РазноеЦой на чем разбился – 20 лет назад разбился Виктор Цой. Сотрудник ГИБДД анализирует ту аварию

Цой на чем разбился – 20 лет назад разбился Виктор Цой. Сотрудник ГИБДД анализирует ту аварию

Почему на самом деле разбился Цой — Рамблер/новости

29 лет назад он въехал на «Москвиче» в автобус. Тогда, кстати, страна не вздрогнула. Легендой музыкант стал позднее. В основном — благодаря своей гибели.

Есть версия, что человек умирает по двум причинам. Первая — он выполнил свое предназначение. Вторая — мироздание поняло, что выполнять его он даже не собирается. Так вот: к своим 28-ми Цой предназначение выполнил. Он сочинил яркие поколенческие песни. И явно начал сбоить. Чего стоит одно сотрудничество с Айзеншписом — будущим творцом попсовых проектов: Влад Сташевский, Катя Лель, Дима Билан.

Да и последний «Черный альбом» многих поклонников заставил вздрогнуть. «Когда твоя девушка больна, на вечеринку один» — это репертуар группы «Руки вверх». Рок-идолы не поют такое!

Чем нас взял Цой? Конечно, яркой внешностью. Очень простыми подростковыми песнями. Черной питерской романтикой. Рядом творили не менее талантливые Шевчук, Кинчев, БГ, стал популярным Бутусов. А настоящей звездой и рок-иконой, чьи песни будут петь еще долго, стал только Цой. Почему? Ярко и вовремя умер. Как Джим Мориссон, Курт Кобейн и Джон Леннон. Другим рок-звездам мироздание оставило жизнь, но отобрало славу. Целое созвездие рок-звезд 1980-х плавно превратилось в средней популярности исполнителей… Цою судьба уготовила иное. Он умер, кстати, еще и потому, что не смог существовать вне андеграунда. По той же причине через год ушел куда более талантливый Майк Науменко — лидер «Зоопарка». Ну, тот самый из «Лета» Кирилла Серебрянникова. Он тоже, как и Цой, в последние годы собирал стадионы, выпускал пластинки, но, увы, это была уже чужая судьба. Начались самоповторы. И у Науменко, и у Цоя была возможность стать богатыми рок-звездами, но один разбился на скорости 140, а второй банально спился и умер в каморке коммунальной квартиры. Потому что мирозданию зачем-то нужны легенды. Такие черные герои — Цой, Майк, Башлачев, Летов — рано канувшие в ледяные воды вечности.

Согласитесь, невозможно представить себе 60-летнего Цоя. Как абсолютно, принципиально, невозможны 60-летний Есенин, Высоцкий, Маяковский. Что им, 60-летним, делать? Пародировать себя молодого? Нет, на настоящих поэтов у мироздания другие планы. Они светят, как звезды, уже после смерти. А вот те, кто прожил до старости, светят при жизни, но потом, как правило, о них помнят недолго.

Наверное, это справедливо

Видео дня. Массовое отравление: детей накормили конфетами с плесенью

Читайте также

news.rambler.ru

«Я поступил подло». Что стало с близкими Виктора Цоя после его гибели

После гибели Виктора Цоя в автокатастрофе прошло почти 30 лет. Больше, чем ему самому было в тот роковой день в августе 1990-го. Без своего лидера, поэта и вокалиста группа «Кино» перестала существовать, хотя была на пике безумной популярности.

Что стало потом с музыкантами и как сложились судьбы близких Цоя после его ухода – рассказывает Anews.

«Где-то я поступил, может быть, подло…» Отец и мама Цоя

Отец: Роберт Максимович Цой, инженер корейского происхождения. Сейчас 81 год. Он скромно живет в Питере, нередко дает комментарии прессе и участвует во многих мероприятиях, связанных с памятью сына.

Осенью 2018-го (с лидером рок-группы памяти Цоя «Черный квадрат»)

juliechk / Instagram

Мать: Валентина Васильевна, в девичестве Гусева, учительница физкультуры. Болела диабетом, перенесла на ногах один инфаркт, умерла от второго уже в больнице в ноябре 2009-го, за 2 дня до назначенной операции на сердце. Ей было 72 года.

Из ЖЖ-сообщества в память о Цое RU_TSOY

Родительский союз был далеко не идеальным, отец уходил из семьи, когда Витя был маленьким. Но спустя время вернулся, и супруги вторично расписались в ЗАГСе. Потерю единственного сына они тяжело переживали вместе.

А вскоре горевавший Роберт Максимович случайно встретил свою первую школьную любовь, тоже кореянку. В нем снова взыграли чувства, и он уехал к ней в Казань, бросив безутешную жену.

«Я его ненавидела всеми фибрами души, думала, ну как можно, в такой момент – «Валя, я полюбил», опять одно и то же. Как можно было полюбить, когда в доме смерть?» – вспоминала потом мама Цоя Валентина Васильевна.

«Где-то я поступил, может быть, подло… потому что недавно Витька погиб, и Валентине было, конечно, очень тяжело», — соглашался Роберт Максимович.

Родители Цоя в передаче 2008 г. «Любовь сквозь годы»

Кадры из записи, сохраненной в YouTube

Через несколько лет школьная любовь разочаровала, и Валентина Васильевна опять простила и приняла блудного мужа. В 2002 году родители Цоя зарегистрировали свой третий брак. В этот раз их разлучила только смерть Валентины.

В 2011-м вдовец снова женился на петербурженке корейского происхождения Марине Хан.

Кадр из программы НТВ «Говорим и показываем» 2017 г.

В 2015-м у отца Цоя обнаружили рак слизистой ротовой полости на ранней стадии, ему провели срочную челюстно-лицевую операцию и курс облучения в Израиле. Небольшая часть средств на лечение была собрана через соцсети (помогал фонд «Памяти Виктора Цоя»), но в основном это были деньги от продажи питерской квартиры Марины Хан.

Между тем любвеобильный Роберт Максимович признался, что давно имеет внебрачного сына Леонида, еще со времен своего первого «похода налево». Виктор Цой узнал о существовании единокровного брата лишь незадолго до гибели. Когда он разбился, Леониду было 10 лет. По словам Цоя-старшего, он «чистый бизнесмен», без творческой жилы.

Леонид Робертович, брат Виктора Цоя по отцу (отец на заднем плане)

Фото из архива Валентины Цой, опубликованное «Экспресс-газетой»

«Я ничего Витиного не отдам». Жена Марьяна Цой

Пережила мужа на 15 лет. Умерла от рака груди с метастазами в мозг летом 2005 года. Ей было 46.

victor_tsoy_kino / Instagram

Хотя с 1987 года Виктор Цой жил с другой женщиной, Марьяна до конца оставалась его законной женой. По ее собственной версии, музыкант не хотел развода ради сына. А по версии некоторых знакомых пары, в плане отношений он был в отца-корейца и не видел другого варианта, кроме как жениться на любимой, но Марьяна не соглашалась.

Однако такая версия несостоятельна хотя бы потому, что для развода требовалось просто заявление от одного из супругов. Говорят, Виктор собирался его подать, но не успел.

Впрочем, судя по дальнейшим событиям, Марьяна не собиралась ни с кем делиться доходами от его творческого наследия, даже с музыкантами «Кино». Не говоря уже о другой женщине.

Марьяна и Виктор с сыном Сашей

retro_past / Instagram

После гибели Цоя все права достались ей и его родителям (50 на 50). Отец музыканта Роберт Максимович позже рассказывал: «Как вдова и мать Витиного единственного сына Марьяна захватила в свои руки все дела, связанные с наследством. Получила колоссальные деньги, купила себе шикарную дачу в Сосново, выменяла хорошую квартиру…»

Сама вдова отбивалась от нападок: «Да я себе, простите, трусов даже не купила с этих концертов и дисков. Вся прибыль ушла на Сашку (сына Цоя. – Anews). Компьютер ему обновили, купили «железо», большой монитор. В общем, все по мелочи».

Марьяна Цой (в центре) с сыном Сашей, матерью Цоя (слева) и своей матерью Инной Николаевной

victor_tsoy_kino / Instagram

В начале 2000-х музыканты «Кино» подали в суд, требуя признать их соавторами аранжировок и выплатить причитающуюся часть гонораров за использование песен группы на радио и телевидении. Их тогда поддержал продюсер «Кино» Юрий Айзеншпис. Они были согласны и на мировую, но вдова была изначально настроена категорически.

Она заявляла, что «киношники» преследуют только корыстные цели, радовалась, что в Питере нет фан-клуба группы, потому что это «нездоровое объединение», и отвергала идею создать музей Цоя.

«Я все равно ничего Витиного не отдам. Ну что за смысл: прийти и попялиться на гитару? И потом я не верю никому. Почти убеждена, что если отдать вещи, они тут же пропадут».

victor_tsoy_kino / Instagram

Марьяна иначе вкладывалась в память о Цое: выпустила несколько музыкальных сборников и две книги, одну из них с его стихами и документами.

Но с музыкантами «Кино» вела тяжбу почти до самого конца. Лишь за месяц до смерти Марьяна все-таки пошла на мировую, которая позволила им получать 50% с прибыли от песен группы.

Что касается личной жизни, то Марьяна еще при Цое начала опекать лидера группы «Объект насмешек» Рикошета (Александра Аксенова), он стал ее «гражданским» мужем и был с ней до самого конца. Сам пережил ее всего на 2 года: в 2007-м умер от остановки сердца. Ему было 42.

rusrock_photo, nashiludispb / Instagram

«Последняя любовь Цоя». Тайна Натальи Разлоговой

С «мадам Разлоговой», как называла ее Марьяна, Цой прожил последние 3 года жизни. На его похоронах жена и возлюбленная стояли рядом.

Наталья с Виктором; Наталья и Марьяна с сыном у гроба Цоя

groupkino / Instagram; kinomannia.ru

Уже через год, осенью 1991-го, Наталья вышла за журналиста Евгения Додолева, который на тот момент считался одним из лучших в стране. По совпадению, он был автором первой статьи о группе «Кино» в советской прессе.

Вскоре пара укатила в Америку, где Додолев учился бизнесу, повышал журналистскую квалификацию и стажировался в «Нью-Йорк Таймс».

Евгений Додолев, Наталья Разлогова и художник Никас Сафронов в 2010 году

РИА Новости / Екатерина Чеснокова

А Наталья, возможно, опасаясь, что из-за культа Цоя ей не дадут спокойно жить, буквально притворилась другим человеком. Конспирация зашла так далеко, что теперь в Википедии существуют статьи о двух разных женщинах, которые на самом деле – одна и та же.

Первая – собственно Наталья Разлогова, сестра известного киноведа Кирилла Разлогова. В его телепрограмме «Культ Кино» она однажды (под своим именем) рассуждала о том, чем Цой привлекал режиссеров.

Наталья Разлогова с Цоем; ее брат Кирилл Разлогов в программе «Культ Кино»

Паблик «Виктор Цой рок-группа Кино» / VK; канал «Культура»

Вторая – Марина Леско. Под этим псевдонимом Наталья Разлогова уже много лет работает в медиасфере, участвует в публичных мероприятиях, выступает на ТВ. При этом нигде (в том числе в статье Википедии) не указано, что это и есть Наталья Разлогова.

Леско-Разлогова в передаче «Право голоса» в 2010 году

Кадр из архивной записи, сохраненной в VK

Примечательно, что даже годы рождения в Википедии указаны разные – 1956-й у Разлоговой и 1968-й – у Леско (разница аж 12 лет!). А вот день, месяц и место рождения (Болгария) совпадают.

На самом деле 20 октября 2019 года Разлоговой будет 63 года. Изначально было известно, что она старше Цоя на 6 лет.

Леско-Разлогова на снимке папарацци и на медиафоруме в Казахстане в 2007 году

Фото слева – из паблика «Виктор Цой рок-группа Кино» / VK; справа – с сайта режиссера фильма «Игла» Рашида Нугманова yahha.com

Наталья за все эти годы говорила о Цое крайне редко и в основном отстраненно – о масштабе его личности, о его образе на сцене и в кино. Лишь однажды в 1991-м она подчеркнула, что не имеет отношения к его семье – мол, у него есть жена и сын.

К 50-летию Виктора Цоя в 2012-м Наталья выпустила документальный фильм «Цой – Кино», который показали на Первом канале.

Кстати, многие путают Наталью Разлогову с девушкой, которая сыграла с Цоем в фильме «Игла». Но это совсем другой человек, хотя и похожий – Марина Смирнова. На фото ниже она с Виктором в фильме и в программе о Цое 2010 года.

Кадр из фильма «Игла»; YouTube

«Сейчас я могу просто послать». Сын Александр Цой

Когда Цой погиб, Саше было 5 лет. Сейчас – 34. Он признается, что толком не помнит отца: «У меня остались только смутные отрывки воспоминаний. И то я не уверен, что все мои представления не полная фигня».

В детстве с отцом и сейчас

victor_tsoy_kino, sashatso.y / Instagram

Быть сыном рок-звезды оказалось для него совсем не круто.

«Когда ты абсолютно всех интересуешь только как сын Виктора Цоя, сложно понять, кто ты сам. Только после 25 лет я понял, что с этим ничего не поделать и у меня есть какие-то обязанности – как сына Цоя, но также у меня есть и моя, отдельная жизнь, которая никого не касается. Сейчас я могу просто послать, так как знаю, что я сам собой представляю», — сказал он в интервью «Медузе» в 2017-м.

На какое-то время Александр и вовсе отказался от звучной отцовской фамилии и был «безликим» Молчановым. Он обучился программированию и графическому дизайну, успел поработать редактором на Первом канале, поиграть в ряде малоизвестных групп, открыть и закрыть клуб в Питере.

Но больше всего прославился как любитель мазохистских практик. В 2010 году по сети разошлись фото, где Саша и его жена Лена получают кайф от висения на железных крючьях. Впрочем, репортерам он все отрицал: «Не верьте никому! Слышал, что эти фотографии были выложены в моем блоге. Но мой ли это блог и мои ли это фотографии, это еще вопрос».

С сайта eg.ru

В 2012-м сын Цоя впервые пришел на телеинтервью, причем к тому самому Евгению Додолеву, мужу Натальи Разлоговой. Привел и жену, уже без розовых дредов. Она выглядела как невинная овечка.

Кадр из программы / YouTube

Сейчас Александр перестал прятаться от журналистов и прикрываться другой фамилией. Он занимается собственным музыкальным проектом «Ронин» – выпустил мини-альбом, а также продюсирует проект «Симфоническое кино» – оркестровое исполнение песен Цоя. Александру активно помогает бывший гитарист «Кино» Юрий Каспарян.

Александр Цой, группа «Ронин» и Юрий Каспарян в программе «Вечерний Ургант»

Александр также участвует в подготовке первых за 30 лет концертов группы «Кино» осенью 2020 года, где голос Виктора Цоя будет звучать в оцифрованной записи. Он продюсер проекта, а также как профессиональный графический дизайнер разрабатывает «уникальный видеоряд».

Музыканты «Кино»

Слева направо: Георгий «Густав» Гурьянов (барабаны), Игорь Тихомиров (бас-гитара), Виктор Цой (гитара, вокал), Юрий Каспарян (гитара)

Instagram

Георгия Гурьянова уже нет – он умер в 2013 году от рака печени и поджелудочной железы на фоне гепатита C. Ему было 52.

mysli_russkogo_roka / Instagram

Густава теперь называют «иконой стиля». Он был не только музыкантом, но художником-авангардистом, причем самым дорогим в постсоветской России. В 90-е увлекался техно-хаусом и клубной культурой, организовывал первые российские рейвы.

Виктор Цой и Георгий Гурьянов

kino_marsh / Instagram

Игорю Тихомирову 58 лет. Он еще с конца 80-х сотрудничал с «ДДТ» Юрия Шевчука, работает с группой и сегодня. В разное время участвовал в записях многих других легендарных рок-коллективов, в том числе как звукорежиссер.

Юрию Каспаряну 56 лет. Как уже упоминалось, он тесно сотрудничает с сыном Цоя, в том числе в проекте «Симфоническое кино». Много лет выступал в группе «Ю-Питер», основанной вместе с Вячеславом Бутусовым. Также среди его творческих проектов была фанк-диско группа «CHIC Project», которая сотрудничала с ДеЦлом.

Гибель Виктора Цоя особенно глубоко шокировала Юрия, потому что летом 1990-го он был с ним Латвии уехал с демо-записью нового альбома накануне трагедии.

Осиротевшие «киношники» доработали альбом и выпустили уже в 1991-м. Официально он назван «Кино», но больше известен как «Чёрный альбом».

www.anews.com

причины и место гибели певца

По официальной версии авария, в которой погиб Виктор Цой, произошла из-за ошибки водителя, и была несчастным случаем. Однако есть и другие мнения. На месте гибели музыканту установили памятник, его расположение легко можно найти на карте.

В 1990 году Советский Союз пребывал в агонии. Измождённое бедностью население страны опьянело от гласности и требовало перемен. Вместе с этим Власть была недовольно разгулявшейся свободой мысли. Политики усматривали призывы к свержению строя в куплетах многочисленных песен, исполняемых неформальными музыкальными коллективами.

Среди культовых рок-групп особую популярность завоевал коллектив «Кино». Многие поклонники подозревают, что авария Виктора Цоя произошла неслучайно. Учитывая общеизвестный факт о нарастающей ненависти населения к руководству СССР, версия об умышленном устранении лидера группы «Кино» не лишена основания.

Дата и время аварии

Летом, 15 августа 1990 года, на одной из просёлочных дорог Латвии, произошла сильная автокатастрофа. В 12:28 столкнулся легковой автомобиль «Москвич- 2141» с пассажирским автобусом марки «Икарус». В результате лобового столкновения водитель легковушки скончался на месте.

Погибшим оказался Виктор Робертович Цой. Водитель «Икаруса» не пострадал. Кроме двух транспортных средств и двух водителей, днём, на дороге не было никого, ни пассажиров, ни свидетелей. Это первый подозрительный факт в происшествии.

Место на трассе

ДТП произошло на 35-ом километре автодороги «Слока – Талси», что недалеко от военного городка Тукумса. Дорога представляет собой узкое асфальтированное полотно шириною 5 метров. Вплотную к обочинам, растёт кустарник и деревья. Кроме того, сельская трасса Р128 осложнена многочисленными поворотами, подъёмами и спусками. На одном из таких поворотов и произошло ДТП.

Рис.1 Место аварии

Причина ДТП с участием Цоя

Причиной ДТП стало лобовое столкновение, которое спровоцировал Виктор Цой. Его «Москвич» на скорости 130 км/ч съехал на обочину одной стороной, а затем резко вернулся на асфальтовое покрытие. По инерции машину вынесло на встречную полосу, по которой двигался «Икарус». События произошли столь стремительно, что водитель автобуса не смог предпринять экстренного торможения и попытаться избежать столкновения.

Кроме того, вскользь прозвучала информация о неисправности тормозной системы автобуса. Эти слова официально подтвердил сам водитель. Однако, по некоторым журналистским расследованиям, автобусник мог видеть машину Цоя за 100 м до столкновения и предпринять меры для ухода от удара. Это второй подозрительный момент в истории аварии.

Рис. 2. Схема ДТП, в котором погиб Цой

Версии происшествия

Официальная версия аварии: «Автомашина «Москвич 2141» двигалась из Талси в Слока, в направлении Плиеньциемса. Виктор Цой превысил допустимый скоростной режим, двигаясь со скоростью 130 км/ч. Во время движения, водитель уснул и съехал на обочину. Пробудившись, резко вывернул руль влево и выехал на встречную полосу, где совершил столкновение с автобусом «Икарус», движущимся со скоростью 60 км/ч». Такова сухая сводка происшествия.

Смущает такой факт, как можно ехать по сельской дороге с поворотами на скорости 130 км/ч, и при этом умудриться заснуть за рулём? При том, что водитель был трезв. Ведь даже анализ крови подтвердил, что в организме Виктора Робертовича не было алкоголя. Переутомление? Тоже остаётся недоказанным фактом. Вместе с этим, латышская сторона не стала проводить никаких дорожных экспертиз происшествия. Таким образом, превышенная скорость и сон за рулём на просёлочной дороге, рождают третий подозрительный момент в аварии.

Автобус возвращался из РМЗ (автосервис) после ремонта в парк. В последний момент, перед выездом из ремонтных мастерских, маршрут движения «Икаруса» был кем-то изменён. Согласно новому путевому предписанию, необходимо было дать крюк.

После ДТП нет ни одного фото разбитого «Икаруса». Все снимки автобуса сделаны после восстановления кузова. А вот разбитая машина Цоя есть в материалах дела. Но, по словам журналистов, фото фейковое.

  • Во-первых, машина выглядит так, как будто на неё уронили бетонный блок, а не участвовала в лобовом столкновении. При лобовых и боковых столкновениях повреждения кузова иные. А здесь передок полностью цел.
  • Во-вторых, госномер Цоя был Я6832ММ. А на фото битой машины другие цифры и буквы номера. Это ещё несколько подозрительных фактов в происшествии.

Рис.3 «Москвич 2141» после аварии

Похороны

19 Августа у Богословского кладбища собралось множество людей. В полдень прибыл автобус из Латвии, который привёз тело Виктора Цоя. Гроб был необычно большим. Его внешняя часть была обита тёмно-синим бархатным материалом. Крышку гроба не открывали, так как тело музыканта имело сильные повреждения.

Гражданская панихида была спонтанной. Поклонники украсили кладбищенские стены фотографиями кумира и пели его песни. В основном проститься с любимым музыкантом пришла молодёжь, друзья и коллеги по сцене, знаменитые актёры. Например, присутствовал Александр Абдулов. Из разных уголков доносились песни Цоя под гитару и из магнитофонных динамиков, перебиваемые рыданием фанатов.

После того как гроб с телом музыканта предали земле, на могиле установили гранитную плиту с некрологом и двумя фотографиями певца. Затем, большая часть присутствующих проследовала на Невский проспект, откуда движение продолжилось на Дворцовую площадь. Шествующие скандировали: «Цой жив!». Колонну поклонников сопровождали сотрудники МВД.

Множество фанатов долго жили на кладбище и ежегодно ухаживали за могилой кумира. Это приносило неудобства многочисленным посетителям погоста, которые иногда подвергались избиениям выпивших поклонников группы «Кино».

Установка памятника на месте гибели

Через 12 лет после трагедии на 35-километре автодороги Талси-Слока, был установлен памятник Виктору Цою. Координаты мемориала: 57.115539° СШ, 23.185392° ВД. Эту точку легко найти на карте. Открытие памятника прошло 15 августа в день смерти музыканта. Изначально монумент был выполнен из гипса. Но уже в сентябре гипсовую версию заменили металлической скульптурой.

Рис. 4 Карта, на которой можно легко найти место дорожно-транспортного происшествия

Внешне художество представлено в виде стелы с бюстом. Певец запечатлён в позе с повернутой головой и возложенными на плечи руками. Именно такую позу Цой любил принимать на сцене. Высота произведения 2.3 м на постаменте 1м², площадь мемориала 9м².

Рис. 5 Мемориал Виктору Цою в Латвии

Авторами памятника стали общественники: художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили. На утверждение макета, изготовление памятника и согласование с Энгурской Администрацией ушло 2 года. Изначально предполагалось выполнить монумент музыканта в полный рост с гитарой. Однако в ходе обсуждения с инициативной группой предпочтение большинства было отдано более компактной версии памятника.

Водитель злополучного «Икаруса» посетил мемориал Цоя в 2012 году и рассказал журналистам, кое-какие факты о произошедшем столкновении днём 15 августа 1990 года.

aeternamemoria.ru

АВАРИЯ. Виктор Цой

Утром 15 августа 1990 года Цой встал около пяти утра, тихо вышел из дома, собрал удочки и, как и планировал, уехал на рыбалку.

Провожала Цоя Наталия. По ее словам, Цой в то утро был бодр и весел, находился в прекрасном настроении — работа над альбомом была успешно завершена, вот он и решил начать полноценный отдых «по-спортивному».

Цой не был заядлым рыболовом. Если и выбирался на рыбалку, то, как правило, один. Несколько раз компанию ему составлял старый знакомый Наталии Разлоговой, Андрей Хорев (Дрюля), но летом 1990 года его в Плиеньциемсе не было. Улова Цой практически никогда не привозил, по словам хозяйки «Зелтини», «не рыбак он был…». Сохранилось лишь одно фото плохого качества, сделанное Наташей Разлоговой, на котором счастливый, улыбающийся Виктор держит в руках довольно большую щуку.

Андрей Хорев: «Цоюша иногда любил съездить на довольно дальнее озеро порыбачить на заре. Любителей ехать в пять-шесть утра не находилось, кроме меня. Я вообще-то не ранняя пташка, но, если мы с Цоюшей договаривались, без напряга вставал, и мы ехали минут тридцать-сорок до озера. Там выкуривали по сигарете, и он садился удить, а я, уютно пристроившись, кемарил невдалеке. Через пару часов, к пробуждению всей честной компании в Пли-не, ехали назад»[383].

День 15 августа был душным, как бывает перед дождем. Примерно в 11 утра Цой, порыбачив на лесном озере около пяти часов, поехал домой. Рыбалка оказалась удачной — несколько плотвичек в целлофановом кулечке лежали в багажнике автомобиля.

Дорога домой пролегала практически в самом сердце Курземе, среди редкостной красоты и покоя. Песчаные дюны с влажным выцветшим песком, пустынные пляжи, камни, луга, дугообразные линии моря, сосны на морском берегу. И всё такое тихое, такое хрустальное, безлюдное. Жаркое солнце буквально плавило асфальт. Было очень душно, парило, будто перед грозой. Лента дороги петляла по лесу, огибала хутора. Машина легко мчалась по асфальтированному шоссе…

Есть на 35-м километре, у моста через речку Тей-тупе, поворот. Одиноко стоявший одноэтажный домик, прозванный в округе «Тейтупниеки», совсем рядом с поворотом. Не доезжая до него, Цой, по непонятным причинам, выехал на встречную полосу. В этот момент из-за поворота выскочил «Икарус-250»…

«Столкновение автомобиля “Москвич-2141 ” темно-синего цвета с автобусом “Икарус-250”белого цвета произошло в 11 нас. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока — Талей».

Хозяйка дома «Тейтупниеки» Антонина Урбане, увидев, что случилась катастрофа, послала своего внука Колю Звоникова вызвать по телефону «скорую». Часы показывали 11 часов 40 минут.

Артур Нейманис, оказавшийся одним из свидетелей аварии, рассказывал впоследствии в интервью программе «Матадор»: «Мы когда с женой были около дороги возле своего дома, то мимо нас проехала машина, новенький “москвич”, на большой скорости. Я жене говорю, что этот, наверное, не вырулит из поворота. Очень острый поворот на мостике. Там речка Тейтупе. Как я уже говорил, был такой звук — как из пушки выстрел. Мы посмотрели на трассу: эта машина была на середине асфальта, а новенький “икарус” был в левой стороне в речке. Когда мы подошли, шофер уже был мертвый»[384].

Звонок от местного жителя поступил в дежурную часть Тукумса в 11.30.

На место происшествия — к 35-му километру дороги Слока — Талей — выехали следователь Эрика Казимировна Ашмане и старший инспектор ДПС Тукумского РОВД старший лейтенант милиции Янис Элмарович Петерсон.

Прибывшие сотрудники милиции увидели такую картину: на мосту с правой стороны поперек дороги стоял «Москвич-2141» (госномер Я 68–32 ММ) с развороченным передком. Рядом с машиной, с трудом извлеченный из салона врачами приехавшей чуть раньше «скорой помощи», лежал молодой черноволосый парень. Без сомнения, умер мгновенно. Справа, съехав передними колесами в мелкую речушку Тейтупе, стоял белый «икарус».

Автобус принадлежал Талсинскому отделению латвийской «Сельхозтехники». Водитель, шофер 1-го класса, перегонял пустой автобус на базу из аэропорта, куда отвез туристов, перед этим закончив мелкий ремонт двигателя.

По документам, которые нашли в салоне «москвича», было установлено имя водителя — Цой Виктор Робертович. Медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть и отправить труп на судебно-медицинское обследование.

Скорость «москвича» точно определить не удалось, но, несомненно, она была не меньше 100 километров в час. Об этом свидетельствовали положение автомобиля после столкновения и отлетевшие далеко в сторону обломки его двигателя.

Как покажет следствие, машину отбросило от места столкновения на 22 метра назад, обломки двигателя разлетелись в радиусе 12–15 метров. Целой от машины Цоя осталась лишь задняя часть салона. Счетчик пробега «москвича» остановился на 3400 километрах. Восстановлению автомобиль не подлежал…

На асфальте остались выбоины и следы юза, по которым было несложно определить место столкновения, значит, легко было представить и процесс аварии. Все параметры и данные тут же занесли в протокол, составили схему первичного осмотра места происшествия.

К хутору Дреймани идет прямая ровная дорога. На этой дороге разрешенная скорость — 90 километров в час. Ближе к мосту дорога сужается. Далее опасный поворот. Ясно, что водитель обязан тут сбавить скорость, чего Цой не сделал и что опять же свидетельствует о потере ориентации. Сотрудники ГАИ так и не нашли тормозного следа «москвича» на крутом повороте. Изучив след протекторов шин, следователи, к своему изумлению, пришли к выводу, что как минимум последние 233,6 метра (примерно семь секунд движения) до места аварии Цой почему-то ехал по правой обочине дороги. След протектора от правого колеса его «москвича» отмечен на правой обочине за 21 метр до мостика, от «кармана» автобусной остановки. Криволинейный. Через 11,5 метра после моста след круто выходит с обочины на асфальтированную часть дороги по направлению к точке столкновения. Следов торможения не обнаружено. Заснул ли Цой за рулем или задумался — этого уже никто не узнает. Официальным расследованием установлено, что «…автомобиль “Москвич-2141” допустил касание столбика ограждения моста, именно после этого пошел юзом, и его выкинуло на встречную полосу под колеса “Икаруса-250”, а затем, после столкновения с автобусом, отбросило обратно — к перилам моста».

Передний бампер «икаруса» прошел по капоту «москвича» прямо в салон, руль со стороны водителя был погнут, сиденья сбиты, разломан щиток передней панели. При осмотре установлено, что удар был слева направо, спереди назад. Приборная панель машины въехала в передний ряд кресел, прижав водителя к сиденью…

«Икарус-250» (госномер 05–18 ВРН) стоял с левой стороны моста, уткнувшись передом в речку. Водитель автобуса Янис Карлович Фибикс, 1946 года рождения (за рулем с 1970 года), отделался легкими ушибами и не пострадал. По его словам (кстати, подтвержденным следствием), чтобы избежать столкновения, он попытался сам выехать на обочину, но скорость легковой машины была слишком велика. Удар оказался столь силен, что громоздкий, тяжелый автобус отбросило под углом 45–50 градусов в сторону, и он съехал передними колесами в речушку Тейтупе.

Из заключения криминалистической экспертизы ГАИ по делу № 480: «15 августа 1990 года в начале 12-го утра уже начало припекать солнце, было примерно 28 градусов тепла. Видимость в это время была ограниченной, асфальт — сухим. Скорость автомобиля “Москвич-2141” в момент столкновения составляла не менее 100 км в час. Скорость автобуса “Икарус-250” — не превышала 70 км в час. Столкновение произошло за 12 метров от мостика через речку Тейтупе. После столкновения автомобиль “Москвич-2141 ” отлетел и ударился об перила мостика».

А время шло… День был в разгаре. Не дождавшись возвращения Виктора с рыбалки, Наталия забеспокоилась. Скоро ей уже стало совершенно ясно, что случилось что-то серьезное и нужно немедленно отправляться на поиски.

Оставив маленького Александра со своей подругой и ее детьми, она со своим сыном на мопеде «Дельта» поехала искать Виктора и по дороге увидела «икарус», стоящий передом в речке.

За час Наталия с сыном объездили все места, где теоретически мог находиться Виктор, после чего вернулись домой в надежде, что за время их отсутствия он появился. Когда же стало ясно, что вестей от него по-прежнему нет, Наталия попросила своего друга Алексея Макушинского поехать с ней к месту падения автобуса.

Алексей Макушинский: «Я помню это так. Я сидел возле “своего” домика на внешней лестнице и читал французскую книжку (“Капитан Фракасс” Теофиля Готье). Вдруг я увидел, что Наташа и Женя уезжают куда-то на мопедах (“мокиках”). Эти дурацкие “мокики” были куплены Цоем и Наташей предыдущим летом, в 1989 году. Но в 1990 году на них уже никто не ездил, потому что появились машины, Цоюшина машина и машина Юрика Ка-спаряна (который, кстати, уехал в Ленинград то ли накануне, то ли за два дня до этого). Так что “мокики ” и не заводил никто в это лето. Поэтому я очень удивился, но не забеспокоился. Ну, поехали куда-то на “мокиках” и поехали… Потом они вернулись, и Наташа мне сообщила, что они ездили искать Виктора, не нашли, видели только автобус в кювете, и что она очень волнуется… Я тогда пошел к соседу, Гунтису Дрейманису, тот завел свой старый “жигуленок” и мы поехали (втроем с Наташей), сначала по Талсинскому шоссе туда, где был автобус (его уже не было… кажется… и я его, по-моему, не видел), потом вернулись на перекресток (если вы себе представляете топографию…) и поехали в Тукумс, сначала в больницу, потом в милицию…»[385]

Именно в больнице Наташе и Алексею сообщили, что водитель автомашины «Москвич-2141» погиб. Проехав в Тукумс, возле здания РОВД они увидели искореженную машину Виктора…

Алексей Макушинский: «Если не ошибаюсь, нам в больнице рассказали об аварии. Цой разбился, не доезжая перекрестка двух шоссе: шоссе Талей — Рига, по которому он ехал, и шоссе Энгуре — Тукумс… Следователь нам сразу сказала, что водитель автобуса — “шофер первого класса” и что он ни в чем не виноват. То есть она сразу заявила позицию следствия. Но нам было всё равно. Кто бы ни был виноват, Виктора ведь уже не вернешь. Никто, по-моему, и не вникал в это дело, и не искал встреч с этим шофером (но я могу чего-то и не знать). После посещения РОВД мы вернулись в Плиеньциемс.

Надо было как-то рассказать о случившемся детям и друзьям…»[386]

Эрика Ашмане, следователь: «15 августа 1990 года, в 11.30, в составе оперативной группы я выехала на место происшествия на дороге Слока — Талей, 35-й километр. На месте дознанием было установлено, что водитель автомашины “Москвич-2141” — Цой Виктор Робертович — не справился с управлением автомашиной и заехал на левую сторону дороги, где столкнулся с автобусом “Икарус-250”. Водитель Цой на месте скончался от “тяжелой тупой травмы головы, ушиба головного мозга и многооскольчатых переломов тела”. По моему субъективному мнению, Цой задремал за рулем. Погода тому способствовала. Он возвращался с лесного озера, где с шести часов утра был на рыбалке. Это километрах в четырнадцати от места столкновения. Ехал на высокой скорости. А из-за поворота со скоростью 60–70 километров в час выехал автобус, которого он не заметил. Несомненно, что скорость Цой превысил сильно, и мое мнение: даже если бы не было автобуса, он всё равно врезался бы в деревья на повороте. Хотя удар был бы, конечно, слабее»[387].

Вернувшись в «Зелтини», Наташа попросила хозяев дать ей позвонить и, воспользовавшись отводной трубкой недавно установленного телефона, сразу начала звонить по межгороду в Москву и в Питер…

Тем временем в Москве приняли служебную телеграмму.

«Служебная. Москва, МВД СССР: 15 августа с. г. в 11.30 на 35-м км дороги Слока — Талей Тукумского района Латвии водитель а/м “москвич”, гн Я 6832 ММ, Цой Виктор Робертович, 1962 г. р., прож. г. Ленинград, пр. Ветеранов, 99, кв.101, отдыхающий в г. Юрмале, известный эстрадный певец, превысил скорость, допустил выезд на встречную полосу движения, где столкнулся со встречным автобусом “Сельхозтехники” Талсинского района, гн 0518 ВРН. Цой В. Р. на месте происшествия скончался. И. о. министра МВД Латвии Индриков. Прд Абрамовская».

Спустя несколько часов «Маяк» уже передал в эфир: «…сегодня, около 12 часов дня, в Латвии, в автомобильной катастрофе трагически погиб Виктор Цой…» Именно из сообщений «Маяка» о смерти сына узнали его отдыхавшие на даче родители, Роберт Максимович и Валентина Васильевна Цой. Поначалу не поверили. И только дозвонившись до Марьяны, осознали страшную правду…

Инна Николаевна Голубева: «О том, что он погиб, мне сообщила мама Каспаряна. Она никак не могла высказаться, мешали рыдания, она три раза начинала и никак не могла… Я спрашиваю: “Кто же это, кто?” И тут она мне выдала. А ей сообщила мама Наталии Разлоговой, которой та дозвонилась из Ту-кумса. Конечно, сразу вопрос: “Как Саша?” С Сашей всё в порядке… Я скорей хватаю телефонную книгу и начинаю искать Марьяну. А они ушли в гости куда-то. Каспарян тоже, как приехал, ушел в гости… Никого нет… В общем, когда нашли их — они бегом собрались и выехали туда…»[388]

Марина Тихомирова: «Звонит телефон. Снимаю трубку. Слышу механический неузнаваемый голос: “Это Марьяна. Сегодня в полдень под Тукумсом разбился Цой”. Не понимаю услышанного. Переспрашиваю еще раз. Каждый раз с убийственной краткостью повторяется информация. Когда ее смысл доходит до сознания, сползаю по стене на пол и начинаю выть в голос…»[389]

Юрий Каспарян: «Я уехал из Плиеньциемса в ночь с 14-го на 15-е, приехал в Питер часов в 6 утра и лег спать. Проснулся в час-два и поехал в гости на Ка-менностровский. И там уже обезумевшая Марьяша вызвонила меня с этой ужасной новостью…»[390]

Марьяна Цой: «Юрик приехал числа тринадцатого августа из Прибалтики, где он был вместе с Витей. И тут пришла эта страшная весть… Через полчаса мы уже выехали из Ленинграда, накачавшись бензином…»[391]

Игорь Тихомиров: «Конечно, гибель Виктора была для нас смертельным ударом. Помню, приехал из отпуска, вхожу домой. Назавтра назначена репетиция. И тут — телефонный звонок. Мы рванули туда на машине, до последней минуты не покидала надежда: может, всё обошлось… Не берусь описывать тех страшных минут. Конечно, нам было ни до чего»[392].

Каспарян с Марьяной и Игорь Тихомиров с женой приехали в Плиеньциемс только к утру 16 августа, до последнего надеясь, что всё это чья-то злая шутка. А через сутки, как вспоминала Марьяна, они «уже выехали оттуда, увозя с собой Витю»[393]…

На следующий день о смерти Цоя сообщили все радиостанции Советского Союза, телевизионные программы «Время» и «ТСН». Это трагическое событие не замалчивалось, как замалчивались смерти Высоцкого, Башлачева и еще многих.

В вечернем выпуске программы «Время» на всю страну прозвучали сухие слова диктора: «Здравствуйте, товарищи. Печальная весть пришла сегодня из Латвии, где в автомобильной аварии погиб известный рок-музыкант, основатель популярной группы “КИНО” Виктор Цой. Детали происшедшего уточняются. На месте катастрофы работает следственная группа МВД Латвийской ССР…»

Официально было объявлено, что похороны состоятся в 10 утра на Богословском кладбище Ленинграда 19 августа 1990 года.

Был опубликован официальный некролог. Чтобы музыканты «КИНО» смогли напрямую обратиться к своим поклонникам, студия ЛенТВ предоставила им эфирное время. Это было единственно правильным решением в той взрывоопасной ситуации.

Массовая истерия, охватившая город, приближалась к своему пику. Поклонники, несмотря на обращения музыкантов «КИНО», просивших фанатов не приходить на похороны, начали выдвигаться в район Богословского кладбища.

Заранее предупрежденная милиция оцепила всю Пискаревку, чтобы не допустить фанатов на похороны и не спровоцировать беспорядки, но это не останавливало огромное количество людей, желавших проститься с Цоем. Толпа всё время прибывала, и вскоре у кладбищенских ворот и вдоль ограды кладбища раскинулся целый лагерь…

Не спавшие и не евшие по несколько суток поклонники падали в голодные обмороки, усилиями врачей увозились в ближайшие больницы, где им оказывали помощь, после чего они всеми правдами и неправдами возвращались к кладбищу, чтобы не пропустить момент погребения и бросить ком земли на свежую могилу…

Лишь немногие тогда знали, что объявленное время похорон будет изменено. В самый последний момент оно действительно изменилось, и на автобусе, забиравшем из морга тело Виктора, уехали лишь родные…

В тот день, по неофициальным подсчетам, могилу Виктора Цоя посетили порядка 30 тысяч человек. Людское горе отражают редкие кадры фотосъемки, сохраненные поклонниками. Вот сотни людей, выстроившихся на дорожке колонной, поклонники, несущие траурные венки, упавшая в обморок у могилы Виктора девушка, плачущие солдаты, растерянные, отрешенные взгляды…

Отмененную гражданскую панихиду заменило людское шествие от ворот кладбища до Дворцовой площади. Плачущие люди несли фотографии, флаги, портреты Цоя, пели песни… Водители останавливали машины, пропуская толпу, сочувствующе сигналили. На хлынувший дождь совершенно никто не обращал внимания…

Владимир Рекшан: «Витя разбился… Память воссоздает явственно солнечный день. По центру пошел неясный слух — Цой! Что-то с Цоем. Я дошел по Невскому до кафетерия на перекрестке с улицей Марата и встретил Толю Гуницкого. Тот мрачно курил.

— С Цоем что? — спрашиваю. — Говорят, в аварию попал. Сильно побился?

— Насмерть побился, — отвечает Джордж.

— В каком это смысле? — не понимаю я.

— В том смысле, что уже тело в Ленинград везут хоронить.

Мы отправились на Рубинштейна, там уже роился народ. В атмосфере рок-клубовского дворика витало ощущение переломности момента. В мини-зале на первом этаже шла перманентная поминальная выпивка. Появлялись различные именитые люди, пролезала публика с улицы. Мы с Гуницким забурились там основательно. Потом еле добрались до Богословского кладбища. На обратном пути, который я проделал с больной головой, меня обогнала толпа молодых людей, человек шестьсот, которые под дождем хором пели “Группа крови на рукаве… Мой порядковый номер на рукаве…”…»[394]

Как это было после смерти Высоцкого, на смерти Виктора Цоя сразу же стали зарабатывать. По всей стране начались поминки по Цою. Поминали Цоя везде. Поминали как могли. Что недодали при жизни, пытались воздать после гибели. Где-то это делалось искренне и бескорыстно. Где-то зарабатывали деньги… И немалые… Только семья Виктора Цоя никаких денег с этого не получила…

Закон толпы везде одинаков: после смерти артист привлекает к себе особое внимание. Вот и появились бесчисленные акции памяти, плакаты, кассеты, майки, значки и, что самое страшное, статьи, буквально шквал статей о произошедшем на 35-м километре трассы Слока — Талей. Журналисты на все лады расписывали то, о чем не имели порой верной информации. Примеров масса — начиная от «москвича» белого цвета и заканчивая анализом клеток головного мозга.

Одно издание вообще отличилось, напечатав, что «…смявшийся карданный вал “москвича” прочертил на шоссе глубокую царапину длиной около метра…».

На самом деле у «Москвича-2141» карданный вал вообще отсутствовал. Как известно, для движения автомобиля крутящий момент от двигателя необходимо передать на ведущие колеса. Двигатель и коробка передач через опоры сравнительно жестко крепятся к кузову, а ведущие колеса подвешены посредством подвижных и упругих элементов подвески. Таким образом, при езде взаимное положение колес и силового агрегата постоянно изменяется. Как же в таких условиях передать крутящий момент? Для этого используются приводные валы с шарнирами. В заднеприводных автомобилях используются валы с шарнирами неравных угловых скоростей, в переднеприводных — с шарнирами равных угловых скоростей. В обиходе первые автомобилисты называют карданом, вторые — ШРУС (сокращенное название). Виктор Цой ездил как раз на модели «москвича» с передним приводом, то есть на автомобиле со ШРУСом. Так что глубокую метровую царапину на асфальте прочертил не «смявшийся карданный вал», а какая-то иная деталь автомашины…

Но журналистам было всё равно. Каждый считал своим долгом поговорить о Цое, даже если при жизни его не знал и не понимал творчества «КИНО». Еще печальнее, что не только чужие, но и многие знакомые Цоя примкнули к этой компании. А поклонники? Поклонники остались с Витей.

Тяжело им было, поклонникам, потерявшим своего любимого кумира, но в разы тяжелее было родителям Виктора, его близким и друзьям. Его мама, отец и Марьяна периодически общались с журналистами, остальные близкие ему люди ушли в тень…

После смерти Виктора осталась демо-запись последнего альбома группы, сделанная Цоем и Каспаряном в Латвии, в Плиеньциемсе, во время летних каникул. Планировалось записывать альбом осенью на профессиональной студии («Мосфильм» или «Ленфильм»), сведёние делать в Париже, а черновик должен был помочь музыкантам сэкономить студийное время. В итоге всё было сделано так, как и планировалось, но уже без Цоя…

Музыканты «КИНО» и менеджер группы Юрий Айзеншпис смогли довести работу над альбомом до конца.

Группа не преследовала при этом никаких коммерческих целей, этот вопрос, по словам Тихомирова, их вообще не волновал. Они видели в этом свой долг перед Виктором, старались сделать всё максимально быстро, потому что этот альбом очень ждали. И конечно, после этого сама группа уже не могла существовать без своего лидера.

В декабре 1990 года альбом был представлен публике. Первое его прослушивание состоялось в Ленинградском рок-клубе. Презентация альбома, организованная Юрием Айзеншписом, прошла 12 января 1991 года в Московском дворце молодежи, после чего пути музыкантов «КИНО» разошлись… «КИНО» кончилось.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Концерты «Кино» без Виктора Цоя: Кощунство, караоке или катарсис

«Я никогда не был на концерте группы «Кино», — так может сказать любой, кому меньше 30 лет. Но самое удивительное, что произнес эту фразу Александр Цой, единственный сын Виктор Цоя (музыкант разбился на машине, когда мальчику было пять лет). И во многом поэтому у всех появился шанс посетить концерт легендарной группы — Цой-младший собрал гитариста Юрия Каспаряна и двух басистов — Игоря Тихомирова и Александра Титова, чтобы отрепетировать и сыграть в 2020 году полноценную концертную программу группы «Кино» в Москве и Петербурге. Правда, есть нюанс: без Виктора Цоя. Со сцены прозвучит лишь оцифрованный голос рокера. «КП» разбиралась, насколько это реально и как к этому относится отец Цоя, музыканты группы, профессиональные критики и его последняя жена Наталья, много лет хранящая молчание.

Цой жив. Младший

Вообще, про Цоя вдруг вспомнили все. Еще пару лет назад разве что только в подземке можно было услышать про «белый снег, серый лед», а теперь — и Кирилл Серебренников выпустил «Лето», и Алексей Учитель доделывает фильм «47» (оба — о Цое), и первая жена Юрия Каспаряна, американка Джоанна Стингрей издала свежие мемуары, где есть про «Кино», и даже питерские судмедэксперты всколыхнули общественность: есть подозрение, что музыкант не спал за рулем «Москвича», в котором разбился. Так всегда бывает. Подоспели юбилейные даты — созревают и проекты. В 2019 году исполнилось 30 лет альбому «Группа крови», в августе 2020 года будет 30 лет, как Цой погиб. Пора креативить и зарабатывать, другими словами — почтить память.

И в этот момент на сцену выходит единственный сын Цоя, Александр. И ошарашивает всех новостью: грядут концерты «Кино». Все, как и встарь, на сцене живые музыканты группы с настоящими инструментами в руках, только без отца. Вместо Виктора — голос, «оцифрованный с оригинальных многоканальных записей». Что это такое? Зачем?

Я никогда не был на концерте группы Кино , так может сказать любой, кому меньше 30 лет. Но самое удивительное, что произнес эту фразу Александр Цой, единственный сын Виктор Цоя.

Группа «Кино» не давала концертов с 1990 года — с тех пор, как Виктор Цой разбился — а если точнее, то только голос Цоя не звучал со сцены 30 лет. Ведь бессменный гитарист команды Юрий Каспарян, как оказалось, еще с 2010 года играет симфоническую программу группы под аранжировки композитора Игоря Вдовина. «Пачка сигарет», «Перемен», «Кукушка» — только без вокала, как в караоке, и при участии оркестра. Выглядит и звучит весьма экзотично: громкое и ладное многоголосие академических инструментов, в котором тонет электрогитара Каспаряна (ради этого, кстати, он ушел из группы «Ю-Питер», где играл с Вячеславом Бутусовым). Есть и гастроли, и записи в интернете. Проект так и называется — «Симфоническое кино».

Бессменный гитарист Кино Юрий Каспарян еще с 2010 года играет симфоническую программу группы под аранжировки композитора Игоря Вдовина.

В 2012 году к проекту присоединился и Александр Цой: стал создавать видеоряд, проецируемый на большой экран в ходе концерта, и продюсировать. До этого 34-летний сын Виктора и Марианны Цой играл в группах «Para bellvm» и «Ронин», открыл музыкальный клуб в Питере и сотрудничал с Первым каналом.

— Большое шоу с участием всех музыкантов может вытянуть в целом концепцию, которая на самом деле выросла из несчастья, — объясняет Цой-младший суть идеи с живыми концертами. — Нам приходится работать с той ситуацией, которая у нас сейчас есть. Отца нет в живых. Георгия Гурьянова (барабанщика группы) нет. Но песни живут. Спрос – не очень хорошее слово, но востребованность этих песен никуда не девается. Мне кажется, что все просто постепенно пришли к тому, что это вс больше, чем просто мы. Музыканты «Кино» и я. Этот проект важнее. Его нужно сделать просто потому, что это важно для многих.

Проект Симфоническое кино .

«Никакой голограммы не будет»

К слову, и Цой-младший, и Каспарян весьма ревностно относятся к чужим творческим потугам, касающимся Виктора Цоя. В эфире «Вечернего Урганта» они интеллигентно раскритиковали фильм «Лето» Кирилла Серебренникова. То же было и с кавер-версией песни «Группа крови», которую группа Metallica однажды исполнила в Москве. Каспарян назвал американских музыкантов «пэтэушниками», ведь текст композиции они не выучили, а лишь выписали русские слова английскими буквами, чтобы спеть его. Сын Виктора Цоя поддержал эту точку зрения.

И вот Каспарян с Цоем решили дать мастер-класс. Почти полноценные концерты «Кино» пройдут 31 октября 2020 года (в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге) и 21 ноября (на «ВТБ арене» в Москве). Аншлаги наверняка обеспечены. И сейчас группа вовсю работает над этим. Репетиции длятся более полугода. Во время концерта прозвучат главные хиты «Кино» и, как уверяют авторы проекта, «несколько сюрпризов». Цой-младший отвечает за визуальную часть — она включит хронику, предоставленную Джоанной Стингрей, анимированные рисунки Виктора Цоя, которых осталось очень много, и абстрактную современную графику. Состав музыкантов на сцене будет зависеть от репертуара. К примеру, басист Александр Титов, игравший в группе с 1984 по 1985 годы, исполнит ранние песни «Кино», а гитарист Каспарян и другой басист Игорь Тихомиров — остальные. Заменить ударника Георгия Гурьянова пригласили Олега Шунцова, участника «Симфокино». Прозвучит во время концерта и драм-машинка, которую Виктор Цой не стеснялся использовать во многих композициях.

2014 г. Справа - живая танцовщица, слева - голограмма Майкла Джексона на церемонии журнала Billboard. Кто бы мог подумать? Фото: YouTube.com

2014 г. Справа — живая танцовщица, слева — голограмма Майкла Джексона на церемонии журнала Billboard. Кто бы мог подумать? Фото: YouTube.com

Голограмма Цоя выступила в Питере.

Но, главное, над чем начали ломать голову поклонники — каким образом Цоя «воскресят»? Неужели позовут Сергея Безрукова? Или выставят на сцену картонную фигуру вокалиста, как в «Пятерочке»? А, может, прибегнут к высоким технологиям и спроецируют 3D-изображение музыканта, как делали промоутеры с Уитни Хьюстон или Майклом Джексоном?* И не кощунство ли это все? Между прочим, семь лет назад голограмма лидера «Кино» уже «давала» часовой концерт на закрытии выставки «Future in Russia» в Санкт-Петербурге. Тогда это не вызвало восторга ни у кого.

— Никаких голограмм не будет, — успокоил «КП» Игорь Тихомиров, басист «Кино» и звукорежиссер «ДДТ». — Мы репетируем живьем по несколько дней в месяц. Все вместе в студии «Добролет» (в ДК им. Ленсовета в Петербурге), а еще индивидуально в интернете, по скайпу. Скоро все подробно расскажем.

Виктор Цой. Мы ждем перемен.

Воскрешать Цоя решили только художественно (силуэт, тени) и музыкально: голос оцифруют, то есть придадут ему максимально модное и современное звучание, и пустят отдельной дорожкой — так возникнет иллюзия, будто он сам поет в микрофон, хотя взять и «вырезать» этот вокал из старых записей 80-х годов крайне сложно.

Отец Цоя, Роберт Максимович, обычно в штыки воспринимает проекты, в которых образ его сына эксплуатируют (разнес в щепки «Лето» Серебренникова и со скепсисом отнесся к съемкам фильма Учителя «47»), однако концертную идею принял тепло.

Всем хотелось бы видеть Цоя на сцене. Но музыкант разбился в ДТП, и теперь только на сохранившихся записях можно увидеть его выступления. Фото: Архив/ТАСС

Всем хотелось бы видеть Цоя на сцене. Но музыкант разбился в ДТП, и теперь только на сохранившихся записях можно увидеть его выступления. Фото: Архив/ТАСС

— Пусть выступают, — ответил «КП» Роберт Цой. — Зачем им запрещать? Раз круглая дата, надо сделать. Я не против. Но на концерт не пойду. Не хочу.

Похвалил затею и гитарист Алексей Рыбин, участник первого состава «Кино», которого почему-то не позвали в проект.

— Это хорошая идея, но я участия в концерте не принимаю, — признался «КП» музыкант. — Мне нравится, что такой концерт будет.

В окружении второй жены Цоя, Натальи Разлоговой, никогда не комментирующей все, что связано с «Кино» и мужем, «КП» дали понять, что и она считает идею с концертами отличной.

Слишком уж все радужно. Это даже настораживает. Неужели никого не смущает перспектива такого масштабного караоке?

— Такого рода аттракционы сейчас проводятся во всем мире, иногда даже были концерты с голографическими изображениями покойных знаменитостей, — напоминает музыкальный критик Артемий Троицкий. — Но концерт группы «Кино» без Виктора Цоя и Георгия Гурьянова — это абсурд. Будет ли к этому интерес? Думаю, что интерес, конечно же, будет, но он будет носить скандальный характер. Большинству людей, особенно тем, кто видел живые выступления «Кино», эта идея совершенно не понравится.

Восьмиклассница — Виктор Цой .Группа Кино

АВТОРИТЕТНО

Сергей СОСЕДОВ, музыкальный критик: «Любой концерт памяти любимого артиста — важный и необходимый жест. Другое дело, какими руками этот концерт делается. Кто-то хочет откровенно заработать, а кто-то это делает от чистого сердца. Я не слишком понимаю, что значит концерт «с оцифрованным голосом». Слушать диски Цоя можно и дома. Я вижу этот концерт только как трибьют, где песни Цоя будут исполняться другими певцами. Плюс использование на экране видеоматериалов Цоя, где, в частности, может звучать и его голос. Никакого кощунства здесь нет и быть не может, даже если организаторы что-то и заработают. Если люди во что-то вкладываются, они должны это отбить и что-то заработать. А работать себе в убыток глупо. В любом случае, о Цое у нас уже давно не говорят, нынешнее поколение вообще не знает это имя, поэтому концерт в честь Цоя придёется очень кстати».

Юрий ЛОЗА, автор шлягера «Плот»: «То, что он писал, меня не трогало, а все его «алюминиевые огурцы на брезентовом поле» — мне вообще не понятны и не близки. Меня попросили прокомментировать предстоящее шоу, в котором помимо песен Виктора, устроители хотят представить номер, где на живое исполнение наложат его голос. Я ответил, что этот ход впервые был опробован двадцать восемь лет назад певицей Натали Коул, когда она спела под оркестр с давно усопшим отцом. Сегодня этим никого не удивишь, но фанатам будет приятно, на то они и фанаты».

*ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Идея организовать концерт на музыку усопшего артиста не нова. «Воскрешают» музыкантов довольно давно. Одной из первых «спиритический сеанс» провела джаз-дива Натали Коул, которой захотелось сделать дуэт с почившим отцом Нэтом Кингом Коулом. В 1991 году она выпустила альбом «Unforgettable», где были сведены голосовые партии ее и отца. Пластинка продалась платиновым тиражом. Потом технологии скакнули вперед, и по миру поехали поющие голограммы мировых звезд. Есть даже специальный термин — delebs (от англ. dead celebrities, «мертвые знаменитости»). Погибший в перестрелке рэпер Тупак Шакур «выступил» со Снуп Догом в Калифорнии в 2012 году. В этом же году Фредди Меркьюри «вернулся» в группу Queen на Олимпиаде в Лондоне. Майкла Джексона «оживили» на одну песню ради церемонии Billboard в Лас-Вегасе в 2014-м. Проекция певца Принса «спела» дуэтом с Джастином Тимберлейком в 2016-м. Голограмма Уитни Хьюстон пела в финале американского «Голоса» вместе с Кристиной Агилерой в том же году, а сейчас готовится «гастрольное турне» певицы по Британии. В 2018-м в честь 30-летия группы «Король и шут» на три песни «воскресили» Горшка, погибшего лидера группы Михаила Горшенева. Иногда легенды с разрешения семьи оказывались вмонтированы в рекламные ролики: Одри Хепберн продвигала шоколад, Джон Леннон и Мэрилин Монро — автомобили, лидер группы Sex Pistols Сид Вишез — обувь.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Никакой трехмерной полноценной фигуры артиста, как в голливудском кино, при этом на сцене нет — это фокус. Изображение проецируется на пленку, натянутую под углом в 45 градусов к сцене, пока мощный проектор светит на нее, выдавая картинку. Тем не менее, это весьма дорогостоящие проекты: Ник Смит, создававший проекцию Тупака Шакура, оценивает разработку такой голограммы в 100-400 тысяч долларов.

Тизер к концертам группы Кино в 2020 году.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Я с первого дня знал, что он не спал за рулем»: отец Виктора Цоя прокомментировал новую версию гибели певца

Спустя 29 лет эксперты восстановили схему смертельного ДТП и нашли нестыковки

Каких только версий гибели музыканта не выдвигалось за 29 лет, прошедших с момента злосчастной аварии. 15 августа 1990 года в нескольких километрах от Риги «Москвич» Виктора Цоя на скорости 130 км/ч вылетел на встречную полосу и врезался в автобус «Икарус» — легендарный рокер погиб мгновенно. Согласно официальной версии, лидер «Кино» заснул за рулем (следов алкоголя в крови Цоя не обнаружили), но после трагедии много говорили о самоубийстве и даже причастности спецслужб. (подробности)

ЕЩЕ

«Аварию с Виктором Цоем могли подстроить»: друг легендарного музыканта о том, каким был кумир миллионов

Юность Антона Галина прошла вместе с Цоем

Больше 30 лет пытаются разгадать феномен Виктора Цоя. Простой стеснительный паренек без музыкального образования стал кумиром миллионов и легендой. Поклонниц у Виктора было хоть отбавляй – в молодежные журналы приходили сотни писем от юных фанаток Цоя. А парни наперебой восхищались загадочным рок-музыкантом, пересматривая фильмы с Цоем и заучивая аккорды его песен. Летом 1990 года после странной смерти Виктора по СССР прокатилась волна самоубийств – многие не могли представить дальнейшую жизнь без своего кумира. (подробности)

В ТЕМУ

Концерт группы «Кино» в Санкт-Петербурге 2020 года: воссоединение ради памяти Цоя

Группа «Кино» воссоединится, чтобы дать концерт в «Ледовом дворце» в Санкт-Петербурге 31 октября 2020 года. Проект был инициирован Александром Цоем и Юрием Каспаряном (подробности)

Концерт группы «Кино» в Москве 2020: Голос Цоя спустя 30 лет

Музыканты рок-группы «Кино» выступят в ВТБ Арена в Москве 21 ноября 2020 года. В составе коллектива – Юрий Каспарян, Александр Титов и Игорь Тихомиров. Голос Виктора Цоя оцифруют с оригинальных записей. Продюсер проекта – сын погибшей легенды Александр (подробности)

www.samara.kp.ru

Эксперты выдвинули новую версию гибели Виктора Цоя

Виктор Цой

Виктор Цой

Культовый рок-исполнитель Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года. Согласно официальной версии о причинах ДТП, артист заснул за рулем, что и привело к роковому столкновению с автобусом. Однако поклонники до сих пор скептически относятся к выводам следствия, предлагая свои варианты развития событий. 

Недавно же появилась дополнительная информация, которая поставила под сомнение грамотность расследования дела почти 30-летней давности. Судебный эксперт Наталья Потлачук восстановила картину происшествия и выяснила, что знаменитый водитель был в сознании. «Уснувший за рулем человек теряет контроль над автомобилем, из-за чего тот куда-то сворачивает и движется в направлении, заданном этим случайным поворотом, — объясняла эксперт. — Если предположить, что Виктор Цой свернул на обочину случайно, уснув и потеряв контроль за машиной, то он должен был продолжить движение по направлению, заданному поворотом. В этом случае его «Москвич» оказался бы в поле, а не на проезжей части на пути следования «Икаруса».

Кумиру миллионов было 28 лет

Кумиру миллионов было 28 лет

Узнать обо всех обстоятельствах автокатастрофы эксперту помогла схема ДТП, в которую специалисты добавили недостающие элементы. Так, выяснилось, что на пути Цоя были дерево и куст, а также сигнальные столбики. «Когда человек сворачивает на такую узкую обочину и 35 метров едет по ней, не столкнувшись ни с одним из расположенных там препятствий, а потом уходит обратно на проезжую часть, увидев перед собой дерево с кустом, оснований предполагать, будто он делает это в бессознательном состоянии — нет», — заявила Потлачук.

На аукционе продали номер машины, на которой разбился Виктор Цой, за два миллиона

Похожую версию ранее выдвигала мама погибшего — Валентина Васильевна. Она утверждала, что сын не мог заснуть за рулем, ведь случилось все в дневное время. Отец артиста Роберт Цой тоже согласен с заключениями Натальи. «Еще 29 лет назад я на этом настаивал. Ну сами подумайте: от места, где он рыбачил, до места трагедии ехать всего 15 минут, расстояние маленькое, — объяснял мужчина. — Человек может заснуть только в долгой дороге и при сильной усталости. А это даже не раннее утро было. И вот зачем сейчас эти эксперты ворошат прошлое? Я 29 лет назад сказал, а какие-то идиоты сейчас это повторили! Сколько уже этих расследований провели, не счесть. Но к чему в этом ковыряться? У меня давно уже своя версия, я ее повторять не собираюсь».

По материалам КП, Fontanka.ru

Фото: Legion-Media

www.starhit.ru

место гибели Виктора Цоя 25 лет спустя – Архив

Суббота, 15 августа, 11 часов утра. Немолодой мужчина в синем трико и футболке с портретом Цоя нервно размахивает руками в толпе поклонников, которые начали съезжаться на 35-й километр шоссе еще с пятницы: «Я уже двадцать пять лет просто в … [ужасе]. Ну, допустим, работал он над альбомом — но ведь доделал! Ну, муки творчества, устал, не спал — все понятно. Поехал на рыбалку — ок. И что? Вот именно тут в полдень взял и заснул? Я даже эксперимент проводил: специально поссорился с женой, довел себя до белого каления, не спал ночь, туда же, куда Витя, на рыбалку съездил на рассвете — это рядом здесь, заснуть не успеешь, и в 11 утра я поехал домой в Рагациемс, это дальше Плиеньциемса, — ну ни в одном глазу! Эх, Витя, Витя…» Собравшиеся похлопывают расстроенного человека по плечу.

У обочины стоят десятки автомобилей, номера в основном латвийские, но есть и русские, и украинские, и литовские, и даже немецкие, испанские и английские. Из рейсового автобуса выходит половина пассажиров, все к Цою. Прибывает мотоколонна, байкеры, поскрипывая кожей, слезают с мотоциклов и достают из кофров цветы. К полудню на месте гибели Цоя собирается не меньше двух сотен человек, песни «Кино» звучат в буквальном смысле из-под каждого куста.

В обычный день по тихой дороге, которая через бесчисленные хутора и бывшие рыбацкие поселки ведет из города Талси в Юрмалу и дальше в Ригу, проезжает очень мало машин. На 35-м километре, в том самом месте, где двадцать пять лет назад «москвич» Цоя въехал в «Икарус», стоят всего два дома, над лесом кружат аисты, а по вечерам в полях стрекочут сверчки. Пресловутый поворот совсем не такой опасный — так, искривление дороги прямо за одним из домов. Цой ехал с другой стороны и до поворота недоехал, столкновение произошло на мосту. Мост, в перила которого врезалась его машина, — метра три, не больше. Речка, куда упал автобус, больше похожа на ручей и регулярно пересыхает. Дорожные знаки здесь расцарапаны традиционными надписями «Цой жив» и «Здесь был Дрюня». Посередине моста — фотография Цоя и драматически надломленная табличка «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать», на перила с другой стороны дороги прикручены большие концертные плакаты. За мостом, там, где «москвич» Цоя навсегда остановился, — маленькая самодельная железная стела с гитарой. А чуть не доезжая до моста, там, где машина еще шла по нормальной траектории, стоит памятник. Цветы здесь лежат круглый год, кроме них — сигареты, железная мелочь, в том числе и советские двухкопеечные монеты, бутылки с пивом, свечи и конфеты. 

Памятник установила группа фанатов из Риги, которые в 2000 году бросили в народ клич и к 2002-му собрали сумму, которой хватило на бюст и постамент. 

  • Фотография: Мария Тарнавская

    1/7

  • Фотография: Мария Тарнавская

    2/7

  • Фотография: Мария Тарнавская

    3/7

  • Фотография: Мария Тарнавская

    4/7

  • Фотография: Мария Тарнавская

    5/7

  • Фотография: Мария Тарнавская

    6/7

  • Фотография: Мария Тарнавская

    7/7

«Я пришел в латвийское Министерство культуры, они отослали в управление памятников: оформите запрос, обоснуйте, — рассказывает Виктор, занимавшийся юридической стороной вопроса. — И я написал невероятное письмо про то, что памятник нужен обязательно, потому что Цой всем своим творчеством боролся с тоталитаризмом, расширил сознание советского человека и внес огромный вклад в борьбу с режимом, которая принесла свободу в том числе и Латвии. Еще одним моим аргументом был фильм «Игла» — что, мол, Цой яростно выступал против наркомании и именно поэтому так органично сыграл Моро и получил звание киноактера года от «Советского экрана». Там еще что-то было про то, что Цой очень повлиял на лучшие латвийские группы, гордость страны. Ну и немаловажный пункт про то, что паломники — хоть и по печальному поводу — все-таки внесут свою лепту в туристическое развитие Латвии. На управление памятников это письмо произвело сильное впечатление. Но больше всего им понравилось, что мы не просим никаких денег. Говорят: «За ваш счет на развитие нашей инфраструктуры — мы согласны!»

Сбор денег на сайте 35km.lv продолжился, и со временем памятник встал на финский гранит, появились литая конструкция по мотивам рисунков Цоя и ограда. «Основа постамента, — говорит художник памятника Руслан, — это вытянутые буквы Ц,О,Й, на самой длинной букве, О, — портрет Виктора. Трактовка фамилии Цой — «вершина», а значение имени Виктор — «победитель». Ну и вот — победитель Виктор стоит на вершине, а за ним — лучи звезды по имени Солнце, Виктор смотрит на восток. Все по фэншуй».  

В предыдущие годы из того самого дома, который стоит на повороте, к памятнику проводили электричество, а к соседней полянке провода — и устраивали концерты. «Прекрасная здесь жила бабушка, — говорит Дима, который отвечал за электрику. — Она очень нам сочувствовала и помогала по мере сил. Жаль, умерла она. А бабушка из другого дома очень нас не любит. Все время ворчит. Но мы на нее не в обиде. С электричеством вопрос решим. Я еще хочу солнечные батареи прикрутить, чтобы по ночам лучи от Цоя прямо в небо уходили».

Старушка из соседнего дома действительно совсем не в восторге от происходящего. Хоть ее дом стоит вдалеке от памятника, но надел земли проходит прямо за ним — все предыдущие годы фанаты ставили на этом поле свои палатки и жили здесь сутками. Теперь бабушка обнесла свою территорию колючей проволокой, а у ворот много часов надрывается от лая белая дворняга.

  • Фотография: Мария Тарнавская

    1/9

  • Фотография: Мария Тарнавская

    2/9

  • Фотография: Мария Тарнавская

    3/9

  • Фотография: Мария Тарнавская

    4/9

  • Фотография: Мария Тарнавская

    5/9

  • Фотография: Мария Тарнавская

    6/9

  • Фотография: Маша Борисова

    7/9

  • Фотография: Маша Борисова

    8/9

  • Фотография: Маша Борисова

    9/9

Юная девица с гитарой наперевес говорит: «Мы ее понимаем, стараемся не мешать, палатки разбиваем теперь за холмом — ей и не слышно, и не видно ничего. В этом году еще поставили дежурного в Плиеньциемсе у дома Зелтини, где Цой жил, потому что хозяева уже взвыли: каждый год находятся мудаки, которые лезут к ним на территорию, вынюхивают, высматривают, землю в баночки пытаются набрать».

Приезжает серебристый микроавтобус, по рядам фанатов несется шепот: «Виктор» приехал!» Из автобуса выходят бывший директор группы «Кино» Юрий Белишкин и музыканты группы «Виктор». «Это кто?» — спрашивает пожилая женщина с трогательным букетом фиалок, показывая на восточного мужчину в черных очках. «Асхат, он теперь вместо Цоя», — отвечает патлатый толстый рокер с двумя банками пива в каждой руке. «Что ты несешь, дебил, — шипят на него товарищи. — Цой — он один, как Бог». Асхат возлагает цветы к памятнику и смиренно подписывает десятки протянутых к нему бумажек. «Асхат — молодец, — сфотографировавшись с музыкантом, говорит красивая пятидесятилетняя женщина. — Он не заносится, не пытается подражать Цою, просто лучше всех поет его песни. У него и свои есть, тоже хорошие, но мы его любим прежде всего за творчество Виктора». С другой стороны памятника Юрий Белишкин дает интервью: «Витя был гением, что и говорить. И с каждым годом мы не уходим от него, а приближаемся к нему. Такие люди рождаются раз в 1000 лет. Что делаю сейчас? Ну вот директор я у «Виктора», еще я главный кавээнщик Петербурга, книги пишу, свои афоризмы, десять штук уже вышло, не слышали? «Объявляю мат в два слова», «Облом Петрович — это не обращение» — не читали?»

У информационного стенда с биографией Цоя крупная женщина разъясняет маленькому сыну: «Вот тут мы с твоим папой и познакомились». «Мам, а что тут написано?» — спрашивает малыш. И женщина монотонно зачитывает ему: «Из протокола осмотра места автомобильной аварии. Погибший водитель «москвича» был одет в тренировочный костюм производства КНР, майку черного цвета, спортивную куртку красного цвета, черные шерстяные носки и красные резиновые сапоги…» «Да, сынок, — к стенду подходит субтильный мужчина в очках. — Цой был большим пижоном».

Вечером у памятника, освещенного десятками свечей, тихо целуется влюбленная пара. В соседних кустах кто-то блюет. Из палаточного городка слышно бренчание нескольких гитар. «Смотрите, звезда упала!» — кричит чей-то нетрезвый голос. «Это Цой нам подмигивает. Он же буддист, он же с нами, а тело что — только дурацкая оболочка. А давайте «Жизнь в стеклах»!» И дружный хор запевает: «Похоже, что прошлой ночью был звездопад, но звезды, как камни, упали в наш огород».

daily.afisha.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *