Когда и зачем нужно делать развал и схождение колес автомобиля
КОГДА И ЗАЧЕМ НУЖНО ДЕЛАТЬ РАЗВАЛ И СХОЖДЕНИЕ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется схождением и развалом колес автомобиля, а также когда необходимо производить настройку этого немаловажного параметра системы подвески того или иного транспортного средства. Кроме того, расскажем про основные причины регулировки развала и схождения колес машины. В заключении мы поговорим о том, для чего и как правильно настраивать данный показатель подвески, а также, какой параметр наиболее важен для автомобиля.

При появлении нарушения управляемости транспортного средства при движении, довольно часто основной причиной выступает неправильная регулировка углов установки колес автомобиля или неверный развал со схождением элементов подвески машины. Для того, чтобы знать в каких случаях нужно делать настройку вышеописанного параметра системы подвески, необходимо понимать в первую очередь, что называется развалом и схождением колес автомобиля. Об этом и другом мы подробно поговорим в нашем материале.1. Схождение колес автомобиля
Схождением в системе подвески транспортного средства называется угол между направлением движения и плоскостью вращения колес. Как правило, имеется в виду о суммарном схождении 2-ух колес на одной оси машины, передней или задней. В зависимости от типов подвесок, в некоторых автомобилях можно настраивать схождение как передних, таки и задних колес (осей). Схождение осей или колес измеряется в градусах к минутам, а также в миллиметрах. Когда измерение схождения отражается в миллиметрах, то это означает расстояние между задними кромками колес, за минусом расстояния между передними кромками колес.

Самым главным симптомом неверно отрегулированного схождения колес транспортного средства является скрип или визг покрышек при вхождении машины в поворот на небольшой скорости движения. Например, при схождении одной из осей в 5 миллиметров и более, покрышка может полностью стереться менее, чем за 1500 километров пробега. Порой встречаются случаи, что вместо схождения передней или задней оси машины, необходимо выставить или настроить их расхождение. Как правило, расхождение чаще может потребоваться для задней оси транспортного средства с независимым типом подвески колес.

Самым важным моментом устойчивости транспортного средства на дорожном полотне является правильно установленный параметр схождения колес. Как мы описали ранее, схождение передних колес машины определяется подсчетом разности между кромками обода колес передней оси с отношением их показателей к задней оси, замеренных на уровне центра колес между одинаковыми точками обода. В том случае, если разность данного показателя отличается от регламентированной автопроизводителем, то схождение необходимо регулировать.

Отметим, что наиболее точно произвести настройку схождения колес автомобиля можно только на станции технического обслуживания, при этом предварительно проверив на надежность крепление рычага рулевой трапеции к поворотной стойке, крепления конусов пальцев шаровых шарниров рулевых тяг, соединения стоек и маятникового упора, а также развала оси. В том случае, если мы делали ремонт ходовой части машины, то нужно в обязательном порядке производить настраивание не только схождения колес, но и развала той оси, на которой производились работы.

Процесс регулировки схождения колес автомобиля производится при помощи настраивания, а точнее изменения длины боковых рулевых тяг транспортного средства. Чтобы это сделать, необходимо ослабить хомуты стяжного типа и повернуть регулировочные муфты на единую величину в противоположных друг от друга направлениях, при этом меняя длину боковых рулевых тяг. По завершении процесса регулировки, вышеописанные хомуты затягивают таким образом, чтобы их окончания после затяжки не пересекались, а самое главное не соприкасались друг с другом.
2. Развал колес автомобиляРазвалом оси (колеса) автомобиля называется определенный угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса транспортного средства. В том случае, если верхний участок колеса наклонен наружу машины, то следовательно угол развала будет положительным, а если образуется наклон внутрь автомобиля, то развал будет иметь отрицательный угол наклона. Наглядно угол схождения или развал колес мы можем видеть ниже на изображении.

Чтобы произвести проверку развала оси или колес автомобиля, нужно чтобы давление воздуха во всех покрышках было одинаковым и оптимальным (в соответствии с регламентом автопроизводителя), колесные диски не были повреждены, а также должен иметься свободный ход рулевого колеса, который соответствует показателям завода изготовителя того или иного транспортного средства. Кроме того, перед началом регулировки развала колес, необходимо убедиться в исправном состоянии шарниров рычагов проверяемой оси, опор шарового типа передней подвески, а также крепежей и упоров амортизаторов.

Сам процесс регулировки развала колес настраивается путем изменения количества (числа) прокладок, которые расположены между осью нижнего рычага и поперечиной при помощи специального эксцентрика на стойке передней подвески. Для машин отечественного автопрома, произведенных до 2010-х годов, настройка развала производится при помощи специальных пластин, которые располагаются на задней оси транспортного средства.
3. Причины регулировки схождения и развала колес машины. Когда производить регулировку
Причин регулировки схождения и развала колес транспортного средства существует не более десятка. Как правило, данную процедуру многие автовладельцы проводят просто сезонно, 1 раз в год, после или перед наступлением зимы, так как передняя (ведущая) ось автомобиля имеет свойство терять первоначальные настройки вышеописанного параметра из-за каждодневной эксплуатации машины по плохому дорожному полотну или бездорожью.

Основными причинами регулировки развала и схождения колес автомобиля являются следующие моменты:
— Замена или ремонт деталей подвески (рычагов, амортизаторов, рулевых тяг, шаровых опор, рулевых наконечников и прочее).
— При неравномерном изнашивании покрышек, если чрезмерный износ происходит с внутренней или внешней стороны протектора.
— При попадании (наезде) транспортного средства в глубокую яму, выбоину, высокий бордюр, искусственную неровность и прочее.
— При частой езде по плохому дорожному полотну, бездорожью, а также перед или после зимы (если был высокий снежный покров).
— Рулевое колесо начинает крутиться более туго и автомобиль при прямолинейном движении начинает вести вправо или влево.

Заметим, что наиболее правильно и точно отрегулировать схождение с развалом того или иного транспортного средства независимо от модели автомобиля можно только на специальном оборудовании, которое называется стендом настройки развал-схождения. Данное оборудование имеется только на специализированной станции технического обслуживания автомобилей. Не стоит доверять отзывам автовладельцев, которые утверждают, что настройки углов установки колес подвески транспортного средства можно произвести, так сказать «на глаз» или в гаражных условиях. Даже разность в пол градуса может доставить довольно серьезные изменения и сложности при движении транспортного средства по дорогам общего пользования.
Видео обзор: «Когда нужно делать развал и схождение колес автомобиля»
В заключении отметим, что следить и проверять развал со схождением автомобиля по мнению большинства специалистов по ремонту транспортных средств рекомендуется каждый год в зависимости от условий эксплуатации машины. Кроме того, заметим, что на большинстве современных автомобилей настройка схождения и развала не требуется. Дело в том, что многие новые типы подвесок, а точнее их конструкция исключает изменение углов установки колес в течении довольно длительного периода времени и эксплуатации. В таких автомобилях процедуру развал-схождения нужно делать только после серьезного ремонта элементов подвески или после дорожного транспортного происшествия, когда причинен значительный ущерб рулевой, рычагам и их основным узлам.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.
ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
bazliter.ru
Когда и зачем нужно делать сход-развал?: service_193 — LiveJournal
Вообще, регулировку углов установки колес (УУК), или в простонародье «сход-развал», по мануалам рекомендуется делать вообще после каждого телодвижения, в том числе на ежегодном ТО. Но нигде толком не объясняется, зачем и почему. Попробую рассказать о собственном понимании данного вопроса. Мнение на абсолютную истинность не претендует, является логическими выводами на основании наблюдений и практики работы. Нормальной документации или объяснений на этот счет я не нашел, вот и создаю собственные.Итак, углы установки колес есть следующие:
1) Схождение — это то, куда колеса «смотрят» по ходу движения. Прямо, друг на друга или врозь.
2) Развал – это угол плоскости колеса к земле. То есть, оно может стоять ровно, может быть завалено «внутрь», к центру машины, верхней частью, а может – наоборот, «наружу» — от центра машины.
3) Кастор – это, строго говоря, угол не самого колеса, а его оси поворота. Самый близкий пример кастора – не автомобильный, а велосипедно-мотоциклетный. Если смотреть на велосипед сбоку – видно, что передняя вилка стоит не вертикально, а наклонно – верхняя часть сзади, а нижняя – спереди. Вот этот угол и называется «кастор». Точно так же, если посмотреть сбоку на подвеску «Макферсон», видно, что стойка (амортизатор) имеет аналогичный наклон, только чуть меньшей величины. На таком типе подвески амортизатор – и есть ось поворота колеса, так что его угол наклона – и есть кастор.
Так вот. На передней подвеске подавляющего большинства современных бюджетных машин все углы, кроме схождения, заданы конструктивно, и не имеют никаких регулировочных винтов, гаек и шайб. А схождение регулируется изменением взаимного расположения рулевой тяги и рулевого наконечника. То есть, выходит, регулировать УУК имеет смысл только после работ, при которых размыкалось соединение «тяга-наконечник». Это, в сущности, происходит только при замене одного из упомянутых элементов. Я и сам придерживался такого мнения. А потом несколько примеров убедили меня, что ну его нафиг. И теперь почти после любого вмешательства в подвеску я отправляю автомобили на сход-развал – все лучше, чем потом смотреть с тоской на «съеденную» резину.
Однако осознание «надо делать» — это одно, а понимание причин – другое. Казалось бы, вот мы ничего не делали, только сняли поворотный кулак, перепрессовали ступичный подшипник и поставили все на место. Зачем делать сход-развал, ведь все осталось как было? Оказывается – нет. Даже банальная процедура «ослабить и снова затянуть болты крепления амортизатора к поворотному кулаку» могут привести к тому, что развал немного уйдет. Он останется в допуске, и ничего страшного произойти не должно? Да, но нет. Из-за ушедшего развала может немного уйти и схождение. И никто не поручится, что оно останется в допуске. И это мы еще пока говорим только про ситуацию, при которой не меняли элементов, влияющих напрямую на УУК.
А ведь при замене шаровой опоры, рычага, сайлент-блоков, амортизаторов – да чуть ли не любого элемента подвески – может быть незначительный уход углов, просто потому что новая запчасть немного отличается по геометрическим параметрам. И это мы еще не берем случаев, когда после замены выясняется, что поврежден еще какой-то элемент подвески, причем износ замененного компонента успешно компенсировал повреждение следующего. Яркий пример – из личного опыта, когда на Opel Astra J заменили передние амортизаторы, ее начало тянуть вправо при интенсивном разгоне. На сход-развале обнаружили, что ушел кастор правой стойки. Далее был вечер воспоминаний, на котором вспомнили про сильный удар в бордюр три-четыре года назад. Ну а потом была замена рычага подвески, после которого все углы вернулись в норму и проблема ушла. Оказывается, «умерший» амортизатор успешно компенсировал проблему.
Из интересных фактов. Как известно, все современные стенды сход-развала используют датчики, которые вешаются на колеса. Довольно легко понять, как они показывают схождение и развал – достаточно гарантировать им полную параллельность плоскости колесного диска (плоскости ступицы, если уж быть точным – колесный диск особой плоскостью не обладает). А вот как определить кастор – этого мое геометрическое чутье мне не подсказало. Зато подсказал развальщик Владимир. Все до неприличия просто – как с любым вопросом, когда тебе рассказали его решение. Угол кастора становится ясен из углов схождения колес при выворачивании их до упора вправо и до упора влево. Уж не знаю, есть там специальная шкала, или опытный развальщик вычисляет эту цифру влет, как стоимость работы.
А вот на всяческих задних многорычажках на машинах типа Mitsubishi Lancer, Ford Focus, Hyundai i30, и прочих, развал вообще рекомендуется делать раз в год хотя бы для того, чтобы не давать намертво закисать регулировочным болтам – иначе назревшая регулировка выльется в долгое приключение с болгаркой наперевес.
Так что, резюмируя: есть работы, после которых очевидно не надо делать развал-схождение – например, замена стоек стабилизатора поперечной устойчивости. Есть работы, после которых очевидно надо регулировать УУК – замена рулевых тяг и наконечников, в частности. А есть работы, после которых делать сход-развал вроде не надо, а вроде и рекомендуется. Так вот, личное мнение редакции блога – регулировать УУК в этих случаях действительно надо – как для сохранения долгой жизни резины, так и для вящего спокойствия за состояние машины.
service-193.livejournal.com
Когда нужно делать развал-схождение 🚩 для чего нужен развал схождение 🚩 Ремонт и сервис
В самом распространенном случае развал-схождение делается после каждой замены любой детали подвески, иначе говоря, после каждого, даже самого мелкого ремонта. Например, замена верхней опорной чашки только одной стойки вызывает незаметный крен автомобиля (около 2 мм) и изменяет углы развала-схождения всех колес. Всегда пользуйтесь услугами специалистов, имеющих в своем распоряжении компьютерный стенд для регулировки развала-схождения. На таком стенде опытный мастер сможет найти незаметные на ощупь люфты, благодаря чему вы будете своевременно проинформированы о предстоящем ремонте ходовой части машины.
Даже если вы ничего не делаете с подвеской, со временем пружины под нагрузкой постепенно просаживаются, из-за чего немного уменьшается дорожный просвет. Конструкция подвески устроена так, что от положения колеса по высоте меняется угол развала и угол схождения данного колеса, поэтому развал-схождение желательно проверять и при необходимости регулировать раз в год, желательно весной. Если вы установили на машину новые пружины, делайте развал сначала сразу после ремонта, затем через месяц, так как дорожный просвет за это время уменьшится на 2-3 см. Поэтому меняйте пружины перед зимой – так вы сможете свести к минимуму износ резины из-за постоянно меняющихся углов развала-схождения.
Делайте развал-схождение каждый раз, когда вы изменяете дорожный просвет автомобиля с помощью проставок или другим способом. Причем когда вы меняете колеса на другие — большего или меньшего размера — развал-схождение делать не надо, так как углы от этого не изменяются. Для наилучшего поведения машины на дороге и наименьшего влияния на углы установки колес используйте колеса одинакового размера и диски одинаковой ширины.
Если вы устанавливаете на машину какое-либо тяжелое оборудование весом 30 кг на заднюю ось или 100 кг — на переднюю, обязательно делайте развал-схождение. Независимо от того, где был размещен добавочный груз в машине, развал-схождение придется делать для всех четырех колес.
www.kakprosto.ru