РазноеДтп с участием мотоциклиста – // .Ru

Дтп с участием мотоциклиста – // .Ru

Содержание

аварий и погибших меньше, самые безопасные месяцы – июль и август

Выжили только культурные?

Статистика аварийности с участием мотоциклистов — очень важный показатель того, как на самом деле обстоят дела с безопасностью дорожного движения. Потому что, несмотря на все меры по снижению аварийности, основные причины происшествий с участием железных «коней» и их «всадников» никуда не уходят: мотоциклы все так же легковесны по сравнению с автомобилями, а мотоциклисты — практически не защищены от травм даже в случае падения на минимальной скорости движения. Безопасность мотолюбителей зависит исключительно от их мастерства, а также от уровня общей культуры на дорогах. Которая выражается в готовности каждого участника движения думать не только о себе и своих пассажирах, но и о тех, кто едет рядом. Следовательно, снижение числа ДТП с участием мотоциклистов может свидетельствовать о росте культурного уровня российских водителей.

«В 2018-м число погибших по вине водителей мотоциклов увеличилось почти на 6%, однако в этом году негативную тенденцию удалось переломить. До конца декабря остается еще полтора месяца, однако уже сейчас можно говорить о значительном сокращении числа ДТП с мотоциклистами и погибших в этих авариях людей»

— комментирует заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России, полковник полиции Сергей Хранцкевич. Согласно статистике Госавтоинспекции МВД России, с января по октябрь на дорогах России произошло 4299 ДТП по вине мотоциклистов, и это на 4,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В этих происшествиях погибли 492 (снижение к прошлому году — на 14,6%), получили травмы 4642 (на 4,5% меньше, чем годом ранее) человека.

«Самым сложным месяцем мотосезона (длится с мая по сентябрь) стал июнь: 811 ДТП (+ 5,3%) погибли 95 (+ 4,4%) и пострадали 857 человек. Причины этого всплеска аварийности аналитикам Госавтоинспекции только предстоит узнать, но, вероятно, не последнюю роль сыграла погода — июнь в этом году на большей части европейской территории России был жарким и солнечным, а значит — мотоциклетным. Июль и август погодой радовали гораздо реже — и статистика аварийности с участием мотоциклов выглядит лучше: в июле ДТП с участием мотоциклистов произошло на 19,3% меньше, чем год назад, в августе – на 19,1%. Количество погибших в этих авариях уменьшилось на 35,7% и 30,6%, соответственно!»

— добавляет Сергей Хранцкевич.

И, конечно, одной только плохой погодой такие цифры не объяснишь. Мото — и автолюбители действительно стали лучше уживаться на дорогах?

Так ли страшен новичок?

Координатор сообщества «МотоМосква» Дмитрий Щеголев полагает, что одной из весомых причин снижения аварийности и смертности мотоциклистов – усложнение программ подготовки мотоциклистов в автошколах и увеличение числа мест, где можно пройти дополнительную подготовку: «Школы пересмотрели свои алгоритмы подготовки пилотов – появились дополнительные занятия по улучшению качества вождения, по контраварийному вождению. Кроме того, развиваются спортивные общества, где обучают мотоджимхане (прохождение извилистой трассы на небольшой и средней скорости – ред.), проводят кроссовую и эндуро-подготовку (эндуро – прохождение сложной трассы на пересеченной местности с большим количеством препятствий: бревен, валунов, глубоких луж). Мотоциклист, который, закончив мотошколу, посещает эти тренинги, серьезно прибавляет в навыках, гораздо увереннее чувствует себя на дороге»

.

Мотожурналист Андрей Родионов согласен с тем, что новички стали серьезнее готовиться к выездам на дорогу, однако считает, что, несмотря на это, именно начинающие остаются главной проблемой: «Основная причина сокращения числа ДТП и погибших – рост уровня культуры начинающих мотолюбителей: они воспринимают мотоцикл как опасное транспортное средство – и лучше готовятся. Но, несмотря на это, по-прежнему составляют основную группу риска: большинство новичков не отдает себе отчета в том, что базовый уровень подготовки в автошколе не соответствует требованиям, которые предъявляет современный город».

В том, что эту проблему удастся решить быстро, Андрей Родионов сомневается: «Мы можем сколько угодно говорить обо всех изменениях, которые необходимо ввести в систему подготовки, но у нас некому инициировать принятие этих изменений в виде законов. Экспертное сообщество в мотоциклетной сфере просто умерло. Я просто не знаю специалистов, которые, с одной стороны, владели бы полной статистикой, могли анализировать данные и делать выводы – и были бы при этом вхожи, к примеру, в думские кабинеты. Ну, нет таких!», — сетует журналист.

— Мотоцикл — это не хобби, и не символ бунта против общества, это, прежде всего, транспортное средство повышенной опасности. И, так как мотоциклист – равноправный участник дорожного движения, он должен соблюдать те же правила, как и водители других ТС: придерживаться разрешенной скорости, соблюдать требования знаков и разметки, с уважением относиться к другим участникам. Следующим шагом должен стать рост качества обучения в мотошколах, включение в него таких важных тем, как анализ защитной экипировки, развитие культуры дорожного движения, и, конечно же, необходимый уровень практической подготовки водителя двухколесного средства. Что бы он не только знал ответы вопросы из теста и умел ездить между конусов, но и реально был готов к движению в условиях городских дорог. Такой запрос в адрес государственной власти может поступить не только от человека, имеющего права категории А, а от любого представителя экспертного сообщества, ведь у нас общие дороги и общие интересы

, — отмечает президент экспертного центра «Движение без опасности», член правительственной комиссии по БДД Наталья Агре.

Мопеды: права на жизнь

Статистика происшествий с участием водителей мопедов и скутеров – еще более интересная. Количество аварий (1998) и число раненых (2166) практически не изменились по сравнению с прошлым годом (оба показателя демонстрируют минимальное снижение – по 0,5% каждый), а вот число погибших сократилось довольно заметно – более чем на 10%! Давайте разбираться, почему цифры выглядят именно так. Аналитики российской Госавтоинспекции полагают, что положительная динамика по погибшим в ДТП со скутерами объясняется ростом процента подготовленных скутеристов. «С 2013 года водители мопедов и скутеров должны иметь право управления категории М, а, значит, учатся и готовятся к экзаменам. Количество ДТП и пострадавших не сокращается потому, что мопеды и скутеры по-прежнему очень доступны, и при этом с каждым годом становятся все совершеннее и мощнее. Все больше людей каждый год решает сесть на скутер, и далеко не все новички проходят обучение в автошколе, а, значит, едут “до ближайшего столба” или любой сложной ситуации на дороге. У тех, кто подготовку не проходил, шансов выйти из нее без потерь, как правило, не бывает» — уточняет Сергей Хранцкевич.

Тренируйся на А2-шках

После того, как опыт по внедрению прав категории “М” признали успешным, в Госавтоинспекции МВД России задумались о введении поэтапного доступа и к мотоциклам. Это решение выглядит абсолютно логичным, если поставить в одно “стойло” все существующие сегодня типы “мотоконей”: огромное разнообразие компоновок, размеров, весов и объемов двигателя. В МВД России предлагают ввести новую подкатегорию А2, к которой будут отнесены мотоциклы мощностью до 35 кВт (47,6 л.с.). Чтобы получить возможность сесть на более мощный мотоцикл, начинающий водитель должен будет сначала два года потренироваться на чем-нибудь попроще из подкатегории А2. Правда, это правило хотят распространить только на водителей младше 24 лет, потому что, по статистике, самая опасная категория байкеров — 18-20-летние “чайники” верхом на “реактивных двигателях” — мощных, тяжелых байках, которые требуют от ездока не только продвинутых навыков управления, но и недюжинной физической силы.

Москва – мотодром БАЙКонур

Отдельно стоит сказать о ситуации с мотодвижением в Москве. Несмотря на высокий уровень жизни и, как следствие, большое количество дорогих, мощных мотоциклов, статистика ДТП с их участием в столице радует уверенной динамикой снижения. Как заявил глава столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, за последние шесть удалось вдвое сократить число погибших в ДТП с участием мотоциклов, количество аварий за это же время сократилось на 44%. По оценке Ликсутова, мотоциклистам в Москве стало комфортнее, многие ТЦ и другие площадки не берут с мотоциклистов денег за парковку, в городе проходит множество мотофестивалей, ориентированных на повышение интереса к байк-культуре и улучшение имиджа байкеров. Правда, мотолюбители могут и сами улучшить свой имидж в глазах других водителей — если не будут нарушать ПДД и агрессивно мешать другим участникам движения: по словам Максима Ликсутова – одна из основных причин смертельных ДТП с участием мотоциклистов — значительное превышение ими скорости.

Госавтоинспекция рекомендует: цените свою жизнь

Предлагаемые Госавтоинспекцией МВД России изменения принципа допуска водителей к управлению тяжелыми мощными мотоциклами, без сомнения, дадут свои результаты: через несколько лет процент неподготовленных людей на мощных байках будет меньше. Однако стоит напомнить о том, что прозвучало в начале материала: убрать все факторы риска для мотоциклистов НЕВОЗМОЖНО: байки будут все так же легковесны по сравнению с авто, а мотоциклисты — все так же незащищены.

«Когда мы начинали реализацию Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (одна из составляющих нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – ред.), то решили добиваться того, чтобы в голове каждого водителя фигурировала установка: «Мне очень дорога моя жизнь»»

, — говорит заместитель начальника ГУОБДД МВД России, полковник полиции Олег Понарьин. – «Это убеждение подходит действительно каждому. Да, это заимствованный подход, европейский, но он многократно доказал свою эффективность и сейчас активно распространяется по миру как центральная идея любой стратегической линии по безопасности дорожного движения. Когда человек начинает в полной мере осознавать, что выше жизни нет ничего, он перестает подвергать ее риску. Чем больше таких людей на дороге, тем выше шансы каждого!», — уверен замначальника российской Госавтоинспекции.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

www.kp.ru

Аварии байкеров на мотоциклах: фото, видео

Согласно статистике, количество дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклистов из года в год лишь увеличивается. Динамику можно проследить в таблице, расположенной ниже.

ГодКоличество ДТП с мотоциклами
2010318
2011443
2012501
2013более 2000
2014более 3000

Кроме того, постоянно увеличивается доля страшных аварий с мотоциклами от общего числа аварий. В 2008 году она составляла чуть более 3%, в 2011 году это число выросло до 5,5%, а сейчас данный показатель превышает 10%.

Рост количества аварий напрямую связан с увеличением общего числа двухколёсных транспортных средств. Сегодня на российских дорогах насчитывается более 3 миллионов мотоциклов. Поговорим о наиболее распространённых ситуациях аварий с мотоциклистами.

№ 1. Автомобиль, двигающийся навстречу мотоциклисту, совершает поворот налево

Аварии с мотоциклистами

Поворачивающий автомобиль является участником большинства дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклистов. При этом виновником аварии может быть как байкер, так и водитель автомобиля (а в некоторых случаях – одновременно сразу обе стороны). Чаще всего вина лежит на водителе машины, так как он либо не замечает мотоциклиста, либо пытается проскочить в повороте, либо просто отвлекается и не успевает завершить манёвр.

Тем не менее, боковая часть автомобиля, находящаяся на чужой полосе, является серьёзным препятствием для мотоциклиста, двигающегося по встречному курсу. В таких ситуациях байкеру следует надеяться лишь на свою собственную внимательность. Для того, чтобы избежать аварий с поворачивающим автомобилем (или хотя бы снизить вероятность её возникновения), мотоциклистам рекомендуется сбрасывать скорость перед перекрёстками и внимательно следить за ситуацией на дороге.

Следует помнить, что опасность может поджидать не только впереди, но и позади мотоцикла. Например, перед торможением нужно убедиться в том, что сзади никто не наедет на вас.

№ 2. Плохое дорожное покрытие

плохая-дорога

Как известно, в России две проблемы: дураки и дороги. И, даже если за рулём мотоцикла будет находиться вовсе не дурак, то это не гарантирует, что не придётся встретиться с другой проблемой – плохим дорожным покрытием. Мотоцикл – более манёвренное транспортное средство, но в то же время более неустойчивое (в сравнении с автомобилем).

Водитель автомобиля практически не почувствует наезд на камень либо ямку, а вот для мотоциклиста такой контакт может закончиться весьма плачевно. Во время проезда по мелкой гравийке, мокрой листве или песку мотоцикл теряет сцепление с дорожным покрытием и падает.

Для пешеходов существует негласное правило: Смотри себе под ноги. Его можно применить и для мотоциклистов, только в немного другой формулировке: Смотри себе под колёса. Особую внимательность необходимо проявлять при преодолении виражей. Перед входом в вираж следует снизить скорость, а набирать её нужно уже после выхода.

№ 3. Высокая скорость при входе в поворот

Данная причина ДТП является довольно распространённой среди мотоциклистов, которые любят погонять на высоких скоростях. При возникновении предаварийной ситуации остаётся надеяться только на возможности мотоцикла. Чем новее покрышки, тем лучше сцепление колёс с дорожным покрытием. Для того, чтобы минимизировать риск падения с мотоцикла, следует периодически менять резину и следить за её состоянием.

№ 4. Перестроение автомобиля в полосу, по которой движется мотоцикл
Перестроение перед мотоциклом

К сожалению, некоторые водители автомобилей забывают о существовании мотоциклистов, поэтому не замечают их при совершении манёвров с перестроением в другую полосу. Часть автолюбителей просто-напросто не видят байкеров в зеркало заднего вида.

Для того, чтобы избежать столкновений с перестраивающимися автомобилями, мотоциклисту рекомендуется не попадать в «мёртвые зоны» — участки, где водитель просто физически не может увидеть байкера. Кроме того, при любом движении следует внимательно следить за обстановкой на дороге, тогда перестраивающиеся автомобили будут видны издалека и не доставят никаких хлопот.

№ 5. Удар «исподтишка»

Большинство мотоциклистов контролируют лишь впереди происходящие события на дороге, не обращая внимания на автомобили позади. А ведь именно сзади находится основной источник опасности, контакт с которым во многих случаях приводит к летальным исходам.

Для того, чтобы не стать участником подобных дорожно-транспортных происшествий, необходимо при остановках на перекрёстке объезжать автомобиль, стоящий впереди, между рядами. Таким образом, вы будете ограждены от подъезжающих к светофору машин позади стоящим автомобилем, который будет являться буфером.

Также большое значение имеет скорость реакции, ведь именно от неё зависит вероятность благоприятного исхода предаварийной ситуации. Многие байкеры ошибочно полагают, что торможение – единственный путь к спасению, но для того, чтобы не стать участником аварии, рекомендуется совершать манёвры, которые помогут избежать удара.

№ 6. Опасность в виде открытой двери автомобиля
Открытая дверь

Многие мотоциклисты используют манёвренность своих двухколёсных «друзей» по полной программе и не пренебрегают проездами по междурядью, однако такие действия могут стать причиной ДТП. Далеко не все пассажиры перед выходом из автомобиля оценивают ситуацию на позади находящемся участке дороги.
В таких ситуациях мотоциклисту не остаётся ничего, кроме экстренного торможения. Манёвры не помогут, так как для них нет ни времени, ни свободного пространства. Стоит принимать во внимание тот факт, что каждый сброшенный километр в час повышает шансы на снижение травматизма.

Самые частые причины аварий на мотоциклах
    1. Недостаточный опыт мотоциклиста

Одной из основных причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия с участием мотоциклов, является недостаточный опыт водителей. Статистика гласит, что возраст большинства байкеров составляет от 16 до 25 лет, поэтому они не имеют достаточных навыков вождения.

Кроме того, подавляющее большинство (около 92%) мотоциклистов, которые попадают в аварии, никогда не проходили профессиональные курсы обучения вождению. Большинство байкеров научились управлять мотоциклом от родных, знакомых или друзей, а не от квалифицированных инструкторов.

    1. Употребление водителем алкоголя

К сожалению, многие участники аварий на мотоциклах любят злоупотреблять алкоголем. Согласно статистике, каждый второй погибший от столкновения байкер находился в состоянии алкогольного опьянения.

    1. Нарушение правил дорожного движения

Многие мотоциклисты забывают о том, что правила дорожного движения написаны не только для водителей автомобилей, но и для других участников дорожного движения, к числу которых они также относятся. Самые частые нарушения правил дорожного движения, которые приводят к авариям – превышение скоростных ограничений и запрещённые манёвры.

Недавние аварии мотоциклистов на дорогах

В самый разгар летнего сезона в Новосибирске произошла авария с участием мотоцикла и легкового автомобиля «Ниссан», в результате которой погиб мотоциклист. Следствие признало виновным 32-летнего водителя автомобиля, который совершал левый поворот и не убедился в безопасности манёвра, выехав на полосу встречного движения, где и произошло столкновение. Мотоциклист скончался на месте, ему было 33 года.

В конце сентября произошла страшная авария, участниками которой стали сразу три мотоцикла и автомобиль. Кровавое дорожно-транспортное происшествие случилось в Республике Адыгея. В результате столкновения 3 мотоциклиста получили телесные повреждения, ещё один байкер скончался на месте. Погибший 32-летний мотоциклист являлся жителем Краснодара и совершал совместную поездку с друзьями. Виновником аварии признан водитель автомобиля, который совершал перестроение в соседнюю полосу и не убедился в безопасности своих действий.

В конце августа в Астрахани произошло дорожно-транспортное происшествие с участием мотоциклиста и пешехода. Байкер не успел проявить реакцию и совершил наезд на пешехода, который являлся виновником ДТП. Мотоциклист принял единственно правильно решение и, чтобы смягчить столкновение, положил мотоцикл. Именно этот манёвр и спас пешехода, который отделался потерей ноги, но его жизни ничего не угрожает. Мотоциклист на скорости продолжил скольжение по дороге и попал под впереди стоящий «КамАЗ», от удара о который скончался.

Что делать, если вы стали свидетелем аварии с участием мотоциклиста

Далеко не каждый день приходиться видеть аварии с участием мотоциклов, но в любом случае необходимо знать порядок действий при ДТП, если вы стали свидетелем.

Первое, что требуется от свидетеля – оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Необходимо проверить признаки дыхания у мотоциклиста. Если байкер находится в шлеме и его дыхание не нарушено, то шлем снимать не нужно.

В случае, когда рядом находятся другие свидетели аварии, необходимо попросить их в оказании помощи. Кто-то в обязательном порядке должен оперативно вызвать скорую помощь. До приезда врачей необходимо осмотреть пострадавшего мотоциклиста. В случае наличия кровотечений требуется немедленно остановить их при помощи стерильных бинтов.

Для того, чтобы авария не доставляла хлопот другим участникам дорожного движения, следует огородить место происшествия. Ни в коем случае не нужно трогать личные вещи пострадавшего мотоциклиста, иначе вам могут приписать воровство. Установлением личности байкера обязаны заниматься сотрудники правоохранительных органов. Однако, если на пальцах мотоциклиста присутствуют кольца, то лучше всего снять их, чтобы пальцы не опухли.


Рекомендуем прочитать:

motoholder.ru

Кто ответит за аварии с мотоциклистами? — журнал За рулем

Количество аварий с участием мотоциклистов неуклонно растет. В чем причина? Эксперты считают, что проблема в низком уровне обучения и устаревших правилах сдачи экзаменов.

Мотоциклисты на улицах Москвы

Осенью 2013 года появились новые категории и подкатегории управления транспортными средствами. Вместо одной мотоциклетной категории их стало три: М (мопеды, скутеры до 50 куб. см), А1 (легкие мотоциклы с объемом до 125 куб. см) и А (любые мотоциклы).

Материалы по теме

Помимо этого изменились и правила обучения в автошколах. Для всех кандидатов в водители на теорию отводится 134 часа, а на вождение мотоцикла — 18 часов. В ГИБДД будущие мотоциклисты сдают экзамены по трем упражнениям: первое — «габаритный коридор», «габаритный полукруг», разгон-торможение, второе — змейка, колейная доска, управление на малой скорости, третье — «габаритная восьмерка». Очевидно, что успешная сдача экзамена — это лишь подтверждение базовых навыков.

А насколько может водитель мотоцикла правильно реагировать на дорожную обстановку в реальных условиях? Этого в ГИБДД не проверяют. А зря. Ежегодно в России гибнет более тысячи мотоциклистов и почти 10 тысяч получают травмы. По мнению президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, основными проблемами являются незнание или игнорирование ПДД водителями мотоциклов и отсутствие навыков управления, а также неиспользование средств защиты.

Вообще, проблема дорожной безопасности и ДТП с участием мотоциклистов возникла не сегодня и не вчера. Еще два года назад ГИБДД готовила проект постановления, в котором была предусмотрена сдача практического экзамена в условиях реального городского движения. Кроме того, предполагалось повысить и минимальный возраст для получения прав категории А. Но в правительстве проект не приняли. Или посчитали, что это очень сложно, или побоялись общественного резонанса.

автошкола

В прошлом году тема вновь была поднята на круглом столе по вело- и мотобезопасности с участием разных экспертов и представителей власти. Предложения были направлены в Общественную палату (ОП). И вот спустя год представитель ОП Дмитрий Чугунов обратился с письмом в комитет по транспорту Госдумы РФ с предложением инициировать внесение поправок в действующее законодательство и обязать желающих ездить на мотоцикле сдавать практический экзамен не только на площадке, но и в городских условиях. По мнению Дмитрия Чугунова, введение такого экзамена, а также создание новой системы обучения в автошколах поможет существенно снизить количество ДТП с участием мотоциклистов и водителей скутеров.

Материалы по теме

Необходимость изменения обучения мотоциклистов и сдачи экзаменов поддерживает и Андрей Бойко, обладатель кубка России по кольцевым мотогонкам, журналист и телекомментатор. Он считает, что сегодня обучение в автошколе и сдача экзамена в ГИБДД — это всего лишь формальность, позволяющая получить «корочку». Даже доведя свои умения на площадке до идеала, на дороге новичок встретится с массой трудностей, к которым он попросту не готов. Никто, к примеру, не учит управлению мотоциклом на скользкой дороге. Резкие торможения с перестроениями для большинства также что-то непонятное.

«Конеч

www.zr.ru

Авария с участием мотоциклиста и газовоза в Челябинске попала на видео 20 мая 2019 г | 74.ru

Авария произошла на улице Новороссийской днём 18 мая

Момент аварии с участием мотоциклиста и газовоза попал на видео. На кадрах видно, как водитель трицикла (трёхколёсный мотоцикл. — Прим. ред.) останавливается на светофоре, а водитель большегрузной машины не успевает затормозить и сбивает мотоциклиста.

Авария на улице Новороссийской произошла в субботу, 18 мая. По словам очевидцев, мотоциклист столкнулся с газовозом. Но на видео, которое водитель трицикла снимал на камеру GoPro, видно, что он затормозил на светофоре и получил удар от автомобиля, после чего упал.

Видео: Борис Мазырко

— На улице Новороссийской водитель автомобиля МАЗ въехал в мотоцикл, который остановился перед ним на светофоре. На месте был составлен протокол о ДТП. В аварии обошлось без пострадавших, — уточнили 74.RU в городском управлении ГИБДД.

На место аварии прибыл реанимобиль, но помощь медиков ни одному из водителей не понадобилась. А вот трицикл восстановить невозможно.

Вот такие повреждения трицикл получил после удара газовоза

— Газовоз не смог остановиться и въехал в меня сзади, — рассказал 74.RU водитель трицикла Борис. — Самочувствие сейчас моё нормальное, скорая меня отпустила без подозрений на переломы или сильные ушибы.

Помощь медиков мотоциклисту не потребовалась, а вот его «железному коню» крепко досталось

Собеседник 74.RU рассказал,что  собирается обратиться с иском о возмещении морального ущерба к компании «Новатэк», которой принадлежит газовоз, въехавший в него.

— Оценку ущерба трицикла я ещё не делал, но целых элементов там почти не осталось. Такой мотоцикл был единственный в городе, очень редкий по стране. Это не просто денежная потеря, а утрата друга. Меня лишили части средств к существованию: я профессиональный садовод в том числе, выращиваю растения на продажу и в сад езжу на мотоцикле. Сейчас пока приходится делать это на такси, — добавил Борис.

Из-за аварии Борис понёс не просто денежные потери, для него трицикл был другом

74.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *