Не бойтесь «резиновых волосков» — журнал За рулем
Некоторые зимние шины продаются в магазинах с редкой длинной «щетиной». Из протектора буквально растут резиновые волоски до сантиметра высотой. Это технологические «хвостики» резины, выдавленной из пресс-формы при вулканизации — своеобразный резиновый облой или литьевые отростки. Как они влияют на сцепные свойства шин? С таким вопросом мы обратились к испытателям компании Michelin.
Тест зимних шин с «тетинками»
Тема навеяна читательской почтой. Валерий Кузнецов из Ухты прислал такое письмо: «Купил шипованный Michelin с большим количеством резиновых волосков на протекторе. Продавцы утверждали, что они исчезнут за время обкатки. Я накатал на этих шинах уже почти тысячу километров — на передних колесах „волоски“ сошли частично, а на задних их еще много. Когда они исчезнут полностью, а главное, не ухудшают ли они сцепление на льду?»
«Тетинки» (по-французски tetine)
«Тетинки» (по-французски tetine)«Тетинки» (по-французски tetine)
«Мы называем их „тетинками“ (по-французски tetine), — отвечает Дидье Бенони, шеф тест-группы, занимающейся испытаниями зимних шин. — Давай вместе оценим, как эти резиновые волоски влияют на характеристики шин. Заодно у тебя будет возможность сравнить шины Michelin европейского и российского производства. Я в курсе того, что многие российские автомобилисты озабочены этим вопросом»
Спустя некоторое время мы встретились с Дидье на зимнем «мишленовском» полигоне в Ивало. Здесь нас уже ждал тестовый Фольксваген Гольф и несколько комплектов шипованных шин Michelin XIN2 размером 205/55R16.
О тестах зимних шин мы с Дидье договорились еще осенью
О тестах зимних шин мы с Дидье договорились еще осеньюО тестах зимних шин мы с Дидье договорились еще осенью
Первая пара комплектов различается наличием и отсутствием резиновых волосков на протекторе, вторая — маркировкой «made in…» на боковине. Один местного, российского производства, второй произведен в Испании, там и ошипован (предназначен для скандинавского рынка).
РОССИЯ-ИСПАНИЯ
На ринг выходят российский представитель появившийся на свет на 7-ой неделе 2009 года и испанский девятой недели того же года — «возрастные» различия соревнующихся минимальны. К слову, все шины Michelin для российского рынка шипуют на подмосковном заводе. И те, что произведены здесь, в России на своем собственном предприятии, и те, что присланы из других мест.
Перед боем участников сравниваем по величине выступания шипов. У «россиянина» средняя величина выступа 1,6 мм, у «испанца» — 1,7, на одну «десятку» больше. Из личного опыта нам известно, что прирост шипа на десятую долю миллиметра улучшает продольное сцепление (торможение и разгон) на льду примерно на 3 процента. И действительно, во время замеров выясняем, что «испанец» тормозит и разгоняется чуть лучше. А на ледяном круге, где мы оцениваем поперечное сцепление, разницы нет. Небольшие различия есть лишь в управляемости. «Made in Russia» отличают более четкие реакции, а испанскую шину — более выраженный снос передней оси при входе в поворот, резковатые срывы в скольжения и более долгие скольжения.
Фольксваген Гольф
Тормозим на лысой резине — эксперимент ЗР — журнал За рулем
Комплект шин недешев, и многие оттягивают покупку новых, выжимая максимум из старых. Выясняем, когда наступает предел возможностей, за которым экономия оборачивается риском для жизни.
Материалы по теме
Еще можно различить рисунок протектора, значит пока буду ездить. Знакомые рассуждения? Чтобы наглядно показать, насколько опасен такой подход, экспертная группа ЗР вместе со специалистами компании Continental провела серию тестов. Задача стояла простая — оценить, как влияет глубина рисунка протектора шин на их сцепные свойства на заснеженной дороге. В качестве подопытных выбрали фрикционные зимние шины Continental WinterContact TS 860 наиболее массовой размерности 205/55 R16.
Чтобы понять, как изменяется поведение шин в процессе эксплуатации, достаточно двух упражнений для оценки продольного сцепления. На укатанном снегу фиксируем дистанцию разгона от 0 до 40 км/ч. А потом с тех же сорокá тормозим до полной остановки. Все замеры выполняем с включенными антиблокировочной и противобуксовочной системами. Сначала прогоняем шины с глубиной рисунка протектора 8 мм. Потом — такие же покрышки, но со срезанным протектором до остаточной глубины 4 мм и 2 мм.
Посмотрим на результаты. Снижение глубины до 4 мм (такое предельно допустимое значение для зимних шин устанавливает пункт 5.6.3 приложения № 8 к Техническому регламенту Таможенного союза) ухудшает сцепные свойства шин на снегу примерно на 10%. А при остаточной глубине протектора 2 мм (эксплуатация таких зимних шин запрещена законом!) сцепление падает еще на столько же. Суммарное снижение эффективности относительно новых шин — более чем на 20 процентов!
У некоторых шипованных и фрикционных шин на протекторе есть индикатор остаточной глубины. Иногда к цифрам еще добавлена снежинка. Как только она стирается, шины следует поменять.У некоторых шипованных и фрикционных шин на протекторе есть индикатор остаточной глубины. Иногда к цифрам еще добавлена снежинка. Как только она стирается, шины следует поменять.
Даже при замедлении с 40 км/ч тормозной путь на изношенных покрышках увеличивается более чем на три метра. А ведь по зимним трассам мы ездим куда быстрее. И чем выше скорость, тем значительнее разница в сцепных свойствах между новой шиной и старой.
Важно учесть, что для наших испытаний протектор был срезан и основные свойства резиновой смеси сохранились, как говорят в подобных случаях, в первозданном виде, - а во время эксплуатации резина от пробега и возраста высыхает, теряет эластичность, становится жестче, поэтому в реальной жизни снижение сцепления по мере уменьшения глубины п
|
|
Тест шипов противоскольжения. Гвоздики — журнал За рулем
Тест шипов противоскольжения. Гвоздики
Проявила к этому интерес и именитая шинная компания «Мишлен», предоставив свои Michelin Ivalo 2 размерности 195/65R15. К слову, французы создавая новые зимние шины, много и серьезно работают с производителями шипов.
Итак, мы в Финляндии на заполярном полигоне Test-World, что на тысячу километров севернее Хельсинки. Для испытаний «Турванаста» подготовила и обкатала семь комплектов одинаковых шин: с одно-, двух- и трехфланцевыми шипами разных производителей — французских Ugigrip, немецких Sitek и, конечно, со своими. Наша задача — определить зависимость сцепных свойств от величины выступа шипов над протектором и со своих позиций оценить сильные и слабые стороны разных шипов.
В шинах Michelin Ivalo 2 еще при изготовлении отлиты гнезда (сечением они напоминают перевернутую букву Т) под размеры шипов, потому на деле нам придется выяснять, какие из них лучше поведут себя в данной покрышке.
Средняя величина выступа 1,44 мм.Хорошее троганье, но разгон затруднен — резко срываются в буксование и долго восстанавливаются, при этом ощутимо падает эффективность. При торможении рано начинает срабатывать ABS, не хватает информативности. В поворотах шина хорошо реагирует на доворот руля, а в скольжениях не так явно выражена недостаточная поворачиваемость. Кажется, будто у задней оси появился эффект подруливания.Выпали четыре шипа на левом переднем колесе на внутренней стороне. |
Упражнения выполняем по нашей «зарулевской» методике, но с некоторыми дополнениями. Разгон в двух вариантах: с использованием противобуксовочной системы и наиболее эффективный, торможение — с АBS и с блокировкой колес, наконец, ледяной круг — на грани скольжений и с буксованием. Кроме того, оцениваем управление разгоном, торможением и традиционную управляемость. Заезды только на льду, автомобили — Alfa Romeo 156 Sport Wagon 2,0 JTS.
Погодные условия — самые тяжелые для зимних покрышек. Март на дворе — должно быть еще холодно и снежно. Но температура воздуха около нуля, яркое солнышко чуть подтапливает лед, и в зоне контакта колес с дорогой образуется водяная пленка, работающая как смазка.
Забегая вперед, скажем, что различие сцепных свойств одних и тех же шин, но с разными шипами доходило до 10% — порой покрышки разных производителей ближе друг к другу.
А теперь о том, что нам удалось выяснить, испытав шины с разными шипами.
Средняя величина выступа 1,32 мм.Троганье на покрышках с такими шипами затруднено — они не любят пробуксовки при разгоне и любых скольжений — и в повороте, и в торможении.Разгон эффективен только внатяг, на грани срыва — когда колеса совсем не пробуксовывают при торможении, как и у Sitek, рано начинает стрекотать ABS. Реакция на поворот руля хороша лишь в начальной фазе, затем машина срывается в скольжение — причем скользит долго, восстановление сцепления очень затянуто.К тому же «обратный» переход — от скольжений к качению не очевиден и плохо понятен водителю.Потерянных шипов нет. |
ОДНОФЛАНЦЕВЫЕ ШИПЫ
Конструкция однофланцевых шипов незатейливая (в народе — «гвоздики»). Каждые лишние 0,1 миллиметра выступания их из шины улучшают сцепные свойства на 2–4%. Но, конечно, есть разумные пределы.
Увеличение выступа идет на пользу разгону, но с торможением не все так однозначно. Прирост с 1,44 мм до 1,60 даже при использовании ABS практически не дает эффекта (улучшение сцепных свойств менее 1%). Зато резко, на 10% увеличивает тормозной путь юзом. Не удивительно — высоко торчащие шипы сильно наклоняются. По той же причине ухудшаются боковые сцепные свойства шины на грани скольжений и управление автомобилем в повороте. Предел, еще обеспечивающий высокие сцепные свойства, — не более 1,44 мм. Зато выступание на 1,32–1,35 мм позволяет сохранить все шипы, а при 1,44 мм потерялись четыре из 440. Выступание на 1,60 мм и вовсе прив