РазноеАвтомобили zaz: Запорожский автомобилестроительный завод — Википедия – ZAZ (весь модельный ряд авто) характеристики и цены, отзывы, фото и обзоры

Автомобили zaz: Запорожский автомобилестроительный завод — Википедия – ZAZ (весь модельный ряд авто) характеристики и цены, отзывы, фото и обзоры

Запорожский автомобилестроительный завод — Википедия

ПАО Запорожский автомобилестроительный завод (укр. Запорізький автомобілебудівний завод, ранее «Автомобильный завод „Коммунар“») — советское, позже украинское предприятие, производившее легковые автомобили, а также фургоны и автобусы. Является головным заводом корпорации «УкрАВТО»[2].

На заводе существовал полный цикл автомобильного производства — от штамповки металлопроката в прессовом производстве и автоматизированных и роботизированных линий сварки, окраски и сборки до проведения ТО авто, реализованных в сети автосалонов. Основное производство находится в Коммунарском районе города Запорожье; в качестве ключевого производственного подразделения выступало предприятие Ильичёвский завод автомобильных агрегатов (ИЗАА) (закрыт в 2015 году), после — Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).

В 1991—2014 годах — лидер украинского автопрома. С момента независимости Украины и до 2014 года завод выпускал до 300—400 тыс. автомобилей в год, большая часть из них шла на экспорт. С 2014 года производство снизилось в десятки раз, к 2018 году завод прекратил выпуск легковых автомобилей, выпуская только автобусы, фургоны и автокомпоненты. 6 декабря 2018 года начата процедура банкротства завода, имущество предприятия распродается. В настоящее время (2019 год) завод выпускает только автомобильные комплектующие, и несколько единиц автобусов в месяц, производство легковых и коммерческих автомобилей полностью прекращено.

[3][4][5].

Датой создания завода принято считать 1863 год, когда меннонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги. В 1908 году было основано предприятие, впоследствии превратившееся в Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).

В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар».

С 1960 года МеМЗ начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. С 1975 года МеМЗ вошёл в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». Ныне он является одним из структурных элементов ЗАО «ЗАЗ».

В 1961 году завод был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском единственного автомобиля — ЗАЗ-965 («Москвич-444»/«Москвич-560»), вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец», который был разработан на МЗМА, но из-за отсутствия мощностей производства был передан в ЗАЗ[6].

В 1966 году на конвейер вошёл обновлённый «Запорожец» — ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника. Всего (с 1960 по 1994 гг.) в Запорожье было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» и двигателей с воздушным охлаждением производства МеМЗ. В 1979 году был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.

В 1986 году по контракту с итальянской «фабрикой фабрик» Comau создаётся новый производственный комплекс, включивший в себя: цех сварки кузовов, цех окраски, цех сборки. В 1987 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя.

Независимая Украина

1 июля 1994 года закончилось производство автомобиля ЗАЗ-968М, последнего заднемоторного автомобиля ЗАЗ.

В середине 1990-х сложная финансовая ситуация на заводе усугубилась тем, что всю валютную выручку надо было сдавать государству, что повлекло основательное вымывание оборотных средств. Чтобы завод удержался на плаву, директор занялся поиском инвестора в среде лидеров мирового автопрома. В поле зрения попали сначала Peugeot, потом Fiat, а в 1995 году General Motors. На переговоры в Киев прилетал даже первый вице-президент General Motors. Однако руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном Daewoo, с уставным капиталом в 150 млн долл. Несогласный с этим директор Степан Кравчун написал заявление об уходе

[7].

В июне 1996 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации завода[8].

В августе 1997 года завод был включён в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[9].

В 1998 году завод начал сотрудничество с корпорацией Daewoo, в связи с чем создаётся ЗАО «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией „АвтоЗАЗ-Daewoo“», в которое передаются все активы «АвтоЗАЗа». Начинается сборка новых автомобилей. Генеральным директором СП «АвтоЗАЗ — Daewoo» назначен А. Н. Сотников. На головном заводе организован выпуск качественно нового автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова». На ХРП «ИЗАА» завершены работы по подготовке производства и начата крупноузловая сборка автомобилей Daewoo: Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza.

В 1999 году начинается выпуск ЗАЗ-1103 «Славута» (с кузовом «пятидверный лифтбэк»), созданного на базе шасси «Таврии» и с участием её кузовных панелей. В разработке принимала участие компания Daewoo. Разработаны новые модели таврического ряда, среди них ЗАЗ-1105 «Дана» (с кузовом «пятидверный универсал»), в массовом производстве вскоре заменённая на ЗАЗ-1103 «Славута».

На базе индекса 11055 выпускаются различные модели пикапа. В 2003 году концерн «Daewoo» продаёт свою долю в совместном предприятии, завод меняет название и превращается в закрытое акционерное общество с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод». В 2004 году завод пережил полное обновление средств производства. На производственных мощностях головного завода начинается производство автомобилей АвтоВАЗ (ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099), GM-DAT («Ланос (Т-150)»), Opel Astra G («OTGF69-40» и «OTGF69-60»).

23 декабря 2004 года завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины[10].

В 2005 году на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».

Для модели «ZAZ-Sens» на МеМЗ был разработан двигатель объёмом 1,4 литра, созданный на основе прежнего 1,3-литрового. Впоследствии автомобиль переименован в «Lanos 1.4».

В 2006 году ЗАО «ЗАЗ» подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO 9001:2000. Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2. Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. В этом же году была на ХРП «ИЗАА» освоена гамма легковых китайских автомобилей «Chery».

В 2007 году запущена программа локализации производства автомобиля Daewoo Lanos, проведён рестайлинг базовой модели, который получил название «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Разработан и начат выпуск фургона на его базе.

19 сентября 2008 года с конвейера снята трёхдверная Таврия.[11][12]

В 2008 году в состав цеха окраски добавился новый участок — окраски пластмассовых изделий, построенный по контракту немецкой компанией «Eisenmann».

Произведено техническое переоснащение прессового производства. Модернизирована Воронежская автоматическая линия прессов. На прессы были установлены контроллеры Siemens Simatic S7-300, взамен старых Simatic S5, что позволило для осуществления операций загрузки заготовок в штамп и разгрузки из штампа оснастить линию роботами фирмы ABB. Установлена новая автоматическая линия прессов итальянской компании «AIDA S.r.l.», также оборудованная роботами фирмы ABB. Начала производиться штамповка крупных узлов автомобиля «Lanos» моделей T-100 и Т-150 в прессовом цехе завода.

В 2009 году завод продолжил изготавливать модели на базе Daewoo Lanos с использованием украинских комплектующих (степень локализации версии с двигателем 1,5 составляет более 50 %, для двигателей 1,3 и 1,4 она ещё выше)

[13]: ЗАЗ Lanos Hatchback,ЗАЗ Sens и «ZAZ Chance»; модели таврического ряда: ЗАЗ-1105 «Славута» и пикап; собирает и производит автомобили Chevrolet, Chery и ВАЗ (ВАЗ-210934-20). Было начато сотрудничество с Kia Motors по сборке Kia cee’d (пятидверный KIA Cee’d, трёхдверный спортивный хэтчбек) и Kia Sportage, но в серийное производство модели KIA не пошли.

В мае 2009 года Запорожский автозавод выиграл международный тендер на поставку автомобилей для ветеранов и инвалидов Азербайджана. 4 июня был подписан контракт на поставку 500 автомобилей. 29 июля Запорожский автозавод начал отгрузку первой партии продукции. В 2009 году вступил в строй новый роботизированный участок металлизации в цеху металлизации покрытий.

10 сентября 2009 года на лакокрасочном складе завода произошёл сильный пожар, в результате которого с ожогами различной степени тяжести госпитализированы трое сотрудников предприятия

[14].

С декабря 2010 года начат выпуск нового автомобиля ЗАЗ Forza аналогичного Chery A13[15].

В апреле 2011 года форма акционерного общества меняется на публичное акционерное общество.
С 2011 года на головном заводе вводятся производственные мощности для выпуска автомобилей проекта T-25X (T-250NB, T-255HB, T-259), изготовленные в 2006 году GM-DAT для варшавского завода FSO[16]. Массовый выпуск новых моделей запланирован с декабря 2011 года. В январе 2011 года были сняты с производства автомобили Славута (ЗАЗ-1103) и Таврия-пикап (ЗАЗ-110557) с учётом нерентабельности в связи с сокращением спроса[12]

.

13 марта 2012 года начались продажи новой модели ZAZ Vida на Украине. В сентябре 2012 года ЗАЗ планировал начать продажи модели в России. 23 ноября 2012 года завод приостановил производство[17] до 6 февраля 2013 года[18].

В октябре 2013 ЗАЗ стал одним из трёх предприятий Украины по приёму и разборке транспортных средств в соответствии с программой утилизации автомашин[19].

В июле 2014 завод выпустил только восемь автомашин. 18 июля 2014 администрация завода приняла решение о сокращении 2,1 тысячи работников[20]. В августе 2014 завод перешёл на трёхдневную рабочую неделю[21]. В конце 2014 года завод фактически остановил выпуск автомобилей, производя только запчасти.[22][23][24]

По сравнению с 2014 г., в 2015 г. продажи ЗАЗа сократились с 7463 до 2893 ед., а доля рынка — с 8 до 6,23 %. В 2015 г. автозавод выпустил 3937 ед. автотранспорта (на 71 % меньше, чем в 2014 г.). Предприятие по сравнению с предыдущим годом сократило выпуск легковых автомобилей на 71 % — до 3624 ед. В январе 2016 г. завод остановился и перешёл на выпуск машинокомплектов для General Motors в Египте, где выпускают 20 тыс. авто Lanos в год. Hа заводе работает чуть больше 1 тыс. человек. В мае 2016 г. ЗАЗ презентовал концепт Slavuta Nova, который был разработан совместно c Chery Automobile однако говорить о серийном производстве не приходится.

[25]

По состоянию на конец 2016 года после длительного простоя возобновлено производство автомобилей[26] и автобусов[27][28]. В декабре 2016 года на Запорожском автозаводе стартовал серийный выпуск легкового фургона ZAZ Vida Cargo. Фургон Vida является собственной разработкой ZAZ: у Chevrolet Aveo предыдущего поколения, точной копией которого является Vida, версии с кузовом фургон не было.

[29]

29 ноября 2017 производство ZAZ Lanos было прекращено[30]. В 2018 году предприятие не выпустило ни одной легковой автомашины[31], но продолжало изготавливать кузовные детали[32].

6 декабря 2018 года начата процедура банкротства завода[33]. В мае 2019 г. имущество ЗАЗа выставлено на торги, распродажу имущества осуществляет Украинская Центральная универсальная товарная биржа.[34]

В рамках нового проекта в ближайшее время на ЗАЗе начнётся крупноузловая сборка грузовиков МАЗ (с заменой многих белорусских компонентов деталями украинского производства). . Грузовики запорожской сборки будут носить логотип «МАЗ».[35]

Снятые с конвейера
Ныне выпускаемые
  • ZAZ Lanos Cargo
  • ZAZ Vida Cargo
  • ZAZ А08А1В
  • Lada Largus

Объём и ассортимент производства[править | править код]

В 2007 году объём производства автомобилей на данном предприятии составил 276,8 тысячи штук, что составляло 72,9 % от всего производства украинских легковых автомобилей. В 2009 году сократил выпуск автотранспортных средств в 5,6 раза по сравнению с 2008 годом — до 46,18 тыс. ед.[36]

ЗАО «ЗАЗ» по состоянию на 2010 год выпускал легковые автомобили (ЗАЗ, Chance, Sens, Lanos, Chevrolet, ВАЗ и KIA), грузовые автомобили (ТАТА, JAC), автобусы малого класса (I-VAN), запасные части для автомобилей и экспортировал их в Россию, Египет, Армению, Белоруссию, Грузию, Азербайджан, Сирию, Индонезию, Албанию[36].

По состоянию на конец 2016 года после длительного простоя возобновлено производство автомобилей[26] и автобусов[27][28].

В декабре 2016 года на Запорожском автозаводе стартовал серийный выпуск легкового фургона ZAZ Vida Cargo. Фургон Vida является собственной разработкой ZAZ: у Chevrolet Aveo предыдущего поколения, точной копией которого является Vida, версии с кузовом фургон не было.[29] В декабре 2017 года выпуск автомобилей Lanos был прекращён, в 2018 году завод планировал специализироваться на производстве коммерческих автомобилей и автобусов. В феврале 2019 начали выпускать новый автобус ЗАЗ А08

Год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 11 месяцев 2010 года
(ЗАО «ЗАЗ», включая ХРП «ИЗАА»)[37]
2011[38] 2012[39] 2013[40] 2014[41] 2015[42] 2016[43] 2017[44] 2018[45] 2019[46]
Производство автотехники «ЗАЗ» (включая грузовики и автобусы), тыс. шт.
Полномасштабное производство 11,1 6,0 8,0 12,7 17,3 45,0 90,5 90,3 128,6 158,5 123,9 ЗАЗ — 4,857
ВАЗ — 0,871,
Chance — 17,391,
Sens — 2,508,
Lanos — 6,497,
Lanos-фургон — 0,487,
Chevrolet — 2,247,
KIA — 3,798;
автобусов — 0,342
42,695
Крупноузловое производство 12,9 0 3,7 2,1 6,5 24,6 35,5 57,9 64,5 123,8 133,7
Итого 24,0 6,0 11,7 14,8 23,8 69,6 126,0 148,2 193,1 282,3 257,6 39,964 60,862 42,7 20,301 13,1 3,937 0,526 1,674 0,131 0,085
Реализация легковых автомобилей «ЗАЗ», тыс. шт.
Экспорт за пределы Украины 0,1 0,3 0,9 2,4 1,6 2,3 7,5 9,8 39,6 69,3 72 19,439 29,341 21,107 5,936
Реализация на внутреннем рынке Украины 10,8 12,3 12,0 13,0 22,0 65,6 113,0 132,2 144,4 206,6 180,0 19,5 18,12 17,7 1,94
Итого 10,9 12,6 12,9 15,4 23,6 67,9 120,5 142,0 184,0 275,9 252,0 48,8 39,2 23,6 7,9

ЗАО «ЗАЗ» сотрудничает с ведущими автомобильными компаниями[47]:

  1. ↑ В 2015 році ЗАЗ скоротить випуск автомобілів майже вдвічі (неопр.). УНИАН (30.07.2015).
  2. ↑ сегодня // ЗАО «ЗАЗ»
  3. ↑ http://m.autoconsulting.ua/news/default/view/43302
  4. ↑ Обнародованы фото остановившегося ЗАЗа // AUTO-Consulting
  5. ↑ Статистика — 2018 // УкрАвтопром
  6. ↑ Выбор вождя. 13 малоизвестных историй об автомобилях «Москвич», 25.05.2017 г. Иван Ананьев. «РБК-AutoNews».
  7. Лозовой Н. Степан Кравчун: «В Украине корова скоро попадёт в Красную книгу» (неопр.) (недоступная ссылка). Истеблишмент (22.11.2010). Дата обращения 22 ноября 2010. Архивировано 14 декабря 2010 года.
  8. ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 684 від 27 червня 1996 р. «Про затвердження переліку підприємств, які приватизуються за індивідуальними планами»
  9. ↑ Постанова Кабінету міністрів України № 911 від 21 серпня 1997 р. «Про затвердження переліку підприємств, які мають стратегічне значення для економіки і безпеки держави»
  10. ↑ Правительство Украины в два раза сократило перечень государственных стратегических предприятий // «Подробности. UA» от 5 января 2005
  11. ↑ С конвейера сошла последняя Таврия // Gazeta.ua
  12. 1 2 На аукционе продана последняя «Таврия» // siteua.org
  13. ↑ Как делают запорожский ZAZ Lanos: Авто новости от AUTO-Consulting
  14. ↑ korrespondent.net Пожар на АвтоЗАЗе локализовали. Несколько человек получили ожоги
  15. ↑ Как делают ЗАЗ Forza. Репортаж с завода
  16. ↑ Как делают польский Daewoo Lanos
  17. ↑ ЗАЗ до конца года останавливает производство (недоступная ссылка) // «Укринформ», 23 ноября 2012
  18. ↑ ЗАЗ возобновляет сборку автомобилей // УНИАН, 6 февраля 2013
  19. ↑ В реестр утилизаторов внесли три автосборочных завода // УНИАН от 8 октября 2013
  20. ↑ ЗАЗ останавливает производство // «ТСН.UA» от 18 августа 2014
  21. ↑ Запорожский автозавод перешёл на трёхдневную рабочую неделю // GAZETA.RU от 19 августа 2014
  22. ↑ ЗАЗ не возобновит в ближайшее время выпуск автомобилей // УНИАН, 25 февраля 2015
  23. ↑ Крупнейший автозавод Украины закрылся до апреля // «Аргументы и факты — Украина» от 13 февраля 2015
  24. ↑ ЗАЗ хочет полностью возобновить выпуск автомобилей уже в апреле (неопр.).
  25. ↑ Не позвать ли нам словаков? Архивная копия от 2 октября 2016 на Wayback Machine // газета 2000: № 39(789) 30 сентября — 6 октября 2016)
  26. 1 2 ЗАЗ возобновил производство автомобилей после шестимесячного перерыва, БизнесЦензор. Дата обращения 28 февраля 2017.
  27. 1 2 ЗАЗ возобновил производство автобусов, Сайт Запорожья 061.ua. Дата обращения 28 февраля 2017.
  28. 1 2 Юрий Гоголев. Автобусы ЗАЗ: производство стартовало, Автоцентр.ua (12 декабря 2016). Дата обращения 28 февраля 2017.
  29. 1 2 Запорожский автозавод начал серийный выпуск новой модели, Газета.Ru. Дата обращения 26 февраля 2017.
  30. ↑ ЗАЗ остановил производство Lanos. Что сейчас происходит на заводе и какие есть перспективы // «AUTO-Consulting.UA» от 29 ноября 2017
  31. ↑ Обнародованы фото остановившегося ЗАЗа // AUTO-Consulting.UA, 30 апреля 2018
  32. ↑ Что происходит на ЗАЗе? Репортаж с цехов Запорожского автозавода // AUTO-Consulting.UA, 2 октября 2018
  33. ↑ В Україні розпочато банкрутство автозаводу Васадзе Архивная копия от 9 декабря 2018 на Wayback Machine // Новое Время .ua
  34. ↑ Прощай, «горбатый». Имущество легендарного ЗАЗа выставлено на торги // РИА Новости, 9 мая 2019
  35. ↑ В ближайшее время на Запорожском автомобильном заводе начнётся крупноузловая сборка грузовиков МАЗ // Mail.ru — авто, 11 июня 2019
  36. 1 2 В августе ЗАЗ сократил производство на 24% (неопр.). Цитируется Интерфакс. Архивировано 24 февраля 2012 года.
  37. ↑ «Автовести», № 10 (4112), 21 декабря 2010 года.
  38. ↑ Итоги производства 2013 (неопр.). ЗАО «ЗАЗ» (06.02.2014).
  39. ↑ Крупнейшие автозаводы Украины рапортуют о прибыли на фоне падения производства
  40. ↑ Статистика – 2013 | УкрАвтопром (неопр.). ukrautoprom.com.ua. Дата обращения 3 ноября 2015.
  41. ↑ Статистика – 2014 | УкрАвтопром (неопр.). ukrautoprom.com.ua. Дата обращения 3 ноября 2015.
  42. ↑ Статистика – 2015 | УкрАвтопром (неопр.). ukrautoprom.com.ua. Дата обращения 3 ноября 2015.
  43. ↑ 2016: Motor vehicle production in Ukraine (units) (неопр.). ukrautoprom.com.ua.
  44. ↑ 2017: Motor vehicle production in Ukraine (units) (неопр.). ukrautoprom.com.ua. Дата обращения 13 декабря 2017.
  45. ↑ 2018: Motor vehicle production in Ukraine (units) (неопр.). ukrautoprom.com.ua.
  46. ↑ 2019: Motor vehicle production in Ukraine (units) (неопр.). ukrautoprom.com.ua.
  47. ↑ Партнёры ЗАО «ЗАЗ»
  48. ↑ На Запорожском автозаводе запускают производство российских Lada

Zaz — Википедия

Изабе́ль Жеффруа́ (фр. Isabelle Geffroy, род. 1 мая 1980 (1980-05-01)) — французская певица, выступающая под псевдонимом Zaz (Заз). В своём творчестве использует и смешивает жанры: шансон, эстрадная песня, фолк, джаз, акустическая музыка.

Её нетипичный голос напоминает Фреэль и Пиаф[1]. Среди своих музыкальных влияний она упоминает «Времена года» Вивальди, джазовую певицу Эллу Фицджеральд, французскую песню, Энрико Масиаса, Бобби Макферрина, Ришара Бона́, латинские, африканские и кубинские ритмы.

Изабель Жеффруа родилась 1 мая 1980 года в городе Тур. Её мать — учительница французского, отец работал в компании Électricité de France[2]. У неё есть брат и сестра. В 1985 году Изабель поступает в музыкальную школу[3]. Изабель учится там с пяти до одиннадцати лет, изучая главным образом сольфеджио, скрипку, фортепиано, гитару, хоровое пение. Когда Изабель было девять лет, её родители развелись. В 1994 году она переезжает с матерью в Бордо. В 1995 году посещает курсы пения, а также занимается спортом: в течение года в Бордо она изучает кунг-фу с профессиональным тренером[4]. В 15 лет Изабель уходит от матери и переезжает жить к старшей сестре. В школе у неё не ладится учёба, её оставляют на второй год, а потом она и вовсе бросает школу. В 2000 году получает стипендию от регионального совета, что позволило ей поступить в школу современной музыки — Центр информации и музыкальной деятельности Бордо (Centre d’information et d’activités musicales, CIAM).

Карьера[править | править код]

В 2001 году Изабель Жеффруа начинает выступать как певица в блюзовой группе Fifty Fingers. Она поёт в ансамблях Ангулема, в том числе в джазовом квинтете[5]. В баскском городе Тарносе она становится одной из четырёх певиц баскского эстрадного оркестра Izar-Adatz («Падающая звезда»), состоящего из шестнадцати человек; гастролирует с ним в течение двух лет, главным образом на юге Пиренеев и в Стране Басков. В 2002 году она заменяет солистку группы Don Diego, исполняющей латинский рок. Она подписывает договор с Don Diego буквой Z, что означает ZAZ, и таким образом это прозвище становится сценическим псевдонимом. По словам певицы, ZAZ означает её универсальный стиль, все виды и пути музыки от A до Z и обратно от Z до A. Группа «Дон Диего» смешивает французскую и испанскую музыку, с влиянием африканской, арабской и латиноамериканской. В составе группы певица принимает участие в ангулемском Фестивале музыки разных жанров. Позже она говорит, что эта группа была для неё школой мастерства.

В 2006 году ZAZ отправляется в Париж. Поёт во многих клубах, барах и кабаре. В течение полутора лет она каждый вечер выступает в клубе «Три молотка» (фр. Aux Trois Mailletz), где поёт без микрофона. Она поступает в театральную студию, но вскоре бросает её из-за напряжённого графика выступлений. Затем в поисках более свободной и созидательной работы она прекращает работу в клубах и барах, чтобы петь на улице. Она поёт на улицах Монмартра, на мостовой Площади Холма. («Наш рекорд,— вспоминает она,— это 450 евро за час. Как правило, за час каждый зарабатывал 20-30 евро.»)[6].

В 2007 году ZAZ откликается на объявление в Интернете продюсера и композитора Керредина Солтани, который ищет певицу с хрипловатым голосом. Для неё он пишет песню Je veux и находит звукозаписывающую компанию и издателя. Но она вынуждена по-прежнему искать работу. Она присоединяется к рэп-группе Le 4P и выпускает с ней клипы L’Aveyron (в ноябре 2007 года) и Rugby Amateur (в сентябре 2008 года). В апреле 2008 года ZAZ выступает с исполнителем музыки рэп Мильяуэшем (Miliaouech). В августе 2008 года она принимает участие в конкурсе Le Tremplin Génération France Bleu/Réservoir. В то же время ZAZ работает с группой Sweet Air. 21 ноября 2008 года ZAZ и Sweet Air записывают концертный альбом, который остаётся неизданным до её сольного взлёта. В декабре 2008 года она поёт в России, на Дальнем Востоке[7]. Директор французского культурного центра «Альянс Франсез — Владивосток» услышал её пение в одном из баров Парижа и пригласил в это турне, где она даёт 13 концертов за 15 дней с пианистом Жюльеном Лифшицем.

В январе 2009 года ZAZ выигрывает финал крупнейшего французского конкурса молодых исполнителей Le Tremplin Génération France Bleu/Réservoir, который прошёл в Париже, в концертном зале «Олимпия»[8]. После такого успеха наблюдатели отмечали, что «перед ней открылись двери студий для записи первого альбома» и победительница «получит 5 тысяч евро на раскрутку, а также возможность снять клип для MTV и записать свой альбом»[7]. Однако ZAZ пришлось ждать ещё 14 месяцев до того, как вышел её первый альбом. В апреле 2009 года она снова гастролирует в России: на этот раз путь её лежит от Владивостока[9] через Сибирь до Нижнего Новгорода[10][11]. В России ZAZ исполняет песни Пиаф, Бреля, Азнавура, Генсбура, Матьё, Дассена, Каас, а также песни из её будущего альбома: Je veux, Les passants, Prends garde à ta langue. Затем она совершает гастрольную поездку в Египет, где сопровождает танцовщицу[12]. В течение месяца она с латиноамериканской группой играет испанскую и французскую музыку в Марокко, в Касабланке, в ресторане «Попугай»[11]. Кроме того, летом 2009 года ZAZ принимает участие в фестивале «Фудзи-рок» (Fuji Rock Festival) в Японии. В течение года она по-прежнему продолжает петь на улицах Монмартра.

Изабель на фестивале TFF Rudolstadt, июнь 2011

Весной 2010 года во французской прессе пишут, что ZAZ — певица с «чертовским» (sacrée) голосом и она будет открытием лета. Наконец 10 мая 2010 года ZAZ выпускает свой дебютный альбом, который назвала своим сценическим именем. Половина альбома состоит из песен, написанных ею самой или в соавторстве (Trop sensible, Les Passants, Le Long de la route, Prends garde à ta langue, J’aime à nouveau, Ni oui ni non). Керредин Солтани выпустил этот альбом на лейбле Play On и написал текст и музыку песни «Je veux». В альбом вошли также песни популярного французского певца и автора песен Рафаэля (Éblouie par la nuit, Port Coton и La Fée), который услышал пение ZAZ, предложил ей свои песни, и она выбрала три. Кроме того, в альбом включена песня из репертуара Эдит Пиаф Dans Ma Rue. В 2010 году ZAZ подписывает контракт с организатором гастролей Caramba и издателем Sony ATV. Её приглашают на множество теле- и радиопередач, что быстро сделало её известной широкой публике. Её сингл Je veux, текст которого бросает вызов обществу потребления, выбран телеканалом TF1 в качестве главного летнего хита, а клип звучит в течение лета 2010 года на TF1 и других музыкальных каналах. 23 июня альбом ZAZ поднимается на первое место[13] и вскоре получает статус золотого. Альбом держится на первом месте девять недель подряд. Летом ZAZ отправляется в турне по всей Франции (Париж, Ла-Рошель, фестивали в Монтобане, Сант-Уане, Шатору, Ландерно, Фекаме, Бордо, Ницце, Нанте…), поёт на фестивале Франкофоли де Монреаль (Канада), в Монте (Швейцария), в Берлине, в Милане… Осенью ZAZ возглавляет хит-парады в Бельгии, Швейцарии и Австрии[14]. За полгода ZAZ даёт около 70 концертов.

В ноябре 2010 года первый альбом ZAZ объявлен дважды платиновым. Продано около 400 тысяч его экземпляров. ZAZ номинирована на престижную премию Константэна (Prix Constantin) для лучшего молодого исполнителя и в числе десяти номинантов поёт в Елисейском Дворце. Она также получает приз «Песня-открытие» Академии Шарля Кро (Académie Charles Cros) и становится обладателем Европейской премии (European Border Breaker Awards) как французский исполнитель, наиболее успешный за границами страны в 2010 году. В конце ноября в продажу поступает двойной альбом-сборник «Zaz — Edition collector». В декабре 2010 года в рейтинге организации Concert Live ZAZ выходит на первое место среди исполнителей по количеству запросов на концерты во Франции. Популярный французский интернет-журнал L’Internaute назвал Zaz любимой (préférée) французской певицей 2010 года (в анкете «Личность года» по разделу «Музыка» за неё было отдано 30 % голосов).

Концерт в Москве. 6 февраля 2019

В январе 2011 года телеканал France-3 и читатели журнала «Пари-Матч» назвали ZAZ «Артистом года». Телеканал TF1 выбрал Je Veux любимой песней французов 2010 года. ZAZ была приглашена в престижную музыкальную труппу Les Enfoirés, которая направляет свои доходы в помощь бедным, и в конце января выступила в ежегодном концерте труппы в Монпелье. В конце января ZAZ гастролировала в Германии (Мюнхен, Гамбург, Берлин). 1 марта ZAZ получила премию Победы Музыки (Les Victoires de la Musique) за лучшую оригинальную песню года во Франции: Je veux. В начале марта ZAZ возобновила свои гастроли с новым ансамблем. В конце марта был создан официальный сайт ZAZ. 11 апреля ZAZ участвовала в благотворительном концерте в помощь жертвам землетрясения в Японии, который прошёл в Париже, в театре Rond-Point.

В феврале 2019 года мировое турне в поддержку нового альбома Effet Miroir ZAZ начала с концертов в России: в Санкт-Петербурге (БКЗ «Октябрьский») и в Москве (Crocus City Hall)[15][16].

Студийные альбомы[править | править код]

Концертные альбомы[править | править код]

Синглы[править | править код]

  • «Je veux» (2010)
  • «Le long de la route» (2010)
  • «La fée» (2011)
  • «Éblouie par la nuit» (2011)
  • «On ira» (2013)[17]
  • «Comme Ci, Comme Ça» (2013) — Promo & iTunes
  • «Si» (2013) — Promo
  • «Gamine» (2014)
  • «Si jamais j’oublie» (фр.)русск. (2015)
  • «Qué Vendrá» (2018)[18]
  • «Demain c’est toi» (2018)
  • «On s’en remet jamais» (2019)
  • «On s’en remet jamais (Yidam Remix)» (2019)

Совместная работа с другими артистами[править | править код]

ЗАЗ. Сайт официального дистрибьютора в Украине.

ПАО «ЗАПОРОЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»

ПАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (ПАО «ЗАЗ») — единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску, оборудование кузова и сборку автомобиля. На предприятии создано и постоянно совершенствуется качественно новое современное высокотехнологичное производство. Приоритетами ПАО «ЗАЗ» является постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над внедрением новых идей и расширение модельного ряда автомобилей.

Высокий уровень технического обеспечения производства стал основой для плодотворного сотрудничества ПАО «ЗАЗ» с лидерами мирового автомобилестроения: Adam Opel, Daimler AG, GM DAT, ВАЗ, ТАТА, Сhery, КІА. Производство ориентировано в основном на потребителей автомобилей класса С (самого быстрорастущего сегмента рынка).

ПАО «ЗАЗ» входит в группу компаний «УкрАВТО». Украинская Автомобильная Корпорация — лидер автомобильного рынка Украины; крупнейший производитель и дистрибьютор автомобилей, поставщик высококачественных услуг автосервиса.

Динамика развития автозавода, приоритетами которой являются постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над претворением новых идей в жизнь и расширение модельного ряда автомобилей, говорит о прогрессе создания отечественного автомобиля.

СИСТЕМА И ПОЛИТИКА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Политика качества предприятия направлена на удовлетворение требований и ожиданий потребителей, совершенствование системы менеджмента качества. Производство соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 и требованиям, выдвинутым партнерами ПАО «ЗАЗ»:

  • обеспечивает выпуск высококачественной продукции и постоянное ее совершенствование;
  • увеличивает степень удовлетворенности потребителей;
  • определяет функции, полномочия и ответственность всего персонала, улучшает взаимодействие и взаимопонимание персонала;
  • повышает результативность принимаемых решений;
  • постоянно совершенствует процессы проектирования, производства, контроля и управления;
  • повышает результативность функционирования предприятия в целом за счет приоритета методов предотвращения над методами устранения недостатков;
  • увеличивает конкурентоспособность предприятия.

СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Автоматизация производства, практически полностью исключившая людской ресурс, особенно на этапе сварки кузова, улучшила скорость и качество производимых операций. Сварка кузовов ведется на линиях, которые оснащены уникальным, не имеющим аналогов в Украине, оборудованием. Операции производятся робототехнологическими комплексами. Максимальная механизация и автоматизация сварочного производства позволяет при небольших трудозатратах не только обеспечивать качество согласно самым жестким требованиям, но и контролировать его современными средствами диагностики.

В состав сварочного производства входят гибкие автоматические линии «FANUC», «СОМАU», «КUKA», системы управления «Texas-500», «Alen-Bredley», «Simatik-110».

Уровень качества сваренных кузовов определяется в лаборатории геометрии кузова с применением современного оборудования, отвечающего мировым стандартам. Координатно-измерительная машина PRO Compact, установленная в лаборатории, — многопрофильная, выполняет измерительные функции, сканирует поверхности, и с помощью программного обеспечения преобразовывает их в поверхности трехмерного изображения. Качество сварных соединений контролируется разрушающим и неразрушающим методом. Качество лицевой поверхности и соответствие зазоров навесных узлов контролируется на 100% изготавливаемых кузовов.

Производительность составляет 22 узла в час.

ОКРАСОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Процесс окраски имеет две составляющие: окраска кузова и окраска пластмассовых деталей.
До подачи деталей в камеры окраски производится обезжиривание, промывка, обдув и сушка в агрегате подготовки поверхности. После газопламенной обработки и обдува ионизированным воздухом детали поступают в камеры грунтования и окраски. Все процессы производятся с использованием роботов.

Подготовка поверхности кузова на стадии обезжиривания и фосфатирования выполняется методом погружения в катафорезную ванну и разбрызгивания с применением состава фосфатирования и катодного электрофореза. Использование окрасочных материалов производства фирм BASF и KCC и современная технология окраски предоставляют гарантию против сквозной коррозии кузова на 5 лет.

За этапом нанесения герметиков следует трицикл окраски. Головка распылителя каждого робота «SAMES» вращается со скоростью 30 тысяч оборотов в минуту, окраска одного кузова занимает 1 минуту 25 секунд.

На линиях предусмотрена возможность использования эмалей типа «пастель» и «металлик». В цехе окраски установлены девять современных роботов, пять из них предназначены для нанесения краски, четыре — лака. Возможности цеха окраски — конвейер со скоростью 3,75 м/мин, где кузова окрашиваются в 12 цветов: 8 — металлик, 4- пастель.

Новое роботизированное оборудование легко поддается перепрограммированию, выполняя окраску быстро и качественно. В производстве действуют две автоматические линии общей длиной грузового конвейера 4 100 м.

Окрасочные конвейеры обеспечивают мощность 32 кузова в час.

МОТОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Мелитопольский моторный завод является хозрасчетным предприятием ПАО «ЗАЗ» и ведет свою историю с 1908 г., когда И. Заферман основал завод по производству нефтяных двигателей.

История предприятия неразрывно связана со специализацией на выпуске силовых агрегатов и постоянным развитием. Именно в Мелитополе были произведены первые двигатели к легендарному автомобилю «Запорожец». Автомобили Запорожского автозавода «Таврия», «Славута» и «Sеns» также оснащаются мелитопольскими двигателями.

Мелитопольский моторный стал первым заводом в Украине, который разработал конструкцию двигателя с системой развернутого впрыска топлива и электронной системой управления двигателем (МеМЗ-307 мощностью 70 л.с.).

В 2004 году заводу вручен Сертификат соответствия системы менеджмента качества Международному стандарту ISO 9001:2000, выданный транснациональным Международным техническим обществом БЮРО ВЕРИТАС.

Несмотря на то, что основным заказчиком Мелитопольского завода остается Запорожский автозавод, часть продукции (запасные части) отправляются и на экспорт. Сегодня на предприятии работают более трех тысяч человек. Его работу обеспечивают 256 поставщиков (в Украине — 203, в России — 45, дальнее зарубежье — 8). Кроме производства двигателей МеМЗ выпускает новые виды продукции: полуприцеп-автовоз, эвакуатор, грузовая платформа, автофургон на базе ТАТА.

Мелитопольский моторный завод производит силовые агрегаты, отвечающие стандарту Евро — 2: двигатели объемом до 1,4 л и трансмиссии.

СБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В производстве используется принцип поточных линий с использованием системы подвесных и напольных тротуарных конвейеров. Сборка, например,  автомобилей «Ланос» производится одновременно темпом 32 автомобиля в час. Каждые две минуты в течение 8 часов здесь сходит с конвейера готовый автомобиль, то есть 240 авто за смену.

Новая конвейерная линия и оборудование, применяемое для сборки, являются универсальными, что позволяет легко адаптировать цех под сборку новых моделей автомобилей.

Запорожский автозавод производит методом полномасштабного производства 5 моделей легковых автомобилей под брендом ЗАЗ. Часть комплектующих — силовые агрегаты, арматура, сиденья, пластмассовые изделия — производятся на предприятии. Остальное обеспечивают предприятия-поставщики, более 80% которых локализовано в Украине.

ИСПЫТАНИЯ

Параметры автомобиля проверяются на установленных в сборочном цехе стендах обкатки, испытаний тормозов, регулировки углов установки управляемых колес и регулировки света фар.

После стендовых испытаний автомобиль отправляется на дорожные испытания. Трек состоит из разных типов покрытий — «Лежачий полицейский», пластин для проверки ассиметричных нагрузок, канатов для проверки симметричных нагрузок, различных видов дорожного покрытия. Эксперты-испытатели проверяют автомобиль на соответствие требованиям по шуму, вибрации и жесткости, проводят дополнительный визуальный осмотр всех узлов и агрегатов тестируемой машины на эстакаде для подъема/спуска.Каждый автомобиль проходит окончательную обработку, которая включает следующие этапы:

  • мойка после дорожной обкатки;
  • инспекционный контроль на герметичность;
  • устранение дефектов, выявленных после дорожной обкатки;
  • контроль лицевых поверхностей;
  • установка дополнительных опций.

ЛОГИСТИКА


После проведенных испытаний и окончательной обработки сформированная партия автомобилей перемещается на склад готовой продукции, в отдел логистики автомобилей. Модернизированная система логистики на ЗАЗе постоянно развивается, обеспечивая оперативность, эффективность и качество комплекса работ, связанных как со своевременными доставками комплектующих изделий на заводские конвейеры, так и с оперативными доставками готового авто в сеть продажи под заказ его будущего владельца. Центр логистики (площадь 12 тыс. кв.м.), расположенный на территории завода, позволяет в непрерывном режиме получать сотни тысяч грузов, необходимых для производства, эффективно их обрабатывать и оперативно доставлять к месту назначения на производство. Сегодня в систему логистики также включены две секции для накопления и отгрузки готовой продукции общей площадью 51 289 кв.м., где могут находиться свыше 1300 новых автомобилей, которые ежедневно готовы к отправлению в разные уголки Украины.

ПАО «ЗАЗ» активно реализовывает экспортную политику, закрепляя достигнутые позиции на экспортных рынках и развивая новые направления. Предприятие осуществляет экспорт автомобилей, машинокомплектов и комплектующих в Россию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Беларусь, Сирию, Иорданию, Ирак, Египет.

Модельний ряд автомобілів «ЗАЗ» — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Модельний ряд автомобілів «ЗАЗ» — список всіх серійних моделей та прототипів автомобілів ЗАЗ.

Серійні або малосерійні моделі[ред. | ред. код]

Модель Фото Рік випуску Знятий з виробництва Кількість випущених машин Модифікації
ЗАЗ-965 Запорожець 1960 1969 322 106[1] ЗАЗ-965А, ЗАЗ-965АЕ, ЗАЗ-965Б, ЗАЗ-965АБ, ЗАЗ-965АР, ЗАЗ-965П, ЗАЗ-965С, ЗАЗ-965Е, ЗАЗ-965П
ЗАЗ-966 Запорожець ZAZ-966 front view.jpg 1967 1971 ЗАЗ-966В, ЗАЗ-966ВР, ЗАЗ-966ВБ, ЗАЗ-966ВБ2, ЗАЗ-966Е, ЗАЗ-966П
ЗАЗ-968 Запорожець ZAZ-968 front.jpg 1971 1980 ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968АБ2, ЗАЗ-968Б, ЗАЗ-968АБ, ЗАЗ-968Р
ЗАЗ-968М Запорожець 1980 1994 ЗАЗ-968М, ЗАЗ-968МБ, ЗАЗ-968МГ, ЗАЗ-968МД, ЗАЗ-968МР, ЗАЗ-968П
ЗАЗ-969 Волинь 1970 1979
ЗАЗ-1102 Таврія 1988 1997 326 500 [2] ЗАЗ-110206, ЗАЗ-110206-35, ЗАЗ-11027, ЗАЗ-11028, ЗАЗ-11029, ЗАЗ-1122, ЗАЗ-1132, ЗАЗ-1140, ЗАЗ-11022, ЗАЗ-110216, ЗАЗ-110216-35, ЗАЗ-110216-40, ЗАЗ-110220, ЗАЗ-110236, ЗАЗ-110206-32, ЗАЗ-110207, ЗАЗ-110217, ЗАЗ-110218, ЗАЗ-110218-40,ЗАЗ-11024 ,ЗАЗ-110247, ЗАЗ-110246, ЗАЗ-110240, ЗАЗ-110260, ЗАЗ-110267, ЗАЗ-110260-30
ЗАЗ-1102 Таврія Нова 1998 2007
ЗАЗ-1103 Славута ZAZ Tavriya.jpg 1999 2011 140 614 [3]. ЗАЗ-110340, ЗАЗ-110307, ЗАЗ-110307-01, ЗАЗ-110307-02, ЗАЗ-110307-10, ЗАЗ-110308, ЗАЗ-110308-01, ЗАЗ-110308-42, ЗАЗ-110308-40
ЗАЗ-1105 Дана Zaz dana.jpg 1995 1997 ЗАЗ-110520, ЗАЗ-110540, ЗАЗ-1125
ЗАЗ-11055 Таврія Пікап 1998 2011 ЗАЗ-110550, ЗАЗ-110550-20, ЗАЗ-110550-30, ЗАЗ-110550-40, ЗАЗ-110557-10, ЗАЗ-110557-53, ЗАЗ-110557-61, ЗАЗ-110557-51, ЗАЗ-110558
ЗАЗ Lanos Daewoo Lanos front 20080110.jpg 2004 2017 ЗАЗ Lanos Хетчбек, ЗАЗ Sens, ЗАЗ Sens Хетчбек, ЗАЗ Chance, ЗАЗ Chance Хетчбек
ЗАЗ Lanos Pick-up ZAZ Pic-up.jpg 2005 випускається ЗАЗ Sens Pick-up
ЗАЗ-А07А 2005 випускається ЗАЗ-А07А.10, ЗАЗ-А07А.22, ЗАЗ-А07А.23, ЗАЗ-А07А1.22, ЗАЗ-А07А1.23, ЗАЗ-А07А1.30, ЗАЗ-А07А1.32, ЗАЗ-А07А1.40, ЗАЗ-А07А1.62
ЗАЗ-А10 2009 випускається ЗАЗ-A10C30, ЗАЗ-A10C30-10, ЗАЗ-A10C30-11, ЗАЗ-A10C31, ЗАЗ-А10L50
ЗАЗ Forza ZAZFORZA.jpg 2011 2014 ЗАЗ Forza Хетчбек
ЗАЗ Vida 2012 2014 ЗАЗ Vida Хетчбек
ЗАЗ Slavuta Nova 2016 проектується

Прототипні або не серійні моделі[ред. | ред. код]

ЗАЗ-966 — Википедия

ЗАЗ-966 «Запорожец» — советский автомобиль особо малого класса. Выпускался на автомобильном заводе «Коммунар» в городе Запорожье с 1966 по 1972 год с модификациями.

Сразу после запуска в серийное производство модели ЗАЗ-965 «Запорожец» в 1960 году у неё обнаружилось множество недостатков, в первую очередь низкая комфортабельность, очень небольшой объём багажника, проблемы с перегревом двигателя в жаркую погоду и устаревший дизайн, причём устранить эти недостатки без радикальной переделки автомобиля не представлялось возможным. Поэтому уже весной 1961 года на Запорожском автозаводе приступили к разработке новой модели автомобиля, создававшейся с учётом опыта производства и эксплуатации ЗАЗ-965. В ноябре того же года ранний опытный образец новой модели был продемонстрирован на ВДНХ.

Между тем, недостаток опыта у конструкторов завода (предыдущая модель была передана на ЗАЗ в практически готовом виде, её разработку осуществлял конструкторский коллектив МЗМА в сотрудничестве с НАМИ), а также иные факторы затянули внедрение новой модели в производство: первые серийные «Запорожцы» второго поколения сошли с конвейера только в 1966 году, причём во временном варианте комплектации адаптированным под новый кузов двигателем от предыдущей модели. Эти автомобили получили индекс ЗАЗ-966В — буква «В» означала «временный», указывая на то, что силовой агрегат МеМЗ-966В («тридцатка») объёмом 887 см³ и мощностью 27…30 л. с с вытяжным вентилятором вскоре будет заменён на новый, специально разработанный для данной модели автомобилей. Полномасштабное же производство ЗАЗ-966 с собственным силовым агрегатом МеМЗ-968 («сороковка» — 1198 см³, 40…43 л. с.) началось ещё позже, в 1967 году. Правда, некоторые модификации (в том числе инвалидные) ЗАЗ-966 и его преемника ЗАЗ-968 продолжали снабжаться двигателем МеМЗ-966, который в 1979 году был доработан (до варианта МеМЗ-966Г), получив более эффективную систему охлаждения от МеМЗ-968 с нагнетающим вентилятором, что позволило решить проблему перегрева и повысить мощность с 27 л.с. до 29 л.с.

Объёмы выпуска и поставок нового автомобиля при этом были существенно ниже плановых показателей, что вызвало активное обсуждение в тогдашней автомобильной прессе, недвусмысленно указывая на то, что и последовавшее за наконец-то состоявшимся освоением автомобиля в производстве наращивание масштабов его выпуска также проходило далеко не гладко. На запланированную производительность в 150 тыс. машин этой модели в год выйти так и не удалось, более того — лишь к 1973 году завод сумел подойти к рубежу в 100 тыс. автомобилей в год. В те годы в советском легковом автомобилестроении реализовывалось сразу нескольку крупных проектов, главным из которых были строительство и ввод в эксплуатацию Волжского автозавода — концентрация сил отрасли на этом направлении шла во вред остальным, включая и обновление модельного ряда ЗАЗа.

Сравнение с иностранными аналогами[править | править код]

«Запорожец» ЗАЗ-966
Ранний прототип «Запорожца» (ориентировочно 1961 год).

Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность (см. иллюстрацию), однако конечная версия демонстрирует явное сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 год), — последняя, впрочем, сама, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года. Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей включал в себя такие модели, как британский Sunbeam / Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300 / 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, фургоны и микроавтобусы серии Dodge A100[en] и целый ряд других[1][2]. «Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего этого направления в стиле, а остальные модели с аналогичным оформлением, начавшие появляться уже вскоре после его премьеры на Парижском автосалоне 1960 года — в примерно равной степени подражаниями.

Оформление задней части кузова.

Кроме того, по сравнению с NSU Prinz «Запорожец» ЗАЗ-966 имел полностью иное конструктивное и технологическое оформление кузова — в то время, как при разработке его предшественника, связь конструкции которого с Fiat 600 никогда не отрицалась советской стороной, конструкторы, напротив, вполне осознанно старались по максимуму сохранить членение отдельных панелей кузова и технологические операции по изготовлению аналогичными оригиналу. Ничего подобного у ЗАЗ-966 по отношению к NSU не наблюдается, компоновка автомобилей также принципиально различна (продольное расположение силового агрегата у «Запорожца», поперечное — у НСУ). Вероятно, что прообразом его внешнего оформления мог стать и непосредственно Corvair — тем более, что целый ряд источников упоминают о закупках образцов данной модели и их изучении; в частности — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, или, по другой версии — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общий стилистический «ключ» — в отличие от того же NSU, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова «Корвэйра» к популярному на европейском рынке размерному классу. Продолжая сравнение, оформление задних фонарей и сложная профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов, а интерьер с панелью приборов, выполненной в виде открытой полки, трапецеидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал английский Hillman Imp.

По своей конструкции автомобиль был вполне оригинален и в целом являлся продуктом эволюционного развития конструктивных решений предыдущего поколения модели.

Продольный разрез ЗАЗ-968М, конструктивно в основном аналогичного ЗАЗ-966 с «сороковкой».

Передняя подвеска по сравнению с ЗАЗ-965 сохранила общую схему — независимая параллелограммного типа, с направляющим устройством в виде сдвоенных продольных рычагов и двумя поперечными наборно-пластинчатыми торсионами в качестве основного упругого элемента. Торсионы были заключены в стальные трубы, которые при помощи штампованных кронштейнов соединялись в агрегат, включающий в себя всю переднюю подвеску и детали рулевого управления за исключением рулевого редуктора и крепящийся на несущем кузове шестью болтами. Каждый из торсионов имел неподвижную заделку в середине, а к их свободным концам были прикреплены кованые рычаги подвески, качающиеся в подшипниках скольжения, выполненных с применением металлокерамики — вместо использовавшихся ранее недолговечных капроновых. Внутри трубы подвески заполнялись смазкой, для предотвращения её вытекания и попадания внутрь грязи между рычагами и трубами были установлены резиновые уплотнительные кольца и пыльники. В дополнение к торсионами в передней подвеске ЗАЗ-966 были применены цилиндрические пружины, воспринимающие порядка 25 % нагрузки, что позволило значительно (практически в 2 раза) увеличить срок службы торсионов. В отличие от ЗАЗ-965, в подвеске ЗАЗ-966 отсутствовал шкворневый узел, вместо чего поворотная цапфа колеса и стойка были объединены в поворотный кулак, связанный с рычагами подвески при помощи расположенных горизонтально шаровых шарниров.

В сумме применённые конструктивные решения позволили значительно увеличить межсервисный интервал передней подвески (между смазками торсионов — до 3…4 тыс. км, между смазками поворотного кулака — до 6…8 тыс. км, против 1 тыс. км у ЗАЗ-965) и повысить её долговечность (до 100 тыс. км).

Задняя независимая подвеска ЗАЗ-966 представляла собой полностью новую, более совершенную по сравнению с применявшейся на ЗАЗ-965, конструкцию — вместо качающихся полуосей с одним шарниром и установленных под углом 45° А-образных рычагов в ней были применены треугольные продольно-качающиеся рычаги и полуоси с двумя шарнирами на каждой (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Цилиндрические пружины, играющие роль упругого элемента, образовывали с амортизаторами единые узлы, опирающиеся на кузов через сферические резиновые подушки, что обеспечило возможность качания амортизатора при рабочем ходе подвески.

Этот тип задней подвески в то время только начинал завоёвывать популярность, а впоследствии широко использовался на европейских и спортивных американских автомобилях с приводом на заднюю ось — можно назвать такие примеры, как Chevrolet Corvette C2 и C3, весь модельный ряд BMW 1960-х — 1980-х годов, начиная c BMW 700 и включая машины 3-й (E21, E30), 5-й (E12) и 7-й (BMW E23) серий, Ford Sierra, Ford Scorpio, Opel Omega B и многие другие. Более оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение гораздо позже.

Характерной деталью облика автомобиля были «уши» — воздухоуловители системы охлаждения.

Двигатель «чистого» ЗАЗ-966 — так называемая «сороковка» — представлял собой значительно обновлённую версию предыдущей модели, рабочий объём которой был наращен с 877 до 1197 см³ как за счёт увеличения диаметра цилиндров (с 72 до 76 мм), так и за счёт увеличения хода поршня (с 54,5 до 66 мм), в процессе чего значительно возросли масса и габариты агрегата, но существенно повысились его тяговые характеристики и ресурс. Система охлаждения на ЗАЗ-966В с «тридцаткой» оставалась аналогична ЗАЗ-965 по принципу работы (забор воздуха через отверстия по бокам кузова, расположенный позади блока цилиндров вытяжной вентилятор, протягивающий воздух через рубашку охлаждения и выбрасывающий его назад), но, как результат продувок моделей будущего автомобиля в аэродинамической трубе, была дополнена специальными уловителями на воздухоприёмных отверстиях (знаменитые «уши»), обеспечившими необходимый для работы системы подпор воздуха, в результате чего удалось практически полностью избавиться от характерной для предыдущей модели проблемы с перегревом в жаркую погоду. На модификациях с «сороковкой» впоследствии появилась система охлаждения с обратным направлением потоков воздуха — воздух, проходящий через «уши», также подавался в моторный отсек через расположенные в задних крыльях воздуховоды, но теперь сначала поступал в открыто расположенный вентилятор системы охлаждения, которым прогонялся через рубашку охлаждения двигателя и через кожухи охлаждения двигателя выходил вниз, под машину (а в режиме прогрева, при закрытых заслонках термостатов — поступал обратно в моторный отсек).

Коробка передач была разработана заново и имела полностью синхронизированный ряд передач переднего хода, что существенно облегчило управление автомобилем (и то, и другое касается «чистого» ЗАЗ-966, а не «переходной» модели 966В с 30-сильным двигателем). Примечательно, что на прототипах использовался привод переключения передач с рычагом, расположенным на панели приборов, справа от щитка приборов, как на некоторых иностранных моделях тех лет («Трабант», некоторые DKW и целый ряд французских малолитражек), но в серии от него отказались как от ненужного усложнения конструкции. Характерной особенностью трансмиссии было отсутствие прямой передачи — четвёртая передача в ней была повышающей, то есть, имела передаточное отношение менее единицы, как пятая на современных автомобилях.

В целом, коробка передач, разработанная для 40-сильного двигателя МеМЗ, оказалась весьма удачной и надёжной — большой запас прочности позволял использовать её в паре с намного более мощными по сравнению со штатным двигателями; например, самодеятельными конструкторами на базе трансмиссии «Запорожца» создавались автомобили (в том числе — с приводом на переднюю ось, что позволяла конструкция силового агрегата) и багги с двигателями от «Жигулей», различных «Москвичей» и даже «Волги» ГАЗ-21 (последнее, впрочем, уже приводило к существенному уменьшению ресурса агрегата). Сравнительно слабым же местом конструкции оказались полуоси, а в особенности — имевшие довольно «нежные» резиновые пыльники внутренние шарниры (впоследствии они были дополнительно защищены грязеотражательными щитками) — что, впрочем, проявлялось лишь при регулярной эксплуатации автомобиля за пределами благоустроенных дорог.

ЗАЗ-968М, близкий родственник ЗАЗ-966 Fiat 850, современник ЗАЗ-966 и наследник Fiat 600

Кузов «Запорожца» превосходил по ресурсу «Москвичи» и «Жигули», и даже без дополнительной антикоррозийной обработки начинал ржаветь лишь на 5-7 год при постоянной эксплуатации в городе, а живучесть автомобиля позволяла ему сохранять способность самостоятельно передвигаться даже при серьёзных неполадках и повреждениях.[3]

Дальнейшим развитием ЗАЗ-966 стала модель ЗАЗ-968, выпускавшаяся с 1971 года по 1994 год и изначально практически не отличавшаяся от своего предшественника — главным отличием были установленные на задней панели кузова фонари заднего хода и укороченные воздухозаборники охлаждения. При этом на ранние выпуски ЗАЗ-968 устанавливался тот же, что и на ЗАЗ-966, двигатель МеМЗ-966Г с карбюратором К-125Б, мощностью 31 л. с.; в 1972 появился двигатель МеМЗ-968Э с карбюратором К-127 мощностью 40 л. с., а в 1973 — модель ЗАЗ-968А, имевшая уже немного иное внешнее оформление (узкий молдинг вместо фальшь-решётки радиатора), а в 1979 — модель ЗАЗ-968М, сильно изменившаяся внешне: (небольшие решёточки («жабры») вместо больших воздухозаборников («ушей»), выпуклая передняя панель, прямоугольные задние фонари). В декабре 1972 года ЗАЗ-966 был снят с производства окончательно.

Масштабные модели автомобиля 1:43 в СССР, России и Украине выпускались из металла московским заводом «Прогресс» с 1978 года и из пластмассы на самом Запорожском автозаводе. Обе модели имеют примитивное, практически игрушечное качество.

Модель 1:43 выпущена в Китае фирмой IST Models и в серии Автолегенды СССР. Причем в исполнении «Бокс» модель белого цвета с короткими «ушами», а в журнальной версии голубого цвета с длинными.

  1. ↑ [Никита Розанов, кандидат искусствоведения. Статья «Крепкие и мускулистые». Журнал «АВТОМОБИЛИ», 9-1998]
  2. ↑ Automotive History: How The 1960 Corvair Started A Global Design Revolution
  3. ↑ [А. Л. Теркель, Д. А. Теркель. Тем кто выбрал «Запорожец».] — М.: За рулем, 1994—125 с.

О компании/ZAZ | ЗАЗ. Сайт официального дистрибьютора в Украине.

Компания «Юниверсал Моторз Груп» является структурным подразделением Корпорации «УкрАВТО». Компания начала свою деятельность на украинском рынке коммерческой техники в 2004 году.

«Юниверсал Моторз Груп» представляет различные модификации автобусов малого и среднего класса «I-VAN», «ЗАЗ» для перевозки пассажиров на различных маршрутах и с различным пассажиропотоком.    

Для обеспечения качественной работы коммерческой техники в каждом регионе Украины создана сервисная сеть.  Сервисные центры находятся в каждой из 24 областей, каждый из них укомплектован высоко квалифицированным персоналом, а также оснащен современным оборудованием и необходимыми оригинальными запасными частями.

Основные преимущества работы с компанией «Юниверсал Моторз Груп»:

  • Поставки автомобилей и запчастей в Украину непосредственно от производителей;
  • Наличие на складах компании широкого ассортимента автомобилей и их модификаций, а также возможность выбора дополнительного оборудования для них;
  • Широкий складской ассортимент оригинальных запасных частей;
  • Широкий ассортимент автомобилей и соответственно широкий спектр ценовых предложений, поможет сделать оптимальный выбор для различных групп потребителей;
  • Возможность установки дополнительного оборудования на автомобили непосредственно на том же предприятии;
  • Гарантийная поддержка всех предлагаемых товаров и услуг;
  • Сервисная поддержка реализованных товаров;
  • Система скидок для оптовых покупателей и дилеров;
  • Наличие сертификатов качества на всю предлагаемую продукцию;
  • Возможность получения квалифицированных консультаций покупателями при выборе товаров и проведении сервисного и гарантийного обслуживания;
  • Возможность выполнения индивидуальных заказов потребителей;
  • Обеспечение сохранности конфиденциальных сведений о покупателях;
  • Предоставление различных скидок, подарков и бесплатных услуг потребителям.

Цены и комплектации/ZAZ | ЗАЗ. Сайт официального дистрибьютора в Украине.

Модификация

SF55Y010N

Номенклатура

B2MM514C

Уровень комплектации

Standard

Стандартная цена 2018 г.в., грн

274 300

Объем двигателя, л 

1,5

Мощность двигателя, л.с. (КВт)

84 (62)

КПП

МТ5 

Газобаллонное оборудование (ГБО)

 

Гидроусилитель руля

Аудиоподготовка: 2 динамика

Задняя противотуманная фара

Электрорегулятор фар

Кондиционер

 

Подогрев внешних зеркал

Подушка безопасности водителя

Зеркала с повторителем поворота

Размер шин

185/75 R13

Объем топливного бака (л)

45

Стандартное оборудование VIDA Cargo:

тормозные механизмы передних колес — дисковые, вентилируемые, задние — барабанные. Двери автомобиля имеют брус безопасности от бокового удара. Соответствует требованиям нормы токсичности Евро-5.

 

 – стандартное оборудование

 – опционно, комплектуется в зависимости от партии автомобилей

Цены указаны с учетом НДС (20%) в грн. по состоянию на 15.05.2018 г. Цены являются рекомендованными. Продавец оставляет за собой право изменять комплектации и цены на автомобили. Подробную информацию получайте у консультантов официальной сети дилерских центров ZAZ. Количество автомобилей ограничено.

 

 

 

 

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о