Управление автомобилем. Движение задним ходом
Управление автомобилем.
Ощущение того, что машина едет не туда, куда хочется, и что она все время норовит свернуть в сторону — это первое, с чем сталкивается новичок при движении автомобиля задним ходом. Это объясняется тем, что направляющие колеса «поменялись местами». При обычном движении вперед рулят передние колеса, задние колеса своего положения относительно оси не меняют. При движении задним ходом управляющие колеса теперь находятся «сзади» и от этого ощущение траектории движения немного изменяется.
Для того чтобы «построить» нужную линию движения, необходимо понять как автомобиль поворачивает в такой ситуации и научиться выполнять повороты направо и налево в движении задним ходом.
Для выполнения таких маневров вам, как водителю, понадобится занять соответствующую посадку за рулем. Есть два способа посадки. Первый способ – это обычная посадка, при которой водитель держит руль двумя руками, смотрит вперед и ориентируется по зеркалам заднего вида. Второй способ – посадка вполоборота, когда водитель держит руль одной рукой и смотрит назад через заднее стекло. Можно в этой позе наклониться таким образом, чтобы голова располагалась посередине, между спинками сидений и взгляд был направлен в заднее стекло по осевой линии автомобиля. При такой посадке траектория движения контролируется лучше всего. Второй способ наиболее «грубый», но именно он является самым удобным. В идеале, лучше уметь использовать и тот и другой, но мы пока рассмотрим второй вариант.
Теперь для успешного выполнения поворотов при движении задним ходом, потребуется запомнить несколько правил.
- Двигаться задним ходом следует с минимально возможной скоростью;
- Автомобиль поворачивает в ту же сторону, куда поворачивается рулевое колесо. Это значит, если, двигаясь задним ходом, вращаете руль вправо — автомобиль поворачивает направо назад, если вращаете руль влево — автомобиль, соответственно, будет поворачивать налево назад;
- Поворачивать руль желательно одной рукой. При движении назад прямо и направо руль вращает левая рука, правая при этом опирается на спинку правого сиденья. При движении назад налево, руль вращает правая рука, корпус повернут влево, а левая рука упирается локтем в спинку или размещается на спинке вашего сиденья;
- Смотреть нужно на ту точку, где хотите оказаться через несколько мгновений, одновременно вращением рулевого колеса направляя багажник автомобиля на нужную траекторию;
- При завершении поворота возвращать руль в положение прямо нужно чуть раньше, чем автомобиль выйдет на прямую линию.
Очень важно развивать в себе ощущение автомобиля. Например, насколько нужно довернуть руль, чтобы направить колеса на необходимую дугу. Этот навык приходит с тренировками. Для начала рекомендуется на свободной площадке научиться объезжать задним ходом условные углы прямоугольника. Сначала с поворотами направо, затем с поворотами налево.
После того как простые повороты будут освоены, можно постепенно усложнить упражнения. Например, сузить «коридор» движения.
Очень часто бывает необходимость развернуться на дороге, но не всегда ситуация позволяет сделать это с одного захода, например, в тесном проулке или в узком гаражном проезде. В таких ситуациях придется выполнять разворот в три приема, одним из элементов которого будет движение задним ходом.
Разворот в три приема
Можно воспользоваться следующим планом действий. Будем разворачиваться от правого края дороги. Следует напомнить, что поворачивать рулевое колесо на стоящем на месте автомобиле бывает довольно трудно, поэтому начинать вращать его следует во время начала движения, в то время, когда колеса уже покатились.
- Включаем первую передачу, начинаем движение, и сразу быстро поворачиваем руль влево до упора. Движемся по дуге к левой стороне дороги.
- Когда машина начнет приближаться к левому краю дороги, выжимаем сцепление и сразу, пока колеса еще немного катятся, поворачиваем руль вправо до упора или на сколько получится. Доехав до края дороги, останавливаем машину. Теперь мы готовы к движению назад.
- Включаем заднюю передачу и начинаем движение назад, одновременно доворачивая руль вправо, если не получилось это сделать перед самой остановкой.
- Как только машина приблизится к правой стороне дороги (уже задом), выжимаем сцепление и, опять же, пока колеса катятся, быстро вращаем руль влево. Останавливаем машину.
- Теперь включаем первую передачу и начинаем движение уже в обратную сторону. Разворот окончен.
Если трех приемов будет недостаточно, то нужно будет повторить манипуляции «назад – вперед» необходимое число раз. Лишь бы только ширина дороги не была меньше длины автомобиля.
Следует предупредить, что рассмотренная выше схема является только техникой выполнения разворота. На дороге еще придется
Для отрабатывания маневров задним ходом можно поставить условные ворота условного гаража. Нужно будет пытаться «заехать в гараж» начиная движение с разных углов. И повторять заезд – выезд, запоминая, как себя ведет машина. Такие упражнения очень хорошо развивают способность чувствовать автомобиль.
Среди опытных водителей бытует такое мнение: если научился ездить задним ходом, то считай, что передом ты уже поехал. Это касается ощущения автомобиля. Можно еще сказать, что заезд задним ходом в гараж является хорошей тренировкой для всех будущих парковок. Поэтому, лучше потратить немного времени и отработать эти движения в условных границах. К тому же упражнения «разворот» и «заезд в бокс задним ходом» придется сдавать на экзамене в ГИБДД. Зато потом, на реальной дороге можно будет без опаски заехать задним ходом в любой проулок.
Движение задним ходом — основные моменты
На дороге движение задним ходом – маневр, зачастую, необходимый. Но выполнять его нужно аккуратно, особенно осенью в период дождей и ранних сумерек. Давайте узнаем основные моменты, которые важно учитывать при выполнении этого маневра.
Осенью, как водится, светает поздно, темнеет рано, а ещё осень сопровождают дождь, туман и листопад. В таких условиях и обычное управление не простое, а уж движение задним ходом для многих водителей становится проблемой, что, кстати, подтверждает и статистика ДТП.
Именно с приходом осени увеличивается количество мелких аварий, связанных с этим маневром. Давайте разберемся, на что нужно обратить особое внимание при движении задним ходом, какие гаджеты могут помочь при выполнении маневра, и в каких местах двигаться задним ходом запрещено?
Главное здесь – не торопиться, ведь автомобиль при этом маневре управляется иначе. Отклик на руль очень резкий. Днем, когда всё видно и много свободного места, основные помощники – зеркала заднего вида, правда, при условии, что они правильно отрегулированы.
В салонном зеркале мы должны видеть центр заднего стекла, а в боковых задние крылья. В более сложных ситуациях, когда темно, идет дождь и мало свободного пространства, нужно хорошо представлять траекторию движения и чувствовать габариты автомобиля.
В ПДД четко прописано: движение задним ходом в первую очередь должно быть безопасным, и в случае необходимости водитель обязан прибегнуть к помощи третьих лиц. Если вы один, не стесняйтесь выйти из машины, чтобы убедиться в правильности своих действий.
В таких условиях хорошим подспорьем являются электронные помощники: парктроники и камера заднего вида. Ещё лучше, если машина оснащена системой кругового обзора. В самых современных и продвинутых вариантах бортовой компьютер рассчитывает и отображает на мониторе траекторию движения автомобиля, исходя из угла поворота колес. И, в случае неправильной рулежки или опасного сближения с препятствием, раздается звуковой сигнал.
Естественно, у всех автомобилей на задних фонарях существуют специальные элементы белого цвета, включающиеся при движении задним ходом. Учитывая наступивший сезон, не говоря уже о зиме с её слякотью и реагентами, нужно помнить, что вся эта оптика постоянно забрызгивается грязью. Это же касается и камер заднего вида. Поэтому фонари придется протирать вручную, и делать это нужно регулярно.
А где двигаться назад нельзя? Во всех местах, где запрещен разворот, то есть: на пешеходных переходах, на мостах эстакадах, путепроводах и под ними, на перекрестках, на участках, обозначенных «Автомагистраль» и «Дорога для автомобилей».
И последнее. Если вы, сдавая назад, все же кого-то задели, скорее всего, вся ответственность ляжет на вас. Будьте осторожны!
И напоследок предлагаю посмотреть видеоролик:
Движение задним ходом | Автомобильное
Движение задним ходом применяется, как правило, на коротких дистанциях. Чаще всего водитель прибегает к движению задним ходом при подаче автомобиля под погрузку и разгрузку со стороны заднего борта, маневрировании, установке автомобиля на стоянку.
Движение задним ходом затрудняется плохим обзором дороги позади автомобиля. Поэтому длительное осаживание автомобиля недопустимо, тем более, что при этом происходит перегрев двигателя и повышенный расход топлива.
Задний ход автомобиля достигается включением в коробке передач между ведущей и ведомой шестернями промежуточной шестерни, в результате чего ведомый вал начинает вращаться в обратную сторону. На некоторых автомобилях (ГАЗ-51 и др.) имеется предохранитель против случайного включения передачи заднего хода, управление которым осуществляется при помощи защелки на рычаге. Прежде чем включить передачу заднего хода, защелку нужно отжать вверх. Включать передачу заднего хода можно только тогда, когда автомобиль стоит на месте, во избежание поломки зубьев шестерен.
При движении задним ходом необходимо учитывать следующее. Передаточное число заднего хода выше передаточного числа первой передачи, вследствие чего двигатель крайне чувствителен к нажатию на педаль управления дросселем; достаточно малейшего неосторожного нажима, чтобы вызвать резкое ускорение движения автомобиля. Поэтому ногу на педали надо держать возможно устойчивее и не нажимать сильно, избегая чрезмерных оборотов коленчатого вала.
Автомобиль вести задним ходом по прямой труднее, чем передним. Это объясняется тем, что установка направляющих колес, приспособленная к требованиям переднего хода, вызывает склонность автомобиля к резким изменениям направления при движении задним ходом. Достаточно неосторожного поворота руля, чтобы автомобиль стал поперек дороги, что в условиях движения может привести к столкновению с другим транспортом. Поэтому для сохранения взятого направления нельзя резко поворачивать руль; все отклонения автомобиля в стороны от прямой следует выравнивать очень плавными движениями рулевого колеса.
Рис. Включение передачи заднего хода на автомобиле ГАЗ-51: а — ведущая шестерня; б — ведомая; в — промежуточная
Так же плавно надо поворачивать автомобиль на заднем ходу, так как при этом наружное переднее колесо описывает кривую наибольшего радиуса. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы переднее колесо не задело за препятствие, мимо которого свободно прошло заднее колесо. Поворачивая, надо время от времени проверять (по крылу или габаритному ограничителю) движение передней части автомобиля.
Очень важно усвоить и запомнить, что техника управления рулем при движении задним ходом остается точно такой же, как и при переднем ходе.
Характер наблюдения за дорогой при движении задним ходом изменяется. Если при движении передним ходом водитель сидит прямо, свободно опираясь о спинку сиденья, и имеет хороший обзор дороги, то при движении задним ходом ему приходится наблюдать за дорогой, находясь в неудобном положении, повернувшись назад.
В зависимости от нагрузки автомобиля, габаритов груза и обстановки движения наблюдение за дорогой при осаживании автомобиля назад производится:
- через заднее окно кабины;
- через боковое окно при опущенном стекле;
- через открытую дверцу кабины;
- с подножки автомобиля.
Наблюдение за дорогой через заднее окно кабины возможно, если оно не закрыто находящимся в кузове грузом.
Рис. Схема поворота автомобиля задним ходом
Рис. Схема движения колес автомобиля при объезде препятствия задним ходом
Для наблюдения водитель, повернувшись, смотрит в окно через правое или левое плечо на соответствующий край заднего борта, проверяя по нему направление движения. При этом водитель управляет рулевым колесом обеими руками, более свободно действуя той рукой, через какое плечо он смотрит назад. Лучшие результаты наблюдения дает открытый задний борт.
Наблюдение через закрытое левое боковое окно неудобно, поэтому применяется чаще всего на легковых автомобилях, у которых боковой обзор лучше, чем у грузовых. Этот способ применяется при движении на очень коротких дистанциях, например, когда автомобиль устанавливается задним ходом на стоянку у тротуара, при выравнивании его относительно других автомобилей или места стоянки. В этом случае водитель управляет рулевым колесом обеими руками, более свободно действуя правой рукой.
Наблюдать через открытую дверцу кабины приходится в том случае, когда заднее окно закрыто грузом, брезентовым верхом и на автомобилях-фургонах. Водитель управляет рулевым колесом правой рукой, левой придерживая дверцу.
Наблюдение с подножки автомобиля применяется только на грузовых автомобилях, когда большие габариты груза затрудняют наблюдение. При этом могут быть два положения:
- а) водитель, правой ногой нажимая на педаль управления дросселем, левой стоит на подножке и, обернувшись назад, смотрит вдоль автомобиля; управляет автомобилем правой рукой, левой придерживает дверцу;
- б) установив постоянную подачу горючей смеси рукояткой управления дросселем, водитель выходит на подножку и смотрит назад, управляя автомобилем левой рукой или обеими руками; при таком способе наблюдения водитель должен быть готов быстро вернуться в кабину, чтобы во-время остановить автомобиль, не допуская наезда или столкновения.
В зависимости от обстановки при движении задним ходом водители выбирают тот или иной способ наблюдения за дорогой, стремясь во всех случаях обеспечить наименьшее маневрирование и наибольшую безопасность.
Правила безопасности движения устанавливают, что трогать машину с места назад можно, лишь убедившись в том, что путь позади автомобиля свободен и безопасен. При движении задним ходом осторожность и внимательность должны быть повышены, особенно, если в непосредственной близости от автомобиля находятся люди или какое-либо препятствие. Для предупреждения людей об осаживании автомобиля водитель подает звуковой сигнал. Повышенная бдительность должна быть проявлена, когда поблизости от автомобиля находятся дети.
Движение задним ходом | Основы управления автомобилем
Основы управления автомобилем
Ощущение того, что машина едет не туда, куда хочется, и что она все время норовит свернуть в сторону — это первое, с чем сталкивается новичок при движении автомобиля задним ходом.
Это объясняется тем, что направляющие колеса «поменялись местами». При обычном движении вперед рулят передние колеса, задние колеса своего положения относительно оси не меняют.
При движении задним ходом управляющие колеса теперь находятся «сзади» и от этого ощущение траектории движения немного изменяется.
Для того чтобы «построить» нужную линию движения задним ходом, необходимо понять, как автомобиль поворачивает в такой ситуации (в движении задним ходом), и научиться выполнять повороты направо и налево в процессе движения задним ходом.
Для выполнения таких маневров понадобится занять соответствующую посадку за рулем. Есть два способа посадки. Первый способ – это обычная посадка, при которой водитель держит руль двумя руками, смотрит вперед и ориентируется по зеркалам заднего вида. Второй способ – посадка вполоборота, когда водитель держит руль одной рукой и смотрит назад через заднее стекло.
Используя второй способ, можно наклониться таким образом, чтобы голова располагалась посередине, между спинками сидений, и взгляд был направлен в заднее стекло по осевой линии автомобиля. При такой посадке траектория движения контролируется лучше всего.
Второй способ наиболее «грубый», но именно он является самым удобным в ориентировании. В идеале, лучше уметь использовать и тот и другой, но мы пока рассмотрим второй вариант.
Теперь для успешного выполнения поворотов при движении задним ходом, потребуется запомнить несколько правил.
- Двигаться задним ходом следует с минимально возможной скоростью;
- Автомобиль поворачивает в ту же сторону, куда поворачивается рулевое колесо. Это значит, если, двигаясь задним ходом, вращаете руль вправо — автомобиль поворачивает направо назад, если вращаете руль влево — автомобиль, соответственно, будет поворачивать налево назад;
- Поворачивать руль желательно одной рукой. При движении назад прямо и направо руль вращает левая рука, правая при этом опирается на спинку правого сиденья. При движении назад налево, руль вращает правая рука, корпус повернут влево, а левая рука упирается локтем в спинку или размещается на спинке вашего сиденья;
- Смотреть нужно на ту точку, где хотите оказаться через несколько мгновений, одновременно вращением рулевого колеса направляя багажник автомобиля на нужную траекторию;
- При завершении поворота возвращать руль в положение прямо нужно чуть раньше, чем автомобиль выйдет на прямую линию.
Очень важно развивать в себе ощущение автомобиля. Например, насколько нужно довернуть руль, чтобы направить колеса на необходимую дугу. Этот навык приходит с тренировками. Для начала рекомендуется на свободной площадке научиться объезжать задним ходом условные углы прямоугольника. Сначала с поворотами направо, затем с поворотами налево.
После того как простые повороты будут освоены, можно постепенно усложнить упражнения. Например, сузить «коридор» движения.
Помимо техники движения задним ходом на дорогах общего пользования Правила требуют во время маневров включать соответствующие указатели поворотов. Движение назад-вправо: включается правый указатель поворота, движение назад-влево: включается левый указатель поворота.
Ниже рассмотрим один небольшой пример, в котором движение задним ходом используется наиболее часто. Очень часто бывает необходимость развернуться на дороге, но не всегда ситуация позволяет сделать это с одного захода, например, в тесном проулке или в узком гаражном проезде.
В таких ситуациях наиболее подходящим маневром является разворот в три приема, одним из элементов которого, как раз, и будет движение задним ходом. Разворот в три приема входит в число экзаменационных упражнений в ГИБДД.
Разворот в три приема
Можно воспользоваться следующим планом действий. Будем разворачиваться от правого края дороги. Следует напомнить, что поворачивать рулевое колесо на стоящем на месте автомобиле бывает довольно трудно, поэтому начинать вращать его следует во время начала движения, в то время, когда колеса уже покатились.
- Включаем первую передачу, начинаем движение, и сразу быстро поворачиваем руль влево до упора. Движемся по дуге к левой стороне дороги.
- Когда машина начнет приближаться к левому краю дороги, выжимаем сцепление и сразу, пока колеса еще немного катятся, поворачиваем руль вправо до упора или на сколько получится. Доехав до края дороги, останавливаем машину. Теперь мы готовы к движению назад.
- Включаем заднюю передачу и начинаем движение назад, одновременно доворачивая руль вправо, если не получилось это сделать перед самой остановкой.
- Как только машина приблизится к правой стороне дороги (уже задом), выжимаем сцепление и, опять же, пока колеса катятся, быстро вращаем руль влево. Останавливаем машину.
- Теперь включаем первую передачу и начинаем движение уже в обратную сторону. Разворот окончен.
Если трех приемов будет недостаточно, то нужно будет повторить манипуляции «назад – вперед» необходимое число раз. Лишь бы только ширина дороги не была меньше длины автомобиля.
Следует предупредить, что рассмотренная выше схема является только техникой выполнения разворота. На дороге еще придется контролировать дорожную обстановку, т.е. смотреть в зеркала и крутить головой, и обязательно включать сигналы поворота. Мы к этому еще вернемся в разделе «Вождение автомобиля».
Для отрабатывания маневров в движении задним ходом можно поставить условные ворота условного гаража. Нужно будет пытаться «заехать в гараж» начиная движение с разных углов. И повторять заезд – выезд, запоминая, как себя ведет машина. Такие упражнения очень хорошо развивают способность чувствовать автомобиль.
Среди опытных водителей бытует такое мнение: если научился ездить задним ходом, то считай, что передом ты уже поехал. Это касается ощущения автомобиля. Можно еще сказать, что заезд задним ходом в гараж является хорошей тренировкой для всех будущих парковок.
Поэтому, лучше потратить немного времени и отработать эти движения в условных границах. К тому же упражнения «разворот» и «заезд в бокс задним ходом» придется сдавать на экзамене в ГИБДД. Зато потом, на реальной дороге можно будет без опаски заехать задним ходом в любой проулок.
Навигация по серии статей<< Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворотаУправление автомобилем. Часть 9. Парковка >>