«КАМАЗ-мастер» отстаивает титул чемпиона «Дакара»
Фото: КАМАЗ-мастер
В воскресенье, 6 января, в столице Перу стартовал сорок первый по счету «Дакар». «КАМАЗ-мастер» является многократным призером и пятнадцатикратным победителем этой престижной международной гонки. С 1990 года, когда российская команда впервые заявила о себе в «Дакаре», обогнать ее соперникам удавалось лишь трижды. В предстоящие две недели камазовцы будут отстаивать титул чемпионов «Дакара» на четырех новых спортивных российских грузовиках. Уже после первых двух этапов ралли экипаж Эдуарда Николаева – первый в итоговой классификации.
«Дакар-2019»: особенности и цифры
Одиннадцатый южноамериканский и сорок первый в целом по счету ралли-марафон пройдет по территории одной страны – Перу. Это является главной особенностью гонки в этом году. Бесконечные тихоокеанские пляжи и высокие дюны стали решающими факторами при выборе в пользу Перу. Итак, старт и финиш в одном и том же месте, а большинство этапов закольцованы, но, несмотря на это, ни один из десяти спецучастков не будет повторяться. Продолжительность ралли составит 11 дней: 17 января гонка финиширует в Лиме.
Общая протяженность маршрута составит 5600 км, из них почти 3000 километров – спортивные спецучастки. Таким образом, гонщики смогут в полной мере продемонстрировать свое мастерство, техническое превосходство и серьезную подготовку. «Дакар-2019» стал особенным и по составу участников: в ралли принимают участие 135 новых участников. Как отмечают организаторы гонки, количество новобранцев растет с каждым годом: в 2017 году их было 82, а в прошлом – уже около сотни.
Всего на старт в столице Перу в разных номинациях вышли 334 экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов и квадроциклов, 126 джипов и 41 грузовик. Российские участники представлены в трех категориях, а самое большое число наших – в классе грузовиков, где «КАМАЗ-мастер» выставил четыре экипажа:
№ 500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.
№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.
№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.
«Тяжелая артиллерия» сорок первого «Дакара»
«Сильные соперники – это всегда интрига и дополнительный интерес к гонке, это добавляет азарта и мотивации», – прокомментировал Эдуард Николаев сильный состав участников грузового зачета «Дакара-2019».
В «тяжелом» зачете гонки, помимо КАМАЗов, участвуют 7 Iveco, 3 Tatra, 10 Man, 3 МАЗа, 1 Ginaf, 4 DAF, 3 Renault, 1 Mercedes, 2 Ford, 1 Liaz и 2 Hino. Считается, что основную конкуренцию российской команде составляют лишь несколько соперников – Iveco, Tatra, Renault, МАЗ, Liaz.
На гонку в полном составе – четырьмя экипажами – возвращается команда Жерара де Роя. В первую очередь на победу претендует сам Жерар де Рой – победитель ралли «Дакар» в 2012 и 2016 годах, призер гонки в 2004, 2009 и 2014 годах. В общей сложности, гонка этого года станет для голландца 17-м по счету «Дакаром».
Кроме Жерара де Роя на победу от команды Iveco будет претендовать талантливый аргентинский гонщик Федерико Вильягра. Легенда аргентинского автоспорта по прозвищу «Койот» семь раз становился победителем национального чемпионата по классическому ралли. Прошлый «Дакар» запомнился беспрецедентным поединком Вильягра – Николаев. Основных соперников – Эдуарда Николаева («КАМАЗ-мастер») и Федерико Вильягру (Iveco) – в генеральной классификации после 12-ти этапов гонки разделяла всего одна секунда. На предпоследнем этапе Сан Хуан – Кордоба, из-за поломки коробки передач аргентинец сошел с дистанции.
В этом году команда Iveco подготовилась к «Дакару» основательно: страховать де Роя и Вильягру будет надежный Тони Генугтен и опытный Маурик ван ден Хювель. Большое преимущество в песках грузовикам Iveco предоставят автоматические коробки передач Allison. Кроме того, двигатели, подготовленные в отделении Fiat Powertrain, имеют крутящий момент в 5500 Нм.
Среди других сильных соперников – экипажи команды Renault. Как показал «Шелковый путь-2018», капотный грузовик Renault CBH 385 лидера команды Мартина ван ден Бринка постоянно совершенствуется. Для того чтобы приблизить вес к минимальным разрешенным на «Дакаре» 8500 килограммам, в машине широко используются композитные и легкие материалы. Например, из алюминия сделаны два топливных бака машины общим объемом 850 литров.
Традиционно сильный состав у чешских команд Tatra Instaforex Loprais Team (лидер команды Алеш Лопрайс), Tatra Buggyra Racing (лидер команды Мартин Коломы) и LIAZ Big Shock Team (лидер команды Мартин Мацик). О своих амбициях на победу в гонке также заявила белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто», которая участвует в ралли тремя экипажами – Сергея Вязовича, Александра Василевского и Алексея Вишневского. Моторы на двух машинах подготовлены чехами из Buggyra Racing. На машине Василевского все еще используется 18-литровый мотор Тутаевского завода. На этот двигатель для ограничения мощности установлены рестрикторы – устройства, которые ограничивает вход воздуха в турбокомпрессоры. Напомним, что согласно регламенту соревнований с января 2019 года в «Дакаре» могут участвовать только грузовики с моторами объемом не выше 13 литров.
Новые спортивные КАМАЗы вступают в бой
В связи с изменением регламента гонки, КАМАЗ подготовил для «Дакара-2019» четыре абсолютно новых автомобиля. Внешне они отличаются от спортивных грузовиков предыдущего поколения современным дизайном, а также новой окраской. Но фактически командой была сконструирована новая машина с учетом современных спортивных технологий и тридцатилетнего опыта выступлений во внедорожных ралли.
В новом грузовике, который был выпущен в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509, использован рядный шестицилиндровый двигатель Cummins ISZ-13. Работы по форсировке двигателя велись с 2016 года и выполнены полностью силами специалистов НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения иностранных фирм.
Как отмечают в пресс-службе автопроизводителя, большая работа произведена по сохранению показателей двигателя на больших высотах. В результате достигнуты показатели по мощности в 1100 л.с и 4500 Нм по моменту. При этом в отличие от конкурентов, использующих дефорсированные гоночные двигатели от кольцевых грузовиков, специалисты команды «КАМАЗ-мастер» использовали чисто серийный двигатель, и практически удвоили его базовые характеристики.
«КАМАЗ-мастер» также в течение двух лет вел работы по трансмиссии. Использование автоматических коробок передач на автомобилях категории Т4-2В официально разрешено и они предоставляют явное преимущество в гонках. В этом году принято решение использовать автоматические коробки передач на автомобилях Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева. На других двух автомобилях установлены механические коробки передач.
Кроме того, в течение года была проведена большая работа по оптимизации, характеристик подвески. Также реализован полный переход на колеса размерности 22,5 дюйма, что обеспечивает высокую управляемость, уверенное движение при низком давлении, лучшее охлаждение тормозов. И это не полный список новых технических решений в обновленных спортивных грузовиках КАМАЗ.
Первые два этапа позади: «КАМАЗ-мастер» лидирует
Официально «Дакар-2019» стартовал 6 января, а на следующий день участники ралли преодолели первый этап по направлению к Писко, протяженностью 331 километр.
«Дакару-2019» еще до старта многие прочили славу непредсказуемой гонки, каждый день которой будет приносить немало сюрпризов. Объяснение вполне логичное – пески и дюны с крутыми кренами таят много сюрпризов. А быстрое движение курсами по широким песчаным просторам часто усыпляет бдительность спортсменов, что чревато переворотами, либо заcтреваниями, либо проблемами с навигацией. И если первый день гонки прошел для большинства экипажей более-менее гладко, то днем позже перуанская пустыня уже начала показывать свой крутой нрав», – отмечает пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин.
Второй этап – 342-километровый спецучасток от Писки до Сан-Хуан-де-Марконы – прошел достаточно насыщенно для участников. К примеру, еще на первой части этапа потерпел аварию и сильно разбил свой капотный грузовик Renault голландец Мартин ван ден Бринк. Гонщикам «КАМАЗ-мастера» дважды пришлось выступать в качестве спасателей: экипаж Дмитрия Сотникова оказал помощь экипажу известного китайского пилота Хан Вэя, а экипаж Айрата Мардеева остановился для помощи белорусскому экипажу Сергея Вязовича.
Весь спецучасток темп задавал экипаж Эдуарда Николаева, с небольшим отрывом от которого шел голландец Жерар де Рой. Отличную скорость показывал аргентинец Федерико Вильягра. В итоге, на данный момент экипажи российской команды занимают первое, четвертое, шестое и седьмое места в грузовом зачете.
Сегодня, 9 января, участники всех классов преодолеют 331 километров от Сан-Хуан-де-Марконы до Арекипы. Стартуют гонщики на берегу океана, но по ходу дня поднимутся на 2000 метров над уровнем моря.
Итоговая классификация Т4
Место |
Участники |
Страна |
Грузовик |
Результат |
|
1 |
Эдуард Николаев |
Россия |
КАМАЗ |
04:56.56 |
- |
2 |
Жерар де Рой |
Нидерланды-Польша-Испания |
IVECO |
05:01:19 |
00:04:23 |
3 |
Федерико Вильягра |
Аргентина |
IVECO |
05:04:19 |
00:07:23 |
4 |
Дмитрий Сотников |
Россия |
КАМАЗ |
05:05.57 |
00:09:01 |
5 |
Тон ван Генугтен |
Нидерланды-Бельгия |
IVECO |
05:07.31 |
00:10:35 |
6 |
Андрей Каргинов |
Россия |
КАМАЗ |
05:20:24 |
00:23:28 |
7 |
Айрат Мардеев |
Россия |
КАМАЗ |
05:22.05 |
00:25:09 |
КОМАНДА «КАМАЗ-МАСТЕР» ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА РАЛЛИ «ДАКАР-2019»
17.12.2018
17 декабря в Москве в агентстве МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция команды «КАМАЗ-мастер», посвященная участию в ралли «Дакар-2019». В ней приняли участие руководитель команды Владимир Чагин, пилоты команды Эдуард Николаев и Андрей Каргинов, а также заместитель начальника Управления-вице президент Банка ВТБ Александр Ерофеев.
Одиннадцатый южноамериканский и сорок первый в целом по счёту ралли-марафон пройдёт по территории одной страны – Перу. Организаторы позиционируют ее как 100-процентную перуанскую гонку, стараясь подчеркнуть песчаную специфику маршрута этого года, ведь в основной своей части он проложен по пустынным районам и дюнные участки составят около 70 процентов трассы. Старт ралли-рейда состоится 6 января в городе Лима. Далее последуют 10 этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Ариекипе. Общая протяженность маршрута – 5500 километров, из них 3000 километров спортивные спецучастки. 17 января ралли-рейд финиширует в Лиме.
Всего на «Дакар-2019» заявлено 334 спортивных экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов/квадроциклов, 126 внедорожников/багги и 41 грузовик.
«КАМАЗ-мастер» выставляет на гонку состав в четыре «боевых» экипажа:
№ 500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.
№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.
№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.
Открывая пресс-конференцию руководитель «КАМАЗ-мастера» Владимир Чагин отдельно остановился на том, что уходящий год был для команды юбилейным. Прозвучал целый ряд интересных фактов. К примеру, за 30-летнюю историю команда «КАМАЗ-мастер» 88 раз занимала первые места на различных ралли-рейдах (из них победила в 15 ралли-марафонах «Дакар», 7 изданиях ралли «Шелковый путь», 4 гонках Africa Eco Race, выиграла 3 Кубка мира по ралли-рейдам). В общей сложности начиная с 1988 года команда проехала в гонках около 470.000 километров. За такое расстояние можно почти 12 раз обогнуть Землю. В разное время спортивными «КАМАЗами» в различных соревнованиях управляли 28 пилотов, 6 из них – действующие пилоты. Всего в цеху команды «КАМАЗ-мастер» было построено 54 спортивные машины, создано 17 поколений (моделей) спортивных грузовиков.
Владимир Чагин заверил, что «КАМАЗ-мастер» не собирается останавливаться на достигнутом. Команда и, в частности, ее инженерно-конструкторский блок активно поработали в течение юбилейного года. Сразу по возвращению с «Дакара-2018», была запущена большая программа изменений и модификации спортивных машин. Все новые технические решения были испытаны в ходе тестов и участия в российских соревнованиях и ралли «Шелковый путь 2018», и только на основании положительных результатов рекомендованы для использования на автомобилях для «Дакара-2019».
На старт в Южную Америку отправлены 4 совершенно новых российских спортивных грузовика. В связи с изменениями в регламенте «Дакара» ограничивающими максимальный объем моторов в грузовом зачете с 2019 года 13 литрами, команде фактически пришлось заново сконструировать новую машину, ставшую носителем новейших разработок, современных спортивных технологий и тридцатилетнего опыта выступлений команды во внедорожных ралли. В новом грузовике, увидевшем свет в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509 использован рядный шестицилиндровый мотор. Этим в основном и были продиктованы существенные изменения в конструкции автомобиля. Внешне он отличается от спортивных грузовиков предыдущего поколения современным агрессивным дизайном, рубленными и клиновидными формами. Кроме того – в честь 30-летнего юбилея «КАМАЗ-мастера» новый грузовик команды представлен в новой ливрее, призванной подчеркнуть технологичность новой спортивной линейки и обозначить развитие в тренде современных технологий.
В течение года команда провела активную соревновательную программу. А сразу после погрузки спортивных машин на паром организаторов «Дакара» «КАМАЗ-мастер» провел тренировочные сборы в Марокко.
В январе камазовцы будет отстаивать титул чемпионов «Дакара» в непростой борьбе с основными участниками грузового зачета: IVECO, TATRA, RENAULT, МАЗ, LIAZ. На гонку в полном составе возвращается команда Жерара Де Роя — в первую очередь на золото «Дакара» претендует сам Жерар Де Рой, а также отлично зарекомендовавший себя в предыдущие годы аргентинец Федерико Виллагра. Также за места на подиуме будут бороться экипажи команды Renault во главе с Мартином Ван Ден Бринком. Традиционно сильным будет состав у чешских команд Tatra Instaforex Loprais Team (лидер команды Алеш Лопрайс) и Tatra Buggyra Racing (лидер команды Мартин Коломы). О своих амбициях на победу в гонке также заявила белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто».
Цитаты
Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»:
«Начало нового спортивного сезона будет жарким. Перу славится своими песками, высоченными дюнами и опасными кренами. Такая гонка всегда непредсказуемая и поэтому захватывающая. Это схватка людей, нервов и машин. Конкуренция в категории грузовиков очень высокая. Борьба идет за минуты, за секунды. Машина должна быть мощная, быстрая, легкая и идеально надежная. Мы прошли через непростой процесс разработки, поиска новых решений и подготовки к предстоящей гонке и надеемся показать результат, который порадует наших партнеров и болельщиков».
Эдуард Николаев, пилот
«Знаем, что соперники в этом году будут еще активнее бороться за места на подиуме. Команды Iveco, Renault, Tatra и другие – это очень сильные соперники, мы прекрасно это знаем. Важно выдержать натиск психологически. Быть хладнокровными в песках. Понимая это, мы очень насыщенно провели год: готовили машины, выезжали на соревнования и на тесты, готовились физически. В январе нас ждет серьезный экзамен».
Андрей Каргинов, пилот
“Дакар-2019” будет песчаным. С большими дюнами. Мы говорим — дюны надо преодолеть. Именно преодолеть. В них можно ехать быстро и выиграть секунды, но малейшая ошибка может привести к потере часов. Трудно наперед сказать, кто будет в лидерах. Конкуренция очень большая, мы всех соперников уважаем. Очень рады, что такой сильный состав собирается. О своей стороны сделаем все возможное, чтобы выступить достойно и привезти домой победу
Александр Ерофеев, заместитель начальника управления-вице президент ВТБ
«КАМАЗ-мастер» — умелые режиссеры своих выступлений. Гонка непростая и интрига наверняка будет сохранятся до самого финиша. Но мы верим в наших ребят и надеемся, что и в этот раз на финише в Лиме золото «Дакара» будет у России!»
«КАМАЗ-мастер» выставит четыре новых грузовика на «Дакаре-2019»
Фото: ПАО «КАМАЗ»
Команда «КАМАЗ-мастер», в этом году отмечающая 30-летие, провела в Москве пресс-конференцию, посвященную гонке «Дакар-2019». Руководитель команды Владимир Чагин рассказал о том, чего нашим гонщикам удалось добиться за 30 лет, и о подготовке к стартующему 6 января самому престижному ралли-марафону.
Владимир Чагин отметил, что уходящий год стал для команды юбилейным: «Тридцать лет пролетели очень быстро. Мне посчастливилось быть свидетелем и участником многих интересных событий. Команда проехала в гонках 470 тысяч километров – практически 12 раз обогнула нашу планету. За этот период у нас сменилось три поколения пилотов и экипажей. Один из рецептов успеха в том, что мы сами создаем автомобили, на которых участвуем в гонках. Постоянно растущая конкуренция в ралли-рейдах требует их совершенствования, а также увеличения мощности двигателя, улучшения работы подвески, трансмиссии и т.д. Всего за эти годы в команде сменилось 17 поколений спортивных грузовиков и было построено 54 машины».
Руководитель команды заверил, что «КАМАЗ-мастер» не собирается останавливаться на достигнутом. Команда и, в частности, ее инженерно-конструкторский блок активно поработали в течение юбилейного года. Сразу после «Дакара-2018» была запущена большая программа изменений и модификации спортивных машин. Все новые технические решения прошли испытания в ходе тестов и участия в российских соревнованиях и ралли «Шелковый путь 2018». Только после получения положительных результатов они были рекомендованы для использования на «Дакаре-2019».
На старт в Южную Америку отправлены четыре совершенно новых российских спортивных грузовика. В связи с изменениями в регламенте «Дакара», с 2019 года ограничивающими максимальный объем моторов в грузовом зачете 13 литрами, команде фактически пришлось заново сконструировать машину. В грузовике, увидевшем свет в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509, использован рядный шестицилиндровый мотор. Этим, в основном, и были продиктованы существенные изменения в конструкции автомобиля. В течение года «КАМАЗ-мастер» активно участвовал в соревновательной программе, а сразу после погрузки спортивных машин на паром организаторов «Дакара» команда провела тренировочные сборы в Марокко.
В январе камазовцы будут отстаивать титул чемпионов «Дакара» в непростой борьбе с основными участниками грузового зачета: Iveco, Tatra, Renault, МАЗ, LIAZ. «Наверное, команда Iveco – это наш основной соперник. Если в прошлом году Жерар де Рой ездил в Африку, то теперь он снова примет участие в «Дакаре». Федерико Виллагра тоже уже продемонстрировал свои способности, это очень быстрый экипаж. Составлять конкуренцию также будут Renault во главе с Мартином ван ден Бринком и Tatra с Алешем Лопрайсом и Мартином Коломы. Все они очень сильные, и все хотят победить, – рассказал пилот «КАМАЗ-мастера» Эдуард Николаев. – Но мы тоже не расслабляемся, движемся вперед и снова хотим добиться успеха. Мы очень насыщенно провели год: готовили машины, выезжали на соревнования и на тесты, готовились физически. Кроме того, «Дакар» будет очень сложен в навигационном плане. С навигацией придется поработать. Поэтому в январе нас ждет серьезный экзамен».
Напомним, одиннадцатый южноамериканский и сорок первый по счету ралли-марафон пройдет по территории одной страны – Перу. Организаторы позиционируют ее как 100-процентную перуанскую гонку, стараясь подчеркнуть песчаную специфику маршрута этого года, ведь в основной своей части он проложен по пустынным районам, и дюнные участки составят около 70% трассы.
«Как у нас говорят, дюны нужно преодолеть. Можно ехать быстро и выиграть секундочки, а если допустить ошибку, то можно потерять часы, поэтому конкуренция очень большая. Трудно сказать, кто в этих условиях будет в лидерах, – поделился мнением гонщик «КАМАЗ-мастера» Андрей Каргинов. – Мы всех соперников уважаем. Очень рады, что такой сильный состав собирается. Со своей стороны сделаем все возможное, чтобы выступить достойно и привезти домой победу».
Пилоты «КАМАЗ-мастера» вылетят в Перу 1 января, всего от команды на гонки отправится 60 человек. Старт ралли-рейда состоится 6 января в городе Лима. Далее последуют десять этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Арекипе. Общая протяженность маршрута – 5500 километров, из них 3000 километров – спортивные спецучастки. За победу в гонке «Дакар-2019» будут бороться экипажи Эдуарда Николаева (штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков), Айрата Мардеева (штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов), Дмитрия Сотникова (штурман Дмитрий Никитин, механик Ильнур Мустафин) и Андрея Каргинова (штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов). 17 января ралли-рейд финиширует в Лиме.
Команда «КАМАЗ-мастер» прошла технические и административные проверки на ралли «Дакар-2019»
06.01.2019
5 января, Лима
6 января в столице Перу Лиме будет дан старт ралли-марафона «Дакар». Бивуак участников разместился в районе Магдалена-Дель-Мар вдоль береговой линии Тихого океана, а штаб гонки расположился на уже знакомой участникам по прошлому году территории военной авиабазы Лас-Пальмас. Спортивные экипажи, команды ассистанс и аккредитованная пресса — сотни представителей из разных стран — проходят здесь административные и технические проверки. Каждый участник должен представить личное досье, сфотографироваться, получить документы на машину, установить навигационное оборудование, а спортивные комиссары должны тщательно проверить машины на соответствие техническому регламенту гонки — всего не менее десятка этапов.
Команда «КАМАЗ-мастер» прибыла в Перу двумя группами. К утру 4 января все были уже в сборе и на бивуаке вовсю закипела подготовительная работа. Все основные соперники заняты тем же. В предстоящие две недели камазовцы будут отстаивать титул чемпионов «Дакара» в непростой борьбе с основными участниками грузового зачета: IVECO, TATRA, RENAULT, МАЗ, LIAZ. На гонку в полном составе – четырьмя экипажами — возвращается команда Жерара Де Роя. В первую очередь на золото «Дакара» претендует сам Жерар Де Рой, а также отлично зарекомендовавший себя в предыдущие годы аргентинец Федерико Виллагра. Также за места на подиуме будут бороться экипажи команды Renault во главе с Мартином Ван Ден Бринком. Традиционно сильный состав у чешских команд Tatra Instaforex Loprais Team (лидер команды Алеш Лопрайс), Tatra Buggyra Racing (лидер команды Мартин Коломы) и LIAZ Big Shock Team (лидер команды Мартин Мацик). О своих амбициях на победу в гонке также заявила белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто».
Одиннадцатый южноамериканский и сорок первый в целом по счёту ралли-марафон пройдёт по территории одной страны – Перу. В основной своей части маршрут гонки проложен по пустынным районам и дюнные участки составят около 70 процентов трассы. После старта в Лиме последуют 10 этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Ариекипе. Общая протяженность маршрута – 5600 километров, из них почти 3000 километров — спортивные спецучастки. 17 января ралли-рейд финиширует в Лиме. Традиционно маршрут гонки 2019 года включает в себя марафонский этап (4 и 5 день гонки): 10 января участников автомобильной и грузовой категорий ждет бивуак в Такне, а мотоциклистов и квадроциклистов – бивуак в Мокегуа, где экипажам придется обойтись без технической помощи и все возможные поломки спортсменам придется устранять своими силами без помощи механиков.
Всего в «тяжелом» зачете заявлен 41 грузовик. В гонке участвуют 7 IVECO, 3 TATRA, 10 MAN, 3 МАЗа, 1 GINAF, 4 DAF, 3 RENAULT, 1 MERCEDES, 2 FORD, 1 LIAZ и 2 HINO (всего на «Дакар-2019» заявлено 334 спортивных экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов/квадроциклов, 126 внедорожников/багги и 41 грузовик).
«КАМАЗ-мастер» будет участвовать в «Дакаре-2019» составом в четыре «боевых» автомобиля:
№500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.
№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.
№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.
Технические проверки машин «КАМАЗ-мастера» продлились чуть дольше, чем обычно. Спортивные комиссары были весьма внимательны к камазовским болидам. Напомним, что на старт в Южную Америку заявлены четыре совершенно новых российских спортивных грузовика. В связи с изменениями в регламенте «Дакара» ограничивающими максимальный объем моторов в грузовом зачете с 2019 года 13 литрами, команде фактически пришлось заново сконструировать новую машину, ставшую носителем новейших разработок, современных спортивных технологий и тридцатилетнего опыта выступлений команды во внедорожных ралли. В новом грузовике, увидевшем свет в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509 использован рядный шестицилиндровый мотор. Этим в основном и были продиктованы существенные изменения в конструкции автомобиля. Внешне он отличается от спортивных грузовиков предыдущего поколения современным агрессивным дизайном, рубленными и клиновидными формами. Кроме того – в честь 30-летнего юбилея «КАМАЗ-мастера» новый грузовик команды представлен в новом окрасе, призванном подчеркнуть технологичность новой спортивной линейки и обозначить развитие в тренде современных технологий.
Итак, 5 января к 19.00 по местному времени спортивные автомобили «КАМАЗ-мастера» успешно пройдя технические проверки, переместились в закрытый парк. Доступ к машинам ограничен вплоть до старта гонки. Административные проверки для участников команды также были завершены. Стартовый подиум гонки состоится вечером 6-го января в районе Магдалена-Дель-Мар прямо на берегу Тихого океана, а наутро после церемонии торжественного старта караван ралли отправится из Лимы в Писко на 84-километровый прологовый спецучасток.
Репортажи из Южной Америки на протяжении всей гонки будут доступны российским телезрителям в выпусках новостей федеральных российских каналов — Первого канала, России 1, России 24, НТВ, 5 канала, Рен ТВ и др. Вещателем ежедневных теледневников с Дакара-2019 станет телеканал МАТЧ ТВ. Также ежедневные собственные видеорепортажи пресс-службы команды с гонки доступны на сайте команды, на страничках команды в соцсетях и в Youtube (www.youtube.com/user/kamazmastersport).
Пресс-служба команды “КАМАЗ-мастер”
Конкуренты «КАМАЗ-мастера» на «Дакаре-2019» – Основные средства
Вчера в Перу стартовал международный ралли-марафон «Дакар-2019». Из 41 экипажа на спортивных грузовиках конкуренцию нашей легендарной команде составят лишь несколько. Кто они основные соперники команды «КАМАЗ-мастер» в грузовом зачете?
На подиум «Дакара» в грузовом зачете, кроме камазовцев, по мнению пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрика Хайруллина, претендуют не менее 10 топ-экипажей. Несколько его слов о «тяжелой артиллерии» «Дакара-2019».
На гонку в полном составе – четырьмя экипажами – возвращается команда Жерара де Роя. В первую очередь на золото «Дакара» претендует сам Жерар де Рой – победитель ралли «Дакар-2012», «Дакар-2016», призер марафона «Дакар-2004», «Дакар-2009», «Дакар-2014», ралли «Шелковый путь-2009», представитель династии победителей «Дакара». Голландец пропустил «Дакар» прошлого года, сделав исключение в пользу африканской гонки Africa Eco Race, но, в общей сложности, гонка этого года станет его 17-м по счету «Дакаром».
«Для моих спонсоров «Ивеко» и «Петронаса» важно всегда участвовать в самых конкурентоспособных гонках, и «Дакар» отвечает этим запросам. Мне понравилась «Африка Эко Рейс», но с точки зрения конкуренции она уступает «Дакару», и поэтому я вновь поеду в Южную Америку, хотя мне хотелось бы, чтобы «Дакар» вновь проходил в Африке», — прокомментировал свое возвращение Де Рой.
Кроме Жерара на трофеи высшей пробы от команды IVECO будет претендовать талантливый аргентинский гонщик Федерико Вильягра. Легенда аргентинского автоспорта по прозвищу «Койот», он семь раз становился победителем национального чемпионата по классическому ралли. В 2018 году поклонники грузового зачета стали свидетелями беспрецедентной дуэли Вильягра — Николаев. Ситуация в грузовом зачете до последнего держала в напряжении российских болельщиков. Всего за два дня до окончания гонки основных соперников Эдуарда Николаева («КАМАЗ-мастер») и Федерико Вильягру (IVECO) в генеральной классификации после 12-ти этапов гонки разделяла всего одна секунда! Развязка наступила на предпоследнем этапе гонки Сан Хуан – Кордоба, когда из-за поломки коробки передач аргентинец сошел с дистанции.
Принимая во внимание, что страховать де Роя и Вильягру будет надежный Тони Генугтен, ни у кого нет сомнений, что команда IVECO приложит максимум усилий для победы в гонке. В 2018 году она была восьмой в грузовом зачете «Дакара» (в 2016-м – третьей, в 2017-м – четвертой). В составе IVECO появился еще один весомый игрок: один из грузовиков будет пилотировать опытный голландец Маурик ван ден Хювель, до сих пор пробовавший себя за рулем капотной Scania.
На всех четырех грузовиках IVECO установлены автоматические коробки передач Allison, что, по заявлению де Роя, даст большое преимущество в песках и при преодолении дюн. Кроме того, двигатели, подготовленные в отделении FIAT Powertrain, имеют крутящий момент в 5500 Нм, что определенно достигнуто с использованием далеко не серийных технологий и материалов.
Еще одним голландским претендентом на титул победителя «Дакара» является Мартин ван ден Бринк на спортивном капотном грузовике RENAULT. Янус ван Кастерен будет вторым пилотом в его команде. Также на грузовике RENAULT, подготовленном конюшней MKR Марио Кресса, поедет голландец Герт Хузинк (команда RIWALD DAKAR TEAM).
Как показал «Шелковый путь-2018», капотный грузовик Renault CBH 385 лидера команды Мартина ван ден Бринка постоянно совершенствуется. Этот болид специально создан для ралли-рейдов и, пожалуй, только кабина, заимствованная у армейского грузовика Sherpa, позволяет ему носить шильдик Renault на капоте. В машине широко используются композитные и легкие материалы с тем, чтобы вес ее приближался к минимальному разрешенному на «Дакаре» весу 8500 кг (к примеру, из алюминия сделаны два топливных бака машины общим объемом 850 литров). В машине применено много передовых решений. К примеру, кроме листовых рессор в конструкции использованы также по две винтовые пружины и по два специальных амортизатора на каждое колесо с возможностью регулировки демпфирования.
Двигатель Renault грузовика CBH 385 ведет происхождение от гоночных кольцевых грузовиков и также не является серийным. В спортивной «конюшне» MKR Adventure в Чехии он доводится до мощности в 1200 л.с. и 4800 Нм крутящего момента! Он работает с очень высоким давлением впрыска (до 3000 бар) и давлением наддува до 5 бар. Мотор охлаждается огромным радиатором, расположенным в грузовом отсеке со 100 литрами охлаждающей жидкости, а также целым рядом дополнительных радиаторов. Огромная мощность двигателя Renault передается на колеса через автоматическую коробку передач, разработанную специалистами ZF специально для Дакара. Она позволяет практически мгновенно переключать передачи, не сбрасывая газ.
Команде TATRA INSTAFOREX LOPRAIS TEAM в очередной раз удалось договориться с организаторами гонки о том, что Алеш Лопрайс сможет принять участие в гонке на привычном для себя капотном грузовике собственной конструкции Queen 69, созданном на базе TATRA JAMAL. Победитель ралли «Шелковый путь-2011», призер ралли «Дакар-2007», «Центрально-Европейского ралли», ралли «Шелковый путь-2009», обладатель 4-го места на «Дакаре-2015» и, между прочим, племянник Карeла Лопрайса, шестикратного победителя «Дакара», приложит все усилия, чтобы улучшить свои собственные дакаровские результаты. Надо отдать должное честолюбивому гонщику. Он очень настойчив в том, чтобы держать марку знаменитой фамилии Лопрайсов, постоянно работает над своей машиной, изучает опыт других команд (пробовал себя в «Дакаре» на машинах команд IVECO, MAN и TATRA BUGGYRA). В Перу Алеш стартует с испанским штурманом Ферраном Марко Алькайной. Сразу после отгрузки машин на паром до Лимы, Алеш отправился в Дубай, где провел тренировки в дюнах.
Другой представитель еще одной чешской автоспортивной династии Мартин Мацик-младший получил от организаторов «Дакара» неожиданный подарок – он был посеян под почетным 504-м стартовым номером. Вполне заслуженно – он стал пятым по итогам «Дакара-2018» и, кроме того, отлично показал себя в этом году на ралли в Марокко. Возможно, отличная стартовая позиция плюс усовершенствованный грузовик LIAZ, оснащенный новым более мощным двигателем мощностью 1100 л.с. (809 кВт), помогут молодому Мацику побить рекорд своего отца (Мартин Мацик-старший был четвертым по результатам «Дакара-2009»).
Еще одна чешская команда TATRA BUGGYRA RACING выставит на гонку две машины. Союз завода Tatra и команды грузовых кольцевиков Buggyra, берущий начало в 2013 году, новым контрактом продлен еще на два года. За время сотрудничества увидели свет ралли-рейдовые Tatra 815, Tatra Phoenix G2 и Tatra Phoenix G3. На январскую гонку команда заявила эволюционную модель Tatra Phoenix уже 4-го поколения. Для Мартина Коломы это 10-й по счету «Дакар». Он давно и прочно имеет амплуа самостоятельного игрока, способного преподнести соперникам неожиданные сюрпризы.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» участвует в ралли «Дакар» тремя экипажами – Сергея Вязовича, Александра Василевского и Алексея Вишневского. Моторы на двух машинах подготовлены чехами из BUGGYRA RACING. На машине Василевского все еще используется 18-литровый мотор Тутаевского завода. Чтобы соответствовать регламенту соревнований (с января 2019 года в «Дакаре» могут участвовать только грузовики с моторами объемом не выше 13 литров) на этот двигатель для ограничения мощности установлены рестрикторы (устройства, которые ограничивает вход воздуха в турбокомпрессоры). Перед командой «МАЗ-СПОРТавто» стоит задача одержать победу в ралли-марафоне «Дакар-2019». О планах завоевать в гонке первое место к 75-летию ОАО «МАЗ» заявил генеральный директор предприятия Дмитрий Катеринич.
Как видим, камазовцам предстоит серьезно потрудиться, чтобы сохранить за собой титул чемпионов грузового зачета «Дакара». Но и россияне не теряли времени зря. В команде много сделано для того чтобы достойно выдерживать конкуренцию со стороны иностранных автопроизводителей. В связи с изменением регламента «Дакара» и окончанием срока действия омологации автомобилей с двигателями рабочим объемом 16,2 литра и переходом к использованию двигателей рабочим объемом 13 литров, были подготовлены четыре абсолютно новых автомобиля. Внешне они отличаются от спортивных грузовиков предыдущего поколения современным агрессивным дизайном, рубленными и клиновидными формами, а также новой окраской, призванной подчеркнуть технологичность новой спортивной камазовской линейки.
Для машины, получившей индекс КАМАЗ-43509, в качестве нового базового рабочим объемом 13 литров был выбран рядный шестицилиндровый двигатель Cummins ISZ-13, имеющий рабочий объем, максимально приближенный к предельно допустимому, и обладающий высокой надежностью. Из-за большого количества изменений при установке рядного двигателя вместо V-образного, а также с учетом использования новых конструктивных решений и опыта эксплуатации прежних автомобилей, было принято решение об изготовлении совершенно новых автомобилей, вместо переоборудования имеющихся. Работы по форсировке двигателя выполнены полностью силами специалистов НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения иностранных фирм.
В отличие от конкурентов, использующих дефорсированные гоночные двигатели от кольцевых грузовиков, специалистам команды «КАМАЗ-мастер» пришлось использовать чисто серийный двигатель, и практически удвоить его базовые характеристики. Работы по форсировке велись с 2016 года, достигнуты показатели по мощности в 1100 л.с и 4500 Нм по моменту. Большая работа произведена по подбору характеристик турбокомпрессора и оптимизации программы управления двигателем для улучшения динамических качеств и сохранения показателей двигателя на больших высотах.
В связи с официальным разрешением использования автоматических коробок передач на автомобилях категории Т4-2 и учитывая, что основные конкуренты уже используют такие трансмиссии и показывают явное преимущество в гонках, в «КАМАЗ-мастере» в течение двух лет велись работы в этом направлении. На основании положительных результатов испытаний, принято решение использовать автоматические коробки передач на автомобилях Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева. На других двух автомобилях установлены механические коробки передач.
В течение года была проведена большая работа по оптимизации, характеристик подвески. Также реализован полный переход на колеса размерности 22,5 дюйма, которые обеспечивают лучшую управляемость автомобиля и уверенное движение при низком давлении. Диски колес увеличенного диаметра обеспечивают, кроме того, лучшее охлаждение тормозов.
Инженерами-электронщиками команды разработаны новые блоки управления распределением тормозного усилия электронной системы тормозов. И это далеко не полный список новых технических решений, использованных в новых спортивных грузовиках КАМАЗ.
Итак, «Дакар-2019» начался и каждый, кто принимает старт, рассчитывает на свои силы и удачу. Но, как любит говорить руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин, удача – это готовность и умение использовать шанс. Предстоящие две недели ожесточенной спортивной борьбы покажут, кто из соперников лучше других готов этот шанс использовать.
«КАМАЗ-мастер» на ралли-марафоне «Дакар-2019»: 4 экипажа, новый грузовик
В первой половине октября команда «КАМАЗ-мастер» по традиции позвала к себе в гости журналистов, чтобы рассказать о подготовке к «Дакару». У челнинцев – пора юбилеев: в 2018-м 30 лет исполняется самой команде, а в 2019-м – 40 лет «Дакару» и 50 – главному «КАМАЗу». «У нас очень ответственный год, – отметил глава «КАМАЗ-мастера» Владимир Чагин. – Поэтому мы основательно готовимся». Впрочем, разве в предыдущие разы было по-другому? Итак, рассмотрим диспозицию.
Экипажи
Смена поколений внутри «КАМАЗ-мастера» продолжается: если в случае с пилотами ветераны покинули кабины боевых грузовиков почти единомоментно, то штурманы продолжили постепенно готовить преемников. И вот — заканчивается эпоха: после «Шёлкового пути-2018» ушёл «на пенсию» трёхкратный победитель «Дакара» Айдар Беляев.
«Я хотел завершить карьеру ещё «Дакаром» 2018 года, но Владимир Геннадьевич попросил завершить на «Шёлковом пути», – рассказал «Чемпионату» Беляев. – Смена у меня готова: не один штурман уже мной подготовлен. Молодое поколение должно вовремя сесть в кабину, а старое — завершить карьеру. Решение взвешенное, абсолютное не спонтанное. Некоторые говорили, что нужно ездить дальше, но я так не считаю. Прежде всего я стал очень плохо видеть. У меня и так была близорукость «-6», а теперь ещё начала развиваться дальнозоркость — это уже мешало профессиональной работе, я начинал путать цифры. Нельзя подводить экипаж, с этим нельзя шутить».
«Уходит заслуженный и легендарный Айдар Беляев, – это говорит уже Владимир Чагин. – У него природная интуиция к штурманскому делу, прекрасная дикция. Он как учитель дал очень много нашему молодому поколению. Айдар — рекордсмен по времени нахождения в кабине гоночного грузовика. Он дебютировал на «Дакаре» в 1996 году — мы с ним дебютировали одновременно. 22 года! Молодец, спасибо ему огромное. Много лет с ним в экипаже был Дмитрий Свистунов, которого Айдар Раисович готовил на смену себе — теперь Дима поедет без Айдара».
Новый штурман ждёт и Андрея Каргинова: к нему «откомандирован» штурман из экипажа Антона Шибалова Дмитрий Никитин. Опыта у штурмана не так много, но, по словам Чагина, учится он быстро и схватывает всё на лету. Ещё два камазовских экипажа, Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова, обошлись без изменений, уже давно выступают в своём нынешнем составе.
Таким образом, «КАМАЗ-мастер» по традиции выставляет на гонку четыре грузовика. О них и поговорим.
Гонщиками «КАМАЗ-мастера» на «Дакаре-2019» будут Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников. В одном экипаже с Николаевым поедут Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков, с Мардеевым — Дмитрий Свистунов и Ахмет Галяутдинов, с Сотниковым — Дмитрий Никитин и Ильнур Мустафин, с Каргиновым – Андрей Мокеев и Игорь Леонов.
Техника
К гонке 2019 года камазовцы подготовили четыре грузовика новой серии. Переход на модель с индексом 43509 был неизбежен после решения организаторов «Дакара» в очередной раз переиграть регламент и сократить максимальный объём моторов до 13 литров. Под новый рядный двигатель «Камминс», естественно, пришлось перестраивать и весь грузовик. Год назад с новыми мотором и машиной выступал Дмитрий Сотников, теперь на новую технику перейдут все четыре экипажа.
А вот капотный грузовик задействован на «Дакаре» вновь не будет: он по-прежнему не омологирован для участия в ралли-марафоне. Проблема — в кабине «Даймлера», из-за которой организаторы наотрез отказываются признать капотник именно «КАМАЗом». Проблему, вероятно, удастся решить к «Дакару-2020»: к этому моменту на основном производстве должны запустить модель с той самой злополучной кабиной – после этого дакаровцы должны дать добро на омологацию. «Вы ещё увидите эту машину на «Дакаре». Ребята уже влюбились в неё, как и болельщики», — пообещал Чагин.
Кстати, не думайте, что на «Дакар» отправятся четыре идентичных грузовика. Машина Эдуарда Николаева – единственная, на которую будет установлена автоматическая коробка передач. «КАМАЗ-мастер» уже долгое время её тестировал и теперь решился поставить на главную гонку сезона.
«Мы в ней уверены, занимались коробкой уже не один год, – рассказал Айдар Беляев. – Поставили не на все грузовики — в том числе потому, что некоторым ребятам больше нравятся механические коробки. Кому-то не нравится ждать, пока «автомат» сообразит — хотят переключать сами. Это же не асфальт, а бездорожье: кто-то считает, что лучше самому «поймать» нужную скорость».
Трасса и соперники
Как всегда, заранее о деталях дакаровского маршрута ничего не известно, но общий характер гонки-2019 уже можно представить, ведь вся она пройдёт в Перу. По словам организаторов, не менее 70 процентов спецучастков составят пески — давненько такого не бывало!
«Мы примерно представляем, какие там дюны — не очень высокие, но суровые, угловатые, – рассказывает Эдуард Николаев. – В некоторых местах в песке машина может провалиться, как в муку! Поэтому готовимся к сложному «Дакару». Будем делать всё возможное и невозможное, чтобы привезти хороший результат».
Конкуренты – всё те же. В составе «Ивеко» к Федерико Вильягре после годичной паузы вернулся Жерар де Рой, которому, видимо, не очень понравилось выступать на «Африке Рейс» без конкурентов. Вновь в строю Алеш Лопрайс и другие гонщики на «Татрах», на месте Мартин ван ден Бринк и остальные представители «Рено». Чагин надеется, что на сей раз вернутся в борьбу и пилоты «МАНа».
«Вскрыли редуктор – плакать хотелось!» Как «КАМАЗ» шёл к победе на «Дакаре»
Хитрости главного соперника, финиш на сбоящем сцеплении, внезапная помощь чехов — «КАМАЗ-мастер» рассказал о главных приключениях «Дакара».
«Африка Рейс» и «пятый лишний»
Второй год подряд «КАМАЗ-мастер» не примет участие во втором зимнем ралли-марафоне – в Африке. Если год назад одной из причин пропуска гонки был банальный «недобор» пилотов из-за травмы Андрея Каргинова, то на сей раз сосредоточиться на «Дакаре» пришлось из-за двух обстоятельств: надо и новые грузовики подготовить, и деньги сберечь. «КАМАЗ-мастер» благодаря спонсорам и партнёрам жив и развивается, но не шикует. Так что пока без Африки.
Раз нет «Африки Рейс», то нет и зимней гонки для Антона Шибалова, который оказался «пятым лишним» гонщиком, без нового грузовика. Впрочем, унывать Антону не стоит: Андрею Каргинову пропуск всего прошлого сезона из-за перелома ноги в итоге даже пошёл на пользу, сразу после возвращения он выиграл российскую часть «Шёлкового пути».
«Очень тяжело было наблюдать за командой со стороны, очень хотелось чем-то помочь, – говорит Андрей. – Но было очень полезно наблюдать за работой со стороны, это немало тебе даёт, позволяет многое переосмыслить».
«С переломом позвоночника не пустили в самолёт. Сделал вид — ничего не сломано»
Камазовец Андрей Каргинов – о победе на «Шёлковом пути» после перелома позвоночника и работе новых грузовиков «КАМАЗ-мастера».
С мнением Каргинова вполне согласен и Чагин: «Антону тоже будет отведена очень серьёзная роль во время «Дакара». Как уже сказал Андрей, действующему пилоту бывает полезно посмотреть на всё со стороны… В быстром ритме, когда соревнования и тренировки идут одно за другим, то невозможно осмотреться и всё проанализировать. Так что команде такая роль Антона будет очень полезна. Видите, как Андрей блещет результатами после пропуска сезона! У Антона аналитический склад ума. Уверен, он принесёт очень интересных идей команде».
…Уже 11 ноября боевые грузовики «КАМАЗ-мастера» выдвинутся из Набережных Челнов в сторону Гавра, где пройдут предварительные технические проверки, после чего будут отправлены на пароме через океан. Ну а вся камазовская делегация, успев отпраздновать дома Новый год (не каждый раз так фартит), утром 1 января отправится в Перу.
Было-стало: как изменились гоночные КАМАЗы за 30 лет – Коммерческий транспорт – АТИ, Приволжье: Система грузоперевозок
Перед стартом ралли-рейда «Дакар» «КАМАЗ-мастер» традиционно приглашает в гости, чтобы показать машины и процесс подготовки к гонке. В этом году «Синяя армада» отмечает 30‑летний юбилей. К этому событию на полигоне в Тарловке была приурочена выставка раллийных грузовиков команды.
На импровизированной выставке под открытым небом представили от самой первой до самой современной машины. Различия заметны даже зрительно. Сегодня это другие скорости, другие подвески и совершенно другое движение по неровным участкам.
1. КАМАЗ-4310С
КАМАЗ-4310С 1988 года выпуска. Именно с этих автомобилей, дебютировавших на польском «Ельч-ралли», началась спортивная эпопея команды.
«Было время, завидовали танкистам», — рассказывает Айдар Беляев, заместитель руководителя команды, описывая спартанские условия в кабине. Экскурсия началась с осмотра КАМАЗ-4310С 1988 года выпуска. Именно с этих автомобилей, дебютировавших на польском «Ельч-ралли», началась спортивная эпопея команды. Для соревнований были подготовлены два серийных грузовика с колесной формулой 6х6. В опытном цехе НТЦ «КАМАЗ» их оснастили каркасами безопасности и доработали подвеску, приспособив ее к прыжкам. Двигатель за счет увеличения подачи топлива и настройки турбокомпрессора форсировали до 290 л. с. Команда выехала на соревнование двумя экипажами во главе с Владимиром Гольцовым и Равилем Нургалиевым. Дебют оказался удачным: экипажи заняли 2‑е и 4‑е места.
2. КАМАЗ-49251
КАМАЗ-49251 обеспечил в 1996 году команде первый триумф на «Дакаре».
В начале 1990‑х в команде не строили специальных автомобилей для ралли, брали серийные образцы с конвейера и доводили их до кондиций, которые требовались для участия в соревнованиях. Позже стало понятно, что при таком подходе высоких результатов не показать. В 1993 году началось сотрудничество с объединением «Мастер», которое взяло на себя затраты на создание абсолютно нового спортивного грузовика. Именно тогда и появилось современное название команды, сохранившееся и после того, как в 1998 году истек срок спонсорского контракта. В 1994 году был создан гоночный КАМАЗ-49251 с колесной формулой 4х4, получивший форсированный до 500 л. с. двигатель КАМАЗ-7482. На этой машине впервые была опробована среднемоторная компоновка: перенос силового агрегата внутрь базы обеспечивал лучшую развесовку по осям, что положительно влияло на управляемость. В январе 1996 года именно этот автомобиль под управлением экипажа В. Московских — А. Кузьмин — Н. Багаветдинов обеспечил команде «КАМАЗ-мастер» первый триумф на «Дакаре».
3. КАМАЗ-4911
Следующей важной вехой в истории спортивных автомобилей КАМАЗ стало начало 2000 годов. К этому времени Международная автомобильная федерация запретила среднее расположение двигателя и ввела условие, что выступающий на соревнованиях автомобиль должен быть серийным. В 2002 году на КАМАЗе был выпущен автомобиль с индексом «4911», который не имел равных по проходимости, маневренности и динамике. Этот полноприводной грузовик оснастили турбодизелем ЯМЗ-7Э846.10 мощностью 730 л. с. Для прохождения омологации FIA была выпущена партия из 15 таких грузовиков, способных развивать скорость до 180 км/ч. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках опытных пилотов команды «КАМАЗ-мастер» эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. В процессе совершенствования «боевого» грузовика пришлось учитывать ограничения технического регламента, но работа по доводке не прекращалась. Так, в процессе подготовки к «Дакару-2004» снаряженную массу машины снизили почти вдвое — до 9400 кг.
4. КАМАЗ-4326
В 2007 году организаторы ралли «Лиссабон — Дакар» опять изменили технические требования к участвующим в гонке грузовикам, существенно смягчив их. Выступающим в этом классе участникам было вновь разрешено создавать исключительно спортивные машины, не имеющие стопроцентной привязки к обычным серийным грузовикам. В частности, смещать двигатель на определенное расстояние от кабины. «Синяя армада» воспользовалась этим, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. На исходе 2007 года вышел в свет КАМАЗ-4326. О добросовестности подхода к созданию машины говорит хотя бы тот факт, что новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. В 2011 году на базе этого грузовика был создан модифицированный КАМАЗ-43269. Именно на этой машине Владимир Чагин завоевал 10‑ю победу команды на «Дакаре».
Команда продолжает использовать для участия в соревнованиях различные модификации хорошо зарекомендовавшего себя автомобиля КАМАЗ-4326, постоянно модернизируя его. За 2013 год на всех машинах внедрены и освоены сразу несколько технических новинок. Например, все автомобили получили усовершенствованную тормозную систему с электронным управлением. От тормозов гоночной машины требуется быстрая реакция, с учетом системы подкачки шин устанавливается более мощный компрессор. Применяются, в частности, компоненты WABCO. «Мы работаем в партнерстве со многими крупными производителями автокомпонентов, — рассказывает Айдар Беляев. — Испытание в условиях гонки — хорошая рекомендация для попадания на главный конвейер КАМАЗа».
В 2014 году организаторы «Дакара» серьезно ужесточили требования к дымности моторов. Кроме того, с 2016 года объем двигателей грузовиков был ограничен 16,5 л. Поэтому в 2014 году команда начала использовать моторы Liebherr.
5. КАМАЗ-43509К
КАМАЗ-43509К может участвовать во всех гонках, кроме «Дакара».
В 2015 году команда представила абсолютно новую разработку — грузовик капотной компоновки КАМАЗ-43509К. Несмотря на внешнее сходство с традиционными бескапотниками команды, здесь был применен целый ряд прогрессивных технических решений и использован 13‑литровый дизель DCEC ISZ-13 производства совместного предприятия Dongfeng Cummins. Кабина у капотника — от Mercedes-Benz Zetros. Первый экзамен автомобиль выдержал с честью: экипаж Дмитрия Сотникова был первым на финише ралли «Шелковый путь — 2017». КАМАЗ-43509К может участвовать во всех гонках, кроме «Дакара», для которого еще только предстоит оформить омологацию. Дело еще и в том, что марка спортивного грузовика определяется по кабине.
6. КАМАЗ-43508
В гонке «Дакар-2019» примут участие только грузовики КАМАЗ-43508.
В мае 2018 года свет увидел совершенно новый спортивный КАМАЗ, получивший индекс 43508. В новом грузовике, как и в капотнике, использован рядный шестицилиндровый мотор DCEC ISZ-13. Внешне новинка отличается от старших собратьев более агрессивным дизайном, рублеными и клиновидными формами. Кроме того, в честь 30‑летнего юбилея «КАМАЗ-мастера» грузовик представлен в новой ливрее, призванной подчеркнуть технологичность новой спортивной линейки и обозначить развитие в тренде современных технологий.
На гонку «Дакар-2019» команда отправит только грузовики КАМАЗ-43508, об этом на пресс-конференции в Набережных Челнах рассказал руководитель «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин. Для участия в престижном ралли сформировано четыре экипажа: пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков; пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов; пилот Дмитрий Сотников, штурман Дмитрий Никитин, механик Ильнур Мустафин; пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов. Пожелаем им успехов!
Сергей Бочкарев, ведущий инженер НП «КАМАЗ-автоспорт»
Воздух в спортивном грузовике — основной энергоноситель. Он используется не только для привода тормозных систем, сцепления, но и для подкачки шин. Пневматика работает в механизме переключения КП и раздаточной коробки. Неисправность любого функционала из перечисленных приводит к потере времени на спецучастке и даже сходу автомобиля с трассы. Поэтому мы используем надежные компоненты ведущих мировых производителей. Компания WABCO поставляет нам компрессор производительностью до 1000 л/мин. В паре с ним работает двухколонный осушитель. Замечу, что все эти узлы серийные. Кроме того, мы используем электромагнитные клапаны для системы подкачки шин. А для соединения компонентов пневмосистемы применяем фирменные пластиковые трубки разных цветов, чтобы визуально разделять их по контурам. Кстати, таким решением на нашем примере заинтересовались и на главном конвейере КАМАЗа.
Фото: автора
Михаил Ожерельев