9 несуразностей в действующих ПДД — журнал За рулем
Нынешние Правила дорожного движения постоянно увеличиваются в размерах и видоизменяются. Но по сути становятся лишь бестолковее и запутаннее. Вот основные примеры тех глупостей, с которыми мы, водители, вынуждены сталкиваться каждый день.
«Каждый слышит только то, что он понимает».
Гёте
Материалы по теме
Правила дорожного движения должны быть интуитивно понятными любому участнику движения — от новичка до бывалого. Грубо говоря, «Красный свет — движения нет!» Это легко запомнить, этому легко следовать.ПДД полувековой давности примерно такими и были — короткими и понятными. Основные, нерушимые принципы поведения на дороге прочно сидели в головах — не запомнить их было невозможно. Цвета, светофора, помехи справа, езда с учетом гололеда и прочих дорожных реальностей… При этом никто не пытался расписать эти принципы с микроскопической точностью, указывая, к примеру, длину волны красного излучения. Потому что это никому не нужно.
Современные ПДД — это, на мой взгляд, воплощение некомпетентности и словоблудия. Огромное количество терминов, куча дорожных знаков… Попробуйте, например, осознать вот такую формулировку:
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Ну и как — всё понятно? Говорят, что один русский император при строительстве очередного моста через Неву пообещал инженеру повышать его в звании за каждый построенный пролет. В итоге тот быстренько… увеличил число пролетов, заработав генеральский чин. Интересно, кому сегодня платят за подобное раздувание ПДД?
Еще примеры? Пожалуйста: вот описание велосипеда:
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Все запомнили про «номинальную максимальную мощность»? А повторить это на память слабо? Представьте, что вы на экзамене…Сколько, например, у велосипеда должно быть колес?
Выросло во много раз число терминов, множатся дорожные знаки. Словоблудие одерживает победу над здравым смыслом. Впрочем, остановимся на главных, на мой взгляд, несуразностях.
Такси
Материалы по теме
Зачем мне брать такси? Затем, чтобы спокойно добраться до места назначения, не задумываясь об остановках, парковках и т.п. Однако, согласно нынешним ПДД, таксист не имеет права останавливаться в зоне действия знаков «Остановка запрещена», которыми утыкана вся столица, да и не только она. В итоге одни таксисты отказываются ехать по ряду адресов, другие высаживают пассажиров во втором ряду, третьи пытаются подгадать высадку под красный сигнал светофора… Это как — нормально???Жилая зона
Что такое термин «Жилая зона»? В «Общих положениях» ПДД такого понятия… нет! Зато в п.17.1. поясняется, что составители ПДД имели в виду территорию, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.21 и 5.22. Но упомянутые знаки, по сути, никому не нужны, потому что чуть ниже, в п. 17.4. того же раздела, сказано»: «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории». Короче говоря, приехали: жилая зона и двор — одно и то же. Так зачем забивать водителю голову новыми терминами?
Обгон тихохода
Материалы по теме
Старые ПДД разрешали это делать, если скорость тихохода составляла 30 км/ч и менее. Затем началось словоблудие: скажем, мотоциклы обгонять можно, а велосипеды — нельзя … Потом одумались, но…Можно ли сегодня обогнать в зоне действия знака «Обгон запрещен» плетущийся перед тобой трактор или поврежденный автомобиль? Нет, нельзя. Правда, толкование знака 3.20 «Обгон запрещен» поясняет, что тихоходов обгонять можно. Но… но что такое тихоход? Такого термина в ПДД вообще нет!
Это еще не все. Термина нет, а знак — есть! Только он не в самих ПДД, а в «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации…» — есть там красный треугольник с желтой или красной полосой… Если к чадящей перед вами молотилке прицепили такую табличку — обгоняйте. Только вот в определении сплошной линии разметки исключения для обгона тихохода нет. В итоге обогнать тихохода можно в зоне действия знака «Обгон запрещен», но только если нет сплошной линии разметки. А в чем разница?
Препятствие или нет?
На дороге с одной полосой в каждую сторону сломался грузовик. Разделительная — сплошная! Как его объехать? По Правилам — никак. Впрочем, если за грузовиком притаился экипаж ДПС, то шанс есть: Нужно выскочить из машины, рысцой добежать до стражей порядка и заискивающе спросить, можно ли объехать это препятствие? Вам недовольно буркнут — валяй, мол… Кстати говоря, по действующим ПДД «Не является препятствием затор или транспортное средство, останов
Дорожный затор — это… Что такое Дорожный затор?
Дорожный знак «Затор» Запрос «Автомобильная пробка» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Дорожный затор, или автомобильная пробка — скопление на дороге транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка дороги. При образовании затора значительно (до 20 раз и более) снижается пропускная способность участка дороги. Если прибывающий поток транспорта превышает пропускную способность участка дороги, затор растёт лавинообразно.
Определение в российском праве
Действующие в РФ Правила дорожного движения не содержат прямого определения понятий «затор» и «пробка». Косвенно, п. 13.2 указывает на один из признаков затора при проезде перекрёстка, — ситуацию, когда водитель вынужден остановиться на перекрёстке, «создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». Во избежание создания пробки-«ёлочки» для всех направлений движения, выезд на перекрёсток в такой обстановке запрещён, независимо от сигналов светофора.
С 1 января 2006 в РФ введён предупреждающий дорожный знак «Затор», предназначенный для временного размещения перед развилками, на которых водители могут выбирать направление объезда.
Причины заторов
Причиной пробок на дорогах является повышение плотности потока автомобилей в результате поступление потока машин, превышающего их пропускную способность из-за увеличения потока или снижения пропускной способности дороги. Увеличение притока машин может быть вызвано:
- Массовыми сезонными миграциями населения к местам отдыха и обратно.
- Ежедневными поездками на работу и обратно.
- Появление потока машин в объезд места перекрытия дорог для проезда кортежей или для проведения массовых мероприятий без своевременного предупреждения населения.
Все эти факторы имеют случайный характер по времени появления и интенсивности.
Причины сокращения пропускной способности делятся на постоянные и случайные.
- Неправильная конструкция дороги:
- наличие резких сужений, вызывающих появление нерегулируемых пересечений траекторий с низкой пропускной способностью:
- наличие изломов дороги, вынуждающих водителей снижать скорость для совершения манёвра;
- отсутствие дополнительных полос разгона и торможения транспортных средств, совершающих повороты и въезд на дорогу;
- отсутствие «карманов» для остановок общественного транспорта;
- Наличие нерегулируемых перекрёстков, въездов и пешеходных переходов;
- Наличие перекрестков с круговым движением, являющихся нерегулируемыми перекрестками для потоков автомобилей;
- Стоянки и остановки автомобилей на проезжей части вне специальных карманов;
- Наличие светофоров с большим количеством фаз работы и малой длительностью фаз.
- Несогласованность работы светофоров, приводящая к остановкам транспорта на всех перекрестках.
Постоянные причины могут быть устранены реконструкцией дороги и изменением организации движения на дороге.
Случайные факторы,вызывающие снижение пропускной способности:
- Нарушения правил перестроения и движение с малой скоростью в левых полосах дороги.
- Перестроения через несколько полос движения; повороты из полос, предназначенных для движения прямо;
- Дорожно-транспортные происшествия;
- Неблагоприятные условия для движения, принуждающие водителей снижать скорость:
- Ремонт или уборка дороги в часы пик;
Следует также отметить факторы, усугубляющие уже образовавшийся затор и препятствующие его разрешению:
- Выезд на перекрёсток, за которым уже образовался затор, что приводит к распространению затора на пересекающую дорогу;
- Попытки объезда затора отдельными участниками движения по полосам, не предназначенным для движения в данном направлении, а также обочинам, тротуарам и выделенным трамвайным путям, что приводит к затору в месте их возвращения на правильную полосу движения;
Случайные факторы не могут быть устранены.
Негативные последствия заторов
- Резкое снижение пропускной способности дороги.
- Нарушение работы экстренных и оперативных служб.
- Общее увеличение времени в пути, приносящее экономический ущерб из-за потери времени, опозданий;
- Непредсказуемость времени в пути;
- Увеличение расхода топлива, выброса вредных веществ;
- Увеличение износа автомобилей;
- Увеличение шума;
- Стресс водителей и пассажиров;
- Увеличение аварийности;
Предотвращение заторов
Меры предотвращения заторов можно свести к следующим категориям: увеличение пропускной способности, регулирование доступа к дорогам, и предотвращению ситуаций, приводящих к возникновению и развитию заторов. Не все меры предотвращения заторов подходят для любых ситуаций: те или иные меры в некоторых случаях могут быть не только неэффективны, но и давать противоположный эффект.
Увеличение пропускной способности дорог
- Усовершенствование перекрёстков:
- многоуровневые развязки с полосами торможения и разгона на всех съездах;
- уменьшение количества поворотов:
- дополнительные полосы движения на дороге для разгонов и замедления движения машин, поступающих или сворачивающих на примыкающие дороги,
- на многоуровневых развязках при отсутствии возможности оборудовать полосы разгона и перестроений конструктивно отделить полосы для съездов от полос для движения прямо и оборудовать светофоры на полосах съездов, устранив образование нерегулируемых перекрестков и очередей.
- локальные дороги должны примыкать к шоссе и далее уходить к определённому объекту;
- Полосы с переменным направлением (реверсивное движение), которые в часы большой нагрузки могут «расширять» дорогу. Направление движения регулируется световыми сигналами или механическими ограждениями.
- Отдельные полосы движения для транспорта, имеющего большую эффективность перевозки:
- общественного транспорта
- автомобилей с несколькими пассажирами (например, использующих метод совместных поездок на работу, carpool),
- мотоциклов, мотороллеров и велосипедов;
- Правильная настройка светофоров, централизованное управление движением;
- Налаживание работы общественного транспорта, в особенности внеуличного. Общественный транспорт имеет бо́льшую провозную способность, чем личный. Но для того, чтобы жители чаще пользовались общественным транспортом, необходимо обеспечить достаточное удобство пользования, включая, комфортные условия поездки, оптимальное расписание, достаточную скорость движения и стабильность работы;
- Использование свободного пространства между машинами или сбоку от них для движения на велосипеде или мотоцикле. Так как для двухколёсного транспорта требуется значительно меньшая ширина на дороге, такой метод может создать дополнительные «виртуальные» полосы движения. Недостатки: в российских условиях сезон езды на велосипедах и мотоциклах очень короткий; российские правила дорожного движения содержат раздел «правила расположения транспортных средств на проезжей части», соблюдение которого делает невозможным использование данного метода.
- Расширение дорог — создание новых полос и новых направлений. Это классический способ борьбы с заторами, однако он сопряжён с большими затратами на строительство, и нередко бывает малоэффективен (согласно постулату Льюиса-Могриджа), а при определённых условиях он может дать прямо противоположный результат за счёт необходимости для некоторых транспортных средств более частых перестроений. Кроме того, на широкой дороге более опасны локальные сужения (см. Бутылочное горло), и требуется большая длительность красного сигнала светофора.
Регулирование доступа к дорогам
Ограничение доступа к дороге — обратный способ, призванный пересадить часть водителей на другие виды транспорта.
- Регулирование поступления автомобилей с прилегающих дорог на магистральные при помощи светофоров.
- Ограничение стоянки позволяет уменьшить привлекательность личного транспорта. К тому же, даже поставленные с интервалом 200 м по крайней полосе автомобили делают её недоступной для движения, поэтому запрет стоянку по краю проезжей части может серьёзно разгрузить улицу. Важно при этом обеспечить альтернативу: достаточное количество парковочных мест в жилых районах, у предприятий и у остановок магистрального общественного транспорта (метро, скоростной трамвай и т.д.).
- Взимание дорожной платы. Может применяться в ограниченные часы или к отдельным категориям автомобилей.
- «Квоты на вождение» — выдача ограниченного количества лицензий на вождение автомобиля в стране, автомобили без таких лицензий не могут использоваться вообще. При таком способе гарантируется, что их количество не превысит расчётной ёмкости дорог, но цена таких лицензий возрастает с ростом спроса, что делает ограничение социально неприемлемым..
- «Городские квоты» — продажа определённого количества лицензий на въезд в город. Проверка лицензий осуществляется на контрольных постах или просто в виде точечных проверок на городских улицах.
- Также, возможно установление платного въезда в отдельные районы города, например, в центр. Это практикуется в Лондоне.
- Ограничение въезда — запрещают движение определённых типов машин в определённые часы или в определённом районе.
- Зачастую помогает запрет на проезд транзитных грузовиков. Требует создания объездных дорог для транзитного транспорта.
- Многие города мира ограничивают движение в зависимости от дня недели, а для контроля используют несколько типов номерных знаков. Такая система используется, например, в Афинах, Мехико и Сан-Паулу. Слабое место такой схемы заключается в том, что более обеспеченные граждане в состоянии купить несколько автомобилей с разными номерами и тем самым обойти ограничение.
К ограничениям доступа следует подходить с соответствующей осторожностью: введение слишком строгих запретов нередко приводит к тому, что становится сложно следить за их соблюдением, и к тому же даёт почву для злоупотреблений.
Другие методы
- Введение одностороннего движения. По двум параллельным улицам организуют одностороннее движение в разные стороны. Эта мера помогает в старых районах с узкими улицами. Иногда движение в одну сторону организуется по магистральной улице, а в другую — по второстепенной. На магистральных улицах полосы встречного движения разделяют барьером. Одностороннее движение повышает скорость; при организации одностороннего движения по двум параллельным улицам часто удаётся выиграть по две полосы в каждую сторону (одну — за счёт более компактного расположения полос; вторую — за счёт запрета стоянки на одной стороне). Недостаток: доступ к кварталам, близким к односторонним улицам, оказывается затруднён.
- Смещённое время работы. Время работы некоторых организаций может быть спланировано таким образом, чтобы их сотрудники могли добираться к месту работы в часы более спокойного движения. Также распространено смещение времени работы школ и университетов. Такой способ позволяет избежать резких колебаний потоков транспортных средств. Недостаток: если работник поздно освобождается, вечер оказывается недоступным для встреч и общения. Впрочем, торговые и развлекательные центры часто, понимая эту проблему, работают до поздней ночи.
- Пропаганда более аккуратного поведения на дороге. Частые перестроения из одной полосы в другую и движение впритык к другим машинам уменьшает пропускную способность дороги и увеличивает вероятность не только заторов, но и аварий. Некоторые страны размещают соответствующие предупреждения на дорогах или даже применяют санкции к водителям за неаккуратное вождение.
- Развитие велосипедного транспорта, предназначенного не просто для отдыха, а служащего заменой автотранспорта. Для этого эффективны создание велостоянок, полос движения велосипедов, проведение кампаний в СМИ и субсидии. Например, в Голландии все эти усилия привели к значительному результату: около 1/3 всех работников страны добирается до места на велосипедах. Недостаток: неэффективно в странах с холодным климатом.
- Ограждение мест аварии, чтобы предотвратить скопление любопытных водителей и предотвратить вызванные ими новые аварии;
- Оптимизация скоростного режима — иногда снижение максимальной разрешённой скорости помогает увеличить пропускную способность дороги за счёт уменьшения дистанции между автомобилями, а также за счёт снижения аварийности. Важно при этом не занизить скорость, чтобы пропускная способность не пострадала от её уменьшения. Такая мера практикуется, например, на кольцевой лондонской дороге M25.
- Облегчение метода park-and-ride («перехватывающие парковки»): жители пригородов и спальных районов оставляют свои машины на так называемых на перехватывающих парковках за пределами города и дальше добираются городским транспортом, специальным челночным автобусом или вместе с коллегой на его машине (carpool). Недостаток: такие поездки необходимо организовывать заранее, к тому же у одного из участников карпула дела могут измениться в последний момент. Не решается проблема пробок на подъездных дорогах.
- Разумное проектирование городских районов, уменьшающее необходимость в центральных артериальных улицах или предусматривающее возможность добраться пешком. Метод размещения городских кварталов в виде сети, а не в виде древовидной структуры получил название fused grid. Недостаток: движение на метро — общественном транспорте с самой высокой пропускной способностью — всё равно будет проходить через центральные станции (а значит, центр будет наиболее привлекательным районом для универмагов и учреждений).
- Выделение отдельных полос для общественного транспорта. Например, отдельная полоса движения для автобусов и такси широко применяется во многих европейских и американских городах.
- Своевременное оповещение граждан о возможных препятствиях на дороге: перекрытии дорог, ремонтных работах, авариях и существующих заторах. Однако при отсутствии достаточного количества альтернативных направлений движения возможно распространение затора на другие улицы;
- Применение компьютерных моделей дорог и автоматизированного управления движением с помощью этих моделей.
- Для водителей способом избежания пробок может служить использование в автомобиле GPS-Навигаторов с функцией обновления дорожной ситуации.
См. также
Примечания
Ссылки
Почему на перекрестках образуются заторы
«А вот мы сейчас выедем в город и посмотрим, как водители нарушают правила дорожного движения», — начинает сегодняшний выпуск Юрий Краснов, эксперт в вопросах дорожной безопасности. Повод для разбора серьезный: заторы на перекрестках. Это нарушение, которое бесит. Одни выезжают на пересечение дорог, проехать его не успевают и останавливаются, блокируя проезд для всех остальных. Пробка растет, люди нервничают. А ведь все не так просто, как кажется со стороны, и на месте нарушителя может нечаянно оказаться любой автомобилист. Есть ли шанс не допустить ошибку?
Разбор дорожной обстановки:
Что по ПДД?
В Правилах дорожного движения, как всегда, все четко и однозначно. Открываем пункт 101, читаем: «Запрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться». Перекресток (на всякий случай) — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог.
— Как этот пункт ПДД понимают водители? Если за перекрестком образовался затор, нужно остановиться заранее, чтобы не выехать на пересечение дорог, — ведущий «Разбора…» схематично обозначает описываемую ситуацию. — Но бывает по-разному.
— Не всегда удается вовремя определить, когда окажешься в заторе. Едешь себе, едешь, и тут бац! Сам того не заметил, как остановился посреди перекрестка, хотя ничто не предвещало такого развития событий.
В Минске немало больших перекрестков с интенсивным движением. Учтем и пешеходные переходы, которые находятся перед этими перекрестками, — на них остановка также не допускается (п. 118 ПДД). Соответственно, чтобы не оказаться нарушителем, автомобилист при малейшем риске возникновения затора должен остановиться задолго до перекрестка. Всегда ли с такого расстояния реально определить, что проехать пересечение дорог сразу не удастся?
— Выходит, некоторые водители случайно попадают в такие ситуации. В плотном потоке вообще бывает трудно разобрать, что там дальше, за перекрестком. Вроде бы все движутся, явной проблемы нет. А дорога — она как живой организм. И за какие-то мгновения ситуация меняется кардинально, — отмечает Краснов.
Реальные условия
Отправляемся в город, чтобы своими глазами увидеть обстановку на наиболее загруженных перекрестках столицы. Удастся ли самим не попасть впросак? На площади Богушевича еще недавно в пиковые часы постоянно возникали проблемы.
— Наши читатели неоднократно становились очевидцами заторов и даже аварий на этом перекрестке до того, как здесь изменили схему дорожного движения. Плотный поток поворачивал с улицы Клары Цеткин (со стороны вокзала) на проспект Дзержинского, упирался там в пробку. В результате водители, которые не успевали освободить перекресток, полностью блокировали движение, — вспоминает ведущий рубрики.
Ничуть не лучше практически каждый час пик обстоят дела на проспекте Независимости в центре города. На перекрестках с улицами Свердлова, Комсомольской, Ленина то и дело образуются заторы. Кто-то не успел проехать, тут же напирает поток с другого направления — в результате стоят все.
— За рулем необходимо предугадывать ситуацию. Если понимаешь, что дорога была свободна, а затем поток впереди стал уплотняться, притормаживать, то в голове должен срабатывать тумблер: возможны проблемы.
— Подъезжая к перекрестку, даже если горит зеленый сигнал светофора, необходимо прикинуть: успею ли я проехать, будет ли там место для моей машины, или есть риск застрять, — советует эксперт.
Другие не помогут
Впрочем, зачастую даже у самого внимательного и предусмотрительного водителя все складывается не так гладко.
— Сто раз наблюдал такую ситуацию: осторожно подъезжаем к перекрестку, прикидывая, сможем ли его проехать, как бы оставляя впереди место для себя. В этот момент сбоку опережают другие водители (не такие предусмотрительные), которые в последний момент перестраиваются на перекрестке и занимают наше место. А мы тем временем остаемся в дураках, останавливаемся где придется, — комментирует ведущий «Разбора…».
Перестроение на перекрестке (кроме кругового) запрещено, это серьезное нарушение (п. 60 ПДД). Между тем многие автомобилисты этим пунктом пренебрегают, чем ставят остальных в неловкое и даже опасное положение.
— В итоге водитель, который все знает и все соблюдает, видит, что его дисциплинированность ему только мешает, что никто так, как он, не придерживается требований ПДД. В нем начинается внутренняя борьба, и рано или поздно человек приходит к выводу: зачем мне соблюдать правила, если все остальные этого не делают? — подмечает Краснов.
Гнев со стороны
Со стороны водители в точно таком же транспортном потоке этих внутренних противоречий не замечают. Они видят, что им перегородили дорогу, и думают про себя: «Было же очевидно, что не успеешь проехать перекресток! Зачем тогда соваться?»
— Необходимо понимать, что во многих случаях автомобилисты, застрявшие на перекрестке, оказались в сложной ситуации неумышленно и сами от этого страдают. Они просто не сумели вовремя прочитать или предугадать дорожную обстановку, — говорит ведущий рубрики. — Хотя нельзя исключать, что какой-то процент водителей сознательно нарушает правила, пытаясь во что бы то ни стало всунуться, проскочить.
— Они думают: «Я только чуть-чуть проеду, вот же, почти вместился. Ну и что, что перегородил перекресток или пешеходный переход. Зато почти успел проехать».
По каким-то неведомым законам вселенной именно во время этих рассуждений Краснов, управляющий автомобилем, сам оказывается в ситуации, о которой говорил. Мы никуда не спешили и уж точно не собирались проверять на себе, каково это — быть мальчишами-плохишами. Вот только на улице Веры Хоружей водитель Audi, двигавшийся впереди, внезапно вспомнил, что ему нужно повернуть налево, во дворы. Пересечение с такими въездами — это тоже перекресток, не забыли? В результате автомобилист неожиданно затормозил, а нам уже поздно было менять полосу, пришлось тоже останавливаться.
— Вот вам и неожиданность, предугадать все возможные сценарии на дороге бывает проблематично, — констатирует эксперт.
Чем это грозит
Ситуации, о которых мы говорим, характерны в пиковые часы для определенных перекрестков в городе. Интенсивность движения высокая, риски возрастают. Если водитель хорошо знает особенности маршрута, по которому ездит, ему легче предугадать возможное развитие событий. В свою очередь поспешность может привести к серьезным последствиям.
— Дело в том, что нарушение пункта 101 ПДД не только сильно усугубляет заторовую ситуацию в городе, но и нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Схема типичная: машины с одного направления не могут проехать перекресток и останавливаются. В этот момент меняются сигналы светофоров, зеленый загорается для другого направления. Если там кто-то стартует слишком резво либо двигается на скорости по свободной полосе, он может не среагировать на автомобиль, который пытается освободить перекресток и завершить свой маневр. Об этой ситуации нужно знать всем: пробираясь через перекресток, будьте трижды аккуратны — сбоку может прилететь машина, — предупреждает Краснов.
Нарушают буквально все
А иногда все совсем просто: небольшой перекресток, никаких перегрузок в час пик, а все равно нарушают, причем практически поголовно. Некоторое время мы наблюдали за пересечением улиц Якуба Коласа и Богдана Хмельницкого. Ситуация там осложняется тем, что на небольшом расстоянии друг от друга расположены два регулируемых перекрестка: один с улицей Хмельницкого, другой с улицей Сурганова. Когда на первом перекрестке загорается зеленый свет, на другом движение еще запрещено. И автомобили скапливаются в двух полосах движения, в конце концов полностью занимая и перекресток Коласа — Хмельницкого, и пешеходный переход возле него.
— Смотрите, водители проезжают первый светофор без тени сомнения. Им же горит зеленый свет, значит, можно ехать — такая логика, — отмечает эксперт. — Одни проскочили, а вот водителям Peugeot и Citroen уже не следовало выезжать — они будут стоять на перекрестке. И Audi с российскими номерами зря сунулась, и Nissan Pathfinder — все они поторопились.
Водители предпочитают нарушить, но не отстоять еще один цикл на светофоре. В результате только когда на перекрестке с улицей Сурганова загорается зеленый сигнал, этот участок дороги освобождается от автомобилей и с улицы Хмельницкого могут наконец выехать машины, а пешеходы могут спокойно перейти дорогу. Затем все повторяется.
В какой-то момент мы увидели, как один из водителей не стал выезжать на перекресток и остановился где полагается. Его тут же объехали другие, заняв место впереди. Перестроение на перекрестке — точно такое же массовое нарушение.
— У человека в голове сейчас логичный вопрос: почему же он один соблюдает правила, а все остальные едут как хотят, без зазрения совести?
Радикальное решение проблемы
Добиться от водителей выполнения пункта ПДД, запрещающего выезжать на перекресток при образовании затора, пытаются везде, в том числе в России. На некоторых перекрестках в Москве и других крупных городах можно встретить необычную разметку, так называемую «вафельницу». Остановка на ней запрещена. Контроль осуществляется в автоматическом режиме: стоишь более 5 секунд — жди «письмо счастья» со штрафом. Эффективная мера.
— Это очень важно — понимание того, что контроль ведется, что в случае нарушения водитель будет наказан. Кроме как техническими средствами такого достичь невозможно: понадобилось бы два автобуса инспекторов, чтобы в час пик осуществлять контроль на перекрестке и штрафовать всех нарушителей, — отметил Краснов.
Он продолжил мысль о том, что все дорожные проблемы должны решаться целым комплексом мер:
— В процессе должны участвовать и те, кто проектирует дороги, и те, кто занимается организацией движения, кто осуществляет непосредственный контроль, и, конечно же, сами водители. Нужно различать тех, кто нарушает осознанно, и тех, кто случайно оказался в неприятной ситуации.
— Что-то можно «вылечить» контролем и неотвратимостью наказания, а для чего-то нужен более тонкий подход. Может быть, где-то ситуацию улучшит банальная смена режима работы светофоров.
Запомните, а лучше запишите
Завершая разговор, Юрий Краснов раздает полезные советы:
— Безусловно, мы рекомендуем водителям строго придерживаться правил дорожного движения. Запомните, запишите, приклейте на лоб формулировку 101-го пункта ПДД: нельзя выезжать, если образовался затор. С другой стороны, правила должны соблюдать все водители. Какой толк, если перед перекрестком останавливается одна машина из двадцати или даже сорока? Ее просто объедут. Такой водитель в итоге будет чувствовать себя по-дурацки и в конце концов начнет ездить как все. А на перекрестках так и будут образовываться заторы. Поэтому давайте помогать друг другу, давайте ездить по правилам и не создавать лишних проблем.
«Разбор с Красновым» — разбираем самые интересные случаи на дороге
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
8 способов победить пробки — журнал За рулем
Рост автопарка и устаревшая дорожная инфраструктура приводят к тому, что в крупных населенных пунктах автомобильные пробки стали обыденностью. Можно ли что-то изменить?
Откуда берутся автомобильные пробки? Одна из основных причин — банальная нехватка дорог. Машин с каждым годом все больше, тогда как дорог не прибавляется. По словам Петра Шкуматова, координатора сообщества «Синие ведерки», жесточайший дефицит городской улично-дорожной сети приводит к тому, что даже незначительное по европейским меркам количество автомобилей уже стоит в заторах, а проехать без пробок можно только глубокой ночью.
Для наглядности можно сравнить два мегаполиса, поясняет Шкуматов, — Москву и Токио.
Катастрофическая нехватка дорог заставляет нас непрерывно стоять в пробках.Катастрофическая нехватка дорог заставляет нас непрерывно стоять в пробках.
«Оба города приблизительно равны по площади (Москва в пределах МКАД — 870 км2, Токио — 615 км2), по населению и по количеству автомобилей. Однако количество дорог в Токио, в том числе и так называемых Express Way, в семь раз больше по протяженности, чем в Москве. Это и объясняет то, почему в Токио пробок фактически нет, а в Москве они являются уже давно чем-то привычным», — объясняет эксперт.
Следующая причина — аварии. Даже небольшое столкновение двух автомобилей приводит к параличу движения. Автовладельцы, вместо того чтобы убрать машины с проезжей части и оформить аварию самостоятельно, часами ждут приезда сотрудников ДПС.
Даже незначительная авария может остановить движение. Здесь машины уже перекрыли выезд со двора. Через полчаса тут будет пробка.Даже незначительная авария может остановить движение. Здесь машины уже перекрыли выезд со двора. Через полчаса тут будет пробка.
Материалы по теме
Еще одна проблема — это длительный и, как правило, плохо организованный ремонт улиц и дорог. Мы часто видим, как в часы пик дорожники начинают латать дорожное полотно. А если у ремонтников еще и с материалами да с необходимой техникой проблемы — пиши пропало! Что уж говорить о капитальных ремонтных работах. Взять, к примеру, нынешнюю реконструкцию центра Москвы: работы в рамках программы «Моя улица» фактически убили движение в пределах Садового кольца.Это три основные причины возникновения пробок. Конечно, есть еще и проблемы с организацией движения. Так, например, в большинстве случаев населенные пункты разделены радиальными дорогами. Причем это магистрали, которые не позволяют жителям одного района попасть в другой. Мест пересечения таких магистралей мало, поэтому и возникает постоянное затруднение движения. Точно так же останавливают движение и железнодорожные пути.
«Вся транспортная структура российских городов двухмерная. У нас отдельно по земле проложена железная дорога, отдельно по земле проложена магистраль. А как быть с их пересечением, никто не подумал. В результате дикие перепробеги, большое неудобство для всех участников движения и деградация городских районов, прилегающих к таким искусственным препятствиям», — говорит Шкуматов.В идеале, любые строительные и ремонтные работы должны проводиться как спецоперация — быстро, тихо и незаметно.
В идеале, любые строительные и ремонтные работы должны проводиться как спецоперация — быстро, тихо и незаметно.
Материалы по теме
Так можно ли побороть пробки? При желании — безусловно. Конечно, одного желания мало, необходимы и значительные финансовые ресурсы.Способ номер один
Строительство в крупных мегаполисах многоуровневой дорожной сети. Так делают в той же Японии. На нижних уровнях — районные дороги, на средних — межрайонные, на самых верхних — магистрали, через которые можно проехать весь город без единой остановки. Этот способ самый затратный, и большинство городов его не могут потянуть финансово. Но если государство заинтересовано в дорожной безопасности и экономическом и экологическом благополучии населения, деньги нужно в первую очередь выделять именно на эти цели.
Способ номер два
Как ни странно, многоуровневые развязки не всегда помогают улучшить ситуацию в городе, поэтому строить их нужно в строго ограниченных местах, там, где это оправданно. А в остальных нужно задуматься о связанности дорог, чтобы у автомобилистов было больше вариантов добраться до нужного места. Только при таком условии автомобили будут относительно равномерно распределяться по дорогам, что резко улучшит движение хотя бы в районном масштабе.
Для этого нужно строить мосты, эстакады, а железнодорожные пути в городе стараться убрать на другой уровень. Понятно, что и этот способ требует серьезной денежной подпитки.
Почему дорожное движение внезапно превращается в пробку / Habr
Одним из самых непонятных явлений в автомобильной поездке становятся внезапно возникающие фантомные пробки. Большинство из нас с этим сталкивалось: машина перед вами внезапно тормозит, заставляя тормозить вас, что заставляет тормозить водителя за вами. Но вскоре вы и окружающие вас машины снова ускоряются до исходной скорости, и становится очевидно, что на дороге нет ни видимых препятствий, ни заметных причин для замедления.
Так как движение быстро восстанавливает исходную скорость, фантомные пробки обычно не вызывают серьёзных задержек. Но не являются они и просто малозначительными досадными помехами. Это очаги аварий, потому что они заставляют неожиданно тормозить. А дёрганое движение, к которому они приводят, вредит автомобилю, снижает ресурс и повышает потребление топлива.
Так что же происходит? Для ответа на этот вопрос математики, физики и инженеры-транспортники разработали множество различных видов моделей трафика. Например, микроскопические модели вычисляют пути отдельных автомобилей и хорошо подходят для описания взаимодействия единичных машин. Макроскопические модели описывают трафик в виде жидкости, а машины в ней интерпретируются как частицы жидкости. Они эффективны при изучении крупномасштабных явлений с участием множества автомобилей. Наконец, клеточные модели разделяют дорогу на сегменты и предписывают правила, по которым машины движутся из клетки в клетку, создавая структуру для описания неопределённости, присущей реальному дорожному движению.
Для того, чтобы начать понимать причины формирования фантомных пробок, нам сначала нужно узнать о множестве эффектов, присутствующих в реальном трафике, которые, вероятно, могут вносить свой вклад в образование пробки: разные типы транспорта и водителей, непредсказуемое поведение, въезд и съезд с магистрали, смена полос движения, и так далее. Можно предположить, что некое сочетание этих эффектов необходимо для создания фантомной пробки. Одно из огромных преимуществ изучения математических моделей заключается в том, что все эти различные эффекты в теоретическом анализе или компьютерной симуляции можно отключить. Так мы можем создать группу одинаковых предсказуемых водителей, едущих по однополосному шоссе без всяких съездов с него. Другими словами, идеальную дорогу до дома.
Как ни удивительно, но при отключении всех этих воздействий фантомные пробки всё равно возникают! Это наблюдение говорит нам, что фантомные пробки — не вина отдельных водителей, но результат коллективного поведения всех водителей на дороге. Это работает так. Представьте однородный поток транспорта: все машины равномерно распределены по шоссе и едут с одной скоростью. В совершенных условиях такой идеальный трафик может сохраняться вечно. Однако в реальности движение постоянно подвергается небольшим колебаниям: несовершенство асфальтового покрытия, небольшие проблемы с двигателями, доли секунды, на которые водитель ослабляет внимание, и так далее. Для прогнозирования эволюции такого транспортного потока нужно ответить на важный вопрос: все эти небольшие колебания затухают или усиливаются?
Если они затухают, то поток стабилен и пробки отсутствуют. Но если они усиливаются, то однородный поток становится нестабильным, а небольшие колебания вырастают в движущиеся назад волны, названные «джемитонами» (jamitons, от jam — пробка). Такие волны можно наблюдать в реальности, они заметны в различных видах моделей и компьютерных симуляций, а также были воссозданы в тщательно контролируемых экспериментах.
В макроскопических (гидродинамических) моделях каждый водитель, интерпретируемый как частица жидкости транспортного потока, наблюдает локальную плотность трафика вокруг себя в любой момент времени и соответствующим образом выбирает скорость, которой нужно придерживаться: высокую, если поблизости мало машин, или низкую при большом заторе. Затем он ускоряется или замедляется до этой целевой скорости. Кроме того, он предполагает, что трафик будет делать дальше. Этот эффект движения с прогнозированием моделируется «давлением трафика», который во многом ведёт себя аналогично давлению в реальной жидкости.
Математический анализ моделей дорожного движения показывает, что эти два эффекта соперничают. Задержка перед достижением нужной скорости приводит к росту колебаний, а давление трафика гасит колебания. Состояние однородного потока стабильно, если доминирует эффект предсказания, а это бывает при низкой плотности потока. Эффект задержки доминирует при высокой плотности трафика, что вызывает дестабилизацию и в конце концов фантомные пробки.
Переход от однородного потока к потоку, в котором доминирует джемитон, схож с тем, как вода переходит из жидкого состояния в газообразное. В потоке машин этот фазовый переход происходит, когда плотность потока достигает определённого критического порога, при котором ожидания водителей уравновешиваются эффектом задержки при регулировании скорости. Самый удивительный аспект этого фазового перехода заключается в том, что характер движения кардинально меняется, хотя отдельные водители вообще не меняют своего поведения.
Видео возникновения джемитона. Поток, текущий слева направо, приводит к распространению джемитона справа налево. Вертикальная ось обозначает плотность машин на дороге. Резкий переход от низкой к высокой плотности (и от высокой к низкой скорости) является характеристикой всех джемитонов.
Следовательно, возникновение волн трафика (джемитонов) можно объяснить поведением при фазовом переходе. Но чтобы понять, как предотвращать фантомные пробки, надо также разобраться в подробностях структуры полностью устоявшегося джемитона. В макроскопических моделях трафика джемитоны являются математическим аналогом детонационных волн, которые в реальном мире возникают во время взрывов. У всех джемитонов есть локализованная область высокой плотности трафика и низкой скорости. Переход от высокой к низкой скорости чрезвычайно резок — как ударная волна в жидкости. Машины, столкнувшиеся с ударной волной, вынуждены резко тормозить. После удара есть «зона реакции», в которой водители пытаются снова ускориться до исходной скорости. Наконец, в конце фантомной пробки с точки зрения водителей находится «точка линии перехода через скорость звука».
Название «точка линии перехода через скорость звука» (sonic point) возникло из аналогии с детонационными волнами. При взрыве это такая точка, в которой жидкость превращается из сверхзвуковой в дозвуковую. Это имеет важные последствия для потока информации как в детонационной волне, так и в джемитоне. Точка перехода создаёт информационную границу, схожую с горизонтом событий чёрной дыры: никакая информация ниже по потоку не может повлиять на джемитон по другую сторону от точки перехода. Из-за этого рассеивать джемитоны довольно сложно — после прохождения через точку перехода автомобиль не может повлиять на джемитон.
Поэтому на поведение машины нужно влиять до того, как она попадёт в джемитон. Одним из способов достижения этой цели является беспроводная связь между автомобилями, и современные математические модели позволяют нам разработать подходящие способы использования технологии будущего. Например, когда машина обнаруживает событие резкого торможения, за которым сразу же следует ускорение, то она может транслировать «предупреждение о джемитоне» автомобилям, движущимся за ней в пределах одной мили. Водители этих машин могут, по крайней мере, подготовиться к неожиданному торможению; или, что тоже хорошо, увеличить интервал, чтобы внести свой вклад в рассеяние волны трафика.
Результаты, получаемые при наблюдении за гидродинамическими моделями транспортных потоков, могут помочь в решении многих других проблем реального мира. Например, логистические цепочки демонстрируют поведение, схожее с транспортными пробками. Явления пробок, очередей и волн можно также наблюдать в газопроводах, информационных сетях и потоках биологических сетей — всех их можно рассматривать как аналоги потоков жидкостей.
Кроме того, что фантомные пробки — это важный пример для математического изучения, они, вероятно, являются также интересной и наглядной социальной системой. В местах возникновения джемитонов, они вызываются коллективным поведением всех водителей, а не несколькими «паршивыми овцами». Те, кто действует на упреждение, могут рассеивать джемитоны и помочь всем водителям, едущим за ними. Это классический пример эффективности золотого правила нравственности.
Поэтому когда в следующий раз вы попадёте в беспричинную, бессмысленную и спонтанную дорожную пробку, то помните, насколько она сложнее, чем кажется.
Об авторе: Бенджамин Сейболд — профессор математики в Университете Темпл.
Пробки на дорогах — это… Что такое Пробки на дорогах?
Дорожный затор (автомобильная пробка, пробка) — это скопление транспортных средств на дороге, мешающее нормальному движению. Как правило, пробки возникают, когда количество транспортных средств на дороге превышает её пропускную способность или из-за дорожно-транспортных происшествий. При пробке средняя скорость движения автомобилей очень низкая, и поэтому они значительно увеличивают время перемещения в городе.
Определение в российском праве
Действующие в РФ Правила дорожного движения не содержат прямого определения понятий «затор» и «пробка». Косвенно, п. 13.2 указывает на один из признаков затора при проезде перекрёстка, — ситуацию, когда водитель вынужден остановиться на перекрёстке, «создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». Во избежание создания пробки-ёлочки для всех направлений движения, выезд на перекрёсток в такой обстановке запрещён, независимо от сигналов светофора.
С 1 января 2006 в РФ введен предупреждающий дорожный знак «Затор», предназначенный для временного размещения перед развилками, на которых водители могут выбирать направление объезда.
Причины заторов
Основными причинами пробок на дорогах считают:
- Количество транспортных средств превышает пропускную способность участка дороги.
- Нарушение транспортными средствами и пешеходами правил дорожного движения.
- Дорожные работы.
- Неудовлетворительное состояние дороги (выбоины, ямы).
- Отсутствие парковочных мест.
- Аварии и ненадлежащие техническое состояние автомобилей.
- Маятниковая миграция.
- Неблагоприятные погодные условия (туман, дождь, град, снег, гололёд), снижающие видимость и затрудняющие управление транспортными средствами.
Негативные последствия заторов
- Потеря времени. Водители (часто и пассажиры) в пробке, как правило, не могут ни работать, ни отдыхать. Это время тратится впустую.
- Задержки в дороге. Приводят к опозданиям сотрудников, студентов, тем самым принося экономический ущерб, штрафные санкции.
- Дальнейшее увеличение времени в пути. Участники движения начинают «на случай пробки» отводить больше времени на дорогу, а значит, увеличивают негативный эффект.
- Расходуется больше топлива. В пробках удельное потребление автомобильного топлива значительно увеличивается из-за холостого хода, частого ускорения и торможения, что сказывается на окружающей среде и затратах на автомобили.
- Дополнительный износ автомобилей. Долгая работа, частые ускорения и торможения приводят к дополнительному износу и требуют более частой замены деталей.
- Стресс и раздражение водителей транспортных средств, негативно сказывающиеся на здоровье.
- Службы экстренной помощи (скорая помощь, пожарные, милиция) не в состоянии оперативно добраться до места назначения.
- Попытки «объехать пробку» распространяют затор на соседние улицы, тем самым влияя на экологическую и экономическую картину соседних районов.
Учёные, изучающие автомобильные пробки, сравнивают поведение транспортных средств на дороге с потоком жидкости в трубе. Их исследования показали, что при свободном движении по дороге плотного потока автомобилей пробки могут возникать внезапно, по принципу т. н. «эффекта бабочки», например, при неумелом манёвре одного-единственного участника движения. Учёные сравнивают этот феномен с замерзанием переохлаждённой жидкости. [1].
Предотвращение заторов
В целом, уровень заторов, который общество допускает, является компромиссом (не всегда осознанным) между стоимостью улучшения транспортной системы и преимуществами более быстрого перемещения.
Улучшение дорог
- Усовершенствование перекрёстков:
- многоуровневые развязки, способные соединять дороги без светофоров и пересечений,
- светофоры, регулирующие доступ к дороге, которые при ее большой загрузке отрезают часть въездных путей,
- уменьшение количества поворотов:
- бесповоротные полосы движения на дороге (уменьшают количество торможений-разгонов и замедление движения для тех машин, которые следуют дальше по шоссе),
- локальные дороги, ведущие к определенному объекту и поэтому не загруженные посторонним трафиком.
- Полосы с переменным направлением, которые в часы большой нагрузки могут «расширять» дорогу. Направление движения регулируется световыми сигналами или механическими ограждениями.
- Отдельные полосы движения для транспорта, имеющего большую эффективность перевозки:
- автобусов,
- автомобилей с несколькими пассажирами (например, использующих метод совместных поездок на работу, мотоциклов, мотороллеров и велосипедов.
- Расширение дорог — создание новых полос и новых направлений. Это классический способ борьбы с заторами.
Регулирование доступа к дорогам
Ограничение доступа к дороге — обратный способ, призванный пересадить часть водителей на другие виды транспорта.
Оба способа находят своих сторонников и противников. Бесконечное расширение дорог часто сравнивают с удлинением пояса: чем больше пояс, тем больше можно полнеть. В то же время, ограничение доступа критикуется за ограничение свободы и увеличение стоимости перемещения. И та, и другая мера в значительной степени основаны на теории, что спрос вырастает автоматически с ростом предложения.
- Ограничение стоянки. Делают автотранспорт менее привлекательной альтернативой с помощью затруднения его парковки. К тому же, даже поставленные через 200 метров автомобили выводят из использования крайнюю полосу, поэтому запрет стоянки может серьёзно разгрузить улицу. Недостаток: в странах с коррумпированной властью встречается бесконтрольная застройка без соответствующей инфраструктуры (к коей относятся и стоянки), и поэтому может случиться, что правая полоса — единственное возможное место для стоянки.
- Усовершенствование общественного транспорта. Предлагает адекватную замену частному автотранспорту, то есть является методом «пряника». Может быть использован параллельно с методом «кнута», то есть запретами.
- Взимание дорожной платы. Может применяться в ограниченные часы или к отдельным категориям автомобилей.
- «Квоты на вождение» — выдача ограниченного количества лицензий на вождение автомобиля в стране, автомобили без таких лицензий не могут использоваться вообще. При таком способе гарантируется, что из количество не превысит расчетной емкости дорог, но цена таких лицензий имеет тенденцию бесконечно возрастать, что делает ограничение социально неприемлемым.
- «Городские квоты» — продажа определенного количества лицензий на въезд в город. Проверка лицензияй осуществляется на контрольных постах или просто в виде точечных проверок на городских улицах. Примером является лондонская система платного въезда London congestion charge.
- Ограничение въезда запрещают движение определенных типов машин в определённые часы или в определённом районе. Зачастую помогает запрет на проезд транзитных грузовиков, в сочетании с постройкой объездной дороги.
- Многие города мира ограничивают движение в зависимости от дня недели, а для контроля используют несколько типов номерных знаков. Такая система используется, например, в Афинах, Мехико и Сан-Паулу. Чередуя состав машин по дням недели, эти города сдерживают образование смога, и параллельно уменьшают количество заторов. Слабое место такой схемы заключается в том, что более обеспеченные граждане в состоянии купить несколько автомобилей с разными номерами и тем самым обойти ограничение.
Другие методы
- Введение одностороннего движения. По двум параллельным улицам организуют одностороннее движение в разные стороны. Эта мера помогает в старых районах с узкими улицами. Иногда движение в одну сторону организуется по магистральной улице, а в другую — по второстепенной. На магистральных улицах полосы встречного движения разделяют барьером. Односторонее движение повышает скорость; при организации одностороннего движения по двум параллельным улицам часто удаётся выиграть по две полосы в каждую сторону (одну — за счёт более компактного расположения полос; вторую — за счёт запрета стоянки на одной стороне). Недостаток: доступ к кварталам, близким к односторонним улицам, оказывается затруднён.
- Смещённое время работы. В районах, где поток школьных автобусов и машин студентов составляет значительный процент общего потока, смещённое время работы школ и университетов способно значительно облегчить ситуацию. В крупных городах многие компании также смещают рабочее время. Недостаток: если работник поздно освобождается, вечер оказывается недоступным для встреч и общения людей. Впрочем, торговые и развлекательные центры часто, понимая эту проблему, работают до поздней ночи.
- Пропаганда более аккуратного поведения на дороге. Частые перестройки из одной полосы в другую и движение впритык к другим машинам уменьшает пропускную способность дороги и увеличивает вероятность заторов. Некоторые страны размещают соответствующие предупреждения на дорогах или даже применяют санкции к водителям за неаккуратное вождение.
- Развитие велосипедного транспорта, предназначенного не просто для отдыха, а служащего заменой автотранспорта. Для этого эффективны создание велостоянок, полос движения велосипедов, проведение кампаний в СМИ и субсидии. Например, в Голландии все эти усилия привели к значительному результату: около 1/3 всех работников страны добирается до места на велосипедах. Недостаток: неэффективно в странах с холодными зимами.
- Крупные шоссе иногда страдают от любопытства водителей, замедляющих движение, чтобы рассмотреть произошедшую на дороге аварию (в США это называется rubbernecking). Дорожная полиция закрывает место аварии щитами для предотвращения такого эффекта.
- Изменение максимальной разрешённой скорости в меньшую сторону. Такая мера практикуется, например, на кольцевой лондонской дороге M25. При меньшей скорости движения автомобили могут безопасно держаться на меньшем расстоянии друг от друга, что увеличивает пропускную способность дороги. Важно при этом не занизить скорость, чтобы пропускная способность не пострадала от ее уменьшения.
- Облегчение метода park-and-ride: пригородные жители оставляют свои машины на парковках за пределами города и дальше добираются городским транспортом, специальным челночным автобусом или вместе с коллегой на его машине (
- Разумное проектирование городских районов, уменьшающее необходимость в центральных артериальных улицах или предусматривающее возможность добраться пешком. Метод размещения городских кварталов в виде сети, а не в виде древовидной структуры получил название fused grid. Недостаток: движение на метро — общественном транспорте с самой высокой пропускной способностью — всё равно будет проходить через центральные станции (а значит, центр будет наиболее привлекательным районом для универмагов и учреждений).
- Использование свободного пространства между машинами или сбоку от них для движения на велосипеде или мотоцикле. Так как для двухколёсного транспорта требуется значительно меньшая ширина на дороге, такой метод может создать дополнительные «виртуальные» полосы движения. Недостатки: в российских условиях сезон езды на велосипедах и мотоциклах очень короткий; российские правила дорожного движения содержат раздел «правила расположения транспортных средств на проезжей части», соблюдение которого делает невозможным использование данного метода.
- Выделение отдельных полос для общественного транспорта. Например, отдельная полоса движения для автобусов и такси (Париж, Берлин, Сан-Франциско). При правостороннем движении особенно эффективно выделение крайней левой полосы (Сеул).
- Применение компьютерных моделей дорог и автоматизированного управления движением с помощью этих моделей.
См. также
Источники
- ↑ Critical Mass, Philip Ball, ISBN 0-09-945786-5
Ссылки
Актуальная информация о дорожных заторах в разных городах
М
Н
С
Wikimedia Foundation. 2010.
Пробки на дорогах — это… Что такое Пробки на дорогах?
Дорожный затор (автомобильная пробка, пробка) — это скопление транспортных средств на дороге, мешающее нормальному движению. Как правило, пробки возникают, когда количество транспортных средств на дороге превышает её пропускную способность или из-за дорожно-транспортных происшествий. При пробке средняя скорость движения автомобилей очень низкая, и поэтому они значительно увеличивают время перемещения в городе.
Определение в российском праве
Действующие в РФ Правила дорожного движения не содержат прямого определения понятий «затор» и «пробка». Косвенно, п. 13.2 указывает на один из признаков затора при проезде перекрёстка, — ситуацию, когда водитель вынужден остановиться на перекрёстке, «создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». Во избежание создания пробки-ёлочки для всех направлений движения, выезд на перекрёсток в такой обстановке запрещён, независимо от сигналов светофора.
С 1 января 2006 в РФ введен предупреждающий дорожный знак «Затор», предназначенный для временного размещения перед развилками, на которых водители могут выбирать направление объезда.
Причины заторов
Основными причинами пробок на дорогах считают:
- Количество транспортных средств превышает пропускную способность участка дороги.
- Нарушение транспортными средствами и пешеходами правил дорожного движения.
- Дорожные работы.
- Неудовлетворительное состояние дороги (выбоины, ямы).
- Отсутствие парковочных мест.
- Аварии и ненадлежащие техническое состояние автомобилей.
- Маятниковая миграция.
- Неблагоприятные погодные условия (туман, дождь, град, снег, гололёд), снижающие видимость и затрудняющие управление транспортными средствами.
Негативные последствия заторов
- Потеря времени. Водители (часто и пассажиры) в пробке, как правило, не могут ни работать, ни отдыхать. Это время тратится впустую.
- Задержки в дороге. Приводят к опозданиям сотрудников, студентов, тем самым принося экономический ущерб, штрафные санкции.
- Дальнейшее увеличение времени в пути. Участники движения начинают «на случай пробки» отводить больше времени на дорогу, а значит, увеличивают негативный эффект.
- Расходуется больше топлива. В пробках удельное потребление автомобильного топлива значительно увеличивается из-за холостого хода, частого ускорения и торможения, что сказывается на окружающей среде и затратах на автомобили.
- Дополнительный износ автомобилей. Долгая работа, частые ускорения и торможения приводят к дополнительному износу и требуют более частой замены деталей.
- Стресс и раздражение водителей транспортных средств, негативно сказывающиеся на здоровье.
- Службы экстренной помощи (скорая помощь, пожарные, милиция) не в состоянии оперативно добраться до места назначения.
- Попытки «объехать пробку» распространяют затор на соседние улицы, тем самым влияя на экологическую и экономическую картину соседних районов.
Учёные, изучающие автомобильные пробки, сравнивают поведение транспортных средств на дороге с потоком жидкости в трубе. Их исследования показали, что при свободном движении по дороге плотного потока автомобилей пробки могут возникать внезапно, по принципу т. н. «эффекта бабочки», например, при неумелом манёвре одного-единственного участника движения. Учёные сравнивают этот феномен с замерзанием переохлаждённой жидкости. [1].
Предотвращение заторов
В целом, уровень заторов, который общество допускает, является компромиссом (не всегда осознанным) между стоимостью улучшения транспортной системы и преимуществами более быстрого перемещения.
Улучшение дорог
- Усовершенствование перекрёстков:
- многоуровневые развязки, способные соединять дороги без светофоров и пересечений,
- светофоры, регулирующие доступ к дороге, которые при ее большой загрузке отрезают часть въездных путей,
- уменьшение количества поворотов:
- бесповоротные полосы движения на дороге (уменьшают количество торможений-разгонов и замедление движения для тех машин, которые следуют дальше по шоссе),
- локальные дороги, ведущие к определенному объекту и поэтому не загруженные посторонним трафиком.
- Полосы с переменным направлением, которые в часы большой нагрузки могут «расширять» дорогу. Направление движения регулируется световыми сигналами или механическими ограждениями.
- Отдельные полосы движения для транспорта, имеющего большую эффективность перевозки:
- автобусов,
- автомобилей с несколькими пассажирами (например, использующих метод совместных поездок на работу, мотоциклов, мотороллеров и велосипедов.
- Расширение дорог — создание новых полос и новых направлений. Это классический способ борьбы с заторами.
Регулирование доступа к дорогам
Ограничение доступа к дороге — обратный способ, призванный пересадить часть водителей на другие виды транспорта.
Оба способа находят своих сторонников и противников. Бесконечное расширение дорог часто сравнивают с удлинением пояса: чем больше пояс, тем больше можно полнеть. В то же время, ограничение доступа критикуется за ограничение свободы и увеличение стоимости перемещения. И та, и другая мера в значительной степени основаны на теории, что спрос вырастает автоматически с ростом предложения.
- Ограничение стоянки. Делают автотранспорт менее привлекательной альтернативой с помощью затруднения его парковки. К тому же, даже поставленные через 200 метров автомобили выводят из использования крайнюю полосу, поэтому запрет стоянки может серьёзно разгрузить улицу. Недостаток: в странах с коррумпированной властью встречается бесконтрольная застройка без соответствующей инфраструктуры (к коей относятся и стоянки), и поэтому может случиться, что правая полоса — единственное возможное место для стоянки.
- Усовершенствование общественного транспорта. Предлагает адекватную замену частному автотранспорту, то есть является методом «пряника». Может быть использован параллельно с методом «кнута», то есть запретами.
- Взимание дорожной платы. Может применяться в ограниченные часы или к отдельным категориям автомобилей.
- «Квоты на вождение» — выдача ограниченного количества лицензий на вождение автомобиля в стране, автомобили без таких лицензий не могут использоваться вообще. При таком способе гарантируется, что из количество не превысит расчетной емкости дорог, но цена таких лицензий имеет тенденцию бесконечно возрастать, что делает ограничение социально неприемлемым.
- «Городские квоты» — продажа определенного количества лицензий на въезд в город. Проверка лицензияй осуществляется на контрольных постах или просто в виде точечных проверок на городских улицах. Примером является лондонская система платного въезда London congestion charge.
- Ограничение въезда запрещают движение определенных типов машин в определённые часы или в определённом районе. Зачастую помогает запрет на проезд транзитных грузовиков, в сочетании с постройкой объездной дороги.
- Многие города мира ограничивают движение в зависимости от дня недели, а для контроля используют несколько типов номерных знаков. Такая система используется, например, в Афинах, Мехико и Сан-Паулу. Чередуя состав машин по дням недели, эти города сдерживают образование смога, и параллельно уменьшают количество заторов. Слабое место такой схемы заключается в том, что более обеспеченные граждане в состоянии купить несколько автомобилей с разными номерами и тем самым обойти ограничение.
Другие методы
- Введение одностороннего движения. По двум параллельным улицам организуют одностороннее движение в разные стороны. Эта мера помогает в старых районах с узкими улицами. Иногда движение в одну сторону организуется по магистральной улице, а в другую — по второстепенной. На магистральных улицах полосы встречного движения разделяют барьером. Односторонее движение повышает скорость; при организации одностороннего движения по двум параллельным улицам часто удаётся выиграть по две полосы в каждую сторону (одну — за счёт более компактного расположения полос; вторую — за счёт запрета стоянки на одной стороне). Недостаток: доступ к кварталам, близким к односторонним улицам, оказывается затруднён.
- Смещённое время работы. В районах, где поток школьных автобусов и машин студентов составляет значительный процент общего потока, смещённое время работы школ и университетов способно значительно облегчить ситуацию. В крупных городах многие компании также смещают рабочее время. Недостаток: если работник поздно освобождается, вечер оказывается недоступным для встреч и общения людей. Впрочем, торговые и развлекательные центры часто, понимая эту проблему, работают до поздней ночи.
- Пропаганда более аккуратного поведения на дороге. Частые перестройки из одной полосы в другую и движение впритык к другим машинам уменьшает пропускную способность дороги и увеличивает вероятность заторов. Некоторые страны размещают соответствующие предупреждения на дорогах или даже применяют санкции к водителям за неаккуратное вождение.
- Развитие велосипедного транспорта, предназначенного не просто для отдыха, а служащего заменой автотранспорта. Для этого эффективны создание велостоянок, полос движения велосипедов, проведение кампаний в СМИ и субсидии. Например, в Голландии все эти усилия привели к значительному результату: около 1/3 всех работников страны добирается до места на велосипедах. Недостаток: неэффективно в странах с холодными зимами.
- Крупные шоссе иногда страдают от любопытства водителей, замедляющих движение, чтобы рассмотреть произошедшую на дороге аварию (в США это называется rubbernecking). Дорожная полиция закрывает место аварии щитами для предотвращения такого эффекта.
- Изменение максимальной разрешённой скорости в меньшую сторону. Такая мера практикуется, например, на кольцевой лондонской дороге M25. При меньшей скорости движения автомобили могут безопасно держаться на меньшем расстоянии друг от друга, что увеличивает пропускную способность дороги. Важно при этом не занизить скорость, чтобы пропускная способность не пострадала от ее уменьшения.
- Облегчение метода park-and-ride: пригородные жители оставляют свои машины на парковках за пределами города и дальше добираются городским транспортом, специальным челночным автобусом или вместе с коллегой на его машине (
- Разумное проектирование городских районов, уменьшающее необходимость в центральных артериальных улицах или предусматривающее возможность добраться пешком. Метод размещения городских кварталов в виде сети, а не в виде древовидной структуры получил название fused grid. Недостаток: движение на метро — общественном транспорте с самой высокой пропускной способностью — всё равно будет проходить через центральные станции (а значит, центр будет наиболее привлекательным районом для универмагов и учреждений).
- Использование свободного пространства между машинами или сбоку от них для движения на велосипеде или мотоцикле. Так как для двухколёсного транспорта требуется значительно меньшая ширина на дороге, такой метод может создать дополнительные «виртуальные» полосы движения. Недостатки: в российских условиях сезон езды на велосипедах и мотоциклах очень короткий; российские правила дорожного движения содержат раздел «правила расположения транспортных средств на проезжей части», соблюдение которого делает невозможным использование данного метода.
- Выделение отдельных полос для общественного транспорта. Например, отдельная полоса движения для автобусов и такси (Париж, Берлин, Сан-Франциско). При правостороннем движении особенно эффективно выделение крайней левой полосы (Сеул).
- Применение компьютерных моделей дорог и автоматизированного управления движением с помощью этих моделей.
См. также
Источники
- ↑ Critical Mass, Philip Ball, ISBN 0-09-945786-5
Ссылки
Актуальная информация о дорожных заторах в разных городах
М
Н
С
Wikimedia Foundation. 2010.