РазноеРемонт рулевого управления приводят в – Рулевое управление, его обслуживание и неисправности. Техническое обслуживание и технический ремонт рулевого управления с гидроусилителем Ремонт рулевого управления приводят в каком участке

Ремонт рулевого управления приводят в – Рулевое управление, его обслуживание и неисправности. Техническое обслуживание и технический ремонт рулевого управления с гидроусилителем Ремонт рулевого управления приводят в каком участке

Содержание

Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления

Техническое обслуживание механизмов рулевого управления носит плановый характер. Объем выполняемых работ определяется видом технического обслуживания. В процессе ежедневного технического обслуживания необходимо проверять свободный ход рулевого колеса, состояние креплений сошки, а также ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес. Кроме этого необходимо ежедневно проверять зазор в шарнирах гидроусилителя и в рулевых тягах, а также работу гидроусилителя и рулевого управления. Эти проверки выполняют при работающем двигателе.
В процессе первого технического обслуживания (ТО-1) необходимо проверять крепление и шплинтовку гаек сошек, шаровых пальцев, рычагов поворотных цапф; свободный ход рулевого колеса и шарниров рулевых тяг; состояние шкворней и стопорных шайб; затяжку гаек, клиньев карданного вала рулевого управления; герметичность системы усиления рулевого управления, а также уровень смазочного материала в бачке гидроусилителя, при необходимости доливают его.

В процессе ТО-2 выполняют те же работы, что и при ТО-1, а также проверяют углы установки передних колес и при необходимости выполняют их регулировку; проверяют и при необходимости подтягивают крепление клиньев шкворней, картера рулевого механизма, рулевой колонки рулевого колеса; зазоры рулевого управления, шарниров рулевых тяг и шкворневых соединений; состояние и крепление карданного вала рулевого управления; крепление и герметичность узлов и деталей гидроусилителя рулевого управления.

При сезонном техническом обслуживании выполняют работы ТО-2, а также осуществляют сезонную замену смазочного материала.
Визуальный контроль технического состояния деталей, агрегатов и механизмов рулевого управления выполняют путем осмотра и опробования. Если доступ к деталям рулевого управления невозможен сверху, то осмотр можно проводить над смотровой ямой.
Контроль крепления колонки и рулевого механизма осуществляется путем приложения усилий во всех направлениях. В процессе такой проверки не допускается осевое перемещение или качение рулевого колеса, колодки, а также присутствие стука в узлах рулевого управления.

При проверке креплений картера рулевого механизма, а также рычагов поворотных цапф необходимо поворачивать рулевое колесо около нейтрального положения на 40-50° в каждую сторону. Состояние рулевого привода, а также надежность крепления соединений проверяют при помощи приложения знакопеременной нагрузки непосредственно к деталям привода. Работа ограничителей поворота проверяется визуально при повороте управляемых колес в разные стороны до упора.

Для того чтобы проверить герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого привода, необходимо удерживать рулевое колесо в крайних положениях при работающем двигателе. Кроме этого проверку герметичности соединений системы гидроусилителя осуществляют в свободном положении рулевого колеса. Соединения считаются герметичными, если отсутствует протекание смазочного материала. Кроме этого при проверке не допускается самопроизвольный поворот рулевого колеса с гидроусилителем рулевого привода от нейтрального положения к крайним или наоборот.

Силу трения, а также свободный ход рулевого колеса проверяют при помощи специального прибора, который состоит из динамометра и люфтомера. Люфтомер включает в себя шкалу, которая крепится на динамометре, и указательную стрелку, которая закрепляется на рулевой колодке при помощи зажимов. Динамометр крепится к ободу рулевого колеса при помощи зажимов. На рукоятке прибора располагается шкала динамометра. При измерении люфта рулевого колеса к рукоятке прибора прикладывают усилие 10 Н, которое действует в обе стороны. После этого стрелка прибора показывает суммарную величину люфта. Для легковых автомобилей суммарная величина люфта должна находиться в пределах 10°, а для грузовых автомобилей — в пределах 20°. На автомобилях, оснащенных гидроусилителем, люфт определяют при работающем двигателе.
Общую силу трения определяют при полностью вывешенных передних колесах. Если рулевое управление правильно отрегулировано, то колесо должно свободно поворачиваться от среднего положения для движения по прямой при усилии в 8-16 Н.
Состояние шарниров рулевых тяг оценивают визуально, прилагая усилия к рулевому колесу. Люфт в шарнирах проявляется во взаимном относительном перемещении соединяемых деталей.

Проверку усилителя рулевого управления осуществляют путем измерения давления в системе гидроусилителя. Для проверки необходимо вставить в нагнетательную магистраль манометр с краном. Замеры давления производят при работающем двигателе на малых оборотах, поворачивая колеса в крайние положения. Давление, которое развивает насос гидравлического усилителя, должно быть не менее 6 МПа. Если давление меньше 6 МПа, то необходимо закрыть кран, после этого давление должно подняться до 6,5 МПа. Если после закрытия крана давление не поднимается, значит, произошла поломка насоса, который необходимо отремонтировать или заменить на новый.

Регулировочные работы по рулевому механизму включают в себя работы по регулировке осевого зазора в зацеплении, а также в подшипниках вала винта.
Рулевой механизм считается исправным и пригодным для дальнейшего применения, если люфт рулевого колеса при движении по прямой не превышает 10°. Если люфт превышает допустимые значения, то необходимо проверить зазор в подшипниках вала винта. Если в подшипниках имеется достаточно большой зазор, то осевой люфт будет легко ощущаться.

Для того чтобы устранить люфт в подшипниках вала, необходимо отвернуть болты, снять крышку картера рулевого механизма и затем удалить одну регулировочную прокладку. После удаления прокладки необходимо снова выполнить проверку осевого люфта. Операцию необходимо повторять до тех пор, пока усилие на поворот руля не будет составлять 3-6 Н.
Регулировку зацепления винта (червяка) с роликом регулируют без снятия рулевого механизма. Для этого необходимо отвернуть гайку со штифта вала винта, затем снять шайбу со штифта, после этого при помощи специального ключа поворачивают регулировочный винт на несколько вырезов в стопорной шайбе. В результате этого происходит изменение величины бокового зазора в зацеплении, что, в свою очередь, изменяет свободный ход рулевого колеса.

Для того чтобы определить величину люфта в сочленениях рулевого привода, необходимо резко покачивать сошку руля при повороте рулевого колеса. После проверки при необходимости подтягивают резьбовую пробку. Кроме этого при проверке осевого люфта в сочленения добавляют смазку, а при большом износе производят замену шарового пальца или всей тяги в сборе.
К основным неисправностям системы управления относятся: обломы и трещины на фланце крепления картера, износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг; износ червяка и ролика вала сошки втулок, подшипников и мест их посадки; изгиб тяг и ослабление крепления рулевого колеса на валу.

При значительном износе рабочей поверхности или при отслоении закаленного слоя червяк рулевого колеса заменяют на новый. При наличии трещин на поверхности ролика вала его меняют на новый. Червяк и ролик необходимо заменять одновременно.
Изношенные шейки вала сошки восстанавливают при помощи хромирования и последующего шлифования под ближайший ремонтный размер. Шейку вала можно восстановить при помощи шлифования бронзовых втулок, устанавливаемых в картере, под ближайший ремонтный размер.
Изношенные места посадки подшипников в картере рулевого управления можно восстановить при помощи дополнительной втулки. Втулка запрессовывается в изношенное место посадки подшипника, затем втулка растачивается под рабочий размер подшипника.
Обломы и трещины на фланце крепления картера можно устранить при помощи варки газовым пламенем. Изношенное отверстие в картере растачивается под ремонтный размер.

Кроме этого быстрому износу подвержены шаровые пальцы и вкладыши поперечной рулевой тяги. На концах поперечных рулевых тяг часто возникает срыв резьбы. Кроме этого в процессе эксплуатации появляется ослабление или поломка пружин, а также нарушение изгиба тяг.

Изношенные шаровые пальцы, которые имеют сколы или задиры, необходимо заменить на новые. Одновременно с заменой шаровых пальцев осуществляется замена их вкладышей. Сломанные или ослабленные пружины не подлежат восстановлению и заменяются на новые. Нарушение изгиба тяг устраняется правкой тяги в холодном состоянии.

Основными неисправностями гидравлического усилителя являются отсутствие усиления при любых частотах вращения коленчатого вала двигателя, а также неравномерное или недостаточное усиление при повороте рулевого колеса в обе стороны.
Для того чтобы устранить неисправности системы гидравлического усиления, необходимо слить из системы масло, тщательно промыть составляющие ее детали, а также разобрать насос.

Последовательность разборки насоса гидравлического усиления следующая:

1) снять крышку бачка и фильтра;
2) удерживая предохранительный клапан от выпадения, необходимо снять бачок с корпуса насоса;
3) снять распределительный диск;
4) снять статор, предварительно отметив его положение относительно распределительного диска и корпуса насоса;
5) снять ротор в сборе с лопастями.

Кроме этого при ремонте насоса гидравлического усиления необходимо снять шкив, стопорное кольцо и вал насоса с передним подшипником.
Детали насоса необходимо промыть раствором, обмыть водой и затем обдуть сжатым воздухом.
При техническом обслуживании необходимо проверять свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса, а также отсутствие задиров или износа на торцевых поверхностях ротора, корпуса и распределительного вала.
После проверки, устранения неполадок и сборки насос необходимо проверить на стенде. Рулевой механизм после проверки, ремонта и контроля деталей собирают, регулируют и испытывают с гидравлическим усилителем в сборе.

Кроме этого из-за неполадок в системе рулевого управления может возникать стук в процессе движения, неустойчивое движение автомобиля, а также тяжелый поворот рулевого колеса.

В том случае, если рулевое колесо туго вращается, необходимо проверить давление в шинах передних колес. Другой причиной туго вращающегося рулевого колеса может быть деформация деталей рулевого привода. В этом случае следует проверить, не согнуты ли рулевые тяги и поворотные рычаги, и заменить деформированные детали.

При тугом повороте рулевого колеса также следует проверить уровень масла в картере рулевого механизма и при необходимости долить его до нормы. Если при проверке обнаруживается неисправный сальник, его необходимо заменить на новый. Кроме этого в некоторых случаях причиной тугого вращения рулевого колеса на морозе является загустевание трансмиссионного масла. Необходимо проверить шаровые шарниры рулевых тяг, перемещая наконечники тяг вдоль оси пальцев. Для проверки при помощи рычага и опоры перемещают наконечник параллельно оси пальцев. Если вкладыш пальца не заклинило в гнезде наконечника тяги, от осевое перемещение наконечника относительно пальца составляет 1-1,5 мм, если вкладыш заклинило, то его необходимо заменить вместе с вкладышем.

Кроме того, рулевое колесо может туго вращаться после ремонта маятникового рычага. Это может возникнуть из-за перетянутой регулировочной гайки при замене втулок или оси маятникового рычага. Если гайка затянута неправильно, то маятниковый рычаг будет вращаться в горизонтальном положении под действием собственной массы. Если гайка затянута правильно, то рычаг будет поворачиваться только под действием силы, приложенной к его концу.
В том случае, если гайка перетянута, то необходимо ее отвернуть, затем приподнять шайбу и снова затянуть гайку. После того как затяжение гайки исправлено, нужно соединить шаровые пальцы тяг с рычагом.

Если в рулевом механизме нет неполадок, то проблема заключается в установке углов передних колес. Установку передних колес необходимо проверять после ремонта или замены деталей передней подвески, а также после поездки по неровной дороге. Однако необходимо учитывать, что точную регулировку углов передних колес могут произвести только на станции технического обслуживания.
Стуки передней подвески во время движения, колебания передних колес, затрудненное управление автомобилем могут появиться в результате увеличения зазоров в соединении деталей рулевого управления из-за износа деталей, ослабления затяжки гаек крепления Наконечников или шаровых пальцев. Для того чтобы устранить зазоры, необходимо подтянуть гайки шаровых пальцев рулевых тяг, регулировочную гайку оси маятникового рычага, гайки шаровых пальцев поворотных рычагов, а также болты крепления рулевого механизма, кронштейна маятникового рычага. Кроме этого для устранения шума нужно отрегулировать зацепление ролика с червяком или подшипников червяка.

При резком ухудшении устойчивости автомобиля необходимо остановиться и проверить крепления картера рулевого управления, кронштейна маятникового рычага, кронштейна вала рулевой колонки к кузову, а также затяжку гаек крепления шаровых пальцев.
Если в процессе движения руль автомобиля «тянет» в сторону, то проблема, скорее всего, в падении давления в одном из передних колес, поэтому автомобиль отклоняется в его сторону. При падении давления в одном из задних колес автомобиль даже на небольшой скорости начинает водить то в одну сторону, то в другую.

Если автомобиль постоянно отклоняется в одну сторону, то причиной этого может быть деформация поворотной цапфы или поворотного рычага из-за быстрого движения по неровной дороге. При этом происходит постоянный занос автомобиля. Для проверки технического состояния цапфы и рычагов необходимо обратиться на станцию технического обслуживания. Если эти детали деформированы настолько, что их невозможно восстановить, то эти детали необходимо заменить на новые.

На каком участке проводят ремонт рулевого управления. Техническое обслуживание и текущий ремонт рулевых управлений. Виды технического обслуживания

Объем работ при обслуживании механизмов рулевого управления носит плановый характер и определяется видом ТО.

При ежедневном техническом обслуживании проверяют свободный ход рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес и крепление сошки. Зазор в шарнирах гидроусилителя и рулевых тягах, работа рулевого управления и гидроусилителя проверяются при работающем двигателе.

При ТО-1 кроме работ по ЕТО проверяются крепление и шплинтовка гаек сошек, шаровых пальцев, рычагов поворотных цапф; состояние шкворней и стопорных шайб, гаек; свободный ход рулевого колеса и шарниров рулевых тяг; затяжка гаек, клиньев карданного вала рулевого управления; герметичность системы усилителя рулевого управления и уровень смазочного материала в бачке гидроусилителя, при необходимости доливают его.

При ТО-2 кроме работ по ТО-1 проверяют углы установки передних колес и при необходимости их регулируют; зазоры рулевого управления, шарниров рулевых тяг и шкворневых соединений; крепление клиньев шкворней, картера рулевого механизма, рулевой колонки и рулевого колеса; состояние цапф поворотных кулаков и упорных подшипников; крепление и герметичность узлов и деталей гидроусилителя рулевого управления; состояние и крепление карданного вала рулевого управления.

При сезонном техническом обслуживании кроме работ ТО-2 выполняют сезонную замену смазочного материала.

Внешний контроль технического состояния деталей рулевого управления проводят путем осмотра и опробования. Осмотр проводят над осмотровой ямой, если доступ к деталям сверху невозможен.

Контроль крепления рулевого колеса и колонки проводят путем приложения знакопеременных усилий во всех направлениях. При этом не допускаются осевое перемещение или качание рулевого колеса, колонки, стук в узлах рулевого управления.

Крепление картера рулевого механизма, рычагов поворотных цапф проверяют покачиванием рулевого колеса около нейтрального положения на 40—50° в каждую сторону.

Состояние рулевого привода и надежность крепления соединений проверяют путем приложения знакопеременной нагрузки непосредственно к деталям привода.

Работу ограничителей поворота оценивают визуально при поворотах управляемых колес до упора в каждую сторону.

Герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого привода контролируют при работе двигателя удержанием рулевого колеса в крайних положениях, а также при свободном положении рулевого колеса, при этом недопустимо подтекание смазочного материала. Не допускается самопроизвольный поворот рулевого колеса с гидроусилителем рулевого привода от нейтрального положения к крайним.

Снятие рулевого управления. Отсоединить провода от аккумуляторной батареи и снимите облицовку выключателя звукового сигнала, используя отвертку.

Снять рулевое колесо. Снять обе половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.

Снять щиток приборов и отсоединить штепсельные колодки трехрычажного переключателя от штепсельных колодок пучка проводов.

Отсоединить провода от клемм выключателя зажигания, отвернуть винты крепления и утопив фиксатор замка, снимите выключатель зажигания. Ослабить хомут крепления корпуса переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочисителей и снять его.

Отверните болт крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма.

Рис. 6-3. Детали рулевого механизма: 1 — картер рулевого механизма; 2 — уплотнитель вала; 3 — промежуточный вал; 4 — верхний вал; 5 — фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 7 — верхняя часть облицовочного кожуха; 8 — втулка подшипника; 9 — подшипник; 10 — рулевое колесо; 11 — нижняя часть облицовочного кожуха; 12 — детали крепления кронштейна

Отверните болты крепления кронштейна 6 (рис. 6-3) и снимите вал рулевого управления с кронштейном.

Отверните гайки крепления шаровых пальцев боковой и средней тяг к сошке, а затем съемником А.47035 выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий в сошке.Снимите картер рулевого механизма, отвернув предварительно болты его крепления к лонжерону кузова. Отверните винты крепления уплотнителя вала рулевого управления и снимите его.

Установка Рулевого управлении. Закрепив на щите передка уплотнитель 2 (см. рис. 6-3), установите картер рулевого механизма на лонжерон, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.

Рис. 6-4. Установка рулевого механизма на автомобиль: 1 — болты крепления картера рулевого механизма; 2 — стяжной болт нижнего конца промежуточного вала; 3 — болты крепления кронштейна; 4 — кронштейн вала рулевого управления; 27,5 мм — расстояние от центра отверстия сошки до опорной поверхности картера рулевого механизма при среднем положении сошки

Специальным устройством ориентировать картер так, чтобы угол a (рис. 6-4) не превышал 32°, а зазор между валом и педалью тормоза был не менее 5 мм. Затем полностью затяните гайки болтов крепления картера.

Рис. 6-2. Разрез

Ремонт рулевого управления автомобиля. Обслуживание и ремонт рулевого управления

Рулевое управление автомобиля представляет собой совокупность узлов и механизмов, призванных обеспечивать движение транспортного средства в том или ином направлении. Трудно переоценить то значение, которое имеет обслуживание и ремонт рулевого управления для безопасности как самого обладателя автомобиля или его пассажиров, так и для всех остальных участников движения. Поэтому к этой системе предъявляется целый ряд достаточно жестких требований. А сама процедура ремонта или обслуживания достаточно строго регламентирована.

Основные виды механизмов

На современных автомобилях устанавливаются рулевые механизмы трех основных видов:

  • Червячные. Они, в свою очередь, подразделяются на червячно-роликовый и червячно-секторный типы.
  • Зубчатые (реечного или шестеренчатого вида).
  • Винтовые, которые могут представлять собой либо винто-рычажный, либо винто-реечный элемент.
  • Заднеприводные легковые автомобили чаще всего оснащаются механизмом винто-роликового типа.

Разумеется, в зависимости от вида системы ремонт рулевого управления в каждом конкретном случае обладает своими особенностями, тонкостями и нюансами.

ремонт рулевого управления Для того чтобы разбираться во всех аспектах этого сложного и трудоемкого процесса, необходимо обладать не только глубокими теоретическими знаниями, но и богатым практическим опытом, а также необходимым арсеналом оборудования и инструмента. Вот почему ремонт рулевого управления автомобиля целесообразнее всего поручать высококвалифицированным специалистам. Тем не менее существуют общие принципы, алгоритмы и схемы, используемые в качестве основы при проведении подобного вида работ.

Из чего состоит

Специалистами принято подразделять систему рулевого управления в целом на три составляющих:

  • рулевой механизм, речь о котором подробно шла выше;
  • привод, он может быть как передним, так и задним;
  • система усиления привода (устанавливается не на всех моделях и классах).

Кроме того, трапеция привода может быть двух типов – нарезной или разрезной. Такое разнообразие делает обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля сложным технологическим процессом.

Главные требования, предъявляемые к системе

Основными требованиями, предъявляемыми к рулевому управлению автомобиля и касающимися безопасности, являются следующие:

  • правильная кинематика поворота, исключающая факторы бокового скольжения или проскальзывания;
  • легкость и простота управления;
  • обеспечение требуемых значений передаточных чисел;
  • высокие показатели прочности и жесткости деталей и узлов;
  • плотная подгонка деталей и минимальность зазоров в сочленениях.

Все это требует скрупулезного подхода, тщательного внимания к системе и постоянного ее мониторинга.

обслуживание и ремонт рулевого управления Поэтому обслуживание и ремонт рулевого управления непременно входят в перечень обязательных работ при ТО-1 и ТО-2, как и при сезонном курсе обслуживания.

Виды технического обслуживания

Техобслуживание механизмов и узлов рулевого управления осуществляется в плановом порядке. В зависимости от вида обслуживания, выполняется тот или иной объем работ. Принято выделять следующие виды комплексов профилактических и ремонтных работ:

  • ежедневное обслуживание;
  • ТО-1;
  • ТО-2;
  • сезонный профилактический комплекс.

Ежедневный комплекс мер

Вполне очевидно, что ремонт рулевого управления КамАЗа существенно отличается от аналогичных работ, производимых с системой любой легковушки.

ремонт рулевого управления камаз Но что касается ежедневного комплекса действий, то он включает в себя достаточно универсальный перечень мер, применяемый к транспортным средствам практически любого класса. Этот перечень включает в себя следующие действия:
  • контроль свободного хода руля;
  • визуальный контроль надежности креплений рулевой сошки;
  • проверка работоспособности ограничителей максимальных углов поворота;
  • проверка величины зазоров в шарнирах гидроусилителя и в тягах руля;
  • общий контроль работоспособности управления и усилителя.

Важно отметить, что весь цикл работ, перечисленных выше, настоятельно рекомендуется производить при запущенном двигателе.

Первое ТО

Комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобильной системы управления в случае проведения ТО-1 включает в себя следующие дополнительные действия:

  • проверка состояния крепления гаек и шплинтовки крепежей рулевых сошек;
  • контроль состояния рычагов поворотных цапф, а также пальцев шаровых;
  • мониторинг свободного хода тяговых шарниров;
  • проверка того, насколько герметичен гидроусилитель рулевого управления, ремонт при обнаружении неполадок;
  • контроль уровня технической жидкости в бачке гидроусилителя, ее доливка или замена при понижении уровня ниже критической отметки, установленной производителем.

Помимо этого, производится тщательная проверка затяжки крепежных гаек, состояния клиньев, шкворней и других закрепляющих элементов. В дополнение к этому проводится более тщательный, нежели обычно, визуальный осмотр состояния деталей, узлов и креплений системы.

Второе техническое обслуживание

При проведении ТО-2 рулевое управление транспортного средства подвергается более глубокому контролю.

ремонт рулевого управления мтз Помимо действий, производящихся при проведении ТО-1, в стандартный перечень мер ТО-2, в частности, входят следующие работы:
  • контроль правильности значений углов установки управляемых колес и их регулировка в случае обнаружения отклонений;
  • проверка крепления картера руля, рулевой колонки, шкворневых клиньев, а также всех сочленений деталей и узлов;
  • контроль креплений карданного вала руля, тяговых шарниров и шкворней, значений зазоров в системе рулевого управления;
  • диагностика состояния системы гидроусилителя.

Работы, которые подразумевают ремонт рулевого управления при вторичном техобслуживании, позволяют избежать большинства потенциальных неполадок, неисправностей и проблем с управлением автомобиля, обеспечивая эффективную профилактику.

гидроусилитель рулевого управления ремонт Если, конечно, они были произведены своевременно и с надлежащим качеством.

Сезонное ТО

Сезонное техобслуживание является дополнительной мерой, позволяющей осуществлять эффективный контроль за состоянием и работоспособностью рулевого управления. При сезонном обслуживании, как правило, выполняется тот же объем работы, что и при проведении ТО-2 и дополняются работами по замене смазочных материалов и технических жидкостей в соответствии с сезоном.

Таким образом, постоянный контроль и своевременное проведение необходимого комплекса мер по техническому обслуживанию системы управления автомобиля позволяют не только существенно повысить его безопасность.

ремонт рулевого управления автомобиля Во большинстве случаев оно дает возможность избежать весьма ощутимых потерь, причем как финансовых, так и временных. Как известно, ремонт рулевого управления МТЗ, КамАЗа, да и любого другого автомобиля, особенно современного – дело достаточно дорогостоящее. По аналогии с медициной, техническое обслуживание – это как раз тот случай, когда заболевание гораздо проще и дешевле предупредить, нежели лечить его впоследствии.

Итак, мы выяснили, как производится ремонт рулевого управления автомобиля.

Ремонт рулевого управления — основные неисправности

Рулевой механизм Когда Вы садитесь в автомобиль, то первым делом беретесь за руль. Сегодня способ управления транспортным средством единственный – это рулевое управление. Помимо руля, в автомобиле есть еще педали, рычаг, способ переключения передач. Все эти элементы являются частью рулевого управления, они могут быть разными у разных моделей машин, но всегда неизменным остается рулевое устройство.

Иногда в престижном автосалоне продаются такие прототипы машины, в которых можно поменять руль на рычаг или поворотный джойстик. Также предпринимались попытки установки дистанционного или голосового управления. Но эти технологии не прижились, так как очень важную роль играет психологический фактор. Если в системе произойдет сбой, то его последствия могут быть трагическими. Рулевое управление должно быть очень надежной, безопасной и безотказной системой.

Что такое рулевое управление?

Рулевое управление

Устройство рулевой системы и ее назначение – чуть ли не самый первый урок, который дают в автошколе, так как значение данной системы управления крайне велико. Если говорить о функциях, которые выполняет рулевое управление, то именно с помощью этой системы водитель может задавать необходимое ему направление для движения.

Использование механизмов, которые есть в системе рулевого управления, позволяет водителю передавать усилие от вращения руля на поворотные ступицы, синхронно разворачивающие колеса машины в нужном направлении.

Такой способ изменения направления, в котором должна двигаться машина, называется кинематическим. Но это не единственное назначение системы. Дабы облегчить управление разными функциями автомобиля, у рулевого управления есть множество дополнительных рычагов и клавиш. В этом варианте руль является целым пультом, с помощью которого становится возможным управлять коробкой передач, менять настройки аудиосистемы, регулировать настройки климат-контроля, а также включать и выключать фары, дворники. У рулевой системы любой модели машины есть три ключевые части это рулевой механизм, привод и рулевое колесо с валом.

Для чего нужны вал и руль – объяснять не нужно. Именно на эти элементы воздействует водитель для передачи вращательного движения рулевому механизму. Этот самый механизм отвечает за преобразование вращательного движения вала в возвратно-поступательное движение привода, которое передается в виде усилия колесам.

Диагностика и ремонт рулевого управления

Рулевое колесоПеречисленные далее признаки, которые могут сигнализировать о наличии дефектов в работе рулевого управления, считаются правильными только условно. Определить дефект можно только после того, как заглянуть вовнутрь рулевого механизма. Чтобы это сделать, нужно обязательно узнать о процедуре снятия рулевого колеса. Но для начала нужно перечислить признаки:

— руль проворачивается трудно или при быстром вращении, или в обе стороны – признак того, что в гидроусилитель руля попал воздух, в бачке гидроусилителя слишком мало масла, ослаб шкив, износ корпуса рулевой рейки чрезмерный, могут быть нарушения в регулировке развал – схождения;

— тяжесть руля наблюдается в центре – износился реечный корпус;

— руль тяжело проворачивается только в одну сторону – вышли из строя золотники рейки;

— руль плохо возвращается в центральное положение – плохо работает ходовая, нарушился развал – схождение колес, износились крестовины вала рулевой колонки, износился сам рулевой механизм;

— руль вибрирует – колеса плохо отбалансированы;

— в рулевом колесе возникает люфт при покачивании руля вертикально – сломаны ступичные подшипники, при горизонтальном покачивании – окончательно сломан рулевой наконечник;

— в рулевой колонке слышен стук во время езды или при покачивании руля – слишком велик зазор между зубчатой рулевой рейкой и шестерней.

Рулевое управление Если учесть тот факт, что рулевая колонка устроена достаточно просто, то наиболее типичных поломок рулевой колонки не так много, как может показаться. Очень важно вовремя ликвидировать поломку исходя из признаков ее наличия. Можно выделить ряд наиболее типичных признаков поломок рулевой колонки:

— колонка скрипит, звук исходит от изношенных элементов, деформированных облицовочных панелей и обшивки, неисправных частей блока подрулевого переключателя;

— люфт в рулевой колонке является более серьезным симптомом того, что элементы кронштейна ослабли или вовсе износились в случае наличия люфта в плоскости рулевого колеса, а осевой зазор говорит о том, что ослабли шлицевые соединения.

Если установки всех элементов качественная, то рулевая колонка прослужит достаточно продолжительное время. Если соединение болтов и гаек шлицевых соединений ослабли, то появится свободный ход, что приведет к тому, что шлицы начнут постепенно стираться. А это, в свою очередь, станет причиной проворачивания и поломки колонки, так как без этих соединений она просто не будет работать.

Ремонт рулевой колонки

Ремонт рулевого управленияЕсли учесть тот факт, что шлицевые соединения в рулевой колонке не подлежат восстановлению, то колонку нужно будет просто поменять, но только в том случае, если их состояние на рулевом механизме и рулевом колесе удовлетворительное. Снять саму колонку не составляет особого труда. Намного больше времени уйдет на подготовительные работы.

Менять рулевую колонку нужно согласно следующей процедуре. Нужно:

1) Отключить батарею аккумулятора;

2) Снять руль и кожух рулевого вала;

3) Снять переключатель и замок зажигания;

4) Открутить болты рулевого кронштейна, часть их них нужно будет высверлить;

5) Открутить стяжной болт шлицевого соединения к рулевому механизму;

6) Открутить нижнее уплотнение вала, которое нужно извлекать через салон.

Перед тем, как перейти к ремонту машины, нужно приучить себя к простому правилу: детали нужно складывать поочередно. Так обратная сборка будет более легкой, а количество лишенных смысла вопросов на автомобильных форумах в интернете значительно сократиться.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Неисправности рулевого управления

Основные признаки неисправности рулевого управления:

  • увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса,
  • тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме,
  • стуки в рулевом управлении,
  • течь смазки из картера рулевого механизма.

Содержание статьи

Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР

Увеличенный свободный ход рулевого колеса возможен по следующим причинам: наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг передних колес, нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ, износ втулок или оси маятникового рычага, ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Для определения зазоров в шарнирах рулевых тяг рекомендуется одному человеку резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо-влево, а второму на ощупь или визуально выявлять зазоры, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шарнирами.

Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет . Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Обнаруженный даже малый зазор в шарнире необходимо устранить (заменить шарнир).

Нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ также определяются при резком покачивании рулевого колеса (вправо-влево от среднего положения) по возникновению при этом стуков в рулевом механизме. Можно это сделать и непосредственно, покачивая рукой сошку рулевого привода. Устраняется неисправность регулировкой зацепления червяка и ролика, а в случае их большого износа — заменой деталей.

Износ втулок или оси маятникового рычага определяется по скрипу и стукам при повороте колес вправо и влево, а также при непосредственном покачивании маятникового рычага вверх и вниз. Устраняется неисправность подтяжкой гайки оси маятникового рычага или заменой изношенных деталей. Ослабление крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага устраняется подтяжкой соответствующих болтов и гаек.

Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме может быть из-за неправильной регулировки бокового зазора в зацеплении червяка, чрезмерной затяжки подшипников червяка, увеличенного износа ролика или червяка, погнутости рулевых тяг, недостаточного количества масла в картере рулевого механизма, загустевания смазки при низкой температуре воздуха, пониженного давления в шинах передних колес.

Если при движении автомобиля ощущается тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, то, прежде всего, необходимо проверить давление воздуха в шинах и смазку в картере рулевого механизма. Затем проверить состояние рулевых тяг. Если тяги погнуты — их надо выправить или заменить, а затем обязательно отрегулировать схождение колес. Если заедание не исчезло — нужно разобрать рулевой механизм и заменить изношенные и поврежденные детали. Стуки в рулевом управлении имеют те же причины, что и увеличенный свободный ход рулевого колеса. Их определение и способы устранения были рассмотрены выше.

Течь смазки из картера рулевого механизма может происходить вследствие износа сальника вала сошки или червяка, ослабления крепления крышки картера или повреждения прокладок. Дефект устраняется заменой изношенных сальников или поврежденных прокладок, протяжкой болтов крепления крышки.

Обслуживание системы рулевого управления с ГУР

На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе. Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля.

Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня – он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.

Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей.

Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко. Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы.

Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое.

По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).

Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей. Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески.

Неисправность гидропровода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен.

Для тех, кто любит делать все самостоятельно, ремонт насоса не представит больших трудностей. Однако прежде чем устанавливать отремонтированный насос на автомобиль, желательно проверить его на стенде. Если вы подозреваете, что насос изношен, то обратитесь к специалисту по гидроусилителям, чтобы он проверил его рабочее давление и правильно определил неисправность. Вообще говоря, многочисленные достоинства руля с гидроусилителем во много раз перевешивают проблемы, создаваемые ее возможными неисправностями. Стоит после того, как вы поездили на автомобиле с современной системой, пересесть на автомобиль, не имеющий гидроусилителя рулевой системы, и вы немедленно “почувствуете разницу”.

Неисправности рулевого управления с гидроусилителем и способы их устранения

Признак неисправностиПричины неисправностиСпособы устранения
Неустойчивое движение автомобиля на дороге (требуется
регулярная корректировка заданного направления движения рулевым колесом)
и стук в рулевом механизме
1. Наличие зазора в зацеплении ‘”гайка -поршень –
зубчатый сектор вала сошки”
2. Люфт в шлицевом соединении сошки с валом сошки.
3. Ослабления крепления рулевого механизма к лонжерону.
1. Отрегулировать зазоры в зацеплении.

2. Затянуть гайку крепления сошки.

3. Подтянуть детали крепления.

Повышенное усилие на рулевом колесе1. Недостаточное натяжение ремня привода насоса.
2. Неисправен насос.
1. Подтянуть ремень.

2. Заменить насос.

Скачкообразное изменение усилия на рулевом колесе при
его вращении или заедание рулевого колеса при изменении направления его
вращения
1. Наличие воздуха в гидросистеме (мутное масло, пена в
бачке) рулевого усилителя.
2. Засорение клапанов насоса.
1. Прокачать гидросистему.

2. Промыть клапана.

Повышенный шум в гидросистеме рулевого усилителя1. Недостаточный уровень масла в бачке
2. Наличие воздуха в гидросистеме.
1. Долить масло.

2. Прокачать гидросистему.

Увеличение шумности работы гидросистемы в крайних
положениях рулевого колеса, когда упоры на сошке касаются лонжеронов
Насос частично потерял работоспособность (задраны
рабочие торцы деталей качающего комплекта)
Заменить насос.
Заклинивание насоса или снижение эффективности работы
рулевого усилителя (постоянное повышенное усилие на рулевом колесе)
1. Попадание абразивных или металлических частиц в насос.

2 Разрушение фильтрующего элемента

Слить из гидросистемы загрязненное масло, заменить насос
и бачок, заправить и прокачать гидросистему.

Основные неисправности и техническое обслуживание рулевого управления

§ 27. Основные неисправности и техническое обслуживание рулевого управления

Основные неисправности. Руле­вое управление должно обеспечивать движе­ние автомобиля по заданному направлению в любых дорожных условиях, при различных скоростях движения. Водитель не должен за­трачивать большого усилия на управление как при прямолинейном движении, так и при ма­неврировании.

Рулевой механизм и рулевой привод могут иметь следующие основные неисправности: по­вышенный свободный ход рулевого колеса, заедание подшипников рулевого механизма, погнутость рулевых тяг, подтекание смазки из картера рулевого механизма нарушение регу­лировок механизма.

Для гидроусилителя руля характерны сле­дующие неисправности:

ослабление натяжения ремня привода лопастного насоса, понижение уровня масла в бачке насоса, попадание возду­ха в систему, заедание золотника клапана уп­равления или перепускного клапана.

Заедание подшипников рулевого колеса вы­зывает тугое поворачивание рулевого колеса, обычно в результате недостаточной смазки. Устраняют эту неисправность путем добавле­ния масла в картер рулевого механизма.

Погнутые рулевые тяги могут нарушать точность поворачивания колес. Для устране­ния этого дефекта тяги снимают с автомобиля и выправляют, а при обнаружении трещин — заменяют новыми.

Подтекание смазки из картера рулевого механизма происходит, вследствие ослабления крепления крышки картера рулевого механиз­ма, повреждения сальника и прокладок.

Работы, выполняемые при техни­ческом обслуживании рулевого уп­равления.

При ежедневном техническом обслуживании проверяют величину свободного хода рулевого колеса, а также действие руле­вого управления на ходу автомобиля и произ­водят наружной осмотр состояния уплотнений картера рулевого механизма для предупрежде­ния вытекания смазки.

Во время первого технического обслужива­ния контролируют герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого управления и надежность крепления насоса гидроусилите­ля; проверяют и при необходимости регулиру­ют воздухораспределитель пневматического усилителя; производят подтяжку крепления рулевого механизма к раме автомобиля, шаро­вых пальцев рулевых тяг, болтов кронштейна двуплечего рычага.

Проверка креплений рулевого управления показана на рис. 36. При проведении ТО-2 вы­полняют следующие операции:

промывают фильтр насоса гидроусилителя;

проверяют крепление рулевой сошки на валу и шарового пальца к сошке; зазоры в рулевом механизме, и если они выходят за установленные пределы, производят необходимую регулировку.

Ниже приводятся способы выполнения опе­раций по техническому обслуживанию руле­вых управлений, характерных для современ­ных грузовых автомобилей.

Регулировка рулевого механиз­ма

У рулевых механизмов с зацеплением ти­па червяк — ролик, зубчатый сектор и гайка — рейка имеются две регулировки: осевого зазо­ра в подшипниках вала винта и зацепления зубчатого сектора и гайки — рейки. Осевой зазор в подшипниках проверяют и регулируют следующим образом.

Слив масло из картера рулевого механиз­ма, отсоединяют шарнир, связывающий вал винта рулевого механизма с валом рулевого колеса, а также сошку от гидроусилителя.

Покачивая сошку рукой, проверяют нали­чие зазора в подшипниках вала винта. При обнаружении зазора, отвернув болты, снимают нижнюю крышку картера рулевого механизма и снимают одну регулировочную прокладку. Если последующая проверка покажет, что снятие одной прокладки не устранило зазор, снимают еще одну прокладку.

У автомобилей Горьковского автозавода (ГАЗ-53А, ГАЗ-66) для регулировки этого за­зора требуется снять рулевое управление (ко­лонку с рулевым механизмом) с автомобиля.

Разобрав рулевой механизм и промыв все детали, устанавливают вал с червяком и под­шипником в картер и надевают на шлицы вала рулевое колесо. Удалив одну тонкую проклад­ку из-под крышки картера (рис. 37), ставят ос­тальные прокладки на место и туго затягивают болты крепления крышки. После этого прове­ряют отсутствие осевого перемещения вала и легкость поворота рулевого колеса. Если осе­вой люфт вала руля не устранен, то снимают одну толстую прокладку и ставят на ее место снятую ранее тонкую прокладку.

Отрегулировав натяг подшипников, прове­ряют усилие на ободе рулевого колеса, сняв сошку и сектор. Величина усилия, затрачивае­мого на поворот рулевого колеса, должна быть равна 0,3—0,6 кгс. Зацепление сектора и гайки — рейки регулируют винтом, ввернутым в торец вала сектора.

Предварительно проверяют зазор в зацеп­лении по величине осевого перемещения вала сектора. Сошка при этом должна быть отсо­единена от гидроусилителя. Зазор не должен превышать 0,2 мм. В случае если зазор больше этой величины, зацепление регулируют, отвер­нув контргайку регулировочного винта и вра­щая винт по часовой стрелке до тех- пор, пока зазор не будет полностью выбран. При наличии пружинного динамометра проверяют усилие на ободе рулевого колеса (рис. 38), которое надо приложить для его поворота около среднего положения. Это уси­лие должно составлять 1 —1,5 кгс и его можно довести до этих пределов подвертыванием ре­гулировочного винта.

Зацепление рулевого механизма типа чер­вяк-ролик регулируют подвертыванием регу­лировочного винта. Винт повертывают по часо­вой стрелке на несколько вырезов в стопорной шайбе, приближая вал сошки к червяку.

Проверка рулевого привода и устранение люфта в его сочлене­ниях.

Наличие зазоров в сочленениях руле­вого привода определяют, резко покачивая сошку руля при поворотах рулевого колеса, охватывая рукой проверяемые сопряжения (рис. 39, а).

Люфт, появляющийся при увели­ченных зазорах, устраняют подтягиванием резьбовой пробки соответствующего сочлене­ния (рис. 39, б). Расшплинтовав пробку, закручивают ее до отказа, а затем отпускают до ближайшего совпадения прорези на торце с отверстием для шплинта в головке тяги.

Устранить люфт в самоцентрирующихся сочленениях можно только путем замены изно­шенных шаровых пальцев и их вкладышей.

Проверка усилителя рулевого управления

Проверку ГУРа осуществляют путем измерения давления в системе гидроусилителя. Для проверки необходимо вставить в нагнетательную магистраль манометр с краном. Замеры давления производят при работающем двигателе на малых оборотах, поворачивая колеса в крайние положения. Давление, которое развивает насос гидравлического усилителя, должно быть не менее 6 МПа. Если давление меньше 6 МПа, то необходимо закрыть кран, после этого давление должно подняться до 6,5 МПа. Если после закрытия крана давление не поднимается, значит, произошла поломка насоса, который необходимо отремонтировать или заменить на новый.

 Регулировочные работы по рулевому механизму включают в себя работы по регулировке осевого зазора в зацеплении, а также в подшипниках вала винта. Рулевой механизм считается исправным и пригодным для дальнейшего применения, если люфт рулевого колеса при движении по прямой не превышает 10°. Если люфт превышает допустимые значения, то необходимо проверить зазор в подшипниках вала винта.

 Если в подшипниках имеется достаточно большой зазор, то осевой люфт будет легко ощущаться. Для того чтобы устранить люфт в подшипниках вала, необходимо отвернуть болты, снять крышку картера рулевого механизма и затем удалить одну регулировочную прокладку. После удаления прокладки необходимо снова выполнить проверку осевого люфта. Операцию необходимо повторять до тех пор, пока усилие на поворот руля не будет составлять 3-6 Н.

 Регулировку зацепления винта (червяка) с роликом регулируют без снятия рулевого механизма. Для этого необходимо отвернуть гайку со штифта вала винта, затем снять шайбу со штифта, после этого при помощи специального ключа поворачивают регулировочный винт на несколько вырезов в стопорной шайбе. В результате этого происходит изменение величины бокового зазора в зацеплении, что, в свою очередь, изменяет свободный ход рулевого колеса.

 Для того чтобы определить величину люфта в сочленениях рулевого привода, необходимо резко покачивать сошку руля при повороте рулевого колеса. После проверки при необходимости подтягивают резьбовую пробку. Кроме этого при проверке осевого люфта в сочленения добавляют смазку, а при большом износе производят замену шарового пальца или всей тяги в сборе.

 К основным неисправностям системы управления относятся: обломы и трещины на фланце крепления картера, износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг; износ червяка и ролика вала сошки втулок, подшипников и мест их посадки; изгиб тяг и ослабление крепления рулевого колеса на валу.

 При значительном износе рабочей поверхности или при отслоении закаленного слоя червяк рулевого колеса заменяют на новый. При наличии трещин на поверхности ролика вала его меняют на новый. Червяк и ролик необходимо заменять одновременно.

Изношенные шейки вала сошки восстанавливают при помощи хромирования и последующего шлифования под ближайший ремонтный размер. Шейку вала можно восстановить при помощи шлифования бронзовых втулок, устанавливаемых в картере, под ближайший ремонтный размер. Изношенные места посадки подшипников в картере рулевого управления можно восстановить при помощи дополнительной втулки. Втулка запрессовывается в изношенное место посадки подшипника, затем втулка растачивается под рабочий размер подшипника.

 Обломы и трещины на фланце крепления картера можно устранить при помощи варки газовым пламенем. Изношенное отверстие в картере растачивается под ремонтный размер. Кроме этого быстрому износу подвержены шаровые пальцы и вкладыши поперечной рулевой тяги. На концах поперечных рулевых тяг часто возникает срыв резьбы. Кроме этого в процессе эксплуатации появляется ослабление или поломка пружин, а также нарушение изгиба тяг. Изношенные шаровые пальцы, которые имеют сколы или задиры, необходимо заменить на новые.

 Одновременно с заменой шаровых пальцев осуществляется замена их вкладышей. Сломанные или ослабленные пружины не подлежат восстановлению и заменяются на новые. Нарушение изгиба тяг устраняется правкой тяги в холодном состоянии. Основными неисправностями гидравлического усилителя являются отсутствие усиления при любых частотах вращения коленчатого вала двигателя, а также неравномерное или недостаточное усиление при повороте рулевого колеса в обе стороны. Для того чтобы устранить неисправности системы гидравлического усиления, необходимо слить из системы масло, тщательно промыть составляющие ее детали, а также разобрать насос.

Ремонт рулевого управления

Категория:

   Ремонт большегрузных авто

Публикация:

   Ремонт рулевого управления

Читать далее:



Ремонт рулевого управления

Признаки неисправности рулевого управления: повышенный свободный ход рулевого колеса и повышенное усилие на рулевом колесе.

Повышенный свободный ход рулевого колеса возникает из-за износа шлиц карданного вала и ослабления крепления вилок шарнира, ослабления крепления рулевой колонки, картера рулевого механизма и рычагов рулевой трапеции, износа шарнирных соединений рулевой трапеции, шаровых пальцев и сухарей гидравлического усилителя руля и увеличения зазора в зацеплении сектора с гайкой-рейкой и в подшипниках винта вследствие их износа.

Повышенное усилие на рулевом колесе может быть вызвано недостаточной производительностью насоса, неправильной регулировкой предохранительного клапана или разбитым посадочным гнездом предохранительного клапана гидроусилителя руля, заеданием стакана шарового пальца в корпусе или заклиниванием золотника в гильзе и износом гильзы и золотника гидроусилителя руля, увеличением люфтов в шарнирах рулевого управления, износом, уплотни-тельных колец поршня или цилиндра гидроусилителя руля.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Многие из приведенных неисправностей можно устранить непосредственно на автомобиле, не снимая узла. Однако если после соответствующих регулировок, описанных в гл. 6 «Техническое обслуживание механизмов управления», неисправность устранить не удается, то неисправный узел следует снять с автомобиля и подвергнуть ремонту.

Для снятия колонки рулевого управления необходимо отсоединить карданный вал рулевого управления, тяги привода переключения передач, переключатель сигналов поворота, открепить фланец наклонной панели пола кабины и снять колонку вместе с приводом управления гидромеханической передачей.

Для снятия гидроусилителя нужно: отсоединить нагнетательный и сливной шланги от угольников и слить из них масло; отсоединить продольную рулевую тягу и рулевую сошку от гидроусилителя; отсоединить заднюю опору от кронштейна рамы и снять гидроусилитель.

Рулевой механизм снимается с автомобиля в такой последовательности: слить масло из картера и отсоединить карданный вал рулевого механизма; если гидроусилитель не снимается, то отсоединить продольную рулевую тягу, отвернуть гайку пальца сошки и отсоединить гидроусилитель от сошки; отвернуть болты крепления механизма к кронштейну и снять механизм с автомобиля.

Разборка гидравлического усилителя руля. Полную разборку гидроусилителя производят при .капитальном ремонте. В большинстве случаев достаточно произвести частичную разборку (при замене стакана шарового пальца, золотниковой пары и др.), чтобы восстановить полную работоспособность гидроусилителя.

Для полной разборки гидроусилителя руля нужно: – снять наконечник со штока гидроусилителя и защитную муфту; – отсоединить наконечник головки гидроусилителя в сборе с шаровым пальцем от корпуса; – снять корпус вместе с золотником, резиновые уплотнительные кольца в расточках на торце цилиндра, вынуть из цилиндра гильзу золотника, пружину и шарик обратного клапана; – снять поджимную крышку сальникового уплотнения штока и крышку цилиндра, вынуть из отверстия в крышке сальник, состоящий из резинового уплотнительного кольца и трех манжет, и уплотнительное кольцо крышки; – вынуть из цилиндра поршень со штоком, снять поршневые кольца, поршень и два установочных полукольца; – произвести разборку предохранительного клапана и заменить седло клапана, а также разобрать наконечники шарниров и распределителя.

Разборка рулевого механизма. Разборку рекомендуется производить на специальном стенде, позволяющем замерять угловой люфт механизма. Перед разборкой регулируют зацепление сектора с гайкой-рейкой, устанавливают рулевой механизм на приспособление и проверяют угловой люфт механизма в сборе. Проверка люфта не производится, если установлено, что игольчатые подшипники разрушены. Если угловой люфт превышает 6°, то следует разобрать рублевой механизм и заменить изношенные детали.

Разборку рулевого механизма рекомендуется производить в такой последовательности: снять сошку с вала сектора и крышку вместе с сектором; отвернуть колпак клапана и контргайку и снять уплотнительные шайбы; вращая отверткой регулировочный винт, снять крышку с сектора и выпрессовать игольчатый подшипник из крышки; снять крышку в сборе с регулировочной гайкой, упором и наружным кольцом подшипника и осторожно, чтобы не повредить сальник, вынуть винт рулевого механизма в сборе с гайкой-рейкой; вывернуть регулировочную гайку из крышки и, установив крышку на подставку, легкими ударами молотка через надставку из мягкого металла выпрессовать из .крышки наружное кольцо подшипника и упор с уплотнительным кольцом; выпрессовать из картера сальники, игольчатый подшипник, а также наружное кольцо конического подшипника.

Если при осмотре игольчатых подшипников в картере и крышке не обнаружено поломки иголок и повреждения корпусов, то выпрессовывать подшипники не рекомендуется, так как при этом повреждается корпус подшипника, и деталь к дальнейшему использованию непригодна.

Разбирать винтовую пару не рекомендуется. Если обнаружится, что осевой люфт винта 0,8 мм и более или на гайке-рейке имеется ступенчатая выработка, то винтовую пару следует заменить. Если необходима разборка винтовой пары, то на торцах винта и гайки-рейки необходимо сделать метки, чтобы не перепутать их при «последующей сборке.

После разборки узлов рулевого управления все детали должны .подвергнуться контролю технического состояния.

Цилиндр гидроусилителя бракуется при наличии на нем трещин, выходящих в каналы или на зеркало цилиндра, а также при неравномерном износе посадочного места (или седла клапана на гидроусилителях выпуска 1974 г.) под конус предохранительного клапана.

Крышка цилиндра, наконечник штока и корпус стакана шарового пальца подлежат выбраковке при наличии трещин любого размера и обломов. Стакан шарового пальца выбраковывается при наличии вмятин, задиров на наружной поверхности, погнутости или трещины стенки. Золотник и гильза усилителя подлежат замене при наличии задиров или царапин на рабочих поверхностях. Кроме того, не допускается установка золотника при наличии сколов или вмятин внутренних кромок отверстий.

Картер рулевого механизма выбраковывается при наличии обломов или трещин, проходящих через посадочные места подшипников, обломов или трещин кронштейнов и самого картера. Сектор рулевого механизма, а также гайка-рейка заменяются при наличии обломов или трещин, а также выкрашивании зубьев. Сошка рулевого механизма подлежит замене при наличии обломов или трещин, погнутости, износе шлицевого и конусного отверстий.

Номинальные и предельно допустимые размеры деталей рулевого управления приведены в табл. 33.

Сборка узлов рулевого управления производится в порядке, обратном разборке. Перед сборкой гидравлического усилителя необходимо вое каналы промыть дизельным топливом и продуть сжатым воздухом, а также зачистить забоины в выточках под уплотнительные кольца и на привалочных плоскостях. Уплотнительные резиновые кольца перед установкой надо выдержать в веретенном масле АУ не менее 48 ч. При заворачивании наконечника на шток необходимо выдержать размер от торца цилиндра до торца наконечника, равный 830±3 мм. Перед установкой шаровых пальцев палыцы и сухари следует смазать смазкой ЦИАТИМ-201. После сборки гидроусилителя руля следует отрегулировать предохранительный, клапан на давление 80+5 даН/см2 при температуре масла 30 °С.

Таблица 33
Номинальные и предельно допустимые размеры основных деталей рулевого управления

Желательно гидроусилитель испытать на стенде. Усилия на штоке притом должны быть: 2600 даН (не менее) при- выходе штока из цилиндра и 2150 даН (не менее) при входе штока в цилиндр. Продолжительность полного хода поршня не более 15 с.

При отсутствии специального стенда работоспособность усилителя на холостом ходу, а также регулировку предохранительного клапана можно проводить на автомобиле. Для этого в нагнетательную магистраль от автомата к .усилителю нужно подсоединить переходник с манометром.

Регулировку предохранительного клапана на груженом автомобиле нужно производить в такой последовательности: пустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала 1250— 1300 об/мин; медленно поворачивать рулевое колесо, пока не сработает предохранительный клапан усилителя, и колеса перестанут поворачиваться; по манометру зафиксировать давление, при котором срабатывает предохранительный клапан (если клапан не срабатывает, то регулировочным винтом ослабить затяжку пружины предохранительного клапана и вновь проверить момент его включения).

Работу усилителя на холостом ходу проверяют при отсоединенной от него продольной рулевой тяге. Холостой ход штока из одного крайнего положения в другое должен производиться при давлении в нагнетательном трубопроводе не более 18 даН/см2. После прекращения вращения рулевого колеса движение штока усилителя должно сразу же прекратиться.

После сборки рулевого механизма винт должен проворачиваться в гайке-рейке усилием 0,02—0,08 даН-м плавно, без заеданий. Осевой люфт винта должен быть не более 0,03 мм. При правильно отрегулированном зацеплении сектора с гайкой-рейкой момент, необходимый для проворачивания винта, 0,2—0,28 даН-м. После сборки рулевого механизма необходимо при защемленной сошке проверить угловой люфт винта, который не должен быть более 6°.

После сборки и установки на автомобиль всех узлов рулевого управления следует проверить радиус поворота, который по колее наружного переднего колеса должен быть не более 8,5 м для автомобилей БелАЗ-540А и не более 10 м для автомобилей БелАЗ-548А.

Рекламные предложения:


Читать далее: Ремонт тормозной системы

Категория: — Ремонт большегрузных авто

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *