РазноеФото маз 7904 – Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» — Это интересно — Шняги.Нет

Фото маз 7904 – Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» — Это интересно — Шняги.Нет

Белорусская «Целина». Неизвестный проект МАЗ-7904

В Советском Союзе за разработку тяжелой многоосной техники военного назначения отвечала Белоруссия. Именно в Минске в 1954 году при Минском автомобильном заводе (МАЗ) было образовано специальное КБ по разработке многоосной автомобильной техники высокой проходимости для нужд военных и гражданского хозяйства страны. В 1991 году это производство выделилось в отдельное предприятие – Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Произведенная в Минске многоосная колесная техника используется сегодня в армиях России и других стран постсоветского пространства, а также активно поставляется на экспорт в другие регионы нашей планеты.

К необычным проектам минских конструкторов можно отнести гигантское по размерам 140-тонное 12-колесное шасси МАЗ-7904, созданное в рамках работ по проекту «Целина». Носитель для перспективного ракетного комплекса построили в Минске в единственном экземпляре, но разработанное шасси стало отправной точкой для целого семейства тяжелых колесных машин, аналогов которым просто не существовало. Так в рамках работ по проекту «Целина-2» (подвижный грунтовый комплекс на базе ракеты РТ-23УТТ) в Минске создали 24-колесного монстра МАЗ-7907, при проектировании которого использовались наработки по машинам предыдущих проектов.

Предпосылки создания колесного шасси МАЗ-7904


Появление нового шестиосного автомобиля невозможно представить вне контекста холодной войны. Сам проект «Целина» был ответом на появление новых американских межконтинентальных баллистических ракет и следствием очередного витка мировой напряженности и гонки вооружений, которая ускорилась в 1980-е годы на волне обострения отношений между Советским Союзом и США. Перспективная разработка минских конструкторов должна была стать основой для нового грунтового ракетного комплекса.

МАЗ-7904

Машины, создаваемые в рамках проекта «Целина», долгие годы оставались секретными разработками, впервые о них по-настоящему заговорили только в 2000-х годах. Созданная в Минске автомобильная техника отличалась не только колоссальными размерами, но и использованием новых компоновочных решений, новых конструкций. Детальной проработкой и производством многоосной колесной техники повышенной проходимости занимались сотрудники УГК-2 (Второе управление главного конструктора) завода МАЗ, возглавлял работы Владимир Ефимович Чвялев, впоследствии ставший генеральным конструктором предприятия. Считается, что новый автомобиль создавался в качестве носителя новой МБР РТ-23 «Стилет», над которой работали инженеры КБ «Южное» из Днепропетровска. Ракета, оснащенная разделяющейся головной частью, весила более 100 тонн и переносила до 10 ядерных зарядов на расстояние 10 тысяч километров.

Специально для решения поставленной военными задачи в Минск командировали еще 100 конструкторов с семьями, которые были обеспечены квартирами за счет Минобороны. При этом главный конструктор СКБ МАЗ Борис Львович Шапошник, который на тот момент уже был человеком в возрасте (конструктор скончался в 1985 году в возрасте 82 лет), стал обладателем персонального лифта в рабочий кабинет, располагавшийся на третьем этаже административного здания. Важно понимать, что в годы холодной войны Советский Союз не жалел денежных средств и других ресурсов на создание и развитие сил ядерного сдерживания. Созданные в 1980-х годах инженерами специального конструкторского бюро МАЗа многоосные колесные тягачи до сих пор производят впечатление на всех, кто знакомиться с данным проектом или просто рассматривает фотографии спроектированной и собранной в металле техники.

Белорусская «Целина». Неизвестный проект МАЗ-7904

Предполагаемый внешний вид пусковой установки на базе МАЗ-7904 (рисунок Александра Архипова, kolesa.ru)

МАЗ-7904 и его возможности


Экспериментальный автомобиль был полностью готов и построен в 1983 году, как впоследствии оказалось, машина была изготовлена в одном единственном экземпляре. В июне автомобиль, получивший заводской индекс МАЗ-7904, впервые покинул заводские цеха. Собственный вес построенного в Минске гиганта составлял 140 тонн, общая грузоподъемность оценивалась в 220 тонн. Полная масса автомобиля с грузом превышала 360 тонн, это примерно 60 африканских слонов, которые являются самым крупным наземным млекопитающим на нашей планете. При взгляде со стороны новый автомобиль напоминал уже выпускавшиеся в Минске тяжелые шасси для различных советских ракетных комплексов, но полная масса новинки заставляла сразу же выбросить подобные сравнения из головы.

Размеры нового шасси были под стать полной массе. Общая длина шестиосного автомобиля превышала 32 метра, ширина – 6,8 метра, высота по уровню кабин – 3,45 метра. Дорожный просвет также был внушительным и составлял 480 мм. На передний свес рамы МАЗ-7904 конструкторы вынесли две стеклопластиковых кабины, рассчитанных на двух человек. Подобные кабины на долгие годы стали своеобразной классикой минского предприятия. Новое шасси получило три двухосных тележки, которые были базой для 12 колес, диаметр которых составлял практически три метра. Шины для этих колес специально были закуплены в Японии у компании Bridgestone, в СССР их ввозили под видом колес, необходимых для оснащения новых карьерных самосвалов. На тот момент времени советские предприятия не могли обеспечить производство шин, способных выдержать сопоставимые нагрузки, на каждое колесо приходилось до 30 тонн веса комплекса.

Белорусская «Целина». Неизвестный проект МАЗ-7904

Чтобы привести такую махину в движение, требовались нестандартные решения и нестандартное оборудование. Сердцем автомобиля стал корабельный дизельный двигатель производства ПО «Звезда». Скорее всего, это была одна из разновидностей судового V-образного 12-цилиндрового дизельного двигателя ЧН18/20. Установленный на МАЗ-7904 двигатель развивал максимальную мощность порядка 1500 л.с. Дополнительно на автомобиле устанавливался еще один дизельный двигатель – ярославский V-образный 8-цилиндровый ЯМЗ-223Ф с турбонаддувом, выдававший максимальную мощность 330 л.с. Второй дизельный двигатель использовался в качестве привода различного вспомогательного оборудования автомобиля, к которому относились компрессор тормозной системы или гидронасос рулевого управления.

Основной двигатель автомобиля МАЗ-7904 установили между двумя двухместными кабинами. Силовая установка приводила в действие две четырехступенчатых гидромеханических трансмиссии, которые и передавали крутящий момент на три передних и три задних моста необычного автомобиля. Согласно проекту управляемыми были четыре колеса передней и задней тележек, а примерный радиус поворота машины составлял 50 метров. Рулевой механизм машины получил гидроусилитель. Каждое из 12 колес было установлено на гидропневматической подвеске.

Испытания и судьба МАЗ-7904


Первые заводские испытания новой разработки минских конструкторов начались уже во второй половине 1983 года. Так как проект создавался в рамках полной секретности, комплекс испытаний под Минском организовали в темное время суток, автомобиль покидал территорию завода ночью и возвращался назад до наступления рассвета. График испытаний согласовали с военными, которые предоставляли информацию о том, когда над территорией Белоруссии нет иностранных спутников-шпионов. Таким образом, заводские испытания нового автомобиля повышенной грузоподъемности МАЗ-7904 проходили в достаточно специфических условиях. Белорусская «Целина». Неизвестный проект МАЗ-7904
Белорусская «Целина». Неизвестный проект МАЗ-7904

После завершения цикла заводских испытаний автомобиль было решено отправить на Байконур, чтобы провести испытания уже в казахстанских степях, к которым так располагало название проекта «Целина». Для транспортировки через всю страну автомобиль разобрали и погрузили на специальный прицеп, в Казахстан МАЗ-7904 прибыл в январе 1984 года. На космодроме новый автомобиль пришлось собирать заново. Считается, что по одной из легенд прикрытия новый минский автомобиль планировалось использовать для перевозки крупногабаритных блоков ракетной системы «Энергия» в МИК – Монтажно-испытательный корпус, либо для транспортировки отработавших блоков первой ступени в многоразовом исполнении ракетной системы, такой проект ракеты действительно существовал. Возможно, автомобиль, как и многие другие многоосные колесные тягачи, действительно планировалось использовать не только в военной, но и в гражданской сфере.

Вторая фаза испытаний специального колесного тягача началась в казахстанских степях уже в феврале 1984 года, всего машина прошла около четырех тысяч километров. Теперь автомобиль испытывали с имитатором максимальной нагрузки на борту. Подобные испытания достаточно быстро помогли выявить присущие машине недостатки, главным из которых было большое давление на грунт – на каждую ось приходилось до 60 тонн. По этой причине новый тягач демонстрировал низкую проходимость вне дорог или твердого покрытия. Также испытания продемонстрировали плохую управляемость тягача МАЗ-7904 и небольшую скорость хода.

Белорусская «Целина». Неизвестный проект МАЗ-7904

24-колесный МАЗ-7907

На судьбе проекта проведенные в Казахстане испытания сказались самым худшим образом. Проект было решено свернуть. Специальный колесный тягач отодвинули в сторону следующие проекты Минского автомобильного завода. Отказавшись от проекта «Целина», военные обратились к проекту «Целина-2», для которого потребовался новый транспорт. В рамках работ по этой теме в Минске собрали еще два уникальных многоосных монстра – автомобиль МАЗ-7906 с 16 колесами и 8 осями и МАЗ-7907 с 24 колесами и 12 осями, но это уже совсем другая история. А жизненный путь тягача МАЗ-7904 заканчивается грустным финалом. С 1991 года уникальный автомобиль хранился в одном из ангаров на космодроме Байконур, где, судя по размещенным в открытом доступе документам, он был утилизирован в 2010 году.

МАЗ-7904 (4 фото)

МАЗ-7904 авто, гиганты

Один из самых больших автомобилей мира

МАЗ-7904 — одна из главных тайн отечественного автомобилестроения. Обрывочная информация о машине начала просачиваться из-за высоких минских заборов в 1991 году, когда прежде совершенно секретные подразделения Минского автомобильного завода УГК-2 (Второе управление главного конструктора) и ПСКТ (Производство специальных колесных тягачей) были преобразованы в Минский завод колесных тягачей. Пусть и с оглядкой, работники с нескрываемой гордостью рассказывали о том, что некий загадочный транспортер перевозит грузов едва ли не вдвое больше собственной массы, на нем установлен двигатель от ракетного катера и даже, что была проведена специальная тайная операция по закупке у японской фирмы Bridgestone

Постепенно завеса спадала, и многое, о чем поначалу говорили полушепотом, стало всеобщим достоянием. Итак, специальный колесный транспортер МАЗ-7904 с колесной формулой 12×12 был построен в 1983 году. При собственной массе 140 т он был способен нести 220 т полезной нагрузки. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Кроме того, на транспортере находился еще и дизель V8 ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. Он обеспечивал энергией вспомогательные системы: гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д. Привод на колеса осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. За исключением этого МАЗ-7904 соответствовал компоновочной схеме, принятой для большинства минских транспортеров: рама корытообразного сечения с наклонными лонжеронами, дифференциальный блокируемый привод к ведущим колесам, колесные планетарные редукторы, разнесенные по бортам кабины экипажа (их изготавливал из стеклопластика Осиповичский завод автомобильных агрегатов). Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что с габаритом 32,2×6,8×3,45 м обеспечивало радиус поворота всего 50 м. МАЗ-7904 обувался в шины размерностью 3180×1185-1295 (те самые, Bridgestone) и обладал дорожным просветом 480 мм.

МАЗ-7904 авто, гиганты

А вот какие задачи стояли перед этой техникой, так и остается тайной. Наиболее распространенная гипотеза, что МАЗ-7904 создавался в рамках комплекса «Целина» в качестве пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты РТ-23 «Молодец», разработанной КБ «Южное». В поддержку данной гипотезы рассказывается о совещании, прошедшем на Минском автозаводе 24-25 февраля 1981 года. Это было невиданное по размаху мероприятие, на котором главный конструктор УГК-1 Борис Шапошник требовал от министра автомобильной промышленности В.Н.Полякова расширения штата, увеличения фонда заработной платы и выделения сотни квартир для своих сотрудников. Курьезным последствием того совещания стало появление лифта в здании УКГ-1, чтобы пожилому Шапошнику не приходилось подниматься в свой кабинет на третий этаж по лестнице.

Вторая версия — МАЗ-7904 предназначался для сбора и перевозки обратно на космодром отработавших блоки первой ступени ракеты «Энергия» (эти многоразовые элементы спускались в степь на парашютах). Масса четырех отработавших блоков как раз составляет 220 т грузоподъемности МАЗ-7904. Однако непонятно, каким образом эти блоки могли быть подняты на борт транспортера. Кроме того, вопреки распространенному мнению, МАЗ-7904 не был вездеходом, и его без преувеличения выдающиеся параметры диктовались обеспечением транспортных задач по подготовленным дорогам.

Наконец, существует и третья версия, согласно которой МАЗ-7904 создавался в рамках программы «Энергия-Буран» для доставки отдельных блоков ракетной системы в монтажно-испытательный корпус (МИК) космодрома Байконур для последующей сборки.

Выяснение истины у компетентных людей неизменно наталкивалось на неприятие. Так, ученик Бориса Шапошника, возглавивший после его смерти УГК-2 Владимир Чвялев, категорически отказался обсуждать тему МАЗ-7904.

МАЗ-7904 авто, гиганты

Так или иначе, в конце 1983 года после обкатки МАЗ-7904 разобрали и отправили железнодорожным ходом именно на Байконур. Там под руководством зам. главного конструктора УГК-2 В.И.Захарова транспортер вновь собрали, и в ходе испытаний он прошел 4000 км. После завершения программы МАЗ-7904 закатили в ангар площадки № 42, где он находился все оставшееся время

МАЗ-7904 авто, гиганты

МАЗ-7907 — Википедия

МАЗ-7907 — опытное шасси Минского автомобильного завода для пусковой установки 15У157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с МБР РТ-23 УТТХ (15Ж62). Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые, питаемыми энергией генератора, приводимого в действие танковой газовой турбиной. Главный конструктор шасси — автоконструктор Борис Львович Шапошник, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.

К главным техническим особенностям МАЗ-7907 можно отнести установку в качестве силовой установки газотурбинного двигателя мощностью 1250 л. с. (специально спроектированного и изготовленного варианта танкового газотурбинного двигателя ГТД-1000ТФ — ГТД-1000ТФМ; по другим данным — ГТД-1250А) и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колёсами диаметром 1,66 м.

Шасси МАЗ-7907 прошло успешную опытную эксплуатацию, однако на вооружение принято не было, на полигоне МАЗа хранятся два опытных экземпляра шасси МАЗ-7907. Длина машины составляет 28,1 м, ширина 4,1 м, высота 4,4 м.

Небольшой радиус поворота обеспечивался путём поворота всех пар колёс, кроме 5, 6, 7 и 8-й. Первые четыре пары поворачивались в одну сторону, а последние четыре — в противоположную.

Работы по облегчённым (относительно МАЗ-7904) сочленённому двенадцатиосному шасси МАЗ-7907 с электроприводом и восьмиосному МАЗ-7906 с механическим приводом были начаты в Минске 23 марта 1983 года.[1]

9 августа 1983 года вышло постановление правительства СССР о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования № 768—247. Проект подвижного грунтового ракетного комплекса был назван «Целина-2» и получил индекс заказчика 15П162.[1]

Первый опытный образец был собран на МАЗе в марте 1985 года и рассматривался как альтернативный вариант шасси по программе «Целина-2». Шасси должно было быть способно транспортировать ракету стартовой массой 104,5 т, длиной 22,6 м и диаметром 2,4 м в ТПК и оборудование, обеспечивающее хранение, транспортирование, подготовку и пуск ракеты.[1]

На заводе были проведены предварительные обкаточные и пробеговые испытания в объёме 1000 км. Испытания проводились в ночное время по Могилёвскому шоссе и заводскому полигону «Утёс». По завершении заводских испытаний шасси было разобрано и по железной дороге отправлено на ПО «Баррикады» (г. Волгоград) для монтажа оборудования автономной пусковой установки (АПУ) 15У157. По завершении монтажа шасси вновь было частично разобрано и направлено железной дорогой в позиционный район 7-й гвардейской ракетной Режицкой Краснознамённой дивизии в пгт. Выползово (сейчас ЗАТО Озёрный) Бологовском районе Тверской области для сравнительных испытаний с АПУ на базе МАЗ-7906.[1]

Испытания шасси МАЗ-7907 в 7-й гв. рд начались в сентябре 1986 года. Целью испытаний был выбор типа шасси для ПГРК «Целина-2». Проведение испытаний потребовало серьёзной модернизации инфраструктуры войсковой части: были построены гигантские ангары для хранения и обслуживания шасси, специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования воздействия колёс на дорожное полотно. Испытания были завершены в сентябре 1987 года, при этом пробег МАЗ-7907 составил 2054 км при максимальной достигнутой скорости 25 км/ч.[1]

Комиссия в выводах по результатам испытаний к производству рекомендовала шасси МАЗ-7907 как обладавшее по сравнению с МАЗ-7906 рядом преимуществ[1]:

  • меньшими осевыми нагрузками,
  • лёгкостью управления,
  • лучшими виброакустическими характеристиками в кабине,
  • быстрым набором готовности к движению при низких температурах (за счёт применения ГТД),
  • лучшими эксплуатационными качествами (за счёт применения электротрансмиссии),
  • более высокой надёжностью и живучестью (за счёт резервирования систем электротрансмиссии и возможности движения без 8 электроприводов),
  • лучшей железнодорожной транспортабельностью.

Однако работы по комплексу были прекращены, и обе машины МАЗ-7907 были возвращены на Минский автозавод.[1]

Летом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена перевозка 88-тонного теплохода длиной 40 метров с реки Березины за 250 км на озеро Нарочь. После разгрузки шасси в условиях водоёма, на обратном пути вышли из строя все электромоторы и шасси было возвращено на буксире.

В 2006 году из элементов двух машин МАЗ-7907, находившихся на заводском полигоне, была собрана одна, которая находится сейчас на территории предприятия в ожидании реставрации. Предполагается, что данное шасси станет одним из элементов музейной экспозиции Минского завода колёсных тягачей.[3]

На шасси применена рама хребтового типа с горизонтальным силовым шарниром[3], соединяющим два шестиосных полноприводных звена.[1] Это решение в сочетании с независимой гидропневматической рычажной подвеской с пневматической связью каждых двух колёс по борту шасси, системой регулирования положения рамы[1] и большим ходом колёс позволяло шасси без зависания точек опор двигаться по сложному профилю грунтовых дорог. В то же время в горизонтальной плоскости при поворотах эта рама оставалась жёсткой.[3]

Высокую маневренность шасси обеспечивает автоматическая система дифференциального управления поворотом колёс[4] — управляемыми выполнены четыре передних и четыре задних оси, на повороте задняя четвёрка осей поворачивается в противоположную сторону. Эти меры позволили добиться радиуса поворота в 27 м при длине шасси в 28 м.[1]

В качестве двигателя использован усовершенствованный вариант двигателя ГТД-1000ТФ танка Т-80Б — газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФМ (по другим данным — ГТД-1250А[2]) мощностью 1250 л. с.[1]

Двигатель приводил во вращение генератор переменного тока, который вырабатывал электроэнергию и питал всю электротрансмиссию, состоявшую из 24 синхронных электромоторов ТЭ660-24 переменного тока с частотным регулированием[1], установленных внутри рамы по одному на каждое из колёс. В связи с незавершённостью работ смежников по созданию синхронного электродвигателя с полным масляным охлаждением в шасси применили тяговые электромоторы воздушно-масляного охлаждения.[3] Тяговые электромоторы через полуоси приводили во вращение колёса с широкопрофильными шинами модели ВИ-207 (1660×670-685), выпускавшиеся на Воронежском заводе.[1]

Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904»

В период Холодной войны СССР не жалел средств и ресурсов для развития ядерного потенциала. Так, в начале 1980-х годов Минский автомобильный завод разработал гигантский 24-колесный грузовик, предназначенный для транспортировки и запуска межконтинентальных ракет. Его размеры до сих пор поражают воображение.

В 1983 году на Минском автомобильном заводе (МАЗ) было создано экспериментальное транспортное средство особого назначения «7904». В этом же году аппарат был отправлен на космодром Байконур для дальнейших испытаний. Гигантский грузовик предназначался для использования в программе «Энергия-Буран» для транспортировки упавших космических обломков и отсоединившихся ступеней космических ракет. На шасси МАЗ-7904» был установлен двигатель от морского судна мощностью 1500 л.с.

МАЗ-7904. | Фото: Wroom.ru.


Эксплуатация комплекса МАЗ-7904 дала предпосылки к последующему созданию шасси на модель МАЗ-7906 в рамках уже нового проекта — «Целина-2». В 1984 году на заводе МАЗ изготовили два образца МАЗ-7906 с шестнадцатью колесами, а через год появился уже 24-колесный МАЗ-7907. В начале 1980-х годов были испытаны обе версии шасси наземного транспортного средства грузоподъемностью до 140-150 тонн. Колеса производства компании Bridgestone имели диаметр 2,8 метра.

Гигантские размеры. | Фото: 5koleso.


Размеры МАЗ-7907 поистине впечатляющие: длина — 32 м, ширина — 6,8 м, высота — 4,5 м. Главной технической особенностью грузовика стало использование газотурбинного силового агрегата мощностью 1250 л.с., который располагался в передней части шасси. Двигатель работал на электрогенераторе VSG-625, передававший энергию через трансмиссию на 24 электродвигателя (по 30 кВт каждый).

Габариты. | Фото: LiveJournal.


МАЗ-7907 имел довольно сложную, но эффективную трансмиссию с 24 ведущими колесами. Особая конструкция шасси и огромные колеса позволяли грузовику передвигаться по бездорожью с максимальной скоростью 25 км/ч. По информации Novate.ru, масса самого грузовика была практически 65 тонн, а вместе с ракетой на борту превышала 200 тонн. Это единственное в своем роде транспортное средство с 24 ведущими колесами, 16 из которых могли поворачиваться.

МАЗ-7907. | Фото: КОЛЕСА.ру.


Проект «Целина-2» был запущен в конце 1970-х годов. Первое шасси для подвижного ракетного комплекса разработали на Минском автомобильном заводе в 1982 году. Все работы держались в строжайшем секрете, и даже сегодня вы вряд ли узнаете подробности его создания. Подвижный комплекс должен был перевозить 104,5-тонную ракету «Молодец» длиной 22,6 метра. Не только транспортировать, но и выдерживать ее запуск.

Грузовик в первую очередь предназначался для езды в условиях бездорожья. Шасси «7907» и «7906» успешно прошли проверку. Испытательные группы, которые сменяли друг друга каждые сорок дней, выезжали на полигон, преодолевая несколько контрольных точек. Сжатые сроки и высокая интенсивность программы тестирования требовали участия большой группы заводских специалистов: А. Савина, Ф. Цурпо и др. Во время проверок возникали различные проблемы, которые решались военным путем — прямо на месте.

МАЗ на испытаниях. | Фото: wroom.ru.


МАЗ-7907 транспортировался на Байконур для испытаний в строгой секретности. На космодроме загадочная история ракетного комплекса обрывается. Почему грузовики МАЗ так и не были введены в эксплуатацию, остается загадкой. В 2006 году два МАЗ-7907 были отправлены обратно на завод в Минск для дальнейшей реставрации. Дальше их планировалось выставить в музее военной техники, но этого так и не случилось.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

«Опытный» МАЗ рекордсмен — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Фото 1.

МАЗ-7907. Его двенадцатиосное шасси обладает гигантскими габаритами: длина — 30 м, ширина — 4,8 м, высота — 4,5 м. К главным техническим особенностям можно отнести применение в качестве силовой установки танкового двигателя мощностью 1250 л.с. и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колесами. Шарнирно-сочлененная рама и большой ход подвески колес диаметром почти два метра обеспечивают машине с проектной боевой массой под 200 тонн хорошую проходимость по грунтовым дорогам сложного профиля и максимальную скорость до 25 км/ч. Масса — 65 800 кг. Грузоподъемностью — 150 т.

Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые. Давайте узнаем как и для чего она создавалась …

Фото 2.

 

Как было в истории каждого предприятия, не все опытные образцы стали серийными. В конце 70-х начали проектировать, а 1982 г. изготовили шасси МАЗ-7904. Невероятная секретность этой модели инерцией тянется до сего времени. Даже сегодня никто не хочет рассказать, для чего создавали этот шестиосный супермонстр. Грузоподъёмность 220 т, полная масса 360 т. Ширина 6,8 м, длина 32,2 м, высота 3,45 м, диаметр колёс (Bridgestone) 2,8 м, колёсная формула 12х12. У этого шасси два мотора: один судовой – 1 500 л.с. и обычный дизель мощностью 330 л.с., две параллельные гидромеханические трансмиссии. Машину выгоняли из цеха, только по установленному графику, когда спутники-шпионы не пролетали над Минском. Это шасси было отправлено на испытания на Байконур, там и закончилась его тёмная история.

 

Фото 3.

 

По проекту «Целина-2» в 1984 г. изготовили пару автомобилей МАЗ-7906 (16х16), а годом позже вторую пару МАЗ-7907 (24х24). Грузоподъёмность этих тяжеловозов 150 т, что позволяло им транспортировать проектируемую ракету РТ-23 «Молодец» массой 100 т. С началом разрядки проект «Молодцев» просто прикрыли, а про машины забыли. Но конструкция МАЗ-7907 была весьма необычна.

 

Фото 4.

 

МАЗ-7907 — опытное шасси Минского автомобильного завода для пусковой установки 15П157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с МБР РТ-23 УТТХ (15Ж62). Единственная в мире машина с 24 ведущими колёсами, 16 из которых управляемые, питаемыми энергией генератора, приводимого в действие танковой газовой турбиной. Главный конструктор шасси — автоконструктор Борис Львович Шапошник, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.

К главным техническим особенностям МАЗ-7907 можно отнести установку в качестве силовой установки газотурбинного двигателя мощностью 1250 л. с. (специально спроектированного и изготовленного варианта танкового газотурбинного двигателя ГТД-1000ТФ — ГТД-1000ТФМ; по другим данным — ГТД-1250А) и довольно сложной, но эффективной электротрансмиссии с 24 мотор-колёсамидиаметром 1,66 м.

Шасси МАЗ-7907 прошло успешную опытную эксплуатацию, однако на вооружение принято не было, на полигоне МАЗа хранятся два опытных экземпляра шасси МАЗ-7907. Длина машины составляет 28,1 м, ширина 4,1 м, высота 4,4 м.

Небольшой радиус поворота обеспечивался путём поворота всех пар колёс, кроме 5, 6, 7 и 8-й. Первые четыре пары поворачивались в одну сторону, а последние четыре — в противоположную.

 

Фото 5.

 

Работы по облегчённым (относительно МАЗ-7904) сочленённому двенадцатиосному шасси МАЗ-7907 с электроприводом и восьмиосному МАЗ-7906 с механическим приводом были начаты в Минске 23 марта 1983 года.

9 августа 1983 года вышло постановление правительства СССР о создании единой ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования № 768—247. Проект подвижного грунтового ракетного комплекса был назван «Целина-2» и получил индекс заказчика 15П162.

Первый опытный образец был собран на МАЗе в марте 1985 года и рассматривался как альтернативный вариант шасси по программе «Целина-2». Шасси должно было быть способно транспортировать ракету стартовой массой 104,5 т, длиной 22,6 м и диаметром 2,4 м в ТПК и оборудование, обеспечивающее хранение, транспортирование, подготовку и пуск ракеты.

На заводе были проведены предварительные обкаточные и пробеговые испытания в объёме 1000 км. Испытания проводились в ночное время по Могилёвскому шоссе и заводскому полигону «Утёс». По завершении заводских испытаний шасси было разобрано и по железной дороге отправлено на ПО «Баррикады» (г. Волгоград) для монтажа оборудования автономной пусковой установки (АПУ) 15У157. По завершении монтажа шасси вновь было частично разобрано и направлено железной дорогой в позиционный район 7-й гвардейской ракетной Режицкой Краснознамённой дивизии в пгт. Выползово (сейчас ЗАТО Озёрный) Бологовском районе Тверской области для сравнительных испытаний с АПУ на базе МАЗ-7906

 

Фото 6.

Фото 7.

 

Испытания шасси МАЗ-7907 в 7-й гв. рд начались в сентябре 1986 года. Целью испытаний был выбор типа шасси для ПГРК «Целина-2». Проведение испытаний потребовало серьёзной модернизации инфраструктуры войсковой части: были построены гигантские ангары для хранения и обслуживания шасси, специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования воздействия колёс на дорожное полотно. Испытания были завершены в сентябре 1987 года, при этом пробег МАЗ-7907 составил 2054 км при максимальной достигнутой скорости 25 км/ч.

Комиссия в выводах по результатам испытаний к производству рекомендовала шасси МАЗ-7907 как обладавшее по сравнению с МАЗ-7906 рядом преимуществ:

  • меньшими осевыми нагрузками,
  • лёгкостью управления,
  • лучшими виброакустическими характеристиками в кабине,
  • быстрым набором готовности к движению при низких температурах (за счёт применения ГТД),
  • лучшими эксплуатационными качествами (за счёт применения электротрансмиссии),
  • более высокой надёжностью и живучестью (за счёт резервирования систем электротрансмиссии и возможности движения без 8 электроприводов),
  • лучшей железнодорожной транспортабельностью.

Однако работы по комплексу были прекращены, и обе машины МАЗ-7907 были возвращены на Минский автозавод.

В 2006 году из элементов двух машин МАЗ-7907, находившихся на заводском полигоне, была собрана одна, которая предположительно находится сейчас на территории предприятия в ожидании реставрации. Предполагается, что данное шасси станет одним из элементов музейной экспозиции Минского завода колёсных тягачейЛетом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена перевозка 88-тонного теплохода длиной 40 метров с реки Березины за 250 км на озеро Нарочь. После разгрузки шасси в условиях водоёма, на обратном пути вышли из строя все электромоторы и шасси было возвращено на буксире.

 

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Речной катер массой 88 т перевезли на этом чуде-юде по дорогам общего пользования с Березины за 150 км на озеро Нарочь.

 

Минский завод колесных тягачей МЗКТ в советское время был секретным подразделением МАЗа. Именно его многоосные автомобильные шасси везут по Красной площади в дни парадов ракеты, установки ПВО и тяжелую технику. После распада Союза МЗКТ стал самостоятельным предприятием и находится в ведении Министерства обороны Республики Беларусь. Сегодня он выпускает продукцию под маркой “Волат”, что означает “Богатырь”.

 

 

 

 

 

[источники]

источники

https://www.drive2.ru/c/4899916394579139050/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%90%D0%97-7907

https://plus.google.com/102549610567855022047/posts/WQpeei9Rpz8

https://www.facebook.com/rus.improvisation/posts/771768766206954

http://www.discovery.nemiga.info/mzkt-3.htm

https://www.drive2.ru/c/288230376151879840/

http://m2motors.com.ua/novosti/1867-unikalnye-avtomobilimaz-7907-24veduschih-kolesa.html

 

Давайте я вам еще напомню некоторые необычные машины :  вот например Американская «коза», а вот «Победа» с пропеллером. Посмотрите еще как выглядит Самая большая машина в мире, а так же Самый низкий автомобиль в мире. Кстати, знаете ли вы, что  возможно, мы и сейчас катались бы на бесшумных паровых автомобилях и как разгоняется Самый быстрый грузовик в мире ? Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=56209

Ящик пандоры – Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904»?

В период Холодной войны СССР не жалел средств и ресурсов для развития ядерного потенциала. Так, в начале 1980-х годов Минский автомобильный завод разработал гигантский 24-колесный грузовик, предназначенный для транспортировки и запуска межконтинентальных ракет. Его размеры до сих пор поражают воображение.

В 1983 году на Минском автомобильном заводе (МАЗ) было создано экспериментальное транспортное средство особого назначения «7904». В этом же году аппарат был отправлен на космодром Байконур для дальнейших испытаний. Гигантский грузовик предназначался для использования в программе «Энергия-Буран» для транспортировки упавших космических обломков и отсоединившихся ступеней космических ракет. На шасси МАЗ-7904» был установлен двигатель от морского судна мощностью 1500 л.с.

МАЗ-7904.

МАЗ-7904. | Фото: Wroom.ru.

Эксплуатация комплекса МАЗ-7904 дала предпосылки к последующему созданию шасси на модель МАЗ-7906 в рамках уже нового проекта — «Целина-2». В 1984 году на заводе МАЗ изготовили два образца МАЗ-7906 с шестнадцатью колесами, а через год появился уже 24-колесный МАЗ-7907. В начале 1980-х годов были испытаны обе версии шасси наземного транспортного средства грузоподъемностью до 140-150 тонн. Колеса производства компании pidgestone имели диаметр 2,8 метра.

Гигантские размеры.

Гигантские размеры. | Фото: 5koleso.

Размеры МАЗ-7907 поистине впечатляющие: длина — 32 м, ширина — 6,8 м, высота — 4,5 м. Главной технической особенностью грузовика стало использование газотурбинного силового агрегата мощностью 1250 л.с., который располагался в передней части шасси. Двигатель работал на электрогенераторе VSG-625, передававший энергию через трансмиссию на 24 электродвигателя (по 30 кВт каждый).

Габариты.

Габариты. | Фото: LiveJournal.

МАЗ-7907 имел довольно сложную, но эффективную трансмиссию с 24 ведущими колесами. Особая конструкция шасси и огромные колеса позволяли грузовику передвигаться по бездорожью с максимальной скоростью 25 км/ч. По информации Novate.ru, масса самого грузовика была практически 65 тонн, а вместе с ракетой на борту превышала 200 тонн. Это единственное в своем роде транспортное средство с 24 ведущими колесами, 16 из которых могли поворачиваться.

МАЗ-7907.

МАЗ-7907. | Фото: КОЛЕСА.ру.

Проект «Целина-2» был запущен в конце 1970-х годов. Первое шасси для подвижного ракетного комплекса разработали на Минском автомобильном заводе в 1982 году. Все работы держались в строжайшем секрете, и даже сегодня вы вряд ли узнаете подробности его создания. Подвижный комплекс должен был перевозить 104,5-тонную ракету «Молодец» длиной 22,6 метра. Не только транспортировать, но и выдерживать ее запуск.

Грузовик в первую очередь предназначался для езды в условиях бездорожья. Шасси «7907» и «7906» успешно прошли проверку. Испытательные группы, которые сменяли друг друга каждые сорок дней, выезжали на полигон, преодолевая несколько контрольных точек. Сжатые сроки и высокая интенсивность программы тестирования требовали участия большой группы заводских специалистов: А. Савина, Ф. Цурпо и др. Во время проверок возникали различные проблемы, которые решались военным путем — прямо на месте.

МАЗ на испытаниях.

МАЗ на испытаниях. | Фото: wroom.ru.

МАЗ-7907 транспортировался на Байконур для испытаний в строгой секретности. На космодроме загадочная история ракетного комплекса обрывается. Почему грузовики МАЗ так и не были введены в эксплуатацию, остается загадкой. В 2006 году два МАЗ-7907 были отправлены обратно на завод в Минск для дальнейшей реставрации. Дальше их планировалось выставить в музее военной техники, но этого так и не случилось.

Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» — Это интересно — Шняги.Нет

В период Холодной войны СССР не жалел средств и ресурсов для развития ядерного потенциала. Так, в начале 1980-х годов Минский автомобильный завод разработал гигантский 24-колесный грузовик, предназначенный для транспортировки и запуска межконтинентальных ракет. Его размеры до сих пор поражают воображение.Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» война и мир
В 1983 году на Минском автомобильном заводе (МАЗ) было создано экспериментальное транспортное средство особого назначения «7904». В этом же году аппарат был отправлен на космодром Байконур для дальнейших испытаний. Гигантский грузовик предназначался для использования в программе «Энергия-Буран» для транспортировки упавших космических обломков и отсоединившихся ступеней космических ракет. На шасси МАЗ-7904» был установлен двигатель от морского судна мощностью 1500 л.с.Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» война и мир
МАЗ-7904.

Эксплуатация комплекса МАЗ-7904 дала предпосылки к последующему созданию шасси на модель МАЗ-7906 в рамках уже нового проекта — «Целина-2». В 1984 году на заводе МАЗ изготовили два образца МАЗ-7906 с шестнадцатью колесами, а через год появился уже 24-колесный МАЗ-7907. В начале 1980-х годов были испытаны обе версии шасси наземного транспортного средства грузоподъемностью до 140-150 тонн. Колеса производства компании Bridgestone имели диаметр 2,8 метра.

Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» война и мир
Гигантские размеры.

Размеры МАЗ-7907 поистине впечатляющие: длина — 32 м, ширина — 6,8 м, высота — 4,5 м. Главной технической особенностью грузовика стало использование газотурбинного силового агрегата мощностью 1250 л.с., который располагался в передней части шасси. Двигатель работал на электрогенераторе VSG-625, передававший энергию через трансмиссию на 24 электродвигателя (по 30 кВт каждый).

Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» война и мир
Габариты.

МАЗ-7907 имел довольно сложную, но эффективную трансмиссию с 24 ведущими колесами. Особая конструкция шасси и огромные колеса позволяли грузовику передвигаться по бездорожью с максимальной скоростью 25 км/ч. По информации Novate.ru, масса самого грузовика была практически 65 тонн, а вместе с ракетой на борту превышала 200 тонн. Это единственное в своем роде транспортное средство с 24 ведущими колесами, 16 из которых могли поворачиваться.

Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» война и мир
МАЗ-7907.

Проект «Целина-2» был запущен в конце 1970-х годов. Первое шасси для подвижного ракетного комплекса разработали на Минском автомобильном заводе в 1982 году. Все работы держались в строжайшем секрете, и даже сегодня вы вряд ли узнаете подробности его создания. Подвижный комплекс должен был перевозить 104,5-тонную ракету «Молодец» длиной 22,6 метра. Не только транспортировать, но и выдерживать ее запуск.

Грузовик в первую очередь предназначался для езды в условиях бездорожья. Шасси «7907» и «7906» успешно прошли проверку. Испытательные группы, которые сменяли друг друга каждые сорок дней, выезжали на полигон, преодолевая несколько контрольных точек. Сжатые сроки и высокая интенсивность программы тестирования требовали участия большой группы заводских специалистов: А. Савина, Ф. Цурпо и др. Во время проверок возникали различные проблемы, которые решались военным путем — прямо на месте.

Для чего в СССР построили 24-колесный «МАЗ-7904» война и мир
МАЗ на испытаниях.

МАЗ-7907 транспортировался на Байконур для испытаний в строгой секретности. На космодроме загадочная история ракетного комплекса обрывается. Почему грузовики МАЗ так и не были введены в эксплуатацию, остается загадкой. В 2006 году два МАЗ-7907 были отправлены обратно на завод в Минск для дальнейшей реставрации. Дальше их планировалось выставить в музее военной техники, но этого так и не случилось.

Спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *