РазноеКак правильно одометр или спидометр – Спидометр: типы,устройство,неисправности,диагностика,ремонт. | НЕМЕЦКИЕ АВТОМАШИНЫ

Как правильно одометр или спидометр – Спидометр: типы,устройство,неисправности,диагностика,ремонт. | НЕМЕЦКИЕ АВТОМАШИНЫ

Содержание

Что такое спидометр и одометр? Разница между приборами

«Да не нужно мне ничего объяснять, у меня на спидометре 100 тысяч км пробега», — зачастую можно услышать такую фразу среди спорящих об автомобилях. А ведь формулировка мысли совершенно неверная. Если проанализировать спидометр и одометр, разница приборов очевидна. Именно одометр показывает пробег машины, спидометр же определяет скорость движения.

спидометр и одометр разница

Глубоко в историю

Самый древний одометр упоминается еще в первом веке. Греческий математик Герон стал родителем этого изобретения. Прибор был в виде обычной тележки, колеса в которой подобраны со специальным диаметром. Колеса поворачивались ровно 400 раз за 1598 метров (миллиатрий). Зубчатая передача приводила простейший механизм в движение. Индикатором пробега служили мелкие камни, которые выпадали в лоток. Для подсчета пройденного расстояния нужно было сосчитать количество выпавших камней. С той поры люди шагнули далеко вперед в своих изобретениях, но сама задумка являлась идеальной.

Спидометр и одометр, разница между которыми не только в показаниях, имеют и разные даты изобретения. Спидометр изобрели чуть более сотни лет назад. Впервые такой прибор был установлен на автомобиль Oldsmobile в 1901 году. В течение десяти лет спидометр устанавливали только как дополнительную опцию и считали его диковинкой. Уже позже на заводах стали устанавливать его как обязательный прибор. В 1916 году спидометр претерпел усовершенствования, которые внес Никола Тесла. До наших дней он дошел почти в таком же состоянии, не считая некоторых современных добавлений.

одометр и спидометр разница

Что такое одометр? Устройство и назначение

Итак, каждый автомобилист должен знать, для чего нужны спидометр и одометр. Разница между этими приборами, конечно же, существует. Рассмотрим сначала одометр. Какую роль он играет на панели инструментов? Одометр – это механизм, который предназначен для того, чтобы замерять количество оборотов колеса во время движения транспортного средства. Другими словами, это узел, который дает нам возможность узнать путь, пройденный автомобилем в километрах. Показания одометра можно считать со специального устройства на панели машины. Одометр показывает как суточный, так и общий пробег. Две эти шкалы зачастую располагаются на самом спидометре.

Конструкция одометра несложная, включает в себя следующие компоненты:

  • Сам счетчик, показывающий количество оборотов колеса вашего транспортного средства.
  • Контроллер, который фиксирует обороты и непосредственно связан с самим счетчиком.
  • Индикатор, выведенный на спидометр. Демонстрирует пройденный автомобилем путь в километрах.
одометр и спидометр разница для чего служат

Принцип действия одометра

Многие новички-автолюбители часто слышат термины «спидометр» и «одометр». Разница между этими приборами известна не всем. Что такое одометр, мы разобрались, а теперь о принципе действия прибора, как он функционирует. Одометр – это электронное или механическое устройство, которое позволяет в точности определить то количество оборотов, которое совершено колесом. Такие данные дают возможность водителю точно определить, сколько километров прошел его автомобиль за весь срок эксплуатации и не только. Можно также узнать, сколько машина проехала за тот или иной временной промежуток. Данные выводятся в числовом значении на индикаторе одометра в километрах.

В этом и есть суть работы одометра – колесо транспортного средства за каждый километр пройденного пути совершает строго определенное количество километров. Показатель этот всегда одинаков. Зная, сколько оборотов совершено колесом, счетчик высчитывает путь в километрах.

Если у водителя есть необходимость определить пройденное расстояние от пункта А в пункт В, то он всегда может обнулить счетчик. Благодаря такому действию также легко подметить расход топлива за определенный путь. Естественно, что при нерабочем одометре такую операцию проделать просто невозможно.

 что это такое одометр и спидометр разница

Типы одометров

Рассматривая одометр и спидометр (разница между ними есть и в строении), определимся с типами одометров. Существует три основных вида:

  • Механический. Самый старый тип, прародитель его был изобретен еще древним Героном. Если нужно смотать такой одометр, сделать это можно любой крутилкой. С помощью цифрового счетчика происходит учет вращения колеса механической составляющей. Под воздействием механических сил счетчик считывает обороты и конвертирует их в километраж. Минус таких счетчиков заключается в том, что при достижении определенной цифры происходит автоматическое обнуление показаний.
  • Электронно-механический прибор. Более усовершенствованная модель одометра. Чтобы провести коррекцию такого счетчика, требуется уже применение CAN-крутилок. В данном случае обороты колеса считываются счетчиком при помощи механической связи, впоследствии информация конвертируется в сигналы. Данные в цифровом виде выводятся на приборную панель.
  • Цифровые одометры. Действуют на основе микроконтроллера. Самый современный прибор. Все необходимые показатели в данном случае считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Цифровой одометр – часть бортового компьютера транспортного средства.

Погрешность одометра

Всем известно, что любые современные приборы в своей работе имеют какие-либо неточности. Существуют некоторые стандарты, допускающие погрешности. У механических девайсов, к примеру, допускается этот показатель в 5%. Если транспортное средство эксплуатируется в каких-либо жестких условиях, то цифра эта может увеличиваться до 15%. В таких случаях идет скидка на износ различных деталей, узлов транспортного средства (например, пробуксовку). Формально в этом случае происходит вращение колес (якобы происходит движение), но ведь путь в километрах не увеличивается.

Определенную погрешность в работе может показывать и одометр, и спидометр (разница между этими приборами теперь понятна). Также на показания прибора влияют различные зазоры, ослабление троса, плохое сцепление, слабые пружины. Электромеханические девайсы считывают сигналы, которые указывает контроллер скорости за определенный промежуток времени. В этих случаях погрешность более низкая, точность выше. Автомобили с электромеханическими приборами, даже очень старые, редко выдают погрешность более 5%. Цифровые приборы самые точные, здесь не задействованы механические связи. Если такие девайсы имеют погрешность, то это напрямую связано с износом колес.

одометр и спидометр разница приборов

Что такое спидометр

Спидометр – прибор, который измеряет мгновенную скорость движения транспортного средства. Показания счетчика выводятся в км/ч (километры в час) или — в Америке – милях в час. Спидометры бывают двух типов: механические (аналоговые), цифровые. Как действует и что показывает спидометр? У заднеприводного автомобиля спидометр ведет контроль вращения вторичного вала у коробки передач, в этом случае скорость рассчитывается по нему. Соответственно, показания скорости будут зависеть от размера шины, передаточного числа редуктора с заднего моста, а также от собственной погрешности прибора. У переднеприводных автомобилей скорость измеряется при помощи привода левого колеса. К погрешности спидометра добавляется закругление дороги. Мы рассмотрели выше одометр и спидометр (разница, для чего служат, принципы действия). Узнаем теперь причины погрешностей спидометра.

Почему врет спидометр

Если рассматривать спидометр автомобиля, догадаться нетрудно, почему же он врет. Почему показывает скорость превышенную? Во-первых, водитель имеет меньше шансов нарушить скоростной режим, получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр указывал меньшую скорость от реальной, то, скорее всего, водители бы не переставали судиться с автопроизводителями, доказывая свою невиновность в превышении скорости. Обязательно ли спидометр должен врать? Дело в том, что этому прибору сложнее всех указывать суперточные показания, ведь скорость зависит от вращения колеса, от его диаметра, а это весьма нестабильный параметр.

Погрешность спидометра при скорости в 60 км/ч очень минимальна, ее практически нет. При скорости в 110 км/ч погрешность может составлять 5-10 км/ч. Если автомобиль развивает скорость до 200 км/ч, то среднее значение погрешности может составлять до 10%. Мы ответили на ваш вопрос «что такое одометр и спидометр». Разница теперь понятна. Подведем итоги. Все вышеперечисленное дает возможность сделать следующие выводы.

 одометр и спидометр разница между этими приборами

Одометр и спидометр: разница приборов

Как уже говорилось, не все автолюбители понимают разницу между двумя разными приборами — одометром и спидометром. Некоторых вводит в заблуждение то, что счетчик показаний пробега непосредственно вмонтирован в сам спидометр. Именно поэтому многие относят эту конструкцию к одному прибору. Что это такое — одометр и спидометр? Разница между функционалом очевидна. Путать эти приборы просто недопустимо. Если быть кратким, то:

  • Спидометр показывает скорость движения транспортного средства.
  • Одометр указывает пройденный путь в километрах.

Их функционал никак не взаимосвязан. Совмещение этих двух шкал на приборной панели обуславливается всего лишь удобством для восприятия водителем. Впрочем, современные бортовые компьютеры выводят эту информацию на дисплей среди основной информации.

Зачем скручивают пробег

что такое одометр и спидометр разница

«Скрутил спидометр, чтобы уменьшить пробег», — тоже неверное выражение среди автомобилистов. Мы рассказали, для чего служит и одометр, и спидометр. Разница и фото этих приборов указывают на то, что для уменьшения километража скручивают показания не спидометра, а именно одометра. Для чего это делают? Все оправдывают эти желания по-разному. Неисправность прибора, замена всей панели, езда на нестандартной резине. Если быть честным, то причина практически одна – все хотят «омолодить» свое транспортное средство. Часто это происходит при продаже автомобиля. Есть и те, кто хочет, наоборот, увеличить пробег. Зачастую это водители коммерческого транспорта, которые используют авто в служебных целях. Ведь очень часто расход топлива превышает допустимые бухгалтерией нормы, которые не учитывают амортизацию, износ транспортного средства. Для компенсации этих затрат водители и идут на такую хитрость, как увеличение пробега.

разница этих приборов в машине

Спидометр… Об этом приборе, безусловно, знает всякий автомобилист. Однако что такое одометр в автомобиле – сможет ответить далеко не каждый, и это вполне закономерно, ведь этот прибор далеко не так прост и примитивен, как кажется на первый взгляд.

в чем разница спидометра и одометра

При этом далеко не все видят разницу между одометром и спидометром – совершенно иным прибором, совмещенном с ним. Что ж, мы попытаемся доходчиво рассказать о различиях, а также о том, что это такое — одометр автомобиля.

Принцип действия одометра

Выражаясь научным языком, одометр представляет собой механическое либо электронное устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, то есть, счетчиком. Благодаря этой информации владелец автомобиля может определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. То есть, информация, получаемая прибором, доводится до водителя в числовой форме, а конкретно – километрах пройденного пути.

Принцип действия прибора таков – за один пройденный автомобилем километр колесо совершает одинаковое число оборотов. Зная, сколько оборотов оно совершило в общем за тот или иной путь, легко высчитать пройденный километрах, и именно он отображается на счетчике пробега.

Кроме того, обнулив данные одометра перед поездкой, вы легко можете установить расстояние из точки А в точку Б либо высчитать, сколько автомобиль проехал на одной заправке топливом. Обо всех этих функциях одометра знает, вероятно, любой водитель.

Их типы

Несмотря на то, что автомобиль – изобретение относительно недавнего прошлого, такой прибор как одометр был известен очень давно – его изобретателем стал Герон Александрийский. Вполне логично, что первый такого рода механизм был механическим.

Собственно, в автомобильной промышленности также все используемые первоначально одометры имели чисто механическую конструкцию, а сам счетчик, находящийся на приборной панели, представлял собой набор барабанов с нанесенными цифрами, которые менялись по мере прохождения автомобилем определенного расстояния (одного километра или мили).

Такие одометры отличались простотой конструкции и надежностью, однако имели и несколько существенных недостатков. Главным из них стало ограничение механического счетчика – при достижении определенного пробега он обнулялся.

Кроме того, точность работы такого одометра достигалась лишь при использовании на транспортном средстве колес строго определенной размерности, и отклонение от нее вызывало серьезную погрешность в измерениях.

В середине ХХ века автопроизводители стали использовать электромеханические счетчики, которые, получая информацию от механического датчика, выводили информацию не с помощью архаичных барабанов с цифрами, а на жидкокристаллическом дисплее.

Позднее были созданы и полностью электронные одометры, получавшие информацию об оборотах колеса от так называемого датчика Холла. При этом поступающая с него информация обрабатывалась бортовым компьютером автомобиля и хранилась в его памяти, что позволяла сохранять информацию не только об общем пробеге, но и отдельных поездках.

Это было очень удобно, к примеру, для замеров расхода топлива или пройденной дистанции в нескольких поездках.

Одометр и спидометр: в чем разница?

Как мы уже говорили, далеко не все знают о разнице между двумя совершенно разными приборами – одометром и спидометром. Многих вводит в заблуждение тот факт, что шкала одометра практически на всех автомобилях интегрирована в шкалу показаний спидометра.

Логично, что некоторые вполне обоснованно предполагают, что это один и тот же прибор. На самом деле разница между приборами очень значительна.

 

Спидометр служит для измерения скорости движения транспортного средства и никак не связан с функциями одометра – счетчика пройденного транспортным средством километража.

Совмещение шкал этих приборов обусловлено лишь удобством восприятия информации человеком, а также традицией. Впрочем, сегодня показания одометра выводятся на дисплей бортового компьютера среди основной информации, и дисплей этот опять таки располагается в районе шкалы спидометра. Тем не менее, путать данные приборы никак нельзя.

Использование одометра в определении пробега подержанного автомобиля

Общеизвестно, что одометр является основным средством, посредством которого можно установить пробег того или иного транспортного средства. Этот критерий – один из важнейших при выборе и приобретении подержанного авто, поскольку пройденный километраж позволяет оценить общее техническое состояние автомобиля, степень износа узлов и агрегатов, а также остаточный ресурс двигателя.

Само собой, что у многих автолюбителей, расстающихся с собственным транспортным средством, часто возникает желание изменить показания одометра с целью увеличить начальную стоимость продаваемого автомобиля.

Мы оставим в стороне морально-этическую сторону данного вопроса и посмотрим, насколько реально в техническом плане «скрутить» счетчик одометра.

Здесь нам следует вновь углубиться в историю данного прибора. Первые, механические, одометры имели серьезный недостаток – изменить их показания было весьма просто. По сути, эта причина и вынудила автопроизводителей искать различные способы защиты данных, что, в итоге, и привело к созданию электронных приборов.

В них, как мы уже писали, информация об общем пробеге «зашита» в бортовом компьютере автомобиля, и скорректировать ее гораздо сложнее. На практике, отправить электронный одометр в минус все же возможно, однако делается это уже не вмешательством в работу механических узлов, а путем переписывания в памяти бортового компьютера заложенной в него информации.

Видео — про скрученные пробеги у автомобилей:

Сегодня в сети интернет имеется множество предложений в этой сфере, чего стоит хотя бы известный сайт одометр.рф, отзывы в котором говорят об относительной простоте такой процедуры.

Но не стоит забывать, что в большинстве современных авто информация о пробеге хранится сразу в нескольких независимых друг от друга электронных блоках, и грамотная диагностика электронных систем автомобиля вполне способна выявить факт «скручивания» показаний одометра со стороны автолюбителя.

Выводы

Как мы видим, получить ответ на вопрос о том, что такое одометр, не так и сложно. Зная принципы работы данного помощника автомобилиста, можно с легкостью получать информацию о пройденном пути, узнать общий пробег авто, контролировать расход топлива. Безусловно, это один из самых значимых приборов любого транспортного средства.

в чем разница спидометра и одометраНе все водители знают про гидроудар двигателя что это такое и почему он происходит.

Прочитайте о том, какая разница между тосолом и антифризом.

Система доступа https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/sistema-dostupa/v-avtomobil-bez-klyucha.html в машину без ключа.

Видео — можно ли узнать скручен ли пробег (показания одометра) — советы перекупа:

Может заинтересовать:

в чем разница спидометра и одометра
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

в чем разница спидометра и одометра
Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу

в чем разница спидометра и одометра

Что дает установка автобаферов?

Добавить свою рекламу

в чем разница спидометра и одометра
Зеркало видеорегистратор Car DVRs Mirror

Добавить свою рекламу

Одометр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 октября 2015; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 октября 2015; проверки требуют 16 правок.

Виды одометров

Автомобильный спидометр с механическим одометром
Автомобильный спидометр с электронным одометром с цифровым дисплеем

Ручной колёсный одометр

Одо́метр (др.-греч. ὁδός «дорога» + μέτρον «мера»), в просторечии счётчик — прибор для измерения количества оборотов колеса. При помощи него может быть измерен пройденный транспортным средством путь. Первый одометр был изобретён Героном Александрийским.

Одометр преобразует пройденный путь в показания на индикаторе. Обычно одометр состоит из счётчика с индикатором и датчика, связанного с вращением колеса.

Видимая часть одометра — его индикатор. Механический индикатор содержит ряд колёсиков (барабанов) с цифрами на приборной доске автомобиля. Каждое такое колёсико разделено на несколько секторов, на каждом секторе последовательно написано по цифре. По мере увеличения пройденного транспортным средством пути колёсики вращаются, образуя число, обозначающее пройденную дистанцию.

Счётчик может быть механическим, электромеханическим или электронным, в том числе основанным на бортовой ЭВМ. В современных автомобилях обычно используется датчик Холла.

После достижения максимального значения, счетчик пути начинает отсчет заново. Это называется полным кругом одометра

Если принять, что скорость точки колеса, которая соприкасается с опорной поверхностью (дорогой, рельсами и т. д.) равняется нулю, или, иными словами, наблюдается полное сцепление колеса и опорной поверхности, то справедливо следующее соотношение

ω=VR,{\displaystyle \omega ={\frac {V}{R}},}

где:

Угол поворота колеса (Ω{\displaystyle \Omega }) будет равен

Ω=S2πR⋅2π=SR,{\displaystyle \Omega ={\frac {S}{2\pi R}}\cdot 2\pi ={\frac {S}{R}},}

где:

  • Ω{\displaystyle \Omega } — угол поворота колеса, рад;
  • S{\displaystyle S} — путь, пройденный транспортным средством, м;
  • 2πR{\displaystyle 2\pi R} — длина окружности (длина обода колеса), м.

Если выразить полный пройденный путь через число оборотов колеса (n{\displaystyle n}), то можно получить соотношение

S=n⋅(2πR).{\displaystyle S=n\cdot \left(2\pi R\right).}

Скорость будет равна:

V=dS/dt=dndt⋅2πR.(1){\displaystyle V=dS/dt={\frac {dn}{dt}}\cdot 2\pi R.\qquad (1)}

По аналогии можно найти и ускорение транспортного средства (ТС). На использовании отношения (1) построены хронометрические спидометры.

В реальности, радиус колеса изменчив, а идеальное сцепление с опорной поверхностью невозможно. Поэтому, если колёса вращаются с одной скоростью, то при повороте возникает пробуксовка и пройденный путь по внутренней траектории отличается от пути по наружной траектории. Их соотношение определяется формулой[1]:

Sin=Sex⋅(1−L⋅ωz⋅Sex),{\displaystyle S_{\mathrm {in} }=S_{\mathrm {ex} }\cdot (1-L\cdot \omega _{z}\cdot S_{\mathrm {ex} }),}

где:

  • Sin{\displaystyle S_{\mathrm {in} }} — путь по внутренней траектории, м;
  • Sex{\displaystyle S_{\mathrm {ex} }} — путь по наружной траектории, м;
  • ωz{\displaystyle \omega _{z}} — угловая скорость вращения в плоскости горизонта, рад/с;
  • L{\displaystyle L} — расстояние между колёсами ТС, м.

Если же колёса вращаются с разной скоростью, то измерение пройденного пути ТС производится двумя одометрами.

При измерении одометром приращения по координате X{\displaystyle X}, составляющего ΔX{\displaystyle \Delta X}, необходимо учитывать проскальзывание колеса, характеризующееся коэффициентом mk{\displaystyle m_{k}}. Погрешность измерения приращения равна[2]:

δX=mk⋅ΔX.{\displaystyle \delta X=m_{k}\cdot \Delta X.}

Чжан Хэн (78–139 гг. н. э.) часто приписывают изобретение первого одометра, хотя его также приписывают Архимеду (287–212 гг. до н. э.) и Герону Александрийскому (10–70 гг. до н. э.). Подобные устройства использовались римской и китайской хань-империями примерно в тот же период. С III-го века китайцы называли это устройство «the ji li gu che» или «счетчик пути, пройденного повозкой в ли (li)» (современное измерение ли = 500 м = 1640 футов)[3].

Приборная панель. Спидометр и одометр – в чем разница

Многие из вас слышали фразы автомобилистов «какой на спидометре пробег», «смотать спидометр», «крутилка спидометра», «моталка спидометра», «корректировка спидометра», «намотка спидометра», «как подмотать спидометр», но лишь единицы знают, что слово спидометр применяется в этих словосочетаниях ошибочно. Спидометр и одометр два абсолютно разных измерительных прибора, один из которых определяет мгновенную скорость движения автомобиля, а второй пробег в км или милях. Поэтому правильно говорить не «смотать спидометр», а «смотать одометр», «корректировка показаний одометра», а не «корректировка спидометра».

Спидометр был изобретен около ста лет назад, на заре автомобилестроения. Кто был изобретателем первого спидометра неизвестно. Считается, что первый прибор измеряющий скорость был установлен на автомобиле Oldsmobile выпущенном в 1901 году. По данным других источников, первые спидометры начала устанавливать компания FORD MOTOR Co на свои автомобили в 1910 году. Некоторые историки считают, что изобретение первого спидометра принадлежит известному изобретателю, физику, инженеру Николе Тесле, оформившему патент на изобретение №1209359 в 1916 году. Конструкция спидометра за сто лет практически не претерпела изменений, за исключением некоторых современных моделей автомобилей.

Механический одометр

Кто изобрел одометр точно не установлено. Одни ученые приписывают изобретение одометра древнегреческому математику из Сиракуз — Архимеду (287-212 гг. до н. э.), другие — китайскому ученому и изобретателю Чжан Хэн (Zhang Heng), третьи — греческому механику и математику Герону Александрийскому (10-70 гг. до н. э.). Упоминания о первом одометре можно найти в летописях I века н.э. Он представлял из себя тележку. Размер колес был математически высчитан и при обороте в 400 раз отмерял ровно 1598м. Зубчатая передача прибора приводилась в движение от колес тележки, счетчиком расстояния были мелкие камушки выпадающие в лоток тележки. С развитием электроники совершенствовалась и конструкция спидометров и одометров. Современные приборные панели работают по несколько иным принципам. Электрические сигналы — импульсы с датчиков ABS, датчиков скорости поступают по CAN Шине на процессор приборной панели, обрабатываются и отражаются в виде показаний на одометре.

Одометры позволяют точно определить сколько оборотов совершило колесо автомобиля. Зная количество оборотов колеса микросхема или процессор высчитывает пройденное расстояние. Чаще всего одометры бывают электрические, механические или электромеханические. На одометре показывается как суточный, так и общий пробег автомобиля в километрах и милях. Эти данные позволяют точно определить какое расстояние проехал автомобиль за определенный промежуток времени и за все время эксплуатации. Информация о пробеге выводится в цифровом значении на приборной панели автомобиля.

Приборная панель Toyota Prius 

Механический одометр. Конструкция механического одометра проста и надежна. При воздействии механической силы, счетчик считает обороты колеса и преобразует их в пройденный километраж. При достижении определенной крайней цифры пробега, километраж сбрасывается на «0». Сматывается механический одометр любой «крутилкой».

Электронно-механический одометр. Обороты колеса считываются датчиком скорости основанном на эффекте Холла. При движении автомобиля, датчик вырабатывает импульсные сигналы через определенные промежутки времени. За один километр пути, датчик скорости передает на электронный бок спидометра около 6000сигналов. Данные преобразуются в цифровой формат и выводятся на приборную панель автомобиля. Для подмотки пробега на электронно-механическом одометре понадобится CAN-крутилка.

Цифровые одометры являются самыми современными приборами. Вся поступающая с датчиков информация обрабатывается микроконтроллером. Для его корректировки требуется специальное оборудование.

Приборные панели, одометры и спидометры на современных автомобилях работают по разным принципам. На некоторых приборных панелях электрический сигнал поступает по CAN шине в виде импульса от датчика скорости основанного на эффекте Холла, на других панелях от датчиков ABS.

Современное оборудование позволяет корректировать показания одометров на легковых автомобилях, грузовиках, мотоциклах, снегоходах. Время и цена корректировки зависит от модели, года выпуска, сложности подготовительных работ (снятие приборной панели, разборка спидометра, снятие стрелок) и т.д.

одометр, приборная панель, пробег, спидометр

Что такое одометр в автомобиле? отличие от спидометра и др.

Как устройство работает

Счетчик пробега – так максимально кратко можно определить функциональное предназначение одометра. Именно одометр, а не спидометр — как некоторые привыкли думать! — ведет счет намотанным на колеса километрам и отображает их на индикаторах панели приборов легкового и грузового автотранспорта.

Одновременно прибор фиксирует два важных показателя: текущий (суточный) километраж и общий (суммарный) пробег автомобиля в километрах.

Конструктивно работу одометра обеспечивают:

  • магнитный счетчик оборотов колеса автомобиля;
  • связанный с ним контроллер фиксации оборотов;
  • 2 индикатора с показаниями пройденных километров, вмонтированных в гнездо спидометра на передней панели автотранспортного средства.

ВАЖНО! «Суточный» километраж одометра сбрасывается до нуля автоматически, когда показания индикатора достигнут определенной величины. Во всех других случаях показания могут «обнуляться» по желанию водителя. Показания общего пробега без специального вмешательства на современных машинах обнулить невозможно!

Цифровая информация на индикаторах одометра имеет большое практическое значение для грамотной эксплуатации автотранспорта:

  • Показатели общего пробега позволяет автовладельцу безошибочно определять сроки технического обслуживания своего «железного» друга; косвенным образом они характеризуют степень его износа (что не всегда на руку хозяину авто))
  • Суточные показания дают возможность водителю определить расстояние от точки А до точки В; самостоятельно проверить расход топлива на 100км пробега и т.п.

Принцип работы одометра основан на строго установленном факте: колесо автомобиля совершает одинаковое количество оборотов на каждом километре пути независимо от его скорости! Зная фактическое количество оборотов — нетрудно высчитать длину пройденного пути, т.е. пробег автомобиля.

Как работает одометр

Именно количество оборотов колеса учитывает счетчик одометра во время движения автомобиля, контроллер фиксирует и переводит их в километры, отображая в цифровом формате на индикаторах панели управления.

Какие бывают конструкции

Известны три основных типа одометров: механические, электронно – механические, электронные.

  1. Механические одометры: чисто механические конструкции, использующие принцип механической передачи на всех этапах фиксации пробега автомобиля. Слабым местом этого, довольно надежного в эксплуатации устройства, оказался механический счетчик. Состоящий из 5-ти барабанов с нанесенными на них цифрами он имел ограничения по показаниям на шкале: дойдя до максимума — прибор «обнулялся». Довольно высок и процент погрешности в показаниях механического одометра: он может достигать 10 %.
  2. Электронно-механические одометры: совмещают в себе признаки гибридных устройств. Так передача вращательного момента также происходит через трос, соединяющий вал коробки передач со счетчиком. Однако фиксация и обработка вращательных движений производится счетчиком в электронном формате. Что однако не исключило риски погрешности показаний – до 5%.
  3. Электронные одометры: действуют по типу микроконтроллера. Самые современные устройства. Все необходимые показатели считываются в цифровом формате. Чтобы произвести коррекцию такого одометра, потребуется применение специального оборудования. Электронный одометр – часть бортового компьютера транспортного средства, самый надежный и точный.

Одометр и спидометр: в чем отличие?

Одометр и спидометр: в чем отличие?

Одометр, совмещенный со спидометром на передней панели машины, нередко воспринимается автовладельцами как единое устройство под названием спидометр, что мешает четкому разграничению этих понятий. Одометр и спидометр – это два разных устройства, работающих без какого — либо соподчинения. В чем состоит их принципиальное отличие?

  • Спидометр – прибор, фиксирующий мгновенную скорость движения автотранспорта, единица измерения — км/ч. Какие характеристики автомобиля показывает спидометр? – В машинах с задним приводом спидометр отражает вращения вторичного вала у коробки передач – именно по нему рассчитывается в этом случае скорость. Значит, показания скорости будут зависеть от размера шины, передаточного числа редуктора с заднего моста, а также и собственной погрешности прибора. У автомобилей передним приводом скорость измеряется при помощи привода левого колеса.
  • Одометр – прибор, фиксирующий в километрах пройденный автомобилем путь путем подсчетов вращений колеса. Передаточный момент снимается с вала вращения коробки передач и преобразуется в цифровые показания пробега на панели приборов.

Неизбежность погрешностей в показаниях при работе обоих приборов – пожалуй, единственный фактор, сближающий одометр и спидометр))

Роль устойства в определении пробега подержанного автомобиля

Погрешности в измерениях одометра при эксплуатации авто часто объясняются объективными причинами: изношенностью транспорта и отдельных узлов, жесткими эксплуатационные условиями и т.п. В зависимости от типа одометра показатели нормальной погрешности могут варьироваться в пределах 5 -10%, в случае механического типа устройства – достигать 15%.Устранение естественных причин искажения результатов способны снизить процент ошибки в работе одометра. Однако это не всегда совпадает с интересами автовладельцев.

ВНИМАНИЕ! Нередко причиной искажения показаний прибора является намеренная корректировка общего пробега машины в ту или иную сторону.

Чаще всего – в сторону их уменьшения, когда дело касается предпродажной подготовки подержанного автомобиля.

Тысячи накатанных километров на индикаторе одометра – главный показательный критерий технического состояния автомобиля: чем больше пробег – тем выше степень изношенности его узлов и комплектующих; значит — ниже продажная цена.

Процедуру «омоложения» заезженного авто путем значительного снижения его пробега в обиходе называют «скруткой спидометра» или «отмоткой». Несмотря на сомнительную законность такого подхода, на рынке услуг сегодня существует и предлагается специальное оборудование, компьютерные программы, обещающие корректировку пробега любого типа одометров.

Проще всего «отмотать механику», цифровым приборам требуется спецоборудование и опытный специалист, способный перепрограммировать несколько бортовых контроллеров.

Бывалые автолюбители советуют диагностировать подержанный авто на предмет «скрутки»: показания магнитных датчиков колеса передаются не только на счетчик пробега, но и на другие функциональные узлы автомобиля, а значит могут быть восстановлены.

Даже небольшой тест – драйв, по мнению опытных водителей, может выявить манипуляции с бортовым оборудованием. Скачущие показания на индикаторах одометра во время пробной езды укажут на факт вмешательства в работу прибор; уберегут покупателя от опрометчивого шага.

Если прибор не работает

Некорректная работа или полный отказ одометра никак не сказывается на техническом состоянии автомобиля. Однако влечет за собой массу проблем для автовладельца, т.к. при отказе одометре становится практически невозможным:

  • объективно оценить пробег при длительных поездках;
  • принять в пути своевременное решение о дозаправке;
  • правильно определить сроки очередного ТО;
  • избежать «неудобных» вопросов, подозрений в мошенничестве при продаже автомобиля.

Строго говоря, факт эксплуатации автотранспорта с неработающими датчиками на панели приборов как показатель несерьезного отношения водителя к техническому обслуживанию своего автомобиля – вещь недопустимая!

Причины поломки и ремонт

Причины отказа в работе одометра зависят от типа счетчика, самым надежным из которых является электронный в составе бортового компьютера.

  1. Механический одометр может перестать работать вследствие:
  • естественного износа;
  • автомобильной аварии;
  • вмешательства в работу с целью корректировки показаний прибора (скрутка)
  1. Электронно — механический одометр может «сломаться» вследствие:
  • нарушения контактов счетчика с датчиком колеса;
  • отказа микросхемы на приборной панели.
  1. Отказ электронного устройства чаще возникает в результате манипуляций по скрутке показаний пробега.

Зная возможные причины отказа одометра, можно самостоятельно устранить почти все неисправности на счетчиках первых двух типов. Ремонт электронного устройства потребует вмешательства специалиста в области электроники.

Заключение

Заключение про одометр

Детальное знакомство с одометром – настоящим прибором учета автопробега дает возможность не только расширить границы познаний в области устройства автотранспорта, но избавиться от заблуждений по следующим позициям:

  1. Одометр – функционально независимая, незаменимая часть бортового оборудования автомашин любого типа, отражающая пробег автомобиля; не является частью или аналогом спидометра.
  2. Одометр — важным инструмент и критерий технического обслуживания и технического состояния автомобиля.

Таким образом, можно утверждать, что с точки зрения функционального предназначения, одометр – уникальное техническое устройство: без него нормальное жизнеобеспечение современного автомобиля невозможно.

Разница между спидометром и одометром?

Какая разница между двумя приборами: спидометр и одометр.

Люди, никогда не управлявшие автомобилем, а также только-только начинающие водители вполне могут задаться таким, для опытного водителя ясным, вопросом.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту ответа, мы углубимся в историю и откроем некоторые нюансы, которых вы можете не знать.

Спидометр на автомобилях появился не сразу. В первое время, когда слово «автомобиль» было чем-то новым, а большая часть самоходных колесниц комплектовалась всё ещё паровыми двигателями, спидометр попросту был не нужен. И этому есть очень логичное объяснение.

В это время автомобили не набирали скорость, которая бы могла непосредственно угрожать человеческой жизни. Трудно представить дорожно-транспортное происшествие с летальным исходом, произошедшее на скорости 15 километров в час. А ведь автомобили в то время больше и не развивали.

С развитием технологий и увеличением максимальной скорости автомобилей, потребовался контроль за ускорением, ведь человеческий, так называемый, глазомер уже не справлялся.

Впоследствии, на заре 20 века, было изобретено устройство, позволяющее измерять скорость движения автомобиля. Так появился первый спидометр.

Принцип его работы был предельно прост, и скорость измерялась посредством не хитрых механических приспособлений и тросика, связывающего валы с указательной стрелкой.

Интересно, что спидометры, работающие по такому принципу просуществовали практически век, до двухтысячных годов во всём мире, а в автомобилестроении нашей необъятной родины применялись вплоть до 2013 года на автомобилях марки ВАЗ.

Одометр появился чуть позже, когда возникла необходимость измерять расстояния. Сам прибор работает от тех же механизмов, от которых работает и спидометр, однако выполняет совсем иную функцию, чем его старший собрат.

Одометр считает километры или мили, пройденные автомобилем на основе показаний спидометра. Такая система вполне обоснована, и применяется даже в новейших типах спидометров. Ни один современный автомобиль, выпускаемый на постоянной основе не выпускается без наличия одометра, в совокупности со спидометром.

Правда, сейчас уже применяются другие технологии. Расстояние вычисляется на основе магнитных и оптических показаний, что делает измерение более точным.

Одно осталось неизменно: одометр всё так же вычисляет расстояние, пройденное автомобилем, на основе показаний спидометра.

Чем отличается спидометра и одометр?

Как у всех автомобилей, мотоциклов, грузовиков, так и у велосипедов есть приборная панель. Мы иногда предпочитаем называть эту часть автомобильного интерьера консолью. Так называется комбинация устройств отображения наиболее важной информации, необходимой водителю.

Среди множества индикаторов можно выделить несколько основных. Каждый из них имеет свой собственный определённый набор параметров отображения информации о существенных параметрах эксплуатации автомобиля. Итак, давайте посмотрим, каковы функции двух измерительных устройств из присутствующих на консоли.

Спидометр

Слово образовано от английского слова «скорость» и греческого слова «мера». Так называется измерительный прибор определяющий модуль мгновенной скорости движения.

Спидометр

Это, можно считать, самый основной прибор на консоли любого транспортного средства. Некоторые из транспортных средств оснащены цифровым индикатором, но, как правило, этот индикатор имеет вид циферблата со стрелкой. Спидометр нужен только для того, чтобы показать скорость, с которой передвигается транспортное средство. Цифровые значения циферблата спидометра обычно имеют значение, измеряемое в «километрах в час». Хотя приборы, эксплуатируемые в некоторых странах, могут иметь другую маркировку — «миль в час».

Одометр

Одометр, часто называемый просто «счетчик» — прибор для измерения преодоленного пути. Слово образовано от греческих слов «дорога» и «мера». Этот индикатор отображает количество преодоленных километров на основании подсчёта количества оборотов, сделанных колесом.

Одометр

Большинство людей могут не знать этого термина, используемого для измерения расстояний. Они просто называют это «измеритель расстояния». Но правильный термин для этого — одометр.

Сейчас почти все устройства осуществляют цифровую обработку данных, хотя до сих пор некоторые модели выпускаются с аналоговыми датчиками. Автомобили, выпущенные ранее девяностых годов прошлого века, оснащены механическими индикаторами приборной панели. Сегодня почти все консоли автомашин оснащаются цифровыми устройствами. Как правило, на консоли не указаны единицы измерения «счетчика», но следует знать, что одометр фиксирует расстояние в тех же единицах измерения, что и спидометр (километры, мили).

Рассмотрим принцип действия спидометра и одометра

Компоненты механического спидометра и одометра приводятся в действие гибким тросом из плотно намотанной пружины. Трос обычно вращается внутри защитной металлической трубки с резиновым корпусом. На велосипеде небольшое колёсико, соприкасаясь при вращении с велосипедным колесом, поворачивает кабель. На автомобиле шестерня зацепляет выходной вал трансмиссии, поворачивая трос. Трос протягивается до консоли, где он соединён с входным валом приборов. Когда колеса транспортного средства вращаются, этот тросик передаёт вращательный момент на стрелку спидометра, одновременно перемещая серию шестерён механизма одометра, поворачивая ряд пронумерованных барабанов, которые подсчитывают пройденные километры.

Спидометр и одометр

При комплектации электронной консолью компьютер подсчитывает количество оборотов колеса, а затем преобразует, автоматически рассчитывает и отображает информацию о текущей скорости и пройденном расстоянии на приборах консоли в удобном для восприятия человеком виде.

Некоторые одометры, называемые счётчиками пробега, могут быть сброшены вручную до нуля; они используются для измерения длины отдельных поездок. Недобросовестные продавцы могут подделать показания счётчиков пути, предоставляя покупателю заведомо ложную информацию о пробеге.

Что общего между ними

Чтобы устройства подсчёта и индикации параметров движения выполняли свои задачи, каждый из этих механизмов должен измерять скорость и расстояние одинаково. На приборной панели одометр обычно располагается чуть ниже центра круга спидометра, под центром вращения стрелки. Такое расположение было вызвано необходимостью при помощи одного вращающегося тросика отклонять стрелку указателя скорости, одновременно вращая шестерёнки механизма, подсчитывающего обороты колеса.

При применении автомобильных бортовых компьютеров применяется калибровка датчиков оборота колёс, стрелки-индикатора спидометра и электронного одометра. Такая калибровка гарантирует, что каждое устройство одинаково измеряет значения параметров.

В чем разница?

Хотя оба рассматриваемых устройства изменяют значение своего индикатора только при движении, при стоянке значение скорости равно нулю. В этот момент времени стрелка спидометра показывает нулевое значение. Как только колеса начинают вращаться, автомобиль трогается с места, счётчик пройденного расстояния начинает отсчитывать километры, а стрелка спидометра — отображать текущую скорость автомобиля.

Показания спидометра позволяют водителю объективно воспринимать ситуацию, правильно прогнозировать траекторию движения транспортного средства, тем самым соблюдая правила дорожного движения. Одометр во время движения практически бесполезен, но благодаря ему водитель может заблаговременно позаботиться о проведении планового технического обслуживания или определить длину пути, преодолённого за день.

Почти ежедневно, усевшись на водительское сиденье за руль своего автомобиля, человек взглядом скользит по приборной панели, невольно отмечая значение счётчика пробега. Во время движения внимание водителя регулярно переключается на показания спидометра, позволяя своевременно регулировать скорость движения. Столь привычные, разные по назначению и внешнему виду приборы помогают человеку почти незаметно обеспечивать свою безопасность и удобство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *