зачем нужна и как ее добиться?
При правильной посадке водитель чувствует себя комфортно и способен быстро реагировать на любые внештатные ситуации. Чтобы добиться оптимального положения за рулем, необходимо отрегулировать водительское кресло так, чтобы управление автомобилем было эффективным, а водитель не испытывал дискомфорта даже во время продолжительной езды.
Важность правильной посадки за рулем автомобиля
За рулем многим водителям приходится проводить по несколько часов в день. Бывают и длинные переезды, при которых находящийся за рулем человек испытывает повышенные нагрузки на позвоночник. Если его рабочее место будет неудобным, езда станет некомфортной и небезопасной.
Находясь за рулем, надо сидеть правильно, и причин этому несколько:
- Если тело человека, управляющего авто, находится в неправильном положении, он будет быстро утомляться. Затечет шея, появится усталость в мышцах, захочется поскорее встать или изменить положение тела. Правильная посадка уменьшит напряжение в позвоночнике и мышцах, позволит водителю ехать без неприятных ощущений.
- Находясь в правильном положении, водитель имеет возможность быстро реагировать на любые ситуации, встречающиеся на дорогах.
- При правильной посадке кровь в организме циркулирует в обычном режиме.
- Если во время аварийной ситуации колени и локти водителя будут выпрямлены, то даже при небольшом толчке его конечности будут травмированы. Такая ситуация происходит из-за того, что при возникновении опасности у водителя руки инстинктивно упираются в руль, а ноги – в педали. При слегка согнутых конечностях риск травмирования заметно снижается.
- Нахождение в сидячем положении признано самым вредным для человека. У людей, имеющих сидячую работу (в том числе и у водителей), есть профессиональные заболевания, связанные с постоянным нахождением в положении сидя. Чтобы минимизировать их появление и развитие, необходимо следить за своим положением в водительском кресле.
Как правильно сидеть за рулем?
Правильная посадка в водительском кресле предполагает определенное положение всех частей тела относительно руля и педалей.
Положение ног.
Настраивая водительское кресло, прежде всего ориентируются на положение ног. Положение нижних конечностей особенно важно для водителей автомобилей с механической коробкой передач, так как им время от времени приходится отрывать правую ногу от педалей.
Советы по положению ног:
- Одна из ног должна постоянно контактировать с педалью. Любой автоинструктор оповестит новичка, что правая нога должна постоянно находиться на педали газа. Ею же при необходимости нажимают на тормоз.
- Чтобы нажать ту или другую педаль, приходится переносить вес стопы, не отрывая от пола пятку.
- Нажимая на педаль, силу надо прикладывать центральной частью стопы.
- Левая нога управляет педалью сцепления. Стопа должна находиться на полу. Она не должна все время находиться на сцеплении.
- Главная ошибка заключается в прямых ногах. Ноги держать прямыми никак нельзя. Даже когда водитель выжимает сцепление, в колене должен быть небольшой сгиб.
- Травматичной также является поза, при которой водитель вынужден отрывать таз от кресла, чтобы качественно отжать одну из педалей. Если случится удар, его энергия будет передана бедру.
Важно подобрать для вождения правильную обувь. Лучший вариант – спортивная обувь. Каблук – нежелательный элемент. Рекомендуемые материалы: верх – натуральная кожа, подошва – микропористая резина.
Положение рук.
Чтобы уверенно управлять машиной и быстро реагировать на любые неожиданности, нужно правильно держать руль. Чтобы руки располагались оптимальным образом, необходимо отрегулировать наклон спинки.
На первых порах на руле необходимо держать обе руки. Только опытные водители могут управлять машиной одной рукой, но даже им не рекомендуется злоупотреблять своей опытностью, особенно на большой скорости. Вторую руку приходится отрывать от руля для переключения передач, постановки машины на ручной тормоз, включения приборов.
Рекомендации по положению рук:
- Не следует крепко сжимать руль руками.
- Руки на руле должны находиться чуть ниже 2 и 10 часов (при проекции часового циферблата на руль). Во многих современных авто именно в этих местах выполнены приливы для удобного положения рук на руле.
- Чтобы спинка была правильно наклонена, руки следует вытянуть таким образом, чтобы кисти обхватывали руль на 12 и на 6 часах. Приняв такое положение, подгоняют спинку кресла.
Положение тела и головы.
Большинство водителей прекрасно знают, почему от долгого вождения у них болит спина. Тем не менее, многие из них игнорируют главное правило посадки. Оно гласит, что между спиной человека, управляющего машиной, и спинкой кресла должно быть максимальное соприкосновение.
Другие особенности посадки за рулем:
- Осанка. Шея и позвоночник должны лежать на одной линии. Благодаря ровной осанке у водителя:
- повышено внимание во время движения;
- высокая координация движения;
- хорошо работает вестибулярный аппарат.
- Голова. Подголовник устанавливают так, чтобы верхняя часть затылка соприкасалась с его верхней частью.
- Живот. Между животом водителя и рулем должно быть свободное пространство – не меньше 30 см. Подпирать животом руль недопустимо. Только правильная посадка позволяет маневрировать, не отрывая рук.
Нельзя сидеть, держа спину вертикально, но и полулежачее положение неприемлемо. Спинка должна иметь небольшой наклон в стороны пассажирских сидений.
Правильность посадки также определяется расположением тела относительно руля и ремня безопасности:
- По высоте руль должен быть выставлен так, чтобы водитель имел возможность видеть приборную панель. При этом его кисти должны находиться ниже, чем плечи.
- Высота посадки регулируется под каждого водителя индивидуально. Одним нравится низкая посадка. Ее сторонники утверждают, что они в таком положении лучше чувствуют машину. Другие предпочитают сидеть повыше, считая, что это улучшает обзор. Специалисты же рекомендуют выставить высоту кресла так, чтобы руль находился на уровне подбородка.
- Ремень следует отрегулировать так, чтобы он не тер шею и не болтался под рукой. У ленты, направленной через плечо, должно быть хорошее натяжение. В противном случае современная система безопасности не только не спасет водителя от травмирования, но еще и станет причиной дополнительных увечий.
- Владельцы современных авто также могут отрегулировать поясничный упор. Он не предусмотрен для выпрямления позвоночника или механического массажа. Единственная его задача – облегчение положения спины. Благодаря упору водитель чувствует себя комфортнее во время длительных поездок. Упор выставляют так, чтобы он поддерживал позвоночник, но не оказывал на него давления.
В среднем на адаптацию и формированию привычки к правильной посадке уходит 14-28 дней.
Особенности посадки при нестандартной комплекции.
Стандартной антропометрией считается высота от 165 до 175 см и вес до 90 кг. С
Правильная посадка за рулем
Несоблюдение дистанции, скоростного режима и правил дорожного движения ведёт к возникновению аварийной ситуации или, того хуже, ДТП. Помимо перечисленных факторов, ещё одним немаловажным является правильная посадка водителя за рулём. Какая связь между этим? Давайте разберёмся.
Знания с начальной школы
Ещё с первых классов в школе учителя твердят: «Правильно сидите за партой!». Казалось бы, при чём здесь это? От позы ученика в школе зависело его здоровье в будущем, вплоть до развития искривления позвоночника или других болезней. Также возможно было ухудшение самочувствия и боли в конечностях. С позой водителя примерно то же самое.
Если он сядет неправильно за рулём автомобиля, то спина быстро занемеет, а боли в ногах и руках не заставят себя ждать. Замечали когда-нибудь, что в дальней дороге начинает болеть спина, а ноги и руки отказываются слушаться? Виной всему именно неправильная поза. Как сидеть за рулём автомобиля, чтобы не было дискомфорта, а вождение доставляло лишь удовольствие?
Полезные советы
На дороге встречаются различные участники дорожного движения, имеющие свои повадки на дороге и манеру вождения. Встречаются и такие водители, которые вплотную пододвигают сиденье к рулю, упираясь коленями в руль. А есть такие, которые, наоборот, полулежат с откинутой спинкой или едва касаются педалей. Такие позы являются неправильными и влекут за собой не только ухудшение здоровья, но и дополнительные условия для дорожно-транспортного происшествия.
Правильная посадка за рулём автомобиля – это не сложно, а очень комфортно в первую очередь для вас самого. Удобная поза не означает, что нужно развалиться в кресле и пытаться расслабиться. Вождение автомобиля – это очень ответственно! Как правильно сидеть за рулём? Небольшая инструкция, позволяющая водителю отрегулировать своё сиденье так, чтобы наслаждаться поездкой, а не разминать затёкшие спину, руки и ноги:
- Регулировка сиденья под себя: спина полностью прилегает к креслу, ноги достают до педалей и слегка согнуты в коленях, обе руки расположены на руле.
- Регулировка боковых зеркал и заднего вида. Они являются «глазам водителя». Расположены по бокам автомобиля и на задней его части, поэтому начинать движение без их регулировки нельзя ни в коем случае.
- Пристёгивание и проверка, не давит ли ремень на горло или грудь. Если было замечено что-то подобное, отрегулируйте положение ремня.
Это все рекомендации, относящиеся к принятию правильной позы за рулём автомобиля. Но есть некоторые советы, которых также стоит придерживаться:
- Управлять транспортным средством необходимо двумя руками. Кроме тех случаев, когда требуется кратковременное отвлечение для переключения передач или кнопок на панели управления.
- Руки, находясь на руле, не должны быть напряжены, иначе вскоре мышцы начнут болеть. Вождение должно доставлять удовольствие, а не дискомфорт водителю.
- Независимо от коробки переключения передач, пятка всегда не отрывается от пола.
- При управлении транспортным средством с механической коробкой передач во время длительного движения на одной передаче убирайте ногу с педали сцепления, даже если она просто слегка касается её. Это необходимо для того, чтобы икроножная мышца не напрягалась.
Правильная посадка за рулём автомобиля с АКПП ничем не отличается от требований, предъявляемым к занимаемой позе в транспорте с МКПП. Приведённые выше рекомендации подходят для всех случаев.
Как часто нужно регулировать посадку?
Обычно достаточно один раз отрегулировать сиденье и зеркала заднего и бокового вида «под себя». Но в условиях различного климата всё же приходится периодически прибегать к этой процедуре, поскольку смена тёплой зимней куртки на более лёгкую расковывает движения и позволяет ближе придвинуть сидение. Также к регулировке нужно прибегать постоянно, если автомобиль в семье использует несколько людей или он является коммерческим.
Статья в тему — Правильная постановка рук на руле
Подготовка к вождению — посадка за рулем, настройка зеркал, руление, переключение передач
Посадка за рулем
Как я уже говорил, уметь управлять автомобилем — это значит делать что-то такое, от чего машина сама едет туда, куда необходимо, а водитель об этом даже не задумывается. В процессе движения никакие методы воздействия на автомобиль не меняются — водитель всегда одинаково нажимает на педали, крутит руль и смотрит по сторонам, выбирая дистанцию или выстраивая траекторию. Меняются лишь «декорации» снаружи: сначала это учебная площадка, потом это дорога с домами вдоль неё, появляющимися препятствиями и другими движущимися автомобилями. Для опытного водителя не имеет значения, где именно нужно ехать — городская ли это дорога с плотным движением или загородное шоссе, он будет чувствовать себя уверенно везде, поскольку в его багаже знаний все эти «декорации» уже были и он к ним привык. Получается, всё, что нужно для езды на автомобиле, — это лишь наличие свободного пространства для необходимых движений руками и ногами. Именно поэтому то, с чего всё начинается, — это правильная настройка рабочего места водителя. Если рабочее место водителя не настроено правильно, управлять автомобилем так, как это нужно, не получится.
Итак, первым делом, садясь за руль любого автомобиля, необходимо настроить посадку водителя. Наверняка, все замечали водителей, которые держатся за руль, положив на него локти и буквально упираясь животом — такой себе кролик, выглядывающий из-за пригорка (рис. 2.1а). Другая крайность — когда водитель отодвигает кресло далеко назад и вдобавок откидывает спинку сиденья (рис. 2.1b) и в таком полулежачем положении на вытянутых руках держит руль кончиками пальцев. Как первый, так и второй способ посадки не обеспечивают надлежащего контакта водителя с автомобилем, в итоге человек за рулем быстро устает, поскольку все действия либо ограничены, либо для их выполнения приходится отрывать спину от кресла или елозить по сиденью.
Рисунок 2.1 Неправильная посадка водителя за рулем автомобиля.
Существуют два показателя, по которым можно определить правильность посадки водителя (рис. 2.2). Первый заключается в том, что при полностью выжатой педали сцепления пятка левой ноги должна стоять на полу, а колено находиться в легком сгибе. Нажимая на педаль тормоза правой ногой, водитель в таком положении может, упираясь спиной в спинку сиденья, создать хорошее нажимное усилие. Как правило, на современных автомобилях этого не нужно делать, но иногда бывает так, что приходится тормозить с большим усилием.
Рисунок 2.2 Правильная посадка водителя за рулем автомобиля.
Обратите особое внимание
Еще одной причиной того, что ноги должны быть слегка согнуты, является то, что в случае даже незначительного столкновения автомобиля с препятствием существует риск, что на прямой ноге может возникнуть перелом, в то время как согнутая в колене нога лишь погасит удар.
Вторым показателем правильности посадки водителя является положение туловища относительно руля — ненапряженные в локтях руки должны лечь запястьями на верхушку руля, при этом лопатки от спинки кресла не должны отрываться.
Этих двух параметров вполне достаточно для того, чтобы настроить кресло водителя надлежащим образом. Наличие большого количества настроек положения кресла или рулевого колеса в современных автомобилях позволяет лишь настроить посадку более точно. Главное — настроить удобное положение ног, а затем проверить и подкорректировать посадку под положение рук относительно руля.
Итак, перемещая кресло вперед-назад, добиваемся такого расстояния, чтобы носком левой ноги педаль сце- пления выжималась до упора, пятка этой же ноги находилась на полу, а колено находилось в легком сгибе.
Угол наклона спинки кресла должен составлять примерно 75 градусов. У каждого человека есть поясничный и шейный прогибы, и если у сидящего в кресле человека поясничный прогиб ни на что не опирается, то очень быстро возникнет усталость. В связи с этим изначально необходимо настроить спинку так, чтобы нижняя часть туловища как можно плотнее углублялась в кресло, а спина прилегала к спинке по всей длине (рис. 2.3). В некоторых современных автомобилях поясничная опора регулируется отдельно — как уже было сказано, это позволяет отрегулировать удобную посадку с большей точностью. То же самое относится к регулируемой по высоте и вылету рулевой колонке, которой также оборудованы некоторые автомобили. В случае если кресло уже отрегулировано под максимально удобную посадку, а положение рук относительно руля при этом не соответствует норме, можно изменить положение рулевого колеса для достижения желаемого результата.
Рисунок 2.3 Правильое положение спины водителя.
Пятка правой ноги водителя должна располагаться между педалями газа и тормоза (рис. 2.4) — при таком положении возможно наиболее быстрое перемещение ноги с одной педали на другую. К тому же, вовсе не обязательно жать на педаль всей стопой, хотя, конечно же, касаться педали одними кончиками пальцев тоже неправильно (рис. 2.5).
Рисунок 2.4 Правильное положение ног водителя на педалях.
Рисунок 2.5 Как правильно жать на педаль.
К слову сказать…
Отдельного упоминания в контексте обсуждения посадки за рулем заслуживает женская одежда. Узкие длинные юбки не годятся для вождения автомобиля, поскольку они сковывают движения ног и мешают свободно управлять автомобилем.
Настройка зеркал
Следующим этапом подготовки к вождению является настройка зеркал. Зеркала заднего вида — это инструмент, который позволяет ориентироваться в пространстве и понимать, что вообще происходит вокруг машины, не поворачивая для этого головы.
Обратите особое внимание
Я не случайно назвал зеркала заднего вида инструментом. Как и любым другим инструментом, зеркалами нужно уметь пользоваться правильно. Например, таким инструментом, как молоток, можно забить гвоздь, а можно отбить себе палец. Особое внимание стоит уделить тому, как именно нужно смотреть в зеркала заднего вида. На первый взгляд это может показаться странным — ну что тут такого: смотреть в зеркало можно так же, как и на любой другой предмет. Это так, да не так. Поскольку дорожная обстановка может кардинально измениться буквально за секунду, любование пейзажами позади автомобиля в зеркалах заднего вида дольше, чем это нужно, чревато довольно серьезными последствиями. В связи с этим во время езды на автомобиле следует приучать себя к тому, что нужно мысленно «фотографировать» изображение в зеркалах заднего вида, а потом уже осмысливать увиденное, продолжая наблюдение за дорогой впереди автомобиля. Если необходимо, такое «фотографирование» можно повторить нужное количество раз. Конечно же, сейчас речь не идет о движении задним ходом, когда с помощью зеркал заднего вида происходит основное ориентирование (о чем будет сказано
позже, в соответствующем разделе).
Что же должно быть видно в зеркалах заднего вида?
В небольшом секторе левого или правого наружного зеркала с места водителя должна быть видна часть автомобиля с ручкой задней двери; всё остальное пространство зеркала должно примерно поровну распределяться между небом и землей (рис. 2.6).
Рисунок 2.6 Вид в наружных зеркалах заднего вида.
Во внутреннем (центральном) зеркале заднего вида с места водителя должно быть полностью видно заднее стекло автомобиля (рис. 2.7).
Рисунок 2.7 Центральное зеркало заднего вида.
Как правило, стекло центрального (внутреннего) зеркала плоское и не искажает изображения, в то время как на боковых (наружных) зеркалах изображение может искажаться, из-за чего расстояние до отражаемых предметов может казаться меньше, чем есть на самом деле (рис. 2.8).
Рисунок 2.8 Обзорность вокруг автомобиля через зеркала заднего вида.
Основными зеркалами я склонен считать боковые, поскольку перед выполнением любого маневра на автомобиле (поворота или перестроения) водителю необходимо сначала посмотреть в зеркало с соответствующей стороны. Центральное зеркало нужно, в частности, при возникновении необходимости торможения (например, при появлении пешехода, который собирается переходить дорогу). В этом случае перед началом торможения стоит глянуть в зеркало, чтобы убедиться, что следующая сзади машина находится на достаточном расстоянии и тоже успеет вовремя остановиться. Конечно же, здоровье пешехода в любом случае приоритетнее, чем поврежденная корма автомобиля, однако забывать об остальных участниках дорожного движения также не следует.
Случай из жизни
Девушка, которая твердо знает правило о том, что нужно уступать дорогу пешеходам, заметив подходящего к дороге человека, не глядя в зеркало, резко затормозила; пешеход, как оказалось, даже и не думал переходить дорогу — он просто подошел к краю проезжей части, а вот таксист, который ехал за машиной, оказался слишком торопливым и настиг внезапно затормозивший автомобиль.
Техника руления
Итак, мы удобно устроились за рулем и теперь можем поговорить об органах управления. Большинство людей на вопрос: «Какой из органов управления в автомобиле вы считаете главным?» — чаще всего отвечают: «Тормоз». Это не так. Главный орган управления в автомобиле — руль.
Тормоз служит для прекращения движения автомобиля. Как правило, если мы «мчимся» со скоростью три километра в час, после нажатия на педаль тормоза машина действительно остановится. На скорости 60 километров в час автомобиль вовсе не остановится, а будет двигаться еще какое-то время — среднестатистический остановочный путь среднестатистического автомобиля со скорости автомобиля 60 км/ч составляет 35—40 метров, т. е. это довольно значительное расстояние.
В отличие от тормозов, поворачивание автомобиля происходит практически сразу же после поворота руля.
Поворачивать руль можно разными способами. Конечно, понаблюдав за поведением разных водителей, стоя, например, на перекрестке, можно увидеть бесчисленное количество видов руления, вплоть до самых невероятных «акробатических» (рис. 2.9).
Рисунок 2.9 Примеры неправильного положения рук на рулевом колесе.
На самом же деле существует три основных способа вращения рулевого колеса, благодаря которым можно решить любую проблему, возникшую на дороге.
За исходное положение рук на рулевом колесе возьмем классическое «без десяти два — без пятнадцати три» (положение стрелок на циферблате часов), т. е. руки располагаются симметрично в области чуть выше середины руля (рис. 2.10).
Рисунок 2.10 Правильное положение рук на рулевом колесе.
Из этого положения, если возникает необходимость пройти пологий поворот (с дугой большого радиуса — пример на рис. 2.12), не отрывая рук от руля, нужно просто повернуть его либо влево, либо вправо, после чего вернуть в исходное положение (рис. 2.11). Самый глубокий поворот без отрыва рук от руля составляет примерно 120 градусов. Заворачивать руки в узел не нужно, хотя в программах по обучению контраварийному или экстремальному вождению допускается поворот «до складывания рук» (но это пока нас не касается). Области применения такого способа руления: пологий поворот, объезд препятствия, перестроения автомобиля и т. п. Интересно, что для перестроения автомобиля на скорости 60 км/ч будет достаточно лишь слегка качнуть рулем в сторону на 5~10 градусов.
Рисунок 2.11 Руление без отрыва рук в пологих поворотах.
Рисунок 2.12 Пример поворота с большим радиусом дуги.
Обратите особое внимание
Очень важно — после любого воздействия на рулевое колесо необходимо возвращать его в исходное (центральное) положение! Этому необходимо приучать себя уже с первых дней обучения вождению. Один оборот руля для поворота — один оборот назад, два оборота для поворота — два оборота назад. Дело в том, что в момент движения автомобиля на прямых колесах, даже если это составляет всего несколько мгновений, машина успевает «утихомириться» — прекращается поперечная раскачка. Таким образом, следующий поворот уже можно
начинать «с чистого листа», т. е. в условиях, когда автомобиль максимально крепко держится колесами за дорогу, что обеспечивает безопасность езды. Одним словом, самое главное — помнить: где взял руль, туда же его и верни!
К слову сказать…
На большинстве современных автомобилей рулевое колесо оснащено специальными выступами или углублениями, расположенными на ободе, которые предназначены для удобного расположения рук на руле и косвенно — для контроля центрального положения руля (рис. 2.13).
Рисунок 2.13 Ориентиры центрального положения рулевого колеса.
Для прохождения поворота с меньшим радиусом дуги (пример — на рис. 2.16), руления предыдущим способом может оказаться недостаточно. В этом случае перед поворотом рука, соответствующая повороту (левая — при повороте налево, правая — при повороте направо), заранее выкладывается на верхушку руля — просто соскальзывает со своего первоначального положения, после чего делается поворачивание руля на необходимую величину (рис. 2.15). При этом кисть разворачивается, а пальцы раскрываются, благодаря чему диапазон поворачивания значительно увеличивается и, в случае необходимости, руль можно будет довернуть еще дальше. Такой доворот в 10—20 градусов дает возможность интенсивно маневрировать, поскольку на высокой скорости каждый дополнительный градус поворота руля — это значительное отклонение автомобиля в сторону. В любом случае, после прохождения поворота рука, которая не отрывалась от руля, возвращает его на место, а вторая рука сползает в исходное положение.
Рисунок 2.15 Руление для поворотов с малым радиусом дуги.
Рисунок 2.16 Пример поворота с малым радиусом дуги.
Обратите особое внимание
Важно помнить, что за руль не хватаются «мертвой хваткой». Руки, находясь на весу, не позволяют рулю самопроизвольно поворачиваться. Если же руки «висят» на руле, то при переключении передач машина будет заметно «вилять» в левую сторону.
Рисунок 2.14 Хват может быть закрытым (большие пальцы рук вНутри) — характерно для трассы, или открытым (большие пальцы снаружи) — характерно для города.
Третий способ руления применяется, когда водителю необходимо развернуться, заехать в гараж, разъехаться где-нибудь в узком «коридорчике» и т. п. В этом случае приходится вращать рулевое колесо из края в край, что осуществляется следующим образом (рис. 2.17) — на примере поворота направо, поворот налево производится аналогичным образом:
- обе руки идут вправо;
- правая рука, доходя до бедра, кратчайшим путем снимается и направляется в «12 часов», а левая в это время, получается, доходит до «трех часов»;
- каждый раз, когда одна из рук доходит до бедра, она переставляется в «12 часов» — руки как бы «гладят» руль по боковой поверхности.
Рисунок 2.17 Руление до упора для активного маневрирования: при таком способе руления большие пальцы находятся снаружи рулевого колеса, так как при быстром вращении руля существует вероятность удариться пальцем и перестать думать о дороге, а начать думать о пальце.
Особое внимание при таком способе руления нужно обращать на то, чтобы в момент перехвата рук руль не останавливался. А для того чтобы при возврате руля в центральное положение он попал именно туда, куда нужно, ширина хвата должна быть постоянной (по крайней мере, нужно стараться, чтобы это было именно так). Если вращать руль короткими перехватами, не перекрещивая рук, а просто переставляя их в момент совместного соприкосновения на руле — «посудомоечными» движениями, то определить центральное положение руля при его возврате, будет довольно затруднительно (рис. 2.18).
Рисунок 2.18 «Посудомоечное» руление не рекомендуется, поскольку определить центральное положение руля при возврате довольно сложно.
К слову сказать…
Некоторые автошколы придерживаются мнения, что вращать руль нужно ТОЛЬКО короткими перехватами, ни в коем случае не перекрещивая рук. Такой способ руления они называют силовым. Главной мотивацией при этом является тот факт, что в случае срабатывания подушки безопасности, перекрещенные в этот момент руки, станут причиной получения травм. Если же руки будут перемещаться перехватами, всё время находясь на ободе рулевого колеса, то раскрытие подушки безопасности не представляет для них угрозы. Всё это, пожалуй, верно. Но подумайте — с чего бы срабатывать подушке безопасности, если управлять автомобилем правильно?…
Обратите особое внимание
Рука, которая ставится в положение «12 часов», тянет руль в нужную сторону, задействуя самые сильные мышцы рук — сгибатели. Именно поэтому очень важно, чтобы при начальном движении она ложилась именно в положение «12 часов» — в этом случае для вращения руля получится прикладывать очень хорошее усилие.
К слову сказать…
Автомобили с гидроусилителем в большинстве случаев не требуют больших усилий на руле — это правда. Но, как правило, это касается лишь неспешного руления. В очень многих машинах при попытке быстро повернуть руль от упора до упора гидроусилитель просто не успевает среагировать, и при смене направления вращения руля создается очень серьезная нагрузка, вследствие чего иногда приходится
прилагать колоссальные усилия для преодоления такого «зависания» гидроусилителя. Это лишний раз говорит о том, что современные машины не совсем рассчитаны на движение в экстремальных режимах, при которых требуется активная работа рулем. Кроме того, нужно понимать, что даже если руль вращается очень легко, всё равно нужна определенная сноровка.
Существует тест, который показывает подготовленность водителя в плане руления. Он заключается в том, чтобы вращать рулевое колесо от упора до упора влево и вправо, причем общее время «на отлично» должно составлять 6,5—7 секунд летом и 4 секунды зимой (данный норматив соответствует автомобилю DAEWOO SENS, 4 оборота рулевого колеса от упора до упора). Результат 10 секунд — это «удовлетворительно» или, другими словами, та граница, меньше которой — хорошо, а больше — нельзя. Такие значения времени действительны для автомобилей без усилителя, в которых ход рулевого колеса от упора до упора составляет порядка 4—5 оборотов. В автомобилях с усилителем время вращения соответственно меньше.
Для того чтобы руль свободно вращался, я обычно использую специальные поворотные подставки под передние колеса автомобиля (рис. 2.19). При этом колеса легко поворачиваются при выключенном двигателе, не создавая лишних нагрузок на автомобиль. Благодаря такому нехитрому приспособлению удается не только проверить скорость руления ученика, но и использовать автомобиль в качестве полезного тренажера.
Рисунок 2.19 Поворотные подставки под передние колеса для отработок руления.
Переключение передач
После того, как все три способа руления уже освоены, весьма полезным будет упражнение, направленное на то, чтобы согласовать руки, ноги и голову.
Для этого ученику необходимо выжать сцепление, включить первую передачу, отпустить сцепление и прокрутить руль до упора вправо. Затем сцепление снова выжимается, включается вторая передача, отпускается сцепление и руль вращается до упора влево. При каждом переключении передач левая рука удерживает руль, а правая — переключает передачу. Переключаясь и вращая руль таким образом, ученик доходит до высшей передачи, после чего весь процесс повторяется, но теперь в сторону понижения передач. Очень полезно не подсматривать — для этого я обычно использую темные очки, в которых ничего не видно. Проделав такое упражнение несколько раз, человек обычно четко знает, где и какая передача у него находится, к тому же, все движения получают согласованность и точность. Жалеть времени на выполнение такого упражнения не стоит, поскольку впоследствии всё окупится сторицей: при движении по дороге все необходимые для управления автомобилем движения будут происходить машинально. Кроме того, как правило, после выполнения этого упражнения результаты скорости руления улучшаются в среднем на две-три секунды.
Совет
Полезно выработать для себя привычку — когда ваша правая рука тянется к рычагу переключения передач, левая нога должна сама по себе нажимать на педаль сцепления. Поверьте, такая привычка впоследствии убережет вас от многих нервозных моментов.
В разных автомобилях схемы переключения передач могут значительно отличаться друг от друга, поэтому останавливаться на какой-то одной из них мы не станем. Как правило, описание того, как правильно переключать передачи на конкретном автомобиле, приводится его производителем в соответствующей документации (обычно, в инструкции по эксплуатации). Главное, о чем нужно помнить при любой схеме переключения — это о том, что рука не должна перемещать рычаг наискосок, по кратчайшему пути. Помните, как ходит конь в шахматах? Исключительно буквой «Г» и никак иначе (рис. 2.20). Не забывайте об этом правиле, тогда рычаг коробки передач будет перемещаться легко и плавно.
Рисунок 2.20 Рычаг коробки передач ходит исключительно «конем»
Обратите особое внимание
При скоростном рулении очень важно следить за тем, чтобы ладони не барабанили по рулю. Это происходит из-за того, что рука ложится поперек поверхности руля, в то время как она должна двигаться по касательной вскользь. Представьте себе, что вы гладите собаку — руки должны мягко скользить, а не бить по ободу руля (рис. 2.21).К тому же, собаку гладят по спине, правда? Вот и руль не нужно «гладить» снизу. При многократном повторении упражнений по рулению вырабатывается очень мягкая и точная техника руления, которая позволяет крутить руль не просто быстро, а именно столько, сколько нужно, точно попадая в центральное положение при возврате.
Рисунок 2.21 Не бейте по рулю, рука должна перемещаться по касательной вскользь, словно вы гладите собаку.
К слову сказать…
В некоторых продвинутых автошколах существует практика обучения вождению, когда первые два часа занятий проходят за партами, к которым прикручен руль (рис. 2.22), и всё, чем занимаются люди в это время — это учатся правильно располагать руки на рулевом колесе и крутить его от упора до упора. И это не пустая трата времени, а очень ценный опыт. Очень часто можно слышать, что со- временные автомобили оборудованы гидро- или электроусилителями руля и у них небольшая глубина поворота, вследствие чего скоростное
руление неактуально. Всё это верно и хорошо, но дорожные ситуации иногда требуют очень высокой скорости руления и, к сожалению, зачастую сноровки у людей не хватает.
Рисунок 2.22 Учебный класс.
Правильная посадка за рулем автомобиля: как садиться за руль
Правильная посадка водителя за руль автомобиля позволяет в процессе движения с комфортом управлять транспортным средством. К тому же, это является дополнительным залогом безопасного вождения. Для занятия удобного положения необходимо проделать несколько обыкновенных действий.
Правильная посадка за рулем автомобиля
Есть два основных способа, как правильно садиться за руль.
Первое, это усаживаться «по педалям».
В этих целях выполнить два шага:
- выжать до упора педаль тормоза;
- отрегулировать сиденье так, чтобы в каждой ситуации можно было уверенно тормозить: без неудобства и необходимости тянуться ногой к педали.
В результате правая нога должна оказаться слегка согнутой в колене.
На автомобилях с механической трансмиссией в таком положении может понадобиться подвинуть кресло немного вперёд. Это позволит левой ноге, работающей со сцеплением, также быть полусогнутой.
После фиксации в отрегулированном положении подушки кресла – комфортабельно настроить спинку сиденья.
Второе, это посадка «по рулю».
Спину при посадке следует держать предельно вертикально. Такое положение позволяет минимизировать нагрузку на позвоночник и удобнее крутить баранку, чем развалившись на спинке, как на шезлонге.
Однако поднимать спинку сиденья нужно лишь до первых ощущений неудобства. Почувствовав симптомы физического дискомфорта, настройку кресла нужно слегка откатить назад.
Далее положить полусогнутые в локтях руки на рулевое колесо используемым при движении классическим хватом, то есть правую руку – на три, а левую — девять часов.
Полностью вытянутые руки не позволят на больших углах вращать руль без перехвата, что исключит полноценное контролирование автомобиля.
В случае ощущения неудобства – отрегулировать руль по вылету и высоте с помощью фиксаторов, расположенных на рулевой колонке.
При остающемся в результате вытянутых рук дискомфорте чуть-чуть придвинуть к педалям подушку сиденья.
Полезно знать: Что всегда должно быть в автомобиле
Как проверить, правильная ли посадка за руль автомобиля? – Основные настройки
Проверить правильность посадки «по рулю» просто. Для этого при плотном прижатии спины к спинке сиденья следует взять баранку перекрещенными руками на два и десять часов.
Безошибочность укажет отсутствие вытянутых рук и положение запястий на высоте плеч водителя при таком хвате.
Далее следует подогнать «второстепенные» настройки кресла.
- Необходимо запомнить, что «низкая посадка» нисколько не улучшает чувство машины, а лишь ухудшает обзор.
- Высокая же посадка без очевидных мотивов также создаёт неудобства.
Важно!
В каждом из случаев изменения высоты сбиваются и требуют корректировки ранее выставленные параметры кресла.
На заключительном этапе необходимо настроить:
- подголовник;
- подлокотник.
Регулировка подголовника и подлокотника
Уклон подголовника обязан обеспечить
- комфорт затылку,
- поясничную поддержку позвоночнику,
- а подколенный валик не ограничивать движение ног при выжимании до упора педалей сцепления, тормоза и акселератора.
Это интересно: Коробка автомат или механика – что лучше
Подлокотник необходимо отрегулировать таким образом, чтобы локоть не висел в воздухе, а ощущался комфортный, в том числе, для спины упор.
В результате правильно отрегулированные настройки кресла водителя и руля создадут благоприятные условия для вождения и позволят им насладиться, а также создадут дополнительную безопасность.
Поэтому при посадке в авто нужно выполнять пять вышеназванных действий:
- добиться полного выжимания педалей полусогнутыми ногами;
- использовать при вождении хват руля на три и девять часов полусогнутыми руками;
- не заваливать спинку сиденья назад;
- садиться в кресло удобно, то есть не высоко и не низко;
- отрегулировать дополнительные настройки посадки.
Пусть благоволит Вам фортуна на дорогах! Успехов!
на механике, с автоматом, при грыже, чтобы не болела поясница
Правильная посадка водителя за рулем автомобиля без вреда для позвоночника является залогом хорошей работоспособности водителя, и зависит от того, удобна ли его позиция. Правильная посадка создает хорошую видимость дороги за рулем, не создает большой усталости, поэтому имеет важнейшее значение. Положение водителя не должно создавать опасности на дороге.
Важность посадки за рулем
Специалисты в области медицины считают, что для человека набольший вред оказывает его сидячее положение. Но управлять автомобилем в стоячем положении никак не получится, поэтому рассмотрим некоторые советы, которые направлены на снижение напряжения, а также, чтобы водитель был готов к экстремальным дорожным ситуациям.
Почему уделяется большое внимание правильной посадке за рулем?
- Создает правильное кровообращение.
- Обеспечивает оперативную реакцию на экстремальные дорожные ситуации.
- Правильная позиция водителя позволяет ему длительное время находиться за рулем без особой усталости.
При возникновении аварии водитель чаще всего поддается влиянию своих инстинктов. Перед столкновением он самопроизвольно упирается в руль, а в нижнюю часть ногами, стараясь смягчить удар.
Если во время столкновения коленные и локтевые сгибы выпрямлены, другими словами вероятность травмироваться даже от небольшого толчка. И наоборот, немного согнутые ноги или руки значительно смягчат удар. Отсюда возникает первый совет посадки водителя: нельзя полностью выпрямлять руки и ноги.
Комфорт и безопасность
Заводы изготовители автомобильных водительских сидений утверждают, что устройство сиденья нормальное, и не приносит никакого вреда. Достаточно правильно настроить для себя кресло, и можно быть уверенным за состояние позвоночника, не напрягать мышцы спины, и наслаждаться вождением автомобиля даже в длительных поездках, сохраняя приятные моменты и комфортабельность вождения.
Если водитель имеет хорошее самочувствие за рулем, то ему легче быть сосредоточенным на дороге, и повышается его внимательность.
Многие спрашивают: как нужно сесть за руль, чтобы не болела поясница? Опытные водители знают основные принципы правильной посадки за рулем, но большинство из них не выполняют. Правило состоит в наибольшем соприкосновении спины со спинкой сиденья.
Сиденье
Распространенная ошибка водителей состоит в том, что они сидят за рулем в положении таксиста, который нависает на руле, либо настраивают большую высоту сиденья так, что оно может держать только спину.
Это отрицательно действует на позвоночник, который при этом испытывает большие нагрузки. В будущем эти нагрузки способствуют возникновению осложнений и болезням позвоночника. Чтобы принять наиболее правильное положение, сидя за рулем, водитель должен сесть, взяться за рулевое колесо в наиболее отдаленной точке, до упора надавить педаль сцепления, либо установить ногу на площадку, и далее находить нужную позицию водительского места.
Сиденье нужно настроить так, чтобы руки и ноги слегка были согнуты в локтевом и коленном сгибе. Правильной посадкой водителя за рулем считается, если его спина касается в трех точках спинки – это лопатки, низ шеи и поясница должны прикасаться к спинке кресла.
Эта позиция для спины очень полезна. Она дает возможность лучше ощущать движение автомобиля и на поворотах надежно сидеть, не соскальзывая с сиденья. Многие водители при вождении автомобиля управляют транспортным средством, наклонившись на руль, что ограничивает работу предплечий. В результате руки не способны произвести полный поворот руля. Даже водители с большим опытом пытаются объяснить, что таким образом они увеличивают обзорность, однако это обманчивое ощущение. Когда водитель склоняется над рулем, то видимость ухудшается, а также уменьшается эффективная работа вестибулярного аппарата, что является опасным фактором.
Правильный хват
После определения правильного положения кресла, необходимо настроить позицию рулевого колеса. Между ногами и ободом рулевого колеса должна помещаться ладонь. Рулевое колесо не должно способствовать затруднению движения водителя, либо закрывать панель приборов. Некоторые автомобили оснащены специальной регулировкой руля. На ободе современных рулей имеются особые выступы, позволяющие держаться за руль более удобно, что значительно упрощает нахождение правильного положения для рук.
Важным моментом является привыкание к тому, что рулевое колесо служит не для опоры всего тела, а только для самих рук. Вес тела должен быть сосредоточен на водительском кресле из расчета на подушку 0,3 от полного веса, а на спинку – 0,7. При этом главным моментом является то, чтобы не забывать, что в руле имеется встроенная подушка безопасности, а именно в ступице руля. Поэтому при аварии возможен сильный удар, который опасен тем, что руки водителя будут отброшены ему же в лицо.
Поэтому не рекомендуется держать руки в центре рулевого колеса. При этом полезно наличие приливов на руле, которые ставят руки на нужные места, и определяют его правильный обхват.
Многие спросят: как правильно протестировать нужное удаление от водителя до руля? Это делается легко. Требуется, чтобы запястья рук доставали до верхней части обода руля, а его ступица имела направление в лицо водителя. У старых машин руль сделан неудобно, так как при совершении маневров не дают возможность расположить руки правильно. Современные рули 2017 года даже при крутых поворотах позволяют во время вождения легко управлять автомобилем, не прибегая к резкому изменению положения рук на руле.
Но повороты в тесных дворовых территориях и парковка для руля современного кроссовера, наоборот, неудобны. Для молодых водителей значительно легче научиться привыкнуть к правильному захвату руля. Для опытных водителей, которые приобрели старые привычки хвата за руль, необходимо значительно потрудиться, чтобы привыкнуть к наличию подушки безопасности. Они, конечно, владеют многими особенностями безопасной езды, но забывают про наличие подушки безопасности.
Как размещать ноги
Важным фактором является расположение ног водителя на педалях. Чтобы их правильно расположить, нужно сначала расположить левую ногу на сцепление, а правую — на тормоз, если ваш автомобиль работает на механике. Пятки нужно размещать внизу каждой педали. Далее, носки следует развести в стороны, сохраняя исходное положение пяток.
С помощью такой позиции носок левой ноги будет находиться на площадке для отдыха, находящейся слева от педали сцепления, при этом носок правой ступни – на педали газа. При перемещении ноги между педалями нельзя отрывать стопу, так как это изменит положение центра массы, и помешает совершить быстрый маневр.
Нельзя допускать того, чтобы органы управления становились для водителя опорой. Другими словами, при толчках нельзя руками упираться в руль, а также в другие части приборной панели. Наоборот, ими необходимо управлять, а не совершать хватательные движения. Чтобы выяснить, правильно ли вы сидите на сиденье водителя, можно воспользоваться интересным способом.
Для этого уберите руки с рулевого колеса, а ноги поднимите вверх. Если ваше тело не наклоняется вперед или назад, то вы приняли правильную позицию за рулем. Если в таком случае ваше тело приобрело неустойчивую позицию, то следует попытаться отрегулировать позицию сиденья автомобиля. Часто бывает достаточно только наклонить подушку, однако такая функция имеется не на всех автомобилях.
Как настроить подголовник
Важным фактором нормальной осанки при нахождении за рулем является подголовник. Специалисты говорят, что при вождении на загородной дороге, многие водители давят в подголовник головой. Это определенно создает некоторый комфорт, как и другие компоненты автомобиля, но подголовник требует правильной регулировки.
Многие заблуждаются, утверждая, что подголовник необходимо поднимать до шеи. Это является опасным фактором, при авариях можно сломать шею. Это положение особенно опасно тогда, когда в ваш автомобиль ударяются с задней части. При такой ситуации даже небольшой толчок может нанести травму, а иногда даже приводит к смерти.
Если подголовник находится на высоте затылка и уклон такой, что плечи, затылок и спина располагаются по одной линии, составляют угол 110 градусов. Такое расположение подголовника считается безопасным. Но необходимо учесть, что нет специальных правил настройки подголовника, при этом нужно учитывать индивидуальные особенности анатомии тела водителя.
Также нужно смотреть на удаление головы и потолка салона. Оно не должно быть слишком маленьким. Для определения поместите кулак между головой и потолком – если он легко проходит, то голова расположена безопасно. Если кулак не помещается, то нужно опускать сиденье. В противном случае при ударе головы и крыши машины будет наносить травмы. Это возможно даже при обычном вождении, а не при аварии. Еще одним важным условием является то, что между подголовником и затылком должен быть зазор по толщине ладони.
Ремень безопасности
Этот фактор безопасности также нуждается в необходимости регулировки. Часто водители автомобиля не понимают всю важность ремня безопасности, а многие вместо застегивания просто их накидывают для видимости. Но это неправильное отношение к собственной жизни может привести к плачевным результатам. Интересным фактом является, что застегнутый ремень увеличивает вероятность выживания водителя или пассажира при встречном ударе в несколько раз, а при перевертывании машины пристегнутые водители почти всегда остаются живыми.
Если скорость движения менее 60 км в час, то люди, которые застегнули свой ремень не получат никаких повреждений в 80% случаев. Но ремень не сможет спасти, если к нему небрежно относиться и неправильно пристегивать. Длина ремня настраивается так, чтобы ремень проходит по плечу и груди. Нельзя располагать ремень на горле, это может привести к серьезным травмам.
Усилие натяжки ремня должно позволять прохождения ладони меду грудью и ремнем. Таким способом натянутый ремень не будет слишком надавливать на грудную клетку, а в аварийных случаях обеспечит максимальный эффект. Также необходимо учесть, что современные ремни снабжены автоматической регулировкой. Но старые виды просто накидываются, и могут быть опасными, при столкновении застежка может сильно ударить в голову.
Популярные ошибки посадки за рулем и возможные последствия
- Распространенной ошибкой водителей является неправильный захват руля руками. Многие считают, что правильная посадка за рулем не обязательна, и не может обеспечить постоянный контроль над дорогой. Это ошибочное мнение, правильный хват руля должен быть в первую очередь. Наиболее опасное положение является то, когда руки находятся в положении 3 на 9, если смотреть по циферблату часов. Эта позиция придает неравномерность нагрузкам, которые могут привести к снижению контроля над дорогой. Различные исследования, которые периодически проводятся автомобильными концернами, определили оптимальное расположение рук на рулевом колесе, которое соответствует положению 10 на 2.
- За рулем невозможно сидеть правильно, если подголовник настроен неверно. Важность этого фактора подтверждается тем, что некоторые зарубежные автомобили производятся с уже настроенным подголовником, высоту которого нельзя изменить самостоятельно.
- К серьезным последствиям могут привести прямые ноги за рулем, если случилась аварийная ситуация. При этом сила удара воспринимается бедром, а для водителей, которые ездят с согнутыми ногами, инерция массы тела будет менее губительной.
- Спинка кресла водителя важна для создания правильного положения тела. Для примера можно рассмотреть езду гонщиков – спортивное положение тела за рулем сопровождается вертикальной позицией спинки, чем достигается полный и постоянный контроль автомобиля, при этом неважно, какой он сложности. По рекомендациям профессионалов правильная посадка не будет расслаблять водителя.
Рассмотренные ошибки наиболее опасные, а если этих ошибок будет несколько, то они могут способствовать гибели водителя, либо получения тяжелых травм. Поэтому, любое транспортное средство следует настраивать индивидуально для каждого водителя, либо отдельно перед дальней дорогой.
Следует знать, что в автомобильных школах не всегда учат, как правильно сидеть за рулем отдельно на автомобилях с автоматом коробки, либо на механике. Не случайно много говорится о правильной посадке, это повышает на дороге безопасность, и значительно облегчает управление машиной.
Автомобиль и позвоночник
От различных болезней позвоночника во все времена люди страдали, причем мужское население страдает от позвоночника значительно больше. Это объясняется мужскими работами – сквозняки, поднятие тяжестей.
Длительное нахождение за рулем автомобиля утомляет человека психически и физически, а также является причиной болезней позвоночника. Врачи установили, что водители сидят в машине часто неправильно. Обычно это поза, когда тело наклонено вперед и ноги вытянуты. В позвоночнике при этом повышается усилие на межпозвонковые диски. Они усиливаются из-за частой тряски. В результате появляются такие болезни – спондилолистез, остеохондроз и другие. При грыже дисков позвоночного отдела врачи не рекомендуют вообще садиться за руль.
Основной причиной остеохондроза для водителей является недостаточный двигательный режим, что называется гиподинамией. Условия вождения характерны перенапряжением мышц плеч, ног. Такая постоянная нагрузка в течение многих лет способствует к возникновению разных болезней.
Грыжа дисков позвоночника – наиболее популярное заболевание этого отдела. Она связана с нарушением процессов обмена в дисках.
Чтобы сохранить свое здоровье, и не отказываться от вождения автомобиля при грыже позвоночника, необходимо научиться сидеть за рулем:
- Кресло водителя является залогом здоровья. Лучше, если оно оборудовано поддержкой спины, чтобы не болела поясница. Это устройство должно находиться внизу, и регулироваться по наклону и высоте.
- Каждые два часа нужно останавливаться и разминать спину, ходить, сделать некоторые упражнения, а заодно осмотрите автомобиль.
- Сидеть нужно прямо, спиной опираться в спинку кресла.
- Наличие подголовника обязательно для предотвращения травмы шейного отдела при резких толчках автомобиля.
Как сидеть водителям с нестандартным телом
Если у вас телосложение отличается от среднестатистического человека, то вам рекомендуется следовать некоторым правилам:
- При слабых руках следует установить на машину руль с увеличенным размером и охватывать его в верхней части обода двумя руками, соблюдая широкий захват.
- При коротких руках нужно сидеть вертикально, со слегка согнутыми ногами. Также рекомендуется изогнуть рукоятку переключения передач, чтобы при управлении ей не нужно было производить наклон вперед.
- Если вы обладатель небольшого размера ноги, то рекомендуется подложить маленькую дощечку, подобрав ее высоту, чтобы пятки находились на ней.
- Если вы имеете длинные руки, то спинку кресла больше отклоните назад, а ягодицами сдвиньтесь на край кресла. Шея при этом будет уставать больше, к этому придется привыкнуть.
- При слишком длинных ногах необходимо изменить свою посадку в автокресле. Туловище и ноги должны составлять угол, близкий к прямому. Если руки удобно расположены на руле, то и ногам также будет создан комфорт.
Важный совет: необходимо достичь устойчивости тела, вес должен уходить на подушку и спинку сиденья. Посадка проверяется так – если вы смогли одновременно поднять руки и ноги, то вы сидите правильно.
- При вождении по скользкой дороге и ухабистому покрытию, немного разведите локти рук наружу и вверх, так вы обеспечите нормальную работу спинных мышц, что даст возможность более легко управлять машиной, особенно с передним приводом.
- При городской езде необходимо больше сгибать в локтях руки. Правильность этого угла определяется – выпрямите руку и поместите ее на руле, чтобы его обод находился на уровне локтя.
- После включения нужной передачи не следует долго располагать ногу над сцеплением, это снизит контроль над автомобилем, и мышцы быстро устанут. Также уменьшится время для выполнения быстрого маневра.
- После включения передачи правую руку нужно сразу возвращать на рулевое колесо.
Человек способен привыкнуть ко многим обстоятельствам за 21 день. Необходимо настроиться на этот период и постоянно проверять свое положение в автомобиле. Такие привычки полезны для водителя, правильная посадка и управление обеспечат спасение жизни в аварийных случаях.
Правильная посадка водителя за рулем автомобиля.
Многие водители когда-либо ездили в дальние путешествия. А затем, из-за неправильной посадки, начинала болеть спина, отекают ноги и вообще невозможно разогнуться. Особенно тяжело дальнобойщикам, которые всю жизнь проводят в дальних рейсах.
Очень многие не придают значения этой мелочи, и очень зря. Ведь правильная посадка за рулем может не только сберечь Ваше здоровье, но и повысить безопасность. Как? А представьте, что случилась аварийная ситуация, при которой уже не избежать столкновения. В этот момент, каждый водитель старается сгруппироваться, прижавшись ногами в пол и схватившись посильнее за руль. А вот если ноги так и останутся распрямленными, то травмы будут обеспечены даже при слабом столкновении. Ну а кроме того, если Вы правильно сидите за рулем, то можно и вовсе избежать некоторых аварийных ситуаций.
Правильная посадка за рулем автомобиля.В этой теме поговорим о том, что можно сделать, чтобы вождение автомобиля не доставляло дискомфорта, чтобы оно не мешало здоровью, повышало безопасность и приносило только положительные эмоции.
Правильная посадка за рулем автомобиля.
Регулировка водительского сиденья.
Правильно отрегулированное сиденье, позволит превратить даже долгую поездку, в очень даже комфортное путешествие, забыв о болях в спине. Многие делают ошибки, поднимая кресло высоко, что оно держит только спину, или «повисают» на руле. Это все добавляет дополнительные нагрузки на позвоночник, что потом, может привести к его болезням. Правильный контакт водителя с сиденьем должен быть полным.
Не нужно слишком близко пододвигать сиденье к рулю, так как он может «ездить» вам по ногам. Самое лучшее положение это то, когда при полностью выжатых педалях, ноги все равно остаются немного согнутыми.
Правильно настроенная спинка сиденья должна соприкасаться со спиной водителя в трех точках: это в пояснице, лопатках и нижней части шеи. Это не только создает комфорт для спины, но и обеспечивает безопасность. При поворотах водитель не соскальзывает в кресле, а плотно в нем держится. Попробуйте вот что. Выпрямите ноги и упритесь ими в пол. Если Вы стремитесь, при этом, сместиться вверх, спинку нужно сделать более вертикальной. Нужно помнить, что седалище должно нести 30% нагрузки вашего тела, остальное должно приходиться именно на спинку.
Теперь, несколько слов про подголовник. Очень удобная штука, однако, большинство водителей используют его не совсем правильно, а именно, поднимают подголовник только лишь до уровня шеи. Это очень опасно, так как при ударе, особенно если въезжают сзади, можно получить смертельный перелом. Лучше всего, когда он находится на уровне затылка, и он (затылок), составляет одну линию со спиной и плечами, под углом 110 градусов.
Положение рук и регулировка руля.
Рулевое колесо, в вертикальном положении, должно быть настроено так, чтобы между ним и коленом спокойно проходила ладонь. В горизонтальном же положении устанавливаем все так, чтобы часть обода, с нижней стороны, соприкасалась с запястьем при вытянутой руке.
Не менее важно правильное положение рук на рулевом колесе. Найти лучшее положение не составит труда, только не нужно забывать, что на современных автомобилях, в ступице рулевого колеса, установлены подушки безопасности. А опасно это тем, что при ударе происходит сильная отдача, и подушка может бросить руки Вам в лицо. Поэтому, старайтесь не держать руки в тех местах. И вообще, на современных рулевых колесах есть так называемые приливы, которые позволяют удобно за него взяться.
Кисти рук не должны быть сильно выше локтей, так как руки будут быстро уставать. Теперь об определении расстояния между водителем и рулевым колесом. Здесь все просто, руки должны спокойно дотягиваться до верхнего части обода руля, а ступица должна быть направлена не на живот, а в лицо. Также, попробуйте свободно включить самую дальнюю передачу.
Настройка ремня безопасности.
И его следует правильно настроить. Ремень безопасности не должен проходить на уровне горла, о последствиях, думаю, говорить не нужно. Оптимальный вариант, это его прохождение от плеча через грудную клетку. Что же о натяжении, то должна быть возможность свободно просунуть через него и свою грудь ладонь. Именно такое натяжение самое лучшее, так как не стягивает грудную клетку.
Итак, подведем итог. Для того чтобы обеспечить правильную посадку за рулем своего автомобиля, нужно:1. Как следует отрегулировать водительское сиденье.
2. Так как многое зависит от положения рук на рулевом колесе, его тоже нужно настроить правильно.
3. Правильная регулировка зеркал заднего вида тоже поможет избавиться от дискомфорта. Ведь при маневрах нужно часто сверяться с ними.
4. Установите правильно подголовник на сиденье. Это поможет (не дай Бог, конечно), избежать серьезных травм при столкновении.
5. Ремень безопасности не должен обтягивать шею, не должен быть очень свободным, но, при этом, не допустимо, чтобы он был слишком тугим.
6. Помните, что правая нога должна быть всегда на педали газа, и, если нужно, мгновенно переместиться на тормоз. Также, если Вы решили поменять свой автомобиль, нужно какое-то время, чтобы к нему привыкнуть, так как у каждой машины разный ход педали.
На этом заканчиваем. Надеюсь, что эти рекомендации позволят Вам правильно настроить посадку за рулем, и поездки станут удобными и безопасными. Удачи на дорогах!
Похожие статьи:
Правильная посадка за рулем автомобиля. Ошибки посадки за рулем
Продуктивность движения водителя зависит от разных факторов. Одним из таких факторов является то, насколько правильно водитель расположен на своем сидении за рулем. Правильная посадка «вводит» водителя в то положение, благодаря которому он себя хорошо чувствует, его передвижение конструктивно: все мышечные зажимы уходят, процесс кровообращения нормализуется, при этом организм водителя максимально адаптирован к имеющимся условиям и находится полностью в работоспособном состоянии. Исходя из этого, можно сказать, что в случае возникновения какого – либо происшествия, водитель сможет среагировать должным образом.
Сама посадка автомобилиста в машине зависит от его личностных физиологических особенностей – роста, веса, длины рук и ног, комплекции.
Однако общие принципы посадки за рулем для всех автомобилистов, все – таки, существуют.
Правильное положение водителя за рулем автомобиля
Итак, какая же посадка водителя считается приемлемой? Водителю необходимо пребывать за рулем в таком положении, чтобы его спина была полностью ровной – для этого спинку кресла нужно фиксировать под углом от 90 до 110 градусов. Между коленным суставом и подушкой сиденья необходимо соблюдать расстояние, которое равняется приблизительно длине ладони – это нужно для расположения центра тяжести на сиденье, а не на весу. В момент выжимки сцепления, нога должна быть практически прямой, во всю длину.
В правильной посадке играет роль регулировка зеркал. Наружные зеркала заднего вида должны располагаться так, чтобы при малейшем повороте головы открывался максимальный угол обзора.
Не нужно склоняться над рулем — обзорность от этого только ухудшается. К тому же, ваши предплечья начнут сковываться, а руки не смогут полноценно выполнять необходимые действия.
Все кажется довольно простым. Однако часто водители чувствуют за рулем себя не комфортно, не соблюдают правил. Можно привести пример, когда водитель ведет машину, склонившись над рулем, вроде бы, зная, что так делать не рекомендуется. Это положение сковывает предплечья водителя, что не позволяет рукам свободно двигаться (в данном случае – осуществлять полный оборот руля). Эта ошибка часто возникает по той причине, что водитель пытается улучшить обзорность, наклоняясь. Но он, тем самым, только мешает сам себе и делает хуже. К тому же, голова должна располагаться теменем вверх, чтобы вестибулярный аппарат был максимально чувствителен.
Как принять правильную посадку за рулем автомобиля?
Спина должна максимально прилегать к спинке кресла – этот аспект является основополагающим в верной посадке. Сперва нужно откинуть спинку и выжать левой ногой педаль сцепления до самого пола. В этом же положении необходимо отрегулировать сиденье, чуть – чуть сгибая ногу в колене. Следом нужно выпрямленной рукой схватиться за руль в его верхней точке. Затем снова подогнать спинку кресла так, чтобы контакт спины водителя и спинки кресла был максимальным.
Рулевое колесо нельзя применять в качестве опоры – на нем должен быть сосредоточен вес рук. Это важно понимать и осуществлять для того, чтобы центр тяжести сосредотачивался в кресле: около 30% веса тела должно располагаться на седалище, остальной вес должен приходиться на спинку кресла.
Далее рассмотрим ремни безопасности. Здесь важно отметить такой момент, что ремень безопасности должен фиксироваться туго – это удержит водителя в сиденье в случае разворота или виража, а также полностью осведомит водителя о силе ускорения и прочих силах.
Теперь обратим внимание на коробку передач. Если машина оснащена механической коробкой, то нужно включить правой рукой дальнюю передачу, если же у вас автоматическая коробка передач, то включайте положение «P» (паркинг). При этом левую руку нужно держать на рулевом колeсe в eго верхней точке.
Положение рук на руле является очень важным моментом. Они должны находиться в верхнем секторе руля. Инструкторы автошкол для более детального разъяснения информации прибегают к формулировке «10 – 2 по циферблату». Пальцы при этом должны фиксироваться внутри рулевого ободка, а основное усилие хвата должно сосредотачиваться на мизинцах и безымянных пальцах. Незадействованные пальцы при обычной езде должны оставаться в расслабленном состоянии, однако им нужно чувствовать готовность в любой момент усилить хват руля.
Кистям рук необходимо занимать положение чуть выше локтевых суставов. Для более комфортной посадки в современные автомобили встраивают рулевую колонку, которая регулируется в двух плоскостях – по высоте и по вылету. Эта функция позволяет фиксировать руль в удобном оптимальном положении.
Необходимо также правильно отрегулировать подголовник – это позволит шее и голове избежать перелома или повреждений. Для этого нужно приподнять его до уровня затылка, а далее приблизить к голове настолько, насколько это возможно. Многие автомобилисты используют подголовник неправильно – опираются на него во время движения, а он имеет другую функцию – защиты головы при аварии.
Если во время езды вы начинаете чувствовать дискомфорт, мышечное напряжение, затекание или боль тела, вам необходимо сменить посадку.
Фиксация ног на педалях должна быть следующей: левая – на педали сцепления, правая — на педали тормоза. Далее нужно опустить пятки по вертикальной оси педалей. В этом положении разведите носки в сторону так, чтобы левая нога носком упиралась на пол рядом с педалью сцепления, а правая – на педаль газа.
Последний этап в вопросе о правильном положении тела за рулем – это регулировка зеркал. Они должны быть зафиксированы таким образом, чтобы в ближнем к кузову углу бокового зеркала была видна задняя часть автомобиля.
Чтобы правильная посадка за рулевым колесом стала вашей новой привычкой, нужно около двух – трех недель следить за положением ваших частей тела. Если возникает мышечная усталость, имейте ввиду, что вы неправильно сидите за рулем.
Видео правильная посадка водителя за рулем автомобиля
На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.