кулиса:
Подшипники тщательно промываем. В шариковых подшипниках осматриваем беговые дорожки внешней и внутренней обоймы и сепараторы:
Проверяем люфт между обоймами покачивая их в противоположном направлении относительно друг друга:
Осматриваем сепараторы на наличие трещин:
В роликовых подшипниках осматриваем беговые дорожки на отсутствие питтинга и разводов бледно-синего цвета:
Сепаратор игольчатого подшипника проверяем растяжением на целостность, а ролики на отсутствие питтинга:
При наличии люфта, трещин или питтинга заменяем подшипники. Двухрядный подшипник промежуточного вала почти всегда разваливается, его заменяем новым:
А бывает и так:
Отмытые шестерни в сборе проверяем на наличие всех зубьев и осматриваем, нет ли на них трещин. Торцы зубьев должны быть остренькие, без износа и сколов (пример — слева). Бока не должны иметь следов износа, как на правом фото:
Упорное кольцо пружины (между косыми и прямыми зубьями шестерни) должно быть идеально ровным, не полукруглым, не восьмёркой, не овальным и не завальцованным. Особенно это касается шестерни пятой передачи (при отвернувшейся гайке хвостовика она принимает на себя всю нагрузку и гнётся о блок шестерен). На фото — шестерня с завальцованным упорным кольцом пружины:
Синхронизаторы промываем и осматриваем на предмет износа кончиков зубьев с обеих сторон:
Не должно быть потёртостей на верхней части. На левом фото внизу хорошо видна проточка от соприкосновения с зубьями муфты. Потертости говорят о сильной выработке в паре «синхронизатор-муфта». Они возникают из-за того, что синхронизатор сильно проваливается в муфту (правое фото):
Пружины синхронизаторов проверяем визуально на целостность:
Муфты промываем кистью с жёстким ворсом, особенно тщательно — маслоподводящую канавку (показана стрелкой), в ней всегда скапливается много стружки:
Осматриваем торцы зубьев. Они должны быть остренькие без износа и сколов:
Бока зубьев не должны иметь следов износа:
Проточка под вилку должна иметь четкую грань, без закруглений.
Вложенный в рабочую окружность муфты синхронизатор не должен быть утоплен в неё, как на правом фото, и касаться её зубьев:
Также на рабочей поверхности муфты не должно быть проточек от синхронизаторов:
Изношенные муфты заменяем новыми.
Вилки переключения передач отмываем от масла. Они не должны иметь следов износа на рабочей части:
Изношенные вилки заменяем новыми.
Ступицы промываем бензином и проверяем на наличие износа на шлицах:
Неисправные заменяем новыми.
Штоки проверяем: на легкое перемещение в своих отверстиях в картере КПП:
а также на отсутствие глубокой выработки от шариков механизма фиксации и глубоких вмятин в вилке штока — от кулисы. Неисправные заменяем новыми.
У промежуточного вала осматриваем зубья всех шестерёнок и отсутствие трещин на них:
Проверяем наличие резьбы с торцов (слева — у вала от четырехступенчатой КПП этой резьбы нет):
(Фото сделал Leo).
Шестерни задней передачи должны иметь остренькие торцы зубьев. Шестерни с изношенными зубьями заменяем новыми:
Отмытый блок шестерен проверяем на наличие всех зубьев (иногда ломаются косые зубья) и отсутствие трещин на них. Обязательно проверяем малую шестерню на износ торцов зубьев. Внутренне кольцо подшипника не должно сниматься от руки:
Неисправный блок шестерён заменяем новым.
Болт блока шестерен очень часто обламывается:
Однажды у меня сломался конец резьбы этого болта при затяжке динамометрическим ключом. Сломанная короткая часть осталась в промежуточном валу. Остаток можно легко вывернуть шилом:
У первичного вала проверяем подшипник, шестерню четвёртой передачи, синхронизатор, пружину синхронизатора. Если есть замечания к шестерне четвертой передачи, то заменяем первичный вал.
Вторичный вал крайне редко выходит из строя. Тем не менее, проверяем люфт шлицевого соединения в паре «хвостовик вторичного вала-фланец»:
В моей практике встретился случай — разбиты шлицы вторичного вала. На левом фото хорошо видно суженную часть шлица. Это произошло из-за небрежного отношения к КПП (эксплуатация после отвинчивания гайки хвостовика):
Осматриваем прорезь под шпонку шестерни заднего хода и саму шпонку:
Иногда скол можно обнаружить, только подцепив край паза ногтем:
Если есть люфт или сколы заменяем вторичный вал и/или шпонку.
Заднюю крышку КПП промываем от остатков масла и стружки. Проверяем посадочные места подшипников вторичного и промежуточного валов. Внешние кольца не должны проворачиваться и вываливаться из посадочных мест:
В картере КПП на передней и задней части, между рёбер жёсткости, собирается много стружки, осколков разных частей. Тщательно промываем весь картер:
Проверяем посадочные места всех подшипников. Их внешние кольца не должны проворачиваться в посадочных местах картера. Признак проворачивания — хорошо заметные следы, риски, проточка. На картере не должно быть трещин. При этих неисправностях заменяем картер.
В картере сцепления также собирается много разных сломанных частей, например, обломки пружинного кольца или сепаратора подшипника первичного вала и т. д. Поэтому тщательно промываем и осматриваем его состояние. Если был полностью разрушен двухрядный подшипник промежуточного вала, то обращаем внимание на прижимные полукольца картера для этого подшипника (указаны стрелками):
Если на них есть износ, картер необходимо заменить.
Обращаем внимание на направляющую втулку выжимного подшипника. Если на ней есть глубокая проточка от пружинного кольца подшипника первичного вала (справа) или она свободно вынимается от руки из своего места (в данном случае она просто вывалилась), заменяем ее:
Пружинное кольцо проверяем на растяжение и излом:
Сломанное пружинное кольцо заменяем новым:
Проверяем сальники на износ, порезы:
Их рабочая кромка должна быть не более 1 мм шириной.
Вилку сцепления очищаем металлической щёткой от грязи и отмываем бензином. Проверяем отсутствие трещин с двух сторон (места проверки указаны стрелками):
Вилку с трещинами заменяем новой.
Датчик заднего хода меняется, если его контакты сильно прокорродировали или нажатии на шарик не происходит замыкание цепи (проверяется тестером или контрольной лампой).
Очищаем все прилегающие плоскости корпусных деталей от старых, прилипших прокладок.
Володюшка, 14.03.03.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ.Небольшой обзор принципов выбраковки неисправных деталей
Дефектовка коробки передач
После разборки коробки передач системы трансмиссии автомобиля, на отдельные детали, необходим тщательный осмотр, то есть дефектовка. Для начала детали необходимо промыть, желательно керосином. Очистить щёткой, продуть и просушить сжатым воздухом.
Проверьте картер сцепления, он не должен иметь трещин, и следов механического повреждения.
Осмотрите направляющею втулку подшипника выключения сцепления, не допускаются следы износа, задиры.
Осмотрите картер коробки передач, заднею и нижнею крышку, они не должны иметь неисправностей вызывающих утечку масла.
Поверхности расточек под подшипники не должны иметь следов проворачивания наружных колец подшипников.
Внимательно осмотрите детали первичного вала, пружины блокирующего кольца. Осмотрите состояние блокирующего кольца синхронизатора четвёртой передачи, подшипника, пружинного и стопорных колец.
Шлицевая поверхность первичного вала не должна содержать следов износа или повреждения, ухудшающих перемещение ведомого диска. На шестерне не должно быть сколов и следов износа.
В отверстии первичного вала проверьте состояние поверхности качения игл подшипника
Осмотрите вторичный вал, он не должен содержать шероховатостей, или задиров
Осмотрите втулку шестерни первой передачи, не допускается износ на наружной поверхности скольжения.
Осмотрите шестерню 1, рабочая поверхность не должна содержать следы синего или красного цвета. Так же осмотрите блокирующее кольцо синхронизаторов, не допускается износ торцов зубьев и поверхности трения.
На ступицах синхронизаторов с наружной стороны, не должно быть следом износа и механического повреждения, так как это затрудняет перемещение по ним муфт синхронизаторов.
Осмотрите торцы муфт синхронизаторов, кольцевые проточки для вилки включения
Тщательно осмотрите подшипники, поворачивая кольца, убедитесь, что нет осевых и радиальных зазоров.
Осмотрите уплотнительные манжеты, промежуточный вал
Осмотрите промежуточную шестерню заднего хода, она должна свободно и без усилий перемещаться на оси.
Вилки переключения передач должны быть без деформации, и износа в местах контакта с кольцевым пазом синхронизатора.
Штоки переключения передач, должны свободно без затруднений скользить в направляющих отверстиях картера.
Разборка и сборка механической коробки передач, дефектовка ее деталей
Разборка и сборка механической коробки передач, дефектовка ее деталей
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 19», «на 24», набор ключей-шестигранников, отвертки с плоским лезвием (две), круглогубцы, съемник стопорных колец, съемник подшипников, молоток, бородок, зубило.
1. Снимите коробку передач с автомобиля (см. Снятие и установка коробки передач). Очистите ее от грязи и вымойте снаружи.
2. Снимите привод спидометра вместе с датчиком скорости автомобиля при его наличии (см. Проверка и замена датчиков системы управления двигателем).
3. Ослабьте затяжку выключателя света заднего хода…
4. …и снимите выключатель.
5. Вывернув болты крепления корпуса механизма переключения передач, снимите механизм…
ПРИМЕЧАНИЕ
Три болта крепления корпуса механизма переключения передач на фото не видны.
6. …и установленную под ним прокладку.
7. Поддев отверткой пружинный фиксатор поводка вилки включения V передачи…
8. …извлеките фиксатор…
9. …и снимите поводок.
10. Снимите рабочий цилиндр привода выключения сцепления в сборе с подшипником выключения сцепления (см. Замена рабочего цилиндра привода выключения сцепления с подшипником выключения) и установленное под цилиндром резиновое уплотнительное кольцо.
11. Снимите переходник гидропривода выключения сцепления (см. Замена трубопровода гидропривода выключения сцепления).
12. Снимите промежуточную трубку гидропривода выключения сцепления (см. Замена трубопровода гидропривода выключения сцепления).
13. Выверните девять болтов крепления задней крышки коробки передач.
14. Поддев отверткой край крышки в районе специально предназначенного для этого прилива, отделите крышку от прокладки и снимите крышку.
15. Снимите прокладку крышки.
ПРИМЕЧАНИЕ
Прокладку задней крышки коробки передач при каждой разборке соединения заменяйте новой, так как бывшая в употреблении обжатая прокладка при повторной сборке может не обеспечить герметичности уплотнения.
16. Снимите стопорное кольцо синхронизатора V передачи.
17. Выверните два болта крепления кронштейна вилки включения V передачи…
18. …и снимите кронштейн в сборе с вилкой.
19. Снимите с вилки сухари.
ПРИМЕЧАНИЕ
Изношенные сухари при сборке замените новыми.
20. Установите универсальный съемник на муфту синхронизатора V передачи…
21. …и спрессуйте с вала муфту в сборе со ступицей.
22. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора…
23. …ведомую шестерню V передачи…
24. …и игольчатый подшипник.
25. Снимите стопорное кольцо ведущей шестерни V передачи.
26. Установите универсальный съемник на ведущую шестерню V передачи…
27. …и спрессуйте шестерню с вала.
28. Снимите с вторичного вала запорное кольцо…
29. …и извлеките два упорных полукольца.
30. Выверните пять болтов крепления промежуточного картера к картеру коробки передач…
31. …отделите промежуточный картер от картера коробки ударами молотка через деревянную проставку, опертую о специальный прилив картера…
32. …и снимите промежуточный картер вместе с валами.
33. Снимите прокладку картера, отделив ее острым ножом.
ПРИМЕЧАНИЕ
Прокладку промежуточного картера при каждой разборке соединения заменяйте новой, так как бывшая в употреблении обжатая прокладка при повторной сборке может не обеспечить герметичности уплотнения.
34. Выверните десять болтов крепления нижней крышки коробки передач и снимите крышку вместе с прокладкой.
35. Отделите прокладку от крышки.
ПРИМЕЧАНИЕ
Прокладку нижней крышки коробки передач при каждой разборке соединения заменяйте новой, так как бывшая в употребления обжатая прокладка при повторной сборке может не обеспечить герметичности уплотнения.
36. Пометьте положение регулировочной гайки подшипников дифференциала относительно картера коробки передач.
37. Выверните болт фиксатора регулировочной гайки…
38. …снимите фиксатор…
39. …строньте с места регулировочную гайку монтажной лопаткой, как показано на фото…
40. …и, подсчитав число оборотов, выверните гайку.
41. Снимите с гайки уплотнительное кольцо.
ПРИМЕЧАНИЕ
Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо замените.
42. Выпрессуйте из гайки сальник полуоси.
43. При необходимости замены подшипников дифференциала переверните регулировочную гайку, подложите пару деревянных брусков и выпрессуйте из гайки наружное кольцо подшипника дифференциала.
44. Выверните пять болтов крепления крышки правого подшипника дифференциала…
45. …снимите крышку и уплотнительное кольцо с нее, выпрессуйте из крышки сальник и при необходимости наружное кольцо подшипника так же, как выпрессовывали их из регулировочной гайки.
46. Извлеките дифференциал в сборе из картера коробки передач.
47. Извлеките из картера магнит…
48. …и очистите его от продуктов износа.
49. Снимите с оси промежуточной шестерни заднего хода дистанционную шайбу.
ПРИМЕЧАНИЕ
Дистанционная шайба промежуточной шестерни заднего хода при разъединении картера коробки передач и промежуточного картера может остаться в картере коробки передач. Извлеките ее оттуда.
50. Выверните два болта крепления кронштейна собачки…
51. …установите штоки вилок последовательно в положение II, V и III передач и снимите кронштейн в сборе с собачкой.
52. Молотком через зубило с притупленным жалом выбейте пробки фиксаторов штоков вилок переключения передач…
53. …и извлеките фиксаторы.
54. Выверните два винта крепления фиксирующего штифта…
55. …снимите кронштейн…
56. …и извлеките штифт из кронштейна.
57. Оперев свободный конец штока на деревянный брусок, выбейте бородком штифт крепления вилки включения промежуточной шестерни заднего хода…
58. …и снимите шток и вилку.
59. Из отверстий промежуточного картера извлеките штифт блокировки одновременного включения двух передач.
60. Выбейте штифт крепления вилки переключения III и IV передач…
61. …извлеките шток и снимите вилку.
ПРИМЕЧАНИЕ
Муфты включения передач при снятии вилки должны находиться в нейтральном положении.
62. Приподнимите поводок вилки включения V передачи и снимите вилку включения III и IV передач.
63. Извлеките из картера шток и снимите поводок вилки включения V передачи.
64. Съемником для внутренних стопорных колец (работающим на сжатие) сожмите пружинное стопорное кольцо подшипника вторичного вала…
65. …и зафиксируйте его в таком положении.
66. Выбейте штифт крепления вилки переключения I и II передач…
67. …извлеките шток и снимите вилку.
68. Cъемником для наружных стопорных колец (работающим на разжатие) разожмите стопорное кольцо подшипника первичного вала…
69. …и снимите первичный и вторичный валы, извлекая их хвостовики из промежуточного картера.
70. Снимите промежуточную шестерню заднего хода.
71. Съемником извлеките из проточки промежуточного картера стопорное кольцо подшипника первичного вала.
72. Перед осмотром и дефектовкой тщательно промойте и просушите детали коробки передач.
73. Осмотрите картер коробки передач, промежуточный картер и заднюю крышку. На них не должно быть сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите мелкозернистой наждачной бумагой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.
74. Проверьте посадочные места под подшипники. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.
75. Проверьте состояние штоков включения передач. Если штоки погнуты или на них появились задиры, заусенцы или выработки лунок под фиксаторы, замените штоки.
76. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если они погнуты либо изношены лапки, замените эти детали.
77. При обнаружении в процессе эксплуатации утечки масла через сальники и при износе их рабочих кромок сальники необходимо заменить.
78. Проверьте состояние подшипников. При обнаружении раковин на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники необходимо заменить.
79. Замените прокладки промежуточного картера, задней крышки коробки передач и механизма переключения передач.
80. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните появились трещины или ослаблены его магнитные свойства, замените магнит.
Соберите коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.
1. Перед сборкой обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
2. Собирайте все резьбовые соединения с применением анаэробного фиксатора резьбы.
3. Перед установкой вторичного вала в промежуточный картер сожмите круглогубцами стопорное кольцо и зафиксируйте проволокой в сжатом состоянии. Снимите проволоку после установки вала в картер, убедившись, что кольцо вошло в проточки картера без перекосов.
4. При установке дифференциала, если не меняли его подшипники, регулировочную гайку его подшипников заверните на то же число оборотов, что и при отворачивании, до совмещения нанесенных при разборке меток.
5. Если меняли подшипники дифференциала, после его установки отрегулируйте предварительный натяг подшипников по значению момента сопротивления проворачиванию подшипников, заворачивая или отворачивая регулировочную гайку. Для новых подшипников момент сопротивления должен составлять 2 Н·м (0,2 кгс·м) при вращении ведомой шестерни главной передачи со скоростью 1 об/с. Если подшипники не меняли, то момент сопротивления должен быть 1 Н·м (0,1 кгс·м).
6. Перед установкой нижней крышки коробки передач смажьте ее прокладку консистентной смазкой.
Разборка коробки передач и дефектовка ее деталей
Предупреждение Если в процессе ремонта коробки передач заменялась хотя бы одна из следующих деталей: картер сцепления или коробки передач, корпус дифференциала или подшипники дифференциала, то необходимо подобрать регулировочное кольцо подшипников дифференциала. |
Вам потребуются: торцовый ключ (головка) «на 10», «на 13», «на 32», ключи «на 10» и «на 17», большая отвертка, бородок, молоток, клещи для снятия стопорных колец, ударная отвертка.
1. Снимите коробку передач с автомобиля (см. «Снятие и установка коробки передач»). Очистите ее от грязи и вымойте снаружи.
2. Выньте указатель (щуп) уровня масла из коробки передач. |
3. Установите коробку передач на картер сцепления вертикально, ключом «на 10» выверните болт 1 (под его головкой установлена плоская шайба) и две гайки 3 (под ними установлены пружинные шайбы) крепления кронштейна троса сцепления. Снимите кронштейн 2 троса сцепления с коробки передач. |
4. Ключом «на 10» отверните оставшиеся четыре гайки крепления задней крышки. |
5. Поддев отверткой прилив на крышке, снимите заднюю крышку. |
6. Ключом «на 10» выверните болт крепления вилки V передачи (под головкой болта установлена пружинная шайба). |
7. Зафиксируйте валы коробки передач от проворачивания. Для этого включите V передачу, переместив вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней, затем включите III либо IV передачу, переместив шток выбора передач. |
8. Расконтрите и головкой «на 32» отверните гайку крепления первичного вала. Для этого надо приложить большое усилие, так как гайка затянута большим моментом. |
9. Предварительно расконтрив, головкой «на 32» отверните гайку крепления вторичного вала. Для этого надо приложить усилие, так как гайка затянута большим моментом. |
10. Приподняв отвертками ведомую шестерню V передачи (тем самым спрессовав ступицу синхронизатора с вала), снимите ее вместе с синхронизатором и вилкой с вторичного вала.
Предупреждение Следите за тем, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы, поскольку подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться. |
11. Снимите с синхронизатора упорную пластину. Затем выньте из паза муфты синхронизатора вилку. |
12. Снимите шестерню V передачи с синхронизатора с блокирующим кольцом 1. Промаркируйте блокирующее кольцо 1 относительно муфты 2 и снимите его. При эксплуатации зубья кольца прирабатываются к зубьям муфты, поэтому при сборке кольцо надо установить в том же положении. Если не предполагается разбирать синхронизатор, свяжите его проволокой или веревкой, чтобы он не рассыпался. |
13. Снимите втулку с вторичного вала. |
14. Снимите ведущую шестерню передачи с первичного вала. Обратите внимание, как она установлена. |
15. С помощью ударной отвертки выверните четыре винта (под ними установлены пружинные шайбы) крепления пластины подшипников и снимите пластину 1 подшипников. Затем снимите упорную шайбу 2 с вторичного вала. |
16. Снимите стопорные кольца подшипников обоих валов, приподнимая валы рукой. |
17. Ключом «на 13» отверните три пробки фиксаторов и осторожно извлеките шарики фиксаторов с пружинами. |
18. Отвернув пробку фиксатора заднего хода, снимите уплотнительное кольцо, а затем извлеките пружину фиксатора. |
19. Наклонив коробку, извлеките шарик фиксатора. |
20. Отверните двенадцать гаек и выверните болт крепления картеров коробки передач. Обратите внимание на то, под какими гайками установлены держатель 1 и транспортная проушина 2. Под гайками и болтом установлены пружинные шайбы. Снимите заглушку 3, вставленную вместо одного из приводов. |
21. Вставляя отвертку в пазы (три специальных паза по периметру картеров), отделите картер коробки передач от картера сцепления. |
22. Немного приподнимите картер коробки передач, поверните его против часовой стрелки так, чтобы прилив 1 картера вышел из-под шестерни, и снимите картер коробки передач с картера сцепления. |
23. Ключом «на 10» выверните болты крепления вилок переключения I и II, III и IV передач. |
24. Немного приподнимите шток переключения I и II передач, чтобы он вышел из опоры 3, и поверните его против часовой стрелки, чтобы головка 1 штока вышла из зацепления с блокировочной скобой 2. Выведите вилку 4 штока из паза муфты синхронизатора и снимите шток с вилкой. Без необходимости не рекомендуется снимать вилки со штоков, чтобы не перепутать их при сборке. |
25. Повернув шток переключения III и IV передач, выведите его головку из зацепления с рычагом выбора передач. Затем немного приподнимите шток, чтобы он вышел из опоры, и, выведя вилку штока из паза муфты синхронизатора, снимите шток с вилкой. |
26. Повернув шток включения V передачи, выведите его головку из зацепления с блокировочной скобой. Снимите шток, выведя его из опоры. |
27. Выньте ось промежуточной шестерни заднего хода. |
28. Сдвиньте промежуточную шестерню заднего хода до упора в механизм выбора передач, поверните ее на 30–40° и, выведя из-под шестерен вала, снимите промежуточную шестерню. |
29. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы. |
30. Выньте дифференциал из картера сцепления. |
31. Ключом «на 10» выверните три болта крепления механизма выбора передач (под головками болтов установлены пружинные шайбы). Снимите механизм выбора передач. |
32. Выньте магнит из картера сцепления. |
33. Ключом «на 10» отверните гайку крепления датчика скорости и снимите датчик. |
34. Замените порванное или потерявшее упругость уплотнительное кольцо датчика скорости. |
35. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода. Под ним установлено металлическое уплотнительное кольцо. |
36. Для выпрессовки переднего подшипника вторичного вала существует специальный съемник. При его отсутствии выпрессуйте подшипник с помощью отвертки. |
37. Снимите маслосборник, установленный под подшипником. |
38. Для выпрессовки переднего подшипника первичного вала также существует специальный съемник. При его отсутствии сделайте приспособление в форме крючка из жесткой проволоки. Вставьте приспособление в один из двух пазов картера и заведите крючок под подшипник. Затем с помощью отвертки (подложив деревянный брусок) выпрессуйте подшипник из картера, прикладывая усилие к противоположному концу отвертки ударами молотка и поочередно переставляя крючок в пазах. |
39. Новые передние подшипники валов запрессуйте до упора в картер сцепления с помощью подходящей оправки.
40. Подденьте отверткой кромку защитного чехла штока выбора передач и сдвиньте ее с опорной втулки штока. |
41. Ключом «на 10» выверните болт 3 крепления рычага 2 выбора передач. Сдвинув шток 1, снимите рычаг выбора передач. Затем выньте шток выбора передач из картера сцепления. |
42. При необходимости замены шарнира штока сдвиньте с него защитный чехол и выверните болт крепления шарнира. Болт зафиксирован специальным клеем ТБ-1324. Перед вворачиванием болта очистите его от старого клея и нанесите новый. Замените порванный или потерявший эластичность защитный чехол шарнира штока.
43. Для замены картера сцепления снимите с него подшипник (см. «Замена подшипника выключения сцепления») и вилку выключения сцепления (см. «Замена вилки выключения сцепления»), выпрессуйте сальники (см. «Замена сальников коробки передач»).
44. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач, а также заднюю крышку. На них не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. При сильных повреждениях замените дефектные детали. |
45. Проверьте посадочные места под подшипники в картерах сцепления и коробки передач. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждений. В противном случае замените картеры. |
46. Проверьте состояние роликовых подшипников. При повреждении дорожек качения, сепаратора или роликов и при обнаружении люфта (радиальный зазор в подшипнике не должен превышать 0,07 мм) замените подшипник. |
47. Проверьте состояние штоков переключения передач. Погнутые штоки, с задирами, заусенцами или выработанными лунками под фиксаторы замените. Замените вилки, если они погнуты или изношены их лапки. |
48. Проверьте сальники полуосей. Они не должны быть покороблены, иметь надрывы. Рабочая кромка должна быть ровной, без выровов, вмятин и наплывов резины. Пружина сальника не должна быть сломана и растянута. Дефектные сальники замените.
49. Проверьте и при необходимости замените сальники первичного вала и штока выбора передач (см. «Замена сальников коробки передач»).
50. Замените поврежденные или сильно обжатые прокладки.
51. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните появились трещины или ослабли его магнитные свойства, замените магнит.
52. Тщательно очистите от старого герметика привалочные поверхности картеров сцепления и коробки передач, а также задней крышки.
53. Соберите коробку передач в порядке, обратном разборке, с учетом следующего.
54. Перед установкой валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите в картер сцепления. |
55. Обратите внимание на то, как устанавливают вилки на штоки переключения передач: 1 – шток с вилкой переключения I и II передач, 2 – шток с вилкой переключения III и IV передач. |
56. Обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
57. Не забудьте установить на место магнит.
58. Перед установкой картера коробки передач на картер сцепления и задней крышки нанесите герметик на их привалочные поверхности по всему периметру.
Проверка деталей коробки передач на износ на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать!
Детали коробки – без них бы не смогла бы работать нормально коробки, да и вообще если бы как таковых деталей у коробки не было, то данного агрегата под названием коробки передач, тоже не существовало бы и вовсе. Вернёмся ближе к теме. Со временем детали коробки передач приходят в негодность, вследствие чего их необходимо будет либо менять на новые или либо ремонтировать но в основном ремонтом никто не занимается, потому что если брать определённые детали такие как например первичный и вторичный вал, то их отремонтировать сможет только подготовленный человек который постоянно этим занимается, но и суть в том что на ремонт таких деталей нужно специальное оборудование, которого у большинства может просто не быть, поэтому детали коробки как правило не ремонтируют а заменяю.
А как же понять когда нужно менять ту или иную деталь, спросите вы? Дело в том чтобы именно понять какую нужно заменить деталь в коробки, вам придётся сперва разобрать коробку а после чего уже взглянуть на сильно изношенные детали которые находятся внутри неё и уже визуально сделать вывод, а надо ли эту деталь менять или же всё таки нет. Но чтобы вы более менее понимали в каких случаев надо менять ту или иную деталь, мы подготовили данную статью в которой подробно описывается процесс снятия, установки, разборки и сборки коробки передач, а так же детально объяснены моменты при которых вам нужно будет заменить ту или иную деталь в коробки.
Примечание!
Для того чтобы проверить детали коробки передач, вам нужно будет запастись: Щёткой, а так же керосином для промывки деталей от грязи, и каким нибудь компрессором или же ещё чем нибудь, для того чтобы продуть сжатым воздухом промытые детали коробки!
Когда нужно проверять детали коробки передач на исправность?
Это необходимо делать при появлении различных шумов которые будут исходить из коробки, а так же при затруднённом переключении передач, а так же при самопроизвольном выключением той или иной передачи при езде на автомобиле, а так же при появлении подтёков масла которые могут быть на коробки передач, они кстати могут быть из-за того что картер коробки может быть попросту разбит или же он может быть в трещинах, но об этом чуть ниже.
Как проверить детали коробки на исправность на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Примечание!
Данная статья написанная и опубликована как продолжение статьи название которой: «Ремонт коробки передач на ВАЗ», поэтому если вы собираетесь проверять детали коробки на исправность, то в таком случае сперва откройте данную статью на которую приведена ссылка, а уже перейдя по ссылки просмотрите там пункт «Разборка», так вот по этому пункту сперва снимите, а затем полностью разберите коробку передач и только уже после этого переходите к проверки деталей коробки на их исправность!
Проверка:
1) Сперва все снятые с коробки детали возьмите и промойте при помощи керосина, а после чего обязательно их просушите при помощи компрессора или баллончика со сжатым воздухом.
Примечание!
Компрессор и баллончик провидены всего лишь как пример, вы так же можете использовать любую другую вещь которая будет выдавать под давлением сжатый воздух!
2) Теперь приступим к проверки. В начале проверьте состояние картера сцепления (Данная деталь изображена на фото ниже), на нём не должно быть никаких трещин, а так же различного рода повреждений, по необходимости замените картер на новый.
Примечание!
На картере сцепления присутствует так же направляющая втулка, на которой ещё стоит выжимной подшипник, так вот эту втулку так же проверьте на наличие неисправностей, следы износа, а так же следы рисок на её поверхности не допускаются!
3) Далее посмотрите на состояние самого картера коробки передач, на нём так же не должно быть различного рода дефектов, таких как трещин, сильных деформаций и т.д.
Примечание!
На данном картере обратите особое внимание не повреждена ли та часть которая соприкасается с картером сцепления (Указана красной стрелкой), та часть которая соприкасается с задней крышкой (Указана синей стрелкой) и та часть которая так же соприкасается с нижней крышкой (Зелёная стрелка), так вот если на самом картере в местах соприкосновения данных запчастей будут найдены трещины, и другие деформации, то именно через вот этими места и будет выходить масло из коробки, поэтому обратите на них особое своё внимание!
А так же проверьте все места поверхностей расточки под подшипники (Одно из таких мест указано на фото стрелкой), так вот эти места где находятся подшипники, не должны иметь повреждений, и следов проворачивания наружных колец подшипников! (Обычно после проворачивания колес, вся поверхность расточки под подшипник идёт уже не гладкая а с зубцами и глубокими царапинами, а это при работе коробки недопустимо)
4) После чего проверьте так же состоянии задней крышки, наличие на неё трещин и дефектов так же не допускается.
5) Затем проверьте на наличие неисправности состояние: Первичного вала, а так же блокирующего кольца синхронизатора четвёртой передачи, а так же пружинки данного блокирующего кольца, и ещё проверьте обязательно состояние стопорных и пружинного колец, все данные детали изображены на фото ниже:
Примечание!
При проверке особое внимание уделите первичному валу, на его шлицевой поверхности которая указана левой стрелкой не должно быть найдено следов износа этой шлицевой части, а так же на ней недолжно быть различного рода задиров из-за которых ведомый диск сцепления на данном валу, будет передвигаться хуже. А так же взгляните и на шестерню данного вала, на ней тоже не должно быть повреждений и видимого износа зубьев, в противном случае данный вал замените!
6) Следом в этом же первичном валу, проверьте состояние поверхности качения игл подшипников, задиры, глубокие риски и т.д. Не допускаются!
7) Теперь возьмите в руки вторичный вал и проверьте его состояние, для этого взгляните на его рабочую поверхность и после чего взгляните на шлицы у этого вала, в обоих случаях всё должно быть в хорошем состоянии, а видимого износа быть не должно.
Примечание!
На вторичном валу так же есть поверхность качения роликов, так вот на ней недолжно быть различного рода шероховатостей и задиров!
8) Далее возьмите в руку втулку шестерни первой передачи, на её наружной поверхности видимого износа не допускается, в противном случае замените втулку.
9) После чего проверьте состояние зубьев всех шестерён, и состояние всех блокирующих колец синхронизаторов, так вот на зубьев шестерён недолжно быть на её рабочей поверхности выкрашивай, а так же следов видимого износа. А на блокирующем кольце синхронизатора которое указано цифрой «2», недолжна быть сильно изношена его поверхность трения, и поверхность его зубцов.
10) Затем осмотрите наружную поверхность всех ступиц синхронизаторов, на них недолжно быть найдено забоин и следов видимого износа, из-за которых затрудняется перемещение муфт синхронизаторов.
11) Теперь проверьте в каком состоянии находятся торцы и кольцевые проточки всех муфт синхронизаторов, на них видимый износ так же не допускается.
12) Следом просмотрите все подшипники на исправность, для этого повращайте одно из колец подшипника проверив то как он вращается легко или тяжело (Должно быть легко), а так же проверьте нет нет ли осевых и радиальных зазоров в во всех подшипниках.
13) После этого осмотрите все сальники, на них следов повреждения быть недолжно (более чем на 1 мм), а так же различного рода неровности на рабочей поверхности и на кромках сальников, тоже не допускаются.
14) Далее возьмите в руки промежуточных вал, и посмотрите чтобы на нём не было выкрашенных зубьев и видимого износа, потому что все эти вещи на нём не допускаются.
15) После чего проверьте состояние блока шестерёнок пятой передачи и заднего хода. Шлицевая поверхность оси шестерни, не должна быть в зазорах и иметь видимые следы износа. А так же выкрашенные зубья и их износ, тоже не допускается.
16) Затем посмотрите на состояние промежуточной шестерни, данная шестерня должна свободно перемещаться на оси, а следы выкрашивания на ней зубцов и следы деформации, так же быть недолжны.
17) А так же недолжны быть деформированы вилки, особенно при наличии видимого износа в зоне контакта с кольцевым пазом синхронизатора, данную вилку необходимо будет заменить на новую.
18) И в завершение проверьте состояние штоков которые переключают передачи, на их рабочей поверхности недолжно быть глубоких рисок, задиров и тому подобное. А так же они должны скользить без ощутимого зазора в направляющих отверстиях картера.
Разборка и сборка коробки передач и дефектовка ее деталей
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 19», «на 24», набор ключей-шестигранников, отвертки с плоским лезвием (две), круглогубцы, съемник стопорных колец, съемник подшипников, молоток, бородок, зубило.
1. Снимите коробку передач с автомобиля (см. «Снятие и установка коробки передач»). Очистите ее от грязи и вымойте снаружи.
2. Снимите пружинный фиксатор… |
3. …и извлеките ось шарнира привода переключения передач. Разъедините вилки шарнира. |
4. Зубилом отогните края стопорной пластины болтов крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к картеру коробки передач. |
5. Выверните три болта… |
6. …снимите стопорную пластину… |
7. …и кронштейн задней опоры силового агрегата в сборе с шарнирами привода переключения передач. |
8. Снимите подшипник выключения сцепления (см. «Замена вилки и подшипника выключения сцепления»), направляющую втулку подшипника выключения сцепления (см. «Замена сальников коробки передач») и установленное под втулкой резиновое уплотнительное кольцо. |
9. Отверните от привода спидометра датчик скорости автомобиля. |
10. Выверните болт крепления и снимите привод спидометра. |
11. Выверните выключатель света заднего хода. |
12. Снимите защитный колпачок… |
13. …и выверните пробку отверстия для заливки масла. |
14. Выверните четыре болта крепления корпуса механизма переключения передач… |
15. …и снимите механизм, а также установленную под ним прокладку. |
16. Выверните одиннадцать болтов крепления задней крышки коробки передач… |
17. …затем снимите крышку… |
18. …и установленную под крышкой прокладку. |
19. Через отверстие для установки механизма переключения передач включите II передачу, переместив отверткой вилку включения I и II передач. |
20. Выверните болты крепления промежуточного картера… |
21. …и снимите картер в сборе с валами. |
22. Обратите внимание на то, что в картере установлена дистанционная шайба промежуточной шестерни заднего хода. |
23. Выверните два болта крепления кронштейна вилки включения V передачи… |
ПРИМЕЧАНИЕ Перед сборкой нанесите на резьбовую часть болтов анаэробный фиксатор резьбы. |
24. …и снимите кронштейн в сборе с вилкой. |
25. Снимите с вилки сухари. |
ПРИМЕЧАНИЕ Изношенные сухари при сборке замените новыми. |
26. Специальным съемником снимите стопорное кольцо синхронизатора V передачи. |
27. Установите трехлапый универсальный съемник на муфту синхронизатора V передачи… |
28. …и спрессуйте с вала муфту в сборе со ступицей. |
29. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора… |
30. …ведомую шестерню V передачи… |
31. …игольчатый подшипник… |
32. …и запорное кольцо. |
33. Извлеките два упорных полукольца. |
34. Снимите стопорное кольцо ведущей шестерни V передачи… |
35. …и двумя отвертками спрессуйте шестерню, используя в качестве проставок деревянные бруски. |
36. Выверните два болта крепления кронштейна собачки… |
37. …установите штоки вилок последовательно в положение II, V и III передач и снимите кронштейн в сборе с собачкой. |
38. Молотком через зубило с притупленным жалом выбейте пробки фиксаторов штоков вилок переключения передач. Обратите внимание на то, что фиксатор, помеченный стрелкой… |
39. …отличается от двух других. После выпрессовки пробок извлеките из гнезд промежуточного картера пружины и фиксаторы штоков. |
40. Выверните два винта крепления фиксирующего штифта… |
41. …снимите кронштейн… |
42. …и извлеките штифт из кронштейна. |
43. Снимите прокладку промежуточного картера. |
44. Оперев свободный конец штока на деревянный брусок, выбейте бородком штифт крепления вилки включения промежуточной шестерни заднего хода… |
45. …и снимите шток и вилку. |
46. Из отверстий промежуточного картера извлеките штифт блокировки одновременного включения двух передач. |
47. Выбейте штифт крепления вилки переключения III и IV передач… |
48. …извлеките шток и снимите вилку.
ПРИМЕЧАНИЕ Муфты включения передач при снятии вилки должны находиться в нейтральном положении. |
49. Снимите поводок со штоком включения V передачи. |
50. Снимите поводок со штока. |
51. Съемником для внутренних стопорных колец (работающим на сжатие) сожмите пружинное стопорное кольцо вторичного вала и зафиксируйте в таком положении. |
52. Вторым съемником для внешних стопорных колец (работающим на разжатие) разожмите стопорное кольцо первичного вала… |
53. …и извлеките хвостовик первичного вала из промежуточного картера. |
54. Снимите промежуточную шестерню заднего хода. |
55. Извлеките из картера хвостовик вторичного вала и снимите вал в сборе, а также шток и вилку переключения I и II передач. |
56. Съемником извлеките из проточки промежуточного картера стопорное кольцо подшипника первичного вала. |
57. Извлеките из картера магнит и очистите его от продуктов износа. |
58. Выпрессуйте ось промежуточной шестерни заднего хода из промежуточного картера, зажав ось в тиски с губками из мягкого металла и сдвинув картер с оси легкими ударами молотка по картеру через деревянную проставку. |
59. Выверните десять болтов крепления нижней крышки коробки передач… |
60. …и снимите крышку вместе с прокладкой. |
61. Пометьте краской положение регулировочной гайки подшипников дифференциала относительно картера коробки передач. |
62. Выверните болт крепления фиксатора регулировочной гайки… |
63. …снимите фиксатор… |
64. …и, подсчитывая число оборотов, выверните регулировочную гайку отверткой, как показано на фото. |
65. Снимите с гайки уплотнительное кольцо.
ПРИМЕЧАНИЕ Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо замените. |
66. Выпрессуйте из гайки сальник полуоси. |
67. При необходимости замены подшипников дифференциала переверните регулировочную гайку, подложите пару деревянных брусков и выпрессуйте из гайки наружное кольцо подшипника дифференциала. |
68. Извлеките дистанционное кольцо из регулировочной гайки. |
69. Выверните пять болтов крепления крышки правого подшипника дифференциала, снимите крышку, снимите с нее уплотнительное кольцо, затем выпрессуйте из крышки сальник и при необходимости наружное кольцо подшипника так же, как выпрессовывали их из регулировочной гайки. |
70. Извлеките из картера коробки передач дифференциал в сборе.
71. Перед осмотром и дефектовкой тщательно промойте и просушите детали коробки передач.
72. Осмотрите картер коробки передач, промежуточный картер и заднюю крышку. На них не должно быть сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите мелкозернистой наждачной бумагой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.
73. Проверьте посадочные места под подшипники. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.
74. Проверьте состояние штоков включения передач. Если они погнуты или на них появились задиры, заусенцы или выработки лунок под фиксаторы, замените штоки.
75. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если вилки погнуты либо изношены лапки, замените эти детали.
76. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники и при износе их рабочих кромок сальники необходимо заменить.
77. Проверьте состояние подшипников. При обнаружении раковин на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники необходимо заменить.
78. Замените поврежденные или сильно обжатые прокладки.
79. Очистите магнит от частиц износа деталей. Если на магните появились трещины или его магнитные свойства ослаблены, замените магнит.
Собирайте коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.
1. Перед сборкой обильно смажьте все трущиеся детали трансмиссионным маслом.
2. Собирайте все резьбовые соединения… |
3. …и устанавливайте сальники с применением анаэробного фиксатора резьбы. |
4. Перед установкой вторичного вала в промежуточный картер сожмите круглогубцами стопорное кольцо и зафиксируйте проволокой в сжатом состоянии. Снимите проволоку после установки вала в картер, убедившись, что кольцо вошло в проточки картера без перекосов.
5. При установке дифференциала, если не меняли его подшипники, регулировочную гайку подшипников заверните на то же число оборотов, что и при отворачивании, до совмещения нанесенных при разборке меток.
6. Если меняли подшипники дифференциала, после его установки отрегулируйте предварительный натяг подшипников по значению момента сопротивления проворачиванию подшипников, заворачивая или отворачивая регулировочную гайку. Для новых подшипников момент сопротивления должен составлять 2 Н·м (0,2 кгс·м) при вращении ведомой шестерни главной передачи со скоростью 1 об/с. Если подшипники не меняли, то момент сопротивления должен быть 1 Н·м (0,1 кгс·м).
7. Перед установкой нижней крышки коробки передач смажьте ее прокладку консистентной смазкой.