РазноеРазболтовка дисков что такое: Что такое разболтовка колесных дисков: определение и правила выбора

Разболтовка дисков что такое: Что такое разболтовка колесных дисков: определение и правила выбора

Содержание

что это и для чего проводится?

Каждый водитель желает придать индивидуальность своему автомобилю. Наиболее эффективный способ – заменить стандартные скучные колесные диски на новые, различных именных брендов с выраженным рисунком и большим размером, которые существенно влияют на общий вид автомобиля. Но при подборе данной запчасти нужно учитывать технические характеристики конкретного транспортного средства, а также ряд других важных параметров, например, разболтовку. От разболтовки напрямую зависит правильность и безопасность установки автомобильного диска, поэтому следует рассмотреть параметр более детально.

Виды колесных дисков

Крепежные элементы разделяются на несколько видов в зависимости от разновидности колесного диска. Н современном рынке есть три основных вида колесных дисков: штампованные (стальные), литые (легко сплавные), кованые. Каждый тип обладает уникальными качествами и особенностями, поэтому следует ознакомиться с ними более детально:

  • Штампованные диски более распространены, так как в основном являются базовой комплектующей частью автомобиля. У них доступная стоимость и высокая надежность. Штамповка легко поддается ремонту в результате механического повреждения, например, после удара об бордюр, попадания в глубокую яму или износа крепежных отверстий. Возможность рихтовать, сваривать и прокатывать привлекает практичных людей. К штампованным изделиям применимы все виды разболтовок.
  • Литые диски обладают меньшим весом и оригинальным внешним видом, нежели их штампованные аналоги. Такие диски очень тяжело восстановить, а зачастую даже невозможно, в связи с тем, что они подвержены растрескиванию при попадании в яму либо появлению осевого биения при боковых ударах. Потому что требуются дорогостоящие сварочные аргонно-дуговые и токарные работы. «Литье» имеет свои нормативы и таблицу с перечнем существующих разболтовок изделий, с которыми необходимо свериться при подборе колес для своей машины.
  • Кованые диски обладают большим модельным рядом и разнообразным дизайном, а полюбились автомобилистами за их высокую надежность. Они имеют хорошую жесткость, достаточную прочность и коррозионную стойкость. Чтобы оставить вмятину на этом изделии нужно сильно «потрудиться», но все же ее можно устранить путем проката. Единственный минус данного изделия – цена. Производятся зачастую под заказ, поэтому возможно изготовление с любой разболтовкой.

Из-за конструктивных особенностей литых и кованых дисков при замене стандартных штампованных необходимо докупить крепежные болты, имеющие чуть большую длину, нежели стандартные. Для этого, в первую очередь, нужно понять, что такое разболтовка и как она выполняется.

Что же такое разболтовка колесных дисков?

Разболтовка колесных дисков – основной параметр, на который нужно обратить внимание, он имеет обозначение PCD.  Данное обозначение нанесено на сам диск и несет в себе информацию о количестве крепежных болтов на колесе и диаметр, по которому разнесены отверстия под крепление (сверловка). Неправильный подбор не даст установить колесо или может являться причиной среза крепежных болтов, а также потери колеса при движении транспортного средства.

Сверловка зависит от марки, модели автомобиля, года изготовления и мощности двигателя. Имея все параметры, значение PCD выбирается по специальной таблице по международному стандарту или замеряется самостоятельно. Главное значение, которое нас интересует это количество крепежных болтов и сверловка. Рассмотрим несколько примеров таких значений: 4х98, 5х98, 4х108, 5х112, 5х115 и т.д.

Число в начале обозначает количество отверстий под крепление колеса, следующее обозначение является диаметром сверловки, то есть это окружность, которая проходит через центр отверстий, в них вставляются крепежные болты или шпильки.  Если маркировка затерта на диске, то количество отверстий можно просто посчитать, а разболтовку промерить линейкой между центрами крепежных отверстий по диагонали.

Данные параметры указаны в миллиметрах.

Далее измеряем центральное отверстие (DIA) штангенциркулем, а еще его можно узнать из технического руководства к конкретному транспортному средству. Служит оно для отцентровки колеса относительно ступицы автомобиля и предотвращает радиальное смещение относительно оси.

Немаловажный параметр – это вылет колеса (ЕТ), значение в миллиметрах. Существенное несоответствие с техническими требованиями к автомобилю приведет к затиранию колеса, как о кузов при повороте, так и об элементы подвески.  Ширина диска (J), обозначается в дюймах и всего на 20-30% меньше ширины покрышки, делается это для того, чтобы защитить диск от повреждений из-за случайного касания колеса с боковым препятствием (например, бордюром). Сразу после данного параметра через значок «х» обозначен радиус обода колеса, на него монтируется покрышка, значение так же указано в дюймах.

Размеры и параметры дисков – это основной приоритет, который стоит учитывать при покупке и игнорировать его не стоит, а уже дизайн, модель и цвет несут второстепенное значение. Правильно подобранные диски напрямую влияют на безопасность эксплуатацию транспортного средства. При выполнении разболтовки нужно выполнить ряд подготовительных мероприятий, а еще лучше проконсультироваться со специалистом.

Таблица совместимости разболтовки колесных дисков

Автор: Олег Северин

Таблица совместимости разболтовки колесных дисков позволяет определить основные параметры оборудования и подобрать наиболее подходящие колеса в случае необходимости? Что такое разболтовка и как самостоятельно узнать размеры колеса и крепежных отверстий, читайте далее.

Что это такое

Разболтовка колесных дисков– это перечень всех параметров колеса, которые необходимо знать для подбора нового оборудования.

В данный перечень входят:

  • количество отверстий, предназначенных для крепежных элементов (маркируется буквами LZ). В большинстве случаев легковое автотранспортное средство имеет по 3 – 6 крепежных отверстий для фиксации колеса, а грузовой транспорт – от 12 до 15 штук. Четное количество шпилек (4 штуки) имеется практически на всех автомобилях ВАЗ, за исключением нивы и всех моделях среднего класса
  • расстояние между крепежными отверстиями
  • PCD или диаметр окружности, по которой располагаются отверстия под крепежи
  • диаметр ступичного (центрального) окна (маркировка – DIA)
  • степень вылета колесного диска (ET). Вылет – это расстояние между плоскостью соприкосновения колесного диска со ступицей и плоскостью, проходящей через центр поперечного сечения диска. В зависимости от направления отклонения вылет может быть положительным или отрицательным

В чём опасность

Использование шин, не соответствующих по размеру конструкции автомашины, может привести:

  • к образованию погрешностей в измерениях таких приборов, как спидометр и одометр. Закономерность измерения данных приборов следующая: чем больше ширина колеса, установленного на транспортном средстве, тем больше максимальная скорость автомашины и меньше динамика его разгона и наоборот
  • к возникновению поломок. Колеса большего размера могут привести к выходу из строя рулевого управления и некоторых узлов подвести. Разбитая подвеска или проблемы с рулем так же могут стать причиной дорожного происшествия
  • к потере колеса при езде, что может причинить вред не только собственному автомобилю, но и иным участникам дорожного движения
  • к снижению/увеличению клиренса. Установка колесных дисков меньшего диаметра может стать причиной повреждения автотранспортного средства в результате постоянного взаимодействия с бордюрами. Увеличенный клиренс становится причиной дополнительного расхода топлива

Таким образом, использование колесных дисков большего или меньшего размера приведут к снижению общего уровня безопасности при эксплуатации транспортного средства и снижению срока службы техники.

Где посмотреть маркировку дисков и что она обозначает

Маркировка колесного диска наносится непосредственно на колесо и может располагаться:

  • на лицевой стороне
  • на оборотной стороне
  • на ободе (крайне редко)

Преимущественное место расположения маркировки – оборотная сторона диска, так как дополнительные символы не портят внешний вид.

Место расположения маркировки

Маркировка наносится в соответствии с едиными стандартами Евросоюза UN/ECE 124.

Например, маркировка имеет следующие параметры: 7,5J х 15 h3 5х100 ЕТ 40 DIA 54,1. Это обозначает, что:

  1. Ширина обода (расстояние между краями обода) диска составляет 7,5 дюймов. Данный параметр учитывается при выборе покрышки.
  2. Форма закраины обода J. Параметр определяется в соответствии с радиусом закругления обода, формой контура, высотой и углом наклона полок. На иных транспортных средствах могут встречаться и иные модификации:
  • Р
  • D
  • B
  • K
  • JK
  • JJ и так далее
  1. Монтажный диаметр (в примере 15 дюймов) определяет радиус диска. Данный параметр должен полностью соответствовать диаметру покрышки.
  2. С двух сторон обода располагаются кольцевые выступы (Н2). На иных автомобилях могут быть:
  • один выступ (Н)
  • выступы плоской формы (FH)
  • ассиметричные выступы (АН) и так далее
  1. Колесо крепится при помощи 5 болтов, расположенных на окружности диаметром 100 мм.
  2. Величина вылета – 40 мм.
  3. Диаметр ступичного окна составляет 54,1 мм.

Определение разболтовки самостоятельно

Если маркировка на диске отсутствует (повреждена, затерта и так далее), то необходимые для подбора параметры можно измерить самостоятельно. Для проведения работы потребуются линейка или штангенциркуль.

Универсальный способ измерения следующий:

  1. Визуально определяется количество крепежных отверстий.
  2. В зависимости от количества крепежей подбирается поправочный коэффициент для дальнейших расчетов.

Количество отверстий для крепежа колеса

Значение коэффициента

3

1,155
4

1,414

5

1,701
6

2

10

3,326

  1. Мерительным инструментом определяется расстояние между соседними крепежными отверстиями.
  2. Чтобы определить диаметр окружности, на которой расположены крепежи необходимо полученное расстояние умножить на поправочный коэффициент.

  1. Диаметр ступичного окна и размер вылета определяются мерительным инструментом.

Можно ли ставить колёса с неподходящей разболтовкой

Любое транспортное средство можно оборудовать колесными дисками разных размеров. Современные мастера могут выполнить частичное переоборудование автомобиля в короткие сроки.

Однако перед принятием решения о выборе больших или меньших размеров требуется учитывать все факторы, в том числе и риск повреждения автомобиля, а так же снижение уровня безопасности.

К каким последствиям может привести использование колес нестандартных размеров, рассказано выше.

Таблица совместимости

Вычисления по приведенным ранее схемам используются автолюбителями и специалистами крайне редко, так как разработаны специальные таблицы совместимости, позволяющие определить необходимые параметры.

Наиболее популярные разболтовки имеют следующие марки автомобилей:

Параметры разболтовки

Рисунок

Марки автомашин

4×98

Alfa Romeo 33, 155, 164,  FIAT 124, 126, Brava, Cinquecento, Croma, Multipla, Palio, Panda, Punto, Seicento, Tempra, Tipo, Uno, Lancia Delta, Lada

4×100

Старые модели Audi, Mini, BMW 3, Daewoo Espero, Lanos, Nexia, Daihatsu Charade, Cuore, Grand Move, Honda CRX, Civic, Accord, Integra, Jazz, Kia Spectra / Sephia, Mazda 121, 323, MX5, Mitsubishi Carisma, Colt, Lancer, Nissan Micra, Sunny, Opel Ascona, Astra, Calibra, Corsa, Kadett, Vectra, Zafira, Renault Clio, Espace, Kangoo, Megane, Twingo, Seat Ibiza, Toledo, Skoda Felicia, Suzuki Baleno,  Toyota Corolla, Yaris, Volkswagen Golf, Jetta, Passat, Polo, Volvo 440

4×108

Audi 80, 100, Citroen BX, ZX, Berlingo, Visa, Xantia, Xsara, Ford Escort, Fiesta, Ka, Mondeo, Peugeot 106, 205, 206, 306, 307, 405, 406, Partner, Saab 900, 9000, Volvo 850

4×114,3

Daewoo Matiz, Honda Civic VTEC, Accord, Prelude, Hyundai Accent, Sonata, Mitsubishi Carisma, Colt, Galant, Lancer, Space Wagon, Nissan Almera, Primera, Suzuki Alto, Swift, Volvo S40, V40

5×100

Audi A3, TT, Skoda Octavia, Subaru Forester, Impreza, Legacy, Outback, Toyota Avensis, Carina, Celica, Volkswagen New Beetle

5×108

Citroen XM, Jumper, Ferrari, Ford Focus, Mondeo, Volvo 740, 760, 780

5×112

Audi 100 CS, Quattro, Audi A4, S2, S4, A6, A8, Ford Galaxy, Mercedes Benz 280SL, 600SL, SLK, A, Vito, Volkswagen T1, T4

5×114,3

Американские автомобили, Daihatsu Terios, Honda Odysee, CRV, Lexus, старые модели Mazda, Toyota RAV4

5×120

Range Rover, Rolls Royce

5×139,7

Lada 4×4, Chevrolet Niva, УАЗ