РазноеТип протектора шины: 403 — Доступ запрещён – Протектор легковых шин, виды рисунка и их классификация

Тип протектора шины: 403 — Доступ запрещён – Протектор легковых шин, виды рисунка и их классификация

Содержание

Протектор грузовых шин — какой бывает / Виды и классификация.

В первую очередь на шины возлагается задача обеспечивать качественное сцепление с дорогой, а также улучшать общую управляемость. Грузовые шины также должны выдерживать большие нагрузки, обусловленные особенностями эксплуатации.

Виды рисунка протектора грузовых шин

Первое, что смотрят при выборе – рисунок протектора. От особенностей рисунка напрямую зависят технические характеристики авторезины. Выделяют следующие разновидности рисунка.

  • Симметричный. Наиболее распространенный вид протектора на грузовых автомобилях может использоваться на большей части осей. Протектор отличается простотой. Такие шины дешевле аналогов, их проще восстанавливать. Обеспечивают достаточную устойчивость на дороге.
  • Симметричный направленный. От описанного выше отличается наличием направленных канавок и блоков. Отлично справляется с бездорожьем. Чаще всего, монтируются такие шины на ведущие оси.
  • Ассиметричный. Такой протектор грузовой шины встречается нечасто. Зачастую рисунок применяется для универсальных покрышек, которые могут одновременно использоваться на разных дорогах и покрытиях. Особого распределения по осям нет, могут встречаться модели для разных осей.
  • Ассиметричный направленный. Данный протектор отличается рисунком, имеющим дополнительную направленность движения. Отлично держит дорогу. Используется в основном на магистральных покрышках, могут применяться в спецтехнике или на карьерном транспорте.

Рисунок протектора грузовой шины влияет на многие технические характеристики. В первую очередь речь идет о тяговых характеристиках. Оказывает влияние и на расход топлива.

Виды протектора грузовых шин в зависимости от устанавливаемой оси

Помимо этого, грузовой протектор стоит подбирать по осям. Для каждой оси грузовика требуется свой рисунок, только тогда автошина будет работать полностью наиболее эффективно. Зачастую автопроизводитель прямо указывает на требуемый рисунок.

Чтобы правильно выбрать покрышку, требуется знать, как различается рисунок с учетом особенностей работы шины на конкретной оси. Разберем все возможные моменты и нюансы.

  • Рулевые покрышки. Они имеют четко выраженные круговые канавки, позволяющие наиболее эффективно управлять автомобилем. Эта особенность протектора дает возможность шине сохранять курсовую устойчивость с минимальными потерями. Часто делается нарезка на блоках, так достигается наилучшее сцепление с дорогой при торможении.
  • Протектор авторезины, устанавливаемой на ведущие колеса должен обеспечивать максимально возможную тягу. Для этого используются крупные блоки, способные обеспечить оптимальное зацепление с дорогой. Часто на поверхность наносятся ламели, что также усиливает тяговые возможности автомобиля. Виды рисунка могут быть самые разные, все зависит от конкретного предназначения транспортного средства.
  • Оси свободного качения. Основной задачей является минимально возможное сопротивление при качении. Такая резина устанавливается на прицепы, полуприцепы, а также на дополнительные колеса грузовиков. Визуально протектор схож с применяемым на рулевых покрышках, но использовать их для установки на управляемую ось не стоит. Основной характеристикой является экономия топлива.
  • Универсальная шина. Имеет рисунок частично напоминающий рулевой и ведущие. Считается, что уступают по характеристикам узкоспециализированной авторезине. Часто используют следующим образом: новую шину ставят на рулевую ось, по мере износа перемещают на ведущую или свободно катящуюся.
  • Для спецтехники применяется особый тип протектора, характеризующийся грубым рисунком. Это помогает сохранять хорошее сцепление и проходимость в любых условиях.

Виды протектора в зависимости от условий эксплуатации

Помимо перечисленного грузовой протектор может делиться по назначению. Особенности эксплуатации автомобиля накладывают серьезные ограничения на некоторые технические характеристики. Разберем основные виды такого деления.

  • Магистральные. Эти шины имеют протектор схожий с рулевым. Также используются круговые канавки, протекторные блоки небольшие. Используется такая покрышка только на твердом покрытии, что снижает требования к общей проходимости. Технически подобные автошины хорошо приспособлены к высоким скоростям. Чаще всего, устанавливаются на автомобили производящие межрегиональные рейсы.
  • Региональные. Обычно устанавливают на транспорт, эксплуатируемый на смешанном покрытии, на асфальте и грунтовках. Протектор более выраженный, имеется четкое разделение между рисунком на рулевых и ведущих шинах. Так как предполагается движение по грунтовым дорогам, шашки колесо имеет выраженные. Могут присутствовать в конструкции водоотводящие канавки, ламели.
  • Вседорожные. Подобный тип шин относится к специализированным. Рисунок обычно имеет крупные элементы, часто именуемые грунтозацепами. Основное предназначение – обеспечивать эффективное передвижение по любым дорогам.
  • Карьерные. Предназначаются для работы в карьерах, на стройках и в других сложных местах. Покрышка обязательно имеет рисунок с крупными элементами, способными эффективно противостоять любым нагрузкам. Обеспечивают сцепление в любых условиях.

Зная какой бывает грузовая шина по предназначению, подобрать оптимальный вариант гораздо проще.

Срок службы грузовых шин

Срок службы протектора напрямую зависит от типа покрышки, размера и рисунка протектора. Пробег может колебаться в пределах 80-150 тысяч километров, или же 5 лет с момента установки. При этом, обязательно следует ориентировать на износ протектора. Допустимая остаточная глубина для летних грузовых автошин – 1 мм, для зимней резины – 4 мм.

На грузовых автошинах можно восстановить протектор. Для этого производится его наварка и восстановление формы боковин. Покрышка не должна иметь физических повреждений. Рисунок восстанавливает полностью.

Не рекомендуется производить наварку более двух раз.

Протектор – важный элемент конструкции грузовой шины. Именно эта характеристика во многом решает, как будет применяться шина.

Купить грузовую резину в Краснодаре — каталог с ценами.

Протектор шин для спецтехники: виды и назначение.

Подбор резины для трактора или погрузчика — это ответственная задача. Ключевую роль играет решение, какой протектор шин для спецтехники будет выбран. Именно от типа протектора зависит удобство, безопасность и эффективность работы техники. Если открыть любой каталог специализированных шин, то можно увидеть большое разнообразие резины для тракторов и погрузчиков. Продукция отличается размерами и техническими характеристиками. Каждая модель шины оснащена индивидуальным рисунком протектора, который ориентирован на определённые условия эксплуатации.

Протектор шины – что это и какие функции выполняет

Протектор шины – это элемент конструкции колеса, выполняющий функцию грунтозацепа в пятне контакта с автодорогой. Кроме этого, протектор выполняет роль защиты от внешних повреждений (проколы, порезы, разрывы). Для спецтехники используется рисунок с крупными блоками протектора, что повышает прочность колеса и проходимость.

Технология производства шин довольно сложная, несмотря на кажущуюся простоту изделия. Чтобы добиться определённых эксплуатационных характеристик, инженеры проводят длительные и скрупулёзные исследования. Ежегодно, на рынок продаж выходят новые модели шин для спецтехники, которые обладают улучшенными качествами по сравнению с параметрами предыдущих моделей. При разработке, основное внимание инженеров концентрируется на таких факторах, как:

  • повышенная устойчивость к истиранию;
  • продолжительность срока эксплуатации;
  • улучшенная проходимость.

Последний пункт особенно важен для разных сельскохозяйственных отраслей. Усиленный и глубокий протектор на колёсах, позволяет эксплуатировать спецтехнику в сложных условиях и на различном ландшафте. Поэтому, проходимость играет ключевую роль при выборе колёс владельцами спецтехники для работы. Кроме этого, шины подлежат испытаниям, имитирующие различные климатические условия и тесты на грузоподъёмность. Таким образом, это позволяет спецмашинам соответствовать техническим параметрам и справляться с поставленной задачей.

Виды протекторов шин для спецтехники

Эксплуатационные требования, позволяют изготовителям колёс разрабатывать оптимальные характеристики грунтозацепов. Как следствие, появились виды протектора шин для спецтехники, которые наиболее подходят для тех или иных условий работы.

Каждый протектор наделён индивидуальным наименованием:

  • «Клюшка» — Один из распространённых протекторов среди дорожно-строительной техники во всём мире. Блок имеет форму, напоминающую букву «Г». Они размещены на покрышке в зеркальной последовательности. Главное преимущество такого рисунка – тяговые характеристики. Шины с таким протектором оснащают такие виды техники, как: трактора, погрузчики, ковшовая техника.
  • «Шашка» — протектор приспособлен для частого использования на асфальтированных дорогах. Такой рисунок часто встречается на погрузчиках, работающих в цехах. Колёса с «шашкой» менее проходимы, чем с «клюшкой». Однако, блоки протектора мощные, что позволяет обеспечить повышенную устойчивость к проколам и порезам. Кроме этого, шины с «шашкой» обладают продолжительным сроком эксплуатации.
  • «Волна» — специально разработанный протектор для подземных и фронтальных погрузчиков, грейдеров и карьерных самосвалов. Благодаря волнистой форме блоков, спецтехника обладает повышенной тягой. Покрышки достаточно жизнестойкие и максимально защищены от внешних повреждений.
  • «Ёлка» — протектор наиболее знаком многим, так как именно он встречается на преобладающем большинстве тракторов. Его разработали для сельскохозяйственной техники, которая работает в поле на мягком грунте. Широкие грунтозацепы свободно самоочищаются при движении и оснащают технику мягкостью хода. Кроме тракторов, «ёлка» часто встречается на комбайнах и аграрных погрузчиках.
  • «Прерванная волна» — протектор разработан для эксплуатации в заболоченной и труднопроходимой местности. Это рисунок совместил в себе характеристики «волны» и «клюшки». Шины с таким протектором устанавливают на лесозаготовительную технику: харвестеры и форвардеры.
  • «Черепаха» — протектор предназначен для эксплуатации в карьерах на каменистой местности и агрессивных покрытиях. Благодаря широким грунтозацепам, колесо обладает повышенной защитой от внешних повреждений. Срок эксплуатации, таких шин, довольно продолжительный.

Мы разобрались какой бывает протектор. Учитывая условия работы и ландшафт местности, владелец спецтехники свободно определится с предпочтением. Какой выбрать тип шин, также можно подсмотреть в инструкции по эксплуатации своего трактора или погрузчика.

Виды грузовых шин – типы протектора, устройство шин

Колеса грузовых автомобилей испытывают значительные нагрузки, поэтому износостойкости и прочности шин уделяется особое внимание. Качественные, правильно подобранные шины обеспечивают высокий уровень безопасности участникам дорожного движения, помогают сократить расход топлива, продлить рабочий период элементам подвески. Колесная резина грузовых автомобилей классифицируется по четырем основным признакам: типу протектора, дорожным условиям, конструкции, оси, для которой она предназначена.

Виды шин по рисунку протектора

Рисунок протектора определяется, в основном, эксплуатационными условиями. По типу рисунка протектора условно различают следующие шины: дорожные, магистральные, внедорожные, региональные, карьерные.

Дорожные

Дорожные грузовые шины

Такие шины предназначены для поездок по асфальтированным ровным дорогам. Канавки неглубокие и узкие. Это тихая и комфортная резина, обеспечивающая (при перевозках грузов по асфальту) рациональный расход топлива, устойчивость, хорошую скорость и эффективное торможение. Такие шины хорошо подходят для магистральной техники, используемой для междугородных и международных перевозок, но полностью теряют преимущества в условиях бездорожья. На плохих дорогах дорожные шины быстро изнашиваются и обеспечивают слабую проходимость.

Магистральные

Магистральные грузовые шины

Обеспечивают хорошую устойчивость, управляемость техники, рациональный расход топлива. Отличаются высоким индексом слойности. Используются в основном для установки на тяжелонагружаемые самосвалы и фуры.

Внедорожные

Внедорожные грузовые шины

Отличаются развитыми грунтозацепами, ширина которых должна соответствовать выемкам в протекторе. Только в этом случае грунтозацепы будут эффективно защищать резину от забивания грязью и обеспечивать движение тяжелой машины по бездорожью, песку, снегу. Можно ли эксплуатировать внедорожную резину по асфальту? Можно. Однако в этом случае расход топлива возрастет в 1,15-1,4 раза, а ограничения по скорости составят 70 км/час (ехать быстрее небезопасно). Уровень шума высокий, комфорт езды низкий. Такие шины в основном устанавливаются на спецтехнику и военную технику.

Региональные (универсальные)

Универсальные грузовые шины

Такая резина состоит из центральной части с дорожным рисунком и грунтозацепов, расположенных по краям. Она устанавливается на грузовые автомобили, предназначенные для поездок по асфальту и небольшому бездорожью. Региональные модели обычно используются для большинства строительной техники.

Карьерные

Универсальные грузовые шины

Такая резина, рисунок которой («елочка») схож с рисунком протекторов сельскохозяйственной техники, предназначена для установки на карьерные самосвалы и другую спецтехнику. Для карьерного протектора характерны крупные выступы и наличие грунтозацепов. Карьерные шины эффективны для использования в самых сложных дорожных условиях.

Классификация шин по расположению на оси

В зависимости от оси, для которой предназначена резина, шины разделяют на несколько классов:

  • Для передней оси. Резина передних колес испытывает высокие нагрузки при резких разгонах и торможениях. Протекторы имеют продольные канавки, способные эффективно отводить воду. Летняя резина поперечных выемок практически не имеет. На зимних и внедорожных шинах поперечные канавки выражены четко.
  • Для задней оси. Поперечные канавки ярко выражены. Они могут отсутствовать только на шинах, предназначенных для езды по асфальтовой дороге.
  • Для прицепа. Такие изделия не особо ответственны, а их задача заключается в обеспечении минимального сопротивления. Поперечный рисунок на них отсутствует или мало выражен.
  • Универсальные грузовые шины. Могут использоваться и на передней, и на задней оси. Чаще всего новые изделия ставят на передние колеса, а после какого-то периода эксплуатации переставляют на задние. Рулевые шины для прицепной и полуприцепной техники использовать запрещено во избежание аварийных ситуаций.

Разновидности шин по конструкции

По конструктивному исполнению грузовые шины разделяют на диагональные и радиальные.

Диагональные

Каркас таких изделий состоит из прорезиненных прокладок корда, края которых обвиваются вокруг кольцевых стержней. Для легковых автомобилей такая конструкция считается устаревшей, но для грузовой техники эти шины еще применяются, благодаря относительно невысокой стоимости, ремонтопригодности, стойкости к разрезам и проколам, смягчению нагрузок при поездках по плохим дорогам. Их большим недостатком является сжатие протектора при высоких нагрузках.

Диагональные шины разделяют на камерные и бескамерные. Первые появились давно. Они являются менее функциональными из-за малой устойчивости к проколам. Визуально бескамерные изделия мало отличаются от камерных. Если такая модель прокалывается тонким предметом, то внутренний резиновый слой толщиной 2-3 мм предотвращает быстрое вытекание воздуха. Другие преимущества: меньшая масса, ремонтопригодность (небольшое отверстие можно легко заделать герметизирующим материалом), слабый нагрев в пути, медленный износ. Минусом является сложность ремонта значительных повреждений.

Радиальные

Нити корда в такой резине пролегают от одного борта к другому, не пересекаясь. Радиальные покрышки превосходят диагональные по прочности, теплопроводности, устойчивости к трещинообразованию, величине нагрузок. Эти изделия обеспечивают хорошее сцепление с дорожным полотном, что приводит к повышению безопасности, благодаря хорошей управляемости и устойчивости ТС. Недостатки: усложненная конструкция, а следовательно, более высокая цена, по сравнению с диагональными покрышками, уязвимость к повреждениям в условиях плохих дорог.

Какие шины выбрать – как выбрать резину

Производство шин – сложный и высокотехнологичный процесс. Ежегодно фирмы, производящие спецшины, выпускают новые модели, которые обходят по многим показателям своих предшественников. Покрышки для спецтехники должны выдерживать повышенные нагрузки, быть устойчивыми к истиранию, проходимость и иметь большой срок эксплуатации в процессе работы в различных отраслях хозяйства.

Спецтехника, как правило, эксплуатируется в различных сложных условиях и на разных поверхностях. Именно поэтому ей требуются шины, соответствующие покрытию, на котором ведется работа. Решая, какой рисунок протектора лучше для вашей спецмашины, необходимо учитывать характеристики покрытия, погодно-климатические условия, нагрузки и тип спецмашины.

Типы протектора шин для спецтехники

Песок, снег, острые камни, грязь, – для работы на различных типах покрытия требуются шины с разными рисунками протектора. Решая, какие шины выбрать, необходимо учитывать, что правильно подобранные покрышки позволят сэкономить расход топлива, сохранить подвеску, сделать работу продуктивной и безопасной.

карьерные шины«Елка»

Тип протектора «елка» предназначен для работы на мягких грунтах и в полях, поэтому «елка» считается сельскохозяйственным протектором. Такие покрышки имеют широкие грунтозацепы, легко самоочищаются и делают ход транспортного средства более мягким. Устанавливаются на тракторы, комбайны и экскаваторы-погрузчики, использующиеся в аграрной промышленности.

карьерные шины«Клюшка»

Рисунок протектора «клюшка» отличается своими тяговыми характеристиками и повышенной производительностью. «Клюшка» – универсальный протектор, который может использоваться на скользкой поверхности, песке и бездорожье. Такая резина обладает хорошей термостойкостью. Может использоваться как шины на фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики и другие типы техники.

карьерные шины«Волна»

Тип протектора шин «волна» используется на разных покрытиях, наряду с «клюшкой» является универсальным. Такие шины подойдут для работы на угле, песке, гравии, асфальте. Большое пятно контакта с покрытием делает машину устойчивее, обладают высокой прочностью и износостойкостью.

шины для карьерной спецтехники«Прерванная волна»

Не знаете, как выбрать резину для работы в болотистой местности? Идеальным вариантом станут покрышки с рисунком «прерванная волна». Такой протектор вбирает в себя характеристики «клюшки» и «волны».

шины для карьерной техники«Черепаха»

Тип протектора «черепаха» предназначен для использования на агрессивных грунтах и каменистых поверхностях. Обладает широкими грунтозацепами и высокой устойчивостью к проколам и порезам, поэтому подходят для участков с высоким риском повреждений.

шины для карьерной техники«Шашка»

«Шашка» – рисунок протектора с плотным рисунком и усиленной боковиной. Такие шины практически не исстираются и могут использоваться для езды на длинной дистанции. Большая площадь контакта с поверхностью придает транспортному средству стабильность. Могут использоваться как шины для экскаваторов погрузчиков, экскаваторов и других машин.

шины для карьерной спецтехники«Карьерный»

«Карьерный» тип протектора шины позволяет покрышках хорошо держать курсовую направленность и легко самоочищается. Грубый рисунок, разделенный в продольном направлении, делает шины проходимыми на сыпучем грунте. Применяются как шины для грейдера и других спецмашин.

шины для карьерной техники«Дорожки»

Тип протектора «дорожки» обеспечивает транспортному средству устойчивость и маневренность, благодаря равномерному и медленному стиранию, подходит для езды на длинные расстояния. Такие шины отводят снег и воду, обеспечивая надежное сцепление с дорожным полотном.

шины для карьерной техники«Гладкий»

Как правило, гладкий протектор имеет резина для катков и асфальтоукладчиков, она применяется для выравнивания дорог и уплотнения грунта. Также шины с этим протектором могут использоваться в шахтах. Отличаются хорошей износостойкостью и сопротивляемостью к повреждениям и деформации.

Купить шины с разными рисунками протектора вы сможете в нашем интернет магазине индустриальных и сельхоз шин. Не знаете, как выбрать резину на спецтехнику? По всем вопросам обращайтесь по телефону, указанному в разделе «Контакты». Доставка осуществляется о всем регионам России.


Велосипедные шины: тип, назначение, анализ протекторов

ТИПЫ ШИН
  • Наибольшее распространение получили бортовые (клинчерные) шины, состоящие из камеры и покрышки. Воздух под определенным давлением находится в камере, спрятанной внутри покрышки. Функция покрышки заключается в придании шине определенной формы и размера, защите камеры от проколов и порезов, а также, создании наилучшего сцепления колеса с поверхностью дороги.
  • До недавнего времени в мире шоссейных велосипедов широко применялись так называемые трубки (однотрубки): шины, в которых покрышка и камера представляют собой единую деталь. Но в связи с низкой устойчивостью к проколам, неудобством замены такой шины в полевых условиях и высокой стоимостью эксплуатации, обуславливаемой частыми проколами и трудоемким ремонтом, трубки сейчас уступают место узким клинчерным шинам высокого давления даже на шоссейных велосипедах. Современные клинчерные шины для шоссейных велосипедов уже приближаются по максимальному давлению и, соответственно, легкости качения, к трубкам. Десять-пятнадцать лет назад практиковалось самостоятельное изготовление «двутрубок» из двух обычных однотрубок, что давало как плюсы, так и минусы по сравнению с обычными шинами-трубками.
  • Вслед за автомобилестроением, в велосипедном деле стали появляться бескамерные шины. Пока это только редкие модели, требующие применения специальных ободов. И можно предположить, что, в отличие от автомобильной индустрии, такие шины не получат широкого распространения в среде велосипедов из-за проблем связанных с герметизацией ободов и необходимостью применения специальных клеев. Основные их плюсы — снижение веса колеса, правда, не очень высокое, и заявленная большая устойчивость бескамерных шин к проколам.
  • Самый редкий тип шин — цельные литые резиновые шины. Могут быть отлиты как из обычной плотной резины, так и из вспененной. По сравнению с пневматическими шинами (три предыдущих типа) имеют кучу недостатков и лишь одно достоинство: их очень сложно повредить. Поэтому этот тип шин иногда встречается на детских велосипедах, где из-за низких скоростей не предъявляются требования к комфорту и легкости хода, но нигде более.
ЭЛЕМЕНТЫ ШИНЫ

Камера представляет собой кольцевую трубу (тор) с вваренным или вклеенным клапаном, так называемым ниппелем.

Ниппеля могут быть трех типов:

  • Schrader (авто-, мото-) — (нииболее распространены на современных велосипедах)
  • Presta (спортивный) — (нииболее распространены на современных велосипедах).
  • Woods/Dunlop (велосипедный)-(встречается на велосипедах Советского/Российского производства)

Если обод вашего велосипеда рассчитан на установку камеры с ниппелем типа Presta (∅6.5 мм), то для установки камеры с другим типом ниппеля отверстие в ободе придется рассверливать до нужного диаметра (∅8.5 мм). Дешевые камеры изготавливаются из резины, более дорогие из синтетических материалов, что позволяет снизить вес и, иногда, повысить устойчивость к проколам камеры в случае прокола покрышки.

Покрышка состоит из нескольких нераздельных элементов:

  • Борт шины, представляет собой кольцо, которое удерживаются на ободе колеса давлением воздуха в камере.Обычно борт сделан из стальной проволоки, а в более дорогих современных покрышках из кевларового шнура. Когда, говорят о кевларовой шине, то обычно подразумевается кевларовый борт шины, но не всегда. Использование кевларового борта позволяет снизить вес шины и компактно ее упаковывать при транспортировке, так как кевларовый шнур очень гибкий.
  • Между бортами шины натянута тканевая основа, которая также является силовым элементом. Она задает форму покрышки и держит усилия от давления воздуха в камере, не позволяя той раздуваться сверх нормы. Основа состоит из нескольких слоев нитей идущих параллельно друг другу. Нити могут идти поперек покрышки от борта до борта, это так называемые радиальные шины, которые обычно используются в автомобилях, или по диагонали — диагональные шины, обычно используются в велосипедах и мотоциклах. Сейчас уже редко в велосипедных шинах применяются натуральные нити, например шелк или хлопок, в последние десятилетия распространились нити из различных синтетических материалов.
  • Некоторые шины имеют дополнительную кевларовую ленту (помимо бортов из кевларового шнура, это другое применение кевлара в шинах), которая, располагаясь между слоями нитей и протектором, дополнительно защищает шину от проколов (puncture resistance tape). Примером служит шина Nokian Ultra Tour PCR. Считается, что такая защита хорошо помогает от повреждений режущими предметами, например стеклами, но плохо — колющими, типа проволоки, кнопок и т. д.
  • Поверх тканевой основы и бортов шины находится слой резины, главная функция которого — противостоять ее износу. Кроме того, резиновый слой содержит протектор, геометрией которого определяются многие ездовые свойства шины. Вместо резины покрышка может быть изготовлена из компаунда — композита различных полимерных материалов. Основным достоинством покрышек из компаунда стало заметно меньшее сопротивление качению шины при прочих равных.

Трубки отличаются тем, что камера и покрышка в них — единый элемент, причем, такие элементы как борта отсутствуют напрочь. То есть камера изначально оплетена матерчатой основой, а протектор просто наклеен на нее сверху. Шины-трубки наклеиваются на специальный обод, сечение которого близкого к сплюснутому снаружи овалу, через матерчатую ленту. Главное достоинство таких шин в былые годы — низкое сопротивление качению, достигаемое за счет высокого давления в шине, что в данный момент уже не является их отличительной чертой.

ПРОТЕКТОРЫ И ИХ ТИПЫ

Протектор представляет собой трехмерный рисунок на внешней поверхности шины, цель которого — сделать движение колеса хорошо-управляемым, то есть обеспечить хорошее сцепление шины с дорогой, и, по возможности, снизить сопротивление качению шины. Выбор протектора как раз определяется компромиссом между катимостью шины и ее хорошим сцеплением с дорогой. Для увеличения влияния того или другого свойства геометрия протектора может изменяться в широких пределах. Кроме протектора на сцепление шины с дорогой влияет давление воздуха в камере и жесткость резины, из которой изготовлена шина, а также такие устройства, как амортизационные вилки.

Понятно, что для разных типов велосипедов выпускаются разнообразные шины. Ведь, скажем, основные области применения шоссейного и горного велосипедов прямо противоположны: один должен как можно легче катиться по хорошему асфальту, а другой — не зарываясь и не буксуя двигаться по грунтовым дорогам.

Шины для летнего применения делятся на три основных типа:

  • внедорожные (с агрессивным рисунком протектора.)Суть применения агрессивного рисунка протектора состоит в том, что сильно выступающие блоки беговой дорожки продавливают мягкий грунт или цепляются за неровности дороги. Такие шины хорошо приспособлены для езды по умеренно рыхлым или скользким почвам, а также укатанному снегу. Для езды по песку необходимы, по моему мнению, просто широкие шины: агрессивность рисунка уже не столь существенна, так как такие шины сильнее зарываются в песок при интенсивном педалировании

    Но можно однозначно утверждать, что шины с развитыми грунтозацепами не дают ни малейшего выигрыша перед сликами на очень гладких поверхностях, например, трамвайных рельсах или стальных листах на стыках мостов, где выступающим блокам протектора просто не за что зацепиться. Другой минус — в крутых поворотах на твердом покрытии такие шины начинают «сползать» вбок со своей траектории движения из-за изгиба боковых блоков протектора. Катимость шин с агрессивным рисунком протектора достаточно плохая, так как большое количество энергии теряется за счет внутреннего трения в резине при постоянном изгибании высоких блоков протектора шины. Плюс повышенные аэродинамические потери, что, впрочем, не столь существенно.

  • дорожные (слики), (гладкие)Шины для применения на гладком асфальте, или, как их еще называют, слики, могут вообще быть гладкими или иметь совсем мелкий рисунок, цель которого, скорее, возможность оценки износа шины, а не улучшение сцепления с дорогой. Некоторые дорожные шины имеют глубокую канавку по центру. Видимо, по аналогии с автомобильными шинами, она предназначена для отвода воды из пятна контакта для устранения так называемого эффекта аквапланирования, встречающегося у автомобилей, движущихся на достаточно больших скоростях по лужам на дороге. Суть этого эффекта — «всплывание» колес автомобиля на водяном клине. Но у автомобилей этот эффект проявляется на скоростях более 50-60 км/ч, которые на велосипеде практически недостижимы. К тому же, велосипедная шина значительно более узкая и скругленная, что позволяет легко выдавливать воду в стороны. Эффект аквапланирования у велосипедов не встречается.

    Слики имеют гораздо лучшую накатистость на асфальте, да и любом другом покрытии, но вот на дорогах с мягким грунтом, а тем более на скользких, но не очень жестких поверхностях такие шины скользят значительно сильнее, чем внедорожные шины. Часто езда на них превращается в мучение там, где на внедорожных шинах можно ехать без особых проблем.

  • полуслики. (промежуточный вариант)Центральная часть беговой дорожки шины почти абсолютно гладкая, а боковины имеют развитые грунтозацепы, которые вступают в дело только после утопания шины в рыхлую поверхность.

    Но в применении полусликов есть несколько подводных камней. Если движение происходит по достаточно твердой, но скользкой поверхности, то боковые грунтозацепы не достанут до поверхности дороги — можно сказать, что этот случай равносилен движению на сликах. В крутом повороте на твердой поверхности, когда появляется существенный наклон велосипеда, его поведение будет напоминать движение на внедорожной резине, то есть, вероятно раннее соскальзывание вбок. В то же самое время, применение полусликов помогает при езде по не очень твердым дорогам с поперечными уклонами, где боковые грунтозацепы предотвращают легкое соскальзывание при косом заезде на препятствие.

  • Кроме летних, существуют и зимние велосипедные покрышки. И если для неукатанного или укатанного снега вполне подходят обычные внедорожные шины с агрессивным рисунком протектора, то на льду могут помочь только специальные шипованные шины. Обычно они также имеют агрессивный рисунок, составленный из резиновых блоков.

СОВМЕСТНАЯ УСТАНОВКА РАЗЛИЧНЫХ ШИН

Две основные идеи, которые могут заставить установить на один велосипед различные шины спереди и сзади, это:

  • снижение веса велосипеда в целом, и вращающихся масс в частности
  • а также, улучшение управляемости на скользких дорогах.

Как известно, снижение массы колеса, особенно за счет веса обода и шины, весьма существенно влияет на динамику разгона велосипеда. Для заметного снижения массы колеса и улучшения его катимости, устанавливают более узкие шины, накачивая их до большего давления. Но ставить очень узкую шину, особенно на горный велосипед, часто бывает невозможно из-за появления опасности пробоя такой шины на неровностях дороги. Так как на среднестатистическом велосипеде нагрузка на переднее колесо примерно в два раза ниже, чем на заднее, и не редкостью является наличие амортизационной вилки смягчающей удары, то из этих соображений можно поставить вперед более узкую шину.

С другой стороны, скольжение заднего колеса не столь опасно, как скольжение переднего, и значительно реже приводит к падениям. Значит, необходимо добиться лучшего сцепления с дорогой переднего колеса по сравнению с задним. Как же можно это сделать? В общем случае, достичь такого результата позволяет установка вперед более широкой шины, накачанной до меньшего давления, так как при снижении давления увеличивается пятно контакта и, соответственно, сцепление шины с дорогой. К тому же, за счет узкой задней шины с высоким давлением достигается улучшение катимости велосипеда, так как на заднее колесо приходится больший вес. Другой способ, который больше подходит для внедорожных поездок — сочетание передней шины с более развитым протектором и более гладкой задней шиной.

Многие производители выпускают комплекты, состоящие из передних и задних шин одной модели. Иногда такие шины имеют различный рисунок протектора, а иногда различие заключается всего лишь в разнонаправленности рисунка: если шина устанавливается на заднее колесо, то она должна вращаться в одну сторону, если на переднее — в другую. Направленный рисунок протектора вообще часто встречается на велосипедных шинах.

Долговечность эксплуатации шин, то есть их ходимость, зависит от нескольких параметров. Шины с агрессивным рисунком протектора ходят дольше за счет высоких блоков. Шины из жесткой резины имеют худшее сцепление с дорогой, но служат дольше, так как резина меньше стирается. Существенное влияние оказывает давление: перекаченные шины изнашиваются быстрее и легче могут быть повреждены острыми предметами. Но, с другой стороны, недокаченные шины склонны к пробоям и повреждениям об обод, а также разрывам по корду из-за постоянного взаимного трения с ободом. Задняя покрышка снашивается в 2-3 раза быстрее передней из-за существенно большей нагрузки на нее. В случае серьезного повреждения задней покрышки и невозможности сразу заменить таковую на новую, она устанавливается вперед, так как нагрузка на переднее колесо существенно меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *