члены команды «КамАЗ-Мастер» о трудностях «Дакара» — РТ на русском
Ралли «Дакар-2017» протяжённостью более 8,8 тыс. км стартовало в Парагвае 1 января. С тех пор как было решено проводить гонку и в Южной Америке, она стала ещё сложнее. Однако новые высокогорные участки не единственная трудность, с которой придётся столкнуться российским автогонщикам. Члены команды «КамАЗ-Мастер» Айрат Мардеев и Андрей Каргинов в эксклюзивном интервью RT рассказали о новом техрегламенте, направленном против команды, и прокомментировали отстранение из-за мельдония мотогонщицы Анастасии Нифонтовой.
«Действительно весь регламент переделывается так, лишь бы укусить именно нашу команду», — рассказал RT победитель ралли «Дакар-2014» Айрат Мардеев.
Он пояснил, что с 2019 года вводятся новые ограничения, которые затронут «КамАЗ-Мастер», так как только эта команда использует 16-литровые двигатели. «То же самое было, когда мы ездили на 18-литровых двигателях — было введено такое же ограничение», — добавил Айрат.
Как отмечают автогонщики, разработка нового двигателя требует больших вложений денег и времени.
«Нельзя просто брать и менять регламент, чтобы задушить только одну команду. Мы не против перехода на другой литраж, но пусть тогда это относится ко всем, а не только к одной команде. Но несмотря ни на что, мы сделаем этот двигатель и покажем, кто есть кто», — подчеркнул Мардеев.
Кроме того, как он отметил, организаторы открыто признаются, что фактически один и тот же победитель ралли «Дакар» из года в год — это большая проблема для них. Отсюда и постоянные изменения в техническом регламенте.
Автодопинг
Также Айрат Мардеев и Андрей Каргинов прокомментировали отстранение от «Дакара-2017» мотогонщицы Анастасии Нифонтовой, которая могла стать первой россиянкой на ралли-марафоне. Как заявили в Международной мотоциклетной федерации (FIM), в её крови были обнаружены следы запрещённого препарата мельдония.
«До нынешнего времени нас никогда на допинг не проверяли, — отметил Мардеев. — Я думаю, всё это идёт ещё с олимпийцев и сейчас прицепились к нам и пытаются уже во всех дисциплинах проверять. Мы не боимся этих проверок и в любой момент готовы сдать анализы. Мы понимаем, что препаратами ты ничего не добьёшься — он не даст необходимого прироста. «Дакар» — это в первую очередь вызов самому себе».
Кроме того, он подчеркнул, что ни разу в жизни не слышал, чтобы на ралли «Дакар» хоть кто-нибудь принимал допинг.
«Для нас мельдоний — это спортзал. Его мы потребляем стабильно», — добавил Андрей Каргинов.
как выступают россияне на ралли «Дакар» — РТ на русском
Антон Шибалов одержал победу на четвёртом этапе ралли «Дакар», а лидерство в общем зачёте в классе грузовиков захватил другой пилот «КамАЗ-мастер» Андрей Каргинов. Сергей Карякин на мотовездеходе занял второе место на третьем спецучастке. А внедорожник Владимира Васильева полностью сгорел в результате серьёзной неисправности.
Грузовики
Четвёртый этап от Неома до Эль-Ула протяжённостью в 672 километра получился крайне непростым для участников. На пустынной трассе лежало огромное количество камней, объезжать которые нужно было с большой осторожностью. В итоге закончить гонку смогли далеко не все. К счастью, россияне обошлись без сходов с дистанции и в итоге смело могут занести день себе в актив. Победу удалось одержать Антону Шибалову, который опередил партнёров по «КамАЗу» Андрея Каргинова (+2,41) и Дмитрия Сотникова (+9,05).
При этом лидировавший до нынешнего этапа белорус Сергей Вязович из команды «МАЗ» показал лишь шестое время и пропустил на первое место в тотале Каргинова. Разделяют спортсменов 10 минут и 43 секунды. На третьей строчке расположился как раз Шибалов (+15,02).
«Сегодня был самый каменистый день. Наверное, случилось чудо, что не прокололи ни одного колеса. Практически всю дорогу был настоящий триал, такого количества камней я за всю карьеру не видел! По навигации и технике проблем у нас не было», — цитирует «Р-Спорт» пресс-службу «КамАЗа».
Полностью солидарен с этим мнением остался и Каргинов, который признался, что таких камней раньше не встречал.
«День получился сложным и длинным. Очень много камней, просто безумное количество. Особенно на последних 50 километрах. За всю свою карьеру таких огромных камней я не встречал», — подчеркнул пилот.
А накануне проверил на себе крепость местных камней Дмитрий Сотников. Уже на первой трети этапа он, совершая обгон, наткнулся на огромный валун, занесённый песком. В результате автомобиль Дмитрия получил серьёзные повреждения, а на ремонт ушло целых два часа. Несмотря на это, россиянин нашёл в себе силы финишировать, но сильно откатился назад в итоговом протоколе.
«Трудно было увидеть торчащий камень. Пропустили его между колёс и почувствовали сильный удар. Через 10 километров при осмотре машины поняли, что течёт масло и пробит корпус раздаточной коробки. На ремонт ушло два часа. К счастью, удачно всё сделали. Дыра была большая, удивительно, что справились. Думал, мы сойдём», — сказал Сотников в интервью пресс-службе «КамАЗ-мастер».
С не менее серьёзными трудностями столкнулся и Эдуард Николаев. На его автомобиле сломался отвечающий за мощность двигателя регулировочный клапан. На то, чтобы отремонтировать его, а также починить пробитое колесо, ушло более получаса. В итоговом протоколе Эдуард после четвёртого этапа опустился на шестое место.
Мотовездеходы
Ралли-марафон начался не слишком удачно для россиянина Сергея Карякина, однако на третьем этапе он сумел по-настоящему проявить себя. Россиянин вместе со своим штурманом Антоном Власюком отлично отработал на финише и показал второй результат. Впереди оказался лишь Жерар Фаррес Гуэль из «Монстер Энерджи Кан-Ам». В общем зачёте Сергей поднялся на четвёртое место.
Правда, по итогам четвёртого этапа Карякин в первую тройку попасть не смог, пропустив вперёд Митчелла Гатри, Арона Домжала и Остина Джонса. В тотале же Сергей остался четвёртым, но уступает лидирующему Хосе Антонио Инохо Лопесу лишь 5 минут и 46 секунд.
«Это был каменный ад, безумно сильно трясло. Последние 70 км получились ужасными. Спасибо организаторам за дорожную карту, всё было отлично. Думаю, самое интересное и сложное впереди. Этап сложился неплохо, он был очень трудным и убойным, было много камней, особенно в конце спецучастка. У организаторов получился сомнительный тайминг: мы ехали одними из лидеров, финишировали с разницей где-то в минуту от первого места, а все, кто был сзади, ехали в ночи», — отметил Карякин.
Внедорожники
В данном классе за победу борются настоящие легенды автоспорта. Так, по итогам четырёх этапов лидирует действующий чемпион 57-летний Карлос Сайнс — старший, который опережает Нассера Аль-Аттию и другого суперветерана Стефана Петеранселя.
Однако после четвёртого этапа легендарный француз отыграл у испанца в тотале целых семь минут. Он стал первым, а второе место занял Аль-Аттия (+2,26). В общем зачёте по-прежнему лидирует Сайнс-старший. Аль-Аттия уступает ему 3 минуты и 3 секунды, а Петерансель — 11 минут и 42 секунды. А вот бывший пилот «Формулы-1» Фернандо Алонсо в среду занял лишь 13-е место.
Не слишком удачно складываются дела и у россиян. Например, машина Владимира Васильева накануне загорелась, и он вынужден был досрочно завершить гонку.
«У нас сначала пропала мощность: на малых оборотах машина ехала, на больших — нет. Едем дальше, и вдруг что-то начало дымить с запахом топлива. А там как раз подъём в гору, в дюну. Поднялись, остановились — повалил дым с огнём. Мы достали огнетушители, начали тушить. Загорелось внизу — не двигатель, а в районе запасных колёс с правой стороны. Мы вытащили запаски, огнетушителями вроде как сбили огонь. Дальше загорелся карбон, огнетушитель один, и уже ничего не сделать», — сказал Васильев.
Мотоциклы
В среду первым к финишу приехал британец Сэм Сандерленд, но уже после окончания этапа был лишён победы. Дело в том, что пилот слишком быстро ехал в зоне с лимитированной скоростью. В результате с него были сняты пять минут, что отбросило Сандерленда на восьмую строчку. Победа же досталась Хосе Игнасио Корнехо Флоримо из «Хонды».
А накануне в этом классе состоялось крайне неприятное событие. Бельгиец Адриен ван Беревен попал в серьёзную аварию — вылетел из мотоцикла на высокой скорости. В результате спортсмен получил перелом ключицы и сильный ушиб бедра.
Ралли «Дакар»-2020: Каргинов выиграл восьмой этап, Алонсо – второй у внедорожников
Евгений Кустов«МАЗ» проигрывает «КАМАЗу» уже час. А Алонсо чуть не выиграл восьмой этап «Дакара»!
Урезанный до трёх классов восьмой спецучасток «Дакара» упрочил преимущество «КАМАЗ-мастера» и обострил ситуацию в джипах и мотовездеходах.
Сегодня на ралли-марафоне «Дакар» прошёл восьмой этап. После гибели Паулу Гонсалвеша на седьмом спецучастке организаторы приняли решение отменить спецучасток для участников зачётов мотоциклов и квадроциклов. Так что на боевую дистанцию длиной в 477 километров отправились представители только трёх категорий.
TRUCK: Вязович не может угнаться за «КАМАЗ-мастером»
Все последние этапы «Дакара» в грузовом зачёте проходят по одинаковому сценарию: Андрей Каргинов и Антон Шибалов отрываются от Сергея Вязовича, и лидер «МАЗ-СПОРТавто» может лишь подтверждать третье место в генеральной классификации, но не бросать вызов российской команде, как на первых этапах.
В понедельник Вязович проиграл лидеру общего зачёта Каргинову ещё 18 с половиной минут – и общее отставание перевалило за час. Оторвался Андрей и от партнёра по «КАМАЗ-мастеру» Антона Шибалова, но здесь всё скромнее: шесть минут сегодня и 27 – в общем зачёте. У Вязовича в запасе час от бодро проехавшего восьмой этап Алеша Лопрайса, а главным преследователем чеха теперь стал Дмитрий Сотников. Камазовец вышел на пятую позицию, но пока уступает пилоту «Праги» 35 минут, притом что сегодня даже проиграл ему полторы. Впрочем, для Сотникова, как и Эдуарда Николаева, сейчас важнее прикрывать тылы двух сокомандников, тем более что пока речь не идёт о борьбе за призовой подиум.
Николаев, к слову, после четвёртого результата накануне сегодня стал пятым, чуть потеряв время в дебюте спецучастка. Главное, что Эдуард выбрался в стартовом листе на удобные позиции, позволяющие ему находиться на трассе неподалёку от остальных камазовцев. Перебранный мотор выдержал уже два боевых этапа – респект механикам команды!
«Дакар»-2020. Грузовики. Восьмой СУ1. Андрей Каргинов («КАМАЗ») — 4:24.58
2. Антон Шибалов («КАМАЗ») — +5.54
3. Алеш Лопрайс (Praga) — +9.06
4. Дмитрий Сотников («КАМАЗ») — +10.41
5. Эдуард Николаев («КАМАЗ») — +14.44
6. Сергей Вязович («МАЗ») — +18.38
1. Андрей Каргинов («КАМАЗ») — 34:31.43
2. Антон Шибалов («КАМАЗ») — +27.06
3. Сергей Вязович («МАЗ») — +1:05.17
4. Алеш Лопрайс (Praga) — +2:04.27
5. Дмитрий Сотников («КАМАЗ») — +2:39.22
6. Мартин Мацик («Ивеко») — +2:44.49.
CAR: победа Алонсо была так близка!
Отмена спецучастка для мотоциклистов сильно усложнила жизнь пилотам внедорожников: победителю предыдущего дня Карлосу Сайнсу и его коллегам пришлось самостоятельно открывать трассу, не имея ориентира в виде следов от байков.
Первая жертва «Дакара»-2020: в пустыне погиб мотоциклист-чемпион Гонсалвеш
На седьмом этапе гонки не стало Паулу Гонсалвеша. У чемпиона не выдержало сердце.
И сразу начались трудности! Сайнса на трассе догнали Нассер Аль-Аттия и Стефан Петерансель, после чего трио лидеров общего зачёта дружно заплутали! В итоге для общей интриги всё сложилось наилучшим образом: Сайнс проиграл Аль-Аттии, а они оба – Петеранселю. В «абсолюте» Матадор теперь опережает катарца менее чем на семь минут, а отставание Петера сократилось до 13 – впереди ещё четыре дня борьбы, напряжение нарастает!
Что же до победителя дня, то француз Матьё Серрадори невольно огорчил журналистов и болельщиков, не дав состояться знаменательному событию – первой победе Фернандо Алонсо на спецучастке. Двукратный чемпион Формулы-1 и его штурман Марк Кома неожиданно хорошо сориентировались в песках и показали второе время, проиграв только Серрадори. После спецучастка Алонсо отдал должное Коме – похоже, специалисты напрасно беспокоились насчёт штурманских способностей легенды мотоциклетного зачёта.
Шанс на победу на спецучастке был у саудо-российского экипажа Язида Аль-Раджи и Константина Жильцова. Они лидировали на второй и третьей контрольных отсечках, но затем потеряли время и стали пятыми. Неприятности подкараулили Ясира Сеайдана и Алексея Кузьмича: они сползли с дюны, чуть не перевернулись и долго ждали, пока их кто-нибудь вытянет. Впрочем, в «абсолюте» удалось удержать девятое место.
Алонсо после очередного сильного выступления занимает 13-ю позицию, но от топ-10 его отделяет менее пяти минут. Вполне можно догнать и Сеайдана, а вот для чего-то большего нужны серьёзные проблемы лидирующих пилотов. Александр Доросинский сохранил 16-е место, в то время как Денис Кротов упал с 17-го на 20-е – сложный день.
«Дакар»-2020. Внедорожники. Восьмой СУ1. Матьё Серрадори (Century) — +3:48.23
3. Орландо Терранова (Mini) — +6.19…
9. Стефан Петерансель (Mini) — +13.11…
11. Нассер Аль-Аттия (Toyota) — +15.55…
15. Карлос Сайнс (Mini) — +19.15…
21. Александр Доросинский (Mini) — +28.18 «Дакар»-2020. Внедорожники. Общий зачёт после 8 СУ
1. Карлос Сайнс (Mini) — 31:56.52
2. Нассер Аль-Аттия (Toyota) — +6.40
3. Стефан Петерансель (Mini) — +13.09
4. Язид Аль-Раджи (Toyota) — +32.25
5. Орландо Терранова (Mini) — +43.02…
13. Фернандо Алонсо (Toyota) — +3:10.51…
16. Александр Доросинский (Mini) — +4:05.49.
SSV: Карякин проигрывает, но приближается
Вовсе не закончена борьба за победу в классе мотовездеходов. Да, у Кейси Карри был неплохой отрыв после седьмого спецучастка, но сегодня пришла очередь американца терять время. Карри проиграл главному преследователю Франсиско Лопесу Контардо 17 минут, и общее преимущество разом сократилось всего до 15. Воспользовался проблемами Карри и Сергей Карякин. Да, он проехал медленнее Лопеса Контардо, но Карри теперь проигрывает только 34 минуты. Шансы сохраняются. К тому же Сергей вновь оторвался от Конрада Раутенбаха, укрепив собственные позиции в тройке сильнейших.
1. Рейналдо Варела (Can-Am) — 4:50.48
2. Франсиско Лопес Контардо (Can-Am) — +0.22
3. Остин Джонс (Can-Am) — +7.21
4. Сергей Карякин (Can-Am) — +8.17
1. Кейси Карри (Can-Am) — 39:47.37
2. Франсиско Лопес Контардо (Can-Am) — +15.40
3. Сергей Карякин (Can-Am) — +34.29
4. Конрад Раутенбах (PH-Sport) — +1:06.03.
9-Й ЭТАП: ещё 400 километров борьбы
Во вторник участников ждёт спецучасток протяжённостью 410 километров от Вади-аль-Давасира до Харадха. Судя по описанию от организаторов, особых дюн и навигационных ловушек не ожидается, но ошибки в пилотаже могут дорого обойтись участникам.
Ралли-марафон «Дакар-2020» стартует 5 января — за чем следить?
Формула-1 — самый престижный и популярный чемпионат в мире, однако всё же есть гонка, которая стоит особняком, потому что её нельзя сравнить ни с чем. Речь о ралли «Дакар» — самом экстремальном состязании планеты. В рамках специального проекта G-Energy и «Чемпионата» рассказываем, почему двухнедельный марафон в пустыне круче Формулы-1.
В условиях, приближенных к боевым
Гонки Формулы-1 проходят на сверхсовременных автоспортивных комплексах с идеальным асфальтом и автомобилях, устроенных на порядки сложнее устройства, с которого вы читаете эти строки. Автомобили Формулы-1 ближе к космическим кораблям, чем к вашей повседневной машине. Каждый сантиметр трассы изучен лазером и высчитан до малейших неровностей, инженеры часами настраивают автомобиль, чтобы в коротком полуторачасовом спринте выяснить, кто справился лучше.
Гонщики каждый день по многу часов работают в тренажёрных залах и все равно валятся с ног после наиболее тяжёлых Гран-при сезона, а механики проводят вдали от дома чуть ли не половину календарного года (добавьте к более чем 20 Гран-при тесты, рекламные мероприятия и так далее). И всё-таки по сравнению с дакаровцами обитатели Ф-1 работают в более чем комфортных условиях. А что такое «Дакар»? Это две недели экстремальной гонки на грани физических возможностей — машины и человека. Автомобиль, пустыня и «дорожная книга» (навигаторы участникам ралли-рейдов запрещены) — это всё, на что может рассчитывать экипаж на дистанции этапа ралли «Дакар». Команды заранее не знают маршрут — его необходимо выяснить в процессе гонки по представленным организаторами непосредственно перед стартами спецучастков ориентирам. Стоит ли говорить, что подготовиться к такому невозможно, а борьба всегда проходит непредсказуемо?
Этап «Дакара» это 300-450 километров спецучастка — по пескам и дюнам, в которых машина в любой момент норовит не то закопаться, не то свалиться — и сложно сказать, что из этого хуже. В условиях раскалённой пустыни и отсутствия технической поддержки — помощь «техничек» на дистанции запрещена. И ещё 300-400 километров лиазона — эта дистанция не идёт в зачёт гонки, однако необходимо преодолевать её в указанный организаторами интервал, иначе — большие штрафы. Так что упустить победу можно и после спецучастка. И так — две недели подряд — с одним днём отдыха.
В 2020 году дистанция ралли «Дакар» составит около 7500 километров, из них 5000 — спецучастки. Гонка будет проходить с 5 по 17 января — за две недели участники посетят девять городов, включая Джидду и Рияд, столицу Саудовской Аравии. Гонка впервые пройдёт на территории этой страны.
«КАМАЗ-мастер» выбрал состав на «Дакар». И ещё улучшил технику
Шибалов заменил Мардеева, а все грузовики получили коробку-автомат. Главное, что рассказали камазовцы перед новым «Дакаром».
От мотоциклов до грузовиков-монстров
Ралли «Дакар» поражает разнообразием техники, выходящей на старт. В гонке 2020 года спортсмены будут состязаться в пяти категориях: мотоциклы, квадроциклы, мотовездеходы Side-by-Side, внедорожники и грузовики. То есть из одного стартового створа в гонку отправится техника весом от пары центнеров до десятка тонн!
Внедорожники развивают на бездорожье скорости свыше двухсот километров в час, при этом современные гоночные прототипы для ралли-рейдов не так уж и сильно уступают в сложности машинам Формулы-1. Разумеется, раллийный автомобиль чуть проще — он должен выдержать больше нагрузок, а потому особое внимание инженеры уделяют надёжности. Что уж говорить о грузовиках, которые развивают на зачётном отрезке 140 км/ч? Могли бы гораздо больше, но это ограничение прописано в правилах: управлять такой техникой на более высокой скорости опасно для жизни.
Напрямую сравнивать машины Формулы-1 с техникой экипажей «Дакара» в принципе невозможно, поскольку в один ряд с автомобилями крупных заводских команд здесь традиционно стоят небольшие частные проекты, лишь минимально отличающиеся от серийных экземпляров — и то основные переделки в большинстве случаев касаются лишь безопасности.
Стартовать в «Дакаре» может практически любой желающий. Закончить гонку сможет лишь по-настоящему крепкий духом.
Экипаж решает всё
Пилотов на мото- и квадроциклах часто называют гладиаторами пустыни. Они преодолевают дистанцию гонки в одиночку, без помощи штурмана. То есть читать «роудбук», искать верное направление и ехать, поддерживая боевой темп, нужно одновременно. Но именно таким ралли «Дакар» было изначально — это было в первую очередь приключение, и лишь затем — гонка. Сейчас, когда в ралли-рейдах участвуют десятки профессиональных спортсменов и команды с многомиллионными бюджетами, состязание вышло на первый план, но есть место и индивидуальным подвигам — на ралли «Дакар» вернулся зачёт Original, в котором участники соревнуются без поддержки «техничек» или механиков и самостоятельно чинят технику на бивуаке.
В кабине внедорожника рядом с пилотом сидит штурман, в экипаже грузовика и вовсе три человека — добавляется механик. Однако это отнюдь не значит, что втроем проехать весь «Дакар» легко и просто. На трассе экипаж может рассчитывать только на себя — любая помощь извне запрещена, а хоть чем-то подсобить может лишь другой участник гонки. Другими словами, пилот и штурман должны уметь сменить колесо — весом в несколько десятков килограмм и починить подручными средствами мелкую поломку в двигателе. А ещё нужно уметь копать — самым ценным инструментом в закопавшемся в песок автомобиле является лопатка.
Результат экипажа напрямую зависит от того, как экипаж работает на дистанции, насколько хорошо знает свою технику и её пределы, умеет ли держаться на этом пределе и не переходить грань. И, конечно, умение найти верный маршрут — навигационные ошибки порой обходятся куда дороже технических неполадок.
На «Дакар» — в валенках! Камазовцы – о новой победе и приключениях
Был ли прав бурятский сурок-всезнайка, кто в «КАМАЗ-мастере» оплачивает штрафы за превышение скорости и быть ли ралли-марафону в Париже.
Всё делается для того, чтобы не терять ни минуты в пути. Например, в этом году один из фаворитов гонки белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» везет с собой целую лабораторию G-Energy, которая будет сопровождать спортсменов по всему маршруту ралли-марафона. Передвижной лабораторный комплекс поможет провести диагностику двигателя, не разбирая его в полевых условиях, а также оценить запас эксплуатационных свойств масла. Технические специалисты «Газпромнефть — смазочные материалы» проведут сотни исследований проб моторного масла по 30 параметрам.
«На эту гонку в Саудовской Аравии мы выезжаем большим составом, — говорит руководитель и боевой пилот «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. — Будет и мобильная лаборатория G-Energy. Для нас это очень большая помощь: в машине работает множество узлов и агрегатов, для ремонта или осмотра которых необходим частичный или полный разбор, а в случае проведения анализа специалистами лаборатории эта необходимость в разборе уходит. Один раз лаборатория спасла нас от схода. Анализ масла из редуктора моста выявил другие металлы, и инженер мобильной лаборатории указал, что этот редуктор необходимо снять и детально осмотреть. Мы действительно убедились, что механизм поврежден — дальнейшее движение на этом узле остановило бы автомобиль на скоростном участке».
Наши побеждают
Российским болельщикам «Дакар» ближе ещё и потому, что вот уже десятки лет одним из фаворитов зачёта грузовиков остаётся «КАМАЗ-мастер» из Татарстана. На счету челнинской команды уже 15 побед на «Дакаре», ей нет равных уже три года к ряду. В Формуле-1 россияне, увы, ещё долго не смогут похвастаться подобными успехами.
Интересно, что в последние годы одним из соперников «Синей Армады» является молодая белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто». Построив грузовик с нуля, команда во главе с опытнейшим гонщиком Сергеем Вязовичем быстро продемонстрировала свою скорость, а вскоре добилась и надёжности на дистанции. Дебютировав на «Дакаре» в 2012 году, уже в 2018-м «МАЗ-СПОРТавто» завоевала свой первый подиум, а теперь считается одним из претендентов на победу в своей категории. К слову, в 2020 году «МАЗ-СПОРТавто» выставит на «Дакаре» свою новинку — доработанный на «Шёлковом пути» капотный грузовик.
Россиянам, к слову, есть за кого поболеть и за пределами класса: в 2017 году в классе квадроциклов победу одержал Сергей Карякин. В этом году Сергей выступит в классе мотовездеходов, где его штурманом станет Антон Власюк. Кроме того, среди мотоциклистов россияне будут представлены Дмитрием Агошковым, а в категории внедорожников можно будет поболеть за Владимира Васильева, Александра Доросинского или Константина Жильцова, который поедет штурманом местного гонщика Язида Аль-Раджи.
«Спрыгнули с четырёхметрового обрыва. Обошлось, а могли и в последний раз»
Почему российский дебютант топ-категории «Дакара» Александр Доросинский дважды тонул на Кубке мира в Италии и верит ли он в успех Алонсо.
Здесь есть Алонсо!
В конце 2018 года Фернандо Алонсо покинул Формулу-1. Испанец остался недоволен слишком большим разрывом между топ-командами и середняками и отсутствием возможности бороться за победы и подиумы. Алонсо предпочёл поискать более интересный лично для себя вызов — и нашёл его на «Дакаре»!
Двукратный чемпион мира будет выступать в одном экипаже с Марком Комой — пятикратный победитель «Дакара» на мотоцикле и многократный чемпион мира ФИМ по кросс-кантри. Лучшего напарника Фернандо не сыскать: Кома отлично умеет обращаться с «дорожной книгой» и превосходно знает внутреннюю кухню гонки — он был спортивным южноамериканского «Дакара».
Алонсо в подробностях описал разницу между Формулой-1 и «Дакаром»
Будет ли у Алонсо шанс победить? Вряд ли — «Дакар» требователен и бывает жесток к новичкам. Однако это определённо будет самое большое приключение в жизни Фернандо.
как «КамАЗ» выдавливают с ралли «Дакар» — РТ на русском
Генеральный директор российской ралли-команды «КамАЗ-Мастер» Сергей Когогин заявил, что отечественный коллектив на время может прекратить участие в гоночном марафоне «Дакар». Он также обвинил организаторов в намеренном давлении на «КамАЗ» с целью поменять лидера гонки. Согласно новым техническим требованиям, производителям придётся в кратчайшие сроки представить новый мотор.
«Они загоняют нас изменением технических требований»
Генеральный директор «КамАЗ-Мастер» жёстко раскритиковал организаторов ралли-марафона «Дакар», обвинив их в давлении на российскую команду. По его словам, «конюшне», возможно, придётся приостановить участие в престижной гонке, чтобы привести всю технику в соответствие с новыми требованиями.
«Мы столько лет выигрывали гонку, что говорить о простом участии, без побед, сложно. Очевидно, что организаторы делают всё, чтобы создать условия по замене лидера в «Дакаре». Они загоняют нас изменением технических требований в дополнительные затраты, всё-таки мы коммерческая компания и не можем позволить себе просто тратить деньги, мы вынуждены их считать. Спорт — не только престиж, но и бизнес», — приводит слова Когогина ТАСС.
Руководитель объяснил свою позицию тем, что только разработка нового соответствующего всем параметрам двигателя займёт полтора года.
«Наша команда не может принимать участие в ралли с техникой, которая не даёт возможности бороться за лидирующие позиции. Именно поэтому некоторое время назад я заявил, что «КамАЗ-Мастер» может приостановить своё участие на год-два. Это связано с фактором времени. Разработка нового 13-литрового мотора займёт полтора года, а сделать его спортивным — сложно прогнозировать, сколько это может занять времени», — добавил он.
Также по теме
«Новый регламент направлен против нас»: члены команды «КамАЗ-Мастер» о трудностях «Дакара»Ралли «Дакар-2017» протяжённостью более 8,8 тыс. км стартовало в Парагвае 1 января. С тех пор как было решено проводить гонку и в…
«Нельзя менять регламент, чтобы задушить одну команду»
Впервые Когогин заговорил о возможном приостановлении участия «КамАЗ-Мастер» в «Дакаре» ещё в декабре. Тогда гендиректор команды говорил практически то же самое. Он отмечал, что совсем недавно «КамАЗ» совместно с компанией Liebherr создал спортивный мотор объёмом 16 литров, но организаторы ралли выпустили новые правила, согласно которым уже к январю 2018-го коллектив будет вынужден выставить два грузовика с двумя другими — 13-литровыми — моторами. Когогин оценивал затраты на необходимые преобразования «не в один миллион евро».
«Вы вспомните, наступил период, когда я просто закрыл футбольную команду (ФК «КамАЗ» выступал в ФНЛ и ПФЛ. — RT). $10 млн — это стоимость содержания гоночной команды. Это тот объём, который необходим, чтобы команда хорошо участвовала в гонках и имела средства на развитие. Вообще, у нас есть, на что эти деньги использовать», — подытожил Когогин.
А победитель «Дакара-2015» и пилот «КамАЗ-Мастер» Айрат Мардеев, побывав в редакции RT, рассказал, что организаторы ралли-марафона не скрывают: их не устраивает, когда победу одерживает одна и та же команда.
«Нельзя просто брать и менять регламент, чтобы задушить только одну команду. Мы не против перехода на другой литраж, но пусть тогда это относится ко всем, а не только к одной команде. Но, несмотря ни на что, мы сделаем этот двигатель и покажем, кто есть кто», — подчеркнул гонщик.
«Действительно, весь регламент переделывается так, лишь бы укусить именно нашу команду. То же самое было, когда мы ездили на 18-литровых двигателях — было введено такое же ограничение», — добавил Мардеев.
При этом ещё летом руководитель «КамАЗ-Мастер» и семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин признавался, что команда испытывает серьёзные финансовые сложности после того, как коллектив отказался спонсировать «Внешэкономбанк».
«С большим трудом мы находим средства готовиться к соревнованиям. На данный момент едва находим средства для участия в «Шёлковом пути», а вот на «Дакар» и на подготовку к нему денег нет. Такого тяжёлого периода в финансовом плане в команде не было никогда», — цитировал Чагина «Р-Спорт».
Непобедимые «КамАЗы»
Несмотря на все сложности, «КамАЗ» нашёл деньги на участие в «Дакаре», однако теперь уже сами организаторы ралли-марафона вставляют палки в колёса российским грузовикам. При этом российская команда действительно неизменно претендует на победу в данном классе.
С тех пор как в 2009 году ралли переехало из Африки в Южную Америку из соображений безопасности, пилоты «КамАЗ-Мастер» выиграли шесть из восьми марафонов. Дважды первенствовал Чагин и по разу Фирдаус Кабиров, Андрей Каргинов, Эдуард Николаев и Айрат Мардеев.
Правда, в прошлом году победу одержал голландец Жерар де Рой из «Ивеко» — главный соперник россиян на «Дакаре». Для него эта виктория стала второй после 2012-го. До недавнего времени представитель Нидерландов лидировал в общем зачёте и нынешней многодневки. После семи этапов экипаж де Роя, в который входят также испанец Мои Торраллардона и поляк Дарек Родевальд, показывал суммарное время 15 часов 52 минуты и 7 секунд. Далее друг за другом следовали сразу три экипажа «КамАЗ»: Сотникова (+2.11), Николаева (+5.57) и Мардеева (+20.12). Ещё один представитель российской команды, Антон Шибалов, располагался на восьмой строчке.
Однако восьмой этап де Рою, мягко говоря, не удался. Он пришёл к финишу лишь девятым и опустился на третье место в общем зачёте. В лидеры же выбился экипаж Сотникова, от которого на 1.46 отстаёт Николаев. При этом протяжённость этапа из-за плохих погодных условий была сокращена практически в три раза — с 490 до 174 км. На маршруте от Уюни до Сальты организаторы были вынуждены исключить аргентинский участок.
Непогода уже успела всерьёз насолить участникам «Дакара-2017». 6 и 7 января гонщики вовсе были вынуждены отдыхать, так как ненастье не давало продолжить ралли. Протяжённость седьмого этапа по дорогам Боливии пришлось сократить вдвое.
Дакар: послесловие — Авторевю
За две гоночные недели многое случилось — об основных событиях мы рассказывали в наших ежедневных репортажах. Но было немало и такого, что или вовсе прошло мимо нашего внимания, или требовало подробных комментариев от самих участников событий…
Две недели в фокусе нашего внимания находилась команда Peugeot, победной поступью двигавшаяся к финишу, и их соперники — явно уступавшие им в скорости представители Mini Насер Аль-Аттия и Микко Хирвонен, и Тойотовцы, отстававшие еще больше. Чтобы представить разницу в скорости, приведем слова Константина Жильцова, штурмана у Владимира Васильева: «На десятом этапе Себастьен Лёб обгонял нас четырежды. Каждый раз сбивался с дороги, догонял и снова опережал нас!»
Гонка у Васильева пошла лучше, когда на его Тойоту поставили амортизаторы от «заводской» машины
Любопытно, что с прошлого года организаторы изменили правила в осношении марафонских участков. Если на Дакаре-2015 в закрытом парке было запрещено только обслуживание машин механиками, а сами гонщики спокойно «крутили гайки», пользуясь запчастями на борту машины, то сейчас даже самим экипажам было нельзя прикасаться к автомобилям. Все работы — только на лиазоне: это означает, что без риска опоздать на пункт контроля времени можно было разве что поменять колесо да долить жидкость в бачок омывателя.
Еще до гонки было известно, что гонщик G-Energy Rally Team Владимир Васильев получит такой же прототип Toyota Hilux, как и пилоты заводской «конюшни» Toyota Gazoo Racing South Africa. Но на Дакаре выяснились нюансы… Скажем, по мотору все вышло благоприятно: подготовленный в Англии двигатель хоть и отличался от «заводского», но совершенно не уступал ему по характеристикам — а в плане эластичности даже превосходил. А вот то, что блок управления Pectel не позволял двигаться на ограничителе точно с выставленной скоростью, было заметным недостатком — из-за этого в каждой из зон ограничения скорости экипажи на клиентских Тойотах хоть понемногу, но проигрывали гонщикам на Mini и заводских Тойотах.
Кроме того, отличалась и подвеска, а точнее амортизаторы — южноафриканцы подбирали характеристики стоек голландской фирмы Reiger на тестах в Намибии, а вот на машинах, которые обслуживала бельгийская команда Overdrive, демпферы были со своими настройками. На ровных покрытиях они вели себя приемлемо, а вот к разбитым дорогам совершенно не подходили. К счастью, на один из самых «убойных» спецучастков (СУ9 вокруг города Белен) Васильеву поставили запасной комплект подвески, предназначенный Де Вильерсу. Но механически Тойота отработала практически безупречно — единственной неисправностью за всю гонку стал развалившийся из-за порванного пыльника шарнир равных угловых скоростей.
Mitsubishi Pajero категории T3 испанского гонщика Рубена Грасии
По ходу гонки наше внимание привлекла категория T3, в которой стартовало 15 экипажей: помимо привычных «сайд-бай-сайдов» Polaris и Arctic Cat, в него оказались заявлены несколько легких одноместных багги плюс полноценные внедорожники — Mitsubishi Pajero, Volkswagen Amarok, Toyota Hilux…
Последние — это машины подкласса T3.1, просуществовавшего в документах FIA совсем недолго и упраздненного в минувшем году. Но в Дакар такие автомобили по-прежнему допускаются. По сути, это нечто среднее между машинами категорий T1 и T2. Скажем, Pajero испанца Рубена Грасии — это серийный автомобиль, но с доработками, запрещенными в «стандартной» категории T2: прочными оригинальными рычагами подвески, перенесенными назад радиаторами, облегченными панелями кузова. По аналогичной схеме подготовлено и несколько других машин этого класса.
Вайдотас Жала на легком прототипе с дизельным двигателем лидировал в категории T3, но до финиша не добрался
Но правила разрешают и большее. Примеры — Toyota Hilux команды Jaton Racing или Seat Leon, которым управлял известный литовский раллист Вайдотас Жала. Обе машины — прототипы с трубчатой рамой и пластиковыми внешними панелями, но с полностью стандартным двигателем (он должен «проходить» по требованиям омологации по группе N или T2). Маленький 210-сильный турбодизель VW 1.9 на машине Вайдотаса Жала по правилам позволял сделать машину весьма легкой, и команда воспользовалась этим преимуществом, доведя вес прототипа всего до 1675 кг. Литовец на полноприводнике, стилизованном под Seat Leon, поначалу шел в пятом-шестом десятке «абсолюта», лидируя в классе. Но потом из-за проблем с турбокомпрессором откатился назад, и заменив по ходу гонки несколько турбин, после СУ10 сошел.
В итоге победу в категории T3 одержал Тим Коронель (брат-близнец пилота серии WTCC Тома Коронеля) на легком одноместном багги с двигателем от мотоцикла Suzuki Hayabusa — голландец финишировал на 35-й позиции.
Багги Тима Коронеля
Среди участников «стандартного» класса T2 в этом году мы не наблюдали пятикратного победителя гонки в этой категории Джуна Митсухаши. 45-летний японец покинул заводскую команду Toyota Auto Body, и снова, как в начале карьеры, стартовал на мотоцикле. Поговаривают, что перестановки прошли не по его инициативе — мол, японца уволили после того, как в прошлом году он нарушил установки руководства команды. Напомним, что за пять дней до финиша он, лидируя в гонке, перевернул свой Land Cruiser. Резервный экипаж Николя Жибона потратил сорок минут на помощь своему партнеру по команде, и в итоге финишировал вторым, с отставанием лишь в шесть минут. По слухам, после аварии японца просили «прикрывать тылы» Жибона — но вместо этого он вернул себе лидерство, завершив гонку на первой позиции в классе.
Toyota Auto Body — единственная в категории T2 заводская команда. На фото — Toyota Land Cruiser 200 ее нового лидера Николя Жибона
Пробитый радиатор стоил Жибону полутора часов времени, но благодаря помощи партнера по команде француз смог добраться до бивуака
За руль второго Ленд Круизера японской команды сел прошлогодний штурман Жибона, японец Акира Миура. По ходу гонки Жибон был не единственным претендентом на титул в категории T2. Так, на протяжении нескольких этапов протоколы возглавлял Патрик Сирейжоль на аналогичном «двухсотом» Ленд Круизере. Правда, соревновательная задача была для него не основной — француз работал «техничкой» команды Peugeot. Опыта ему не занимать: 54-летний гонщик начинал выступать в Дакаре 29 лет назад на мотоцикле, и в 1994-м даже финишировал пятым в мотозачете. Сменив два колеса на четыре, в 2009-м он умудрился привести простенький прототип Bowler к финишу на 12-м месте «абсолюта». Последние годы француз был заметен по выступлениям на заднеприводных багги — например, в 2014-м он оказался лучшим среди гонщиков на моноприводных машинах, финишировав на багги SMG на пятнадцатой позиции абсолютного зачета.
Саудовец Ясир Сеайдан претендовал на победу в классе T2, а закончил гонку на третьей позиции
А вот саудовец Ясир Сеайдан на Land Cruiser 200, в прошлом году выступавший на отдельных этапах Кубка мира по ралли-рейдам, и владелец собственной команды Хавьер Фож, традиционно готовящий «короткую» Тойоту Land Cruiser Prado 150, целенаправленно боролись за победу в классе T2.
Еще в середине гонки ее исход в классе T2 был абсолютно неясен — на первой строчке успели побывать и Сирейжоль, и Сеайдан, и Жибон. На СУ6 заводской гонщик Тойоты Николя Жибон потерял много времени, когда его машина попала в глубокую канаву — с пробитым радиатором ее на тросе дотащил до финиша Миура. Из-за этого отставание Жибона от Сирейжоля достигло полутора часов! Но на СУ10 Сирейжоль останавливался для помощи Сайнсу, а у Сеайдана возникли проблемы с электроникой. Жибон, со своей стороны, выиграл шесть из семи остававшихся этапов и финишировал в качестве лидера серийной категории T2. Всего в классе финишировало шесть экипажей из десяти стартовавших, все — на машинах марки Toyota.
Андрей Рудницкий (в центре) ассистировал на нынешнем Дакаре польскому экс-мотоциклисту Якубу Пжигонскому (слева)
По словам Рудницкого, Якуб Пжигонский великолепно «читает» рельеф — способность, приобретенная им за годы выступлений на мотоцикле
По ходу гонки мы не могли уделить достаточно внимания экипажу польского экс-мотоциклиста Якуба Пжигонского — а ведь ему ассистировал известный белорусский штурман Андрей Рудницкий, много лет выступавший в российском рейдовом чемпионате. Один из самых многообещающих мотогонщиков в своей дисциплине, Пжигонский был вынужден закончить «двухколесную» карьеру из-за тяжелых травм, полученных в аварии полтора года назад. «В этом году он мог бы финишировать на подиуме Дакара в мотозачете, но он признавался, что после той аварии потерял скорость…» — рассказал мне Рудницкий. «Меня хорошо знали в команде X-Raid по совместной работе с Леонидом Новицким, и приглашали выступать у них. Когда стало понятно, что Максим Кирпилев, с которым мы выступали в Кубке мира, на Дакар не едет, я дал согласие выступить с Якубом» — объяснил минчанин свое появление в немецкой команде. По его словам, в машине они общаются на английском — поскольку для совместной работы Пжигонскому не хватает его запаса русского, а Рудницкому — способностей в польском. «Обидно было бы уехать мимо из-за того, что я не там поставил ударение. А по-английски мы более или менее наравне» — говорит Рудницкий.
«С ним очень легко работать. Якуб очень легко понимает указания штурмана, даже когда мне самому не очень понятна позиция в дорожной книге. Он ведь, как всякий мотоциклист, всегда самостоятельно работал с дорожной книгой, — рассказывает Рудницкий, — А еще он отличается своим, особым пониманием песка, особенностей пересеченной местности. При движении по курсам, на разбитых покрытиях он очень силен. А вот на ходовых, сравнительно ровных участках раллийного типа ему нужно прибавлять!» Польско-белорусский экипаж на Mini All4Racing закончил гонку на 15-й позиции, лучший результат на этапе — 10-е место на СУ12.
Этот Дакар — первый в водительской карьере южноафриканца Марка Корбетта. И результат более чем достойный: 17-е место
Десятым результатом на убойнейшем СУ9 (Белен — Белен) обратили на себя внимание южноафриканцы Марк Корбетт и Хуан Мор. Постоянные участники южноафриканского рейдового чемпионата выступали на заднеприводном багги, разработанном и построенным их командой Century Racing. К финишу гонки они привели свой багги с 7-литровым мотором Chevrolet на 17-й позиции. Российским любителям рейдов будет любопытно узнать, что стилизованный под BMW X6 полноприводный прототип Руслана Мисикова, на котором питерец выступал в российском чемпионате, построен как раз специалистами Century Racing.
А что же любимец публики Робби Гордон, каждый раз развлекающий толпу какой-нибудь выходкой? Напомним, что в 2012-м Гордон со своим сверхмощным заднемоторным Хаммером всерьез претендовал на победу в гонке, пока не был дисквалифицирован по техническим основаниям (после чего публично разразился в сторону организаторов малоприличной тирадой). В этом году безбашенный американец превзошел сам себя, поучаствовав на дороге общего пользования в аварии с собственным автомобилем поддержки! Результат — черный Хаммер на крыше, четверо его седоков в больнице, один в тяжелом состоянии (обстоятельства аварии можно увидеть на видео). Организаторы из A.S.O. проводят в отношении Гордона расследование…
Вообще, нынешний Дакар запомнился сразу несколькими авариями с человеческими жертвами среди «мирного населения». Инцидент с грузовиком-техничкой француза Лионеля Бо, столкнувшегося с тяжело груженой фурой, иначе как стечением обстоятельств не объяснишь (на его месте мог быть и любой другой камион). За погибшего зрителя-боливийца тоже спросить не с кого — контролировать болельщиков на огромных внедорожных участках просто невозможно. А вот авария на прологе выглядит вопиющей недоработкой организаторов: напомним, что в первый день гонки в толпу зрителей врезался Mini китайской гонщицы Гуо Мейлин. Пролог проходил по ясно очерченной грунтовой трассе без участков «ор-пист», а протяженностью (11 км) он не превышал обычный раллийный доп, что позволяло организаторам контролировать его по всей длине. Тем не менее, большая группа зрителей оказалась в одном из самых опасных мест — на обочине на ходовом прямике, непосредственно за крутым трамплином. Именно туда вылетел криво приземлившийся после подброса гоночный автомобиль…
Ралли «Дакар»-2020: главные итоги гонки — победа «КАМАЗа», странная трасса
Да, «КАМАЗ» заводской. Но секрет не в этом
«Дакар» — снова наш, в смысле камазовский. При подведении итогов гонки давайте для начала кратко пробежимся по пунктам, которые позволили российской команде уверенно взять первое и второе места на марафоне. Трудно определять какие-то пропорции, но, конечно, очень многое зависело от подготовки техники. Камазовцы каждый год дорабатывают собственные грузовики и зорко следят за новинками у конкурентов — например, за последнее время на российских грузовиках появились автоматические коробки передач и лимитатор скорости. Ресурсы позволяют камазовцам и чужие ноу-хау перенимать, и свои применять.
Отдельно скажем про мотор — раз в «МАЗ-СПОРТавто» подчеркивали, что сильно проиграют россиянам в этом компоненте. Удивляться тут вовсе не приходится, ведь у мазовцев стоит тот самый мотор «Баггира», от которого прежде отказались в «КАМАЗ-мастере». Отказались, потому что чехи не позволяли дорабатывать двигатель. В итоге белорусы едут на «стоковом» моторе, а россияне — на «Камминсе», который постоянно дорабатывали последние два года. Отсюда и разница.
Скажете, всё дело в заводском статусе российской команды на фоне меньших ресурсов конкурентов? Это упрощённый подход, к тому же не забывайте, что несколько лет назад курс рубля упал вдвое, что автоматически уменьшило бюджет камазовцев при прежних возможностях многих конкурентов.
Зачем гонщикам «КАМАЗа» сразу два ножа? Все секреты кабины быстрейшего грузовика «Дакара»
Какие приборы в распоряжении лидеров «Дакара» и как именно они управляют грузовиком. «КАМАЗ-мастер» всё объяснил и показал.
Главный плюс «КАМАЗ-мастера» — это, если выражаться по-футбольному, глубокая скамейка запасных. У российской команды каждый из четырёх пилотов (а есть ещё и пропускавший гонку Мардеев) способен бороться за место на подиуме и победы, в то время как конкуренты по разным причинам делают ставку на одного лидера. Чехи традиционно разобщены, ван ден Бринк на «Рено» тоже предоставлен сам себе, у «МАЗа» в роли явного первого номера Вязович, а команда де Роя и вовсе лишилась застрельщика из-за проблем Жерара со здоровьем. Вспомните, как несколько лет назад голландцы выставили на «Дакар» трио де Рой — Бьязьон — Вильягра — вот это была сила!
На сей раз все камазовские соперники с глубиной состава явно подкачали — в то время как россиянам не помешали ни какое-то проклятие грузовика Эдуарда Николаева, собравшего на себя все проблемы первой половины гонки, ни серьёзные потери Дмитрия Сотникова. Два камазовца откатились назад — но оставшиеся два работали как метрономы. В то время как для «МАЗа» сход Вязовича по сути стал бы катастрофой. Катастрофой, которую ещё до старта пережила команда де Роя.
Виноват ли «КАМАЗ» в том, что у соперников недостаточно сильных и стабильных пилотов? Ну, это явно не проблемы чемпионов из России. Они просто лишний раз намекнули, что без человеческого фактора ничего не получится.
Безоговорочная победа «КАМАЗа» на «Дакаре»! У соперников вообще не было шансов
Андрей Каргинов – двукратный чемпион «Дакара». У Сергея Карякина серебро, а Карлос Сайнс – легенда класса внедорожников!
У России классные штурманы, гордитесь ими!
Продолжим хвалить российских участников — и ведь есть за что! Приятно, что на нынешнем «Дакаре» регулярно в центре внимания оказывались штурманы из России, которые работали далеко не только с соотечественниками. Константин Жильцов более чем успешно провёл гонку с Язидом Аль-Раджи — четвёртое место экипажа подтвердило элитный статус российского штурмана. Поднялись и акции Алексея Кузьмича, который с не самым знаменитым пилотом Ясиром Сеайданом вошёл в десятку, а на двух этапах попадал в тройку быстрейших. Может быть, умение хорошо ориентироваться на плохих дорогах — это у нас в крови?
Машины российских участников «Дакара» столкнулись после финиша — уже без экипажей
«Тойота» зря жаловалась на правила
Интересным моментом гонки стал мини-скандальчик с участием фаворитов зачёта внедорожников. После первой половины «Дакара» руководитель «Тойотй» Глин Холл заявил, что технический регламент несправедлив и работает на руку багги его конкурентов из X-raid. По словам Холла, при действующих правилах багги гораздо быстрее на прямых. В X-raid Холлу весьма жёстко ответил глава команды Свенд Квандт — мол, его коллега всё время «плачет», хотя результаты вовсе не подтверждают несправедливость регламента.
Сейчас, после финиша гонки, мы склонны окончательно встать на сторону Квандта. Когда Аль-Аттия на «Тойоте» проиграл Карлосу Сайнсу всего шесть минут (из них три — штраф), трудно говорить о неком глобальном неравенстве. Тем более если помнить, что все лидеры и теряли время на навигационных ошибках, и постоянно меняли колёса на первых спецучастках гонки. Так что заявления Холла — это скорее традиционные психологические игры и попытка добиться своего из серии «а что, а вдруг».
От «Роллс-Ройса» до «Лады»: 10 самых необычных внедорожников «Дакара»
Самые странные проекты. И ведь некоторые оказались очень даже успешными!
Мотовездеходы в огне!
Судя по «Дакару»-2020, у нас выявляется новый класс с наиболее жёсткой конкуренцией. Да, по итоговым результатам класса SSV вроде бы не сказать о невероятной плотности, но давайте смотреть на перспективу. В мотовездеходы приходит всё больше участников, при этом они располагают схожей по уровню техникой, а для успеха не нужны заоблачные ресурсы. Если бы несколько лидеров не потерпели неудачи на первых же спецучастках, не исключено, что борьба получилась бы ещё острее — с участием Сириля Депре, Рейналдо Варелы, Конрада Раутенбаха и остальных, кто либо продолжил выступать по системе Dakar Experience, либо уступал после стартовых допов слишком много.
Так что, судя по всему, в 2021 году нас ждёт настоящая рубка! Наш Сергей Карякин, надеемся, поборет проблемы с ремнями вариатора и тем самым повысит шансы поменять серебро на золото.
«Дакар» в Саудовской Аравии: ОК, но есть две проблемы
Позади первое издание гонки в новой стране — и уже сложилось первое впечатление, как выглядит здешний «Дакар». Процитируем Александра Доросинского: «От самой организации „Дакара“ мы в восторге. Дороги, скрытые стенограммы, бивуаки, питание — это очень круто. Но нет зрителей. На финише было шоу, но не было ни одного зрителя. Чем вообще очень сильно удивил „Дакар“: я так понимаю, что в Саудовской Аравии он вообще никому не интересен. Нет никакой обратной реакции от людей. Не видим, чтобы кто-то этим интересовался. Ощущение, что сделано для нас, участников, и для тех, кто смотрит по телевизору».
Изменится ли ситуация со временем? Исключать этого не стоит. Похоже, в стране всерьёз взялись за спорт — недаром уже объявлено о планах принять у себя Гран-при Формулы-1. Но очевидно, что до восторженности жителей Южной Америки и аутентичности африканского «Дакара» гонке в её нынешнем виде далеко
Плюс не хватило песков. Это довольно удивительно для Саудовской Аравии, но в маршруте марафона-2020 оказалось не так много действительно сложных песчаных участков. Да, мы видели опасные аварии и некоторые плутания в пустыне, но в большинстве своём экипажи сетовали на неграмотную дорожную книгу, а не действительно интересную навигационную загадку или невероятно сложную дюну, которую невозможно объехать и очень сложно преодолеть. Этому «Дакару» не хватило сложности. Возможно, организаторы решили не рисковать в первый год — посмотрим, что они предложат в 2021-м. При этом ходят слухи, что Саудовская Аравия «поделится» гонкой с кем-то из соседей, что разнообразит маршрут.
«Дакар» и безопасность
Было бы странно, если бы в итогах гонки мы ничего не сказали про гибель Паулу Гонсалвеша и серьёзную аварию Эдвина Стравера, который пережил клиническую смерть и сейчас по-прежнему находится в тяжёлом состоянии. Эти эпизоды доказывают: пусть «Дакар» стал безопаснее, но всегда готов больно ужалить в случае ошибки. Увы, по-прежнему не придумано, как достаточно защитить мотоциклистов при авариях на высоких скоростях. Райдеры «Дакара» остаются бесстрашными гладиаторами наших дней — и это правда жизни, а не высокопарные слова. Автоспорт по-прежнему опасен.
Первая жертва «Дакара»-2020: в пустыне погиб мотоциклист-чемпион Гонсалвеш
На седьмом этапе гонки не стало Паулу Гонсалвеша. У чемпиона не выдержало сердце.