Какие автомобили предпочитали известные американские бандиты 30-х годов XX века (45 фото)
Далее речь пойдет о таких известных американских бандитах, как Бонни и Клайд, а также Джоне Диллинджере. Об их жизни, незаконной деятельности и машинах, на которых они ездили. Именно автомобили этих преступников стали пользоваться огромной популярностью не только при их жизни, но и после смерти.Корень всех зол
В начале 30-х такие имена, как Джон Диллинджер, Красавчик Флойд, «Бэби-Фейс» Нельсон, Альвин Карпис, Элеанор Джарман были известны каждому жителю Америки. Публика, затаив дыхание, слушала последние радиосводки и до дыр зачитывала газетные статьи об очередном «подвиге» того или иного грабителя.
Редкие кадры настоящих Клайда Бэрроу и Бонни Паркер породят целую волну киношных и обывательских подражательств…
При звуках этих имен пристыженные копы заливались краской и матерились сквозь зубы – они-то ловили преступников, но делали это недостаточно хорошо: на одно раскрытое дело приходилось пару десятков «глухарей». Только в 1933 году в статистике США значилось 1 300 000 (!) тяжких преступлений, ограблений и убийств, большая часть которых осталась нераскрытой.
Джон Диллинджер собственной персоной! Согласно легендам, нахальства этому бандиту было не занимать: чтобы сбежать из тюрьмы в Индиане, он использовал деревянный пистолет, с помощью которого прорвался к арсеналу, освободил других заключенных, а потом угнал машину начальника «казенного дома»!
Для ликвидации этой эпидемии было организовано Федеральное Бюро Расследований, наделенное чрезвычайными полномочиями. Но ФБР было еще слишком молодо, чтобы действовать эффективно. А между тем по всей стране горели банки, совершались налеты, раздавались выстрелы, лилась кровь. Люди пристально следили за каждым шагом удачливых бандитов, одновременно и обожая их, и ненавидя. Мужчины хотели быть такими же дерзкими, как Джон Д., а девушки подражали театральным выпадам Бонни Паркер. Незаметно для самого себя общество Соединенных Штатов стало исповедовать культ смерти.
Вот чего стоила США Великая Депрессия. Система, разбухшая от капиталов, в один миг треснула по швам, когда случился обвал фондовой биржи. Благополучие американских граждан лопнуло, как мыльный пузырь. Как водится, всей тяжестью экономический кризис обрушился на плечи рабочих. Заводы банкротились, малые предприятия исчезали с лица земли за пару часов. Уцелевшие банки требовали срочного погашения кредитов на жилье. В случае неуплаты на улицах оказывались целые семьи. Нобелевский лауреат Джон Стейнбек подробно описал все ужасы начала 30-х в своем романе-эпопее «Гроздья гнева». В сравнении с жуткими подробностями, рассказанными писателем, любая тюремная сводка покажется сказкой…
Роковая встреча
Наверное, это и привлекло Бонни Паркер, когда она впервые увидела Клайда. Призрак смерти висел над этим жестким, колючим, как еж, человеком. И в то же время, его взгляд и походка вселяли уверенность, обещая короткую, но незабываемую жизнь.
Фильм Артура Пенна, «Бонни и Клайд», при бюджете в $2,5 млн собрал в прокате $50 млн! А Фей Данауэй, воинственно нахлобучившая на свою симпатичную головку беретик, увековечила этот головной убор в обиходе голливудских модников
Чуть позже, в 1967 году, о похождениях этой парочки снимут картину (одну из многих) с Уорреном Битти и Фэй Данауэй в главных ролях, кино войдет в Национальный реестр фильмов США. И там киношный Клайд скажет своей Бонни при знакомстве: «Ты приходишь на работу. Надеваешь розовый фартук. Приходят дальнобойщики, шутят с тобой. Они тупые и мерзкие. Жрут свои жирные гамбургеры и тебе это не нравится. Они зовут тебя на свидания. Иногда ты ходишь, но чаще нет. Потому что знаешь, что все это для того, чтобы залезть тебе в трусики. Потом ты приходишь домой и мечтаешь от всего сбежать…». Не знаю, что сказал настоящий Барроу (может, и ничего), но Бонни без всяких сомнений пошла за ним.
В кино парочка злодеев колесила по Южным штатам на краденых машинах, поливала всех револьверным огнем, грабила банки и удивительно трогательно целовалась. На деле же все было гадко, мерзко, и кроваво. Едва Клайд отбыл свой второй тюремный срок, как почти сразу же прикончил владельца бакалеи (в кассе было всего 28$, но продавец отказался отдавать деньги). Смертная казнь теперь была ему обеспечена. А значит, необходимость скрывать своего внутреннего демона отпала. За два неполных года Барроу вместе с напарницей (хотя ее вина до сих пор не доказана) убил около 15 человек и ограбил несколько десятков банков и магазинов. У бандита не было четкого плана – он действовал вслепую, как раненый зверь, и брал все, что попадалось ему на пути.
Джон Диллинджер был прямой противоположностью Клайду Барроу. Он охарактеризовал деятельность сумасшедшей парочки, как «порочащую доброе имя грабителей банков». Джон Д. прошел суровую школу жизни еще до своего первого срока. В тюрьме за 10 лет заключения он наладил контакт со многими маститыми ворами, которые охотно делились с ним опытом. Выйдя на свободу, в озлобленное и голодное общество, Диллинджер сразу смекнул, какой унылой жизнью живут все вокруг. Род его занятий будто бы определился сам собой…
«Джонни Д.» (англ. «Public Enemies») – фильм Майкла Манна, восьмой по счету о Враге общества №1, как обозначил бандита президент Гувер. Здесь в главной роли снялся Джонни Депп, который наглядно демонстрирует зрителям, как именно Диллинджер использовал широкие «фордовские» пороги.
Творческий по натуре, Джон Д. тщательно продумывал каждую операцию. Под видом клиентов он подсылал в банк членов своей банды. Те должны были составить подробный план помещений и установить точное число сотрудников. Сам Д. выходил на дело всегда в костюме, надушен и гладко выбрит. Он «стриг наличность» полушутя, кокетничая и заигрывая с кассирами. «Не волнуйтесь, дамы. С вами все будет в порядке. Это ограбление бандой Диллинджера!», – любил говорить он.
По-настоящему Джон Д. не любил лишь полицейских. Когда завязывалась перестрелка, он ожесточенно сопротивлялся, т. к. знал, что в тюрьме его вряд ли помилуют. А в те два раза, когда грабителю не повезло угодить за решетку, он устроил дерзкий побег, попутно освободив еще несколько заключенных.
Обладая особым стилем и чувством юмора, Диллинджер, сбежав из Луизианской тюрьмы, прислал начальнику полиции к Новому году книгу «Как стать детективом». А когда банде Джона нужно было оружие, они принципиально грабили только арсеналы копов. Те шипели от злости, но поделать ничего не могли…
Машины смерти
«Дорогой Сэр! Я до последнего вдоха буду говорить вам, что вы делаете очень крутые автомобили! Я познакомился с Ford, когда впервые угнал его, и теперь гоняю только на ваших машинах. Никакой другой автомобиль не дарит такого чувства скорости и безумства. Ford V8 на голову сильнее других! Даже если моя деятельность была бы полностью законной, я бы все равно сказал, что у вас получилась классная машина с двигателем V8. Искренне Ваш, Клайд «Чемпион» Бэрроу», – Генри Форд получил это письмо лично в руки. Позже оно было опубликовано прессой в виде шутки, отчего продажи компании сильно подскочили. Конкуренты обвиняли Форда, будто бы он сам написал это письмо, но тот лишь разводил руками: «народ» говорил сам за себя!
Несмотря на разность в методах и образе жизни, и Барроу, и Диллинджер особенно тщательно выбирали себе автомобили. Здесь им помог, сам того не ведая, Генри Форд, один из влиятельнейших людей Америки.
А все из-за его легендарной бережливости, ведь промышленник очень не любил вносить изменения в модельный ряд Ford. К примеру, «Железную Лиззи» (Model T) он эксплуатировал до последнего, хотя ее тираж и без того превысил 5 млн экземпляров.
Став новатором в начале ХХ века, к 20-м годам он превратился в аутсайдера. Старик был последним, кто оснастил свои машины гидроусилителем руля, свечным зажиганием и стационарной электрической оптикой.
Конкуренты из General Motors и Chrysler едва не пальцем тыкали в эти его допотопные «тележки». Чтобы не растерять своих клиентов, FMC был нужен прорыв в автомобильной инженерии. И специалисты компании собрали свой первый двигатель V8.
Емкую конструкцию V-образного мотора было сложно приспособить для массового производства – ни одно из существовавших шасси для него не подходило. К неудовольствию старика Форда, шасси подходящего «донора» для V8 – Model В40, растянули, и новый автомобиль получил индекс B48. Двигатель был довольно тяжелым, и под него пришлось делать усиленную раму, увеличенную в поперечнике, новую трансмиссию и мощную тормозную систему.
В результате колесная база выросла с 2 692 до 2 845 мм. Дизайн корпуса напоминал английскую версию Ford Y, с его плавными контурами капота и округлой формой колесных арок. Решетка радиатора была выполнена в стиле «скошенной лопаты», как у модели Packard Light Eight. Элегантно искривленный бампер придавал машине аристократичный характер.
Фордовская «восьмерка» отличалась такими новшествами, как водяное охлаждение с термостатом, автоматическая регулировка зазоров в клапанах газораспределительного механизма, литой коленвал, однокамерный карбюратор с падающим потоком и подогревом смеси. Ходовая часть модельного ряда V8 традиционно перекочевала с предшественников. Т. е. традиционный задний привод и ручная КПП комбинировалась подвеской и представляла собой рычажные гидравлические амортизаторы и тормоза с механическим приводом на все колеса. При этом архаичная конструкция обладала завидной плавностью хода. Владельцы рассказывали, что V8 словно проглатывал ямы, обтекая колесами любую неровность
Новый автомобиль, который в народе окрестили просто «V8», получился тяжелым за счет обшивки корпуса листовой сталью, зато очень устойчивым на дороге. В 1933-м мощность «плоской башки» («Flathead») составляла 75 л. с., а объем достигал 3,7 литра. С такими характеристиками Ford V8 мог разогнаться до 145 км/ч, что делало его самым быстрым из бюджетных автомобилей. При цене в 650$ за четырехдверный седан, новый В48 даже в годы кризиса оказался популярнее, чем его далекий предок, «Жестяная Лиззи». Только в 1932-м таких машин было выпущено почти 300 тысяч штук!
Когда этот Ford попался на глаза Клайду Барроу, все другие машины перестали для него существовать. Его банда украла V8 почти новым, с пробегом в 1,5 тысячи км, а через две недели бортовые приборы показывали уже 11 тысяч км! В преступном мире даже ходила байка, будто бы Клайд отправил Генри Форду письмо с хвалебным отзывом Ford V8, который «заставил все остальные автомобили поблекнуть перед ним». В этой машине знаменитая парочка грабителей и встретила свою смерть…
Как правило, Клайд бросал угнанный автомобиль, едва почуяв опасность, но один из «Фордов» по прозвищу «Песчаная пустыня» он старался беречь. Сталь кузова этой модели была особенно толстая – полицейские пули лишь царапали металл, но пробить его не могли.
Поэтому открытые дверцы машины превращались в щиты, из-за которых было удобно вести огонь. Чтобы наверняка пробить такой Ford V8, требовалось мощное оружие вроде автоматического Браунинга. Планируя облаву, их-то полиция и заказала на Техасском национальном оружейном складе.
Джон Диллинджер всегда щепетильно подходил к вопросу личного имущества. В машинах он ценил роскошь и комфорт. Грабитель стремился навязать окружающим образ богача, которого никто не посмеет даже заподозрить в чем-то дурном.
Кроме того, Д. предпочитал в автомобилях широкие окна, что обеспечивало идеальный обзор. На случай стрельбы на ходу в машине должны были быть широкие пороги, на которые можно было бы опереться.
Учитывая все это, идеальным вариантом для грабителя стал Ford A люксовой модификации Tudor.
Однако, Диллинджер нередко любил перестраховаться. Для большей своей безопасности он возвращался из банка не один, а в компании нескольких заложников, которых нарочно приставлял к широким окнам, чтобы полиция в них не стреляла.
Студии Голливуда мгновенно слизали этот прием, используя его в своих фильмах про гангстеров. А позже его не раз использовали настоящие бандиты.
Ford Model A образца 1930 года идеально подходил для налетов Джонни Д.: открытые окна, широкие пороги, неброский внешний вид.
«Врага государства №1» застрелили по наводке. Анна Кумпанаш, румынская проститутка, сдала Диллинджера ФБР, когда тому сделали пластическую операцию. Джона Д. ликвидировали на входе в кинотеатр «Байограф» 20 июля 1934 года, когда тот пытался сбежать, почуяв опасность. Внешность Диллинджера была так изменена, что следователи не хотели верить, будто устранили нужного преступника. Многие агенты еще считали, что настоящий Диллинджер ушел от расправы, подставив «федералам» другого человека вместо себя…
Бонни и Клайд были убиты 23 мая 1934 года, угодив в засаду рейнджеров. Стрелками руководил Френк А. Хеймер, бывалый служака, на счету которого было 17 ранений и 53 убийства при исполнении. Он долго выслеживал серый Ford Клайда и знал, где проедут бандиты, поэтому приказал сразу стрелять на поражение.
Автомобиль изрешетили 167 бронебойными пулями. 110 из них пришлись на грабителей. Стрельба была такой громкой и продолжительной, что рейнджеры оглохли на целый день. Спустя время Хеймер признается журналистам: «Когда-то мы с Бонни Паркер встречались. Хотя я сразу понял, что из этого ничего не выйдет. Она мне нравилась. Жаль, что пришлось ее убить…».
Ford V8 Coupe Deluxe Tudor – последний автомобиль, который бандит водил при жизни. Долгое время он пребывал в том состоянии, в котором оставил его владелец – изрешеченный пулями и залитый кровью. Но для съемок фильма «Джонни Д.» (2009 г.) его специально отреставрировали, а затем продали на аукционе.
Вопреки последней воле Бонни Паркер, их с Клайдом похоронили в разных могилах. Страховым компаниям пришлось сполна заплатить за смерть семьям преступников, после чего политика выплат изменилась (в деньгах отказывали, если покойник считался бандитом). На похороны Джона Диллинджера явилось около пяти тысяч человек. Странно, ведь хоронили бандита, а не звезду кино…
Последний автомобиль Джона Диллинджера, Ford Model A 1930-го года выпуска, брошенный им в Чикаго, был возвращен законному владельцу. Тот продал ее одному коллекционеру, не став даже заделывать пулевую пробоину в корпусе. Новый владелец машины выставил ее на аукцион, и та ушла с молотка за $165 тысяч.
Ford V8 Coupe Бонни и Клайда был выставлен на платное обозрение в музее ретрокаров при казино в штате Невада. По словам владельцев, один только этот экземпляр принес владельцам прибыль в $5 млн! А общий тираж всех довоенных автомобилей FMC после этих событий увеличился в несколько раз…
Эпилог
И все же, почему люди стремятся добыть себе копии машин, что были у Клайда или Диллинджера? Ведь их владельцы – преступники, грабители и убийцы, пусть и с обаянием кинозвезд. Только ли это вопрос странной моды, о которой мы говорили в начале? Или таким образом американские граждане отмечают свою солидарность с теми, у кого хватило духу поломать ненавистный им ход вещей? Да, Бонни и Клайд сумели обратить на себя внимание, превратившись в символ порочной любви и свободы, но от осознания того, какими методами они этого добились, по коже пробегают мурашки….
Так или иначе, довоенные модели Ford (особенно V8 Coupe) в последующие десятилетия были «заклеймены» кинематографом, как гангстерские автомобили или «Машины Смерти» («Death Cars»). На них и теперь невозможно смотреть без содрогания. Ведь эти авто способны рассказать истории, которые внушают трепет.
Ретро автомобили 1930—1933 гг
Атмосферу 30х годов прошлого века трудно представить без шикарных автомобилей. Тогда их еще было не много, они привлекали внимание, они были элементом образа, стильным дополнением. Ретро авто того времени продолжают радовать взгляд и сегодня.
1930 — 1931 Cadillac V16 452-452-A Roadster:
1930 — 1934 Maybach Zeppelin DS8 4-door Cabriolet:
1930 Duesenberg J 232 Arlington Sedan LWB:
1930 Lincoln K Dual Cowl Sport Phaeton:
1931 Pierce-Arrow Model 41 Convertible Victoria:
1932 Cadillac V12 370-A Phaeton:
1933 LaSalle Convertible Coupe:
1933 Ford V8 Station Wagon:
Роскошные дорогие автомобили 1930-х годов, которые опередили свое время
Трудно поверить, что скоро исполнится сто лет с тех пор, как сошли с конвейера эти невероятные, потрясающие, фантастические автомобили с необычным дизайном, который явно опередил свое время. Автомобильные достижения вековой давности европейских и американских инженеров смотрятся ещё более эпично и внушительно, если их сравнивать с потугами отечественной индустрии, не способной в начале двадцать первого века собрать такой автомобиль, как, к примеру, Corsair 1938-го года выпуска.Красивые автомобили 30-х
Несмотря на Великую депрессию и тотальный коллапс мировой экономики, автопром продолжал бурное развитие, демонстрируя подчас сногсшибательные образцы дизайнерской и инженерной мысли. Миллионы простых рабочих по всему миру оказались на грани выживания, но передовые инженеры-дизайнеры не обращали внимания на голод и нищету, а также совершенно не страдали от кризиса идей.
Парадоксальным образом именно в 1930-е на свет появились сразу несколько удивительных автомобилей, чей дизайн на тот момент выглядел футуристическим шедевром, намного опередившим время. Далее десять самых ярких и красивых автомобилей 30-х :
Delahaye Type 165 Cabriolet, 1939
В 1954-м французский автоконцерн, созданный Эмилем Делайе, прекратит существование, слившись с компанией Hotchkiss et Cie, однако до этого успеет представить публике свой, пожалуй, самый знаменитый и эффектный концепт-кар – Type 165 Cabriolet. Было выпущено всего пять таких красавцев и неизвестно, дожил ли кто-нибудь до наших дней.
Duesenberg model J Derham Tourster, 1931
Люксовая модель J американского автопроизводителя Duesenberg выпускалась в течение десяти лет c момента дебюта на автосалоне в Нью-Йорке 1 декабря 1928 до 1937, когда компания обанкротилась и распалась. К счастью, автошедевры сохранились в музеях, частных коллекциях или где-нибудь на дорогах — есть восемь экземпляров model J Derham Tourster.
Auburn B/T speedster, 1935
Работа дизайнера Гордона Бурига считается одним из самых стильных и привлекательных авто в истории США. Как и многие другие участники данной коллекции красивых автомобилей 30-х, в конце десятилетия компания прекратила существование, не выдержав конкуренции с более доступными и простыми образчиками автомобильного производства.
Bugatti type 57sc, 1938
А вот суперкомпания Жана Бугатти, погибшего в автокатастрофе 11 августа 1939-го, продолжает жить, работать и развиваться в нашем динамичном веке, пусть и в составе Volkswagen AG. Представители Вольфсбурга также большие профессионалы автодела, но таких потрясающих тачек они не собирали никогда. В 1939 на модели Бугатти 57sc гонщик Жан-Пьер Вимилль одержал победу в знаменитом чемпионате 24 часа Ле-Мана.
Daimler Double-six, 1932
Не больше, не меньше, а дорожный Колосс – так называли в народе этот 12-цилиндровый британский автомобиль.
Talbot Lago t150 ss Figoni & Falaschi teardrop coupe, 1937
В 1930-х многие авто были созданы под впечатлением от художественного стиля Арт Деко, но франко-британский Talbot-Lago – самый яркий и блестящий пример подобного явления в автомобилестроении.
Mercedes-Benz 500k roadster, 1935
Нет такого списка лучших и красивейших авто, где бы ни фигурировал «мерс». У нас таких сразу два – родстер 1935-го, в чьем дизайне соединились красные и кремовые цвета корпуса и салона.
Mercedes-Benz ssk ‘Count Trossi’, 1930
Его имя даже попало в название – Count Trossi. Дизайн был специально переделан под конкретного покупателя – знаменитого итальянского гонщика Карло Тросси, который получил в свое распоряжение, возможно, самый красивый автомобиль эпохи.
Alfa Romeo 8c 2900b, 1938
8C обозначает наличие восьми цилиндров, а также модель, которую автоконцерн «Альфа Ромео» представлял в качестве своего гоночного и спортивного флагмана 1930-х.
Phantom Corsair, 1938
По сути, проект является провальным, ведь так и не добрался до массового производства, но в среде специалистов Phantom Corsair считается эталоном дизайнерской мысли и футуристического подхода к автоконструированию.
Советские автомобили 1930-40-х годов: picturehistory — LiveJournal
Набор открыток посвящённый советским автомобилям 1930-40х годов, выпущенный издательством «Планета» в 1984 году. Сопроводительный текст — известнейшего советского автоисторика, журналиста, инженера-конструктора, популяризатора движения ретро-авто — Льва Михайловича Шугурова.1. Л-1. Легковой автомобиль и опытной партии 1933 года завода «Красный путиловец». Первая отечественная машина высшего класса с 8-ми цилиндровым двигателем, дистанционным управлением сопротивления амортизаторов. Фото Д.Сотова
крупнее
2. ГАЗ-03-30 (1933-1948). Массовый советский автобус. Фото Н.Добровольского
крупнее
3. ЛК-1 (1933-1935). Первый советский троллейбус
крупнее
4. ЯС-1 (1935-1936). Первый советский самосвал серийного производства. Фото В.Довгялло
крупнее
5. ГАЗ-М1 (1936-1943). Легковой автомобиль. Фото Е.Прочко
крупнее
6. ЗИС-8 (1934-1936). Городской автобус.
крупнее
7. ЗИС-101 (1937-1939). Первый советский серийный легковой автомобиль высшего класса
крупнее
8. ЗИС-16 (1938-1941). Автобус для больших городов
крупнее
9. ЯТБ-3 (1938-1939). Первый советский двухэтажный троллейбус
крупнее
10. ГАЗ-415 (1939-1941). Пикап. Фото Н.Добровольского
крупнее
11. ГЛ-1 (1940). Гоночный автомобиль. Фото Н.Добровольского
крупнее
12. ЗИС-101А-Спорт (1939). Первый советский спортивный автомобиль. Фото В.Довгялло
крупнее
13. КИМ-10-50 (1941). Малолитражный автомобиль. Фото И.Сошина
крупнее
14. ГАЗ-410. Легкий самосвал. Фото Н.Добровольского
крупнее
ГЛ -1: суперкары Советского Союза
Эти машины строили, чтобы утереть нос американцам. Как форсировали чахлые фордовские моторы на ГАЗе в конце 30-х и смог ли отечественный спорткар ГЛ-1 догнать и перегнать Америку? Мы проследили всю удивительную историю уникального автомобиля-рекордсмена.
Автор рисунка: Иван Земляков.
Обыватели любят ругать советский автопром за отсталость, и в чем-то они правы. Немногочисленные серийные модели выпускали слишком подолгу, и к концу жизни они успевали отстать от мировых трендов на одно-два поколения. Но не нужно забывать, что на один серийный автомобиль приходилось до десятка прототипов, весьма интересных, а иногда даже передовых по мировым меркам.
Первые годы своего существования Советскому Союзу было не до автопрома — хватало насущных проблем. О том, как развивался молодой Горьковский автомобильный завод, написано очень много. В конце концов легковые автомобили перестали быть чем-то диковинным, и спортивные комитеты начали проводить соревнования. Именно в те годы появился популярный лозунг «Сегодня гонщик — завтра танкист». А когда начинаются гонки, начинают появляться и спортивные автомобили.
Про автомобили НАТИ 2, ГАЗ-А «Спорт» и ЗИС-101 «Спорт», созданные молодыми специалистами, вы можете прочитать в нашей прошлой статье, а сейчас мы сосредоточимся на еще одной, наверное, самой любопытной, модели — ГЛ-1.
Ни одного «живого» экземпляра, увы, не сохранилось, но любой желающий может увидеть прекрасную, сияющую красным лаком реплику ГЛ-1 в музее на Рогожском валу. Построенный в лучших традициях хот-родов из 30-х, он так и просится на соляные озера. Более того, он на ходу, хотя на гоночный трек и не выезжает. Но так ведь и оригинальный ГЛ-1 строился не для гонок. А для чего же тогда?
Андрей Александрович Липгарт и его триумф — М-20
Для чего создали ГЛ-1
Все знают беспосадочный перелет Валерия Чкалова из Москвы через Северный полюс в Ванкувер 18 июня 1937 года. Но немногие знают, что «сталинский маршрут» был пройден не один раз. 13 июля того же года экипаж Михаила Громова взлетел в Москве, взял курс на север и приземлился в солнечной Калифорнии. Сегодня это мировой центр кастомайзинга, но и тогда там знали толк в быстрых и красивых машинах.
Самолет РД (АНТ)-25 Михаила Громова только совершил посадку на поле в Калифорнии. Валерий Чкалов летел в Ванкувер на таком же самолете
Месяц русские летчики провели в Америке и в августе отправились обратно в Европу на лайнере Нормандия. Естественно, они вернулись не с пустыми руками. Громову был подарен переднеприводный автомобиль Cord 812, о котором мы писали в недавней статье, сравнивая достижения советского и американского автопрома 30-х годов.
В 1938 году на всесоюзных соревнованиях Громов на этом самом «Корде» показал скорость 141,5 км/ч, что было больше, чем действовавший тогда рекорд. В те годы многие летчики увлекались автоспортом, это было модно. Валерий Чкалов неоднократно принимал участие в автогонках, а на заезде Громова на «Корде» Чкалов был главным судьей.
«Американец» чуть не победил все советские авто! Возмутительно! Недопустимо! После этого инцидента было дано распоряжение сделать на ГАЗе собственный спортивный автомобиль для поднятия планки рекорда.
ГАЗ-А из гаража Ленинградского почтамта 1936 г., доработанный Г.Цветковым. Среди таких машин Cord выглядел просто космическим
В духе времени
Пока мы не вдались в технические подробности, скажу, что автомобиль не выделялся из общего облика гоночных болидов конца 30-х. Спортивные «cеребряные стрелы» Mercedes-Benz строились точно так же, как и все гоночные машины в те годы. На лонжеронную раму устанавливался максимально мощный из доступных мотор, зависимая подвеска спереди и сзади, рабочее место водителя, и все это прикрывалось легким обтекаемым кузовом. Кажется, секрет успеха был прост, но немцы, на столь любимые Геббельсом «серебряные стрелы», уже в 1933 году устанавливали двигатели V16 рабочим объемом 4.3 литра и мощностью от 250 сил. В Советском Союзе о таких моторах могли только мечтать.
Auto Union Typ C 1936-1937 гг.
Машина, которую разработали газовцы, получила название по имени главного конструктора Андрея Липгарта — ГЛ, что значит «Гоночная Липгарта». Однако непосредственно над проектом будущего рекордсмена работала конструкторская группа Евгения Агитова. Единственно возможной базой для создания автомобиля был ГАЗ-М1.
На его серийную раму (конструкторы не задумались об ее облегчении) был установлен форсированный до 65 сил мотор от ГАЗ М1 с новой головкой блока цилиндров в увеличенным диаметром клапанов.
ГЛ-1 первого выпуска
Тонкости форсировки
Кроме новой ГБЦ, в программу форсировки входила тщательная полировка внутренней поверхности впускного и выпускного коллекторов и каналов — для минимизации завихрений. Поршни и шатуны после отливки и мехобработки шлифовались для уравнения их веса (развесовки), а коленвал тщательно полировали для снижения трения. Вообще, перед сборкой мотора все детали гоночной машины обрабатывали гораздо усерднее, чем при обычной серийной сборке, где допуски подразумевали легкий (а иногда и вовсе даже не легкий) дисбаланс.
Ради изменения фаз газораспределяния для смещения максимального крутящего момента в диапазон более высоких оборотов мотор получил иной распредвал. Угол между кулачками изменили для более раннего открытия впускных клапанов — так в цилиндры попадало больше бензиновоздушной смеси. Как известно, форсировка двигателя не дается даром — в жертву принесли совершенно неактуальные для машины-рекордсмена экономичность и динамику на малых оборотах. Ну и в дополнение к единственному штатному карбюратору установили второй, опять же для лучшей наполняемости цилиндров.
О форсировке моторов Агитов знал не понаслышке. Еще в 1935 году мотор от ГАЗ-А, форсированный им с 40 до 50 л.с., был установлен на легкий самолет КСМ-1 конструкции Смолкина. Через год был разработан двигатель ГАЗ-60 — форсированный с 50 до 57 сил двигатель от М1.
Старт ГЛ-1. За рулем — Аркадий Николаев
С этим мотором самолет Г-23 совершил перелет в 2 584 км по маршруту Тушино — Харьков — Запорожье — Кача — Запорожье — Харьков — Орел — Тушино за 4 дня без поломок. Так что, учитывая опыт конструктора и тот факт, что ни до ни после с этого мотора больше снять не смогли, 65 сил без наддува, которые были в распоряжении ГЛ-1, можно считать конструктивным максимумом для данного мотора.
Что еще нужно для спорткара? «Спортивная трансмиссия и спортивная же ходовая часть», — скажете вы и будете правы. Но на ГЛ-1 все это было штатным: обычная трехступенчатая «механика» и эллиптические рессоры да амортизаторы, все — от «Эмки». Полное отсутствие доработок подвески обусловлено тем, что кольцевые гонки (где была важна управляемость) в СССР не практиковали, все рекорды брались на километровой дистанции с ходу, очень редко проводились заезды с места.
Аэродинамика
Кузов ГЛ-1 представлял собой в передней части серийную радиаторную решетку и серийную же крышку капота. Далее следовал открытый двухместный кокпит, по ширине капота, с выемкой для локтя пилота слева, и широкий, приплюснутый в горизонтальной плоскости покатый обтекатель задней части. Дверей, крыльев и порогов, конечно же, не было. Общий вес автомобиля вышел около 1 000 килограммов. Окрашивалась первая версия, скорее всего, в черный, хотя вполне вероятно, что на черно-белых фотографиях тех лет черным кажется темно-зеленый цвет.
В те времена аэродинамическая наука была развита недостаточно. Везде использовалась так называемая классическая аэродинамика, считалось, что идеальная форма для автомобиля должна быть подобна капле воды, чтобы набегающие потоки воздуха обтекали объект с минимальными завихрениями.
Однако Агитов имел собственные взгляды на аэродинамику и настоял на том, чтобы сделать кормовую часть машины прямоугольной и сплюснутой по горизонтали. Сам того не подозревая, он создал автомобиль по канонам, которые сегодня называются «ламинарной» аэродинамикой. Чтобы не отклоняться от темы, мы не будем вдаваться в ее тонкости. Просто взгляните на болиды Формулы-1 — они все прямоугольные и приплюснутые. Вот такая интуиция…
Если бы рама была легче, а мотор был бы сравним с двигателями европейских болидов, то у ГЛ были бы неплохие шансы на успех. Но в советских реалиях… А впрочем, не будем забегать вперед.
Epic fail
1 мая 1938 года (как можно догадаться, машину готовили именно к Первомаю) состоялся первый публичный показ ГЛ-1. В сентябре того же года «Гоночная Липгарта» оправдала свое название и отстояла честь завода на третьих всесоюзных соревнованиях по авто- и мотогонкам в Киеве. На житомирском шоссе ГЛ под управлением Николаева с ходу должна была на неимоверной скорости под громкие овации пройти за пару десятков секунд дистанцию в тысячу метров.
Заводя машину, механик ГЛ сломал палец кривым стартером (профессиональная травма), но несмотря на это, ГЛ была готова для установки нового всесоюзного рекорда. Отчаянный герой Николаев стирал шины об асфальт в погоне за рекордом.
Но вас, наверное, уже интересует вопрос, чем закончились третьи всесоюзные гонки? Закончились они победой! Но не для ГЛ-1. Победил ленинградский гонщик с цепкой фамилией Клещев, на собранном в таксопарке (!) ГАЗ-А.
Еще один из участвовавших в том заезде автомобилей — ГАЗ-А ЦАКС
«Гоночной Липгарта» не хватило до победы каких-то 266 м/ч, ее скорость составила 143 км/ч, по сумме заездов. А рекорд на «прокачанном такси» ГАЗ-А — 143,226 км/ч соответственно. И это всего на 3 км/ч быстрее серийного Cord 812, с которого началась наша история.
Работа над ошибками
Какие-то ленинградские таксисты побили заводских инженеров — вот это поворот! А ведь на дворе — тревожный конец 30-х… Липгарт, Агитов, да и весь завод хотели доказать, что в шарагу им рано и что едят свой хлеб они не просто так. И им дали шанс.
Еще в 1937 году СССР купил документацию для лицензионного производства 6-цилиндрового мотора Dodge, и Агитов занимался переводом документации из дюймовых размерностей в метрические. Кропотливая работа с чертежами позволила ему досконально изучить новый мотор. Получившийся в итоге серийный двигатель ГАЗ-11 имел чугунную головку блока и мощность 76 л.с. Улучшенный Агитовым ГАЗ-11А имел уже алюминиевую головку, увеличенную степень сжатия и прошел схожие с первой версией ГЛ «спортивные» доработки, о которых мы писали выше.
У Агитова были просто грандиозные планы на американский мотор. Двигатели на его основе, которые он планировал использовать в авиации, развивали мощность 85–90 сил. С установкой компрессора, по расчетам Агитова, они должны были выдавать до 110–115 л.с.
ГЛ-1 второго выпуска
У гонщика Николаева, который тогда как раз защищал дипломный проект по форсировке ГАЗ-11, было другое видение мотора: новая головка с верхним расположением клапана впуска, повышенная степень сжатия, использование специальной смеси топлива и впускной коллектор под два карбюратора. По расчетам Николаева, ГЛ с таким мотором должен был развивать скорость 190 км/ч за 45 с. и 1 780 м пройденного пути.
И вот в 1940 году на свет родилась вторая версия ГЛ-1. Рама (вот удивительно) осталась прежней, подвеска тоже. Кузов стал одноместным и получил асимметричный обтекатель кабины. И конечно же, новое сердце — нижнеклапанный (!) шестицилиндровый, форсированный классическими методами, на пределе ресурса деталей выдающий 100 сил мотор.
И снова на старт!
22 сентября на Московском шоссе в Горьком, единственной ровной дороге, так называемой американке (дорога с покрытием из твердого суглинка), состоялись городские соревнования. На старт выходит вторая версия ГЛ-1 с новым мотором и закрытым кузовом. Звучит команда «Старт», и снова пара десятков секунд, взмах клетчатого флага и три хронометриста с секундомерами…
Затем повторение процедуры — в обратную строну. По описанию очевидцев тех событий, на узкой прямой дороге, проложенной между деревьев, обтекаемый автомобиль был похож на гигантского куда-то опаздывающего жука.
И снова взмах клетчатого флага. Сброс газа. Машина останавливается и… Через узкий люк на свежий воздух вылезает Николаев в мотоциклетном шлеме и кожаном комбинезоне, надетом поверх белой рубашки. После недолгих подсчетов озвучили результат: 161,87 км/ч. Это была однозначная победа.
24 сентября Николаев за рулем той же ГЛ-1 совершает заезд с места на 1 км. И развивает скорость 101,408 км/ч за 35 с. Таким образом, ГЛ становится самым быстрым автомобилем в СССР, и приносит всесоюзную славу своему пилоту.
Слава всегда толкает на подтверждение статуса. И на рубеже 40-41 годов ведется разработка третьего экземпляра ГЛ. Известно о нем очень мало. Был построен только открытый короткобазный и одноместный кузов с другой аэродинамикой, изображений которого не сохранилось. Мотор планировали оставить тот же, шестицилиндровый с двумя карбюраторами.
Но летом, как мы все знаем, началась война. Известно, что третья машина пострадала при бомбежке, а что стало с первыми двумя — бог весть.
ГЛ-1 третьего выпуска. Одна из немногих сохранившихся фотографий
Красная или серебряная?
На долгие годы о советских рекордах позабыли. Были другие победы, другие заботы… Но в мартовском номере «За рулем» за 1978 год были опубликованы воссозданные по фотографиям рисунки ГЛ-1 второго образца в революционном красном цвете. Насколько это было правдиво, сложно судить. По старым черно-белым фотографиям наверняка определить цвет сложно. Очевидцы, которые могли бы внести ясность, сильно расходились в показаниях.
Версия о красной машине выглядит вполне реалистично. Очень коммунистический, советский цвет. Но не менее красиво выглядит версия, утверждающая, что машина была серебристой. Как ответ любимым «серебряным стрелам» Геббельса.
Post scriptum
Чтобы быть до конца честными с собой и своей историей, надо понимать, что в мировом масштабе эти рекорды советских гонщиков были смехотворными. Cord 812, ради победы над которым создавали ГЛ-1, был серийным (пусть и передовым) автомобилем, продававшимся в автосалонах.
А что же до гоночных… За несколько недель до того, как первый ГЛ позорно проиграл ленинградскому такси, по белой равнине соляного озера Боневилль в штате Юта англичанин Джордж Эйстон успешно промчался на своем семитонном автомобиле Thunderbolt с 2800-сильным наддувным авиационным двигателем Rolls-Royce Type R со скоростью 575,21 км/ч.
<a href=»http://polldaddy.com/poll/8615243/»>Как вам ГЛ1?</a>
Читайте также:
История американского автопрома 30-х годов
Огромный след в истории Америки тридцатых годов оставил мировой экономический кризис, начавшийся в конце 1929 года. Поэтому тридцатые начались с Великой депрессии, которая в большей степени затронула США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию. В первые годы Штаты боролись с кризисом в банковской сфере, промышленности и строительстве, поэтому заметные сдвиги в автомобильной Америке появились только в 1933 году.
Новый стиль новой Америки
Общий тренд на автомобильном рынке США диктовала «большая тройка» автопроизводителей: Форд, Крайслер и Дженерал Моторс. Характерные черты американских машин тридцатых годов — это обтекаемый и более стремительный, по сравнению с предшественниками, силуэт, а также выполненные с заметным наклоном лобовые стекла и радиаторы. Последние, кстати одним напоминали по форме клинок штыковой лопаты, а другим — сердце.
Одним из первых автомобилей в этом стиле стал Ford B выпуска 1933-1934 годов. Эта модель интересна не только своим передовым для того времени дизайном, но и технической «начинкой», а также связанными с машиной многочисленными историческими фактами. Так, например, Ford B оснащали двигателем V8 объёмом 3,6 литра (75-85 л.с.). В народе его еще называли Форд V8. При выдающихся ходовых качествах и мощном моторе, который в то время можно было встретить разве что на более дорогих и престижных моделях, этот Ford продавался по среднерыночной для этого класса автомобилей цене (в зависимости от типа кузова $490 — $650).
Легендарный Ford B с двигателем V8 был безумно популярен в тридцатых годах в США, потому что стоил всего на $10 дороже, чем его более слабая модификация с 50-сильным четырёхцилиндровым мотором 3.3. Для сравнения, в 1932 году дилеры Ford продали 298 647 машин с мотором V8 и всего 133 539 автомобилей с четырёхцилиндровым двигателем.
За выдающийся мотор автомобиль обожали не только простые американцы, но также гангстеры и грабители. Ford V8 был любимой машиной известных на весь мир Бонни и Клайда. Поговаривают, что они даже посылали Генри Форду благодарственное письмо, что, правда, вряд ли можно считать хорошей рекламой для машины и компании в целом. На Форде V8 Бонни и Клайд много раз уходили от преследователей и в этой же машине нашли свою смерть под пулями полицейских.
Кстати, именно знаковая фордовская модель B была прообразом отечественной «Эмки» ГАЗ-М1.
Эволюция продолжается
В середине тридцатых годов у американских автомобилей массово стали появляться полноценные багажники. До этого момента грузовое отделение было у машин довольно скромным по объему. Другим трендом в дизайне примерно в это же время стали узкие сильно закругленные боковые окна и еще более узкое лобовое стекло. Последнее, кстати, зачастую состояло из двух половинок, за что его называли «V-образным». Некоторые такие лобовые стекла можно было открывать вверх. По этой причине дворник (обычно он был один – для водителя) крепился над стеклом, а не под ним, как в современных машинах.
Другое очень заметное стилистическое новшество американских автомобилей тридцатых – перемещение фар из отдельных корпусов в кузов. Первыми в 1936-1937 годах с этим поэкспериментировали фордовцы. Сначала они интегрировали фары в крылья на модели Lincoln Zephyr (в это время Линкольн уже был частью Форда). Затем проделали похожую процедуру с моделью Ford Tudor, установив оригинальные каплевидные фары в припухлостях кузова между капотом и крыльями. Чуть позже встроил фары своих моделей в кузов и Chrysler. Ярким примером этого может служить модель Chrysler Royal 1939 года. Последним реализовала новшество компания Дженерал Моторс. Но это уже было в сороковом году.
Для массовых моделей тридцатых годов также характерен тип кузова фастбэк (покатая форма крыши плавно переходящая в крышку багажника). К концу тридцатых годов многие американские машины получили горизонтальную решетку радиатора, а капот стал меньше возвышаться над крыльями. Последние, кстати, уже были в то время полностью интегрированы с кузовом и вскоре должны были вовсе исчезнуть как самостоятельный элемент кузова. Вместе с другими характерными изменениями в дизайне за это десятилетие многие американские автомобили потеряли подножку дверей, ранее использовавшуюся по назначению, а к сороковым годам ставшую лишь элементом дизайна.
Американские аварии 20-х и 30-х годов (40 фото)
Автор:Аноним
25 марта 2013 12:23
Сколько лет человек водит автомобиль, столько он попадает в аварии, и ровно столько же времени кто-то все это фотографирует. Бостонская публичная библиотека смогла вдохнуть новую струю в казалось бы уже навсегда закрытую мной тему. Сегодня очередная подборка старых добрых автомобильных аварий. Фотографии 20-х и 30-х годов XX века.
Источник: samsebeskazal.livejournal.com
Авторский пост
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров