ГАЗ-3937 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 апреля 2019; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 апреля 2019; проверки требуют 8 правок.ГАЗ-3937 «Водник» | |
---|---|
Страна | Россия |
Производитель | Арзамасский машиностроительный завод |
Масса, кг | 7500 |
Тип и модель двигателя | ГАЗ-5621 |
Скорость, км/ч | 120 |
Удельная мощность, л.с./т | 14,7 |
Мощность двигателя, л.с. | 175 л. с. |
Запас хода, км | 1000 |
Подвеска | торсионная |
Основное вооружение | 14,5 мм КПВТ или 12,7 мм Корд |
Дополнительное вооружение | 1×7,62 ПКТ |
Длина, мм | 5750 |
Ширина, мм | 2600 |
Высота, мм | 2630 |
Экипаж (расчёт), чел. | 2 (+9 пассажиров) |
Медиафайлы на Викискладе |
ГАЗ-3937 «Водник» — российский автомобиль для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Обеспечивает защиту экипажа от стрелкового оружия. Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливался на Арзамасском машиностроительном заводе.
Производится и для Министерства обороны России с 2005 года.[1]
Автомобиль построен по модульной схеме. Сварной корпус включает в себя два съёмных модуля. Передний модуль состоит из силового отделения и отделения управления, разделенных герметичной перегородкой.
Задний многоцелевой модуль благодаря быстросъемному соединению может быть заменён в полевых условиях. Иными словами одно шасси автомобиля может выполнять несколько функций в зависимости от установленного модуля:
- транспортировка людей;
- транспортировка грузов и технологического оборудования в труднодоступные районы;
- транспортировка жилых блоков и других коммунальных модулей;
- выполнение функций технологических машин топливно-энергетического комплекса (топливозаправщиков, ёмкостей и т. д.).
Автомобиль имеет отключаемый привод передних колес, независимую торсионную подвеску, систему централизованной подкачки шин, гидроусилитель рулевого управления, мощную систему отопления и кондиционирования.
Разработан по заказу Министерства Обороны СССР по теме «Водник». По этой же теме в 1988 году НАМИ был разработан плавающий автомобиль, получивший индекс НАМИ-0281. Но этот автомобиль имел совершенно другую компоновку. Отсек силового агрегата располагался в задней части кузова, а грузопассажирский отсек размещался посередине. Данное решение позволяло сохранять дифферент на плаву практически независимо от перевозимого груза. НАМИ-0281 имел некоторое внешнее сходство с БРДМ, снаряжённая масса — 2800 кг., количество пассажиров — 9. Ни НАМИ-0281, ни ГАЗ-3937 не удовлетворили требованиям Министерства обороны, заявленные в конкурсе (полная масса до 4000 кг, авиатранспортабельность вертолётом Ми-8).
- Масса автомобиля (полная), кг: 6600—7500
- Масса перевозимого груза, кг: 1500—2500
- Количество пассажиров: 10—11
- Габаритные размеры:
- длина, мм: 5100
- ширина, мм: 2600
- высота, мм: 2300
- База, мм: 3000
- Колея, мм: 2200
- Дорожный просвет, мм: 475
- Двигатель: ГАЗ-5621
- Тип: 6-цилиндровый турбодизель
- Рабочий объём, см³: 3200
- Масса 310 кг
- Скорость:
- по шоссе, км/ч: 120
- Запас хода по топливу, км: 700—1000
- Машина присутствует в серии игр Battlefield.
- Машина присутствует в игре Armed Assault 2 (в трёх модификациях: санитарно-эвакуационный, с двумя установленными ПКТ, с боевым модулем с пушкой 2А42).
- Машина присутствует в игре Sniper: Ghost Warrior 3.
- Машина используется в игре Shattered Union в качестве легкой бронетехники Российской Федерации.
- Можно увидеть в игре Freedom Fighters.
Высокомобильный армейский автомобиль ГАЗ-39371 «Водник»
Высокомобильный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» с колесной формулой 4х4 предназначен для транспортировки людей и грузов, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог, в том числе по труднопроходимой местности. В основу многоцелевого автомобиля «Водник» была положена модульная схема построения, которая позволяет оперативно непосредственно в полевых условиях менять боевые и хозяйственные модули. Шасси автомобиля может быть использовано для монтажа стрелкового и легкого артиллерийского вооружения вплоть до установки 120-мм миномета.Автомобиль был разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». При этом с 1997 года его производство осуществлялась на Арзамасском машиностроительном заводе. На этом предприятии, входящем в группу «ГАЗ», собирали и собирают знаменитый БТР-80 и различные его разновидности. Дальним прародителем «Водника» считался плавающий автомобиль, обладавший индексом НАМИ-0281. Проектирование данной машины было начато еще в СССР в 1985 году, но все же НАМИ обладал совершенно другой компоновкой.
По распространенному мнению, которое является ошибочным, автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Однако это не так, машина не имеет средств для передвижения по воде — у нее нет гребного винта, перемалываемых траков или водомета. «Водник» в состоянии преодолевать водные преграды вброд, но только тогда, когда их максимальная глубина не превышает 1,2 метра. ГАЗ-39371 «Водник» рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -45°С до +50°С. При относительной влажности воздуха 100% может использоваться при температуре до +25°С. Возможно использование машины при скорости ветра до 30 м/с и в горной местности на высоте до 4500 метров с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров. Боевой расчет «Водника» состоит из 11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве 9 человек.
Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме. Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей — переднего и заднего, которые были съемными. По словам представителей «ГАЗа», было предусмотрено создание 26 различных сменных модулей (в том числе бронированный и хозяйственный, который можно было использовать в качестве полевого жилья), которые можно было легко менять, исходя из поставленных задач. Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях.
Передний модуль состоял из моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, которые были разделены между собой герметичной перегородкой. Модуль управления был трехместным, с размещением сидений командира и водителя в ряд по-автомобильному, а сиденья радиста прямо за водителем. Для посадки и высадки командир и водитель пользовались дверьми, а радист люком. Сиденье водителя имело регулировку в продольном направлении и по высоте, сиденья радиста и командира — лишь по высоте.
Основной функционал был представлен в заднем модуле, в котором находился основной полезный объем автомобиля. Его можно было использовать для транспортировки грузов и людей, а также установки различного специального оборудования, мобильных установок и систем вооружений. Как уже отмечалось выше, благодаря наличию быстросъемного соединения задний модуль можно было легко заменить. В модуле присутствовали сиденья для перевозки 8 человек, при этом конструкция позволяла установить сидения либо лицом к лицу, либо спиной к спине. В модуле имелось 6 дверей для посадки и высадки десанта (по две двери сзади, слева и справа). Все двери открывались вверх и удерживались в открытом положении при помощи газовых амортизаторов.
Для защиты экипажа машины изначально было проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом передний и задний модули могли выполняться как бронированными, так и небронированными. Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты. Впервые на бронемашине ГАЗ-39371 были применены неприкрытые многослойные бронированные стекла, которые не имели каких-либо дополнительных бронеограждений или бронещитков.
Вооружение боевого модуля может изменяться, исходя из назначения конкретной машины. В базовой комплектации «Водник» оснащен башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная пулеметная установка оснащена дневным прицелом, а также 6 пусковыми установками для запуска дымовых гранат. В состав имеющегося на «Воднике» оборудования входило танковое переговорное устройство Р-174, кондиционер, отопитель, средства пожаротушения. Также была предусмотрена установка на борту автомобиля радиостанции Р-163-50У, навигационной аппаратуры и специального оборудования.
В середине 2007 года данные высокомобильные армейские автомобили начали поступать на вооружение российской армии (части РВСН и комендантские части) и в состав специальных подразделений МВД России. Всего было выпущено примерно 250 таких бронемашин, при этом на консервацию длительного хранения Минобороны России было заложено 50 автомобилей ГАЗ-39371 «Водник». Еще 48 автомобилей «Водник» получила армия Уругвая. Все машины были поставлены без вооружения. Уругвайские военные использовали «Водники» для перевозки личного состава и в качестве транспортных средств.
ГАЗ-39371 «Водник» изначально создавался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках данная машина популярности не снискала. В период с апреля по июнь 2001 года 12 автомобилей опытно-промышленной партии проходили войсковые испытания фактически в боевых условиях в Чечне. Машины использовались в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и были сведены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза.
Первое, что удивило военных в этой бронемашине — это деление на отсеки. Между отсеком десанта и управления, в котором находится командир, расположен двигатель и герметичная перегородка. Такое решение ограничивает возможности использования машины в боевых условиях. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая при этом защищенного броней кузова, просто невозможно.
Помимо этого, на машину была установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает приемлемую связь при общем уровне шума до 133 дБ. Однако шум двигателя «Водника» и его ходовой части делают связь практически невозможной. Объяснялось это тем, что автомобили не оснащались глушителями, а выхлоп от двигателя был направлен вниз под корпус. В результате такого конструктивного решения громкий звук от выхлопа сначала отражался от покрытия дороги, а затем возвращался на плоское днище автомобиля, что лишь усиливало воздействие. Помимо этого, при подключении переднего моста появлялось четко слышимое в салоне жужжание.
С точки зрения противоминной защиты ходовая часть автомобиля была выполнена хорошо: использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, а сами колеса в значительной степени были «вынесены» за проекцию днища и корпуса бронемашины в целом. Такое решение значительно повышало поперечную остойчивость автомобиля. Однако наличие плоского днища существенно снижало живучесть автомобиля и десанта, так как оно целиком принимало на себя воздействие ударной волны при взрыве фугаса или мины. Фактически в этом плане ничего не изменилось с конца 1950-х годов, оставшись на уровне БРДМ-1. Этот же минус характерен и для форм корпуса «Водника». Тот же БТР-80 отличается более рациональными углами наклона брони и сложной ее схемой, чем-то напоминающей граненый бриллиант. Корпус «Водника» больше напоминает «кирпич», который мало способствует возникновению рикошетов при ведении огня по автомобилю с флангов.
Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) — над задним мостом. В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получит моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами. При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?
Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.
Геннадий Жилин отметил, что броня «Водника» вообще не соответствовала предъявляемым боевой практикой требованиям, не обеспечивая достаточной защиты для экипажа. В 2001 году один из бронеавтомобилей при движении в составе колонны испытал на себе воздействие подрыва фугаса, который был изготовлен из артиллерийского снаряда. В то время большинство фугасов боевики устанавливали не на дороге и не в полотно дороги, а рядом с ней — для максимального поражения личного состава, который, как правило, передвигался на броне. В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой истории стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».
То, что бронестекла подтвердили свою прочность в ходе практического использования, подтверждает и случай, когда 7,62-мм пуля, выпущенная снайпером с расстояния около 800 метров, не смогла пробить бронестекло водителя. В целом защита смотровых приборов от повреждения их от огня стрелкового оружия противника была решена достаточно оригинальным способом — путем монтажа у командира и водителя многослойных бронестекол большой площади без прикрытия, которые на практике доказали свою эффективность.
Сегодня ГАЗ-ГАЗ-39371 «Водник» — довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в своем блоге Виталий Кузьмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:
Габаритные размеры: длина — 5830 мм, ширина — 2630 мм, высота — 2600 мм.
Полная масса — 7500 кг.
Полная масса буксируемого прицепа — 2500 кг.
Силовая установка — дизель ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость по шоссе — 112 км/ч.
Контрольный расход топлива при полной массе, л/100 км — 18,5.
Запас хода по контрольному расходу топлива — 1000 км.
Наименьший радиус поворота — 10 м.
Глубина преодолеваемого брода — 1,2 м.
Максимальный преодолеваемый подъем — 30 градусов.
Пассажировместимость — 11 человек (включая водителя).
Вооружение стандартное — пулемет 14,5-мм КПВТ, пулемет 7,62-мм ПКТ, 6 ПУ для запуска дымовых гранат.
Источники информации:
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-3937.htm
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/bmp-btr/6331-broneavtomobil-gaz-3.html
http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-vzglyad/vodnik-universalen-i-prost-no
http://bastion-opk.ru/gaz-3937-vodnik
Бронеавтомобиль «Водник» | Энциклопедия военной техники
Высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник» предназначен для установки функциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости – с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия. В основу конструкции автомобиля ГАЗ-39371 «Водник» положена модульная схема построения, что позволяет оперативно производить в полевых условиях смену боевых и хозяйственных модулей, а также обеспечивать выполнение одним шасси функций нескольких автомобилей – специальных армейских автомобилей, машин обслуживания, а также боевых машин с различными вариантами вооружения – от легкого стрелкового до 120-мм миномета.
В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя – на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля – передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях. Всего у ГАЗ-3937 «Водник» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами. Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника». Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.
В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мед проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходит испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80. Эти автомобили были переданы в 4 мер 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мед летом 2000 г. и использовались в ВАИ. Корпус бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник», изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений. Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек. Масса буксируемого прицепа – до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса – передние. Подвеска – независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-3937 «Водник»
Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
Масса, кг: 7500
Длина, мм: 5750
Ширина, мм: 2600
Высота, мм: 2630
Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
Скорость, км/ч: 110
Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
Запас хода, км: 1000
Подвеска: торсионная
Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ
2000 Газ 39371 «Водник» — АвтоГурман
Проектирование этого принципиально нового плавающего автомобиля колесной формулы 4х4 под индексом НАМИ-0281 начато в 1985 году.
Характерные особенности машины: расположенный в задней части кузова силовой агрегат, независимая гидропневматическая подвеска всех колес; шины с регулируемым на ходу давлением воздуха, несущий водонепроницаемый кузов. НАМИ-0281 может плавать, двигаться по заболоченным участкам. Благодаря тому, что грузопассажирский отсек размещен в середине автомобиля, его осевые нагрузки и дифферент на плаву не зависят от величины перевозимого груза. Разработка легла в основу армейского автомобиля ГАЗ-3937 «Водник».
Прототип ГАЗ-3937 «Водник» – один из экспонатов выставки «Средства спасения-94» (ВВЦ, Москва).
Высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник» предназначен для установки функциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости – с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия.
В основу конструкции автомобиля ГАЗ-39371 «Водник» положена модульная схема построения, что позволяет оперативно производить в полевых условиях смену боевых и хозяйственных модулей, а также обеспечивать выполнение одним шасси функций нескольких автомобилей – специальных армейских автомобилей, машин обслуживания, а также боевых машин с различными вариантами вооружения – от легкого стрелкового до 120-мм миномета.
В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя – на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме. Сварной корпус имеет два съемных модуля – передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой.
Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования. По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.
Всего у ГАЗ-3937 «Водник» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами.
Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».
Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования. Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной. Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты.
Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.
Бронеавтомобиль ГАЗ-3937 «Водник»
В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 г. на базе 42 гв. мед проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия).
Проходит испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80. Эти автомобили были переданы в 4 мер 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мед летом 2000 г. и использовались в ВАИ.
Корпус бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник», изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния.
Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений. Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек.
Масса буксируемого прицепа – до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.).
Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса – передние.
Подвеска – независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.
При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.
«Перспективные системы оружия: бронеавтомобиль ГАЗ-3937 «Водник»» в блоге «Перспективные разработки, НИОКРы, изобретения»
Высокомобильный автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-39371 «Водник» предназначен для установки функциональных модулей, необходимых для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах, при необходимости — с обеспечением защиты экипажа от огнестрельного оружия.
В основу конструкции автомобиля положена модульная схема построения, что позволяет оперативно производить в полевых условиях смену боевых и хозяйственных модулей, а также обеспечивать выполнение одним шасси функций нескольких автомобилей — специальных армейских автомобилей, машин обслуживания, а также боевых машин с различными вариантами вооружения – от легкого стрелкового до 120-мм миномета.
В настоящее время известны две машины этого семейства, ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, имеющие одинаковую компоновку: отделение управления (с двумя местами на ГАЗ-3937 и тремя — на ГАЗ-39371), боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Конструкция ГАЗ-3937 «Водник» выполнена по модульной схеме.
Сварной корпус имеет два съемных модуля — передний и задний. В переднем размещены моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль ГАЗ-39371 может быть использован для перевозки личного состава (бронированный или небронированный варианты), монтажа различного вооружения или специального оборудования.
По заявлениям представителей «ГАЗа», предусмотрено создание 26 сменных модулей, устанавливаемых в зависимости от характера решаемых задач. Главным преимуществом такой схемы является то, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая смена различных модулей даже в полевых условиях.
Всего у ГАЗ-3937 «Водник» насчитывается 26 сменных модулей, с помощью которых можно в кратчайшие сроки и с использованием простейших приспособлений переоборудовать машину из одного варианта в другой. Для боевых целей имеются модули с 14,5-мм пулеметом КПВТ, с 30-мм автоматической пушкой, а также с различными ракетными зенитными и противотанковыми комплексами.
Модульная конструкция, кроме того что позволяет унифицировать
шасси для машин разного назначения, еще и положительно влияет на
выживаемость боевых установок. В случае поражения машины с боевым
модулем установка вооружения может быть оперативно переставлена
на одну из машин обеспечения, построенных на шасси «Водника».
Для защиты экипажа проработано несколько вариантов
бронирования.
Корпус ГАЗ-3937 «Водник», в зависимости от назначения машины, изготавливается из броневой стали, обеспечивающей защиту экипажа от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Передний и задний модули могут выполняется как бронированными, так и небронированными, в зависимости от задач, выполняемых конкретной машиной.
Кроме того, для увеличения уровня защиты возможна установка на машину дополнительной бронезащиты. Вооружение боевого модуля зависит от назначения машины. В настоящее время проходят испытания машины с боевыми модулями, вооруженными двумя 7,62-мм пулеметами ПКМС, а также башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
В состав устанавливаемого на машинах оборудования входят танковое переговорное устройство Р-174, отопитель, кондиционер, средства пожаротушения. Предусмотрена также установка радиостанции Р-163–50 У, навигационной аппаратуры и специального оборудования: централизованной системы пожаротушения, радиостанции, навигационной аппаратуры и другого оборудования.
В соответствии с распоряжением Генерального штаба ВС РФ, в период с 10 апреля 2001 по июнь 2001 года на базе 42 гв. мед проводились войсковые испытания 12 автомобилей ГАЗ-39371-221 «Водник» (опытно-промышленная партия). Проходит испытания в боевых условиях подразделение на машинах с боевыми модулями со смонтированными башенными установками от БТР-80.
Эти автомобили были переданы в 4 мер 72 мсп, зачислены в боевую группу эксплуатации и выделены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза. Реально первые машины появились в 42 мед летом 2000 года и использовались в ВАИ.
Корпус бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник», изготовленный из стальной брони, обеспечивает защиту экипажа от пуль калибра 7,62-мм при стрельбе с близкого расстояния. Впервые на бронемашине применены неприкрытые многослойные бронированные стекла без каких-либо дополнительных бронещитков или бронеограждений.
Боевой расчет машины состоит из 10–11 человек:
- командира отделения (машины)
- механика-водителя
- десанта в количестве восьми (ГАЗ-3937) или девяти (ГАЗ-39371) человек
Масса буксируемого прицепа — до 2,5 т. Машина может оснащаться следующими дизельными двигателями: ГАЗ-562 (175 л.с.), ЯМЗ-460 (160 л.с.), HINO J07C (165 л.с.). Коробка передач пятиступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад. ГАЗ-3937 «Водник» имеет два ведущих моста (4×4), управляемые колеса — передние. Подвеска — независимая торсионная на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
Для повышения живучести ходовой части и улучшения проходимости имеется централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. При полной массе 6,6-7,5 т машина способна развивать скорость до 112 км/ч по шоссе, преодолевать подъем крутизной до 30° и вертикальную стенку высотой до 0,4 м. Без предварительной подготовки она может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Запас хода по топливу при скорости 60 км/ч может составлять до 1000 км.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-3937
«Водник»
- Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
- Масса, кг: 7500
- Длина, мм: 5750
- Ширина, мм: 2600
- Высота, мм: 2630
- Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
- Скорость, км/ч: 110
- Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
- Запас хода, км: 1000
- Подвеска: торсионная
- Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
- Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ
Пришествие «Бронтозавра» « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»
Бронированный автомобиль, разговор о котором пойдет далее, в свое время выделялся из общего ряда своих собратьев не только особенностями конструкции и высокой функциональностью, но и тем, что в отличие от большого количества экспериментальной автомобильной техники, созданной заводскими конструкторскими бюро в 1990-х годах, он стал одним из немногих, прошедших горнило реальной войны. С 2000 года бронеавтомобиль поставлялся в части 42-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Чечне. Так что у военных было время ближе ознакомиться с этой новинкой, первое появление которой на публике вызвало такой неожиданный эффект, что кто-то из пишущей братии с ходу окрестил автомобиль «Бронтозавром» – за необычность конструкции и весьма своеобразный внешний вид.
Когда конструкторы создают новую машину, они, конечно, не в последнюю очередь думают о ее функциональности, возможности эксплуатации в различных условиях и с различными целями. Правда, надо честно признать, порой бывает очень сложно свести воедино несовместимое. Скажем, создать автомобиль, который с одинаковым успехом можно будет эксплуатировать и в условиях Крайнего Севера, и в пустыне, и на высокогорье. А вот специалистам Управления конструкторских и экспериментальных работ Горьковского автозавода это удалось в полной мере – именно они создали бронированный автомобиль, конструкция которого оказалась настолько удачной, что он стал желанным для широкого спектра потребителей: военных, пограничников, газовиков, охотников, геологов – всех тех, кому нужна надежная многофункциональная машина, способная преодолевать любые препятствия и в то же время оставаться комфортабельной и удобной в эксплуатации. Речь идет о бронеавтомобиле ГАЗ-3937 «Водник». Оговорюсь сразу: многие считали «Водник» нашим «адекватным ответом» американскому «Хаммеру». Это неправильно. «Хаммер» здесь и рядом не валялся. По своим характеристикам ГАЗ-3937 давно заткнул за пояс хваленое заокеанское чудо, в чем мы очень скоро убедимся. «Американец» находится в другой «весовой категории» (в прямом и переносном смысле). «Водник» в отличие от «Хаммера» может успешно эксплуатироваться в температурном диапазоне от -45°С до +50°С, забираться в горы на высоту до 4.650 метров, проезжать без дозаправки тысячу километров. Кстати, расходу топлива этого тяжелого семитонного броневика могут позавидовать многие легковушки – «Водник» потребляет всего 15,4 литра дизельного топлива на 100 км пробега.
Изначально ГАЗ-3937 задумывался как высокомобильный армейский грузовик, предназначенный в первую очередь для сил быстрого реагирования. Но, когда идея воплотилась в жизнь, вернее в металл, оказалось, что его способности к адаптации в военной среде значительно шире. Настолько шире, что рассматривался вопрос использования «Водника» в качестве многоцелевого разведывательно-диверсионного вездехода и замены им прекрасно зарекомендовавшей себя, но уже морально устаревшей бронированной разведывательно-дозорной машины – БРДМ. Кто служил, знает, что этим машинам в свое время не было равных по боевым возможностям. Они с одинаковой легкостью преодолевали пески и болота, водные преграды и горные склоны, обладали высокой маневренностью и подвижностью, были хорошо вооружены. Все эти качества, но уже на современном уровне, сохранил «Водник». К тому же приобрел много новых способностей, о которых в прошлые годы можно было только мечтать.
Стоит оговориться, что несмотря на распространенное заблуждение (исходя из названия «Водник»), бронеавтомобиль не имеет средств для передвижения в воде – гребного винта или водомета. Максимальная глубина преодолеваемой водной преграды– не более 1,2 м, хотя конструкция корпуса представляет собой герметичное плоскодонное «корыто» из толстого стального листа вполне пригодное для амфибии и позволяет в некоторых вариантах модульной комплектации, только за счет вращения колес, движение по воде со скоростью не больше 5 км/ч.
Новый броневик с легкостью может стать и транспортной, и командной, и санитарной, и штабной машиной, полевой кухней, а также многофункциональным носителем различного рода огневых средств. Средства эти могут быть самыми различными: от миномета и легкой артиллерийской установки до крупнокалиберных пулеметов и комплекса противотанковых ракет.
Секрет тут состоит в том, что ГАЗ-3937 создан по модульной схеме. Сварной несущий корпус имеет два съемных модуля – передний и задний. В переднем размещаются силовое отделение и отделение управления. Задний транспортный модуль может выполняться как в боевом, так и в гражданском исполнении.
Передний модуль «Водника» – так называемое отделение управления – сразу создавался в двух компоновочных вариантах. Первый вариант – когда командир располагается за водителем. Двигатель в этом случае находится справа от них. В этой компоновке благодаря практическому отсутствию угла свеса броневик способен легко преодолевать даже вертикальные стенки. Вторая компоновка, которая применена на модификации «Водника» ГАЗ-39371, более привычная для нас. В ней командир располагается рядом с водителем. Поскольку двигатель в такой компоновке пришлось размещать за водителем и командиром, кабину несколько выдвинули вперед, обеспечив им тем самым прекрасный обзор.
Кроме того, имеется и трехместный вариант отделения управления. В этом случае в переднем модуле оборудуется рабочее место радиста.
Надо отметить, что конструкторы приложили немало усилий, чтобы облегчить водителю управление «Водником». В частности, все ручки управления размещены относительно компактно, рулевое колесо – уменьшенных размеров. Большего и не требуется, поскольку автомобиль оснащен усилителем руля и уверенно слушается водителя в любых условиях дорожной обстановки.
Сердце силового отделения машины – четырехцилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом мощностью 160 л.с. Он позволяет разгонять броневик до 120 км/ч, причем скорость в 100 км/ч «Водник» набирает за 18 секунд. Не «Феррари», конечно, но для боевой машины более чем.
Для модификации ГАЗ-39371 предусмотрен другой двигатель – японский «Hino» J07C – пятицилиндровый рядный дизель, правда, без турбонаддува. Он имеет рабочий объем чуть ли не в два раза больший, чем у «ярославца» (6,634 литра против 3,988 литра), однако мощность его повысилась всего на пять «лошадей» – 165 лошадиных сил. Возможна установка и иных двигателей.
Коробка передач – пятиступенчатая. «Раздатка» – механическая двухступенчатая, с прямой повышающей передачей, с валом отбора мощности.
Как уже упоминалось, «Водник» с легкостью «берет» броды глубиной до 1,2 метра. Герметичный корпус позволяет автомобилю преодолевать водные преграды вплавь весьма условно. Но конструкторами ГАЗа предусмотрена установка на броневик двух водометных движителей, что теоретически увеличит его маневренность и скорость на плаву до 10 км/ч.
Вдоль бортов тянется соединительный фланец, к которому с помощью быстроразъемных соединений крепятся передний и задний модули. Легкость, с которой можно заменить задний модуль, поражает. На все про все уходит не более пятнадцати минут. Операцию можно провести даже в полевых условиях, быстро заменив, скажем, транспортную платформу на бронированную кабину с артиллерийской башней или на медицинский модуль. Это качество «Водника» просто бесценно. В ходе боестолкновений, как известно, очень часто из строя выходит не вся машина целиком, а одна ее часть: силовое отделение, например, или ходовая. В этом случае требуется порой долгий ремонт или же машину сразу списывают в утиль. Альтернативы нет. С «Водником» все проще. Подорвался на мине броневик с пулеметом, у него отлетели колеса? Нет проблем! Переставляем боевой модуль на новую машину, которая до этого была, скажем, санитарной или же походной кухней, и продолжаем бой. Кашу можно и на земле сварить.
Особого разговора заслуживает ходовая часть «Водника». Подвеска автомобиля независимая торсионная, все четыре колеса ведущие, хотя при необходимости привод передних колес можно отключить. Имеется система подкачки шин. Шины, заметим, являются пулестойкими: даже несколько попаданий в них не остановят бронеавтомобиль. Прибавим к этому почти полуметровый клиренс и абсолютно гладкое днище и поймем, что автомобиль идеально приспособлен для движения по бездорожью. Кстати, корытообразная форма несущего корпуса и особенности трансмиссии хорошо защищают последнюю от грязи, воды, песка и т.д.
Испытания показали, что в некоторых ситуациях «Водник» имеет проходимость значительно лучшую, чем БРДМ и колесные БТРы различных модификаций.
Очень важным можно считать решение конструкторов вынести колеса за габариты герметичного корпуса. При наезде на мину экипаж и десант не пострадают от взрыва. Кстати, и крепление сидений в транспортном модуле осуществляется таким образом, чтобы максимально уменьшить воздействие ударной волны на бойцов. Сиденья для восьми человек располагаются двумя способами – «спина к спине» или «лицо к лицу».
Автомобиль может оснащаться переговорным устройством Р-174 для связи командира и водителя с десантом, радиостанцией Р-163-50У, оборудованием радиационной и химической разведки.
Все стекла армейского броневика изготавливаются специальным способом и выдерживают попадание пуль стрелкового оружия.
В «Воднике» достигнута высокая унификация агрегатов и узлов автомобиля с теми, что серийно выпускаются горьковскими автостроителями, что, безусловно, увеличивает его привлекательность для потенциальных потребителей. Основную часть запасных частей для замены поврежденных агрегатов броневика можно спокойно «позаимствовать» у автомобиля ГАЗ-4301 – первого газовского грузовика с дизельным двигателем воздушного охлаждения, увидевшего свет в 1984 году, а также у бронетранспортера БТР-80. На «Воднике» используются в числе других агрегатов и узлов ведущие мосты от этой бронемашины, имеющие кулачковые дифференциалы повышенного трения, обеспечивающие «Воднику» возможность уверенно передвигаться на слабонесущих грунтах.
«Водник» в стандартной комплектации может оснащаться и всякого рода «примочками», начиная от независимого отопителя и кондиционера и заканчивая – для денежных «гражданских» покупателей – первоклассными стереосистемами, кожаной обивкой и т.д. Салоне имеет объем 12,5 кубических метра.
Выпускался базовый «Водник» с конца 1990-х гг. Арзамасским машиностроительным заводом – дочерним предприятием «ГАЗа». А вот непосредственную доводку машины для специфических нужд тех или иных государственных и частных структур осуществляли другие предприятия. Некоторое количество этих машин до сих пор находятся в эксплуатации частей и подразделений Российской Армии. Правда в настоящее время ГАЗ-3937 больше не производится – с принятием на снабжение многоцелевого автомобиля «Тигр» необходимость в «Воднике» отпала. Бронеавтомобиль «Тигр» оказался по всем параметрам лучше и технологичнее, более универсальным и отвечающим самым современным требованиям. Однако оригинальная концепция сменных модулей, примененная в конструкции «Водника» не пропала даром – сейчас она применена при создании семейства многоцелевых бронеавтомобилей «Волк».
Основные характеристики бронеавтомобилей «Водник»
| ГАЗ-3937 | ГАЗ-39371 |
Длина по корпусу, мм | 5.380 | 5.740 |
Ширина по корпусу, мм | 2.600 | |
Максимальная высота, мм | 2.560 | |
Клиренс, мм | 475 | |
Колесная база, мм | 3.000 | |
Колея передних и задних колес, мм | 2.230 | |
Снаряженная масса шасси автомобиля, кг | 4.200 | 4.300 |
Снаряженная масса многоцелевого автомобиля, кг | 4.500 | 5.100 |
Масса автомобиля для перевозки л/с, кг | 5.100 | 5.800 |
Полная масса, кг | 6.600 | 7.050 |
Экипаж, чел. | 10 | 11 |
Полная масса буксируемого прицепа, кг | 2.500 | |
Максимальная скорость, км/ч | 120 | |
Расход топлива при п/м автомобиля, л/100 км | 15,4 | |
Запас хода, км | 1.000 | |
Радиус поворота, м | 10 | |
Макс, подъем, преодолеваемый автомобилем, град. | 30 | |
Угол поперечной статической устойчивости, град. | 45 . | |
Максимальная глубина преодолеваемого брода, м | 1,2 | |
Двигатель | рядный, 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом | рядный, 5-цилиндровый дизель Hino J07C |
Рабочий объем, л | 3,988 | 6,634 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об.в мин | 160 (118)/2.400 | 165 (121)/2.900 |
Крутящий момент, Нм/об.в мин | 588/1.200-1.600 | 451/1.500 |
Поделиться в социальных сетях:
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН
31.01.2017
В сирийский порт Тартус доставлено большое количество российских автомобилей «Водник», обеспечивающих защиту экипажа от стрелкового оружия. Как пишет иранское агентство Fars, техника вскоре будет передана подразделениям армии Сирии.
Снимки с данными автомобилями, на фоне которых стоит человек в военной форме, начали появляться в социальных сетях 28 января.
В начале января 2017-го на снимке, сделанном в Сирии, был замечен бронированный модульный автомобиль «Тайфун-К». Техника находится позади мирных жителей, которым российские военные полицейские раздают продукты и еду.
ГАЗ-3937 («Водник») предназначен для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. Рассчитан на 10-11 пассажиров. В качестве вооружения на автомобиль можно установить пулемет. Используется российскими военными и спецподразделениями МВД.
Лента.ру
ВОЙНА В СИРИИ
17.01.2018
Выпускавшиеся в Арзамасе бронеавтомобили ГАЗ-39371 «Водник» продолжают нести службу в вооруженных силах Сирии. По некоторым данным, эта техника имеется на вооружении одной из самых засекреченных структур САР – специальных сил разведки военно-воздушных сил.
Впервые о появлении «Водников» в этой «горячей точке» стало известно год назад. С тех пор эти машины довольно редко появлялись в объективах фотокамер. Что в принципе закономерно: специфика службы подразделения, где эксплуатируются данные бронеавтомобили, не подразумевает широкой огласки.
Судя по фото, машины находятся в прекрасном состоянии и готовы и дальше вносить свой вклад в борьбу с международным терроризмом.
Война в Сирии – не первое боевое применение «Водников». Ранее они испытывались на Северном Кавказе и были задействованы во время принуждения к миру Грузии в 2008 году.
При весе до семи с половиной тонн ГАЗ-39371 способен перевозить 11 человек личного состава. Турбодизель мощностью в 175 л. с. разгоняет бронемашину до 120 км/ч по шоссе. Запас хода – 1000 км.
«Водник» имеет поворотную башенную пулеметную установку. Вооружение: 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ.
Кроме Сирии данные бронемашины экспортировались также в Латинскую Америку. В количестве 48 штук они имеются на вооружении армии Уругвая.
Российская газета
ВОЙНА В СИРИИ
БРОНЕАВТОМОБИЛЬ ГАЗ-3937 «ВОДНИК»
ГАЗ-3937 «Водник» разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ» изначально как армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года, бронекорпуса выпускал Завод корпусов. Далеким прародителем ГАЗ-3937 «Водник» считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году.
Впервые многоцелевой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3937 (гражданский вариант) был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения-94».
ГАЗ 39371 «Водник» предназначены для транспортировки личного состава армейских подразделений, а также создания на их базе специальных армейских автомобилей, как боевых, так и машин обслуживания. Способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек (мотострелковое отделение). Для защиты экипажа проработано несколько вариантов бронирования автомобиля. В основу конструкции положена модульная схема построения автомобиля.
Сварной корпус имеет два съемных модуля – передний и задний. Объем, ограниченный передним модулем, включает силовое отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль представляет собой полезный объем, который может быть использован для транспортировки людей и грузов, монтажа вооружения, специального оборудования и мобильных установок. Основное преимущество автомобиля заключается в том, что благодаря быстроразъемному соединению заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80. Ходовая часть имеет высокую надежность, обеспечивает уникальную проходимость по пересеченной местности и достаточную плавность хода. Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от -45 до +50 0С; при относительной влажности воздуха до 98%, в условиях высокогорной местности с высотой над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля. Это позволяет в сжатые сроки транспортировать вооруженные формирования на большие расстояния и дает возможность с ходу включиться в боевые действия. Благодаря большой удельной мощности автомобиль может развивать максимальную скорость по шоссе от 112 до 130 км/ч в зависимости от установленного двигателя. Независимая подвеска, большой радиус колес и большой дорожный просвет обеспечивают ему способность двигаться с высокими скоростями в условиях полного бездорожья. Эти качества делают автомобиль незаменимым для подразделений быстрого реагирования, проведения разведывательно-дозорных и диверсионных операций.
Автомобиль прошел государственные приемочные испытания на базе 21 института и в разных климатических условиях. Рекомендован для поставок в вооруженные силы. ГАЗ-3937 «Водник» прошел испытания в реальных боевых условиях. Несколько машин были отправлены в Чеченскую республику для выполнения боевых задач.
В середине 2007 бронетранспортеры уже поступали на вооружение России и в состав специальных подразделений МВД РФ. Всего на 2006-2007 было произведено около 250 бронетранспортеров, на консервацию длительного хранения МО РФ заложено 50 бронетранспортеров.
В 2006 году Уругвай получил 48 бронемашин ГАЗ-39371 «Водник» в качестве частичной оплаты долга со времен СССР, сообщает источник 3 августа. Транспортные средства были распределены между бронекавалерийскими и пехотными подразделениями. Были планы закупить системы ПВО, но они не были реализованы.
Совместно с одесским АОЗТ «Полакс» АрМЗ начал выпуск штучных гражданских вариантов «ГАЗ-39371 «Водник» по индивидуальным заказам.
В российской армии испытывают бронированные тактические машины скорой помощи для эвакуации раненых с поля боя. Спецавтомобиль создан на базе колесного бронированного вездехода ГАЗ-39371 «Водник». Его сильные стороны — высокая проходимость и подвижность. Броня выдерживает попадание пуль и снарядов малого калибра, а значит, помощь придет даже под плотным огнем противника. Медицинский отсек оснащен набором диагностического и реанимационного оборудования, что позволяет стабилизировать состояние раненных до прибытия в госпиталь. По словам экспертов, бронированные реанимобили кардинально поменяют концепцию эвакуации с поля боя.
Выпускавшиеся в Арзамасе бронеавтомобили ГАЗ-39371 «Водник» продолжают нести службу в вооруженных силах Сирии. По некоторым данным, эта техника имеется на вооружении одной из самых засекреченных структур САР – специальных сил разведки военно-воздушных сил.
Впервые о появлении «Водников» в этой «горячей точке» стало известно год назад. С тех пор эти машины довольно редко появлялись в объективах фотокамер. Что в принципе закономерно: специфика службы подразделения, где эксплуатируются данные бронеавтомобили, не подразумевает широкой огласки.
Судя по фото, машины находятся в прекрасном состоянии и готовы и дальше вносить свой вклад в борьбу с международным терроризмом.
Война в Сирии – не первое боевое применение «Водников». Ранее они испытывались на Северном Кавказе и были задействованы во время принуждения к миру Грузии в 2008 году.
МОДИФИКАЦИИ
• ГАЗ-39371-К16 «Водник» – Число мест 4, полная масса 6500кг, масса буксируемого прицепа 2500кг, двигатель дизельный с турбонаддувом, максимальная мощность двигателя 185л.с., максимальная скорость 120км/ч, разгон с места до 100 км/ч – 18с., контрольный расход топлива менее 30 л/100км, запас хода при скорости 60км/ч 700км.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса, кг: 7500
Длина, мм: 5750
Ширина, мм: 2600
Высота, мм: 2630
Тип и модель двигателя: ГАЗ-5621
Мощность двигателя, л.с.: 175 лс (130 КВ)
Скорость, км/ч: 110
Запас хода, км: 1000
Подвеска: торсионная
Экипаж (расчёт): 2 (+9 пассажиров)
ВООРУЖЕНИЕ
Основное вооружение: 14,5 мм КПВТ
Дополнительное вооружение: 1х7,62 ПКТ
Источники: www.zavodkorpusov.ru, modeli-gaz.ru, www.dogswar.ru, militaryparitet.com, Российская газета и др.
БРОНИРОВАННАЯ САНИТАРНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА НА БАЗЕ ГАЗ-39371 «ВОДНИК»
АРЗАМАССКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ЗАВОД КОРПУСОВ