РазноеИдеальная машина – Назван идеальный автомобиль, который прослужит 10 лет — Лайфхак

Идеальная машина – Назван идеальный автомобиль, который прослужит 10 лет — Лайфхак

Содержание

Машина на всю жизнь: 7 идеальных вариантов

Шесть лет назад напротив меня за столом оказался человек, которого тоже явно смущали условности официального ужина. Неуютной белоснежной рубашке Эндрю Боулер предпочитал промасленный комбинезон – бывший кузнец, механик, основатель Bowler Motorsport буквально жил в гараже, поэтому нам было о чем поговорить в тот унылый вечер без машин. А на следующий день я прокатился на лютой зверюге, необратимой инъекцией вогнавшей в память высокооктановый образ одного из самых ярких автомобильных впечатлений жизни.

Тогда, в 2013-м, маленькая британская автоспортивная команда, заручившись поддержкой концерна Jaguar Land Rover, задумала выпустить на дороги общего пользования EXR-S – внедорожник-суперкар по образцу сугубо ралли-рейдовых проектов «Немезида» и EXR. Эмоций было много, равно как прыжков, смелых скольжений и чумовых ускорений, но в двух словах Эндрю сотоварищи сотворили адскую среднемоторную машину с композитным кузовом, компрессорным V8, гоночными двухрычажными подвесками, мощнейшими тормозами, крутой полноприводной трансмиссией и упраздненными электронными довесками. Гражданского в этом агрегате апокалипсиса оказалось ровно столько, чтобы оправдать легальный статус в глазах дорожной полиции – и ни гайкой больше.

Так родилась мечта, страсть, растоптавшая большими колесами детские вожделения банальных Porsche и Ferrari. Какой прок тратить деньги на сверхсовершенный и столь же нежный автомобиль, если ради скорости придется искать паркет? Гонять надо там, где нет камер «большого брата», а в таких местах, как показывает практика, и с асфальтом дела не очень. Но EXR-S все равно: гладкий трек, грунт-грязь под ногами, снег, корни деревьев или бетонные блоки стройплощадки (без шуток). 550 «лошадей», 4,2 с до «сотни», максималка далеко за 200 км/ч доступны везде, где хватит смелости притопить по-взрослому. Городскую толкучку облегчит шестиступенчатый автомат, зимой согреет климат-контроль, а что касается отсутствующей напрочь шумки и жестких «ковшей», так стареть (во всяком случае — духом) я не собираюсь: надо либо мчать весело или смириться с картой «Тройка» в кармане. Подобия багажника хватит для антизожного комплекта на вечеринку — коробки с пиццами и ящик пива влезут, а для повседневного тлена есть курьерская доставка. Bowler даже воспитательный момент подразумевает – в клетку каркаса безопасности можно уместить детские сиденья, чтобы наследники впитывали правильные спортивные впечатления с малых лет.

Увы, в 2016-м Эндрю Боулер скоропостижно скончался, но дело мастера-энтузиаста живет. И EXR-S иногда мелькает на аукционах – искренне завидую людям, которым достаются такие лоты: неидеальные, в чем-то грубые и антисоциальные, зато редкие, бунтарские, рвущие шаблоны.

ru.motor1.com

американцы тестируют ГАЗ-66 — журнал За рулем

Вслед за легендарными советскими легковушками проживающий в США видеоблогер Павел Суслов стал давать на тест своим калифорнийским друзьям не менее легендарные советские грузовики. «Шишига» произвела на Пола и Джей-Ти такое впечатление, словно они прокатились на НЛО.

Американцам, конечно, невдомек, что в России есть населенные пункты, куда в межсезонье можно добраться только на таких машинах, как ГАЗ-66, или на его современных аналогах — Садко Next и Вепрь Next. Янки долго ходили вокруг легендарной «шишиги», пытаясь понять, зачем может понадобиться такой мастодонт на больших «зубастых» колесах, и решили, что это идеальный автомобиль для поездок на вечеринку: в кузов можно загрузить пару десятков друзей и веселой гурьбой поехать на танцы.

Пол и Джей-Ти непременно так бы и сделали, но у машины не было страховки, а потому тест-драйв пришлось провести на тесной парковке, чтобы не попасться на глаза копам. Но и короткая поездка по кругу произвела на калифорнийцев неизгладимое впечатление. Чего стоит только посадка в тесной кабине с высоким горизонтально установленным рулем и рычагом переключения передач, размещенным справа и сзади от водителя — парни просто не могли поверить, что так бывает! С места они трогались на второй и других передач не использовали. Джей-Ти посетовал на неудобную педаль сцепления с вертикальным ходом и принял оправу огнетушителя за подстаканник. Пол за рулем ГАЗа с трудом разъехался со встречным Кадиллаком и вспотел, после чего похвалил «кондиционер» — открывающиеся торцевые окошки кабины.

Павел Суслов пообещал друзьям, что их первое беглое знакомство с «шишигой» продолжится в будущем на бездорожье. Вероятно, после этого Пол и Джей-Ти на некоторое время забудут о танцах и предпочтут провести пару дней в горизонтальном положении, приходя в себя.

Фото, видео: YouTube

www.zr.ru

Идеальная машина. Алгоритм изобретения

Идеальная машина

Существует наивное, но распространенное мнение, будто новые машины, механизмы, приборы возникают «из ничего»: сначала ничего нет, но приходит великий изобретатель и создает нечто вполне готовое. По такой примерно схеме, если верить мифам, в свое время появилась богиня Афина Паллада: взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив ему, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница богиня Афина Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев…

Машины, однако, не выходят из головы изобретателя «в полном вооружении». Они рождаются слабыми и крепнут постепенно, вбирая в себя многие изобретения. На рис. 4 показана, например, двухсотлетняя история гребного винта. Изобретательская мысль шла тремя разными путями — в качестве прототипов были взяты крылья ветряной мельницы, водоподъемный винт Архимеда и водяное мельничное колесо. Каждый прототип развивался усилиями многих изобретателей в разных странах[20]. Три цепи изобретений постепенно сближались и привели наконец к появлению современных гребных винтов.

За любой современной машиной (это относится также к механизмам, к производственным процессам, словом, к любым техническим объектам) стоят десятки, сотни и тысячи последовательных изобретений. Даже по такой несложной «машине», как карандаш, выдано более двадцати тысяч патентов и авторских свидетельств!

Каждое изобретение подталкивает развитие машины. В паузах между двумя «толчками» машина остается неизменной. Раньше эти промежутки были длительными, машины совершенствовались медленно. Путь от первого экспериментального образца до первой практически пригодной вещи занимал десятки лет. Например, идея электрической лампы накаливания возникла еще в начале XIX века. Первый опыт освещения раскаленным проводником был поставлен в 1840 году. А первая лампа, пригодная для массового использования, появилась лишь тридцать девять лет спустя.

Рис. 4. Двухсотлетняя история гребного винта.

В наше время машины, механизмы, приборы взрослеют намного быстрее. Например, идея оптического квантового генератора (лазера) высказана в 1952 году, через два года уже проводились испытания первого такого прибора, а еще через шесть лет налажен промышленный выпуск разнообразных лазеров.

Машины развиваются постоянно, и поэтому в изобретательских задачах никогда нет недостатка. Между тем изобретатели занимаются решением новых технических задач, как правило, от случая к случаю.

Как показали анкетные опросы, существуют, так сказать, два типа отношений между изобретателем и задачей. Из десяти изобретателей восемь как бы выжидают, пока решение задачи станет остро необходимым, и лишь после этого приступают к работе. Тут, в сущности, задача сама находит изобретателя.

Другие изобретатели ведут активный поиск нерешенных проблем: зная, что требования к данной машине завтра возрастут, изобретатели уже сегодня выявляют перспективные задачи и решают их, используя наиболее современные технические средства.

Различие тут весьма существенное. Представьте себе, что человек толкает вагонетку. Можно, толкнув вагонетку, ждать, пока она будет двигаться по инерции, а потом снова толкнуть. Можно поступить иначе, непрерывно подталкивать вагонетку. Понятно, что во втором случае скорость движения будет значительно больше. Так обстоит дело и в изобретательстве. Налаженное производство движется, не встречая препятствий, и изобретателю кажется, что нет поводов к творчеству. Потом вдруг появляется какое-то «узкое место», например возникают перебои в снабжении материалами. Только тогда изобретатель принимается за решение проблемы, возникновение которой легко было предвидеть раньше.

Долгое время считалось, что массовое изобретательство вообще требуется лишь для устранения «узких мест» производства. Изобретатели рассматривались как некий резерв, который надо вводить в действие лишь в «аварийных» случаях. В первые послевоенные годы таких случаев было достаточно, чтобы «нагрузить» новаторов. Но производство налаживалось, перебои, трудности и прочие «узкие места» становились все более редкими. А число людей, стремящихся не только производить, но и совершенствовать процесс производства, быстро увеличивалось. Теперь, в период развернутого строительства материальной базы коммунизма, изобретатели не должны, не могут ограничиться борьбой с «узкими местами» Технику надо совершенствовать постоянно и планомерно.

Ждать, пока возникнет «узкое место», тормозящее развитие производства, все равно что ждать обострения болезни и лишь тогда задумываться о ее лечении. Если производство выдвинуло задачу — это значит, что решение нужно уже в данный момент. А на поиски решения, на конструкторскую отработку и доводку изобретений, наконец, на вещественное воплощение идеи — даже в лучшем случае — нужно немало времени. Почему же все это время неотложная задача должна ждать?!

«Чаще всего изобретательская задача возникает у постели больного, — пишет, отвечая на анкету, изобретатель И. П. Хмельчонок (Иркутск). — Бывает так, что существующими инструментами мы не можем спасти жизнь человеку, например, извлечь инородное тело из бронха. Вот тогда начинаешь думать о создании нового инструмента».

К сожалению, так работают изобретатели во многих отраслях техники. Вот что пишет изобретатель Л. из города Лысьва:

«Как-то на заводе возникла острая необходимость снизить расход дефицитного материала, идущего на покрытие изделий. Мне удалось разработать способ односторонней металлизации, и я получил авторское свидетельство на изобретение».

Л. — технолог по специальности, имеет производственный стаж 33 года. И вот за треть века он сделал всего одно изобретение — и то лишь по случаю «возникновения острой необходимости»! Но разве и без «острой необходимости» нельзя было искать новые способы экономии металла? Можно не сомневаться, что этот безусловно одаренный человек за треть века смог бы сделать десятки ценнейших изобретений.

И еще одно примечательное высказывание:

«Начинаем работу с того, что упираемся в стенку», — говорит в своей анкете изобретатель, главный инженер завода Л. С. Иванов (Ставрополь).

Несколько десятилетий назад почти во всех отраслях техники изобретательством можно было заниматься эпизодически. Человек считался изобретателем, если за десять — пятнадцать лет он получал одно-два авторских свидетельства. В наше время темпы развития техники резко ускорились, непрерывно растет и потребность в изобретениях. Машины все быстрее и быстрее вытесняются новыми, более совершенными. В этих условиях уже трудно считать изобретателем человека, который занимается созданием нового от случая к случаю и решает изобретательские задачи, скажем, раз в пять — десять лет. Ведь не считаем мы певцом человека, который поет раз в году…

Если решать изобретательские задачи с большими промежутками, то опыт и навыки, приобретенные в процессе творческой работы, будут утрачиваться. Каждый раз придется заново приобретать изобретательскую квалификацию. Постоянная творческая работа, наоборот, обогащает арсенал приемов, дает уверенность в своих силах.

Характерно, что почти все изобретатели, ведущие (по данным анкетных опросов) активный поиск задач, имеют при сравнительно небольшом стаже работы (пять — семь лет) по пятнадцать — двадцать авторских свидетельств.

Изобретательство становится второй постоянной профессией творчески мыслящего рабочего, техника, инженера.

* * *

В изобретательских задачах никогда и нигде нет недостатка, нужно только уметь правильно выбирать, отличать задачи действительно необходимые от таких, которые можно решать, а можно и не решать.

Обычно изобретательскую задачу формулируют так: «Создать такой-то технический объект для таких-то целей». Иногда речь идет не о создании, а об усовершенствовании уже имеющегося объекта: «Улучшить такой-то объект, чтобы получились такие-то результаты». Бывает и так, что задача дается в половинчатой формулировке: «Улучшить то-то». В этом случае цель улучшения считается очевидной. Например, если речь идет об уменьшении веса транспортных машин, то цели здесь достаточно ясны. Реже задача состоит из другой «половины»: «Достичь такого-то результата». При этом обычно неизвестно, что является техническим объектом и какую именно машину (часть машины, процесс) надо улучшить или создать.

В большинстве случаев изобретатель получает уже сформулированную задачу. Для всего творческого процесса чрезвычайно важно избежать ошибки в постановке задачи. Поэтому никогда нельзя принимать на веру задачи, сформулированные другими. Если бы эти задачи были правильно сформулированы, их, вероятнее всего, решили бы те, кто впервые их встретил.

Представьте себе, что некто зашел в тупик. И вот вам предлагается пройти дальше по этому тупику. Что и говорить — занятие малоцелесообразное! Надо поступить иначе: сначала отойти к исходной точке, а затем пойти в правильном направлении. К сожалению, задачи чаще всего формулируются так, что они настоятельно (хотя и незаметно) толкают в тупик.

Чтобы понять, почему это происходит, посмотрим, как появляется формулировка изобретательской задачи.

Производство ежечасно, ежеминутно ставит самые различные задачи. Каждый день на любом заводе главный инженер, конструкторы, технологи, мастера, рабочие решают множество технических задач. Чаще всего их можно решить в рабочем порядке, используя общеизвестные приемы и способы. Нередко приходится сталкиваться с задачами, для решения которых нужны элементы технического творчества. Это — рационализация: творчество проявляется в том, чтобы найти нечто уже известное в данной отрасли техники и приспособить применительно к конкретным условиям. Иными словами, надо найти один из наиболее подходящих ключей и подогнать его по замку. Решение же изобретательской задачи — это тот случай, когда вообще нет готового ключа.

Намного проще сделать ключ заново, чем возиться с переделкой плохой, подчас вообще неисправимой заготовки. Между тем чаще всего изобретателю приходится начинать именно с такой плохой заготовки.

Как это получается?

В процессе производства возникла задача. Сначала решение ее искали в рабочем порядке, применяя широко известные средства, но они оказались непригодными. Попытались решить задачу на рационализаторском уровне, однако и это не привело к успеху. Тогда начались попытки найти решение по-изобретательски, то есть придумать нечто новое. Если это удалось, задача не попадает в темники.

Допустим теперь, что придумать новое не удалось; те, кто первыми столкнулись с задачей и попытались решить ее на изобретательском уровне, зашли в тупик. Они обратились к помощи других изобретателей и сформулировали условия задачи. При этом были две возможности: либо изложить задачу так, как она рисовалась при первой встрече, либо сформулировать то, на чем пришлось остановиться. В подавляющем большинстве случаев, предпочитают последнее. Намерения при этом самые благие: «Ведь уже пройдено полдороги, зачем же начинать сначала?» Действительно, расстояние пройдено — и подчас немалое. Но пройдено-то оно не в ту сторону!

В условиях задачи, как мы видели, есть два указания: какова цель (что надо достичь) и каковы средства (что надо сделать, улучшить, изменить). Цель почти всегда выбирается правильно. А средства почти всегда указываются неверно. Та же цель может быть достигнута и другими средствами.

Пожалуй, это самая распространенная ошибка при постановке задачи. Для достижения какого-то результата изобретателя ориентируют на создание новой машины (процесса, механизма, прибора и т. д.). Внешне это выглядит логично. Есть машина, скажем, М1 дающая результат Р1. Теперь нужно получить результат Р2, и, следовательно, нужна машина М2. Обычно Р2 больше Р1 поэтому кажется очевидным, что М2 больше М1.

С точки зрения формальной логики здесь все верно. Но логика развития техники — это логика диалектическая. Чтобы получить, например, двойной результат, вовсе не обязательно использовать удвоенные средства.

Некоторое время назад был объявлен конкурс на лучшее предложение по механизации погрузки тарных грузов (мешков) в железнодорожные вагоны. При ручной погрузке рабочий берет из штабеля (в складе) мешок и несет его в вагон, где снова укладывает в штабель. Передвижение груза от склада до вагона легко механизируется, например, применением транспортеров. Однако нет портативных машин, которые могли бы штабелировать грузы в вагоне. Автопогрузчики, перевозящие на поддонах по 6—10 мешков, с трудом разворачиваются внутри вагона и не обеспечивают нужной скорости погрузки. В условиях конкурса задача формулировалась так: усовершенствовать транспортеры или автопогрузчики, чтобы полностью устранить ручной труд.

Правильно ли поставлена задача?

Конечно, нет. Ее пытались решить, используя известные средства (транспортеры, автопогрузчики). Зашли в тупик. И предложили задачу именно в этой «тупиковой» формулировке: надо усовершенствовать транспортеры или автопогрузчики…

Условия задачи сужены. Проблема состоит в том, чтобы обеспечить высокопроизводительную погрузку тарных грузов в вагон. И недопустимо заранее подменять эту общую задачу другой, более узкой: усовершенствовать транспортеры или автопогрузчики. Ведь не исключено, что задача будет решена вообще без применения этих машин.

Чтобы правильно сформулировать задачу, необходимо учесть тенденции развития данного технического объекта. В частности, главная тенденция в развитии погрузочно-разгрузочных работ состоит в том, чтобы оперировать большими «блоками» грузов. Грузить не по одному мешку (как на транспортере) и не по 6—10 мешков (как на автопогрузчике), а «блоками» в 50 или 70 мешков — вот в чем правильная задача.

Существует простой способ проверить, верно ли поставлена задача: надо посмотреть, как формулируются аналогичные задачи в других отраслях техники. В особенности там, где задачи ставятся более жестко или имеют больший масштаб. Так, например, для уточнения задачи о транспортировке тарных грузов надо равняться на строительную технику: в строительстве часто приходится вести массовую транспортировку штучных грузов.

Раньше стройматериалы (кирпичи, камни и т. п.) вручную укладывали на машины, а на стройке вручную разгружали. Затем перешли к использованию крупных блоков и панелей, что создало условия для эффективной механизации погрузки и разгрузки.

Штабель мешков нечто вроде крупного блока. Целесообразно ли его ломать, затем с помощью механизмов доставлять «обломки» в вагон и там снова восстанавливать блок? Очевидно, такое решение не диктуется тенденциями развития техники.

Так мы еще раз приходим к выводу, что первоначальная формулировка задачи бесперспективна. Вместе с тем уже отчетливо вырисовывается правильная задача: крупный «блок» штабеля (размеры «блока» лимитируются только размерами дверного проема вагона) должен целиком вдвигаться в вагон и занимать там свое место.

Как и следовало ожидать, лучшим на конкурсе оказалось предложение, решающее именно эту задачу. Оно обеспечивало наибольшую скорость погрузки при наименьших затратах на механизацию: поддоны, несущие по 50 мешков, сами скатывались на шаровых опорах (или воздушной подушке) в открытые двери вагона.

* * *

Машины развиваются не «как попало», а в определенной логической последовательности.

На рис. 5 показано, например, как развивался паровой котел. К конструкции котла предъявляются противоречивые требования: для обеспечения прочности — при повышении давления — котел, должен иметь шаровую или цилиндрическую форму, а эта форма дает минимальную поверхность нагрева и, следовательно, низкую паропроизводительность. Чтобы удовлетворить этим противоречивым требованиям, пришлось сохранить цилиндрическую форму и одновременно увеличить длину цилиндра. Котел-сосуд постепенно превратился в систему труб с большой суммарной поверхностью нагрева.

Одно из главных направлений в развитии машин — изменение их размеров. Машины рождаются, если так можно выразиться, средней величины. А затем начинается их развитие в двух противоположных направлениях: идет увеличение размеров и одновременно создаются образцы все более миниатюрные. Две эти тенденции отчетливо видны, например, в развитии экскаватора. Для транспортных и обрабатывающих машин типичнее увеличение размеров единичного агрегата. А вот контрольно-измерительные приборы, например, имеют тенденцию к уменьшению размеров.

Каждая машина стремится к определенному идеалу и развивается, так сказать, по своей линии. Но в конечном счете эти линии сходятся в одну точку — подобно тому, как сходятся у полюса меридианы. «Полюсом» для всех линий развития является «идеальная машина».

«Идеальная машина» — это условный эталон, обладающий следующими особенностями: вес, объем и площадь объекта, с которым машина работает (то есть транспортирует, обрабатывает, и т. п.), совпадают или почти совпадают с весом, объемом и площадью самой машины.

Машина не самоцель, она только средство для выполнения определенной работы. Например, вертолет предназначен для перевозки пассажиров и грузов. При этом мы вынуждены — именно вынуждены! — «возить» и сам вертолет. Понятно, что вертолет будет тем «идеальнее», чем меньше окажется его собственный вес (при условии, что другие качества не ухудшатся). Идеальный вертолет состоял бы из одной только пассажирской кабины, способной перемещаться с такой скоростью, с какой ее «возит» вертолет.

И еще одна особенность идеальной машины: все ее части все время выполняют полезную работу в полную меру своих расчетных возможностей.

Машина существует для того, чтобы работать. Между тем многие машины работают лишь периодически. Больше того, мы привыкли считать машину работающей даже в тех случаях, когда фактически работает какая-то одна ее часть, а остальные части простаивают. Так, машина, перевозящая стеновые панели, простаивает при каждом рейсе сорок — пятьдесят минут. При погрузке (или разгрузке) работает только кузов машины, а двигатель и ходовая часть бездействуют. Та же автомашина в комплексе с несколькими съемными кузовами почти не теряет времени на погрузку и разгрузку: нагружают один кузов, машина везет другой, а третий кузов уже разгружается, поджидая машину на стройке.

Рис. 5. Эволюция парового котла: котел-сосуд превратился в систему труб с большой суммарной поверхностью нагрева.

Прогрессивными и действующими в течение долгого времени оказываются только те тенденции, которые приближают реальную машину к идеальной. Взять хотя бы такую тенденцию, как увеличение размеров единичного агрегата. На первый взгляд неясно, почему увеличение размеров приближает машину к идеальной. Но все очень просто: чем больше машина, тем обычно меньше отношение ее собственного веса (объема, площади) к тому весу (объему, площади), с которым она работает. Грузовик, перевозящий три тонны груза, весит полторы тонны. Треть усилий двигателя тратится на то, чтобы «катать» саму конструкцию. Грузовик же, рассчитанный на пятнадцатитонный груз, весит всего пять тонн. Доля «мертвого» груза значительно снижается, а именно это и приближает машину к идеальной. 140-тонный самосвал разгружается за пятнадцать секунд — это намного меньше времени, необходимого для разгрузки двадцати восьми пятитонных машин.

Нередко идеалом считают машину «покрасивее». Это серьезная ошибка. Она создает психологический барьер, который изобретателю нелегко преодолеть. Мысль заранее настраивается на поиски решений в тех направлениях, которые ведут к машинам «изящным», «красивым». Принципиально новые пути при этом чаще всего оказываются в стороне.

Не приходится спорить: хорошая машина обязана быть красивой. Но это относится к «взрослым» машинам, а новорожденная имеет право быть уродливой. Важно, чтобы ее принцип был более совершенным, чем принцип уже известных машин. Если это условие соблюдено, можно не сомневаться, что машина скоро «похорошеет» и затмит старых красавиц.

Изобретатель, решая задачу, не должен думать о красоте будущей машины. Надо не бояться, если понадобится, предложить внешне еще неуклюжую, но внутренне безупречную конструкцию.

* * *

Если задача решается методом «проб и ошибок», поиски идут либо по «вектору инерции», либо — в лучшем случае — «во все стороны». Между тем, приступая к решению задачи, изобретатель может резко сузить «угол поисков». Решение должно приближать исходный объект к идеальной машине. Определив, какой должна быть в данном случае идеальная машина, изобретатель сразу находит наиболее перспективное направление поисков.

Разумеется, в каждом конкретном случае нужно уметь определить идеальную машину. Чем точнее изобретатель представляет себе идеальную машину, тем меньше доля случайности, тем направленнее ведутся поиски.

Идеальная машина играет роль маяка, указывающего, куда надо идти. Когда изобретатель ищет решение без такого маяка, его мысли разбегаются под влиянием множества причин. «Каждый из нас, — пишет американский психолог Эдвард Торндайк, — при решении интеллектуальной задачи осаждается буквально со всех сторон различными тенденциями. Каждый отдельный элемент как бы стремится захватить сферу влияния на нашу нервную систему, вызвать свои ассоциации, не считаясь с другими элементами и общим их настроением».

Привычные схемы осаждают изобретателя, блокируют пути, ведущие к принципиально новым решениям. В этих условиях, как отмечал И. П. Павлов, особенно сильно дают себя знать обычные слабости мысли: стереотипность и предвзятость.

Планомерный поиск, наоборот, упорядочивает мышление, повышает его продуктивность. Мысли как бы концентрируются на одном (главном для данной задачи) направлении. При этом посторонние идеи оттесняются, уходят, а идеи, непосредственно относящиеся к задаче, сближаются. В результате резко повышается вероятность встречи таких мыслей, от соединения которых и рождается изобретение.

Направленные поиски отнюдь не исключают интуицию. Напротив, упорядочение мышления создает «настройку», благоприятную для проявления интуиции.

* * *

Понятие об идеальной машине — одно из фундаментальных для всей методики изобретательства. Многие трудные задачи только потому и трудны, что в них содержатся требования, противоречащие главной тенденции в развитии машин — стремлению быть «повоздушнее». Почти все темники пестрят словами: «Создать устройство, которое…» Но зачастую никакого устройства и не надо создавать: вся соль задачи состоит в том, чтобы обеспечить требуемый результат «без ничего» или «почти без ничего». В сущности, идеальное решение — это когда машины совсем нет, а результат получается тот же, что и с машиной.

Возьмем для примера конкретную изобретательскую задачу — одну из тех, что публикуются в журнале «Изобретатель и рационализатор» под рубрикой «Требуются изобретения».

Задача 2

«Существующие дождевальные машины имеют низкую производительность. Если же попытаться достичь нужной интенсивности дождевания, увеличивая ширину захвата крыльев машин, резко возрастет их металлоемкость.

Выход? Облегчить конструкцию, применяя пластмассы. И подумать над тем, чем заменить… лейку. Ведь в дождевальных машинах используется принцип именно этого простейшего садового инструмента. Веера трубок, многоэтажный душ, пульверизаторы и разбрызгивающие турбины — все что угодно, лишь бы при экономии каждого квадратного сантиметра площади крыльев машины дождь моросил над наибольшей поверхностью участка»[21].

Дождевальная машина — это трактор, оборудованный насосом и фермами-крыльями (консолями). На крыльях укреплены разбрызгиватели (лейки). Двухконсольный агрегат ДД-100М подает ежесекундно 90—100 л воды. Рабочий напор — 30 м, рабочая ширина захвата — 120 м. Машина передвигается вдоль оросительных каналов, нарезанных через каждые 120 м.

Дождеватели — металлоемкие, громоздкие сооружения. Вес фермы пропорционален кубу ее длины. Если, например, увеличить длину фермы только наполовину, то вес ее возрастет в 3 с половиной раза. Поэтому и приходится ограничиваться крыльями размахом около 100 м.

Делалось немало попыток решения этой задачи. «Поливная труба», например, подвешивалась на аэростатах. Или поднималась с помощью вертолетов, винты которых вращаются под напором накачиваемой снизу воды. Или устанавливалась на башне и приводилась во вращение с помощью турбореактивных двигателей. Нетрудно заметить нечто общее в этих проектах: они нисколько не приближают исходный объект к идеальной машине.

Для полива нужна только вода. Оборудование лишь помогает доставлять воду. Понятно, что чем проще и компактнее будет это оборудование, тем ближе мы подойдем к идеальному дождевателю. Аэростаты, вертолеты, турбореактивные двигатели — все это существенно усложняет исходную конструкцию дождевателя. Тут пробы явно направлены в сторону от идеальной машины.

Намного лучше самоходная дождевальная установка с надувными консолями[22]. В ее конструкции уже чувствуется некоторое приближение к идеальному дождевателю: вес консолей уменьшается, в нерабочем положении консоли могут быть компактно сложены. К сожалению, с увеличением размаха надувных крыльев быстро увеличивается их площадь, растет парусность, помехой становится даже небольшой ветер.

Идеальный дождеватель представлял бы собой поливную трубу, которая сама (без трактора и поддерживающей фермы) передвигалась бы над полем. Труба эта, очевидно, должна быть в несколько раз длиннее, чем ферма современного дождевателя. В нерабочем положении труба должна занимать возможно меньший объем.

Мы довольно точно определили, какой должна быть в данном случае идеальная машина. Попробуйте поискать решение. Задача опять-таки учебная, поэтому не надо предлагать другие способы орошения (подземные или перетаскиваемые трубопроводы, брандспойты и т. п.). Речь идет о передвижном дождевателе. Надо заставить легкую поливную трубу длиной метров в 300 передвигаться над полем. По возможности без сложных приспособлений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Идеальная машина | Идеальная система: VIKENT.RU

Идеальная машина по Г.С. Альтшуллеру

«Наука о предвидении, когда она будет создана, вероятно, введет понятие об «идеальной машине». В теории предвидения этому понятию суждено играть такую же роль, какую играют понятия «информация» или «обратная связь» в кибернетике.

Любая машина — не самоцель, она только средство для выполнения определенной работы. Например, вертолёт предназначен для перевозки пассажиров и грузов. При этом мы вынуждены — именно вынуждены! — «возить» и сам вертолёт. Понятно, вертолёт будет тем «идеальнее», чем меньше окажется его собственный вес. Идеальный вертолёт состоял бы из одной только пассажирской кабины.

Идеальная машина — условный эталон. Это машина почти невесомая, почти не требующая энергии, почти не занимающая объёма и в то же время способная делать всё то, что делают реальные машины. Можно сказать так: идеальная машина — когда нет никакой машины.

В технике прогрессивными оказываются только те тенденции, которые приближают реальную машину к идеальной.

Один из главных секретов фантастической «технологии» и состоит в умении ориентироваться на идеальную машину. Кейворит Уэллса, человек-амфибия Беляева, опыт Мвен Маса в «Туманности Андромеды» Ефремова — яркие примеры удачного приближения к идеальной машине.

В романе «Когда спящий проснется» Уэллс говорит о гипнопедии. По тем временам идея представлялась чистейшей фантастикой. Но ведь и это типичная идеальная машина (в широком смысле слова): обучение без затрат времени на учёбу.

Представление об идеальной машине — надёжный компас фантаста. К сожалению, далеко не все современные писатели-фантасты умеют пользоваться этим компасом. Всё ещё бытует наивное представление, что будущие машины обязательно «большие-пребольшие» и «сильные-пресильные».

Можно привести такой пример. В рассказе М. Емцева и Е. Парнова «Последняя дверь!» упоминается личный автолёт. Двухместная прогулочная машина имеет двигатель в тысячу лошадиных сил! Это продиктовано стремлением сделать машину не «идеальнее», а «шикарнее»…»

Генрих Альтов, Перечитывая Уэллса  / в Сб.:  Эти удивительные звёзды, Баку, Гос. Изд-во, 1966 г., с. 275-276.  

 


Закон увеличения степени идеальности системы в технике

 

 Наши правила обсуждения видео на YouTube

vikent.ru

7 идеальных автомобилей на любой случай жизни

По результатам опросов, проведенных среди пользователей Интернета, эти 7 автомобилей являются наиболее оптимальными во всех смыслах этого слова. Давайте же ознакомимся со списком!

Subaru Legacy 3.6 Turbo

Разве Subaru Legacy может не нравиться? Современный, комфортный, просторный универсал, который обладает довольно неплохой мощностью, благодаря турбине Garrett, установленной на движок EZ36. Кроме того, это идеальный повседневный автомобиль с прекрасным характером.

 

Audi RS2

Конечно, про этот автомобиль забывать нельзя. Благодаря турбированному движку мощностью 311 л.с и шестиступенчатой механике, RS2 разгоняется до 50 км/ч всего за полторы секунды, что делает его даже быстрее, чем McLaren F1. Для разгона до сотни вам потребуется лишь 4.8 секунды, а максимальная скорость ограничена до 260 км/ч.

О заниженной подвеске и тормозах позаботилась компания Porsche. Колёса, кстати, тоже дело их рук: 17-тидюймовые диски идут в комплекте с резиной Dunlop. В общем, Audi RS2 всегда был и по-прежнему остается идеальным автомобилем для любой жизненной ситуации.

 

Любой тюнингованный Volvo

Что нас привлекает в старых автомобилях Volvo? Три вещи: их угловатый дизайн, задний привод и их неубиваемость. Автомобиль, изображенный на фотографии, оснащен двигателем GLT объемом 2.3 литра, а также трансмиссией BMW 535i Getrag. Кроме того, не стоит забывать про тормоза Jaguar XKR и полный каркас безопасности! Ну разве это не идеальный автомобиль?

 

BMW E30 M3 Touring

Фанаты BMW сейчас, наверное, трижды перечитали заголовок. Вы правы, компания BMW не выпускала со своего конвейера модели E30 M3 Touring. Данный автомобиль начинал жизнь как модель 318i, к которому позднее добавили множество частей от попавшего в аварию Е30 М3. Двигатель взят у Е36 М3, благодаря чему этот Франкенштейн выжимает 282 л.с.

 

Subaru Forester XT

Еще один Subaru в этом списке, но, согласитесь, без него было не обойтись. Один только турбированный двигатель EJ255 DOHC чего стоит! Турбина и интеркулер позаимствованы у Impreza WRX, благодаря чему тачка добилась мощности в 300 лошадиных сил. Впечатляет, не так ли?

 

Range Rover Sport

Пусть этот автомобиль и весит почти 2.5 тонны, но, благодаря мощнейшему движку V8, она разгоняется до сотни всего за 5 секунд. Этот реактивный танк заслуживает место в нашем хит-параде!

Кроме того, этот автомобиль можно назвать поистине мощным офф-родом, которого не остановит даже апокалипсис. Алюминиевая подвеска с пневматикой позволит вам спокойно проезжать даже через самые сумасшедшие препятствия, а звук выхлопа не оставит равнодушным ни одного автолюбителя.

 

Mercedes CLS 63

Пятилитровые движки от Mercedes выдают чудовищную силу, и все эти 550 лошадей направляются на задние колеса через семиступенчатый автомат МСТ. Да, весит он не мало, но от нуля до сотни разгоняется всего за 4.2 секунды. Если бы не электронный ограничитель, то этот болид-тяжеловес смог бы выжать все 350 км/ч.

Автомобиль нарушает все законы физики, при этом он может довести вас в полном спокойствии и сохранности в любую точку мира. Он безусловно заслуживает нахождение в данном списке.

carakoom.com

из чего состоит идеальный автомобиль будущего

В твоей следующей машине будет еще меньше стали: кузов из карбона и сплавов алюминия, крыша — из стекла. Какой современный автомобиль без панорамной крыши? На фото: Land Rover Range Rover Velar

Это будет автомобиль мечты. Не исключено, что даже не твоей. Извини: в современном мире выигрывает тот, кто мечтает в унисон с производителями автомобилей. Есть ощущение, что не все нижеперечисленные технологии лично тебе необходимы? Ерунда — зато им без тебя уж точно не обойтись.

1. Управление всего одной педалью

Нет, этой педалью будет не тормоз, как сейчас в пробках. Ведь твоя тачка будет электрической. А электромотор в режиме рекуперации (то есть трансформации кинетической энергии в заряд батареи) прекрасно обходится одной педалью газа. Нажал — ускорился, отпустил — замедлился и встал. Тормоз нужен, только чтобы не забодать теток на светофоре. Ту, что перед ним резко тормозит, и ту, что перед ней резко перебегает.
Где попробовать сегодня: Jaguar I-Pace

2. Руль какой хочешь остроты

Забудь, как ты наматывался на руль «Волги» или Jeep, чтобы свернуть за угол. Так было, когда баранку и колеса связывал твердый рулевой вал, а не пучок гибких проводов. Провода решают! Хочешь, выбирай режим «Волга» и крути баранку по несколько оборотов. А хочешь, включай «Формулу-1» и лишь слегка качай рулем. Удобно, если не чихнешь в неподходящий момент. Но прогресс чиханьем не остановишь. Кстати, все то же самое актуально и для педалей — можешь настроить отклик под свои предпочтения.
Где попробовать сегодня: Infiniti Q50

3. Никакого техобслуживания

В электромобилях трущихся-вертящихся деталей и прочего горячего и нежного геморроя гораздо меньше, чем в машинах на бензине или, того хуже, гибридах. Так что забудь про смену масла, фильтров и тормозных колодок! Пусть автосервисы разоряются, тебе-то что. Правда, через пару лет тебя наверняка попробуют развести на новую батарею, но ты ведь не дурачок и скинешь тачку раньше, так?
Где попробовать сегодня: Nissan Leaf

4. Реально бесключевой доступ

Не зря ты раскошеливался на новый айфон — теперь будешь им не только платить, но и открывать и всячески настраивать свой автомобиль. Каршерингу уже можно, а нам все еще нет? Чушь: уж если мы таскаем в кармане один умный гаджет, зачем там еще один для машины? Смартфон должен мочь все! Да, и телик выключать тоже. Впрочем, уже тестируют системы Face ID для открытия машин.
Где попробовать сегодня: Tesla Model 3

5. Лазерные фары дальнего света

Чем лучше освещены дороги, тем дороже становятся фары. Логично, да? Матричные светодиодные фары с лазерной подсветкой посылают луч вдвое дальше обычных диодов, но включаются лишь на скорости от 70 км/ч и только если навстречу — никого (в общем, почти никогда). Зато задние OLED-фонари, сделанные по той же технологии, что экран iPhone Х, смогут высвечивать твои инициалы! И хотя стоят они как Lada Granta, зато служат вечно — если, конечно, ты не врежешься ими в мусорный бак или их не украдут.
Где попробовать сегодня: Audi A8

6. Автоматическая парковка со смартфона

Вообще-то, твой автомобиль будет парковаться сам. Для этого в него за твои деньги уже понапихали лазерных и ультразвуковых дальномеров-радаров-лидаров, видеокамер и прочего искусственного интеллекта. Он влезет в такую щель, откуда ты б не вылез — дверь бы не открылась. Но отвечать за чужие бамперы и стены автопроизводителям неохота. И они заставят тебя стоять рядом и контролировать процесс, натирая пальцами экран смартфона. А если вдруг облом — кредитка у тебя с собой, банк будет только рад.
Где попробовать сегодня: Mercedes E-Класс

7. Самоуправление на автомагистралях

Разумеется, твоя машина сможет не только парковаться, но и ездить сама. Для начала — по автомагистралям с разделительным забором посредине. Круче автоматика пока не умеет. Представь, что ты нанял водителем ученика автошколы! Седых волос добавится, конечно. Зато на пустой дороге ты сможешь… эмм… посмотреть кино, как в бизнес-классе. Только от переживаний и постоянных отвлеканий ни черта в сюжете не поймешь. Поэтому лучше смотри кино для взрослых.
Где попробовать сегодня: BMW 7-Series

8. Автомобиль, вообще-то, будет не твой

Даже при отсутствии расходов на регулярный сервис и наличии автопарковщика тебе вряд ли захочется обременять себя недешевой движимостью. Ее ведь надо покупать, регистрировать, страховать, платить налоги, а потом продавать с большой потерей… На кой тебе эти проблемы? Пусть парятся банки и страховщики, а ты возьмешь машину по подписке. Типа лизинг: платишь фиксированную сумму в месяц, и все дела. Надоела — бросил, подписался на другую. Как каршеринг, только лучше.
Где попробовать сегодня: Volvo XC40

mhealth.ru

Идеальная тепловая машина — это… Что такое Идеальная тепловая машина?


Идеальная тепловая машина

Тепловая машина — устройство, преобразующее тепловую энергию в механическую работу (тепловой двигатель) или механическую работу в тепло (холодильник). Преобразование осуществляется за счет изменения внутренней энергии рабочего тела — на практике обычно пара или газа.

Идеальная тепловая машина — машина в которой произведенная работа и разница между количеством подведенного и отведенного тепла равны. Работа идеальной машины описывается циклом Карно.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Идеальная совокупность
  • Идеальная совокупность преступлений

Смотреть что такое «Идеальная тепловая машина» в других словарях:

  • Тепловая машина — Тепловая машина  устройство, преобразующее тепловую энергию в механическую работу (тепловой двигатель) или механическую работу в тепло (холодильник). Преобразование осуществляется за счёт изменения внутренней энергии рабочего тела  на… …   Википедия

  • Карно, Сади — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карно. Николя Леонар Сади Карно Nicolas Léonard Sadi Carnot …   Википедия

  • Карно, Николай Леонард — Николя Леонар Сади Карно Nicolas Léonard Sadi Carnot французский физик Дата рождения: 1 июня 1796 …   Википедия

  • Карно Николай Леонард — Николя Леонар Сади Карно Nicolas Léonard Sadi Carnot французский физик Дата рождения: 1 июня 1796 …   Википедия

  • Карно С. — Николя Леонар Сади Карно Nicolas Léonard Sadi Carnot французский физик Дата рождения: 1 июня 1796 …   Википедия

  • Карно Сади — Николя Леонар Сади Карно Nicolas Léonard Sadi Carnot французский физик Дата рождения: 1 июня 1796 …   Википедия

  • Николай Карно — Николя Леонар Сади Карно Nicolas Léonard Sadi Carnot французский физик Дата рождения: 1 июня 1796 …   Википедия

  • Николай Леонард Карно — Николя Леонар Сади Карно Nicolas Léonard Sadi Carnot французский физик Дата рождения: 1 июня 1796 …   Википедия

  • генетически-конструктивный метод —         ГЕНЕТИЧЕСКИ КОНСТРУКТИВНЫЙ МЕТОД (от греч. genetikos относящийся к рождению, происхождению и лат. constructio построение) способ построения и развертывания теории, основанный на конструировании идеальных теоретических объектов и мысленных …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *