РазноеАвтомобиль торнадо – тактико-технические характеристики (ТТХ), история создания, устройство, описание, эксплуатация

Автомобиль торнадо – тактико-технические характеристики (ТТХ), история создания, устройство, описание, эксплуатация

Военный автомобиль Урал-63704-0010 «Торнадо-У» — bmpd — LiveJournal

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Торнадо (РСЗО) — Википедия

Торнадо
Combat vehicle 2B17-1 from 9K51M Tornado-G MLRS - TankBiathlon14part2-47.jpg
Торнадо-Г (на крыше кабины — антенна СНС)
Страна-разработчик Combat vehicle 2B17-1 from 9K51M Tornado-G MLRS - TankBiathlon14part2-47.jpg
 Россия
Годы производства с 2012 (Торнадо-Г)[1][2], с 2016 (Торнадо-С)
Годы эксплуатации с 2012 по настоящее время
Количество выпущенных 30
на ноябрь 2012 г.[3] шт.
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

РСЗО «Торна́до» — семейство российских модернизированных реактивных систем залпового огня (РСЗО) калибров 122 и 300 мм созданная для замены[4] РСЗО «Град» и РСЗО «Смерч», при механическом конструктиве близком к предшественникам, новое семейство РСЗО «Торнадо» имеет намного более высокую боевую эффективность за счет новой системы управления огнем с собственным ГЛОНАСС навигатором в пусковой установке и новым компьютеризированным баллистическим вычислителем

[3][5], что позволяет установкам РСЗО вести огонь по целям получаемым через ЕСУ ТЗ в автоматическим режиме без использования станций расчета баллистики как Капустник и без ручной наводки механики. Кроме этого, созданы новые управляемые ракеты с навигацией по ГЛОНАСС для использования РСЗО в сценарии близком к ОТРК[6][7]

РСЗО «Торнадо» была разработана в России специалистами ФГУП ГНПП «Сплав».[8] «Торнадо-C» представляет собой глубокую модернизацию 9К58 «Смерч». Предназначена для поражения на дальних подступах групповых целей (живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника), тактических ракет, зенитных комплексов, вертолетов на стоянках, командных пунктов, узлов связи, военно-промышленной инфраструктуры.

Боевая машина 9А54 оснащена аппаратурой бортового управления и связи (АБУС), автоматизированной системой управления наведением и огнем (АСУНО), наземной аппаратурой потребителей спутниковых навигационных систем (НАП СНС), что позволяет: автоматизированно принимать-передавать информацию с защитой от несанкционированного доступа, отображать информацию на табло и хранить её; автономно осуществлять топопривязку, навигацию и ориентирование боевой машины на местности с отображением на электронной карте; автоматический наводить пакет пусковых направляющих без выхода расчета из кабины с возможностью ручного наведения при необходимости (для защиты личного состава от пороховых газов во время стрельб предусмотрено подача в кабину сжатого воздуха из баллонов).

Оснащена системой автономной коррекции траектории полета реактивных снарядов по углам тангажа и рысканья, осуществляемой по сигналам системы управления газодинамическими устройствами (корректируемые боеприпасы). Стабилизация снарядов происходит за счёт их закручивания по пусковым направляющим, и поддерживания в полете раскрывающимися лопастями оперения. При стрельбе залпом рассеивание снарядов не превышает 0,3 % от дальности стрельбы. Для обеспечения целеуказания может использоваться БПЛА (также запускаемый с боевой машины — реактивный снаряд 9М534). Реактивные снаряды могут оснащаться головной частью моноблочного или кассетного типа. Залп одной боевой машины реактивными снарядами калибра 300 мм, оснащенными кассетной головной частью с 72 кумулятивно-осколочными элементами, поражает площадь до 67,2 га. Дальность ведения огня до 120 км, в перспективе с возможностью увеличения до 200 км.

Время свёртывания и покидания огневой позиции боевой машиной комплекса БМ 9А54 после залпа составляет около 1 минуты. Экипаж боевой машины сокращён до 3 человек.

Может поражать цели как залпом, так и одиночными высокоточными ракетами, и по сути, стала универсальной тактической ракетной системой. Также Торнадо-С может использовать корректируемые боеприпасы.

Состав РСЗО 9К515 «Торнадо-С»:

  • боевая машина (БМ) 9А54;
  • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т255;
  • учебно-тренировочный комплекс, средства автоматической системы управления огнем (АСУНО), автомобиль топографической привязки (топопривязчик) и метеорологическая машина.

Разработчик: АО НПО «Сплав» (г. Тула), ЗАО «СКБ» ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь). Изготовитель (капитальный ремонт и модернизация) БМ и ТЗМ: ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь).

На вооружение начало поступать с конца 2016 года. В ноябре 2016 г. были проведены испытания на полигоне Капустин Яр.

Варианты боевых машин[править | править код]

9А52-2Т РСЗО на шасси Tatra в параде ВС Индии (на направляющие установлены декоративные конусовидные колпачки)

  • 9А52 — базовый вариант на шасси МАЗ-79111
  • 9А52Б — боевая машина автоматизированной системы управления формированиями РСЗО 9К58Б
  • 9А52-2 — боевая машина на шасси МАЗ-543М комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2К — командирская боевая машина на шасси МАЗ-543М модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2Т — боевая машина на шасси Tatra модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-4 — облегчённая боевая машина РСЗО «Кама» на шасси КамАЗ
  • 9А53 — боевая машина комплекса РСЗО 9К512 «Ураган-1М» с установленным транспортно-пусковым контейнером с 300-мм реактивными снарядами.
  • 9А54 — боевая машина модернизированной системы 9К515 «Торнадо-С»

Варианты транспортно-заряжающих машин[править | править код]

  • 9Т234 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52 на шасси МАЗ-79112
  • 9Т234-2 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2 на шасси МАЗ-543А
  • 9Т234-2Т — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2Т на шасси Tatra
  • 9Т234-4 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-4 на шасси КамАЗ
  • 9Т255 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А54
  • 9К515 «Торнадо-С» (С — Смерч) — модернизированная РСЗО 9К58 «Смерч». Система включает в себя модернизированную боевую машину, оснащённую АСУНО и новые неуправляемые реактивные снаряды калибра 300 мм с максимальной дальностью полёта до 120 км, а также корректируемый реактивный снаряд 9М542 с отделяемой осколочно-фугасной или кассетной головной частью с дальностью стрельбы до 120 км. В перспективе возможно увеличение дальности до 200 км
    [3]
    [5].

Иногда боевую машину 9А54 РСЗО «Торнадо-С» путают с боевой машиной 9А53 РСЗО «Ураган-1М», ошибочно называя последнюю как «РСЗО Торнадо-С» или даже «РСЗО Торнадо-У», хотя Торнадо-У — это грузовой автомобиль повышенной грузоподъемности Урал-63704-0010 производства УралАЗ.

В ноябре 2012 года сообщалось, что «Торнадо-Г» и «Торнадо-С» проходят государственные испытания, а на вооружение российской армии уже поступили до 30 РСЗО «Торнадо-Г»[3].

По заключению экспертов IISS в справочнике MilitaryBalance 2017 РСЗО Смерч-М и его улучшенная версия Торнадо-C превосходит по дальности РСЗО НАТО производства США.

В докладе Armament Research Services указывается на то, что некоторые источники указывают на наличие у сепаратистов на востоке Украины систем «Торнадо», скорее всего «Торнадо-Г», а не «Торнадо-С», которое ещё не принято на вооружение, при этом авторы доклада отмечают, что организация не может независимо проверить эти сообщения[9]. «Торнадо-Г», «Торнадо-У[источник не указан 959 дней]» и «Торнадо-С» упоминаются в Минском протоколе в числе артиллерийских систем, которые стороны должны отвести от линии соприкосновения сторон вооружённого конфликта на востоке Украины[10][неавторитетный источник?]. В комплексе мер по выполнению второго минского соглашения упомянуто только «Торнадо-С»[11]. По мнению сотрудников института внешней политики Финляндии, «Торнадо-С» поступило на вооружение в 2012 году, а в тексте Минских соглашений оказались как факт российской агрессии . Это, по их мнению, указывает на причастность России к конфликту на основании того факта, что «Россия, так и про-российские сепаратисты одобрили этот текст»[12].

  • Combat vehicle 2B17-1 from 9K51M Tornado-G MLRS - TankBiathlon14part2-47.jpg Россия: 1 бригада «Торнадо-С», по состоянию на май 2019 года[13] и более 15 единиц «Торнадо-Г» по состоянию на октябрь 2018 года[14]
⛭

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе Российской Федерации

«Торнадо-С»: новые дальнобойные ракеты российской армии

3 февраля 2017 года министр обороны Р. Ф. Сергей Шойгу посещал НПО «Сплав» в Туле, где рождались российские РСЗО — «Грады», «Ураганы», «Смерчи», «Солнцепеки»… К этому визиту было приурочено объявление о новейшей ракете для российской системы залпового огня «Торнадо-С». Речь идет о дальнобойной управляемой ракете, способной поражать цели с метровой точностью на дальности до 200 км.

В обыденном сознании оборонные технологии обычно ассоциируются с передним краем науки и техники. На самом же деле одно из главных свойств военной техники — ее консерватизм и преемственность. Это объясняется колоссальной стоимостью оружия. Среди важнейших задач при разработке новой системы оружия — использование того задела, на который были истрачены деньги в прошлом.

Точность против массы

И управляемая ракета комплекса «Торнадо-С» создана именно по этой логике. Ее предок — снаряд РСЗО «Смерч», разработанный в 1980-е годы в НПО «Сплав» под руководством Геннадия Денежкина (1932−2016) и с 1987 года стоящий на вооружении отечественной армии. Это был снаряд 300-мм калибра длиной 8 м и весом 800 кг. Он мог доставить боевую часть весом 280 кг на дистанцию 70 км. Самым интересным свойством «Смерча» была введенная в него система стабилизации.

9К51М «Торнадо-Г» 9К51М «Торнадо-Г» Российская модернизированная реактивная система залпового огня, наследник РСЗО 9К51 «Град».

До этого системы ракетного оружия делились на два класса — управляемые и неуправляемые. Управляемые ракеты имели высокую точность, достигаемую за счет применения дорогостоящей системы управления — как правило, инерциальной, для повышения точности дополняемой коррекцией по цифровым картам (как у американских ракет MGM-31C Pershing II). Неуправляемые ракеты были дешевле, их низкая точность компенсировалась или применением тридцатикилотонной ядерной боеголовки (как в ракете MGR-1 Honest John), или залпом дешевых, массово производимых боеприпасов, как в советских «катюшах» и «Градах».

«Смерч» должен был поражать цели на дальности в 70 км неядерными боеприпасами. А чтобы с приемлемой вероятностью поразить площадную цель на таком расстоянии, требовалось уж очень большое количество неуправляемых ракет в залпе — ведь их отклонения накапливаются с расстоянием. Это невыгодно ни экономически, ни тактически: слишком больших целей крайне мало, а раскидать много металла, чтобы гарантированно накрыть цель относительно небольшую, слишком дорого!

C-25: как создавалась первая советская система ПРО

9К51М «Торнадо-Г» 9К51М «Торнадо-Г» Советская и российская реактивная система залпового огня калибра 300 мм. В настоящее время идет замена РСЗО «Смерч» на РСЗО «Торнадо-С».

«Торнадо»: новое качество

Поэтому в «Смерч» была введена относительно дешевая система стабилизации, инерциальная, работающая на газодинамические (отклоняющие газы, истекающие из сопла) рули. Ее точности было достаточно, чтобы залп — а на каждой пусковой установке размещалась дюжина пусковых труб — накрыл цель с приемлемой вероятностью. После принятия на вооружение «Смерч» совершенствовался по двум линиям. Росла номенклатура боевых частей — появлялись кассетные противопехотные осколочные; кумулятивно-осколочные, оптимизированные для поражения легкобронированной техники; противотанковые самоприцеливающиеся боевые элементы. В 2004 году поступила на вооружение термобарическая БЧ 9М216 «Волнение».

И одновременно с этим совершенствовались топливные смеси в твердотопливных двигателях, благодаря чему возрастала дальность стрельбы. Сейчас она находится в пределах от 20 до 120 км. В какой-то момент накопление изменений количественных характеристик привело к переходу в новое качество — к появлению двух новых систем РСЗО под продолжающим «метеорологическую» традицию общим именем «Торнадо». «Торнадо-Г» — самая массовая машина, ей предстоит сменить честно отслужившие свой срок «Грады». Ну а «Торнадо-С» — машина тяжелая, преемник «Смерчей».

9К51М «Торнадо-Г»

Как можно понять, «Торнадо» сохранит важнейшую характеристику — калибр пусковых труб, что обеспечит возможность использования дорогостоящих боеприпасов старшего поколения. Длина снаряда варьируется в пределах нескольких десятков миллиметров, но это не критично. В зависимости от типа боеприпаса может слегка «гулять» вес, но это опять-таки автоматически учитывается баллистическим вычислителем.

Минуты и снова «Огонь!»

Наиболее заметно в пусковой установке изменился способ заряжания. Если раньше транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234−2 с помощью своего крана заряжала ракеты 9М55 в пусковые трубы боевой машины по одной, что занимало у подготовленного расчета четверть часа, то сейчас пусковые трубы с ракетами «Торнадо-С» размещены в специальных контейнерах, и кран установит их за считаные минуты.

Излишне говорить, сколь важна скорость перезарядки для РСЗО, реактивной артиллерии, которая должна обрушивать залповый огонь по особо важным целям. Чем меньше перерывы между залпами, тем больше можно выпустить ракет по врагу и тем меньше времени машина останется в уязвимом положении.

9К51М «Торнадо-Г»

Ну и самое главное — введение в комплекс «Торнадо-С» дальнобойных управляемых ракет. Их появление стало возможным благодаря наличию у России собственной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, разворачиваемой с 1982 года, — еще одно подтверждение колоссальной роли технологического наследия при создании современных систем оружия. 24 спутника системы ГЛОНАСС, развернутых на орбите высотой 19 400 км, при совместной работе с парой спутников-ретрансляторов «Луч» обеспечивают метровую точность определения координат. Добавив в уже существующий контур управления ракетой дешевый ГЛОНАСС-приемник, конструкторы получили систему оружия с КВО в единицы метров (точные данные по понятным причинам не публикуются).

Ракеты к бою!

Как же осуществляется боевая работа комплекса «Торнадо-С»? Прежде всего ему необходимо получить точные координаты цели! Не только обнаружить и распознать цель, но и «привязать» ее к системе координат. Эту задачу должна исполнить космическая или воздушная разведка с использованием оптических, инфракрасных и радиотехнических средств. Впрочем, возможно, артиллеристы смогут решать часть этих задач и сами, без ВКС. Экспериментальный снаряд 9М534 может доставить в предварительно разведанный район цели БПЛА «Типчак», который будет передавать информацию о координатах целей на комплекс управления.

9К51М «Торнадо-Г»

Далее от комплекса управления координаты целей идут на боевые машины. Они уже встали на огневые позиции, привязались топографически (это делается по ГЛОНАСС) и определили, по какому азимуту и на какой угол возвышения необходимо развернуть пусковые трубы. Управление этими операциями осуществляется с помощью аппаратуры боевого управления и связи (АБУС), сменившей штатную радиостанцию, и автоматизированной системы управления наведением и огнем (АСУНО). Обе эти системы работают на единой ЭВМ, чем достигается интеграция функций цифровой связи и работы баллистического вычислителя. Эти же системы, надо полагать, и введут в систему управления ракеты точные координаты цели, сделав это в последний момент перед пуском.

Представим себе, что дальность цели составит 200 км. Пусковые трубы будут развернуты на максимальный для «Смерча» угол в 55 градусов — так удастся сэкономить на лобовом сопротивлении, ведь бóльшая часть полета снаряда пройдет в верхних слоях атмосферы, где воздуха заметно меньше. Когда ракета выйдет из пусковых труб, ее система управления начнет автономную работу. Система стабилизации будет на основе данных, поступающих от инерциальных датчиков, корректировать газодинамическими рулями движение снаряда — с учетом асимметрии тяги, порывов ветра и т. д.

9К51М «Торнадо-Г»

Ну а приемник системы ГЛОНАСС начнет принимать сигналы от спутников и определять по ним координаты ракеты. Как все знают, приемнику спутниковой навигации нужно некоторое время для определения своего положения — навигаторы в телефонах норовят для ускорения процесса привязаться к вышкам сотовой связи. На траектории полета телефонных вышек нет — зато есть данные от инерциальной части системы управления. С их помощью ГЛОНАСС-подсистема определит точные координаты, и на их основе будут вычислены поправки для инерциальной системы.

Не по воле случая

Какой алгоритм положен в основу работы системы наведения, неизвестно. (Автор бы применил оптимизацию по Понтрягину, созданную отечественным ученым и успешно применяемую во многих системах.) Важно одно — постоянно уточняя свои координаты и корректируя полет, ракета пойдет к цели, находящейся на расстоянии 200 км. Мы не знаем, какая часть выигрыша в дальности обусловлена новыми топливами, а какая достигнута за счет того, что топлива этого в управляемую ракету можно положить побольше, уменьшив вес боевой части.

Космический прицел Космический прицел На схеме показана работа РСЗО «Торнадо-С» — высокоточные ракеты наводятся на цель с помощью средств космического базирования.

Почему можно добавить топлива? За счет большей точности! Если мы укладываем снаряд с точностью в единицы метров, то уничтожить небольшую цель мы можем меньшим зарядом, энергия же взрыва убывает квадратично, стреляем вдвое точнее — получаем четырехкратный выигрыш в разрушительной мощи. Ну а если цель не точечная? Скажем, дивизия на марше? Станут ли новые управляемые ракеты в случае снаряжения их кассетными БЧ менее эффективными, чем старые?

А вот и нет! Стабилизированные ракеты ранних версий «Смерча» доставляли к более близкой цели более тяжелые БЧ. Но — с большими ошибками. Залп накрывал значительную площадь, но выброшенные кассеты с осколочными или кумулятивно-осколочными элементами распределялись случайным образом — там, где рядом раскрылись две или три кассеты, плотность поражения была избыточной, а где-то недостаточной.

Теперь же появилась возможность раскрыть кассету или выбросить облако термобарической смеси для объемного взрыва с точностью до единиц метров, именно там, где необходимо для оптимального поражения площадной цели. Это особенно важно при стрельбе по бронетехнике недешевыми самоприцеливающимися боевыми элементами, каждый из которых способен поразить танк — но только при точном попадании…

Космический прицел

Высокая точность ракеты «Торнадо-С» открывает и новые возможности. Например, для РСЗО «Кама» 9А52−4 с шестью пусковыми трубами на базе КамАЗа — такая машина будет легче и дешевле, но сохранит возможность наносить удары большой дальности. Ну и при массовом производстве, позволяющем снизить стоимость бортовой электроники и точной механики, управляемые ракеты могут иметь цену, сравнимую со стоимостью обычных, неуправляемых снарядов. Это сможет вывести огневую мощь отечественной реактивной артиллерии на качественно новый уровень.

Статья «За 200 верст в самую точку!» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2017).

тактико-технические характеристики (ТТХ), история создания, устройство, описание, эксплуатация

Реактивные системы залпового огня стали своего рода «русским национальным» видом вооружения. Началось это, разумеется, с легендарных «катюш». Конечно, в ходе Второй Мировой войны РСЗО применяли и американцы, и немцы, но ни «Каллиопы», ни, тем более, «панцерверферы» не применялись так массово, как БМ-13.

Схожий расклад сил сохранился и в послевоенное время. Реактивную артиллерию разрабатывали и строили во многих странах, но только СССР занимался этим с таким размахом, что собирательным образом РСЗО стала система «Град». Эстафету приняла и Российская Федерация, подготовив к запуску семейство «Торнадо».

История создания

После принятия на вооружение системы «Град» советские РСЗО развивались, можно сказать, «по экстенсивному пути», за счёт увеличения калибра ракет и, как следствие, их дальности и мощности. При этом тяжёлые комплексы не вытесняли из войск менее мощные, а как бы дополняли их. Венцом развития советских РСЗО стал 300 мм «Смерч», принятый на вооружение в конце 80-х годов.

«Торнадо-г»

Работы по совершенствованию существующих образцов ракетной артиллерии начались уже в 90-е годы. По традиции, разработки получили «метеорологическое» имя – «Торнадо».

Однако на этот раз под общим названием работали над двумя установками различного калибра.

А другое отличие – в том, что на этот раз в качестве направления развития был выбран «интенсивный путь», предусматривающий глубокую модернизацию существующих комплексов и создание для них новых боеприпасов. Первые машины комплекса «Торнадо-Г» были продемонстрированы ещё в 1998 году.

Описание устройства

В семейство «Торнадо» вошли две РСЗО – 9К15М «Торнадо-Г» и 9К515 «Торнадо-С». Первая – модернизированный 122 мм комплекс БМ-21 «Град». Второй, соответственно – дальнейшее развитие 300 мм системы «Смерч».

Боевая машина 9К15М с виду почти не изменилась – это хорошо знакомый грузовик «Урал» с установленным вместо грузовой платформы блоком из 40 трубчатых направляющих. Зато изменилась система управления огнём – теперь она автоматизированная, включает в себя баллистический вычислитель, а блок с направляющими можно наводить, не покидая кабины грузовика. За счёт этого удалось уменьшить экипаж машины и сократить время приведения в боевую готовность.

Для «Торнадо-Г» были разработаны новые ракеты. Для сравнения, реактивный снаряд 9М22 с осколочно-фугасным зарядом, применяющийся системой «Град», имел дальность до 20 км и массу боевой части 18,4 кг. У нового снаряда 9М522 масса боевой части доведена до 25 кг, а дальность увеличилась до 37 км, появился электронный взрыватель с возможностью подрыва на заданной дистанции.

Появлялись также сведения о том, что дальность выстрела может быть увеличена и до 100 км, но не уточнялось, у каких именно ракет и за счёт чего.

Усовершенствования, внесённые в систему «Торнадо-С», в целом аналогичны. Появилась новая система управления огнём с электронной картой и возможностью привязки к данным спутниковой навигации. Для наведения блока направляющих также не требует выхода экипажа из машины. Дальность стрельбы усовершенствованных ракет была повышена с 70 до 120 км. Но главным изменением стало появление корректируемого снаряда 9М542. Фугасное действие обеспечивают 70 кг взрывчатого вещества, а осколочное – 800 готовых осколков массой по 50 г.

Торнадо устройство

Дальность ракеты 9М533 с кассетной боевой частью, снаряжённой боевыми элементами на основе «ударного ядра» (применяются для поражения бронетехники в крышу) была увеличена до 90 км, по сравнению с 70 км у ракеты 9М55. Кроме этого, был разработан 9М534, предназначенный для запуска беспилотного разведчика, который может передавать данные, по которым и производится коррекция полёта новых высокоточных реактивных снарядов.

Эксплуатация

Хотя демонстрация РСЗО «Торнадо» прошла уже в конце 90-х годов, заказ от российской армии поступил только после улучшения экономической обстановки – в 2011 году. Но поставка не состоялась, так как официально комплекс на вооружение не принимался и государственных испытаний не проходил (здесь можно вспомнить о том, что в советские времена, например, исправно нёс службу перехватчик Як-28П, официально на вооружение так и не принятый).

После этого систему «Торнадо-Г» обещали показать на параде 9 мая 2012 года, но вместо неё по Красной Площади проехали обычные пусковые машины БМ-21.

Тем не менее, в 2013 году «Торнадо» приняли на вооружение, а первые машины поступили в войска.

Что касается более мощной «Торнадо-С», то на вооружение она стала поступать с 2016 года – выпущенные машины представляют собой прошедшие капитальный ремонт «Смерчи». Точно количество модернизированных машин пока неизвестно. В 2018 году, по некоторым источникам, войскам было передано 20 «Торнадо-С».

9к515 «Торнадо-c»

В 2014 году появились сведения о том, что в ходе гражданской войны на Донбассе ополченцы самопровозглашённых республик используют в боях РСЗО «Торнадо». Впрочем, западные эксперты в докладах отмечали, что доказательств этому не приводится, а наличие комплексов «Торнадо-С» и вовсе вызывает сомнения. Тем не менее, в тексте Минских соглашений были приведены и «Торнадо», и их упоминание возражений не вызвало. Фактическое наличие установок, скорее всего, так и останется открытым вопросом.

Тактико-технические характеристики

Приведём основные параметры обоих комплексов семейства «Торнадо». Для сравнения приведём американскую РСЗО M270 MLRS.

 9К15М «Торнадо-Г»9К515 «Торнадо-С»M270 MLRS
Масса установки, т144425
Калибр, мм122300240
Количество направляющих401212
Масса боевой части, кгДо 25До 159
Дальность стрельбы, кмДо 40До 120До 70

По дальности стрельбы MLRS уступает тяжёлому варианту «Торнадо», оставаясь примерно на уровне «Смерча». Однако стоит заметить, во-первых, что к американской РСЗО уже разработано целое семейство корректируемых снарядов.

Торнадо-С

Кроме того, планируется использовать двигатели ракет для заброса к цели бомб GBU-39, и дальность такого заброса должна составить 150 км. Так что без конкурентов новый комплекс всё же не остаётся.

Хотя боевые машины семейства «Торнадо» – развитие старых (особенно это касается «Торнадо-Г») – говорить о том, что это «всего лишь модернизация» – неправильно.

Конструкторы повысили эффективность системы «Град», сохранив её традиционные достоинства.

А «Смерч», став «Торнадо-С», превратился в многофункциональный комплекс, способный выполнять задачи, обычно отводимые тактическим баллистическим ракетам. Можно сказать, что традиции создания РСЗО поддерживаются.

Видео

Как начать правильно пользоваться Торнадором?

08.03.2019 Итак, чтобы правильно использовать Торнадор необходимо грамотно установить все настройки. Аппарат для химчистки имеет два регулятора.

Как работать аппаратом торнадор


Первый — кран над бачком отвечает за расход химии. Для одной поверхности требуется много очистителя, а для другой избыток влаги будет опасен.

Чистка торнадором настройка химии и воздуха

Возьмем, например, тканевый потолок автомобиля. Химчистка этой зоны делается с минимальным расходом химии. Ваш глаз должен лишь чуть-чуть различать факел распыления у аппарата Торнадор. С пластиком автомобиля всё наоборот. На пластмассовую обшивку дверей нужно МНОГО очистителя. Необходимо тщательно размочить загрязнение и собрать его микрофибровым полотенцем.

Второй – регулятор давления. Им мы уменьшаем или прибавляем количество атмосфер, при которых будет вращаться трубка. Например, требуется почистить глубокие карманы дверей автомобиля и выгнать из них весь мусор. Открыв регулятор воздуха на максимум, вы успешно сдуете оттуда песок, пыль и крошки, которые накапливаются там во время поездки на автомобиле. Если разобраться с регулировками аппарата, то вам будет легко пользоваться торнадором во время химчистки.

Начинаем работать торнадором с настройки распыления химии

Как правильно отрегулировать расход очистителя

  1. Перекройте кран чистящего средства полностью.

  2. Нажмите на рычаг подачи сжатого воздуха и удерживайте его до того момента, как металлическая трубка наберет максимальные обороты (раскрутится).

  3. Постепенно начните открывать краник подачи «химии», как только вы увидели появление распыла «факела» чистящего средства – оставьте кран в этом положении. Готово.

Аппарат для химчистки будет экономично потреблять состав и поверхность будет слегка увлажненной.

Настройку давления делайте интуитивно. Начинайте от меньшего к большему. Сначала попробуйте почистить небольшой участок на средней скорости вращения. Если этого недостаточно – прибавьте еще чуть-чуть. Никогда не стартуйте на максимальном давлении. Например, в некоторых машинах передние стойки имеют напыление флока. Материал чем-то похож на мягкий бархат. От сильного воздушного удара флок может слететь и стойка будет испорчена. Она станет лысой.

Смешиваем химию для очистки салона

Разводить очиститель для аппарата торнадор можно в любой емкости, но заливать в бачок готовый состав необходимо только 500 мл. – можно меньше, но не больше. Если вы начнете мойку потолка с полным бачком, то из отверстия для разряжения воздуха, которое находится на крышке – будет капать моющее средство. Лучше периодически наливать новую порцию очистителя. 

Когда в бачке налито меньше химического средства, рука не так устает. Чем меньше весит ваш инструмент – тем комфортнее пользоваться аппаратом.

Смешивать очиститель с водой нужно в соответствии с инструкцией. В основном это 1 к 10. На одну часть химии мы наливаем десять частей воды. Это средняя пропорция. Можно делать 1 к 15 для капризных поверхностей, такой слабый раствор точно не сожжёт и не причинит вреда материалу.

Вам будут встречаться и стойкие загрязнения. Над ними придется работать одним концентратом, без добавления воды.

Важно! Не используйте очистители, которые имеют в составе хлор. Риск сжечь пластик или ткань очень высокий.


Как нельзя работать торнадором

последствия химчистки салона

Чистка потолка торнадором — особенности работы

Например, вам необходимо почистить потолок в машине.

  1. Разделите визуально его на четыре или шесть квадратов (как удобнее).

  2. Тщательно работайте над каждым участком. Не пытайтесь сразу сделать весь потолок.

  3. Держите воронку на расстоянии двух сантиметров от поверхности и не задерживайтесь на одном месте, иначе чистящее средство будет сильно пениться.

  4. После прохода одного квадрата перекройте кран подачи очистителя и пройдите участок воздухом для поднятия и просушки мокрого ворса.

Если вы никогда не чистили потолок в машине – сделайте небольшой тест на квадрате размером десять на десять сантиметров в незаметном месте. Дождитесь высыхания и проверьте результат. Вы убережете себя от провисания потолка. 

Определенные марки машин имеют капризные материалы в интерьере. Будьте аккуратны. Начинайте работать Торнадором с малых оборотов трубки, а в иных местах лучше и вовсе сделать очистку вспененным очистителем и кистью.

Всегда устанавливайте в аппарат регулятор давления. Вращение трубки на максимальных оборотах увеличивает износ подшипников. Выставляйте скорость кручения на 70% от максимальной. Если в комплекте у вас нет регулятора воздуха – закажите его отдельно на нашем сайте.

Сделайте химчистку вашему автомобилю. Вы поймете, как пользоваться торнадором. Не забывайте о тех моментах, которые мы обозначили в этой статье и у вас все получится.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *