РазноеДвигатель ямз 780 – «Двигатель ЯМЗ-780 для «Бумеранга» и «Курганца-25″» в блоге «Перспективные разработки, НИОКРы, изобретения»

Двигатель ямз 780 – «Двигатель ЯМЗ-780 для «Бумеранга» и «Курганца-25″» в блоге «Перспективные разработки, НИОКРы, изобретения»

Двигатель ЯМЗ-780

Двигатель ЯМЗ-780

ЯМЗ-780 – прототип перспективного двигателя, входит в состав семейства тяжелых шестицилиндровых L-образных (рядных) дизелей производства Ярославского моторного завода. Двигатель четырехтактный, размерности DxS=130х156 мм, рабочим объемом 12,4 л., с воспламенением от сжатия (степень сжатия 17,5), с аккумуляторной системой топливоподачи, жидкостным охлаждением, с двухступенчатым турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

Дизельные моторы ЯМЗ-780 спроектированы без коробки переключения передач и сцепления. Конструктивные особенности:

  • высокофорсированный многотопливный дизельный двигатель
  • резервная система управления при выходе из строя основной электронной системы управления
  • топливная аппаратура аккумуляторного типа с давлением впрыска до 2200 бар
  • моноблочная 24-х клапанная головка цилиндров с расположенным в ней распределительным валом
  • базовые детали рассчитаны на давление сгорания 250 бар
  • двухступенчатый наддув с промежуточным охлаждением типа “воздух-вода”
  • двухконтурная система охлаждения с “горячим” контуром – блок цилиндров и головка цилиндров и “холодным” контуром – два охладителя наддувочного воздуха, генератор, регулятор напряжения и тока
  • необслуживаемый шестеренчатый привод агрегатов
  • система предпусковой тепловой подготовки двигателя
  • генератор переменного тока мощностью 20 кВт с регулятором напряжения и тока
  • дублирующая система пуска – пневмостартер
  • поршневой двухцилиндровый воздушный компрессор
  • насос гидроусилителя руля
  • компрессор кондиционера
  • Двигатель ЯМЗ-780 проходит испытания в качестве силового агрегата тяжелой техники — специализированных изделий МО, поставляется потребителю, укомплектованный всеми системами, включая тепловую подготовку, дублирующую систему управления и пуска.

    Двигатель ЯМЗ-780

    Двигатель ЯМЗ-780

    ЯМЗ-780 – прототип перспективного двигателя, входит в состав семейства тяжелых шестицилиндровых L-образных (рядных) дизелей производства Ярославского моторного завода. Двигатель четырехтактный, размерности DxS=130х156 мм, рабочим объемом 12,4 л., с воспламенением от сжатия (степень сжатия 17,5), с аккумуляторной системой топливоподачи, жидкостным охлаждением, с двухступенчатым турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

    Дизельные моторы ЯМЗ-780 спроектированы без коробки переключения передач и сцепления. Конструктивные особенности:

  • высокофорсированный многотопливный дизельный двигатель
  • резервная система управления при выходе из строя основной электронной системы управления
  • топливная аппаратура аккумуляторного типа с давлением впрыска до 2200 бар
  • моноблочная 24-х клапанная головка цилиндров с расположенным в ней распределительным валом
  • базовые детали рассчитаны на давление сгорания 250 бар
  • двухступенчатый наддув с промежуточным охлаждением типа “воздух-вода”
  • двухконтурная система охлаждения с “горячим” контуром – блок цилиндров и головка цилиндров и “холодным” контуром – два охладителя наддувочного воздуха, генератор, регулятор напряжения и тока
  • необслуживаемый шестеренчатый привод агрегатов
  • система предпусковой тепловой подготовки двигателя
  • генератор переменного тока мощностью 20 кВт с регулятором напряжения и тока
  • дублирующая система пуска – пневмостартер
  • поршневой двухцилиндровый воздушный компрессор
  • насос гидроусилителя руля
  • компрессор кондиционера
  • Двигатель ЯМЗ-780 проходит испытания в качестве силового агрегата тяжелой техники — специализированных изделий МО, поставляется потребителю, укомплектованный всеми системами, включая тепловую подготовку, дублирующую систему управления и пуска.

    Россия презентует ЯМЗ-780: новейший двигатель для спецтехники

    Фото: wikipedia.org/Oniks/CC BY 4.0

    Ярославский моторный завод представил на международном форуме «Армия России 2016» новую разработку двигателя ЯМЗ-780.

    ОАО «Автодизель», входящее в «группу ГАЗ»,  представило на международном форуме  в Алабино свой новый двигатель ЯМЗ-780 из семейства рядных «шестерок». Новый двигатель подпадает под класс мощности в 700 лошадиных сил и будет применяться в новых средних гусеничных платформах «Бумеранг» и «Курганец-25». Есть информация о начале испытаний данного агрегата на новых платформах.

    Двигатели тяжелого класса ЯМЗ-780, это двигатели нового поколения. Данный агрегат создан с объемом чуть более 12 литров, с развиваемой мощностью от 400 лошадиных сил, до 1000 (в перспективе). Спектр платформ, на которых будут применимы новые движки, очень широк. Благодаря новой разработке «ЯМЗ» планирует полностью перекрыть производство V-образных дизелей, на которые до этого момента не было альтернативы в диапазоне мощностей более 420 «лошадок».

    Высокофорсированный многотопливный ЯМЗ-780 будет обладать аккумуляторной системой подачи топлива, двухступенчатым турбонаддувом, а также возсожностью охлаждения забранного турбиной воздуха.

    Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

    Хочешь знать больше? Подпишись на наш блог в Яндекс.Дзен

    Комментарии

    Среднеразмерные и тяжёлые дизельные двигатели, сцепления и коробки передач ЯМЗ

    Весь диапазон сил

    Среднеразмерные и тяжёлые дизельные двигатели, сцепления и коробки передач ЯМЗ

    Валерий Васильев, фото автора

    Производственная программа ОАО «Автодизель» включает среднеразмерные и тяжёлые дизельные двигатели, а также сцепления и коробки передач. При этом свыше 69% силовых установок Ярославского моторного завода отправляются на заводы-изготовители грузовиков в России и странах содружества. Сегодня главным руководством к действию для специалистов «Автодизеля» стало постановление правительства страны № 609 от 12.10.2005 г., налагающее запрет с 10.2017 г. на выпуск в обращение автотехники и двигателей, соответствующих экологическим нормам ниже Euro 5.

    Среднеразмерные фавориты

    Всё более весомую долю в производстве ЯМЗ занимает семейство дизельных двигателей ЯМЗ-530. Сказать, что моторы, созданные при содействии инжиниринговой фирмы AVL List GmbH (Австрия), являются современными, это значит ничего не сказать. С моделями данной серии по своим технико-эксплуатационным характеристикам могут поспорить лишь немногие одноклассники.

    Вот лишь главные изюминки двигателей: расположение цилиндров в ряд, объём 1,1 л на каждый цилиндр, отношение диаметра цилиндра к ходу поршня (DхS=105х128) мм, нижневальная схема (отсутствие распределительных валов в головке блока цилиндров), термическая стабильность размеров агрегатной базы, система охлаждения с возможностью обратного хода, так называемые «мокрые» гильзы цилиндров, четыре клапана на каждый цилиндр, аппаратура впрыска топлива аккумуляторного типа (Electronic Common Rail System), турбонаддув с воздухо-воздушным охлаждением, шестерённый привод навесных агрегатов, размещённый со стороны маховика, система вентиляции картерных газов закрытого типа.

    Дизели способны функционировать и в сильную жару, и в лютый мороз, на высоте до 1500 м, не теряя мощности, во время форсирования автомобилем брода (с полным погружением двигателя в воду), на смесях солярки и керосина. Для армейской техники поставляется многотопливный вариант ЯМЗ-530, работающий на бензине, солярке и керосине.

    Эксплуатационников наверняка порадуют компактность, малая масса, низкий уровень шума (не более 92 дБ) и вибраций, внушительный межсервисный интервал – до 50 тыс. км, впечатляющий ресурс до капитального ремонта – 1 млн км, хорошая ремонтопригодность.

    Рабочий объём четырёхцилиндрового

    ЯМЗ-534 составляет 4,43 л, мощность модификаций, отвечающих требованиям стандарта Euro 4, находится в диапазоне 120–190 л.с., крутящий момент – 422–710 Нм при 1300–1600 об / мин. Аналогичные характеристики у «шестёрки» ЯМЗ-536 соответственно – 6,65 л, 240–312 л.с., 900–1226 Нм при 1300–1600 об / мин.

    С 2016 года организован серийный выпуск моторов ЯМЗ-530, соответствующих уровню Euro 5. Причём у ЯМЗ-534 это достигнуто благодаря использованию рециркуляции отработавших газов (EGR), а у ЯМЗ-536 – за счёт внедрения системы селективной каталитической нейтрализации (SCR) с использованием мочевины. Улучшились и другие параметры. Так, у самой продвинутой версии 4-цилиндрового двигателя мощность возросла до 240 л.с., а крутящий момент – до 900 Нм, у 6-цилиндрового аналога соответственно – до 330 л.с. и 1370 Нм.

    Выполнение требований стандарта Euro 6 у ЯМЗ-530, сроки введения которого в России ещё не определены, планируют реализовать прежде всего благодаря установке топливного насоса Ярославского завода дизельной аппаратуры (ЯЗДА) с энергией впрыска до 220–250 МПа, системы SCR на всей гамме, более совершенной электроники управления рабочими процессами. В качестве партнёра при доводке двигателей намечено привлечь одну из зарубежных инжиниринговых компаний.

    Осенью 2016 года начался серийный выпуск газовых двигателей ЯМЗ-534 CNG (150–170 л.с.) и ЯМЗ-536 CNG (258–312 л.с.), соответствующих нормам Euro 5. Модели, работающие на сжатом метане, разработаны при содействии ряда зарубежных компаний. В их конструкции отсутствует ряд деталей, которые обеспечивали подачу топлива у дизельных собратьев. К таким элементам относятся форсунки, аккумулятор, насос, трубопроводы и фильтры.

    Появились новые элементы для подачи газового топлива: фильтр, трубопроводы, дроссельная заслонка, форсунки, свечи, блок зажигания и т.д. Газовые моторы оборудованы комплектом нужных датчиков: положения распредвала, положения коленвала, давления и температуры масла, температуры охладителя, на выпуске расположен датчик положения клапана EGR. Во впускной системе имеются турбина и интеркулер. Управляет работой двигателя электронный блок компании Westport. Кроме того, двигатели прошли процесс калибровки.

    В системе топливоподачи применяются форсунки Nikki, топливный фильтр низкого давления Parker, регулятор давления топлива Emer, топливный фильтр высокого давления Westport. В системе зажигания используются катушки зажигания Marshall и свечи фирмы Bosch, которая к тому же поставила все датчики и дроссельную заслонку. Турбокомпрессор несёт марку Borg Warner, а насос гидроусилителя и шестерни – ZF, клапаны и вкладыши Mahle, водяной и масляный насосы OMP, крышка ГБЦ с прокладкой Dana, маслосъёмные колпачки Freudenberg.

    Ресурс двигателей ЯМЗ-530 CNG тоже до 1 млн км. Активно ведётся разработка газовых моторов на соответствие стандарту Euro 6. Их мощность составит 210 л.с. у ЯМЗ-534 CNG и 350 л.с. у ЯМЗ-536 CNG. Такие двигатели, по всей видимости, появятся к 2019 году. К этому времени требованиям Euro 6 будут соответствовать и дизельные моторы ЯМЗ-530. Это обстоятельство откроет им рынки стран Евросоюза.

    Рубежи тяжёлого класса

    Продолжается совершенствование дизелей тяжёлого класса ЯМЗ-650. Эти рядные 6-цилиндровые двигатели размерностью DxS=123х156 мм выпускаются по лицензии французской компании Renault Trucks. При рабочем объёме 11,12 л мощность составляет 311; 361 и 412 л.с., а максимальный крутящий момент – от 1215 до 1870 Нм при 1100–1400 об / мин.

    Модифицированные турбодизели ЯМЗ-651 и ЯМЗ-652 уровня Euro 4, являющиеся детищем специалистов «Автодизеля» и инжиниринговой фирмы Ricardo (Великобритания), стали дальнейшим развитием базовой модели ЯМЗ-650. Силовые установки получили систему EGR с сажевым фильтром, глушитель-нейтрализатор в выпускной системе типа PM-CAT, модернизированную систему топливоподачи Common Rail, изменённую систему охлаждения и наддува, доработанную цилиндро-поршневую группу. В зависимости от мощности минимальный удельный расход топлива – 190–194,5 г / кВтч.

    Установка более совершенной топливной аппаратуры с увеличенным до 200 МПа давлением впрыска и системы SCR позволило разработать и освоить серийное производство модели ЯМЗ-653, выполняющей требования стандарта Euro 5. При этом мощность удалось увеличить до 422 л.с., а максимальный крутящий момент до 2000 Нм при 1100–1300 об / мин. Ресурс этого силового агрегата – 1 млн км. Поскольку технические резервы мотора ограничены, версию уровня Euro 6 создавать не планируют.

    Свою эстафету ЯМЗ-650 в будущем передаст семейству двигателей следующего поколения ЯМЗ-780, которое включает мощные высокооборотные дизели, предназначенные для монтажа на серийные и перспективные модели коммерческого транспорта и армейскую технику. Надо сказать, что эти рядные 6-цилиндровые агрегаты рабочим объёмом 12,42 л впитали всё самое лучшее, что накоплено в отечественном и мировом дизелестроении. Самая современная система впрыска топлива Common Rail, передовая электроника управления и турбонаддув, блок цилиндров повышенной прочности и другие конструктивные решения позволят расширить границы мощности от 400 до 750 л.с., а в дальнейшем до 1000 л.с. и более. Максимальный крутящий момент достигает 3000–3700 Нм.

    Унификация внутри семейства будет достигать 70 %. Это цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм, крышка головки блока цилиндров, элементы топливной аппаратуры, турбонаддув и электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В числе достоинств ЯМЗ-780 нужно отметить соответствие нормам Euro 5, а будущем – Euro 6, низкий расход топлива во всём спектре рабочих условий и невысокую стоимость эксплуатации. Впрочем, и ремонтопригодность находится на высоте. Для получения объективной информации о состоянии систем и агрегатов двигателя в стандартной комплектации предусмотрены диагностические датчики и разъёмы. Новинка по массо-габаритным показателям близка к предшественнику ЯМЗ-653, а посему может выпускаться на том же оборудовании. Производство нового семейства, запланированное на 2018 г., позволит удовлетворить спрос на силовые установки мощностью свыше 420 л.с.

    В 2020 г. развернут серийный выпуск автомобильного варианта модели 780, получившего обозначение ЯМЗ-770. Его мощностный диапазон находится в границах от 370 до 550 л.с.

    Сегодня наибольший объём производства пока приходится на V-образные дизельные моторы размерностью DxS=130х140 мм. Семейство объединяет тяжёлые 6-, 8- и 12-цилиндровые агрегаты рабочим объёмом 11; 15; 14,86 и 22,3 л различных экологических классов.

    Мощность турбированных «шестёрок» ЯМЗ-6565 (11,15 л) составляет 230–300 л.с., а «восьмёрок» ЯМЗ-6585 (14,86 л) – 330–420 л.с. В исполнении Euro 4 двигатели оборудованы ЭБУ, системой SCR, а также топливной аппаратурой Common Rail (с использованием насоса «Компакт-40») с увеличенным до 180 МПа максимальным давлением впрыска и многофазной подаче топлива. Помимо всего доработке подверглись блок цилиндров, головка блока, маховик и его картер, впускные коллекторы, в свою очередь систему вентиляции картера выполнили замкнутой.

    Проделанная ранее работа позволила достаточно просто перейти на выпуск автомобильных вариантов моторов V-6 и V-8 экологического класса Euro 5. Более того, у ЯМЗ-6585 мощность подняли до 500 л.с., а крутящий момент – до 2000 Нм. С этой целью изменили фазы газораспределения, отрегулировали систему впрыска топлива, по-другому настроили турбонаддув, модифицировали систему смазки, улучшили эффективность охлаждения поршней изменённой конструкции. В процессе дальнейшей модернизации мощность ЯМЗ-6585 будет увеличена до 530 л.с. Удельный расход топлива у обоих моторов находится на современном уровне – 194 г / кВтч.

    Как тут не сказать, что изготовление топливной аппаратуры для упомянутых моторов, ЭБУ, программное обеспечение, электронно управляемые форсунки с повышенным давлением впрыска взяли на себя отечественные предприятия.

    В модельном ряду как и прежде остаются разновидности двигателей V-6 и V-8 экологического уровня Euro 3, Euro 2, Euro 1 и даже Euro 0. Модели серий ЯМЗ-6581, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 мощностью 150–420 л.с. поставляются как запчасти на ранее выпущенную автотехнику, используются на строительно-дорожном оборудовании, армейских машинах и пр., где экологические требования не столь строги.

    То же самое относится и к семейству тяжёлых V-образных 12-цилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-240 рабочим объёмом 22,3 л. Агрегаты с непосредственным впрыском топлива в безнаддувной и наддувной версиях мощностью 300–500 л.с. удовлетворяют нормам Euro 0.

    Завершают производственную программу тяжёлые V-образные 12-цилиндровые дизели, рабочим объёмом 25,86 л и размерностью DxS=140х140 мм.

    Моторы серии ЯМЗ-840 (Euro 0 и Euro 1) мощностью 650–800 л.с. оборудованы непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным охлаждением, головками цилиндров с четырьмя клапанами.

    Аналогичные по техническому исполнению двигатели серии ЯМЗ-850, развивающие мощность 440–680 л.с., удовлетворяют стандарту Euro 0.

    Силовые установки обеих групп применяются только на тяжёлой мобильной и других видах специальной техники.

    В Ярославле надеются, что рост производства продолжится и в ближайшей перспективе: в 2017 г. предприятие планирует изготовить 45,9 тыс., а в 2018-м уже 59,6 тыс. двигателей. Для этого мощности по выпуску ЯМЗ-530 придётся наращивать. Через пять лет они должны увеличиться с нынешних 20–25 тыс. до 50 тыс. единиц в год.

    Неразлучные спутники моторов

    Впечатляет и спектр выпускаемых «Автодизелем» механических коробок передач.

    К 5-ступенчатым агрегатам относятся базовые модели ЯМЗ-2361, ЯМЗ-0905 и ЯМЗ-1105, к 6-ступенчатым – ЯМЗ-1406, к 8-ступенчатым – ЯМЗ-2381 (совместно с Тутаевским моторным заводом), к 9-ступенчатым – ЯМЗ-239, ЯМЗ-2391, ЯМЗ-1809 и ЯМЗ-1909.

    В процессе модернизации 5- и 8-ступенчатые образцы обзавелись пневматическим усилителем переключения передач, первичным валом большего диаметра, электронным датчиком спидометра, картером сцепления, выполненным в соответствии с требованиями SAE, люком для монтажа усилителя выключения сцепления пневмогидравлического типа.

    В то же время упомянутые 6- и 9-ступенчатые модели нового поколения помимо всего снабжены электропневматическим управлением различной степени автоматизации, блокировкой запуска стартера при включённой передаче, ходоуменьшителем, дополнительным отбором мощности до 100 л.с.

    Разрабатывается перспективная механическая коробка передач ЯМЗ-330 с 14-ю ступенями. Её несомненными козырями стали: демультипликатор планетарной конструкции с двумя диапазонами, делитель и синхронизаторы на всех передачах (за исключением первой и заднего хода). Кроме того, в конструкцию внедрены механизм, позволяющий установить дистанционный привод, электропневматическое переключение демультипликатора и делителя с возможностью автоматической блокировки включения низшего диапазона демультипликатора.

    В планах «Автодизеля» – дальнейшее совершенствование коробок передач и освоение серийного выпуска новых моделей, таких как 5-ступенчатые ЯМЗ-1205 и ЯМЗ-Э1205, а также ЯМЗ-1309 с 9-ю скоростями. Коробки ЯМЗ-1205 уже стали принадлежностью грузовых автомобилей МАЗ и «Урал» в 2016 г., а ЯМЗ-1309 станут в 2019 г.

    Новые турбодизели ЯМЗ: завидуй, Европа » Сила в ПРАВДЕ: Актуальные международные новости

    В октябре исполнится 100 лет с момента открытия автомобильного завода Акционерного общества механических передвижений и производств В.А. Лебедева. Теперь это Ярославский моторный завод, который к своему юбилею разработал три новых дизеля.

    Когда-то ЯАЗ, позже переименованный в ЯМЗ, начинался с одной площадки в Ярославле, а теперь их две. И еще одна — на нынешней окраине, за Волгой, как говорят местные. Там в 2013 году открыли новый завод по выпуску моторов ЯМЗ‑530. Это самое современное производство турбодизелей не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе.
    Кроме «четверок» ЯМЗ‑534 и «шестерок» ЯМЗ‑536 с осени 2015 года здесь выпускают дизели Mercedes-Benz OM 646 для автобусов Sprinter Classic, которые собирают на Горьковском автозаводе. На ЯМЗ полностью обрабатывают блок со сверловкой всех отверстий, расточкой и хонингованием. Обрабатывают и шлифуют коленвалы. Такое доверие немцев дорогого стоит.

    Всё свое

    На ГАЗе освоили литье сложнейших деталей ЯМЗ‑530 — блока и головки. Литейка в Нижнем — самая современная. Механическую обработку в Ярославле наладили еще раньше, и поначалу отливки были импортные — с германского предприятия Fritz Winter. Это поставщик многих заводов, где производят автомобили BMW, Mercedes-Benz,Volvo и другие.

    Отливки блока и головки теперь российские. У ЯМЗ‑530 обеспечена отличная ремонтопригодность благодаря мокрым гильзам и коленвалу, который можно перешлифовывать в ремонтные размеры.

    Поршневая группа поставляется или из Костромы, с Мотордетали, где используют технологии и материалы фирмы Kolbenschmidt, или из Набережных Челнов, с завода Federal-Mogul. Заготовки коленвалов поставляет КАМАЗ. А на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) освоили выпуск ТНВД модульной конструкции! Раньше вся топливная система была фирмы Bosch.
    Электронный блок управления — московской фирмы ИТЕЛМА. Турбокомпрессоры делает НПО «Турботехника» в подмосковном Протвине. С отечественной топливной аппаратурой не только добились уровня Евро‑5, но и работают над соответствием нормам Евро‑6.
    Российские компоненты позволяют создавать более мощные модификации дизелей. Если прежде у ЯМЗ‑534 (4,43 л) предел мощности составлял 190 л.с., то теперь есть 210‑сильный двигатель, которым планируют оснащать седельный тягач Газон Next и другие автомобили.

    Силовые агрегаты «Группы ГАЗ» | Журнал СпецТехника и Коммерческий Транспорт

    Рухани ЯМЗ Автодизель дизель двигатель производство двигателей силовой агрегатНасколько нынешние трудности в экономике страны отразились на производстве двигателей, как это производство работает в условиях падения российского рынка коммерческих автомобилей и как оно будет развиваться дальше – на эти и другие вопросы мы попросили ответить директора дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Константина Рухани.

    Константин Джавадович, как Вы можете оценить работу предприятий возглавляемого Вами дивизиона в уходящем 2015 году, наверное, одном из наиболее сложных для отечественного автомобилестроения?

    – Правильно будет начать с того, что флагман нашего дивизиона, ярославский «Автодизель», завершил все работы по адаптации выпускаемых двигателей к требованиям экологического стандарта Евро-5: сегодня мы готовы изготавливать в данном исполнении всю их существующую линейку.

    Еще один важный результат – завершены испытания и начинается серийное производство газовых двигателей, разработанных на основе дизелей 530-го семейства. Благодаря их высокой унификации нам удалось сделать это быстро и с минимальными затратами. Газовые двигатели уже адаптированы для установки на серийные образцы автотехники, выпускаемой заводами «Группы ГАЗ», но, уверен, их применение в самом ближайшем будущем станет еще более широким. В частности, интерес к нашим новым газовым моторам проявили на МАЗе, подготовлена и скоро будет передана для испытаний специалистам КАМАЗа модификация такого двигателя, доработанная в соответствии с их дополнительными требованиями.

    Поиск новых заказчиков для наших двигателей – это как раз то, на что мы делали акцент все последнее время. И не безуспешно: за два минувших года более сотни опытных образцов ярославских дизелей, а это прежде всего ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536, предоставлены различным производителям для адаптации на выпускаемую ими технику. Заключены соглашения о стратегическом партнерстве с «Ростсельмаш», «РМ-Терекс» и «Петербургским тракторным заводом». «Автодизель» начал поставки двигателей для новейшего среднетоннажника «Газон NEXT». Результат – вопреки падению рынка на 40–50% наше производство в 2015 году сократилось только на 10%, до 35 тыс. двигателей против 39 тыс. в 2014-м. Более того, за счет привлечения новых клиентов в 2016 году мы с большой вероятностью по количеству изготовленных двигателей выйдем в плюс.

    Должен сказать несколько слов о еще одном важнейшем проекте: входящий в состав дивизиона Ярославский завод дизельной аппаратуры, известный под аббревиатурой ЯЗДА, разработал и подготовил к выпуску топливные насосы, позволяющие нашим двигателям соответствовать экологическим нормативам вплоть до Евро-6. Если сегодня выпускаемые в России топливные насосы обеспечивают максимальное давление впрыска до 1600–1800 бар, то разработанные на ЯЗДА – до 2200–2500 бар. Это очень высокий показатель, самый настоящий прорыв для всего нашего моторостроения!

    – Каких результатов ожидаете в 2016 году, помимо роста производства? На каких проектах сконцентрируете усилия?

    – Еще во время переговоров о поставках двигателей ЯМЗ-534 на Горьковский автозавод нам был четко обозначен предел их стоимости. Вписаться в него оказалось возможным лишь единственным способом: проведением глубокой локализации, естественно, с обязательным сохранением качества. С этого момента переход к использованию отечественных комплектующих при производстве дизелей семейства ЯМЗ-530 стал одним из наиболее значимых проектов дивизиона – на нынешнюю зиму как раз выпала его самая горячая стадия. Изготовление отливки блока цилиндров, а впоследствии – и отливки головки блока взял на себя ГАЗ, поковку коленчатого вала делает КАМАЗ, кулачковый вал и топливную аппаратуру – ЯЗДА, российские предприятия теперь поставляют турбокомпрессор и стартер. Результат – на сегодня мы имеем один из самых эффективных и технически совершенных двигателей в своем классе по наиболее конкурентоспособной цене.

    Еще один находящийся в стадии реализации проект – модернизация выпускаемых «Автодизелем» 5-ступенчатых и 9-ступенчатых коробок передач. Нужно признать, что, сосредоточив основные усилия на развитии конструкции и производства двигателей, мы за последние годы допустили некоторое отставание по коробкам, но в 2016-м обязательно наверстаем упущенное. В ходе испытаний и опросов потребителей выявлены три их основных недочета: избыточные масса и шумность, а также трудность переключения ступеней. Сегодня технические решения для устранения названных недочетов найдены, доработанные опытные образцы проходят испытания. Со второй половины следующего года 5-ступенчатые коробки пойдут в серийное производство, а в 2017 году начнем серийное производство 9-ступенчатых. В планах разработка КПП с 12 или 14 ступенями.

    Третий из важных проектов дивизиона – создание тяжелых двигателей нового поколения: их семейство получило обозначение ЯМЗ-780. Это рядные 6-цилиндровые дизели рабочим объемом чуть более 12 л и мощностью от 400 до 750 л.с., а в перспективе – и до 1000 л.с., предназначенные для широчайшего спектра техники. С началом их производства в 2018 году мы полностью перекроем по мощности ныне выпускаемые V-образные дизели, которым пока нет альтернативы в диапазоне свыше 420 л.с.

    – Повлечет ли создание полной линейки современных двигателей окончательный отказ от производства V-образных моторов?

    – И сегодня, и в ближайшей перспективе я не считаю необходимым отказываться от V-образных двигателей. Они по-прежнему востребованы целым рядом производителей сельскохозяйственной и строительной техники, почти полностью локализованы, их производство давно окупило все вложения, а потому выгодно для предприятия, даже несмотря на постепенное сокращение выпуска. Более того, видя, что у заказчиков появляется техника со все более высоким энергопотреблением, мы приняли решение в очередной раз модернизировать V-образные 8-цилиндровые двигатели, за счет доработки системы охлаждения подняв верхний порог их мощности с 420 до 450–500 л.с. Полностью готовы к производству автомобильные модификации V-образных двигателей экологического стандарта Евро-5 – завод добился этого без значительных затрат, поскольку еще при создании модификаций стандарта Евро-4 внедрил систему впрыска топлива Common Rail. Так что V-образные моторы продолжим изготавливать, даже несмотря на появление более современного ЯМЗ-780: еще долго для целого ряда выпускаемой техники останется необходим пусть не самый современный, но простой, неприхотливый, ремонтопригодный, сравнительно недорогой дизель. Пока на него сохраняется спрос, мы сохраним и предложение.

    – Сегодня диапазон мощности от 300 до 400 л.с. остается за двигателями семейства ЯМЗ-650. Новый 780-й двигатель заменит их или же оба семейства тоже будут выпускаться параллельно?

    – У нас готов к запуску в серию модифицированный дизель 650-го семейства, характеристики которого соответствуют требованиям экологического стандарта Евро-5, – он получил обозначение ЯМЗ-653. Но нужно понимать, что эти двигатели, производство которых, как известно, было начато в Ярославле по технологической лицензии компании Renault Trucks в версии Евро-3, изначально создавались под меньшую мощность и впоследствии были форсированы. На сегодняшний день заложенный в их конструкцию запас повышения выходных характеристик выбран. ЯМЗ-780 имеет хороший диапазон мощности, в его конструкции предусмотрены требования, обеспечивающие применение на широком спектре техники, наконец, этот дизель уже локализован в опытных образцах на 90%. По массе и габаритам он почти не отличается от ЯМЗ-653, поэтому возможен выпуск этих двигателей на одном и том же оборудовании, а вопрос вытеснения одного другим решит рынок.

    – На выставке COMTRANS’15 можно было увидеть дизель ЯМЗ-534, соответствие которого экологическому стандарту Евро-5 достигнуто без применения AdBlue – не самое распространенное в мировой практике решение. Значит ли это, что и остальные ярославские двигатели доведены до требований Евро-5 аналогичным образом?

    – Исключительно за счет использования системы рециркуляции отработавших газов, известной как EGR, до соответствия требованиям Евро-5 нашими конструкторами доведен четырехцилиндровый ЯМЗ-534. Один из плюсов такого решения – упрощение, а значит, удешевление размещения двигателя на автомобиле. У остальных разработанных заводом дизелей, включая шестицилиндровый ЯМЗ-536, V-образные двигатели и перспективный ЯМЗ-780, значительно больший объем цилиндров, поэтому, грубо говоря, через их систему рециркуляции требуется прогонять больший объем отработавших газов, что гораздо сложнее. В результате соответствие этих двигателей требованиям Евро-5 достигнуто за счет применения системы SCR, то есть системы селективной каталитической нейтрализации. Но дело не только в этом. Мы изучили пожелания заказчиков и выяснили, что те из них, кто используют двигатели с рабочим объемом более 6 литров, склоняются к применению системы каталитической нейтрализации SCR, поскольку она делает дизель менее требовательным к качеству топлива, что важно в том числе при экспорте в развивающиеся страны. Ну а большинство тех, кто заказывает у нас ЯМЗ-534, хотят видеть его исключительно с EGR: их техника компактнее, тогда как система SCR подразумевает установку на автомобиль дополнительного навесного оборудования, в частности специального бака для используемой в системе SCR так называемой жидкости AdBlue. Должен отметить, что системы EGR, которые применяются для ярославских двигателей, созданы с учетом российских реалий: у них высокая степень охлаждения, а потому у двигателя сравнительно низкая чувствительность к содержанию в топливе большого количества серы.

    Если же говорить о достижении Евро-6, то здесь даже для ЯМЗ-534, по-видимому, придется использовать как систему рециркуляции отработавших газов, так и систему каталитического восстановления.

    – Долго ли ждать появления ярославских двигателей, удовлетворяющих экологическому стандарту Евро-6?

    – Здесь мы находимся только в самом начале пути. Ведь введение в нашей стране стандарта Евро-6 пока даже не обсуждается. Тем не менее к работам в данном направлении «Автодизель» уже приступил.

    Когда начались испытания газовых двигателей, выяснилось, что их выходные характеристики близки к требованиям Евро-6. Поэтому доведение таких двигателей до данного экологического уровня не потребует с нашей стороны значительных инвестиций – думаю, в ближайшем будущем задача будет решена.

    Если же говорить о дизелях, то создание их модификаций уровня Евро-6 – куда более серьезная задача, требующая соответствующего опыта и значительного объема испытаний и доводки в составе транспортного средства. Поэтому разработкой таких дизелей планируем заняться совместно с одной из зарубежных инжиниринговых компаний. На сегодняшнем этапе для нас важнее всего прийти к пониманию, сколько на это потребуется времени и средств, после чего уже будем определяться со сроками.

    Проблема усложняется тем, что при создании двигателей экологического стандарта Евро-6 не обойтись без использования дорогостоящей испытательной базы, которая в нашей стране отсутствует. Более того, даже в Европе весьма ограничено число инжиниринговых компаний, которые проводят полный цикл таких испытаний. Поэтому, чтобы не распылять усилия, было бы целесообразно создать единый общероссийский испытательный центр для двигателей уровня Евро-6, например, на базе НАМИ, которым могли бы пользоваться все работающие в стране моторостроительные предприятия. Именно государство, на мой взгляд, должно задуматься о создании такого центра, поскольку это задача действительно государственного масштаба и государственной важности.

    ­– Все новые модели и модификации двигателей, о которых мы здесь говорили, – все-таки перспектива ближайших двух-трех лет. А есть ли у дивизиона проекты, рассчитанные на более отдаленные сроки?

    – Мы постоянно анализируем возможность реализации в рамках дивизиона различных проектов и, если видим в них целесообразность, беремся за воплощение в жизнь. Яркий тому пример – изготовление ряда компонентов и окончательная сборка на производственных мощностях «Автодизеля» двигателей компании Daimler для выпускаемых на ГАЗе малотоннажников Mercedes-Benz Sprinter Classic. Если же говорить о планах на более отдаленную, чем 2016 год, перспективу, надеюсь, один из таких проектов будет обнародован к следующему октябрю, то есть к столетнему юбилею «Автодизеля».

     

     Константин Закурдаев


    Интересное от редакции:

    19.10.2015 в 10:03

    14.09.2015 в 08:09

    09.09.2015 в 09:31

    02.06.2015 в 22:15

    29.05.2015 в 08:05

    25.05.2015 в 08:13

    16.04.2015 в 13:50

    02.12.2014 в 08:39

    Читайте также:

    27.05.2016 в 13:34

    16.04.2015 в 13:50

    31.03.2016 в 07:34

    14.09.2015 в 08:09

    02.12.2014 в 08:39

    29.05.2015 в 08:05

    07.11.2014 в 16:48

    07.04.2016 в 06:30

    19.09.2016 в 06:00

    09.06.2016 в 12:00

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *