УБИМ – боевой «скорпион» для армии. В России создана новая инженерная бронемашина
‘ Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»/ТАСС’
На открывшемся в Подмосковье форуме «Армия-2018» инженерные войска России представили более 60 перспективных и современных образцов вооружения. Среди них — как проверенные годами боевые машины, так и новые перспективные разработки. Новинка этого года и самое последнее слово в армейской инженерной технике — универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ), способная проложить дорогу войскам в минном поле под огнем противника. С виду эта грозная техника напоминает скорпиона, только вместо клешни у нее стальной ковш, которым она может растаскивать бревна и рыть большие ямы подобно обычному гражданскому бульдозеру.
Натурный образец УБИМ разработчик — корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в Ростех) — широкой публике демонстрирует впервые. На форуме в прошлом году она была представлена в виде модели, но до сих пор об ее уникальных технических возможностях не было известно ничего.
Гидромолот вместо ковша
Работа по созданию машины нового типа выполняется Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в УВЗ), являющимся основным в нашей стране разработчиком военных тяжелых гусеничных машин и обладающим большим опытом в создании различных изделий на танковой базе.
- «Уралвагонзавод» планирует покрывать технику мимикрирующими материалами
- ЦНИИ «Буревестник» изготовит на базе зенитки «Деривации-ПВО» боевого робота
УБИМ — это три инженерные машины в одном: бонированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ), инженерная машина разграждения (ИМР), бронированная машина разминирования (БМР). «В настоящее время на вооружении МО РФ стоят инженерные машины различных типов и назначения, каждая из которых может решать лишь узко ограниченный круг задач. Поэтому назрел вопрос о необходимости создания УБИМ, обладающей функциональными возможностями различных инженерных машин, таких как ИМР и путепрокладчиков», — заявили ТАСС в пресс-службе УВЗ.
В эфире программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда», начальник отдела Центрального научно-исследовательского испытательного института (ЦНИИИ) инженерных войск МО РФ Олег Иванюшенко отметил, что эта машина предназначена для прокладки путей по пересеченной местности, для разборки лесных завалов, для разборки каменных завалов, для удаления поврежденной техники с путей движения и маневра войск.
Универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ)
© Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»Грузоподъемность УБИМ — 7500 кг. На носу машины огромный отвал шириной 4,5 м, которым она сносит почти любые преграды на своем пути. «С целью эффективного выполнения земляных и путепрокладочных работ при подготовке путей движения и маневра войск по среднепересеченной и горно-лесистой местности УБИМ оснащена универсальным бульдозерным оборудованием с изменяемым положением крыльев отвала (по типу ИМР-3М)», — сказали в УВЗ. На машине также есть сменное рабочее оборудование — гидравлический молот, устанавливаемый вместо экскаваторного ковша. Кроме того, в состав УБИМ входят тяговая и вспомогательная лебедки.
Для измельчения крупных бетонных или каменных конструкций может взамен экскаваторного ковша устанавливаться гидромолот, что поможет измельчить и удалить с проезда массивные конструкции
Олег Иванюшенко
начальник отдела ЦНИИИ инженерных войск МО РФ
Машина также оснащена комплектом средств разведки путей движения войск, включающим переносной индукционный миноискатель, многоканальный прибор наблюдения, прибор радиационной и химической разведки; защитными средствами, вспомогательным оборудованием и ручным гидравлическим инструментом.
УБИМ в ходе испытаний на полигоне
© Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»Масса инженерной машины составляет не более 55 т. По мнению разработчиков, это позволяет обеспечить УБИМ высокую мобильность и повышенную эффективность инженерных работ. Экипаж машины состоит из двух человек — командир и механик-водитель. В обитаемом отделении предусмотрены также места для трех саперов. Внутри кабины есть кондиционер, печка и даже запасы питьевой воды.
- Очередной «Прорыв»: армия России получит на вооружение новый танк
- От «Терминатора» до боевых систем будущего: о главных преимуществах танковой армады России
У УБИМ высокая командная управляемость благодаря наличию программно-технического комплекса (ПТК). Рабочее место командира автоматизировано. Он может управлять и обмениваться информацией внутри сети единой системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ). «Цифровая радиостанция, входящая в состав ПТК, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и перестройкой частоты. При этом обеспечивается дальность связи не менее 20 км», — отмечают в УВЗ. Современная система ориентирования, включающая аппаратуру спутниковой навигации, позволяет экипажу точно ориентироваться на местности и взаимодействовать с другими подразделениями при работе в ЕСУ ТЗ.
Превосходство УБИМ
В машине повышена защищенность и живучесть. В конструкции предусмотрено два варианта дополнительной модульной защиты надстройки корпуса — защита от обычных средств боевого воздействия и противорадиационная. Маскировка УБИМ обеспечивается системой постановки дымовой завесы и термической дымовой аппаратурой.
Дистанционно управляемый боевой модуль УБИМ с 12,7 мм пулеметом и прицелом
© Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»Платформа УБИМ собрана из узлов и агрегатов танков Т-90М, которыми вооружается армия России. И это — далеко не единственное, что роднит ее с боевыми образцами. На машине установлено несколько вариантов исполнений брони.
Прежде всего, это базовое исполнение — броня с керамическими материалами композиционными, которые защищают изделие от прямых попаданий снарядов противника. Но поскольку у нас функционал изделия заключается и в работе в радиоактивной зараженной местности, то по желанию заказчика мы устанавливаем второй вариант исполнения комплекса — со свинцовыми пластинами для защиты экипажа от радиоактивного воздействия
Даниил Кабильский
инженер-конструктор УКБТМ
Экипаж обладает большими возможностями по поиску и поражению целей благодаря наличию дистанционно управляемого боевого модуля с 12,7 мм пулеметом (боекомплект — 1200 зарядов) и прицелом (с телевизионным, тепловизионным каналами и лазерным дальномером). Боевой модуль позволяет обнаруживать цели днем, ночью и в условиях плохой видимости на дальности до 5000 м. На машине также имеется видеосистема обзора зон работы инженерного оборудования и телевизионная камера заднего вида.
Экипаж УБИМ состоит из двух человек — командир и механик-водитель. Также есть места для трех саперов
© Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»Высокие динамические характеристики на УБИМ достигаются благодаря двигателю В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. Запас хода по шоссе не менее 500 км. Максимальная скорость (по шоссе) — не менее 60 км/ч.
В помощь механику-водителю введен контроллер управления системами шасси с отображением параметров на специальном дисплее
пресс-служба УВЗ
Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин считает, что такая машина в перспективе может базироваться и на шасси «Армата», «так как именно эта платформа предназначена для самой надежной защиты экипажа боевой машины на поле боя». А пока, по его мнению, для нее прекрасно подходит база танков Т-72 и Т-90, «тем более что эти платформы уже всесторонне отработаны, поставлены на конвейер и приспособлены под любой комплекс».
УБИМ оснащена универсальным бульдозерным оборудованием с изменяемым положением крыльев отвала
© Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»По мнению военного эксперта, создание УБИМ, способной решать массу боевых задач как под огнем противника, так и в тылу, и при подготовке прорыва его обороны, «это еще один шаг не только к роботизации всех работ, связанных с опасностью для жизни и здоровья военнослужащих, для облегчения и ускорения решения ими боевой задачи, но и для максимальной защиты их жизней».
Такие машины крайне необходимы современной армии, взявшей курс на максимально возможное сохранение жизни и здоровья военнослужащих. Она может пригодиться не только во время войны, но и для решения задач ликвидации чрезвычайных ситуаций, техногенных и природных катастроф. Роботизирование такой опасной работы, устранение из нее человека — тенденция развития боевой техники нашей армии
Виктор Литовкин
военный обозреватель ТАСС
«На сегодняшний день универсальная инженерная бронированная машина представляет из себя технологический прорыв, не только превосходя отечественные аналоги, но и зарубежные по техническому опционалу и функционалу», — отмечает инженер-конструктор УКБТМ Даниил Кабильский. Подобные машины имеются и у зарубежных производителей. На вооружении Великобритании стоит инженерная машина Trojan, а у немцев два образца — Wisent 2 и Kodiak AEV 3, созданная совместно со швейцарцами.
На носу машины огромный отвал шириной 4,5 м, которым она сносит почти любые преграды на своем пути
© Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»Trojan создан на базе британского основного боевого танка Challenger, вооружение — пулемет калибра 7,62 мм. Максимальная скорость (по шоссе) — 56 км/ч. Запас хода — 450 км. Грузоподъемность — 3000 кг. Wisent 2 и Kodiak AEV 3 построены на шасси немецкого основного боевого танка Leopard 2. Они обладают большей массой (60 и 62 т соответственно) и грузоподъемностью (4000 и 3500 кг). Вооружение у первого — пулемет калибра 12,7 мм, у второго — 7,62. У всех зарубежных машин экипаж по два человека.
Однако сравнительный анализ показывает, что по основным характеристикам УБИМ не уступает современным зарубежным аналогам, а по грузоподъемности стрелового оборудования превосходит всех конкурентов. При этом новый российский «боевой скорпион» обладает более широкими функциональными возможностям и мощным управляемым вооружением.
Подготовил Роман Азанов
ТАСС благодарит пресс-службу УВЗ за предоставленные фото- и видеоматериалы
Инженерная машина «Объект 153» УБИМ. Одна вместо нескольких
В парке техники инженерных войск должны присутствовать бронемашины разных типов, способные решать широкий круг задач. Несколько лет назад в нашей стране появилась идея создания универсальной инженерной бронемашины, способной заменить сразу несколько существующих образцов. К настоящему времени это предложение было реализовано в виде нового проекта, по которому уже построили опытный образец. Буквально несколько дней назад широкой общественности впервые показали новую Универсальную бронированную инженерную машину – УБИМ.О существовании проекта УБИМ было объявлено около года назад. В рамках международного военно-технического форума «Армия-2017» научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» впервые показала макет перспективной инженерной машины. Новый образец с рабочим обозначением «Объект 153» или УБИМ создавался Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) по заказу инженерных войск. Целью опытно-конструкторской работы с шифром «Робот-3» являлось создание инженерной машины, способной расчищать завалы, работать с различными грузами и т.д., выполняя работу сразу нескольких существующих образцов.
Общий вид универсальной инженерной машины «Объект 153»
До первого показа макета УКБТМ успело сформировать облик будущей УБИМ и начать разработку необходимой документации. Первый публичный показ полноценной машины нового типа запланировали на форум «Армия-2018». При этом анонс новой разработки состоялся незадолго до начала выставки. Кадры с испытаний УБИМ «Объект 153» показал телеканал «Звезда» в своей программе «Военная приемка». Позже съемки этих испытаний вошли в официальный рекламный ролик от «Уралвагонзавода».
Согласно техническому заданию, новый образец должен решать задачи, свойственные сразу нескольким классам техники. УБИМ должна решать задачи ремонтно-эвакуационной машины, инженерной машины разграждения и путепрокладчика. Кроме того, к ней предъявляются особые требования в части подвижности и защиты. Подобные инженерные задачи были решены путем применения танкового шасси и набора специального оборудования разного рода.
«Объект 153» был построен на шасси основного танка Т-90М, не так давно поставленного в серию. В связи с новыми задачами корпус готовой машины серьезно перерабатывается и сохраняет лишь отдельные свои черты. В частности, сохраняются некоторые особенности компоновки. В передней части корпуса помещается рубка с рабочими местами экипажа и часть целевой аппаратуры. Центральный объем вмещает необходимую аппаратуру, а корма по-прежнему отдается под силовую установку.
Макет УБИМ, представленный в 2017 г.
УБИМ комплектуется дизельным двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. и механической трансмиссией, собранными в единый блок. По составу силовой установки инженерная машина унифицирована с базовым танком, но имеет некоторые отличия. В составе трансмиссии имеются средства для отбора мощности на целевое оборудование, прежде всего, для привода насосов гидравлической системы.
Без изменений у танка заимствована ходовая часть с шестью опорными катками на каждом борту. Унификация по силовой установке и ходовой части позволяет получить подвижность на уровне базового танка и работать в одних порядках с серийной бронетехникой войск.
Пожалуй, самым крупным и заметным нововведением проекта «Объект 153» является новая верхняя часть корпуса. Лоб бронемашины теперь включает незначительно наклоненные бронелисты, на которых монтируется часть специального оборудования. Над ними помещается рубка экипажа, отличающаяся сравнительно большими размерами и смещенная к левому борту. Справа от нее, на надгусеничной полке, остается ровная площадка, используемая для размещения стрелы. За рубкой, над центральной частью корпуса, помещен короб для перевозки грузов. Дополнительный объем для различных агрегатов и имущества находится над левой надгусеничной полкой.
УБИМ на полигоне
Новые агрегаты корпуса выполнены с учетом обеспечения необходимого уровня защиты. В частности, лобовая проекция имеет комбинированную защиту на основе броневой стали и керамических элементов. Такая броня обеспечивает защиту от артиллерийских снарядов. Также разработан другой вариант бронирования, в котором вместо керамики используются свинцовые плиты. УБИМ в такой комплектации отличается повышенным уровнем защиты экипажа от радиации.
На лобовой части корпуса предусматривается узел для установки бульдозерного оборудования. С использованием опыта разработки предыдущих инженерных машин был создан отвал с изменяемым положением крыльев. На общей раме с гидравлическими приводами, отвечающими за вертикальное перемещение, закрепляется пара подвижных половин отвала. В зависимости от решаемых задач, их можно «собрать» в прямой отвал, расположенный прямо или под углом, либо перевести в клиновидную конфигурацию. Управление отвалом осуществляется гидравликой по командам с операторского пульта.
Сообщается, что бульдозерное оборудование позволяет УБИМ работать в городских условиях, а также на полях, в горной или лесистой местности. Во всех случаях обеспечивается перемещение грунта или различных обломков. При помощи отвала «Объект 153» должен расчищать завалы и обеспечивать проход другой техники, как боевой, так и вспомогательной.
Командир использует стрелу. Управление ведется при помощи выносного пульта
На правом борту корпуса, на усиленной надгусеничной полке, конструкторы поместили опорно-поворотное устройство стрелы, способной нести разные рабочие органы. Собственно стрела состоит из трех секций, выполненных из броневой стали. Они шарнирно соединяются друг с другом и оснащаются гидравлическими приводами, обеспечивающими взаимное перемещение в одной плоскости. Стрела УБИМ может перемещаться в горизонтальной плоскости на большие углы и работать с объектами на разном расстоянии от машины. В походном положении стрела укладывается на правую надгусеничную полку, при этом рабочий орган оказывается сзади и поднимается вверх.
Стрела имеет посадочное место для сменного рабочего органа. В комплекте с УБИМ пока идут два типа такого оснащения. Первый – экскаваторный ковш захватно-клещевого типа. Устройство для сбора грунта дополняется подвижным элементом, что позволяет буквально хватать различные объекты. Таким образом, подобное оснащение может использоваться как для отрывки котлованов или траншей, так и для перемещения грузов. Конструкция и приводы стрелы позволяют работать с грузами массой до 7,5 т.
Второй рабочий орган из комплекта «Объект 153» – гидравлический молот. Он выполнен в виде сменного модуля в собственном корпусе, из которого выступает ударный клин. Характеристики молота обеспечивают эффективное разрушение кирпичных и бетонных конструкций, а также крупных камней природного происхождения.
Захватно-клещевой ковш в работе
Основным рабочим органом на стреле является ковш с захватом. При переводе машины в походное положение он оказывается позади кормы и поднимается вверх во избежание задевания грунта. Крупный выступающий агрегат придает машине узнаваемый внешний вид. Пресса уже сравнила инженерную машину характерного вида со скорпионом. Гидромолот, в свою очередь, предлагается перевозить на специальной раме, закрепленной на кроме корпуса. Такое его расположение не оказывает существенного влияния на габариты УБИМ, но упрощает установку на стрелу перед использованием.
«Объект 153» способен решать некоторые задачи, свойственные бронированным ремонтно-эвакуационным машинам. Для этого на борту присутствуют тяговая и вспомогательная лебедки большой мощности. Впрочем, УБИМ не является полноценной заменой БРЭМ. Состав бортового оснащения не позволяет решать все задачи подобной техники, в первую очередь, выполнять ремонт поврежденных машин.
Универсальная бронированная инженерная машина предназначается для работы на переднем крае, где присутствуют характерные угрозы. Для этого в составе переносного оборудования УБИМ присутствует ручной миноискатель индукционного типа. Также имеется прибор радиационной и химической разведки, предупреждающий о наличии заражения. За счет герметизации обитаемого отсека и наличия фильтровентиляционной установки «Объект 153» может работать в районах применения оружия массового поражения.
Перенос груза при помощи стрелы и ковша
На борту машины также имеется разнообразный ручной инструмент для выполнения тех или иных работ. Имеется возможность перевозки различных агрегатов или запчастей. Общая масса груза в отсеке на крыше корпуса – 4,5 т.
Внутри рубки предусматриваются места для двух членов экипажа и трех саперов. Последние не входят в штатный экипаж УБИМ, но могут помогать решению основных задач. Рабочие места командира и механика-водителя находятся в передней части рубки. Командир располагается по центру, водитель – у левого борта. Рубка отличается большой высотой, что улучшает обзорность с мест экипажа, как через открытые люки, так и с применением смотровых приборов. Задний десантный отсек рубки имеет несколько перископических приборов, при помощи которых саперы могут следить за обстановкой.
Командир взаимодействует с автоматизированным рабочим местом, оснащенным современными системами связи и управления. Командир может принимать и передавать данные об обстановке на поле боя в рамках существующей единой системы управления тактическим звеном. Связь с командованием и другими машинами осуществляется по защищенному цифровому каналу. Также АРМ командира получает данные от системы спутниковой навигации. На месте командира располагается выносной пульт управления стрелой.
Интерьер обитаемого отсека, вид на место механика-водителя
«Объект 153» не должен вступать в прямое столкновение с противником, но все же оснащается оружием для самообороны. В задней части крыши рубки предусмотрено посадочное место для дистанционно управляемого боевого модуля. Это изделие комплектуется крупнокалиберным пулеметом с боекомплектом в 1200 патронов. Поиск целей и наведение оружия осуществляется при помощи блока оптико-электронной аппаратуры и дистанционно управляемых приводов. Спереди слева на корпусе помещается батарея из восьми дымовых гранатометов, направленных в переднюю полусферу.
Вследствие установки ряда новых устройств, отличающихся большими размерами, УБИМ по своим габаритам превосходит базовый Т-90М. Общая длина машины с отвалом и ковшом в транспортном положении сопоставима с длиной танка с пушкой вперед. Кроме того, «Объект 153» отличается большей высотой. Снаряженная масса этого образца задана на уровне 55 т. За счет мощного двигателя машина способна развивать скорость не менее 60 км/ч. Запас хода – 500 км. По проходимости и подвижности УБИМ мало отличается от серийных основных танков.
***
К настоящему времени НПК «Уралвагонзавод» построила опытный образец новейшей УБИМ и вывела его на испытания. Некоторые эпизоды работы на полигоне вошли в демонстрационный ролик. В нем наглядно показано, как «Объект 153» может передвигаться по пересеченной местности, перемещать объекты при помощи захватно-клещевого ковша, а также проделывать проходы в завалах из бревен или кирпично-бетонных обломков. В последнем случае УБИМ не только убирала препятствия с пути, но и снимала некоторый слой грунта.
Боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом
По информации разработчика, новейший образец инженерной машины может решать разные задачи, возникающие на поле боя. Прежде всего, она предназначается для разборки завалов при помощи отвала или ковша, причем присутствует возможность измельчения крупных обломков и препятствий с использованием гидравлического молота. При необходимости «Объект 153» способен вытаскивать застрявшую технику и эвакуировать ее.
Подобная универсальная машина представляет определенный интерес для заказчика. Более того, в прошлом году сообщалось, что командование инженерных войск планирует в будущем заменить имеющиеся ИМР и БАТ новыми серийными УБИМ. Таким образом, в парке техники вместо нескольких разных образцов с отличающимися задачами появится универсальная машина. При этом универсальный образец будет унифицирован с современной бронетанковой техникой сухопутных войск. Эксплуатировать новые образцы предполагается в дивизионном и армейском звеньях.
По известным данным, Универсальная бронированная инженерная машина существует только в виде опытного образца и пока проходит необходимые испытания на полигонах. После их завершения будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта, в том числе о запуске серийного производства и постановке УБИМ на вооружение инженерных войск. Перспективы этой машины выглядят оптимистично. Дело в том, что ОКР «Робот-3» и проект «Объект 153» создавались по заказу инженерных войск и с учетом их требований. При соблюдении всех пожеланий заказчика готовая машина сможет поступить на вооружение.
УБИМ на трассе полигона
Очевидно, что в случае положительного развития событий стартовым заказчиком УБИМ станут сухопутные войска российской армии. Если информация о планируемой замене устаревающей техники соответствует действительности, то НПК «Уралвагонзавод» может получить весьма крупный заказ. Для замены существенной части имеющихся образцов инженерным войскам нужны десятки или сотни «Объектов 153». Нельзя не отметить, что массовая поставка такой техники позволит оптимизировать парк и реализовать преимущества, связанные с использованием современного танкового шасси.
Есть основания полагать, что УБИМ может заинтересовать и зарубежных заказчиков. Основные боевые танки семейства Т-90 поставлялись множеству зарубежных армий, которым также требуется инженерная техника. Использование унифицированного шасси в таком случае оказывается важным конкурентным преимуществом.
Судя по сообщениям последних лет, командование российских инженерных войск пришло к выводу об ошибочности применявшихся ранее подходов. Строительство и эксплуатацию нескольких образцов инженерной техники, выполняющих разные задачи, сочли нецелесообразным. В связи с этим новый образец инженерной машины стал универсальным и получил возможность выполнения разных работ. В обозримом будущем ему предстоит пройти все необходимые испытания и показать, насколько правильным является такой подход. Если «Объект 153» УБИМ справится с возложенными на него задачами, то российские инженерные войска ждет серьезное перевооружение.
По материалам сайтов:
http://uvz.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://russianarms.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
http://gurkhan.blogspot.com/
Техника инженерных войск | Журнал Популярная Механика
В разгар январских снегопадов в прессе появились сообщения с заголовками вроде «Улицы в Нижнем Тагиле чистят танки». Правда, в самих сообщениях авторы сознавались, что «танки» в заголовке возникли для красного словца. На самом деле произошло то, что уже не раз случалось в истории: на помощь гражданскому населению вышла военная инженерная техника. Эти машины и в самом деле имеют много общего с танками, но главное — в отличие от танков они могут быть полезны не только во время войны.
Посмотреть на необычную, и потому довольно устрашающе выглядящую, хоть и лишенную пушек и пулеметов инженерную технику команде «ПМ» довелось в расположении бригады Инженерных войск России в подмосковном Нахабино. Такие смотры российские саперы устраивают обычно в канун своего профессионального праздника — 21 января. Надо сказать, что зима — отличное время для демонстрации машин, которые должны в любое время года и в любых условиях прокладывать дорогу войскам, движущимся вперед, и создавать укрепления в случае оборонительных действий.
Когда-то видный военачальник времен Второй мировой генерал Дж. С. Паттон заметил: «В мое понимание до сих пор не укладывается, как можно вести продолжительные боевые действия при температуре ниже нуля». Недоумение американского генерала в России может вызвать только улыбку: зимой у нас гнали немцев от Москвы, добивали Паулюса в Сталинграде, прорывали и снимали ленинградскую блокаду. Но холод есть холод, и с промерзшим до состояния бетона грунтом обычной саперной лопатке справиться трудновато. Для быстрого устройства окопов в условиях зимы саперы применяют сегодня специальные заряды на основе тротила. После взрыва промерзшая земля разрыхляется, и ее можно относительно легко выбрать с помощью лопаты. Если же нужны другие масштабы и объемы, когда, например, необходимо укрыть за земляными заграждениями танки и БМП, не обойтись без тяжелой техники.
Инженерная машина разграждения — пожалуй, самая универсальная машина инженерных войск. Она не только пробивает завалы, но может корчевать лес, убирать препятствия краном, копать и прокладывать дороги.
Как корабль на волнах
Машина для отрывки котлованов МДК-3 — это настоящий корабль. Сделанный на основе армейского гусеничного транспортера-тягача МТ-Т, МДК-3 имеет длину более 10 м. Сходство с морским судном усиливается, когда эта техника начинает работу. На корме машины расположена роторная фреза с метателем. В походном положении она поднята, в рабочем режиме ее опускают вниз. МДК-3 движется задним ходом, фреза вращается, отрывая широкую траншею, в которую через некоторое время начинает погружаться сама машина, высоко задирая при этом носовую часть. Будто корабль на волнах. Влево и вверх уходит струя земли, смешанной со снегом, и, похоже, для этого монстра время года не так важно — он готов вгрызаться в грунт всегда и везде. Особенно если учесть, что МДК-3 кроме фрезы имеет в своем арсенале и рыхлитель, как раз для предварительной обработки замороженной земли.
Первая отечественная инженерная машина разграждения была выпущена в 1969 г. и базировалась на шассии танка Т-55. С тех пор сменились два поколения: ИМР-2 основывалась уже на шасси танка Т-72, а самая новая ИМР-3 — на шасси танка Т-90. Машина предназначается для прокладывания колонных путей передвижения по пересеченной местности, в лесах, в городских завалах. В случае применении экскаваторного ковша, может использоваться для отрывки котлованов.
Бульдозерная часть ИМР может работать в нескольких режимах. Первый — двухотвальный, когда для пробивания заграждений и снежных заносов отвалы соединяются под углом в стреловидный «таран». Второй — бульдозерный: в этом случае оба отвала поставлены в один ряд, перпендикулярный направлению движения. И, наконец, грейдерный режим дает возможность поставить оба отвала в одну линию наискось, чтобы сгребать грунт, гравий, снег на одну из обочин прокладываемого пути.
Фактически ИМР создана для действий в условиях ядерной войны: броня в 10 раз ослабляет действие радиации, кабина оснащена фильтро-вентиляционной установкой, а кроме того, все манипуляции с рабочими органами экипаж может проводить, не покидая кабины и не подвергая себя опасностям зараженной среды. Именно поэтому ИМР сыграли выдающуюся роль в ликвидации последствий Чернобыльской аварии: машины разгребали завалы и монтировали конструкции саркофага. ИМР использовались и в боевой обстановке, в частности командировались в Афганистан, а в Чечне принимали участие в строительстве горных рокад для переброски войск. Поскольку машина смонтирована на танковом шасси, у нее, как и у танков довольно дорогой моторесурс.
Инженерная машина разграждения (ИМР) — да-да, именно та самая, что выходила чистить снег в Нижнем Тагиле — готовится принять участие в огненном шоу. Она действительно сделана на танковом шасси, только вместо вращающейся башни — телескопическая крановая стрела с универсальным захватом. Бойцы-саперы сложили из кусков фанеры, деталей мебели, старых дверей, бревен, досок, стертых шин и пластиковых канистр баррикаду высотой метра полтора, призванную имитировать огневые завалы на пути войск.
Машина для отрывки котлованов. МДК-3 — машина со специфическими задачами. Ее использование целесообразно, когда требуется отрыть укрытия для техники, крупные убежища и огневые сооружения. Для рытья обычных окопов подойдет техника поменьше, хоть и не столь впечатляющая на вид. Речь идет, например о полковой землеройной машине (ПЗМ-2), которая создана на базе колесного тракторного тягача Т-155 и оснащена бесковшовым рабочим органом.
Известный эксперт в области фортификации и инженерной техники, автор нашего журнала Юрий Веремеев считает, что МДК-3 не смогла полностью заменить свою морально устаревшую предшественницу МДК-2М. Причина — огромные размеры и слишком высокая производительность. В звене полк-бригада для этого гиганта найдется не так много задач. Впрочем, МДК-3 больше не производят. Ее начали проектировать в харьковском КБ им. А.А. Морозова в конце 1970-х на базе гусеничного тягача МТ-Т собственной разработки, а на вооружение машина встала лишь в конце 80-х. Вскоре распался СССР, и производство на Харьковском заводе транспортного машиностроения свернули, так что МДК-3 осталась мелкосерийным продуктом.
Машина оснащена роторной фрезой с метателем, отбрасывающим в сторону вынутый грунт и укладывающим его в виде бруствера. Также МДК-3 оснащена бульдозерным отвалом, одна из функций которого — выравнивать днище выкопанных котлованов. Конструктивно предусмотрен рыхлитель для подготовки мерзлого грунта. МДК-3 способна отрывать котлованы неограниченной длины, шириной по дну 3,7 м, и глубиной до 3,5 м (1,75 м за один проход). Производительность машины 500−600 кубометров вынутого грунта в час. Достаточно представить себе эти сотни тонн земли, чтобы ощутить всю мощь этой инженерной машины.
Даже щедро политый соляркой, весь этот хлам не спешит разгораться на ветру. Тем временем экипаж ИМР деловито хлопочет около своей машины, весящей более 40 т. Ее главный рабочий орган — тяжелый, мощный, управляемый гидравликой бульдозерный отвал. Точнее, отвала два, но при прокладке проходов через завалы они ставятся под углом друг к другу, образуя могучий стреловидный таран. И вот дерево пылает, покрышки чадят, а экипаж ИМР получает команду на начало упражнения. Машина окутывает себя облаком плотного сизого выхлопа, начинает движение вперед и… — кто бы мог подумать! — пробивает баррикаду одним махом, лишь жалобно кряхтят деревяшки, попавшие в траки. Ну а за ИМР остается свободный ровный проход, по которому можно идти, бежать и даже ехать.
Статья «Огонь, земля и снег» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2013).Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Во второй части мы рассмотрели основные модификации ИМР-2. Но усовершенствование машины и ее оборудования не прекращались. Они продолжаются по сей день.
В середине 1980-х гг. на ИМР испытывали экспериментальный образец тралящего устройства. Это было связано с тем, что ножевой трал машины (как и трал КМТ-6 для танков) не обеспечивал надежного траления мин, заглубленных более 30 см, — она составляла 20%. В ходе работ было разработано тралящее устройство в виде рамы, которая навешивалась на универсальный бульдозер. В результате общий вес всех компонентов трала был уменьшен, но надежность траления мин при заглублении до 50 см удалось повысить всего на 10%.
Экспериментальное тралящее устройство на бульдозере ИМР-2
Также в последние десятилетия проводилось много робот по модернизации и усовершенствованию рабочих органов ИМР. Для примера приведем патент на интересную модернизацию (или изменение) захвата-манипулятора ИМР-2М:
Инженерная машина разграждения (Патент RU 2072088):
F41h23 — Средства наступления или обороны, не отнесенные к другим группам. Авторы патента: Кондратович А.А., Афанасьев В. Е., Примак Л.В., Черепанов В.Д., Купцов В.И.
Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности лесных и каменных завалов. Инженерная машина разграждения содержит базовое шасси 1, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган 2 и поворотная платформа 3 с телескопической стрелой 4. Новым в машине является то, что телескопическая стрела снабжена захватом 5 с гидроцилиндрами управления 6, выполненным в виде двух шарнирно соединенных между собой челюстей, одна — в виде бульдозерного отвала 7 с закрепленными на нем шипами 8, другая — в виде рамы 9 с жестко закрепленными на ней зубьями 10.
Фиг.1
Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности, лесных и каменных завалов.
Известна инженерная машина разграждения ИМР-2М, содержащая гусеничное шасси, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган и поворотная платформа с телескопической стрелой, на которой установлен рабочий орган в виде захвата-манипулятора. Недостатком этой машины является низкая производительность при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.
Задачей предлагаемого технического решения является повышение производительности машины при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.
Проведенный сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с прототипом показывает возможность повышения производительности машины при устройстве проходов в каменных и лесных завалах в 2-3 раза.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена инженерная машина разграждения (ИМР), вид сбоку; на фиг. 2 захват в раскрытом положении, вид сбоку; на фиг.3 захват в закрытом положении, вид сбоку; на фиг.4 захват в раскрытом положении, вид спереди; на фиг.5 захват в закрытом положении, вид спереди.
ИМР работает следующим образом. При проделывании проходов в завалах, где преобладает мелкая фракция, а также при устройстве въезда на крутой грунтовый откос, челюсти захвата 5 сомкнуты (фиг. 3 и 5).
Фиг.3
Фиг.5
Опуская телескопическую стрелу 4, внедряют захват 5 в завал (откос), затем втягивая телескопическую стрелу и поворачивая захват в вертикальной плоскости, зажимают элементы завала между захватом и опущенным на грунт отвалом бульдозерного рабочего органа 2, после чего движением базовой машины перемешивают элементы завала в нужном направлении (грунт из откоса между захватом и отвалом бульдозерного рабочего органа не зажимается, а перемещается в направлении машины, за счет чего образуется въезд).
При проделывании проходов в завалах, где преобладает крупная фракция (бревна, железобетонные плит и т.п.), захват 5 раскрыт (фиг.2 и 4). Опуская телескопическую стрелу 4 и поворачивая захват 5 в вертикальной и горизонтальной плоскостях для придания ему необходимой ориентации, внедряют его зубьями 10 в завал, одновременно смыкая челюсти 7, 9 и зажимая элементы завала между ними. Затем, управляя телескопической стрелой 4 и поворотной платформой 3, перемещают элементы завала и нужном направлении.
Фиг.2
]Фиг.4
При необходимости указанные циклы повторяют.
За счет применения предлагаемого технического решения появляется возможность повышения в 2-3 раза производительности машины при проделывании проходов в завалах, остальные функциональные возможности машины при этом сохраняются.
Возможно при разборе завала такой захват и более выгоден. Но при нем теряется универсальность машины. Ведь иногда надо выкопать траншею или канаву, убрать сыпучий материал в сторону от пути, а не перемещать его и т. п. Новым захватом этого на сделаешь
Зарубежные аналоги
В армиях других стран мира (не считая республик бывшего СССР — там ИМР) также есть инженерные машины подобные ИМР-2. Именуются они по-разному: саперный танк, бронированная (боевая) инженерная машина, инженерная машина разграждения. Состав оборудования у них также может отличаться от того, что на ИМР-2, но спектр выполняемых задач практически тот же. Ниже — несколько представителей этого семейства.
Великобритания:
Саперный танк «CHIEFTAIN» AVRE. «Чифтен» предназначен для обеспечения высокой мобильности танковых боевых групп путем расчистки для них путей движения в условиях массового применения противником заграждений, в том числе минных. Вместо башни смонтирована грузовая опрокидывающаяся платформа для размещения рабочего оборудования. Танк оснащен колейным ножевым минным тралом EMP с гидравлической системой управления, бульдозерным оборудованием UDK1, навешиваемое вместо трала за 10 мин, до трех пакетов фашин из пластмассовых труб для преодоления противотанковых рвов, одним-двумя комплектами удлиненных зарядов разминирования на прицепах L8, гибким дорожным покрытием класса 60, лебедкой с усилием 10 т, крановым оборудованием. Всего было заказано 46 саперных танков.
Саперный танк «Чифтен»
С 2008 г. а инженерных войсках Великобритании для решения задач сопровождения войск применяют машину «Троян». На вооружение инженерных частей поступило 33 такие машины для замены находящихся на вооружении бронированных инженерных машин «Чифтен». Шасси боевой инженерной машины (БИМ) «Троян» выполнено на основе узлов и агрегатов основного боевого танка «Челленджер-2». Машина «Троян» оснащена мощной модульной броневой защитой аналогичной базовому танку, что должно обеспечить защиту экипажа от взрыва противотанковой мины, а также от огня большинства противотанковых средств. Поскольку машины этого типа нередко вынуждены выполнять задачи инженерного обеспечения, связанные с риском для жизни экипажа, предусмотрена возможность их использования в режиме дистанционного управления. В качестве вооружения на ней используется 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением.
В стандартном исполнении «Троян» оснащен установленным в носовой части бульдозерным отвалом с гидравлическим приводом. Отвал может использоваться как для разрушения препятствий, так и быстрой подготовки огневых позиций. При необходимости проделывания прохода в минно-взрывных заграждениях предусмотрена его оперативная замена в полевых условиях ножевым минным тралом или минным тралом плужного типа. Проделывание проходов в минном поле возможно и взрывным способом. Для этого «Троян» может буксировать на прицепе установку разминирования «Питон». При необходимости на этой машине может быть установлен электромагнитный минный трал для уничтожения мин, оснащенных неконтактными взрывателями. Задняя платформа предназначена для перевозки различного инженерного оборудования, например фашин. На правом борту БИМ «Троян» смонтирована стрела экскаватора с гидравлическим управлением. На сегодняшний день лишь эта инженерная машина в максимальной степени приспособлена к использованию в современных конфликтах.
Инженерная машина «Троян»
С 2010 г. на вооружение английских инженерных войск стали поступать боевые инженерные машины разграждения Terrier от британской компании BAE Systems. «Терьер» может выполнять широкий спектр работ, в том числе — прокладку колонных путей, обеспечивать продвижение войск через зоны разрушений, рыть траншеи, противотанковые рвы, создавать инженерные заграждения, заниматься погрузкой и укладкой фашин. Combat engineering vehicle Terrier оснащается системой электродистанционного управления, которая позволяет управлять машиной на расстоянии до одного километра. Машина способна транспортировать 5 тонн материалов, вооружена 7,62-мм пулеметом, а также пусковыми установками дымовых гранат для создания дымовой завесы, оснащена системой РХБ защиты, инфракрасными камерами. Полная масса Terrier составляет 32 тонны, она имеет цельносварной бронированный корпус и может дополнительно оснащаться навесной броней. Экипаж состоит из 2 человек.
ИМР «Терьер»
Германия:
Немецкий саперный танк «Pionierpanzer 2» предназначен для оказания помощи тяжелым боевым машинам при форсировании ими водных преград, а также для выполнения земляных и грузоподъемных работ в передовых районах. Является дальнейшим развитием саперного танка «Pionierpanzer 1», выполнен на базе танка «Leopard 1». Машина оснащена телескопической экскаваторной стрелой, бульдозерным оборудованием, комплектом оборудования для электрической резки и сварки, работающим от встроенного электрогенератора, лебедкой-кабестаном с механизмом натяжения троса. Вооружение включает 7,62-мм пулемет. Система дистанционного управления экскаваторным оборудованием позволяет более точно выполнять земляные, грузоподъемные и другие работы. Коробчатая стрела треугольного сечения размещается на правом борту в передней части корпуса и в походном положении укладывается на крышу. Бульдозерное оборудование может оснащаться закрылками, увеличивающими ширину резания до 3,75 м. На задней стороне отвала шарнирно укреплены зубья рыхлителя. На саперный танк может быть установлено оборудование для подводного вождения, обеспечивающее преодоление водных преград глубиной до 4 м.
Саперный танк «Пионерпансер2»
Франция:
Саперный танк АМХ-30 EBG создан на шасси танкового мостоукладчика АМХ-30, но с новым двигателем, подвеской и трансмиссией модификации АМХ-30В2. Он оснащен бульдозерным оборудованием производительностью 120 м3 в час. Имеется также скреперное оборудование. При его использовании машина медленно движется задним ходом вдоль дороги, выравнивая ее. Машина оснащена четырьмя трубчатыми направляющими для дистанционного минирования местности, а также пусковой установкой удлиненного заряда разминирования. Основное вооружение — 142-мм пушка, для стрельбы из которой применяются 17-кг снаряды.
Саперный танк АМХ-30 EBG
США:
Инженерная машина разграждения ИМР M1 Grizzly. Инженерная машина разграждения «Гризли» (по другому «Бричер») разрабатывалась с 1992 г. и предназначена для проделывания проходов в минных заграждениях, растаскивания завалов, оборудования переходов через противотанковые рвы и подходов к местам переправы через водные преграды и суходолы, отрывки котлованов под укрытияпо (правому борту, смонтирована телескопическая стрела) и устройства окопов для боевых машин. Выполнена на базе танка M1 Abrams. Машина оснащена экскаваторным оборудованием, минным двухотвальным ножевым тралом с аппаратурой автоматического регулирования глубины траления. На 10-м телескопической коробчатой стреле треугольного сечения можно крепить ковш емкостью 1,5 куб. м, грузовой крюк или захват. Вооружение включает 7,62-мм пулемет и 40-мм гранатомет.
ИМР-«Гризли»
Однако неудовлетворительные результаты испытаний и высокая стоимость опытных образцов послужили причиной приостановки финансирования программы «Ассалт Бричер». Тем не менее, в 2007 г. 33 такие машины были закуплены для морской пехоты США. Основным инженерным оборудованием БИМ «Бричер» является плуговой минный трал, навешенный на носовую часть машины. С помощью этого оборудования машина может проделывать сплошной проход шириной 4,5 м в минном поле из противотанковых и противопехотных мин, оснащенных контактными взрывателями, со скоростью около 5 км/ч. На машине предусматривается размещение двух удлиненных зарядов разминирования «Миклик». Экипаж БИМ два человека. Мест для размещения саперов, дополнительного оснащения и оборудования не предусмотрено. Кроме того, эта машина оснащена несколькими видеокамерами и системой дистанционного управления по радиоканалу.
Вместо заключения
ИМР-2М армии Казахстана
ИМР-3. В передней части корпуса хорошо виден противотанковый трал КМТ-Р3
ИМР за разборкой завала
ИСТОЧНИКИ:
Барятинский М. Т-72. Русская броня против НАТО. М.: Коллекция, Яуза, 2008.
В бой с невидимым врагом. ИМР-2Д, чернобыльский «динозавр» // http://strangernn.livejournal.com/ 869308.html.
—Войсковая часть А 2070 Конструкторско-технологический центр (КТЦ МО Украины) // http://armor.kiev.ua/dtc/history.htm.
Достопримечательности Чернобыля: знаменитая машина ИМР-2 — незаменимая техника ликвидации // http://eco-turizm.net/dostoprimechatelnosti-chernobyilya-znamenitaya-mashina-imr-2-nezamenimaya-tehnika-likvidatsii-ch-3-3.php.
ИМР — инженерная машина разграждения // http://chornobyl.in.ua/imr.html
—ИМР-1 объект 616а — http://hobby-models.ru/walkaround/imr-1-obekt-616a.html.
ИМР-2 (в/ч в г. Новоград-Волынский) // https://photo.qip.ru/users/coast70/150500371/ 161300080/ #mainImageLink.
Инженерная машина разграждения ИМР. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Военное издательство, 1972.
Инженерная машина разграждения ИМР-2М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Военное издательство, 1990.
Инженерная машина разграждения (патентное бюро РФ) // http://www.findpatent.ru/.
Инженерная машина ИМР-2 // http://karopka.ru/forum/forum188/topic14675/.
Инженерная машина разграждения ИМР-2. Львовский бронетанковый ремонтный завод // http://11332.ua.all.biz/inzhenernaya-mashina-razgrazhdeniya-imr-2-g952203.
История отечественных минных тралов // Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра. №6. 2012.
«Как это было. Вспоминая катастрофу на ЧАЭС». Сайт «Глобальная катастрофа» // http://www.avanturist.org/forum/5-military/1208/.
Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии — Атомстрой // http://expodigital.ru/?m1=Инновационная среда
— ОАО «Научно-производственная корпорация «УРАЛВАГОНЗАВОД» // http://www.uvz.ru/product.
Рунов В.А. Афганская война. Боевые операции. М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Рыжий лес: Ликвидация // http://chornobyl.in.ua/redforest-likvidacia.html.
Современное оружие мира. Инженерные машины // http://rpg1.ru/view201.html.
Фещук М. Бронированный кулак СССР. Основные советские танки и специальная техника на их базе. (1961—1991 гг.).
Чернобыль // http://chornobyl.in.ua/imr.html.
Инженерный монстр. Многоцелевая инженерная машина PEROCC (Великобритания)
Характерной чертой локальных вооруженных конфликтов последнего времени стало широкое использование самодельных взрывных устройств, представляющих опасность для патрулей или войск на марше. Для борьбы с такой угрозой армиям требуется специальное оснащение и особая техника. В настоящее время потенциальным покупателям предлагается многоцелевая инженерная машина PEROCC, изначально предназначенная для поиска и обезвреживания различных мин.История британского проекта PEROCC весьма интересна и наглядно показывает, что бывает с перспективной техникой, не в полной мере отвечающей актуальным требованиям. Работы по созданию машины для военных инженеров стартовали в 2004 году по заказу военного ведомства Великобритании. Учитывая опыт операций последнего времени, военные пожелали получить перспективную инженерную машину, способную искать и обезвреживать взрывные устройства, а также проделывать проходы в минных полях. Далее министерство обороны получило несколько технических предложений, из которых наиболее удачным посчитали представленное компанией Pearson Engineering.
Инженерная машина PEROCC в современной комплектации. Фото Defence.ru
Перспективный проект получил название PEROCC – Pearson Engineering Route Opening and Clearing Capability («Расчистка дорог от компании Pearson Engineering»). В основу новой разработки легли любопытные идеи, направленные, в первую очередь, на сокращение стоимости готового образца и упрощение его эксплуатации. Следует отметить, что такие задачи действительно были успешно решены, но ценой этого стало неполное соответствие требованиям и, как следствие, невозможность полноценной эксплуатации войсками.
Для упрощения разработки и производства инженеры компании «Пирсон» решили строить военную машину на основе коммерческого фронтального погрузчика сочлененной схемы. Оба корпуса погрузчика получили легкую противопульную броню, а также набор решетчатых экранов, способных немного повысить общий уровень защиты. В связи с этим определенным доработкам подверглась штатная кабина экипажа. Одновременно с этим машина получила некоторое новое оборудование, а также те или иные дополнения к существующему оснащению.
Первый вариант инженерной бронемашины. Фото Defence.ru
Штатные средства установки бульдозерного отвала остались на своем месте, но между их балками и отвалом появились крепления для монтажа каткового трала. Отдельная гидравлическая система с возможностью установки второго подобного трала устанавливалась в корме машины. Так же в задней части второй секции погрузчика расположили стрелу-манипулятор, пригодную для использования в качестве подъемного крана, экскаватора и т.д.
Предложенный облик позволял машине PEROCC двигаться по автомобильным дорогам и выполнять разминирование при помощи катковых тралов. При необходимости экипаж мог выполнять некоторые земляные работы, самостоятельно работать с взрывными устройствами и т.д. Имеющееся бронирование позволяло не бояться обстрела из стрелкового оружия.
PEROCC во время работы. Кадр из рекламного ролика
Опытный образец первого варианта инженерной машины был показан представителям заказчика, и сразу подвергся жесткой критике. Имеющиеся системы траления и устройства для работы с грунтом могли решать поставленные задачи, но слишком слабое бронирование резко снижало практический потенциал машины. В имеющемся виде она не представляла интереса для британской армии. В течение некоторого времени компания Pearson Engineering пыталась дорабатывать и улучшать свой проект, но в 2006 году он был закрыт за отсутствием реальных перспектив.
Неудача инженерной машины PEROCC первой версии показывала, какие особенности должна иметь перспективная техника подобного класса, основанная на оригинальных идеях. По-видимому, именно желание реализовать новые мысли позже привело к возобновлению проекта. К концу прошлого десятилетия фирма «Пирсон Инжиниринг» начала разработку глубоко модернизированной машины PEROCC, лишенной недостатков предшественника. Примечательно, что в основе нового проекта должны были лежать уже известные идеи, хотя и измененные в соответствии с результатами предыдущих работ.
Машина без специального оборудования. Кадр из рекламного ролика
Обновленный проект по-прежнему предусматривал использование серийного коммерческого шасси двухзвенной компоновки, выпускаемого компанией Caterpillar. При этом для решения новых задач шасси пришлось подвергнуть более серьезным доработкам. В первую очередь, на обоих элементах шасси следовало установить броневые корпуса новой конструкции. Кроме того, требовалось предусмотреть использование некоторых новых комплектующих, повышающих стойкость машины к подрывам. Силовая установка и трансмиссия, тем не менее, оставались прежними и строились на основе дизельного двигателя. Между собой два корпуса инженерной машины соединяются при помощи особого шарнира, управляемого гидравлическими цилиндрами.
Передняя секция машины PEROCC получила броневой корпус оригинальной и узнаваемой конструкции, заставляющей вспомнить о некоторых современных боевых вертолетах. Основные элементы шасси прикрыты корпусом многоугольного сечения с V-образным днищем. Над ним справа располагается узкая и длинная площадка для установки подъемного крана. Правый борт отдается под кабину экипажа. Последняя имеет многоугольную форму и, за счет тандемного расположения рабочих мест, занимает всю длину корпуса. Кабина имеет наклонный лобовой лист и заваленные внутрь борта. Также предусматривается наклонная передняя крыша. В кормовой части переднего корпуса выступает некое подобие командирской башенки, на левом борту которой находится кронштейн для установки боевого модуля.
Испытания подрывом
Задняя секция базового погрузчика так же получает броневой корпус, однако в этом случае используется менее сложная конструкция. Так же используется V-образное днище с более широким центральным элементом, а нижняя часть бортов устанавливается с развалом наружу. Передняя часть корпуса секции представляет собой небольшую площадку для перевозки различной полезной нагрузки. Позади нее находится более крупный кожух двигателя. Корма состоит из наклонного нижнего листа и изогнутой задней детали моторного отсека.
По данным разработчика, оба корпуса инженерной машины имеют баллистическую и противоминную защиту 3 уровня по стандарту STANAG 4569. Это означает, что машина может выдержать обстрел бронебойными винтовочными пулями калибра 7,62 мм или подрыв 8 кг тротила под колесом или днищем. Внешний вид машины говорит об использовании собственной брони корпуса и накладных элементов, закрепленных на болтах. Утверждается, что в ходе дальнейшего развития проекта баллистическая и противоминная защита могут быть усилены. Вероятно, речь идет о замене накладных элементов более прочными.
Экипаж занимает свои места. Кадр из рекламного ролика
В конструкцию ходовой части внесены некоторые изменения, позволяющие в определенной мере повысить уровень защиты. Так, конструкция всех четырех ведущих колес призвана разрушаться при подрыве. Благодаря этому ударная волна может сорвать колесо с креплений, но ступица и ось остаются на своих местах, позволяя сравнительно быстро и просто выполнить ремонт.
Управлять машиной PEROCC должен экипаж из трех человек: водитель, оператор систем обнаружения и командир. Все они располагаются в кабине друг за другом и располагают развитыми рабочими местами и «противоминными» энергопоглощающими креслами. Посадка в машину производится через собственные люки в крыше. Рабочие места имеют остекление в лобовых и бортовых листах. Применяется защищенное стекло. На местах экипажа находятся различные пульты и устройства для управления специальным оборудованием. Некоторые из них могут сниматься со своего места и использоваться за пределами защищенного объема. Обитаемый отсек оснащен системой кондиционирования, поддерживающей комфортные условия работы.
Вид с места водителя. Кадр из рекламного ролика
В передней части бронированной кабины находится водитель, в распоряжении которого имеются все необходимые органы управления. С их помощью водитель управляет движением, а также контролирует тралы. Позади водителя располагается оператор, задачей которого является работа с системами наблюдения. Вся информация с систем обнаружения выводится на два жидкокристаллических монитора. Кормовое рабочее место, поднятое над другими, предназначено для командира. Он может наблюдать за ситуацией как при помощи остекления кабины, так и используя набор телекамер. На месте командира имеются средства управления специальным оборудованием и боевым модулем.
В передней и задней частях бронемашины располагаются оригинальные средства крепления специального оборудования. Все совместимые устройства закрепляются на осях и управляются гидравлическим цилиндром. Для ускорения замены аппаратуры оси выполнены убирающимися внутрь корпуса. За счет этого на все необходимые работы уходит не более 5 минут.
Самым простым вариантом оснащения машины PEROCC является бульдозерный отвал традиционной конструкции. Его опорные балки надеваются на оси корпуса, а управление осуществляется при помощи переднего гидроцилиндра.
Дистанционно управляемый боевой модуль. Кадр из рекламного ролика
Для выполнения траления компания Pearson Engineering разработала оригинальные средства. Непосредственно на осях корпуса устанавливается П-образная опора, в центре которой имеется шарнир для продольной балки. Последняя комплектуется широкой поперечной балкой с двумя креплениями для двух обойм с катками. Также в ее центральной части может монтироваться дополнительная стрела с оборудованием для поиска мин. Конструкция такого каткового трала обеспечивает проверку двух полос грунта большой ширины. При помощи гидроцилиндра экипаж может изменять положение трала, а также регулировать давление катков на грунт. Максимальная нагрузка на катки – 550 кг. Приводы позволяют не только поднимать и опускать трал, но и изменять его положение относительно продольной оси машины.
На кормовой части инженерной машины должна монтироваться схожая система, имеющая крепления только для одной обоймы катков. При этом имеется гидравлический привод, позволяющий изменять положение трала в вертикальной плоскости, а также регулировать нажим на грунт. Также возможно перемещение трала в горизонтальной плоскости. При использовании трех тралов машина PEROCC способна проделывать сплошной проход шириной 4 м.
Компанией «Пирсон» была создана оригинальная конструкция обоймы с катками, позволяющая решать поставленные задачи, но при этом способная облегчить эксплуатацию техники. На единой обойме предлагается закреплять семь катков малого диаметра. Сама обойма оснащается унифицированным замком, при помощи которого может быть установлена на любой трал машины. На случай повреждения катков во время траления проектом предусматривается перевозка трех запасных обойм. Две помещаются на площадке задней секции корпуса, третья – на корме моторного отсека.
PEROCC с двумя тралами и радиолокатором. Кадр из рекламного ролика
Передний трал может использоваться вместе с поисковым радиолокатором. Последний имеет антенну большой ширины, закрепляемую на специальной выносной стреле. Конструкция стрелы и ее приводы обеспечивают установку антенны в требуемое положение, а также позволяют поднимать и опускать ее для огибания рельефа. В транспортном положении антенна отводится назад и располагается над тралом. Сигнал с РЛС поступает на пульт оператора, который может следить за состоянием грунта и своевременно находить потенциально опасные объекты.
На правом борту передней секции бронемашины PEROCC устанавливается опорно-поворотное устройство многофункциональной стрелы. Двухсекционная стрела имеет гидравлические приводы, позволяющие ей поворачиваться в любом направлении и работать с разными углами подъема. Телескопическая конструкция одной из секций позволяет увеличивать радиус работы. Стрела оснащена несколькими видеокамерами для контроля за работой и действиями рабочего органа. Имеется возможность выноса рабочего органа на 7,5 м от машины. Максимальная грузоподъемность – 4 т, при максимальном вылете этот параметр сокращается до 1,5 т.
На универсальных креплениях стрелы могут устанавливаться различные рабочие органы. Для выполнения земляных работ предлагается ковш экскаваторного типа, разделенный на две половины и пригодный для применения в качестве грейферного захвата. Также предлагается использовать рыхлитель-сошник, при помощи которого можно извлекать из грунта найденные объекты. Непосредственно на стреле имеются управляемые средства для крепления какой-либо полезной нагрузки при работе в режиме подъемного крана.
Антенна огибает препятствие. Кадр из рекламного ролика
Предполагается, что при помощи ковша или крюка инженерная машина сможет решать широкий круг задач, связанных с извлечением и обезвреживанием опасных объектов. При этом экипаж остается под защитой броневого корпуса и подвергается минимальным рискам. Функции подъемного крана могут использоваться как для доставки подрывного заряда, так и при выполнении ремонтных работ. Компания Pearson Engineering особо отмечает, что машина PEROCC, получив те или иные повреждения, может быть отремонтирована силами экипажа. К примеру, на замену поврежденных колес и иной полевой ремонт требуется не больше часа. При подобном ремонте передний и задний тралы могут использоваться в качестве домкратов, а монтаж колеса облегчается наличием ручного инструмента.
На случай столкновения с противником инженерная машина имеет средства самообороны. На левом борту кабины командира располагается дистанционно управляемый боевой модуль Konsberg CROWS. Это изделие, по желанию заказчика, может комплектоваться пулеметами калибра от 5,56 до 12,7 мм или 40-мм автоматическим гранатометом. Боевой модуль оснащен набором оптико-электронных средств, при помощи которых командир машины может вести наблюдение или наводить оружие в любую погоду и в любое время суток.
В связи с использованием специального оборудования и мерами, направленными на повышение стойкости к взрывам, многоцелевая инженерная машина PEROCC отличается достаточно большими габаритами. Общая длина машины с передним и задним тралами достигает 12,2 м. Высота с учетом боевого модуля – 4,1 м. Клиренс – 350 мм. Боевая масса достигает 30 т, однако точное значение этого параметра зависит от набора используемого специального оборудования. Кроме того, повышение уровня защиты может привести к соответствующему росту массы.
Несмотря на сравнительно большие габариты, «разоруженная» инженерная бронемашина может транспортироваться различными способами. При снятых тралах ее габариты соответствуют возможностям военно-транспортных самолетов C-17 и C-5. Также возможна перевозка по железной дороге на стандартных платформах.
Передвигаясь по шоссе, машина PEROCC способна развивать скорость до 40 км/ч. Скорость во время траления значительно ниже и зависит от ряда факторов. За счет использования сочлененной схемы и поворотных тралов радиус разворота в полной комплектации был сокращен до 18 м. Это позволяет выполнять маневрирование и траление в различных условиях, в том числе и на сложных дорогах.
Извлечение обнаруженного объекта. Кадр из рекламного ролика
Опытный образец перспективной инженерной машины Pearson Engineering PEROC, демонстрирующий все возможности оригинального проекта, был построен, испытан и представлен потенциальным заказчикам в 2012 году. В рекламе своего нового продукта компания-разработчик обращала внимание на широкий круг решаемых задач и возможность применения техники в самых разных ситуациях. В рамках продвижения на рынке военной техники было опубликовано значительное число промо-фотографий, видеоролики и т.д. Кроме того, несколько раз прототип отправлялся на выставки вооружений и техники. Таким образом, интересный проект имел все шансы привлечь внимание потенциальных заказчиков в лице британской армии или вооруженных сил третьих стран.
Новый вариант инженерной машины Pearson Engineering Route Opening and Clearing Capability / PEROCC был впервые представлен пять лет назад, однако до сих пор не стал предметом заказов на поставку серийной техники. Действительно, необычной специализированной бронемашине удалось привлечь внимание специалистов и любителей военной техники, а также стать темой обсуждений и споров. Однако военные каких-либо стран так и не пожелали заключать контракты на поставку. Точные причины отсутствия подобного интереса неизвестны. Вероятно, возможных заказчиков отпугнули те или иные особенности предлагаемого образца.
PEROCC в роли экскаватора. Кадр из рекламного ролика
Рассматривая оригинальную разработку компании «Пирсон» и зная ее судьбу, можно попробовать сделать некоторые выводы. Нетрудно заметить, что машина PEROCC имела как плюсы, так и минусы. Положительной чертой проекта можно считать использование готового коммерческого шасси, позволившего получить приемлемые характеристики подвижности, а также снизить стоимость серийной техники. Заявленные характеристики баллистической и противоминной защиты тоже являются плюсом. В качестве еще одного преимущества можно рассматривать возможность решения самых разных задач при помощи разнообразного совместимого оборудования. К примеру, при помощи стрелы-крана машина может помогать в ремонте другой техники, обеспечивать строительные работы и т.д.
Вероятно, одним из главных недостатков проекта PEROCC являются сравнительно слабые катки тралов. Есть основания предполагать, что они могут быть эффективны только против противопехотных мин или иных взрывных устройств с зарядом небольшой массы. Более серьезное оружие гарантировано разрушит катки, а также нанесет повреждения обойме и, возможно, конструкции трала. Подобные особенности инженерной машины могут стать проблемой в контексте борьбы с самодельными взрывными устройствами, чаще всего применяемыми для диверсий в горячих точках.
Опытный образец на выставке. Фото Warwheels.net
Также недостатком проекта может быть само предложение о строительстве отдельной машины, способной бороться с минами. Большое распространение имеют танковые тралы, пригодные для использования боевыми бронированными машинами, и потому не требующие отдельного специализированного носителя. Расчистка проходов и разминирование дорог при помощи отдельной машины специального назначения могут быть невыгодными с точки зрения экономики и эксплуатации.
Подобно другим образцам военной техники разного рода, инженерная машина PEROCC имеет как преимущества, так и недостатки. Однако в данном случае последние перевесили, и оригинальная разработка не смогла стать предметом контракта с вооруженными силами Великобритании или других стран. Тем не менее, компания Pearson Engineering продолжает предлагать свою инженерную машину и надеяться на получение заказов. События последних лет позволяют предполагать, что проект PEROCC так сможет продвинуться дальше испытаний опытного образца, но его создатели все же не теряют надежду.
По материалам сайтов:
http://pearson-eng.com/
http://warwheels.net/
http://army-technology.com/
https://defence.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
Необычная техника инженерных войск (28 фото) » Триникси
В фильмах про войну мы привыкли видеть пехоту, танки, артиллерию и самолеты, в то время как инженерные войска здесь встречаются крайне редко. Однако не стоит недооценивать значение военных инженеров и их техники, ведь именно благодаря им танки и другие бронемашины преодолевают различные препятствия и вовремя оказываются на полях сражений, а пехота получает фортификационные сооружения. С необычной техникой инженерных войск вас познакомит данный пост.Машина Луи Буаро для прорыва проволочных заграждений. Испытана в 1914 году. Внутри восьмиметровой рамы находилась пирамидальная конструкция с мотором и местами для двух членов экипажа. Конструкция медленно катилась вперёд, а рама давила заграждения. Машина в серию не пошла из-за медлительности и больших размеров.
Машина Бретон-Прето для преодоления проволочных заграждений, 1915 год. Построена на базе трактора. Проволока зажималась между специальными зубьями и резалась цепью, похожей на современную бензопилу. Машина заслужила одобрение военных, но в серию не пошла из-за успешного испытания гусеничного шасси.
Система преодоления препятствий «Стражиц». Разработана в 1934 году в СССР на базе лёгкого танка Т-26. Машина была оснащена металлическими треугольными конструкциями, призванными улучшить проходимость через рвы, окопы и стенки. Оригинальность конструкции, к сожалению, не обеспечивала эффективности, поэтому на вооружение «Стражиц» не приняли.
Cultivator No. 6, британская машина для рытья траншей. Создана в начале 40-х годов под личным контролем У. Черчилля. Это чудовище 23 метров длиной и массой 130 тонн могло рыть траншею глубиной полтора и шириной два метра со скоростью от 0,7 до 1 км/ч в зависимости от типа грунта. Причём не только прямую, но и изогнутую.
Cultivator No. 6, вид сзади. Люди возле машины позволяют наглядно представить её размеры. До серийного производства этот колосс так и не дошёл. Ни одного экземпляра до наших дней также не сохранилось.
Японская лесоповальная машина «Хо-К». Использовалась для прокладки дорог в лесу или джунглях. В качестве базы для неё использовался танк «Чи-Хе». Две такие машины несли службу в Маньчжурии.
В паре с «Хо-К» работал специальный трелёвочный трактор «Бассо Ки». Он занимался расчисткой дороги, проложенной лесоповальной машиной. В Маньчжурии их также было два экземпляра.
Немецкий тяжёлый аэродромный тягач-эвакуатор Adler Sd.Kfz.325. Два прототипа были построены в 1943 году. Машина могла не только буксировать самолёты. Большие полые передние колёса-барабаны отлично подходили для утрамбовки поверхности аэродромов.
«Соокоо Сагёо Ки». Специализированная японская инженерная машина для преодоления советских укреплений на границе с Маньчжурией. Была построена с использованием узлов танков Тип 89 «И-Го» и Тип 94. Задачи: рытьё окопов, ликвидация минных полей, колючей проволоки, обеззараживание, постановка дымовых и химических завес, использование в качестве подвижного огнемёта, крана и мостоукладчика.
В 1942 году австралийская армия вооружила некоторые танки Matilda II направляющими для реактивных бомб. Машину прозвали Hedgehog — «Ёж». 16-килограммовые заряды бомб должны были разрушать японские доты. Правда, именно эта модификация так и не успела принять участие в боевых действиях.
Большое количество инженерной техники англичане строили на базе танка Churchill. К примеру, инженерный танк Churchill AVRE с 290-мм мортирой для разрушения дотов. В передней части машины на фото закреплена фашина для преодоления рвов.
Любопытное фото с полигона. Churchill AVRE проложил мост на препятствие, взобрался по нему и сбросил вниз фашину. Судя по всему, сейчас танк должен «спрыгнуть» на неё.
«Черчилль»-мостоукладчик готов проложить 9-метровый танковый мост грузоподъёмностью до 60 тонн.
Не менее любопытная модификация — Churchill Armor Ramp Carrier. Предназначался для закрытия препятствия самим собой. Несколько машин при необходимости могли ставиться друг на друга и буквально заваливать преграду танками.
Пример использования Churchill ARC в Италии. Как видите, здесь понадобилось поставить два танка друг на друга. По ним идёт обычный линейный «Черчилль».
Ещё один вариант применения ARC. На этот раз — для преодоления высокой вертикальной стенки.
Совершенно умопомрачительный проект на базе «Черчилля» — мостоукладчик. Прокладывал дорогу по мягким или вязким грунтам, используя полотно толстой материи, укреплённое изнутри стальной арматурой. При кажущейся ненадёжности такое покрытие гарантировало, что колонна техники не сядет на брюхо на дороге, разбитой гусеницами.
Забронированный бульдозер Caterpillar D7
Впрочем, обыкновенные «гражданские» бульдозеры применялись так же активно. На снимке — расчистка заваленных городских улиц на Филиппинах.
Некоторая техника тонула при высадке на мелководье. Для её подъёма применялись так называемые донные тягачи. Этот был построен на базе «Черчилля».
Другой вариант донного тягача, на этот раз на базе среднего американского танка Sherman.
Эта ремонтно-эвакуационная машина на базе «Черчилля» не только уводила с поля боя повреждённую технику. В неподвижном муляже башни могли укрываться выжившие танкисты.
Минные поля всегда были опаснейшим препятствием для любого рода войск. Инженеры из корпуса морской пехоты США создали «Шерман-краб». Для этого к танку приделали цепной трал, который быстро вращался и бил цепями по земле. Из-за этого срабатывали взрыватели мин.
«Краб» в действии.
Послевоенное время, Израиль. Для пролома дорожных баррикад некоторое количество кустарных броневиков («сэндвич-траков») было оснащено импровизированным тараном. Для борьбы с этой машиной, прозванной «Бустер», противники израильтян стали минировать баррикады.
Советский танковый тягач БТС-2. Во время испытаний назывался «Объект 9», строился на базе Т-54. Мог развивать усилие до 75 тонн, вытаскивая не только средние, но и тяжёлые танки. Принят на вооружение в 1955 году.
Израильский «Шерман-Эйяль». Мобильный наблюдательный пост. На месте демонтированной башни находилась 27-метровая вышка. Использовался для ведения наблюдения в пустыне вплоть до войны 1973 года.
Советская установка УЗАС-2, разработанная в конце 1980-х годов. Предназначалась для забивания свай. Представляла собой модифицированное артиллерийское орудие. Была способна вбить сваю в любой грунт на глубину от 0,5 до 4 метров, причём практически без шума, сотрясения и повреждения сваи.
Отсюда
ИМР 2 — Инженерная машина разграждения 2 » Инженерная техника
Инженерная машина разграждения ИМР-2 предназначена для прокладывания путей передвижения по пересеченной местности и в различных завалах. Машина может использоваться в местах применения оружия массового поражения. Разработана на доработанном шасси танка Т-72 со снятой башней и вооружением. Машина принята на вооружение в 1980 году.
История создания
Машина ИМР-2 была сконструирована в Омске в КБТМ, а навесное оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Специальном конструктрском бюро СКБ-200 Челябинского тракторного завода и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин). Разработкой руководил А.А. Моров. В 1980 году машина была принята на вооружение, а с 1982 года организовано её серийное производство. Серийно машина изготавливалась в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе и Новокраматорским машиностроительным заводом в Краматорске.
Описание конструкции
Броневой корпус полностью герметичен и обеспечивает защиту экипажа от радиации с коэффициентом ослабления 10. В корме расположена установка разминирования, а в башне оператора находится установка с 7,62-мм пулемётом ПКТ.
За базу было взято шасси основного боевого танка Т-72, имевшее по классификации ГБТУ обозначение «Объект 637»
Основное предназначение ИМР-2: создание колонных путей в труднопроходимых местах для продвижения войск, а также создание проходов в минных полях. Для выполнения этих задач на ИМР-2 имеются:
Электромагнитная приставка ЭМТ и установка разминирования;
Бульдозерное и крановое оборудование;
Колейный ножевой минный трал со штыревыми взрывателями.
ИМР-2 снабжена бульдозерным отвалом, установленным спереди корпуса машины и способным работать в двухотвальном, бульдозерном или грейдерном положении, аналогично машине первой модификации. Спереди отвала может устанавливаться лыжа, позволяющая регулировать степень его заглубления в грунт. Производительность машины ИМР-2 при устройстве проходов 300-450 м/час, при прокладке дорог — 6-10 км/час, при использовании бульдозерного оборудования — 230-300 м3/час.
Машина ИМР-2 также имеет телескопическую стрелу с манипулятором-захватом для удаления с пути посторонних тяжелых предметов. Стрела устанавливается в поворотной башне, максимальный вылет стрелы 8,8 м, грузоподъемность 2 тонны, максимальная высота подъема крюка 11 м. Стрела имеет универсальную систему крепления рабочих органов: рыхлителя, грейфера, захвата и экскаваторного оборудования. Емкость экскаваторного ковша — 0,5 м3. Производительность машины в экскаваторном режиме 25 м3/час грунта.
Спереди инженерной машины разграждения установлен колейный ножевой минный трал, а в последующих вариантах — с электромагнитной приставкой, для самостоятельного проделывания проходов в минных полях, оснащенных противотанковыми штыревыми, донными и магнитными минами. Инженерная машина разграждения ИМР-2 имеет вооружение в виде 7,62-мм пулемета ПКТ и установку удлиненного заряда разминирования.В транспортном положении инженерная машина разграждения ИМР-2 забрасывает на крышу бульдозерный отвал, поднимает минный трал и сдвигает сама в себя стрелу, укладывая ее назад. Машина способна работать в труднопроходимых местах.
Тактико технические характеристики ИМР-2:
Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).
Масса, т: 34
Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.
Мощность двигателя (максимальная), л.с.: 840
Экипаж, чел.: 2.
Производительность:
— при подготовке колонных путей на среднепересеченной местности — 6-10 км/ч;
— при оборудовании проходов в лесных завалах — 340-450 м/ч;
— при оборудовании проходов в каменных завалах — 300-350 м/год;
— при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год.
Преодолеваемые препятствия, град:
— максимальный угол подъема — 30;
— максимальный угол крена — 25.
Ширина бульдозерного отвала, м:
— в двухотвальном положении — 3,56;
— в бульдозерном положении — 4,15;
— в положении грейдера — 3,4.
Грузоподъемность стрелы, т:2.
Скорость, км/ч:
— по шоссе — 59;
— по грунтовым дорогам — 35-45.
Пусковая установка:
— число направляющих, шт.: 2.
— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.
— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.
Запас хода, км: 500.
Модификации
ИМР-2М
ИМР-2В «Сотник». Изготовлена в 819 орвб (отдельный ремонтно-восстановительный батальон) инженерной техники по разработкам 15 ЦНИИИ МО СССР. Изготовлено 28 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 80 до 120 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 1.3 т.
ИМР-2Е «Двухсотник». Изготовлена на производственном объединении «Новокраматорский машиностроительный завод» по разработкам 15 ЦНИИИ МО СССР и п/я В-2652 (Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов). Изготовлено 10 шт. Коэффициент радиационной защиты увеличен с 80 до 250 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 5 т.
ИМР-2Д «Тысячник»ИМР-2Д «Тысячник» с грейфером. Изготовлено 3 шт. в мае и июне 1986 года там же, где и ИМР-2Е. Коэффициент радиационной защиты увеличен до 2000 крат. Масса дополнительной защиты из свинца 16-19 т.