РазноеРазогрев двигателя: Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель? – 403 — Доступ запрещён

Разогрев двигателя: Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель? – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель?

Гены подсказывают: греть мотор надо! Этому учили отцы и деды. Но вот инструкции к новым иномаркам иного мнения: сел в холодную машину, завелся и — в путь! Кто же прав? В поисках ответа надо увязать три фактора: экологию, экономику и ресурс двигателя. Мотор полностью построен на компромиссах, и проблема холодного пуска — не исключение. C темой прогрева двигателя, которая всегда будет актуальной, в очередной раз пытаются разобраться Михаил Колодочкин и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

КАК ГРЕЕТСЯ МОТОР

Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость — это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) — темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.

Tab1

СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла — уже при минус 20…25 °С, лучшие синтетики — при минус 45…55 °С. В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но когда мотор быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться или если сразу после пуска отправиться в дорогу? Это даст ответ на вопрос об экономии — ведь лишние потери требуют дополнительного топлива.

Материалы по теме

Материалы по теме

Проверим, сколько топлива скушает обычный впрысковый двигатель при одинаковых пробегах, но разных алгоритмах прогрева. Немного о пациенте. Чистый «европеец» 2005 года выпуска, 1,6 л рабочего объема, заявлен как Евро-4. Всю сознательную жизнь провел в России, но, кроме технического обслуживания, ничего в нем не делалось. Итак, три программы прогрева. Первый вариант — «дедовский»: полностью прогреть мотор и только после этого поехать. Второй — согласно инструкциям современных автомобилей: «пустил и поехал». А третий — это тот, который чаще всего можно встретить: завелись, смахнули снег, помахали лопатой (в общем — потянули время), а догреваем машину уже в поездке. На улице — минус 15. Аккумулятор хороший, в поддоне — дорогая синтетика. Пробег — от стоянки до работы: это около 5 километров, причем без пробок! Помечтать-то можно…

Итак, вариант 1. Пускаемся. Стрелка тахометра устанавливается на отметке «1200», компьютер показывает мгновенный расход топлива 2,5 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,9 л, через 10 минут — до 0,9 л. Тогда же видимые изменения на бортовом компьютере заканчиваются — стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для надежности ждем еще 10 минут — расход топлива уменьшается до 0,8 л/ч, что пока больше, чем обычные 0,6, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора. Лучшего результата достичь не удается — поехали! Едем на фиксированном режиме, треть

Как быстрее прогреть машину — 6 приемов опытных водителей — журнал За рулем

Многие замечали, что двигатели современных автомобилей прогреваются очень долго. Это относится, прежде всего, к дизельным моторам, но и бензиновые с турбонаддувом и непосредственным впрыском не подарок.

Материалы по теме

Если вспомнить историю, то в первых автомобилях отопителя не было вообще. Затем конструкторы сообразили, что можно использовать часть тепла, производимого двигателем, для обогрева пассажирского салона. На двигателях с жидкостным охлаждением появились нормальные печки, а на «воздушниках» эту проблему так до конца и не решили.

Но вот незадача: современные бензиновые моторы дорогих иномарок прогреваются порой дольше, чем старые карбюраторные движки Жигулей. Как же так? Впрочем, а так ли уж необходим быстрый прогрев двигателя? Да, и причин на то несколько. Медленно прогревающийся двигатель автомобиля приносит водителю следующие проблемы:

  • расходует больше топлива
  • интенсивнее изнашивается
  • дает более «грязный» выхлоп
  • дольше прогревается салон

Именно последнее обстоятельство больше всего напрягает современных водителей, поскольку это касается личного комфорта.

От чего зависит скорость прогрева?

Для начала перечислим факторы, на которые мы не в силах повлиять сиюминутно.

Материалы по теме

  • Литраж двигателя. Очевидно, что многолитровый восьмицилиндровый двигатель даже на холостом ходу производит намного больше тепла, чем мотор малолитражки. Вспомните об этом при очередной смене личного автомобиля.
  • Коэффициент полезного действия (энергоэффективность) двигателя. Дизели медленно прогреваются именно потому, что они гораздо большую часть энергии сгоревшего топлива обращают в полезную работу — в частности, на холостом ходу вращают сами себя и кучу вспомогательных агрегатов. И совсем малая часть тепла уходит в систему охлаждения и теряется с выхлопными газами. Соответственно, прогреть дизель на холостом ходу в мороз почти невозможно. Почти все то же самое относится и к турбированным бензиновым двигателям с непосредственным впрыском топлива. Им свойственны высокий КПД, низкий расход топлива, удобная характеристика крутящего момента и медленный прогрев без нагрузки. Зато старые добрые атмосферные моторы, имея не очень хорошие показатели по расходу топлива, прогреваются достаточно быстро. Все описанные процессы очень хорошо индицирует бортовой компьютер автомобиля, если на нем есть режим часового расхода топлива на холостом ходу. Так вот, у простых атмосферных моторов он заметно выше, чем у более современных агрегатов или у дизелей.
  • Неисправности. Если термостат зависает в открытом положении, то тепла в машине не ждите. Также ухудшат приток тепла засоренный салонный фильтр и заросший грязью изнутри и снаружи радиатор отопителя. Для быстрого прогрева все системы автомобиля должны быть исправны.
  • Размеры салона. Одно дело прогреть несколько кубометров салона Лады Ларгус, другое — создать теплую атмосферу в пикапе с короткой кабиной и одним рядом сидений. Во втором случае на прогрев салона уйдет в разы меньше времени.

Имейте в виду

Не у всех автомобилей есть штатные и корректно работающие указатели температуры двигателя. Большинство таких указателей оживают лишь при температуре охлаждающей жидкости 40°C. Есть автомобили, у которых в комбинации приборов просто светится синий символ — мол, движок холодный. И гаснет только, когда температура ОЖ достигает 60°C. После этой отметки мотор уже можно нагружать, не боясь навредить ему.

Как ускорить прогрев двигателя и салона?

Материалы по теме

  • Температура окружающего воздуха и скорость ветра. Очевидно, что на эти факторы мы повлиять не можем. Хотя… если вы точно знаете, как пролегает через ваш двор подземная теплотрасса (ее легко вычислить по таящему над ней снегу), то можно поставить машину аккурат над ней. Выиграете пару минут во время прогрева.
  • Обороты двигателя. Выше обороты — быстрее прогрев. Здесь, как ни странно, старые карбюраторные двигатели имели некоторое преимущество в виде «подсоса». Помните этот рычажок под передней панелью, который вытягивали на себя сразу после запуска двигателя? При этом мотор работал с прикрытой воздушной заслонкой обычно на более высоких оборотах, чем современный впрысковой двигатель в режиме прогрева. Водителю современной машины можно чуть нажать на педаль акселератора, чтобы двигатель работал в диапазоне 2000–2500 об/мин.
  • Нагрузка на двигатель. Чем больше нагрузка, тем быстрее прогрев. Но здесь важно не перегрузить холодный мотор, поскольку холодное масло еще не обеспечивает полноценной смазки, да и тепловые зазоры далеки от оптимальных. Мы всегда рекомендуем непродолжительный прогрев на холостом ходу, а затем — неспешное движение еще несколько минут на минимальной нагрузке. Немного ускорит прогрев автомобиля с вариаторами или классическим автоматом во время стоянки включение режима «D» коробки передач.
  • Теплоотдача в отопитель. На скорость прогрева салона влияет и то, правильно ли вы пользуетесь отопителем. Если у автомобиля двигатель небольшого литража, то радиатор отопителя, продуваемый ледяным воздухом на максимальной скорости вращения вентилятора, весьма затрудняет прогрев машины. И воздух из печки

Почему не нужно прогревать двигатель машины зимой? — Рамблер/авто

При наступлении холодов любой водитель, руководствуясь здравым смыслом, до того как выехать куда-либо на автомобиле, запускает мотор и дает ему некоторое время поработать на холостом ходу, чтобы он имел возможность прогреться.

Но так ли это необходимо на самом деле? По этому поводу имеется большое количество мнений, а автовладельцы могут говорить и спорить довольно долгое время. В итоге водителям был поставлен такой вопрос: необходимо ли выполнять прогрев автомобильного двигателя в зимнее время года? На него имеется четкий и конкретный ответ: осуществление прогрева мотора перед поездкой совершенно не удлиняет срок его работы, что может удивить большую часть водителей.

Прогрев и особенности работы двигателя. Прогрев двигателя в холодное время года может привести к недостаточному количеству смазочного материала во внутренней части блока двигателя. Итогом же частого выполнения прогрева становится сильное снижение ресурса его работы, по причине ухудшения качества смазки в компонентах силовой установки.

Говоря более подробно, работа двигателя внутреннего сгорания выполняется с использованием поршней, производящих сжатие смеси воздуха и впрыснутого топлива, которая в дальнейшем воспламеняется от искры, подаваемой свечой зажигания в специальной камере сгорания. Подобное возгорание топлива представляет собой практически неконтролируемый мини-взрыв, результатом которого становится выделение необходимого для питания всех внутренних составных частей двигателя количества энергии.

Когда мотор находится в холодном состоянии, бензин имеет меньший процент возможности для испарения в достаточном количестве. Это означает, что после стоянки вне помещения в холодное время года, бензин может оказаться практически непригодным для оптимальной степени возгорания.

Системы современных моторов. Большая часть двигателей современных машин имеет в своей конструкции многочисленные датчики, задача которых осуществлять контроль за уровнем температуры на улице и, в зависимости от результата, подавать определенный сигнал управляющему блоку для выполнения впрыска дополнительного количества топлива. Это означает, что в морозную погоду, даже при плохом испарении бензина, автоматика будет выполнять подачу в двигатель увеличенного количества топлива. Происходить это будет до тех пор, пока температура прогрева мотора не станет равна 4-5 градусам.

Последствия. Итогом становится попадание в непрогретом состоянии в камеру сгорания мотора большего количества топлива, чем требуется двигателю, даже при нахождении в прогретом состоянии. По словам специалистов, это приводит к тому, что все лишнее количество топлива осаживается на стенках цилиндров, что в свою очередь способствует вымыванию моторного масла. Также стоит напомнить о том, что бензин представляет собой отличный растворитель и при запуске двигателя в холодном состоянии начинает достаточно быстро вымывать смазку. Нельзя не согласиться с мнением, что при прогреве на протяжении короткого времени это вряд ли сможет нанести существенный вред мотору, но при прогреве «по старинке», на протяжении длительного времени, это может привести к сильному сокращению срока службы силовой установки. Основной причиной при этом будет считаться постоянная нехватка внутри двигателя моторного масла.

Итог. Тем не менее некоторое время двигателю все же стоит дать прогреться, для приведения его частей в рабочее состояние. Особенно это относится к внутренним металлическим элементам, между которыми имеются определенные тепловые зазоры.

Видео дня. Мужчина поджег машину жены соседа из-за замечания о громкой музыке

Читайте также

Как правильно прогревать автомобиль зимой? — журнал За рулем

Прогревать современную машину? А зачем? Может быть, проще сесть и поехать? Или есть другие варианты?

Если будешь колоть дрова сам, они согреют тебя дважды… Народная мудрость

как прогревать автомобиль

Ледяной дождь не только лишает обзорности, но порой и самой возможности проникнуть в автомобиль.

Ледяной дождь не только лишает обзорности, но порой и самой возможности проникнуть в автомобиль.

Как прогревать машину зимой? Сразу вижу скептические ухмылки тех, кто вообще не понимает, о чем идет речь. Зачем ее вообще прогревать — сел и поехал. А разного рода прогревы, ожидания и прочая трата времени — это отголоски далекой эпохи, до которой современному человеку нет никакого дела.

Материалы по теме

Тем, кто с этим согласен, можно наш материал не читать. Потому что автор — профессиональный двигателист со стажем — с этим категорически не согласен. И еще он прекрасно знает: никаких принципиальных отличий между моторами века нынешнего и века минувшего нет! Что бы там ни говорили менеджеры на подиумах, а кольца и поршни по-прежнему трудятся даже в самых современных ДВС. При этом все детали мотора прогреваются по-разному! К примеру, днище поршня разогревается очень быстро, а вот зона канавок — куда медленнее. Ну и что будет с неравномерно прогретой деталью, которую вдруг начинают пришпоривать? Если коротко, то ответ такой: ничего хорошего. Впрочем, подробнее мы об этом уже писали.

Что до высказывания менеджеров, убеждающих наивных покупателей в том, что греть ничего не надо, то их волнует вовсе не наше благосостояние, а требования по части экологии. А все эти Евро-5 накладывают серьезные ограничения на токсические компоненты, выбрасываемые наружу в пусковых режимах. Впрочем, все это мы неоднократно описывали, а потому возвращаемся к исходному вопросу: как греть мотор?

Если коротко, то ответ такой: максимально быстро! Зимняя езда в любом случае заметно сильнее изнашивает автомобиль, чем эксплуатация в теплых условиях. Телекомментаторы и прочие «эксперты» очень любят приравнивать один холодный пуск двигателя к сотни километров пробега автомобиля где-нибудь на Канарах. Заметим сразу же, что точных цифр не знает никто. Главное, быстрее изнашиваются трансмиссия и подвеска — страдают все резиновые детали. Ухудшаются характеристики амортизаторов — соответственно, кузов на неровностях дороги испытывает большие напряжения. Между тем мастики, герметизирующие швы кузова, затвердев от мороза, также склонны к растрескиванию.

Короче, первым делом пускаем мотор. Если у вас стоит система дистанционного пуска, тогда все просто (хотя и угнать такой автомобиль заметно легче). Если такой системы на вашей машине нет, то предстоит вначале проникнуть в салон, а это может быть непросто. Может понадобиться щетка для сметания снега — приносим ее из дома! К слову, один из наших читателей предлагал хранить ее в колесной нише — на колесе.

как прогревать автомобиль

Обязательно очистите контур водительской двери…

Обязательно очистите контур водительской двери…

как прогревать автомобиль

…иначе снеговая лавина сойдет прямиком в салон.

…иначе снеговая лавина сойдет прямиком в салон.

Очищаем только водительскую дверь и ее ручку. Если дверь примерзла по контуру уплотнителя и не поддается, то пробуем вначале прижать ее к проему сильнее. Сделав так несколько раз, снова пытаемся открыть. Иногда помогает распыление размораживателя стекол по контуру двери. Не открываетсяводительская дверь — пробуем открыть другие. Но не советуем поливать машину из чайника — может кончиться тем, что треснет стекло или, что еще веселее, эта вода тоже в итоге замерзнет.

Наконец, мы на водительском месте.

как прогревать автомобиль

Пока машина греется, можно очистить снег с автомобиля…

Практика: нужен ли прогрев двигателя зимой и почему

Гены бывалого автомобилиста на подсознательном уровне подсказывают: мотор греть надо! Это говорит в нас опыт отцов и дедов, а вот, автолюбители нового поколения другого мнения – завел холодный автомобиль и в дорогу. Кто же прав, если силовой агрегат представляет собой сплошной пакет компромиссов, и вопрос холодного запуска ДВС здесь не исключение. Попробуем разобраться с этой актуальной проблемой в очередной раз, используя исследования авторитетных специалистов.

Что происходит с узлами мотора в зимний сезон?


прогрев двигателя автомобиля зимой

Чтобы понять, насколько нужен прогрев двигателя автомобиля зимой, важно понять природу физических явлений и их влияние на параметры автодеталей. Вместе с правильным выбором присадки в горючее в будущем это поможет избежать многих ошибок, большинство из которых имеют свойство оборачиваться серьезными материальными тратами. Итак, на морозе с машиной происходят следующие явления:

  • Твердые материалы сужаются – особо важно это для трущихся деталей, потому что результатом является увеличение зазоров и повышенный износ деталей. Данный фактор распознается по металлическому шуму из зоны ДВС.
  • Моторное масло застывает – при этом подшипники и сопряженные с ними элементы теряют возможность эффективной смазки. Затрудненное перемещение частей подшипника ускоряет не только его износ, но и увеличивает нагрузку на узлы мотора. Само собой, с полной уверенностью можно говорить о повышенном расходе горючего.
  • Эластичные детали становятся хрупкими – в полной мере это актуально для шлангов, которые под действием застывшей жидкости могут лопнуть или сорваться с патрубка. Уже только по этому фактору каждый в состоянии определить, нужен ли прогрев двигателя зимой или в нем нет необходимости.
  • Уменьшение емкости АКБ – поскольку электролит – жидкость, то при минусовой температуре его вязкость увеличивается. Как следствие – падение скорости химреакции и уменьшение времени, в течение которого батарея способна выдавать нужный ток. Здесь не помешает рейтинг АКБ, который поможет выбрать нужную модель.

На основании вышеперечисленного вполне резонно сделать вывод – помимо неоптимального сопряжения элементов конструкции износ деталей ДВС зависит от качества и вязкости моторного масла.

нужен ли прогрев двигателя зимой

Как выглядит нагрев мотора в зимних условиях?

Считать силовой агрегат нагретым можно только в том случае, когда все технологические жидкости и детали примут состояние рабочих температур. Охлаждающая жидкость прогревается быстрее всего, о чем свидетельствует положение стрелки на панели приборов. Одновременно с антифризом прогреваются верхняя часть ДВС. Далее нагрев идет в следующей последовательности:

  • Масло в поддоне.
  • Нейтрализатор.

В процессе нагрева мотора многие начинающие автомобилисты обращают внимание на увеличение расхода горючего и ошибочно полагают, что виной являются датчики ЭБУ. Однако это не так, и дальнейший нагрев доказывает это.

По теме: нужен ли прогрев холодного двигателя зимой и как его осуществить?


Главная причина проста – любое масло густеет на холоде, а при достижении определенной температуры может совсем потерять текучесть:
  • Минеральное – при -20…25 °C.
  • Синтетическое – при 45…45 °C.

Узлы трения в итоге функционируют «всухую», уровень механических потерь возрастает, а это непременно требует дополнительных топливных затрат. Однако когда же прогрев охлажденного двигателя автомобиля зимой достигнет оптимальной температуры? Если запустить мотор, и сразу начать движение или греть на месте? Испытаем три алгоритма нагрева:

  • Классический – нагреть мотор и потом ехать.
  • Современный – запустил и поехал.
  • Смешанный – запустить, дать поработать ДВС 3-5 минут, а нагревать до рабочей температуры уже в процессе движения.

Для исследований была взята неновая иномарка из Европы с мотором 1,6 л Евро-4.

Классический вариант

После запуска тахометр показывает 1 200 оборотов, при этом расход горючего составляет 2,5л/ч. Спустя 60 секунд расход упал до 1,9 л, а через 10 минут – до 0,85 л. Температура антифриза достигла всего лишь 50 °C.

Еще через 10 минут расход сократился до 0,8 л/ч, а температура ОЖ осталась на уровне 55 °C. Начинаем движение в фиксированном режиме, достигая 50 км/ч, расход горючего – 6,5 л на 100 км. В итоге на разогрев потрачено около 0,8 литров бензина.

Современный вариант

Практически все нынешние производители авто рекомендуют начинать движение сразу после пуска ДВС. Машине это не идет на пользу, но какой автоконцерн смотрит дальше гарантийного срока. Итак, для начала расход топлива – 10 литров. Через 40-50 секунд он снизился и остановился на 6,7 л.

В итоге ушло около 0,5 л горючего плюс сэкономлено 20 минут личного времени. Оптимизация налицо, но насколько это оправдано на длинной дистанции – вопрос.

Смешанный вариант

После запуска мотор работал 5 минут, пока чистили стекла ото льда. Движение началось при расходе 1,4 л/ч на холостых. На старте пробега получилась цифра в 7,5 л на 100 км, а в конце – 6,5. В итоге ушло 0,6 л, что лучше первого варианта, но несколько хуже второго.

Экология и прогрев ДВС

прогрев холодного двигателя автомобиля зимой

Автопроизводители совсем не вникают в суть вопроса, нужен ли прогрев остывшего двигателя зимой – о наших деньгах они думают менее всего. Основной аргумент – экологическая безопасность, потому что на этапе пуска содержание в выхлопе токсических веществ достигает максимума. Причина такого положения – необходимость обогащения смеси, но не вся она успевает сгореть в камере. Остатки «вылетают в трубу».

Устранять эти последствия должен каталитический нейтрализатор, однако эффективность его работы находится в узком диапазоне температур. Непрогретый катализатор не способен снизить концентрацию токсических компонентов. По мере разогрева его продуктивность растет, в итоге горячий нейтрализатор полностью устраняет токсичность выхлопа. Вывод – нужно как можно быстрее вывести в рабочий диапазон активную зону катализатора.


Как показала практика, при разогреве на стоянке в режиме холостого хода катализатор не выходит на рабочий режим. Поэтому, нужно двигаться. Концентрация токсинов при разогреве на стоянке в два раза больше, чем при движении после запуска ДВС. Смешанный вариант, когда начали движение после короткого прогрева, дает самое низкое количество вредных выбросов.

Как выполняется прогрев карбюраторного двигателя автомобиля зимой вне гаража?

Автомобилисты старой школы утверждают, что мотор с карбюратором греть на ходу нельзя. Но это не совсем так – при исправной системе зажигания и карбюраторе, воздушной заслонкой можно скорректировать число оборотов. Автомобиль после этого будет разогрет через 3-4 минуты и будет ехать без провалов.

И все же в таком подходе есть большой минус. При таком прогреве карбюраторного двигателя автомобиля зимой в цилиндры поступает много горючего, которое удаляет моторное масло с поверхности поршня. Это приводит к сухому трению и возникновению задиров. Отсюда вывод – карбюраторный мотор лучше нагреть в неподвижном состоянии на средних оборотах.

Разогрев турбо-дизельного двигателя

Включение турбины осуществляется только при достижении определенных оборотов коленвала. Высокая частота вращения возможна только на больших скоростях. Но, как уже сказано, на остывшем моторе нельзя разгоняться – движение только на низкой скорости.

Езда на машине с дизельным агрегатом при неработающей турбине может привести к перегреву, что грозит локальным перегревом головки блока цилиндров с последующим ее короблением. Поэтому оптимальным можно считать разогрев на стоянке при средних оборотах. Владельцам таких авто можно посоветовать установить проточный подогреватель топлива, а также не помешает предпусковой обогреватель типа Webasto.

Поршень и предварительный разогрев ДВС

Движение без прогрева лишает детали двигателя возможности приготовиться к серьезным нагрузкам. Нелегкая судьба ждет не только подшипники, но и поршни. При резком старте да еще и с пробуксовкой, нагрузка на двигатель резко увеличивается. Днище поршня быстро разогревается тепловыми потоками, а вот боковая зона с канавками нагревается значительно позже.

В итоге – перепады температур и предельные напряжения, а поршень без канавок – уже не поршень. Чем тщательней разогрет ДВС, тем меньше вероятность поломки. Автопроизводители знают об этом, но ресурсный срок мотора их волнует только на время гарантии. А разговоры об экологии – это только предлог.

Резюмируем

Всем, кто интересуется, нужен ли прогрев холодного двигателя зимой, осталось сказать, что оптимальным можно считать смешанный вариант. Суть метода заключается в том, что мотор греется на стоянке 3-5 минут, а в движении на низкой скорости уже доводится до рабочего состояния. По параметрам токсичности и экономии – это самое оптимальное решение.

В процессе движения на начальной стадии нагрева мотора резкие нажатия на газ категорически не приветствуются – могут провернуться вкладыши коленвала, или зависнуть клапаны. На многих современных авто такая ситуация невозможна по причине наличия блокировки в программе управления мотором. Остальных спасет только хорошо разогретый агрегат, который вынесет такое издевательство без последствий.

Запомните: рабочая температура для ДВС – 90 °C, когда у масла раскрываются все характеристики, а тепловые зазоры между деталями наиболее приемлемы. Идеальный вариант начала зимней поездки:

  1. Запустить и погреть мотор 3-5 минут.
  2. Начать движение, исключая резкие ускорения. Не давать двигателю раскручиваться свыше 2 000 об/мин, пока он не нагреется до 80-90°C.

Следуя такой схеме, удается сохранить баланс в плане нагрузок на ДВС и трансмиссию. Также экономятся деньги и время, а природа не страдает от токсичных выбросов. Немаловажен и вопрос комфорта, ведь садиться и ехать в застывшей машине – это просто пытка.

Как эффективно и быстро прогреть мотор зимой — Рамблер/авто

Привычка прогревать двигатель автомобиля после долгой стоянки давно и прочно укоренилась в умах отечественных водителей. Подавляющее большинство россиян ежедневно систематически молотит поршнями моторов своих автомобилей, ожидая, когда стрелка на приборной панели поднимется до заветного значения. Так делать нужно, так правильно, этому учили деды!

Между тем, всё не так однозначно, как кажется. Достаточно открыть инструкцию к любому современному автомобилю и внимательно её прочитать. Почти во всех случаях вы найдёте в руководстве пользователя совет не прогревать мотор на холостом ходу, а сразу начинать движение. Так нужно прогревать в итоге двигатель или нет? В чём подвох?

Рабочая температура

Прежде чем разбираться в этом вопросе, стоить вспомнить одну немаловажную деталь. Любой двигатель внутреннего сгорания рассчитан на долгую и счастливую жизнь именно при оптимальной для данной модели мотора рабочей температуре. Как правило, в среднем она близка к отметке в 90-100 градусов Цельсия. Под рабочей температурой понимается такое состояние агрегата, когда все его рабочие компоненты и жидкости выходят на заданный конструкторами режим.

При начале работы двигателя первыми нагреваются места концентрации наиболее высокой температуры — камеры сгорания. За процесс равномерного нагрева всего остального «железа» отвечает помпа, которая прокачивает по магистралям омывающий цилиндры антифриз. Последний как раз и выполняет роль теплоносителя и регулятора температуры всего силового агрегата. Картер двигателя и находящееся в нём моторное масло, которое, к слову, также играет важную роль в процессе охлаждения всего двигателя, прогреваются заметно позже большинства других компонентов.

Причина страхов за мотор

Как раз с маслом, в первую очередь, и связаны основные страхи за двигатель и его ресурс. Чем ниже температура воздуха и самого масла, тем гуще оно становится, а значит, хуже прокачивается по каналам и подаётся к парам трения. При холодном запуске такие места работают практически без смазки, что приводит к повышенному износу вкладышей, подшипников и цилиндров. Недаром говорят, что каждый холодный пуск равен доброй сотне километров пробега — вреда он наносит ничуть не меньше.

7 неприятностей, способных погубить аккумулятор.

Вторая причина страхов также вполне объяснима — при неравномерном нагреве компонентов двигателя они испытывают экстремально высокие нагрузки. В первую очередь это относится к деталям цилиндропоршневой группы и всей головки блока цилиндров. Именно из-за этого на непрогретом моторе (не принципиально, в какое время года) не рекомендуется «рвать» с места.

Оба страха действительно относятся к более чем обоснованным. Для долгой беспроблемной эксплуатации мотор должен находиться в рамках рабочей температуры. Его недогрев не менее губителен, чем перегрев, и точно так же вредит многим деталям.

Иными словами, главный вопрос заключается не в том, нужно ли готовить мотор к поездке, а как именно правильно это делать — греть его на месте или сразу начинать двигаться, как рекомендуют ведущие мировые мотористы?

Прогрев на холостых оборотах

Водители, в распоряжении которых оказывались старые добрые карбюраторные машины, отлично знают: не прогреешь — не поедешь. На старой технике отсутствовала хитроумная электроника, а состав смеси регулировался вручную, для чего нужно было воспользоваться соответствующим рычажком. В противном случае автомобиль попросту глох, чихал или вовсе не заводился.

7 признаков поломки генератора.

Инжекторные моторы самостоятельно управляют процессом смесеобразования, получая информацию от множества датчиков, однако принцип их работы в режиме прогрева по сути ничем не отличается от карбюраторных.

Если в нормальных условиях двигатель внутреннего сгорания работает на максимально обеднённой смеси, то в режиме холодного пуска и прогрева ему нужна совсем иная смесь с большим количеством топлива. Чем холоднее на улице, тем плотнее воздух и тем хуже испаряется бензин, что компенсируется его количеством. В режиме прогрева мотор потребляет максимально много топлива, работает на повышенных оборотах и выбрасывает в атмосферу большое количество вредных веществ, поскольку холодный катализатор не способен эффективно выполнять свои прямые обязанности.

Большое количество бензина, поступающего в цилиндры, сгорает неэффективно. При этом в камере образуется довольно много сажи. Лишнее топливо активно смывает и без того плохо поступающее масло со стенок цилиндров, из-за чего поверхности испытывают повышенные нагрузки и изнашиваются намного быстрее, чем в прогретом состоянии.

10 неисправностей, которые быстро убивают автомобиль.

Иными словами, чем дольше вы молотите мотором вхолостую, тем быстрее он изнашивается, не принося взамен никакой отдачи. При этом для того, чтобы вывести мотор на рабочую температуру, нужно потратить немало времени и топлива.

Прогрев на ходу

При прогреве на ходу, который рекомендуют производители, режим работы мотора ничем не отличается, с той лишь разницей, что он сразу нагружается водителем: содержание топлива в смеси увеличивается, равно как и обороты холостого хода, при этом в движении двигатель раскручивается в два-три раза активнее, чем на холостом ходу. Прогрев мотора происходит в разы быстрее, но менее равномерно. В остальном он ничем не отличается от «холостого» прогрева.

«За» и «против»

Нетрудно догадаться, что вне зависимости от того, греете вы мотор в «холостом» режиме или в движении, он испытывает повышенные нагрузки, быстрее изнашивается, потребляет много топлива и сильно загрязняет окружающую среду. При этом у обоих способов есть как свои плюсы, так и минусы.

10 причин затруднённого пуска двигателя в холода.

Главным аргументом «холостого» прогрева обычно является банальная невозможность начала движения — при попытке отправиться в путь вам наверняка придётся бороться с сильным запотеванием или даже обледенением стёкол, что, как минимум, небезопасно. Наконец, температура в салоне машины будет далёкой от комфортной. Никаких иных действительно весомых аргументов этот способ прогрева, по большому счёту, не имеет.

Аргументов у прогрева на ходу гораздо больше: во-первых, в движении мотор прогреется намного быстрее, равно как и салон автомобиля, во-вторых, вы потратите значительно меньше горючего на единицу пути (в режиме холостого хода расход топлива стремится к бесконечности), в третьих, вам и вашим соседям не придётся дышать токсичными выхлопными газами, которые зимой становятся особенно едкими и опасными. Двигателю не придётся долго работать в «грязном режиме», а значит, вероятность закоксовывания и залегания поршневых колец также заметно снизится. При этом ресурс свечей зажигания и топливных форсунок увеличится.

Безумный российский чип-тюнинг: хороший, плохой, злой.

Наконец, в пользу второго метода красноречиво говорит и рекомендация самих мотористов: будьте уверены, даже если вы привыкли ежедневно выезжать с парковки на холодном моторе, гарантийный срок (а часто в разы больше) двигатель вашего автомобиля прослужит. Это обусловлено применением высококачественных материалов в конструкции агрегата и современных синтетических смазочных материалов, отлично работающих в любых диапазонах температур.

Оптимальный прогрев

Как же выглядит оптимальный прогрев мотора в российских условиях? В этом вопросе не существует единого мнения, однако наиболее приемлемым и правильным вариантом, на наш взгляд, можно назвать следующий алгоритм, пригодный для любых условий и температур.

— запускаем двигатель, включаем подогревы сидений и стёкол, направляем потоки воздуха из дефлекторов на лобовое стекло и зону боковых зеркал;

— выходим из автомобиля, сметаем снег, очищаем фары и номерные знаки от всевозможных загрязнений, проверяем чистоту зеркал и давление в шинах;

— смотрим на тахометр: как только обороты двигателя с повышенных значений начинают снижаться до нормальных, можно отправляться в путь; одновременно с этим, как правило, начинает отдавать тепло салонная печка.

Время прогрева при таком способе будет напрямую зависеть от конкретных условий окружающей среды, при этом вы не будете жечь лишнее топливо и понапрасну тратить время, равно как мёрзнуть в пути или отогревать на ходу замерзающие стёкла. Двигатель вашего автомобиля при этом будет отлично подготовлен к эксплуатации и не подвергнется чрезмерным нагрузкам.

Как заставить автомобильную печку огненно жарить зимой. Читайте статью на QutoЧитайте также:Правильно греем коробку передач: от «механики» до вариатораРазмораживаем замёрзший бачок омывателя за 8 простых шаговБезумный российский чип-тюнинг: хороший, плохой, злой

Разогрев и пуск двигателя | Разогрев двигателя

При стоянке автомобиля на открытой площадке подготавливать двигатель к пуску рекомендуется в следующей последовательности:

  • разогреть охлаждающую жидкость и масло в картере
  • заправить приборы системы питания дизельных двигателей (фильтры, топливопроводы, насосы-форсунки) профильтрованным и подогретым до 35—40° С топливом, а у карбюраторных двигателей подкачать топливо в поплавковую камеру
  • подогреть электрофакельным устройством воздух, поступающий в цилиндры дизельного двигателя, или подать во впускной трубопровод карбюраторного двигателя порцию легковоспламеняющегося топлива
  • прокрутить вручную коленчатый вал карбюраторного двигателя на два-три полных оборота

Прогреть автомобиль

Для пуска двигателя необходимо разогреть его цилиндры до температуры не ниже +40° С, масло в картере — не ниже +15° С и топливо в приборах питания, находящихся под капотом двигателя , д о + 30—40° С.

Например, разогрев и пуск холодного двигателя автомобиля ЗИЛ-157 при наличии подогревателя производится в следующей последовательности:

  • приготовляют необходимое количество воды для заполнения системы охлаждения двигателя и открывают кран питания подогревателя
  • открыв пробку радиатора и закрыв кран 20 котла подогревателя, заливают через воронку в котел подогревателя 2 л воды, после чего закрывают жалюзи радиатора, капот двигателя и надевают на него утеплительный чехол
  • перемещают ручку переключателя во второе положение и, включив электродвигатель на 15—20 сек, обеспечивают смачивание топливом асбестовой футеровки камеры сгорания подогревателя
  • переведя переключатель в нулевое положение, нажатием на кнопку включателя обеспечивают накал свечи
  • при достижении требуемого накала контрольной спирали, установленной на пульте управления, воспламеняется топливо в камере сгорания подогревателя (слышен «хлопок»)
  • перемещением рукоятки переключателя включают вентилятор и электромагнитный клапан, обеспечивает устойчивую работу подогревателя, после чего необходимо прекратить работу свечи накаливания
  • после 1—2 мин устойчивой работы подогревателя через воронку наливают дополнительно 4—6 л воды и, закрыв пробкой горловину воронки, продолжают разогрев двигателя
  • после нагрева залитой воды и появления из открытой горловины радиатора пара, что является признаком разогрева двигателя и открытия клапана термостата, пусковой рукояткой поворачивают коленчатый вал двигателя на 3—5 полных оборотов. Если повышенного сопротивления прокручиванию вала нет, то двигатель разогрет и готов к пуску

Перед пуском двигателя для прекращения работы подогревателя необходимо перевести переключатель в положение первое и, закрыв кран, прекратить подачу топлива. Переведя переключатель в нулевое положение, продувают котел в течение 50—60 сек и выключают вентилятор. Пускают двигатель в обычном порядке.

После начала работы двигателя закрывают сливной кран радиатора и, прогревая двигатель работой на средних оборотах холостого хода, заправляют в систему охлаждения двигателя воду через воронку котла подогревателя, после чего закрывают воронку пробкой и через горловину радиатора окончательно заполняют систему охлаждения водой.

После разогрева воды в системе охлаждения до температуры + 60° С разрешается начинать движение.

В случае неисправности подогревателя необходимо ее установить и устранить. При этом необходимо следить, чтобы вода не замерзала в водяной полости котла подогревателя и трубопроводе.

Если вода замерзла, разогревают ее, периодически включая подогреватель на 1—2 мин с интервалами в 3—4 мин и продувая котел между включениями.

Воду из системы охлаждения двигателя сливают через сливной кран радиатора и сливной кран 20 котла подогревателя. Нельзя пускать подогреватель с котлом, не заполненным водой, так как при этом котел может быстро разрушиться.

Холодный двигатель, система охлаждения которого заполнена низкозамерзающей смесью, разогревают в следующем порядке:

  • открыв кран, обеспечивают подачу топлива в подогреватель из бачка, закрывают жалюзи радиатора, капот двигателя и утепляют его чехлом
  • переместив ручку переключателя во второе положение, включают вентилятор и подачу топлива для смачивания асбестовой футеровки котла, после чего выключают вентилятор, переведя для этого ручку переключателя в нулевое положение, и включают свечу накаливания
  • при достижении требуемого накала контрольной спирали воспламеняется топливо в камере и начинает работать подогреватель
  • после включения вентилятора путем перемещения ручки переключателя во второе положение подогреватель начинает работать устойчиво

Разогрев двигателя с системой охлаждения, заполненной низкозамерзающими жидкостями, не только значительно проще, но и более экономичен по времени.

В условиях низкой температуры окружающего воздуха (минус 20° С и ниже) для сокращения времени работы подогревателей двигатели рекомендуется заправлять предварительно нагретыми в водогрейках охлаждающей жидкостью, маслом и топливом.

Время разогрева двигателя ЯАЗ-206 подогревателями перед пуском определяется главным образом температурой наружного воздуха и составляет 15—50 мин.

Разогрев паром двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 с системами охлаждения, заполненными охлаждающей жидкостью, также зависит от температуры воздуха и продолжается 30—70 мин.

При наличии в системе охлаждения низкозамерзающей жидкости и при разогреве ее паром из-за скопления в ней конденсата увеличивается процентное содержание воды, изменяется удельный вес жидкости и повышается температура замерзания.

Разогревать двигатель, система охлаждения которого заправлена низкозамерзающей жидкостью, можно горячей водой, однако находящуюся в системе охлаждения жидкость перед разогревом надо слить в чистую посуду. После разогрева горячей водой и пуска двигателя перед началом движения автомобиля систему охлаждения следует вновь заполнить низкозамерзающей жидкостью. При заправке системы охлаждения водой одновременно разогревают масло в картере двигателя. Если масло из картера двигателя было слито, необходимо картер двигателя заправить маслом, предварительно разогретым до 90—95° С.

Если в картере двигателя масло осталось, то для его разогрева можно залить в картер двигателя дополнительное количество горячего масла (50% от нормы).

Для облегчения пуска двигателя рекомендуется провернуть коленчатый вал. Надежный пуск будет обеспечен при температуре масла не ниже +15° С.

Перед пуском лишнее масло следует из картера слить. НИИАТ считает, что яри температуре окружающего воздуха ниже минус 20° С эффективным методом облегчения пуска двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 является разогрев их паром, который подают в водораспределительную трубу через калиброванное отверстие диаметром 7 мм. Расход пара для подогрева 5—6 кг, время разогрева 15—30 мин.

Пуск карбюраторных двигателей значительно (проще и легче пуска дизельных двигателей, однако в сложных условиях быстрый их разогрев и последующее получение необходимого числа пусковых оборотов коленчатого вала без задира его шеек и зеркала цилиндра затруднено.

Практика эксплуатации и проведенные исследования показали, что при пуске холодных, неподготовленных к пуску двигателей, особенно дизельных, происходит разрушение вкладышей шатунных и коренных подшипников. Причиной данного явления является деформация вкладышей, выполненных в виде биметаллических пластин, имеющих различные коэффициенты температурного расширения основного материала (стали) и антифрикционного материала (свинцовистой бронзы, баббита). Так, охлажденная на 1°С бронза сжимается в Образа больше, чем стальное основание. Это приводит к тому, что при понижении температуры вкладыш приобретает эллипсообразную вместо требуемой кольцевой форму с расположением малой оси по линии разъема вкладыша. При этом зазор в зоне стыков вкладышей уменьшается, нарушается укладка его в постели и резко ухудшаются условия смазки.

При этом возможны случаи провертывания вкладыша из постели или разрушение антифрикционного слоя (прижиг, выплавление) подшипника.

Следовательно, для надежного и безопасного пуска двигателя необходимо обеспечить прогрев подшипников коленчатого вала до 5—10° С, а также пяти-шестикратное медленное прокручивание его вручную с тем, чтобьг заполнить зазоры разогретым и маловязким маслом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *