Обеспечение безопасности детей на дорогах
Автомобильная дорога является повышенным источником опасности для детей по причине малого опыта, невнимательности, незнания и несоблюдения основных правил, недостаточно развитого чувства опасности. Ребенок – самый незащищенный участник дорожного движения. В стране более 10% дорожно-транспортных происшествий связано с детьми. Более 20% ДТП происходят по вине детей, которые выбегали на проезжую часть, переходили улицу в неположенном месте, ездили на велосипедах по дороге. Безопасное поведение детей на дорогах – важнейшая задача для родителей, водителей, прохожих, сотрудников ГИБДД, детских садов и школ. Именно взрослые обеспечивают безопасность детей разными способами и путями.
Правильное поведение детей на дороге начинается с обучения с малых лет. Необходимо обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать дисциплинированность, осторожность, внимательность, предусмотрительность. На помощь приходят разные методы и способы взаимодействия с детьми, включая личный пример. Если взрослые проводят обучение детей безопасному поведению на дорогах, а сами нарушают правила, то результат может быть плачевным. В настоящее время существует и активно применяется целый комплекс мер по профилактике несчастных случаев на дороге с участием детей.
Самый эффективный метод – активная форма обучения, когда дети сами принимают непосредственное участие, разыгрывают различные ситуации, учатся самостоятельно находить правильное решение. Дети должны быть заинтересованы. Только так правила поведения на дороге детей будут успешно усваиваться и применяться в жизни. Передача знаний и опыта должны быть регулярными и систематичными, а если речь идет о семье, то постоянными – изо дня в день родители на своем примере показывают, как можно и как нельзя вести себя на дороге.
Обучение безопасному поведению в образовательных учреждениях
Школы, детские сады, дополнительные образовательные учреждения включают в учебный план ряд занятий и мероприятий, посвященных правилам поведения детей на улице и дорогах. Применяются игровые формы обучения, так как, участвуя в игре, дети лучше запоминают и усваивают необходимые знания. Тема дорожной безопасности будет для детей скучной и неинтересной, если знания будут передаваться сухо, однообразно. Игры и другие формы подбираются с учетом возраста.
Для малышей и младших школьников будут интересны:
- раскраски и яркие книжки по теме;
- карточки с изображением дорожных ситуаций и правил;
- разыгрывание сценок;
- рисование и разучивание стихотворений на тему.
Для детей более старшего возраста на помощь приходит рассматривание проблемных ситуаций в рамках родного города, обсуждение несчастных случаев, что могло бы их предотвратить. Для любого возраста интересны совместные семейные мероприятия, конкурсы по дорожной безопасности, в которых принимают участие дети вместе с родителями.
В образовательных учреждениях организуются мероприятия для родителей: семинары, родительские собрания, круглые столы, консультации и другие, которые дают знания взрослым по безопасному поведению детей на улицах и дорогах, как родители могут в рамках своей семьи обучить ребенка правилам. Практические советы и рекомендации помогают взрослым использовать свой опыт более эффективно. Активная работа образовательных учреждений в данном направлении приносит свои плоды, сокращая число несчастных случаев на дороге с участием детей.
Сотрудничество с ГИБДД
Госавтоинспекция в сотрудничестве со школами и детскими садами также организуют в течение года совместные мероприятия с детьми. Для малышей такие гости в форме и праздники в детском саду запоминаются надолго. Со старшими школьниками инспекторы проводят рейды непосредственно на улицах города. Юные инспекторы дорожного движения таким образом получают бесценный опыт, который будут применять в своей жизни. Подобные мероприятия, организованные совместно с ГИБДД, — отличная помощь и содействие образовательным учреждениям в обучении детей безопасному поведению на дорогах.
Возможности семьи в обучении безопасному поведению детей
Родители – главный пример для подрастающего поколения. Если взрослые члены семьи перебегают дорогу в неположенном месте, нарушают правила, то и дети будут поступать так же, несмотря на обучение правилам поведения на дороге в школе.Родители – главный ориентир для детей. Задача взрослых – соблюдая правила, подавать положительный пример своим детям, тем самым обеспечивая им безопасность в дорожной обстановке, умение принимать правильное решение, быть внимательным и ответственным.
В семейной библиотке должны быть красочные книги, настольные и другие игры по теме дорожной безопасности. Играя вместе с детьми, взрослые могут объяснить и проиграть разные ситуации и то, как правильно себя в них вести. Если ребенок – первоклассник, то первое время необходимо его сопровождать по пути в школу, объясняя все объекты, представляющие опасность на пути, как и где правильно переходить дорогу.
Использование в машине специальных удерживающих устройств, согласно правилам ПДД – важный и незыблемый пункт для каждой семьи. В темное время суток, особенно на плохо освещенных улицах, взрослым и детям необходимо использовать светоотражающие фликеры на одежде, портфеле, обуви. Согласно данным, их использование помогло сократить несчастные случаи с детьми в шесть раз. Стоимость фликера низкая, но он способен сохранить жизнь и здоровье ребенка. Водитель видит пешехода с фликером в темноте с включенными фарами на расстоянии более 300 метров, тогда как без него – всего за 30 метров – иногда этого недостаточно, чтобы успеть вовремя затормозить.
Правила для детей
Чем меньше ребенок, тем хуже у него развито чувство опасности. В возрасте до пяти лет малыш может легко побежать за мячом на проезжую часть, переходить дорогу, даже не посмотрев по сторонам. Задача взрослых с самых малых лет научить детей следующим правилам и постоянно их повторять:
- Ни при каких обстоятельствах нельзя выбегать на дорогу.
- Стоящие машины нужно обходить только сзади.
- Играя, нельзя прятаться за машины.
- Если во дворе едет автомобиль, то нужно отойти в сторону дома, к подъезду.
- Переходить улицу только по «зебре» или на зеленый свет светофора.
- Перебегать дорогу в неположенном месте нельзя.
- При переходе нужно убедиться, что движение безопасно: справа и слева нет приближающихся автомобилей. Причем сначала следует посмотреть налево, а потом направо.
- Автобусы и другой общественный транспорт опасно обходить и спереди, и сзади. Для этого лучше воспользоваться пешеходным переходом.
- Ездить на велосипеде, кататься на роликах только в безопасных местах: на специально отведенных полосах, по тротуару, в парках, на стадионах, но не по обочине и не на проезжей части.
- Нельзя цепляться к автомобилям и общественному транспорту.
Правила для взрослых
Взрослые пешеходы и водители во избежание несчастных случаев с детьми должны также соблюдать ряд правил:
- Использовать удерживающее устройство при перевозке детей согласно ПДД.
- Зонами повышенной опасности являются территории рядом с образовательными учреждениями, детскими площадками, поэтому вблизи них следует снижать скорость, даже если нет предписывающих знаков, «лежачих полицейских». Ребенок может неожиданно выбежать на проезжую часть.
- Особое внимание следует уделять во время движения по дворам жилых массивов. Необходимо выбирать минимальную скорость, притормаживать на поворотах. Начинать движение, внимательно посмотрев по сторонам, чтобы поблизости не было играющих детей и прохожих.
- Святое правило – уступать пешеходам дорогу на светофоре и «зебре». Проезжать, только убедившись, что дорогу никто не перебегает в спешке.
- Если вы пешеход и заметили ребенка или детей, у которых возникли проблемы с переходом улицы или другие, не оставайтесь равнодушными, примите участие, помогите детям в сложной для них ситуации.
Школы, детские сады, ГИБДД, учреждения дополнительного образования, семья – это те институты, на которых лежит ответственность за обучение детей правилам безопасности на улице и дорогах. Взрослые должны передавать знания детям и на собственном примере показывать, как нужно вести себя на дороге.
Дети на дороге
ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ
Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, — а это опасно для жизни! Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Запомните: обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.
Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и разъясните несложные правила для того, чтобы он мог ориентироваться в дорожной ситуации:
1) Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
2) Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».
3) Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
4) Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
5) Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.
6) Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!
7) Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.
Важно знать – чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность.
Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!
Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.
Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!
ДЕТИ-ВОДИТЕЛИ
Велосипед, мопед, скутер – для многих ребят является предметом мечтания и, прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься, где же его ребенок будет управлять своим транспортным средством? Есть ли поблизости стадион, парк, велосипедные дорожки?
Ведь дети, получая свое транспортное средство и имея возможность покинуть свой район, в любой момент могут отправиться в другой район к другу или однокласснику. При этом, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, даже подготовленный человек в первые минуты движения может с трудом ориентироваться, а ребенок – он, зачастую, даже не знает, как ему правильно нужно двигаться по проезжей части, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения, знающие Правила. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия.
К тому же велосипед, мопед, скутер – это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия. Приобретая их, необходимо позаботиться о дополнительных средствах защиты – шлемах, налокотниках, наколенниках, перчатках.
ДЕТИ-ПАССАЖИРЫ
В общественном транспорте:
Кажется, что именно тут ничего трудного и нет, — зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.
Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.
Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребятам следующие правила:
1) Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги.
2) Вход в маршрутный транспорт можно осуществлять только после полной остановки транспортного средства.
3) Находясь в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни.
4) Следует уступать места пожилым и больным людям – это правило не только вежливости, но и безопасности – ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.
5) Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.
6) К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.
В салоне автомашины:
Ребенок в салоне автомашины целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТПРАВИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НА АВТОМАШИНЕ ПОБЕСПОКОЙТЕСЬ О ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ:
1) Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка (сегодня большое количество производителей предлагают свою продукцию, более безопасными будут являться те кресла, у которых небольшой диапазон веса).
2) Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется.
Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
Осторожно! Дети на дороге, советы водителям и родителям
И вот настал сентябрь и нужно помнить, что дети вернулись в город и в школу.
Если вы подъезжаете к школе, детскому саду или площадки, где гуляют дети обязательно сбросьте скорость.
Если вы видите, что на светофоре зеленый свет, это еще ничего не значит. На перекресток, пешеходный переход может выскочить ребенок если это рядом со школой и нужно быть максимально внимательным.
Если вы видите на обочине ребенка, который стоит и при этом не понятны его намерения, то лучше посигнальте, чтобы дать понять, что вы подъезжаете.
Ведь ребенок может неожиданно выпрыгнуть на дорогу и тогда у вас фактично не будет времени чтобы среагировать.
Так же родителям нужно научить своих детей элементарным правилам поведения на дороге.
Современные правила немного уже отличаются от тех, которые были раньше. Т.е. сейчас нужно, чтобы ребенок помнил, что, выходя на пешеходный переход он должен отвлечься от своего телефона, вынуть наушники, чтобы четко понимать, что происходит в округе.
Посмотреть налево и на право, нет ли машин и тогда переходить.
Те правила, которые помнили даже наши родители – автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай только спереди.
ЕЩЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО! Чтобы вечером ваших детей было хорошо видно нужно обязательно им приобрести одежду или рюкзаки со светло отражающими элементами. Так их будет видно на много раньше, чем если при ношении темной одежды, которая фактично не видна для водителя.
Еще одно простое правило, научитесь не переходить дорогу и перекресток по диагонали, потому, что тогда вы становитесь к трафику спиной и не видите, что происходит сзади. Также это увеличивает по времени продолжительность преодоления опасного участка, что повышает вероятность несчастного случая.
Поэтому берегите своих детей, берегите себя и будьте внимательными на дороге.
Осторожно, дети на дороге!
Важную роль в предупреждении дорожно-транспортного травматизма на дорогах играет ознакомление детей с правилами дорожного движения
Осторожно, дети на дороге!Важную роль в предупреждении дорожно-транспортного травматизма на дорогах играет ознакомление детей с правилами дорожного движения
Дети часто становятся причиной дорожно- транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.
Уважаемые родители, объясните своим детям, что на улицах населенного пункта движется поток транспорта, поэтому, находясь на улице, надо всегда быть внимательным и осторожным, строго выполнять правила движения. Напомните детям, что ходить по улице нужно по тротуару (если он имеется), а переходить улицу только шагом и в местах, где имеются разметка «Пешеходный переход» или указатели перехода, а где их нет на перекрестках – по линии тротуаров. На пути в школу некоторым ребятам приходится переходить улицу с интенсивным движением транспорта. Помогите детям выбрать самый безопасный маршрут. Особую заботу проявите о первоклассниках, если нет возможности ежедневно провожать ребенка в школу и встречать его, то несколько раз не спеша пройдите с ним до школы и обратно и объясните ему, как он должен вести себя на улице и какие правила ему надо выполнять.
Главная опасность – стоящая машина. Заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая.
Велосипедист – тоже водитель
Напоминаем, что передвигаться на велосипедах по улицам разрешается детям с четырнадцатилетнего возраста. Велосипедист, как и водитель других видов транспорта, должен хорошо знать и постоянно выполнять правила дорожного движения. Хотя велосипедист занимает сравнительно малую часть ширины дороги, значительно меньшую, чем автомобиль, это не обеспечивает достаточной безопасности ни ему, ни другим участникам движения. На велосипеде нельзя в случае необходимости остановиться, не покинув его, а при замедлении движения на нем трудно выдержать прямолинейное направление, так как для удержания равновесия необходимы повороты рулем влево вправо. Поэтому для проезда велосипеда требуется пространство шириной, по крайней мере, 0,5 метров. Несмотря на небольшую скорость движения, велосипедист способен быстро перемещаться по дороге, что может оказаться совершенно неожиданным для других участников движения. Между тем, каждый водитель должен быть уверен, что никто не помешает его движению в своем ряду внезапным выездом в этот ряд. Вот почему даже опытный и тренированный велосипедист, находясь рядом с движущимися автомобилями, автобусами не чувствует себя в безопасности. Велосипедист не может ежесекундно оглядываться назад и в полной мере следить за дорожной обстановкой сзади. Положение усугубляется еще и тем, что велосипедист не уверен в личной безопасности, так как ничем не защищен от удара при падении или столкновении. По статистическим данным, велосипедист на дороге подвергается в пять раз большему риску попасть в дорожно-транспортное происшествие, чем водитель автомобиля. Поэтому, велосипедист, как и водитель других видов транспорта, должен хорошо знать и постоянно выполнять правила дорожного движения.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из актуальных. Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма? Форм и методов профилактической работы предостаточно. Так, одной из наиболее эффективных является вовлечение школьников в отряды юных инспекторов движения, организованные на базе образовательных учреждений; приобщение через добровольные общественные формирования к пропаганде Правил дорожного движения несовершеннолетних. То чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь. В наших силах сформировать у ребенка навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за безопасность участников дорожного движения.
Венера Аглямова
Дети на дороге — Семейный психолог
Дороги города заполняются все более активным автомобильным движением, и все труднее становится учить детей безопасно передвигаться по городу. Огромное количество машин, парковочные места вблизи детских площадок, водители, ведущие себя агрессивно в результате стрессовой езды по городу (или стояния в городских пробках) – все это осложняет передвижение по улицам детей- пешеходов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, дорожные происшествия являются самой распространенной причиной смерти подростков (15—19 лет) и второй по распространенности среди школьников 10—14 лет.
Особенности возраста
Сколько бы вы не говорили ребенку, что правильно переходить улицу в отведенных для этого местах, нельзя выбегать на дорогу, перебегать проезжую часть перед машинами и прочие правильные вещи, вы все же не можете гарантировать, что ребенок примет правильное решение. Отчасти потому, что дети легкомысленны и не слушаются взрослых. Но, дело не только в этом. Из-за особенностей восприятия и работы мозга дети иначе оценивают дорожную ситуацию.
До 5-7 лет дети ориентируются только на машины, которые видят, игнорируя препятствия для видимости, близость сложных перекрестков, выездов с боковых дорог и другие факторы среды. С этим связана типичная дорожная трагедия с участием ребенка: он неожиданно выскакивает из-за какого то предмета (машины или столба) прямо под колеса автомобиля. Машину не увидел, значит — ее нет. Приблизительно до 9 лет дети не могут оценить скорость приближающегося автомобиля.
К 9 годам навыки оценки безопасности места улучшаются, приближаясь к «взрослому» уровню, в 11 лет достигают «взрослого» уровня. К 10—11 годам ребенок на дороге анализирует ситуацию почти как взрослый: посматривает по сторонам, держит в поле зрения перекресток или другие потенциальные опасности.
Примерно до 8 лет ребенок не может проложить безопасный маршрут по улицам города, а уже к 9 годам он осознает, что оптимальный путь по возможности избегает улиц с активным трафиком, нерегулируемых переходов и т.д. К 10-11 годам дети выбирают самые безопасные маршруты так же эффективно, как взрослые.
Однако, все это касается СПОСОБНОСТИ правильно оценивать ситуацию и принимать верные решения о безопасности движения. Но на то, примет ли ребенок правильное решение, влияет множество факторов, о которых и пойдет речь в статье.
Иметь возможность сделать и сделать – две большие разницы.
Загадка: на кувшинках сидели три лягушки. Одна собралась прыгнуть в воду, сколько осталось?
Разгадка: Осталось на кувшинках три лягушки, так как собираться прыгнуть и прыгнуть – разные вещи.
Не только возрастные особенности влияют на поведение детей на дороге. В дорожной ситуации дети — новички вне зависимости от возраста. Отсутствие опыта – также важный фактор, который осложняет передвижение на дорогах и затрудняет принятие правильного решения. В этом смысле они похожи на начинающих водителей. Возможность восприятия ситуации ограничена отсутствием опыта.
Подростки – группа риска
Склонность к риску и вера в свою неуязвимость — отличительные черты подростков. Именно эти черты (отчасти имеющие физиологическую основу) побуждают их к такими поступкам, от которых у взрослых шевелятся волосы. Дело в том, что некоторые нейронные связи в мозге подростка развиты еще недостаточно в сравнении с мозгом взрослого. И это нейронные связи в зонах мозга, ответственных за видение будущего. Подросток действительно с трудом строит прогнозы, как говорят взрослые «не думает о последствиях». Он думает о последствиях, конечно, но не слишком эффективно, часто его раздумья наивны, оторваны от реальности. Отчасти поэтому подросток мучительно не может решить – кем же он хочет быть, чем в жизни заняться. Или придумывает нечто такое, что не проходит проверку здравым смыслом взрослого человека.
Подростки иначе относятся к риску, то, что взрослый даже не станет рассматривать, как возможный вариант поведения, подросток скорее рассматривает на предмет: стоит ли это делать. Например, на заведомо абсурдный вопрос типа «Опасно ли купаться с акулами?» подростки и взрослые люди отвечают одинаково, да, опасно. Но, время требуемое на эту реакцию у подростков заметно выше, то есть взрослый «знает», что опасно, а подросток еще прикинет: «Опасно ли?». В ситуации на дороге, когда нужно принять мгновенное решение это промедление может оказаться критическим.
Гормональный фон подростков также способствует необдуманным решениям, толкает их на риск. А в группе товарищей, под их оценочными взглядами или подстрекательствами у подростка еще больше увеличивается склонность к ненужному риску.
Получается такой адский коктейль:
— гормональный фон, способствующий рискованным решениям
— слабость в построении прогнозов
— провоцирующее влияние сверстников
Весь этот коктейль подросток получает в тот момент, когда степень его свободы передвижения и принятия важных для жизни решений резко возрастает. Подростки начинают вести более автономную жизнь, в которой в том числе происходя первые эксперименты к алкоголем (к которому подростки значительно чувствительнее взрослых). Кроме этого подростки часто получают доступ к средствам передвижения и вполне могут представлять опасность уже не только, как пешеходы, но и как водители транспорта.
По данным ВОЗ, у мальчиков более высока вероятность попадания в ДТП, чем у девочек. Девочек традиционно воспитывают более осторожными, акцентируя такие черты, как послушность, следование правилам, аккуратность. К подростковому возрасту гендерные особенности уже сформированы и девочки ведут себя в жизни, в том числе на дорогах, более дисциплинированно.
Роль родителей
Понятно, что родители должны учить детей правилам перехода улицы и все вменяемые родители это делают. Последует ли ребенок этим правилам? Ведь те, кто становится участником трагедий на дороге тоже, очевидно, слышали о том, как себя вести, но приняли неправильное решение. По статистическим данным около 26 % ДТП с участием детей происходит по вине их неосторожности. Что же нужно делать, чтобы ребенок не пропустил ваши слова мимо ушей, а услышал вас и принял правила дорожного движение в качестве руководства к действию? Существует несколько принципов, которые помогут передать детям правила.
Эмоциональная связь с ребенком
Это базовое правило, оно касается передачи абсолютно всех правил и ценностей ребенку. Поддерживаете с ребенком хорошие отношения и эмоциональную связь, чтобы он ПРИНЯЛ ПРАВИЛА.
Ребенок принимает правила семьи и в конечном итоге общества, когда он испытывает симпатию и уважение к носителям правил. Если он испытывает к родителям чувства негативные, то правила он будет соблюдать в лучшем случае под угрозой наказания. А оторвавшись от этой угрозы, он будет на правила плевать или даже назло делать наоборот. Только хорошие отношения с ребенком могут обеспечить бесконфликтное принятие правил семьи.
Чем хуже отношения с ребенком, тем больше вероятности, что он будете вам хамить, врать и хулиганить при любой удобной возможности. Родителям кажется, что они строги или даже жестоки с ребенком именно потому, что он игнорирует правила. Но, это замкнутый круг: до тех пор, пока вы жестоки с ребенком (речь может идти и о психологической жестокости), он не будет принимать ваши правила, он будет с вами бороться. Бороться если не явно (грубить, драться, демонстративно нарушать порядок), так тайно (врать, воровать).
– Его, Филипп Филиппович, нужно хлыстом отодрать хоть один раз, возмущённо говорила Зина, – а то он совершенно избалуется. Вы поглядите, что он с вашими калошами сделал.
– Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением.
Булгаков, «Собачье сердце»
Родители часто даже не воспринимают свои действия, как жестокость. Подзатыльник, грубое слово, запирание в комнате – подумаешь, потерпит, послушнее будет! И они никак не могут связать свои воспитательные меры с категорическим нежеланием ребенка принимать правила в школе и дома. ТОКСИЧНЫЕ МЕТОДЫ обращения с ребенком приведут к расколу с ребенком уже годам к 10 (часто значительно раньше).
Правила дорожного движение – всего лишь небольшая часть правил. Чтобы успешно передавать правила ребенку берегите эмоциональную связь с ним.
Личный пример
Влияние личного примера — тема удивительная. Она ясна абсолютно всем, никто не хочет больше о ней слушать. И никто не хочет менять свое поведение, даже отлично понимая, как оно влияет на ребенка. Это скучно, в самом деле! Что там про личный пример рассказывать, вы нам лучше расскажите про «волшебную таблетку», после которой ребенок становится ангелом. Ну да, наверное, при ребенке не стоит ругаться матом, а то он будет повторять. Но… так уж получается…
А личный пример в вопросах безопасности играет огромную роль.
Если родители:
— не пристегивают ребенка в машине и не используют ремни безопасности сами
-переходят улицу в неположенных местах
— переходят улицу на «розовый» свет, и так же ведут себя за рулем
— садятся за руль, приняв порцию алкоголя
— при возможности нарушают предписанные правила за рулем («где нет камер»)
— разрешают маленькому ребенку садиться за руль машины
— разрешают подростку покататься на машине, не имея водительских прав
То они не только не обечивают безопасность, НО И УЧАТ РЕБЕНКА ОТНОШЕНИЮ К ПРАВИЛАМ!
Ребенок, глядя на взрослого, понимает, что такое эти правила и как с ними обращаться. У папы в машине, например, висит иконка (для безопасности, конечно), но он не пристегивает ремень и регулярно ходит оплачивать штрафы за нарушение скоростного режима. Ребенок будет относиться к правилам так же небрежно, считая, что на свое усмотрение он может последовать правилу или последовать своему минутному импульсу.
Взрослые возражают, дескать, нельзя быть рабом правил, иногда можно их и нарушить. Но, когда взрослый нарушает правило, он учитывает целую массу нюансов ситуации, у него огромный опыт. И то часто его «расчет» приводит к трагедии, как известно именно нарушение правил, а не форс мажорные обстоятельства приводят к неприятностям («думал – проскочу!»). Но у ребенка нет и не может быть такого же видения ситуации, его восприятие обрывочно, опыта никакого, зато он знает – на правила можно закрыть глаза, если тебе так удобно.
Я была свидетелем эффектной сцены перевода через оживленную улицу 9 летнего мальчика. Мать, стоявшая на противоположной от мальчика стороне улице, по телефону сказала ему ждать ее, самому не переходить. Трафик действительно был активный и довольно опасный, несмотря на наличие «зебры». Устремившись к мальчику со своей стороны дороги, женщина выбрала максимально опасную траекторию: она пересекала улицу вне «зебры», которая находилась в нескольких метрах от нее, при этом она двигалась наискосок и бежала. Более опасного способа перейти ту улицу было трудно себе и представить, разве что зажмурив глаза. Перебежав улицу, мама взяла сына за руку, и они чинно двинулись по пешеходному переходу. Обеспечив сыну безопасность на этой отдельно взятой дороге, мама нанесла значительный удар по отношению сына к правилам дорожного движения.
Соблюдайте правила, если вы хотите, чтобы их соблюдали дети.
Самостоятельность
Несмотря на опасности на дорогах, дети должны получать опыт независимого передвижения в рамках их возрастных возможностей. Нет единых правил, в каком возрасте детей можно отпускать на улицу самостоятельно. Это максимально зависит от местности и ситуации на улице.
Проанализировав ситуацию, позвольте ребенку увеличивать свою самостоятельность. Ограничительная политика плохо сказывается на уровне ответственности и внимания детей. Не поставленный в ситуацию, где он должен принимать решения, он не тренирует ответственность, не учится ориентироваться на дороге.
Мера ответственности определяется родителями, учитывает окружающую среду и возможности ребенка. Но эта ответственность должна развиваться, повышаясь вместе с развитием ребенка.
Как развить самостоятельность детей можно прочитать в книге «Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности детей»
Тренинг
Уделяйте время разговору с ребенком о безопасности движения и делайте это в разнообразных формах.
- Предложите ребенку провести вас по привычному маршруту, отмечая потенциальные опасности на дороге.
- Обращайте внимание ребенка на неправильные действия окружающих вас пешеходов
- Смотрите вместе обучающие мультфильмы и обсуждайте то, что вы узнали в применении к реальной жизни.
- Используйте интерактивные тренажеры
- Обратите внимание на знаки на дороге, которые касаются машин, покажите ребенку, как город вступает с нами в своеобразный диалог через дорожные знаки, как он направляет движения людей и машин.
- Обращайте внимание ребенка на направление взгляда человека, которое обеспечивает ему безопасность на дороге или, наоборот, ставит безопасность под угрозу.
- Разработайте вместе с ребенком план самостоятельного передвижения из школы в экстренном случае (если он останется без взрослых).
Несмотря на то, что проблемы с нарушениями правил достигают пика в подростковом возрасте, учить ребенка нужно, разумеется, гораздо раньше, начиная с дошкольного возраста! К подростковому возрасту все правила, необходимые для передвижения в городе должны быть у ребенка в голове. Не упустите время научить ребенка важному!
© Филоненко Елизавета
Дети на дороге
ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ
Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, — а это опасно для жизни! Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Запомните: обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.
Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и разъясните несложные правила для того, чтобы он мог ориентироваться в дорожной ситуации:
1) Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
2) Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».
3) Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
4) Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
5) Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.
6) Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!
7) Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.
Важно знать – чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ребенок должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Главное правило безопасного поведения – предвидеть опасность.
Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!
Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Для начала следует стараться использовать светлую или яркую одежду, лучше всего со световозвращающими элементами. Принцип их действия заключается в следующем: в темное время суток при попадании света от фар автомашины или уличного фонаря они начинают светиться, обозначая движение человека.
Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!
ДЕТИ-ВОДИТЕЛИ
Велосипед, мопед, скутер – для многих ребят является предметом мечтания и, прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься, где же его ребенок будет управлять своим транспортным средством? Есть ли поблизости стадион, парк, велосипедные дорожки?
Ведь дети, получая свое транспортное средство и имея возможность покинуть свой район, в любой момент могут отправиться в другой район к другу или однокласснику. При этом, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, даже подготовленный человек в первые минуты движения может с трудом ориентироваться, а ребенок – он, зачастую, даже не знает, как ему правильно нужно двигаться по проезжей части, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения, знающие Правила. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия.
К тому же велосипед, мопед, скутер – это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия. Приобретая их, необходимо позаботиться о дополнительных средствах защиты – шлемах, налокотниках, наколенниках, перчатках.
ДЕТИ-ПАССАЖИРЫ
В общественном транспорте:
Кажется, что именно тут ничего трудного и нет, — зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.
Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.
Родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить ребятам следующие правила:
1) Ожидать общественный транспорт безопасно только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги.
2) Вход в маршрутный транспорт можно осуществлять только после полной остановки транспортного средства.
3) Находясь в салоне общественного транспорта необходимо крепко держаться за поручни.
4) Следует уступать места пожилым и больным людям – это правило не только вежливости, но и безопасности – ведь на резкое торможение им тяжелее среагировать и удержаться на ногах.
5) Запрещается отвлекать водителя от управления, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.
6) К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу.
В салоне автомашины:
Ребенок в салоне автомашины целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТПРАВИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НА АВТОМАШИНЕ ПОБЕСПОКОЙТЕСЬ О ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ:
1) Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка (сегодня большое количество производителей предлагают свою продукцию, более безопасными будут являться те кресла, у которых небольшой диапазон веса).
2) Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется.
Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
Статья (подготовительная группа) по теме: Безопасность ребенка на дороге – основные правила и рекомендации.
Безопасность ребенка на дороге –
основные правила и рекомендации.
Безопасность поведения детей на дорогах.
Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах страны просто ужасает. Сколько раз в день мы видим перебегающих проезжую часть школьников с рюкзачками и портфельчиками, причем, перед очень близко проезжающим транспортом?! А почему бы и не преодолеть дорогу там, где удобно? Ведь мама, папа, бабушка, да и просто случайные прохожие делают то же самое? А кто в ответе за незнание самых важных правил жизни в современном городе, за их соблюдение и игнорирование? Конечно же, мы, взрослые!
Ответственность лежит прежде всего на родителях, обязанных с самых первых осознанных шагов своих детей не только знакомить, но и самим неукоснительно соблюдать ПДД. И, несомненно, велика роль всех учебных заведений в формировании безопасности проведения детей на дорогах: от детского сада до школы. Причем делать это нужно систематически. И только объединив действия всех взрослых, мы сможем решить проблему безопасности наших детей на дорогах. Как доступней донести эту информацию ребенку, поговорим в этой статье.
Самая болезненная проблема в наше время при несоблюдении правил дорожного движения – детский травматизм. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. В период летних каникул эта ситуация особенно ухудшается. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить меру опасности. Поэтому взрослым нужно объяснять, как вести себя на улице.
Ошибочно полагать, что с правилами поведения на дороге ребята должны знакомиться только тогда, когда пойдут в школу. Психологами доказано, что основные детские инстинкты, манера поведения вырабатываются в раннем возрасте. Чем раньше родители начинают обучать своих детей основным навыкам безопасного перехода, доводить до них правила перехода проезжей части, проезда на транспорте, тем безопаснее будет их дорога.
Самый важный «учитель» — пример родителей. Поэтому от поведения мамы и папы будет зависеть и то, сможет ли ребенок соблюдать правила дорожного движения. Старайтесь быть для него примером, всегда озвучивайте, повторяйте правила поведения на дороге, и тогда ваш малыш будет в полной безопасности.
Можно придумать различные игры, инсценируя дорожную ситуацию. Так ребёнок намного больше запомнит информации. А если повторять занятия ежедневно, то основные положения крепко засядут у него в голове.
Согласно статистике, наиболее распространённая причина происшествий с детьми на дорогах – переход в неустановленном месте. Можно вспомнить очень много ситуаций, когда малыш перебегал дорогу на красный свет или появлялся в последний момент перед движущимся автомобилем. Стоит отметить, что правилам дорожного движения учат как в садике, так и в школе. Тогда почему дети поступают так необдуманно?
Правила безопасности на дороге детям нужно именно внушать, а не просто говорить мимоходом. Когда речь идёт о жизни и здоровье, то здесь все средства хороши. Прежде всего, родителям стоит понаблюдать за своим чадом. Тем самым можно выяснить, ориентируется ли он на дороге, быстро ли принимает верные решения и т. д. Постоянно обсуждайте с ребенком возникающие ситуации на дорогах, указывая на явную или скрытую опасность в виде очень быстро едущих автомобилей, пешеходов, нарушающих правила. Особенно обратите внимание на двигательную память детей: остановка перед переходом. Сформируйте обязательно у ребенка твердый навык – «сделал первый шаг на проезжую часть, поверни голову и осмотри дорогу в обоих направлениях». Также собственным примером нужно подтверждать слова, брать ребёнка за руку и учить правилам дорожного движения. Помните, жизнь и здоровье наших детей зависит прежде всего от нас, взрослых!
Задача обучить дошкольников правилам дорожного движения лежит также на педагогах дошкольных учебных заведений. Она заключается в обеспечении базовых знаний и качественной подготовки детей к школе, ведь очень часто первоклассникам приходится самостоятельно ходить в школу. Правила дорожного движения для дошкольников должны преподноситься детям по системе, которая включает в себя занятия, прогулки, экскурсии и наблюдения. Все знания должны сообщаться детям с учетом их возраста и окружающих условий. Постепенно они должны дополняться, усложняться и уточняться. Лучший способ закрепления полученных знаний – игра, в процессе которой дети учатся применять навыки на практике.
Родители, эта информация для вас!
Безопасность поведения детей на дорогах крайне важна. Наши дети – это мы. Они прямо или косвенно повторяют наши установки, копируют наше поведение. От правильно принятых решений зависит жизнь вашего чада. Поэтому нужно понятно донести до него информацию и прежде всего самим не нарушать правила: Будьте особо внимательными, переходя дорогу с малышом. При этом не отпускайте его руки. Вы – пример для ребенка. Никогда не позволяйте себе переходить в неположенном месте автомагистраль. Помните, увидев это однажды, он будет подражать вам. Разговаривайте с детьми. Игровая форма — самая лучшая для обучения. Выучите стих, пословицу или загадку про светофор и, переходя дорогу, расскажите его своему чаду.
Не стоит экономить. Безопасность ребенка на дороге – превыше всего. Автокресло – безопасность для малыша. А вот двор таит в себе опасность. Выбегая на улицу, дети не смотрят по сторонам и не ожидают беды. Объясните ребенку правильную манеру поведения. Если малыш не может запомнить – ему поможет плакат, повешенный на видном месте. Помните, не всегда ситуация зависит от водителя. Есть так называемые мертвые зоны. Водитель, находясь в них, физически не увидит ребенка. Никогда не оставляйте детей одних в автотранспорте.
Ребенок – пассажир.
Если родители имеют машину, необходимо соблюдать определенные правила при перевозке детей: «с рождения и до двенадцати лет ребенок должен находиться в машине только в специальном кресле». Следите за тем, чтобы оно соответствовало возрасту и весу малыша. Объясните ребенку правила выхода из машины: «делать это можно только на правую сторону, которая ближе к тротуару». Никогда не сажайте ребенка на переднее сидение. Как показывает статистика, это наиболее опасная зона при ДТП. Во время движения машины не разрешайте детям вставать с сидения. При резком торможении ребенок может перелететь через кресла и удариться о стекло.
И отдельный совет для родителей: никогда не садитесь за руль в нетрезвом состоянии, особенно если в машине находятся дети. Помните, дорога – место, где необходимо максимальное внимание, даже малейшая заминка может оказаться смертельно опасной.
Не нужно требовать слишком много.
Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная тема для разговора. Но нельзя требовать от ребенка знаний правил дорожного движения в раннем возрасте. Психологи утверждают следующее: «в 3 года ребенок уже знает цвета, поэтому его необходимо ознакомить со светофором. Также он отличает движущуюся машину от стоящей, но еще не воспринимает ее всерьез. Чувство страха и опасности притуплено. В 6 лет дети довольно активны, еще не могут полностью сконцентрировать свое внимание. Боковое зрение развито не так, как у взрослого человека. В 7 лет может спокойно отличить левую сторону от правой. В 8 лет полностью контролирует себя, знает, что такое пешеходный переход, мгновенно реагирует на звук или оклик, определяет источник шума».
Проезжая часть во дворах.
Безопасность поведения детей на дорогах и не только – ключевая тема для обсуждения. Часто родители посылают ребёнка в магазин, который находится в соседнем дворе или рядом на другой улице. Как ни странно, там тоже могут ездить авто, и поэтому есть вероятность создания аварийной ситуации. Во дворах огромное количество припаркованных машин, и часто дети выбегают из-за автомобилей, не смотря по сторонам. Это одна из самых частых ситуаций, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям. Чтобы этого не произошло, необходимо приучить ребенка всегда останавливаться перед выходом за припаркованную машину. Только после того как малыш посмотрел по сторонам, он может продолжать движение. Этот момент ребёнок должен знать и в любых ситуациях данного правила придерживаться. Если малыш сложно запоминает, следует ему показывать на собственном примере, а по необходимости самостоятельно поворачивать голову своему чаду.
Регулируемый переход.
Ошибка родителей – внушать малышу двигаться на зелёный сигнал светофора (на пешеходных переходах). Это в корне неправильная позиция. Наоборот, следует говорить детям, чтобы не спешили бежать на зелёный свет. Сначала нужно убедиться, что все автомобили остановились и ждут. Чтобы дети лучше усваивали, нужно всю теорию оттачивать и демонстрировать на собственном примере. Лучше всего это делать примерно таким образом: родитель и малыш стоят возле перехода и ждут зелёный свет. Как только он загорается, необходимо повернуть в разные стороны голову, приговаривая: «Смотрим, чтобы машины остановились». Во время перехода нужно обращать внимание на приближающиеся автомобили и вести себя в соответствии с ситуацией.
Пример родителей.
Как уже было отмечено, взрослые должны своим примером показывать всем детям, как нужно себя вести на дороге. Малыши в большинстве случаев склонны повторять действия тех, кто постарше. Если они видят, что взрослые относятся к правилам дорожного движения, то тоже не будут их соблюдать. Поэтому лишь одна ошибка может привести к беде. Своим примером вы можете научить не только своего ребёнка, но и других малышей. В случае если чадо увидит, как взрослый человек перебегает дорогу, будьте готовы к тому, что это повторится в действиях ребёнка. Безопасность на дороге для детей определяют взрослые. Родителям, в свою очередь, нужно объяснить ребёнку, что не стоит смотреть на поведение других дядек и тёток, нужно слушать только папу и маму. Если хотите, чтобы происходило меньше происшествий, начните с себя.
Коротко о главном.
Рядом с нами наши дети, которые смотрят на нас, подражают нам. Они – наша жизнь, наше продолжение. Главная задача – сохранить наше будущее, обеспечить им здоровье и жизнь. Еще раз хочется напомнить правила, которые должен знать как взрослый человек, так и ребенок: «Переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора. Внимательно посмотрите вначале налево, а дойдя до середины дороги – направо. Есть пешеходный или подземный переход, пользуйтесь только им. Если нужно идти по дороге, двигайтесь только по направлению к машинам. Не играть на автомагистрали или в непосредственной близости к ней». Удачи вам. И – зеленого света на всех дорогах!