РазноеМашина черный воронок – Какой марки была в то далёкое смутное время автомашина » ЧЁРНЫЙ ВОРОНОК «-(вроде так называли)?)).. Что известно об этом?

Машина черный воронок – Какой марки была в то далёкое смутное время автомашина » ЧЁРНЫЙ ВОРОНОК «-(вроде так называли)?)).. Что известно об этом?

На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»


Неприятный скрежет шин и рокочущий звук мотора во дворе – настоящий кошмар каждого советского человека, заставшего сталинскую эпоху. Как всадники апокалипсиса чекисты въезжали на черных машинах во дворы спящих граждан. Стремительно задергивались шторы, выключались лампы и светильники, во всем доме гасли окна — можно было лишь разглядеть бледные лица, выглядывающие из-за занавесок. Приезд «воронка» означал только одно – очередной арест, очередная поломанная судьба и безвозвратно искалеченная жизнь.

На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»

Нам, в 2019 году, подобная история кажется чем-то далеким или, может, абсурдным, а вот советским гражданам было не смеха: при виде «черного воронка» у людей кровь стыла в жилах. Что же это за «воронок» такой и почему его все боялись? Давайте разбираться.

Красивая черная машина, чем-то напоминающая американский Ford 40А, выполненный на советский лад, ГАЗ М-1 или, как прозвали ее в народе, «Эмка», впервые сошла с конвейера Горьковского автозавода имени Молотова в 1936 году в момент разгула сталинских репрессий — она быстро приобрела дурную славу, так как эксплуатировалась в качестве служебного автомобиля сотрудниками НКВД. Борьба с реальной преступностью и «уголовщиной» часто превращалась в обыкновенный террор инакомыслящих и аресты по выдуманным доносам.

На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»

Нетрудно догадаться, какие ассоциации возникали у горожан, когда они видели рядом со своим домом чекистов: аресты, ГУЛАГ, смерть. Все жильцы гадали: за кем приехали на этот раз? Неудивительно, что в короткие сроки вселяющий ужас автомобиль получил прозвище «черный воронок». Хотя мало кто знает тот факт, что «воронками» принято было называть грузовой транспорт для арестантов.

В знаменитом «Реквиеме» Анны Ахматовой, пережившей расстрел первого мужа, арест сына и второго мужа, есть строки:

Звезды, смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

«Маруся» – второе название «черного воронка». Такое ласковое прозвище ему дали сами НКВДшники из-за первой буквы «М» в названии модели, хотя М – первая буква в фамилии Молотова, в честь которого была названа машина. Несмотря на то, что со времен большого террора прошло более 80-ти лет, многие архивные документы НКВД до сих пор не опубликованы, так что достоверной информации, сколько людей прошли через ГУЛАГи нет. Также нельзя точно сказать, сколько человек проехало на «воронке» до своей смерти, но число их исчисляется тысячами.

На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»

Интересно, что не все «воронки» были черными. Хотя и было принято красить служебные автомобили в черный цвет, редко чекисты могли приехать и на бежевом предвестнике неприятностей.

Спросите, почему сотрудники НКВД так полюбили «Эмку»? Двигатель V8, два возможных варианта объема – 3,6 и 3,9 литров, 95 лошадиных сил – очень и очень хорошие характеристики для того времени. В то время количество автомобилей в России составляло примерно 1 на 1000 человек, так что для многих жертв репрессий поездка с чекистами была первым и последним опытом поездок на машине. Интересно, что такие автомобили использовались и в качестве настоящих такси: до войны по Москве, развозя пассажиров, колесили почти 2800 Марусь.

На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»

На смену «черному воронку» пришла новая модель «Эмки» — ГАЗ 11 с 6-ти цилиндровым рядным двигателем и сотней лошадиных сил под капотом. По утверждениям экспертов, прототипом автомобиля послужил Dodge D5 Export. Внешне он отличался от предшественника за счет выпуклой решетки радиатора. Но во время войны их производство значительно сократилось, так как все мощности были направлены на борьбу с державами Оси, а в 1942 году выпуск «Эмок» и вовсе прекратился. Сегодня «воронок» выставляется в музеях и ценится коллекционерами, до сих пор являясь одним из символов кровавых расправ 30-х годов.

На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»


Воронок (жаргон) — Циклопедия

Черный воронок. Новости. GuberniaTV «Черный ворон», использовавшийся при съемках польского фильма «Катынь»

Воронок (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, чёрная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений:

  • Автомобиль для перевозки арестованных
  • Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного служащего

Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.

Также воронка́ми могли называть грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5.

Слово ворон означало «чёрный». Отсюда и название птицы и масть лошади. Иногда говорят «цвета воронова крыла».

ВОРОН м. вран церк. самая большая в Европе птица вороньего рода, весь черный, с отливом… Воронить что, наводить воронь, особ. на железе темный цвет разных отливов; ворониться, быть ворониму. Вороненое серебро, с чернью. (В. Даль)

[1]

Слово «воронок» произошло от вороной масти лошади. Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило.

В слово «воронок» могло так же быть вложено отношение народа к карканью воронов, ворон — считалось, оно приносит беду.

[править] В годы немецкой оккупации

Сохранились свидетельства, что во время немецкой оккупации «воронка́ми», или «во́ронами» население оккупированных территорий прозвало «душегубки», автомобили, использовавшиеся нацистами для умерщвления людей во время их перевозки.

… До дня прихода красных и ухода немцев к «печи» подходили потоком одна машина с людьми за другой. Все привезённые люди уничтожались — или сжигались, или расстреливались, или закапывались. А когда «печь» не стала успевать сжигать беззащитных советских граждан, немцы сделали следующее. С утра 29 июня 1944 года советских людей, как мне известно, из лагерей, находившихся в городе Минске по улице Широкой, немцы стали возить в «чёрных воронах» в дер. Малый Тростенец к бывшим колхозным сараям колхоза имени Карла Маркса. 29 и 30 июня и 1 июля 1944 года немцы наполнили один сарай доверху удушенными и расстрелянными людьми и 1 июля 1944 года подожгли. Горели тысячи людей. Я сама видела, как немцы укладывали в сарай убитых советских людей. Вначале клали ряд людей, затем на них накладывали слой соломы и затем опять ряд людей и так до самого верху. Рядом с сараем лежали штабеля леса. Это к востоку около реки Синявка. Немцы на этот лес тоже наложили трупы удушенных и расстрелянных и подожгли. Лес не догорел, и полусгоревшие трупы сейчас лежат на нем. Могу ещё дополнить, что я сама слышала взрывы во время сжигания советских людей в «печи». Что это были за взрывы, я не знаю.

Вопрос
: Охарактеризуйте автомашину, как вы её назвали, «чёрный ворон»?
Ответ: Как эту машину называют, я не знаю. «Чёрным вороном» её назвало само население. Покрашена она в чёрный цвет, очень громоздкая, кузов со всех сторон крытый, и двери, устроенные сзади, закрываются на замок. В этой машине чем-то удушали людей. Я сама лично видела в 1941 году, когда немцы в «чёрные вороны» сажали живых людей — евреев, поляков — отвозили в местность Благовщина и из машин выгружали в ямы уже мёртвых.
Поэтому я могу утверждать, что в автомашинах «чёрный ворон» немцы уничтожали людей путём удушения…

Протокол допроса свидетеля A.C. Кореты, НАРБ, ф. 845, оп. 1, д. 64, л. 17-22.
Лагерь смерти Тростенец. Документы и материалы / Сост. В. И. Адамушко, Г. Д. Кнатько, Н. Е. Калесник, В. Д. Селеменев, Н. А. Яцкевич; Под ред. Г. Д. Кнатько. — Минск: НАРБ, 2003. — 292 с.

[править] Автомобиль милиции

Автомашина милиции по размерам разделялись на «воронов», «воронков» и «воронят».

Через день в Одессе пронеслось молвою:
Машу мы убили за ребят.
Пронеслися быстро чёрны воронята
Легаши нас брали всех подряд.

из песни «Мурка»[2]

Процесс начался 26 августа (1957 года). Нас привезли в «воронке». Здание суда располагается на Фонтанке 16. «Воронок» же въезжает в ворота по Пестеля, д.7 и через проходные дворы (в которых в то время шел ремонт, и все было изрыто канавами, разбросан кирпич) подъезжает к караульной. В «воронке» мы едем вчетвером в общей камере, а Иру, как женщину, везут в маленькой отдельной кабинке (поездив «воронками», я узнал, что она называется «бокс», но тогда еще назвал дилетантски-фраерски: «Маленькая отдельная кабинка»), ей душно, она задыхается. В тот же или на следующий день она пожаловалось начальнику тюрьмы майору Луканкину, что её тошнит, и он распорядился возить её на своей машине «Победа».

Р. И. Пименов, «Воспоминания».

  • Автозак — автомобиль для перевозки заключённых

М-1 (автомобиль) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. М1.
М-1
Производитель ГАЗ
Годы производства 1936—1942
Сборка ГАЗ (Горький, СССР)
Класс средний
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
2‑дв. пикап (2‑мест.)
4‑дв. фаэтон (5‑мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
ГАЗ-М
Производитель ГАЗ
Тип Бензиновый
Объём 3285 см3
Максимальная мощность 50 л. с., при 2800 об/мин
Максимальный крутящий момент 166,8 Н·м, при 1300 об/мин
Конфигурация рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 8
Макс. скорость 105
Разгон до 100 км/ч до 80 км/ч 24 сек
Расход топлива при смешанном цикле 14,5
Диаметр цилиндра 98,43 мм
Ход поршня 107,95 мм
Степень сжатия 4,6
Система питания карбюратор
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм SV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ чугун
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Рекомендованное топливо А-66 или А-70
3-ст. мех. (двухходовая)
Длина 4625 мм
Ширина 1770 мм
Высота 1780 мм
Клиренс 210 мм
Колёсная база 2845 мм
Колея задняя 1440 мм
Колея передняя 1435 мм
Масса 1370 кг
Связанные Ford Model B (1932)
Грузоподъёмность 500 кг
Объём бака 60 л
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Commons-logo.svg Почтовая марка СССР (1975)

ГАЗ М-1, «Эмка» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год.

В годы Великой Отечественной войны на заводе собирались отдельные экземпляры из имевшихся деталей. Автомобиль стал одним из символов своей эпохи, являлся одной из наиболее распространённых моделей легковых автомобилей в стране и использовался весьма широко. Всего было изготовлено 62 888 экземпляров.

В литературе 1930-х и 1940-х годов автомобиль, как правило, назывался просто «М-1» или «М1», без какого-либо упоминания названия завода-изготовителя в обозначении. Это обозначение расшифровывалось «Молотовский-первый», в честь главы правительства СССР (председателя Совнаркома) — Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого в те годы носил завод.[1] Марка «М» присутствовала в обозначениях практически всех легковых автомобилей Горьковского завода вплоть до 1965 года (Молотов был снят со всех постов в 1957 году, исключён из партии в 1962 году и отправлен на пенсию в 1963 году). При этом грузовые автомобили, включая пикапы, буквы «М» в обозначениях моделей не имели и продолжали использовать марку ГАЗ. Впоследствии от этой буквы появилось на свет и народное прозвище автомобиля — «Эмка».

Существенно реже использовалось обозначение «ГАЗ-М-1»[2] или «ГАЗ-М»[3].

Название завода ГАЗ в написании ГАЗ-М-1, ГАЗ-М1 или ГАЗ М-1 начало широко употребляться в обозначении этого автомобиля лишь с 1965 года, уже после его снятия с конвейера.

В рамках договора 1929 г. Советскому Союзу была передана документация на Ford Model B, которую в США запустили в производство в 1934 году[4]. Поэтому свою следующую модель М1 горьковчане также проектировали по образу Ford. Однако советские конструкторы в значительной степени переработали решения американцев. Так что технически он сильно отличался от американца, хотя внешне был очень похож на него.

Выпускавшийся с начала 1930-х годов ГАЗ-А стал первым советским массовым легковым автомобилем, и вскоре в основном вытеснил в советском народном хозяйстве и в Красной Армии устаревшие, изношенные иностранные автомобили старых выпусков. Это позволило существенно сократить импорт из-за рубежа легкового автотранспорта и запасных частей, бывший серьёзной статьёй расходов для экономически ещё не вполне окрепшего Советского государства.

В то же время ГАЗ-А, будучи копией разработанного в середине 1920-х годов Ford Model A в варианте с открытым кузовом типа «фаэтон», оставлял желать много лучшего с точки зрения комфортабельности, а также надёжности и долговечности отдельных узлов, до предела упрощённая конструкция которых (в духе ещё Ford Model T) была хотя порой и весьма остроумна, но не всегда удобна в условиях реальной эксплуатации. Кроме того, вскоре стало ясно, что климатическим условиям большей части СССР в наибольшей степени соответствует закрытый кузов.

Между тем, попытки развёртывания выпуска машины в варианте «фордор» — четырёхдверный седан (ГАЗ-3, ГАЗ-6), равно как и выпуска седанов собственной разработки на базе ГАЗ-А (ГАЗ-Аремкуз), полного успеха не имели.

Сам ГАЗ в своих вариантах закрытого кузова попытался воспроизвести передовую для того времени технологию, использовавшуюся в производстве базовой модели и «полуторки» ГАЗ-АА — кузова ГАЗ-3 и ГАЗ-6 были практически полностью металлическими за исключением крыши, которая представляла собой обтянутый брезентом деревянный каркас, причём многие их части — проём лобового стекла, передние двери — были унифицированы с кабиной «полуторки». Однако, увы, полностью уйти от кустарщины заводу не удалось — так, задняя панель кузова из-за отсутствия штампов выколачивалась на деревянных оправках с использованием ручного пневмоинструмента и последующей подгонкой по месту. Сборка кузовов велась не на конвейере, а в заводском экспериментальном цехе — предшественнике будущего ПАМСа, занимавшегося малосерийным выпуском «Чаек» и специальных автомобилей.

Что касается продукции «Аремкуза», то она с самого начала представляла собой обычные для тех лет композитные кузова, изготавливавшиеся в полукустарных условиях по каркасно-панельной технологии — медленной, сопряжённой с требующими больших трудозатрат изготовлением деревянного каркаса кузова и его обшивкой подгоняемыми по месту крупными, склонными к деформации панелями из тонкого стального листа.

И в том, и в другом случае использовавшаяся технология не подходила для массового производства: по сути каждый выпущенный автомобиль оказывался штучным, индивидуальным, требующим для сборки множества ручных операций, в результате чего его себестоимость оказывалась недопустимо высока, а количество выпущенных автомобилей — ничтожно. Сам Ford в США, столкнувшись со схожими проблемами, поначалу решал их за счёт перекладывания расходов на менее эффективный производственный процесс на плечи потребителя — четырёхдверный седан Ford Model A Fordor с кузовом, поставленным партнёрами Ford — ателье Briggs или Murray, стоил примерно вдвое дороже открытого фаэтона той же модели. В условиях СССР этот путь, естественно, был бесперспективен — ведь и производителем, и продавцом, и основным покупателем автомобилей было фактически одно лицо — Советское государство.

Между тем, на фордовских заводах в США произошла смена модельного ряда — место Model A занял намного более совершенный Ford Model B, в числе других новшеств имевший практически полностью металлический кузов типа «седан», для производства которого «Фордом» совместно с кузовостроительной фирмой Budd Company был разработан новый, намного более эффективный и современный производственный процесс. Советская сторона оказалась весьма заинтересована в освоении выпуска этой новой и гораздо более совершенной модели «Форда» на Горьковском заводе, что вполне соответствовало условиям заключённого с «Фордом» Договора о техническом сотрудничестве сроком на 10 лет.

1934 Ford Model 40A Fordor Sedan

Послуживший основой для разработки М-1 модельный ряд американского филиала «Форда» в 1933—1934 модельных годах включал в себя две модели, отличавшиеся двигателями — четырёхцилиндровый Ford Model B и восьмицилиндровый Ford Model 18 (цифра «1» означала «первая модель», а «8» — количество цилиндров). Шасси и кузова их были практически идентичны, причём общий для обеих моделей кузов имел, в соответствии с принятой на «Форде» в те годы номенклатурой, собственное обозначение — Model 40 в 1933 году и Model 40A — в 1934 (аналогичная номенклатура наименования автомобилей по системе «модель двигателя — модель кузова» в последующие годы была принята и на ГАЗ-е). Обе модели были доступны в достаточно широкой для тех лет гамме типов кузова (двух- и четырёхдверные седаны, купе, фаэтон, пикап, родстер, универсал и другие), а также двух вариантах оформления — стандартном и улучшенном (DeLuxe).

В качестве прототипа для выпуска в СССР был избран Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года, с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением — таким образом, часто встречающееся утверждение о том, что конструкторы ГАЗа якобы заменили V8 на рядную «четвёрку», неверно — просто за образец была взята модель, исходно имевшая четырёхцилиндровый силовой агрегат (на тот момент уже готовившаяся к снятию с производства). Стоит отметить, что V8 не имел решающего превосходства над «четвёркой» ни по рабочему объёму (соответственно 3,6 и 3,5 литра), ни по мощности (65 и 50 л. с.), ни по использованным в его конструкции техническим решениям. Переход «Форда» от четырёх цилиндров к восьми был обусловлен в основном маркетинговыми соображениями — автомобиль с восьмицилиндровым двигателем создавал у потребителя впечатление более высококлассного, что давало «Форду» коммерческое преимущество над конкурентами, предлагавшими только четырёх- и шестицилиндровые двигатели (при весьма схожих технических характеристиках). Поэтому вполне логично, что советская сторона оказалась заинтересованна в сохранении четырёхцилиндрового силового агрегата, как более простого и технологичного в производстве, и при этом в целом вполне соответствовавшего предъявляемым требованиям.

Документация по автомобилю была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора; подготовить новую модель к производству и создать часть производственной оснастки советской стороне предстояло самостоятельно.

Адаптацией иностранной модели к советским условиям эксплуатации занимался коллектив инженеров под руководством А. А. Липгарта в составе А. М. Кригера, Ю. Н. Сорочкина, Л. В. Косткина, В. И. Борисова, Н. Г. Мозохина, И. В. Новоселова, Б. Д. Кирсанова и В. И. Подольского. Сам Липгарт сформировал набор требований к будущему автомобилю, включавший доведение прочности и надёжности всех узлов и агрегатов до необходимой для продолжительной работы в отечественных дорожных условиях, повышение проходимости в соответствии с тем же фактором, достижение достаточно высоких, но не рекордных динамических показателей при наилучшей возможной при выполнении остальных требований топливной экономичности, комфортабельность на уровне новейших американских массовых моделей, простоту в уходе и доступность в ремонте даже при низкой квалификации персонала.

Первые опытные образцы М-1 появились в феврале 1935 года. В серийном производстве автомобиль пришёл на смену ГАЗ-А в 1936 году.

16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли два первых серийных автомобиля, а с 20 мая начался их массовый выпуск, составивший до конца 1936 года 2524 машины. До 11 декабря 1938 года было выпущено 41650 автомашин М-1[5].

Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов (но изначально с деревянным боковым брусом крыши и её обтяжкой из дерматина), передовая для своего времени технология изготовления которого была освоена заводом в кооперации с кузовостроительным подразделением компании Ford.

В 1937 году ГАЗ М-1 экспонировался на Всемирной промышленной выставке в Париже.

В начале 1939 года институт городского транспорта Моссовета создал для М-1 одноосный грузовой прицеп грузоподъемностью 200 кг[6].

Сравнение с иностранным прототипом[править | править код]

На момент принятия решения о выпуске в СССР аналога новой модели «Форда» советские инженеры намного лучше владели информацией о современном состоянии автомобилестроения за рубежом, чем за пять лет до того, что в сочетании с опытом, полученным в ходе эксплуатации ГАЗ-А, позволило критически отнестись к её конструкции. Испытания выявили многочисленные недостатки: архаичное шасси со слабой рамой и подвесками на поперечных рессорах, обуславливающее низкие уровни управляемости, живучести и долговечности, неудовлетворительно действующие и сложные в производстве ротативные амортизаторы, непрочные и недолговечные спицованные колёса, недостаточная общая долговечность автомобиля, невысокая комфортабельность, обусловленная жёсткой подвеской силового агрегата и передачей возникающих при проезде неровностей дороги толчков и вибраций на шасси из-за конструкции задней подвески с закрытой карданной передачей, в которой защитная труба карданного вала (упорная труба, англ. torque tube) служила реактивной штангой, воспринимающей продольные перемещения заднего моста.

В ходе адаптации к местным условиям эксплуатации конструкция автомобиля была подвергнута масштабной ревизии, а многие узлы — фактически спроектированы советскими специалистами заново. Количество и характер изменений относительно прообраза были таковы, что на заводе эту модель уже считали своей собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием.

Рама М-1 была переработана в связи с изменением конструкции подвески и усилена относительно американского прототипа, причём её оконечности, в которых устанавливались узлы передней и задней подвесок, были спроектированы с нуля.

В подвеске были применены четыре продольные рессоры вместо двух поперечных, поршневые гидравлические рычажные амортизаторы одностороннего действия — вместо ротативных. Полностью переработана была конструкция рулевого управления, изменён привод тормозов, автомобиль получил штампованные колёсные диски вместо спицованных и шины низкого давления с более высоким профилем.

Устанавливавшийся на автомобиль двигатель ГАЗ-М представлял собой продукт модернизации силового агрегата Ford A — ГАЗ-А по образцу Ford B, изготовленный на оригинальной советской производственной оснастке. В отличие от «Форда», у которого двигатель жёстко крепился к раме, на М-1 была внедрена «плавающая» подвеска двигателя с мягкими резиновыми подушками, значительно снизившая передачу вибраций на раму и кузов.

Коробка передач получила, как и у Ford B, шестерни постоянного зацепления вместо скользящих на II—III передачах и зубчатые «муфты лёгкого включения» — предшественники синхронизаторов. Карданная передача осталась закрытой, с имеющим один шарнир карданным валом, заключённым в упорную трубу — но, в отличие от ГАЗ-А и американского прототипа «Эмки», эта труба уже не передавала на шасси толчки от задней подвески, которые теперь воспринимались мягкими продольными рессорами и эффективно гасились, благодаря чему автомобиль приобрёл намного более плавный ход, повысилась долговечность узлов шасси. Наличие же в подвеске задних колёс упорной трубы упрощало конструкцию карданной передачи, в которой оставался лишь один карданный шарнир, и повышало живучесть автомобиля, поскольку при поломке рессоры он сохранял ограниченную способность передвигаться, что невозможно при использовании открытой карданной передачи.

Также были внесены некоторые изменения в дизайн — в частности, заново спроектированы передние крылья, которые на советском автомобиле имели более привлекательную форму и лучше прикрывали раму и элементы передней подвески спереди. Последнее было сделано коллективом завода для получения опыта и отработки графопластического метода построения сложных геометрических поверхностей, впоследствии применённого уже при проектировании собственных перспективных моделей.

В целом, автомобиль получился существенно осовремененным по сравнению не только с предыдущей моделью, но и со своим прототипом, а по отдельным позициям превосходил и более позднюю продукцию «Форда» — скажем, архаичная подвеска на поперечной рессоре на легковые «Форды» ставилась до 1948 года включительно. Кроме того, «Эмка» оказалась намного лучше приспособлена к советским дорожным условиям.

Внедрение оригинальных узлов собственной разработки проходило не без проблем: так, первые серийные экземпляры «Эмки» не избежали проблемы многих автомобилей тех лет — «шимми», виляния передних колёс на максимальной скорости после проезда дорожной неровности из-за возбуждения в подвеске автоколебаний, доставлял проблемы и привод передних тормозов, тросы которых в оболочке по соображениям компоновки пришлось проложить с изгибом под прямым углом. Эти дефекты были устранены в первые годы серийного производства автомобиля.

Сравнение с предыдущей моделью[править | править код]

Среди особенностей М-1 по сравнению с предыдущей моделью, ГАЗ-А, — более комфортабельный закрытый кузов, практически полностью металлический (кроме деревянного бокового бруса крыши), более жёсткая лонжеронная рама с X-образной поперечиной, более совершенная и живучая подвеска на продольных рессорах, автоматическое опережение зажигания, лучше отделанный и оборудованный салон — регулируемое вперёд-назад переднее сиденье, электрический указатель уровня топлива, противосолнечные козырьки, вентиляция кузова четырьмя поворотными стёклами («форточками») в боковых окнах.

Автомобиль получил модернизированный мотор модели ГАЗ-М, с намного более совершенной относительно предыдущей модели конструкцией и более долговечный. Мощность его была поднята до 50 л. с. против 40 л. с. у ГАЗ-А (Ford A) за счёт повышения степени сжатия до 4,6:1 и других мер. Конструктивно он также был существенно современнее своего предшественника — в частности, получил бензонасос (на ГАЗ-А топливо поступало к двигателю самотёком из расположенного за панелью приборов бензобака), масляный насос и систему смазки под давлением — вместо смазки разбрызгиванием и окунавшихся в находящееся в картере масло черпачков на шатунах, насос в системе охлаждения — вместо термосифонной системы, работавшей за счёт разницы температур. Появился автомат опережения зажигания (на ГАЗ-А водитель сам устанавливал угол опережения при помощи специального рычажка на рулевой колонке), был несколько усовершенствован карбюратор.

Двигатель М-1 в дальнейшем стал монтироваться и на грузовиках ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ после модернизации).

В коробке передач были введены шестерни постоянного зацепления на второй и третьей передачах со скользящей муфтой переключения, вместо архаичных скользящих шестерён у ГАЗ-А. Эта коробка передач в своей основе, после модернизации применялась до 1950 года и на «Победе».

Особенности[править | править код]

Основная масса автомобилей была окрашена в чёрный цвет с узкой красной полосой вдоль борта (цировкой) — именно так окрашен, например, экземпляр, хранящийся в заводском музее ГАЗ.

Металлические детали салона автомобиля были отделаны под дорогие сорта дерева (окраской по металлу — очень популярный в те годы тип отделки[источник не указан 269 дней]), сам салон имел обивку из серого или коричневого шерстяного сукна (типа шинельного).

ГАЗ М-1 в камуфляжной окраске (новодел, к использовавшимся в годы войны схемам окраски отношения не имеет) ГАЗ М-1 на съемках художественного фильма «Дау» в Харькове ГАЗ М-1 Воронежского такси в 1938 году

На базе М-1 были созданы следующие модели: Основные модификации

  • ГАЗ М-1 такси (1937—1941) — отличался наличием таксометра и элементами окраски кузова, специальным окошком (фонарём) над рамкой лобового стекла.
  • ГАЗ-415 (1939—1941) — пикап грузоподъёмностью 500 кг. Произведено свыше 8 тыс. пикапов.
  • ГАЗ-11-73 или М-11 (1939—1941, 1945—1948) — модернизированный седан с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11 и изменённой облицовкой радиатора и капотом.
  • ГАЗ-61-73 (1941—1945) — первый в мире седан 4×4[7], в 1942—1945 годах производился эпизодически мелкими партиями. Произведено около 200 автомобилей.
  • БА-20 — лёгкий бронеавтомобиль.

Всего с 1936 по 1942 годы произведено 62 888 автомобилей М-1. Малосерийные и опытные модификации

  • ГАЗ М-1 с кузовом фаэтон — опытная модель, построена летом 1938 года[8], в 1939 году кузов был использован для опытного ГАЗ-61.
  • ГАЗ М-1 V8 (1938—1940, приведённое обозначение условно) — малая серия седанов М-1 для нужд НКВД была оснащена импортными моторами Ford V8 (65 л. с.), в 1941 году большая часть этих двигателей была снята с «Эмок-догонялок» для установки на танки Т-60.
  • Купе — опытный автомобиль с американским V8 и использованием других компонентов «Форда» в кузове «трёхоконное купе», использовался заводской спортивной командой.
  • ГАЗ-11-40 (1940) — фаэтон массой 1400 кг с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, в серию не пошёл, хотя кузовные штампы были изготовлены. Имел V-образное лобовое стекло, двери с передними петлями, увеличенный кофр-багажник, усовершенствованные подвеску и панель приборов, изменённую по форме облицовку радиатора и капот двигателя с отдушинами[8], построено не более 6 экз. В 1941 году все выпущенные фаэтоны были переделаны на шасси ГАЗ-61, то есть превращены в ГАЗ-61-40 и использовались высшим командным составом РККА, в 1942 году открытые кузова заменены на закрытые типа «М-1» и «73».
  • ГАЗ-61-40 (1941)
  • ГАЗ-21 (1936) — опытный трёхосный (6×4) пикап на базе М1, кабина от ГАЗ-АА. В 1937 году было изготовлено 100 комплектов, но в серию машина не пошла.
  • ГАЗ-25 (1938) — трёхосный штабной автомобиль с 5-местным кузовом типа рамбл-сит, в серию не пошёл.
  • ГАЗ-11-415 (1940) — шестицилиндровый пикап, в серию не пошёл.
  • ГАЗ-61-415 (1940) — пикап 4×4, в серию не пошёл, построено 2 экземпляра.
  • ГАЗ-61-416 (1941, ранее широко известен как ГАЗ-61-417) — лёгкий артиллерийский тягач 4×4, во второй половине 1941 года построено 36 автомобилей, сразу укомплектованных 57-миллиметровыми противотанковыми пушками с прицепными передками.
  • ГАЗ-НАТИ-ВМ (1937—1938) — опытный полугусенично-колесный вездеход на базе М-1 с кузовами типа седан и пикап.
  • ГАЗ-ГЛ-1 — одноместный гоночный автомобиль с обтекаемым кузовом, построенный на базе М-1 в 1937 году специалистами Центрального автомобильного клуба под руководством Е. В. Агитова. С целью увеличения устойчивости база автомобиля была увеличена на 230 мм (до 2860 мм), расположение центра тяжести было понижено за счёт уменьшения клиренса до 150 мм, также были установлены новые передние рессоры и более мощный мотор 60 л. с.[9]. Автомобиль смог развить на дистанции в 1 км с ходу скорость 147,84 км/ч. Позднее, в 1940 году, на машину был установлен форсированный силовой агрегат ГАЗ-11 мощностью 100 л. с. Модернизированная версия установила всесоюзный рекорд скорости — 161,78 км/ч[10].
  • ГАЗ М-1 с газогенераторным двигателем, работавшим на древесном топливе — один автомобиль построен в 1938 году (газогенераторная установка была размещена в багажнике позади кузова)[11], в 1942 году в блокадном Ленинграде на авторемонтной базе Ленинградского района ПВО газогенераторной установкой была оборудована ещё одна машина[12]
  • ГАЗ М-1 с двигателем на сжиженном газе — один автомобиль изготовлен в 1938 году Научно-исследовательским институтом автотракторной промышленности[13].

Чёрный ворон (автомобиль) — это… Что такое Чёрный ворон (автомобиль)?


Чёрный ворон (автомобиль)

Вороно́к (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, черная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений:

  • Автомобиль для перевозки арестованных
  • Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного служащего

Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.

Также воронка́ми могли называть грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5.

…живой к техническим веяниям, Архипелаг не опоздал перенять черного ворона, а ласковей — воронка. На еще булыжные мостовые наших улиц первые воронки вышли с первыми же грузовиками. Они были плохо подрессорены, в них сильно трясло — но и арестанты становились не хрустальные. Зато укупорка уже тогда, в 1927 году, была хороша: ни единой щелки, ни электрической лампочки внутри, уже нельзя было ни дохнуть, ни глянуть. И уже тогда набивали коробки воронков стоя до отказу. Это не так, чтобы было нарочито задумано, а — колёс не хватало.

Много лет они были серые стальные, откровенно тюремные. Но после войны в столицах спохватились — стали красить их снаружи в радостные тона и писать сверху «Хлеб» (арестанты и были хлебом строительств), «Мясо» (верней бы написать — «кости»), а то и «Пейте советское шампанское!»

Внутри воронок может быть просто бронированным кузовом — пустым загоном. Может иметь скамейки вкруговую вдоль стен. Это — вовсе не удобство, это хуже: втолкают столько же людей, сколько помещается стоймя, но уже друг на друга как багаж, как тюк на тюк. Могут воронки иметь в задке бокс — узкий стальной шкаф на одного. И могут целиком быть боксированы: по правому и левому борту одиночные шкафики, они запираются как камеры, а коридор для вертухая.

А. Солженицын — Архипелаг ГУЛаг (Часть вторая. Вечное движение. Глава 1. Корабли Архипелага)

Этимология

Слово «воронок» произошло от вороной масти (коня). Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило.

Ссылки

См. также

  • АВТОЗАК — Автомобиль для перевозки заключенных

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Чёрный блестящий муравей
  • Чёрный бизнес (фильм)

Смотреть что такое «Чёрный ворон (автомобиль)» в других словарях:

  • Чёрный ворон — Чёрный ворон: Чёрный ворон или Обыкновенный ворон  птица «Чёрный ворон»  русская народная песня «Чёрный ворон»  российский телесериал (2000 2005) «Чёрный ворон»  автомобиль, жаргонное выражение «Чёрный ворон»  альбом… …   Википедия

  • ВОРОН — ВОРОН, а, муж. Большая всеядная птица с блестящим чёрным оперением. Вороны слетелись на падаль. В. ворону глаз не выклюет (посл.). Куда в. костей не заносил (куда н. очень далеко, в неизвестное место; разг. неод.). • Чёрный ворон в годы… …   Толковый словарь Ожегова

  • Воронок (арго) — У этого термина существуют и другие значения, см. Воронок (значения). Воронок (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, чёрная Маруся) жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений: Автомобиль для перевозки арестованных… …   Википедия

  • Черная Маруся — Воронок (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, черная Маруся) жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений: Автомобиль для перевозки арестованных Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного… …   Википедия

  • Легенды русского рока — пример обложки Сборник   коллекция советских и российских рок исполнителей Дата выпу …   Википедия

  • Виленкин, Александр Абрамович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Виленкин. Александр Виленкин …   Википедия

  • Виленкин А. — Виленкин, Александр Абрамович Дата рождения: 1883 (1884) Место рождения: Царское Село Санкт Петербургской губернии Дата смерти: 1918 Место смерти: Москва Образование: юрист Род деятельности: юрист, офицер и политический деятель Виленкин Александр …   Википедия

  • Виленкин А. А. — Виленкин, Александр Абрамович Дата рождения: 1883 (1884) Место рождения: Царское Село Санкт Петербургской губернии Дата смерти: 1918 Место смерти: Москва Образование: юрист Род деятельности: юрист, офицер и политический деятель Виленкин Александр …   Википедия

  • Виленкин Александр Абрамович — Виленкин, Александр Абрамович Дата рождения: 1883 (1884) Место рождения: Царское Село Санкт Петербургской губернии Дата смерти: 1918 Место смерти: Москва Образование: юрист Род деятельности: юрист, офицер и политический деятель Виленкин Александр …   Википедия

  • Виленкин Александр — Виленкин, Александр Абрамович Дата рождения: 1883 (1884) Место рождения: Царское Село Санкт Петербургской губернии Дата смерти: 1918 Место смерти: Москва Образование: юрист Род деятельности: юрист, офицер и политический деятель Виленкин Александр …   Википедия

Воронок (арго) — это… Что такое Воронок (арго)?

Вороно́к (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, чёрная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений:

  • Автомобиль для перевозки арестованных
  • Правительственный автомобиль или автомобиль высокопоставленного государственного служащего
ГАЗ-61 (модификация подвески ГАЗ-М-1 с тем же кузовом.)

Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.

Также воронка́ми могли называть грузовые автомобили ГАЗ-АА, ЗИС-5.

«Черный ворон», использовавшийся при съемках польского фильма «Катынь»

Этимология

Слово ворон означало «чёрный». Отсюда и название птицы и масть лошади. Иногда говорят «цвета воронова крыла».

ВОРОН м. вран церк. самая большая в Европе птица вороньего рода, весь черный, с отливом… Воронить что, наводить воронь, особ. на железе темный цвет разных отливов; ворониться, быть ворониму. Вороненое серебро, с чернью. (В. Даль)[1]

Слово «воронок» произошло от вороной масти лошади. Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило.

В слово «воронок» могло так же быть вложено отношение народа к карканью воронов, ворон — считалось, оно приносит беду.

В годы немецкой оккупации

Сохранились свидетельства, что во время немецкой оккупации «воронка́ми», или «во́ронами» население оккупированных территорий прозвало «душегубки», автомобили, использовавшиеся нацистами для умерщвления людей во время их перевозки.

… До дня прихода красных и ухода немцев к «печи» подходили потоком одна машина с людьми за другой. Все привезённые люди уничтожались — или сжигались, или расстреливались, или закапывались. А когда «печь» не стала успевать сжигать беззащитных советских граждан, немцы сделали следующее. С утра 29 июня 1944 года советских людей, как мне известно, из лагерей, находившихся в городе Минске по улице Широкой, немцы стали возить в «чёрных воронах» в дер. Малый Тростенец к бывшим колхозным сараям колхоза имени Карла Маркса. 29 и 30 июня и 1 июля 1944 года немцы наполнили один сарай доверху удушенными и расстрелянными людьми и 1 июля 1944 года подожгли. Горели тысячи людей. Я сама видела, как немцы укладывали в сарай убитых советских людей. Вначале клали ряд людей, затем на них накладывали слой соломы и затем опять ряд людей и так до самого верху. Рядом с сараем лежали штабеля леса. Это к востоку около реки Синявка. Немцы на этот лес тоже наложили трупы удушенных и расстрелянных и подожгли. Лес не догорел, и полусгоревшие трупы сейчас лежат на нем. Могу ещё дополнить, что я сама слышала взрывы во время сжигания советских людей в «печи». Что это были за взрывы, я не знаю.
Вопрос: Охарактеризуйте автомашину, как вы её назвали, «чёрный ворон»?
Ответ: Как эту машину называют, я не знаю. «Чёрным вороном» её назвало само население. Покрашена она в чёрный цвет, очень громоздкая, кузов со всех сторон крытый, и двери, устроенные сзади, закрываются на замок. В этой машине чем-то удушали людей. Я сама лично видела в 1941 году, когда немцы в «чёрные вороны» сажали живых людей — евреев, поляков — отвозили в местность Благовщина и из машин выгружали в ямы уже мёртвых.
Поэтому я могу утверждать, что в автомашинах «чёрный ворон» немцы уничтожали людей путём удушения…

Протокол допроса свидетеля A.C. Кореты, НАРБ, ф. 845, оп. 1, д. 64, л. 17-22.
Лагерь смерти Тростенец. Документы и материалы / Сост. В.И. Адамушко, Г.Д. Кнатько, Н.Е. Калесник, В.Д. Селеменев, Н.А. Яцкевич; Под ред. Г.Д. Кнатько. – Минск: НАРБ, 2003. – 292 с.

Автомобиль милиции

автомашина милиции; по размерам разделялись на «воронов», «воронков» и «воронят».

«

Через день в Одессе пронеслось молвою:
Машу мы убили за ребят.
Пронеслися быстро чёрны воронята
Легаши нас брали всех подряд.

из песни «Мурка»[2]

»

Процесс начался 26 августа (1957 года). Нас привезли в «воронке». Здание суда располагается на Фонтанке 16. «Воронок» же въезжает в ворота по Пестеля, д.7 и через проходные дворы (в которых в то время шел ремонт, и все было изрыто канавами, разбросан кирпич) подъезжает к караульной. В «воронке» мы едем вчетвером в общей камере, а Иру, как женщину, везут в маленькой отдельной кабинке (поездив «воронками», я узнал, что она называется «бокс», но тогда еще назвал дилетантски-фраерски: «Маленькая отдельная кабинка»), ей душно, она задыхается. В тот же или на следующий день она пожаловалось начальнику тюрьмы майору Луканкину, что её тошнит, и он распорядился возить её на своей машине «Победа».
Р. И. Пименов, «Воспоминания».

Ссылки

См. также

  • Автозак — автомобиль для перевозки заключённых

Примечания

“Чёрный воронок” — символ эпохи / Гараж / XCOM-HOBBY

Что собой представляли довоенные советские автомобили? В первую очередь, это были жизненно необходимые для экономики грузовики. О выпуске машин для народа никто даже не задумывался, а легковушки предназначались лишь государственным учреждениям и армии. В этой статье мы расскажем вам о самом значимом автомобиле 30-40-х годов в СССР – Газ-М1. Он сумел завоевать народное призвание, несмотря на то, что создавался для партийных функционеров, силовиков и номенклатуры.

Всё началось с того, что в 1929 году советское правительство заключило соглашение с корпорацией Ford Motor Company, согласно которому Горьковский автозавод получил техническую документацию на новые модели Ford в течении 9 лет. Образцом для копирования выбрали четырёхдверный седан Ford-V8 1932 года. 

Осенью 1933 года в экспериментальном отделе ГАЗа начались работы по адаптации конструкции Ford-V8-40 с учётом производственных и технических возможностей завода. Главным конструктором и основоположником скорейшего запуска новой машины был назначен Андрей Александрович Липгарт, работавший в то время главным конструктором автомобильного отдела Центрального НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Липгарт – не менее значимая персона, чем его первое детище на Горьковском автозаводе. До 1951 года он возглавлял конструкторское бюро ГАЗа, и именно под его началом были произведены такие автолегенды, как ГАЗ-М20 “Победа”, ЗИМ-12, БА-64, ГАЗ-51. 


Назвать “Эмку” точной копией Форда нельзя — машина оснащалась модернизированным двигателем от ГАЗ-А (объём 3,3 литра, мощность 50 л. с.), была доработана коробка передач, увеличили сечение лонжеронов и ввели X-образную поперечину. С учётом наших дорожных условий внесли изменения в шасси: отказались от двух поперечных рессор в подвеске в пользу четырёх продольных и вместо перекрещивающихся спиц в конструкции колёс установили надёжные металлические штампованные диски. Интересная особенность: все двери у машины открывались против движения. Автомобиль развивал скорость до 100 км/ч, мог вместить до пяти человек и расходовал около 15 литров топлива на 100 км пути. Неплохие показатели для 30-х годов!

Созданный для “слуг народа”

Первые опытные образцы были собраны в январе 1934 года. Два года конструкцию М-ки доводили до ума: несмотря на формальное родство с Ford и ГАЗ-А, многие узлы и агрегаты пришлось проектировать с нуля. 15 марта 1936 года с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый серийный экземпляр. Осмотр нового автомобиля состоялся спустя два дня в Кремле. В роли экспертов выступили Сталин, Орджоникидзе, Ворошилов, а также Вячеслав Михайлович Молотов (его имя и было “зашивровано” в индексе машины). Горьковчане смогли вздохнуть спокойно – высокопоставленные чиновники дали добро на выпуск эмки.

Машина была высоко оценена советским народом и стала весьма популярна на рынке. “Воронок” получился надёжным и неприхотливым, удобным в обслуживании и, конечно же, комфортным для пассажиров и водителя. Появились такие опции, как солнцезащитные козырьки, пепельница с прикуривателем, поворотные форточки и регулируемое сиденье водителя. Примечательно, что как только эмки завезли в Москву, со столичных улиц стали пропадать ГАЗ-А – их решили вывезти в соседние области страны.

Гордость отечественного автопрома

ГАЗ-М1 считался достижением отечественной промышленности, несмотря на американские корни. В 1937 году М-ка даже представляла страну на Всемирной выставке в Париже вместе со знаменитой скульптурой Веры Мухиной “Рабочий и колхозница”. 

Естественно, в свободную продажу машина не поступала. На ней ездили исключительно командиры — Жуков, Конев, Грачёв, а также агенты НКВД и генералы во время войны. В единичных случаях граждане СССР получали этот автомобиль как награду за особые заслуги. Так, в 1936 году эмку вручили забойщику-рекордсмену Алексею Стаханову. 


В 1941 году конвейерный выпуск машин был прекращён, однако ещё два года их собирали поштучно из запаса произведённых запчастей. Всего было выпущено около 63 тысяч экземпляров, включая различные модификации: ГАЗ-М1 такси, ГАЗ-М415 пикап, БА-20 – бронеавтомобиль на узлах М-ки. 

Фильмография

ГАЗ-М1 снимался во многих советских фильмах. К примеру, в картине “Волга-Волга” вы можете увидеть целую баржу новых эмок. А в различных сериалах про 30-40-е годы (Ленинград-46, Марьина Роща) М-1 постоянно играет главные роли. Конечно, стоит упомянуть и культовое кино “Бонни и Клайд”, где на американском аналоге — Ford V8 – молодые отчаянные любовники легко и изящно грабят банки в 30-е годы прошлого века. 

“Воронок” стал одним из символов 30-х годов в истории СССР – героем труда, героем войны. В наши дни их почти не осталось, поэтому нам остаётся наблюдать величественные чёрные машины лишь на выставках и в музеях.

«Чёрный ворон, воронок» — Журнал Андрея Сергеева — LiveJournal

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *