Как погиб Виктор Цой
Спустя 27 лет после гибели кумира советской молодежи — лидера группы «Кино» Виктора Цоя — официальная версия трагедии была пересмотрена независимым техническим экспертом Юрием Антиповым. Ее результаты публикуют «Новые Известия».
Юрий Антипов, независимый технический эксперт
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в ДТП на 35 километре трассы «Слока — Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги.
Согласно официальной версии, певец заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» тёмно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус».Согласно милицейскому протоколу, автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. …В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления.
На первый взгляд, версия весьма убедительна: чрезмерная скорость на фоне недосыпа. Однако сомнения возникают, когда видишь, по какой дороге Виктор будто бы летел со скоростью 130 км/час. Посмотрите на фото этого «автобана».
По такой дороге — и 130 км/ч? Не верится…
Это — сельская «дорожка» шириной менее 5 метров, с подступающими к обочинам деревьями и крутыми поворотами. Любому водителю понятно: разогнаться по ней до 130 км/час весьма затруднительно — хотя бы потому, что на поворотах придется тормозить и постоянно сбавлять скорость.
Кроме того, певец ехал отнюдь не на Порше или Феррари с их реактивными разгонами и отточенной управляемостью. Езда на советском «Москвиче» со слабеньким моторчиком, скверным рулевым управлением, гудящей коробкой передач и сильным шумом в салоне явно не провоцирует на рекорды. Опять же человек, испытывающий состояние недосыпа, не будет давить на газ до пола и выжимать из «ведра с гайками» максимум скорости.
Но допустим, что, засыпая на ходу, Цой зачем-то решил поупражняться в стрит-рейсинге. Хотя был абсолютно трезвым и ехал один (то есть демонстрировать кому-либо навыки гонщика не имело смысла). Чтобы удостовериться в этом, достаточно для начала изучить фото его машины после аварии. Но…
До сегодняшнего дня нигде в интернете невозможно найти фото машины Виктора Цоя после ДТП, что само по себе вызывает удивление. Вот этом снимок авто Цоя, которое фигуририрует в поисковике Интернета, а также в
фильмах об этом резонансном ДТП, является фейковым.
Есть много моментов, указывающих, что это не машина В. Цоя. Один из них – несовпадение ГРН
(государственный регистрационный номер) этой машины с реальным номером. На
фото достаточно отчётливо в номере просматривается цифра «4». Реальный же номер машины В.
Цоя: Я6832ММ.
Фэйковое фото машины Цоя. Номера не сходятся!
Кроме того, характер повреждения таков, будто на «Москвич» с чужим номером упала бетонная балка, продавив капот вместе с двигателем. Ничего подобного в аварии с певцом не было.
Ну, хорошо. У нас нет фото «Москвича». А как насчет повреждений у автобуса? Его снимок после аварии … тоже отсутствует! Есть только фото уже восстановленного после ДТП автобуса, и по нему
невозможно установить повреждения, полученные в результате ДТП.
Поэтому техническому анализу подвергнутся только два объективных документа. Это схема ДТП,
составленная следователем на месте ДТП и записанное на видео интервью водителя этого
автобуса. При техническом анализе будут использованы и другие побочные источники.
Итак, как утверждает следствие (хотя никаких автоэкспертиз по этому ДТП не проводилось), что
В. Цой значительно превысил скорость, и она составляла более 100 км/час. На этой скорости он
не справился с управлением и, выехав на встречную полосу движения, столкнулся с автобусом.
Скорость движения автобуса, как утверждается самим водителем автобуса, была не более 60-70
км/час. При этом автобус ехал без пассажиров, и соответственно, не было никого из свидетелей,
которые могли бы подтвердить эту скорость. Аналогично и по «Москвичу-2141». Никто не видел,
как и с какой скоростью двигался автомобиль В. Цоя.
Повторю, единственный свидетель этого ДТП это водитель автобуса. На его показания при
отсутствии авто экспертиз и свидетелей и опиралось следствие, делая выводы по этому ДТП.
В прессе среди прочих версий по причине ДТП обсуждалась версия самоубийства. Не буду
подробно на ней останавливаться. Скажу лишь одно. В медицинской экспертизе очень сильно
превалируют повреждения тела В. Цоя с правой стороны. Это означает, что удар автобусом по
машине пришёлся с правой стороны машины (справа-спереди).
Икарус после восстановления. А где фото после аварии?
Никогда самоубийца не будет подставлять правую сторону своего автомобиля, чтобы покончить с
жизнью. Вероятность выжить в этом случае гораздо выше, чем фронтальный удар или
столкновение левой стороной (со стороны водителя) со встречной машиной. Поэтому самоубийца просто выезжает на встречную полосу и несётся по ней навстречу двигающемуся прямо на него
транспорту.
Таким образом, при отсутствии детальных фото автобуса и «Москвича-2141» остаётся
проанализировать только схему ДТП. И доказать, что не было никакой скорости более 100 км/час
у машины В. Цоя. Даже близко не было. И все голословные утверждения о значительном
превышении скорости являются лишь досужим вымыслом, полностью лишённым
профессионализма и технической логики.
Повреждения тела противоречат схеме ДТП
Машина В.Цоя двигалась по правой стороне дороги. Проехав ограждение мостика через мелкую
речку (три столбика справа на фото, показаны стрелками), машина дальше продолжила
движение по прямой.
Но, согласно схеме ДТП, задолго до мостика машина «Москвич-2141» двигалась прямолинейно,
при этом её правые колеса оставили на обочине следы.
Схема ДТП. Нарисована «от балды».
Хотя на схеме это не показано, но, по утверждению людей, прибывших на место ДТП, следы
правых колёс «Москвич-2141» шли по обочине задолго до мостика и начинались от площадки
автобусной остановки.
Как удалось установить мне лично, изгиб дороги вправо начинается не за мостиком (как обозначено
на схеме ДТП), а ещё до него (на уровне первой по ходу движения автомобиля В. Цоя).
Определим координаты автобусной остановки и середины мостика, а по ним и расстояние
между ними. Угол автобусной остановки. Координаты 57.115836 с.ш., 23.1860782 в.д. Столбики мостика, мимо которых по обочине правыми колёсами проехал автомобиль В. Цоя — 57,1151646 с.ш., 23,1867576 в.д.
Таким образом, исходя из географических координат объектов, автомобиль В. Цоя от края
автобусной площадки до мостика, правыми колёсами по грунту проехал 88 метров.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА №1 -«Цой уснул за рулём перед ДТП».
Как документально показано, машина В. Цоя 88 метров до мостика ехала параллельно дороге
правыми колёсами по обочине. При этом при начавшемся повороте вправо ещё до мостика
машина сохраняла своё положение относительно дороги, двигаясь параллельно дорожному полотну.
Согласно схеме ДТП, «Москвич», подъехав к столбикам мостика, чуть-чуть сместился влево,
обогнул их, и вернулся на первоначальный параллельный курс правыми колёсами по обочине.
И такое движение машина продолжила после мостика ещё на расстоянии больше 10 метров.
Движение параллельно дорожному полотну по прямой дороге, также параллельное дорожному полотну движение в начавшемся до мостика повороте направо, заблаговременное смещение
влево до мостика и опять возврат на тот же курс после проезда мостика –всё это однозначно
указывает, что машина В.Цоя на всём участке от автобусной остановки до мостика (88 метров),
при проезде мимо столбиков ограждения и далее на расстоянии как минимум 10 метров машина
была под контролем управлявшего ей человека.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА №2 -«Появление автобуса из-за поворота стало для водителя
«Москвича-2141» неожиданностью».
Именно с этого момента и водитель автобуса, и водитель «москвич-2141», двигающийся ему
навстречу по встречной полосе, увидели друг друга. Координаты автобуса в этом месте:
57.1150218 с.ш., 23.187068 в.д.
До середины мостика от автобуса, находящегося в этом месте дороги 74 метра. До точки
столкновения с «Москвичём» автобусу остаётся проехать (согласно схеме ДТП) 74-20=54 метра.
А теперь, если на этот момент исследования предположить (чисто гипотетически), что следствие
право в своих выводах о том, что скорость автобуса была около 70 км/час, а «Москвича-2141» не
менее 100 км/час, то в этот момент несущийся с такой скоростью автомобиль В. Цоя должен был
бы находиться от точки столкновения на расстоянии 77 метров.
Значит, автомобиль В. Цоя и автобус, когда водители увидели друг друга, разделяло расстояние
54+77= 131 метр.
Поэтому, все утверждения (в СМИ и ТВ) о том, что появление автобуса стало неожиданностью
для В. Цоя и вызвало у него испуг и дальнейшие неадекватные действия – просто выдумки, не
подкреплённые элементарными фактами.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА №3 -«Причина ДТП- водитель «Москвича-2141» не справился с
управлением машины, что повлекло выезд на встречную
полосу.»
На всём исследуемом участке движения автомобиля «Москвич-2141» нет ни одного
упоминания о юзе колёс с оставлением следов юза на асфальтовом покрытии дороги. Как
известно, погода в день ДТП (15 августа 1990 года) была без дождей, достаточно тёплая (утром
+24 градуса). Поэтому на сухом и относительно мягком асфальте (по свидетельству приехавших на
место ДТП людей, каблуки вдавливались в асфальт на солнечных местах) коэффициент сцепления
даже не очень качественной резины достаточно высок, и уж конечно, при возникновении юза в
таких условиях резина бы обязательно оставила след на асфальте.
Столики на дороге, которые остались целы после «наезда» на них Виктора Цоя
Следующим моментом, доказывающим отсутствие юза и занос автомобиля В. Цоя на всём
протяжении исследуемого участка дороги, вплоть до столкновения с автобусом, является
пояснение на схеме ДТП, что следы на обочине оставлены «протектором» «Москвича-2141». В
случае юза, когда колёса оставляют только продольную канавку на обочине, на схеме было бы
написано «след от колёс» автомобиля В. Цоя.
Поэтому нет смысла дальше обсуждать возможное столкновение со столбиками моста, которое
также являлось лишь несостоятельной версией. После столкновения передним правым углом
машины о столбик машину В. Цоя стало бы неминуемо разворачивать, причём по часовой
стрелке, и задняя часть автомобиля при этом стала бы поперёк шоссе, и удар автобусом
пришёлся бы в левую боковую часть автомобиля. И тогда не было бы продолжения следов
протектора правых колес после мостика. В этом случае при разворачивающейся по часовой
стрелке машине её переднее правое колесо оставило бы на обочине только канаву юза.
Отрицает удар о ограждения и сама схема ДТП.
Как видим по схеме ДТП и фото, в районе столбиков есть расширение асфальтового
покрытия дороги в сторону обочины. Именно по этому расширению и проехали правые колёса
автомобиля В. Цоя. Столбики ограждения при этом не были задеты.
Хотя доказательств по опровержению этого мифа с юзом и потерей управляемости и так
достаточно, можно привести ещё один довод.
На ютубе опубликовано
Цоя.
В интервале времени видео 0 мин 50 сек – 1 минута водитель автобуса утверждает, что машина
В.Цоя проехала в 20 см от столбиков. И не врезалась в них.
Дальше я покажу и докажу, что слова водителя о дорожной обстановке не соответствуют
истинной картине произошедшего в тот роковой день.
Вид с поворота по ходу движения автобуса. неужели не разглядел «Москвич»?
ОПРОВЕРЖЕНИЕ МИФА №4 -«Машина В.Цоя двигалась со скоростью не менее 100 км/час».
А теперь подойдём к самому главному в этом исследовании. К тем фактам этого ДТП, которые
оставались никем не замеченными на протяжении 27 лет…
Показания водителя автобуса…
Кто уже посмотрел по ссылке на ютубе интервью с водителем автобуса, тот убедился, что
водитель на камеру уверенно утверждает, что видел очень чётко, как «Москвич-2141» движется
вплотную (но не задевая) к столбикам мостика. А после проезда мостика, машина после этого
резко устремляется на встречную полосу…..
Докажем, что это не соответствует действительности.
Опять смотрим схему ДТП.
И для дальнейшего рассмотрения вопроса надо просто ответить на вопрос: стал бы водитель автобуса уезжать на обочину, если пока ещё не видит никаких препятствий на своей полосе движения? Тем более, что машина В. Цоя жмётся к своей правой обочине. Думаю, ответ очевиден: конечно, нет.
Что же видим на схеме? Ещё за 9,1 метра до места столкновения след правых колёс автобуса
появляется на обочине. Значит, к этому моменту водитель автобуса осознал, что встречный
«Москвич-2141» создаёт ему помеху на его полосе движения. Сколько времени на реакцию
водителя автобуса? Даже очень хороший результат реакции водителя и время на начало
вращения большого рулевого колеса «Икаруса» это 0,5 секунды. За это время автобус проезжает
на скорости 70 км/час примерно 10 метров. И получается, что аварийная ситуация на полосе
движения автобуса создалась, когда от автобуса до места столкновения было 9+10=19 метров .
И опять повторим расчёт.
А где же тогда была машина В. Цоя, когда водитель автобуса осознал для себя опасность в виде
препятствия на своей полосе движения? Берём опять гипотетическую скорость «Москвича-2141»
100 км/час и получаем, что до места столкновения автомобиль В. Цоя должен был находиться в
27 метрах(!) до места столкновения. Но…..Согласно схеме ДТП, автомобиль В.Цоя в этот момент не
только не мог уже выехать на встречную полосу, создав помеху автобусу, а находясь за 27 метров
до точки столкновения автомобиль В.Цоя ещё даже не доехал около 5 метров до мостика и его
столбиков. А водитель автобуса описывает, как автомобиль В.Цоя объезжает столбики, не
создавая при этом опасности автобусу.
Тогда почему же водитель автобуса стал уходить в сторону обочины, если «Москвич»
ещё даже не доехал до мостика???
Исходя из имеющихся данных, ширина дорожного покрытия в месте ДТП равна округлённо 5
метров. Соответственно, ширина обочины со стороны движения автомобиля В. Цоя не превышает
80 см. Видно по схеме, что за 8,5 метров (20-11,5) до места столкновения правые колёса
«Москвич-2141» находились ещё на обочине. С учётом очень пологой (с большим радиусом)траектории выезда правых колёс на асфальтированное покрытие, можно с очень большой
степенью вероятности утверждать, что по этой колее ехало заднее правое колесо автомобиля.
При резком повороте налево автомобиль В. Цоя оставил бы на обочине две колеи от правых
колёс. Траектория следа от переднего правого колеса не совпала бы с колеёй заднего правого
колеса, и на схеме в этом случае были бы отражены две разных расходящихся колеи.
Размеры «Москвич-2141»: длина 435 см, ширина 169 см.
И вот здесь главное. От момента, когда автомобиль В.Цоя выехал с обочины и по диагонали
начал движение в сторону встречной полосы, от его переднего бампера до места столкновения с
автобусом оставалось не более 4 метров. И именно с этого момента он начал «угрожать»
столкновением с автобусом. Именно только с этого момента водитель должен был начать
осознавать опасность и предпринимать меры для предотвращения столкновения. Ранее же, когда
машина В. Цоя была под небольшим диагональным углом и ещё не пересекла центральную
разделительную линию это расположение на дороге машины «Москвич-2141» не могло с
опережением по времени вызвать реакцию водителя автобуса.
Но….!!!
Мы помним, что водитель начал реагировать на препятствие на своей полосе движения, ещё за
19 метров до точки столкновения. А автомобиль В. Цоя был до неё всего в четырёх метрах.
Следовательно… «Москвич-2141» очень-очень медленно после ухода с обочины начал двигаться
по диагонали на встречную полосу движения. Его скорость при движении к точке столкновения на
встречной полосе была примерно в 5 раз(19 : 4) меньше скорости автобуса и составляла не
более 15 км/час.
И тогда только в этом случае сходятся показания водителя автобуса. Да, он видел, как «Москвич-
2141» обогнул столбики ограждения мостика, потому что, двигаясь с малой скоростью,
автомобиль В. Цоя к этому моменту уже медленно проехал мостик и накручивал последние
метры по обочине, перед тем как начать движение в сторону встречной полосы. Навстречу
автобусу.
Становится в этом случае понятной и реакция водителя автобуса. Видя медленно едущий по
диагонали дороги автомобиль, он не стал сбрасывать скорость, он не стал резко крутить руль в
сторону обочины (вспоминаем плавный уход следа автобуса на обочину), и он не стал экстренно
тормозить (вспоминаем, что нет на схеме ДТП тормозного пути от автобуса на асфальте). Водитель
автобуса надеялся успеть объехать ползущий навстречу ему по диагонали автомобиль. Не
удалось….
1. Автомобиль Виктора Цоя, по крайней мере, от автобусной остановки
до начала выезда с обочины был под контролем управлявшего
автомобилем человека. Об этом свидетельствует движение машины,
параллельное дорожному покрытию, как на прямолинейном участке
дороги, так и в повороте, начавшемся ещё до въезда на мостик.
Человек, управлявший движением автомобиля, перед мостиком
заблаговременно в движении сместил автомобиль левее перед
мостиком, чтобы не задеть столбики ограждения, а после проезда ограждения вернул автомобиль на прежнюю траекторию движения
–правыми колёсами по обочине.
2. Никаких заносов автомобиля, исходя из траектории движения и
схемы ДТП, где фигурирует фраза «оставлен на обочине протектор
автомобиля», на этом участке дороги не было.
3. Никаких моментов с «внезапным» появлением автобуса из-за
поворота в момент ДТП не было. Проведённая точная
рекогносцировка местности на месте ДТП полностью исключает
момент внезапности.
4. При движении от автобусной остановки до момента столкновения с
автобусом автомобиль не сталкивался ни с какими препятствиями,
включая дорожные ограждения.
5. Скорость автомобиля «Москвич-2141», по крайней мере, на момент
выезда на дорогу с обочины и до места столкновения не превышала
15 км/час. Установить скорость движения автомобиля на участке
движения от автобусной остановки до окончательного выезда в
сторону автобуса не представляется возможным. Но, учитывая
характер траектории движения автомобиля при объезде столбиков
мостика, когда автомобиль на коротком отрезке сделал
«переставку», можно с достаточно высокой долей вероятности
говорить, что и от автобусной остановки автомобиль ехал достаточно
медленно.
6. Характерные повреждения внутренних поверхностей рук ниже
локтевого сустава, могут свидетельствовать, что в момент
столкновения автомобиля с автобусом руки Виктора Цоя (как
минимум, правая) не находились в согнутом состоянии
на руле, а были в опущенном вниз состоянии.
P.S. После того, как фактами опровергнуто утверждение следствия о
значительном превышении скорости у машины Виктора Цоя перед
ДТП, которое навязывалось обществу 27 лет, а фактическим
материалом доказано, что скорость автомобиля «Москвич-2141»
перед столкновением не превышала 15 км/час (а, возможно, была
ещё меньше), по совокупности всех фактов создаётся
следующая картина происходящего в тот день на шоссе.
Кто -то остановил машину В.Цоя у автобусной остановки.
Перевёл Виктора Цоя в недееспособное состояние.
Оттолкал по обочине машину до поворота.
Дождался, когда к повороту приблизится автобус, вывернул колёса
«Москвича-2141» влево на встречную полосу, и включил первую
передачу. Отпустив сцепление, отправил недвижимого Виктора Цоя в
последний путь навстречу автобусу.
И этого (этих) людей видел водитель автобуса. Но молчит. А то, что
водитель говорит неправду также является элементарно
доказанным.
Ну и в конце сделаю выводы более широкими с учётом всех фактов,
включая комментарии водителя.
Но для начала вопрос: чтобы вы сделали, чтобы осуществить
операцию по ликвидации человека(конечно, гипотетически)?
Было известно, что В.Цой ездит на рыбалку один. Был известен его
маршрут и примерное время возвращения. Поэтому дождаться его
на шоссе в необходимом месте было совсем не трудно. Также не
трудно остановить машину (например, у автобусной остановки
просто «проголосовав»). Обездвижить Виктора (например, простым
уколом, следы от которого никто искать не будет, как и само
вспрыснутое вещество) тоже не представляется невыполнимым.
Откатить по обочине автомобиль на расстоянии 100 метров – о
трудностях этого действия даже не приходится и упоминать. И
дальше перед поворотом ждать. Ждать чего? Приезда тяжёлого
транспорта, ещё лучше, транспорта без лишних свидетелей.
И здесь, как рояль из-за кустов, появляется тяжёлый автобус
«Икарус». И едет он пустой…..
А теперь об «Икарусе». Он был в ремонте. И легко знать (или
организовать) день и час, когда автобус покинет автопредприятие.
И направить автобус именно так, как нужно. Вспомним слова
водителя автобуса, он сделал крюк, т.е. ехал по изменённому
маршруту после ремонта. Он направился (случайно…???) именно к
тому месту, где на обочине стоял «Москвич». Связаться по рации с
человеком, отслеживающим движение автобуса, и сообщить, что
«Москвич» уже стоит на условленном месте также не представляет
трудностей. И… «Шура, запускайте Берлагу…». И автобус поехал. И
вспомните показания водителя автобуса. Он говорит, что задержался
(или таки задержали?) с выездом на трассу. Что, задерживающий
ждал звонка о готовности «Москвича» на условленном месте? И
последнее. Очень странно, что водитель автобуса, видя МЕДЛЕННО
катящийся перед ним(специально выделил это слово, т.к. фактами
установлена минимальная скорость качения автомобиля с В. Цоем), таки не нажал на тормоз перед столкновением. Я не обвиняю
водителя автобуса, хотя факты говорят, что он что- то скрывает. Ведь
выпустить автобус из «ремонта» в определённый час и так
«отремонтировать» его, чтобы при экстренном торможении тормоза
отказали(ведь не проводилась автоэкспертиза), а также сделать
задержку с выездом могли люди, совсем и без участия водителя
автобуса…..
Как погиб Цой? Страшные истории
Виктор Цой давно считается культовой фигурой в российском роке. Он родился в 1962-м. А в каком году погиб Цой Виктор? Эта печальная информация известна всем его поклонникам. В августе 1990-го его уже не стало. Не сложно сосчитать, в каком возрасте погиб Цой? Было ему всего лишь 28. По официальной версии, он уснул за рулем на трассе, столкнувшись со встречным «Икарусом».
Иных версий, кроме несчастного случая, не рассматривалось вообще. Но многие до сих пор считают, что в этой страшной истории не все так прозрачно… Как погиб Виктор Цой на самом деле? Давайте рассмотрим некоторые версии того страшного события.
Последний год
К 1990-му Виктор Цой уже был очень популярен и считался настоящей звездой, кумиром миллионов. Он появлялся на людях с двумя телохранителями и вел себя как герой некого блокбастера. Кроме того, самая успешная в концептуальном и творческом плане пластинка под названием «Группа крови» уже была записана. После этого, по словам музыкальных критиков, Цой вообще мог ничего не писать на протяжении как минимум двух лет.
Но в 1989-м Виктор с товарищами отправился в первую зарубежную поездку. Он оказался во Франции. И именно здесь музыканты выпустили очередной альбом «Последний герой». Через несколько месяцев группа «Кино» пересекла океан и оказалась в Соединенных Штатах. Тогда же в прокат вышла кинолента «Игла», где певец исполнил главную роль. После этого на одном из кинофестивалей Цой был признан лучшим советским актером.
В начале лета 1990-го заканчивалось большое турне «Кино». Последним концертом стало выступление группы в Лужниках. Именно там, впервые после летней Олимпиады в 1980-м, зажгли огонь в Олимпийской чаше. Следующая гастрольная поездка была намечена на осень. Музыканты собирались отправиться с концертами в Страну восходящего солнца.
Этим же роковым летом Цой, чтобы совместить приятное с полезным, снял маленький домик под Юрмалой, привез туда своего сына, отдыхал и одновременно сочинял новые песни. Вместе с гитаристом Ю. Каспаряном он практически записал материал для очередной пластинки. Впоследствии этот диск будет назван «Черным альбомом». После смерти Цоя альбом был раскуплен миллионными тиражами. Большая заслуга в этом принадлежит продюсеру группы Юрию Айзеншпису.
Последний продюсер
Первое знакомство Цоя с Айзеншписом произошло еще во второй половине 1988-го. Через некоторое время Юрий стал директором группы, а с 1989-го – продюсером. Собственно, он и сам именовал себя как «первый в Советском Союзе продюсер». Как правило, под свое крыло Айзеншпис брал уже сформировавшиеся коллективы. После чего он устраивал гастрольные поездки. С этой задачей он прекрасно справлялся.
Так же было и с «Кино». Айзеншпису удавалось организовать частые эфиры на советском телевидении (к примеру, в передаче «Взгляд»). Благодаря этому группа мгновенно обрела всесоюзную популярность, а лидер коллектива Цой проснулся суперзвездой.
Также Айзеншпис составил сумасшедший график гастролей по территории страны. Так, он договорился, чтобы его подопечный коллектив давал четыре концерта в день. На последнее выступление группы в Лужниках, о котором говорилось выше, пришло семьдесят тысяч поклонников. Заметим, что все билеты на концерт были раскуплены всего лишь за два дня.
Тем не менее музыканты «Кино» были на грани физического истощения. По словам участников группы, этот безумный чес был уже никому не интересен. Однако этот тур оказался очень выгодным. К примеру, за три месяца до смерти Цоя Айзеншпис вручил ему злополучный темно-синий «Москвич-2141».
Машина-убийца
В те времена эта машина считалась весьма престижной и модной. «Москвич» обладал хорошим двигателем, довольно просторным салоном и, конечно же, привлекательным внешним видом. Но на скорости 90 км/час эта модель совершенно не чувствовала дорогу. Кроме того, имела место и существенная проблема с тормозами.
Для Цоя этот «Москвич» стал первым и последним личным автомобилем. Трудно сказать, мог ли он в 1990-м приобрести иную машину. Ведь именно тогда на автомобильный рынок Советского Союза начали проникать иномарки. Разумеется, это был довольно дорогой товар, и их владельцев, соответственно, пока было мало. О системах безопасности таких автомобилей тогда никто не думал, ибо в первую очередь сам факт наличия машин переводил собственника в другой ранг. Но «Москвич» Цоя сильно проигрывал зарубежным аналогам в плане качества. По всей видимости, это несовершенство и сыграло свою роль в гибели исполнителя. Как погиб Цой? Что случилось в тот роковой день?
Роковое утро
Где погиб Виктор Цой? Напомним, что после летнего тура певец вместе с сыном находился в Прибалтике. 15 августа примерно в три часа ночи на своем автомобиле он отправился на рыбалку. Лесное озеро, на котором он рыбачил, располагалось поблизости – это пятнадцать минут езды по знакомой дороге, шоссе Слока — Талсы.
Исполнитель был совершенно трезв. Как бы то ни было, на протяжении последних двух суток он абсолютно не употреблял спиртное. К счастью, на утренний лов певец не взял своего малолетнего сына, хотя тот очень любил рыбачить вместе с отцом. Но вот именно 15-го он почему-то решил не пойти на рыбалку.
Как погиб Виктор Цой? На обратной дороге в 11.30 возле городка Тукумса на скорости 130 км/ч машина Цоя вылетела на встречку, где столкнулась с «Икарусом». Удар был сокрушительной силы. От столкновения «Икарус» упал в реку, его водитель, к счастью, не пострадал. В салоне не было пассажиров. Автомобиль Цоя отбросило на двадцать метров. Двигатель был найден за 50 м от «Москвича». По сути, от машины остался лишь один багажник. Смерть кумира наступила мгновенно. Во сколько лет погиб Цой? Мы об этом уже упоминали — исполнителю было всего 28.
Когда вскрыли тело певца, судмедэксперты взялись за дело. Так, исследовали клетки головного мозга Цоя. Судя по результатам, в момент ДТП исполнитель, вероятно, спал, причем от переутомления. Собственно, из-за этого произошла страшная смертельная авария. Заметим, повторной экспертизы никогда не проводилось.
Похороны
Гибель Виктора Цоя была настоящим шоком для огромной армии поклонников. Смерть кумира был внезапной. Именно поэтому многие категорически отказывались верить в реальность того, что произошло на самом деле. Все задавались вопросом: почему погиб Виктор Цой? Как такое могло случиться? Фанаты писали на стенах: «Цой жив!». А несколько ценителей творчества «Кино», говорят, свели счеты с жизнью. Цой погиб в возрасте всего 28 лет, и действительно сложно поверить в то, что человека, полного жизненных сил и энергии, больше нет.
Родственники погибшего потребовали, чтобы хоронили его исключительно в закрытом гробу. От страшного удара в аварии тело певца изменилось до неузнаваемости. Похороны лидера «Кино» состоялись в северной столице 19 августа. Тысячи поклонников прибыли в город, чтобы проститься с кумиром. Последним приютом для певца стал Богословский погост.
Единственный свидетель
Так почему погиб Цой? После траурной церемонии стало известно, что следствие, которое было проведено наспех, не рассматривало никаких версий, кроме несчастного случая. Виктор Цой, по всей видимости, действительно заснул за рулем. Косвенно это доказывает то, что у «Москвича» не было тормозного следа на крутом повороте. В принципе, данная версия более чем убедительна: огромная скорость и недосып. Но «Икарус» был пустой и, соответственно, никто не может подтвердить, с какой скоростью неслась машина Цоя.
Единственным свидетелем этой смертельной аварии был водитель злополучного автобуса по имени Янис Фибикс. Кстати, после ДТП он снова продолжал водить пассажирские транспортные средства. Как погиб Цой? Какие показания дал водитель «Икаруса»? 15 августа 1990 года он, конечно же, помнит. Он рассказывал, как неожиданно появился «Москвич» и ударился в «Икарус». Других подробностей больше не было. Соответственно, сотрудники ГАИ опирались на показания одного свидетеля Фибикса. И это заставило многих сомневаться в причинах этого смертельного инцидента.
Версии гибели певца
Так, в 1990 году (Виктор Цой погиб 28 лет назад) активно поддерживалась версия о преднамеренном убийстве певца. Среди мотивов было распределение выручки с концертной деятельности, авторские права и, конечно же, смена продюсеров «Кино». Другие утверждали, что преждевременная смерть музыканта выгодна многим, так как Цой вовсе не стеснялся петь «в запрещенном формате». С другой стороны, он никогда не ссорился со столичной шоу-мафией. Он более чем устраивал их.
Как погиб Цой? Другая версия связана с самоубийством Виктора. Во всяком случае часть его поклонников была уверена, что их кумир свел счеты с жизнью. Среди причин — усталость от гастрольного сумасшедшего графика, непростые отношения с любимой женой и, как итог, тяжелая депрессия. На самом деле, это все звучит довольно странно. Тем более многие помнили, как органично певец вошел в ипостась рок-героя. Соответственно, вряд ли Цой выбрал бы такой способ самоубийства и начал таранить большой автобус. В конце концов, близкие певца не заметили, что его тогда что-то сильно тяготило.
Таким образом, речь о суициде или убийстве заказного характера вообще не идет, и официальная версия о несчастном случае выглядит вполне правдоподобной. Правда, многие сомневались, что Виктор Цой уснул за рулем. Так, менеджер коллектива рассказывал, что певец был собранным и педантичным человеком. Он занимался восточными единоборствами и вообще вел довольно спортивный образ жизни. Виктор Цой был пунктуален и умел концентрироваться. Поэтому, по его словам, он не мог просто заснуть. Другие считают, что причиной беды был небольшой водительский стаж. Он мог отвлечься на что-то. Ну и чувствовалась, конечно, усталость из-за ночной рыбалки.
Еще какие версии рассматривались? Как погиб Цой? Многие утверждают, что исполнитель априори мог поставить кассету в свою автомагнитолу. Соответственно, он отвлекся от движения у рокового поворота трассы. Что касается кассеты, он мог слушать черновые материалы для нового альбома. Но вот гитарист Ю. Каспарян категорически опроверг это версию. Дело в том, что 15 августа 1990-го у Цоя такой кассеты не было. По словам Каспаряна, в те дни он специально приезжал в Юрмалу с соответствующей аппаратурой. Вместе с Цоем они аранжировали новые песни. После этого Каспарян забрал кассету и отправился домой, в Ленинград. И через несколько часов узнал о трагедии.
Эксперимент
Вдова певца Марианна тоже никогда не верила, что его любимый супруг мог просто уснуть за рулем. Она всячески пыталась пообщаться с водителем злополучного «Икаруса», но этого не случилось. Тем не менее она была уверена, что трагедия с участием погибшего мужа является банальной автокатастрофой. При этом нарушение ДТП было со стороны Виктора. Все-таки именно он врезался на встречке.
Мама музыканта также сомневалась, что сын уснул за рулем. По ее словам, он был довольно уравновешенным и спокойным человеком. Просто музыка отвлекла его внимание. И тем самым он не контролировал дорогу. Если он работал над новой пластинкой, то за рулем он мог прокручивать все варианты. «Музыкантам вообще нельзя садиться за руль!» — признавалась она.
А друзья Цоя специально устраивали эксперимент. Они приехали в Латвию и повторяли трагический маршрут погибшего друга. Они пришли к выводу, что официальная версия все-таки убедительна. По их словам, Виктор является косвенным виновником ДТП. После интенсивного гастрольного графика его организм был физически и морально истощен. Поэтому в день трагедии певец, возвращаясь с ночной рыбалки, все-таки уснул за рулем.
Неожиданный свидетель
Почти через двадцать лет после гибели Цоя в редакцию одного из известных изданий пришло письмо. Адресатом был некий рижанин Янис. В письме он признался, что причастен к роковой смерти певца, а также рассказал, как погиб Цой. По его словам, некие «заказчики» попросили его припугнуть Цоя. 15 августа 1990 года он с приятелями прибыл на лесное озеро, где рыбачил на тот момент певец. В результате словесная перебранка перешла в драку. Победителем оказался Цой. Применив приемы единоборств, он уложил всех противников, а сам бросился к автомобилю, дав по газам. Быть может, данный конфликт стал реальной причиной смертельной аварии на трассе.
Разумеется, представители СМИ хотели найти этого Яниса. И им почти это удалось сделать. Но на встречу прибыли крепкие мужчины. Они посоветовали им не соваться вообще в это дело. Честно говоря, данная версия и существование некого Яниса до сих пор вызывают очевидные сомнения.
Зато в другую редакцию популярного издания позвонил мужчина, который представился Виктором Цоем. По его словам, он жив, а в 1990-м произошла чудовищная ошибка. Якобы он устал от всего и скрылся, перебравшись в Японию. Там он занимается автобизнесом и продолжает сочинительство.
Память
По большому счету преждевременная гибель певца способствовала большой популярности коллектива «Кино». И сама смерть лидера создала своеобразный культ погибшего героя.
- Как говорилось выше, после смерти В. Цоя появился посмертный альбом «Кино». Музыкантам пришлось самим дописывать и сводить воедино пластинку. Она называлась «Черный альбом». Последующие записи группы всегда быстро раскупались.
- Немногим позднее появился документальный фильм «Смертельный поворот». В ленте есть все версии смертельной аварии. Также имеется и история о том, что певец до сих пор жив.
- Там, где погиб Цой, теперь установлен памятник певцу. Высота фигуры – почти 2,5 м. Деньги на памятник собирали поклонники творчества Цоя.
- В 2009-м в родном городе Цоя – в Петербурге, на Невском проспекте – была установлена гипсовая скульптура исполнителя. Правда, памятник продержался совсем недолго. Место скульптуры постоянно менялось. Ситуация до сих пор остается неопределенной.
- В конце осени 2010 года в Барнауле открылся первый в стране постоянный памятник певцу.
- Самая известная «живая» стена, которая посвящена памяти Цоя, находится на Арбате. В 2006-м ее закрасили вандалы. К счастью, стена была полностью восстановлена поклонниками творчества певца.
- Подобные стены Цоя существуют практически в каждом городе. Так, в Днепре тоже есть своя стена Цоя. По сути, она неофициально является не только мемориалом, но и местом встреч почитателей творчества музыканта. В столице Беларуси также есть подобный мемориал. Он существует с середины 90-х. Эту стену Цоя неоднократно переносили на другое место. Теперь она находится в Ляховском сквере.
Как погиб Виктор Цой — RealFear.ru
[img][/img]
Тот звонок, 15 августа, в дежурную часть Тукумского райотдела, как и любой подобный, ничего хорошего не предвещал. Житель хутора Дреймани А. Р. Нейманис взволнованно сообщил, что недалеко от его дома примерно в 11 часов 30 минут (по местному времени) легковой автомобиль темного цвета врезался во встречный “Икарус”. Есть жертвы. На место дорожно-транспортного происшествия, то есть к 35-му километру дороги Слока-Талсы, выехали Э. К. Ашмане и старший инспектор ДГТС отделения ГАИ Тукумского РОВД старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон. Жаркое солнце буквально плавило летний день. Было очень душно, парило, будто перед грозой. Как вспоминает Эрика Казимировна, каблуки вдавливались в размягченный асфальт, и трудно было дышать. Через полчаса прибыли на место трагедии.
Зрелище ужасное: “Икарус-250” снесло с дороги в небольшую речушку Тёитупе, за мост. Хорошо, не было пассажиров. Водитель Я. К. Фибикс, работающий в Таллинском отделении Латсель хозтехники, отделался легкими ушибами и испугом. Перед этим он отвез туристическую группу в аэропорт и возвращался обратно.
Чуть раньше подъехавшая “скорая” стояла на обочине. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование. Оно показало, что алкоголя в крови погибшего не обнаружено. Смерть наступила в результате аварии от многочисленных травм тела.
Единственный очевидец – Нейманис пояснил, что видел лишь мчавшуюся по дороге с большой скоростью легковушку и слышал звук удара. Скорость движения “Москвича” точно определить, не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом отчасти свидетельствовало положение автомобилей после столкновения и отлетевший далеко в сторону двигатель “Москвича”. Чтобы
так далеко отбрасывала двигатель – Ашмане за свою практику не видела. На асфальте от удара остались выбоины, и следы юза, по которым место столкновения определить было несложно. Значит, легко было представить и процесс столкновения. Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия. В случае дальнейшего возбуждения уголовного дела, как известно, она берется за основу. В “Москвиче” нашли три удочки, другие рыболовные принадлежности, магнитофон, колонки, инструмент, запасное колесо, документы, деньги и две маленькие рыбешки…
Невдалеке шумел лес, перекликались птицы, журчала вода. Составив протокол, следователь уехала, а Петерсон остался дожидаться автокран. Здесь же остановились несколько проезжавших мимо водителей, покурили, обсудили случившееся. Дорога Слока-Талсы спокойная, лесная, машины проезжают изредка. На повороте деревянный дом, чуть дальше еще один, скорее всего довоенной постройки. Места красивые, до моря рукой подать. Последние годы Цой приезжал сюда отдыхать, снимал дачу в поселке Плиеньциемс.
Из Тукумса до места аварии дорога не такая уж и близкая. Петляет по лесу, огибает хутора. Мы не заметили, как за очередным поворотом – тем самым, с горки вниз, вынырнул этот мостик через Теитупе. Остановились. На мостике живые цветы, надписи, открытая пачка сигарет, спички, повязанные носовые платки женская перчатка, косынка, пустая бутылка, стакан, фотографии Виктора, еще цветы… На асфальте до сих пор видны царапины, выбоины, на обочине прорытый автобусом песок. Трагедия случилась здесь. Я. Э. Петерсон снова показывает, как столкнулись автомобили. Вспоминает, что у автобуса был поврежден левый траверс. Значит, не лоб в лоб.
Чтобы осталось поменьше вопросов, проработаем три версии: убийство, самоубийство и несчастный случай. Насколько это получится по логике имеющихся фактов. Ибо уголовное дело следователь не возбуждала – с согласия прокурора – “в связи с отсутствием состава преступления в действиях водителей”. И, следовательно, судебно-медицинские, трассологические и прочие экспертизы не проводились. Версия первая – убийство. Не думаю, чтобы у Цоя были смертельные враги. А если бы, допустим, и нашлись, то способ и место подобраны не лучшие. Стоящий на повороте дом и распустившиеся позади его деревья заслоняют едущих друг другу навстречу водителей. Практически водитель “Икаруса” не мог видеть стремительно приближающийся к повороту “Москвич”. Даже если его кто-то, условимся, предупредил заранее, то ринуться навстречу неизвестному?.. Нормальный человек так делать не будет. Наоборот, Фибикс стремился уйти от столкновения, рискуя протаранить мост, деревья, не без угрозы для своей жизни.
Возможно ли самоубийство? Я бы на этот вопрос ответил отрицательно. Творческий взлет Виктора Цоя, конкретные планы на будущее – подготовка нового альбома, главная роль в художественном фильме, гастрольные турне по Южной Корее, Японии – отвергают эту версию. Ему было 28 лет – только начал жить, выбравшись из угольной ямы. Не подтверждается версия о самоубийстве и по той причине, что он вряд ли видел приближающийся к повороту автобус. И, наконец, я не думаю, чтобы Цой сознательно подвергнул опасности пассажиров “Икаруса”. Он был честен.
Обе вышеуказанные версии, конечно, оставляют какой-то мизерный процент вероятности. Но все же, на мой взгляд, наиболее приемлема третья версия – версия следователя Э. К. Ашмане: задремал за рулем, Конечно, не на скорости 130 километров в час (хотел бы я видеть водителя, который способен спать при такой скорости). К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога. Можно и расслабиться, путь знакомый, от озера до дачи в Плиеньциемсе около двадцати минут езды. На этой дороге разрешенная скорость – 90 километров в час. Перед поворотом метров за 100 установлен дорожный знак “Опасный поворот”. Ясно, что водитель обязан тут сбавить скорость, чего Цой не сделал и что опять же свидетельствует о потере ориентации. След протектора от правого колеса “Москвича” отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от “кармана” автобусной остановки. Криволинейный. Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения., Следов торможения не обнаружено. К тому же вспомним, что в новом переднеприводном “Москвиче” очень чувствительная рулевая система. Достаточно одного неверного движения на скорости (перестановка магнитофонной кассеты, например) и… все. Спидометр “Москвича” Я6832 ММ остановился на 3400 километрах. Как водитель Цой имел категорию В, то есть право управлять легковым автомобилем. Водитель “Икаруса” Фибикс – опытный, со стажем профессионал, имеет все категории, работает на междугородных перевозках. Со своей стороны он сделал все возможное, чтобы избежать удара. Значит, несчастный случай.
– Знаете, как мне все надоело! Лучше обойдитесь без этого… Не хочу, чтобы вы фотографировали например, его друг, он ответил бы так же.
Запомнился эпизод в подземном переходе возле Рижского вокзала. Сидел на земле молодой парень и с самодовольной улыбкой фальшивенько наигрывал на гитаре песни Цоя. Перед ним лежал открытый футляр для мелкой монеты. Давайте не будем так делать: открыто врать и убого побираться, спекулировать известным именем. Память Виктора Цоя заслуживает большего.
Цой, Александр Викторович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Цой и Молчанов.Александр Викторович Цой (26 июля 1985, Ленинград[1]) — российский рок-музыкант, композитор, дизайнер-оформитель, бывший гитарист группы «Para bellvm», продюсер и автор видеоэффектов проекта «Симфоническое кино», лидер музыкального проекта «Ронин».
Единственный сын лидера группы «Кино» Виктора Цоя и его жены Марианны Цой.
Александр Цой с родителямиАлександр Цой родился в 1985 году в семье рок-музыканта Виктора Цоя и его жены Марианны Цой. После того как Виктор Цой ушёл от жены к Наталье Разлоговой, Александр остался жить с матерью. После гибели Виктора Цоя в 1990 году Марианна начала сожительствовать с Александром Аксёновым — музыкантом группы «Объект насмешек», который, по словам Алексея Вишни и Андрея Тропилло, может быть настоящим отцом Александра [2][3]. Однако друг Цоя режиссер Рашид Нугманов утверждает, что Александр в своей внешности имеет черты Виктора[4].
В 16 лет Александр уехал в Москву, где жил и занимался веб-дизайном, а также изучением английского языка[5][6][7].
Марианна Цой после смерти Виктора отсудила у музыкантов группы «Кино» авторские права на песни группы и оформила их на сына Александра и компанию «Moroz Records»[8][9].
В 2005 году Марианна Цой скончалась от опухоли мозга, и Александр стал жить с бабушкой по материнской линии.
Со своим дедушкой Робертом Максимовичем Цоем Александр не поддерживает тёплых отношений[10].
В дальнейшем, чтобы избавиться от внимания журналистов и поклонников отца, он взял себе псевдоним Молчанов и занялся игрой на гитаре в группе «Para bellvm», где участвовал в записи альбома «Книга царств». Занимался оформлением музыкальных обложек альбомов. Основал музыкальный клуб «da: da: «
В декабре 2010 года женился на Елене Осокиной. Примечательно, что в этот же период в очередной раз женился и его дедушка — Роберт Максимович Цой.
В 2011 году, по сообщениям СМИ, Александр продал Олегу Тинькову для его банка «Тинькофф» права на песню «Дальше действовать будем мы»[12][13][14]. Однако в своём интервью Александр поведал, что права на песню были проданы без его согласия компанией «Музыкальное право», с которой он в судебном порядке пытается расторгнуть все отношения. А к самому Олегу Тинькову он относится негативно[15].
В 2012 году дал первое подробное и открытое интервью о своей жизни[16][17].
В 2014 году подал судебный иск против депутата Госдумы Евгения Федорова, оклеветавшего его отца[18][19]. Однако никаких нарушений в словах Евгения Фёдорова суд не нашёл. А сам Фёдоров опроверг свои слова.
В 2014 году Рашид Нугманов объявил о своих планах начать съёмки фильма «Цитадель смерти» по его совместному с Уильямом Гибсоном сценарию (который изначально писался под Виктора Цоя) и взять на главную роль Александра Цоя, который, в свою очередь, поддержал эту идею[20].
3 августа 2017 года представил песню «Шёпот» своего нового сольного музыкального проекта — «Ронин», в котором он является автором, музыкантом и вокалистом[21]. Текст песни «Шёпот» был написан им ещё в 18-летнем возрасте[22]. 3 сентября был выпущен мини-альбом «Опора», который содержит в себе 5 песен[23]. В дальнейшем одним из участников группы стал Юрий Каспарян.
Внештатный колумнист RT на русском[24].
Женат на Елене Осокиной. Есть ребёнок.
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1992 | ф | «Последний герой» | камео |
1996 | ф | «Солнечные дни» | камео |
2005 | ф | «Жизнь как кино» | камео |
2006 | ф | «Просто хочешь ты знать» | камео |
2008 | ф | «Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут» | камео |
2009 | ф | «Последний герой: Двадцать лет спустя» | камео |
2012 | ф | «Цой — Кино» | камео |
Генеалогия и некрополистика |
---|