РазноеИз болот техника – Псковские поисковики с помощью самодельного вездехода поднимут со дна болот технику времен Второй мировой

Из болот техника – Псковские поисковики с помощью самодельного вездехода поднимут со дна болот технику времен Второй мировой

«Повелитель грязи». Часть 2. Бездорожно-боевая техника

В этой части мы рассмотрим необходимость создания специальных шнекоходов военного назначения и их конкуренцию с колесными и гусеничными машинами.

По самой топкой грязи

Возможно, с этим многие не согласятся, но проходимость существующих типов колесной и гусеничной техники слегка преувеличена и вообще обычно дается без достаточной привязки к несущей способности почв. Потому оценить практическую проходимость боевой техники становится довольно затруднительно.

В лесозаготовительной практике, имеющей дело с различной техникой и постоянно вынужденной учитывать ее проходимость по различным грунтам, грунты делятся по несущей способности на четыре типа:

I сухие, с несущей способность 3-4 кг/см2 (в основном песок).

II маловлажные, с несущей способностью 1,4-2 кг/см2 (супеси и суглинки).

III влажные, с несущей способностью 0,5-1,4 кг/см2 (влажный суглинок и влажная глина).

IV избыточно увлажненные, жидкая грязь, с несущей способность менее 0,5 кг/см2 (болота, торфяники, сильно переувлажненные участки).

В этой классификации глина занимает особое место, поскольку в зависимости от влажности она имеет резко различную несущую способность. Сухая и плотная глина имеет несущую способность 6 кг/см2, сухая глина средней плотности – 2,5 кг/см2, а влажная и пластичная – только 1 кг/см2. По большому счету, проходимость глинистых грунтов сильно зависит от погоды: одна и та же дорога может быть легко проходимой в длительно сухую погоду, и может стать непроходимой после долгих дождей.

По данным лесозаготовителей же, на сухие и маловлажные грунты приходится 43% лесозаготовительных площадей. Остальное представлено грунтами либо влажными, либо избыточно увлажненными. Это важный фактор для лесного хозяйства, поскольку сильно увлажненные и заболоченные леса требуют применения гусеничной техники.


Типичный пример заболоченного леса

Теперь же данные об удельном давлении на грунт различных типов боевой техники:

Т-64 – 0,8 кг/см2,

Т-72Б – 0,9 кг/см2,

Т-80 – 0,9 кг/см2,

Т-90 – 0,87 кг/см2,

МТ-ЛБ – 0,46 кг/см2,

БМП-2 – 0,63 кг/см2

БТР-80А – 2-3,7 кг/см2.

Лучшая проходимость у МТ-ЛБ, который пройдет по любым грунтам I-III категорий. Следом стоит БМП-2. Для танков (у которых удельное давление на грунт колеблется в пределах 0,8-0,9 кг/см2) проходимы грунты I-II категории, но на грунтах III категории можно сесть на брюхо. Наконец, БТР-80А предназначен только для езды по сухим грунтам, то есть по песочку, ну можно выбраться на сухой суглинок, желательно поплотнее.

Добавим еще вездеход ДТ-30П «Витязь» — 0,3 кг/см2. Весьма хорошее приобретение, с проходимостью по большей части избыточно переувлажненных грунтов. Однако, и его возможностей недостаточно для торфяного болота, которое допускает давление не более 0,25 кг/см2.

Итак, для большинства типов боевой техники, колесной и гусеничной, влажные грунты III категории представляют собой серьезное и довольно опасное препятствие. В принципе, такие грунты проходимы и для танков, и для БМП, но оценить на глазок их влажность и несущую способность довольно трудно. Можно и ошибиться. Плотный и твердый на вид грунт вполне может оказаться слишком слабым для тяжелой техники. Ровная зеленая лужайка, на первый взгляд, не представляющая никакой опасности, может оказаться грязевой ловушкой. Причины могут быть разные, например, на этом участке близко к поверхности грунтовые воды, и потому грунт внизу переувлажнен, а сверху подсох и порос травой. Из-за этого постоянно случаются различные казусы.

«Повелитель грязи». Часть 2. Бездорожно-боевая техника

МТ-ЛБ считается техникой с высокой проходимостью, что нимало не мешает посадить ее в грязь на брюхо. Эта «мотолыга» засела во Всеволожском районе Ленинградской области на старой вырубке.

«Повелитель грязи». Часть 2. Бездорожно-боевая техника
Та же самая МТ-ЛБ, вид спереди. Можно оценить коварство ландшафта, который на первый взгляд кажется легко проходимым. Однако, менее чем в полуметре от поверхности грунтовые воды и переувлажненный грунт, в который вездеход и засел.

Далее, как уже говорилось, погодные условия и затяжные дожди могут резко изменить несущую способность грунтов в сторону ее сильного снижения. Глина, пропитанная водой, снижает свою несущую способность в 5-6 раз, суглинки и супеси в 2-3 раза. Уже этого обстоятельства вполне достаточно, чтобы сделать дорогу непроходимой.

Но и это еще не все. Когда по дороге проходит множество машин и танков, они неизбежно разбивают и разрыхляют грунт, создают поверх дороги слой сильно разрыхленного грунта. Несущая способность грунта зависит от его плотности, как уже указывалось для глины. Если к этому добавить затяжной дождь, который сделает из глинистой или суглинистой пыли жидкую грязь, а также промочит и ослабит нижележащий слой, утрамбованный колесами и гусеницами, то вот и получается знаменитая распутица, с морями грязи, в которых танки тонут по башню.

«Повелитель грязи». Часть 2. Бездорожно-боевая техника
Польские танкисты из 9-й бригады на учениях на полигоне недалеко от города Ожиш. Вот оно коварство влажного грунта, по которому уже проехали несколько танков. Для следующего Т-72 разрыхленный грунт оказался слишком слабым.

А что шнекоход? У шнекохода с двумя шнеками длиной по 6 метров и диаметром по 1 метру, с общей массой 17 тонн, удельное давление на грунт составляет всего 0,09 кг/см2. У шнеков таких размеров, до половины погруженных в грунт, площадь опоры будет составлять 18,8 кв. метров, что гораздо больше, чем у любых гусениц или любых колес. Причем, на твердом грунте удельное давление на грунт у шнекохода очень высоко: он опирается на него только узкими гребнями. По мере уменьшения плотности и несущей способности грунта, поверхность опоры шнеков все возрастает, пока на самом слабом грунте, в торфяном болоте, не достигнет своего максимума.

0,09 кг/см2 – это даже меньше, чем у снегоболотохода «Горностай», у которого удельное давление на грунт составляет 0,15 кг/см2.

Думается, что это вполне убедительное доказательство превосходства шнекохода в проходимости перед всеми видами и типами техники, и даже специализированной вездеходной техники. Шнекоход может свободно пройти там, где даже «мотолыга», считающаяся очень проходимой техникой, сядет на брюхо.

«Повелитель грязи». Часть 2. Бездорожно-боевая техника
Украинский шнекоход-земснаряд работает на самом противотанковом грунте на рытье осушительных канав

По этой простой причине шнекоход не только может конкурировать с колесными и гусеничными машинами, но и быть гораздо лучше их. Более того, абсурдно и нелепо говорить, что, дескать, у шнекохода маленькая скорость, поскольку на тех грунтах, которые шнекоход может пройти, ни танк, ни гусеничный вездеход, ни БТР вообще не могут показать никакой скорости. Они просто сидят на брюхе в ожидании какого-нибудь тягача.

Пространство для шнекохода

В нашей необъятной стране есть где побуксовать и помесить грязь. Из 1709,8 млн. гектаров общей территории России (данные 2005 года, без Крыма), 1104,8 млн. гектаров приходилось на леса, из которых 57% — влажные и переувлажненные лесные почвы (596 млн. гектаров). Сельскохозяйственные угодья, то есть пашни и пастбища (которые, как правило, являются грунтами с низкой несущей способностью, особенно после дождей) – 401 млн. гектаров. Среди этой обширной площади лесов и сельхозугодий 225,2 млн. гектаров приходится, собственно, на воды и болота (110 млн. гектаров в составе лесного фонда и 25 млн. гектаров в составе сельхозугодий).

Итого, влажных почв и болот в России, по суммарной оценке, 621 млн. гектар (36% территории страны) и еще 376 млн. гектаров (22%) становятся труднопроходимыми или непроходимыми после обильных дождей или таяния снегов. На этих 58% территории страны в военное время применение шнекоходов весьма целесообразно, поскольку по таким грунтам даже гусеничная техника проходит либо с трудом, либо вообще не проходит.

Для сравнения, общая площадь дорог, то есть всех земель, отведенных под дороги, улицы, площади, вплоть до скотопрогонных дорог, составляла по данным на 2005 год 7,9 млн. гектаров. Далеко не вся эта площадь занята твердым дорожным покрытием. Еще 5,5 млн. гектаров находилось под застройкой. Итого, только 0,7% территории страны, где шнекоход в силу своих конструктивных особенностей не может применяться широко.

По-моему, достаточно сравнить две цифры – 58% и 0,7%, чтобы понять, что шнекоход для обороны страны абсолютно необходим, поскольку он позволяет использовать для военных целей ту половину территории страны, которая или совершенно недоступна, или труднодоступна даже для гусеничной боевой техники. На мой взгляд, твердить о том, что шнекоход непригоден только потому, что он де не может ездить по дорогам, означает расписаться в полном, абсолютном непонимании географических реалий собственной страны, в которой болот и влажных грунтов более чем достаточно. А еще можно добавить густоту речной сети. В среднем по России густота речной сети для лесной зоны составляет 0,4-0,6 км/кв. км. То есть на каждый квадратный километр площади приходится от 400 до 600 метров рек. Значительная часть эти рек – препятствие для гусеничной и колесной техники.

Требовать от техники, чтобы она была хороша на дорогах с твердым покрытием, это означает запереть ее на площади не более 1%, это значит лишить ее маневренности и поставить в зависимость от милостей природы и сухой погоды.

Надо ясно понимать простую вещь: война ведется в грязи. Если поначалу и предполагается, что боевые действия будут идти в комфорте, вдоль асфальтированных дорог, в условиях, максимально приближенных к парадным, то потом противник своими действиями неизбежно вынуждает залезать в грязь. Противник своим огнем и движением вынуждает сворачивать с дороги на грунтовку, пашню или на болото, в поисках пути для обхода, охвата, маневра. Географическая характеристика заболоченности и увлажнения почв показывает, что эта необходимость залезать в грязь будет встречаться очень часто.

Потому подготовка к настоящей войне подразумевает тщательную подготовку к тому, чтобы месить грязь лучше и эффективнее, чем это удается противнику. Какая сторона сможет поставить грязь и распутицу на свою сторону, та и одержит победу в конечном счете. Лучше это делать не с помощью импровизаций, а с помощью заранее разработанной, испытанной и изготовленной техники – шнекоходов.

Шнеко-бронетранспортер

На основе шнекоходного шасси возможны самые разнообразные боевые, транспортные и инженерные машины. Но пока что мы будем рассматривать сравнительно легкую и небольшую шнекоходную машину, общей массой в диапазоне от 7 до 20 тонн, в технической возможности создания которой нет никаких сомнений. Для более тяжелых машин потребуются, очевидно, исследования и расчеты.

Такая сравнительно небольшая шнекоходная машина, как мне представляется, должна быть комбинацией бронетранспортера и грузовика, способного нести вооружение (ДШК или КПВТ, АГС, ПТУР, дополнительно также 82-мм миномет), а также перевозить людей и грузы. По своей компоновке он может быть похож на БТР-50.

«Повелитель грязи». Часть 2. Бездорожно-боевая техника
Корпус БТР-50. Почти готово, осталось только шнеки добавить.

В силу того, что для шнекоходов весьма существенным является снижение веса, не только для улучшения проходимости и скорости движения, но и для плавучести, то бронирование может быть не стальными листами, а листами броневого стеклотекстолита. Но с внутренней стороны корпуса стеклотекстолит должен быть подложен стальными листами, чтобы уберечь экипаж от осколков текстолитовой брони.

Почему именно такая машина? Во-первых, потому что в заболоченных районах у него, вероятнее всего, не будет серьезного противника, вооруженного чем-нибудь более тяжелым, чем крупнокалиберный пулемет. Скорее всего, это будут небольшие отряды противника или заслоны, обычно оставляемые на границе с заболоченной, и считающейся непроходимой местности. Крупнокалиберного пулемета в сочетании с АГС вполне достаточно, вместе с вооружением пехотного десанта, чтобы с таким противником справиться.

Во-вторых, задача шнеко-бронетранспортера в большей степени транспортная, чем боевая: перевезти через болото, заболоченную или просто раскисшую от дождей местность солдат, боеприпасы, продовольствие. Потому упор должен быть сделан на грузоподъемность.

Характеристики любой боевой техники определяются тактикой ее применения. Иногда, впрочем, тактика вырабатывается под определенную машину и ее возможности. В отношении шнеко-бронетранспортера придется пойти вторым путем, то есть предложить определенные тактические приемы ее использования.

Вариантов несколько.

Первый и довольно типичный вариант. Противник удерживает сухой перешеек между болотами или озерами, либо же опирает свои фланги на торфяные и очень топкие болота, абсолютно недоступные для техники. В этом случае отряд из шнеко-бронетранспортеров с посаженным на него десантом может попытаться зайти противнику во фланг и тыл по болоту. Оборона у противника по краям заболоченной местности вряд ли будет сильной, и такая попытка может иметь успех.

Второй вариант – форсирование реки с широкой и заболоченной поймой. Не столь уж редкий вариант, заболоченные или регулярно затопляемые поймы рек могут быть в ширину до 2-3 км, в сочетании с густыми зарослями кустарника и тальника могут быть почти непроходимыми. В таком случае для шнеко-бронетранспортера много разной работы. Во-первых, участие в переправе и захвате плацдарма на другом берегу, во-вторых, транспортная поддержка переправившихся войск до наведения переправ, в первую очередь снабжение боеприпасами и вывоз раненых, в-третьих, содействие в наведении понтонов и мостов, охрана их от контратак противника, в-четвертых, вспомогательные перевозки людей и грузов через заболоченную пойму к местам переправы.

Значение шнеко-бронетранспортеров при переправах резко возрастает в период половодья, когда поднявшиеся реки могут затапливать обширные площади в пойме и препятствовать наведению переправ.

Третий вариант – бои в заболоченной лесистой местности. Хотя заболоченные леса считаются непригодными для боевых действий, тем не менее, они предоставляют некоторые интересные возможности. Во-первых, можно оторваться от противника; достаточно зайти вглубь заболоченного леса на 3-4 км, чтобы оказаться в относительной безопасности. В-вторых, если противник контролирует дороги и населенные пункты на краю заболоченного леса, то в глубине этого болотистого массива можно направить отряд на шнеко-бронетранспортерах для нанесения ударов по противнику в стиле «ударил – отошел». Если противник пожелает отряд преследовать, тем хуже для него. Если у противника есть одна дорога, идущая через большой заболоченный лесной массив, а в нем есть отряды на шнеко-бронетранспортерах, то у этого противника серьезные проблемы.

Четвертый вариант – действия в период распутицы. Это самое выгодное время для использования шнеко-бронетранспортеров для решения самых разных задач. К ним могут относиться: разгрузка застрявших в грязи автомобильных колонн и содействие в эвакуации техники; перевозка грузов и переброска войск по кратчайшим маршрутам по бездорожью; трамбовка грунтовых дорог многократным прохождением шнекоходами. В боевых операциях шнеко-бронетранспортеры с десантом по распутице могут осуществлять обходы, так же, как и через болота.

Как видим, открывающихся тактических возможностей у шнеко-бронетранспортеров довольно много. Общая черта тактики машин такого типа состоит в том, чтобы использовать фактор внезапности, вытекающий из того, что отряд на шнеко-бронетранспортерах может пересечь район, совершенно непроходимый для любой другой техники и даже и для пеших солдат. Противник прикрылся болотом, считая его непроходимым – самое удобное место, чтобы по нему ударить. Даже если противник в принципе знает о шнеко-бронетранспортерах, все равно, не угадает место прорыва. Ему придется или усиливать заслоны на краях заболоченной местности, то есть распылять свои силы, либо держать болота под постоянным наблюдением и разведкой. И это тоже хорошо. Сам факт появления шнеко-бронетранспортеров уже ставит противника, не имеющего таких же машин, в стесненное положение.

Выгоды шнекохода для войны в условиях заболоченной местности или переувлажненных грунтов вполне очевидны. Тут даже доказывать особо нечего. Другое дело, что шнеко-бронетранспортер появится только во время войны. Он совершенно не годится для парадов, для брутальных пиар-фотосессий, для показательных выступлений на полигонах и прочего подобного применения боевой техники в мирное время. Время и место для боевого шнекохода – это тотальная война в тотальной грязи.

topwar.ru

Подъем техники времен ВОв. Легендарный танк Т-34.

7 мая 2009 года Поисковым Клубом «Арьергард» в деревне Малахово, Псковская область, был поднят именной советский танк Т-34-76 «Смелый».

Гул, натянутых как струны, тросов был слышен даже сквозь рёв бульдозеров. В пятидесяти метров от берега ломаются молодые березки. 27-ми тонная машина медленно ползет по дну болота, увлекая за собой все, что попадается ей на пути. Даже после 67-ми лет проведенных под водой, танк остается танком.
1-ый этап — зацепить танк тросом. Это задача для водолаза. Работать ему приходится на ощупь. На дне болота царит кромешная тьма. Никакой фонарь тут не поможет. Сквозь растворенный в воде торф свет не проникает. Подобраться в таких условиях к танку по силам только отчаянному специалисту.

Для всех участников поискового отряда «Арьергард» — этот подъем не первый. Но не смотря на богатый опыт, задача легче не становится. Танк находится на глубине более пяти метров и более чем за пол века прочно застрял в торфе.
После подъема танка, машину предстоит демилитаризовать. Снять с неё вооружение и выгрузить боеприпасы. В бой тридцатьчетверка шла с полным боекомплектом. На борту саперы обнаружили более сотни боеприпасов. На полигоне их уничтожил МЧС.
Работа по подъему окончена, но для поисковиков все только начинается.

Вычислять точное положение танка поисковому отряду пришлось зимой, когда болото покрылось льдом. Зимой же, только 42-ого года, т-34 отправилась в свой последний бой, штурмовать деревню Островиты. Так как это было 12-ого декабря, танки шли берегом озера, чтобы не провалиться в водоем. Но все-таки один танк т-34-76 начал тонуть и экипаж покинул машину. По данным сорок второго года Командир экипажа Минин, механик-водитель Бережной и радист Тарехин — остались живы и продолжили воевать на другой машине. Башенный стрелок Главко, в бою под Островитами, был ранен и остался в госпитале. Это все что стало известно об экипаже.

О самом танке можно сказать немного больше. Этот танк Т-34-76 почти наверняка отправился на фронт 7 ноября 1941 года с парада на Красной площади. В нем участвовали машины 33-ей танковой бригады, воевавшие под Волоколамском и Великими Луками. О парадном прошлом говорят сохранившиеся на броне полустертые боевые лозунги тех лет.

Танк этот не простой, а именной. Сквозь слой грязи на башне т-34 можно разглядеть надпись «Смелый». Сохранилась машина удивительно хорошо. Как буд-то в болото она попала вчера, а не 67 лет назад. Впрочем небольшой косметический ремонт танк т-34-76 все же ждет. После которого она отправится в один из музеев России, где займет почетное место.

fishki.net

Как поднимают самолёты из болота (63 фото)

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

В июне 2014 года поисковый отряд «Демянск» предпринял очередную попытку поднять из болота советский бомбардировщик ДБ-3Ф.

Кратко о машине

ДБ-3Ф — дальний бомбардировщик, разработанный под руководством С.В. Ильюшина. С марта 1942 года называется Ил-4.

Экипаж — 3 человека: пилот, штурман и стрелок. При наличии нижней люковой установки в экипаж добавлялся еще один стрелок.

Бомбовая нагрузка — до 2500 кг. Длина — 15 метров, размах крыльев — 21 метр. Максимальная взлётная масса — 12 тонн.

ДБ-3Ф был основным самолётом советской авиации дальнего действия. Именно эти самолёты бомбили Берлин в августе 1941 года.

Предположительно осенью 1941 года в одно из демянских болот упал самолёт.

Через 60 лет поисковики отряда «Демянск» обнаружили на болоте странное окно в трясине, заполненное водой. После тщательного исследования оказалось, что это воронка, которая образовалась от падения самолёта. Попытались вытащить, не получилось. Не хватило знаний, техники.

С тех пор опыт отряда только рос. Поднимались самолёты, лётчики, выяснялась судьба экипажей.

И вот, спустя более чем 10 лет было решено вернуться к этому, первому и не очень простому, самолёту.

Предыдущая попытка подобраться к самолёту была предпринята в мае 2014 года, во время весенней «Вахты памяти». Рассказ об этом здесь.

Тогда был найден номер самолёта. К сожалению, выяснить по нему судьбу самолёта и лётчиков не удалось и было решено отправится к самолёту еще раз. Лето выдалось достаточно сухое и можно было рассчитывать достичь некоторых результатов малыми силами.

Итак, июнь 2014 года. Демянский район Новгородской области. Болото…

Просто работа

После недолгих сборов отряд готов к выезду. Отрядная ГТСка загружена в буквальном смысле выше крыши — запас карман не тянет. Берём с собой и воду.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Благодаря лесорубам в новгородских лесах еще можно встретить приличные дороги…

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

В помощь отряду прибыли несколько ребят из Центра духовного, патриотического и нравственного воспитания Подольского благочиния РПЦ. Ребята хоть и молодые, но в поисковых делах опыт имеют большой и подготовлены к экстремальным условиям на отлично. За исключением накомарников…

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Болото встречает нас прекрасной погодой и нереально глубоким небом.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Воронка от падения самолёта. С мая ничего не изменилось.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Результаты предыдущей работы.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Выгружаемся… Самое главное в такой работе — помпы и вёдра. И побольше.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

«Чего стоим? Кого ждём?…»

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Хотя и завещал сэр Артур Конан Дойл держаться подальше от торфяных болот, но иногда они бывают очень и очень красивыми.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Обломки бомбардировщика ДБ-3Ф.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Где-то там самолёт и, возможно, лётчики. Хотя, все конечно надеются, что их там нет, что им удалось покинуть машину и что они продолжили сражаться с захватчиками…

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Командир поискового отряда «Демянск» Анатолий Степанович Павлов.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Огромная мощная машина размером 15 на 20 метров превращается груду небольших обломков…

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Начинаем обустраивать место работы.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Мошкара и слепни не дают расслабиться.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Включили помпы. Водозаборные фильтры надо постоянно очищать и для этого прямо в воронке находится специальный человек.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Владимир — главный специалист отряда по подъёму самолётов и вдохновитель множества подобных экспедиций.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Иногда приходится прочищать и саму помпу.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Одна из находок, подтвердившая версию о типе самолёта. Крышка заливной горловины топливного бака.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Несколько раз приходится ездить за лесом для крепления стенок воронки.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Болото стремится вернуть своё и поэтому надо постоянно крепить стенки воронки.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Имея под ногами «твердую почву» работать гораздо легче и поэтому по периметру делаются настилы из досок.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Советская мембранная помпа. В паре с японским мотором творит чудеса. Качает медленно, но уверенно, меньше страдает от засоров. Незаменима, когда надо убрать из воронки небольшое количество постоянно стекающей туда воды.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Разведка воронки проводится при помощи 6-метрового(!) щупа.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Работать щупом приходится постоянно — с понижением уровня воды постоянно находится что-то новое.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Работаем длинными стальными крюками. Воронка прочёсывается крюком по сантиметру. Если что-то удалось зацепить — тянем. Легкое в одиночку, тяжелое — вдвоём, совсем тяжёлое — лебедкой.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Болото коварно. Вроде бы уже 100 раз прошёл по этому месту, а потом проваливаешься по пояс.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Очередной засор. Боец на переднем плане вытаскивает тину граблями.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Но самый главный инструмент в подобной работе — обычное ведро. Чистая вода занимает лишь небольшую часть объёма воронки. Главное — мох, тина, грязь. Всё это необходимо вычерпать, чтобы добраться до того, что на дне.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Обратите внимание на вёдра — они укреплены стальными полосами, так как в штатном исполнении просто не выдерживают. Ведь наполненное «болотом» ведро может весить далеко за 10 кг.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Вот так с шутками-прибаутками, войдя в ритм, за день можно перекачать несколько тонн болотной жижи.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Но веселее всех, конечно тому, кто черпает в самой воронке…

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Делим воронку на 2 части, чтобы упростить работу по откачке.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Когда удаётся зацепить нечто серьёзное на помощь приходит лебёдка болотохода. В данном случае пришлось использовать ещё и два блока.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

«Давай, родная!…»

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Болотоход начинает стаскивать в воронку и приходится заякорить его за вторую машину.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Вытаскиваем один из цилиндров двигателя. Вещь вроде бы лёгкая, но поднимаясь из глубины, такой крупный обломок тащит на себе ещё тонну тины и мха.

Надо сказать, что данная находка была очень важной. На цилиндре выбивается номер мотора. Имея номер мотора можно установить и судьбу самолёта.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

После очередного серьезного зацепа принимается решение заякорить и второй болотоход.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Способ стандартный. Поперёк движения зарывается бревно и к нему цепляется машина.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Закат…

Прошло два рабочих дня. Были достигнуты некоторые успехи (особенно — номер мотора). К сожалению, не у всех членов отряда есть возможность остаться на длительный срок, а небольшими силами здесь не обойдёшься.

Решаем прекратить работы до следующего раза.

На утро собираем оборудование…

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Грузим болотоходы.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Колонна построена и готова к движению. На протяжении трех дней по ночам шли сильные дожди, так что обратная дорога обещает быть нескучной.

Кстати, о технике.

То, что вы видите на переднем плане — это болотоходы талантливого конструктора Алексея Гарагашьяна из Санкт-Петербурга. На болоте и слабых грунтах — не сравнится ни с чем другим. Очень простая и надёжная техника.

Замыкает колонну — легендарная «гэтэска», иначе говоря ГТ-СМ (гусеничный транспортёр-снегоболотоход модернизированный). Надо отметить, что «гэтэска» — прямой потомок лёгкого танка Т-70 времён Великой Отечественной войны.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Командир — впереди на лихом коне.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Будущий спецназ, как полагается, на броне.

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Грузим технику…

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

Фотографируемся на память…

И прощаемся до следующего раза. Работу надо довести до конца.

Когда писался этот запоздалый отчет из Демянска пришло сообщение, что во время очередной экспедиции к самолёту из воронки подняли фрагменты лётного комбинезона и куртки. Скорее всего, лётчики там…

Как поднимают самолёты из болота болотоход, техника, болото, эхо войны

nlo-mir.ru

Затонувшая военная техника времен ВОВ / Назад в СССР / Back in USSR

Во многих российских реках, озёрах и болотах со времён Великой Отечественной войны осталось большое количество военной техники: танков, пушек, автомобилей.Сегодня интерес к данному вопросу достаточно высок.
В России подъёмы военной техники со дна стали регулярными. Фото и видео подборка таких подъемов.
Автомобиль АМО-2 Новгород. Река Мста.

Артиллерийский тягач Челябинского тракторного завода Сталинец
Тверская область. Озеро Усодце.

Подъем танка БТ-5 из Невы


Подъем танка т-34 из болота
Истребитель Bell P39Q-15BE «Аэрокобра», serial 44-2911, бортовой «белый 23″ из состава 773-го истребительного авиаполка
Мурманская область.


Истребитель Hawker Hurricane IIB «Trop», Z5252, бортовой «белый 01″ из состава второго гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного флота
Мурманская область.


Подъем танка КВ-1 из реки Дон


Штурмовик ИЛ-2
Крым




Оживший «Зверобой» ИСУ-152

back-in-ussr.com

Болота.Преодоление болот.Техника безопасности | Без палатки.ру

Болота это очень опасное место с которым шутки плохи.Если вы не уверены,что сможете его преодолеть нельзя рисковать.Топи и зыбуны,которые скрывает болото чрезвычайно опасны.Данная статья позволит вам иметь представление о преодоление болота.

Нужно помнить, что скорость передвижения по болоту очень низкая,а потеря силы очень и очень высокая.

Внимание!Если есть возможность болото обойти,сделайте это.Итак,поехали.

Болота можно разделить на несколько типов:

  • Непроходимые
  • Проходимые
  • Труднопроходимые

Как отличить болото проходимое от непроходимого?

Болота делятся также на:

  1. Болота верховые
  2. Болота низовые

Верховое болото-очень опасные болота ,их еще называют топяные болота. Они образуются из-за разрастания старых водоемов.

Такие болота как правило имеют несколько покровов, лежащих друг на друге

1.Сплавина- торфяной покров

2.Зыбун-полужидкое основание, студенистое(трясина)

болотоТакие болота чрезвычайно опасны. Этот тип болот чаще всего является непроходимым. Проходимость такого болота можно определить по безлесности. На таких болотах бывают чахлые деревца или кусты,но самым главным признаком верхового(зыбучего)болота является,что когда наступаешь на нее оно как-бы начинает колебаться(шевелиться верхний слой торфа)

Низовые болота не так опасны. Такие болота встречаются как правило в хвойный заболоченных лесах. Максимум можно промочить одежду или обувь. На подобных болотах множество кочек, островков и деревьев. Другими словами- эти болота проходимы.

Как определить степень проходимости болот

Болота не проходимы

Болото невозможно пройти если оно поросло камышом или по болоту плавают куски торфа. Не суйтесь в верховые болота, это может быть очень опасно.Из такого болота почти невозможно вылезти.

Болота труднопроходимы

Если среди мха на болоте встречаются мочажины(болотца с застойной водой)Если болото поросло густым кустарником(ивняк ,ольха ,береза).

пушицппушица

На болоте растет трава пушица. Существует примета, что чем гуще эта трава тем страшнее трясина под ней находиться

Болота покрыто густым кустарником или мелкими деревцами залитыми водой,вода(застойная) стоит у поверхности ,у стволов деревьев отдельные моховые кочки.(Такое болото преодолевается от кочки к кочке от дерева к дереву)

Болота проходимы

Болото заросло сосновым или березовым лесом,имеет густой травяной покров,имеются кочки у стволов деревьев,вода на поверхности.Болото легкопроходимо если на ней растут высокие деревья и имеются большие кочки.

На болоте много бурелома, растет лес средней густоты, кочки вокруг деревьев, вода на поверхности или ниже. Такое болото проходимо.

Внимание! Не лезьте в сплавину. Лучше обойти несколько километров. Лишь по толстой сплавине можно двигаться и то с большой осторожностью.

Чрезвычайно опасны т.н чарусы.(заросшие озера-колодцы)Они встречаются в лесу.Идя в лес берите с собой туристическую аптечку

Техника передвижения по болоту

Срежьте шест, перед тем как наступить проверяйте местность шестом. Двигайтесь от кочки к кочке, избегайте зарослей пушицы(см.выше),старайтесь избегать мочажин, если двигаетесь группой то расстояние должно быть не более 2-3 метров, если идете по сплавине(не рекомендуется),то держите дистанцию 5 метров, иначе сплавина может не выдержать и прорваться.

Как выбраться если вы попали в трясину?

Не паникуйте и не делайте резких движений, постепенно и размеренно начинайте выбираться, если идете в группе, то крикните, чтобы вам кинули веревку или шест. Если же вы один, то провалившись, положите палку поперек и постепенно переносите вес тела на палку, навалившись на нее грудью, если за плечами рюкзак, снимите его без резких движений, далее кладите палку перед собой и плавно подтягивайтесь к ней. Если вам удалось выползти из трясины не спешите вставать, отползите от опасного места (у лежащего человека площадь больше а давление на грунт меньше).Выходите откуда пришли.

Похожие записи:

bezpalatki.ru

Подъём танков. (Россия, подборка из 18 эпизодов) 2000-2012 год смотреть онлайн в хорошем качестве

По следам недавних документальных фильмов о восстановлении и поиске танков времен Великой отечественной (

), публикуем большую подборку видеозаписей предоставленную пользователем «

«.  В 18 эпизодах вы увидите, как из болот и речек достают технику весом в десятки тонн и как эта работа происходит.

Считается, что подъем танков – дело на миллионы, но рассматривать подъем танков как бизнес нельзя. Часто в нескольких десятках или даже сотнях проверенных мест удается найти только одну машину, поэтому такая работа остается уделом энтузиастов и любителей военной техники.

Некоторые эпизоды длятся больше часа, другие с десяток минут. Если вы можете дополнить подборку новыми видео — кидайте их в комментариях.

Подъём танка КВ-1 на Невском пятачке

11 августа 2002 года команда аквалангистов ОТКРЫТОЕ МОРЕ совместно с поисковым отрядом МГА, обследуя фарватер Невы, обнаружила в 30 метрах от берега тяжелый танк КВ-1, который при штурме Невского Пятачка советскими войсками осенью 1941 года не смог завершить переправу и затонул, уйдя под воду с простреленного понтона. Фильм Андрея Герасименко.


Подъём со дна реки Невы танков КВ-1 (тот же что и выше) и Т-38, обнаруженных в районе «Невского пятачка».

Поднятие танка Т-34-76 из Черного озера в Косино

Подъём танка «Sherman М4А2 (США) Черкасская область.

Тягач «Ста́линец-65»

В ходе поисковых экспедиций АНО ПК «Арьергард» был найден и поднят в деревне Белодедово Западнодвинского района Тверской области (сентябрь 2012 года), а после восстановлен и поставлен на ход в реставрационной мастерской уникальный тягач «Ста́линец-65». Уникальность данной модели заключается в наличии кабины.


Бронеколпак «краб»

В 2008 году в городе Новодружевск во дворе частного дома был обнаружен закопанный в землю пулемётный бронеколпак «Краб» немецкого производства. Со слов местных жителей во время войны в данном месте жилых домов не было, а проходила линия немецкой обороны. Рядом с раскопанным бронеколпаком был также обнаружен железобетонный немецкий бункер размером 3 х 3 метра и высотой 1,8 м. В центре бункера находится колодец с питьевой водой.


Подъем останков трофейного танка КВ-2

Подъем танка Т-34/76 Черкасская область. Затонул 07.01.1944 г. в р.Гнилой Тикич

Подъем именного советского танка Т-34-76 «Смелый»

7 мая 2009 года Поисковым Клубом «Арьергард» в деревне Малахово, Псковская область, был поднят именной советский танк Т-34-76 «Смелый». По архивам, этот танк отправился на фронт прямо с парада на Красной площади в Москве…


Подъем советского танка Т-34-76 «Снайпер»

Подъем танка времен Второй мировой войны в Новосокольническом районе, Псковской области в 2003 году. Подъем был произведен для музея в Кубинке Поисковым отрядом «Высота», руководителем которого является Андрей Забелин.


Подъем советского танка КВ-1 со дна Невы

16 ноября 2011 года из реки Нева, г. Санкт-Петербург при помощи плавкрана был поднят советский танк КВ-1. Поисковый Клуб «Арьергард» передал поднятый танк Санкт-Петербургскому Музею «Битва за Ленинград».


Подъем немецкой САУ StuG-40

В результате успешной поисковой экспедиции Поискового Клуба «Арьергард» в апреле 2002 года в Псковской области, город Великие Луки была найдена и поднята немецкая Самоходная артиллерийская установка StuG-40.


Подъем советского танка Т-34 «Доватор»

В Псковской области, Великолукском районе, в деревне Бор-Лазава, Поисковым Клубом был поднят именной советский танк Т-34 — Доватор.


Подъем советского танка Т-70

Поисковым клубом 20 сентября 2001 года в Великолукском районе, Псковской области, был поднят из болота советский танк Т-70.


Подъем танка БТ-5

ЗАО «Искатель», подъем танка БТ-5, река Нева. 2008 год


В проруби нашли советский танк, Волгоградская область

РВПОО «Наследие» Немецкий танк PzKpfw III

В 2001 году в районе х.Гуреев, Дубовского р-на, Ростовской обл., РВПОО «Наследие» г.Волгодонск, подняло и передало в дар музею Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в г.Москве, на Поклонной горе немецкий танк.


В Беларусь нашли останки немецкого Stug-III


voenhronika.ru

Танк из болота

Русский танк, времен Второй Мировой, с немецкими маркировками был раскопан через 62 года. Это будет интересно фанатам Второй Мировой. Даже спустя 62 года (немного «подкрутив гайки») удалось запустить дизельный двигатель танка.Танк из болота

Бульдозер Komatsu D375A-2 вытащил брошенный танк из его гробницы в болоте возле Йыхви (Johvi), в Эстонии. Созданный в Советском союзе, танк Т34/76A покоился на дне озера 56 лет. Технические характеристики: вес — 27 тонн, максимальная скорость — 53 км/ч.

Танк из болота

С февраля по сентябрь 1944 года шли тяжелые бои на узком (50 км шириной) Нарвском (Narva) фронте в северо-восточной части Эстонии. Около 100,000 человек были убиты и 300,000 были ранены. Во время боев летом 1944го, танк был захвачен немецкой армией. (Именно по этой причине на танке были немецкие маркировки). 19 сентября 1944 года, немецы начали отступать вдоль Нарвской линии фронта. Есть подозрение, что танк специально сбросили в озеро, чтобы спрятать его, когда похитители покинули этот район.

Танк из болота

В это время, местный мальчик Kurtna Matasjarv, проходя по берегу озера, заметил следы гусениц танка, ведущие в озеро, но нигде не выходящие наружу. В течении 2х месяцев он наблюдал за всплывающими пузырьками воздуха. На основании этого он решил, что на дне находится бронированная машина. Несколько лет назад он рассказал эту историю главе клуба военной истории «Otsing». Вместе со своими соклубниками, Игорь Шедунов (Igor Shedunov ), около года назад основал дайвинг-экспедицию на дно озера. На глубине 7ми метров они обнаружили танк, находящийся под 3мя метрами торфа.

Танк из болота

Энтузиасты из клуба, под руководством Шедунова, решили вытащить танк. В сентябре 2000 года они обратились к Александру Боровковте (Aleksander Borovkovthe), менеджеру компании AS Eesti Polevkivi в Нарве (Narva), по вопросу аренды их бульдозера Komatsu D375A-2. (Этот бульдозер был 1995 года выпуска, и наработал 19,000 моточасов, без капитального ремонта).

Танк из болота

Операция по извлечению танка началась в 9 часов и продолжилась до 15 часов, с учетом нескольких технических перерывов. Вес танка, в сочетании с углом наклона берега, требовали значительных усилий. D375A-2 бульдозер провернул все с силой и стилем. Вес снаряженного танка составлял порядка 30 тонн, так что сила, необходимая для его извлечения была соответствующей. Главным требованием к 68ми тонному бульдозеру было наличие достаточного собственного веса для предотвращения соскальзывания танка обратно во время движения в гору.

Танк из болота

После извлечения танка на поверхность, выяснилось, что это один из «трофейных танков», захваченных немецкими войсками в ходе битвы при Голубых Горах (Sinimaed), за 6 недель до его потопления. На борту танка было найдено, в общей сложности, 116 снарядов. Примечательно, что танк был в хорошем состоянии, без ржавчины и все системы (за исключением двигателя) были в рабочем состоянии. Это очень редкая машина, учитывая, что ей пришлось сражаться за обе, Русскую и Немецкую, стороны. В перспективе планируется полностью восстановить танк. Он будет выставлен в музее военной истории в деревне Городенко (Gorodenko), на левом берегу реки Нарв (Narv).

Танк из болотаТанк из болотаТанк из болота

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *