СоветыСоветские номера черные – Регистрационные номерные знаки СССР, их ГОСТы и расшифровка буквенных индексов

Советские номера черные – Регистрационные номерные знаки СССР, их ГОСТы и расшифровка буквенных индексов

Регистрационные номерные знаки СССР, их ГОСТы и расшифровка буквенных индексов

Индекс Субъект Республика
АБ Алтайский край (последняя серия, после АЛ) Российская СФСР
АВ серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа»), кроме АВА, АВД, АВМ — Азербайджан. все регионы
АГ Азербайджан (после АЗ, до АЖ) Азербайджанская ССР
АД Армения (последняя серия, после АР) Армянская ССР
АЕ серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа») все регионы
АЖ Азербайджан (последняя серия, после АГ) Азербайджанская ССР
АЗ Азербайджан (первая серия, до АГ) Азербайджанская ССР
АК Акмолинская (Целиноградская) область Казахская ССР
АЛ Алтайский край (первая серия, до АБ) Российская СФСР
АМ Амурская область Российская СФСР
АН Андижанская область Узбекская ССР
АП Алма-Атинская область (без Алма-Аты) Казахская ССР
АР Армения (первая серия, до АД) Армянская ССР
АС Астраханская область Российская СФСР
АТ Алма-Ата, город Казахская ССР
АХ Архангельская область Российская СФСР
АШ Ашхабадская область Туркменская ССР
АЮ Актюбинская область Казахская ССР
БА Башкирия (первая серия, до БШ) Российская СФСР
БЕ Белгородская область Российская СФСР
БН Брестская область Белорусская ССР
БР Брянская область Российская СФСР
БУ Бурятская АССР Российская СФСР
БХ Бухарская область Узбекская ССР
БШ Башкирская АССР (последняя серия, после БА) Российская СФСР
ВА Восточно-Казахстанская область Казахская ССР
ВВ Воронежская область (первая серия, до ВЖ) Российская СФСР
ВГ Ворошиловградская область (вторая серия, после ЛУ) Украинская ССР
ВД Волгоградская область (вторая серия, после СГ) Российская СФСР
ВЕ серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа»), только Украинская ССР Украинская ССР
ВЖ Воронежская область (вторая серия, после ВВ) Российская СФСР
ВИ Винницкая область Украинская ССР
ВК Восточно-Казахстанская область (Усть-Каменогорск) Казахская ССР
ВЛ Владимирская область Российская СФСР
ВМ серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа») все республики
ВН Волынская область Украинская ССР
ВО Вологодская область Российская СФСР
ВР Воронежская область (третья 3 серия), кроме BPH — Латвия Российская СФСР
ВС серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа»), кроме BPH — Латвия все республики
ВТ Витебская область Российская СФСР
ГА Грузинская ССР Грузинская ССР
ГБ Горно-Бадахшанская область Таджикская ССР
ГВ Горьковская (Нижегородская) область (вторая серия, после ГО) Российская СФСР
ГГ Грузинская ССР Грузинская ССР
ГД Грузинская ССР Грузинская ССР
ГК Гродненская область Белорусская ССР
ГО Горьковская (Нижегородская) область (первая серия, до ГВ) Российская СФСР
ГР Грузинская ССР Грузинская ССР
ГС Гомельская область Белорусская ССР
ГУ Гурьевская область (первая серия) Казахская ССР
ДА Дагестанская АССР Российская СФСР
ДБ Душанбинская область Таджикская ССР
ДД Джизакская область Узбекская ССР
ДЖ Джамбульская область Казахская ССР
ДК Джезказганская область Казахская ССР
ДН Днепропетровская область (первая серия, до ДП) Украинская ССР
ДО Донецкая область (вторая серия, после СЛ, до ДЦ) Украинская ССР
ДП Днепропетровская область (вторая серия, после ДН) Украинская ССР
ДР Дрогобычская область (с 1960 — в составе Львовской обл.), ДРБ … ДРГ Украинская ССР
ДЦ Донецкая область (вторая серия, после ДО) Украинская ССР
ЕА Эстонская ССР (вторая серия, после ЭС) Эстонская ССР
ЖИ Житомирская область (кроме сочетания ЖИД) Украинская ССР
ЖЖ Житомирская область (только сочетание ЖЖН) Украинская ССР
ЗА Закарпатская область Украинская ССР
ЗК Западно-Казахстанская область Казахская ССР
ЗП Запорожская область (первая серия, до ЗР) Украинская ССР
ЗР Запорожская область (вторая серия, после ЗП) Украинская ССР
ИВ Ивановская область Российская СФСР
ИК Иссык-Кульская область Киргизская ССР
ИР Иркутская область (первая серия, до ИС) Российская СФСР
ИС Иркутская область (вторая серия, после ИР) Российская СФСР
ИФ Ивано-Франковская область (вторая серия, после СЯ) Украинская ССР
КА Калининская (Тверская) область (вторая серия) Российская СФСР
КБ Кабардино-Балкарская АССР Российская СФСР
КВ Кировская область Российская СФСР
КГ Карагандинская область Казахская ССР
КД Кировоградская область Российская СФСР
КЕ Кемеровская область (первая серия, до ЦХ) Российская СФСР
КЖ Калужская область (вторая серия) Российская СФСР
КЗ Кзыл-Ординская область (вторая серия) Казахская ССР
КИ Киев (город), (первая серия, до ХТ) Украинская ССР
КК Краснодарский край (без Сочи), (первая серия, до ЦП) Российская СФСР
КЛ Калининградская область (первая серия) Российская СФСР
КМ Коми АССР Российская СФСР
КН Курганская область Российская СФСР
КО Костромская область Российская СФСР
КП Каракалпакская АССР Узбекская ССР
КР Крымская область (первая серия, до ЦС) Украинская ССР
КС Карельская АССР Российская СФСР
КТ Кокчетавская область (вторая серия) Казахская ССР
КУ Курская область Российская СФСР
КФ Кашкадарьинская область Узбекская ССР
КХ Киевская область (без города Киев) Украинская ССР
КЦ Калмыцкая АССР Российская СФСР
КЧ Камчатская область Российская СФСР
КШ Куйбышевская область (первая серия, до УК) Российская СФСР
КЩ Кустанайская область (первая серия) Казахская ССР
КЭ Красноярский край (вторая серия, после КЯ) Российская СФСР
КЮ Кулябская область Таджикская ССР
КЯ Красноярский край (первая серия, до КЭ) Российская СФСР
ЛА Латвийская ССР (первая серия, до ЛТ) Латвийская ССР
ЛБ Ленинабадская область Таджикская ССР
ЛВ Львовская область (первая серия) Украинская ССР
ЛГ Ленинградская область (без г. Ленинград), (вторая серия, после ЛО), Ленинград (город) Российская СФСР
ЛД Ленинград (город) (вторая серия, после ЛЕ) Российская СФСР
ЛЕ Ленинград (город) (первая серия, до ЛД) Российская СФСР
ЛИ (первая серия, до ЛЛ) Литовская ССР
ЛК Литовская ССР (третья серия, после ЛЛ) Литовская ССР
ЛЛ Литовская ССР(вторая серия, после ЛИ, до ЛК) Литовская ССР
ЛО Ленинградская область (без г. Ленинград), (первая серия, до ЛГ), Ленинград (город) Российская СФСР
ЛП Липецкая область Российская СФСР
ЛТ Латвийская ССР (вторая серия, после ЛА) Латвийская ССР
ЛУ Луганская (Ворошиловградская) область (первая серия, до ВГ) Украинская ССР
МА Магаданская область кроме МАС — московская служебная Российская СФСР
МБ Минская область (без г. Минск) Белорусская ССР
МВ Молдавская ССР (вторая серия, после МД) Молдавская ССР
МГ Могилёвская область Белорусская ССР
МД Молдавская ССР (первая серия, до МВ) Молдавская ССР
МЕ Московская область (без г. Москва) Российская СФСР
МЖ Московская область Российская СФСР
МИ Минск (город) Белорусская ССР
МК Москва (город), (вторая серия) Российская СФСР
МЛ Молодечненская область (до 1960) Белорусская ССР
ММ Москва (город), (третья серия) Российская СФСР
МН Москва (город), (четвертая серия) Российская СФСР
МО Москва (город), (первая серия) Российская СФСР
МР Мордовская АССР Российская СФСР
МС Марийская АССР Российская СФСР
МТ Москва (город), (пятая серия) Российская СФСР
МУ Мурманская область Российская СФСР
МХ Марыйская область Туркменская ССР
МШ Мангышлакская область Казахская ССР
НА Наманганская область Узбекская ССР
НБ Новосибирская область (вторая серия, после НС) Российская СФСР
НИ Николаевская область Украинская ССР
НО Новгородская область Российская СФСР
НР Нарынская область Киргизская ССР
НС Новосибирская область Российская СФСР
НТ Красноводская область Туркменская ССР
ОБ Оренбургская область (первая серия, до ОГ) Российская СФСР
ОГ Оренбургская область (вторая серия, после ОБ) Российская СФСР
ОД Одесская область (первая серия, до ОЕ) Украинская ССР
ОЕ Одесская область (вторая серия, после ОД) Украинская ССР
ОМ Омская область Российская СФСР
ОО серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа») все регионы
ОР Орловская область Российская СФСР
ОТ серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа») все регионы
ОШ Ошская область Киргизская ССР
ПА Павлодарская область Казахская ССР
ПЕ Пензенская область Российская СФСР
ПК Приморский край (вторая серия, после ПР) Российская СФСР
ПМ Пермская область (первая серия, до ПТ) Российская СФСР
ПО Полтавская область Украинская ССР
ПР Приморский край (вторая серия, после ПК) Российская СФСР
ПС Псковская область Российская СФСР
ПТ Пермская область (вторая серия, после ПМ) Российская СФСР
РВ Ровенская область Украинская ССР
РД Ростовская область (вторая серия, после РО и до РП) Российская СФСР
РО Ростовская область (первая серия, до РД) Российская СФСР
РП Ростовская область (третья серия, после РД) Российская СФСР
РР серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа»), кроме РРС — г. Ростов-на-Дону все регионы
РТ серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа») все регионы
РЯ Рязанская область Российская СФСР
СА Саратовская область (перая серия, до СЖ) Российская СФСР
СБ Сталинабадская (Душанбинская) область Таджикская ССР
СВ Свердловская область (первая серия, до СФ) Российская СФСР
СГ Сталинградская (Волгоградская) область (первая серия, до ВГ) Российская СФСР
СД Сурхандарьинская область Узбекская ССР
СЕ Северо-Осетинская АССР Российская СФСР
СЖ Саратовская область (вторая серия, после СА) Российская СФСР
СИ Сырдарьинская область Узбекская ССР
СК Северно-Казахстанская область Казахская ССР
СЛ Донецкая область (вторая серия) Украинская ССР
СМ Смоленская область (последняя серия — СМУ) Российская СФСР
СН Самаркандская область Узбекская ССР
СО г. Сочи с пригородами Российская СФСР
СП Семипалатинская область Казахская ССР
СР серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа») все регионы
СС Ставропольский край (вторая серия, после СТ) Российская СФСР
СТ Ставропольский край (первая серия, до СС) Российская СФСР
СУ Сумская область Украинская ССР
СФ Свердловская область (вторая серия, после СВ) Российская СФСР
СХ Сахалинская область Российская СФСР
СЯ Ивано-Франковская (Станиславская) область (первая серия), (выдавались до переименования Станислава в Ивано-Франковск в 1962) Украинская ССР
ТА Тамбовская область Российская СФСР
ТБ Татарская АССР (последняя серия, после ТТ) Российская СФСР
ТВ Тувинская АССР Российская СФСР
ТГ Тургайская область Казахская ССР
ТД Курган-Тюбинская область Таджикская ССР
ТЕ Тернопольская область Украинская ССР
ТЗ Ташаузская область Туркменская ССР
ТК Талды-Курганская область Казахская ССР
ТЛ Тульская область (вторая серия, после ТУ) Российская СФСР
ТМ Тюменская область (вторая серия, после ТЮ) Российская СФСР
ТН Ташкент (город) Узбекская ССР
ТО Томская область Российская СФСР
ТР Туркменская ССР Туркменская ССР
ТС серия «Совтрансавто» для машин, выезжающих за границу (3-я буква — только «латинского типа») все регионы
ТТ Татарская АССР (первая серия, до ТБ) Российская СФСР
ТУ Тульская область (первая серия, до ТЛ) Российская СФСР
ТУР для автотранспорта, сдаваемого напрокат иностранным туристам (до 1981 года) все регионы
ТШ Ташкентская область (кроме г. Ташкент) Узбекская ССР
ТЮ Тюменская область (первая серия, до ТМ) Российская СФСР
ТЯ Тянь-Шаньская (Фрунзенская) область Киргизская ССР
УД Удмуртская АССР Российская СФСР
УК Куйбышевская (Самарская) область (вторая серия, после КШ) Российская СФСР
УЛ Ульяновская область Российская СФСР
ФЕ Ферганская область Узбекская ССР
ФИ Фрунзенская область Киргизская ССР
ХА Харьковская область (первая серия, до ХК) Украинская ССР
ХБ Хабаровский край Российская СФСР
ХЗ Хорезмская область Узбекская ССР
ХК Харьковская область (вторая серия, после ХА) Украинская ССР
ХМ Хмельницкая область Украинская ССР
ХО Херсонская область Украинская ССР
ХТ Киев (город) (последняя серия, после КИ) Украинская ССР
ЦВ Краснодарский край (третья серия) Российская СФСР
ЦП Краснодарский край (вторая серия) Российская СФСР
ЦС Крымская область (вторая серия, после КР) Украинская ССР
ЦХ Кемеровская область Российская СФСР
ЧБ Челябинская область (вторая серия, после ЧЕ) Российская СФСР
ЧВ Черновицкая область Украинская ССР
ЧЕ Челябинская область (первая серия, до ЧБ) Российская СФСР
ЧИ Чечено-Ингушская АССР Российская СФСР
ЧК Черкасская область Украинская ССР
ЧН Черниговская область Украинская ССР
ЧР Чарджоуская область Туркменская ССР
ЧТ Читинская область Российская СФСР
ЧУ Чувашская АССР Российская СФСР
ЭС Эстонская ССР (первая серия) Эстонская ССР
ЮА Московская область (без г. Москва) Российская СФСР
ЮБ Московская область (без г. Москва) Российская СФСР
ЮВ Московская область (без г. Москва) Российская СФСР
ЮГ Московская область (без г. Москва) Российская СФСР
ЮК Южно-Казахстанская (Чимкентская) область Казахская ССР
ЯК Якутская АССР Российская СФСР
ЯР Ярославская область Российская СФСР

Дубликаты номеров СССР, советские номерные знаки

Наша компания официально производит дубликаты советских номерных знаков.

Советские автомобильные номера на белом фоне были наиболее популярны в течение всего периода существования Советского Союза, хотя время от времени заменялись на таблички с другим фоном. Так, более чем 20-летний период (с 1959 по 1981-82 гг.) охватили черные авто номера, которые предусматривали нанесение белых букв и цифр на черный фон, а в послевоенное время (с 1946 по начало 1950-х гг.) использовались даже желтые номера. Возвращаясь время от времени к регистрационным знакам на белом фоне, правительство, в конце концов, пришло к выводу, что черные буквы на белом фоне воспринимаются лучше всего.

Сегодня количество автомобилей с номерными знаками СССР по прежнему велико. Учитывая, что гос номера со временем приходят в негодность и становятся плохочитаемыми, возникает необходимость в их замене. К тому же, нередки случаи краж государственных автономеров с целью получения выкупа. В конце, концов, госномера можно просто потерять, если пластина плохо закреплена на кузове. В любом случае, наиболее оптимальным решением для горе-автомобилистов станет изготовление копий номерных знаков своего автомобиля, в чем вам и поможет наша компания.

Мы можем изготовить такие виды советских номеров:

советские номерные знаки, номера СССР 1977-1993

частные автомобили 1977-1993 г

советские номерные знаки, номера СССР 1977-1993

государственные автомобили 1977-1993 г

советские мото номера СССР 1977-1993

мото номера 1977-1993 г

советские номера на прицеп СССР 1977-1993

номера на прицеп 1977-1993 г

советские черные номера СССР 1958-1977

черные номера 1958-1977 г

советские желтые номера СССР 1946-1977

желтые номера 1946-1977 г

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 50-х

Как в Америке

Первый общесоюзный стандарт номеров был введён в 1931 году. Известен их формат – одна буква и четыре цифры. Буква указывала на регион, но приблизительно. Под «регионом» могли подразумеваться несколько краёв, областей и даже республик. Москву и область обозначали буквой «Г», «Д», и «Я», Ленинград – «А». С началом массового производства автомобилей на ГАЗе и ЗИСе стал расти парк машин, и такая система нумерации полностью изжила себя.

Больше резервов роста было у следующего стандарта, начавшего действовать в 1934 году. Тогда было модно копировать в автомобилестроении американские технические решения. Номера для машин тоже выполнили в американском стиле. В США тогда уже вошли в обиход номера, у которых вверху располагалось название штата полностью, а ниже – индивидуальные буквы и цифры, обозначавшие конкретный автомобиль. Единого федерального стандарта в Америке ещё не было, но скомпонованные таким образом номера в начале 30-х в некоторых штатах уже выдавали, и их у нас взяли как пример для подражания.

Советские номера тоже открытым текстом указывали на регион. Их сделали двухстрочными. Сверху – цифры. Их было от трёх до пяти в зависимости от численности автопарка региона. Максимальный вариант с пятью цифрами выглядел так: одна цифра, тире, две цифры, тире, ещё две цифры, снизу – название города, области, края. Фон, судя по чёрно-белым фото, был светлым, знаки – чёрными.

Если короткое название города, например, «Москва» помещалось на знаке полностью, то длинное – нет. Например, Ленинград обозначался сокращённо «Лен-град». Есть версия, что фон знака был голубым или светло-зелёным. Проверить это сложно, так как сохранившиеся номера того стандарта почти не встречаются. В первой половине 30-х регистрацией автомобилей занимались районные коммунальные отделы, переведенные в подчинение от местных властей в систему Дортрансов.

Довоенные

В 1936 году организована Государственная автомобильная инспекция – специальное подразделение милиции, занимавшееся комплексным надзором за безопасностью движения. Ему и передали учёт автотранспорта с выдачей регистрационных номеров. Стандарт двухгодичной давности признали неудачным, и вскоре появился новый, в который были заложены принципы, сохранявшиеся десятилетиями во всех новых стандартах.

Передний номер сделали однострочным, задний – двухстрочным. Сначала шли две буквы, обозначавшие город, область, край или республику. Далее – четыре цифры: две и две через тире. На заднем номере буквы располагались сверху, цифры – снизу. Фон выбрали чёрный знаки – белые.

Номера образца 1936 года, в просторечии «довоенные», были довольно большие, буквы и цифры одинаковые по высоте. Уже тогда в Москве грузовикам и автобусам выдавали пару номеров, легковым машинам – только задний. Почему поступили так, документальные свидетельства пока не найдены. В остальных регионах у легковушек был и передний номер.

На мотоциклы выдавали целых три номера. Задний двухстрочный был уменьшенной копией автомобильного. Передний состоял из двух половин. Его ставили на переднее крыло мотоцикла поперечно, одна половина обращалась в левую, другая – в правую сторону.

1936-мотоцикл

Существовали также специальные номера со словом «проба», «транзит» или «прицеп», двумя уменьшенными буквами и четырьмя обычными цифрами.

Перед самой войной, в конце 1940-го, или в первые месяцы 1941 года предпринималась попытка изменить стандарт, уменьшить размеры номеров. Буквы и цифры сделали поменьше. На переднем однострочном знаке буквы поместили в левом верхнем углу, на заднем двухстрочном – тоже. До полной перерегистрации транспорта дело не дошло. В наше время много довоенных номеров образца 1936 года нашли на месте боёв поисковики, занимающиеся так называемой «копаниной». Причём, где-нибудь под Смоленском или Ленинградом находятся номера с сериями, выданными в Сибири, в кавказских и азиатских республиках. «Полуторки» и «трёхтонки» мобилизовывали по всей стране и прямо с номерами отправляли на фронт. Состояние табличек, по 70 лет пролежавших в лесах, обычно плачевное, многие экземпляры непригодны для реставрации.

Первые послевоенные

После войны требовалось провести полный переучёт уцелевшего в народном хозяйстве, доставшегося в качестве трофеев и по лендлизу транспорта. В 1946 году введён новый стандарт, так называемые «жёлтые» номера. Компоновка повторяла прежнюю – спереди две буквы, за ними цифры, сзади – сверху две буквы, снизу – цифры. Спереди буквы снова находились в левом верхнем углу, сзади – над цифрами посередине. Канавка по периметру номера вдавленная, знаки – выдавленные. Их сечение визуально казалось прямоугольным, а в документах называлось трапецеидальным. Фон обычно был жёлтый, знаки – чёрные.

Впрочем, по решению местных властей разрешался также чёрный фон и белые знаки. Этим воспользовались в Москве. На легковой транспорт столицы, и частный и государственный, давали, как до войны, один задний чёрный номер. Столичным грузовикам, как и по всей стране, полагалась пара жёлтых. Передний легковой номер появился в Москве только в середине 50-х. Иногда сочетание букв прямо указывало на регион, иногда не имело с его названием ничего общего. Москву поначалу обозначали номера на «М», но не все. «МС» и «МТ» выдавались в Молотове (Перми), «МЧ» – в Мордовии, «МФ», «МХ» в Мурманске и т.п. Когда многотысячный столичный автопарк поглотил все выделенные сочетания на «М», в ход пошла буква «Э». До смены стандарта в 1959 году разошлись серии от «ЭА» до «ЭП». Ленинград обозначался буквами от «ЛА» до «ЛК» и «ЛН», но «ЛЛ» или «ЛТ» обозначали Литву, «ЛМ», «ЛО», «ЛП» – Латвию. Киев носил номера «УШ», УЭ», «ЩА», «ЯЮ» Минск – «ЖТ», «БН», «БО». Запорожье – «ЩУ», «ЖГ», Ульяновск – «ХЛ», «ХМ», «ХН», «ХР». Московской области именно в 1946-м досталась первая буква «Ю», причём все серии от «ЮА» до «ЮЯ».

При стандарте 1946 года в Москве ввели деление на типы транспорта – частные машины, легковые государственные и грузовые. Частные серии были «МИ», «ЭВ», «ЭЗ» (задние) «ЭИ», «ЭК», «ЭО» (парные). «Легковые государственные» – «МА», «МБ», «МЗ», «МК», «МО», «МЮ», «МЩ». Спецсерия «ЭЖ» выдавалась на такси, но только после 1953 года, остальные разошлись на грузовиках. В Московской области и других регионах одни и те же серии давали на частные и государственные легковушки, а также на грузовой транспорт.

В том же стандарте появились «спецсерии» для международного движения (машин, выезжающих за рубеж). Например, в Москве «АВ». На мотоциклы выдавали один задний номер, всегда жёлтый, уменьшенный автомобильный. Прицепам полагался двухстрочный с буквами в верхнем левом углу, за которыми следовала надпись маленькими буквами «прицеп», снизу были четыре цифры, как у автомобилей

Желтый-прицеп

Резкий рост парка автотранспорта привёл к тому, что к концу 50-х сочетаний двух букв стало не хватать. К тому же было решено, что буквы должны следовать за цифрами, которые важнее для определения конкретной машины. Так был разработан ГОСТ 3207-58, введённый в действие с 1 января 1959 года, в обиходе – «чёрные номера».

О них, а также о более поздних советских сериях мы расскажем во второй части материала.   

Автономера СССР: размеры, итория

Общее количество самодвижущихся экипажей в дореволюционной России было очень невелико. Так, даже в Москве к 1914 году количество официально оформленных бензиновых машин составляло лишь 2200 штук.

После Октябрьской революции автомобилей особо не прибавилось, поэтому для регистрации транспортных средств вполне хватало табличек с цифрами, причем их вид каждый город мог определять самостоятельно. Однако в самом конце 20-х годов в стране начинается настоящий автобум, и одних цифр на номере стало уже не хватать.

Формат номера 1931 года

В 1931 году автономера СССР были приведены к единому стандарту, обязательному для всех регионов страны.

Теперь на машины крепилась белая металлическая табличка, на которой через черточку – дефис — черной краской были нанесены одна буква и попарно четыре цифры. Например, Г-41-73.

Однако в таком виде регистрационные номера просуществовали всего три года.

Регистрационный знак 1934 года

В 1934 всех автомобилистов страны в течение шести месяцев обязали обменять старый номерной знак на новый, более информативный. В то время страна условно была поделена на сорок пять регионов – Дортрансы со своими столицами, название которых, по обновленному стандарту, и указывалось в нижней части таблички. Кроме того, буквенный индекс был отменен, его заменили на цифру. То есть теперь автономера СССР выглядели примерно так: 1-23-45 МОСКВА.

Знак мог содержать и четыре цифры, если количества машин в регионе было недостаточно. Окраска таблички осталась прежней: черные индексы на белом фоне.

Автономера СССР

Но и в этом виде регистрационная «жестянка» просуществовала недолго.

Автомобильные номера стандарта 1936 года

Буквально через два года после обновления номеров владельцы авто вновь были вынуждены снимать со своих машин устаревшие знаки и крепить новые, соответствующие последним стандартам.

На этот раз таблички поменялись довольно сильно. Теперь номера приобрели вид «негатива»: основной фон стал черным, а буквы с цифрами — белыми. Изменилась и сама форма надписи. Теперь автономера СССР (фото ниже) должны были обязательно содержать две пары цифровых индексов, разделенных чертой, а вместо названия Дортранса остались только две буквы, которые и должны были указывать принадлежность автомобиля к тому или иному региону.

Кроме того, передние и задние таблички стали отличаться по виду и размеру. Фронтальный номер имел вытянутую форму, на которой все шесть индексов были вписаны в одну строку: АБ 56-78. Задний знак – почти квадратный, верхнюю строчку занимали буквы, а нижнюю — цифры.

Автономера СССР 1946 года

Кстати, именно с этого стандарта и вплоть до наших дней было решено в буквенных обозначениях никогда больше не использовать литеры: Ё, Й, Ь, Ы, Ъ.

Черно-белые автономера стандарта 1936 года продержались целых 10 лет практически без обновлений. Единственное изменение коснулось задней «жестянки»: если до войны пара букв располагалась точно по центру знака, то потом их сместили влево.

Автономера СССР 1946 года

После окончания войны с регистрационными номерами началась полная неразбериха. Огромное количество гражданских машин с наступлением военного времени было передано для нужд армии, соответственно, и на учет они ставились уже под армейскими номерами. После победы уцелевшая техника возвращалась «на гражданку». Только вот прежние «довоенные» документы восстанавливать заново было очень проблематично. Также в стране появилось много трофейного неучтенного транспорта.

Словом, автономера СССР срочно требовалось приводить к общему стандарту, что и было сделано в 1946 году.

Серия уЧИ на автономерах СССР

Форма табличек не изменилась, но на этот раз они стали желтыми, с черными индексами. Кроме того, буквенные символы в новом варианте были значительно меньше по размеру, чем цифры, поэтому на фронтальном номере их стали писать в левом верхнем углу, на заднем они так и остались посредине.

Размеры желтых автономеров СССР

Автомобили с желтыми знаками катались по Советскому Союзу до конца пятидесятых годов, пока интенсивное развитие автотранспортной сети страны не привело к тому, что в некоторых регионах буквенно-цифровые комбинации были полностью исчерпаны. Номеров для новых автомобилей стало не хватать, и с этим нужно было срочно что-то делать.

ГОСТ 1959 года

В 1959 году появился новый стандарт на автономера СССР.

Размеры табличек остались без модификаций, а вот окраску регистрационный знак поменял. Как и на довоенном образце, белые литеры и цифры наносились на черный фон.

Автономера СССР фото

На переднем номере буквы переместились с левого верхнего в правый нижний угол. Расшифровать регион, которому принадлежит автомобиль, стало гораздо проще: его название обозначалось первыми двумя буквами. Например, московские машины ездили с табличками, которые начинались с «МО» (МОС, МОР, МОТ), ленинградские с «ЛЕ» (ЛЕГ, ЛЕН), в Крыму соответственно с «КР».

Однако в течение нескольких лет, наряду с новыми номерами, часть машин получали регистрационные знаки еще старого образца, то есть желтые. Так продолжалось вплоть до 1960 года. А мотоциклетные были в ходу аж до 1965-го.

В 1967 году вышло распоряжение о приведении автономеров к единому образцу, только приказ был, а конкретных сроков исполнения поставлено не было, поэтому частные автовладельцы особого рвения в замене старых знаков на новые не проявляли, а ГАИ тоже на этом особо не настаивало.

Однако к 100-летию В. И. Ленина с такой неразберихой все же было решено покончить. Для ускорения процесса ГАИ получила инструкцию, вынудившую инспекцию активней работать с автолюбителями, принуждая их к обмену регистрационных знаков. Тем не менее желтые номера, хоть и редко, но все же встречались на дорогах страны вплоть до 1980 года.

Номера 1981 года

В преддверии московской Олимпиады формат автономера СССР снова претерпел изменения. Цветовая гамма опять была перевернута: черные символы писались на белом фоне. Кроме того, впервые за всю историю регистрационные знаки разделили на два вида: для частников и для государственного транспорта.

Номера для частных лиц были представлены в таком виде – маленькая буква, две цифры, черточка, две цифры и две большие буквы. Последние две литеры обозначали принадлежность к региону приписки. Первая же буква была переменная и могла быть любой из алфавитного перечня (кроме исключений).

Автономера СССР размеры

Государственный транспорт снабжался номерами в формате – две цифры, черточка, две цифры и три большие буквы.

На грузовых автомобилях, автобусах и мотоциклах задний номерной знак был квадратным. В данном случае цифры занимали нижнюю часть таблички, а три больших литеры верхнюю.

Автономера СССР: размеры

Точной информации о габаритах номеров, которые устанавливались на машины до 1936 года, нет. А вот о параметрах более поздних регистрационных знаков говорится в ГОСТ 3207-36. В нем прописано все: и размеры цифр, букв, и даже окантовок. Ведь именно с этого стандарта задние и передние таблички стали разноразмерными.

Так, фронтальный номерной знак был длиной 58,5 см и шириной 12,5 см. Задний соответственно – 36х34,5 см.

Размеры желтых автономеров СССР представлены в ГОСТ 3207-46. Эти знаки стали немного меньше довоенных: передний – 38,5х11 см, задний – 28,5х18,5 см.

О параметрах так называемых черных номеров (1959 г.) говорилось в ГОСТ 3207-58.

После выхода этого стандарта размеры передних знаков учета стали – 46,5х11,2 см, задних – 29х17 см.

С самого начала 1980 года, а именно с 1 января, в СССР вступил в действие ГОСТ 3207-77. Этим стандартом были установлены следующие параметры для табличек: передние – 52х11,2 см, задние – 28,8х22,6 см. Кстати, именно в этом ГОСТе приводилась и расшифровка индексов, указывающих на регион.

Так, например, серия «уЧИ» на автономерах СССР должна была означать, что автомобиль зарегистрирован в Чечено-Ингушской АССР, а «вГР» – Грузинской ССР.

Интересный факт

Сочи, как известно, находится в Краснодарском крае и, соответственно, имеет краевое подчинение. Однако несмотря на это знаменитый курорт был единственным региональным городом, который имел свои собственные номера. Если все машины края ездили с серией «КК», то автомобиль, стоящий на учет в Сочи, имел серию «СО».

История автомобильных номеров в СССР и в России

Первые автомобильные номера появились в России еще в начале прошлого века. Они представляли собой жестяную табличку с трехзначным номером. Выдавались они городской управой строго в порядке очереди, а если быть более точным, то по мере регистрации новых автомобилей. А затем таблички ежегодно менялись. Номеров вполне хватало, поскольку легковых авто было немного, да и регистрировались они лишь в крупных городах. До революции количество машин в России измерялось тысячами. Среди них был и «Роллс-Ройс», на котором впоследствии ездил вождь пролетариата. Его регистрационный номер был 236. Подробно об этом автомобиле читайте ТуТ.

А в 1920 году Ленин подписал декрет «О номерных знаках». Передний номер надлежало прикреплять на левом крыле, а задний – на специальной стойке не выше аршина от земли. Машин стало больше, и цифры соответственно использовались 4 – 5-значные. А в 1931 – 1932 годах к ним добавились и буквы. На белом фоне черные символы типа Г-00-01. Правда, по какой-то причине новшество не прижилось, и уже через пару лет появились номера с названием региона выдачи. Если слово «Москва» на знаке умещалось полностью, то другим названиям городов везло меньше. Например, ленинградский номер выглядел так: сверху цифры, скажем, 2-42-00, а снизу надпись: «Лен-град».

Но и эти номера очень быстро поменяли, и в 1936 году регион впервые зашифровали в сочетании букв. Грузия, например, получила буквы ГА, а Москва – номера, начинавшиеся с буквы «М». Частных машин в столице в то время было немного, и их номера начинались на «МИ». Остается добавить, что номера стали черными, символы – белыми, а число цифр равнялось четырем.
Через 10 лет, в 1946 году, началось проведение настоящей «номерной реформы». Во время войны многие регистрационные знаки, равно как и документы, были утеряны, к тому же нужно было легализовать многотысячный парк трофейных автомобилей. И тогда появились новые номера желтого цвета с черными символами и черные номера с белыми буквами и цифрами для служебного транспорта. В Москве, кстати, до середины пятидесятых разрешалось иметь только один, задний номер.
А в конце пятидесятых черными стали все номера, за исключением тракторных, оставшихся желтыми. В нашей стране до сих пор можно встретить древние автомобили с такими номерными знаками, имевшими четыре цифры и три буквы.
Очередная реформа была проведена в начале восьмидесятых годов. Летом 1980 года в столице появились автобусы с белыми номерами серии ОЛМ и такси салатового цвета с номерами серии МЕБ и надписью «Подольск» на передних дверцах.После Московской Олимпиады все номера были заменены на старые, черные, но через год началась массовая замена черных жестянок на новые, белые. При этом частные автомобили получали номера, начинавшиеся с букв, например, а0001МО, а государственные – с цифр типа 0001 МОК. И, наконец, 30 июля 1993 года вышел приказ министра внутренних дел России Ерина о введении современных номеров, которые, кстати, изготавливались по аналогии с французскими.


Этот дипломатический номер на инвалидке С3А (о ней ТуТ), на которой ездил  Моргунов в фильме «Операция «Ы»» (посмотреть его можно ТуТ), на самом деле принадлежал машине британского посла.
А вот первые серии специальных номеров в СССР появились в довоенные времена. Например, в 1939 – 1941 годах автомобили Красной Армии получили номера с буквой А и пятью цифрами, а номера правительственных автомобилей начинались с букв МА. Естественно, ни о каких способах установки правительственных номеров на частные машины и речи быть не могло. Равно как и в 1946 – 1959 годах, когда автомобили высокопоставленных чиновников получали московские номера серий МА, МЩ и ЭО.
С шестидесятых годов появились новые серии номеров, которые давали возможность достаточно четко определить статус автомобиля, на котором они устанавливались. Например, Гараж особого назначения, обслуживавший первых лиц государства и других высокопоставленных персон, получил в свое распоряжение серию МОЛ. И в «черном», и в «белом» варианте эти номера, получившие в брежневские времена шутливую расшифровку «Мы Охраняем Лёню», было невозможно ни купить, ни установить на частные автомобили. Равно как и правительственные номера серии МОС, про которые в народе даже сочинили одностишие: «В машину МОС не суй свой нос!»
На самом деле машины первых лиц государства и большинства охраняемых лиц в те времена вообще не имели каких-то специальных номеров. Серия МОЛ в основном стояла на «Волгах», которые обслуживали руководство 9-го управления КГБ и семьи охраняемых лиц. Представители семейств считали престижным получить номер с нулями впереди. И получали. Руководство «девятки» использовало номера, начиная с 00-30 и дальше.
Что же касается серии МОС, то она была распределена по различным ведомствам. Черные номера образца 1959 года были и в ЦК КПСС, и в Совете Министров СССР. Их цифровая комбинация давала знающим людям понять, чья машина едет. На машинах первых лиц и оперативном транспорте были самые незапоминающиеся, путаные номера, без всяких нулей или одинаковых цифр. Сначала, правда, они использовались только из  серий типа ММА. Примерно до середины восьмидесятых годов на основных машинах были зачастую только задние номера. Все это, конечно, относилось к сфере обеспечения безопасности.
В шестидесятые – семидесятые годы появились и другие спецсерии. Например, московская милиция использовала номера серии МКМ, что традиционно расшифровывалось как Московская Краснознамённая Милиция, а в области стражи порядка использовали номера серии МОМ – Московская Областная Милиция. В КГБ же использовались несколько серий типа ММА, ММБ, ММВ, ММГ, ММС и других.
Именно в те времена появились так называемые блатные номера на частных машинах. Они, правда, крайне редко выдавались из спецсерий. Но они все-таки были, например, «Волга» выдающегося хоккеиста Александра Якушева с буквами из «милицейской серии» и номера некоторых других игроков сборной СССР. Хоккеисты, которые в те времена были национальными героями, как правило, получали регистрационные знаки, напоминавшие номер, под которым они выходили на лед. У Александра Мальцева был номер 00-10 МОИ, у Валерия Харламова 00-17 ММБ, а вот молодому Владиславу Третьяку получить «двадцатку» поначалу не удалось, и его первая «Волга» была с черным номером 00-52 (по аналогии с 1952 годом рождения).
После введения новых номерных знаков в 1980 – 1981 годах буквенные сочетания спецсерий в основном сохранились. Никаких специальных инструкций и тем более законодательных актов на эту тему не издавалось. Просто серии МОЛ, МОС, ММД, ММГ, МКМ и некоторые другие не выдавались теперь частникам. Исключением были космонавты, специально для которых была выделена серия ММО. Номер, как правило, соответствовал порядковому номеру полета. После пребывания на орбите они получали в подарок «Волги» вместе с номерами. А потом их перевешивали на следующие машины. У Валентины Терешковой, к примеру, был белый «Мерседес» с номером 0006 ММО, у Алексея Леонова машина с номером 0011, у Евгения Хрунова – 0015.
В восьмидесятые годы стало легче определять принадлежность автомобилей с номерами спецсерии МОС. К примеру, с цифр 04 начинались номера машин фельдъегерской службы, обслуживавших ЦК КПСС, с пятерки – инструкторов ЦК, с цифры 11 – министерские автомобили, с 16 – машины 4-го Главного управления Минздрава. Даже редакции популярных газет получили такие номера. Например, за «Московским комсомольцем», в котором мне приходилось работать, были закреплены машины 1430, 1431 и 1432 МОС.
В смутные времена начала девяностых годов появилась необходимость в очередной реформе СССР, и поэтому единая система регистрации автотранспорта приказала долго жить. В начале девяностых годов изъяли серию МОС как связанную с ЦК КПСС, но «комитетовские» и «милицейские» серии оставались. Правда, они постепенно стали перекочевывать и на частные автомобили либо автомобили, принадлежавшие банкам, различным ООО и пр. Например, только вышедший из тюрьмы зять Брежнева Юрий Чурбанов ездил в середине девяностых на «Вольво» с номером серии МОЛ, который был оформлен на фирму «Росштерн».
Но настоящий расцвет блатные и просто «красивые» номера стали переживать с 1994 года, когда система регистрации в очередной раз была реформирована. Вот тогда и появились у нас первые официальные «не такие, как у всех» государственные регистрационные знаки.
Особенно популярной у состоятельных и известных людей стала серия особых государственных знаков К***РР. Ее даже прозвали «Коммерческий резерв России». Первая сотня, правда, была выдана государственным структурам. Хотя с номером К033РР неоднократно видели машину Никиты Михалкова. А вот начиная с двухсотого особые регистрационные знаки получили Газпром и «ЛУКОЙЛ», Сбербанк и Внешторгбанк, группа МОСТ, частные охранные предприятия и владельцы структур с Черкизовского рынка. Были введены «депутатские» серии, новые серии для регионов. И все это продолжалось до 1 февраля 2007 года, когда все «флажки» были отменены.

ИСТОЧНИК

Московская область — Автомобильные номера СССР и других стран мира


Добавить фотографии, внести исправления и/или дополнения, а также просто обсудить серии можно на специальной странице форума, посвящённой Московской области.

 

 


Автомобили:
МОСКВА

(общая для Москвы и области)

Мотоциклы:
МОСКВА

 


Автомобили:
МО, МП, МР, МС, МФ, МХ

Мотоциклы:
МО

 


Автомобили:
ЮА, ЮБ, ЮВ, ЮГ, ЮД, ЮЕ, ЮЖ, ЮЗ, ЮИ, ЮК, ЮЛ, ЮМ, ЮН, ЮО, ЮП, ЮР, ЮС, ЮТ, ЮУ, ЮФ, ЮХ, ЮЦ, ЮЧ, ЮШ, ЮЩ, ЮЭ, ЮЮ, ЮЯ

Мотоциклы:
ЮА, ЮБ, ЮВ, ЮГ, ЮД, ЮЕ

Прицепы:
ЮА, ЮБ, ЮВ

 


Автомобили:
ЮАА, ЮАБ, ЮАВ, ЮАГ, ЮАД, ЮАЕ, ЮАЖ, ЮАЗ, ЮАИ, ЮАК, ЮАЛ, ЮАМ, ЮАН, ЮАО, ЮАП, ЮАР, ЮАС, ЮАТ, ЮАУ, ЮАФ, ЮАХ, ЮАЦ, ЮАЧ, ЮАШ, ЮАЩ, ЮАЮ, ЮАЯ

ЮМЭ

ЮБА, ЮББ, ЮБВ, ЮБГ, ЮБД, ЮБЕ, ЮБЖ, ЮБЗ, ЮБИ, ЮБК, ЮБЛ, ЮБМ, ЮБН, ЮБО, ЮБП, ЮБР, ЮБС, ЮБТ, ЮБУ, ЮБФ, ЮБХ, ЮБЦ, ЮБЧ, ЮБШ, ЮБЩ, ЮБЭ, ЮБЮ, ЮБЯ

ЮВА, ЮВБ, ЮВВ, ЮВГ, ЮВД, ЮВЕ, ЮВЖ, ЮВЗ, ЮВИ, ЮВК, ЮВЛ, ЮВМ, ЮВН, ЮВО, ЮВП, ЮВР, ЮВС, ЮВТ, ЮВУ, ЮВФ, ЮВХ, ЮВЦ, ЮВЧ, ЮВШ, ЮВЩ, ЮВЭ, ЮВЮ, ЮВЯ

ЮГА, ЮГБ, ЮГВ, ЮГГ, ЮГД, ЮГЕ, ЮГЖ, ЮГЗ

МЕА, МЕВ, МЕГ, МЕД, МЕЕ, МЕЖ, МЕИ, МЕЛ, МЕМ, МЕН, МЕО

Выездная серия для автомобилей:
АВО

Прицепы:
ЮА, ЮБ, ЮВ, ЮГ, ЮД, ЮЕ, ЮЖ, ЮЗ, ОА

Мотоциклы:
ЮАА, ЮАБ, ЮАВ, ЮАГ, ЮАД, ЮАЕ, ЮАЖ, ЮАЗ, ЮАИ, ЮАК, ЮАЛ, ЮАМ, ЮАН, ЮАО, ЮАП, ЮАР, ЮАС, ЮАТ, ЮАУ, ЮАФ, ЮАХ, ЮАЦ, ЮАЧ, ЮАШ, ЮАЩ, ЮАЭ, ЮАЮ, ЮАЯ

ЮБА, ЮББ, ЮБВ, ЮБГ, ЮБД, ЮБЕ, ЮБЖ, ЮБЗ, ЮБИ, ЮБК, ЮБЛ, ЮБМ, ЮБН

Мопеды:
ЮАА, ЮАБ, ЮАВ, ЮАГ, ЮАД

Трактора:
МА, МБ, МВ, МЗ, МК, МО, ЦУ

Тракторные прицепы:
МА, МБ, МВ

 


Государственные легковые автомобили:
МЕА, МЕБ, МЕВ, МЕГ, МЕД, МЕЕ, МЕЧ

Милицейская серия:
МОМ

Спецсерия:
МЗС

Государственные грузовые автомобили:
МЕА, МЕЛ, МЕМ, МЕН, МЕО, МЕП, МЕР, МЕС, МЕТ, МЕУ, МЕФ, МЕХ, МЕЦ, МЕШ, МЕЭ, МЕЮ, МЕЯ

МЗА, МЗБ, МЗВ, МЗГ, МЗД, МЗЕ, МЗЖ, МЗЗ, МЗИ, МЗК, МЗЛ, МЗМ, МЗН, МЗО, МЗП, МЗР, МЗС, МЗТ, МЗУ

МОМ

ЕАХ

Автомобили индивидуальных владельцев:
аМЖ, бМЖ, вМЖ, гМЖ, дМЖ, еМЖ, жМЖ, зМЖ, иМЖ, кМЖ, лМЖ, мМЖ, нМЖ, оМЖ, пМЖ, рМЖ, сМЖ, тМЖ, уМЖ, фМЖ, хМЖ, цМЖ, чМЖ, шМЖ, эМЖ, юМЖ, яМЖ

аМЕ, бМЕ, вМЕ, гМЕ, дМЕ, еМЕ, жМЕ, зМЕ, иМЕ, кМЕ, лМЕ, мМЕ, нМЕ, оМЕ, пМЕ, рМЕ, сМЕ, тМЕ, уМЕ, фМЕ, хМЕ, цМЕ, шМЕ, эМЕ, юМЕ, яМЕ

аМЗ, бМЗ, вМЗ, дМЗ, еМЗ, жМЗ, зМЗ, иМЗ, кМЗ, лМЗ, мМЗ, нМЗ

аМЛ, бМЛ, вМЛ, гМЛ, дМЛ, еМЛ

Прицепы:
МА, ЮА, ЮБ, ЮВ, ЮГ, ЮД, ЮЕ, ЮЖ, ЮЗ, ЮИ, ЮЛ, ЮМ, ЮП, ЮР, ЮС, УК, МА

Мотоциклы:
МЕА, МЕВ, МЕГ, МЕД, МЕЕ, МЕЖ, МЕЗ, МЕИ, МЕК, МЕЛ, МЕМ, МЕН, МЕО, МЕП, МЕР, МЕС, МЕТ, МЕУ, МЕФ

Трактора:
МВ, МЗ, МО, ЩВ, ЩЛ, ОЯ, МЮ

Тракторные прицепы:
МО, МЗ

 

Дополнительно:

Далее выложена информация, собранная Андреем Богомоловым и размещённая на его сайте.

Желтые номера образца 1946г.

Таблица принадлежности автотранспорта по сериям образца 1946 года

В левой колонке — первая буква номера (Ю), вверху — вторые буквы номера.
Буквы в самой таблице означают:
Г — грузовые, С — служебные легковые, Ч — частные, В — все типы автомобилей, ? — нет данных.
Внизу под буквой типа указаны годы (год) выдачи серии. Информация в этой таблице во многом обрывочна.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Ю Ч
48
? ? Г ? ? Ч+? В ЧС
50
51
ГС
51
52
Г
53
Ч Г
53
54
Г
55
ЧГ
53
Ч Г
54
55
Г Г
55
57
В ГС
56
57
В
57
В
57
60
В
58
? В
58
59
В
58
60
Г
58
60

Комментарий. Серии ЮП и ЮЭ — почти полностью частные, серия ЮЮ — почти полностью грузовая.

Мотоциклетные серии образца 1946 года (деления на частные/служебные не было).

ЮА ЮБ ЮВ ЮГ ЮД ЮЕ
47-52 50-51 54-56 57 59 после ЮД

Серии прицепов — ЮА, ЮБ, ЮВ.

Черные номера образца 1958г.

Таблица принадлежности автотранспорта и годы выдачи по сериям

В левой колонке — первые две буквы номера, вверху — последняя буква номера.
Обозначения: Г — грузовые, С — служебные легковые и санитарные, Ч — частные, ? — неизвестно.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЮА Г
59
62
Г
59
62
Г
59
61
Ч
59
63
С
59
64
Г
59
64
Ч
59
62
Г
60
62
Ч
61
64
Г
60
62
Г
60
62
Г
62
65
С
63
68
Г
60
65
Г
63
68
Ч
64
67
Г
62
64
Г
64
66
Г
65
67
Ч
65
70
С
66
69
Г
65
67
Г
67
Г
67
69
Ч   Г
68
70
Г
69
71
ЮМ                                                   С
69
73
   
ЮБ Г
69
70
Г
69
70
Г
70
71
Ч
70
71
Г
71
Ч
71
Ч
72
Г
71
72
С
72
Г
72
74
Г
72
73
Ч С
73
75
Ч Г Г
73
Ч
73
74
Г
74
Ч
74
Ч
74
С Г Г
75
77
Ч
74
Ч
74
75
Ч Г
74
76
Ч
ЮВ Г Г
76
Г
75
76
Ч Г
77
80
Ч
76
77
Ч
76
77
Ч
77
С
78
Г
77
81
Г
77
79
Ч
76
78
Г
78
80
Ч
77
Ч
77
79
Ч
77
78
Ч Г ? Ч
78
79
Г Г Г
80
81
Ч
80
Ч
80
82
Ч Г Ч
ЮГ Г Г
81
82
Г Ч Г Ч
82
Ч Ч                                        
МЕ Г С Ч С Г
79
83
Ч
79
83
Г ? Г
83
84
? Г Ч
79
Ч
79
81
Ч
79
82
                           
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Порядок выдачи серий

Серии выдавались от ЮАА до ЮАЯ, затем от ЮБА до ЮБЯ, от ЮВА до ЮВЯ. Серии ЮГ (ЮГАЮГЗ) и МЕ (МЕАМЕО) выдавались параллельно. Автомобильной серии ЮАЭ не было, но вместо неё и в это же время выдавалась серия ЮМЭ. Сочетание ЮМ* более никогда и нигде не выдавалось. В частной серии ЮАГ редко попадаются служебные машины. В частной серии ЮАИ, две сотни, 0101-0200 (Люберецкий район) и 0201-0300 (Волоколамский район) были выданы служебным машинам. Три сотни 1001-1300 служебной серии ЮБН выданы частникам (Подольский район). В 1977 году вышел приказ заменить выданные ранее серии ЮБИ и ЮБУ на другие ввиду их неблагозвучия, и в период 1977-1978 все машины этих серий сменили номера на ЮВЖЮВР. В 1980-1982 такой жеучасти подверглась серия ЮБЮ. Эти машины получили номера ЮВЧ, МЕД, ЮГБ, ЮВК и другие.

Классификация автомобилей в таблице

Частные — легковые автомобили личного пользования, кроме инвалидных мотоколясок и самодельныхавтомобилей с мотодвигателем. Даже пикапы и фургоны былизапрещены к продаже в частные руки. В 1959 году ГАЗ-69 тоже ещё не продавались населению, но ГАЗ-67 ужебыли разрешены. УАЗ-469 был разрешён для частников на самом излёте выдачи чёрных номеров. Чайки ГАЗ-13 и 14 и правительственные ЗиЛы (начиная с Зил 111) тогда были только государственными, но ЗиС-110 и ГАЗ-12 не были только правительственными и продавались в частные руки, хотя позволить ихсебе могли считанные единицы.

Служебные — легковые машины и джипы партийных и советских организаций, предприятий, легковые санитарные автомобили и частично (примерно половина) санитарных РАФ и УАЗ, легковые, джипы и микроавтобусы милиции и пожарных частей, небольшая часть развозных легковых пикапов, фургонов, микроавтобусов и их грузовых вариантов, очень редко — грузовые автомобили.

Грузовые — все грузовики, автобусы и спецавтомобили, около половины УАЗов серий 450-451-452,РАФов (в том числе санитарные) и польских Ныс, примерно половина или чуть больше легковых фургонови пикапов, небольшая часть ГАЗ-69 и УАЗ-469.

Мотоциклы — собственно мотоциклы, с коляской и без, мотороллеры (включая грузовые), инвалидныемотоколяски и самодельные автомобили с мотодвигателем, иногда — мопеды (хотя для них были выделеныспециальные мопедные номера).

Таблица годов выдачи мотоциклетных серий

Cерии шли от ЮАА до ЮАЯ, затем от ЮБА до ЮБН без деления на частные/служебные.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЮА 59
61
60
61
61 ? 61 60 63 ? 64
65
65
67
66
67
66
67
67
69
67
68
? ? ? 70
72
70
72
? ? 72
74
74 73
74
? 75
76
75
76
?
ЮБ 77
79
? 77
78
78
81
? ? 80
82
? ? ? ? ? ?                              

Мопедная серия ЮАА начала выдаваться позже начала выдачи мотономеров. В 1970-м году она всё ещё выдавалась.
Московской области принадлежат и пробные номера «33-** проба«, которые были выделены Ликинскому
автобусному заводу. Номера серии «проба» были скользящего типа, то есть их можно было перекидывать
с одной экспериментальной машины на следующую. Поэтому 33-й сотни номеров хватило на долгие годы,
от 1967 до по крайней мере 1993, когда завод экспериментировал с «Альтернами». Эти страшные уроды
носили тоже чёрные номера «проба», начинающиеся на 33 и 35.

Белые номера образца 1977г

В милицейской серии МОМ встречались и обычные, не милицейские автомобили.

Легковые гос номера МЕА — первая тысяча была выделена районным и городским администрациям.

МЗК — серия особая, выдавалась в 1989-1991 годах исключительно грузовому транспорту кооперативов.

Частные серии зачастую выдавались слишком растянуто во времени. Например, серия аМЕ выдавалась с декабря 1987го по октябрь 1993го. В сериях МЖ, МЕ и МЗ, примерно с кМЖ по вМЗ существовало разделение по цифрам на то или иное МРЭО для пущего удобства работников областного ГАИ. Серии МЛ выдавались в области до февраля-марта 1994 года, но в отдельных районах (Шатура, Можайск) — аж до июля. Примечательно, что белая гос серия ЕАХ принадлежала Московской области, в то время как черная еах — Эстонской ССР.

Благодарю Сергея Ионеса за оказанную помощь в подготовке страницы.

юс55-75 — из к/ф «Отчий дом», к/ст им. Горького, 1959 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *