РазноеКак исправить люфт руля – Авто детали | Что такое люфт руля, как его определить и исправить своими руками

Как исправить люфт руля – Авто детали | Что такое люфт руля, как его определить и исправить своими руками

люфт и другие неисправности. Как устранить или отрегулировать?

Рулевое управление – неотъемлемая часть любого автомобиля. Благодаря этому узлу транспортное средство может менять направление траектории движения. Система состоит из множества элементов. Главная составляющая – это рулевая рейка. Люфт ее недопустим. О неисправностях и признаках поломки данного механизма – далее в нашей статье.

Характеристика

Рулевое управление выполняет несколько функций:

  • Увеличивает усилия, что прилагаются к рулю.
  • Передает вращательный момент на колеса через привод.
  • Производит самостоятельный возврат руля в нейтральное положение.

Главная составляющая данного механизма – это редуктор. Он имеет свое передаточное число (у каждого автомобиля этот параметр разный). На данный момент используется реечный рулевой механизм. Ранее производителями использовался червячный и винтовой узел.

как устранить люфт в рулевой рейкеПочему рейка так популярна? Данный механизм отличается простым устройством и высоким КПД. Благодаря конструктивным особенностям, может устанавливаться на автомобили с передним и задним приводом, а также на машины с независимой подвеской.

Признаки неисправности

Как определить, что вышла из строя рулевая рейка? Люфт — не единственный признак. Так, при повороте руля водитель прикладывает больше усилий, чем требуется. Конечно, здесь есть свои нюансы (ведь различают приводы с усилителем и без). Так, на рулевом управлении с гидравлическим приводом вы заметите характерный гул насоса. Иногда это сопровождается утечкой рабочей жидкости из бачка. Что касается механических приводов, звук поворота останется прежним. Однако руль станет заметно более тугим. Это первый признак того, что вышла из строя рулевая рейка. Люфт при вращении колес может возникать на обоих типах привода – механическом и гидравлическом. Еще одна причина – течь сальника рейки. В этом случае на узле будут видны характерные потеки, как на фото ниже.

рулевая рейка люфт Это говорит о том, что механизм привода пришел в негодность. Проблема решается установкой нового сальника/пыльника либо заменой элемента в сборе.

Почему образуется люфт?

В большинстве случаев эта проблема связана с состоянием дорожного покрытия. Ведь каждую неровность на себя принимает не только подвеска, но и рулевой механизм. Так, при частой езде по ямам наблюдается люфт вала рулевой рейки. Многое зависит и от стиля вождения. Чтобы максимально сберечь рейку, нужно хорошо оттормаживаться перед ямами. Но и это не дает гарантию на то, что вскоре не появится люфт. Езда через лежачих полицейских, бетонные стыки и другие неровности просто гробят рейку. Нагрузка на редуктор возрастает в десятки раз. Спустя 10-15 лет на автомобиле появляются проблемы с рулевым управлением. Кстати, по достижении этого срока зарубежные автопроизводители рекомендуют менять рейку. Но проблема в том, что найти новую деталь на такой старый автомобиль очень трудно. А ремкомплекты не всегда спасают. Как устранить люфт в рулевой рейке? Один из верных способов – это так называемая подтяжка рулевого механизма. Конечно, ресурс редуктора от этого не увеличится. Однако на некоторое время вы можете забыть о постоянных дёрганьях руля и ездить с комфортом.

Какова норма

Производителями заложен стандарт, при котором люфт тяги рулевой рейки считается нормальным. Так, этот показатель составляет не больше десяти градусов. Измерить это можно на СТО, при помощи люфтометра. Данный инструмент представлен на фото ниже.

как убрать люфт в рулевой рейке Устройство устанавливается на руль и на колеса. люфт вала рулевой рейки При их вращении определяется свободный зазор. Если он выше нормы (то есть больше десяти градусов), требуется регулировка люфта рулевой рейки. Эту операцию, в отличие от замеров, можно сделать своими руками. Ниже мы рассмотрим, как это сделать.

Как подтягивается рулевая рейка?

Люфт, который выше нормы, можно снизить путем регулировки редукторного механизма. Для этого подтягивают соответствующий винт. Он находится в торцевой крышке рейки. Для удобства используйте яму или эстакаду. В крайнем случае можно воспользоваться домкратом (в любом случае нам нужен доступ к рейке снизу автомобиля). Так, выставляем ровно передние колеса и приступаем к подтяжке.

регулировка люфта рулевой рейки Предварительно делаем метку и снимаем контргайку. Ключом на 18 поджимается рулевая рейка. Люфт должен постепенно уменьшаться. Важно не делать резких движений. Сперва закручиваем болт на 15-20 градусов. Проверяем реакцию руля. Если результат не удовлетворил, повторяем процедуру еще раз. В идеале после затяжки нужно произвести пробный заезд. Стук рейки должен пропасть, а при повороте руль должен легко возвращаться на свое место.

Подводные камни

С какими проблемами автомобилист может столкнуться, производя операции по подтяжке рулевого механизма? Первое – это угол поворота. Чем сильнее затянута рейка, тем меньше градус поворота передних колес. Соответственно, снижается маневренность автомобиля. Второй момент – это усилия, прилагаемые на вращение руля. Чем сильнее закручивается гайка, тем туже руль. Особенно это заметно на автомобилях с механическим типом привода (это отечественные «десятки», «тренашки» и иномарки начала 90-х годов). Что касается машин с гидроусилителем, здесь нагрузка возрастает на насос. Внутри системы увеличится давление жидкости. Возможно, потечет шланг или манжеты. Если вы чувствуете, что руль стал сильно тугим и слабо возвращается в нейтральное положение, необходимо ослабить гайку. Ездить на сильно затянутой рейке не рекомендуется. Это повлечет за собой износ ряда других элементов.

Эффективно ли?

Статистика говорит, что затяжка редуктора рулевой рейки действительно помогает убрать люфт. Однако в 20 процентах случаев проблема на этом не решается. Прежде всего это связано с большим износом самой передаточной пары привода.

люфт тяги рулевой рейки Это зубчатая рейка и шестерни. Также причины люфта могут заключаться в износе шарниров рулевых тяг либо в ослабленном креплении рулевой сошки. Поэтому не всегда настройка рейки дает эффективный результат. Так, при наличии подобных симптомов специалисты рекомендуют проверить состояние узлов передней подвески. Не должно быть люфта на рулевых тягах, шаровой опоре и рычагах подвески. Заодно рекомендуется проверить амортизатор. Его шток должен исправно ходить. На подвеске типа «МакФерсон» его замена усложняется тем, что элемент идет в сборе с пружиной. Для ее демонтажа используется специальный пресс.

Заключение

Итак, мы выяснили, как убрать люфт в рулевой рейке, почему он возникает и какие есть подводные камни регулировки. Данный механизм напрямую влияет на безопасность движения. Поэтому при выявлении неисправности не стоит откладывать ремонт или регулировку рулевой рейки.

Как устранить люфт в рулевой колонке

Вы стали замечать какое-то небольшое, странное болтание руля на торможении? Возможно, добавились какие-то новые посторонние звуки при съезде с препятствий или руль стал туго поворачиваться? Такое бывает, когда ослабевают болты на выносе или крышке рулевой колонки или же подшипники рулевой приходят в негодность. Сейчас мы расскажем вам, как быстро и качественно устранить люфты и провести сервис.

Инструмент

Алгоритм сервиса

Вывод

 

Первым делом нам понадобится инструмент. Обычно можно обойтись следующими девайсами:

  1. Набор шестигранников;
  2. Ветошь, чтобы удалить остатки старой смазки;
  3. Консистентная смазка.

Конечно, можно было бы обойтись простой подтяжкой болтов, но гораздо лучше (и безопаснее) будет полностью осмотреть внутренности рулевой колонки, дабы в будущем вас не застал врасплох неудачно развалившийся подшипник или ещё чего хуже.

 

  1. Приступим, чтобы убедиться, что с вашей рулевой действительно что-то не так, одной рукой зажмите передний тормоз, а другой рукой рулевую колонку между выносом и рулевым стаканом. Покачайте велосипед вперед-назад и если люфт есть, то вы его обязательно почувствуете.

 

 Люфт рулевой колонки

  1. Теперь, чтобы добраться до подшипников и проверить их используйте подходящий шестигранник (в моём случае это 5мм) открутите крышку вашей рулевой. Болт может скрываться за резиновой заглушкой, но она легко удаляется с помощь небольшой плоской отвёртки. Будьте внимательны, возможно, под вашей крышкой есть небольшое проставочное кольцо. Не потеряйте его!

 Как разобрать рулевую

  1. Послабьте болты выноса и придерживая вилку за корону поворачивайте вынос на штоке вилки «вправо-влево» и тяните его вверх, так его будет легче снять.
    Придерживать вилку обязательно, если вы используете велосипедный стенд и не хотите, чтобы подшипники и детали рулевой разлетелись по полу
    .
  2. Руль можно оставить болтаться на кабелях и гидролиниях, только убедитесь в том, что нет сильных изгибов, это может их повредить.
  3. Держась за корону плавно опускайте вилку вниз, а если вы проводите сервис без велосипедной стойки, то удерживая вилку тяните раму за верхнюю трубу вверх. Будьте осторожны, как только шток погрузится в рулевой трубе, проставочные кольца, топкеп и пыльник рулевой могут быстро ретироваться.
  4. Если у вас рулевая с насыпными подшипниками, то придётся попотеть, чтобы не потерять их. Рулевые с картриджными и закрытыми подшипниками лишены этой болячки. Можно подставить под вилку большое ведро, чтобы шарики подшипников падали прямо в него.
  5. Запомните расположение частей рулевой и уберите их с рулевой колонки, а вилку можно положить рядом.
  6. При помощи ветоши удалите все остатки грязи и старой смазки с деталей рулевой колонки, не забудьте про шток вилки. Протрите посадочные места подшипников и обследуйте их на предмет повреждений или выработки. Сами подшипники тоже нужно осмотреть. Если у вас закрытые подшипники, то просто покрутите их пальцами, они должны вращаться без подклинивания. В случае подклинивания или визуальных повреждений подшипники необходимо заменить.

 Очистка рулевой

  1. Если следов выработки на деталях рулевой и подшипниках вы не наблюдаете, то теперь стоит приступить к обильной смазке и сборке. Здесь вам и пригодится хорошая консистентная смазка. Владельцам рулевых с насыпными подшипниками мы рекомендуем обильно смазать верхнее посадочное место для подшипника в рулевой и нижнее на штоке вилки, а затем поштучно устанавливать туда шарики подшипника.
    Густая смазка не позволит шарикам «разбегаться» и поможет избежать головной боли с установкой
    .

 Смазка рулевой

  1. Если у вас картриджные подшипники, то не забудьте смазать их внешнюю и внутреннюю часть.

 Смазка рулевой

  1. Убедитесь, что все ваши кабели и гидролинии находятся в правильном положении, и вставьте вилку с нижним подшипником в рулевую колонку, а затем установите верхний подшипник. Не забудьте установить проставочное кольцо и топкэп рулевой сверху. Если подшипники не встают на место, то слегка покачайте вилку вперед-назад, это должно помочь.

 Сборка рулевой

  1. Установите ваши проставочные кольца и вынос в таком же порядке, каким он был изначально. А затем установите крышку рулевой и затяните болт рулевой колонки.

 Сборка рулевой

  1. Не нужно слишком сильно усердствовать с затягиванием болта рулевой. Используя метод из 1 пункта – покачивайте велосипед вперед-назад и затягивайте болт до того, пока люфт не пропадёт. Если болт уже затянут, а люфт всё равно есть, проверьте, есть ли между крышкой рулевой и вашим выносом или верхним проставочным кольцом расстояние до конца штока вилки. Если его нет, вам нужно добавить ещё одно проставочное кольцо.

 Правильное расстояние от штока до выоноса

  1. Выровняйте вынос и затяните его болты.

 

Своевременный сервис и устранение люфта в рулевой колонке не занимают много времени и не требуют каких-то скрытых знаний или огромных финансовых затрат, однако позволяют предотвратить неисправности и вовремя обнаружить испортившийся подшипник. Гораздо дешевле сменить его, чем покупать рулевую, а в особо запущенных случаях и раму.

Видео по теме:

Люфт в рулевом управлении: причины

1 Причины неисправности

Среди основных причин возникновения люфта в рулевом управлении можно назвать:

  • ослабление или изначально плохую затяжку гайки крепления руля (колеса), крепления самого рулевого узла к кузову, регулировочных тяг;
  • износ или дефект одного из элементов узла – шлиц, карданных соединений промежуточного вала, наконечников, резинометаллических шарниров;
  • увеличенный зазор между шестерней и зубчатой рейкой.

Неважно, какой автомобиль имеется в виду – грузовой или легковой, иностранного производства или отечественный: Газель Соболь, УАЗ Патриот, Форд Фокус, Рено Логан, любая из моделей ВАЗ или КамАЗ. Эти причины справедливы для всех машин.

2 Определение наличие люфта

Двигатель переводится в режим холостого хода, после чего следует крутить в разные стороны рулевое колесо, обращая внимание на время отклика колес на эти команды. Наличие заметной задержки сигнализирует о наличии проблемы, а величина люфта – это то расстояние, которое руль проходит «впустую», то есть до того момента, когда колеса также начали поворачиваться – его «свободный ход».

Быстро и точно определить это значение можно специальным устройством – люфтомером, который бывает электронным или механическим.

3 Поиск причины неисправности и ее устранение

Самостоятельно определить наличие люфта и его причины сможет сам автовладелец, для этой операции ему будет необходим помощник. Машину нужно установить на ровную площадку, колеса должны стоять в положении, соответствующем движению прямо вперед.

После этого один человек резко поворачивает на небольшой угол в обе стороны руль, а второй прощупывает по очереди все узлы, которые могут быть виновниками возникновения люфта.

Неисправный узел определяется сразу – по характерному сдвигу при покачивании колеса.

Ослабление затяжки гайки рулевого колеса и его последствия

Это самая «безобидная» причина появления дефекта и наиболее легко устраняемая. Необходимо снять декоративную обшивку крепления и затянуть гайку торцовым ключом нужного размера. Большинство современных автомобилей имеет в обшивке руля модуль подушки безопасности – этот механизм нужно будет предварительно демонтировать.

Износ шлиц является следствием ослабления затяжки крепления рулевого колеса, и износ элементов начинается как раз в месте соединения, точнее – проворачивания рулевого колеса. Ремонт в этом случае заключается в обязательной замене поврежденной детали.

Другие варианты поломок

Износ карданных шарниров на промежуточном валу вызывает ярко выраженный «эффект зубчатого колеса»: при вращении рулевого колеса водитель периодически ощущает его затирание (особенно заметно это на высоких скоростях) и ухудшение управляемости машиной. В этом случае необходимо провести замену всего промежуточного вала – другим путем убрать люфт не получится.

Настройку винтов усиления шарниров можно попробовать осуществить самостоятельно: найти регулировочный винт и установить допустимое значение, повторно проверить люфт, и если он все еще превышает допустимый, причина не в этой детали.

Нередко ослабевает крепление к кузову самого рулевого механизма, могут осесть резиновые прокладки в данной точке. Верное решение – немедленная подтяжка гаек либо замена изношенных деталей.

Не сулит ничего хорошего и повышенный зазор в шестернях и рейке, появляющийся вследствие повреждения поверхностей в точке их соприкосновения, как и увеличение зазора между направляющими и рейкой. В этом случае рулевая рейка или шестерни должны быть заменены.

Самый опасный случай

Износ наконечников тяг особенно опасен. Рулевая тяга работает в весьма непростых условиях, постоянно подвергается воздействию влаги и грязи, в результате чего происходит:

  • значительное увеличение зазоров;
  • внезапное разрушение шарового сочленения и самого наконечника;
  • потеря автомобилем управления.

Замену наконечников лучше проводить в условиях автомастерской, как и любой другой ремонт ослабленных тяг, потому как работа требует наличия некоторого специализированного оборудования и инструмента.

Иногда состояние рулевого колеса не оставляет иного варианта, кроме как полностью разобрать его и заменить изношенные элементы на новые. В этом случае рекомендуется обратиться в профессиональную автомастерскую, чтобы не повредить настройки системы управления рулем.

Авто детали | Что такое люфт руля, как его определить и исправить своими руками

Проблемы управления

Проблемы с управлением, наряду с тормозными поломками, это самое страшное, что может произойти с автомобилем в движении. Реальным предвестником таких проблем является люфт руля. Разберемся, что это такое и как себя обезопасить.

Итак, люфт, это недостаток в рулевом управлении. Происходит он из-за проблем с рулевой рейкой, либо калибровки самой «баранки». По сути своей, это плохая реакция колес на поворот штурвала., которая выражается в виде запаса.

Говоря проще: если вы поворачиваете руль в сторону, а колеса реагируют не сразу, это и есть тот самый люфт. Сразу же стоит отметить, что многими производителями предусмотрен небольшой свободный ход рулевого колеса, без «зацепа» самих колес. Соответствующие параметры свободного хода вы можете узнать в технической документации вашего транспортного средства.

Bez-imeni-2

Другие неприятности

Помимо люфта, стоит быть внимательным и к другим неприятностям, связанными с поворотом и управлением:

  • Возрастающее усилие. Если вы замечаете, что для того, чтобы совершить поворот, вам требуется прикладывать все больше сил к рулю, то это тоже признак проблемы. Происходит это из-за износа рейки или редуктора.
  • Самопроизвольное отклонение. Предположим, что вечером вы запарковали машину, оставив баранку строго по центру. Утром, садясь в салон, вы заметили, что он отклонена, в то время как колеса остались стоять также прямо.
  • Протечки. Жидкость может вытекать как из сальника рейки, так и из рабочего бочка гидроусилителя. Их вы можете обнаружить под своим автомобилем, либо при самостоятельно осмотре на яме.

При обнаружении одного из таких аспектов, мы рекомендуем немедленно обратиться в сервис и проверить механизмы. Одна диагностика, за которую вы заплатите, может спасти не только ваш дальнейший бюджет, но и здоровье и жизнь вас и ваших пассажиров.

Допустимое отклонение

Как мы уже говорили, автопроизводителями выделяется допустимый размер люфта. Обычно он составляет 2-3 миллиметра, или градусов уклона. Они необходимы для того, чтобы механизмы управления не находились под постоянным давлением и, соответственно, служили дольше в счет меньшего износа.

Норма прописывается в техдокументации, но для различных транспортных средств она может быть разной. Обычно у автобусов и грузовых машин она несколько выше, опять таки, из-за большей нагрузки на рулевую рейку. Для легковых авто она ограничена парой градусов.

Проверка

Проверка люфта может быть осуществлена как самостоятельно, так и при помощи специалистов в сервисе. Для того, чтобы узнать значение самостоятельно, вам потребуется линейка, какой-нибудь маркер или мел и внимательный взгляд помощника.

  • Устанавливаем руль в нормально, прямое положение. Определить его вы можете при помощи линейки с водяной капсулой, так называемым уровнем.
  • Поставив руль, делаем отметку на самой его верхушке. Перед рулей кладем обычную линейку. Соотносим отметку с показанием на линейке. Скажем, у нас получилось, что метка стоит на 15 сантиметрах.
  • Затем, медленно поворачиваем руль, считая сантиметры, на которые мы отклонились. К примеру, вертим его влево, а значит наша метка будет приближаться к 14 сантиметрам и дальше.
  • Наш наблюдатель смотрит за колесами и сигнализирует, когда они сдвинулись. Когда мы получили его команду, останавливаем вращение и фиксируем показатель. Скажем, наша отметка осталась на 13.5 сантиметрах. Значит люфт 1.5 сантиметра.
  • Идеально сделать эту работу можно при помощи транспортира. Только нужен большой, примерно такой, каким пользуются инженеры и архитекторы. Его можно приобрести в отделе канцелярских товаров. Принцип тот же, но полученные данные будут в градусах, что нам больше подходит.

На СТО такая работа выполняется при помощи специального прибора — люфтометра. Это небольшой компьютер, который подключается к руль и сам высчитывает отклонения. Естественно, он намного точнее и дает лучшую картину ситуации и необходимых исправлений. С его помощью высчитывается суммарный люфт руля. Если документацией он не допускается, то надо переходить к исправлению.

D26SOGX

Как исправить

Что делать, если показатели критичны? Конечно же, устранить найденный люфт. Основные причины находятся в рулевой колонке. Она может выдавать свои болезни не только отклонениями, но еще и соответствующим стуком. Стук вы, скорее всего, заметите только тогда, когда отклонение уже будет достаточно большим и нужна будет регулировка.

Убрать свободный ход полностью не получится, помните про необходимый запас для продления срока службы деталей. Нам нужно его уменьшить, до выхода из критических отметок. Поэтому, лезем в район рулевой рейки.

Задача: подтянуть все детали и заменить эдакие расходники. Берем гаечный ключ, либо шестигранник. Находим гайки, которыми фиксируется запчасть. Она будет расположена рядом с сальниками, либо другими резиновым элементами. Эти гайки нам и надо отрегулировать.

Процесс не быстрый. Подтягиваем по чуть-чуть, а затем проводим новые замеры. И так, до тех пор, пока не попадем в нужные градусы. Дополнительно можно заменить сальники, смазать все, что того требует и проверить жидкости, если речь идет о гидроусилителе.

 

 

Чем опасен люфт в рулевой рейке

Одной из причин возникновения посторонних шумов или стука в приводе управления автомобилем является образовавшийся люфт в рулевой рейке. Если применить этот термин к рулевому управлению, то он будет означать угол поворота руля, не изменяющий направление движения автомобиля. В узлах рулевой рейки люфт – это технологический зазор, предусмотренный для обеспечения правильного зацепа. Так чем грозит люфт в рулевой рейке и не будет ли хуже, если устранить его?

Признаки и причины возникновения люфта

Чтобы устранить неисправность, ее нужно правильно диагностировать. Появление люфта в механизме управления автомобилем не определяется «на глаз». Но первые признаки заметит только сам водитель авто, а именно:

  • Стук в рулевом приводе при проезде неровностей;
  • Хруст при повороте колес;
  • При отпущенном руле автомобиль не держит заданное направление;
  • Появление вибраций при движении;
  • Щелкает в руле во время смены направления;
  • Произвольные маневры автомобиля, не зависящие от положения руля.

Во время диагностики детально рассматривают весь механизм и выявляют наиболее слабые узлы. Причин возникновения очень много, но сводятся они к одному – это появление неисправности во взаимодействии элементов привода управления, например:

  • Износ зубьев шестерни или зубчатой рейки;
  • Неисправности элементов ходовой — рулевых тяг, наконечников, ступичных подшипников;
  • Сильно протянутая рейка;
  • Несвоевременная замена жидкости в гидравлике;
  • Износ зацепления зубчатой планки и «червяка» и др.

Норма или опасность?

Иногда для диагностики люфта используют специальный прибор – люфтомер. С помощью него можно выявить проблему еще до появления симптомов. Если параметры, показанные на приборе, превышают нормальные, то он подлежит устранению. В правилах дорожного движения приведены нормы люфта для всех типов транспортных средств.

Чаще всего проблема выявляется слишком поздно, а это грозит полной заменой всего механизма. Слишком низкий показатель зазора плохо сказывается на комфорте управления автомобилем. И самая главная опасность – потеря контроля над автомобилем. При сильном зазоре приходится постоянно крутить руль, чтобы направить машину в нужное положение, т.е. «ловить» ее.

Небольшие отклонения от нормы можно регулировать и самостоятельно, но конструктивные особенности некоторых автомобилей предполагают только качественное обслуживание в специализированном автосервисе. Одним из таких сервисов в Москве является компания «Вольтаж-Ремонт реек».

Диагностика и ремонт

Для точного диагностирования понадобятся специальные стенды и опытный мастер. Стоимость ремонта или цена новой детали достаточно высоки, поэтому важно при диагностике важно не спутать банальные проблемы ходовой части авто с неисправностью рулевого механизма. Сколько стоит диагностика и ремонт рулевой рейки, подскажут консультанты нашего автосервиса всего лишь после одного звонка нам.

Заявка на ремонт
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *