РазноеДля чего нужна тормозная жидкость в автомобиле – Тормозная жидкость: для чего она нужна?

Для чего нужна тормозная жидкость в автомобиле – Тормозная жидкость: для чего она нужна?

Содержание

Тормозная жидкость: для чего она нужна?

Тормозная жидкость – это именно то вещество, благодаря которому мы находимся в безопасности во время движения. Именно это и служит причиной высоких требований к качеству тормозной жидкости.

Можно ли смешивать тормозную жидкость?

Ведь, помимо воздействия на основные узлы и механизмы тормозной системы, тормозная жидкость должна: не разрушать эту самую систему (металл и резино — пластиковые изделия) и достаточное время оставаться эффективной по своим основным параметрам.

Прежде, чем рассмотрим состав тормозной жидкости и различные требования, предъявляемые к ней, ответим на вопрос, всегда волнующий автомобилистов, особенно начинающих.

Фото смешивания тормозных жидкостейФото смешивания тормозных жидкостей

В принципе, можно. Но! Только если жидкости на одинаковой основе. Эта информация размещена на этикетке. Если такой информации нет, то не надо рисковать. При этом обязательно ознакомится с таким параметром, как рабочая температура ТЖ. Если уж «приспичило», то вначале рекомендуется произвести пробное смешивание разных ТЖ, вне емкости тормозной системы. Смешать и то, только для того, чтобы доехать до сервиса.

А вообще, лучше не рисковать и всегда заливать в тормозной бачок своего авто именно ту ТЖ, которую порекомендовал производитель. Сегодня с этим нет проблем. ТЖ на любой вкус и любой кошелек.

На фото - какие ТЖ можно смешиватьНа фото - какие ТЖ можно смешивать

Информация к размышлению. Силиконовые ТЖ нельзя совмещать с ТЖ на другой основе. Минеральные ТЖ нельзя совмещать с гликолевыми. Импортные и отечественные гликолевые ТЖ DOT3;4;5,1 являются взаимозаменяемыми, но смешивать их все же не рекомендуется.

Для чего она – тормозная жидкость

При торможении между тормозным диском и тормозными колодками включаются силы трения. Выделяющееся при этом тепло, передаваясь через рабочие системы тормозов нагревает тормозную жидкость. В случае, если ТЖ закипит, паровые пробки приведут к сжимаемости тормозной жидкости, в результате – отказ тормозов.

Фото роли тормозной жидкости в автомобилеФото роли тормозной жидкости в автомобиле

Поэтому современные тормозные жидкости классифицируются по температуре кипения и вязкости по стандартам DOT. Помимо DOT существуют также общепринятые стандарты: ISO 4925, SAE J 1703 и т.д.

Классы тормозных жидкостей по традиционному применению:

  • DOT3 – для стандартных классических автомобилей с передними дисковыми тормозами и задними барабанными.
  • DOT4 – для современных автомобилей с дисковыми тормозами на обеих осях.
  • DOT5,1 – на спорткарах, где  температурные нагрузки на тормоза очень высоки.

На фото - классы тормозных жидкостей по традиционному применениюНа фото - классы тормозных жидкостей по традиционному применению

Требования к тормозным жидкостям при производстве

Помимо определенной рабочей температуры, ТЖ должна соответствовать многим показателям. Эти эксплуатационные требования проверяются или в лабораторных условиях или на сервисе с помощью оборудования – рефрактометр (тестер тормозной жидкости). Им проверяется плотность тормозной жидкости в части касающейся наличия влаги в составе тормозной жидкости.

Фото лабораторного тестирования тормозной жидкостиФото лабораторного тестирования тормозной жидкости

Кроме этого, ТЖ должна отвечать следующим параметрам:

  • Воздействие на резиновые детали тормозной системы должно быть минимальным. В процессе контакта резиновых манжет и ТЖ, не должно происходить чрезмерное разбухание или усадка РТИ (допуск не более 10%).
  • Антикоррозийные свойства ТЖ. Ведь в тормозной системе присутствуют детали из различных металлических материалов. В ТЖ должна быть найдена «золотая» середина, для того, чтобы предотвратить коррозию любого из них. Как правило, качественной считается тормозная жидкость, в состав которой входят ингибиторы коррозии, для одновременной защиты: стали, меди, латуни, чугуна, алюминия.
  • Смазывающие свойства ТЖ напрямую влияют на износ рабочих поверхностей поршней и тормозных цилиндров.
  • Стабильность ТЖ при низких и высоких температурах. Важное качество при эксплуатации в климатических зонах с разными температурными режимами. ТЖ при — 40 и при +100 должна сохранять свои исходные эксплуатационные свойства.

На фото - экспертиза тормозных жидкостейНа фото - экспертиза тормозных жидкостей

Состав тормозных жидкостей

На долю основы тормозной жидкости приходится 93-98%, остальное, это присадки, добавки, порядка 7-2%.

Минеральные тормозные жидкости. Это различные смеси спирта и касторового масла. Имеют хорошие параметры: негигроскопичны, не агрессивны. Но, не соответствуют м/н стандартам по показателю низкой температуры кипения (нельзя применять на дисковые тормоза) и высокая вязкость при – 20°С.

Фото минеральных тормозных жидкостейФото минеральных тормозных жидкостей

Гликолевые тормозные жидкости. В основе – полигликоли и их эфиры. Это ТЖ с высокой рабочей температурой кипения, хорошей вязкостью. Недостатком гликолевых тормозных жидкостей является гигроскопичность – они склонны к поглощению влаги из атмосферы.

Силиконовые тормозные жидкости. Основой в них являются кремниево-органические полимеры. Положительные качества: широкий диапазон температур – 100 + 350°С, инертность к различным материалам, низкая гигроскопичность. Но, имеют недостаточно высокие смазывающие свойства.

На фото - тормозные жидкости на полимерахНа фото - тормозные жидкости на полимерах

Порядок и периодичность замены тормозной жидкости, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В среднем эта цифра колеблется от 1 до 3 лет.

Удачи вам при выборе правильной тормозной жидкости для своего автомобиля.

carnovato.ru

Зачем нужно менять тормозную жидкость — Информация

Для того чтобы не обращаться в автосервис по любому вопросу и не тратить лишние деньги, каждый автовладелец должен иметь представление о тактико-технических характеристиках своего «железного коня» и периодичности замены различных компонентов: тормозных дисков, колодок, сервисных жидкостей. Водители-новички часто интересуются: зачем нужна замена тормозной жидкости, с какой периодичностью и как именно ее следует менять? Информацию об этом вы найдете в данной публикации.

Зачем нужно менять тормозную жидкость


За счет тормозной жидкости обеспечивается трансляция усилия от педали тормоза к колесным тормозным механизмам. Качество этой жидкости нужно контролировать в обязательном порядке, иначе при отказе тормозов не избежать аварии.

Зачем менять тормозную жидкость?


Менять тормозную жидкость необходимо по нескольким причинам. К ним относятся:

  • неисправность тормозной системы;
  • гигроскопичность тормозной жидкости;
  • смешивание тормозных жидкостей в безвыходной ситуации.


Каждая из причин влияет на безопасность движения и, соответственно, безопасность водителя и пассажиров.


При повреждении системы торможения жидкость вытекает. В этом случае необходимо начинать с диагностики авто, затем устранять неисправность и производить замену тормозной жидкости.


Тормозная жидкость – наиболее важный рабочий компонент, применяемый в автомобиле. Она обладает свойством поглощать влагу. Влага, несмотря на то, что тормозная система считается замкнутой, попадает в нее вместе с воздухом.


Торможение автомобиля сопровождается выделением большого количества тепловой энергии, в результате жидкость может закипеть. При кипении появляются пузырьки из пара и воздуха. Соединяясь, мелкие пузырьки становятся крупными и образуют пробки пара. Это объясняется его свойством сжиматься.


Если нажать на педаль тормоза во время сжатия паровой фазы, усилие к узлам тормозной системы передаваться не будет. Это связано с переливанием части жидкости в резервную емкость и невозможностью обеспечения нужного давления оставшейся жидкостью. В данной ситуации говорят о «проваливании» педали тормоза. Поэтому качество тормозной жидкости напрямую влияет на эффективность и безопасность работы тормозной системы.


Основным параметром, определяющим качество тормозной жидкости, можно назвать температуру кипения. Этому компоненту приходится работать при большом разбросе температур: от -40 °C при сильном холоде до +220 °C во время резкого торможения. В условиях езды по городу жидкость нагревается до +150 °C, при перемещении с прицепом и агрессивной езде – до 180 °C. Эти условия считаются достаточно тяжелыми.


Кроме этого, влага в тормозной жидкости способствует образованию на цилиндрах коррозии, а на морозе в системе торможения могут появляться пробки изо льда. Также важнейшим фактором условиях мороза является вязкость тормозной жидкости. Ее значение не должно превышать 1800 мм²/с. При превышении нормы жидкость плохо проходит через довольно тонкие каналы системы торможения. Это грозит уменьшением быстродействия и даже несрабатыванием тормозов.


При повышении температуры тормозной жидкости происходит понижение ее вязкости. При этом пленка становится более тонкой и недостаточной для смазки. Это чревато протечкой в рабочих цилиндрах. Тормоза при этом работают медленно и неравномерно, что ведет к снижению срока эксплуатации подвижных компонентов системы.


Когда же температура достигает предельно низких значений, тормозная жидкость загустевает, из-за этого снижается быстродействие, и тормозная система работает менее эффективно. Если в пути температура тормозной жидкости упадет ниже минимального значения, это может привести к отказу тормозов. Нередко это происходит при выезде из теплого гаражного бокса на сильный мороз.


Также к важным качественным показателям тормозной жидкости относится pH. Если он ниже 7,0, риску коррозии подвергаются детали из черных металлов, если выше 11,5 – коррозия может повредить детали из алюминиевых сплавов.


Иногда в безвыходной ситуации при повреждении тормозной системы приходится добавлять тормозную жидкость. Если вы смешиваете тормозные жидкости разных производителей, но идентичные по составу – ничего страшного. Это делать можно, но только с соблюдением определенных правил. Так, категорически не рекомендуется смешивать жидкости на силиконовой, гликолевой или другой основе друг с другом.


Казалось бы, стандарты для производства тормозной жидкости должны быть одинаковыми. Но, к сожалению, в России единых стандартов нет. Многие производители адаптируют свою продукцию под определенные марки авто. Некоторые экономят на определенных компонентах, хотя и заявляют, что их продукция соответствует стандартам класса Dot4. И даже не переходя границы общих стандартов, принятых в Европе и США, они предлагают тормозные жидкости, несколько отличающиеся по составу.


Тормозные жидкости изготавливаются в соответствии со следующими нормативами:

  • FMVSS 116 – Федеральный норматив США по безопасности автомашин;
  • ISO 4925 – Интернациональная организация по стандартизации;
  • SAE J 703/1704 – Общество авто инженеров;
  • JIS K 2233 – Японский промышленный стандарт.

Для тормозов с ABS разработан новый стандарт тормозной жидкости – class6. Тормозную жидкость, соответствующую данному стандарту, выпускает фирма «Тосол-Синтез-Инвест». Продукт называется ROSDOT.


Также в любой тормозной жидкости содержатся разнообразные присадки. По истечении времени они начинают разлагаться, снижая качество жидкости. В частности, при применении просроченной тормозной жидкости тормозные манжеты разбухают и начинают течь. Для проверки качества тормозной жидкости используется специальный тестер (индикатор). Такие устройства производят разные компании. Индикатор можно купить в супермаркете автозапчастей за небольшие деньги или обратиться в автосервис.

Как часто менять тормозную жидкость?

 

В сервисной книжке авто указываются сроки замены тормозной жидкости. Как правило, это нужно делать один раза в полгода либо после прохождения каждых 40000-50000 км. При этом на периодичность замены тормозной жидкости наличие электронных систем (АБС) не влияет. На спортивных машинах (Ламборджини, Мазератти, Феррари) жидкость следует менять еще чаще – после прохождения 10000-15000 км.


Данные значения возникли в результате многолетних расчетов, исследований и испытаний. Эти рекомендации, безусловно, заслуживают внимания. Их несоблюдение может спровоцировать беду.


Одним из свойств тормозной жидкости является гигроскопичность. За 2-3 года эксплуатации транспортного средства она впитывает из атмосферы 2-5 % влаги. Ее температура кипения при этом падает до 145-160 °C. Если температура упадет ниже 130 °C, то тормозную жидкость нужно менять.


Опытные водители не сомневаются в необходимости обязательной замены тормозной жидкости. Конечно, современные средства обладают температурой кипения +200-260 °C, но не стоит упускать из виду гигроскопичность тормозной жидкости. Данное свойство является основной причиной, по которой ее приходится менять. Кроме этого, жидкость выбирается с учетом предельных зимних температур, характерных для вашей климатической зоны.


Перед покупкой тормозной жидкости желательно ознакомиться с рекомендации производителя транспортного средства, чтобы компонент оптимально подошел и под условия эксплуатации, и под особенности тормозной системы автомобиля.


Если вы не нашли рекомендаций производителя, указывающих, как часто нужно менять тормозную жидкость, то следуйте советам специалистов. Посмотрите в паспорт ТС на дату начала использования авто или на спидометр. Менять жидкость на гликолевой основе нужно каждые полгода или после прохождения 40000 км, на силиконовой основе – через пять лет. Но силиконовые тормозные жидкости используются гораздо реже, чем гликолевые.


О состоянии тормозной жидкости можно судить по ее цвету. Изначально жидкость светло-желтая. Отдельные производители добавляют специальные присадки, из-за чего жидкость приобретает красноватый оттенок. Изменение оттенка служит сигналом к замене тормозной жидкости прежде установленного срока.


Если жидкость стала мутной, или в ней образовался осадок, это говорит о возможном разбалансировании пакета присадок. В результате могут разбухнуть манжеты и сломаться зеркала поршней тормозных цилиндров.


Если вы купили подержанную машину, поменяйте тормозную жидкость обязательно, ведь неизвестно, как бывший владелец следил за состоянием этого авто. Даже если взглянув в бачок, вы увидели, что тормозная жидкость чистая, остальная система может иметь следы регулярного долива. К тому же не будет необходимости ломать голову о том, на какой именно тормозной жидкости эксплуатировался этот автомобиль.

Как менять тормозную жидкость?

 

Проверка качества тормозной жидкости в автомобиле производится при помощи индикатора. Для этого нужно погрузить зонд в жидкость. При нагреве он определит ее температуру и выведет на экран одну из следующих надписей:

  • все в порядке;
  • желательно заменить;
  • срочно заменить.

Анализ производится буквально за несколько минут. Погрешность замера не превышает 3 %, что для бытового прибора считается нормой.


Тормозную жидкость меняют в автосервисе, но сделать это и самостоятельно. Как говорилось выше, допускается долив тормозной жидкости, а в исключительных ситуациях даже смешивание, но с осмотрительностью. Для долива должна использоваться только жидкость, изначально залитая в машину. При неграмотном смешивании тормозных жидкостей в бачке и во всей тормозной системе появляется осадок.


При скоплении в тормозной жидкости воздуха всю систему необходимо прокачать. Воздух удаляется из жидкости через специальные штуцера, которые находятся в тормозных цилиндрах. Если машина не оборудована АБС, прокачать систему можно самостоятельно, только с одним помощником.


Поставьте автомашину на смотровую яму или на ровную площадку. Помощник должен сесть на водительское место и нажимать тормозную педаль. Вы при этом по очереди поконтурно, начиная с колеса, расположенного дальше всех от основного тормозного цилиндра, производите открытие штуцеров и спуск жидкости с воздухом. Это нужно делать, пока не пойдет чистая тормозная жидкость.


И напоследок несколько советов, что нужно делать, чтобы не возникло проблем с тормозной системой:

  1. регулярно проверяйте, сколько в расширительном бачке осталось тормозной жидкости;
  2. меняйте жидкость с соблюдением сроков замены;
  3. используйте проверенные тормозные жидкости, рекомендованные производителями и дилерами;
  4. проверяйте жидкость на предмет однородности, прозрачности, отсутствия осадка;
  5. старайтесь не доливать тормозную жидкость, а заменять в полном объеме;
  6. не смешивайте гликолевые и минеральные жидкости;
  7. используйте тормозную жидкость из упаковки, которую открыли не позже, чем полгода назад;
  8. обращайтесь в автосервис для проверки температуры кипения жидкости с помощью специального тестера.


Соблюдение этих простых правил обеспечит вам хорошую работу тормозов и замедлит износ деталей тормозной системы вследствие коррозии и нарушения герметичности, а также предотвратит неэффективность работы системы электронной помощи при торможении и обеспечит безопасность во время движения. Поэтому забывать о периодичности замены тормозной жидкости нельзя ни в коем случае.

autogudok.com

Тормозная жидкость — Энциклопедия журнала «За рулем»

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.


Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.


На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

wiki.zr.ru

Тормозная жидкость — что это? Зачем она нужна?

К тормозным жидкостям предъявляют самые жёсткие требования, потому что главным условием скоростной и безопасной езды является надёжность тормозов.

Тормозная жидкость — что это? Зачем она нужна?

Когда происходит нажатие педали тормоза, тормозная жидкость внутри трубопроводов давит на рабочие тормозные цилиндры, которые в свою очередь силой трения притормаживают автомобиль. При торможении выделяется тепло. Если тормозная жидкость нагреется выше допустимого предела, она может закипеть, вследствие чего произойдёт образование паровых пробок. Педаль тормоза «провалится», потому что жидкость станет сжимаемой и тормозная система будет не эффективной.

Тормозные жидкости классифицируют по вязкости и температуре кипения, соответствующим нормам DOT – Department of Transportation (Министерство Транспорта, США). Подразделяют на температуру кипения для «сухой» жидкости (без воды) и «влажной» (содержание воды 3,5%). Определение вязкости производят при  температуре плюс сто градусов и минус сорок градусов по Цельсию. Показатели должны соответствовать американскому федеральному стандарту по автомобильной безопасности FMVSS № 116. Международные и национальные стандарты  ISO 4925, SAE J 1703 — содержат подобные требования. В Российской Федерации отечественные предприятия по производству тормозных жидкостей работают по разным техническим условиям, потому что нет единого стандарта.

    DOT 3 – для барабанных и дисковых передних тормозов тихоходных автомобилей;
    DOT 4 – для дисковых тормозов на обоих осях быстроходных автомобилей;
    DOT 5.1 – для высоконагруженных тормозов спортивных автомобилей.
    На обычных автомобилях тормозные жидкости класса DOT 5 не применяют.

Требования к эксплуатации

Тормозные жидкости должны отвечать требованиям по величине вязкости, температуре кипения, отсутствию негативного воздействия на резинотехнические изделия, защите от коррозии металлов, смазыванию трущихся пар и стабильности при разбеге температурного режима.

Резиновые сальники и манжеты установлены в тормозных гидроприводах. Если при воздействии тормозной жидкости резина в объёме увеличивается, то герметичность соединения повышается. Десяти процентное расширение позволительно для импортных материалов. Резинотехнические изделия при эксплуатации не должны терять прочность и эластичность, уменьшаться в размере или разбухать.

Детали гидропривода тормозов сделаны из металлов разной плотности. Они соединены между собой, в результате чего происходит электрохимическая коррозия. Чтобы она не происходила, в тормозную жидкость вводят ингибиторы, которые защищают медные, латунные, алюминиевые и стальные детали.

То, как тормозная жидкость будет смазывать рабочие поверхности цилиндров, поршней и резинотехнических изделий, это будет напрямую влиять на их износ.

При температуре от минус сорока до плюс ста градусов Цельсия тормозная жидкость должна сохранять свои свойства, не допускать образования отложений, не способствовать расслоению и окислению.

Тормозные жидкости: их виды и совместимость

Состав тормозных жидкостей: 93-98% — основа, 7-2% — красители, присадки и добавки. Они бывают силиконовыми, гликолевыми и минеральными.

Минеральные тормозные жидкости – это есть смесь спирта и касторового масла в пропорции 1:1. Типичный пример — тормозная жидкость «БСК» красно-оранжевого цвета. Они безвредны для лакокрасочных покрытий, негигроскопичны и имеют отличные защитные и смазывающие свойства. Но они имеют низкую температуру кипения, вязкость появляется при минус двадцати градусах по Цельсию, их не применяют на автомобилях с дисковыми тормозами и соответственно они не проходят по показателям международных стандартов. Их запрещено смешивать с гликолевыми тормозными жидкостями, потому что начинает густеть касторовое масло, а резинотехнические изделия набухать.

Гликолевые тормозные жидкости сделаны на основе полигликолей и их эфиров. Они имеют удовлетворительные смазывающие свойства, хорошую вязкость и высокую температуру кипения. Основной их недостаток – это гигроскопичность, то есть они впитывают воду из атмосферы через технологическое отверстие бачка главного цилиндра тормозов. Чем больше в ней растворилось воды, тем заметнее коррозия металлов, смазываемость деталей уменьшается, увеличивается вязкость и понижается температура кипения. Импортные гликолевые тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 совместимы с отечественными, но при смешивании у них ухудшаются основные свойства.

На автомобилях выпуска до 1991 года резинотехнические изделия могут быть не совместимы с гликолевыми тормозными жидкостями. В них применяются минеральные тормозные жидкости или меняются все резинотехнические изделия.

На основе кремнийорганических полимерных продуктов выполнены силиконовые тормозные жидкости. Они не впитывают воду, работают при температурах от минус ста до плюс трёхсот пятидесяти градусов Цельсия, не вступают в реакцию со многими материалами, а их вязкость не зависит от температуры. У них только один недостаток – это слабые смазывающие свойства. Эти тормозные жидкости не совместимы с минеральными и гликолевыми жидкостями.

Различайте силиконовые жидкости DOT 5 и полигликолевые DOT 5.1. На этикетке имеются маркировки:
DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» -силиконовая тормозная жидкость).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — не силиконовая тормозная жидкость).

Проверка и замена

На современных автомобилях в основном применяют гликолевые тормозные жидкости. За один год эксплуатации они поглощают из атмосферы до трёх процентов влаги и периодически их необходимо менять. Периодичность замены от одного года до трёх лет. Только в лабораторных условиях можно проверить свойства тормозной жидкости. В быту это можно сделать только визуально. В ней не должно быть осадка, а сама она – однородная и прозрачная. Степень увлажнения и температуру кипения можно проверить специальными приборами. Но так как тормозная жидкость не перемещается по тормозным трубопроводам, то её свойства в тормозном бачке могут существенно отличаться от свойств в тормозных цилиндрах. В бачке она впитывает воду, в механизмах – нет, но там она часто подвержена нагреву.

Долив новой тормозной жидкости во время прокачивания тормозной системы не может выправить ситуацию, потому что меняется лишь её часть.

Тормозную жидкость необходимо менять целиком. Особенность такой меры зависит от конструкции тормозной системы конкретного автомобиля.

Способы замены тормозной жидкости «своими руками»

1.    Откройте все штуцеры для выпуска воздуха из гидроприводов. Слейте всю старую жидкость. Наполните бачок новой тормозной жидкостью и нажимайте на педаль тормоза. Как только потечёт жидкость из штуцеров, закрывайте их. Прокачивайте тормоза, удаляя воздух из всех контуров. Новой жидкости, вышедшей из штуцеров, Вы можете дать отстояться, а затем снова использовать в тормозной системе.
2.    Каждый контур прокачивайте последовательно, доливая в тормозной бачок новую жидкость. Воздух в систему не попадает. Часть старой жидкости всё равно остаётся внутри гидропривода. При таком способе замены тормозной жидкости понадобится больший объём, потому что старая и новая жидкость смешиваются и её повторная эксплуатация не допустима.

Безопасность

Чтобы тормозная жидкость не впитывала воду, храните бутылку с плотно закрытой пробкой. Не курите рядом с ними. Все тормозные жидкости являются ядом. Если тормозная жидкость попала в желудок необходимо его срочно промыть. При попадании жидкости в глаза, промывайте их под струёй воды и обратитесь к доктору.

  • < Назад
  • Вперёд >

autosteam.ru

Какую тормозную жидкость заливать в автомобиль?

Зима — это сезон, в котором вождение требует повышенной осторожности. Один из факторов безопасной езды по зимним дорогам — исправность тормозной системы. Ее исправность и способность автомобиля мгновенно среагировать на команду водителя и вовремя остановиться — залог безаварийной езды. Чтобы быть уверенным в надежности своей тормозной системы, необходимо понимать, какую роль играет один из важнейших ее элементов — тормозная жидкость.

Какую тормозную жидкость заливать в автомобиль?

Для чего нужна тормозная жидкость?

Не углубляясь в технические детали, обратим внимание на следующее: тормозная система автомобиля по своей сути является гидравлической. Нет жидкости — нет торможения.

Как это работает? При нажатии педали тормоза давление передается на жидкость, которая, в свою очередь, через тормозные шланги прижимает колодки к тормозному диску (или барабану — в зависимости от конкретного автомобиля). На этом этапе в дело вступает физика — за счет силы трения зажатого колодками диска (или барабана) происходит снижение скорости и торможение автомобиля.

В чрезвычайной ситуации есть и другой способ экстренного торможения — стояночным тормозом. К сожалению, его эффективность весьма невелика, и надеяться на него не стоит, поэтому при обнаружении утечки тормозной жидкости или иных неполадок в работе системы следует незамедлительно обратиться в автосервис — и ни в коем случае не продолжать эксплуатацию автомобиля до устранения неисправности!

Свойства тормозной жидкости и зачем ее менять?

Однако отсутствие протечек еще не означает, что жидкость не нужно менять. Тормозная жидкость обладает гигроскопичностью — то есть со временем поглощает накапливающуюся в окружающей среде влагу, которая, в свою очередь, понижает ее температуру кипения. «Разбавленная» тормозная жидкость закипает гораздо быстрее свежей, что приводит к неисправности работы всей системы.

При излишке влаги в тормозной жидкости длительное, затяжное торможение приведет к резкому повышению температуры (недостаточное для «чистой» тормозной жидкости, но избыточное при высоком содержании влаги), образованию пузырьков воздуха и, в конечном счете, отказу всей тормозной системы. Водитель, нажимая на педаль тормоза, тратит усилие не на прижатие колодок к диску, а на бесполезное сжатие воздуха, которого в системе не должно быть.

Таким образом, результатом несвоевременной замены тормозной жидкости может стать невозможность торможения как такового. А это приведет к аварии.

Какую тормозную жидкость заливать в автомобиль?

Как часто следует менять тормозную жидкость?

Интервал замены тормозной жидкости зависит от ее типа и характеристик, но общепринятым стандартом является замена раз в два года. Невысокая стоимость и простота процедуры позволяет совмещать «обновление» тормозной жидкости, например, с регулярной заменой масла и масляного фильтра в любом автосервисе.

Какие бывают типы тормозной жидкости?

Зачастую водители, озабоченные безопасностью тормозной системы своего автомобиля, стремятся приобрести самую лучшую (и, как правило, самую дорогую) тормозную жидкость. Однако для типичного автовладельца, не участвующего в гонках на скоростных трассах, правильно подобранная и вовремя замененная жидкость — это все, что требуется для нормальной работы тормозной системы. Применение же специальных разновидностей, оправданное для гонщиков и иных экстремалов, избыточно для стандартных автомобилей.

Широкое распространение получила классификация тормозных жидкостей по стандарту DOT (Department of Transportation), используемая в США Министерством транспорта и ныне применяемая во многих странах, в том числе России. В автомагазинах вы можете найти тормозные жидкости следующих стандартов:

  • DOT 3: жидкость данного стандарта в чистом виде (не успевшая вобрать в себя влагу) закипает при температуре 205℃. Как изменяется этот показатель со временем? Разбавленная в процессе эксперимента водой жидкость в соотношении «96:4» (4% воды на 96% тормозной жидкости) закипела уже при температуре 96–100℃.
Стандарт DOT для тормозной жидкости

Использование DOT 3 оптимально при обычных условиях эксплуатации автомобиля, однако следует учитывать, что из всех жидкостей стандарта DOT «тройка» обладает наибольшей гигроскопичностью и наименьшей температурой кипения.

  • DOT 4: этот стандарт схож с DOT 3, однако за счет специальных присадок, а также основы с борной кислотой минимальная температура кипения жидкости выше. При этом тормозная жидкость DOT 4 требует более частой замены. «Четверка», предназначенная специально для гоночных автомобилей и иногда называемая «Супер DOT 4», обладает еще большим запасом по температуре кипения.
  • DOT 5.1: имеет схожий с DOT 3 и DOT 4 химический состав, однако обладает меньшей вязкостью. Использование DOT 5.1 может являться требованием некоторых автопроизводителей для конкретных машин. В остальных случаях данная тормозная жидкость не имеет никаких преимуществ перед «четверкой».
  • DOT 5: абсолютно отдельный тип тормозной жидкости, не совместимый ни с одним из вышеперечисленных. «Пятерка», основой которой, в отличие от DOT 3/4/5.1, является силикон, не поглощает влагу и предотвращает образование ржавчины. Но она обладает крайне высокой стоимостью и в некоторых случаях уступает специально разработанным жидкостям стандарта DOT 4. Если производителем однозначно не указано использование тормозной жидкости DOT 5, применять ее в своем автомобиле не стоит.
Какую тормозную жидкость заливать в автомобиль?

Можно ли смешивать разные типы тормозной жидкости?

Краткий ответ — нет. При выборе конкретного стандарта стоит в первую очередь руководствоваться рекомендациями производителя вашей машины и его инструкциями.

Рассматривая этот вопрос более подробно, стоит понимать, что технически стандарты DOT 3/4/5.1 взаимозаменяемы. В исключительной ситуации, когда уровень жидкости угрожающе низок, допускается замена одного типа другим. Однако злоупотреблять этим не стоит — при первом же удобном случае необходимо промыть систему и залить свежую тормозную жидкость нужного типа.

Еще раз обратим внимание: жидкость типа DOT 5 не совместима с другими стандартами! Применение стандарта, не регламентированного производителем, чревато серьезной поломкой тормозной системы.

Как поменять тормозную жидкость самостоятельно?

Замена тормозной жидкости сама по себе не является сложной процедурой, однако для самостоятельной работы автовладельцу все же необходимо обладать базовыми навыками работы с авто и некоторыми подручными материалами. Также обязательным этапом является «прокачка» тормозов — удаление воздуха, остатков старой тормозной жидкости и скопившегося в системе мелкого мусора.

Не хотите сами менять тормозную жидкость, рискуя дальнейшей надежностью работы тормозной системы? Разумной альтернативой станет обращение в хорошо зарекомендовавший себя автосервис, где опытные механики, используя профессиональное оборудование, быстро и легко проведут замену и прокачку тормозной жидкости, которую зачастую можно приобрести на месте. Покупка качественных материалов и обслуживание в современной сети автомагазинов и автосервисов Гиперавто — залог спокойствия и уверенности в надлежащей работе автомобиля. Это особенно ценно, когда речь идет о важнейшей его системе — и вашей безопасности.

hyperauto.ru

Как часто и зачем менять тормозную жидкость в автомобиле?

Тормозная жидкость — важная часть тормозной системы машины. От ее качества зависит Ваша безопасность. Если регулярно менять рабочую жидкость и не забывать проверять исправность системы, она прослужит долго, а дорогостоящий ремонт не застанет врасплох. По каким причинам и как часто необходимо менять рабочую жидкость, разберемся в этой статье.

Замена тормозной жидкости

Разновидности тормозной жидкости

В современных тормозных системах работают разные виды жидкости. Первые составы были на смеси бутилового спирта с касторовым маслом. При низких температурах (ниже 0 °C) такая жидкость становилась густой и частично теряла свои свойства. Ее полная замена требовалась ежегодно.

По мере развития автомобилестроения были разработаны более совершенные тормозные жидкости. Все они объединены в рамках стандартов (так называемых DOT), указывающих на температуру закипания и степень вязкости в зависимости от окружающей среды. Самые распространенные ТЖ:

DOT 3 — гликолевый вариант жидкости, в основе которой два вещества: полиэтиленгликоль и полиэфир. Этот вид тормозной жидкости подходит для транспортных средств со скромными динамическими характеристиками. Рабочая температура в тормозной системе таких автомобилей не должна превышать 150 °C. Допустимо смешивание жидкости DOT 3 с подобной по составу ТЖ стандарта DOT4.

DOT 4 — состав на основе полиэтиленгликоля и полиэфира, дополненный специальными присадками, предотвращающими закипание. Самый популярный вариант тормозной жидкости эффективен при разогреве системы вплоть до 200-230 °C, что оптимально для большинства современных авто. Совместима с жидкостью стандарта DOT 3.

DOT 5 — тормозная жидкость, в формулу которой входит силикон. Созданная специально для спортивных высокоскоростных автомобилей жидкость DOT 5 обеспечивает безотказную работу тормозной системы при температуре кипения до 260 °C. Ввиду особого состава недопустимо смешивание DOT 5 с жидкостями на основе гликоля. При этом срок использования жидкости на основе силикона составляет всего 1 год.

DOT 5.1/ABS — гликолевый состав, применяемый исключительно в тормозных системах, оборудованных механизмом АБС. Смешивание специализированной тормозной жидкости с другими нежелательно.

Причина замены

Рабочие цилиндры в тормозной системе автомобиля сообщаются с главным посредством тормозной жидкости. Благодаря их слаженной работе движение поршня главного цилиндра передается к тормозным цилиндрам, а затем и на колодки. Тормозная жидкость подвержена постоянному нагреванию, но из-за особого состава не закипает, даже если температура в системе долго выше 100 градусов.

Недостатком состава является его гигроскопичность. Тормозная жидкость способна впитывать в себя влагу из внешней среды. Если в ней окажется больше 3% воды, жидкость потеряет свою эффективность. При разгерметизации в систему может попасть воздух с опасным для тормозной жидкости паром. Иными словами, при попадании воздуха из системы и воды, температура кипения тормозной жидкости резко упадет и в определенный момент она начнет закипать. Несмотря на то, что при потере герметичности одного контура тормозной системы, второй сохраняет способность вовремя остановить транспортное средство, даже частичный выход из строя общего механизма может стать причиной аварии.

При кипении рабочий объем жидкости становится больше и при нажатии на педаль тормоза «лишняя» жидкость переливается в резервный бачок. После остывания происходит сжатие и вытесненного ранее объема может не хватить  для создания необходимого давления в системе. В таких случаях водитель чувствует, как педаль тормоза проваливается без сопротивления, что очень опасно при движении на высокой скорости. Именно поэтому уровень тормозной жидкости необходимо отслеживать и точно знать, когда менять тормозную жидкость.

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле?

Периодичность замены ТЖ зависит от следующих факторов:
  • тип тормозной системы;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • класс тормозной жидкости;
  • состав (основа, на которой произведена ТЖ).

Для большинства автомобилей сервисный интервал по замене тормозной жидкости составляет 40 тыс. км, если температура в системе стабильно не поднимается выше 150 градусов. Для спортивных машин и автомобилей класса «премиум» рекомендуется полностью менять тормозную жидкость каждые 20 тыс. км пробега. Подробнее о сроках использования и регламенте проведения замены тормозной жидкости можно узнать из инструкции по эксплуатации авто.

Специалисты считают, что нежелательно просто доливать тормозную жидкость время от времени. Даже если большая часть жидкости обновится, ее свойства будут отличаться от характеристик полностью замененной. То же касается и смешивания составов различных марок и классов.

Иногда на необходимость замены может указывать цвет жидкости. Оптимально, если гликолевая жидкость светло-желтая или светло-коричневая, состав на основе силикона темно-красного оттенка. Стоит полностью заменить ТЖ или обратиться к мастерам сервиса, если цвет существенно изменился, жидкость помутнела или в ней появился осадок. Промедление грозит поломкой.

Как менять ТЖ?
  1. Открыть бачок.
  2. Легким движением отвернуть штуцеры, участвующие в прокачке, на тормозных цилиндрах определенного контура и натянуть на них шланг из резины.
  3. Опустить концы шланга в емкость с водой и полностью выкачать жидкость из системы с помощью педали тормоза.
  4. Заливать новую жидкость в бачок до тех пор, пока из шланга не польется чистый состав.
  5. Закрутить штуцеры и прокачать жидкость нажатием на педаль, чтобы удалить воздух из системы. Как только из шлангов всех четырех трубок начнет выходить жидкость без воздуха, шланги снимаются, а крышка бачка возвращается на прежнее место. Аналогичным образом проводится замена суппортов и цилиндров.

Если вы не уверены в правильности собственных действий по замене тормозной жидкости, обратитесь к специалистам в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные мастера оперативно и качественно проведут диагностику системы и выполнят все необходимые работы в соответствии с рекомендациями производителей. Не рискуйте своей безопасностью, обращайтесь к профессионалам!


favorit-motors.ru

Тормозная жидкость — какую заливать, когда менять?

Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.

Тормозная жидкостьТормозная жидкость

Роль тормозной жидкости в «организме» авто

Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ). Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля. Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: моторного масла, антифриза, очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.

Заливка тормозной жидкостиЗаливка тормозной жидкости

Состав и свойства тормозных жидкостей

Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).

Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими характеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.

Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?». Отвечаем: минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми. От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы. Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.

Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемыми, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных характеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.

Классификация тормозных жидкостей

Сегодня в большинстве стран мира действуют единые стандарты тормозных жидкостей, известные как DOT (по названию ведомства, их разработавшего — Department of Transportation – Министерство Транспорта Соединенных Штатов Америки) – такую маркировку можно часто встретить на упаковках с тормозными жидкостями. Она означает, что продукт произведен в соответствии с регламентными федеральными стандартами по безопасности автомобилей FMVSS № 116 и может быть использован в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей в зависимости от технических характеристик этих транспортных средств. Помимо американского стандарта, тормозные жидкости маркируют в соответствии с принятыми в ряде европейских и азиатских стран нормами (ISO 4925, SAE J 1703 и прочими).

Тормозная жидкость классификацияТормозная жидкость классификация

Но все они классифицируют тормозные жидкости по двум параметрам – их кинематическая вязкость и температура кипения. Первый отвечает за способность рабочей жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы (гидроприводе, трубках) при крайних эксплуатационных температурах: от -40 до +100 градусов Цельсия. Второй – за предотвращение образования паровой «пробки», которая образуется при высоких температурах и может привести к не срабатыванию педали тормоза в нужный момент. При классификации ТЗ по температуре кипения различают два ее состояния – температура кипения жидкости без примесей воды («сухая» ТЗ) и температура кипения жидкости, содержащей до 3.5% воды («увлажненная» ТЗ). «Сухая» температура кипения тормозной жидкости определяется по новой, только что залитой рабочей жидкости, которая не успела «набрать» воды и потому обладает высокими эксплуатационными характеристиками. «Увлажненная» температура кипения ТЗ относится к рабочей жидкости, которая эксплуатируется на протяжении 2-3 лет и содержит в своем составе определенное количество влаги. Подробнее об этом – в разделе «Сроки эксплуатации тормозных жидкостей». В зависимости от этих параметров все тормозные жидкости делят на четыре класса.

DOT 3.«Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 205°, а «увлажненная» — не менее 140°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1500 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-желтый. Применение: предназначена для использования в автомобилях, максимальная скорость движения которых составляет не более 160 км/час, в тормозной системе которых использованы дисковые (на передней оси) и барабанные (на задней оси) тормоза.

DOT-3DOT-3

DOT 4. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 230°, а «увлажненная» — не менее 155°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1800 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – желтый. Применение: предназначена для использования в транспортных средствах, максимальная скорость движения которых составляет до 220 км/час. В тормозной системе таких автомобилей установлены дисковые (вентилируемые) тормоза.

Тормозная жидкость DOT-4Тормозная жидкость DOT-4

DOT 5. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 260°, а «увлажненная» — не менее 180°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – темно-красный. В отличие от указанных выше ТЗ в составе DOT 5 основой является силикон, а не полигликоль. Применение: предназначена для использования на специальных транспортных средствах, работающих в условиях экстремальных для тормозных систем температур, а потому на обычных легковых автомобилях не используется.

DOT 5.1. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 270°, а «увлажненная» — не менее 190°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-коричневый. Применение: предназначена для использования в тормозных системах спортивных гоночных автомобилях, в которых температуры рабочих жидкостей достигают критических величин.

DOT 5.1DOT 5.1

Плюсы и минусы тормозных жидкостей

Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:

Класс ТЗДостоинстваНедостатки
DOT 3
  • Невысокая стоимость
  • Агрессивно воздействует на ЛКП авто
  • Разъедает резиновые тормозные прокладки
  • Обладает повышенной гигроскопичностью (активно поглощает воду), что приводит к коррозии узлов тормозной системы
DOT 4
  • Умеренная по сравнению с DOT 3 гигроскопичность
  • Улучшенные температурные показатели
  • Агрессивно воздействует на ЛКП
  • Хоть и умеренно, но поглощает воду, что приводит к коррозии узлов тормозной системы
  • Высокая, по сравнению с DOT 3 стоимость
DOT 5
  • Не портит ЛКП
  • Обладает низкой гигроскопичностью (не поглощает воду)
  • Оптимально воздействует на резиновые детали тормозной системы
  • Нельзя смешивать с другими ТЗ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1)
  • Может вызывать локальную коррозию в местах скопления влаги
  • Низкая компрессия (эффект «мягкой» педали тормоза)
  • Высокая стоимость
  • Не подходит для большинства транспортных средств
DOT 5.1
  • Высокая точка кипения
  • Низкая степень вязкости при воздействии низких температур
  • Совместимость с резиновыми деталями тормозной системы
  • Высокая степень гигроскопичности
  • Агрессивно воздействует на ЛКП автомобиля
  • Относительно высокая стоимость

Когда менять тормозную жидкость?

Сроки работы тормозной жидкости напрямую зависят от ее химического состава.

Минеральная ТЗ в силу своих химических характеристик (низкой гигроскопичности, хороших смазывающих свойств) обладает довольно продолжительными сроками эксплуатации (до 10 лет). Но при попадании в жидкость воды, например, в случае разгерметизации тормозной системы, ее свойства изменяются (падает температура кипения, повышается вязкость), и она уже не может выполнять свои функции, что может привести к выходу из строя тормозов. Рекомендуется периодический осмотр (раз в год) тормозной системы и состояния жидкости, которое можно определить в лабораторных условиях.

Полигликолевая ТЗ обладает средней либо высокой степенью гигроскопичности, а потому проверка ее состояния должна проводиться два раза в год. Оценить состояние полигликолевой ТЗ можно визуально: если жидкость потемнела или в ней заметны осадки, то нужно провести ее полную замену. В год такая ТЗ способна абсорбировать до 3% влаги. Если этот показатель превысит 8%, то температура кипения тормозной жидкости может упасть до 100°, что приведет к закипанию ТЗ и выходе из строя всей системы тормозов. Автомобильные производители рекомендуют менять тормозную жидкость на основе полигликолей через каждые 40 тысяч километров или каждые 2-3 года. Обычно такую тормозную жидкость полностью меняют во время установки новых внешних тормозных механизмов (колодки и диски).

Силиконовая ТЗ отличается долговечностью эксплуатации, так как ее химический состав более устойчив к внешним влияниям (попаданию влаги). Как правило, замену силиконовых тормозных жидкостей проводят по истечении 10-15 лет с момента заливки в тормозную систему.

Читайте также: Самостоятельная замена тормозной жидкости

avtoexperts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *