РазноеАвтомобили zaz: Запорожский автомобилестроительный завод — Википедия – ZAZ (весь модельный ряд авто) характеристики и цены, отзывы, фото и обзоры

Автомобили zaz: Запорожский автомобилестроительный завод — Википедия – ZAZ (весь модельный ряд авто) характеристики и цены, отзывы, фото и обзоры

Запорожский автомобилестроительный завод — Википедия

ПАО Запорожский автомобилестроительный завод (укр. Запорізький автомобілебудівний завод, ранее «Автомобильный завод „Коммунар“») — советское, позже украинское предприятие, производившее легковые автомобили, а также фургоны и автобусы. Является головным заводом корпорации «УкрАВТО»[2].

На заводе существовал полный цикл автомобильного производства — от штамповки металлопроката в прессовом производстве и автоматизированных и роботизированных линий сварки, окраски и сборки до проведения ТО авто, реализованных в сети автосалонов. Основное производство находится в Коммунарском районе города Запорожье; в качестве ключевого производственного подразделения выступало предприятие Ильичёвский завод автомобильных агрегатов (ИЗАА) (закрыт в 2015 году), после — Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).

В 1991—2014 годах — лидер украинского автопрома. С момента независимости Украины и до 2014 года завод выпускал до 300—400 тыс. автомобилей в год, большая часть из них шла на экспорт. С 2014 года производство снизилось в десятки раз, к 2018 году завод прекратил выпуск легковых автомобилей, выпуская только автобусы, фургоны и автокомпоненты. 6 декабря 2018 года начата процедура банкротства завода, имущество предприятия распродается. В настоящее время (2019 год) завод выпускает только автомобильные комплектующие, и несколько единиц автобусов в месяц, производство легковых и коммерческих автомобилей полностью прекращено.

[3][4][5].

Датой создания завода принято считать 1863 год, когда меннонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги. В 1908 году было основано предприятие, впоследствии превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).

В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар».

С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».

В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля — ЗАЗ-965 («Москвич-444»/«Москвич-560»), вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец», который был разработан на МЗМА, но из-за отсутствия мощностей производства был передан в ЗАЗ[6].

В 1966 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» — ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ. В 1979 году был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.

В 1986 году по контракту с итальянской «фабрикой фабрик» Comau создаётся новый производственный комплекс, включивший в себя: цех сварки кузовов, цех окраски, цех сборки. В 1987 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя.

Независимая Украина

1 июля 1994 года закончилось производство автомобиля ЗАЗ-968М, последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ.

В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств. Чтобы завод удержался на плаву, директор занялся поиском инвестора в среде лидеров мирового автопрома. В поле зрения попали сначала Peugeot, потом Fiat, а в 1995 году General Motors. На переговоры в Киев прилетал даже первый вице-президент General Motors. Однако руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном Daewoo, с уставным капиталом в 150 млн долл. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе

[7].

В июне 1996 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации завода[8].

В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[9].

В 1998 году завод начал сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем создаётся ЗАО «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией „АвтоЗАЗ-Daewoo“», в которое передаются все активы «АвтоЗАЗа». Начинается сборка новых автомобилей. Генеральным директором СП «АвтоЗАЗ — Daewoo» назначен А. Н. Сотников. На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова». На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка автомобилей Daewoo: Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.

В 1999 году начинается выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбэк»), созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo. Разработаны новые модели таврического ряда, среди них ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал»), в массовом производстве вскоре заменённая на ЗАЗ-1103 «Славута».

На базе индекса 11055 выпускаются различные модели пикапа. В 2003 году концерн «Daewoo» продаёт свою долю в совместном предприятии, завод меняет название и превращается в закрытое акционерное общество с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод». В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. На производственных мощностях головного завода начинается производство автомобилей АвтоВАЗ (ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099), GM-DAT («Ланос (Т-150)»), Opel Astra G («OTGF69-40» и «OTGF69-60»).

23 декабря 2004 года завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[10].

В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».

Для модели «ZAZ-Sens» на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии автомобиль переименован в «Lanos 1.4».

В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».

В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.

19 сентября 2008 года с конвейера снята трёхдверная Таврия.[11][12]

В 2008 году в состав цеха окраски добавился новый участок — окраски пластмассовых изделий, построенный по контракту немецкой компанией «Eisenmann».

Произведено техническое переоснащение прессового производства. Модернизирована Воронежская автоматическая линия прессов. На прессы были установлены контроллеры Siemens Simatic S7-300, взамен старых Simatic S5, что позволило для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа оснастить линию роботами фирмы ABB. Установлена новая автоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», также оборудованная роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов автомобиля «Lanos» моделей T-100 и Т-150 в прессовом цехе завода.

В 2009 году завод продолжил изготавливать модели на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих (степень локализации версии с двигателем 1,5 составляет более 50 %, для двигателей 1,3 и 1,4 она ещё выше)[13]: ЗАЗ Lanos Hatchback,ЗАЗ Sens и «ZAZ Chance»; модели таврического ряда: ЗАЗ-1105 «Славута» и пикап; собирает и производит автомобили Chevrolet, Chery и ВАЗ (ВАЗ-210934-20). Было начато сотрудничество с Kia Motors по сборке Kia cee’d (пятидверный KIA Cee’d, трёхдверный спортивный хэтчбек) и Kia Sportage, но в серийное производство модели KIA не пошли.

В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей. 29 июля Запорожский автозавод начал отгрузку первой партии продукции. В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.

10 сентября 2009 года на лакокрасочном складе завода произошёл сильный пожар, в результате которого с ожогами различной степени тяжести госпитализированы трое сотрудников предприятия[14].

С декабря 2010 года начат выпуск нового автомобиля ЗАЗ Forza аналогичного Chery A13[15].

В апреле 2011 года форма акционерного общества меняется на публичное акционерное общество.
С 2011 года на головном заводе вводятся производственные мощности для выпуска автомобилей проекта T-25X (T-250NB, T-255HB, T-259), изготовленные в 2006 году GM-DAT для варшавского завода FSO

[16]. Массовый выпуск новых моделей запланирован с декабря 2011 года. В январе 2011 года были сняты с производства автомобили Славута (ЗАЗ-1103) и Таврия-пикап (ЗАЗ-110557) с учётом нерентабельности в связи с сокращением спроса[12].

13 марта 2012 года начались продажи новой модели ZAZ Vida на Украине. В сентябре 2012 года ЗАЗ планировал начать продажи модели в России. 23 ноября 2012 года завод приостановил производство[17] до 6 февраля 2013 года[18].

В октябре 2013 ЗАЗ стал одним из трёх предприятий Украины по приёму и разборке транспортных средств в соответствии с программой утилизации автомашин[19].

В июле 2014 завод выпустил только восемь автомашин. 18 июля 2014 администрация завода приняла решение о сокращении 2,1 тысячи работников[20]. В августе 2014 завод перешёл на трёхдневную рабочую неделю[21]. В конце 2014 года завод фактически остановил выпуск автомобилей, производя только запчасти.

[22][23][24]

По сравнению с 2014 г., в 2015 г. продажи ЗАЗа сократились с 7463 до 2893 ед., а доля рынка — с 8 до 6,23 %. В 2015 г. автозавод выпустил 3937 ед. автотранспорта (на 71 % меньше, чем в 2014 г.). Предприятие по сравнению с предыдущим годом сократило выпуск легковых автомобилей на 71 % — до 3624 ед. В январе 2016 г. завод остановился и перешёл на выпуск машинокомплектов для General Motors в Египте, где выпускают 20 тыс. авто Lanos в год. Hа заводе работает чуть больше 1 тыс. человек. В мае 2016 г. ЗАЗ презентовал концепт Slavuta Nova, который был разработан совместно c Chery Automobile однако говорить о серийном производстве не приходится.[25]

По состоянию на конец 2016 года после длительного простоя возобновлено производство автомобилей[26] и автобусов[27][28]. В декабре 2016 года на Запорожском автозаводе стартовал серийный выпуск легкового фургона ZAZ Vida Cargo. Фургон Vida является собственной разработкой ZAZ: у Chevrolet Aveo предыдущего поколения, точной копией которого является Vida, версии с кузовом фургон не было.[29]

29 ноября 2017 производство ZAZ Lanos было прекращено[30]. В 2018 году предприятие не выпустило ни одной легковой автомашины[31], но продолжало изготавливать кузовные детали[32].

6 декабря 2018 года начата процедура банкротства завода[33]. В мае 2019 г. имущество ЗАЗа выставлено на торги, распродажу имущества осуществляет Украинская Центральная универсальная товарная биржа.[34]

В рамках нового проекта в ближайшее время на ЗАЗе начнётся крупноузловая сборка грузовиков МАЗ (с заменой многих белорусских компонентов деталями украинского производства). . Грузовики запорожской сборки будут носить логотип «МАЗ».[35]

Снятые с конвейера
Ныне выпускаемые
  • ZAZ Lanos Cargo
  • ZAZ Vida Cargo
  • ZAZ А08А1В
  • Lada Largus

Объём и ассортимент производства[править | править код]

В 2007 году объём производства автомобилей на данном предприятии составил 276,8 тысячи штук, что составляло 72,9 % от всего производства украинских легковых автомобилей. В 2009 году сократил выпуск автотранспортных средств в 5,6 раза по сравнению с 2008 годом — до 46,18 тыс. ед.[36]

ЗАО «ЗАЗ» по состоянию на 2010 год выпускал легковые автомобили (ЗАЗ, Chance, Sens, Lanos, Chevrolet, ВАЗ и KIA), грузовые автомобили (ТАТА, JAC), автобусы малого класса (I-VAN), запасные части для автомобилей и экспортировал их в Россию, Египет, Армению, Белоруссию, Грузию, Азербайджан, Сирию, Индонезию, Албанию[36].

По состоянию на конец 2016 года после длительного простоя возобновлено производство автомобилей[26] и автобусов[27][28].

В декабре 2016 года на Запорожском автозаводе стартовал серийный выпуск легкового фургона ZAZ Vida Cargo. Фургон Vida является собственной разработкой ZAZ: у Chevrolet Aveo предыдущего поколения, точной копией которого является Vida, версии с кузовом фургон не было.[29] В декабре 2017 года выпуск автомобилей Lanos был прекращён, в 2018 году завод планировал специализироваться на производстве коммерческих автомобилей и автобусов. В феврале 2019 начали выпускать новый автобус ЗАЗ А08

Год1998199920002001200220032004200520062007200811 месяцев 2010 года
(ЗАО «ЗАЗ», включая ХРП «ИЗАА»)[37]
2011[38]2012[39]2013[40]2014[41]2015[42]2016[43]2017[44]2018[45]2019[46]
Производство автотехники «ЗАЗ» (включая грузовики и автобусы), тыс. шт.
Полномасштабное производство11,16,08,012,717,345,090,590,3128,6158,5123,9ЗАЗ — 4,857
ВАЗ — 0,871,
Chance — 17,391,
Sens — 2,508,
Lanos — 6,497,
Lanos-фургон — 0,487,
Chevrolet — 2,247,
KIA — 3,798;
автобусов — 0,342
42,695
Крупноузловое производство12,903,72,16,524,635,557,964,5123,8133,7
Итого24,06,011,714,823,869,6126,0148,2193,1282,3257,639,96460,86242,720,30113,13,9370,5261,6740,1310,085
Реализация легковых автомобилей «ЗАЗ», тыс. шт.
Экспорт за пределы Украины0,10,30,92,41,62,37,59,839,669,37219,43929,34121,1075,936
Реализация на внутреннем рынке Украины10,812,312,013,022,065,6113,0132,2144,4206,6180,019,518,1217,71,94
Итого10,912,612,915,423,667,9120,5142,0184,0275,9252,048,839,223,67,9

ЗАО «ЗАЗ» сотрудничает с ведущими автомобильными компаниями[47]:

  1. ↑ В 2015 році ЗАЗ скоротить випуск автомобілів майже вдвічі (неопр.). УНИАН (30.07.2015).
  2. ↑ сегодня // ЗАО «ЗАЗ»
  3. ↑ http://m.autoconsulting.ua/news/default/view/43302
  4. ↑ Обнародованы фото остановившегося ЗАЗа // AUTO-Consulting
  5. ↑ Статистика — 2018 // УкрАвтопром
  6. ↑ Выбор вождя. 13 малоизвестных историй об автомобилях «Москвич», 25.05.2017 г. Иван Ананьев. «РБК-AutoNews».
  7. Лозовой Н. Степан Кравчун: «В Украине корова скоро попадёт в Красную книгу» (неопр.) (недоступная ссылка). Истеблишмент (22.11.2010). Дата обращения 22 ноября 2010. Архивировано 14 декабря 2010 года.
  8. ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 684 від 27 червня 1996 р. «Про затвердження переліку підприємств, які приватизуються за індивідуальними планами»
  9. ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 911 від 21 серпня 1997 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави»
  10. ↑ Правительство Украины в два раза сократило перечень государственных стратегических предприятий // «Подробности. UA» от 5 января 2005
  11. ↑ С конвейера сошла последняя Таврия // Gazeta.ua
  12. 1 2 На аукционе продана последняя «Таврия» // siteua.org
  13. ↑ Как делают запорожский ZAZ Lanos: Авто новости от AUTO-Consulting
  14. ↑ korrespondent.net Пожар на АвтоЗАЗе локализовали. Несколько человек получили ожоги
  15. ↑ Как делают ЗАЗ Forza. Репортаж с завода
  16. ↑ Как делают польский Daewoo Lanos
  17. ↑ ЗАЗ до конца года останавливает производство (недоступная ссылка) // «Укринформ», 23 ноября 2012
  18. ↑ ЗАЗ возобновляет сборку автомобилей // УНИАН, 6 февраля 2013
  19. ↑ В реестр утилизаторов внесли три автосборочных завода // УНИАН от 8 октября 2013
  20. ↑ ЗАЗ останавливает производство // «ТСН.UA» от 18 августа 2014
  21. ↑ Запорожский автозавод перешёл на трёхдневную рабочую неделю // GAZETA.RU от 19 августа 2014
  22. ↑ ЗАЗ не возобновит в ближайшее время выпуск автомобилей // УНИАН, 25 февраля 2015
  23. ↑ Крупнейший автозавод Украины закрылся до апреля // «Аргументы и факты — Украина» от 13 февраля 2015
  24. ↑ ЗАЗ хочет полностью возобновить выпуск автомобилей уже в апреле (неопр.).
  25. ↑ Не позвать ли нам словаков? Архивная копия от 2 октября 2016 на Wayback Machine // газета 2000: № 39(789) 30 сентября — 6 октября 2016)
  26. 1 2 ЗАЗ возобновил производство автомобилей после шестимесячного перерыва, БизнесЦензор. Дата обращения 28 февраля 2017.
  27. 1 2 ЗАЗ возобновил производство автобусов, Сайт Запорожья 061.ua. Дата обращения 28 февраля 2017.
  28. 1 2 Юрий Гоголев. Автобусы ЗАЗ: производство стартовало, Автоцентр.ua (12 декабря 2016). Дата обращения 28 февраля 2017.
  29. 1 2 Запорожский автозавод начал серийный выпуск новой модели, Газета.Ru. Дата обращения 26 февраля 2017.
  30. ↑ ЗАЗ остановил производство Lanos. Что сейчас происходит на заводе и какие есть перспективы // «AUTO-Consulting.UA» от 29 ноября 2017
  31. ↑ Обнародованы фото остановившегося ЗАЗа // AUTO-Consulting.UA, 30 апреля 2018
  32. ↑ Что происходит на ЗАЗе? Репортаж с цехов Запорожского автозавода // AUTO-Consulting.UA, 2 октября 2018
  33. ↑ В Україні розпочато банкрутство автозаводу Васадзе Архивная копия от 9 декабря 2018 на Wayback Machine // Новое Время .ua
  34. ↑ Прощай, «горбатый». Имущество легендарного ЗАЗа выставлено на торги // РИА Новости, 9 мая 2019
  35. ↑ В ближайшее время на Запорожском автомобильном заводе начнётся крупноузловая сборка грузовиков МАЗ // Mail.ru — авто, 11 июня 2019
  36. 1 2 В августе ЗАЗ сократил производство на 24% (неопр.). Цитируется Интерфакс. Архивировано 24 февраля 2012 года.
  37. ↑ «Автовести», № 10 (4112), 21 декабря 2010 года.
  38. ↑ Итоги производства 2013 (неопр.). ЗАО «ЗАЗ» (06.02.2014).
  39. ↑ Крупнейшие автозаводы Украины рапортуют о прибыли на фоне падения производства
  40. ↑ Статистика – 2013 | УкрАвтопром (неопр.). ukrautoprom.com.ua. Дата обращения 3 ноября 2015.
  41. ↑ Статистика – 2014 | УкрАвтопром (неопр.). ukrautoprom.com.ua. Дата обращения 3 ноября 2015.
  42. ↑ Статистика – 2015 | УкрАвтопром (неопр.). ukrautoprom.com.ua. Дата обращения 3 ноября 2015.
  43. ↑ 2016: Motor vehicle production in Ukraine (units) (неопр.). ukrautoprom.com.ua.
  44. ↑ 2017: Motor vehicle production in Ukraine (units) (неопр.). ukrautoprom.com.ua. Дата обращения 13 декабря 2017.
  45. ↑ 2018: Motor vehicle production in Ukraine (units) (неопр.). ukrautoprom.com.ua.
  46. ↑ 2019: Motor vehicle production in Ukraine (units) (неопр.). ukrautoprom.com.ua.
  47. ↑ Партнёры ЗАО «ЗАЗ»
  48. ↑ На Запорожском автозаводе запускают производство российских Lada

Zaz — Википедия

Изабе́ль Жеффруа́ (фр. Isabelle Geffroy, род. 1 мая 1980 (1980-05-01)) — французская певица, выступающая под псевдонимом Zaz (Заз). В своём творчестве использует и смешивает жанры: шансон, эстрадная песня, фолк, джаз, акустическая музыка.

Её нетипичный голос напоминает Фреэль и Пиаф[1]. Среди своих музыкальных влияний она упоминает «Времена года» Вивальди, джазовую певицу Эллу Фицджеральд, французскую песню, Энрико Масиаса, Бобби Макферрина, Ришара Бона́, латинские, африканские и кубинские ритмы.

Изабель Жеффруа родилась 1 мая 1980 года в городе Тур. Её мать — учительница французского, отец работал в компании Électricité de France[2]. У неё есть брат и сестра. В 1985 году Изабель поступает в музыкальную школу[3]. Изабель учится там с пяти до одиннадцати лет, изучая главным образом сольфеджио, скрипку, фортепиано, гитару, хоровое пение. Когда Изабель было девять лет, её родители развелись. В 1994 году она переезжает с матерью в Бордо. В 1995 году посещает курсы пения, а также занимается спортом: в течение года в Бордо она изучает кунг-фу с профессиональным тренером[4]. В 15 лет Изабель уходит от матери и переезжает жить к старшей сестре. В школе у неё не ладится учёба, её оставляют на второй год, а потом она и вовсе бросает школу. В 2000 году получает стипендию от регионального совета, что позволило ей поступить в школу современной музыки — Центр информации и музыкальной деятельности Бордо (Centre d’information et d’activités musicales, CIAM).

Карьера[править | править код]

В 2001 году Изабель Жеффруа начинает выступать как певица в блюзовой группе Fifty Fingers. Она поёт в ансамблях Ангулема, в том числе в джазовом квинтете[5]. В баскском городе Тарносе она становится одной из четырёх певиц баскского эстрадного оркестра Izar-Adatz («Падающая звезда»), состоящего из шестнадцати человек; гастролирует с ним в течение двух лет, главным образом на юге Пиренеев и в Стране Басков. В 2002 году она заменяет солистку группы Don Diego, исполняющей латинский рок. Она подписывает договор с Don Diego буквой Z, что означает ZAZ, и таким образом это прозвище становится сценическим псевдонимом. По словам певицы, ZAZ означает её универсальный стиль, все виды и пути музыки от A до Z и обратно от Z до A. Группа «Дон Диего» смешивает французскую и испанскую музыку, с влиянием африканской, арабской и латиноамериканской. В составе группы певица принимает участие в ангулемском Фестивале музыки разных жанров. Позже она говорит, что эта группа была для неё школой мастерства.

В 2006 году ZAZ отправляется в Париж. Поёт во многих клубах, барах и кабаре. В течение полутора лет она каждый вечер выступает в клубе «Три молотка» (фр. Aux Trois Mailletz), где поёт без микрофона. Она поступает в театральную студию, но вскоре бросает её из-за напряжённого графика выступлений. Затем в поисках более свободной и созидательной работы она прекращает работу в клубах и барах, чтобы петь на улице. Она поёт на улицах Монмартра, на мостовой Площади Холма. («Наш рекорд,— вспоминает она,— это 450 евро за час. Как правило, за час каждый зарабатывал 20-30 евро.»)[6].

В 2007 году ZAZ откликается на объявление в Интернете продюсера и композитора Керредина Солтани, который ищет певицу с хрипловатым голосом. Для неё он пишет песню Je veux и находит звукозаписывающую компанию и издателя. Но она вынуждена по-прежнему искать работу. Она присоединяется к рэп-группе Le 4P и выпускает с ней клипы L’Aveyron (в ноябре 2007 года) и Rugby Amateur (в сентябре 2008 года). В апреле 2008 года ZAZ выступает с исполнителем музыки рэп Мильяуэшем (Miliaouech). В августе 2008 года она принимает участие в конкурсе Le Tremplin Génération France Bleu/Réservoir. В то же время ZAZ работает с группой Sweet Air. 21 ноября 2008 года ZAZ и Sweet Air записывают концертный альбом, который остаётся неизданным до её сольного взлёта. В декабре 2008 года она поёт в России, на Дальнем Востоке[7]. Директор французского культурного центра «Альянс Франсез — Владивосток» услышал её пение в одном из баров Парижа и пригласил в это турне, где она даёт 13 концертов за 15 дней с пианистом Жюльеном Лифшицем.

В январе 2009 года ZAZ выигрывает финал крупнейшего французского конкурса молодых исполнителей Le Tremplin Génération France Bleu/Réservoir, который прошёл в Париже, в концертном зале «Олимпия»[8]. После такого успеха наблюдатели отмечали, что «перед ней открылись двери студий для записи первого альбома» и победительница «получит 5 тысяч евро на раскрутку, а также возможность снять клип для MTV и записать свой альбом»[7]. Однако ZAZ пришлось ждать ещё 14 месяцев до того, как вышел её первый альбом. В апреле 2009 года она снова гастролирует в России: на этот раз путь её лежит от Владивостока[9] через Сибирь до Нижнего Новгорода[10][11]. В России ZAZ исполняет песни Пиаф, Бреля, Азнавура, Генсбура, Матьё, Дассена, Каас, а также песни из её будущего альбома: Je veux, Les passants, Prends garde à ta langue. Затем она совершает гастрольную поездку в Египет, где сопровождает танцовщицу[12]. В течение месяца она с латиноамериканской группой играет испанскую и французскую музыку в Марокко, в Касабланке, в ресторане «Попугай»[11]. Кроме того, летом 2009 года ZAZ принимает участие в фестивале «Фудзи-рок» (Fuji Rock Festival) в Японии. В течение года она по-прежнему продолжает петь на улицах Монмартра.

Изабель на фестивале TFF Rudolstadt, июнь 2011

Весной 2010 года во французской прессе пишут, что ZAZ — певица с «чертовским» (sacrée) голосом и она будет открытием лета. Наконец 10 мая 2010 года ZAZ выпускает свой дебютный альбом, который назвала своим сценическим именем. Половина альбома состоит из песен, написанных ею самой или в соавторстве (Trop sensible, Les Passants, Le Long de la route, Prends garde à ta langue, J’aime à nouveau, Ni oui ni non). Керредин Солтани выпустил этот альбом на лейбле Play On и написал текст и музыку песни «Je veux». В альбом вошли также песни популярного французского певца и автора песен Рафаэля (Éblouie par la nuit, Port Coton и La Fée), который услышал пение ZAZ, предложил ей свои песни, и она выбрала три. Кроме того, в альбом включена песня из репертуара Эдит Пиаф Dans Ma Rue. В 2010 году ZAZ подписывает контракт с организатором гастролей Caramba и издателем Sony ATV. Её приглашают на множество теле- и радиопередач, что быстро сделало её известной широкой публике. Её сингл Je veux, текст которого бросает вызов обществу потребления, выбран телеканалом TF1 в качестве главного летнего хита, а клип звучит в течение лета 2010 года на TF1 и других музыкальных каналах. 23 июня альбом ZAZ поднимается на первое место[13] и вскоре получает статус золотого. Альбом держится на первом месте девять недель подряд. Летом ZAZ отправляется в турне по всей Франции (Париж, Ла-Рошель, фестивали в Монтобане, Сант-Уане, Шатору, Ландерно, Фекаме, Бордо, Ницце, Нанте…), поёт на фестивале Франкофоли де Монреаль (Канада), в Монте (Швейцария), в Берлине, в Милане… Осенью ZAZ возглавляет хит-парады в Бельгии, Швейцарии и Австрии[14]. За полгода ZAZ даёт около 70 концертов.

В ноябре 2010 года первый альбом ZAZ объявлен дважды платиновым. Продано около 400 тысяч его экземпляров. ZAZ номинирована на престижную премию Константэна (Prix Constantin) для лучшего молодого исполнителя и в числе десяти номинантов поёт в Елисейском Дворце. Она также получает приз «Песня-открытие» Академии Шарля Кро (Académie Charles Cros) и становится обладателем Европейской премии (European Border Breaker Awards) как французский исполнитель, наиболее успешный за границами страны в 2010 году. В конце ноября в продажу поступает двойной альбом-сборник «Zaz — Edition collector». В декабре 2010 года в рейтинге организации Concert Live ZAZ выходит на первое место среди исполнителей по количеству запросов на концерты во Франции. Популярный французский интернет-журнал L’Internaute назвал Zaz любимой (préférée) французской певицей 2010 года (в анкете «Личность года» по разделу «Музыка» за неё было отдано 30 % голосов).

Концерт в Москве. 6 февраля 2019

В январе 2011 года телеканал France-3 и читатели журнала «Пари-Матч» назвали ZAZ «Артистом года». Телеканал TF1 выбрал Je Veux любимой песней французов 2010 года. ZAZ была приглашена в престижную музыкальную труппу Les Enfoirés, которая направляет свои доходы в помощь бедным, и в конце января выступила в ежегодном концерте труппы в Монпелье. В конце января ZAZ гастролировала в Германии (Мюнхен, Гамбург, Берлин). 1 марта ZAZ получила премию Победы Музыки (Les Victoires de la Musique) за лучшую оригинальную песню года во Франции: Je veux. В начале марта ZAZ возобновила свои гастроли с новым ансамблем. В конце марта был создан официальный сайт ZAZ. 11 апреля ZAZ участвовала в благотворительном концерте в помощь жертвам землетрясения в Японии, который прошёл в Париже, в театре Rond-Point.

В феврале 2019 года мировое турне в поддержку нового альбома Effet Miroir ZAZ начала с концертов в России: в Санкт-Петербурге (БКЗ «Октябрьский») и в Москве (Crocus City Hall)[15][16].

Студийные альбомы[править | править код]

Концертные альбомы[править | править код]

Синглы[править | править код]

  • «Je veux» (2010)
  • «Le long de la route» (2010)
  • «La fée» (2011)
  • «Éblouie par la nuit» (2011)
  • «On ira» (2013)[17]
  • «Comme Ci, Comme Ça» (2013) — Promo & iTunes
  • «Si» (2013) — Promo
  • «Gamine» (2014)
  • «Si jamais j’oublie» (фр.)русск. (2015)
  • «Qué Vendrá» (2018)[18]
  • «Demain c’est toi» (2018)
  • «On s’en remet jamais» (2019)
  • «On s’en remet jamais (Yidam Remix)» (2019)

Совместная работа с другими артистами[править | править код]

ЗАЗ. Сайт официального дистрибьютора в Украине.

ПАО «ЗАПОРОЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»

ПАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (ПАО «ЗАЗ») — единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску, оборудование кузова и сборку автомобиля. На предприятии создано и постоянно совершенствуется качественно новое современное высокотехнологичное производство. Приоритетами ПАО «ЗАЗ» является постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над внедрением новых идей и расширение модельного ряда автомобилей.

Высокий уровень технического обеспечения производства стал основой для плодотворного сотрудничества ПАО «ЗАЗ» с лидерами мирового автомобилестроения: Adam Opel, Daimler AG, GM DAT, ВАЗ, ТАТА, Сhery, КІА. Производство ориентировано в основном на потребителей автомобилей класса С (самого быстрорастущего сегмента рынка).

ПАО «ЗАЗ» входит в группу компаний «УкрАВТО». Украинская Автомобильная Корпорация — лидер автомобильного рынка Украины; крупнейший производитель и дистрибьютор автомобилей, поставщик высококачественных услуг автосервиса.

Динамика развития автозавода, приоритетами которой являются постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над претворением новых идей в жизнь и расширение модельного ряда автомобилей, говорит о прогрессе создания отечественного автомобиля.

СИСТЕМА И ПОЛИТИКА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Политика качества предприятия направлена на удовлетворение требований и ожиданий потребителей, совершенствование системы менеджмента качества. Производство соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 и требованиям, выдвинутым партнерами ПАО «ЗАЗ»:

  • обеспечивает выпуск высококачественной продукции и постоянное ее совершенствование;
  • увеличивает степень удовлетворенности потребителей;
  • определяет функции, полномочия и ответственность всего персонала, улучшает взаимодействие и взаимопонимание персонала;
  • повышает результативность принимаемых решений;
  • постоянно совершенствует процессы проектирования, производства, контроля и управления;
  • повышает результативность функционирования предприятия в целом за счет приоритета методов предотвращения над методами устранения недостатков;
  • увеличивает конкурентоспособность предприятия.

СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Автоматизация производства, практически полностью исключившая людской ресурс, особенно на этапе сварки кузова, улучшила скорость и качество производимых операций. Сварка кузовов ведется на линиях, которые оснащены уникальным, не имеющим аналогов в Украине, оборудованием. Операции производятся робототехнологическими комплексами. Максимальная механизация и автоматизация сварочного производства позволяет при небольших трудозатратах не только обеспечивать качество согласно самым жестким требованиям, но и контролировать его современными средствами диагностики.

В состав сварочного производства входят гибкие автоматические линии «FANUC», «СОМАU», «КUKA», системы управления «Texas-500», «Alen-Bredley», «Simatik-110».

Уровень качества сваренных кузовов определяется в лаборатории геометрии кузова с применением современного оборудования, отвечающего мировым стандартам. Координатно-измерительная машина PRO Compact, установленная в лаборатории, — многопрофильная, выполняет измерительные функции, сканирует поверхности, и с помощью программного обеспечения преобразовывает их в поверхности трехмерного изображения. Качество сварных соединений контролируется разрушающим и неразрушающим методом. Качество лицевой поверхности и соответствие зазоров навесных узлов контролируется на 100% изготавливаемых кузовов.

Производительность составляет 22 узла в час.

ОКРАСОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Процесс окраски имеет две составляющие: окраска кузова и окраска пластмассовых деталей.
До подачи деталей в камеры окраски производится обезжиривание, промывка, обдув и сушка в агрегате подготовки поверхности. После газопламенной обработки и обдува ионизированным воздухом детали поступают в камеры грунтования и окраски. Все процессы производятся с использованием роботов.

Подготовка поверхности кузова на стадии обезжиривания и фосфатирования выполняется методом погружения в катафорезную ванну и разбрызгивания с применением состава фосфатирования и катодного электрофореза. Использование окрасочных материалов производства фирм BASF и KCC и современная технология окраски предоставляют гарантию против сквозной коррозии кузова на 5 лет.

За этапом нанесения герметиков следует трицикл окраски. Головка распылителя каждого робота «SAMES» вращается со скоростью 30 тысяч оборотов в минуту, окраска одного кузова занимает 1 минуту 25 секунд.

На линиях предусмотрена возможность использования эмалей типа «пастель» и «металлик». В цехе окраски установлены девять современных роботов, пять из них предназначены для нанесения краски, четыре — лака. Возможности цеха окраски — конвейер со скоростью 3,75 м/мин, где кузова окрашиваются в 12 цветов: 8 — металлик, 4- пастель.

Новое роботизированное оборудование легко поддается перепрограммированию, выполняя окраску быстро и качественно. В производстве действуют две автоматические линии общей длиной грузового конвейера 4 100 м.

Окрасочные конвейеры обеспечивают мощность 32 кузова в час.

МОТОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Мелитопольский моторный завод является хозрасчетным предприятием ПАО «ЗАЗ» и ведет свою историю с 1908 г., когда И. Заферман основал завод по производству нефтяных двигателей.

История предприятия неразрывно связана со специализацией на выпуске силовых агрегатов и постоянным развитием. Именно в Мелитополе были произведены первые двигатели к легендарному автомобилю «Запорожец». Автомобили Запорожского автозавода «Таврия», «Славута» и «Sеns» также оснащаются мелитопольскими двигателями.

Мелитопольский моторный стал первым заводом в Украине, который разработал конструкцию двигателя с системой развернутого впрыска топлива и электронной системой управления двигателем (МеМЗ-307 мощностью 70 л.с.).

В 2004 году заводу вручен Сертификат соответствия системы менеджмента качества Международному стандарту ISO 9001:2000, выданный транснациональным Международным техническим обществом БЮРО ВЕРИТАС.

Несмотря на то, что основным заказчиком Мелитопольского завода остается Запорожский автозавод, часть продукции (запасные части) отправляются и на экспорт. Сегодня на предприятии работают более трех тысяч человек. Его работу обеспечивают 256 поставщиков (в Украине — 203, в России — 45, дальнее зарубежье — 8). Кроме производства двигателей МеМЗ выпускает новые виды продукции: полуприцеп-автовоз, эвакуатор, грузовая платформа, автофургон на базе ТАТА.

Мелитопольский моторный завод производит силовые агрегаты, отвечающие стандарту Евро — 2: двигатели объемом до 1,4 л и трансмиссии.

СБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В производстве используется принцип поточных линий с использованием системы подвесных и напольных тротуарных конвейеров. Сборка, например,  автомобилей «Ланос» производится одновременно темпом 32 автомобиля в час. Каждые две минуты в течение 8 часов здесь сходит с конвейера готовый автомобиль, то есть 240 авто за смену.

Новая конвейерная линия и оборудование, применяемое для сборки, являются универсальными, что позволяет легко адаптировать цех под сборку новых моделей автомобилей.

Запорожский автозавод производит методом полномасштабного производства 5 моделей легковых автомобилей под брендом ЗАЗ. Часть комплектующих — силовые агрегаты, арматура, сиденья, пластмассовые изделия — производятся на предприятии. Остальное обеспечивают предприятия-поставщики, более 80% которых локализовано в Украине.

ИСПЫТАНИЯ

Параметры автомобиля проверяются на установленных в сборочном цехе стендах обкатки, испытаний тормозов, регулировки углов установки управляемых колес и регулировки света фар.

После стендовых испытаний автомобиль отправляется на дорожные испытания. Трек состоит из разных типов покрытий — «Лежачий полицейский», пластин для проверки ассиметричных нагрузок, канатов для проверки симметричных нагрузок, различных видов дорожного покрытия. Эксперты-испытатели проверяют автомобиль на соответствие требованиям по шуму, вибрации и жесткости, проводят дополнительный визуальный осмотр всех узлов и агрегатов тестируемой машины на эстакаде для подъема/спуска.Каждый автомобиль проходит окончательную обработку, которая включает следующие этапы:

  • мойка после дорожной обкатки;
  • инспекционный контроль на герметичность;
  • устранение дефектов, выявленных после дорожной обкатки;
  • контроль лицевых поверхностей;
  • установка дополнительных опций.

ЛОГИСТИКА


После проведенных испытаний и окончательной обработки сформированная партия автомобилей перемещается на склад готовой продукции, в отдел логистики автомобилей. Модернизированная система логистики на ЗАЗе постоянно развивается, обеспечивая оперативность, эффективность и качество комплекса работ, связанных как со своевременными доставками комплектующих изделий на заводские конвейеры, так и с оперативными доставками готового авто в сеть продажи под заказ его будущего владельца. Центр логистики (площадь 12 тыс. кв.м.), расположенный на территории завода, позволяет в непрерывном режиме получать сотни тысяч грузов, необходимых для производства, эффективно их обрабатывать и оперативно доставлять к месту назначения на производство. Сегодня в систему логистики также включены две секции для накопления и отгрузки готовой продукции общей площадью 51 289 кв.м., где могут находиться свыше 1300 новых автомобилей, которые ежедневно готовы к отправлению в разные уголки Украины.

ПАО «ЗАЗ» активно реализовывает экспортную политику, закрепляя достигнутые позиции на экспортных рынках и развивая новые направления. Предприятие осуществляет экспорт автомобилей, машинокомплектов и комплектующих в Россию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Беларусь, Сирию, Иорданию, Ирак, Египет.

Модельний ряд автомобілів «ЗАЗ» — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Модельний ряд автомобілів «ЗАЗ» — список всіх серійних моделей та прототипів автомобілів ЗАЗ.

Серійні або малосерійні моделі[ред. | ред. код]

МодельФотоРік випускуЗнятий з виробництваКількість випущених машинМодифікації
ЗАЗ-965 Запорожець19601969322 106[1]ЗАЗ-965А, ЗАЗ-965АЕ, ЗАЗ-965Б, ЗАЗ-965АБ, ЗАЗ-965АР, ЗАЗ-965П, ЗАЗ-965С, ЗАЗ-965Е, ЗАЗ-965П
ЗАЗ-966 ЗапорожецьZAZ-966 front view.jpg19671971ЗАЗ-966В, ЗАЗ-966ВР, ЗАЗ-966ВБ, ЗАЗ-966ВБ2, ЗАЗ-966Е, ЗАЗ-966П
ЗАЗ-968 ЗапорожецьZAZ-968 front.jpg19711980ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968Б, ЗАЗ-968АБ, ЗАЗ-968Р
ЗАЗ-968М Запорожець19801994ЗАЗ-968М, ЗАЗ-968МБ, ЗАЗ-968МГ, ЗАЗ-968МД, ЗАЗ-968МР, ЗАЗ-968П
ЗАЗ-969 Волинь19701979
ЗАЗ-1102 Таврія19881997326 500 [2]ЗАЗ-110206, ЗАЗ-110206-35, ЗАЗ-11027, ЗАЗ-11028, ЗАЗ-11029, ЗАЗ-1122, ЗАЗ-1132, ЗАЗ-1140, ЗАЗ-11022, ЗАЗ-110216, ЗАЗ-110216-35, ЗАЗ-110216-40, ЗАЗ-110220, ЗАЗ-110236, ЗАЗ-110206-32, ЗАЗ-110207, ЗАЗ-110217, ЗАЗ-110218, ЗАЗ-110218-40,ЗАЗ-11024 ,ЗАЗ-110247, ЗАЗ-110246, ЗАЗ-110240, ЗАЗ-110260, ЗАЗ-110267, ЗАЗ-110260-30
ЗАЗ-1102 Таврія Нова19982007
ЗАЗ-1103 СлавутаZAZ Tavriya.jpg19992011140 614 [3].ЗАЗ-110340, ЗАЗ-110307, ЗАЗ-110307-01, ЗАЗ-110307-02, ЗАЗ-110307-10, ЗАЗ-110308, ЗАЗ-110308-01, ЗАЗ-110308-42, ЗАЗ-110308-40
ЗАЗ-1105 ДанаZaz dana.jpg19951997ЗАЗ-110520, ЗАЗ-110540, ЗАЗ-1125
ЗАЗ-11055 Таврія Пікап19982011ЗАЗ-110550, ЗАЗ-110550-20, ЗАЗ-110550-30, ЗАЗ-110550-40, ЗАЗ-110557-10, ЗАЗ-110557-53, ЗАЗ-110557-61, ЗАЗ-110557-51, ЗАЗ-110558
ЗАЗ LanosDaewoo Lanos front 20080110.jpg20042017ЗАЗ Lanos Хетчбек, ЗАЗ Sens, ЗАЗ Sens Хетчбек, ЗАЗ Chance, ЗАЗ Chance Хетчбек
ЗАЗ Lanos Pick-upZAZ Pic-up.jpg2005випускаєтьсяЗАЗ Sens Pick-up
ЗАЗ-А07А2005випускаєтьсяЗАЗ-А07А.10, ЗАЗ-А07А.22, ЗАЗ-А07А.23, ЗАЗ-А07А1.22, ЗАЗ-А07А1.23, ЗАЗ-А07А1.30, ЗАЗ-А07А1.32, ЗАЗ-А07А1.40, ЗАЗ-А07А1.62
ЗАЗ-А102009випускаєтьсяЗАЗ-A10C30, ЗАЗ-A10C30-10, ЗАЗ-A10C30-11, ЗАЗ-A10C31, ЗАЗ-А10L50
ЗАЗ ForzaZAZFORZA.jpg20112014ЗАЗ Forza Хетчбек
ЗАЗ Vida20122014ЗАЗ Vida Хетчбек
ЗАЗ Slavuta Nova2016проектується

Прототипні або не серійні моделі[ред. | ред. код]

ЗАЗ-966 — Википедия

ЗАЗ-966 «Запорожец» — советский автомобиль особо малого класса. Выпускался на автомобильном заводе «Коммунар» в городе Запорожье с 1966 по 1972 год с модификациями.

Сразу после запуска в серийное производство модели ЗАЗ-965 «Запорожец» в 1960 году у неё обнаружилось множество недостатков, в первую очередь низкая комфортабельность, очень небольшой объём багажника, проблемы с перегревом двигателя в жаркую погоду и устаревший дизайн, причём устранить эти недостатки без радикальной переделки автомобиля не представлялось возможным. Поэтому уже весной 1961 года на Запорожском автозаводе приступили к разработке новой модели автомобиля, создававшейся с учётом опыта производства и эксплуатации ЗАЗ-965. В ноябре того же года ранний опытный образец новой модели был продемонстрирован на ВДНХ.

Между тем, недостаток опыта у конструкторов завода (предыдущая модель была передана на ЗАЗ в практически готовом виде, её разработку осуществлял конструкторский коллектив МЗМА в сотрудничестве с НАМИ), а также иные факторы затянули внедрение новой модели в производство: первые серийные «Запорожцы» второго поколения сошли с конвейера только в 1966 году, причём во временном варианте комплектации адаптированным под новый кузов двигателем от предыдущей модели. Эти автомобили получили индекс ЗАЗ-966В — буква «В» означала «временный», указывая на то, что силовой агрегат МеМЗ-966В («тридцатка») объёмом 887 см³ и мощностью 27…30 л. с с вытяжным вентилятором вскоре будет заменён на новый, специально разработанный для данной модели автомобилей. Полномасштабное же производство ЗАЗ-966 с собственным силовым агрегатом МеМЗ-968 («сороковка» — 1198 см³, 40…43 л. с.) началось ещё позже, в 1967 году. Правда, некоторые модификации (в том числе инвалидные) ЗАЗ-966 и его преемника ЗАЗ-968 продолжали снабжаться двигателем МеМЗ-966, который в 1979 году был доработан (до варианта МеМЗ-966Г), получив более эффективную систему охлаждения от МеМЗ-968 с нагнетающим вентилятором, что позволило решить проблему перегрева и повысить мощность с 27 л.с. до 29 л.с.

Объёмы выпуска и поставок нового автомобиля при этом были существенно ниже плановых показателей, что вызвало активное обсуждение в тогдашней автомобильной прессе, недвусмысленно указывая на то, что и последовавшее за наконец-то состоявшимся освоением автомобиля в производстве наращивание масштабов его выпуска также проходило далеко не гладко. На запланированную производительность в 150 тыс. машин этой модели в год выйти так и не удалось, более того — лишь к 1973 году завод сумел подойти к рубежу в 100 тыс. автомобилей в год. В те годы в советском легковом автомобилестроении реализовывалось сразу нескольку крупных проектов, главным из которых были строительство и ввод в эксплуатацию Волжского автозавода — концентрация сил отрасли на этом направлении шла во вред остальным, включая и обновление модельного ряда ЗАЗа.

Сравнение с иностранными аналогами[править | править код]

«Запорожец» ЗАЗ-966
Ранний прототип «Запорожца» (ориентировочно 1961 год).

Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность (см. иллюстрацию), однако конечная версия демонстрирует явное сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 год), — последняя, впрочем, сама, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года. Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей включал в себя такие модели, как британский Sunbeam / Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300 / 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, фургоны и микроавтобусы серии Dodge A100[en] и целый ряд других[1][2]. «Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего этого направления в стиле, а остальные модели с аналогичным оформлением, начавшие появляться уже вскоре после его премьеры на Парижском автосалоне 1960 года — в примерно равной степени подражаниями.

Оформление задней части кузова.

Кроме того, по сравнению с NSU Prinz «Запорожец» ЗАЗ-966 имел полностью иное конструктивное и технологическое оформление кузова — в то время, как при разработке его предшественника, связь конструкции которого с Fiat 600 никогда не отрицалась советской стороной, конструкторы, напротив, вполне осознанно старались по максимуму сохранить членение отдельных панелей кузова и технологические операции по изготовлению аналогичными оригиналу. Ничего подобного у ЗАЗ-966 по отношению к NSU не наблюдается, компоновка автомобилей также принципиально различна (продольное расположение силового агрегата у «Запорожца», поперечное — у НСУ). Вероятно, что прообразом его внешнего оформления мог стать и непосредственно Corvair — тем более, что целый ряд источников упоминают о закупках образцов данной модели и их изучении; в частности — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, или, по другой версии — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общий стилистический «ключ» — в отличие от того же NSU, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова «Корвэйра» к популярному на европейском рынке размерному классу. Продолжая сравнение, оформление задних фонарей и сложная профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов, а интерьер с панелью приборов, выполненной в виде открытой полки, трапецеидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал английский Hillman Imp.

По своей конструкции автомобиль был вполне оригинален и в целом являлся продуктом эволюционного развития конструктивных решений предыдущего поколения модели.

Продольный разрез ЗАЗ-968М, конструктивно в основном аналогичного ЗАЗ-966 с «сороковкой».

Передняя подвеска по сравнению с ЗАЗ-965 сохранила общую схему — независимая параллелограммного типа, с направляющим устройством в виде сдвоенных продольных рычагов и двумя поперечными наборно-пластинчатыми торсионами в качестве основного упругого элемента. Торсионы были заключены в стальные трубы, которые при помощи штампованных кронштейнов соединялись в агрегат, включающий в себя всю переднюю подвеску и детали рулевого управления за исключением рулевого редуктора и крепящийся на несущем кузове шестью болтами. Каждый из торсионов имел неподвижную заделку в середине, а к их свободным концам были прикреплены кованые рычаги подвески, качающиеся в подшипниках скольжения, выполненных с применением металлокерамики — вместо использовавшихся ранее недолговечных капроновых. Внутри трубы подвески заполнялись смазкой, для предотвращения её вытекания и попадания внутрь грязи между рычагами и трубами были установлены резиновые уплотнительные кольца и пыльники. В дополнение к торсионами в передней подвеске ЗАЗ-966 были применены цилиндрические пружины, воспринимающие порядка 25 % нагрузки, что позволило значительно (практически в 2 раза) увеличить срок службы торсионов. В отличие от ЗАЗ-965, в подвеске ЗАЗ-966 отсутствовал шкворневый узел, вместо чего поворотная цапфа колеса и стойка были объединены в поворотный кулак, связанный с рычагами подвески при помощи расположенных горизонтально шаровых шарниров.

В сумме применённые конструктивные решения позволили значительно увеличить межсервисный интервал передней подвески (между смазками торсионов — до 3…4 тыс. км, между смазками поворотного кулака — до 6…8 тыс. км, против 1 тыс. км у ЗАЗ-965) и повысить её долговечность (до 100 тыс. км).

Задняя независимая подвеска ЗАЗ-966 представляла собой полностью новую, более совершенную по сравнению с применявшейся на ЗАЗ-965, конструкцию — вместо качающихся полуосей с одним шарниром и установленных под углом 45° А-образных рычагов в ней были применены треугольные продольно-качающиеся рычаги и полуоси с двумя шарнирами на каждой (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Цилиндрические пружины, играющие роль упругого элемента, образовывали с амортизаторами единые узлы, опирающиеся на кузов через сферические резиновые подушки, что обеспечило возможность качания амортизатора при рабочем ходе подвески.

Этот тип задней подвески в то время только начинал завоёвывать популярность, а впоследствии широко использовался на европейских и спортивных американских автомобилях с приводом на заднюю ось — можно назвать такие примеры, как Chevrolet Corvette C2 и C3, весь модельный ряд BMW 1960-х — 1980-х годов, начиная c BMW 700 и включая машины 3-й (E21, E30), 5-й (E12) и 7-й (BMW E23) серий, Ford Sierra, Ford Scorpio, Opel Omega B и многие другие. Более оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение гораздо позже.

Характерной деталью облика автомобиля были «уши» — воздухоуловители системы охлаждения.

Двигатель «чистого» ЗАЗ-966 — так называемая «сороковка» — представлял собой значительно обновлённую версию предыдущей модели, рабочий объём которой был наращен с 877 до 1197 см³ как за счёт увеличения диаметра цилиндров (с 72 до 76 мм), так и за счёт увеличения хода поршня (с 54,5 до 66 мм), в процессе чего значительно возросли масса и габариты агрегата, но существенно повысились его тяговые характеристики и ресурс. Система охлаждения на ЗАЗ-966В с «тридцаткой» оставалась аналогична ЗАЗ-965 по принципу работы (забор воздуха через отверстия по бокам кузова, расположенный позади блока цилиндров вытяжной вентилятор, протягивающий воздух через рубашку охлаждения и выбрасывающий его назад), но, как результат продувок моделей будущего автомобиля в аэродинамической трубе, была дополнена специальными уловителями на воздухоприёмных отверстиях (знаменитые «уши»), обеспечившими необходимый для работы системы подпор воздуха, в результате чего удалось практически полностью избавиться от характерной для предыдущей модели проблемы с перегревом в жаркую погоду. На модификациях с «сороковкой» впоследствии появилась система охлаждения с обратным направлением потоков воздуха — воздух, проходящий через «уши», также подавался в моторный отсек через расположенные в задних крыльях воздуховоды, но теперь сначала поступал в открыто расположенный вентилятор системы охлаждения, которым прогонялся через рубашку охлаждения двигателя и через кожухи охлаждения двигателя выходил вниз, под машину (а в режиме прогрева, при закрытых заслонках термостатов — поступал обратно в моторный отсек).

Коробка передач была разработана заново и имела полностью синхронизированный ряд передач переднего хода, что существенно облегчило управление автомобилем (и то, и другое касается «чистого» ЗАЗ-966, а не «переходной» модели 966В с 30-сильным двигателем). Примечательно, что на прототипах использовался привод переключения передач с рычагом, расположенным на панели приборов, справа от щитка приборов, как на некоторых иностранных моделях тех лет («Трабант», некоторые DKW и целый ряд французских малолитражек), но в серии от него отказались как от ненужного усложнения конструкции. Характерной особенностью трансмиссии было отсутствие прямой передачи — четвёртая передача в ней была повышающей, то есть, имела передаточное отношение менее единицы, как пятая на современных автомобилях.

В целом, коробка передач, разработанная для 40-сильного двигателя МеМЗ, оказалась весьма удачной и надёжной — большой запас прочности позволял использовать её в паре с намного более мощными по сравнению со штатным двигателями; например, самодеятельными конструкторами на базе трансмиссии «Запорожца» создавались автомобили (в том числе — с приводом на переднюю ось, что позволяла конструкция силового агрегата) и багги с двигателями от «Жигулей», различных «Москвичей» и даже «Волги» ГАЗ-21 (последнее, впрочем, уже приводило к существенному уменьшению ресурса агрегата). Сравнительно слабым же местом конструкции оказались полуоси, а в особенности — имевшие довольно «нежные» резиновые пыльники внутренние шарниры (впоследствии они были дополнительно защищены грязеотражательными щитками) — что, впрочем, проявлялось лишь при регулярной эксплуатации автомобиля за пределами благоустроенных дорог.

ЗАЗ-968М, близкий родственник ЗАЗ-966 Fiat 850, современник ЗАЗ-966 и наследник Fiat 600

Кузов «Запорожца» превосходил по ресурсу «Москвичи» и «Жигули», и даже без дополнительной антикоррозийной обработки начинал ржаветь лишь на 5-7 год при постоянной эксплуатации в городе, а живучесть автомобиля позволяла ему сохранять способность самостоятельно передвигаться даже при серьёзных неполадках и повреждениях.[3]

Дальнейшим развитием ЗАЗ-966 стала модель ЗАЗ-968, выпускавшаяся с 1971 года по 1994 год и изначально практически не отличавшаяся от своего предшественника — главным отличием были установленные на задней панели кузова фонари заднего хода и укороченные воздухозаборники охлаждения. При этом на ранние выпуски ЗАЗ-968 устанавливался тот же, что и на ЗАЗ-966, двигатель МеМЗ-966Г с карбюратором К-125Б, мощностью 31 л. с.; в 1972 появился двигатель МеМЗ-968Э с карбюратором К-127 мощностью 40 л. с., а в 1973 — модель ЗАЗ-968А, имевшая уже немного иное внешнее оформление (узкий молдинг вместо фальшь-решётки радиатора), а в 1979 — модель ЗАЗ-968М, сильно изменившаяся внешне: (небольшие решёточки («жабры») вместо больших воздухозаборников («ушей»), выпуклая передняя панель, прямоугольные задние фонари). В декабре 1972 года ЗАЗ-966 был снят с производства окончательно.

Масштабные модели автомобиля 1:43 в СССР, России и Украине выпускались из металла московским заводом «Прогресс» с 1978 года и из пластмассы на самом Запорожском автозаводе. Обе модели имеют примитивное, практически игрушечное качество.

Модель 1:43 выпущена в Китае фирмой IST Models и в серии Автолегенды СССР. Причем в исполнении «Бокс» модель белого цвета с короткими «ушами», а в журнальной версии голубого цвета с длинными.

  1. ↑ [Никита Розанов, кандидат искусствоведения. Статья «Крепкие и мускулистые». Журнал «АВТОМОБИЛИ», 9-1998]
  2. ↑ Automotive History: How The 1960 Corvair Started A Global Design Revolution
  3. ↑ [А. Л. Теркель, Д. А. Теркель. Тем кто выбрал «Запорожец».] — М.: За рулем, 1994—125 с.

О компании/ZAZ | ЗАЗ. Сайт официального дистрибьютора в Украине.

Компания «Юниверсал Моторз Груп» является структурным подразделением Корпорации «УкрАВТО». Компания начала свою деятельность на украинском рынке коммерческой техники в 2004 году.

«Юниверсал Моторз Груп» представляет различные модификации автобусов малого и среднего класса «I-VAN», «ЗАЗ» для перевозки пассажиров на различных маршрутах и с различным пассажиропотоком.    

Для обеспечения качественной работы коммерческой техники в каждом регионе Украины создана сервисная сеть.  Сервисные центры находятся в каждой из 24 областей, каждый из них укомплектован высоко квалифицированным персоналом, а также оснащен современным оборудованием и необходимыми оригинальными запасными частями.

Основные преимущества работы с компанией «Юниверсал Моторз Груп»:

  • Поставки автомобилей и запчастей в Украину непосредственно от производителей;
  • Наличие на складах компании широкого ассортимента автомобилей и их модификаций, а также возможность выбора дополнительного оборудования для них;
  • Широкий складской ассортимент оригинальных запасных частей;
  • Широкий ассортимент автомобилей и соответственно широкий спектр ценовых предложений, поможет сделать оптимальный выбор для различных групп потребителей;
  • Возможность установки дополнительного оборудования на автомобили непосредственно на том же предприятии;
  • Гарантийная поддержка всех предлагаемых товаров и услуг;
  • Сервисная поддержка реализованных товаров;
  • Система скидок для оптовых покупателей и дилеров;
  • Наличие сертификатов качества на всю предлагаемую продукцию;
  • Возможность получения квалифицированных консультаций покупателями при выборе товаров и проведении сервисного и гарантийного обслуживания;
  • Возможность выполнения индивидуальных заказов потребителей;
  • Обеспечение сохранности конфиденциальных сведений о покупателях;
  • Предоставление различных скидок, подарков и бесплатных услуг потребителям.

Цены и комплектации/ZAZ | ЗАЗ. Сайт официального дистрибьютора в Украине.

Модификация

SF55Y010N

Номенклатура

B2MM514C

Уровень комплектации

Standard

Стандартная цена 2018 г.в., грн

274 300

Объем двигателя, л 

1,5

Мощность двигателя, л.с. (КВт)

84 (62)

КПП

МТ5 

Газобаллонное оборудование (ГБО)

 

Гидроусилитель руля

Аудиоподготовка: 2 динамика

Задняя противотуманная фара

Электрорегулятор фар

Кондиционер

 

Подогрев внешних зеркал

Подушка безопасности водителя

Зеркала с повторителем поворота

Размер шин

185/75 R13

Объем топливного бака (л)

45

Стандартное оборудование VIDA Cargo:

тормозные механизмы передних колес — дисковые, вентилируемые, задние — барабанные. Двери автомобиля имеют брус безопасности от бокового удара. Соответствует требованиям нормы токсичности Евро-5.

 

 – стандартное оборудование

 – опционно, комплектуется в зависимости от партии автомобилей

Цены указаны с учетом НДС (20%) в грн. по состоянию на 15.05.2018 г. Цены являются рекомендованными. Продавец оставляет за собой право изменять комплектации и цены на автомобили. Подробную информацию получайте у консультантов официальной сети дилерских центров ZAZ. Количество автомобилей ограничено.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *