РазноеИнженерная машина разграждения: Инженерная машина разграждения — Википедия – Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

Инженерная машина разграждения: Инженерная машина разграждения — Википедия – Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

Содержание

Инженерная машина разграждения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Инженерная машина разграждения

ИМР-1 в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
Классификация инженерный танк
Боевая масса, т 37,5
Экипаж, чел. 2
Разработчик КБТМ
Производитель Союз Советских Социалистических Республик
Годы производства с 1969 по 1991
Годы эксплуатации с 1969
Количество выпущенных, шт. 1271
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик
Длина корпуса, мм 8950..15 380
Ширина, мм 3560..4150
Высота, мм 3290..3360
База, мм 3740
Колея, мм 2640
Клиренс, мм 420
Тип брони стальная
Лоб корпуса, мм/град. 100
Тип двигателя
В-55
Производитель ЧТЗ
Тип дизельный
Объём 38 880 см3
Максимальная мощность 427 кВт (581 л. с.), при 2000  об/мин
Максимальный крутящий момент 2254 Н·м, при 1400 об/мин
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Расход топлива при смешанном цикле 300..330
Расход топлива на трассе 190..210
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 180 мм
Степень сжатия 15
Охлаждение жидкостное
Тактность (число тактов) 4
Рекомендованное топливо ДЛ, ДЗ, ДА
Мощность двигателя, л. с. 580
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 22..27
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 15,5
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,89
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Commons-logo.svg

Инженерная машина разграждения (Объект 616) — инженерный танк, армейская боевая машина, предназначенная для прокладки колонного пути на местности (в лесу, городе и т. д.), проделывания проходов в завалах, для отрывки и засыпки котлованов.

Принята на вооружение ВС Союза ССР в 1969 году.

Экипаж ИМР составляют два человека: механик-водитель и командир-оператор

[1].

Броневой корпус и башня[править | править код]

В качестве базы используется шасси основного и среднего танка Т-55. Корпус машины герметичен и имеет противоатомную защиту. Суммарная доза облучения, получаемого экипажем, снижалась до 10 раз[1].

Днище корпуса усилено стальными листами, подбашенный лист изменён. На верхнем листе корпуса находится башенка механика-водителя[2].

Вооружение[править | править код]

В комплект поставки ИМР входит следующее вооружение[1]:

  1. один автомат АКС-74У, с боекомплектом 150 патронов;
  2. 10 гранат Ф-1
  3. Сигнальный пистолет СПШ. Боекомплект 30 выстрелов.

Средства наблюдения и связи[править | править код]

Для связи в машине установлена радиостанция Р-113 или Р-123[1].

Специальное оборудование[править | править код]

Для предотвращения пожаров внутри боевого отделения ИМР снабжена системой автоматического пожаротушения. Для работ в зоне химического и радиационного заражения имеется прибор химической разведки ВПХР, а также радиометр-рентгенометр ДП-3Б[1].

Бульдозерное оборудование имеет три режима работы: двухотвальное, грейдерное и бульдозерное. Смена режимов работы производится дистанционно с помощью гидравлических приводов. Для регулировки степени погружения ножа спереди имеется управляемая лыжа. В грейдерном положении ширина захвата достигает 3,4 метра, при работе в бульдозерном режиме — 4,15 м, а в двухотвальном — 3,56 м. Скорость проделывания проходов в сплошном лесном завале составляет 200 — 300 метров в час, городские завалы разгребаются со скоростью 160 — 200 метров в час. Скорость проделывания колонного пути на пересечённой местности составляет 5 — 8 км в час. Кроме бульдозерного оборудования машина снабжена телескопической стрелой длинной 8,8 метров и грузоподъёмностью две тонны. Для использования стрелы в качестве ковша в комплекте оборудования ИМР предусмотрен специальный скребок-ковш объёмом 0,4 м³ и производительностью 40 м³ в час

[1].

Производитель — Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). Всего выпущено 1 271 единица. Сборка продолжалась до 1991 года.

  1. Афганская война (1979—1989)[3]
  2. Большое количество этих машин участвовало в ликвидации последствий чернобыльской аварии.
  3. Неудачная попытка использования во время протестов на Украине в 2014 году[4]
Настоящая работа этой машине нашлась в страшные дни мая 1986 года у четвёртого блока Чернобыльской АЭС. Только тогда эту машину оценили по достоинству. ИМР оказалась единственной машиной, способной работать возле разрушенного ядерного реактора. Она одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стержней с ядерным топливом, остатки стен. Она же начинала возводить вокруг реактора саркофаг, доставляла и устанавливала крановое оборудование.
Едва ли не все стоявшие тогда в строю ИМРы оказались в Чернобыле и все они остались навсегда там. За время работы машины набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМРов среди сотен других машин стоят на заброшенном аэродроме времён войны возле Припяти.

Веремеев Ю.Г.

  • Карпенко А.В. Обозрение бронетанковой техники 1905—1995. — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 467. — 480 с.
  • Техническое описание и инструкция по эксплуатации инженерной машины разграждения (ИМР). — Военное издательство Министерства обороны СССР, 1972. — 212 с.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
  • 100 лет ПО «Завод транспортного машиностроения имени октябрьской революции» 1897—1997. — Юбилейное издание. — Омск, 1997. — 11 с.
  • Ильин А. Гусеничные инженерные машины (рус.) // Военный парад : журнал. — 2001. — Май-июнь (т. 51, № 03). — С. 32-33. — ISSN 1029-4678.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

Часть первая. Немного истории

Так случилось, что история инженерной техники, в отличие от истории авиации, танков и даже фортификации, всегда уделяют очень мало внимания. Все сводится к техническим характеристикам и году выпуска. Оно и понятно — информация по истории (ИМЕННО ИСТОРИИ!) инженерной техники очень ничтожна. В данной статье автор попытался, насколько возможно, раскрыть некоторые моменты в истории развития инженерной машины разграждения ИМР-2. Этот вопрос все еще остается актуальным, тем более в очередную годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, где ИМРы продемонстрировали все свои возможности.

Во время ведения боевых действий возникает необходимость обеспечения продвижения войск по путям (военным дорогам) или их оборудования и поддержки. В 1933 г. вводится понятие колонный путь — выбранное на местности направление вне дорог, подготовленное для кратковременного движения войск. Основными работами по подготовке колонного пути были: обозначение маршрута, уменьшение углов спуска и подъема, усиление заболоченных участков деревянными щитами, расчистка пути от завалов, снега, мин и т.п. На вооружение принимаются новые машины, разработанные на базе трактора ЧТЗ: машина для срезания кустов, тракторная лопата, механизированные катки, снегоочиститель. В конце 1930-х гг. в войска поступают бульдозеры, канавокопатели и тому подобное. После войны в 1950-60-х гг. были разработаны более совершенные машины БАТ, БАТ-М, более совершенное навесное оборудование. Но наибольшее развитие машины для подготовки и содержания колонных путей, обеспечения быстрого продвижения войск, расчистки завалов, в т. ч. в городских застройках получили в период появления ракетно-ядерного оружия (вторая половина 1960-х годов). Увеличения объема заданий, изменения их содержания, сроков и условий выполнения привело к созданию инженерной машины разграждения ИМР.

Инженерные машины разграждения относятся к группе машин, предназначенных для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Для выполнения этих задач машины оснащаются бульдозерным, крановым и дополнительным (ковш, скребок, бур) оборудованием.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
ИМР-2М проделывает проход в лесном завале

Бульдозерное оборудование в таких машинах является универсальным. Оно может устанавливаться в одно из трех положений:
— двухотвальное, которое является основным и предназначено для устройства проходов в завалах и разрушениях, прокладывания колонных путей, снятия верхнего радиоактивно зараженного слоя грунта;
— бульдозерное, которое применяется при устройстве съездов, засыпке выемок, перемещении грунта и при самоокапывании;

— грейдерное, применяется при устройстве колонных путей на косогорах и на других видах работ, требующих перемещения грунта (снега) в одну сторону.

Стреловое оборудование в большинстве случаев оснащено захватом-манипулятором, что позволяет выполнять большой комплекс работ по устройству проходов в лесных и каменных завалах.

Как дополнительное оборудование на машине может устанавливаться установка разминирования и противоминный трал.

К данной группе машин можно отнести также саперные танки и некоторые инженерные машины, которые могут использоваться для инженерных работ под огневым воздействием противника и в условиях массовых разрушений (американский саперный танк М728, немецкий Pionierpanzer-1 и т. п.).

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

ИМР первая

Первая советская ИМР была разработана в Омске на базе танка Т-55. Она принята на вооружение в 1969 г. Основное оборудование машины включало универсальный бульдозер и крановое оборудование с захватом-манипулятором. Нужно заметить, что машина подобного класса появилась на Западе (в США) на четыре года ранее: в 1965 г. на вооружение поступил «инженерной (саперный) танк» М728. Американец превосходил советскую машину по грузоподъемности кранового оборудования (8 т против 2 т на ИМР), но советская машина была легче, маневренней и более универсальной за счет манипулятора с захватом.

С принятием на вооружение нового поколения танков (Т-64, Т-72, Т-80) и изменения оргштатной структуры танковых и мотострелковых подразделений (программа «Дивизия — 86») возникла необходимость создания новой машины разграждения на более современной базе. Такой машиной стала ИМР-2, выполненная на базе танка Т-72А.

Роботы над ИМР-2 начались в 1975 г. Машина (общая идея и конструкция) была разработана в Омске под руководством А. Морова, а рабочее оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Челябинском СКБ-200 и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин).

Основное рабочее оборудование — телескопическая стрела и бульдозерный отвал — были отработаны на предыдущей машине, и их модернизация и адаптация к ИМР-2 трудностей не вызывала. Новым оборудованием на машине стали противоминный трал и установка разминирования. На них остановимся детальней.

Новое оборудование разрабатывало специальное конструкторское бюро Челябинского тракторного завода — СКБ 200, под руководством В. А. Самсонова в кооперации с Новокраматорским машиностроительным заводом. Пусковой установкой (ПУ) разминирования занимались Б. Шаманов и В. Самсонов, а противоминным тралом занимался В. Горбунов. Работы шли под общим руководством начальника бюро перспективных разработок В. Михайлова.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
Конструктор СКБ-200 В. Михайлов

Если с минным тралом все шло более приемлемо, то расположение ПУ на корпусе ИМР, предложение Самсоновым, не устраивало главного разработчика машины. Четыре кассеты с зарядами разминирования (общим весом 1200 кг) располагались на корме машины и были намертво прикручены к корпусу болтами. При этом они нависали над люками трансмиссии, которые надо было открывать при ежедневном ТО. Кроме того, хотя кассеты с зарядами были сдвинуты максимально назад, стрелу манипулятора ИМР из походного положения трудно было повернуть вперед. Даже в поднятом положении стрела манипулятора задевала за верхнюю часть кассет. Все это не устраивало головного разработчика, и он поставил вопрос об исключении ПУ из состава ИМР. Но военные настояли на своем. Начальник бюро перспективных разработок В. Михайлов предложил сделать ПУ разминирования прицепной, так как несколько лет назад такой вариант на колесной базе КБ-200 уже разрабатывался. Это было намного проще и дешевле. Но было утверждённое сверху задание, и его надо было выполнять.
(Примерно через 10 лет подобная установка разминирования MICLIC появилась в США. Заряд представлял собой цепочку из 140 блоков ВВ С4, нанизанных на трос. Подача на минное поле — с помощью пороховой ракеты. Укладывается и транспортируется заряд в одноосном прицепном контейнере.)

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
Направляющая ПУ, установленная в корме

Следующее предложение В. Михайлова заключалось в следующем: установить кассеты на раму, а раму сдвинуть максимально назад, чтобы кассеты не мешали стреле манипулятора. Свисающую с кормы часть рамы укрепить распорками. Предложение приняли. Кроме этого, было предложено сделать кассеты зарядов из дерева и сбрасываемыми после отстрела заряда разминирования, что позволило уменьшить вес машины на 600 кг (на ИМР был перевес в 2 т, поэтому искали любые пути снижения веса машины).

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
ИМР-2. Хорошо видна ПУ заряда разминирования на корме корпуса и большие ящики для зарядов разминирования

Деревянные кассеты не только уменьшали вес, но и во время сброса с машины не разрушались (металлические часто деформировались). Также наличие деревянных кассет с зарядами разминирования позволяло просто менять их вместо того, чтобы (как было предусмотрено ранее) перезаряжать в металлические кассеты. Сброс кассет также удовлетворял требованиям головного разработчика, так как улучались условия работы стрелой. Для сброса кассет заряда разминирования был придуман оригинальный способ. Кассеты были поставлены на рамы, которые перемещались на специальных полублоках в сторону наружу для доступа к люкам трансмиссии. Для сброса решили использовать силу натяжения тормозного каната, который удерживал в полете заряд разминирования. Канат прикрепили к полублокам под кассетами. При рывке каната полублоки поворачивались, производя расфиксацию кассет и их сброс.

Были небольшие проблемы и с установкой противоминного трала. Его разработчиков не устраивали небольшие объемы пространства между поднятым в походное положение бульдозером и корпусом машины. Это была буквально щель для ножевого трала, который в походном положении тоже должен был лежать на верхней части носа ИМР. Вначале было предложение отказаться от ножевого колейного трала, а его ножи расположить по всей ширине бульдозера ИМР (так было сделано на американском трале Т5Е3) и сделать их съемными. При этом мог получиться тральщик с шириной прохода около 4м. Но офицеры Научно-технического комитета инженерных войск даже слушать не захотели (опять же, лет через десять эта идея была воплощена в американской машине разграждения COV, в России в настоящее время к этой идее вернулись в инженерной дорожной машине — патент РФ № 2202095). После долгих поисков решения пришли к выводу — взять старые ножевые секции с трала КМТ-4М, так как они были меньших размеров по сравнению с новыми секциями КМТ-6. Подъем трала в походное положение осуществлялся гидроцилиндрами. Для траления мин со штыревым взрывателем (типа ТМК-2) ножевые секции были снабжены двумя горизонтальными подпружиненными штангами.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
Противоминный трал КМТ-4 в походном положенииУниверсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
Трал КМТ-4 в рабочем положении. Хорошо видны металлические штанги, расположенные горизонтально и предназначенные для траления противоднищевых мин со штыревым взрывателем

Постепенно все вопросы были решены и разработчики приступили к изготовлению опытных образцов ИМР. Для установки противоминного трала и ПУ разминирования на машину разграждения из Челябинска в Краматорск выехали слесарь, сварщик и конструктор. Позже, для приемки ИМР туда выехали руководитель военной приемки полковником Н. Омельяненко и конструктор В. Михайлов.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

А в апреле 1977 г. опытные образцы ИМР отправили на заводские (предварительные) испытания под Тюмень, на озеро Андреевское. В. Михайлов писал, что от испытаний у него остались плохие воспоминания: офицеры, руководившие испытаниями ПУ и трала, допускали много отклонений от программы испытаний, часто нарушались инструкции по эксплуатации, по технике безопасности. Также после пуска заряда разминирования необходимо было проводить замеры его отклонения: плюс-минус 10% по дальности и 5% в стороны. Все это надо было замерять при боковой скорости ветра не более 5 м/сек. Но этим пренебрегали. Так, после очередного пуска (боковая скорость ветра достигала 8 м/сек) заряд ушел под углом 450 от направления пуска. Угол записали, а скорость ветра нет. Утешило В. Михайлова при этом только то, что при рывке тормозного каната даже под углом 450 пустые кассеты зарядов скинуло с борта на землю.
При следующем пуске произошло еще одно ЧП: форс пламени от реактивного двигателя заряда разминирования ветром задуло в щели над трансмиссией машины, и сработали противопожарные датчики. Пространство в машине заполнил инертный газ. Оператор и мехвод (молодые солдаты) страшно перепугались. При покидании машины мехвод ударился головой о люк и получил легкую контузию (был надет шлемофон). После этого в инструкцию по эксплуатации было записано, что пуски заряда производить только при закрытых жалюзи трансмиссионного отделения.
После испытаний ПУ приступили к испытаниям противоминного трала. Так как еще лежал снег, то траление инертных мин вели тралящим устройством зимним (ТУЗ): на черенковые ножи трала надевали специальные решетки из пластин. Из 180 установленных в снег мин было пропущено только две, т.е. качество траления составило 99%. Качество траления мин, установленных в грунт, составило 100%. В общем, испытания ПУ разминирования и трала прошли успешно.

Эти же испытания показали, что на машине можно сэкономить еще 150 кг веса — это защита устройства передачи детонации (УПД). Обстрел заряда разминирования и УПД из стрелкового оружия показали, что от этого они не взрываются. Поэтому немного изменили положение УПД (его положили с зарядом в кассету) и провели еще одно испытание в январе 1978 года. Прошли они под Харьковом в присутствии начальника инженерных войск 6-й армии полковника Алексеенко. В честь Алексеенко заряд разминирования пустили боевой (800 кг) и затем подорвали его. Испытания прошли успешно.
Следующими были государственные испытания, которые прошли летом под Киевом. Закончились они успешно, хотя и были омрачены трагедией — тяжелые травмы получил конструктор СКБ-200 В. Горбунов. Причина трагедии банальна — нарушение техники безопасности. На одном из пусков направляющая с зарядом не поднялась на нужный угол (на 100 вместо 600). Что-то случилось с электросетью. По инструкции нужно было выключить электрооборудование машины. Этого не сделали. Руководитель работ подозвал конструкторов из Краматорска (головной разработчик), те наказали электрику посмотреть, что произошло. Тут же подошел В. Горбунов. Вместо того, чтобы отогнать электрика и выполнить все операции по инструкции, он стал позади ПУ. Электрик в это время замкнул цепь пуска реактивного двигателя (который, опять-таки, вопреки инструкции находился на направляющей). Форс пламени ударил электрику в плечо, а Горбунову прямо в лицо. В. Горбунов долго лечился, но до конца восстановить зрение и слух не удалось.

После всех испытаний была подготовлена и защищена документация на серийное производство. В 1980 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.04.80 г. за № 348-102 и приказом Министра обороны от 03.06.80 за № 0089 инженерная машина разграждения была принята на вооружение Советской Армии под обозначением «ИМР-2».

В мае 1981 г. группу создателей ИМР-2 из Краматорска и Челябинска наградили орденами и медалями. Так, В. Горбунов, пострадавший на испытаниях, был награжден медалью «За доблестный труд».

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
ИМР-2 (Новоград-Волынский)

Сначала ИМР-2 должны были выпускать в Омске на местном заводе транспортного машиностроения, но с 1976 г. он был переориентирован на выпуск танков Т-80. Поэтому постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 июля 1977 г. эта обязанность возлагалась на Уралвагонзавод (г. Нижний Тагил), где было запланировано строительство специального корпуса. Но его строительство затянулось, и первые 10 шасси ИМР-2 собирали в танковых цехах. Только в 1985 г. началось серийное производство шасси ИМР-2, достраивавшихся затем на Новокраматорском механическом заводе.

ИМР-2 предназначена для оборудования проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечены боевых действий войск, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме того она может применяться для буксировки поврежденной техники с путей движения войск, для проведения аварийно-спасательных работ в зонах массовых разрушений и тому подобное.

Первые ИМР-2 начали поступать в войска в начале 1986 г. Вспоминает подполковник Евгений Старостин, который в 1985-1991 гг. проходил службу в 306-м отдельном инженерно-саперном батальоне 24 МД (г. Яворов, Украина) в должности командира взвода и позже роты:

— В феврале-марте 1986 г. мы получили новую технику. Это были инженерные машины разграждения ИМР-2. Перевооружение на новые машины проходило в соответствии с директивой Генштаба о реорганизации ВС, а конкретнее в рамках программы «Дивизия-86». В это время появляется новая наступательная доктрина, меняются штаты подразделений, все получают новую технику, которая бы могла обеспечить наступательные действия, в данном случае, нашей механизированной дивизии. В инженерных подразделах такой машиной стала ИМР-2. Когда получили новые машины, то были определенные сложности. Во-первых, с железнодорожных платформ их сгоняли танкисты, ибо механиков для ИМР-2 готовили в Прибалтике, и на момент получения новой техники в дивизии их просто не было. Танкисты вообще сильно помогли. Но в основном все пришлось делать самому: читать технические «Руководства», самому жать на кнопки, давить на рычаги. Учился я на более старых танках, и танк Т-72 как база машины для меня был новым. В целом ИМР-2 была похожа на предыдущую ИМР, но внутреннее оборудование было меньше по габаритам. Новинкой было появление ножевого трала и установки разминирования. Относительно управления, то в ИМР-2 оно было проще и легче в отличие от ИМР благодаря тому, что была гидравлическая трансмиссия, а не механическая. Новинкой стала так же и система ПАЗ. Ее суть в чем? Когда прибор радиационной и химической разведки ГО-27 фиксирует угрозу, система останавливает, глушит двигатель, закрываются все жалюзи и машина герметизируется, выключается электроснабжение, работает только рация и аварийный свет. Через 4,5 сек. включается фильтровентиляционная установка. Дальше (примерно секунд через 15-20) уже можно заводить и двигатель. Когда впервые попробовал работу ПАЗ на себе, то был в шоке — двигатель заглох, машина остановилась, все стучит, закрывается, свет гаснет. Ощущение как у кильки в банке. Это сейчас смешно, а тогда…
Очень удачным оказался рабочий орган — манипулятор — и особенность работы с ним. Она была легка и очень универсальна. Так, моим старослужащим солдатам удавалось посредством манипулятора закрывать открытый коробок от спичек.
Что же касается самой базовой машины — танка Т-72, то скажу, что машина защищённая, удобная, надежная, простая в эксплуатации.

Следует напомнить, что к основному оборудованию (бульдозерное, крановое, противоминный трал) добавлена установка разминирования, которая находится в задней части машины и включает правую и левую направляющие с зарядами разминирования. Ее наличие определялось тем, что ИМР-2 будет делать проходы в минных полях и минно-взрывных заграждениях противника для обеспечения продвижения войск.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
ИМР-2. Бульдозерный овал и стрела с захватом-манипулятором в походном положении, а ПУ заряда разминирования поднята в боевое положение

Евгений Старостин:

— Относительно установки разминирования УР-83. Не известно, зачем она вообще была на этой машине. Проблем с ней было много. Достаточно сказать, что заряды к установке располагались в деревянных ящиках по обоим бортам машины. А это 1380 кг взрывчатки. И это на машине, которая должна действовать в первом эшелоне, вместе с танками. Попадание гранаты РПГ, очередь ли пуль — и машины будто не существовало (расстояние пуска зарядов лишь 500 м). Подготовка к пуску зарядов разминирования выполнялась вручную, выходом экипажа из машины! И это во время боя… Другой проблемой был сам запуск зарядов, которые располагались возле моторного отделения. И если механик-водитель забывал закрыть жалюзи проворного отделения, то стартовые двигатели зарядов разминирования могли вывести из строя двигатель и вызвать пожар в машине. Во время ликвидации аварии на Чернобыльской станции она вообще была бесполезна, только доставила кучу проблем особистам (установка-то секретная).

Описание конструкции и основные тактико-технические характеристики

Конструктивно ИМР-2 состоит из базовой машины и рабочего оборудования.

Базовая машина (изделие 637) представляет собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на базе узлов и агрегатов танка Т-72А, и предназначена для монтажа на ней различного оборудования. Для этого в корпус «изделия 637» внесены некоторые изменения: усиленно дно, изменена конструкция подбашенного листа, приборы наблюдения заменены смотровыми стеклами, на носовую часть корпуса приварены элементы крепления рабочего оборудования и др. Корпус машины разделен на два отделения: управления и трансмиссионное. Отделение управления расположено в носовой (место мехвода) и средней частях корпуса (место оператора). Трансмиссионное отделение занимает заднюю часть корпуса, в нем находится двигатель машины, расположенный поперечно и смещенный к левому борту.

Для вождения по заданному курсу в условиях ограниченной видимости и отсутствия ориентиров базовая машина имеет гирополукомпас. Приборы наблюдения мехвода включают дневной и ночной приборы наблюдения, что обеспечивает вождение и работу ИМР-2 в любое время суток. Также машина оснащена системой защиты от ОМП, системой дымопуска и пожарным оборудованием. Для обороны машина вооружена 7,62-мм пулеметом, который устанавливается над башней оператора.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
Базовое шасси ИМР-2

Рабочее оборудование машины состоит из универсального бульдозера, телескопической стрелы с захватом, колейного минного трала, установки разминирования.

Универсальный бульдозер предназначен для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарника, валки деревьев, корчевки пней, устройства проходов в лесных завалах и разрушениях.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
Универсальный бульдозер ИМР. Вид спереди

Состоит из рамы, механизмов подъема, опускания и перекоса, небольшого центрального отвала и двух боковых подвижных крыльев. Центральный отвал представляет собой сварную конструкцию, которая крепится к раме и может поворачиваться вправо и влево на 100. Крылья отвала (правое и левое) по конструкции аналогичны, их лобовые листы имеют криволинейную поверхность. К нижней части лобового листа болтами крепятся ножи. Благодаря подвижности боковых крыльев, бульдозер может занимать одно из трех положений: бульдозерное, двухотвальное (путепрокладочное) и грейдерное. Управление универсальным бульдозером производит механик-водитель без выхода из машины.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

Основной рабочий орган — телескопическая стрела — шарнирно прикреплен к кронштейну башни, расположенной на поворотной платформе. Стрела имеет оригинальный манипулятор, который копирует действия руки человека и имеет шесть независимых положений. Управление стрелой и манипулятором осуществляет оператор машины с пульта из башни с помощью электрогидравлической системы. В процессе работы могут производиться следующие операции: поворот стрелы, подъем и опускание стрелы, выдвижение и втягивание стрелы, подъем и опускание захвата, поворот захвата, раскрытие и закрытие захвата. Конструкция стрелового оборудования позволяет совмещать отдельные операции, но не более двух. Например, поворот стрелы и раскрытие (закрытие) захвата и т.п.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
Захват-манипулятор в рабочем положении

Колейный минный трал КМТ-4 является составной частью ИМР-2 и предназначен для самостоятельного преодоления машиной противотанковых минных полей из ПТМ всех типов, в т.ч. противоднищевых со штыревым взрывателем. Трал состоит из трех основных частей: правой и левой ножевых секций (аналогичной конструкции) и механизма перевода. Ножевая секция состоит из рабочего органа (три черенковых ножа, отвал коробчатой формы, откидывающее крыло), балансира, уравновешивающего устройства, штыревого устройства траления противоднищевых мин, копирующей рельеф лыжи и тралящего зимнего устройства. В рабочем положении ножи трала заглубляются в землю. Если на их пути попадается мина, она ножами выводится из грунта, попадает на отвал и отводится в сторону за колею гусениц танка.

Установка разминирования (УР) является дополнительным к противоминному тралу оборудованием и предназначена для проделывания проходов в минных полях и минно-взрывных заграждениях противника с целью обеспечения продвижения войск. Она размещена в задней части корпуса машины и состоит из двух (правой и левой) направляющих для пуска зарядов разминирования. На направляющей размещается реактивный двигатель, который при пуске вытягивает за собой заряд разминирования и досылает его на минное поле. Сами заряды разминирования находятся в деревянных кассетах (по две на борт) в задней части корпуса на надгусеничных полках. Подготовка зарядов к пуску производится экипажем вручную с выходом его из машины.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)
Вид на ПУ разминирования сзади

Основные ТТХ машины

Базовая машина: гусеничная база танка Т-72А (изделие 637).
Масса со съемными элементами (ножевой трал КМТ, УР), т: 45,7.
Экипаж, чел.: 2.
Производительность:
— при подготовке колонных путей на среднепересеченной местности — 6-10 км/ч;
— при оборудовании проходов в лесных завалах — 340-450 м/ч;
— при оборудовании проходов в каменных завалах — 300-350 м/год;
— при разработке почвы бульдозерным оборудованием (засыпание рвов, воронок и т.п.) — 230-300 м3/год.
Преодолеваемые препятствия, град:
— максимальный угол подъема — 30;
— максимальный угол крена — 25.
Ширина бульдозерного отвала, м:
— в двухотвальном положении — 3,56;
— в бульдозерном положении — 4,15;
— в положении грейдера — 3,4.
Грузоподъемность стрелы, т: 2.
Скорость, км/ч:
— по шоссе — 50;
— по грунтовым дорогам — 35-45.
Пусковая установка:
— число направляющих, шт.: 2.
— макс. угол подъема направляющих, град.: 60.
— дальность подачи заряда разминирования, м: 250—500.
Запас хода, км: 500.

Выполнение основных инженерных задач

Проходы в лесных завалах проделываются раздвиганием основной массы завала отвалом бульдозера, а также вытаскиванием и уборкой стрелой с манипулятором отдельных деревьев, затрудняющих работу бульдозера (как правило торчащие выше уровня отвала или создающие угрозу повреждения элементов и узлов машины). Отвал бульдозера при этом устанавливается в двухотвальное положение, а стрела с манипулятором разворачивается и устанавливается захватом впереди отвала.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

Проходы в каменных завах в зависимости от их высоты и длины проделываются либо расчисткой до твердого основания при высоте завала до 50 см, либо, при большей высоте, устройством проезда поверху, для чего устраивается въезд и съезд с завала. При большой высоте завала его гребень обрушивается с помощью манипулятора, крупные обломки убираются в сторону или укладываются в аппарель.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

В завалах в населённых пунктах ИМР проделывает проходы также как и в каменных завах. Но при этом по сторонам завала необходимо обрушить представляющие опасность элементы строений (стены), столбы, мачты и т.п.

Съезды к переправам ИМР-2 устраивает путем срезания береговой крутости (обрыва) или срезанием косогора. При срезании косогора полоса проезда устраивается в виде полувыемки — полунасыпи последовательным подрезанием косогора. Отвал при этом ставится в положение грейдера, а само подрезание выполняется крылом отвала, повернутым вперед.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

Валку отдельных деревьев диаметром 20-40 см машина производит срезанием их отвалом под корень. Деревья диаметром более 40 см валятся манипулятором с одновременным или предварительным подрезанием корневой системы. Корчевание пней диаметром до 40 см производится подрезанием корневой системы путем заглубления отвала на 15-20 см за 2 м до пня.

Универсальный боец инженерных войск (инженерная машина разграждения ИМР-2)

Рытье котлована машина производит отвалом, установленным в бульдозерное положение, при последовательном возвратно-поступательном движении. Земля из котлована периодически перемещается на брустверы.

На радиоактивной и химически заражённой местности ИМР выполняет все виды вышеперечисленных работ, но при полной герметизации машины.

Продолжение следует…

Инженерные машины разграждения

В 1999 году в Вооруженные Силы России поступила инженерная машина разграждения
ИМР-3. В качестве базы используется шасси танка Т-90. Модернизированная инженерная машина на базе танка Т-90.
Предназначена для инженерного обеспечения продвижения войсковых колонн и оборудования путей. Оборудование позволяет ИМР-3М самостоятельно преодолевать противотанковые минные поля и прокладывать в них проходы.
Разработана НПК «Уралвагонзавод». Машина гусеничная, как и ИМР-3 выполнена на шасси танка Т-90; предыдущие образцы техники этого же назначения делались на шасси танков Т-72 (ИМР-2/2М, 1980/1987 годы) и Т-55 (ИМР, 1969 год).
Масса машины 50,8 тонны, максимальная скорость движения 60 км/ч по шоссе, запас хода по шоссе 500 км. Двигатель — четырехтактный многотопливный дизель В-84МС мощностью 840 л. с.
ИМР-3М оснащена универсальным бульдозерным отвалом и телескопической стрелой с УРО («универсальным рабочим органом» — манипулятором) на электрогидравлическом дистанционном управлении (максимальный вылет 8 метров, грузоподъемность 2 тонны). Одним из рабочих инструментов является ковш вместимостью 0,35 кубометра.Возможно оснащение ножевым колейным минным тралом КМТ-Р3 с электромагнитной приставкой.
В качестве вооружения монтируется 12,7-мм пулемет НСВТ. Также имеется термодымовая аппаратура для постановки дымзавес.
Полностью герметизирована, способна работать в том числе и на территориях, зараженных радиоактивными веществами. Броды глубиной до 1,2 метра форсирует сходу без подготовки, а система подводного вождения позволяет с предварительной подготовкой проходить водные препятствия глубиной до 5 метров по дну.
В лесных и каменистых завалах ИМР-3М проделывает проходы со скоростью в среднем 300−400 метров в час, в минных полях — 5−12 км/ч. В сугробе высотой 120 см прокладывает путь со скоростью 15 км/ч. При землеройных работах (рытье котлованов, засыпке рвов) мощность «выкапывания» до 250 кубов грунта в час, «закапывания» — до 360 кубов в час.
На сегодняшний день ИМР-3М является одной из наиболее перспективных и совершенных инженерных машин разграждения. Обладая герметичным корпусом, она способна выполнять задачи в условиях большой концентрации в атмосфере агрессивных газов, отравляющих веществ, паров, запыленности, задымленности, а также на местности, подвергшейся радиоактивному заражению (экипаж работает без средств индивидуальной защиты), и в условиях непосредственного огневого противодействия противника. Машина оснащена приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Установленная аппаратура подводного вождения позволяет машине форсировать по дну водные преграды глубиной до 5 м.
Задачи, решаемые ИМР, позволяют классифицировать ее как технику двойного назначения. Она показывает одинаково высокую эффективность работы как в качестве ИМР, так и в роли аварийно-спасательной машины. На ИМР-3М установлены средства связи новейшей разработки.

Инженерная машина разграждения (ИМР)

Достаточно часто тушение пожаров на открытых местностях (особенно актуально для лесных пожаров) сопровождаются необходимостью использованиям специальной пожарной техники или специальных инженерных машин, наглядным примером является самая масштабная техногенная катастрофа XX столетия. С помощью специальных инженерных машин возможности подразделений могут увеличиться в несколько раз, так как данная техника за короткий отрезок времени, может выполнить такой масштаб роботы который не один трактор не сделает. По этому этой статьей мы начинаем серию публикаций о инженерных машинах и первой мы представляем инженерную машину разграждения.

Инженерная машина разграждения (ИМР) предназначена для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. Кроме этого, она может использоваться для буксировки поврежденной техники и для проведения вспомогательных работ при наводке мостов и обустройстве различных сооружений.

Общий вид ИМРОбщий вид ИМР Общий вид инженерной машины разграждения (ИМР)
  • к днищу танка ИМР приварены листы усиления, изменена конструкция подбашенного листа;
  • к верхнему листу корпуса танка приварена башня для механика водителя;
  • в трансмиссии установлена ​​«Гитара» от тягача БТС-2;
  • приборы наблюдения заменены смотровыми окошками;
  • прибор ночного видения ТВН-2 заменен прибором ПНВ-57.

Рабочее оборудование инженерной машины разграждения (ИМР) состоит из бульдозерного оборудования, стрелового оборудования, скребка-разрыхлителя, механизма отбора мощности и гидропривода рис.1.

Устройство ИМРУстройство ИМР

Рис. 1 Устройство ИМР

Стреловое оборудование ИМР-1 предназначено для перемещения габаритных предметов (балок, плит, обломков) при устройстве проходов в каменных и лесных завалах, для откапывания входов в заваленные укрытия, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ.

Стреловое оборудования ИМР-1  представляет собой поворотно телескопическую стрелу с захватчиком-манипулятором. Грузоподъемность стрелового оборудования на максимальном вылете – 2 т, наибольшая высота подъема груза 11 м, максимальный вылет стрелы 8,835 м.

Стреловое оборудования включает поворотную платформу, башню оператора, механизм поворота платформы, внешнюю стрелу, гидроцилиндр подъема стрелы, механизм выдвижения стрелы, захват-манипулятор, механизм подъема, поворота и раскрытия захвата – манипулятора.

Поворотная платформа ИМР-1 установлена на крыше корпуса машины. К подбашенному месту, болтами крепится внутреннее кольцо поворотного круга. Внешнее кольцо с помощью болтов соединено с платформой. Для вращения башни вокруг вертикальной оси на посадочных площадках поворотной платформы установлен редуктор механизма поворота платформы.

Башня оператора сварной конструкции приварена к поворотной платформе. К передней стенке башни приварен кронштейн, к которому шарнирно крепится гидроцилиндр подъема и опускания стрелы. К задней стенке приварен кронштейн, к которому шарнирно крепится стрела.

Башня оборудована переговорным устройством, пультом управления, фарой-искателем, сиденьем, верхним люком оператора. Для осмотра местности в башне есть 6 окон.

Механизм поворота платформы инженерной машины разграждения состоит из гидромотора, редуктора, ведущей шестерни, которая находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом поворотного круга.

Внешняя стрела в поперечном сечении представляет собой треугольник, в вершинах которого находятся трубы, соединенные с помощью сварки стальными листами обшивки. Передняя часть стрелы усиленная поясом, к которому приварены кронштейны опорных роликов.

Внутренняя стрела по конструкции аналогична внешней. В передней части стрелы приварен оголовок, в отверстия которого устанавливается манипулятор. Оголовок усиленный поясом и имеет вырезы для рычага механизма подъема манипулятора .

Механизм высувания внутренней стрелы предназначен для изменения длины вылета стрелы. Он представляет собой двойной полиспаст с приводом от гидроцилиндра, который с помощью болтов и пальцев крепится к двум швеллеров.

Захват-манипулятор предназначен для захвата различных предметов. Он состоит из клещевого захвата и поворотной головки, которая крепится к оголовку внутренней стрелы и может вращаться в вертикальной плоскости на 1350. Поворот захвата-манипулятора осуществляется с помощью гидроцилиндра, установленного во внутренней стреле. Механизм поворота захвата-манипулятора представляет собой два гидроцилиндра, смонтированных в корпусе поворотной головки. Гидроцилиндры соединены с зубчатыми рейками, которые входят в зацепление с зубчатым венцом на корпусе гидроцилиндра .

Бульдозерное оборудование предназначено для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарников, валки деревьев, корчевание пней, устройство проходов в лесных завалах и разрушениях.

Основными узлами бульдозерного оборудования являются центральный отвал, крылья, обойма, рама отвала, телескопические штанги, захваты, механизмы подъема и опускания, перекоса и крепления бульдозерного оборудования.

Центральный отвал представляет собой сварную конструкцию и крепится к обойме рамы, которая может вращаться на поворотной цапфе влево и вправо на 10°.

Крылья по конструкции аналогичны. Лобовой лист крыла имеет криволинейную поверхность. Задний лист с ребрами образует жесткую коробку. К нижней части лобового листа болтами крепятся ножи. Фиксация крыльев в бульдозерном, двоотвальном и грейдерным положениях осуществляется с помощью телескопических штанг или захватов.

Рама отвала представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в виде арки с усилением ребрами и поперечной балкой. Основными частями рамы являются: цапфа, поперечная балка, правый и левый толкатели. В передней части рамы имеются опорные площадки, на которые опираются упорами крыла отвала.

Телескопические штанги предназначены для фиксации крыльев отвала в бульдозерном или грейдерным положении, а также для смягчения динамических нагрузок. Телескопическая штанга состоит из внешней и внутренней трубы, механизма фиксации который состоит из рычага, тяги и штока поршня, набора тарельчатых пружин, гайки и проушины.

Механизм подъема и опускания бульдозерного оборудования предназначен для подъема бульдозерного оборудования и укладки его на носовую часть машины с последующей фиксацией. Для опускания бульдозерного оборудования с транспортного в рабочее положения, и углубления отвала. Он состоит из рамы, вала, кривошипа, гидроцилиндра подъема и гидроцилиндров углубление.

Механизм перекоса предназначен для наклона отвала в поперечной плоскости на угол до 10 градусов в каждую сторону. Он состоит из кронштейна с проушинами, двух гидроцилиндров, кронштейнов и пальцев.

Механизм крепления (рис.2) бульдозера в походном положении предназначен для фиксации бульдозерного оборудования в транспортном положении и состоит из гидроцилиндра штопорення, закрепленного на кронштейне башни механика-водителя и подставки с отверстием, приваренной к центральному отвалу. Ширина бульдозерного оборудования в:

  • Двоотвальном положении 3560 мм;
  • Бульдозерном положении 4150 мм;
  • Грейдерным положении 3395 мм.

 

Механизм крепления ИМРМеханизм крепления ИМР

Рис. 2. Механизм крепления ИМР

 1. Скоба; 2. Левый торсион; 3. Захват; 4. Левый упор; 5. Левое крыло; 6. Скоба; 7. Центральный отвал; 8. Обойма рамы отвала; 9. нож; 10. Правое крыло; 11. Правый упор; 12. Захват; 13. Правый торсион; 14. Крышка; 15. проушина; 16. проушина; 17. Палец; 18. проушина; 19. Гайка; 20. Крышка; 21. Болт; 22. Кронштейн; 23. Телескопическая штанга; 24. Рама отвала.

Скребок-разрыхлитель состоит из скребка, разрыхлителя, центральной части в виде двух балок.

Строение скребка-разрыхлителя ИМРСтроение скребка-разрыхлителя ИМР

Рис. 3. Скребок-разрыхлитель

1 – скребок, 2 – центральная часть, 3 – розрихлював, 4 – балка, 5 – кронштейн, 6 – балка

Механизм выдачи скребка состоит из рамки, коромысла, кривошипа, гидроцилиндра и кронштейнов. На конце рамки есть наконечник, на который надет скребок-разрыхлитель в транспортном положении.

Гидропривод предназначен для перевода бульдозерного и стрелового оборудования из транспортного положения в рабочее и наоборот, для управления ими в работе, для обеспечения работы механизмов поворота башни, выдвижение стрелы, поворота, подъема и раскрытия захвата, для поддержки стрелового и бульдозерного оборудования в транспортном положении.

Гидропривод ИМР имеет существенные отличия от ИМР-2, которые заключаются в:

  • установке ИМР пяти шестеренчатых насосов НШ-46д, что снижает суммарную мощность источников гидроэнергии;
  • уменьшении количества потребителей гидроэнергии за счет отсутствия пяти гидроцилиндров;
  • уменьшении производительности гидрофильтров за счет уменьшения их количества до двух;
  • отсутствии датчика температуры в гидробаке и ограничителя расхода рабочей жидкости;
  • установке на машину предохранительных клапанов типа БГ-52-14 без конструктивной доработки;
  • отсутствии охладителя масла в линии слива, предохранительного клапана плавающего положения управляемых дросселей в гидроцилиндрах подъема и выдвижения стрелы.

Механизм отбора мощности предназначен для передачи крутящего момента от двигателя через гитару к насосам гидравлической системы и состоит из редуктора отбора мощности, редуктора насосов и фрикционной муфты.

Редуктор отбора мощности предназначен для передачи крутящего момента от ведущей шестерни гитары через фрикционную муфту редуктор насосов.

Редуктор является частью гитары и состоит из корпуса, поперечного вала, цилиндрической и двух конических шестерен, зубчатой ​​муфты, ведомой конической шестерни и зубчатого валика. Сверху в корпусе редуктора имеется отверстие, в которое вставлен валик с вилкой для перемещения зубчатой ​​муфты.

Редуктор насосов трьохступенчастий, цилиндрический предназначен для передачи крутящего момента от редуктора отбора мощности через фрикционную муфту к гидронасосам гидравлической системы. Корпус редуктора выполнен из алюминиевого сплава. К передней и задней стенки болтами крепятся 5 гидронасосов гидравлической системы ( 2 правого и 3 левого вращения ). Сверху в корпусе имеется люк, закрытый крышкой, и отверстие для заливки масла, закрытый щупом – сапуном. Слив масла производится с помощью шланга, закрепленного на штуцере. На верхнем шлицевом конце ведущего вала установлена ​​дисковая фрикционная муфта. Гидронасосы соединены с валиками с помощью зубчатых муфт.

Фрикционая муфта предназначена для передачи крутящего момента от редуктора отбора мощности на редуктор гидронасосов, отключение редуктора гидронасосов и предотвращения его поломок при перегрузках.

Ведущими частями являются зубчатая муфта, ведущий барабан, три ведущих диска и детали крепления ведущих частей.

Ведомыми – ведомый барабан, опорный диск, нажимной диск, центральная пружина, подшипниковая коробка и крышка. Ведомый барабан размещен на шлицевой части ведущего вала редуктора гидронасосов.

Тактико-технические характеристики

Эксплуатационная производительность:

 

    – При обустройстве проходов в лесных завалах, м / ч

300 – 400

    – При обустройстве проходов в каменных завалах, м / ч

200 – 300

    – При прокладке колонных путей, км / ч

6-10

    – При перемещении грунта, м3

200-250

Максимальная транспортная скорость, км / ч

50

Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км / ч

22-27

Масса, т

37.5

Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
    – длина

8950

    – ширина

3650

    – высота

3360

Расчет, человек

2

Железнодорожный габарит

02-Т

Периодичность технического обслуживания, моточасов:
    – ТО-1

100

    – ТО-2

300

Трудоемкость технического обслуживания, чел.-час.:
    – ТО-1

7-8

    – ТО-2

15-16

Расход топлива на 100 км пути, л:
    – По грунтовой дороге

300-330

    – По шоссе

190-210

Запас хода по топливу, км

500


Для наглядности всего описанного предлагаем Вам просмотреть видео об ИМР.

ИМР-2 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июля 2016; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 июля 2016; проверки требуют 16 правок.
ИМР-2

ИМР-2 при локализации очагов лесных пожаров в Луховицком районе Московской области
Классификация инженерный танк
Боевая масса, т 44,5
Экипаж, чел. 2
Производитель Союз Советских Социалистических РеспубликУкраина НКМЗ (1983 — 1991)[1]
Союз Советских Социалистических РеспубликРоссия УВЗ
Годы производства ИМР-2:
с 1980 по 1987
ИМР-2МА:
с 1987 по 1990
ИМР-2М2:
с 1990
Годы эксплуатации с 1982
Основные операторы Союз Советских Социалистических РеспубликРоссия
Длина корпуса, мм 9550
Ширина, мм 3735
Высота, мм 3680 (по крышу башни)
База, мм 4270
Клиренс, мм 449..470
Тип брони комбинированная противоснарядная
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 59
Скорость по пересечённой местности, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 18,9
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,2 (5,0 с ОПВТ)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ИМР-2 (инженерная машина разграждения вторая) — советский инженерный танк.

Машина ИМР-2 была сконструирована в Омске в КБТМ, а навесное оборудование и разработка проектной, конструкторской и технологической документации в Специальном конструктрском бюро СКБ-200 Челябинского тракторного завода и Новокраматорским машиностроительным заводом (доработка шасси, гидравлика, головной разработчик опытных машин)[1]. Разработкой руководил А.А. Моров. В 1980 году машина была принята на вооружение, а с 1982 года организовано её серийное производство. Серийно машина изготавливалась в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе и Новокраматорским машиностроительным заводом в Краматорске[2][3].

Основное предназначение ИМР-2: создание колонных путей в труднопроходимых местах для продвижения войск, а также создание проходов в минных полях. Для выполнения этих задач на ИМР-2 имеются[3]:

  1. Электромагнитная приставка ЭМТ и установка разминирования;
  2. Бульдозерное и крановое оборудование;
  3. Колейный ножевой минный трал со штыревыми взрывателями.

Броневой корпус и башня[править | править код]

Броневой корпус полностью герметичен и обеспечивает защиту экипажа от радиации с коэффициентом ослабления 10. В корме расположена установка разминирования, а в башне оператора находится установка с 7,62-мм пулемётом ПКТ[3].

Вооружение[править | править код]

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм танковый пулемёт ПКТ, кроме пулемёта с ИМР-2 поставляются[3]:

  1. Автоматы с боекомплектом 150 патронов;
  2. 10 Гранат Ф-1;
  3. Сигнальный пистолет с 30 сигнальными ракетами.

Ходовая часть[править | править код]

За базу было взято шасси основного боевого танка Т-72, имевшее по классификации ГБТУ обозначение «Объект 637»[3].

Специальное оборудование[править | править код]

В состав специального оборудования ИМР-2 входят[3]:

  1. Система подводного движения;
  2. Система автоматического пожаротушения;
  3. Система противоатомной защиты;
  4. Фильтро-вентиляционная установка;
  5. Рентгенометр-радиометр ДП-3Б;
  6. Система дымозапуска;
  7. Прибор химической разведки ВПХР;
Бульдозерное оборудование[править | править код]

Машина снабжена бульдозерным оборудованием, которое имеет три режима работы: бульдозерное, двухотвальное и грейдерное. Режимы могут меняться дистанционно без выхода экипажа из машины. Производительность бульдозера позволяет засыпать рвы и воронки, а также двигать обломки. Ширина бульдозера в грейдерном положении составляет 3,4 м, в бульдозерном — 4,15 м, а в двухотвальном — 3,56 м. В походном положении бульдозерное оборудование поднято и находится на крыше.[3].

Телескопическая стрела[править | править код]

Для расчистки прохода от деревьев, обрушенных стен, выдергивания столбов и заборов на ИМР-2 имеется телескопическая стрела с захватом-манипулятором грузоподъёмностью 2 тонны[3]. Темп прокладки проходов в лесных массивах и завалах составляет от 8 до 12 км/ч. Максимальный вылет стрелы составляет 8800 мм. Также имеется возможность использовать стрелу совместно со скребком-ковшиком объёмом 0,4 м³ для землеройных работ с производительностью 40 м³ грунта в час[2]. В походном положении стрела сдвинута назад и развёрнута[3].

Инженерная машина разграждения ИМР-2 и мостоукладчик МТ-55
  • ИМР-2Д — с усиленной защитой от радиации. Коэффициент ослабления до 1000.[4]
  • ИМР-2М1 — Модернизация ИМР-2. Без установок удлиненного заряда разминирования, дальномера и пулемета ПКТ.[5].
  • ИМР-2МА — Переходный вариант, в составе отсутствуют пусковые установки для разминирования, пулемёт и дальномер. В состав стрелового оборудования был добавлен скребок-рыхлитель, производился с 1987 по 1990 годы[6].
  • ИМР-2М2 — Модернизация ИМР-2. Вместо клещевого захвата установлен универсальный рабочий орган[6].
  • Объект 032 — безэкипажная рабочая машина инженерного роботизированного комплекса «Клин-1» с дистанционным управлением на базе ИМР-2Д для действий в зонах радиации.[5].

Вооружённые конфликты[править | править код]

Применение в условиях повышенной радиации[править | править код]

Также ИМР-2 периодически используется чрезвычайными службами России и Украины и инженерными войсками ВС РФ, например, в случае тяжёлых снежных заносов[9][10][11][12] или для расчистки русел рек[13].

В ходе боевого применения ИМР-2 показала свою высокую эффективность. Кроме того в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС оказалось, что ИМР-2 единственная машина, которая была способна работать в непосредственной близости с разрушенным ядерным реактором[3].

  • Карпенко А. В. Специальные бронированные машины // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 468. — 480 с. — 10 000 экз.
  • Инженерная машина разграждения ИМР-2М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство, 1990. — 200 с.
⛭

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе в СССР после 1945 года

ИМР-3М — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ИМР-3М (инженерная машина разграждения третья модернизированная) — российская бронированная инженерная машина разграждения. Базовая машина — танк Т-90.[1]

ИМР-3 в Вооружённые Силы России поступила в 1999 году. ИМР-3М производится на Уралвагонзаводе. Предназначена для выполнения инженерных работ для обеспечения продвижения войск, оборудования колонных путей. Предназначен для производства работ на грунтах 1-й — 4-й категорий. С её помощью прокладывают колонные пути, проходы в каменных и лесных завалах, выполняют земляные и погрузочно-разгрузочные работы, чтобы подготовить продвижение войск. Она может работать на местности с высоким уровнем радиоактивного заражения.[1]

Рабочее оборудование машины состоит из универсального бульдозера, телескопической стрелы, ножевого колейного минного трала. Универсальный бульдозер выполняет бульдозерные, путепрокладочные и грейдерные работы. Телескопическая стрела установлена на полноповоротной башне. Универсальное крепление позволяет устанавливать в качестве рабочего органа стрелы экскаваторный ковш, грейфер, рыхлитель или захват. Ножевой колейный минный трал с электромагнитной приставкой дает возможность ИМР-3 самостоятельно преодолевать минные поля с противогусеничными или противоднищевыми минами, оснащенными контактными или неконтактными магнитными взрывателями.

ИМР герметизирована, оснащена системами радиационной защиты. Экипаж, узлы и агрегаты внутри машины защищает система, 6-кратно ослабляющая проникающую радиацию ядерного взрыва и 120-кратно — гамма-излучение радиоактивно зараженной местности.

Машина оснащена средствами связи и системой дымопуска, образующей плотную и значительную по размерам дымовую завесу.

Вооружение машины – дистанционная управляемая зенитно-пулеметная установка калибра 12,7 мм

ИМР–3 оснащена системой противопожарного оборудования.

В систему жизнеобеспечения экипажа входят устройства кипячения воды и разогрева пищи, а также сбора и хранения отходов жизнедеятельности, что дает ему возможность выполнять боевые задачи без выхода из машины в течение трех суток.

Машина оснащена зенитно-пулемётной установкой НСВТ или Корд, смонтированной на башне, которая защищает экипаж от нападения с воздуха, ведет борьбу с легкобронированными наземными целями и живой силой противника, а также расстреливает мины в неизвлекаемом положении.[1]

  • Телескопическая стрела:
  • максимальный вылет, м: 8
  • грузоподъемность, т: 2
  • вместимость грейферного ковша, м³: 0,35
  • Масса, т: 50,8
  • Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
    • длина: 9340
    • ширина: 3530
    • высота: 3530
  • Максимальная скорость движения, км/ч: 50
  • Техническая производительность:
    • при проделывании проходов, м/ч:
    • в каменных завалах: 300—350
    • в лесных завалах: 350—400
    • при прокладывании колонных путей:
    • по среднепересеченной местности, км/ч: до 12 5 — 12
    • при выполнении земляных работ, м³/ч: 300—400 200—250
    • при погрузке грунта в контейнеры:
    • или на транспортное средство, м³/ч: 15 — 20
  • Время рытья укрытия при самоокапывании, ч: 0,2 — 0,5
  • Экипаж: 2 (командир-оператор, механик-водитель)[1]
  1. 1 2 3 4 Ильин А. Гусеничные инженерные машины. Журнал «Военный парад» май-июнь 2001
  • Ильин А. Гусеничные инженерные машины (рус.) // Военный парад : журнал. — 2001. — Май-июнь (т. 51, № 03). — С. 32-33. — ISSN 1029-4678.
⛭

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе Российской Федерации

Инженерные и специальные машины

Машины разведки и управления

Станция наземной артиллерийской разведки 1РЛ232-1М1 «Пантера».

* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы.

Инженерная машина разграждения — это… Что такое Инженерная машина разграждения?

изображение
ИМР-1 в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга
ИМР-1
Классификация Инженерная машина разграждения
Боевая масса, т 37,5
Экипаж, чел. 2
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик
Годы производства с 1969
Годы эксплуатации с 1969
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик
Размеры
Длина корпуса, мм 8950..15 380
Ширина корпуса, мм 3560..4150
Высота, мм 3290..3360
База, мм 3740
Колея, мм 2640
Клиренс, мм 420
Бронирование
Тип брони стальная
Лоб корпуса, мм/град. 100
Подвижность
Тип двигателя
В-55
Производитель: ЧТЗ
Марка: В-55
Тип: дизельный
Объём: 38 880 см3
Максимальная мощность: 427 кВт (581 л.с.), при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент: 2254 Н·м, при 1400 об/мин
Конфигурация: V12
Цилиндров: 12
Расход топлива при смешанном цикле: 300..330 л/100 км
Расход топлива на трассе: 190..210 л/100 км
Диаметр цилиндра: 150 мм
Ход поршня: 180 мм
Cтепень сжатия: 15
Охлаждение: жидкостное
Тактность (число тактов): 4
Рекомендованное топливо: ДЛ, ДЗ, ДА
Мощность двигателя, л. с. 580
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 22..27
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 15,5
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,89
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4

Инженерная машина разграждения (Объект 616) — армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересечённой местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Принята на вооружение в 1969 году.

Описание конструкции

Экипаж ИМР составляют два человека: механик-водитель и командир-оператор[1].

Броневой корпус и башня

В качестве базы используется шасси среднего танка Т-55. Корпус машины герметичен и имеет противоатомную защиту. Суммарная доза облучения, получаемого экипажем, снижалась до 10 раз[1].

Днище корпуса усилено стальными листами, подбашенный лист изменён. На верхнем листе корпуса находится башенка механика-водителя[2].

Вооружение

В комплект поставки ИМР входит следующее вооружение[1]:

  1. 1 автомат АКС-74У, с боекомплектом 150 патронов;
  2. 10 гранат Ф-1
  3. Сигнальный пистолет СПШ. Боекомплект 30 выстрелов.

Средства наблюдения и связи

Для связи в машине установлена радиостанция Р-113 или Р-123[1].

Специальное оборудование

Для предотвращения пожаров внутри боевого отделения ИМР снабжена системой автоматического пожаротушения. Для работ в зоне химического и радиационного заражения имеется прибор химической разведки ВПХР, а также радиометр-рентгенометр ДП-3Б[1].

Бульдозерное оборудование имеет три режима работы: двухотвальное, грейдерное и бульдозерное. Смена режимов работы производится дистанционно с помощью гидравлических приводов. Для регулировки степени погружения ножа, спереди имеется управляемая лыжа. В грейдерном положении ширина захвата достигает 3,4 метра, при работе в бульдозерном режиме — 4,15 м, а в двухотвальном — 3,56 м. Скорость проделывания проходов в сплошном лесном завале составляет 200—300 метров в час, городские завалы разгребаются со скоростью 160—200 метров в час. Скорость проделывания колонного пути на пересечённой местности составляет 5-8 км в час. Кроме бульдозерного оборудования машина снабжена телескопической стрелой длинной 8,8 метров и грузоподъёмностью 2 тонны. Для использования стрелы в качестве ковша в комплекте оборудования ИМР предусмотрен специальный скребок-ковш объёмом 0,4 м³ и производительностью 40 м³ в час[1].

Интересные факты

Большое количество этих машин участвовало в ликвидации последствий чернобыльской аварии.

Боевое применение

  1. Афганская война (1979—1989)[3]

В период с 1987 года по 1989 каждые 6 месяцев в Афганистан направлялись по 20 человек курсантов механиков-водителей, операторов ИМР (инженерной машины разграждения), сержантов срочной службы. Данная инженерно-военная техника ИМР возглавляла военные колонны, так как была способна расчистить на пути следования завалы из камней. Защищённая танковой бронёй ИМР способен выдерживать лёгкие снаряды и пехотные мины[источник не указан 159 дней].

Оценка машины

Настоящая работа этой машине нашлась в страшные дни мая 1986 года у четвертого блока Чернобыльской АЭС. Только тогда эту машину оценили по достоинству. ИМР оказалась единственной машиной способной работать возле разрушенного ядерного реактора. Она одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стрежней с ядерным топливом, остатки стен. Она же начинала возводить вокруг реактора саркофаг, доставляла и устанавливала крановое оборудование.
Едва ли не все, стоявшие тогда в строю ИМРы оказались в Чернобыле и все они остались навсегда там. За время работы машины набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной. Десятки, если не сотни ИМРов среди сотен других машин стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.

Веремеев Ю.Г.

Примечания

Литература

  • Карпенко А.В. Обозрение бронетанковой техники 1905—1995. — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 467. — 480 с.
  • Техническое описание и инструкция по эксплуатации инженерной машины разграждения (ИМР). — Военное издательство Министерства обороны СССР, 1972. — 212 с.
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *