МАЗ | Автопедия вики | Fandom
ОАО «Минский автомобильный завод» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (белор. Мінскі аўтамабільны завод) — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Как управляющая компания входит в холдинг «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также ОАО «БААЗ», Барановичи, ОАО «ОЗАА», Осиповичи; ОАО «КЗТШ», Жодино; ОАО «ДЭМЗ», Дзержинск; ОАО «Гродненский механический завод», и др.
Номенклатура выпускаемой Минским автозаводом продукции превышает 400 моделей, модификаций и комплектаций. В то же время «МАЗ» является кузовосварочным заводом, не производящим какие-либо автозапчасти.
Самое убыточное предприятие в Беларуси с открытой отчётностью за 2 квартал 2016 года[3].
Грузовые автомобили Править
Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы[4], лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовым производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков.
До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жёсткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой. Филиалом завода «Белавтоприцеп» выпускаются также и прицепы к легковым автомобилям.
Среди автомобилей МАЗ особое место занимают модели нового для МАЗа класса — среднетоннажные автомобили. В 2003 году на ежегодном конкурсе грузовиков, проводимых журналом «Коммерс-авто» этот грузовик признан «Лучшим отечественным коммерческим автомобилем 2003 года».
В августе 2006 года были представлены первые автопоезда, соответствующие требованиям Евро-4, произведенные в СНГ — автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-544019 с полуприцепом МАЗ-975830 и бортовой автомобиль МАЗ-631019 с прицепом МАЗ-837310. С 2008 года завод планировал выпускать только автомобили, соответствующие нормам Евро-3[5].
Летом 2014 года минский автозавод представил 2 новых модели грузовика, соответствующих последним требованиям стандарта Евро-6[6]. Первая модель — седельный тягач МАЗ-5440М9 предназначен для перевозки различных грузов в составе автопоезда общей массой 40 т. На нём установлен двигатель Mercedes-Benz ОМ471,Р6 мощностью 475 л.с. Вторая модель — МАЗ-5340М4 с 300-сильным мотором ОМ936LA грузоподъемностью 13,4 т, предназначенная под установку различного специализированного оборудования[7].
Выпуск продукции Править
Автозавод в 2005 году поставил потребителям более 20 тыс. автомобилей, 4 тыс. прицепов и полуприцепов, более тысячи автобусов.
В 2006 году завод выпустил 21 тыс. автомобилей (103,6 % к уровню 2005 года). За 7 месяцев 2006 также выпущено 4585 прицепов и полуприцепов (121,7 % к аналогичному периоду 2005).
В первом квартале 2007 поставки автотехники в Россию составили 133,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на Украину — 175 %.
В связи с кризисными явлениями в экономике МАЗ поставляет свою технику заинтересованным сторонам в том числе и за счёт экспортных кредитов Беларусбанка, компенсируемых министерством финансов Беларуси по указанию правительства[8].
12 сентября 2014 в Польше было запущено сборочное производство грузовых автомобилей из машинокомплектов производства ОАО «МАЗ». В год планируется выпускать до 500 единиц грузовой и пассажирской техники[9].
Перспективы развития Править
С целью перехода завода на выпуск новой конкурентоспособной техники создан проект технического перевооружения предприятия, охватывающий практически все его производства. За период 2000—2001 гг. заводом значительно обновлён парк прессового оборудования, закуплено 26 центров для механообрабатывающего производства, введена в эксплуатацию импортная линия порошковой окраски.
В период 2006—2011 гг. на МАЗ-е с целью модернизации производства и повышения качества продукции предполагалась масштабная реконструкция с объёмом инвестиций порядка 200 млн долларов. В первую очередь она касалась основных узлов автомобилей — кабин, рам, мостов и других агрегатов.
В 2008 году было объявлено о реформировании производственных мощностей в связи с освоением выпуска легковых автомобилей, при этом из-за высокой плотности застройки внутри предприятия планировалось перенести литейное и кузнечное производства за пределы завода[10].
Общественный транспорт Править
Автобусы Править
В 1992 году на МАЗ-е был создан филиал, сориентированный на освоение производства современных пассажирских автобусов, он получил название АМАЗ. В этом же году филиал подписал лицензионное соглашение с компанией «Неоплан», в результате было выпущено пять лицензионных автобусов Neoplan N4014. После этого оригинальная немецкая конструкция была переработана для адаптации её к местным условиям — как в плане эксплуатации, так и в плане сборки (основными визуальными отличиями мазовского автобуса от немецкого были измененное остекление дверей и иные фары). В результате возросла прочность конструкции, увеличился дорожный просвет, было освоено применение комплектующих собственного производства. Низкопольный автобус МАЗ-101 внешне неотличим от своего заграничного родственника. Был применён самостоятельно выполненный ведущий мост портального типа. Ещё одной отличительной особенностью стало использование «шахтной» компоновки моторного отсека. Эксплуатация автобуса выявила и определённые недостатки — частые неисправности сложного заднего моста и отечественного двигателя ММЗ-Д-260.5.
После сборки «пилотной» партии из сорока автобусов МАЗ-101, в 1996 завод приступил к производству усовершенствованной модели — МАЗ-103. Этот автобус также низкопольный, однако на нём применяется другой задний мост, а конструкция моторного отсека позволяет применять любой двигатель. МАЗ-103 может выпускаться с двигателями ММЗ, Рено, MAN, Мercedes и механической или автоматической коробкой передач.
С учётом экономической ситуации в странах СНГ, являвшихся основным рынком для МАЗ-а, когда многие города нуждавшиеся в обновлении автобусного парка не могли себе позволить приобретение модели МАЗ-103, на заводе было принято решение разработать и запустить в производство более дешёвую модель — МАЗ-104. Её производство началось в 1997 году. Применение в конструкции узлов от серийных грузовых автомобилей МАЗ позволило на 8-10 тыс. долларов удешевить конструкцию по сравнению с МАЗ-103, однако при этом пришлось пожертвовать низкопольностью. Производство этого автобуса было прекращено 1 сентября 2006.
Производство сочленённого автобуса МАЗ-105 началось в 1997, он имеет пониженный уровень пола (1 ступенька) и предназначен для применения на напряжённых внутригородских маршрутах.
Удлинённый трёхосный МАЗ-107 был впервые продемонстрирован на Московском автосалоне в 2001 году. Высокая пассажировместимость и отсутствие дорогого и снижающего надёжность узла сочленения делают эту модель привлекательной для применения на загруженных маршрутах. Основные поставки МАЗ-107 ведутся в Москву.
В 2004 году завод представил первую модель в линейке автобусов второго поколения — МАЗ-256. Автобус т. н. восьмиметрового класса имеет 28 посадочных мест. Характерные черты всех машин второго поколения — стеклопластиковая обшивка кузова с панелями, окрашенными в массе, вклеенные стекла, линзовая оптика.
В 2005 году представлен автобус второго поколения — городской низкопольный МАЗ-203. Основное отличие новой модели предшественника — полностью низкопольная конст
Ах, как хочется в Советский Союз: чем живет МАЗ
Социально ориентированное государство, градообразующее предприятие, ведомственные пионерские лагеря, детские сады, санатории и дома отдыха… Это МАЗ. Современные грузовики с двигателями Евро-6, заводская гоночная команда и 80% продукции сходящей с конвейера, отправляемой на экспорт… Это тоже МАЗ.
История и география
История Минского Автомобильного Завода началась в 1944 году, когда в освобожденном Минске на месте немецких ремонтных мастерских стали собирать и ремонтировать американские грузовики, поставляющиеся в СССР по ленд-лизу. В августе 1945 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности СССР» и было принято решение о строительстве завода по выпуску большегрузных автомобилей в Минске. А в 1947 году из Ярославля сюда переводят производство большегрузных автомобилей. Самосвалы ЯАЗ-205 и бортовые грузовики ЯАЗ-210 становятся МАЗ-200, а фигурку медведя на капоте меняют на профиль зубра на боковине.
Именно с этих машин и началась история МАЗа, такого, каким мы его знаем сегодня.
Немаловажная деталь заключается в том, что в Белоруссию передали производство только двухосных моделей, а однотипные трехосники направили в украинский Кременчуг, где возникла марка КрАЗ. Сам же завод ЯАЗ переориентировали на производство грузовых двухтактных дизелей (по американской лицензии): четырехцилиндровые моторы предназначались для МАЗа, а шестицилиндровые шли на КрАЗ.
Реалии плановой экономики создавали автопредприятия в чистом поле и развивали промышленность на местах. Но как бы то ни было, принцип деления оставался в силе в течение всей истории СССР. Так, производившийся в Минске МАЗ-525 грузоподъемностью 40 тонн дал жизнь заводу БелАЗ в Жодино, а сам МАЗ выделил производство своей тяжелой линейки на МЗКТ (Минский Завод Колесных Тягачей), и хотя у МАЗа и МЗКТ до сих пор одна проходная и одна территория, это очень разные предприятия: МАЗ выпускает машины для народного хозяйства, а МЗКТ работает в основном по заказу военных ведомств.
А как все начиналось…
От МАЗ-500 до «Перестройки»
В СССР МАЗ был признанным авторитетом по производству седельных тягачей для магистральных автопоездов. А началось все в далеком 1963 году, когда на главном конвейере стали собирать первый в России грузовик с кабиной над двигателем, тот самый «кругломордый» МАЗ-504, с небывалой опцией для тех времен – спальным местом за спинками сидений. Немногие американские и европейские автопроизводители того времени позволяли себе такую роскошь, как спальная кабина.
В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей МАЗ-6422. Это тот самый «СуперМАЗ», который был призван вытеснить с международных линий Volvo и Mercedes, работавших в «Совтрансавто». Именно МАЗ-6422 и был самым известным «дальнобойщиком» СССР.
Но самое знаковое событие в истории завода произошло в 1988 году, когда из его ворот выкатился перспективный МАЗ-2000, названный в русле тогдашних перемен «Перестройкой».
«Перестройка» до сих пор остается революционным грузовиком, не повторенным ни одним мировым производителем. Фотография показывает только одну из трех машин, существовавших на самом деле (одна из них самостоятельно доехала до автосалона во Франции в том же 1988 году и показала максимальную скорость 130 км/ч!).
По сути, это первый в мире переднеприводный тягач. Моторный модуль под кабиной заключал в себе весь силовой агрегат с навесным оборудованием и поворачивался при помощи гидропривода целиком. Из-за того, что колеса поворачивались вместе с двигателем, не было необходимости делать большие колесные арки, поэтому в модуле прекрасно умещались и горизонтальный оппозитный двигатель, и коробка передач, и главная пара с приводами. Принцип моторного модуля был главной инновацией «Перестройки», в перспективе, с развитием автоматизированной сети управления движением на наших дорогах должны были появиться автопоезда, соединяющиеся в единый состав, каждый со своим моторным модулем, которые следовали до своего пункта назначения, а потом расцеплялись и ехали на разгрузку. Теоретически можно было бы увеличивать длину автопоезда до бесконечности…
Французов потряс размах идеи, и они дали гран-при автосалона МАЗу «Перестройке» как лучшему концепт-траку.
На машину обратил внимание и М.С. Горбачев, поблагодарил заводчан и… занялся демократизацией – среди такого грандиозного развала, который начинался в стране, было не до новых транспортных концепций. А в 1991 году не стало и самого СССР, и все начали увлеченно разворовывать, что можно и что нельзя – тут уж не до развития новых идей и не до запуска в серию революционных проектов, требующих вдумчивой работы многих ведомств и миллиардных инвестиций.
Но так или иначе, с развалом Союза Россия осталась без производства тяжелых грузовиков, Украина так и не смогла полностью загрузить КрАЗ, на МАЗе дела шли не самым лучшим образом, но в 2000-х ситуация стала выправляться. Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Контрасты МАЗа
Беларусь – одна из немногих стран в мире, сохранившая социальную ориентацию и при этом неплохо встроившаяся «в мир рынка и чистогана». Это тем более удивительно, что своих природных ресурсов в маленькой стране не так уж и много, и практически все, за исключением продуктов питания и текстиля, приходится закупать за рубежом.
МАЗ – одно из крупнейших предприятий в стране – полностью отражает экономическую ситуацию. Заводу приходится работать так, чтобы его продукция пользовалась спросом, но и не забывать о своих рабочих. Да, здесь до сих пор помнят значение слова «ветеран», более того – их любят и приглашают на все заводские праздники, они приходят в свои цеха, на те места, где когда-то работали сами, общаются с людьми, пришедшими на смену, им дарят подарки (часто символические) – ветеранов уважают, и это работает!
До сих пор на заводе гордятся тем, что с 1991 года потеряли один-единственный санаторий, да и то потому, что он остался на территории Украины. А все детские сады, пионерлагеря и пансионаты на территории Беларуси до сих пор остаются на балансе завода, и трудящиеся вместе со своими семьями пользуются всеми льготами.
Люди – это одна составляющая успеха. Вторая – это максимальная локализация производства.
МАЗ – предприятие полного цикла, здесь все делают сами, начиная с литейного производства и заканчивая продвижением готовой продукции. Главный конвейер МАЗа – длиной 350 метров, и на нём 250 человек каждые 8 часов собирают грузовик. Но что это за грузовики?
Того, кто судит об экономике по биржевым сводкам Financial Times, посещение главного конвейера МАЗа способно погрузить если не в депрессию, то в глубокую задумчивость. На одной линейке конвейера собирается 450 модификаций грузовиков! Четыре типа кабины, семь вариантов двигателей (два двигателя Mercedes, MAN, ММЗ и три дизеля ЯМЗ), колесные формулы от 4х2 до 6х6 и так далее. Вы представляете, какую квалификацию должны иметь рабочие, чтобы оперативно ориентироваться среди всего этого изобилия?
При этом на самом сборочном конвейере степень автоматизации очень низкая, практически все делается вручную, с применением пневмоинструмента, известного с середины 70-х годов прошлого века.
Нет здесь ни лазеров, ни штрих-кодов на деталях, ни автоматических тележек, подвозящих детали «точно в срок», а все операции записываются в паспорт автомобиля – обычную конторскую книгу рукой самого рабочего. Сделал операцию, записал ее и расписался – все. А потом мастер проверяет записи и подписывает страницу своего участка. Вот такая система качества. Несовременно?
Но вот поворачиваешь за угол и натыкаешься на прозаичный самосвал с задранной кабиной… Оппаньки… А ведь двигатель под кабиной – это рядная «шестерка» Mercedes OM461, выполняющая нормы Евро-6! Ну, чтобы было совсем понятно, о чем идет речь: кроме МАЗа, ни один завод на территории бывшего СССР грузовиков с двигателями Евро-6 не делает в принципе!
Вот такая реальность.
Так значит, можно нормально работать, выпускать конкурентоспособную продукцию, отвечать запросам рынка и одновременно заботиться о 17 600 людях, работающих на заводе? И не сворачивать социальные программы, и не продавать непрофильные активы…
И работать при этом на экспорт! Беларусь – страна небольшая, и внутренний рынок потребляет не более 20% всего ассортимента. Еще 20% идет в Украину, а 60% забирает Россия. Есть еще небольшое предприятие в Польше, но там собирают не более 500 грузовиков МАЗ в год.
Нет, я прекрасно понимаю, что в этой стране и своих проблем хватает, и как шутят сами белорусы: «Нам и самим хочется пожить в той Беларуси, что показывают по телевизору». Но вот как-то всё на МАЗе (да и в самой стране) делается по-человечески и для людей. Да, живут здесь небогато, по крайней мере беднее, чем в Москве, но люди улыбаются и идут на работу, зная, что их уважают.
Весь день я ходил по заводу и напевал слова известной песни: «Очень хочется в Советский Союз»…
Читайте также:
Минский автомобильный завод — это… Что такое Минский автомобильный завод?
Координаты: 53°51′25″ с. ш. 27°39′22″ в. д. / 53.856944° с. ш. 27.656111° в. д. (G) (O)53.856944, 27.656111
Главная проходная предприятия в МинскеОАО «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Белоруссии по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.
Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумы и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.
Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения «БелавтоМАЗ» (в составе которого находятся также ОАО «БААЗ», Барановичи; ОАО «ОЗАА», Осиповичи; РУА «КЗТШ», Жодино; РУП «Литмаш», Минск; ПРУП «ДЭМЗ», Дзержинск; РУП «СтройМАЗтрест», Минск.
Сегодня номенклатура выпускаемой Минским автозаводом продукции превышает 400 моделей, модификаций и комплектаций.
Грузовые автомобили
МАЗ-447131 МАЗ-437141 (Евро-2)Линейка выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4х2, 4х4, 6х4, 6х6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более пятидесяти модификаций автобусов. Завод в массовым производстве освоил шесть поколений тяжелых грузовиков.
До настоящего времени завод производит и прицепной состав. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой. Филиалом завода «Белавтоприцеп» выпускаются также и прицепы к легковым автомобилям.
В августе 2006 года журналистам автоизданий были представлены первые автопоезда, соответствующие требованиям Евро-4 произведенные в СНГ — автопоезд в составе седельного тягача МАЗ-544019 с полуприцепом МАЗ-975830 и бортовой автомобиль МАЗ-631019 с прицепом МАЗ-837310. С 2008 года завод планирует выпускать только автомобили соответствующие нормам Евро-3[1]
Среди автомобилей МАЗ особое место занимают модели нового для МАЗа класса — среднетоннажные автомобили. В 2003 году на ежегодном конкурсе грузовиков, проводимых журналом «Коммерс-авто» этот грузовик признан «Лучшим отечественным коммерческим автомобилем 2003 года».
Выпуск продукции
Автозавод в 2005 поставил потребителям более 20 000 автомобилей, 4 000 прицепов и полуприцепов, более 1000 автобусов.
В 2006 году завод выпустил 21 тыс. автомобилей (103,6 % к уровню 2005 года). За 7 месяцев 2006 также выпущено 4585 прицепов и полуприцепов (121,7 % к аналогичному периоду 2005).
В первом квартале 2007 поставки автотехники в Россию составили 133,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на Украину — 175 %.
В связи с кризисными явлениями в экономике МАЗ поставляет свою технику заинтересованным сторонам в том числе и за счёт экспортных кредитов Беларусбанка, компенсируемых министерством финансов Беларуси по указанию правительства[2].
Перспективы развития
С целью перехода завода на выпуск новой конкурентоспособной техники создан проект технического перевооружения предприятия, охватывающий практически все его производства. За период 2000—2001 гг. заводом значительно обновлен парк прессового оборудования, закуплено 26 центров для механообрабатывающего производства, введена в эксплуатацию импортная линия порошковой окраски.
В ближайшие пять лет (2006—2011) на МАЗ-е с целью модернизации производства и повышения качества продукции будет проведена масштабная реконструкция с объёмом инвестиций порядка 200 млн долларов. В первую очередь она коснется основных узлов автомобилей — кабин, рам, мостов и других агрегатов.
В 2008 году было объявлено о реформировании производственных мощностей в связи с освоением выпуска легковых автомобилей.
Помощник генерального директора предприятия по организации производства легковых автомобилей Александр Ракомсин:
Министерством промышленности МАЗ определен головным предприятием по созданию в Белоруссии производства легковых автомобилей и будет стоять у истоков строительства этого завода[3]— май 2008 года
На территории завода создавать такое производство негде, у нас очень большая плотность застройки. Мы планируем выносить за пределы заводы литейное и кузнечное производства[3]— май 2008 года
Автобусы
В 1992 году на МАЗ-е был создан филиал сориентированный на освоение производства семейства современных пассажирских автобусов, он получил название АМАЗ. В этом же году филиал подписал лицензионное соглашение с компанией «Неоплан», в результате было выпущено пять лицензионных автобусов в «чистом виде». Этими автобусами были Neoplan N4014. После этого оригинальная немецкая конструкция была переработана для адаптации её к местным условиям — как в плане эксплуатации, так и в плане сборки (основными отличиями мазовского автобуса от немецкого были измененное остекление дверей и иные фары). В результате возросла прочность конструкции, увеличился дорожный просвет, было освоено применение комплектующих собственного производства. Низкопольный автобус МАЗ-101 внешне неотличим от своего заграничного родственника. Был применен самостоятельно выполненный ведущий мост портального типа. Ещё одной отличительной особенностью стало использование «шахтной» компоновки моторного отсека. Эксплуатация автобуса выявила и определённые недостатки — частые неисправности сложного заднего моста и отечественного двигателя ММЗ-Д-260.5.
После сборки «пилотной» партии из сорока автобусов МАЗ-101, в 1996 завод приступил к производству усовершенствованной модели — МАЗ-103 Этот автобус также низкопольный, однако на нём применяется другой задний мост, а конструкция моторного отсека позволяет применять любой двигатель. МАЗ-103 выпускается с двигателями ММЗ, Рено, MAN и механической или автоматической коробкой передач.
С учётом экономической ситуации в странах СНГ, являвшихся основным рынком для МАЗ-а, когда многие города нуждавшиеся в обновлении автобусного парка не могли себе позволить приобретение модели МАЗ-103, на заводе было принято решение разработать и запустить в производство более дешёвую модель — МАЗ-104. Её производство началось в 1997 году. Применение в конструкции узлов от серийных грузовых автомобилей МАЗ позволило на 8-10 тыс. долларов удешевить конструкцию по сравнению с МАЗ-103, однако при этом пришлось пожертвовать низкопольностью. Производство этого автобуса было прекращено 1 сентября 2006.
Автобус среднего класса МАЗ-256Производство сочленённого автобуса МАЗ-105 началось в 1997, он имеет пониженный уровень пола (1 ступенька) и предназначен для применения на напряжённых внутригородских маршрутах.
Ещё одна интересная модель городского автобуса — удлинённый трёхосный МАЗ-107 был впервые продемонстрирован на Московском автосалоне в 2001 году. Высокая пассажировместимость и отсутствие дорогого и снижающего надёжность узла сочленения делают эту модель привлекательной для применения на загруженных маршрутах. Основные поставки МАЗ-107 ведутся в Москву.
В 2004 году завод представил первую модель в линейке автобусов второго поколения — МАЗ-256. Автобус т. н. восьмиметрового класса имеет 28 посадочных мест. Характерные черты всех машин второго поколения — стеклопластиковая обшивка кузова с панелями окрашеными в массе, вклеенные стекла, линзовая оптика.
В 2005 году представлен следующий автобус второго поколения — городской низкопольный МАЗ-203. Основное отличие новой модели предшественника — полностью низкопольная конструкция (без ступеньки на задней площадке как в МАЗ-103). Мелкосерийное производство этого автобуса началось со второго квартала 2006, а первая крупная партия (50 автобусов) была произведена по заказу Казани в первой половине 2007. По состоянию на январь 2008 автобус эксплуатируется в Белоруссии, России, на Украине и в Польше.
Другой городской автобус второго поколения — МАЗ-206 был представлен в июле 2006. Это машина средней вместимости, предназначенная для применения на ненапряженных городских маршрутах, в качестве служебного или VIP автобуса. МАЗ-206 имеет низкий уровень пола в передней части автобуса, где расположена просторная накопительная площадка, а в задней части уровень пола повышается. Мелкосерийное производство началось в конце 2006 года, а в белорусские автопарки автобус начал поступать в конце 2007. В августе 2007 был представлен пригородный вариант этого автобуса, получивший название МАЗ-226 он отличается отсутствием накопительной площадки, увеличенным до 31 количеством сидячих мест, и наличием небольшого багажного отсека по левому борту. В 2009 году завод представил сочленённый автобус 2-го поколения МАЗ-205.
На заводе освоено производство междугороднего автобуса МАЗ-152, туристического МАЗ-251, аэродромного МАЗ-171
«АМАЗ» достиг серийного производства 8 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе, среди которых автобусы, предназначенные для эксплуатации в особых условиях: в северных районах — со специальной системой отопления и теплоизоляцией салона, двойным полом, уменьшенной площадью остекления, а в южных районах — с усиленной системой вентиляции и увеличенными сдвижными форточками и пр.
Сегодня доля импорта (без учёта силового агрегата) не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей).
Статистика выпуска и продаж
На АМАЗ-е определены 4 основных направления реализации: Белоруссия, Россия, Украина, дальнее зарубежье. На каждое из них приходится в среднем по 25 % продаж
В 2005 было выпущено 1025 автобусов и троллейбусов, что почти на 70 % больше, чем в 2004.
За 11 месяцев 2006 года было продано: 869 автобусов в Белоруссии (из них 419 в Минске), 473 в России, 92 на Украине, 77 в дальнем зарубежье. Всего в 2006 было выпущено 1693 автобуса. По данным АСМ-Холдинг выпуск распределился следующим образом:
В 2007 выпуск автобусов был увеличен на 6 % по сравнению с 2006 и составил 1795 машин[4]. Так же МАЗ начал выпуск микроавтобусов.
Юбилейные автобусы
- В октябре 2005 МАЗ выпустил свой 4000-й автобус
- 27 июня 2006 предприятие выпустило свой 5000-ный автобус — туристический МАЗ-251
- 22 декабря 2006 года был изготовлен 6000-й автобус. Им стал низкопольный автобус особо большой вместимости МАЗ-107
Троллейбусы
В 2001 г. МАЗ освоил производство троллейбусов МАЗ-103Т. В качестве одного из главных преимуществ троллейбусов МАЗ специалисты выделяют то, что по основному числу узлов и агрегатов, а также по конструкции кузова, машина унифицирована с автобусами МАЗ, что обеспечивает удобство и универсальность обслуживания. Как и его прототип — автобус МАЗ-103 троллейбус имеет низкий пол (за исключением задней площадки). С 2006 года троллейбусы на шасси МАЗ-103 производятся только на заводе РУП «Белкоммунмаш». Также на основе автобуса МАЗ-203 совместно с ООО «ЭТОН» завод выпустил троллейбус МАЗ-ЭТОН Т203.
МАЗ-MAN
В 1997 совместно с концерном «МАН» («MAN») создано совместное белорусско-немецкое предприятие ЗАО «МАЗ-МАН», г. Минск, на котором к 1998 г. было налажено серийное производство большегрузной автомобильной техники с использованием кабины и двигателя производства МАН и на шасси МАЗ. Одним из приоритетных направлений предприятия является выпуск седельных тягачей для международных перевозок с колесной формулой 4×2 и 6×4, пригодных для эксплуатации в Европе и соответствующих всем европейским требованиям. Освоен выпуск бортовых грузовиков, самосвалов, фронтальных погрузчиков. На базе шасси МАЗ-МАН налажено производство бетоносмесителей, топливозаправочных автоцистерн и т. д.
Самосвал МАЗ-MANПродукция белорусско-немецкого предприятия демонстрируют преимущество техники, создаваемой с учетом достижений и опыта автомобилестроителей двух стран. Обладая сравнимым с европейскими моделями аналогичного класса качеством, продукция МАЗ-МАН в среднем на 30 процентов дешевле автомобилей зарубежного производства. В настоящий момент 98 % всех автомобилей МАЗ-MAN соответствуют требованиям Евро-3.
В 2004 году совместном предприятии было изготовлено 272 автомобиля, что на 45 % больше, чем 2003. При этом в 2003 году выпуск продукции по сравнению с 2002 был увеличен на 50 %.
28 ноября 2005 СП ЗАО «МАЗ-МАН» реализовало потребителям 1000-й седельный тягач МАЗ-MAN.
История
В середине 1930-х годов на территории будущего автозавода располагалась крупная воинская часть Красной Армии. В 1942 году на базе бывших ремонтных павильонов 26-й танковой дивизии немецкими оккупантами был организован завод для обслуживания и ремонта транспорта вермахта — автомобилей и танков[5]. Фирма Даймлер-Бенц возвела более тридцати ремонтных павильонов. Завод «Грос-К-Верк» с более чем пятью тысячами рабочих вскоре стал одним их крупнейших предприятий в оккупированной Восточной Европе. Во время строительства завода широко использовался принудительный труд военнопленных и местных жителей.
9 августа 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года параллельно строительству самого завода, начинается «отверточная» сборка грузовиков GMC и Studebaker, поставляемых из США по ленд-лизу. После окончания ВОВ, сборка американских машин прекращается и продолжается возведение цехов будущего завода. Уже в октябре 1947 года на заводе были собраны по документации и при непосредственной технической поддержке первые пять самосвалов МАЗ-205. По сути это были ЯАЗ-205, имевшие отличия в силу технологических возможностей. С этого момента завод был способен полностью принять на себя изготовление грузовиков серии ЯАЗ-200, и, в соответствии с «решениями партии и правительства», что и было выполнено, хотя и не в один год. Все производство двухосных ЯАЗ-200, и самосвалов, и бортовых гоузовиков, и седельных тягачей, перешло в Минск. Чуть позже трехосная серия ЯАЗ-210 того же ряда была передана в Кременчуг, где начал работать КрАЗ. И в 50-х годах прошлого века для ЯАЗ главная задача состояла в обеспечении двух заводов силовыми агрегатами. Первые автомобили МАЗ-205, вышедшие из заводских ворот в конце 1947 года, стали началом белорусского автомобилестроения. Но произошло это не сразу.
В конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди завода. В результате в том же 1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с завершением строительства выйти на проектные мощности и затем превзойти их. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. При этом увеличивался не только выпуск автомобилей — результатом работы конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — «Гран-при».
В ноябре 1958-го на Минском автозаводе были собраны образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которым предстояло прийти на смену автомобилям первого семейства — МАЗ-200. Переход к производству машин нового семейства потребовал сложных технических решений, всесторонних испытаний создаваемой техники, реконструкции производства. 31 декабря 1965 года с главного конвейера сошёл последний автомобиль первого семейства МАЗов — автосамосвал МАЗ-205, занявший место на пьедестале памятника первым МАЗам. Завод полностью перешёл на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500, постоянно наращивая их производство. В 1966 году предприятие было награждено орденом Ленина, а в 1971 году — орденом Октябрьской Революции.
В сентябре 1970-го было начато производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976-го с главного конвейера сошёл первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. Созданные в 70-х годах на базе четырёхосных полноприводных колесных шасси грузовые автомобили и тягачи стали незаменимыми помощниками нефтяников, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии. В 1977 году завод был удостоен своей третьей награды — второго ордена Ленина.
Начало 80-х было отмечено на заводе важным событием. 19 мая 1981 года на главном конвейере был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. А менее чем через два года, 16 апреля 1983-го, был собран уже тысячный автомобиль этого семейства. Выпуск новых машин продолжал наращиваться. 14 апреля 1989 года был выпущен миллионный МАЗ. Им стал седельный тягач МАЗ-64221. На заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей. В конце восьмидесятых создан опытный образец концепт-кара МАЗ-2000 «Перестройка».
В 1996 году, после успешного прохождения приемочных и эксплуатационных испытаний в автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского автомобильного завода сошёл первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021, полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок. Минский автомобильный завод, всегда игравший важную роль в развитии экономики республик бывшего Союза, и ныне обеспечивает нужды Республики Беларусь и других стран СНГ в большегрузной автомобильной технике. Минский автозавод вызывает заслуженный интерес и зарубежных партнеров.
10 декабря 1997 года генеральный директор ПО «БелавтоМАЗ» Валентин Гуринович, председатель правления концерна «MAN» (г. Мюнхен, Германия) Клаус Шуберт и генеральный директор «Лада-ОМС Холдинг» Алексей Ваганов подписали договор о с оздании совместного белорусско-германского предприятия по производству грузовых автомобилей «МАЗ-МАН» и устав создаваемого предприятия. Отличием данного проекта от других проектов по производству автомобилей в странах СНГ стало то, что доля отечественных узлов и деталей будет достигать 60 % в продукции произведенной на совместном предприятии. Проект «МАЗ-МАН» стал важным шагом к тому, чтобы автомобили для международных перевозок, произведенные в Беларуси, и далее могли на равных конкурировать с ведущими марками на рынках стран СНГ.
Хроника важнейших событий
- 1944, август — постановление Государственного комитета обороны об организации автосборочного завода в Минске
- 1947, октябрь — сборка в экспериментальном цехе и отправка на восстановление послевоенной разрухи первых пяти автомобилей МАЗ-205
- 1950, июнь — отправка за рубеж первых автосамосвалов МАЗ-205 на восстановление Варшавы
- 1950, сентябрь — начало производства 25-тонных автосамосвалов МАЗ-525
- 1957, март — выход в пробный пробег первого опытного образца 40-тонного самосвала МАЗ-530
- 1958, октябрь — награждение автозавода высшей наградой Всемирной промышленной выставки в Брюсселе — «Гран-при» за 40-тонный самосвал МАЗ-530
- 1958, ноябрь — сборка и испытание первых опытных образцов автомобилей МАЗ 500 и МАЗ-503
- 1965, декабрь — выпуск последнего автомобиля первого семейства МАЗов автосамосвала МАЗ-205. Полный переход на выпуск автомобилей семейства МАЗ-500
- 1970, сентябрь — начало серийного производства на главном конвейере новых модернизированных автомобилей МАЗ-500А
- 1970, ноябрь — награждение завода золотой медалью Лейпцигской ярмарки за автомобиль МАЗ-516
- 1974, декабрь — создание на базе Минского автозавода Барановичского, Осиповичского и Калининградского автоагрегатных заводов и Минского рессорного завода производственного объединения «АвтоМАЗ»
- 1975, сентябрь — создание на базе производственного объединения «АвтоМАЗ», Белорусского и Могилевского автозаводов производственного объединения «БелавтоМАЗ»
- 1980, октябрь — вручение объединению «БелавтоМАЗ» международной премии «Золотой Меркурий»
- 1981, май — сборка на главном конвейере первого седельного тягача МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей МАЗ-6422
- 1983, сентябрь — награждение завода золотой медалью Пловдивской ярмарки за автопоезд МАЗ-5432 9397
- 1987, январь — создание внешнеторговой фирмы «БелавтоМАЗ».
- 1988 — на большом парижском автосалоне представлен созданный на Минском автозаводе автопоезд модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка»
- 1988, май — демонстрация на международном салоне в Гамбурге первого трёхосного автомобиля МАЗ с двигателем западногерманской фирмы «MAN»
- 1989, апрель — выпуск миллионного автомобиля МАЗ
- 1991, август — с нового главного конвейера сошёл первый автомобиль
- 1992, июнь — создание автобусного производства. Выпуск первого низкопольного городского автобуса МАЗ-101
- 1997, март — выпуск первого магистрального тягача МАЗ-54421 нового семейства автомобилей, полностью удовлетворяющих европейским требованиям к большегрузной технике для международных перевозок
- 1999, июнь — начато производство среднетоннажных автомобилей МАЗ-4370
- 1999, ноябрь — изготовлен первый опытный образец троллейбуса МАЗ-103Т
- 2000, июнь — с технологических линий автобусного филиала сошёл 1000-й автобус с маркой МАЗ
- 2000, 2001 — по итогам этапов Чемпионатов Европы по трак-триалу экипаж Минского автозавода на автомобиле МАЗ-6317 (6х6) два года подряд завоёвывал звание чемпионов Европы
- 2001, февраль — автозаводу вручен сертификат соответствия системы качества международному стандарту ИСО 9001
- 2001, август — автобус МАЗ-107 в номинации «Лучший автобус салона 2001» занял первое место
- 2002, апрель — изготовлен опытный образец самосвала МАЗ-551605 с трехсторонней разгрузкой, двигателем ЯМЗ-238 ДЕ2
- 2002, август — седельный тягач МАЗ-544003 в номинации «Лучший грузовик MIMS-2002» занял 1-е место
- 2003, май — автомобиль МАЗ-4370 признан лучшим коммерческим грузовиком в России в 2003 году
- 2003, август — автопоезд МАЗ-437141+837300 удостоен Гран-при в номинации «Лучший грузовик Автосалона-2003» на 6-м Российском международном автомобильном салоне
- 2004, май — выпущен автобус второго поколения МАЗ-256
- 2004, июль — введена в эксплуатацию линия по сборке автомобилей МАЗ в Иране
- 2007, май — начал работу сборочный завод автомобилей МАЗ в Азербайджане
Спорт
Команда «МАЗ-СПОРТавто принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире.
См. также
Ссылки
Примечания
Современный автогигант МАЗ
МАЗ белорусская автомобилестроительная компания, работающая на рынке выпуска большегрузных автомобилей, автобусов и троллейбусов. Компания поставляет свою продукцию в боле, чем 45 стран мира. Весь модельный ряд МАЗ.
История
Минский автозавод ведёт свою историю с августа 1944 года, когда указом советского правительства на месте разрушенных войной авторемонтных мастерских была организована сборка автомобилей. Первая пятерка грузовиков МАЗ-205 была выпущена в 1947 году.
Серийное производство удалось запустить в следующем году, а с выходом в 1950 году на проектную мощность предприятие стало производить более 25000 грузовиков в год. При этом улучшались не только количественные показатели. Доказательством этому является получение «Гран-при» на выставке в Брюсселе новым 40-тонным грузовиком МАЗ-530. На тот момент продукции Минского автозавода было всего лишь 10 лет.
Начатая в конце 50-х масштабная реконструкция производственных мощностей позволила к 1965 году перейти к производству продукции следующего поколения, моделей 500 и 503. Кроме того, реконструкция позволила увеличить и объемы производства. Чтобы продукция соответствовала постоянно повышающимся запросам качества и технического уровня эти грузовики все время, пока сходили с конвейера, модернизировались. А чуть более чем через десять лет предприятие разработало гораздо более совершенную серию полноприводных четырехосных автомобилей МАЗ-5551.
Машины на базе этого шасси в следующие десятилетия определяли модельный ряд завода. Они трудились во всех климатических поясах, от Средней Азии до Сибири и районов крайнего Севера и зарекомендовали себя надёжными помощниками в работе.
На сорок первом году работы предприятия, в 1989 году был выпущен миллионный автомобиль марки МАЗ. Начало 90-х годов и последовавшая политическая и экономическая нестабильность привели к тому, что Минский автозавод утратил большую часть рынков сбыта. Однако уже в 1996 году предприятие после всесторонних испытаний запустило новую платформу МАЗ-5440. Машины, созданные на этой платформе, соответствовали всем текущим Европейским нормам качества и экологии и магистральные тягачи 54402 и 544021 стали известными на дорогах всего континента.
Современность
Компания с 1992 года организовала специальное отделение по выпуску автобусов. Среди продуктовой линейки модели как для городских, так и междугородних перевозок. А с 2006 года среди ассортимента машин Минского автозавода появились уникальные для региона аэродромные автобусы МАЗ-171.
А городская низкопрофильная модель 203076, появившаяся в 2007 году, полностью удовлетворяла жестким экологическим нормам Евро-4. К тому же в крупных городах, куда поставлялись эти автобусы, предприятием организовывались фирменные сервисные центры. Эти два фактора вкупе с конкурентоспособной ценой послужили мощным стимулом приобретать именно Минскую продукцию.
В следующем году к требованиям Евро-4 приведены и магистральные тягачи. Модель 544019 стала новым этапом не только в защите экологии, но и в эргономике рабочего места. Продуманный дизайн и обилие электроники призваны облегчить труд водителя.
В середине 2014 года МАЗ представил две машины нового поколения, соответствующие нормам Евро-6. Седельный тягач 5440М9 способен работать в составе автопоезда массой до 40 тонн, а шасси 5340М4 грузоподъемностью свыше 13 тонн предназначено для производства на его базе различной спецтехники.
«МАЗ». Легендарная история успеха
class=»gadget»>
Эту дату принято считать днем рождения Минского автозавода. Авторемонтное предприятие было основано после освобождения Минска, но еще успело «повоевать». Произведенные автомобили сразу же отправляли на фронт. В основном это были грузовики марки Studebaker, сборка которых велась до конца 1945 года. Кстати, именно на Studebaker устанавливались легендарные советские минометы «Катюша».
После окончания Великой Отечественной войны на территории предприятия осталось порядка тридцати американских грузовиков, которые еще долгое время использовались в мирных целях. В частности, для строительства столичного автозавода в новом месте. А позже — для доставки комплектующих из Ярославля в Минск.
Первые шаги
В августе 1945 года И.В.Сталин подписал указ о начале строительства автозавода в Минске. Работы велись с удивительной скоростью. В январе 1947 года, когда завод еще находился в стадии строительства, в Минск был доставлен бортовой грузовик Ярославского автомобильного завода ЯАЗ-200, который и стал прародителем «двухсотого» поколения грузовиков МАЗ.
Но время диктовало свои условия. Стране требовались строительные автомобили-самосвалы. Поэтому первые грузовики Минского автомобильного завода были копией прототипного самосвала ЯАЗ-205, который успешно прошел все заводские испытания, но так и не увидел свет под эмблемой ярославского медведя, зато стал первенцем Минского автозавода (МАЗ-205).
Первым автомобилем Минского автозавода стал самосвал МАЗ-205
Параллельно со строительством дополнительных цехов шла усиленная работа специалистов над запуском в серию первых пятитонных МАЗов. И к 7 ноября 1947 года пять грузовиков с заводским индексом МАЗ-205 были «поставлены на колеса». Они приняли участие в праздничном параде, ознаменовав начало серийного производства первых в стране пятитонных самосвалов.
Так начиналась история МАЗа. От ремонтного предприятия — к заводу отверточной сборки импортных автомобилей. От американских грузовиков — к ярославским самосвалам.
Пять тонн
До конца 1950 года минский завод находился в стадии строительства, параллельно выпуская МАЗы двухсотого семейства. Но тогда на предприятии занимались только сборкой машин и производством деревянных кабин. Почти 75% комплектующих агрегатов поступало в Минск из Ярославля. И только в 1951 году, когда в эксплуатацию были запущены основные производственные мощности завода, ситуация изменилась. В Минск стали переезжать технические специалисты со всех республик Советского Союза. Предстояло создать «с нуля» целую инфраструктуру производства комплектующих для «двухсотых» МАЗов.
Тяжелые модификации МАЗов впоследствии легли в основу производственной линейки БелАЗа
Вскоре освоили бортовой МАЗ-200, он оказался проще и дешевле самосвала — не требовалась гидроаппаратура для подъема кузова. Первые «двухсотые» оказались очень надежными и неприхотливыми. Буквально за несколько лет на базе этих среднетоннажников было разработано и запущено в серию большое количество модификаций. В 1951 году завод приступил к производству армейского МАЗ-200Г с откидными скамейками для солдат и защитным тентом. Седельный тягач МАЗ-200В с максимальной массой буксируемого полуприцепа 16,5 тонны пошел в серию уже в 1952 году. На тягач устанавливался более мощный двухтактный двигатель ЯАЗ-М-204В, развивающий мощность 135 л.с. А еще через год на базе «двухсотых» были спроектированы и выпущены опытные образцы первых отечественных полноприводных грузовиков. Этим вездеходам был присвоен новый заводской индекс, начинающийся с цифры «5» (седельный лесовоз — МАЗ-501, бортовые грузовики для нужд армии — МАЗ-502 и МАЗ-502А с лебедкой на переднем бампере). Несмотря на внешнюю схожесть полноприводных машин с МАЗами «двухсотого» семейства, внедорожники имели значительно более сложную конструкцию.
Двадцать пять тонн
К концу 1940-х годов в стране начала зарождаться атомная промышленность. В срочном порядке создавались тепловые и гидроэлектростанции. Для сооружения плотин на сибирских реках необходим был грузовик, доставляющий из каменных карьеров огромные гранитные глыбы весом в несколько десятков тонн. «Двухсотое» семейство для этих целей явно не годилось. Поэтому параллельно с разработками новых пятитонников готовились к выпуску опытные образцы карьерных самосвалов МАЗ-525 уникальной для того времени грузоподъемности — 25 тонн. В 1950 году был налажен серийный выпуск этих «тяжеловесов».
Первые двадцатипятитонники оснащались 12-литровыми танковыми силовыми агрегатами мощностью 300 л.с. Задний мост жестко крепился к раме без каких-либо рессор. Основным амортизатором служили огромные колеса диаметром 172 см. Расход топлива МАЗ-525 составлял 100-130 л на 100 км пути, максимальная скорость — 30 км/ч.
МАЗ-525 в сцепке со специально разработанным в Свердловске самосвальным прицепом мог перевозить груз до 65 тонн. Советские конструкторы по праву гордились такой техникой. Белорусские самосвалы поставлялись во Вьетнам и даже строили плотины на реке Нил. Первый отечественный самосвал такой грузоподъемности использовался практически на всех великих стройках СССР вплоть до 1980-х годов.
Сорок тонн
Но и такого мощнейшего грузовика порой было недостаточно. 17 мая 1955 года приступили к разработке перспективного самосвала грузоподъемностью 40 тонн. И уже в марте 1957 года был организован пробный пробег «супертяжеловеса» тех времен — МАЗ-530. А в 1958 году 40-тонник был удостоен «Гран-при» на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе. К сожалению, эти легендарные сорокатонники так и не пошли в массовое производство. Приблизительное количество выпущенных автомобилей — 30-40 штук.
В 1958 году производство карьерной спецтехники было перенесено на завод дорожных и мелиоративных машин в Жодино, положив начало строительству предприятия по производству сверхтяжелых самосвалов — БелАЗу.
40-тонным самосвалам, получившим признание в Европе, была уготована незавидная судьба. Выпустили всего 30-40 автомобилей.
Первые бескапотники
В течение 18 лет продукция Минского автомобильногоно завода оставалась неизменной — МАЗ-200 и МА3-205 доминировали в производственной программе автозавода. Выпуск устаревших «двухсотых» был прекращен только в 1966 году, когда им на смену пришло не менее легендарное поколение МАЗ-500.
Разработка бескапотных грузовиков «пятисотого» семейства была сопряжена с огромным количеством трудностей. Переход на принципиально новую компоновку — двигатель под кабиной — мог и не состояться. У такого решения было много противников. Мол, от добра добра не ищут.
Но усилиями молодых специалистов в 1958 году началось изготовление двух опытных образцов нового грузовика — МАЗ-500 и МАЗ-503. К ноябрьским праздникам автомобили были отправлены на испытания. К лету 1961 года экспериментальный цех завода выпустил 122 машины двух типов. Эти МАЗы были направлены на испытания в автохозяйства различных республик Советского Союза. Леспромхозы Крайнего Севера приняли в экспериментальную эксплуатацию первые образцы нового полноприводного лесовоза МАЗ-509 и седельного тягача МАЗ-504.
В 70-х годах «дальнобойные» МАЗы были лучшими грузовиками, производимыми на просторах СССР.
Где заканчиваются опыты и начинается серия, определить сложно, но факт в том, что от производства МАЗ-200 в Минске решились отказаться только в самом конце 1965 года. Принято считать, что последний МАЗ-200, сошедший с конвейера 31 декабря 1965 года, установлен на пьедестале возле центральной проходной Минского автомобильного завода. На самом деле «двухсотые» сходили с конвейера и в 1966 году, так как на складах завода осталось большое количество неиспользованных комплектующих.
На конвейер было поставлено сразу девять модификаций «пятисотых»: бортовые грузовики, самосвалы с задней и боковой разгрузкой, седельные тягачи МАЗ-504 и МАЗ-504Б для работы в паре с самосвальным прицепом, а также автомобили-самосвалы с измененной жесткостью кузова для перевозки скальных пород. Новинка советского автопрома — полноприводный лесовоз МАЗ-509. В случае движения порожняком была предусмотрена возможность размещения прицепа-роспуска на шасси автомобиля.
В 1970 году «пятисотые» слегка доработали. Изменили вид радиаторной решетки, увеличили на одну тонну грузоподъемность бортового МАЗ-500. Возросла до 85 км/ч и максимальная скорость нового семейства.
Для рейсов в Европу, особенно в далекие капстраны, в срочном порядке был разработан седельный тягач МАЗ-504В, который, в отличие от базового МАЗ-504А, мог буксировать полуприцеп грузоподъемностью 20 тонн. Впервые на тягачи установили V-образный восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Удлиненные рессоры улучшали плавность хода. Кабину сделали более комфортной — обеденный столик, противосолнечные козырьки, шторки, повышенная термо- и шумоизоляция. Ни один советский грузовик тех времен не мог обеспечить такого комфорта. Водителям «Совтрансавто» завидовали все коллеги.
Полноприводные военные грузовики подвергались жесточайшим испытаниям
В 1977 году в Европе приняли новые правила размещения световых приборов на грузовиках. Логично, что семейство МАЗ-500 второй раз модернизировали. Отдельные конструктивные элементы были доработаны и улучшены, но основные изменения коснулись внешнего вида автомобиля. Фары переместили в передний бампер, опять изменили вид радиаторной решетки. Модернизированным автомобилям дали новое «звучное» имя, которое положило начало запутанным длинным индексам. Например, бортовой грузовик МАЗ-500 был переименован в МАЗ-5335, седельный тягач МАЗ-504 — в МАЗ-5429.
Во время последней модернизации «пятисотых» конструкторы МАЗа уже разрабатывали новое семейство автомобилей МАЗ-6422 с прямоугольной кабиной повышенной комфортности. Возникновение и развитие современных МАЗов берет свое начало именно с того момента.
19 мая 1981 года — очередная знаковая дата в истории Минского автозавода. Именно в этот день с конвейера сошел первый двухосный седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства МАЗ-6422. Ровно через год в серию пошел и трехосный МАЗ-6422. Грузовики отличались от предыдущих поколений не только новой комфортабельной кабиной с панорамным стеклом и двумя спальными местами. Появился новый травмобезопасный руль, регулируемый по высоте и наклону, подрессоренные сиденья, сферические зеркала с электроподогревом. Впервые в отечественном автомобилестроении была применена бортовая система диагностики, позволяющая водителю, не выходя из кабины, проверить исправность основных узлов и агрегатов. Благодаря уменьшению расхода топлива и увеличению объема топливного бака грузовики нового семейства могли проехать без дозаправки горючим до 1.000 км.
Дальше — больше. Очередная модернизация седельных тягачей позволила увеличить полную массу двухосных автопоездов с 36 до 38 тонн, а трехосных — с 38 до 42 тонн. Мощность ярославских двигателей была увеличена до 300 л.с. и 330 л.с. соответственно. В 1990 году поставили на производство автомобили семейства МАЗ-64221. Самым большим прорывом этих грузовиков стало увеличение ресурса в два раза по сравнению с МАЗ-5335, и в четыре раза по сравнению с МАЗ-500. Ресурс пробега составил 600 000 километров. Наряду с осваиваемыми в производстве автомобилями МАЗ-6430, эти грузовики производятся и по сей день.
Новый этап
Новая история Минского автозавода начинается с разработки легендарного автомобиля МАЗ-2000 Perestroika. Созданный в Беларуси автопоезд намного опередил свое время. Модульная конструкция не имела аналогов в мировом автомобилестроении. Победа белорусской конструкторской и дизайнерской мысли была признана на международном парижском Большом салоне автомобилестроения 1988 года. Есть данные, что несколько крупнейших предприятий Европы и Северной Америки приобрели патенты на МАZ-2000 Perestroika. К сожалению, этот легендарный автомобиль так и остался яркой мимолетной вспышкой белорусского автомобилестроения. Проект «МАZ-2000 Perestroika» не получил развития, отчасти из-за того, что слишком опережал реалии конца 80-х.
В 1989 году завод отпраздновал выпуск миллионного автомобиля. Им стал трехосный тягач МАЗ-64221
В это же время были начаты серьезнейшие испытания новой стратегической военной техники — бортового трехосного грузовика грузоподъемностью 11 тонн МАЗ-6317 и седельного тягача МАЗ-6425. Оба автомобиля имели колесную формулу 6х6. Такие грузовики еще никогда не выпускались в Беларуси. Поэтому сразу же после сборки и двухсоткилометровой обкатки машины были отправлены в испытательный пробег по маршруту Минск-Сургут-Минск. Автомобили преодолевали ледовые переправы через реки Иртыш и Обь. Позднее эти внедорожники были отправлены на испытания в песках Каракумов. После доработки конструкции полноприводные грузовики в очередной раз отправили на испытания в Нижневартовск.
И все эти мытарства были пройдены грузовиками в ходе только заводских испытаний. Представьте себе, что предстояло преодолеть МАЗ-6317 и МАЗ-6425 в ходе государственного экзамена на право запуска в серийное производство и принятия на снабжение Советской армии. Итогом всех испытаний стало подписание приказа Министерства обороны «о принятии на вооружение Советской армии и Военно-морского флота СССР автомобилей многоцелевого назначения МАЗ-6317 и МАЗ-6425».
Но начало девяностых годов стало переломным этапом в истории завода. Из-за распада Союза Советских Социалистических Республик нарушились сложившиеся хозяйственные связи. Уменьшились объемы производства. Ярославские силовые агрегаты не могли угнаться за постоянно растущими экологическими нормами. Продукция Минского автозавода оказалась не в состоянии конкурировать с автомобилями ведущих мировых производителей.
В таких тяжелых условиях руководство завода приняло единственно верное решение. Уже в 1992 году на новом главном конвейере было начато производство опытного трехосного седельного тягача МАЗ-64226 с двигателем германской фирмы «MAN».
Дальнейшее внедрение новых моделей — это уже период современной истории Минского автомобильного завода.
09.07.12
ВернутьсяГод | Место | Пилот | Штурман | Механик | Выиграно этапов | Грузовик | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2012 | 31 | Александр Василевский | Валерий Козловский | Антон Запорощенко | — | МАЗ-5309RR | |
сход | Александр Полищук | Павел Гаранин | Дмитрий Запорощенко | — | |||
2013 | 21 | Александр Василевский | Валерий Козловский | Антон Запорощенко | — | ||
27 | Сергей Вязович | Павел Гаранин | Дмитрий Запорощенко | — | |||
2014 | 11 | Сергей Вязович | Павел Гаранин | Алексей Неверович | — | ||
31 | Александр Василевский | Валерий Козловский | Антон Запорощенко | — | |||
сход | Александр Полищук | Дмитрий Вихренко | Андрей Жигулин | — | |||
2015 | 10 | Александр Василевский | Валерий Козловский | Антон Запорощенко | — | ||
34 | Сергей Вязович | Павел Гаранин | Андрей Жигулин | — | |||
41 | Владимир Василевский | Дмитрий Вихренко | Алексей Неверович | — | |||
2016 | 25 | Владимир Василевский | Дмитрий Вихренко | Алексей Неверович | — | ||
сход | Сергей Вязович | Павел Гаранин | Андрей Жигулин | — | |||
сход | Александр Василевский | Валерий Козловский | Антон Запорощенко | — | |||
2017 | 6 | Александр Василевский | Дмитрий Вихренко | Антон Запорощенко | — | ||
13 | Сергей Вязович | Павел Гаранин | Андрей Жигулин | — | |||
21 | Алексей Вишневский | Максим Новиков | Алексей Неверович | — | |||
2018 | 2 | Сергей Вязович | Павел Гаранин | Андрей Жигулин | 1 | ||
13 | Александр Василевский | Дмитрий Вихренко | Антон Запорощенко | — | |||
14 | Алексей Вишневский | Максим Новиков | Андрей Неверович | — | |||
2019 | 6 | Сергей Вязович | Павел Гаранин | Андрей Жигулин | — | ||
8 | Александр Василевский | Дмитрий Вихренко | Антон Запорощенко | — | |||
11 | Алексей Вишневский | Максим Новиков | Андрей Неверович | — | |||
2020 | 3 | Сергей Вязович | Павел Гаранин | Антон Запорощенко | 1 | МАЗ-6440RR | [12] |
8 | Алексей Вишневский | Максим Новиков | Андрей Неверович | — | МАЗ-5309RR | [13] | |
12 | Александр Василевский | Дмитрий Вихренко | Виталий Мурылёв | — | [14] |
Что такое МАЗ? Разновидности грузовиков Минского автозавода :: SYL.ru
Минский автозавод — это крупное предприятие по разработке и выпуску разнообразной автотранспортной техники, в том числе грузовиков, самосвалов, седельных тягачей, а также пассажирских автобусов и троллейбусов. В статье мы расскажем о производящихся здесь грузовых автомобилях.
Создание автомобильного производства
Датой создания Минского автомобильного завода считается август 1944 года. Именно в этом году в полностью разрушенном городе была сформирована мастерская по ремонту автомобильной и другой самоходной техники. Небольшое предприятие сначала восстанавливало ее, но уже в октябре этого же года приступило к сборке грузовых автомобилей из поставляемых машинокомплектов.
В 1945 году началось строительство производственных корпусов для автомобильного завода. Одновременно с этим осуществлялась работа по подготовке к выпуску первого грузового автомобиля, который под индексом 205 был произведен в 1947 году.
Что такое МАЗ первой модели? Это пятитонный самосвал, который практически на 80% состоял из агрегатов, поставляемых с Ярославского автозавода (будущий моторный). Постепенно, с открытием новых производств, завод перешел на самостоятельный выпуск грузовых автомобилей.
Расширение модельного ряда
Основой для расширения модификаций автомобилей МАЗ стала бортовая модель под индексом 200 (фото МАЗа в бортовом исполнении представлено ниже).
Производство МАЗ-200 было дешевле самосвала, а сама конструкция оказалась очень надежной и практичной. Это позволило создать следующие варианты:
- тентованный грузопассажирский;
- фургоны различного назначения;
- седельный тягач с возможностью транспортировки полуприцепа до 16,0 т;
- полноприводный лесовоз;
- полноприводная бортовая платформа.
Одновременно с развитием «двухсотого семейства» на заводе были разработаны и подготовлены к выпуску карьерные самосвалы, грузоподъемностью в 25 и 40 т, но изготовление этих тяжелых грузовиков было перенесено на новое предприятие БелАЗ (г. Жодино).
Производство первого поколения грузовых автомобилей МАЗ продолжалось на заводе до 1966 года.
Появление грузовиков бескапотной компоновки
Важным моментом в развитии выпуска грузовиков считается 1966 год, в котором завод приступил к изготовлению первых бескапотных автомобилей поколения МАЗ-500.
Что такое МАЗ в бескапотном исполнении? Это автомашина новой конструкции, у которой мотор размещен под кабиной. Такое устройство обеспечивает следующие преимущества:
- повышение грузоподъемности при сохранении габаритов;
- улучшение обзора;
- повышение комфорта;
- возможность оборудования кабины спальным местом.
Проведенные перед началом выпуска новинки испытания подтвердили удачную конструкцию и качественные технические характеристики МАЗа, что позволило запустить в серийное производство сразу девять модификаций нового семейства.
Изготовление автомобилей этой серии с неоднократными выполненными модернизациями и обновлениями осуществлялось практически до конца девяностых годов. Всего на заводе было разработано более 70 модификаций грузовиков различного назначения на базе этой серии.
Выпуск самосвалов
Автомобильное производство на заводе начиналось с изготовления самосвалов. Поэтому разработка и выпуск таких грузовых автомашин является и в настоящее время одним из приоритетов предприятия. Кроме того, самосвалы обладают широкой сферой применения, и поэтому являются наиболее востребованными.
Учитывая разнообразные варианты использования и условия эксплуатации таких грузовиков, на заводе изготавливается широкая линейка данных транспортных средств. Что такое МАЗ-самосвал? Это современный грузовик для перевозки сыпучих и других грузов.
В настоящий период предприятие выпускает их более 20 различных видов, которые можно классифицировать по следующим ключевым параметрам (количество мостов/колесная формула/максимальная грузоподъемность):
- 2 / 4 х 2 / 10 т;
- 3 / 6 х 4 / 20 т;
- 4 / 8 х 4 / 25 т.
Наиболее популярной моделью считается двухосный самосвал МАЗ под индексом 5551. Автомобиль производится с 1985 года, поэтому обладает прочной и надежной конструкцией, качественным мотором, высокими технико-экономическими характеристиками. Среди новых моделей выделяется МАЗ-650108, главной особенностью которого является возможность трехсторонней разгрузки.
Важной особенностью выпуска самосвалов МАЗ является тот факт, что, при необходимости, предприятие может изготавливать автомобили с расширенными функциональными свойствами, по согласованию с заказчиком.
Современное предприятие
Что такое МАЗ как предприятие по выпуску автомобилей? Это крупная компания, входящая в концерн «БелавтоМАЗ», в состав которого включены практически 20 промышленных заводов.
Предприятие МАЗ производит следующую транспортную продукцию (количество модификаций):
- Седельные тягачи – 11 видов.
- Бортовые автомашины – 14.
- Автомобильные шасси – 18.
- Самосвалы – 22.
- Зерновозы – 6.
- Автокраны – 15.
- Автобусы –11.
- Троллейбусы – 3.
- Полуприцепы – 23.
- Прицепы – 7.
Вся продукция, которая выпускается заводом, обладает следующими достоинствами:
- современной конструкцией;
- доступной стоимостью;
- высокой надежностью;
- хорошими экономическими показателями при эксплуатации;
- ремонтопригодностью.
Минский автомобильный завод современное многопрофильное предприятие по выпуску разнообразной автотранспортной техники.