РазноеСколько выдерживает багажник на крыше автомобиля: 403 — Доступ запрещён – На крышу надейся… — журнал За рулем

Сколько выдерживает багажник на крыше автомобиля: 403 — Доступ запрещён – На крышу надейся… — журнал За рулем

Содержание

На крышу надейся… — журнал За рулем

НА КРЫШУ НАДЕЙСЯ…

ТЕХПОМОЩЬ

доводим

УСИЛИВАЕМ РЕЛИНГИ КРЫШИ VAZ 2111

НА КРЫШУ НАДЕЙСЯ…

АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Универсал VAZ 2111 хозяйственно мыслящим людям понравился — просторный, удобный, а по сравнению с прежними VAZ 2104 и 2102 — еще и более комфортабельный, динамичный, устойчивый, топлива расходует меньше. Но есть показатель, по которому автомобили «десятого» семейства уступают «классическим» собратьям. Это — фактическая грузоподъемность багажника на крыше.

ОПАСНАЯ ОШИБКА

Если следовать инструкциям, то АвтоВАЗ перед владельцами универсалов чист: возить на крыше больше 50 кг груза запрещено. Соображения — самые различные, от негативного влияния груза на устойчивость и управляемость машины до нарушения ее прочности. Но российский мужик упрям — что ему инструкции, написанные «перестраховщиками». Шифоньер или двуспальный диван на крыше никого не удивляет — возят вещи потяжелее. Люди, промышляющие извозом, не дадут соврать! Спасает то, что у классических моделей и «Самары» багажник опирается на жесткие, подкрепленные водосточными желобками края крыши — последствия перегрузки незначительны для кузова. Конечно, при условии, что водитель, перевозя три центнера картошки, в гонки не ввязывается.

Купив «одиннадцатую» взамен «четверки», кое-кто тут же совершает ошибку, распространяя прежний опыт на новый автомобиль. Тем более, что он своими релингами* на крыше (можете называть их ложементами или дугами) прямо соблазняет: крепи сюда багажник — и нагружай! Осмотрите попавшиеся на глаза машины — наверняка у некоторых крыша возле стоек релингов заметно деформирована — вмята. Значит, грузили от души!

СТАТИКА И ДИНАМИКА

Конструкция кузова, включая крышу с ее усиливающими элементами, рассчитана с необходимым запасом прочности. Даже у машины, которую всерьез перегружают, заметные вмятины на крыше могут появиться не сразу. Или не появятся вовсе. Зависит от того, насколько превышена нагрузка и как располагают груз, компактный он или длинномер, как ездят по неровной дороге. Центнер цемента в мешках и шестиметровая балка весом 100 кг ведут себя по-разному. Очень важен момент инерции груза относительно поперечно-горизонтальной оси — у бревна он большой, при резких изменениях положения кузова оно стремится сохранить положение в пространстве. Результат — дополнительная к «статике» динамическая перегрузка кузова возле стоек релингов (см. рис.).

Мы провели эксперимент. Установив на дуги две модные поперечины, загрузили их типовым грузом — деревянными досками общим весом 100 кг. «Часовым» индикатором замерили упругую деформацию потолка в передней точке крепления ложемента: 0,8 мм (фото 1). На глаз — едва заметная величина, которую выдает только исказившийся блик на крыше. Но это — от распределенной нагрузки в статике! А на неровностях покрытия машина раскачивается, передавая ускорения грузу. Под его воздействием стойки ложементов дополнительно нагружаются и разгружаются. Худший прогноз — для ездока, неудачно выбравшего скорость: колебания длинномера могут оказаться резонансными, он раскачивается так, что деформация крыши грозит закончиться разрушением ее самой и релингов в придачу.

Момент инерции груза увеличивается пропорционально квадрату его длины. Так же меняется и сопротивление силовых элементов крыши, включая релинги. Коротенькие, субтильные — плохой подарок завода каждому, кто везет длинномерный груз. ВАЗ явно поскупился — много ли найдется иномарок с такими «скромными» ложементами! Впрочем, уже было сказано: предельная нагрузка четко оговорена. С учетом веса самого багажника она — почти никакая.

Итак, проблема перевозки длинномеров — наиболее трудно решаемая. Тут без серьезной переделки крыши не обойтись, мы за такую не беремся. Проще поставить условие: вези длинные балки по неровной дороге потихонечку, не позволяй им раскачиваться, а не то — беда!

Что касается транспортировки компактных грузов, то усилить места крепления релингов и перераспределить нагрузку на более жесткие края крыши, по нашему мнению, можно. Но и тогда превратить VAZ 2111 в ЗИЛ-131 вряд ли удастся.

БРОНЯ КРЕПКА

Внешне, благодаря солидной площади сечения, дуга на крыше воспринимается как деталь, способная выдержать куда больше пятидесяти килограммов. Но не стоит забывать, что основания дуг выполнены из алюминиевого сплава и притянуты к крыше коротенькими шпильками «на 8». Кроме этого, деталь наклонена к продольной оси автомобиля. Значит, вес багажа создает еще и изгибающий момент, стремящийся вырвать шпильки крепления из заделки в основании. Отсюда первый совет: перед загрузкой релинги необходимо жестко, с помощью надежных креплений связать между собой поперечными планками, такая рама помогает противостоять изгибу (фото 2).

Сняв обивку потолка, мы убедились, что его силовая конструкция довольно жидкая. Коробчатые усилители вдоль краев крыши — из тонкого листа, к тому же сильно перфорированы, из-за чего буквально дышат под нагрузкой. Основная силовая деталь, на которую опирается релинг, изготовлена из 

4-миллиметровой стальной полосы, но крепится к силовому набору консольно (фото 3). Да и так было не всегда. На VAZ 2111 1999 года выпуска ложемент в этом месте опирался на прихваченную точечной сваркой 2-миллиметровую полочку (фото 4). Позже конструкцию изменили, повысив технологичность сборки.

Вариантов усиления крыши мы обсудили немало. Опробовать все на редакционных автомобилях невозможно. Например, читателям не возбраняется в дополнение к описанному ниже заполнить щель между коробчатым усилителем и самой крышей надежным связую

Правила перевозки грузов на крыше

Оборудование машины крышным багажником – оптимальный вариант для любителей путешествий, активных видов спорта, загородного отдыха. Такой вид транспортировки безопасен и удобен, о чем свидетельствует статистика и опыт эксплуатации багажников. Однако существуют определенные правила, без знания которых перевозка на багажнике невозможна.

Какой вес можно перевозить на крыше автомобиля?

Среднестатистическая легковая машина способна «принять на борт» около 50 кг. Однако предельно допустимая нагрузка может варьироваться (от 40 до 90 кг): она зависит от модели транспортного средства и особенностей его конструкции. Узнать, какой вес можно перевозить на Вашем авто, Вы можете в инструкции по эксплуатации ТС.

Как перевезти вещи на багажнике: общие правила

  • При наличии груза на крыше скорость автомобиля не должна превышать 100 км/ч, а при прохождении поворотов под прямым углом ее нужно снизить до 20 км/ч.
  • Если груз выдается за габариты автомобиля более чем на 1 метр сзади или спереди, а также более чем на 40 см сбоку, то необходимо установить знак «Крупногабаритный груз». ПДД допускается также пометка в виде лоскута красной ткани, если знака у Вас нет.
  • Груз должен быть тщательно зафиксирован, а нагрузка на багажник – распределена равномерно. Вне зависимости от того, сколько кг Вы решили перевозить на багажнике, центр тяжести следует расположить как можно ниже.
  • Если груз маленький и тяжелый, то поместите его у края крыши, но не в центре.
  • При поездке в темное время суток пометьте груз на багажнике светоотражателем белого цвета, также можно использовать фонарь, при этом не имеет значения, предмет какой длины Вы собираетесь перевозить.
  • Во время каждой остановки проверяйте крепления и фиксаторы.

Что грозит при несоблюдении правил?

При несоблюдении правил, касающихся того, как перевозить груз на крыше авто, можно получить штраф или лишиться прав. Кроме того, Ваша страховая компания не покроет ущерб, если из-за срыва груза произойдет ДТП.

Расход, который живет на крыше — журнал За рулем

Скажем, сосед одного из авторов круглый год прогревает у подъезда впрысковую «десятку» до рабочей температуры: иначе она «плохо тянет и много жрет весь день». Многие, конечно, слышали, что на расход топлива влияет отнюдь не только состояние двигателя и трансмиссии. Порой мы просто выпускаем литры бензина, а заодно и рубли на воздух. Тот, что обтекает автомобиль сверху или наполняет шины. Даже тем, кто читал нечто об аэродинамике, иной раз кажется, что мудреная наука далека от повседневной жизни. Кстати, у вашей-то машины стоит багажник на крыше? Углы установки колес давно проверяли? А шины когда подкачивали?

СХОД И РАСХОД

Для начала — «эталонная» поездка на исправном VAZ 2114. Условия испытаний: движение на установившихся скоростях (см. табл.). При этом на показатели меньше влияют побочные факторы, скажем, характер водителя. Расход топлива и скорость измеряем профессиональной аппаратурой.

Что ж, «Самара» выдала предсказуемые и очень, кстати, неплохие показатели. Конечно, в реальной жизни, когда автомобиль разгоняется и тормозит, подолгу скучает на светофорах, расход будет иным. Но в данном случае нам важны не рекорды, а отправная точка.

Внесем маленькую корректировку в параметры автомобиля: выставим схождение колес +24 мм. Это в допустимых пределах (15 мм ±10 мм), но у верхней границы. Такое значение установили неслучайно. Специалисты утверждают: «самары» со временем склонны именно к увеличению угла по сравнению с номиналом. На ходу заметить это практически невозможно, поэтому-то владельцы и не торопятся на сервис. А сколько сжигают лишнего топлива? Оказалось, немного, в быту разницу не заметите. Даже на высоких скоростях (см. табл.). Поэтому оставляем схождение в типичном для очень многих «самар» состоянии и начинаем самую интересную часть программы.

ЛИТРЫ НА ВЕТЕР

Собираемся на дачу. Или в отпуск. Понадобится багажник на крыше. А его и ставить не надо! Он там едва ли не со дня покупки машины: крепеж давно и накрепко прикипел. Не правда ли, на улицах немало таких автомобилей? Стоит себе неказистая «опция» и вроде бы денег не просит. Ой ли?

На скорости 60 км/ч порожний багажник съедает лишних 200 г на сотню. Вроде бы опять немного — если не умножать это число на годовой пробег и не вспоминать, как возмущаемся недоливу пары литров на нечестной бензоколонке.

Поедем-ка побыстрее: начинают действовать подзабытые законы аэродинамики! На скорости 80 км/ч расход вырос уже почти на поллитра, а начиная со 100 км/ч — на 0,8 л!

Водители, привыкшие к повышенному шуму «в головах», должны смириться и с тем, что вместе с воздушным потоком, просачивающимся через порожний багажник, убегают литры из бака, рубли из кармана.

Ну а теперь собираемся на дачу. Навьючивать на VAZ 2114 шкаф или холодильник не станем, ограничимся парой чемоданов да сумками. Масса машины почти не изменилась (напомним: грузить более 50 кг на крышу запрещает заводская инструкция), а вот аэродинамика… Косвенно о ней сообщает заметно усилившийся шум. Не беда — окошко можно прикрыть, а музыку сделать погромче.

Наверняка даже многие из гаражных бывалых не поверят, что вполне исправная «Самара» способна, не поперхнувшись, проглатывать более 12 л бензина на 100 км! Вы не ездите со скоростью 120? Но и на «детских» 80 км/ч груз на багажнике добавил к расходу почти 1,5 л. Согласитесь, это уже не копейки!

БЕНЗИН УШЕЛ В…

Автомобилисты со стажем помнят старую шутку про «искру, ушедшую в баллон». Не туда ли порой пропадает топливо? Не разгружая багажника, снижаем давление с предписанных инструкцией 1,9 атм всего на 0,4 атм. На глаз, а тем более на ходу уловить изменение едва ли возможно. А что покажет расходомер?

То, что и должен был: в «баллоны», вместо выпущенного воздуха, ушло в зависимости от скорости еще 0,35–0,5 л на 100 км. И, конечно, чем быстрее вы едете, тем перерасход больше.

ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ?

Итоги теста — отнюдь не открытие. Но, согласитесь, часто мы забываем о простейших вещах. Хотя подчас, пытаясь сделать машину менее прожорливой, не жалея времени, диагностируем на сервисе впрыск и зажигание или без устали вози

На что обратить внимание при выборе багажника на рейлинги

Багажник на крышу автомобиля – устройство для перевозки дополнительного груза, которое состоит из двух поперечных дуг (поперечин) и крепится на рейлинги. Конструкция позволяет изменять расстояние между поперечинами в зависимости от вида и объема груза. Багажные дуги не соприкасаются с крышей, не царапают лакокрасочное покрытие. В зависимости от характера перевозимого груза, допускается установка 2, 3 и более поперечин, которые образуют полноценную экспедиционно-багажную платформу

Параметры и разновидности багажников на рейлинги

Длина дуги (поперечины)

Как правило, поперечины не должны выступать за габариты крыши автомобиля. Перед покупкой дуг измеряют ширину транспортного средства, ориентируясь на этот показатель при выборе длины. У универсального багажника для машины со штатными рейлингами длина поперечины 1200-1300 мм. В зависимости от установленных на багажник аксессуаров (автобокс, велокрепление, держатель для лыж и т. д.) можно увеличить длину поперечины до необходимого размера. 

Амос «Альфа» — крепеж на рейлинги с увеличенной шириной захватов. Допускается установка на все типы рейлингов. Защита от кражи (индивидуальный ключ), облегченный алюминиевый профиль. Прорезиненные захваты, гарантия 36 месяцев. Сделано в Польше

Вид дуги

  1. Прямоугольные дуги – классические поперечины из стали или армированного алюминия. Жесткие в сечении перекладины обеспечивают повышенную грузоподъемность. Дополнительные крепления монтируются в обхват дуги. Плюсы – выдерживают значительный вес багажа, доступны по цене. Минус – навязчивый шум, который слышно в салоне автомобиля, при движении со скоростью от 60 км/ч.

  1. Аэродинамические дуги – алюминиевые поперечины с овальным сечением и перегородками внутри, усиливающими жесткость конструкции. Высокая цена из-за дороговизны материала и сложности технологии изготовления. Привлекательный внешний вид. Обтекаемая форма снижает сопротивление воздуху при движении, уменьшает шумовой эффект. Дополнительные насадки (для велосипедов, туристического инвентаря) монтируются с Т-паз, расположенный на поверхности дуги. Конструкцию не снимают после каждого использования, так как она выглядит эстетично и подходит для частых поездок на дачу, на пикники. Дуги выпускаются в типоразмерах 53 мм (Аэро-классик), 70-75 мм (Стандарт) и свыше 79 мм (Крыло)
  • Аэро-классик (53 мм) – поперечины с симметричным сечением, трапециевидным или эллипсовидным. Шум при сопротивлении встречным потокам воздуха меньше, чем у багажников с прямоугольными дугами, но на скорости 100 км/ч в салоне слышен гул.

  • Крыловидные аэродинамические дуги (79-85 мм) – сечение как у крыла самолета. Шумность и расход топлива снижены до минимума. Эти характеристики актуальны при путешествиях на длительные расстояния.

Материал и цвет дуги

Из алюминия делают в основном аэродинамические поперечины. Изделия серебристо-серого цвета смотрятся стильно, не ржавеют, не издают шума во время движения. Значительно легче стальных аналогов

Из стали изготавливают прямоугольные дуги. Это конструкция преимущественно черного цвета, подходящая для перевозки строительных материалов.

Тип захвата

  • Натяжная система фиксации с помощью прорезиненных металлических ремней с зажимами (Система Belt). Хват регулируется, что делает конструкцию универсальной (подходит на рейлинги от 2 см до 6,8 см). Монтаж не требует использования гаечного ключа. Устройство запирается на ключ для защиты от воров.

  • Универсальная лапа-захват. Позволяет установить багажник на все типы рейлингов. 

  • Крепление к низким (вмонтированным в крышу) интегрированным рейлингам производят с помощью скоб специальной формы и размера, за внутреннюю сторону продольной дуги.

Другие особенности поперечин на рейлинги

Защита от кражи

Багажники для автомобилей лидеров рынка оборудованы встроенными в крышки упоров замками. Защитные устройства предотвращают кражу и багажника, и груза.

Грузоподъемность

Грузоподъемность багажника на рейлинги зависит от допустимой нагрузки на крышу автомобиля. Как правило, не рекомендуется устанавливать груз весом свыше 100 кг.

Особенности установки и эксплуатации

  1. Перед монтажом багажника подготовьте крышу автомобиля : промойте, высушите, удалите песчинки. Резьбовые стыки обработайте силиконовой смазкой для защиты от воды.
  2. После длительных поездок по тряским дорогам проверяйте надежность крепления, при необходимости подтягивайте гайки.
  3. Учитывайте изменение тормозной и разгонной динамики, управляемости, стойкости к боковому ветру, возможность загрязнения груза дорожной грязью.
  4. Выступающий за габариты автомобиля груз снабжайте указателями согласно ПДД, дополнительно фиксируйте к багажнику.

Аксессуары

  • Крепление для велосипедов. На дуге устанавливают держатель рамы и фиксаторы для колес велосипеда.
  • Стяжки и ремни для дополнительной фиксации грузов.
  • Пластиковые боксы. При выборе обратите внимание на герметичность (защищенность от пыли и влаги), эргономичность, защиту от воров.

Какой вред для автомобиля несет багажник на крыше?

При недостаточном объёме основного багажника автомобилистам приходится приобретать специальный бокс на крышу машины или по старинке привязывать груз к поперечинам. Но, по мнению автослесарей, это плохая идея, которая грозит владельцу машины некоторыми проблемами. Посмотрим, почему не стоит перевозить грузы на крыше автомобиля.

Большие расходы на бензин

Главными покупателями различных автомобильных багажников являются дачники и туристы. Им приходится перевозить большие грузы на дальние расстояния, а засовывать всё в салон иногда просто не получается. К недостатком такого решения можно отнести дополнительное аэродинамическое сопротивление, которое создаёт сам багажник и груз на нём. Это негативно сказывается на расходе топлива и на максимальной скорости. При больших пробегах разница от езды с багажником будет очень заметна, в среднем расход бензина увеличивается на 7 процентов.

На всех парусах

Увеличивается и «парусность» машины. Потоки ветра от пролетающих встречных фур серьёзно раскачивают кузов машины, заставляя нервничать всех пассажиров. А переместившийся выше центр тяжести грозит заносом, а то и переворотом, при резких движениях рулём. Особенно аккуратно нужно ехать в местах, где сильные боковые ветра, там есть реальная угроза, что автомобиль сдует на встречку.

Проблемы с ГИБДД

В последние годы власти всерьёз взялись за водителей, которые вносят изменения в свои машины. Под запрет попадает буквально всё, в том числе и багажники. Если к обычным дугам и пластиковому боксу претензий не возникает, то вот к «экспедиционному» багажнику могут придраться. По этой причине необходимо обязательно регистрировать все внесённые изменения, иначе есть шанс нарваться не только на штраф, но и на демонтаж багажника прямо на обочине дороги. Совсем нелишнем будет возить с собой паспорт от багажника, чтобы доказать его заводское, а не кустарное, происхождение.

Фото: интернет-ресурсы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *