Автолегенды СССР. Грузовики. КрАЗ-219, -257
КрАЗ-219 — трёхосный грузовой автомобиль, выпускавшийся Кременчугским автомобильным заводом (КрАЗ) с 1959 г. по 1963 г. Кузов — платформа с открывающимися боковыми и задним бортами. Кабина — трёхместная, деревометаллическая.
Данный автомобиль является дальнейшим развитием автомобиля ЯАЗ-210.
Помимо бортового автомобиля на базе КрАЗ-219 были созданы: седельный тягач КрАЗ-221 и самосвал КрАЗ-222. Все эти модели имели укороченную базу (4080+1400 мм) и были унифицированы по основным агрегатам и узлам.
КрАЗ-257 — тяжелый грузовой автомобиль, выпускавшийся Кременчугским автомобильным заводом (КрАЗ) с 1965 по 1977 год. С 1977 по 1991 годы выпускался модернизированный вариант КрАЗ-257Б1, отличавшийся наличием раздельного привода тормозов и рядом других мелких усовершенствований. Кузов — платформа с открывающимися боковыми и задним бортами. Кабина — трёхместная, деревометаллическая.
Производство 257-го, который имел дорожную формулу 6х4 и увеличенную грузоподъемность, продолжалось на заводе до 1991 года. Перечень задач, для выполнения которых предназначалась данная модель, состоял из перевозки различных грузов и буксировки прицепов и полуприцепов. Хотя сначала, весь модельный ряд данных грузовиков был предназначен для нужд Советской Армии, он стал активно применяться и вне ее. Один из лучших и применяемых поныне отечественных автокранов бил смонтирован именно на шасси КрАЗ 257 Б1. Эксплуатация данной модели КрАЗа, не глядя на то, что она уже больше 20 лет снята с производства, продолжается повсеместно. Причиной тому являются уникальные технические характеристики КрАЗ 257, его чрезвычайная надежность и простота в эксплуатации и ремонте.
Двигатель — V-образная дизельная восьмерка ЯМЗ-238 имеет мощность 240 л.с., при рабочем объеме цилиндров 14,6 л и потреблении топлива 36 л на 100 км пробега. Грузоподъемность автомобиля составляет 12 т, при собственной массе 11,1 т. Максимальный вес прицепа, который способен буксировать грузовик равняется 16,6 т. Полная длина автомобиля равна 9,66 м, ширина 2,65 м, а высота 2,62 м. Максимальный угол наклона дороги, который КрАЗ 257 способен преодолеть составляет 18 градусов.
Для южных стран, изготавливались машины в специальном тропическом исполнении, для стран с арктическим климатом КрАЗы делались с двойными стеклами кабины, пусковым подогревателем двигателя и комплектовались морозостойкой резиной.
Рубик Хачикян – простой армянский шофёр. Он приехал в Москву получать новый самосвал. Было бы логичным, конечно, чтобы он получил в Москве на заводе Лихачёва ЗиЛ-130, но сценарист и режиссёр решили, что будет солиднее посадить Хачикяна на КраАЗ, который, вообще-то получать следовало не в Москве, а в украинском городе Кременчуге, поскольку этот автомобиль выпускался именно там.
После развала СССР в производстве КрАЗов наступил кризис. Завод кое-как держался ещё два года, но, в конце концов, было решено, что с окончанием 1993 года закончится и производство КрАЗов. Последняя машина вышла из заводских ворот 29 декабря 1993 года – в этот самый день умер Фрунзик Мкртчан.
В те времена Армения из-за карабахской войны находилась в блокаде. Не было ни газа, ни топлива для электростанций. Вдобавок тогдашние радикальные реформаторы ещё и закрыли АЭС. Ночью Ереван погружался во тьму и холод, а из каждой форточки торчали трубы буржуек. В тот вечер Фрунзик Мушегович, как всегда, затопил такую же печь, но ночь оказалась необыкновенно холодной, и тепла, запасённого протопленной на ночь буржуйкой, на всю ночь не хватило, и всеми любимый великий артист просто-напросто насмерть замёрз этой ночью.
С 1994 года на заводе «КрАЗ» началась очередная реструктуризация: сначала в открытое акционерное общество, затем в холдинговую компанию. Также была осуществлена приватизация предприятия, в результате которой владельцем КрАЗа стала совместная украинско-германская организация Мега-Моторс.
КРАЗ фото | автомобильная фотогалерея КРАЗ — 63 фотографий
- Фотогалерея
- КРАЗ
Фотогалерея КРАЗ содержит 63 фотографий высокого качества. Фото КРАЗ отсортированы по моделям.
Лучшие 8 фотографий КРАЗ (по голосованию посетителей сайта)
202кб. 1072 x 876 40
173кб. 1024 x 768 38
300кб. 1191 x 893 37
293кб. 1280 x 960 37
275кб. 1280 x 960 37
264кб. 1280 x 960 36
296кб. 1280 x 960 34
376кб. 1280 x 960 33
Популярные фотографии КРАЗ
Фотогалерея КРАЗ
Грузовая и спецтехника
Добавь свои фото КРАЗ в фотогалерею
Если у вас есть интересные фото КРАЗ (или фото обои КРАЗ), вы можете разместить их в фотофоруме.Дряхлый КРАЗ 256 1982 года превратили в могучий и красивый современный грузовик
Всячески модернизировать и улучшать можно не только легковые автомобили, но и тяжелые грузовики! Водители «тяжеловесов» ничем не отличаются в этом плане от водителей небольших машин. Все хотят выделиться из толпы, придав своему рычащему другу уникальный вид или наделив его дополнительными функциями. Не так давно в сети появились фотографии уникального КРАЗ 256 1982 года выпуска.
По словам хозяина машины, начался радикальный тюнинг с обычного бака из нержавейки. Купил автомобиль нынешний хозяин еще в 1992 году. Тогда машина стояла на вооружении одного их колхозов, и не трудно догадаться, что на момент покупки была в более, чем запущенном состоянии. Уже на пути в новый дом у машины накрылся силовой агрегат!
Новый владелец привел КРАЗ в полный порядок. Машина получила 240-сильный V8 турбодизель от КРАЗ 250. Позже был заменен кузов. Позаимствовали его у 6510-го. У машины появилась высокая крыша на кабину и спальник. Переделкам подверглась фактически каждая часть автомобиля. Кстати, трудится этот КРАЗ на строительстве дорог. Потому нет ничего удивительного в том, что автомобилисту захотелось сделать свою рабочую лошадь как можно комфортнее.
У машины демонтировали старый деревянный каркас, ему на смену пришел новый металлический. После его замены была также произведена покраска кузова в золотисный цвет. Большая работа была проделана над кабиной.
Можно заменить, что интерьер авто после тюнинга значительно отличается от заводского варианта. Теперь здесь и элементы в ретро-стиле, и деревянные вставки. Почти все это было изготовлено вручную. Была значительно улучшена шумоизоляция.
КРАЗ с лихвой отплатил добром своему спасителю, когда тот искал работу в трудный момент своей жизни. Все вакансии были заняты, но увидев фотографии уникального КРАЗА, работодатель сразу нашел фронт работ для этого автомобиля и его водителя.
Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!
Самый старый каталог автомобилей КрАЗ
Автомобили, которые построили Советский Союз (самый старый каталог автомобилей КрАЗ)
4АН-700
Автобетоносмеситель С-942
На базе седельного тягача Краз-221b, КрАЗ-258, предназначен для транспортирования бетонной смеси на строительные объекты, приготовления этой смеси в пути следования и выдачи готовой смеси потребителям.
Изготовитель: Славянский завод «Строймаш»
Автобитумовоз Д-726 (ДС-56)
На базе седельного тягача КрАЗ-258, предназначен для транспортирования жидких вяжущих материалов от нефтеперерабатывающих заводов к притрассовым складам.
Изготовитель: Курганский завод «Дормаш»
Автокран К-104
На шасси автомобиля КрАЗ-257К
Грузоподъемность крана 10 тонн
Автокран К-156
Грузоподъёмностью 16 тонно-сил
Изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-219Б
Автокран К-162
На шасси автомобиля КрАЗ-257
Грузоподъемность крана 16 тонн
Автокран КА-16
Грузоподъёмность 16 тонно-сил
Изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-257к
Предназначен для строительства линий электропередач, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на строительных объектах
Автокран МКА-16
На шасси автомобиля КрАЗ-219Б
Предназначен для выполнения строительно-монтажных работ и может быть использован также на погрузочно-разгрузочных работах со штучными грузами. Грузоподъемность крана – 16 тонн.
Грузы до 5 тонн поднимаются без выносных опор со стрелами длиной 10, 15 и 18 метров.
Нормальная стрела крана 10 м. и может быть удлинена при помощи вставок до 15, 18 и 23 метров.
Установка светильника у здания С Э В
Автопоезд КрАЗ-255Л-ТМЗ-803
Автопоезд КрАЗ-255Л-ТМЗ-803 на базе автомобиля КрАЗ-255Б
Предназначен для эксплуатации по колейным железобетонным, гравийным и другим дорогам с твердым усовершенствованным покрытием.
Используется на вывозке хлыстов и стволов с кронами длиной от 18 до 30 метров.
Грузоподъёмность автопоезда – 23 тонны.
Нагрузка на коник автомобиля – 8 тонн.
Нагрузка на коник роспуска – 15 тонн.
Общий вес автопоезда – 39725 кг.
Автоцементовоз С-652
На базе седельных тягачей КрАЗ-221Б и КрАЗ-258, предназначен для перевозки безтарного цемента с цементных заводов на приобъектные.
Изготовитель: Славянский завод «Строймаш»
Автоцементовоз С-652 (ТЦ-2) АЦ П-22
На базе седельного тягача КрАЗ-258
Изготовитель Славянский завод «Строймаш»
Автоцистерна 4 ЦР
На шасси автомобиля КрАЗ-257
Предназначена для транспортировки рабочей жидкости и подачи ее к насосному агрегату в процессе гидроразрыва нефтяных и газовых пластов.
Автоцистерна АЗИНМАШ-30
На базе шасси автомобиля КрАЗ-257
Предназначен для транспортировки кислоты
Автоцистерна ЦР-7АП
Автоцистерна ЦР-7АП на шасси автомобиля КрАЗ-255Б
Предназначена для транспортировки жидкости гидроразрыва (нефти, ССБ, воды и т. п.)
Автоцистерна-заправщик ЦР-20
На базе автомобиля тягача КрАЗ-221Б
Предназначена для перевозки огнеопасных жидкостей к нефтепромыслам.
Агрегат 8Г-165М
Шасси автомобиля повышенной проходимости
КрАЗ-214Б (переоборудованный в седельный тягач)
Агрегат 8Г-166М
На шасси автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-214Б (переоборудованный в седельный тягач)
Агрегат IАДП-4-150
На шасси автомобиля КрАЗ-255Б
Предназначен для депарафинизации скважин горячей нефтью
Агрегат АНР-I
Агрегат АНР-I изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-255Б.
Предназначен для производства профилактического ремонта надземного оборудования скважин и др. объектов, для производства профилактических и аварийных ремонтов нефтепромысловых водонефте – газопроводов, проложенных от скважин сборных и магистральных, для перевозки ремонтной бригады (4-10 человек) и для перевозки оборудования, приспособлений и материалов, необходимых для механизации тяжелых и трудоемких работ, откачки жидкости из колодцев и аварийных котлованов.
Агрегат ЗАК-40
Изготавливается на базе седельного тягача высокой проходимости КрАЗ-255В
Агрегат насосний АН-630А
Изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-257
Агрегат подъемный АзИНМАШ-37
Изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-214Б
Агрегат Соляно-кислотний АКПП
Агрегат соляно-кислотный АКПП на шасси автомобиля КрАЗ-255Б
Предназначен для кислотной обработки при забойной зоны нефтяных скважин.
Состоит из кислотовоза КП-6,5 и насосного агрегата АКП-500 с прицепом — цистерной
Агрегат УЭЦН
На шасси автомобиля КрАЗ-214Б
Агрегат предназначен для перевозки мастерских на скважины и обратно оборудования установок центробежных погружных электронасосов для добычи нефти: насосов, электродвигателей, протекторов, остальных кабельных барабанов с кабелем, электротрансформаторов и станций управления.
Оборудован также краном 4030 грузоподъемностью 1,5 тонны максимум.
Агрегат цементосмесительный 2АС-20
Изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-257
Агрегат цементосмесительный ЗАС-30
Изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-255Б
Аэродромно-уборочная машина Д-735
Изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-255Б. Предназначена для очистки аэродромов от снега, песка, мусора, мелких камней и т. п.
Бурильно-крановая машина МБМ
Бурильно-крановая машина МБМ (БМ-802С)
На базе шасси автомобиля КрАЗ-214Б
Предназначается для бурения преимущественно в вечномерзлых грунтах скважин под сваи зданий и сооружений, строящихся на свайных основаниях.
Используется на строительстве линий электропередач, магистральных трубопроводов и на других работах, связанных с бурением скважин.
Глубина бурения – до 6 м.
Диаметр скважины – 0,3 – 0,65 м.
Вакуумная аэродромно-уборочная машина В-63
Изготовляется на шасси автомобиля КрАЗ-257.
Предназначена для очистки аэродромов от мелких камней и мусора.
Гидравлический автокран модель 4032
Изготовляется на базе автомобиля КрАЗ-214Б
Грузоподъемность крана 1 тонна
Гидравлический кран КС-4571
Грузоподъемностью 16 тонно-сил.
Изготовляется на базе шасси автомобиля КрАЗ-257 К.
Предназначен для выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Гидравлический полноповоротный кран КС-3563
Гидравлический кран – 3563 грузоподъемностью 10 тонно-сил.
Изготовляется для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с обычными и разрядными грузами, а также для выполнения строительно-монтажных работ при выполнении их на рассредоточенных объектах.
Дизель-компрессорная станция ДКС-7/200А
На базе автомобиля КрАЗ-255Б
Предназначена для получения сжатого воздуха и закачки его в нефтяные пласты с целью вызова притока нефти освоении скважин.
ЗЦА-400А
Изделие ПМП
Изделие ПМП на шасси автомобилей КрАЗ-214Б и КрАЗ-255Б
Продолжается для оборудования мостовых и паромных переправ.
Изделие ТММ
Изделие ТММ на шасси КрАЗ-214Б
Изделие ТММ-3
Изделие ТММ-3 на шасси КрАЗ-255Б
Изделие ТММ и ТММ-3
Тяжелый механизированный мост
На шасси автомобилей КрАЗ-214Б и КрАЗ-255Б
Предназначен для транспортировки мостового блока, установки его на водное препятствие и снятие с препятствия
Катер БМК-Т
Катер БМК-Т (1З96)
На шасси автомобіля КрАЗ-214Б
Назначение: транспортировка катера по суше, спуск на воду и грунт и подъем с воды и грунта.
Кислотовоз КП-6,5
Кислотовоз КП-6,5 с прицепом-цистерной для кислоти
Компрессорная машина
Лесовозный автопоезд ЛК-2
На базе шасси автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-214Б
Выполнен с возможностью самопогрузки односкатного роспуска на шасси тягача.
Машина УБМ Береговая мостостроительная установка
Машина УБМ береговая мостостроительная установка на шасси автомобиля КрАЗ-255Б. Предназначается для транспортирования оборудования при строительстве низкоководных мостов.
Машина УПМ
Машина УПМ плавающая мостостроительная установка.
Шасси автомобиля КрАЗ-255Б.
Предназначается для транспортировки оборудования при строительстве низководных мостов.
Механизированная машина-самопогрузчик IMMC
Механизированная машина-самопогрузчик IMMC на базе автомобиля КрАЗ-255Б. Предназначена для погрузки, транспортировки и разгрузки нефтепромыслового оборудования. Буксирует прицеп ЧМЗАП-5523.
Насосний агрегат 2АН-500
На базе шасси автомобилей КрАЗ-219Б и КрАЗ-257.
Предназначен для закачки жидкостей при гидравлическом разрыве нефтяных пластов, при гидропескоструйных процессах и при других продавочных нефтепромысловых работах.
Насосний агрегат АКП-500
Паровая передвижная установка ППУ-3М
На шасси автомобиля КрАЗ-255Б.
Предназначается для депарафинизации нефтяных скважин, прогрева трубопроводов и питания паром прочих потребителей на нефтепромыслу.
Передвижная механическая мастерская ММ-4
Передвижная механическая мастерская ММ-4 на базе шасси автомобиля КрАЗ-257.
Передвижная опреснительная станция ОПС
Предназначается для получения дестилированной воды из горько-соленых источников.
Изготовляется на базе шасси автомобилей КрАЗ-214-Б и Краз-255Б
Работает в сцепе с электростанцией ЭСД-75-ВС-М, смонтированной на двухосном прицепе.
Автобетоносмеситель С-942
На базе седельного тягача КрАЗ-221b, Краз-258, предназначен для транспортирования бетонной смеси на строительные объекты, приготовления этой смеси в пути следования и выдачи готовой смеси потребителям.
Изготовитель: Славянский завод «Строймаш»
Транспортная машина ТМ-Р8И с гилравлическим краном 4032
На базе бортового автомобиля КрАЗ-214Б.
Предназначена для транспортировки спецгрузов с погрузкой их краном
Установка 5Т55
Установка 5Т55 на базе автомобиля КрАЗ-255Д.
Назначение: транспортировка по различным дорогам и местности на активном полуприцепе.
Установка УЗР-I
На базе шасси автомобиля КрАЗ-257.
Предназначена для зачистки резервуаров от донных отложений.
Цементировочний агрегат ЗЦА-400
На шасси автомобиля КрАЗ-257.
Предназначен для цементирования нефтяных скважин.
Цементировочний агрегат ЗЦА-400А
На шасси автомобиля КрАЗ-257.
Предназначен для цементирования нефтяных скважин.
Цементировочный агрегат ЦА 320 М
Цистерна винная ЦВ-10
На базе шасси автомобиля КрАЗ-219Б.
Предназначена для транспортировки вина на разливочные заводы.
Э-305
Э-305Б
Э-305Б на шасси автомобиля КрАЗ-255Б
Предназначены для производства всевозможных работ в легких и тяжелых грунтах и используется при разработке карьеров, возведения насыпей, рытье котлованов, траншей и канав.
Емкость ковша 0,3м3.
Выполняют следующие виды работ
а) Рытьё обратной лопатой
б) Рытьё прямой лопатой
в) Погрузочно-разгрузочные работы с помощью кранового оборудования (грузоподъёмность 5 тонн максимум)
Э4010
Экскаватор-планировщик Э4010
На базе автомобиля КрАЗ-258 / КрАЗ-221Б
Предназначен для отделки и планировки откосов насыпей и выемок, для зачистки дна котлованов, погрузка и разгрузка сыпучих материалов, для рытья траншей и котлованов, а также для выполнения других земляных и строительных работ малых рассредоточенных объемов.
Кременчугский автомобильный завод — Википедия
Кременчу́гский автомоби́льный заво́д (КрАЗ) (укр. Кременчуцький автомобільний завод) — советский, затем украинский производитель и поставщик грузовых автомобилей гражданского и специального назначения, запасных частей к ним, прицепов и полуприцепов.
В настоящее время завод является собственностью Публичного акционерного общества «АвтоКрАЗ», которое было создано на его базе, и в свою очередь «является индустриальным крылом финансово-промышленной группы „Финансы и Кредит“»[4].
1945—1958[править | править код]
После окончания Великой Отечественной войны, в мае 1945 года в Кременчуг приехала бригада специалистов Главмостстроя, чтобы определить площадку под строительство ведомственных объектов. После выполнения работ Народный комиссариат путей сообщения СССР издал приказ № 831/Ц от 31 августа 1945 года о строительстве в Кременчуге механического завода, завода мостовых конструкций и прокатной базы Главмостстроя (которые позже были объединены в одно предприятие — Кременчугский мостовой завод)[5].
В 1946 году был заложен первый кирпич в фундамент мостового завода. В течение следующих 8 лет на заводе было изготовлено около 600 мостов общей длиной около 27 км, установленных на реках Днепре, Москве, Днестре, Волге, Даугаве и других.
Летом 1956 года Кременчугский мостовой завод был реорганизован в Кременчугский комбайновый завод и начал выпуск кукурузоуборочных комбайнов и других сельхозмашин. За два года своего существования он выпустил 14061 кукурузоуборочный комбайн КУ-2А, 5285 свеклопогрузчиков, 4150 тележек для прорыва свеклы, 50 буртоукладчиков свеклы, 329 очистителей початков кукурузы, 874 дорожных катка и 24612 тракторных колёс[6].
1959—1991[править | править код]
17 апреля 1958 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принято решение о создании завода по изготовлению большегрузных автомобилей на базе действовавшего в Кременчуге комбайнового завода[1]. Для организации автомобильного производства на завод были направлены 318 специалистов с других автомобильных заводов СССР, ещё 130 работников завода были направлены для прохождения практики на автомобильные заводы и свыше двух тысяч рабочих прошли обучение на заводе. Производство тяжёлых грузовиков на основе ЯАЗ-210 было передано с Ярославского автомобильного завода. В 1959 году началось изготовление узлов и деталей для автомобильной техники, в марте 1959 года завод начал изготавливать рамы[7].
10 апреля 1959 года было завершено изготовление первых двух самосвалов КрАЗ-222, к концу 1959 года завод освоил серийное производство КрАЗ-214, КрАЗ-219 и КрАЗ-222. Кроме того, к 7 ноября 1960 были изготовлены два опытных КрАЗ-214 с кузовом, опрокидывающимся на обе стороны[8].
В 1960 году директором завода стал И. М. Приходько, в 1960—1961 гг. одновременно с расширением производства была ускорена комплексная механизация и автоматизация производственных процессов (до августа 1961 года были установлены и введены в эксплуатацию 89 агрегатных станков, 62 автомата и 70 быстродействующих зажимных приспособлений)[9].
В 1961 году завод поставил на экспорт более 500 автомобилей в 26 стран мира, среди которых Аргентина, Афганистан, Болгария, Китай, Индия, Вьетнам и другие.
В 1961—1964 гг. на заводе были внедрены свыше 80 передовых технологических процессов (в том числе, чистовая обработка деталей методом пластического деформирования и электрохимическая обработка металла)[8]. В 1962 году на заводе было создано конструкторское бюро СКБ-2 по проектированию техники военного назначения (в этом же году СКБ-2 были созданы бескапотный 8-тонный грузовик КрАЗ-253Б и унифицированный с ним седельный тягач КрАЗ-259Б, но они остались опытными образцами)[10].
В 1963 году завод произвёл замену электрооборудования на выпускаемых автомашинах (12-вольтовое электрооборудование было заменено на 24-вольтовое)[11]. В 1965 году завод начал производство бортового грузовика КрАЗ-257, в 1966 году — 12-тонного самосвала КрАЗ-256Б и модернизированного седельного тягача КрАЗ-258[12].
30 декабря 1968 года завод выпустил 100-тысячный автомобиль[8][13]. В 1970 году производственные мощности завода были увеличены: 7 января 1970 года в строй был введён новый цех площадью 21,5 тыс. м²[14].
22 января 1971 года завод был награждён орденом Ленина[1] (за досрочное выполнение 8-го пятилетнего плана и успешное освоение новых моделей грузовых автомобилей). В 1972 году завод выпускал массово-поточным способом шесть моделей грузовых автомашин (КрАЗ-255Б, КрАЗ-255В, КрАЗ-255Л, КрАЗ-256Б, КрАЗ-257Б, КрАЗ-258)[1].
В середине 1970-х годов все выпускаемые заводом автомашины были дооборудованы новой двухпроводной тормозной системой[15]. В 1975 году на заводе было завершено внедрение комплексной системы управления качеством продукции, после чего ресурс выпускаемых автомашин увеличился[8].
15 января 1976 года приказом № 17 Министерства автомобильной промышленности СССР было создано производственное объединение «АвтоКрАЗ» (в состав которого вошли Кременчугский автозавод и ещё пять специализированных заводов)[16].
11 мая 1976 года генеральным директором Кременчугского объединения по производству большегрузных автомобилей (АвтоКрАЗ) назначен М. Г. Погостинский.
В результате применения ЭВМ для расчётов конструкции выпускаемых автомашин[17], освоения и внедрения в производство прогрессивных методов к 1978 году был введён единый комплект каркаса кабины (на основе которого изготавливали все варианты их исполнения), сокращена номенклатура деталей выпускаемых автомашин (оставлены 12 вариантов исполнения рам вместо 36, одна промежуточная опора карданных валов вместо трёх, две реактивные штанги вместо шести, шесть исполнений раздаточных коробок вместо 36), повышена надёжность и долговечность путём накатки рабочих поверхностей, введено шевингование цилиндрической пары шестерён редукторов моста, усилены кронштейны редукторов под реактивную штангу, шарниры равных угловых скоростей переднего ведущего моста, а вся номенклатура рам, подрамников, кабин, оперения и других узлов была переведена на окраску эмалями, сохраняющими свойства в условиях жаркого климата[18].
К началу 1978 года завод выпускал шесть моделей грузовиков в 28 модификациях, автомашины КрАЗ использовались на всей территории СССР и экспортировались в 57 стран мира[19]. В 1979 году был достигнут максимальный выпуск автомобилей на одного рабочего — 1,66 штуки. Этот показатель и в последующие годы остался наивысшим среди заводов автомобильной промышленности СССР, выпускавших большегрузные автомобили.
В 1980 году завод выпускал массово-поточным способом шесть моделей грузовых автомашин (КрАЗ-255Б, КрАЗ-255В, КрАЗ-255Л, КрАЗ-256Б, КрАЗ-257, КрАЗ-258)[16]. 14 декабря 1980 года завод был награждён вьетнамским орденом Дружбы народов[13]. К концу 1980 года была изменена конструкция шестерен главной зубчатой пары ведущих мостов выпускаемых автомашин, что позволило повысить их прочность и увеличило среднее время до поломки зубьев[20].
В 1981 году было проведено обновление производственных мощностей завода, установлены 5 автоматических и комплексно-механизированных линий (94 единицы автоматического и полуавтоматического оборудования)[21]. В 1982 году в производственные процессы на КрАЗ были внедрены конструкторско-технологические мероприятия (изменение конструкции рессор в связи с применением нового Т-образного профиля; использование для переднего бампера и пола платформы холодногнутых профилей вместо листового проката; замена для поперечин рамы углеродистой стали на низколегированную), позволившие снизить расход металла в производстве автомашин[22].
27 апреля 1984 года завод выпустил 500-тысячный автомобиль[23]. В 1985 году в конструкцию выпускаемых автомашин внесли улучшения: была освоена новая конструкция осей балансирных подвесок, разработанная специалистами КрАЗ совместно с Днепропетровским металлургическим институтом (замена сплошной оси на ось, изготовленную из толстостенной стальной трубы позволила увеличить ресурс детали с 1,265 млн до 1,383 млн циклов нагружения)[24], в конструкции платформ перешли от использования горячекатаного листа к использованию холодногнутых профилей (что позволило повысить прочность и жёсткость платформы, снизить массу платформы и уменьшить расход металла), для изготовления колёс рулевого управления вместо ацетобутиратцеллюлозного этрола стали использовать морозостойкий полипропилен «Сильпон-4»[25].
В 1986 году автозавод выпустил 30 655 автомашин — наибольшее количество за годы существования. В 1988 году было выпущено 29 789 автомашин. С 1989 года на выпускаемые заводом грузовики начали устанавливать усовершенствованные рулевые тяги, имевшие увеличенную надёжность при меньшей материалоёмкости и габаритах (вместо трубы 48х8 стали ставить холоднодеформированную трубу 48х6 из стали «35»)[26].
К началу 1990 года Днепропетровский металлургический институт разработал для выпускаемых заводом автомашин [27]. Также, в 1990 году на заводе начали использование лазеров для бездеформационного упрочнения шлицевых отверстий по разработанной НПО «НИИТавтопром» технологии[28].
В 1990 году завод выпустил 27 667, в 1991 году — 25 094 автомашин[29].
1991—2013 годы[править | править код]
Грузовики КрАЗ MIMS 20061 апреля 1991 года на базе экспортного отдела завода была создана Внешнеторговая фирма «КрАЗ»[30], одной из обязанностей которой была реклама продукции предприятия.
Одним из мероприятий по повышению известности КрАЗ стало участие в чемпионате по трак-рейсингу. Гоночный грузовик с танковым турбодизелем 5ТДФ, бортовым редуктором и механической 8-скоростной планетарной КПП был построен за 7 месяцев в сотрудничестве с конструкторами харьковского завода им. Малышева. В первом заезде водитель Александр Медведченко, один из лучших кольцевых гонщиков СССР, финишировал 7-м, пробившись в финал. Однако послефинишный осмотр выявил причину падения скорости в последней трети заезда: развалился уникальный, изготовленный всего в двух экземплярах подшипник ступицы заднего моста. Руководство компании посчитало такой результат неприемлемым и закрыло гоночный проект.
В 1992 году КрАЗ выпустил 23 383 грузовика[31] и участвовал в гонках грузовой Формулы-1[32].
В марте 1993 года заводом был выпущен 750-тысячный автомобиль КрАЗ[13] (всего в 1993 году завод выпустил 22 218 грузовиков[33]). Также, в 1993 году руководством «АвтоКрАЗ» был создан коммерческий банк «Автокразбанк»[34], а завод был отмечен международными наградами: Аркой Европейской Международной Звезды и Европейским призом за качество.
В 1994 году Кременчугский автомобильный завод был зарегистрирован как открытое акционерное общество и выпустил 11 124 грузовика[35]. 15 февраля 1996 года на автозаводе было создано совместное украинско-итальянское предприятие «Iveco-КРАЗ». В июне 1996 года была зарегистрирована холдинговая компания «АвтоКрАЗ».
В 1996 году завод выпустил 1919 грузовиков[36]. 1 апреля 1997 года Кабинет министров Украины выделил ХК «АвтоКрАЗ» 4 млн. гривен на развитие производства грузовых автомобилей[37].
Приватизация предприятия была начата в апреле 1999 года. В 1999 году завод выпустил 827 автомобилей[38].
16 ноября 2000 года, после того, как акционером ХК «АвтоКрАЗ» стало совместное украинско-немецкое предприятие «Мега-Моторс», ХК «АвтоКрАЗ» объявила о выходе из состава акционеров ранее созданного совместного предприятия «Iveco-КРАЗ»[39].
В 2000 году «АвтоКрАЗ» выпустил 1428 автомобилей[38] и закончил год с убытками в размере 32,9 млн гривен. В 2001 году, после приобретения 36,37 % акций ХК «АвтоКрАЗ», владельцем контрольного пакета из 87,3 % акций стало предприятие «Мега-Моторс»[40].
В 2001 году завод выпустил 2012 автомобилей[38]. В конце 2002 года в составе холдинга был образован Торговый Дом ХК «АвтоКрАЗ», задачей которого является организация продаж продукции завода на Украине и в странах СНГ. В 2003 году было открыто сборочное производство во Вьетнаме.
В июне 2004 года «АвтоКрАЗ» заключил контракт на поставку для иракской армии более 2400 грузовиков КрАЗ-6322 различных модификаций[41]. Вместе с транспортными грузовиками и топливозаправщиками в рамках контракта предусматривалась поставка не менее 250 ремонтных мастерских для обслуживания основного парка армейских машин, в результате были разработаны и поставлены в Ирак ремонтно-эвакуационные машины КрАЗ-6322-056 «Мастер»[42].
В сентябре 2004 года КрАЗ открыл автосборочное предприятие в России, на базе тюменского завода ОАО «ГРОМ» (производителя оборудования для нефтедобывающей промышленности и геологоразведки)[43].
В 2004 году на заводе была введена система управления качеством международного стандарта ISO 9001:2000. Всего в 2004 году КрАЗ выпустил 2244 автомобилей и машинокомплектов[44].
23 декабря 2004 года завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[45].
В июне 2005 года «АвтоКрАЗ» совместно с компанией «Богдан-спецавтотехника» (входящей в корпорацию «Богдан») разработал и начал серийное производство вахтовых автобусов КрАЗ-6133КЕ для перевозки пассажиров[46].
В январе — сентябре 2005 года КрАЗ выпустил 2641 автомобиль[47]. Около 1400 из выпущенных в 2005 году грузовиков были поставлены для иракской армии по итогам государственного тендера Минобороны США[48].
27 января 2006 года на главном конвейере завода был собран 800 000-й автомобиль КрАЗ — седельный тягач КрАЗ-6446, который 19 февраля 2006 года был подарен президенту Туркменистана С. А. Ниязову.
В октябре 2006 года, по результатам рейтинга «ТОП-100. Самые динамичные компании», обнародованного издательством «Экономика», ХК «АвтоКрАЗ» по приросту чистого дохода заняла первое место среди 100 компаний Украины, показывающих наилучшие темпы экономического развития.
Армейские грузовики КрАЗ различных типов были приняты на вооружение Грузии, поставки начались в феврале 2005 года. В феврале были также подписаны контракты на поставку автомобилей КрАЗ в Грузию и Армению[49], к 26 мая 2007 года их было не менее 120[50]. 5 июня 2008 года министр обороны Украины Ю. И. Ехануров на пресс-конференции в Тбилиси назвал объёмы поставки в Грузию армейских грузовиков КрАЗ: всего за годы независимости было продано 400 машин, из них 150 — с начала 2008 года[51]. По меньшей мере 5 грузовиков КрАЗ-6510 были захвачены[52] и ещё несколько КрАЗ 6322 были уничтожены в ходе войны в Южной Осетии. 1 марта 2009 года депутат от компартии Украины Игорь Алексеев сообщил, что в Грузию было поставлено 250 автомобилей «КрАЗ»[53]. В марте 2012 года Грузия представила реактивную систему залпового огня ZCRS-122 на шасси КрАЗ-6322 с бронированной кабиной[54].
В 2006 году на вооружение Украины был принят КрАЗ-6322, в марте 2008 года министерству обороны передали первые 15 грузовиков[55] (всего до конца 2008 года в вооружённые силы передали 103 автомашины КрАЗ: 87 шт. КрАЗ-6322 и 16 самосвалов КрАЗ-6510)[56].
\\В 2007 году правительство Украины закупило для армии 50 грузовиков КрАЗ, но уже в конце 2008 года было принято решение сделать автомобили КрАЗ основными в украинской армии[57]. 23 августа 2011 года на вооружение вооружённых сил Украины были приняты две модификации грузовика повышенной проходимости КрАЗ-5233[58] — КрАЗ-5233ВЕ «Спецназ» и КрАЗ-5233НЕ (которые должны в перспективе заменить советские Урал-4320 и КамАЗ-4310)[59].
В 2007 году «АвтоКрАЗ» выпустил 4206 автомобилей (на 20,7 % больше, чем было выпущено в 2006 году и рекордное количество за 12 лет)[60].
В октябре 2008 года министерство строительства Кубы и ХК «АвтоКрАЗ» создали совместное предприятие по ремонту и модернизации грузовиков КрАЗ[61] (в это время на Кубе имелось несколько тысяч грузовиков КрАЗ, в основном изношенных и требующих ремонта самосвалов КрАЗ-256Б). В январе 2009 года в городе Сьенфуэгос было открыто совместное украино-кубинское предприятие «КрАЗ-СОМЕК», мощность которого позволяет производить модернизацию до 200 автомашин КрАЗ в год. Первый модернизированный КрАЗ-256БМ1 был собран 31 января 2009 года, всего до 28 августа 2014 года предприятием было модернизировано более 300 автомашин КрАЗ[62].
В 2008 году «АвтоКрАЗ» выпустил 3634 автомобиля[63], в 2009 году — 280 автомобилей[64].
В 2009 году завод разработал бескапотную кабину (которую установили на несколько моделей грузовиков, однако в дальнейшем было принято решение устанавливать на бескапотные КрАЗы импортные кабины: французские от Renault Kerax и китайские Shaanxi)[65].
В 2010 году «АвтоКрАЗ» выпустил 1002 автомобиля (в 3,6 раза больше, чем в 2009 году), при этом 16 % выпущенных автомашин были проданы на внутреннем рынке, 50 % — поставлены в страны СНГ, а остальные 34 % — проданы в иные страны мира[66]
В мае 2011 года президент Украины В. Ф. Янукович подписал указ «О присуждении Государственных премий Украины в области науки и техники за 2010 год», в соответствии с которым работники ХК «АвтоКрАЗ» были отмечены Государственной премией в области науки и техники — «за весомый личный вклад в создание и развитие конструкции автомобилей КрАЗ специального назначения».
В 2011 году «АвтоКрАЗ» выпустил 1071 автомобиль и сборочных комплектов, продал 1263 единицы техники (из них, 71 % было поставлено в страны СНГ, 20 % — по Украине, 9 % — в другие страны мира)[67].
В 2012 году «АвтоКрАЗ» выпустил 899 автомобилей (на 16 % меньше, чем в 2011 году), из них на территории Украины было продано 11 %, а остальные поставлены на экспорт (548 закупила Россия, 57 — Туркменистан, 38 — Казахстан, 18 — Грузия[68], 30 — Азербайджан[69]). Также, в 2012 году в соответствии с требованиями Закона Украины «Об акционерных обществах», ОАО холдинговая компания «АвтоКрАЗ» была преобразована в публичное акционерное общество «АвтоКрАЗ»[уточнить].
В 2013 году завод выпустил 891 автомобиль[70], чистая прибыль «АвтоКрАЗа» составила 20 млн гривен[71].
С 2014 года[править | править код]
В январе 2014 года «АвтоКРАЗ» выпустил 60 грузовиков[72].
В мае 2014 года был представлен демонстрационный образец нового шасси — КрАЗ-7634.
Летом 2014 года было заключено соглашение с канадской компанией «Streit Group» на лицензионное производство бронемашин Streit Group Cougar (на шасси Toyota Land Cruiser 79, под наименованием KrAZ Cougar) и KrAZ Spartan (на шасси Ford 550). 22 июля 2014 года первые бронемашины KrAZ Cougar и KrAZ Spartan были представлены в Кременчуге[73], а затем — переданы на вооружение 1-й оперативной бригады Национальной гвардии Украины. Кроме того, в июле 2014 года на вооружение Национальной гвардии Украины были переданы первые 5 грузовиков КрАЗ-5233[74].
29 июля 2014 Национальный банк Украины принял решение об отзыве лицензии и ликвидации банка «Автокразбанк»[75].
В сентябре 2014 года завод предложил для вооружённых сил Украины новую модель военного грузовика — КрАЗ В12.2МЕХ «Сержант», изготовленный с использованием импортных компонентов (кабины грузовика MAN F2000, которая производится по лицензии в Китае фирмой Shaanxi; коробки передач «Fast Gear» китайского производства и двигателя Сummins)[76].
В декабре 2014 завод предложил для вооружённых сил Украины новую полевую кухню — КрАЗ-А061 \ Р2[77].
Всего в январе-октябре 2014 года «АвтоКрАЗ» выпустил 1110 автомобилей (на 53,3 % больше, чем за первые десять месяцев 2013 года). Как сообщается в пресс-релизе предприятия, в общем объёме произведенных предприятием машин доля бортовых автомобилей составила 40 %, спецтехники — 33 %, шасси — 26 %, седельных тягачей — 1 %[78], в ноябре 2014 было выпущено ещё 108 грузовиков[79], в декабре 2014 — ещё 168 грузовиков[80].
9 февраля 2015 генеральный директор «АвтоКрАЗ» Р. Е. Черняк сообщил, что по итогам 2014 года заказчикам на Украине было поставлено 46 % выпущенной продукции, а больше половины продукции было поставлено за рубеж. Основную часть поставок украинским заказчикам составляла техника для вооружённых сил и иных силовых структур[81] (всего в 2014 году вооружённым силам Украины было поставлено 700 грузовиков, включая специальные машины: тягачи и заправщики)[82].
В 2014 году чистый убыток «АвтоКрАЗа» составил 148 млн гривен[71].
31 марта 2015 было объявлено, что завод полностью отказался от использования всех комплектующих российского производства, включая двигатели[83].
В 2015 году «АвтоКРАЗ» выпустил 1401 автомобиль и , при этом 40 % продукции было поставлено на экспорт[84]. Также, в течение 2015 года на предприятие было принято 277 человек молодых работников, из них 87 выпускников профтехучилищ. Средний возраст персонала составлял около 45 лет[85].
В 2015 году чистый убыток «АвтоКрАЗа» составил 372 млн гривен (рост в 2,4 раза к предыдущему году)[71].
В I полугодии 2016 года «АвтоКрАЗ» выпустил 405 грузовиков (падение на 32 % к I полугодию предыдущего года) и [86], в июле 2016 — ещё 75 грузовиков и 8 прицепов[87]. Всего в 2016 году завод изготовил 800 машин[88].
В 2017 году завод произвёл 629 автомашин[88]. В декабре 2017 года стало известно, что на выпускаемые заводом грузовики по-прежнему устанавливают двигатели ЯМЗ российского производства (рабочими завода были опубликованы фотографии двигателей 2017 года выпуска), что противоречило ранее сделанным заявлениям пресс-службы и руководства «АвтоКрАЗ» о том, что завод полностью отказался от использования всех комплектующих российского производства[89].
Летом 2018 года в связи с невозвращением взятых в кредит денежных средств «Ощадбанк» подал иск о банкротстве «АвтоКрАЗ»[90], 11 октября 2018 года хозяйственный суд Киева открыл производство по делу о банкротстве[91]. 1 ноября 2018 года Россия ввела санкции против «АвтоКрАЗ»[92].
По итогам 2018 года доход от реализации произведенной продукции — 976 млн грн. При этом доля внутреннего рынка в общем объеме продаж составила 93%, в том числе военного сектора – 66%, гражданского — 34%. По автомобилям: бортовые грузовики составили 47% продаж, шасси — 44%, тягачи — 4%, самосвалы — 5%.[2] Всего было реализовано 540 автомобилей.[93]
По итогам 5 месяцев 2019 года доля продаж марки КрАЗ на украинском рынке составила — 3.54 % [94]
Вакуумная подметально-уборочная машина КрАЗ h22.2Производство автомобилей по годам, штук.
В 1986—2001 годах:
1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
30655 | ??? | 29789 | ??? | 27677 | 25094 | 23383 | 22218 | 11124 | ??? | 1919 | ??? | ??? | 827 | 1428 | 2012 |
В 2002—2018 годах:
2002 | 2003 | 2004 | 2005[95] | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017[96] | 2018 | 2019(план) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
~1300 | 897 | 2244 | 2641 | 3485 | 4206 | 3634 | 280 | 1002 | 1071 | 899 | 891 | 1386 | 1401 | 800 | 629 | ~1025 | 1200 |
- ↑ 1 2 3 4 Кременчугский автомобильный завод имени 50-летия Советской Украины // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 13. М., «Советская энциклопедия», 1973. стр. 373
- ↑ 1 2 Технологический и производственный потенциал «АвтоКрАЗа» по участию в программе перевооружения ВСУ и ГОЗ востребован на 2-3%
- ↑ Группа «Финансы и кредит»
- ↑ Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ», профайл (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 3 сентября 2009. Архивировано 31 июля 2009 года.
- ↑ 2015-й — юбилейный год для Кременчугского автозавода // «Кременчуг online» от 16 мая 2015
- ↑ КрАЗ 60 лет назад выпускал комбайны. Фото // «Агроправда. UA» от 25 августа 2016
- ↑ А. И. Горяинов. М. Ф. Лавринович. Родники дружбы и братства: Минск — Кременчуг. Харьков, «Прапор», 1986. стр. 25-27
- ↑ 1 2 3 4 Кременчугский автозавод им. 50-летия Советской Украины // журнал «Автомобильная промышленность», № 8, 1984. стр.29-30
- ↑ Н. Васильев. Кременчугские великаны // «За рулём», № 8, август 1961. стр.3-4
- ↑ Е. Д. Кочнев. Секретные автомобили Советской Армии. М.: Яуза, Эксмо, 2011
- ↑ А. И. Горяинов. М. Ф. Лавринович. Родники дружбы и братства: Минск — Кременчуг. Харьков, «Прапор», 1986. стр. 41
- ↑ А. И. Горяинов. М. Ф. Лавринович. Родники дружбы и братства: Минск — Кременчуг. Харьков, «Прапор», 1986. стр. 38
- ↑ 1 2 3 Памятные даты и события холдинговой компании «АВТОКРАЗ» // «Стальной характер» (корпоративный журнал ХК «АВТОКРАЗ»), № 3, 2009. стр. 7
- ↑ Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1971 (вып. 15). М., «Советская энциклопедия», 1971. стр.43
- ↑ В. В. Таболин. Автомобили КрАЗ. Эффективность, надёжность, качество // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1982. стр.14-16
- ↑ 1 2 Кременчугский автомобильный завод имени 50-летия Советской Украины // Украинская Советская Энциклопедия. том 5. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр. 399
- ↑ Г. В. Зайцев, Л. В. Корчемный. Применение ЭВМ для исследования и расчётов автомобилей и двигателей // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1978. стр.7-9
- ↑ канд. экон. н. А. А. Невелев, канд. тех. н. Г. Б. Кац. Унификация — важное направление повышения эффективности производства // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1978. стр.3-7
- ↑ Е. И. Лежнева. Достижения отечественного автомобилестроения // журнал «Автомобильная промышленность», № 2, 1978, стр.41-45
- ↑ Г. А. Лопато, Г. И. Малолетний, А. Н. Федоренко, В. А. Рудаков, С. З. Бородский, В. И. Прилепский. Повышение нагрузочной способности главной зубчатой пары ведущих мостов автомобиля КрАЗ // журнал «Автомобильная промышленность», № 12, 1980. стр.27-28
- ↑ М. Б. Андреев. Краснознаменные коллективы отрасли на Доске почёта ВДНХ // журнал «Автомобильная промышленность», № 9, 1982. стр.31-32
- ↑ В. М. Бандулет, С. А. Никитин, Е. А. Устинов. Строжайшая экономия металла — закон автомобильного производства // журнал «Автомобильная промышленность», № 10, 1982. стр.1-4
- ↑ А. И. Горяинов. М. Ф. Лавринович. Родники дружбы и братства: Минск — Кременчуг. Харьков, «Прапор», 1986. стр. 46-47
- ↑ В. В. Таболин, А. П. Артеменко, И. Е. Долженков, О. С. Хусид, В. А. Данич. Новые оси балансирных подвесок автомобилей КрАЗ // журнал «Автомобильная промышленность», № 1, 1985. стр.12
- ↑ С. И. Попова. На ВДНХ СССР. Новые автомобильные материалы // журнал «Автомобильная промышленность», № 4, 1985. стр.29-31
- ↑ В. В. Тимонин, Н. А. Дубовик. Конструктивные особенности рулевых тяг на автомобилях КрАЗ // «Автомобильная промышленность», № 9, 1993. стр.10-11
- ↑ д. тех. н. А. Н. Комаров, канд. тех. н. Б. Я. Дроздов, С. В. Коваленко. Новый профиль рессорной полосы для многолистовых рессор // журнал «Автомобильная промышленность», № 1, 1990. стр.30
- ↑ канд. физ.-мат. н. Б. Ф. Мульченко. Лазер повышает надёжность деталей АТС // журнал «Автомобильная промышленность», № 8, 1990. стр.10-12
- ↑ В. И. Пашков, С. Г. Сидоренко. Автомобильная промышленность за 1991 год и девять месяцев 1992 года // «Автомобильная промышленность», № 3, 1993. стр.1-6
- ↑ Внешнеторговая фирма «КрАЗ» отметила сегодня День рождения // «Кременчуг online» от 1 апреля 2015
- ↑ Производство грузовых автомобилей в России и СНГ // журнал «За рулём», № 9, сентябрь 1994. стр.14
- ↑ И КрАЗы были рысаками (неопр.). Журнал «Автоцентр» № 1 (13 января 2003). Дата обращения 24 октября 2015. Архивировано 30 декабря 2014 года.
- ↑ Только статистика // журнал «За рулём», № 12, декабрь 1993. стр.4
- ↑ официальный сайт ПАО «Автокразбанк» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июля 2016. Архивировано 25 июня 2016 года.
- ↑ Производство грузовых автомобилей в странах СНГ в 1994 году // журнал «За рулём», № 9, 1995. стр.28
- ↑ «КрАЗ, выпускавший прежде 27 тысяч грузовиков, произвел в прошлом году 1919»
Владимир Писковый. «Ещё дышим. Но уже на ладан» // «Зеркало недели» от 8 августа 1997 - ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 287 від 1 квітня 1997 р. «Про виділення коштів холдинговій компанії „АвтоКрАЗ“»
- ↑ 1 2 3 Татьяна Донченко. «АВТОКРАЗ» пытается отстоять утраченные рынки // «Зеркало недели» от 17 января 2003
- ↑ АвтоКРАЗ вышел из «Iveco-КРАЗ» // «Корреспондент. NET» от 21 ноября 2000
- ↑ «Мега-Моторс» выиграла конкурс по КрАЗу // «Корреспондент. NET» от 24 июля 2001
- ↑ Первый иракский контракт КрАЗ выиграл 14 Июня 2004 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 апреля 2014. Архивировано 15 апреля 2014 года.
- ↑ М. Шелепенков. Мастер спешит на помощь // «Грузовик Пресс», № 6, 2007
- ↑ Украинский «Автокраз» открыл производство в России // «Корреспондент. NET» от 20 сентября 2004
- ↑ В 2004 году холдинговая компания «АВТОКРАЗ» увеличила объёмы производства в 2,5 раза // «Портал Машиностроения» от 11 января 2005
- ↑ Правительство Украины в два раза сократило перечень государственных стратегических предприятий // «Подробности. UA» от 5 января 2005
- ↑ Украинские автомобилестроители увеличили производство // «Корреспондент. NET» от 26 августа 2005
- ↑ АВТОКРАЗ увеличил выпуск продукции на 80 % // «Портал Машиностроения» от 17 октября 2005
- ↑ «АвтоКрАЗ» намерен поставить 600 грузовиков КрАЗ в Ирак в 2006 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2014. Архивировано 16 апреля 2014 года.
- ↑ КрАЗ поехал за границу Архивная копия от 15 апреля 2014 на Wayback Machine // «Эксперт», № 7 (12) от 27 февраля 2005
- ↑ «По сообщению Министерства обороны Грузии, в ходе военного парада над проспектом Руставели пролетят также четыре недавно приобретенных военно-учебных самолета L-39 и проедут 120 военных тягачей марки „КрАЗ“»
В честь Дня независимости Грузии пройдет военный парад // Civil Georgia, 26 мая 2007 - ↑ Грузия активно покупает оружие у Украины // «Известия» от 6 июня 2008
- ↑ MOSKPRF.RU: В последний час: путь к «Хасавюрту-2»? (сводка № 8)
- ↑ Коммунисты привели перечень оружия, поставленного Украиной Грузии
- ↑ Грузия показала новую реактивную систему залпового огня // LENTA.RU от 5 марта 2012
- ↑ Новости СНГ // «Военно-промышленный курьер», № 10 (226) от 12 марта 2008
- ↑ КРАЗ — базовый автомобиль вооружённых сил Украины // «Стальной характер» (корпоративный журнал ХК «АВТОКРАЗ»), № 3, 2009. стр. 10-11
- ↑ Украинская армия сделает КрАЗ основным автомобилем // LENTA.RU от 2 декабря 2008
- ↑ Вездеход «Спецназ» принят на вооружение армии // УНИАН от 1 сентября 2011
- ↑ На озброєння Збройних сил України прийнята нова автомобільна техніка / официальный сайт министерства обороны Украины от 29 августа 2011
- ↑ «АвтоКрАЗ» выпустил в 2007 году рекордное за последние 12 лет количество КрАЗов // официальный сайт ХК «АвтоКРАЗ» от 10 января 2008
- ↑ ХК «АвтоКрАЗ» запустил ремонтное предприятие по модернизации автопарка КрАЗов на Кубе // «Транспортный бизнес Украины» от 2 октября 2008
- ↑ Подписан очередной договор на поставку ремонтных комплектов КрАЗ на Кубу // официальный сайт «Укравтопром» от 28 августа 2014
- ↑ АвтоКрАЗ подвел итоги за 2008 г. // «Транспортный бизнес Украины» от 16 января 2009
- ↑ АвтоКрАЗ в 2009 г. сократил производство на 91,8 % // «Транспортный бизнес Украины» от 18 января 2010
- ↑ Федор Лапшин. УкрMAN // «Грузовики и автобусы», № 9, 2013
- ↑ АвтоКрАЗ планирует утроить производство до докризисного уровня // «Корреспондент. NET» от 26 января 2011
- ↑ В 2011 году холдинговая компания «АВТОКРАЗ» сохранила динамику роста производства и продаж // «Портал Машиностроения» от 14 января 2012
- ↑ Трассы «кразов» // журнал «Defence Express», № 1-2, 2013. стр. 5
- ↑ New KRAZ trucks for Azerbaijan // журнал «Ukrainian Defence Review», № 2 (April — June), 2013. стр. 6
- ↑ Статистика — 2013 // официальный сайт ассоциации «Укравтопром»
- ↑ 1 2 3 «АвтоКрАЗ» на треть сократил производство грузовых автомобилей // УНИАН
- ↑ «АвтоКрАЗ» в январе увеличил производство автомобилей в 4,6 раза (недоступная ссылка) // «Кременчуг Today» от 6 февраля 2014
- ↑ Кременчуг. Олег Бабаев «Спартан» и «Куга» для украинской армии // «Кременчуцькі Новини» от 22 июля 2014
- ↑ КрАЗ начал поставки военных грузовиков Нацгвардии
- ↑ Нацбанк полностью ликвидировал коммерческий «Автокразбанк» // TCH.UA от 1 сентября 2014
- ↑ «КрАЗ» предлагает для вооруженных сил Украины новый автомобиль В12.2МЕХ «Сержант» // «Украина промышленная» от 2 сентября 2014
- ↑ ПАО «АвтоКрАЗ» изготовил полевые кухни Архивная копия от 1 января 2015 на Wayback Machine // «Кременчуг Today» от 30 декабря 2014
- ↑ «АвтоКрАЗ» за 10 мес. ускорил темп прироста производства до 53 % за счет роста в октябре в 2,4 раза (недоступная ссылка) // «Кременчуг Today» от 5 ноября 2014
- ↑ За месяц «ЗАЗ» сократил производство легковых авто в 5 раз Архивная копия от 10 декабря 2014 на Wayback Machine // «Голос Запорожья» от 8 декабря 2014
- ↑ «АвтоКрАЗ» за 2014г увеличил продажи на 55 % // «Интерфакс — Украина» от 2 января 2015
- ↑ Колеса для фронта. Что АвтоКрАЗ поставит армии в 2015 году // «ЛігаБізнес. UA» от 9 февраля 2015
- ↑ 700 автомобилей «КрАЗ» воюют в зоне АТО (недоступная ссылка) // «Кременчуг Today» от 27 марта 2015
- ↑ Припинення поставок на КрАЗ російської сировини і комплектуючих не позначиться на виконанні контрактів і договорів // официальный сайт ХК «АвтоКрАЗ» от 31 марта 2015
- ↑ 2015-й — год испытаний на прочность. «КрАЗ» выстоял и уверенно идет вперед! / официальный сайт ХК «АвтоКрАЗ» от 4 января 2016
- ↑ «АвтоКрАЗ» — социально-ответственная компания
- ↑ КрАЗ сохраняет устойчивые позиции, последовательно наращивая темпы производства // официальный сайт ХК «АвтоКрАЗ» от 5 июля 2016
- ↑ «КрАЗ» сохраняет устойчивый темп производства // официальный сайт ХК «АвтоКрАЗ» от 2 августа 2016
- ↑ 1 2 АвтоКрАЗ имеет такие долги, что не исключает своего банкротства // «AUTO-Consulting.UA» от 20 августа 2018
- ↑ Працівники КрАЗу підтверджують — завод торгує з Росією // «Кременчуг Today» от 4 декабря 2017
- ↑ Ощадбанк начинает банкротство АвтоКрАЗа // «Кременчуг Today» от 24 июля 2018
- ↑ Суд начал официальное банкротство АвтоКрАЗа // «Кременчуг Today» от 11 октября 2018
- ↑ «АвтоКрАЗ», его директор и владелец попали под санкции России // «Интерфакс — Украина» от 1 ноября 2018
- ↑ Ощадбанк в суде добился возможности реализовать контрольный пакет акций «АвтоКрАЗа» (рус.). Интерфакс-Украина. Дата обращения 23 августа 2019.
- ↑ http://www.autokraz.com.ua/index.php/ru/novosti-i-media/news/item/4011-chy-potribni-derzhavi-ukrainski-vyrobnyky Нужны ли государству украинские производители?
- ↑ январь-сентябрь
- ↑ «АвтоКрАЗ» в 2018г. планирует существенно нарастить продажи в дальнее зарубежье (рус.), Интерфакс-Украина. Дата обращения 8 июня 2018.
Военный сектор — АвтоКрАЗ
КрАЗы были участниками почти во всех вооруженных конфликтов и войн конца ХХ — начала ХХІ века. Они обеспечивали выполнение задач в составе миротворческих контингентов Вооруженных Сил Украины в Сьерра-Леоне, Ливане, Косово, Ираке, Афганистане, а также миротвоцев Индонезии в Судане.
Опыт эксплуатации грузовиков КрАЗ на службе армейской и в боевых действиях в различных странах мира показал, что они успешно работают в наиболее сложных экстремальных и природно-климатических условиях — пустыне, джунглях, горах. КрАЗы надежные трудяги в диапазоне температур от −50 до +650С, их не останавливает высота до 5 тыс. м над уровнем моря, водные преграды глубиной до 1,5 м и снежный покров до 0,6 м им не помеха в работе. Армейские автомобили КрАЗ, благодаря наличию централизованной системы подкачки шин, имеют высокую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью.
Капотная компоновка кременчугских грузовиков — на поле боя огромный плюс, поскольку надежно защищает экипаж. Участники боевых действий отмечают, что в случае наезда на мину, взрыв разрушает передний мост, а люди в кабине остаются хоть и оглушенные, но живые. Ведь не зря же кразовский капот вояки нарекли «1,5 метра жизни».
Современные автомобили КрАЗ служат в армиях 36 стран мира, в числе которых ВС Украины, Грузии, Ирака, Египта, Индии, Йемена, Анголы, Нигерии. Они перевозят личный состав воинских подразделений и различные грузы, транспортируют артиллерийские системы и прицепы полной массой от 12 до 75 тонн, используются в составе комплексов радиоэлектронной борьбы и, конечно же, в качестве транспортной базы различных боевых систем. Они задействованы на аэродромах в качестве буксировщиков летательных аппаратов полной массой до 100 тонн.
Сегодня, в условиях возникновения локальных войн и военных конфликтов, назрела необходимость бронирования грузовых автомобилей, поэтому «АвтоКрАЗ», в содружестве с партнерами, начал выпуск автомобилей, оснащенных локальным и полным бронированием.
Украинское Открытие: секретные вездеходы КрАЗ времен СССР
Фото из архивов В. Левского и Л. Гоголева
Мы продолжаем серию публикаций о секретных вездеходах СССР, так и не пошедших в серийное производство. Начали мы с опытных разработок ГАЗа, потом рассказали о сухопутных и плавающих Уралах, а третья часть посвящена конструкторам из Украины, работавшим над перспективными моделями КраАЗ.
В советские времена для простого обывателя Кременчугский автозавод являлся небольшим изготовителем тяжелых грузовиков и самосвалов, но на самом деле с момента своего образования по заказам Министерства обороны там негласно проводили секретные разработки перспективных армейских полноприводных грузовиков, тягачей и многоосных активных автопоездов.
КрАЗ-253/КрАЗ-259 (1962 – 1968 гг.)
Начало военным разработкам на КрАЗе в 1961 году положило решение об организации там секретного СКБ-2 для проектирования перспективной тяжелой военной техники. На следующий год группа молодых инженеров разработала первые образцы трехосных машин с 240-сильным дизелем ЯМЗ-238. Это были восьмитонный грузовик КрАЗ-253Б и седельный тягач КрАЗ-259Б для работы с активным полуприцепом, на которых установили кабину от предсерийного грузовика МАЗ-500. Революционной новинкой стали гидромеханическая четырехпозиционная коробка передач и независимая торсионная подвеска, повышавшие тягово-сцепные качества и устойчивость машин. В том же году прототипы прошли заводские испытания.
Бескапотный грузовик КрАЗ-253Б с кабиной от МАЗ-500. 1962 год (из архива 21 НИИЦ)
Испытания 240-сильного автомобиля КрАЗ-253Б с тентованным кузовом
Автопоезд в составе тягача КрАЗ-259Б и активного бортового полуприцепа (из архива 21 НИИЦ)
Автомобили, поспешно собранные на волне модных течений, оказались слишком сложными, дорогими и столь же ненадежными. Через два года завод представил вторую серию, состоявшую из девятитонного грузовика Э253 и тягача Э259 с полуприцепом Э834. На них смонтировали опытный 310-сильный дизель ЯМЗ-238Н с турбонаддувом и более надежную механическую восьмиступенчатую коробку передач, независимую подвеску и систему подкачки шин. Здесь впервые появилась собственная более просторная кабина, напоминавшая кабину ГАЗ-66. Испытания машин проводились до июня 1965 года, затем доработанные образцы вновь опробовали в 1967-м. В целом они удовлетворяли военных, но получились, опять-таки, очень дорогими, что считалось синонимом бесперспективности всего проекта.
Многоцелевое шасси КрАЗ-Э253 с 210-сильным двигателем. 1964 год
Седельный тягач КрАЗ-Э259 с активным полуприцепом-шасси Э834
Тягач КрАЗ-Э259 с активным бортовым полуприцепом Э834. 1965 год
В 1968 году были построены 10-тонный грузовик 2Э253 и седельный тягач 2Э259 с полуприцепом 2Э834, составившие третью серию. На них стояла упрощенная угловатая кабина, но независимая подвеска сохранилась. По мнению военных, они являлись лишь доработками и не представляли существенного шага вперед. Решением Госкомитета по оборонной промышленности дальнейшие работы по ним были остановлены.
Армейский 10-тонный дизельный грузовик КрАЗ-2Э253. 1968 год (из архива 21 НИИЦ)
Откидная кабина над 310-сильным дизелем ЯМЗ-238Н
Рабочее место водителя автомобиля КрАЗ-2Э253
Многоцелевое шасси КрАЗ-2Э253 для монтажа специальных надстроек
Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.)
В соответствии с секретным правительственным постановлением от февраля 1976 года о разработке гаммы тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, в Кременчуге разработали эскизный проект новой техники, которая в 1981-м по типажу 21 НИИИ получила код «Открытие».
Ведущим инженером-конструктором по этой теме являлся Владислав Константинович Левский, впоследствии – заместитель главного конструктора КрАЗа. Уникальность его идеи заключалась в создании, испытаниях и ежегодном обновлении обширной гаммы одиночных полноприводных трех- и четырехосных капотных и бескапотных грузовиков, тягачей и активных автопоездов, максимально унифицированных с гражданской продукцией. К 1991 году количество исполнений достигало 30 версий.
Неосуществленный проект грузовика КрАЗ-Э6315 с передней кабиной
Проект будущего армейского бескапотного автомобиля КрАЗ-Э6316
Основой семейства являлись трехосные 10-тонные капотные грузовики КрАЗ-6315, четырехосные 15-тонные бескапотные КрАЗ-6316 и активные пятиосные автопоезда КрАЗ-6010, состоявшие из капотных седельных тягачей КрАЗ-6440 и двухосных полуприцепов-шасси. В коротком обзоре подробно рассказать обо всех машинах невозможно, но стоит упомянуть наиболее важные.
Уже в 1982 – 1983 годах появились базовые грузовики Э6315 и Э6316 и седельные тягачи Э6440 первого поколения с многотопливным двигателем ЯМЗ-8425 мощностью 360 л. с., который мог работать в дизельном режиме или на бензине, керосине и их смесях, в том числе с ракетным топливом. К февралю 1984-го для проведения госиспытаний были готовы восемь образцов.
Капотный грузовик в третьем исполнении КрАЗ-3Э6315
Многоцелевое 11-тонное армейское шасси КрАЗ-3Э63151. 1985 год (из архива 21 НИИЦ)
Полигонные испытания модернизированного образца КрАЗ-4Э6315
К 1984 – 1987 годам относится формирование второго поколения. В капотном семействе новинками стали третья версия грузовика 3Э6315 и шасси 3Э63151 для спецнадстроек. С вибрациями в их кабине удалось справиться только на четвертом исполнении 4Э6315, получившем новую переднюю подвеску с гидроамортизаторами. В то же время третья версия тягача 3Э6440 с повышенным расположением капота была преобразована в четвертую 4Э6440. Испытания они проходили в сцепе с полуприцепом ЧМЗАП-93861 в составе автопоездов 3Э/4Э6010.
Тягач КрАЗ-4Э6440 для работы в составе активных автопоездов. 1986 год (из архива 21 НИИЦ)
Автопоезд КрАЗ-4Э6010 с тягачом КрАЗ-4Э6440 и полуприцепом 93861 (из архива 21 НИИЦ)
Суровые испытания автопоезда КрАЗ-4Э6010 в Средней Азии
В 1984-м также появилась третья версия 3Э6316 с кабиной над двигателем, которую почти сразу же преобразовали в четвертую 4Э6316 с балансирной подвеской.
Бескапотный КрАЗ-3Э6316 с 360-сильным двигателем в кабине. 1984 год
После подведения предварительных итогов долгих исследований и дальних пробегов Минобороны приняло решение об очередной модернизации всех автомобилей, составивших третье поколение 1987–1988 годов. Первые восемь прототипов появились в декабре 1987-го. Среди них были два грузовика 5Э6315 с откидными лобовыми бронестеклами кабины, их вариантом стало длиннобазное шасси 5Э63151.
Полигонные испытания грузовика КрАЗ-5Э6315 с серийной кабиной
Трехосный автомобиль КрАЗ-5Э6315 с лобовыми бронестеклами. 1987 год
Длиннобазный 360-сильный бортовой грузовик КрАЗ-5Э63151. 1987 год (из архива 21 НИИЦ)
Одновременно появилась машина 5Э6316 с двигателем ЯМЗ-8424 мощностью 420 л. с. и новой более просторной кабиной. Несмотря на это, более мощный дизель еле-еле умещался в ней, и потому было решено сместить его на 70 мм влево от продольной оси автомобиля.
Модернизированный грузовик КрАЗ-5Э6316 с 420-сильным двигателем
Испытание четырехосного автомобиля КрАЗ-5Э6316 в Заполярье. 1985 год
Наиболее кардинальное решение проблемы размещения силового агрегата на бескапотном шасси привело к рождению грузовика 6Э6316 с еще более мощным 450-сильным двигателем, который установили за вынесенной на передний свес армейской кабиной с пуленепробиваемыми стеклами. Его вариантом являлось 16-тонное шасси 6Э63161 с лебедкой. Есть сведения о создании на нем самоходной 152-миллиметровой артиллерийской установки «Мста-К».
Машины нового поколения проходили испытания в различных регионах страны и часто привлекали к себе внимание местных жителей. Понятно, что в таких условиях добиться полной секретности такой техники не удавалось. На ней тщательно затирали все внешние ссылки на завод-изготовитель, но для пущей дезориентации любопытных на передних панелях кабин с 1987 года помещалась надпись «Сибирь», которой поначалу ошибочно придавали статус официальной маркировки.
Бескапотный 450-сильный КрАЗ-6Э6316 с надписью «Сибирь». 1987 год (из архива 21 НИИЦ)
Грузовик КрАЗ-6Э6316 в Рязанском военном автомузее (фото автора)
Шасси КрАЗ-6Э63161 с лебедкой для монтажа вооружения (из архива 21 НИИЦ)
Испытания машин третьего поколения завершились летом 1988 года. К тому времени требования к такой технике существенно изменились, и дальнейшая борьба за существование семейства «Открытие» оказалась бессмысленной.
Несмотря на это, заводские конструкторы попытались спасти свое детище, создав еще три комбинации прежних машин. Первым в 1989 году появился упрощенный бескапотный грузовик 7Э6316 с двумя плоскими лобовыми стеклами в кабине.
Предпоследняя машина семейства «Открытие» — КрАЗ-7Э6316. 1989 год
Одновременно с ним на заводе собрали модернизированный капотник 6Э6315 с кабиной от «Сибири» с тремя лобовыми стеклами, а в 1990-м — грузовик 7Э6315 с расширенным моторным отсеком, в котором помещался 420-сильный двигатель с двумя радиаторами охлаждения по обеим сторонам. Доработки этих машин и их заводские испытания продолжались до конца 1991 года.
КрАЗ-7Э6315 — последний член семейства «Открытие» (из архива К. Закурдаева)
Что дальше?
С приобретением Украиной независимости все работы по теме «Открытие» были прекращены и больше не возобновлялись. Кременчугский завод запомнился нам в основном как поставщик старомодных «Лаптежников», чья конструкция, по сути, была разработана в 50-х годах еще в Ярославле, до переноса производства в УССР. Новый КрАЗ-6322, появившийся в 1994-м, унаследовал от семейства «Открытие» только детали подвески да топливные баки.