РазноеНовый украинский танк тирекс: Проект основного боевого танка «Тирекс» (Украина) – почему украинский «Тирекс» обречен на гибель

Новый украинский танк тирекс: Проект основного боевого танка «Тирекс» (Украина) – почему украинский «Тирекс» обречен на гибель

Проект основного боевого танка «Тирекс» (Украина)

По известным причинам, в настоящее время особое внимание специалистов и широкой общественности привлекает дальнейшее развитие танков. Оглашение новостей о планах по созданию тех или иных проектов становится поводом для ажиотажа, а появление нового образца способно стать настоящей сенсацией. В последние месяцы одним из главных поводов для обсуждений в области бронетехники является новейший украинский проект основного танка «Тирекс».

О существовании нового проекта «Тирекс» (T-Rex, сокращение от Tyrannosaurus rex) стало известно в начале апреля этого года. Украинское издание Defense Express сообщило о продолжающихся работах по созданию перспективного основного боевого танка, являющегося глубокой модернизацией одной из существующих машин. В рамках нового проекта предлагается использовать некоторые новые для украинского танкостроения идеи, что позволит решить ряд важнейших проблем. Разработка проекта ведется инженерной группой «Азов», часть сотрудников которой ранее работала на ведущих предприятиях оборонной промышленности.

Концепция

Боевая машина «Тирекс» позиционируется в качестве «танка переходного периода». Создатели проекта предполагают, что создание и строительство такой машины поможет переоснастить бронетанковые войска Украины новой техникой с достаточно высокими характеристиками, которая сможет выполнять поставленные задачи до появления танков с более высокими характеристиками. Одновременно с этим в новом проекте планируется использовать некоторые идеи и решения, направленные на достижение значительного превосходства над существующей техникой.


Первая опубликованная схема «Тирекса.» Рисунок Pro-tank.ru

Утверждается, что новый проект T-Rex имеет несколько основных задач. Две из них требуют немедленного решения по ряду объективных причин, тогда как третья связана с отдаленными перспективами и будущим армии. Первая задача проекта касается перевооружения войск. Авторы нового проекта полагают, что существующая бронетехника – прежде всего основной танк БМ «Оплот» – не может обеспечить обновление парка боевых машин по причине неприемлемо малых темпов выпуска. В итоге новый танк «Тирекс» должен стать заменой «Оплота» в плане характеристик, а также значительно превзойти его с точки зрения объемов производства. Все это должно привести к обновлению материальной части войск.

Вторая задача нового проекта касается основных параметров перспективной бронемашины. По характеристике «стоимость-эффективность» новый «Тирекс» должен превосходить существующие танки, такие как «Булат». Планируется обеспечить преимущества в подвижности, в боевых качествах ночью и т.д. при сравнимой стоимости производства. Для этого, в частности, предлагается использовать новые для украинской промышленности подходы к производству, которые позволят компенсировать применение сравнительно дорогой аппаратуры управления огнем и т.д.

Третья задача проекта, заявленная его разработчиками, связана с дальнейшим развитием техники. В будущем на базе нового танка планируется разработать полноценную универсальную платформу, на базе которой смогут строиться бронемашины различных классов. Шасси с имеющимися силовой установкой, ходовой частью и т.д., среди прочего, могут использоваться в качестве основы для новых боевых машин пехоты тяжелого класса. Тем не менее, пока подобные задачи относят к отдаленной перспективе.

По заявлениям представителей инженерной группы «Азов», новый проект T-Rex не подразумевает разработку кардинально новой бронемашины. Основной его задачей является глубокая модернизация существующего танка Т-64 со значительным повышением характеристик. Революционно новые идеи предполагается осуществлять в рамках последующих проектов аналогичной техники. Пока же конструкторы занимаются определением перспектив имеющегося проекта. К примеру, они установили, что текущие производственные возможности украинской промышленности позволят модернизировать по проекту «Тирекс» до 10 танков Т-64 в месяц.


Танк БМ «Оплот». Фото Wikimedia Commons

Также утверждается, что сборка прототипа нового танка займет примерно полгода. Через шесть месяцев после получения танка Т-64 организация-разработчик обещает представить готовый опытный образец «Тирекса». Сведения о возможной передаче танка для перестройки по новому проекту пока отсутствуют.

Конструкция

Новый украинский проект подразумевает серьезное обновление существующих танков за счет применения ряда новых комплектующих. Результатом этого, по мнению авторов проекта, должно стать оптимальное сочетание характеристик и стоимости техники. Кроме того, появляется возможность сократить время, необходимое для строительства новых танков, за счет отсутствия необходимости сборки новых шасси.

Основой танка «Тирекс» является доработанное шасси танка Т-64, получающее некоторые новые узлы и агрегаты. На опубликованных схемах видно, что корпус базовой машины должен получать новую надстройку, лоб и борта которой помимо собственной брони закрываются системами динамической защиты. Вследствие использования такой надстройки должны заметно изменяться общие обводы и пропорции танка. Кроме того, кормовая часть надстройки должна образовывать пару крупных ящиков и оставлять крышу моторного отсека в нише.

Как следует из опубликованных материалов, усиление защиты имеющегося корпуса является одной из главных задач нового проекта. На схемах видно, что лобовая и бортовые части танка должны оснащаться многочисленными блоками динамической защиты. Такие же средства усиления защиты могут устанавливаться и на башню. Для использования предлагаются комплексы «Дуплет» и «Нож» украинской разработки. По понятным причинам, кормовая часть корпуса, где располагается моторно-трансмиссионное отделение, вместо динамической защиты должна оснащаться решетчатыми экранами. Интересно, что на более поздних изображениях динамической защитой оснащается и корма корпуса.

Вероятно, использование надстройки корпуса обуславливается предлагаемой перекомпоновкой его внутренних объемов. Позади наклонных лобовых деталей корпуса должен располагаться обитаемый отсек. Экипаж из трех человек (механик-водитель, командир и наводчик) предлагается размещать в единой бронированной капсуле, обеспечивающей дополнительную защиту от различных угроз, а также отделяющую танкистов от боевого отделения с боекомплектом.


Более позднее изображение перспективного танка. Рисунок Azov.co

В центральной части «Тирекса» предлагается устанавливать башню оригинальной конструкции. Общей чертой множества проектов перспективных танков, в большинстве своем нереализованных, является использование необитаемой башни с автоматизированным боевым отделением. Авторы нового украинского проекта тоже предлагают использовать такую систему, учитывая ее очевидные плюсы.

Башня перспективного танка должна оснащаться бронированием сложной многогранной конструкции с множеством наклонных деталей и дополнительной динамической защитой. В центральной части боевого модуля помещается основное орудие, агрегаты которого, по-видимому, занимают большую часть башни. На крыше кормовой ниши башни предлагается монтировать дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом. По периметру башни, на скулах, бортах и корме, должны помещаться несколько дымовых гранатометов. Кормовая часть башни, изображенной на опубликованных рисунках, получает режущие экраны, также способные выполнять функции корзины для имущества.

Новый танк, по-видимому, должен оснащаться гладкоствольным танковым орудием-пусковой установкой калибра 125 мм. Такая система сможет использовать весь спектр совместимых боеприпасов, в том числе управляемые ракеты «Комбат». Ввиду вынесения экипажа из боевого отделения орудие предлагается оснащать полностью автоматизированными системами наведения и заряжания. Так, в подбашенной корзине боевого модуля должен располагаться поворотный конвейер с лотками для размещения снарядов, а с казенной частью орудия предлагается сопрягать автоматику подачи и досылания боеприпасов.

Сведения о силовой установке и ходовой части бронемашины «Тирекс» отсутствуют, но можно предположить, что они должны основываться на существующей конструкции танка Т-64. Таким образом, ходовая часть может обойтись без каких-либо доработок, а основой силовой установки способен стать один из новых двигателей украинской разработки. Предполагается, что за счет некоторых подобных доработок новый танк будет отличаться от базового более высокой подвижностью.

Важнейшей особенностью проекта T-Rex является использование бронекапсулы экипажа, предъявляющей особые требования к приборному оснащению бронемашины. Для контроля за обстановкой, вождения, поиска и атаки целей, а также для решения ряда иных задач экипаж нуждается в соответствующих системах. Таким образом, боевой модуль должен оснащаться прицельными приборами с возможностью передачи видеосигнала на экраны в капсуле экипажа. Кроме того, требуется соответствующее оснащение рабочих мест экипажа. Для повышения общих боевых качеств также необходимо применить новую систему управления огнем.


Шасси танка. Рисунок Azov.co

В предлагаемом виде основной боевой танк «Тирекс» должен иметь длину 6,57 м (9,225 м с орудием), ширину 3,56 м и высоту по крыше башни 2,5 м. Боевая масса определена на уровне 39 т. Ходовые характеристики не уточняются, но утверждается, что они будут выше, чем у базового Т-64.

Перспективы

Опубликованные данные о проекте «Тирекс», а также изображения перспективного танка заставляют вспомнить о новейшей российской разработке – бронемашине Т-14 на базе платформы «Армата». В новом украинском проекте предлагается использовать ряд идей и решений, уже воплощенных в металле в виде ряда прототипов российского танка. С учетом разницы во времени появления двух проектов могут возникать некоторые подозрения. С другой стороны, не следует забывать, что подобные идеи появились и прорабатывались еще несколько десятилетий назад, но до недавнего времени не могли претендовать на практическое применение.

В качестве основы для нового танка предлагается использовать имеющиеся в наличии машины семейства Т-64. Подобный подход к созданию новой бронетехники уже применялся украинской военной промышленностью и привел к появлению нескольких проектов. Кроме того, велось серийное производство такой техники с последующей поставкой в войска. На практике было подтверждено, что использование новых приборов различных типов позволяет в определенной мере повысить характеристики имеющихся танков.

Возникают определенные вопросы о возможности реализации тех или иных идей, предложенных в проекте «Тирекс». Так, для создания необитаемого боевого отделения с дистанционным управлением из бронекапсулы экипажа требуется разработать и интегрировать в конструкцию танка множество электронных систем. Возможность выполнения такой задачи может быть поводом для серьезных сомнений. В то же время, разработка автоматики заряжания вряд ли столкнется с серьезными трудностями: подобные системы разрабатывались еще полвека назад для танков Т-64.

Отдельным серьезным вопросом является вооружение нового танка. Как следует из имеющихся материалов, T-Rex должен нести 125-мм гладкоствольное орудие. Производство орудий 2А46, являющихся стандартным вооружением советских и российских основных танков, до сих пор ведется в России, однако Украине такие системы не поставляются. В конце девяностых годов украинская промышленность попыталась создать свой вариант такой пушки под названием КБА-3. Ряд конструкторских задач был успешно решен, однако ресурс новых изделий оставлял желать лучшего. Даже улучшенные опытные образцы не выдерживают более 250-260 выстрелов подкалиберными снарядами. Для сравнения, хромированный ствол орудий 2А46М поздних модификаций выдерживает 1200 условных выстрелов.

Подобная ситуация может серьезно ударить по боеспособности перспективных танков. Недостаточный ресурс стволов потребует их регулярной замены, что повысит стоимость эксплуатации, а также будет иметь некоторые другие негативные последствия. Решение этой проблемы в контексте выпуска нового вооружения на данный момент выглядит крайне трудным, если вообще возможным. Использование уже имеющихся орудий с оставшимся ресурсом, демонтируемых с других танков, также не выглядит приемлемым решением. Таким образом, в обозримом будущем танк «Тирекс» не сможет получить главное вооружение с высокими эксплуатационными характеристиками.


Основные элементы машины: шасси, бронекапсула и башня. Рисунок Azov.co

Как показывает практика, украинская промышленность способна перестраивать танки Т-64 по новым проектам с некоторым повышением их характеристик. Тем не менее, новый проект «Тирекс» подразумевает значительное изменение конструкции базовой машины и использование массы новых узлов и агрегатов. Очевидно, что применение новых приборов, в первую очередь электроники, требует разработки или, как минимум, закупки таких средств. Однако, насколько известно, никаких прорывов украинской промышленности в этой области пока не ожидается, а зарубежные разработчики вряд ли заинтересуются возможным сотрудничеством с ней.

Как следствие, перспективный проект уже сейчас может столкнуться с массой проблем, затрудняющих не только производство готовой техники, но и мешающих завершению проектирования. На текущем этапе проектирования авторам «Тирекса» необходимо не только сформулировать основные задачи и определить общие способы их решения, но и выполнить массу других работ по подбору комплектующих, компоновке агрегатов и т.д. Без всего этого проект вряд ли может иметь реальные перспективы. При этом, однако, завершение разработки уже могло столкнуться с определенными проблемами.

Общее состояние украинской военной промышленности, ослабленной экономическими проблемами страны, отсутствие массы важнейших наработок и ряд других факторов технического, технологического, административного и коррупционного характера могут привести к тому, что проект T-Rex, а вместе с ним и другие разработки инженерной группы «Азов», так и останется на бумаге. В то же время, нельзя исключать, что этой организации все же удастся построить опытный образец бронемашины или, как минимум, натурный макет. Однако о массовой серийной перестройке имеющихся танков Т-64 говорить не приходится.

По имеющимся данным, в настоящее время проект основного боевого танка «Тирекс» на базе Т-64 существует в виде некоего набора конструкторской документации, а также нескольких демонстрационных изображений. Опытного образца новой бронемашины пока не существует, а какие-либо сведения о его сборке отсутствуют. Сообщается, что министерство обороны Украины проявило интерес к разработкам группы «Азов», однако пока он не привел к каким-либо реальным действиям по поддержке новых проектов.

В результате на данный момент проект «Тирекс» вызывает массу вопросов, большая часть которых остается без ответа. Кроме того, эти вопросы заставляют сомневаться в возможности завершения разработки, строительства опытного танка и, тем более, начала полномасштабной серийной сборки новой техники. Проект T-Rex рискует так и остаться «на бумаге» и в виде нескольких схематичных рисунков. Слишком много объективных факторов мешает ему дойти до сборочного цеха и фактически ставит крест на его перспективах.

По материалам сайтов:
http://azov.co/
http://arms-expo.ru/
http://pro-tank.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://armor.kiev.ua/

почему украинский «Тирекс» обречен на гибель

Стоило появиться российскому танку Т-14 на платформе «Армата» на брусчатке Красной площади, как все уважающие себя производители бронетехники начали представлять свой «ответ» новейшему российскому танку. Свой ответ российскому танку готовят и украинские инженеры, уже пообещавшие, что боевые возможности «Тирекса» будут сопоставимы с российским Т-14.


В поисках будущего

Картинка


Для того чтобы начать изучать весь украинский бронетанковый опыт с того самого момента, как Украина обрела независимость, стоит разобраться, на чем, собственно, весь этот опыт основан и в состоянии ли украинский ВПК заново освоить выпуск конкурентоспособных современных боевых машин. Два крупнейших предприятия страны, задействованных для разработки и производства еще во времена СССР — ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева» несколько десятков лет назад действительно имели колоссальный технологический задел, массу перспективных, если не сказать, прорывных решений в области бронетехники.

Картинка

Взять к примеру, Объект 477 «Молот», который в то время разрабатывался совместными усилиями ХКБМ, Ленинградского и Нижнетагильского КБ. Перспективная машина с орудием калибра 152-мм действительно должна была, если не перевернуть мир бронетехники, то, во всяком случае, существенно его разнообразить. После того, как Советский Союз приказал долго жить, передовые и по-настоящему инновационные разработки ХКБМ фактически сошли на нет. Т-84-120 «Ятаган», собранный в единственном экземпляре и адаптированный под стандарты НАТО и «Оплот», собравший больше шуток в Интернете, чем реальных положительных отзывов за инновационные разработки вряд ли сойдут. Однако со времен ненавистного нынешней Украиной Советского Союза в распоряжении страны осталось огромное число танков Т-64.

Картинка

Историки и специалисты отмечают, что, даже несмотря на годы, прожитые в независимости и сопровождавшиеся продажей военной техники и другого вооружения направо и налево, не существенно уменьшили количество танков Т-64, находящихся на хранении. Даже с учетом потерянных в ходе «антитеррористической» операции на Юго-Востоке страны танков Т-64, Т-64Б, Т-64БВ и Т-64БМ, на хранении до сих пор, по разным данным, могут находиться от полутора до двух тысяч танков в разном состоянии и разной степени пригодности к дальнейшей эксплуатации. Именно этим машинам, морально устаревшим и совершенно не отвечающим требованиям современного боя, и предстоит взять на себя всю ответственность за будущее бронетанковых войск Украины на ближайшие несколько лет. Еще один вопрос, который задают друг другу специалисты в области бронетехники, звучит примерно так: «Сколько танков, пригодных к активным боевым действиям можно собрать из того, что осталось на территории страны?».

Скопировать или создать заново?

Картинка

Идея создать перспективный, высокозащищенный танк инженеров увлекала всегда. На любом историческом этапе создание машин с повышенной живучестью на поле боя, обладающих к тому же и современным вооружением было оправдано. Однако именно с появлением Т-14, который во всем мире признали танком нового поколения, спроектированным и построенным как совершенно новая боевая машина, стало обостряться военно-техническое соперничество.

Следует понимать, что у европейских государств, таких как Германия, например, инженерная школа в области проектирования бронетехники всегда была на высоте, и с массовым выпуском модернизированных машин проблем почти никогда не наблюдалось. Примерно по тому же пути решили пойти и украинские инженеры, задумавшие создать конкурента для российского Т-14, используя при этом базу старого доброго Т-64. Сложно сказать, какой из факторов в конечном счете повлиял на выбор Т-64 в качестве базы для создания нового танка.

Специалисты поясняют, что из работ по танкам «Ятаган» и «Оплот», несмотря на окружавшие обе машины скандалы, специалисты украинского сделали определенные выводы. Например, одним из основных теперь является возможность серийного производства машины, надежность узлов и агрегатов. В любом случае, как отмечают эксперты и промышленники, создать новый, принципиально отличающийся по совокупности боевых качеств танк, способный конкурировать не только с европейскими, но и российскими танками украинский ВПК, сейчас не в состоянии, а новейший танк, который на Украине прозвали «Тирексом», придется создавать из того, что есть.


Будет ли технологический рывок?

Картинка

Несмотря на то, что базой для «прорывного» танка «Тирекс» станет Т-64, без существенных изменений на поле боя такой машине долго не продержаться. Основной упор инженерная группа, отвечающая за реализацию проекта делает на схожую с российским Т-14 конструкцию — безэкипажный боевой модуль и экипаж из трех человек. Однако никаких инженерно-технических «ноу-хау» в необитаемой башне не просматривается.

«Это необитаемая башня с уже отработанным на Т-64 и Т-80УД механизмом заряжания. Ничего нового в этом смысле здесь не видно», — отмечает специалист в области бронетехники, кандидат военных наук Сергей Суворов.

По словам специалиста, не стоит ожидать многого и от системы управления огнем, которую для «нового» танка в любом случае придется дорабатывать. Отмечается, что, скорее всего, интеграцию СУО для нового украинского танка проведут не отечественные инженеры, а зарубежные компании, опыт которых позволяет быстрее справляться с подобными задачами. Изменения коснутся и внешнего вида машины — судя по представленным схемам, корпус танка нарастят примерно на 40 сантиметров. За счет этой высоты топливные баки бывшей передней группы баков (а это, к слову, 425 литров), переместят в район надгусеничных в кормовую часть корпуса. Таким вот нехитрым решением и достигается «революционность» конструкции.

Танк будущего или попытка залатать брешь?

Картинка


Несмотря на растущее число материалов в СМИ с заголовками «Тирекс против Арматы», специалисты советуют не поддаваться возбуждению и не рассматривать противостояние двух машин даже гипотетически. Все дело в том, что, несмотря на заявления инженеров с Украины о перспективности и современности «Тирекса», речь в случае с новой машиной идет скорее о вынужденной мере, направленной, как отмечается, на создание «танка переходного периода», основой для которого служит машина, разработанная в конце 60-х годов. Даже если взять во внимание колоссальный (другое слово использовать сложно) потенциал для модернизации советских танков, бесконечно проводить глубокие переработки все же не получится.

Основная сложность, по словам специалистов, ждет разработчиков на этапе внедрения вооружения, систем защиты, бортовой системы ситуационной осведомленности и многих других сложных электронных комплексов, без которых вести современный бой нельзя.

«Главная проблема — это пушка. Здесь уместно говорить об использовании еще старых образцов, которые с пушкой 2А82 конкурировать не смогут в принципе. Из этого можно сделать и другой вывод — характеристики такого орудия будут существенно ниже и огневая мощь будет зависеть в основном от эффективности применения управляемых снарядов», — поясняет в интервью «Звезде» Сергей Суворов.

В отсутствии современного орудия заключается главная, хотя и не единственная проблема проекта «Тирекс» — повторить фокус с орудиями КБА-3 (ресурс которых, по словам экспертов, не дотягивал даже до двухсот выстрелов), поставленных с танками Т-80УД украинские инженеры вряд ли захотят, ведь тогда крупного международного скандала избежать удалось лишь чудом. Как отмечают специалисты, по части силовой установки, бронирования и создания новых средств для обороны танка дела обстоят примерно так же, как и с орудием — частичные решения, реализованные на уровне «кое-где» и «кое-как» вроде были, но применить их сейчас по разным  причинам нельзя.

Отмечается также, что украинские инженеры, некоторые из которых имели опыт работы на Харьковском заводе им. Малышева, не могут не знать о том, что одним из ключевых решений, повышающих выживаемость танка на поле боя является созданная с нуля (в случае с Т-14, например) система бортовой электроники на базе высокопроизводительной вычислительной техники, а также комплексы активной защиты. Ни по первому, ни по второму пункту революционных и передовых разработок из Украины не наблюдается. Также не решен вопрос с массой машины, ведь дополнительная броня, которой планируют оснастить «Тирекс», весит не 100 и даже не 200 кг.

«Еще одной существенной, на мой взгляд, проблемой является возрастающая масса. Увеличивается объем корпуса, возрастает его высота, появляется бронеперегородка, усиливается лобовая часть корпуса. Все это приведет в конечном счете к тому, что снизится надежность ходовой части, которая и так перегружена», — отмечает военный эксперт Сергей Суворов.

Если изучить совокупность проблем, которые украинским инженерам нужно решить для того, чтобы небольшая партия «Тирексов» покинула сборочный цех и попала на испытания, то выясняется, что ни о каком конкуренте для российского Т-14 речи не может идти в принципе. Специалисты поясняют, что большие потери бронетехники и танков, в частности в ходе АТО, обнажили проблему модернизации стремительно устаревающей украинской бронетехники. Однако и тут ожидается целый ворох проблем: серийно производить БМ «Оплот» не представляется возможным, закупать современную технику за рубежом тоже не получается, а расконсервация, восстановление и модернизация уже имеющиеся Т-64 в разных модификациях тоже влетает бюджету страны в копеечку.

Вот и получается, что «конкурент российскому Т-14» в данный момент существует лишь на бумаге и представляет из себя не передовой танк для локальных войн, а пакет для «переодевания» старичка Т-64 в новый костюм. В этом смысле все успехи украинской оборонки хорошо иллюстрирует другая «новейшая» бронемашина — собранная на базе все того же Т-64 БМП «Азовец», испытания которой некогда были остановлены из-за применения оптики от домофона и других бытовых приборов китайского производства. Специалисты в области бронетехники с нескрываемой грустью отмечают, что, скорее всего, весь технологический задел украинского ВПК в сфере разработки и производства бронетехники, потерянный за годы независимости страны, скорее всего, восстановить уже не удастся, а за эксперименты, на проведение которых нынешнее руководство Украины тратит оборонный бюджет, генерального конструктора во времена СССР давно бы сняли с должности и отправили под суд.

Автор: Дмитрий Юров

Проект танка «T-Rex» (Украина. 2016 год).

По известным причинам, в настоящее время особое внимание специалистов и широкой общественности привлекает дальнейшее развитие танков. Оглашение новостей о планах по созданию тех или иных проектов становится поводом для ажиотажа, а появление нового образца способно стать настоящей сенсацией. В последние месяцы одним из главных поводов для обсуждений в области бронетехники является новейший украинский проект основного танка «Тирекс». О существовании нового проекта «Тирекс» (T-Rex, сокращение от Tyrannosaurus rex) стало известно в начале апреля 2016 года. Украинское издание Defense Express сообщило о продолжающихся работах по созданию перспективного основного боевого танка, являющегося глубокой модернизацией одной из существующих машин. В рамках нового проекта предлагается использовать некоторые новые для украинского танкостроения идеи, что позволит решить ряд важнейших проблем. Разработка проекта ведется инженерной группой «Азов», часть сотрудников которой ранее работала на ведущих предприятиях оборонной промышленности …1


Концепция

Боевая машина «Тирекс» позиционируется в качестве «танка переходного периода». Создатели проекта предполагают, что создание и строительство такой машины поможет переоснастить бронетанковые войска Украины новой техникой с достаточно высокими характеристиками, которая сможет выполнять поставленные задачи до появления танков с более высокими характеристиками. Одновременно с этим в новом проекте планируется использовать некоторые идеи и решения, направленные на достижение значительного превосходства над существующей техникой.

Утверждается, что новый проект T-Rex имеет несколько основных задач. Две из них требуют немедленного решения по ряду объективных причин, тогда как третья связана с отдаленными перспективами и будущим армии. Первая задача проекта касается перевооружения войск. Авторы нового проекта полагают, что существующая бронетехника – прежде всего основной танк БМ «Оплот» – не может обеспечить обновление парка боевых машин по причине неприемлемо малых темпов выпуска. В итоге новый танк «Тирекс» должен стать заменой «Оплота» в плане характеристик, а также значительно превзойти его с точки зрения объемов производства. Все это должно привести к обновлению материальной части войск.

Вторая задача нового проекта касается основных параметров перспективной бронемашины. По характеристике «стоимость-эффективность» новый «Тирекс» должен превосходить существующие танки, такие как «Булат». Планируется обеспечить преимущества в подвижности, в боевых качествах ночью и т.д. при сравнимой стоимости производства. Для этого, в частности, предлагается использовать новые для украинской промышленности подходы к производству, которые позволят компенсировать применение сравнительно дорогой аппаратуры управления огнем и т.д.

Третья задача проекта, заявленная его разработчиками, связана с дальнейшим развитием техники. В будущем на базе нового танка планируется разработать полноценную универсальную платформу, на базе которой смогут строиться бронемашины различных классов. Шасси с имеющимися силовой установкой, ходовой частью и т.д., среди прочего, могут использоваться в качестве основы для новых боевых машин пехоты тяжелого класса. Тем не менее, пока подобные задачи относят к отдаленной перспективе.

2
По заявлениям представителей инженерной группы «Азов», новый проект T-Rex не подразумевает разработку кардинально новой бронемашины. Основной его задачей является глубокая модернизация существующего танка Т-64 со значительным повышением характеристик. Революционно новые идеи предполагается осуществлять в рамках последующих проектов аналогичной техники. Пока же конструкторы занимаются определением перспектив имеющегося проекта. К примеру, они установили, что текущие производственные возможности украинской промышленности позволят модернизировать по проекту «Тирекс» до 10 танков Т-64 в месяц.

Также утверждается, что сборка прототипа нового танка займет примерно полгода. Через шесть месяцев после получения танка Т-64 организация-разработчик обещает представить готовый опытный образец «Тирекса». Сведения о возможной передаче танка для перестройки по новому проекту пока отсутствуют.

Конструкция

Новый украинский проект подразумевает серьезное обновление существующих танков за счет применения ряда новых комплектующих. Результатом этого, по мнению авторов проекта, должно стать оптимальное сочетание характеристик и стоимости техники. Кроме того, появляется возможность сократить время, необходимое для строительства новых танков, за счет отсутствия необходимости сборки новых шасси.

Основой танка «Тирекс» является доработанное шасси танка Т-64, получающее некоторые новые узлы и агрегаты. На опубликованных схемах видно, что корпус базовой машины должен получать новую надстройку, лоб и борта которой помимо собственной брони закрываются системами динамической защиты. Вследствие использования такой надстройки должны заметно изменяться общие обводы и пропорции танка. Кроме того, кормовая часть надстройки должна образовывать пару крупных ящиков и оставлять крышу моторного отсека в нише.

Как следует из опубликованных материалов, усиление защиты имеющегося корпуса является одной из главных задач нового проекта. На схемах видно, что лобовая и бортовые части танка должны оснащаться многочисленными блоками динамической защиты. Такие же средства усиления защиты могут устанавливаться и на башню. Для использования предлагаются комплексы «Дуплет» и «Нож» украинской разработки. По понятным причинам, кормовая часть корпуса, где располагается моторно-трансмиссионное отделение, вместо динамической защиты должна оснащаться решетчатыми экранами. Интересно, что на более поздних изображениях динамической защитой оснащается и корма корпуса.

Вероятно, использование надстройки корпуса обуславливается предлагаемой перекомпоновкой его внутренних объемов. Позади наклонных лобовых деталей корпуса должен располагаться обитаемый отсек. Экипаж из трех человек (механик-водитель, командир и наводчик) предлагается размещать в единой бронированной капсуле, обеспечивающей дополнительную защиту от различных угроз, а также отделяющую танкистов от боевого отделения с боекомплектом.

В центральной части «Тирекса» предлагается устанавливать башню оригинальной конструкции. Общей чертой множества проектов перспективных танков, в большинстве своем нереализованных, является использование необитаемой башни с автоматизированным боевым отделением. Авторы нового украинского проекта тоже предлагают использовать такую систему, учитывая ее очевидные плюсы.

3
Башня перспективного танка должна оснащаться бронированием сложной многогранной конструкции с множеством наклонных деталей и дополнительной динамической защитой. В центральной части боевого модуля помещается основное орудие, агрегаты которого, по-видимому, занимают большую часть башни. На крыше кормовой ниши башни предлагается монтировать дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом. По периметру башни, на скулах, бортах и корме, должны помещаться несколько дымовых гранатометов. Кормовая часть башни, изображенной на опубликованных рисунках, получает режущие экраны, также способные выполнять функции корзины для имущества.

Новый танк, по-видимому, должен оснащаться гладкоствольным танковым орудием-пусковой установкой калибра 125 мм. Такая система сможет использовать весь спектр совместимых боеприпасов, в том числе управляемые ракеты «Комбат». Ввиду вынесения экипажа из боевого отделения орудие предлагается оснащать полностью автоматизированными системами наведения и заряжания. Так, в подбашенной корзине боевого модуля должен располагаться поворотный конвейер с лотками для размещения снарядов, а с казенной частью орудия предлагается сопрягать автоматику подачи и досылания боеприпасов.

Сведения о силовой установке и ходовой части бронемашины «Тирекс» отсутствуют, но можно предположить, что они должны основываться на существующей конструкции танка Т-64. Таким образом, ходовая часть может обойтись без каких-либо доработок, а основой силовой установки способен стать один из новых двигателей украинской разработки. Предполагается, что за счет некоторых подобных доработок новый танк будет отличаться от базового более высокой подвижностью.

Важнейшей особенностью проекта T-Rex является использование бронекапсулы экипажа, предъявляющей особые требования к приборному оснащению бронемашины. Для контроля за обстановкой, вождения, поиска и атаки целей, а также для решения ряда иных задач экипаж нуждается в соответствующих системах. Таким образом, боевой модуль должен оснащаться прицельными приборами с возможностью передачи видеосигнала на экраны в капсуле экипажа. Кроме того, требуется соответствующее оснащение рабочих мест экипажа. Для повышения общих боевых качеств также необходимо применить новую систему управления огнем.

В предлагаемом виде основной боевой танк «Тирекс» должен иметь длину 6,57 м (9,225 м с орудием), ширину 3,56 м и высоту по крыше башни 2,5 м. Боевая масса определена на уровне 39 т. Ходовые характеристики не уточняются, но утверждается, что они будут выше, чем у базового Т-64.

Перспективы

Опубликованные данные о проекте «Тирекс», а также изображения перспективного танка заставляют вспомнить о новейшей российской разработке – бронемашине Т-14 на базе платформы «Армата». В новом украинском проекте предлагается использовать ряд идей и решений, уже воплощенных в металле в виде ряда прототипов российского танка. С учетом разницы во времени появления двух проектов могут возникать некоторые подозрения. С другой стороны, не следует забывать, что подобные идеи появились и прорабатывались еще несколько десятилетий назад, но до недавнего времени не могли претендовать на практическое применение.

В качестве основы для нового танка предлагается использовать имеющиеся в наличии машины семейства Т-64. Подобный подход к созданию новой бронетехники уже применялся украинской военной промышленностью и привел к появлению нескольких проектов. Кроме того, велось серийное производство такой техники с последующей поставкой в войска. На практике было подтверждено, что использование новых приборов различных типов позволяет в определенной мере повысить характеристики имеющихся танков.

Возникают определенные вопросы о возможности реализации тех или иных идей, предложенных в проекте «Тирекс». Так, для создания необитаемого боевого отделения с дистанционным управлением из бронекапсулы экипажа требуется разработать и интегрировать в конструкцию танка множество электронных систем. Возможность выполнения такой задачи может быть поводом для серьезных сомнений. В то же время, разработка автоматики заряжания вряд ли столкнется с серьезными трудностями: подобные системы разрабатывались еще полвека назад для танков Т-64.

4
Отдельным серьезным вопросом является вооружение нового танка. Как следует из имеющихся материалов, T-Rex должен нести 125-мм гладкоствольное орудие. Производство орудий 2А46, являющихся стандартным вооружением советских и российских основных танков, до сих пор ведется в России, однако Украине такие системы не поставляются. В конце девяностых годов украинская промышленность попыталась создать свой вариант такой пушки под названием КБА-3. Ряд конструкторских задач был успешно решен, однако ресурс новых изделий оставлял желать лучшего. Даже улучшенные опытные образцы не выдерживают более 250-260 выстрелов подкалиберными снарядами. Для сравнения, хромированный ствол орудий 2А46М поздних модификаций выдерживает 1200 условных выстрелов.

Подобная ситуация может серьезно ударить по боеспособности перспективных танков. Недостаточный ресурс стволов потребует их регулярной замены, что повысит стоимость эксплуатации, а также будет иметь некоторые другие негативные последствия. Решение этой проблемы в контексте выпуска нового вооружения на данный момент выглядит крайне трудным, если вообще возможным. Использование уже имеющихся орудий с оставшимся ресурсом, демонтируемых с других танков, также не выглядит приемлемым решением. Таким образом, в обозримом будущем танк «Тирекс» не сможет получить главное вооружение с высокими эксплуатационными характеристиками.

Как показывает практика, украинская промышленность способна перестраивать танки Т-64 по новым проектам с некоторым повышением их характеристик. Тем не менее, новый проект «Тирекс» подразумевает значительное изменение конструкции базовой машины и использование массы новых узлов и агрегатов. Очевидно, что применение новых приборов, в первую очередь электроники, требует разработки или, как минимум, закупки таких средств. Однако, насколько известно, никаких прорывов украинской промышленности в этой области пока не ожидается, а зарубежные разработчики вряд ли заинтересуются возможным сотрудничеством с ней.

Как следствие, перспективный проект уже сейчас может столкнуться с массой проблем, затрудняющих не только производство готовой техники, но и мешающих завершению проектирования. На текущем этапе проектирования авторам «Тирекса» необходимо не только сформулировать основные задачи и определить общие способы их решения, но и выполнить массу других работ по подбору комплектующих, компоновке агрегатов и т.д. Без всего этого проект вряд ли может иметь реальные перспективы. При этом, однако, завершение разработки уже могло столкнуться с определенными проблемами.

Общее состояние украинской военной промышленности, ослабленной экономическими проблемами страны, отсутствие массы важнейших наработок и ряд других факторов технического, технологического, административного и коррупционного характера могут привести к тому, что проект T-Rex, а вместе с ним и другие разработки инженерной группы «Азов», так и останется на бумаге. В то же время, нельзя исключать, что этой организации все же удастся построить опытный образец бронемашины или, как минимум, натурный макет. Однако о массовой серийной перестройке имеющихся танков Т-64 говорить не приходится.

По имеющимся данным, в настоящее время проект основного боевого танка «Тирекс» на базе Т-64 существует в виде некоего набора конструкторской документации, а также нескольких демонстрационных изображений. Опытного образца новой бронемашины пока не существует, а какие-либо сведения о его сборке отсутствуют. Сообщается, что министерство обороны Украины проявило интерес к разработкам группы «Азов», однако пока он не привел к каким-либо реальным действиям по поддержке новых проектов.

В результате на данный момент проект «Тирекс» вызывает массу вопросов, большая часть которых остается без ответа. Кроме того, эти вопросы заставляют сомневаться в возможности завершения разработки, строительства опытного танка и, тем более, начала полномасштабной серийной сборки новой техники. Проект T-Rex рискует так и остаться «на бумаге» и в виде нескольких схематичных рисунков. Слишком много объективных факторов мешает ему дойти до сборочного цеха и фактически ставит крест на его перспективах.

Источник — https://topwar.ru/

«Тирекс» — новый украинский танк переходного периода, разработанный инженерной группой «Азов». В начале апреля 2016 года стало известно о том, что инженерная группа «Азов» разработала проект нового украинского танка в рамках государственного заказа на 2016 год. По сути, «Тирекс» станет глубокой модернизацией танка Т-64. Главная задача азовцев – обеспечение быстрого насыщения танковых и механизированных подразделений техникой, которая может быть сравнима с современной БМ «Оплот» и даже будет превышать ее возможности. По критерию «эффективность-стоимость» «Тирекс», по оценкам разработчиков, будет превосходить возможности танка Т-64 в облике БМ «Булат», в частности, по подвижности и применению вооружения танка ночью, но иметь сравнимые с ним ценовые параметры.

5
Главными требованиями к «Тирексу», по словам конструкторской группы, станут:

— максимальная защита экипажа;
— высокая информационная осведомленность экипажа о происходящем в окружающем пространстве;
— устойчивость средств наблюдения и прицеливания от осколков и огня стрелкового оружия противника;
— обеспечение командных действий в едином информационном поле тактического звена.

Эти требования нацелены на ликвидацию тех ошибок, которые были выявлены за время проведения антитеррористической операции на востоке Украины.

Технические характеристики

Боевая масса 39 т
Экипаж 3 человека
Ширина 3560 мм
Длина с пушкой 9225 мм
Высота 2500
Защита ДЗ «Дуплет» и «Нож»

5
Пока известны лишь общие конструкторские решения, и нет информации о боевой капсуле, системе управления огнем, описания АСУ тактического звена.

По словам инженерной группы «Азов», проект «Тирекс» позволяет решить две крайне важные задачи современности, и одну – перспективную.

Первая задача состоит в обеспечении украинских подразделений качественной техникой. «Азов» напоминает, что нынешний темп производства «Оплотов» желает лучшего – произведено 10 танков за 5 лет. «Терекс» должен стать качественной «подстраховкой» современному украинскому танку.

Вторая задача отображает критерий «эффективность-стоимость». «Тирекс», как заявлено разработчиками, будет превосходить возможности танка Т-64 в типе БМ «Булат». Это касается подвижности и применения вооружения танка ночью. Главным отличием станет цена. Удорожание за счет установки на танке «Тирекс» новой современной СУО будет интегрально компенсировано другими составляющими проекта.

Третья перспективная задача нацелена на максимальную унификацию по шасси, модулям СУО и АСУ ТЗ, агрегатам, узлам, интерфейсам внутри семейства машин одной категории. «Азов» уверен, что существующий в Украине парк танков Т-64 позволяет в кратчайшие сроки создать на его базе новые машины с необходимым боевым потенциалом. Это поколение 4 или 4+. По своим возможностям они сравнимы с наиболее современными боевыми бронированными машинами России, включая и широко разрекламированную «Армату».

7
Разработчики уверены, что проект «Тирекс» — это не танк будущего, это массовый танк для сегодняшнего дня и для определенного переходного периода. Далее же должна будет создаваться качественно новая платформа, которая объединит в себе опыт из зоны АТО, а также научный и промышленный потенциал Украины.

Источник — https://enovosty.com/

P.S. Патент на разработку танка «Тирекс» — http://uapatents.com/9-111330-tank-t-rex.html

Украинский «Тирекс» намерен загрызть «Армату» Новости дня — Свободная Пресса

Украинский журнал Defense Express сообщил, что уже к концу нынешнего года Киев планирует обзавестись новым танком, боевые возможности которого будут сравнимы с новейшим российским Т-14 «Армата». То есть, что получится — еще неизвестно, все только на бумаге. Но перспективная боевая машина уже названа угрожающе — «Тирекс». В честь самого сильного и хищного из плотоядных динозавров.

По сведениям главного редактора названного журнала, известного военного аналитика Сергея Згурца, по проекту «Тирекс» «почти готова документация, решаются вопросы с Министерством обороны… Эта работа закончится до конца текущего года, если не повлияют внешние факторы».

По опубликованным в открытой печати сведениям, проект бронированного «динозавра» создан инженерной группой печально известного добровольческого полка «Азов». Что, впрочем, совершенно не означает, будто все чертежи самонадеянно исполнены на собственных коленках рехнувшимися от ненависти к России националистами. Нет, основу группы составляют инженеры и конструкторы, имеющие опыт работы на знаменитом танкостроительном заводе имени Малышева в Харькове. В Советском Союзе он был лучшим. Так что речь наверняка не о мечтах дилетантов.

Что представляет собой будущий танк? На этапе замысла новая краса и гордость украинской армии схематически и в самом деле напоминает «Армату». Усиленная броневая защита. Экипаж — три человека. Все — в бронированной капсуле, призванной обеспечить максимальную защиту людей. Не покидая бронекапсулы, танкисты станут управлять пушечным и пулеметным огнем из необитаемой башни, которая превратится в боевой модуль. Естественно, для этого потребуется новая система управления огнем.

Суммируя конструкторские новшества, журнал Defense Express пишет: «За счет этих решений мы получим танк, сравнимый с танками нашего вероятного противника. Основная проблема состоит в том, чтобы наши подразделения могли воевать ночью и были защищены».

Еще одно принципиальное сходство «Тирекса» с «Арматой» — танковая платформа унифицирована таким образом, что на ее основе можно спроектировать еще и тяжелую боевую машину пехоты. В России таковая уж имеется, названа Т-15, продемонстрирована широкой публике на параде. Проект украинской тяжелой БМП заодно с «Тирексом» далек от воплощения в металле. Однако все же вычерчен той же инженерной группой. Названа виртуальная пока БМП кокетливо и совсем не грозно — «Азовочкой».

Читайте по теме

Эсминец Zumwalt ждет судьба  F-35 Эсминец Zumwalt ждет судьба F-35

Выстрел из его корабельных пушек обойдется почти в два миллиона долларов

Как утверждает Згурец, к концу года Минобороны Украины надеется получить «Тирекс», тактико-технические характеристики которого максимально приближены к действительно неплохому украинскому основному боевому танку Т-84 «БМ Оплот». Главный недостаток которого, как показало время, в невозможности массового конвейерного производства на теперешней Украине. С 2001 года, когда «Оплот» был принят на вооружение, ВС страны получили всего одну такую машину. Еще полтора десятка удалось отправить Таиланду по давно сорванному по срокам экспортному контракту.

С «Тирексом» подобного конфуза украинские военные надеются избежать. И быстренько организовать его массовое производство. Поскольку выпускать новые танки в Киеве замыслили на основе глубокой модернизации советских еще Т-64, различные модификации которых серийно выпускались с 1963 по 1987 годы. А после распада СССР Т-64 Украине достались во множестве. По некоторым данным — порядка 2000 штук. И сколько бы их не пораспродали за годы независимости, сколько бы не пожгли в полях и в перелесках Донбасса в ходе так называемой «АТО», на армейских складах этакие циклопического размера запасы «шестьдесятчетверок» не сильно уменьшились.

По словам руководителя инженерной группы «Азов» Богдана Зварича, «наша позиция в том, что существующий на Украине парк танков Т-64 позволяет в кратчайшие сроки создать на его базе новые машины с необходимым боевым потенциалом. Это поколение 4 или 4+. По своим возможностям они сравнимы с наиболее современными боевыми бронированными машинами нашего противника, включая и широко разрекламированную „Армату“. Но наш проект — это не танк будущего, это массовый танк для сегодняшнего дня и для определенного переходного периода».

То есть, если все пойдет как надо, можно будет приступить к массовому перевооружению на «Тирексы» механизированных и танковых бригад ВСУ. Дело, уверен Зварич, за малым: военные должны поскорее передать ему хотя бы один исправный Т-64 для модернизации в «Тирекс». «Как только мы получим „донора“ для первого экземпляра, мы сможем выкатить наш танк через шесть месяцев на испытания» — утверждает Зварич.

Почему-то считается, что «Тирекс», для которого многого еще нет — ни необитаемой башни, ни системы управления огнем, ни пушки — выйдет очень дешевым. И сможет, как утверждает Згурец, «обеспечить быстрое насыщение танковых и механизированных подразделений образцом техники, который по своей боевой эффективности будет сравним, а при введении системы управления тактического звена — и превышать возможности наиболее современного украинского танка «БМ «Оплот».

В инженерной группе «Азов» уверены, что, дай им волю, новые танки смогут клепать с темпом до 10 штук ежемесячно. Насколько реалистичны эти планы? В поисках ответа на подобный вопрос бронетанковая поэзия «а-ля инженерная группа «Азов» мгновенно кончается. И начинается жесткая военно-промышленная проза.

Прежде всего, насколько Киев сегодня вообще в состоянии финансово обеспечить хотя бы один серьезный проект по перевооружению собственной армии? Ответ на поверхности. 2 июня нынешнего года его предельно конкретно сформулировал глава комитета национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины Сергей Пашинский: «С 15 апреля финансирование оборонного заказа фактически приостановлено из-за нехватки средств. Это катастрофа. Такого не было ни в 2014, ни в 2015. Речь идёт об отсутствии 3,6 млрд. гривен (около $ 144 млн. — „СП“), которые должны пойти на финансирование вооружений и ремонт техники».

Второе. Танков без пушек, как известно, не бывает. Какое именно орудие инженерная группа «Азов» предлагает поставить на свой «Тирекс» -неизвестно. Но на определенные размышления наводит такой факт. В 2014 году на выставке вооружений и военной техники DEFEXPO в Индии украинцы уже представляли рекламный ролик с обликом перспективного боевого танка (FMBT) собственной разработки с необитаемой башней. Предложено было два варианта вооружений: 125-мм пушка высокой баллистики «Витязь» или 140-мм перспективная пушка «Багира».

В открытой печати сведения об этих орудиях крайне скудные. Про гладкоствольную Л-55 «Багиру» известно, что производит ее украинский Государственный научно-технический центр артиллерии и стрелкового оружия. Длина ствола — 55 калибров. Казенная часть взаимозаменяема со 120-мм и 125-мм пушками. Скорострельность в обычном режиме — 8−9 выстрелов в минуту.

И на бумаге, не исключено, все тоже выглядит пристойно. Но как быть с давно ставшей явью неспособностью промышленности этой страны вообще производить надежные орудийные стволы?

Это стало очевидным еще в 1997 году. К тому времени Киев подписал с пакистанцами контракт на поставку Исламабаду 320 танков Т-80УД. Что очень не понравилось России. Прежде всего потому, что сделка больно ударила по интересам нашего постоянного и надежного военно-технического партнера в регионе — Индии. Естественно, Москва принялась всячески саботировать сделку. Возможности для этого у нее были. Если танки Т-80УД спокойно делал Харьков, то 125-мм гладкоствольные танковые пушки 2А462ФМ производила лишь российская Пермь. Естественно, на просьбу Киева поспособствовать, россияне ответили отказом. В Министерстве обороны России, где служил тогда автор этих строк, ситуацию комментировали издевательски: «Пусть ставят вместо пушек березовые стволы».

Читайте по теме

А-235 «Нудоль»: убийца американских МБР и спутников А-235 «Нудоль»: убийца американских МБР и спутников

Новая система ПРО прикроет от ядерной атаки не только Москву, но и регионы

Но контракт все же был исполнен. Украину выручил сумской завод имени Фрунзе, на котором производят утяжеленные трубы для нефтедобычи и бурового оборудования. Заготовки для утяжеленных труб и превратили в артиллерийские стволы. Теперь уже чисто украинские пушки назвали КБА-3. Их и поставили на танки, предназначенные пакистанцам. Но, как впоследствии выяснили украинские журналисты, скороспелый эксперимент кончился неудачей. Если ресурс танковой пушки советской эпохи составлял до 600 выстрелов, а с хромированным каналом — до 1200 выстрелов, то из бывших сумских труб пальнуть более 300 раз не получалось. Но когда это осознали и в Исламабаде, денежки за формально исполненный «танковый» контракт уже поделили в Киеве.

На этом производство стволов в Сумах в начале 2000-х годов пришлось благоразумно завершить. И сегодня абсолютно неясно, где теперь производить пушки для «Тирексов». По десятку в месяц. Хоть «Витязей», хоть «Багир».

Не России же кланяться? Все равно не даст. Закупать на Западе? Так, как всем известно, «у пана атамана немае золотого запасу».

Украинский танк «Тирекс» — хищник на бумаге

Инженерная группа полка «Азов» заявила о том, что разрабатывает новый танк на основе существующего Т-64

Новая бронированная машина будет называться «Тирекс» — намек на непобедимого хищника эпохи динозавров.

В «Азове» говорят, что они могут модернизировать два десятка танков ежемесячно. Они также надеются на сотрудничество с министерством обороны.

«Тирекс» — противовес «Армате»?

Разработчики говорят, что «Тирекс» — это танк с повышенной защитой для экипажа и современной системой управления огнем.

Трех танкистов хотят поместить в специальную бронированную капсулу. Оттуда они будут управлять танком и пушечным и пулеметным огнем с башни, которая станет боевым модулем.

Украинское издание Defense Express, первым написавшее о новом танке, сравнивает его с российским танком «Армата». С тем самым, который год назад проехал в парадном строю по Красной площади, свидетельствуя о серьезных намерениях россиян переоснащать армию.

«Тирекс» позиционируют как проти вовес российской новинке, поскольку украинская сторона вынуждена постоянно наращивать усилия по производству бронетехники для противостояния на востоке страны.

Насколько серьезной может считаться эта заявка инженерной группы, которая собирается сделать то, что обычно берут на себя крупные заводы?

Т-64 в качестве «донора»

Издание Defense Express опубликовало приблизительный конструктивный вид танка.

Бронированная машина имеет башню новой формы, в которой не должно быть никого из членов экипажа. Трое танкистов находятся в передней части.

Место для боекомплекта вынесено отдельно, что должно повысить живучесть танка в бою.

Украинская армия планировала пополниться новейшими танками «БМ Оплот». Это мощный, маневренный танк, который может конкурировать с известными мировыми танковыми брендами, и его начали изготавливать на экспорт для Таиланда.

Однако для пополнения своей армии средств не нашли. По открытым данным, в составе украинских вооруженных сил только один «БМ Оплот».

«Тирекс» появился не случайно именно сейчас, считает директор Defense Express, военный эксперт Сергей Згурец.

Этот проект предназначен для «обеспечения быстрого насыщения танковых и механизированных подразделений образцом техники, который по боевой эффективности сравним с наиболее современным украинским танком „БМ Оплот“, — говорит эксперт.

После объявления Украиной независимости на ее территории было более 2000 Т-64.

Часть из них прошла модернизацию — их продали за границу, а часть просто ржавели в местах хранения военной техники.

Машины, которые были изготовлены еще в советские времена, по мнению конструкторов, могут стать основой для создания модернизированного танка.

Руководитель инженерной группы „Азов“ Богдан Зварич сообщил Украинской службе Би-би-си, что министерство обороны дало согласие на сотрудничество.

„Как только мы получим „донора“ для первого экземпляра, мы сможем выкатить наш танк через 6 месяцев на испытания“, — говорит Зварич.

Конструктор сразу уточняет, что в его понимании „донор“ — это старый Т-64, который мы перерабатываем».

По его словам, глубокая модернизация Т-64, который является основным танком на вооружении украинской армии, будет стоить дешевле производства «Булата» (модернизированного Т-64).

Разработчик оптимистично заявляет, что запланированный выпуск составит до 20 машин в месяц.

От украинского минообороны конструкторы ожидают сразу два «танка-донора». Одним из них должен стать «Тирексом», а другой боевой машиной пехоты «Азовочка».

Это еще один проект, который родился у этого небольшого коллектива конструкторов.

«Мы полностью вкладываем свой интеллект и материальные ресурсы. Реалии войны заставляют нас двигаться вперед», — рассказал конструктор.

Рано делать выводы

Исследователь истории танкостроения Андрей Тарасенко говорит, что украинские танкостроительные предприятия слишком инертны, чтобы быстро реагировать на вызовы и угрозы.

«Сейчас нужен танк для использования в локальных конфликтах. Такие танки должны делать те, кто имеют опыт и соответствующее образование. Люди, которые делают „Тирекс“, соответствуют этим требованиям», — говорит Тарасенко.

Эксперт объясняет, что многие работники инженерной группы ранее работали на Харьковском заводе им. Малышева.

Однако будет ли этот танк создан, зависит от недешевой системы управления огнем и компонентов и передачи цифрового изображения с башни на рабочие места экипажа.

По словам Тарасенко, сравнивать «Тирекс» с российской «Арматой «пока неуместно».

«Если говорить об „Армате “, он еще не прошел всех испытаний и не принят на вооружение. Если о „Тирексе“ — еще даже не началось его строительство. Сейчас еще преждевременно сравнивать», — полагает историк.

Альбий Шудря

Украинский танк «Тирекс» — хищник на бумаге | Военное дело | ИноСМИ

Инженерная группа полка «Азов» заявила о том, что разрабатывает новый танк на основе существующего Т-64.

Новая бронированная машина будет называться «Тирекс» — намек на непобедимого хищника эпохи динозавров.

В «Азове» говорят, что они могут модернизировать два десятка танков ежемесячно. Они также надеются на сотрудничество с министерством обороны.

«Тирекс» — противовес «Армате»?

Разработчики говорят, что «Тирекс» — это танк с повышенной защитой для экипажа и современной системой управления огнем.

Трех танкистов хотят поместить в специальную бронированную капсулу. Оттуда они будут управлять танком и пушечным и пулеметным огнем с башни, которая станет боевым модулем.

Украинское издание Defense Express, первым написавшее о новом танке, сравнивает его с российским танком «Армата». С тем самым, который год назад проехал в парадном строю по Красной площади, свидетельствуя о серьезных намерениях россиян переоснащать армию.

«Тирекс» позиционируют как проти вовес российской новинке, поскольку украинская сторона вынуждена постоянно наращивать усилия по производству бронетехники для противостояния на востоке страны.

Насколько серьезной может считаться эта заявка инженерной группы, которая собирается сделать то, что обычно берут на себя крупные заводы?

Т-64 в качестве «донора»

Издание Defense Express опубликовало приблизительный конструктивный вид танка.

Бронированная машина имеет башню новой формы, в которой не должно быть никого из членов экипажа. Трое танкистов находятся в передней части.

Место для боекомплекта вынесено отдельно, что должно повысить живучесть танка в бою.

Украинская армия планировала пополниться новейшими танками «БМ Оплот». Это мощный, маневренный танк, который может конкурировать с известными мировыми танковыми брендами, и его начали изготавливать на экспорт для Таиланда.

Однако для пополнения своей армии средств не нашли. По открытым данным, в составе украинских вооруженных сил только один «БМ Оплот».

«Тирекс» появился не случайно именно сейчас, считает директор Defense Express, военный эксперт Сергей Згурец.

Этот проект предназначен для «обеспечения быстрого насыщения танковых и механизированных подразделений образцом техники, который по боевой эффективности сравним с наиболее современным украинским танком „БМ Оплот“, — говорит эксперт.

После объявления Украиной независимости на ее территории было более 2000 Т-64.

Часть из них прошла модернизацию — их продали за границу, а часть просто ржавели в местах хранения военной техники.

Машины, которые были изготовлены еще в советские времена, по мнению конструкторов, могут стать основой для создания модернизированного танка.

Руководитель инженерной группы „Азов“ Богдан Зварич сообщил Украинской службе Би-би-си, что министерство обороны дало согласие на сотрудничество.

„Как только мы получим „донора“ для первого экземпляра, мы сможем выкатить наш танк через 6 месяцев на испытания“, — говорит Зварич.

Конструктор сразу уточняет, что в его понимании „донор“ — это старый Т-64, который мы перерабатываем».

По его словам, глубокая модернизация Т-64, который является основным танком на вооружении украинской армии, будет стоить дешевле производства «Булата» (модернизированного Т-64).

Разработчик оптимистично заявляет, что запланированный выпуск составит до 20 машин в месяц.

От украинского минообороны конструкторы ожидают сразу два «танка-донора». Одним из них должен стать «Тирексом», а другой боевой машиной пехоты «Азовочка».

Это еще один проект, который родился у этого небольшого коллектива конструкторов.

«Мы полностью вкладываем свой интеллект и материальные ресурсы. Реалии войны заставляют нас двигаться вперед», — рассказал конструктор.

Рано делать выводы

Исследователь истории танкостроения Андрей Тарасенко говорит, что украинские танкостроительные предприятия слишком инертны, чтобы быстро реагировать на вызовы и угрозы.

«Сейчас нужен танк для использования в локальных конфликтах. Такие танки должны делать те, кто имеют опыт и соответствующее образование. Люди, которые делают „Тирекс“, соответствуют этим требованиям», — говорит Тарасенко.

Эксперт объясняет, что многие работники инженерной группы ранее работали на Харьковском заводе им. Малышева.

Однако будет ли этот танк создан, зависит от недешевой системы управления огнем и компонентов и передачи цифрового изображения с башни на рабочие места экипажа.

По словам Тарасенко, сравнивать «Тирекс» с российской «Арматой «пока неуместно».

«Если говорить об „Армате “, он еще не прошел всех испытаний и не принят на вооружение. Если о „Тирексе“ — еще даже не началось его строительство. Сейчас еще преждевременно сравнивать», — полагает историк.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Бумажный танк: почему украинский «Тирекс» обречен на гибель: peremogi — LiveJournal

Стоило появиться российскому танку Т-14 на платформе «Армата» на брусчатке Красной площади, как все уважающие себя производители бронетехники начали представлять свой «ответ» новейшему российскому танку. Свой ответ российскому танку готовят и украинские инженеры, уже пообещавшие, что боевые возможности «Тирекса» будут сопоставимы с российским Т-14.

В поисках будущего

Для того чтобы начать изучать весь украинский бронетанковый опыт с того самого момента, как Украина обрела независимость, стоит разобраться, на чем, собственно, весь этот опыт основан и в состоянии ли украинский ВПК заново освоить выпуск конкурентоспособных современных боевых машин. Два крупнейших предприятия страны, задействованных для разработки и производства еще во времена СССР — ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева» несколько десятков лет назад действительно имели колоссальный технологический задел, массу перспективных, если не сказать, прорывных решений в области бронетехники.

Взять к примеру, Объект 477 «Молот», который в то время разрабатывался совместными усилиями ХКБМ, Ленинградского и Нижнетагильского КБ. Перспективная машина с орудием калибра 152-мм действительно должна была, если не перевернуть мир бронетехники, то, во всяком случае, существенно его разнообразить. После того, как Советский Союз приказал долго жить, передовые и по-настоящему инновационные разработки ХКБМ фактически сошли на нет. Т-84-120 «Ятаган», собранный в единственном экземпляре и адаптированный под стандарты НАТО и «Оплот», собравший больше шуток в Интернете, чем реальных положительных отзывов за инновационные разработки вряд ли сойдут. Однако со времен ненавистного нынешней Украиной Советского Союза в распоряжении страны осталось огромное число танков Т-64.

Историки и специалисты отмечают, что, даже несмотря на годы, прожитые в независимости и сопровождавшиеся продажей военной техники и другого вооружения направо и налево, не существенно уменьшили количество танков Т-64, находящихся на хранении. Даже с учетом потерянных в ходе «антитеррористической» операции на Юго-Востоке страны танков Т-64, Т-64Б, Т-64БВ и Т-64БМ, на хранении до сих пор, по разным данным, могут находиться от полутора до двух тысяч танков в разном состоянии и разной степени пригодности к дальнейшей эксплуатации. Именно этим машинам, морально устаревшим и совершенно не отвечающим требованиям современного боя, и предстоит взять на себя всю ответственность за будущее бронетанковых войск Украины на ближайшие несколько лет. Еще один вопрос, который задают друг другу специалисты в области бронетехники, звучит примерно так: «Сколько танков, пригодных к активным боевым действиям можно собрать из того, что осталось на территории страны?».

Скопировать или создать заново?

Идея создать перспективный, высокозащищенный танк инженеров увлекала всегда. На любом историческом этапе создание машин с повышенной живучестью на поле боя, обладающих к тому же и современным вооружением было оправдано. Однако именно с появлением Т-14, который во всем мире признали танком нового поколения, спроектированным и построенным как совершенно новая боевая машина, стало обостряться военно-техническое соперничество.

Следует понимать, что у европейских государств, таких как Германия, например, инженерная школа в области проектирования бронетехники всегда была на высоте, и с массовым выпуском модернизированных машин проблем почти никогда не наблюдалось. Примерно по тому же пути решили пойти и украинские инженеры, задумавшие создать конкурента для российского Т-14, используя при этом базу старого доброго Т-64. Сложно сказать, какой из факторов в конечном счете повлиял на выбор Т-64 в качестве базы для создания нового танка.

Специалисты поясняют, что из работ по танкам «Ятаган» и «Оплот», несмотря на окружавшие обе машины скандалы, специалисты украинского сделали определенные выводы. Например, одним из основных теперь является возможность серийного производства машины, надежность узлов и агрегатов. В любом случае, как отмечают эксперты и промышленники, создать новый, принципиально отличающийся по совокупности боевых качеств танк, способный конкурировать не только с европейскими, но и российскими танками украинский ВПК, сейчас не в состоянии, а новейший танк, который на Украине прозвали «Тирексом», придется создавать из того, что есть.

Будет ли технологический рывок?

Несмотря на то, что базой для «прорывного» танка «Тирекс» станет Т-64, без существенных изменений на поле боя такой машине долго не продержаться. Основной упор инженерная группа, отвечающая за реализацию проекта делает на схожую с российским Т-14 конструкцию — безэкипажный боевой модуль и экипаж из трех человек. Однако никаких инженерно-технических «ноу-хау» в необитаемой башне не просматривается.

«Это необитаемая башня с уже отработанным на Т-64 и Т-80УД механизмом заряжания. Ничего нового в этом смысле здесь не видно», — отмечает специалист в области бронетехники, кандидат военных наук Сергей Суворов.

По словам специалиста, не стоит ожидать многого и от системы управления огнем, которую для «нового» танка в любом случае придется дорабатывать. Отмечается, что, скорее всего, интеграцию СУО для нового украинского танка проведут не отечественные инженеры, а зарубежные компании, опыт которых позволяет быстрее справляться с подобными задачами. Изменения коснутся и внешнего вида машины — судя по представленным схемам, корпус танка нарастят примерно на 40 сантиметров. За счет этой высоты топливные баки бывшей передней группы баков (а это, к слову, 425 литров), переместят в район надгусеничных в кормовую часть корпуса. Таким вот нехитрым решением и достигается «революционность» конструкции.

Танк будущего или попытка залатать брешь?

Несмотря на растущее число материалов в СМИ с заголовками «Тирекс против Арматы», специалисты советуют не поддаваться возбуждению и не рассматривать противостояние двух машин даже гипотетически. Все дело в том, что, несмотря на заявления инженеров с Украины о перспективности и современности «Тирекса», речь в случае с новой машиной идет скорее о вынужденной мере, направленной, как отмечается, на создание «танка переходного периода», основой для которого служит машина, разработанная в конце 60-х годов. Даже если взять во внимание колоссальный (другое слово использовать сложно) потенциал для модернизации советских танков, бесконечно проводить глубокие переработки все же не получится.

Основная сложность, по словам специалистов, ждет разработчиков на этапе внедрения вооружения, систем защиты, бортовой системы ситуационной осведомленности и многих других сложных электронных комплексов, без которых вести современный бой нельзя.

«Главная проблема — это пушка. Здесь уместно говорить об использовании еще старых образцов, которые с пушкой 2А82 конкурировать не смогут в принципе. Из этого можно сделать и другой вывод — характеристики такого орудия будут существенно ниже и огневая мощь будет зависеть в основном от эффективности применения управляемых снарядов», — поясняет в интервью «Звезде» Сергей Суворов.

В отсутствии современного орудия заключается главная, хотя и не единственная проблема проекта «Тирекс» — повторить фокус с орудиями КБА-3 (ресурс которых, по словам экспертов, не дотягивал даже до двухсот выстрелов), поставленных с танками Т-80УД украинские инженеры вряд ли захотят, ведь тогда крупного международного скандала избежать удалось лишь чудом. Как отмечают специалисты, по части силовой установки, бронирования и создания новых средств для обороны танка дела обстоят примерно так же, как и с орудием — частичные решения, реализованные на уровне «кое-где» и «кое-как» вроде были, но применить их сейчас по разным причинам нельзя.

Отмечается также, что украинские инженеры, некоторые из которых имели опыт работы на Харьковском заводе им. Малышева, не могут не знать о том, что одним из ключевых решений, повышающих выживаемость танка на поле боя является созданная с нуля (в случае с Т-14, например) система бортовой электроники на базе высокопроизводительной вычислительной техники, а также комплексы активной защиты. Ни по первому, ни по второму пункту революционных и передовых разработок из Украины не наблюдается. Также не решен вопрос с массой машины, ведь дополнительная броня, которой планируют оснастить «Тирекс», весит не 100 и даже не 200 кг.

«Еще одной существенной, на мой взгляд, проблемой является возрастающая масса. Увеличивается объем корпуса, возрастает его высота, появляется бронеперегородка, усиливается лобовая часть корпуса. Все это приведет в конечном счете к тому, что снизится надежность ходовой части, которая и так перегружена», — отмечает военный эксперт Сергей Суворов.

Если изучить совокупность проблем, которые украинским инженерам нужно решить для того, чтобы небольшая партия «Тирексов» покинула сборочный цех и попала на испытания, то выясняется, что ни о каком конкуренте для российского Т-14 речи не может идти в принципе. Специалисты поясняют, что большие потери бронетехники и танков, в частности в ходе АТО, обнажили проблему модернизации стремительно устаревающей украинской бронетехники. Однако и тут ожидается целый ворох проблем: серийно производить БМ «Оплот» не представляется возможным, закупать современную технику за рубежом тоже не получается, а расконсервация, восстановление и модернизация уже имеющиеся Т-64 в разных модификациях тоже влетает бюджету страны в копеечку.

Вот и получается, что «конкурент российскому Т-14» в данный момент существует лишь на бумаге и представляет из себя не передовой танк для локальных войн, а пакет для «переодевания» старичка Т-64 в новый костюм. В этом смысле все успехи украинской оборонки хорошо иллюстрирует другая «новейшая» бронемашина — собранная на базе все того же Т-64 БМП «Азовец», испытания которой некогда были остановлены из-за применения оптики от домофона и других бытовых приборов китайского производства. Специалисты в области бронетехники с нескрываемой грустью отмечают, что, скорее всего, весь технологический задел украинского ВПК в сфере разработки и производства бронетехники, потерянный за годы независимости страны, скорее всего, восстановить уже не удастся, а за эксперименты, на проведение которых нынешнее руководство Украины тратит оборонный бюджет, генерального конструктора во времена СССР давно бы сняли с должности и отправили под суд.

Автор: Дмитрий Юров

Оригинал: http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201606070734-86xi.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *