🚘 Замена подшипника передней ступицы (переднего ступичного подшипника) на Ладе
В данной статье Вы узнаете, как заменить передний ступичный подшипник. Чтобы его демонтаж и установка нового прошли успешно, достаточно следовать простой инструкции.
Внимание! Замена заднего ступичного подшипника на ладе калина выполняется по другому принципу, который описан в этой статье.
- Замена ступичного подшипника лады калина выполняется достаточно просто. Для этого поддомкрачиваем ту сторону автомобиля, с которой будем работать либо поднимаем на подъёмнике. Снимаем колесо. Затем нужно открутить центральную гайку полуоси, которая зажимает нужную нам деталь. Прежде чем это сделать, нужно сбить предохраняющую от самопроизвольного выкручивания завальцовку.
- Застопорив тормозной диск, чтобы ступица не прокручивалась, головкой №30 откручиваем центральную гайку полуоси.
- Чтобы после того как произведена замена переднего ступичного подшипника на калине не нужно было делать регулировку развала-схождения колёс, необходимо снять ступицу вместе с амортизатором. Замена подшипника задней ступицы у лады калина также требует демонтажа ступицы.
- Для этого отсоединим наконечник рулевой тяги от стойки амортизатора. Расшплинтовываем наконечник рулевой тяги. И ключом №17 откручиваем корончатую гайку крепления наконечника.
- Несколькими ударами молотка выбиваем палец наконечника из стойки.
- Теперь головкой №17 выкручиваем крепление шаровой опоры из поворотного кулака.
Она крепится двумя болтами.
Вынимаем поворотный кулак из шаровой опоры. И извлекаем наружный ШРУС из ступицы.
- Сейчас снимаем тормозной суппорт. Для этого расшплинтовываем две гайки крепления суппорта. И ключом №13 откручиваем их.
- Снимаем суппорт. Извлекаем тормозные колодки.
- Затем ключом №17 откручиваем болты крепления скобы суппорта. И снимаем её.
- Ключом №7 откручиваем направляющие тормозного диска. Снимаем его.
- Теперь открываем капот. Головкой №13 откручиваем три гайки крепления верхней опоры амортизатора.
- И снимаем стойку амортизатора вместе с поворотным кулаком.
Ступичный подшипник внешней обоймой запрессован в поворотный кулак. Ступица же запрессована во внутреннюю обойму ступичного подшипника.
- Сначала извлекаем ступицу. Её нужно выпрессовать из внутреннего кольца подшипника. Для этих целей воспользуемся прессом. Если пресса у вас нет, можно выбить ступицу вручную, молотком. Выбиваем аккуратно, через направляющую, чтобы не повредить ступицу.
На ступице может остаться внутренняя обойма подшипника. Её нужно сбить либо срезать отрезной машинкой.
Спасибо за подписку!
- Вынимаем внешнее стопорное кольцо и снимаем второе стопорное кольцо с обратной стороны поворотного кулака.
- Затем выпрессовываем старый подшипник из поворотного кулака. Либо выбиваем молотком. Выбиваем через направляющую, чтобы удар приходился по внешней обойме подшипника.
- С обратной стороны поворотного кулака вставляем стопорное кольцо. Теперь можно установить новую заменяемую деталь.
- При помощи пресса запрессовываем новую деталь в поворотный кулак. При отсутствии пресса, можно запрессовать его вручную, молотком. Но делать это нужно очень аккуратно. Бить можно только по внешней обойме подшипника через направляющую. В качестве направляющей можно использовать старую, уже ненужную деталь.
- Вставляем стопорное кольцо.
- Вставляем ступицу в деталь, которую мы заменили. И не спеша запрессовываем его.
Вставляем стойку амортизатора на место. Наживляем гайки крепления верхней опоры амортизатора. Зажимаем их головкой №13. Вставляем в ступицу ШРУС. Совмещаем поворотный кулак с креплением шаровой опоры. Наживляем болты. И головкой №17 зажимаем их. Вставляем палец наконечника рулевой тяги в стойку амортизатора. Зажимаем наконечник корончатой гайкой. Вставляем шплинт. И зашплинтовываем гайку.
Затем устанавливаем тормозной диск. Вкручиваем направляющую. И зажимаем её ключом №7.
Сейчас собираем тормозной суппорт. Устанавливаем скобу суппорта. И ключом №17 зажимаем болты. Вставляем направляющие суппорта. Ставим на место тормозные колодки. Устанавливаем суппорт. Ключом №13 зажимаем болты крепления суппорта. И зашплинтовываем их.
Как заменить передний ступичный подшипник
Ступица является весьма важным элементом ходовой части любого авто. Для того, чтобы она свободно вращалась на оси, используется встроенный в неё подшипник. Его ресурс существенно меньше, чем у ступицы. Поэтому требуется периодическая диагностика и определение его фактического состояния.
Проявление неисправности и простейший вариант диагностики
На изношенность подшипника указывают появившаяся вибрация, хруст, гул, отклонение от прямой при движении автомобиля по ровному участку дороги, завывание машины на резких поворотах, сильный нагрев ступицы либо её колпачка (ощутимый ладонью).
Убедиться в его неисправности можно, выполнив ряд несложных манипуляций. Два раза в месяц следует прокачивать каждое из колёс (предварительно вывесив его на домкрат) руками, с целью выявления люфта или посторонних звуков. На выход изделия из строя укажет появление существенного люфта при покачивании колеса в двух плоскостях (осевой и аксиальной).
Как правило, в ступицах осей, стоящих на ведомом мосту (на них действуют меньшие нагрузки) чаще устанавливаются однорядные подшипники конического типа. А для ведущих востребованы двухрядные. Данные изделия являются закрытыми и, чаще всего, необслуживаемыми.
Их своевременная замена обеспечит безопасную эксплуатацию вашего транспортного средства.
Алгоритм работы по замене неисправного подшипника
Принимая решение о самостоятельной замене переднего (ПСП) ступичного подшипника следует, в первую очередь, учесть место его установки. Передняя подвеска важнейший элемент, от которого зависит управляемость авто.
Рекомендуется работать со съёмником. Перед началом работы автомобиль выставляется на ровной поверхности и фиксируется от несанкционированных смещений (упоры под колёса, ручник, первая передача).
Рабочая зона должна быть тщательно подготовлена. Предварительно следует мысленно «поменять» подшипник, определив, в какой последовательности лучше делать это, и какой инструмент потребуется для выполнения каждой операции.
Обратите внимание на то, что у ряда моделей автомобилей в передних ступицах колёс (если они являются ведущими) стоит пара подшипников.
Универсальным алгоритмом замены является следующий.
- Снимается декоративный диск переднего колеса, расконтривается и ослабляется ступичная гайка.
- Колесо вывешивается на домкрате.
- Суппорт подвязывается к элементу подвески, чтобы в дальнейшем он не завис на тормозном шланге.
- Откручивается и снимается тормозной диск.
- Удаляется стопорное кольцо.
- Применив съёмник, удаляют старый подшипник.
- Обслужить посадочное место, проверив, при этом, его фактическое состояние. Нанести новую смазку.
- Используя съёмник, запрессовать на место новый подшипник (контролировать отсутствие перекосов).
- Зафиксировать его стопорным кольцом.
- Закрепить его на оси с использованием шайбы и упорной гайки.
- Затягивая последнюю, выставить требуемый уровень люфта.
После окончания работы по замене рекомендуется проверить работоспособность автомобиля (пробный заезд с поворотами и ускорениями). Контролировать наличие посторонних шумов.
Повторно проверить люфт рулевого управления. Желательно провести операцию выставления развала/схождения.
Работа по замене подшипника на автомобилях различных марок, моделей и годов выпуска может отличаться по перечню и последовательности выполняемых операций.
Например, ряд новых автомобилей, особенно импортных, комплектуется значительным количеством встроенной электроники, которую можно легко повредить в процессе работы. Поэтому её рекомендуется предварительно демонтировать.
Неисправности подшипника ступицы ВАЗ 2107 и его замена
Подшипник ступицы ВАЗ 2107 со временем изнашивается, что приводит к более быстрому износу шин, тормозных колодок и дисков. Если своевременно не принять меры по замене подшипника, деталь может заклинить, в результате чего произойдёт потеря управления автомобилем. Это говорит о необходимости следить за состоянием механизма, периодически проводить его регулировку и замену.
Назначение подшипника ступицы ВАЗ 2107
Ступичный подшипник ВАЗ 2107 — это деталь, посредством которой выполнено крепление колеса к поворотному кулаку, а также осуществляется вращение самого колеса. В машине на этот элемент постоянно воздействуют температурные изменения, влияет окружающая среда, удары от неровностей дорожного полотна, рывки тормозов и рулевого управления. При исправном подшипнике колесо должно вращаться без каких-либо люфтов, при этом допускается шум и минимальное трение.
Ступичный подшипник обеспечивает крепление колеса к поворотному кулаку
Рассматриваемая деталь имеет довольно большой ресурс. Однако есть немало факторов, которые резко сокращают её срок эксплуатации. К таковым относятся:
- Низкое качество дорог — одна из причин быстрого выхода из строя ступичных подшипников. Объясняется это тем, что элемент находится по центру колеса и воспринимает сильные нагрузки во время удара при наезде на неровности. В течение какого-то времени подшипник подобные воздействия выдерживает, но постепенно разрушается.
- Воздействие агрессивной среды. В летний период внутрь ступицы попадают влага и дорожная пыль, а зимой проникают химические реагенты.
- Перегрев. Вращение колёс постоянно связано с трением и повышением температуры. При постоянном нагреве и охлаждении, что особенно характерно для зимы, ресурс подшипников сокращается.
Где установлен ступичный подшипник
Исходя из названия, уже можно понять, что деталь располагается возле ступицы. На ВАЗ 2107 элемент установлен во внутренней её полости и меняется, как правило, при выходе из строя, о чём свидетельствуют характерные признаки.
Признаки неисправности
Ступичный подшипник всегда должен находиться в исправном состоянии. Если деталь пришла в негодность, то это может привести к ДТП, поскольку неисправность сопровождается большим люфтом колеса. В результате диск может срезаться с колёсных болтов. Если подобная ситуация произойдёт на высокой скорости, то серьёзной аварии не избежать. Это говорит о том, что подшипник ступицы нуждается в периодическом осмотре, а при обнаружении люфта требуется его регулировка либо замена.
Основными проявлениями неисправности детали являются:
- Сухой хруст. При поломке подшипника возникает металлический хруст во время движения. Проявляется он в результате неравномерного перекатывания роликов из-за повреждения сепаратора. Спутать этот звук с каким-либо другим сложно.
- Вибрация. Если рассматриваемый элемент имеет сильный износ, появляется вибрация, которая передаётся как на кузов, так и на рулевое колесо. Она указывает на сильный износ сепаратора подшипника, который может привести к заклиниванию.
- Машину уводит в сторону. Проблема чем-то напоминает случай с неверной регулировкой развала-схождения, поскольку неисправный элемент работает неправильно из-за подклинивания его частей.
При выходе из строя подшипника появляются посторонние шумы, гул или хруст
Определение поломки
Для определения состояния подшипника ступицы необходимо выполнить несколько простых действий:
- Вывешивают переднее колесо с нужной стороны при помощи домкрата, не забывая поставить автомобиль на ручной тормоз и установить упоры под задние колёса.
- Под нижний рычаг подвески устанавливают подпорку и снимают машину с домкрата.
- Берутся обеими руками за колесо (сверху и снизу) и выполняют движения от себя к себе, при этом не должно ощущаться никакого люфта либо стука.
- Вращают колесо. Если подшипник пришёл в негодность, возможно появление скрежета, гула или других посторонних шумов.
Для проверки подшипника необходимо вывесить и покачать переднее колесо
Во время проведения работ со снятым колесом в целях безопасности под кузов автомобиля рекомендуется подставить дополнительный упор, который подстрахует в случае внезапного падения машины.
Какие подшипники поставить
Когда ступичный подшипник требует замены, тут же возникает вопрос, какую деталь установить. Многие советуют использовать оригинальные комплектующие. Однако сегодня качество деталей оставляет желать лучшего и вопрос выбора остаётся довольно актуальным.
Таблица: тип, место установки, и размерность подшипников
Выбор производителя
При выборе производителя ступичного подшипника на ВАЗовскую «семёрку» можно порекомендовать SKF, SNR, FAG, NTN, Koyo, INA, NSK. Перечисленные компании имеют множество предприятий по всему миру. Такая продукция имеет высокое качество и соответствует самым строгим требованиям.
Выбору производителя подшипников нужно уделить особое внимание, поскольку от этого зависит срок эксплуатации изделия
Из отечественных производителей, которые поставляют подшипники для автомобилей Тольяттинского завода, можно выделить:
- ЗАО «ЛАДА Имидж» — изготавливает и реализует через вторичные рынки оригинальные ступичные подшипники Lada;
- Саратовский завод — выпускает детали под маркой SPZ;
- Волжский завод — использует бренд «Волжский стандарт»;
- Вологодский завод — реализует продукцию под брендом VBF;
- Самарский завод СПЗ-9.
Замена подшипника передней ступицы
Работы по замене ступичного подшипника начинают с подготовки инструментов и материалов. Понадобятся:
- набор торцевых ключей;
- отвёртка;
- зубило;
- молоток;
- пассатижи;
- надставка для выбивания обоймы подшипника;
- новый подшипник, сальник и смазка;
- ветошь;
- керосин.
Как снять
Для демонтажа детали поднимают переднее колесо при помощи домкрата. В условиях СТО работа проводится на подъёмнике. При замене подшипника необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- Откручивают крепёж и снимают колесо.
- Отворачивают крепление и демонтируют суппорт.
Для снятия суппорта отворачивают болты его крепления
- При помощи отвёртки поддевают защитный колпак ступицы и снимают его.
Защитный колпак поддевают отвёрткой и снимают
- Выравнивают бортик ступичной гайки.
Чтобы выкрутить гайку, нужно выровнять её бортик
- Отворачивают гайку и снимают её вместе с шайбой.
- Демонтируют ступицу.
После отворачивания гайки остаётся снять ступицу с автомобиля
- Извлекают сепаратор наружного подшипника.
- При помощи наставки и молотка выбивают обойму наружной детали из ступицы.
Обоймы подшипников выбивают при помощи наставки
- Вытаскивают кольцо, которое разделяет оба ступичных подшипника и сальник.
- Выбивают внутреннюю обойму.
- С применением керосина и ветоши очищают посадочное место от загрязнений.
Чтобы избежать повреждений тормозного шланга после снятия суппорта, последний аккуратно подвешивают и фиксируют при помощи проволоки.
Как поставить
После демонтажа ступичных подшипников и очистки самой ступицы можно приступать к установке новых деталей. Работу выполняют в следующем порядке:
- Запрессовывают обоймы обоих подшипников.
Обойму подшипника запрессовывают при помощи подходящей наставки
- Наносят смазку на сепаратор и вставляют его внутрь ступицы.
Сепаратор нового подшипника набивают смазкой
- Пространство между подшипниками заполняют смазкой.
Пространство между подшипниками заполняют смазкой
- Вставляют разделительное кольцо.
- Монтируют новый уплотнитель.
Через наставку забивают новый сальник
- Устанавливают ступицу на ось поворотного кулака.
- Наносят смазку на внешний сепаратор и помещают его в обойму подшипника.
На внешний сепаратор наносят смазку и вставляют его в обойму подшипника
- Ставят на место шайбу и затягивают ступичную гайку до упора.
- По окончании замены ступичных подшипников выполняют регулировку, для чего плавно откручивают гайку и добиваются того, чтобы ступица свободно вращалась, но при этом отсутствовал люфт.
- Наносят удары по бортику гайки зубилом, что предотвратит её произвольное отворачивание.
Для фиксации гайки наносят удары зубилом по бортику
- Устанавливают суппорт на место и производят затяжку крепежа.
- Монтируют защитный колпак, колесо и затягивают болты.
- Опускают машину.
Видео: как заменить подшипники передней ступицы ВАЗ 2107
Чем смазать
Для смазки сепараторов ступичных подшипников применяют «Литол-24». Его же используют для нанесения на рабочую кромку нового сальника при установке.
Момент затяжки гайки подшипника
Необходимость затяжки ступичной гайки возникает после замены подшипников либо во время их регулировки. Гайку затягивают при помощи динамометрического ключа с моментом 9,6 Н·м, при этом поворачивают ступицу несколько раз для установки подшипников на свои места. Затем ослабляют гайку и снова затягивают, но с моментом 6,8 Н·м, после чего стопорят её в этом положении.
Ступичную гайку затягивают динамометрическим ключом
Замена подшипника полуоси
Полуось — неотъемлемая часть заднего моста ВАЗ 2107. Сама полуось практически не ломается, но подшипник, посредством которого она крепится к чулку моста, иногда выходит из строя. Его назначение — плавно и равномерно вращать полуось во время движения автомобиля. Признаки неисправности подшипника такие же, как и у ступичных элементов. При возникновении неполадок необходимо демонтировать полуось и заменить неисправную деталь.
Снятие подшипника
Перед началом работ нужно подготовить следующий перечень инструментов:
- комплект торцевых ключей с воротком;
- молоток;
- плоскую отвёртку;
- зубило;
- болгарку;
- новый подшипник полуоси со стопорным кольцом.
Для замены выполняют следующие шаги:
- Вывешивают заднее колесо при помощи домкрата, после чего снимают его, не забывая установить упоры под передние колёса.
- Демонтируют тормозной барабан.
Чтобы добраться до полуоси, потребуется снять тормозной барабан
- С применением плоскогубцев и отвёртки демонтируют тормозные колодки.
- Торцевым ключом на 17 откручивают крепление полуоси.
Болты крепления полуоси откручивают торцевым ключом на 17
- Вынимают полуось из чулка заднего моста.
Полуось извлекают из чулка заднего моста, потянув её на себя
- Демонтируют изношенный подшипник путём наставки подходящего по размеру ключа и нанесения по инструменту ударов молотком. Довольно часто для снятия подшипника приходится разрезать обойму болгаркой, поскольку деталь довольно прочно сидит на полуоси.
Часто подшипник не удаётся снять, поэтому его срезают болгаркой
Для демонтажа барабана нужно аккуратно наносить удары по его внутренней части через деревянный брусок.
Установка новой детали
После снятия подшипника можно тут же приступать к обратной сборке:
- Очищают полуось от загрязнений и протирают ветошью.
- Напрессовывают новый подшипник на полуось, после чего насаживают стопорное кольцо. Для монтажа последнего его желательно разогреть при помощи паяльной лампы, что обеспечит более лёгкую посадку и надёжное удержание после остывания.
Чтобы кольцо было проще насадить на полуось, его нагревают газовой горелкой или паяльной лампой
- Удаляют старый сальник полуоси из чулка заднего моста при помощи отвёртки или пассатижей.
Старый сальник извлекают пассатижами или отвёрткой
- Забивают новый уплотнитель через подходящую по размерам наставку.
Новую манжету устанавливают при помощи наставки
- Монтируют полуось на место. Гайку крепления пластины подшипника полуоси затягивают с моментом 41,6–51,4 Н·м.
Видео: замена подшипника полуоси на «классике»
Замена ступичного подшипника на ВАЗовской «семёрке» не является сложной процедурой. Для её проведения потребуется подготовить необходимый инструмент и материалы, а также ознакомиться с пошаговой инструкцией. При выборе качественного изделия и правильном проведении ремонтных работ подшипник будет работать длительное время без каких-либо проблем.