Принцип работы современных ТРК
Топливораздаточная колонка (ТРК) – основная деталь любой АЗС. В РФ работает приблизительно 25 000 автозаправок, на любой из которых установлено как минимум две, а чаще всего больше ТРК.
Каждая ТРК ежедневно осуществляет продажу топлива десяткам, а то и сотням клиентов.
Несмотря на практически одинаковый вид, колонки имеют разный принцип действия, от чего зависит эффективность и удобство использования.
Виды ТРК
В настоящий момент при открытии АЗС может устанавливаться 2 разновидности топливных колонок:
- всасывающие,
- напорные
Все современные ТРК оснащены электронной системой управления, позволяющей не только активировать подачу топлива дистанционно, с рабочего места оператора, но и отслеживать ход заправки на компьютере и дисплее самого топливораздаточного агрегата. Механические устройства в настоящий момент практически не используются.
Особенности всасывающих ТРК
Системы данного вида пользуются существенно большей популярностью – порядка 60% всех колонок в мире работают по данному принципу. Причиной этому служат не выдающиеся технические характеристики, а то, что подобные модели были изобретены и, как следствие, стали устанавливаться гораздо раньше.
Их общий принцип работы следующий. После запроса водителя кассир АЗС с пульта отправляет на выбранную ТРК сигнал, разрешающий подачу топлива. Сама подача осуществляется непосредственно после опускания топливного пистолета в бак и нажатия рычага, если используются пистолеты с ручным управлением.
В этот момент начинает работать электронасос, установленный в корпусе самой колонки и всасывающий бензин или ДТ из резервуара хранения. Ввиду относительно невысокой мощности насоса, резервуар допускается размещать не далее чем на 45 м от колонки. Подаваемое топливо проходит серию фильтров, газоотделитель и измеритель объема, а затем попадает в бак автомобиля.
Как только измеритель зафиксирует достижение установленного оператором объема, он остановит работу насоса и, соответственно, подачу топлива.
Особенности напорных топливных колонок
Напорные системы появились всего около 50 лет назад в США и постепенно начали распространение по всему миру. Сейчас они все еще не могут считаться наиболее популярными, но постепенно устанавливаются все на большем числе автозаправок.
Ключевое отличие в конструкции – расположение насоса. В данном случае это погружное устройство, устанавливающееся практически на самом дне резервуара с топливом. Погружной насос более мощный, поэтому он позволяет подавать бензин или ДТ сразу на несколько колонок, а резервуар допускается располагать на значительно большем расстоянии – до 150 м.
При активации двигателя насоса, топливо проходит сквозь него и отправляется на промежуточный узел, где с помощью системы клапанов распределяется между несколькими колонками, на которые должна осуществляться подача. При отдаче необходимого объема топлива на ТРК клапана закрываются, а оставшиеся в трубопроводе нефтепродукты попадают обратно в резервуар.
Какой вид лучше?
Несмотря на меньшее распространение, именно напорные ТРК в эксплуатации оказываются более эффективными, экономичными и даже удобными для клиентов.
Их единственный недостаток заключается в том, что при неисправности насоса на АЗС полностью прекращается продажа топлива определенной марки, так как оно попросту не может подаваться на топливные колонки. Однако преимуществ у подобного решения существенно больше.
При примерно одинаковых затратах на установку напорные ТРК:
- потребляют меньше электроэнергии, так как вместо серии насосов работает лишь по одному для каждого вида продукции;
- имеют больший срок бесперебойной работы – он составляет порядка 300-500 млн. литров, всасывающие насосы выходят из строя уже после 10-12 млн.;
- не теряют мощности на всем периоде эксплуатации, тем самым обеспечивая более быстрое обслуживание клиентов;
- не имеют проблемы воздушных пробок, возникающих на большинстве всасывающих колонок в жаркую погоду;
- за счет большего удаления резервуаров обеспечивают большую безопасность;
- не шумят при работе, тем самым обеспечивают больший комфорт для клиентов
По материалам сайта https://gpn-trade.ru
Газоотделитель и гидравлическая часть ТРК
Газоотделитель ТРК служит для отделения топлива от воздуха, который попадает в него при сливе в резервуары, а также при работе топливного насоса колонки.
В поплавковой камере отделяются пары топлива, осаждаются частицы топлива, унесенные вместе с паровоздушной смесью, выбрасывается воздух и пары в атмосферу.
Поступая в газоотделитель топливо снижает скорость потока, так как увеличивается проходное сечение, в результате из топлива выделяются пары топлива и воздуха. Из газоотделителя топливо идет в измеритель объема. Поочередно заполняя цилиндры, поток топлива перемещает поршни из одного крайнего положения в другое.
Двигаясь поступательно, поршни вместе с кулисой, на которой они жестко закреплены, вращают вал измерителя. Вращение вала перемещает золотник, который поочередно заполняет цилиндры. Вращение вала измерителя объема передается на датчика импульсов.
Трехтопливная топливораздаточная колонка «Евролайн»Узлы гидравлики.
Приемный клапан — устанавливается в начале линии подачи топлива. Служит для предотвращения слива топлива обратно в резервуар из топливной магистрали, когда насосы ТРК выключены.
Фильтр грубой очистки служит для предотвращения попадания посторонних частиц в гидравлическую часть системы, что приводит к раннему износу и поломке насосного моноблока. Фильтры грубой очистки имеют тонкость фильтрования до 80 мкм. Фильтры тонкой очистки имеют тонкость фильтрования до 20 мкм. Фильтрующий элемент — либо сетки, либо полнотелые пористые фильтрующие материалы.
Насосный моноблок – устройство, которое предназначается для подачи топлива из резервуара. Самые распространенные модели имеют роторно-шиберный принцип работы.
Клапан электромагнитный — устройство для снижения расхода в конце выдачи дозы с целью завершения работы колонки на малом расходе, что значительно повышает точность отпуска дозы. Существуют клапаны электромагнитные одинарного и двойного действия. Одинарные только снижают расход топлива в конце выдачи, двойные же в конце окончания выдачи дополнительно перекрывают трубопровод.
Измеритель объема служит для измерения объема выдаваемого топлива. Датчик импульсов, установленный на измерителе передает информацию о количестве отпущенного топлива в электронный блок управления. Но бывают отсчетные устройства других конструкций: механические, электронно-механические, электронные.
Индикатор воздуха обычно устанавливается перед выходом раздаточного рукава. Представляет собой стеклянный колпачок или окно, через которое можно следить за топлива и контролировать загазованность.
Раздаточные рукава выполняются резинотканевыми или из полимерных материалов. Раздаточные рукава часто подвергаются перегибам, скручиваниям. Качество рукавов, устанавливаемых на колонки, имеет большое значение при эксплуатации.
Характерные особенности и принцип действия измерителя объема. Компания Iron-Systems.
Измеритель объема — это компактный и лёгкий агрегат топливораздаточной колонки, который имеющет следующую функциональность:
- измерение объема;
- передача крутящего момента к датчику импульсов;
Цилиндры измерителя изготовлены из нержавеющей стали, подвижные части, такие как подшипники, поршни, ролики и т.д. выполнены из материала с повышенной износоустойчивостью. Все эти детали устойчивы к влиянию топлива, механическому износу и коррозии, что наделяет оборудование отличной надежностью и долговечностью.
Измеритель размещается непосредственно на моноблоке, что дает возможность сделать сборку очень компактной и весьма удобной в ремонте и обслуживании. Измеритель объема топливораздаточной колонкиПринцип действия измерителя объема
Принцип действия измерителя объема:
- подача топлива осуществляется из насосного моноблока, через отверстие в поворотном клапане в цилиндр и давит на поршень;
- поршень выдавливается под давлением, таким образом топливо из цилиндра поступает через клапан измерителя на выход;
- поступательное перемешение поршней переводится во вращение вала;
- так как вал вращается – размещенный на нем поворотный клапан поворачивается поочередно своим вырезом напротив каждого из цилиндров, направляя туда поток топлива;
- вал соединен с датчиком импульсов, он приходит во вращение, а его сигналы преобразуются в отсчетном устройстве в количество пролитого топлива.
Измеритель объема в колонках Цертус от компании Bennett — качество мирового уровня
Регулировка точности измерителя объема
В данной модификации измерителя распологается устройство механической тарировки, однако тарировка(настройка) измерителя объема выполняется с помощью электронного устройства при помощи программирования и задания веса одиночного импульса датчика. Варианты регулировки измерителя объема при помощи дистанционного пульта подробно объясняются в паспорте(инструкции) на инфракрасный пульт.
Запасные части к измерителю объема Bennett (J100) | ||||
№>п/п | Позиция | Наименование | Кол-во | |
1 | 1 | Винт М6х20 | Screw M6x20 | 8 |
2 | 2 | Кольцевое уплотнение 94.5х3 | O-Ring94.5х3 | 1 |
3 | 3 | Кольцевое уплотнение 104,2х3 | O-Ring 104,2х3 | 1 |
4 | 4 | Болт М6х20 | Bolt M6x20 | 24 |
5 | 5 | Уплотнитель | Flat seal | 8 |
6 | 6 | Стопорное кольцо | Circlips | 1 |
7 | 7 | Корпус измерителя | Equipped body | 1 |
8 | 8 | Коллектор в сборе | Collector assembly | 1 |
9 | 9 | Коленчатый вал | Crankshaft | 1 |
10 | Ролик | Roll | 2 | |
11 | Бронзовая шайба | Brass washer | 1 | |
12 | Truarc ring | 1 | ||
13 | 10 | Шпилька | Drive stud | 1 |
14 | 11 | Поворотный клапан | Rotary Valve | 1 |
15 | 12 | Шток | Rod | 2 |
16 | 13 | Поршень | Piston disk | 4 |
17 | 14 | Уплотнение поршня | Piston seal | 4 |
18 | 15 | Диск | Tightening disk | 4 |
19 | 16 | Крышка | Cover | 3 |
20 | 17 | Крышка тарировочная | Cover of the adjustment | 1 |
21 | 18 | Кольцевое уплотнение 10х2 | O-Ring 10х2 | 1 |
22 | 19 | Регулировочный болт | Adjusting bolt | 1 |
23 | 20 | Штифт | Dowel | 1 |
24 | 21 | Винт М4х10 | Torx screw M4х10 | 1 |
25 | 22 | Встречный клапан в сборе (притертый) | Countervalve assembly (lapped) | 1 |
26 | 23 | Пружина | Spring | 1 |
27 | 24 | Бронзовая шайба | Brass washer | 1 |
28 | 25 | Коллектор | Collector assembly | 1 |
29 | 26 | Сальник | Lipseal (green viton) | 1 |
30 | 27 | Крышка сальника | Gland follower | 1 |
31 | 28 | Винт М4х8 | crew M4x8 | 3 |
32 | 29 | Втулка | Bush | 1 |
33 | 30 | Шпилька | Stud | 1 |
34 | 31 | Болт М6х20 | Bolt M6x20 | 4 |
Устройство топливораздаточной колонки | Принцип работы ТРК | Ngo64.ru
Топливораздаточная колонка используется при изменении объемов горючего, выдаваемого топливным бакам транспорта или в канистры покупателей. Колонка является конструкцией, состоящей из 1-4 блоков гидравлики. Модели могут отличаться. Каждый блок снабжен техническими свойствами колонки одинарного типа, одновременно заправляет 1-2 транспортных средств. Блоки устанавливаются на опорах, расположенных в нижней области конструкции.
Состав гидравлической схемы:
- Приемный клапан блока.
- Система фильтрации грубого и тщательного очищения.
- Насосный механизм, снабженный газоотделительной системой.
- Система электромагнитного уменьшения расхода.
- Измеритель топливного объема, состоящий из 4х поршней.
- Опто-электрический датчик.
- Датчик, следящего за газоотделением.
- Кран для раздачи горючего с использованием шланга.
Как работают топливораздаточные колонки ТРК?
Принцип работы ТРК довольно простой. Пульт удаленного регулирования обозначает дозу топлива. Этот процесс повторяется на самой колонке, задающей дозу. Активация электродвигателя происходит при снятии крана раздачи. Далее происходит перемещения горючего из места хранения посредством высасывающего трубопровода и клапана, принимающего топливо, в насосный блок. Его движение продолжается в измеритель объемов, состоящий из 4-х поршней.
Следующим этапом является прохождения горючего сквозь газоотделительный датчик, поступая на кран раздачи, снабженный астматическим отделением горючего. Сам измеритель объемов топливораздаточных колонок соединяется с системой шестеренок, обеспечивающих движение специального вала, создаваемого сигнал опто-электрического индикатора, который измеряет импульсы, поступающие в электрический блок.
Далее происходит процесс преобразования информации об объеме пройденного сквозь измеритель горючего. Результат появляется на экране и на самом счетчике объема горючего топливораздаточной колонки.
Стабильность в работе современной автозаправочной станции любой вариации зависит от качества и функциональности используемого оборудования, обеспечивающего бесперебойную деятельность. Топливораздаточные колонки ТРК выполняют данные функции продуктивно, обеспечивая подачу горючего, контролируют этот процесс, измеряя его объем. Высокотехнологичные агрегаты – путь к успеху АЗС.
Как устроена автозаправочная станция (АЗС)
О том как устроена современная автозаправочная станция задумываются далеко не все автолюбители. А ведь для того, чтобы топливо попало в бак автомобиля оно должно пройти достаточно сложный путь по самой АЗС, которые сейчас используют самые современные технологии.
Слив топлива
На автозаправочные станции топливо попадает разными способами, топливо могут привезти с помощью железнодорожного состава, а могут доставлять до пункта назначения с помощью трубопровода, но чаще всего его подвозят на отдельные станции с помощью обычных бензовозов.
Современные бензовозы, как правило, имеют несколько внутренних секций, поэтому привозят они сразу несколько видов топлива. Из секции объемом 10 900 литров топливо будет сливаться примерно полчаса. Все это время заправка конкретным топливом будет запрещена для безопасности и более точной последующей отчетности по объему топлива.
Перед тем как топливо сливается в подземные хранилища оно проходит контроль. В первую очередь проверяются документы на топливо, вскрывается пломба на цистерне, проверяется уровень ее заполненности, а затем берется анализ топлива. Новое топливо проверяют на плотность, грубо говоря, оно не должно быть разбавлено водой умышленно или случайно из-за попадания дождевой воды, конденсата и т.д.
После проверки топливо с помощью сливной трубы соединяют с резервуаром и начинается слив топлива.
Топливохранилище
Резервуары под топливо могут быть наземными или подземными. Их изготавливают из стали и чаще всего делают двухслойными для безопасности. Обычно емкости для хранения топлива не превышают 50 кубометров, но есть емкости объемом более 200 кубометров, такие хранилища считаются уже мини-нефтебазами, к которым применяются свои требования.
Уровень топлива в самой емкости замеряется метроштоком. Замер уровня топлива проводится не только при сливе топлива, но и при пересменке операторов.
Метрошток
Топливный резервуар поделен на секции для разных видов топлива. При этом специальное оборудование постоянно контролирует качество топлива и при каких-либо отклонениях просто не даст операторам заправлять его в автомобили.
ТРК
Из резервуаров топливо через топливнораздаточную колонку подается в горловину бака автомобиля.
1. Приемный клапан. Он не дает топливу сливаться с трубопроводов и всего оборудования обратно в резервуар. Без клапана насосу пришлось бы при каждой заправке полностью заполнять всю систему от резервуара до заправочного пистолета, а это лишний расход электроэнергии и времени.
2. Фильтр. Еще один фильтрующий элемент на АЗС, он может быть установлен сразу после приемного клапана или в газоотделителе (5). Если фильтр забивается, то при заправке слышен гул, так как насосу приходиться работать с большим усилием.
3 и 4. Двигатель и насос. Работают в паре, соединены, как правило, ременной передачей, но есть и такие конструкции, где насос и двигатель сидят на одном валу. Более безопасной считается ременная передача, так как она защищена от повышенных нагрузок на двигатель.
5. Газоотделитель. В соответствии с названием, отделяет от топлива лишние газы, которые в спокойном состоянии находятся во взвешенном состоянии, а при активном перемешивании топлива объединяются и начинают создавать пену. Устройство газоотделителя предельно простое — это небольшой резервуар в котором топливо ненадолго задерживается, а лишние газы свободно уходят через дренажные отверстия сверху.
6. Электромагнитный клапан. Открывается при подаче топлива и закрывается сразу, после того как прекращается закачка топлива. Если данный клапан сломан, то он может просто перекрыть всю систему или не закрывать ее, в последнем случае даже после отключения насоса топливо будет поступать в раздаточный пистолет по инерции. При незакрывшемся электромагнитном клапане ТРК заправляет примерно 0,2-0,5 литра лишнего топлива.
7. Измеритель жидкости. Называться может по разному, например, топливоизмеритель, счетчик жидкости и т.д., но функция у него одна — точно отмерять количество топлива. Топливоизмерители могут быть электронными или механическими. В первом случае настройка точности проводиться с помощью специальных команд, во втором случае с помощью регулировочных болтов.
8. Смотровое окно. Представляет собой полую колбу со стеклом. Если колба наполнена топливом, значит приемный клапан работает и топливо остается в системе после отключения насоса.
9. Раздаточный пистолет. Может называться по разному, предназначен для управления подачи топлива в горловину бака, также отсекает подачу топлива при переполнении бака.
10, 11, 12. Система управления. Система объединяет ТРК и пульт управления оператора.
Подробнее об устройство заправочного пистолета
Устройство пистолета для заправки не такое простое, как это кажется на первый взгляд. Кроме функции подачи топлива, внутри есть система отсечения подачи топлива при переполнении бака.
Как работает эта система можно посмотреть на видео, которое находиться выше. При нормальной подаче топлива через небольшую трубку и жиклер в пистолет поступает воздух. Как только топливо доходит до уровня заливной трубки, в жиклер попадает топливо и давление воздуха в системе защиты резко падает, мембрана реагирует на это и срабатывает пружина отсечки, подача топлива прекращается. При срабатывании системы защиты топливо не будет подаваться до тех пор, пока рычаг пистолета не будет «взведен» заново.
Необычные АЗС
АЗС давно пришли к единому стандарту внутреннего устройства. Все автозаправочные станции отличаются друг от друга лишь качеством оборудования, а вот принципиальные схемы не меняются уже десятилетиями.
Исключение составляет разве что необычная схема с верхним расположением ТРК. Но используются такие схемы крайне редко, в первую очередь из-за дефицита подобного оборудования и определенными сложностями с его обслуживанием. Особой выгоды от такого расположения ТРК нет, разве что автомобили можно разместить чуть плотнее, а сами ТРК невозможно задеть автомобилем.
Интересные факты об АЗС
В 1888 году бензин начали продавать в аптеках.
В 1907 году в США открылась первая АЗС, она представляла собой склад с канистрами бензина. Позже начали появляться станции с одним большим резервуаром, с которого топливо подавалось самотеком.
В России первая АЗС открылась в 1911 году Императорским автомобильным обществом.
Современные АЗС не ограничиваются продажей только топлива. Многие имеют небольшие магазины с сопутствующими товарами, продуктами, есть кафе, мойки и т.д. Особенно хорошо заметно развитие АЗС в США, где заправка автомобилей — это лишь часть комплекса включающего в себя стоянки для большегрузных автомобилей, центры отдыха и досуга, магазины, кафе и многое другое.
В России более 25 000 автомобильных заправок, примерно 600 из них находятся в пределах МКАД. В США более 120 000 АЗС, в Канаде примерно 14 000, а в Великобритании более 9 000, при том, что в 90-х их было более 18 000.
Мобильные ТРК, топливораздаточные мини колонки для АЗС
Увеличение прибыльности АЗК
chevron_right
ТРК и ГРК
chevron_right
Комплектующие для ТРК и ГРК
chevron_right
Модульные АЗС и мобильные ТРК
chevron_right
Газовое оборудование
chevron_right
Заправочные пистолеты
chevron_right
Метрология
chevron_right
Рукава МБС и комплектующие
chevron_right
Резервуарное оборудование
chevron_right
Насосы и насосные агрегаты
chevron_right
Счетчики жидкости
chevron_right
Эксплуатационное оборудование
chevron_right
Пластиковый трубопровод
chevron_right
Оборудование для Нефтебаз
chevron_right
Оборудование для бензовозов
chevron_right
Двухпостовые топливораздаточные колонки, ТРК с двумя рукавами
Увеличение прибыльности АЗК
chevron_right
ТРК и ГРК
chevron_right
Комплектующие для ТРК и ГРК
chevron_right
Модульные АЗС и мобильные ТРК
chevron_right
Газовое оборудование
chevron_right
Заправочные пистолеты
chevron_right
Метрология
chevron_right
Рукава МБС и комплектующие
chevron_right
Резервуарное оборудование
chevron_right
Насосы и насосные агрегаты
chevron_right
Счетчики жидкости
chevron_right
Эксплуатационное оборудование
chevron_right
Пластиковый трубопровод
chevron_right
Оборудование для Нефтебаз
chevron_right
Оборудование для бензовозов
chevron_right