РазноеДопустимый зазор между поршнем и цилиндром – Какой зазор должен быть между юбкой поршня и цилиндром? сегодня забирал блок с расточки, люфт у поршня внутри гильзы был

Допустимый зазор между поршнем и цилиндром – Какой зазор должен быть между юбкой поршня и цилиндром? сегодня забирал блок с расточки, люфт у поршня внутри гильзы был

причины изменений, замер и нормы

Порядок выполнения:

1. Осмотреть поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, поршни заменить. Измерить диаметр поршня. Если он меньше 91,9 мм, поршень заменить. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца. Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,024–0,048 мм. Для того чтобы обеспечить величину зазора, поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп А, Б, В, Г и Д. Буквенная маркировка выбивается на днище поршня. При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор. Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром равен 0,25 мм. Зазор между поршнем и цилиндром можно определить промером поршня и цилиндра. В запасные части поставляются поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 мм диаметром и на 1,0 мм. На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись «406» (поршень номинального размера), «406АР» (поршень, увеличенный на 0,5 мм), «406БР» (поршень, увеличенный на 1,0 мм).

2. Измерить зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня. Зазор должен быть в пределах 0,05–0,087 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца. Если зазоры превышают указанные, нужно заменить кольца или поршни.

3. Измерить зазоры в замках поршневых колец. Для этого вставить кольцо в цилиндр и продвинуть поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов. Измерить щупом зазор в замке кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для дисков маслосъемных. Если зазор превышает указанный, кольцо заменить. Если зазор меньше, можно спилить концы кольца напильником, зажатым в тисках. При этом кольцо перемещают по напильнику вверх-вниз.

4. Проверить посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна. Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм. Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и маркируются краской. Палец маркируется на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивается римская цифр

Поршень двигателя 1ZZ-FE – тепловой зазор, ремонтные замеры, модернизация

1. Очистите поршень.

а) Скребком удалите нагар и другие уг­леродные отложения с днища поршня.

б) Очистите канавки поршня от от­ложений куском сломанного кольца.

в) Растворителем и мягкой волося­ной щеткой окончательно очистите поршень.

Примечание: не применяйте метал­лическую щетку,

2. Проверьте поршень и поршневые кольца.

А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром.

а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 27 мм (1NZ-FE, 2NZ-FE), 12 мм (2ZZ-GE), или 29,8 мм (1ZZ-FE) от поверхно­сти днища поршня (ниже уровня ка­навок для поршневых колец) и в на­правлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке.

Номинальный диаметр поршня:

1NZ-FE, 2NZ-FE…74,945 — 74,955 мм

1ZZ-FE.………………78,925 — 78,935 мм

2ZZ-GE.……………..81,975 — 81,993 мм

б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя (см. выше).

в) Определите зазор между цилин­дром и поршнем путем нахождения разности результатов измерений диаметра поршня и диаметра ци­линдра.

Зазор между цилиндром и поршнем:

Номинальный:

1NZ-FE, 2NZ-FE….0,045 — 0,068мм

1ZZ-FE………………..0,065 — 0,075 мм

2ZZ-GE……………….0,007 — 0,038 мм

Максимальный:

1NZ-FE, 2NZ-FE……………..0,080 мм

1ZZ-FE…………………………..0,075 мм

2ZZ-GE…………………………0,700 мм

Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня. При необходимости замените блок ци­линдров.

Б. Проверьте зазоры между новыми компрессионными кольцами и порш­невыми канавками с помощью плоско­го щупа, как показано на рисунке.

Номинальный зазор:

Компрессионное кольцо №1:

1NZ-FE, 2NZ-FE….0,030 — 0,070 мм

1ZZ-FE.……………….0,020 — 0,070 мм

2ZZ-GE…………………0,030 — 0,070 мм

Компрессионное кольцо №2:

1ZZ-FE.……………….0,020 — 0,070 мм

2ZZ-GE……………….0,030 — 0,070 мм

1NZ-FE, 2NZ-FE….0,020 — 0,060 мм

Если зазор больше допустимого, за­мените поршень.

В. Проверьте зазор в замке поршнево­го кольца.

а) Вставьте поршневое кольцо в ци­линдр.

б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 110 мм от поверхности блока цилиндров.

в) Плоским щупом измерьте зазор замке.

Номинальный зазор в замке поршне­вого кольца:

компрессионное кольцо №1:

2NZ-FE……………………0,22 — 0,32мм

остальные……………..0,25 — 0,35 мм

компрессионное кольцо №2:

2NZ-FE……………………0,32 — 0,47мм

остальные……………..0,35 — 0,50 мм

маслосъемное кольцо (по расши­рителю):

1NZ-FE, 2NZ-FE………0,10 — 0,35мм

Максимальный зазор:

компрессионное кольцо №1:

1NZ-FE……………………………0,91 мм

2NZ-FE…………………………….0,88 мм

1ZZ-FE…………………………….0,74 мм

2ZZ-GE…………………………….1,05 мм

компрессионное кольцо №2:

1NZ-FE…………………………….1,06 мм

2NZ-FE…………………………….1,03 мм

1ZZ-FE…………………………….0,89 мм

2ZZ-GE…………………………….1,20 мм

маслосъемное кольцо (по расши­рителю):

1NZ-FE, 2NZ-FE……………….0,82 мм

Если зазор в замке больше макси­мального, замените поршневое кольцо. Если зазор в замке больше (макси­мального даже с новым поршневым кольцом, замените блок цилиндров на новый.

3. Проверьте шатун.

А. Используя специальное приспособ­ление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке.

Максимально допустимый изгиб на 100 мм длины.………………….0,05 мм

Если скручивание больше допустимо­го, замените шатун вместе с крышкой шатуна.

Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна, как показано на рисунке.

Максимальное скручивание на 10,0 мм длины.………………………………….0,05 мм

Если скручивание или изгиб больше максимального значения, замените шатун вместе с крышкой шатуна.

Б. Проверьте зазор между поршневым пальцем и отверстием верхней голов­ки шатуна,

а) Нутромером измерьте внутренний диаметр верхней головки шатуна.

Внутренний диаметр верхней головки шатуна:

1ZZ-FE……………..20,012 — 20,021 мм

2ZZ-GE:

метка «А»……….20,011 — 20,013 мм

метка «В»………..20,013 — 20,015 мм

метка «С»……….20,015 — 20,017мм

метка «D»……….20,017 — 20,019 мм

метка «Е»……….20,019 — 20,021 мм

метка «F»………..20,021 — 20,023 мм

б) Нутромером измерьте внутренний диаметр бобышек поршня.

Внутренний диаметр:

1NZFE, 2NZFE… 18,013 — 18,016 мм

1ZZ-FE:

метка     «А»………..20,006 — 20,009 мм

метка «В»……….20,010 — 20,012 мм

метка «С»………20,013 — 20,015 мм

2ZZGE:

метка «АВ»…….20,013 — 20,017 мм

метка «CD»……..20,017 — 20,021 мм

метка «EF»…….20,021 — 20,025 мм

в) Используя микрометр, измерьте диаметр поршневого пальца.

Диаметр поршневого пальца:

1NZFE, 2NZFE… 18,001 — 18,004 мм

1ZZFE:

метка «А»………20,004 — 20,007 мм

метка «В»………20,008 — 20,010 мм

метка «С»………20,011 — 20,013 мм

2ZZGE:

метка «А»………20,004 — 20,006 мм

метка «В»………20,006 — 20,008 мм

метка «С»………20,008 — 20,010 мм

метка «D»……..20,010 — 20,012 мм

метка «E»………20,012 — 20,014 мм

метка «F»………20,014 — 20,016 мм

2ZZ-GE

1 — метка размерной группы внутреннего диаметра бобышек поршня, 2 — метка размерной груп­пы внутреннего диаметра поршне­вой головки шатуна.

г) Вычтите измеренное значение диаметра поршневого пальца из из­меренного значения внутреннего диаметра втулки и поршня.

Номинальный масляный зазор между поршневым пальцем и бобышками поршня:

1NZ-FE, 2NZ-FE…….0,009 — 0,015 мм

1ZZ-FE………………….0,005 — 0,009 мм

2ZZ-GE………………….0,005 — 0,013 мм

Максимальный масляный зазор между поршневым пальцем и бобышками поршня:

1NZ-FE, 2NZ-FE, 2ZZ-GE….. 0,050 мм

1ZZ-FE……………………………0,011мм

Номинальный масляный зазор между поршневым пальцем и поршневой го­ловкой шатуна:

1ZZ-FE…………………-0,001 — 0,017 мм

2ZZ-GE…………………..0,005 — 0,009 мм

Максимальный масляный зазор между поршневым пальцем и поршневой го­ловкой шатуна:

1ZZ-FE…………………………….0,017 мм

2ZZ-GE…………………………….0,050 мм

Если зазор больше максимально до­пустимого, то замените втулку. Если необходимо, замените поршень и поршневой палец в сборе.

В.(1ZZFE

, 2ZZGE) Если необходимо, замените втулку верхней головки ша­туна.

а) Используя оправку и пресс, вы-прессуйте втулку из верхней головки шатуна.

б) Совместите смазочные отверстия втулки и шатуна.

в) Используя специальное приспо­собление и пресс, запрессуйте втулку.

г) Измерьте зазор поршневого паль­ца и, если необходимо, отшлифуйте или переточите новую втулку до по­лучения номинального зазора.

д) Проверьте работу поршневого пальца при нормальной комнатной температуре. Нанесите на поршне­вой палец моторное масло и нада­вите на него, как показано на рисун­ке. Палец должен свободно ходить в головке шатуна.

Г. Измерьте наружный диаметр шатунно­го болта штангенциркулем в зоне наи­большего износа.

Номинальный диаметр……6,6 — 6,7 мм

Минимальный диаметр…………..

6,4 мм

Если диаметр меньше допустимого, замените болт.

Смотрите видео: Как проверить поршень и как вытащить палец из шатуна 

причины изменений, замер и нормы

Если в момент запуска двигателя «на холодную» вдруг послышался звук, очень схожий со стуком, который постепенно снижается при последующем прогреве двигателя или исчезает совсем, то это служит сигналом к проверке зазора между цилиндрами и поршнями. Другими словами, следует засучить рукава, вооружиться динамометрическим ключом и начать процесс откручивания цилиндровой головки блоков.
Наличие некоторого расстояния между поршнем
и цилиндром, почему он может измениться

Даже
если транспортное средство правильно эксплуатируется, то со временем происходит естественное сужение
зазора между цилиндром и его поршнем. Это можно объяснить условиями постоянного
использования транспортного средства и высоким режимом температуры деталей.
Еще
одной причиной сокращения расстояния
между цилиндром и поршнем может выступать неверная регулировка всех деталей, которые двигаются, а также
перекос цилиндров или возникающие температурные перегрузки. Всегда следует
помнить о том, что блоки цилиндров большей частью выполнены из алюминиевых по составу материалов, которые
по сравнению с легированным чугуном обладают двойным коэффициентом расширения.
Постепенное
сужение зазора между цилиндром и его поршнем приводит к возникновению полусухого трения, что в свою очередь
вызывает повышение температуры цилиндров и деталей блока. Через некоторое время
смазка вообще прекращает поступать, в результате чего появляются первые задирки
на поршне.
В
большинстве случаев после проведения диагностики блока цилиндра и его состояния
является непосредственный ремонт цилиндров и поршневой группы элементов
двигателя. Составить полное представление о степени деформации гильз, поршней
некоторых других деталей можно только после осуществления разбора головки блока
цилиндров.
Как
только доступ к поршневой группе открыт, можно приступать к оценке деформаций
поршней и цилиндров. Главными приборами,
которые помогут осуществить все необходимые замеры диаметров, являются
микрометр и нутромер. Первый прибор необходим для измерения диаметра поршней, а
второй, который называют индикаторным калибром, служит для измерения
цилиндрового диаметра.
Нормы соответствия цилиндров и поршней
Перед
тем, как приступить к непосредственному ремонту поршневой группы, необходимо
вооружиться некоторыми теоретическими знаниями. В частности, следует знать, что
существует несколько групп диаметров поршней, а также таблицы с номинальными
размерами поршней и цилиндров, т.к. именно эти знания и станут основным
ориентиром в дальнейшей работе.
Поршневой
диаметр классифицируется по наружному диаметру и составляет 5 классов, а именно:
A, B, C, D, E, которые разнятся на 0,01 мм в своем размере, а также категории по
диаметру отверстия под палец поршня, которые идут с шагом в 0,004 мм. Эти данные
всегда должны присутствовать на днище поршня и должны иметь вид цифры и буквы,
это категория отверстия и класс поршня соответственно.
Зазор
между ремонтируемым цилиндром и поршнем должен производиться по специальным
расчетным нормам, которым и должен соответствовать. Для новых деталей зазор,
как правило, лежит в диапазоне 0,05-0,07 мм. Для деталей, которые уже были в
использовании, зазор не должен превышать показателя в 0,15 мм.
Именно
для выяснения этого параметра необходимо осуществить измерение зазора между
цилиндром и его поршнем. Также это необходимо сделать для того, чтобы грамотно
подобрать поршни того же класса, что и цилиндры. В случае, когда зазор
используемого двигателя между цилиндром и поршнем превышает показатель в
0,15 мм, следует осуществить подбор цилиндров к поршням с максимально близким
значением к размеру расчета.
Расточка
цилиндров должна осуществляться предварительно и носить максимально
приближенный характер к ближайшему значению размера ремонта. Также не стоит
забывать о припуске, который составляет примерно 0,03 мм для хонингования
цилиндрической поверхности после процесса расточки. После завершения этого процесса
можно приступать к поиску поршней.
В
процессе хонингования нужно строго выдержать диаметр, т.к. при монтаже поршня
показатель зазора должен соответствовать максимально допустимой норме для новых
деталей в 0,045 мм.
Диаметр
цилиндра измеряется нутромером и в двух перпендикулярных плоскостях. Осуществляя
подбор поршней к цилиндрам, кроме
ремонтного или номинального размера, необходимо учитывать поршневую массу, которая может быть
увеличенной, нормальной или уменьшенной на 5 грамм. К поршням из группы ремонта,
помимо прочего, следует подобрать ремонтные кольца тех же ремонтных размеров.
После
того, как расстояние между цилиндром и его поршнем определено, можно легко
подобрать необходимые размеры, а после осуществления расточки цилиндра, если
это необходимо, установить поршень.

Результат нарушения зазора между поршнем и цилиндром ↑

Увеличившийся зазор между поршнем и цилиндром приводит к стуку, ухудшению компрессии двигателя, перерасходу масла, и к выходу из строя двигателя. Уменьшение зазора между цилиндром и поршнем ведет к появлению задиров на зеркале цилиндра, перегреву деталей блока.

И в том и в другом случае требуется ремонт поршневой группы. Без вариантов. Или, если есть желание, подумайте о покупке нового двигателя. Но, всё же, дешевле вовремя провести ремонт цилиндров и поршней. А ремонт будет заключаться в замене цилиндров и расточке или хонинговке цилиндров.

Как проверить зазор между поршнем и цилиндром ↑

Естественно, всё начинается с разборки головки блока цилиндров. По — большому счёту вы приступаете к капитальному ремонту двигателя. Ведь в результате диагностики, обязательно «выползут» проблемы с распредвалом, коленвалом, замена прокладок, подшипников, вкладышей и т.д. работы хватит. Но, начнём с того, с чего начали – замер зазора между поршнем и цилиндром.

Нам понадобятся два измерительных инструмента: нутромер – для измерения внутреннего диаметра цилиндра, и микрометр – для измерения диаметра поршней. Не станем распылять наше внимание на структуру материалов и технологию изготовления поршней. Перейдём к замеру зазора.

Как и цилиндры, поршни по своему наружному диаметру распределены на 5-ть классов: A, B, C, D, E. Замер диаметра поршня проводится в районе цилиндрической части юбки, на расстоянии от днища плоскости в 52,4 мм. Класс нашего поршня вы увидите на днище. Клеймо с соответствующей буквой.

Измерение диаметра цилиндра производится в четырёх поясах и в двух плоскостях, перпендикулярных друг другу (вдоль и поперек блока цилиндров). Если измерив, вы получаете зазор между поршнем и цилиндром выше 0,15 мм, то нужно приступать к подбору ремонтных поршней.

При условии, что зеркало цилиндра никоим образом не нарушено, подбираем поршни. Если же на зеркале цилиндра существуют механические повреждения, то вначале производится расточка или хонингование цилиндров. При этом не следует забывать, что расточка проводится до размера к ближайшему ремонтному размеру поршня.

Мертвое пространство.
Мертвое пространство поршневого компрессора представляет собой объем, заключенный между клапанами и днищем поршня в момент нахождения его в верхней, мертвой точке. Основной причиной существования мертвого пространства является линейный зазор между днищем поршня и клапанной доской (не менее 0;01 диаметра цилиндра), предназначенной для компенсации удлинения поршня и шатуна при их нагревании, а также возможной неточности, допущенной при изготовлении деталей и сборке компрессора. В мертвое пространство входит также объем углублений и отверстий клапанов и объем кольцевого зазора между стенкой цилиндра и поршнем (до первого кольца).

В быстроходных компрессорах объем мертвого пространства составляет от 3 до 5% объема цилиндра. В современных малых герметичных компрессорах объем мертвого пространства снижен до 2%. Расширение паров, остающихся в мертвом пространстве цилиндра, уменьшает объем всасывания, а следовательно, и производительность компрессора. Чем больше объем мертвого пространства, тем значительнее снижение действительной производительности компрессора. Поэтому мертвое пространство называют иногда «вредным» пространством.

Мертвое пространство компрессора
При наличии мертвого пространства в компрессоре уменьшается объем газа, засасываемого в единицу времени, и увеличивается расход энергии. Уменьшение объема полезного всасывания происходит по трем причинам: мертвое пространство увеличивает объем цилиндра по сравнению с объемом, описанным поршнем; газ, оставшийся в мертвом пространстве после выталкивания при давлении нагнетания, при обратном ходе поршня расширяется, и объем его, соответствующий давлению всасывания, значительно увеличивается, в результате чего объем всасывания свежего газа уменьшается соответственно на ту же величину. Наконец, температура газа в процессе расширения его в мертвом пространстве изменяется и может оказаться выше температуры поступающего газа, вследствие чего происходят подогревание последнего и дополнительное расширение, вызывающее также объемные потери [1].
    . Измерение линейного мертвого пространства с помощью оттисков
1.1.Во всех компрессорах между поршнем в верхнем положении и клапанной доской имеется зазор (линейное мертвое пространство). Этот зазор необходим, чтобы предотвратить удары поршня о клапанную доску. В собранном компрессоре зазор между клапанной доской и поршнем должен быть равен примерно 0,01 диаметра цилиндра [2].
Рис. 1. Индикатор для измерения величины мертвого пространства: 1 — трубчатая ножка с заостренным концом; 2 – циферблат; 3 — винтовой зажим; 4 — пружина; 5 — подвижной стержень с площадкой

Величину линейного мертвого пространства определяют свинцовыми или восковыми оттисками. Для получения оттисков на каждый поршень кладут шарик из воска или свинцовую проволоку длиной 10 мм и диаметром 0,5 мм. Установив клапанную доску на место, проворачивают вручную вал с наклонным диском (не менее одного оборота). После этого вскрывают компрессор и, вынув оттиски, измеряют их: свинцовые – штангенциркулем, а восковые – индикатором (рис. 2). Трубчатой ножкой 1 индикатора прорезают оттиск воска на всю его толщину, в результате чего подвижной стержень 5, сжав пружину 4, поднимается и вызывает отклонение стрелки на циферблате 2, на котором и будет указана величина мертвого пространства. Индикатор в трубчатой ножке закреплен винтом 3 [7].

1.2. Измерение линейного мертвого пространства с помощью приспособления
Отведите поршень от края верхней мертвой точки на 15 мм. По контрольной плите установите приспособление (рис. 3) с индикатором так, чтобы выступающий участок стержня индикатора был на 0,5 мм больше максимально допустимого мертвого пространства. Установите стержень индикатора так, чтобы стрелка малой шкалы переместилась на одно деление, а стрелка большой шкалы показывала 0,3 мм. Перемещение ножки происходит при ослаблении винта крепления индикатора (рис. 3). Подготовленное приспособление установите вместо нагнетательного клапана и рукояткой или маховиком медленно проворачивайте коленчатый вал, наблюдая за показаниями индикатора. Максимальное показание индикатора будет соответствовать положению верхней мертвой точки поршня. Измерение проведите для пяти цилиндров. Полностью поворачивать коленчатый вал не следует. Удобнее поворачивать рукоятку на 30-400 в обе стороны таким образом, чтобы поршень проходил через положение верхней мертвой точки. Рис. 3. Приспособление для измерения линейного мертвого пространства: 1 – кронштейн для крепления индикатора; 2 – индикатор; 3 – винт крепления индикатора; 4 – корпус нагнетательного клапана; 5 – поршень; 6 – цилиндр Полученную при измерениях среднюю величину вредного пространства сравните с допустимыми для компрессора данной марки. В зависимости от выявленных отклонений мертвого пространства oт оптимального установите способы регулировки [8].
2. Измерение мертвого объема цилиндра компрессора
Пространство между клапанной доской и поршнем в верхнем положении, включая отверстия в клапанной доске под пластинами клапанов, называется мертвым объемом. С помощью штангенглубиномера или индикаторного глубиномера замерьте линейный зазор между поршнем и клапанной доской и подсчитайте мертвый объем V1c3): , где D – диаметр цилиндра, м; l – линейный зазор, м. Затем определите объем отверстий в клапанной доске под пластинами нагнетательных клапанов V2c3): , где d – диаметр отверстия, м; S1 – толщина клапанной доски, м; n – число отверстий в клапанной доске под пластинами нагнетательных клапанов, приходящееся на один цилиндр. Полный мертвый объем С (м3): . Объем, описанный поршнем Vп3), , где S – ход поршня, м. Величина относительного мертвого пространства выражается обычно в процентах от объема, описанного поршнем, .
 

 

Контрольные вопросы
1. Дайте определение линейному мертвому пространству цилиндра компрессора. 2. Что такое мертвый объем компрессора? 3. Что такое относительный мертвый объем компрессора? 4. Какое значение имеет линейное мертвое пространство цилиндра компрессора? 5. Почему поршень компрессора не имеет канавок для поршневых колец? 6. Как работает сальник уплотнения вала? 7. Как оцениваются объемные потери, обусловленные наличием мертвого пространства? 8. От чего зависит объемный коэффициент полезного действия компрессора?

http://abc.vvsu.ru/Books/t_Kond_ref/page0044.asp

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Поршневая группа — рекомендации и технические параметры. Статьи компании «АПЦ «АгроСВІТ»»

     ПОРШЕНЬ является основным элементом поршневой группы, так как именно он воспринимает давление газов (продуктов сгорания) и передает его через шатуны к коленчатому валу двигателя.

     Во время работы поршень сильно нагревается, причем днище и головка поршня нагреваются больше, чем его направляющая часть («юбка» поршня). Поэтому диаметр головки поршня меньше, чем диаметр его «юбки».

     С целью предотвращения заклинивания нагретого поршня в гильзе «юбка» поршня изготавливается не круглой, а эллиптической формы, — именно поэтому тепловой зазор в паре «гильза-поршень», измеряемый по «юбке» поршня в районе отверстий для ввода поршневого пальца больше, чем при измерении на остальной поверхности «юбки».

     Необходимость замены отдельных элементов из-за износа (чаще всего гильзы, так как поршень при работе не взаимодействует с гильзой), различные допуски на точность производства у различных производителей — все привело к тому, что для облегчения подбора поршня и гильзы сортируются по размерным группам (например М,Б,С или А,Б,В). Разница между размерными группами составляет 2-5 % от допустимого размера. 

     Не рекомендуем обращать внимание на размерную группу при подборе пары гильза-поршень, если они не изготовлены одним заводом, так как эти обозначения заводские, то есть точность допусков у производителей различна. Каждый завод имеет собственное оборудование различных производителей, собственный режущий инструмент, собственный технологический контроль, и как следствие, к примеру, размер поршня ЯМЗ группы «А» Костромского производства 129,83-129,85, а Камского производства 129,80-129,82 то есть разница в диаметре поршня может достигнуть 0,05 мм, в то время, как допустимое отклонение в размерах группы составляет 0,02 мм.

     Именно поэтому рекомендуем при подборе поршневой группы (особенно при замене отдельных элементов) ориентироваться на тепловой зазор между гильзой и поршнем, устанавливаемый для каждого двигателя заводом-изготовителем.

Зазор между гильзой и поршнем

Двигатель

Мин. зазор

Макс. зазор

Оптим. зазор

А-01, А-41

0,18

0,24

0,20

ГАЗ-53

0,04

0,07

0,05

Д-240, Д-65

0,11

0,18

0,15

Д-245, Д-65НТ

0,12

0,17

0,15

Д-144, Д-37, Д-21

0,14

0,21

0,16

КамАЗ

0,10

0,20

0,15

КамАЗ-EURO

0,11

0,19

0,15

СМД-14-24

0,16

0,26

0,20

СМД-31

0,17

0,25

0,20

СМД-60-72

0,16

0,24

0,20

ТМЗ-7511, 8410

0,17

0,23

0,20

ЯМЗ-236-238

0,18

0,24

0,20

ЯМЗ-240, 240 БМ

0,17

0,25

0,20

ТМЗ-850

0,16

0,24

0,20

     Кроме этого не следует забывать, что поршня должны быть подобраны по весовым характеристикам, так как превышение допустимой разницы приведет к дисбалансу в работе двигателя. Разница в массе между собранными комплектами поршень-палец-втулка-шатун-кольца не должны превышать 15-20 грамм.

     ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА делятся на два типа – компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и гильзой и препятствуют прорыву продуктов сгорания (газов) в картер двигателя, а маслосъемные кольца служат для снятия излишков масла со стенок гильзы.

    Поршневые кольца условно можно разделить на две категории – чугунные и стальные (опять же условно — по материалу изготовления маслосъемного кольца). Чугунные кольца предназначены для установки в новую поршневую группу (не рабочая гильза), а стальные  — в рабочую гильзу (с приработанной поверхностью – «наведенным зеркалом»).

     При установке стальных колец в новую поршневую группу увеличивается риск появления «задиров» на поверхности гильзы (исключение – поршневые кольца производства ЗАО «Стакол», однако производство давно свернуто, а Goetze почему-то не спешит наладить производство колец к отечественным дизелям).

По конструкции чугунные маслосъемные кольца условно можно разделить на два типа:

— коробчатое (привычное всем маслосъемное кольцо, с пружинным или пластинчатым расширителем).

— составное (так называемое «клинцовское кольцо», состоящий из двух горизонтальный частей, с пластинчатым расширителем или без него).

По конструкции стальные маслосъемные кольца условно можно разделить так же на два типа:

— трехкомпонентное (представляющее собою две стальные горизонтальные пластины, между которыми устанавливается решетчатый расширитель).

— четырехкомпонентное (представляющее собою две стальные горизонтальные пластины, между которыми устанавливается волнообразный расширитель, а между поршнем и кольцом устанавливается пластинчатый расширитель).

     Для установки колец на поршень и для предотвращения поломки кольца при тепловом расширении кольца изготавливаются разрезные, с тепловым зазором. При этом при установке не следует забывать, что замки колец должны быть направлены в разные стороны. Наиболее просто это осуществить, представив себе циферблат часов на поверхности поршня – 12 делим на количество поршневых колец (4, к примеру) и проворачиваем замки колец по кругу – через каждые «3 часа».

Зазор замков поршневых колец

Двигатель

Компрессионного

Маслосъемного

А-01, А-41

0,60 ± 0,20

0,60 ± 0,20

ГАЗ-53

0,30 ± 0,25

0,30 ± 0,70

Д-240, Д-65

0,60 ± 0,30

0,70 ± 0,30

Д-245, Д-65НТ

0,50 ± 0,20

0,40 ± 0,10

Д-144, Д-37, Д-21

0,60 ± 0,30

0,70 ± 0,30

КамАЗ

0,50 ± 0,15

0,30 ± 0,10

КамАЗ-EURO

0,50 ± 0,10

0,35 ± 0,10

СМД-14-24

0,60 ± 0,30

0,70 ± 0,30

СМД-31

0,60 ± 0,20

0,70 ± 0,30

СМД-60-72

0,60 ± 0,20

0,60 ± 0,20

ТМЗ-7511, 8410

0,65 ± 0,15

0,60 ± 0,30

ЯМЗ-236-238

0,60 ± 0,20

0,60 ± 0,20

ЯМЗ-240, 240 БМ

0,60 ± 0,20

0,60 ± 0,20

ТМЗ-850

0,65 ± 0,15

0,60 ± 0,30

     Обратите внимание, что данные зазоры представлены для чугунных колец, а для стальных данные размеры необходимо увеличить в два раза (из-за повышенной теплоемкости стали). Кроме всего, не следует забывать, что верхнее компрессионное кольцо испытывает самое большое воздействие температуры и давления (именно поэтому оно делается из других материалов), а, следовательно зазор замка верхнего компрессионного кольца больше, чем у нижнего.

     Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках поршня под собственным весом, поэтому они устанавливаются с зазором по высоте между кольцом и канавкой, который не должен превышать 0,10 мм. для карбюраторных и 0,15 мм. для дизельных двигателей (это особенно необходимо учитывать при установке новых поршневых колец в старый поршень). При измерении данного параметра измерительный щуп необходимо вставлять на 1/4 глубины канавки под маслосъемное кольцо.

     ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ представляет собою полый стальной цилиндр, наружную поверхность которого цементируют, а затем шлифуют. Палец устанавливается в бобышках поршня и удерживается стопорными кольцами от осевого перемещения (что бы не повредить внутреннюю поверхность гильзы).

    На современных двигателях используют поршневой палец плавающего типа – это значит, что во время работы палец проворачивается, что способствует его равномерному износу. Для обеспечения этого необходимо, что бы палец свободно входил во втулку шатуна с зазором 0,02 – 0,025 мм., а в отверстия бобышек поршня —  с небольшим натягом. При работе отверстия в бобышках расширяются (за счет нагрева) и палец начинает проворачиваться.

     Даже если палец свободно (но без зазора!) устанавливается в бобышки поршня, то при его установке поршень нагревают в масле до 80-100 градусов (что бы избежать микроповреждений бобышек).

     СТОПОРНОЕ КОЛЬЦО не должно иметь деформаций или повреждений, так как его разлом приведет к повреждению гильзы и поршня (а далее – шатуна и коленчатого вала). При установке стопорного кольца рекомендуем использовать специальный инструмент, так как съем кольца неспециализированными инструментами может привести к его поломке или, что самое плохое, к дефекту, незаметному вооруженным глазом.

причины изменений, замер и нормы

Именно поршень воспринимает давление газов (продуктов сгорания) и передает его через шатуны к коленчатому валу двигателя.

Во время работы поршень сильно нагревается, причем днище и головка поршня нагреваются больше, чем его направляющая часть («юбка» поршня). Поэтому диаметр головки поршня меньше, чем диаметр его «юбки».

С целью предотвращения заклинивания нагретого поршня в гильзе «юбка» поршня изготавливается не круглой, а эллиптической формы. Поэтому тепловой зазор в паре «гильза-поршень», измеряемый по «юбке» поршня в районе отверстий для ввода поршневого пальца больше, чем при измерении на остальной поверхности «юбки».

Так как часто гильза и поршень изготавливаются различными заводами, то раньше для облегчения подбора поршня и гильзы сортировались по размерным группам (М,Б,С или А,Б,В). Разница между размерными группами составляет 2-5 % от допустимого размера. На сегодняшний день это правило подходит только к поршням и кольцам, произведенных на одном заводе (КТД, «Мотордеталь»).

Не рекомендуем обращать внимание на размерную группу при подборе пары гильза-поршень, если они не изготовлены одним заводом, так как эти обозначения заводские, то есть характеризующие износ обрабатывающего резца. Каждый завод имеет собственное оборудование различных производителей, и, как следствие, к примеру, размер поршня ЯМЗ группы «А» Костромского производства 129,83-129,85, а Камского производства 129,80-129,82 то есть разница в диаметре поршня может достигнуть 0,05 мм, в то время, как допустимое отклонение в размерах группы составляет 0,02 мм.

При подборе поршневой группы следует ориентироваться на тепловой зазор между гильзой и поршнем , устанавливаемый для каждого двигателя заводом-изготовителем.

Зазор между гильзой и поршнем

Двигатель

Мин. зазор

Макс. зазор

Оптим. зазор

Д-245, Д-65НТ

Д-144, Д-37, Д-21

ТМЗ-7511, 8410

ЯМЗ-240, 240 БМ

Кроме этого не следует забывать, что поршня должны быть подобраны по весовым характеристикам, так как превышение допустимой разницы приведет к дисбалансу в работе двигателя.

Разница в массе между собранными комплектами поршень-палец-втулка-шатун -кольца не должны превышать 15-20 гр.

ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА делятся на два типа – компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и гильзой и препятствуют прорыву продуктов сгорания (газов) в картер двигателя, а маслосъемные кольца служат для снятия излишков масла со стенок гильзы.

Поршневые кольца условно можно разделить на две категории – чугунные и стальные (по материалу изготовления маслосъемного кольца). Чугунные кольца предназначены для установки в новую поршневую группу (не рабочая гильза), а стальные — в рабочую гильзу (с приработанной поверхностью – «наведенным зеркалом»).

При установке стальных колец в новую поршневую группу увеличивается риск появления «задиров» на поверхности гильзы (исключение – поршневые кольца производства ЗАО «Стакол»).

По конструкции чугунные маслосъемные кольца условно можно разделить на два типа:

Коробчатое (привычное всем маслосъемное кольцо, с пружинным или пластинчатым расширителем).

Составное (так называемый «аналог клинцовского кольца», состоящий из двух горизонтальный частей, с пластинчатым расширителем или без него).

По конструкции стальные маслосъемные кольца условно можно разделить так же на два типа:

Трехкомпонентное (представляющее собою две стальные горизонтальные пластины, между которыми устанавливается решетчатый расширитель).

Четырехкомпонентное (представляющее собою две стальные горизонтальные пластины, между которыми устанавливается волнообразный расширитель, а между поршнем и кольцом устанавливается пластинчатый расширитель).

Для установки колец на поршень и для предотвращения поломки кольца при тепловом расширении кольца изготавливаются разрезные, с тепловым зазором. При этом при установке не следует забывать, что замки колец должны быть направлены в разные стороны. Наиболее просто это осуществить, представив себе циферблат часов на поверхности поршня – 12 делим на количество поршневых колец (4, к примеру) и проворачиваем замки колец по кругу – через каждые «3 часа».

Зазор замков поршневых колец

Двигатель

Компрессионного

Маслосъемного

Д-245, Д-65НТ

Д-144, Д-37, Д-21

ТМЗ-7511, 8410

ЯМЗ-240, 240 БМ

Обратите внимание, что данные зазоры представлены для чугунных колец, а для стальных данные размеры необходимо увеличить в два раза (из-за повышенной теплоемкости стали).

Кроме всего, не следует забывать, что верхнее компрессионное кольцо испытывает самое большое воздействие температуры и давления (именно поэтому оно делается из других материалов), а, следовательно зазор замка верхнего компрессионного кольца больше, чем у нижнего.

Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках поршня под собственным весом, поэтому они устанавливаются с зазором по высоте между кольцом и канавкой, который не должен превышать 0,10 мм. для карбюраторных и 0,15 мм. для дизельных двигателей (это особенно необходимо учитывать при установке новых поршневых колец в старый поршень). При измерении данного параметра измерительный щуп необходимо вставлять на 1/4 глубины канавки под маслосъемное кольцо.

ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ представляет собою полый стальной цилиндр, наружную поверхность которого цементируют, а затем шлифуют.

Палец устанавливается в бобышках поршня и удерживается стопорными кольцами от осевого перемещения (что бы не повредить внутреннюю поверхность гильзы).

На современных двигателях используют поршневой палец плавающего типа – это значит, что во время работы палец проворачивается, что способствует его равномерному износу. Для обеспечения этого необходимо, что бы палец свободно входил во втулку шатуна с зазором 0,02 – 0,025 мм., а в отверстия бобышек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *